Индийские трущобы мумбаи. Самые большие (и ужасные) трущобы Африки! Здание для прачек

February 8th, 2015 , 10:46 am

Трудно удержаться от соблазна прокатиться на машине с ветерком по гладкому и толстому байкальскому льду, да так, чтобы веером из-под колес разлетался пушистый снег. В солнечную погоду замерзшее озеро просто неудержимо манит выехать на лед и подъехать вплотную к сверкающему нагромождению торосов или к прибрежным скалам, причудливо украшенным в высоту наплесковым льдом и закрученными штормовым ветром барашками сосулек.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛЕДОВОГО БАЙКАЛА

Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют весной. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед становится идеально отполированным. Сквозь него отлично просматриваются на мелководье камни на дне. Если снега за зиму выпадает много, открытых участков зеркального льда на озере не так много. С конца февраля по начало апреля совершается большинство поездок по льду Байкала . Это идеальное время для путешествий по льду: тепло, можно ехать, например, на велосипеде в легкой одежде, без перчаток, и даже кратковременно раздеваться до майки. Небо синее-синее, небосвод чист, а заснеженные горы противоположного берега отчетливо различаются вплоть до деталей, как будто находятся рядом.



В последние годы стало популярным на лыжах, коньках или велосипедах совершать длительные путешествия с юга Байкала, от пос. Култука, на север - до Северобайкальска.
В конце марта лед становится шершавым, наносы снега затвердевают, что позволяет передвигаться на велосипедах без специальной шипованной резины. Вообще, ездить по гладкому льду на велосипеде занятие довольно сложное, стоит чуть сильнее крутануть педали, и велосипед гарантированно соскальзывает набок. Практика проведения туристических путешествий по льду на автомобилях, снегоходах , судне-амфибии "Хивус-10" на воздушной подушке и собачьих упряжках достаточно нова для Байкала, такие туры стали регулярно проводиться только с 2003 г. По льду Байкала можно значительно быстрее, чем летом, добраться до удаленных мест на побережье, обычно доступных только с воды. Например, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере, надо непрерывно плыть около двух дней, зимой все это доступно за пять-семь часов езды от Иркутска .
Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.



Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон - Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой. Ежегодно мощные надвиги льда образуют исключительно красивые торосы вблизи мыса Рытого.



Саган-Хушун - "белый мыс" - чрезвычайно живописный скалистый мыс, находится на острове Ольхон , протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия - нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками. В маленькой каменной бухте между скалами, на десятки метров вверх, ежегодно при замерзании озера образуются развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. Рядом с севера находится 8-метровый грот, как в сказке о Снежной королеве, фантастически украшенный прозрачными ледяными сосульками, сталагмитами, ледяными кристаллами и узорами. Всю эту искрящуюся на солнце красоту трудно передать на видео или фотографии. Особенно эффектны ледяные кружева грота при заходе солнца, когда на короткое время солнечный свет освещает внутренность грота.



БАЙКАЛЬСКИЙ ЛЕД


Байкал ежегодно замерзает, и ежегодно по льду прокладываются дороги. С началом холодов, при температуре воздуха ниже -20 °С, в первые 3-4 дня лед нарастает по 4-5 см в сутки. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и опасная ловушка для машин с 2-сантимеировым льдом возникает на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов.



Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра - вес вертолета или паровоза. В истории Байкала известен факт прокладки по льду рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903-1904 г. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой.



Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду - плотные наlдувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.
Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками побережья существуют ледовые дороги, а там, где дорог нет, в большинстве случаев можно проехать, лучше с проводником, огибая торосы и трещины.



В марте можно наблюдать редкое явление - мощные надвиги льда, при гидроударе отдельные сколы льда вылетают вверх как из пушки и разлетаются далеко по льду. Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски. Подвижку льда можно образно сравнить с работой жернова - как будто плотно сжатые челюсти переламывают лед в мелкую крошку. Бывает, что в такие моменты на лед стремительно выступает вода и за короткое время покрывает его на 4-5 см. Через три-четыре минуты обычно все замирает, и наступает полная тишина.



В апреле начинается интенсивное таяние льда. За считанные дни, а иногда и часы автомобильный след полностью исчезает, покрывается водой, и ехать приходится по глубоким лужам наугад, в облаке брызг, как от глиссера. Случается, что после обеда снег на льду так расквашивается, что найти даже свой утренний автомобильный след невозможно.


ЛЕДОВЫЕ ЛОВУШКИ


Многочисленные автомобильные следы на льду во всех направлениях создают иллюзию безопасности. Однако не следует обольщаться - каким бы надежным лед ни казался, его коварство непредсказуемо. Даже дороги, отмеченные вешками, иногда преподносят неприятные сюрпризы.



Открытые пропарины - полыньи видны на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Опаснее, когда пропарины скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно увидеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед в подозрительном месте и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Лучше всего местные особенности льда знают старожилы-рыбаки из этих мест.
Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели - своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются в одних и тех же местах, как правило, по прямой между соседними выступающими мысами. Отдельные сквозные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1-2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30 С в сутки. Подсчитано, что при изменении окружающей температуры на 1 градус линейное расширение льда достигает 70 мм на 1 км льда.



Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5-2 м, простирающиеся на десятки километров. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни - специальной кованой острой пикой с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие трещины легко перепрыгивают автомашины на скорости. Для смягчения удара кромки трещины оббиваются пешней. Кусками льда забивается метровая щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200-500 метров, выставляются ворота - ориентир для водителя, где машина будет прыгать через щель, затем стремительный разгон до 70-80 км в час - и прыжок через щель.
На толщину льда влияют также подводные течения, которые уменьшают его прочность. Например, в проливе Ольхонские ворота по этой причине не делают ледовой переправы. Зимой на льду здесь возникает множество трещин и пропарин. Переправу на Ольхон обозначают вешками, регулярно расчищают грейдером и проверяют толщину льда. В разные годы ледовую переправу устраивают либо из залива Куркут, либо с материка после дельты реки Сарма. Указатель со стрелкой "Ледовая переправа" поможет в правильном месте выехать на лед.
В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать по льду к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем в открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толстый лед, если выпало много снега и он быстро растаял, такой лед из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры менее надежен и однороден, чем лед, на котором не было снега.


ЗИМНИКИ НА БАЙКАЛЕ


Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: "Допустимая грузоподъемность машин 5 т", "Дистанция между машинами 200 м", "Остановка запрещена", "Рекомендуемая скорость 10 км/ч", "Время работы с 9.00 до 19.00". Но обычно большинство дорог проложены рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека.



Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником. Известно несколько случаев, когда машины проваливались на постоянных зимниках между поселками Листвянка и Большие Коты , у становой трещины, которая начинается сразу от судоверфи в Листвянке. Значительно чаще уходят под лед машины, двигающиеся по льду на свой страх и риск. В 2002 г. экспедиция МЧС летом проводила специальный поиск затонувших объектов и только в акватории Малого моря зарегистрировала 15 неподнятых автомашин. По оценке местных жителей, на дне Малого моря находится от 25 до 50 машин.


Обычно на Южном Байкале дорога пробивается от Байкальска до пос. Култука и от пос. Култука до пос. Маритуя. На среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты (18 км), из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную . Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала из устья реки Анги на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Всего больше дорог на льду Малого моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные дороги от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурены, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив .


ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ


Как рассказывают знающие люди, проваливание под лед происходит неожиданно и стремительно. За считанные секунды машина ныряет носом и мгновенно оказывается подо льдом. При проваливании машины главное не паниковать и успеть открыть двери. Уже при погружении на 2-3 метра избыточное давление снаружи затрудняет открытие дверей и выбивание стекол. При ударах молотком по стеклам изнутри машины под водой стекла прогибаются, но не разбиваются. Опустить стекло и выскочить через окно в зимней одежде, преодолев мощный встречный поток воды, не каждый успеет. Если глубина известна и незначительна (10-15 метров), рекомендуют ждать заполнения водой салона автомобиля и выравнивания давления, тогда двери можно открыть. Времени хватает, чтобы снять унты и собрать вещи первой необходимости документы, спички, нож. Если удается выбраться из воды на лед, сохраняется опасность просто замерзнуть на морозе и ветре, пока добираешься до спасительного тепла неблизкого жилья. Обязательно надо иметь в кармане нож, чтобы выбраться на лед, и зажигалку, чтобы развести огонь на берегу.
Чаще всего на льду губит излишняя уверенность и вождение автомобиля в пьяном состоянии. Даже опытные водители не застрахованы от коварных ледовых ловушек. В теплую зиму, особенно в конце зимы, трещины не смерзаются, а, если покрываются тонким льдом и припорашиваются снегом, становятся крайне опасными для автомашин. В холодное время, наоборот, смерзаются практически мгновенно, но толщина льда в таком месте недостаточна, чтобы выдержать вес машины.
Обычно рыбаки, пренебрегая опасностью и запрещающими знаками, едут по льду Байкала во всех мыслимых направлениях. Неоправданная самоуверенность часто заканчивается трагедией.



КАК ПОДНИМАЮТ УТОНУВШИЕ МАШИНЫ


Подъемом утонувших машин занимаются как местные жители, так и специально подготовленные бригады МЧС и иркутской водолазной фирмы "Аква-Эко". Поднять автомобиль можно с глубины до 40-50 м, глубины в 60-80 м - это предельные для работы подводников. Водолазы рассказывают, что машины почему-то чаще всего встают на дне на колеса, редко переворачиваясь на крышу. И если машину сильно не мять при подъеме, она останется в отличной форме. Для подъема водолазы цепляют машину в одной точке, обычно за раму или за форпост. Затем с помощью стрелы или самодельной конструкции из трех-четырех бревен, вмороженных вертикально в виде шалаша в лед, в верхней точке которых устанавливают блок для троса, машину поднимают со дна и затягивают на лед.



Иногда обходятся без стрелы, как, например, было с провалившемся напротив пос. Ангосолка легким ЛУАЗом. В том месте имеется мелководная банка, и сразу начинаются глубины на 130 м, машина провалилась в 1,5-2 метрах от кромки обрыва, в этом месте сильное подводное течение и бьют ключи. Лед был слишком тонким и не позволял поднять машину обычным способом. Спасатели решили в салон машины завести ненадутую резиновую лодку, которую затем накачали по шлангу со льда из баллона со сжатым воздухом. Этого хватило, чтобы ЛУАЗ всплыл на поверхность. Если лед тонкий и не позволяет организовать подъем машины, ее извлекают из воды летом с помощью катера, который буксирует утопленную машину к берегу. А уже там ее вытаскивает на берег трактор.
Буряты достают машину из майны с помощью ворота. Делается лунка по диаметру чурки, к чурке, вставленной в лунку, привязывается ворот с длинной веревкой. Один конец цепляется за раму или форпост машины в одной точке, чтобы машина вышла на поверхность либо носом, либо задом. На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренной железной конструкции длиной до 6 метров, как правило в длину машины. Стрела устанавливается на краю льда, под углом 45 градусов над водой, и с помощью лебедки или ворота поднимается вместе с машиной над льдом в вертикальное положение, после чего опрокидывается на лед вместе с машиной, что сопровождается сильным грохотом, когда машина встает на колеса.
Если на улице тепло, поднятую со дна машину буксируют без слива масла и топлива. Если температуры низкие нужно не допустить замерзания воды, которая могла попасть в автомобильные агрегаты. Для этого незамедлительно сливаются моторное масло, тормозная жидкость, топливо и масло из мостов. Заменяются все фильтры и свечи.


Вот как выглядит процесс вытаскивания автомобиля из подо льда:



ЛЕДОВЫМИ ДОРОГАМИ БАЙКАЛА


Есть на Байкале такая профессия - ледовый капитан. Это настоящие "ледовые волки", знающие практически все о зимнем Байкале, его ледовом панцире, подводных течениях и ветрах. Основная задача ледовых капитанов - выбрать дорогу по льду Байкала так, чтобы это была максимально безопасная для передвижения на автотранспорте в зимний период. На Байкале есть так называемая "Лига ледовых капитанов", которые в зимнее время года определяют расположение зимников на Байкале и занимаются проведением автомобильных караванов по льду озера. Основные принципы передвижения на автотранспорте по льду Байкала заложил Александр Юрьевич Бурмейстер в 1964 году. Попав однажды в сложную ледовую обстановку, он выжил сам, и вывел людей. С тех пор он систематически изучает ледовую обстановку северной и средней частей озера Байкал. Его наблюдения легли в основу единой системы безопасного проезда, в сложных навигационных условиях Байкала. Лига Байкальских ледовых капитанов - е-mail: [email protected].


Вот наиболее популярные автомобильные маршруты по проложенным на льду Байкала зимникам:


1. Экспедиция по льду Байкала "Большое кольцо"


Маршрут продолжительностью 5 дней: Иркутск - Еланцы - Малое Море - побережье Байкало-Ленского заповедника - заимка в бухте Заворотной - Чивыркуйский залив - Иркутск. Расстояние 1200 км, из них по льду Байкала 750 км.


Формат этого маршрута может быть следующий:


Первый день. 260 км по асфальту, 60 км по гравийной хорошей дороге, 60 км по льду Байкала. Посещение шаманских сэргэ и древних наскальных рисунков. По дороге обед в кафе "Бурятская кухня". Размещение на туристической базе в Заме или на туристической базе острова Ольхон. Русская баня. Праздничный ужин.
Второй день. Около 200 км по льду Байкала. Остров Ольхон: осмотр наплесков на скалах и обледенелых гротов. Путешествие по льду к мысу Хобой и к нерпичьим пещерам. Пересечение Малого моря с проводником. Пикник у священного мыса Рытый, где ежегодно образуются мощные многометровые торосы. Посещение нерпичьей пещеры на мысе Саган-Морян. Ночевка на заимке в бухте Заворотной.
Третий день . Пересечение Байкала. Поездка к горячим источникам в Чивыркуйском заливе в Забайкальский национальный парк. Знаменитые Ушканьии острова - излюбленное лежбище байкальской нерпы. Вечером русская баня с вениками и купанием для желающих в ледяной проруби.
Четвертый день. Рыбалка на хариуса. Заранее пешней будет продолблена лунка в береговых торосах. Насыпается приманка - бормаш. Если сидеть тихо и смотреть в лунку, то видно, как плавает хариус и как он берет наживку. Это один из самых азартных зимних видов рыбалки. Из свежей рыбы готовится на месте уха или расколотка.
Пятый день. Ранний выезд и возвращение в Иркутск.




2. По льду в бухту "Песчаная"



3. К ледяным гротам Малого Моря


Путешествие можно осуществить за два дня с одной ночевкой в теплых условиях либо на острове Ольхон (усадьба Бенчарова), либо на базе индивидуального отдыха "Енхок" (Тонкий мыс, западный берег Малого моря). Общий пробег составляет 750-800 км. Поездка интересна посещением ледяных гротов, летом которые видны только с катера. Прекрасным безопасным дополнительным транспортом для экскурсий послужат взятые с собой велосипеды или снегоход, их можно смело использовать вне зимника, перемещаясь вблизи скал, например мыса Хобой (336 км от Иркутска), к которому подъехать вплотную на машине достаточно трудно из-за большого количества трещин и торосов на льду.


С материка на остров зимой прокладывается зимник, отмеченный вешками и дорожными знаками. Всю зиму по нему проезжают машины, в том числе и тяжелые грузовики.
От Иркутска до берега Малого моря дорога (250 км) проходится за 3,5 часа. Заправиться можно в Баяндае и Еланцах. В Еланцах необходимо залить минимум одну канистру бензина в запас. В пос. Еланцы работает уютное кафе "Ольхонские ворота" (после бензозаправочной станции, справа от дороги), где целесообразно перекусить перед выездом на лед.
Не доезжая МРС (45 км от пос. Еланцы), надо свернуть к базе Сахюрта к заливу Куркут или на р. Сарму по указателю "Ледовая переправа". В бинокль отчетливо видна ледовая трасса с вешками на льду и дорожными знаками. Дорога регулярно расчищается грейдером, и заметить ее достаточно легко. Дорога ежегодно прокладывается примерно в одном и том же безопасном месте, протяженностью 15-20 км. Торосистые участки перед островом Ольхон срезают бульдозером, поэтому по ледовой дороге комфортно ехать даже на легковых иномарках. В Ольхонских воротах, где расстояние до острова значительно короче, переправу не делают из-за подводных течений в проливе, в результате чего лед там неоднороден по толщине и представляет опасность для машин. Около мыса Кобылья Голова также ежегодно образуется становая трещина, начинающаяся от большой пропарины возле самого мыса. Мыс Хорин-Ирги отделен от полуострова Кобылья Голова отвесной расщелиной до самой поверхности воды и напоминает издали голову лошади. Зимой эта расщелина забита льдом выше человеческого роста. Сильно обледенелые скалы мыса издалека привлекают внимание, но подъезжать к ним вплотную не рекомендуется, особенно ближе к весне, когда начинается интенсивное таяние льда вблизи отвесных скал. Ледяные наплески - сокуи образуются на скалах при замерзании озера. Ледяные наплески из-за частого здесь осеннего ветра на мысе Кобылья Голова самые большие на Малом море.



Остановиться на ночлег можно в пос. Хужире в гостинице, частных усадьбах или лесничестве. За помощью в размещении можно обратиться в информационный центр в усадьбе Никиты Бенчарова, там всегда помогут с размещением. Зимой туристов практически нет, и найти ночлег в поселке легко даже без предварительной договоренности.
Вечером, перед закатом, можно обойти пешком по льду вокруг знаменитой Шаман-скалы у пос. Хужира.



На южной стороне Шаман-скалы, при определенной степени воображения, можно рассмотреть изображение дракона с головой и хвостом. Утром следующего дня можно продолжить путешествие по льду Байкала до северной оконечности острова, мыса Хобой. Съезд на лед находится справа от мыса Бурхан или сразу от причала, в зависимости от ледовой обстановки. Его хорошо видно сверху. Дорога на север не обозначена вешками. В основном ее накатывают рыбаки, поэтому дороги на льду, как в монгольской степи, иногда расходятся веером. Принцип движения тот же - держаться наката и не ехать без колеи. Достойными объектами посещения станут мыс Саган-Хушун и мыс Хобой, имеющие гроты, ледяные наплески на скалах, а мыс Хобой - и мощные надвиги льда с крупными торосами.
До мыса Саган-Хушун по льду от Хужира 35 км, от Саган-Хушуна до мыса Хобой еще 4 км. По дороге обязательно встретятся рыбацкие камчатки - лагеря рыбаков с палатками и машинами. Мыс Хобой- самый северный мыс на острове Ольхон, труднодоступный летом из-за плохой грунтовой дороги (4-5 час. от пос. Хужир), а зимой по льду Байкала проезд займет не более 40 мин.
Подъехать близко к мысу Хобой из-за сложной ледовой обстановки бывает иногда трудно, и последние сотни метров надо идти пешком. Со стороны большого Байкала у скал практически ежегодно образуются большие отвесные валы битого льда, на которые даже трудно забраться. Много крупных торосов и свежих трещин. С северной стороны мыса на уровне воды имеются два грота. Один из них уходит под скалу на 21 м, и для его посещения нужен фонарик. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом, он имеет достаточно большое входное отверстие, в котором можно стоять в полный рост, и постепенно сужающийся ход, в конец которого можно попасть только ползком. На всем протяжении грот обильно оброс льдом и сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов разного диаметра.
Кроме гротов мыса Хобой и Саган-Хушун, известны гроты на материковой части Малого моря: на мысах Курминский, Арал, Халтыгей.
От мыса Хобой дорога уходит по льду Байкала к материковому мысу Рытому и к Байкало-Ленскому заповеднику. Оттуда ездят на Ушканьи острова, Чивыркуйский залив, на север Байкала.



Расширенный вариант этого маршрута - это автомобильный пробег вокруг острова Ольхон, который можно совершить за 4-5 часов, аккуратно объезжая становые трещины и ледовые пропарины на северо-восточной части острова недалеко от горы Жима.



Байкал - самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды, расположенное в Восточной Сибири. Озеро протянулось с северо-востока на юго-запад на 620 км в виде гигантского полумесяца. Ширина озера колеблется в пределах от 24 до 79 км.
По красоте зимний Байкал не уступает летнему. После того как водная поверхность покрывается льдом, открывается еще больше возможностей увидеть всю красоту Байкальской природы. Метровые толщи прозрачного тёмного льда, бирюзовые торосы, ледяные гроты со свисающими сосульками, и, главное, зимний Байкал с высоты птичьего полёта – в посте об этом уникальном озере.



По площади водного зеркала Байкал занимает шестое место среди крупнейших озёр мира.
Площадь замерзаемой поверхности Байкала - более 30 тысяч км², что примерно равно площади таких стран, как Бельгия или Нидерланды.


Период ледостава протекает с начала января до начала мая


Байкал замерзает целиком, кроме небольшого участка в 15-20 км протяженностью, находящегося в истоке Ангары.
Кстати, интересно, что в Байкал впадают 336 рек и ручьёв, а вытекает только одна река - Ангара.


К концу зимы толщина льда на Байкале достигает 1 м, а в заливах - 1,5-2 м.


При сильном морозе трещины, имеющие местное название "становые щели", разрывают лёд на отдельные поля.
Длина таких трещин - 10-30 км, а ширина - 2-3 м. Разрывы происходят ежегодно примерно в одних и тех же районах озера.


Огромный по площади пласт льда то сжимается, то расширяется, создавая большое давление внутри себя.
Сопровождаются они громким треском, напоминающим раскаты грома или выстрелы из пушек.


Вследствие этого, вдоль становых щелей образуются торосы - нагромождение обломков льда.


Благодаря трещинам во льду рыба на озере не гибнет от недостатка кислорода.


Горизонтальные трещины внутри поверхности льда


Застывший воздух образует причудливые столбики в поверхностных слоях льда


Байкальский лёд, кроме того, очень прозрачен, и сквозь него проникают солнечные лучи, поэтому в воде бурно развиваются планктонные водоросли, выделяющие кислород.


Ольхон
Крупнейший и единственный обитаемый остров озера Байкал. Длина - 71 км, ширина - до 12 км.


С северо-западным берегом озера образует проливы Малое море и Ольхонские ворота.


Пролив Ольхонские ворота
Мыс Крест


Недалеко от внешней стороны Ольхона - глубочайшее место Байкала (1642 м).


Гора Жима - самая высокая точка острова
Высота над уровнем моря 1274 м., высота над Байкалом 818 метров.


Хобой в переводе с бурятского "клык"
Мыс Хобой - самая северная точка Ольхона.
Находится вблизи самого широкого места Байкала (79,5км).


Скала Три Брата (мыс Саган-Хушун)


Ледяной грот и набрызги (наплески).


Эти наплески на камнях образуются при замерзании озера в самом начале зимы.
Их называют сокуи.


Особенно быстро растет сокуй во время сильных ветров, сопровождаемых метелью, когда ветер выплескивает на сокуй, кроме воды, массу мокрого снега.


Остров Харанцы


Остров Едор ("Львиная голова")


Ледяные сосульки в гроте

Скала Шаманка


Одна из святынь Азии ставшая знаменитым образом Байкала


Двухвершинная скала сложена мрамором и доломитизированным известняком, местами изобилующим блестками графита.
Поверхность скалы покрыта яркими лишайниками красного цвета.


Название мыса "Бурхан" появилось после проникновения в Прибайкалье в конце XVII века тибетского буддизма.
Словом "Бурхан" буряты-буддисты стали называть главное божество Байкала.
А мыс Бурхан со сквозной пещерой в Шаман-скале считался его обиталищем.


Вблизи мыса расположен посёлок Хужир с населением 1,3 тыс. жителей - самый крупный населенный пункт на острове.


В настоящее время основным занятием местных жителей является обслуживание туристических потоков.
Электричество появилось здесь лишь в 2005 году.


Остров Ольтрек и Борга-Даган
Хорошо видны следы от снежных заносов.


Остров Огой


Ступа просветления на вершине острова


Мыс Огой


Зимой остров Ольхон связан с большой землей ледовой переправой
Её длина составляет чуть больше 10 километров


Приморский Хребет


Поселок Листвянка
Основа экономики посёлка - туризм. Здесь торгуют байкальским омулем и сувенирами.
Отсюда до Иркустка 65 километров.


Самая западная точка Байкала


Култук


Хамар-Дабан - древнейший массив планеты, протянувшийся с запада на восток более чем на 350 км.


По хребтам Хамар-Дабана проходит граница Иркутской области и Бурятии.


Мраморный карьер


Город Слюдянка


Из города берет свое начало Кругобайкальская железная дорога.


Основной ход Транссибирской магистрали. Ангасольская петля.
Этот дублирующий участок Кругобайкальской железной дороги от Слюдянки до Иркутска был введен в эксплуатацию в 1949 году.


До введения дублирующего участка была другая, теперь историческая, железная дорога, проходящая вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от Слюдянки до посёлка Байкал по южной части Олхинского плато.


В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой называют ветку длиной 89 км.


На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них - тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок.


По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире.


База отдыха Шаражалгай


Железнодорожный мост через реку Половинную
О Кругобайкальской железной дороге можно почитать подробнее в моём посте за 2010 год.


Формирование облаков над горами в Бурятии


Байкальские лимнологи
Лимнология - наука о физических, химических и биологических аспектах озёр и других пресных водоёмов.


Станция лимнологов на льду неподалёку от посёлка Большие Коты


Интерьер
Американское оборудование, которое видно слева на фотографии, стоит около $35 тыс.
Его опускают на дно Байкала в разных точках для считывания различных данных о состоянии озера.


Аэростат

По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту:

Большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Байкал. Ледяные наплески, торосы и гроты


Байкальский лед - удивительная загадка природы. Непонятно, почему у нас, скажем, на Волге лёд десяти сантиметров белый, в то время как на Байкале, уходя на метр в глубину, лёд остаётся прозрачным, словно стекло?

Впрочем, на Байкале поражает не только прозрачность льда. Любые произведения природы из замерзшей воды - торосы, наплески и ледяные гроты, - так же привлекают внимание и завораживают путешественников. Обо всём об этом подробнее в сегодняшнем посте.


Возле берега лёд скрыт под снегом, но если отъехать метров на двести, Байкал обнажает свой чистейший голубой лёд:


Увидев зеркальную толщу, все сразу начали фотографироваться:


Морская звезда на льду:




Само собой, тут же мы "побурханили", отблагодарив местных духов за гостеприимную погоду:


А это - наплески. Их ещё называют сокуи:


Эти наплески на камнях образуются при замерзании озера в самом начале зимы. При сильном шторме наветренные скалы могут быть покрыты льдом целиком, до десяти и более метров в высоту:


После того, как Байкал замерзает полностью, его уровень падает, образуя под наплесками внушительные щели:


Наплески бывают самых разных форм:


За наплесками скрывается множество гротов. Летом к ним не подойти (судно разобьётся о скалы), однако, зимой туда легко можно попасть по льду:


Потолки гротов утыканы ледяными сосульками, бесчисленное обилие которых рисует красивые сюрреалистические картины:




Трещины на льду бывают разные. Есть огромные становые (о них позже), а есть обычные, которыми усеяна вся поверхность замерзшего озера. Эти трещины проходят по верхней части ледяного покрова, образуя узорную сетку на зеркальной глади. Фантастическая красота:


Заметили местных велосипедистов. Велосипеды на Байкале зимой - обычное дело. Далее в ходе нашего путешествия мы часто встречали туристов и путешественников на двух колёсах:


Рядом с Ольхоном есть остров Огой. Он тоже весь из себя шаманский и сакральный, говорят, это место силы. Не знаю, может, я бесчувственный чурбан, но сколько я ни путешествую, никаких мест силы и сакральных энергий я не ощущаю. А вы?


Огой представляет собой скалистый островок с несколькими бухтами, длиной три километра с запада на восток:


До недавнего времени он представлял интерес лишь для животных и местных рыбаков:


Всё изменилось, когда в 2005 году на острове соорудили священную буддийскую Субургу или Ступу Просветления. Восьмиметровое сооружение состоит из трёх ступеней, купола и шпиля. Считается, что буддийские ступы предназначаются для растворения негативных энергий и благоприятно способствуют процветанию местности. В строительстве ступы принимали участие волонтёры из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Екатеринбурга, Иркутска, Нью-Йорка, Лондона и Лиссабона. Всё необходимое для строительства перебрасывали на остров на катерах и потом вручную поднимали на вершину. Особо тяжёлые грузы переносились на остров с помощью вертолётов.

Кстати, строительством ступы руководил лама из Бутана. На его счету уже более 40 построенных буддийских ступ в разных странах мира:


Наши машины:


После Огоя мы поехали кататься по Байкалу:


Вот тут за автомобилем видна становая трещина. Такие разломы возникают после замерзания озера и представляют собой сквозные трещины во льду. Их возникновение сопровождается оглушительным треском. Часто в местах трещин появляется вода, однако, в период нашего путешествия стоял холод в районе -20 и вода моментально замерзала. Местные преодолевают эти разломы с помощью специальных трапов из толстых досок, уложенных поперек щелей. Эти доски часто можно увидеть на крышах автомобилей:


При повышении температуры и сужении щелей лёд выдавливается на поверхность и создаёт торосы - нагромождения обломков льда:



В нашей экспедиции был чувак, который обратился ко мне со словами: "О! У тебя вроде неплохой фотоаппарат, сфотографируй меня!". Я могу понять, когда один-два раза просят снять на свою камеру, но этот дёргал меня постоянно у каждой ёлки и у каждой льдинки, словно я его личный фотограф. Не знаю, может, я не прав, но мне кажется, это по меньшей мере нетактично:


Солнышко начало потихоньку клониться. Показалось, что лёд - это рябь на воде с небольшими снежными островками:



В этом году на Золотой черепахе победила фотография Володи Медведева с Байкальским льдом. Всю дорогу, помня этот кадр, я пытался воспроизвести похожий сюжет по-своему. Вообще, я часто смотрю фотографии хороших фотографов и пытаюсь их воспроизвести по своему. На мой взгляд, это отлично набивает руку:


На этой льдине хорошо виден, какой лёд бывает у нас (белый) и какой на Байкале (прозрачный). В этой глыбе каким-то образом получился и тот, и другой. Очень красив переход одной структуры в другую - с мельчайшими объёмными трещинками-волосками:



Наконец, мы приехали на Ольхон. Я обратил внимание на обледенелое судной по наплесковым льдом:


Оказалось, таким образом местные жители закрыли небольшую гавань со своими кораблями (вид со стороны берега):


Ночевали мы в Хужире - единственной деревне на Ольхоне:


В следующем посте я расскажу о том как можно развлечься на ледяном Байкале!


Для большинства индийских городов трущобы являются обязательным атрибутом и смотрятся весьма гармонично. Мумбай является крупным и успешным мегаполисом, так что и размер трущоб в нем полностью соответствует размеру города. Многие туристы имеют стандартное заблуждение и считают что в индийских трущобах обязательно должны жить очень аморальные личности и прочие деструктивные граждане - это не так.

Совсем недавно, мумбайский район трущоб Дхарави считался самым большим районом трущоб во всей Юго-Восточной Азии. И действительно, район площадь которого равна 217 га., а население варьируется от 1 000 000 до 3 000 000 человек (из-за постоянной миграции, сложно там всех посчитать) долгое время занимал пальму первенства среди трущобных агломераций на планете Земля.

История мумбайских трущоб Дхарави

Трущобы в Мумбае, как и во всей Индии - это еще одно западное изобретение, которое отлично прижилось в Индии и обрело свою уникальную форму. Всем известный факт, заключается в том что с приходом промышленной революции в Европе и Америке, людские массы стали перебираться из деревень в города, дабы обрести вожделенное финансовое благополучие и не помереть с голоду. Появившиеся толпы бездомных искателей лучшей доли нужно было где-то селить, но так как большинство из них были откровенными пролетариями, то и апартаменты они себе искали пролетарские, таким образом, в каждом большом городе появились трущобно-пролетарские гетто, многие из которых прекрасно себя чувствуют и по сей день.

В Мумбае была похожая история. Современный Мумбай построен на нескольких островах (прямо как Санкт-Петербург), но в XVIII веке множество островов были еще сами по себе, да и жителей в Мумбае было намного меньше чем сейчас. Мумбай рос и требовал больше дешевой рабочей силы, уже к XIX веку население города перевалило отметку 500 000 человек, в то время в Лондоне жило всего 50 000 человек.

Вновь приехавшие крестьяне стали селиться где попало, а не только в рыбацкой деревне Коливадас на острове (на котором сейчас находятся трущобы Дхарави), вскоре рыбацкая деревня, как и сама рыбная ловля стала неактуальной и на ее месте начал расти (пока еще потихоньку) район трущоб Дхарави. Тогдашних владельцев Индии - англичан, особо не волновало что твориться в районе Дхарави (это было за пределами города), в то время как европейская часть Мумбая строилась по архитектурным планам и подобию европейских городов, трущобные районы Мумбая и окрестностей имели полную свободу действий.

К слову сказать, район трущоб Дхарави, был не единственным местом проживания мумбайской бедноты, беднота компактно проживала во многих районах города, но пришло время перемен, а вернее время эпидемии бубонной чумы, которая значительно снизила поголовье жителей города. Санитарные условия в местах компактного проживания мумбайской дешевой рабочей (а селились они всюду) силы вызывали сильное беспокойство у англичан, нужно было срочно локализовать стихийные поселения и как-то упорядочить этот процесс. Было принято решение переселить всех работяг в одно очень отдаленное место города, а именно в район трущоб Дхарави. Именно тогда, район трущоб Дхарави зажил полной жизнью и с каждым годом становился все краше. Так и появился район трущеб Дхарави, который прекрасно сохранился до сегодняшнего дня.

Правительство города имеет большой интерес на огромный кусок земли в самом дорогом городе Индии, на котором стоят лачуги и возможно совсем скоро у всех жителей трущоб Дхарави появятся все шансы быть выкинутыми на улицу, как это произошло с похожими трущобами в Дели. Конечно, правительство имеет красивые планы по переселению бедняков в комфортабельные апартаменты, но такой исход вызывает улыбку у всех, включая тех кто выдумал подобный план.

Жители мумбайских трущоб Дхарави

Будет неверным говорить, что трущобы Дхарави - это место жительства нелюдей и прочей непотребной публики, тут лучше подходит выражение «Трущобы Дхарави - это город в городе». И действительно, тут есть и вновь понаехавшие со всей необъятной Индии на заработки молодые мужчины, которые могут арендовать комнату размером в 10 м2 за 3 доллара США на месяц, в то время как Мумбай считается самым дорогим городом Индии. В трущобах Дхарави есть и настоящие большие индийские семьи, которые проживают на этой территории с самого начала строительства трущоб.

Трущобные жители Мумбая стараются жить полной жизнью и ни в чем не отставать от жителей другого Мумбая, тут есть свои школы (как государственные, так и частные), есть даже район для плотских утех, в котором за 2 доллара США можно поближе познакомиться с индийскими девушками, парнями, также есть выбор для самых продвинутых - это знакомство с хиджрой (так называемый третий пол, трансвеститы).

Экономика мумбайских трущоб Дхарави

Цивильные туристы удивляются, когда узнают какие суммы крутятся в трущобах Дхарави, на сегодняшний день товарооборот составляет 650 миллионов долларов в год, а средний доход трущобного жителя равняется 500 долларам в месяц (тут нужно понимать, что человек работающий прислугой будет иметь месячный доход в 50 баксов, а владелец небольшого предприятия по переработке мусора 5 000 долларов и т.д.).

В трущобах шьют одежду, делают керамические лампы и горшки, пекут хлеб для городских кафе, на небольших полях выращивают всякие овощи, которые тоже пойдут на столы горожан. Есть вероятность, что футболка в которой вы сейчас сидите перед монитором, приобретенная в одном из супермаркетов вашего города произведена именно в этих трущобах.

Район трущоб Дхарави условно делиться на разные зоны, по месту проживания специалистов разных специальностей, кожевники, сортировщики мусора, торговцы и т.д. Мусульмане и индусы также имеют разный ареал в районе трущоб Дхарави.

Туристы и экскурсия в трущобы Дхарави

Благодаря известному фильму: «Миллионер из трущоб», который снимали в трущобах Дхарави, туристы потянулись увидеть все своими глазами, окунуться в настоящую индийскую атмосферу, пройтись по огромной трубе, которую жители используют вместо дороги, увидеть все эти домики и т.д.

Многие туристы берут экскурсии и едут в трущобы Дхарави как в человеческий зоопарк (насколько это гуманно, пусть каждый решает сам). Заплатив приличную сумму, турист ждет некое сафари, где вместо диких животных люди, но приехав в трущобы Дхарави видит перед собой таких же людей. Тут действительно антисанитария, бедность, проблемы с питьевой водой и один туалет на тысячу комнат - такие условия жизни вряд ли можно назвать приятными, но местные жители остаются людьми.

На наш взгляд (привыкших к своей уютной ипотечной квартирке на втором этаже и стоянии в пробкам на кредитном форд фокусе), чудовищные условия жизни, не делают людей несчастными. В чумазых дворах бегают и веселятся неумытые дети, женщины в ярких сари сидят на крылечках и обсуждают свои домашние радости, а мужчины пьют масала-чай (а не водку) и играют в шахматы.

Вопреки всему, жители трущоб Дхарави не выглядят озлобленными, а напротив, они кажутся вежливыми и открытыми. Загляните к кому-нибудь в гости (вас с радостью пустят в дом) и сами посмотрите на быт жителей, как правило, внутри жилица, очень бедно, очень тесно, но вполне чисто.

Часть туристов, побывавших в районе мумбайских трущоб Дхарави, переосмысливает многое и в том числе свое отношение к комфорту и друг к другу. Ведь в перенаселенных трущобах Дхарави местные жители улыбаются друг другу при встрече, обходятся друг с другом вежливо и бережно. Ужасные бытовые условия отходят на второй план, а на первом месте - человеческие отношения, вместо бесконечного подсчета ден. знаков и прочей современной мишуры.

Но остаются и те туристы, которые искренне желают все спалить напалмом в надежде облегчить жизнь несчастным индийцам. Нужна ли вам такая экскурсия - решайте сами.

May 27th, 2012

Привет! Я Глеб Кузнецов, мне 26 лет, когда-то я жил в Москве, но было это до того, как я отправился в путешествие из Индии в Аргентину. Сегодня я хочу рассказать об одном своем дне, проведенном в индийском городе Мумбаи, который однако же известен на весь мир под своим прежним именем Бомбей благодаря замечательной книге «Шантарам». Под катом 55 фото, сделанных 23 мая 2012 года в тех самых бомбейских трущобах, где происходит действие «Шантарама», и около.

Давеча вечером я прибыл поездом из горного курорта Пуна, известного благодаря ашраму Ошо, и не успел осмыслить это явление - Бомбей. Поэтому первый взгляд в окно по пробуждении, и по спине бежит дрожь.


Увидев такое, человеку нельзя оставаться равнодушным, а фотографу - сидеть сложа руки. На часах половина шестого, быстро светает, я же совершаю установленный моцион, делаю фото на память и бегу в город.

2.

3.

Люди спят повсюду, они спят семьями, вповалку, глубоким сном, женщины, дети, старики.Очевидно, что они не бродяги и не попрошайки, так как рядом пакеты с запасной одеждой, какой-то скарб. Я понимаю, что хожу среди тех, о ком читал еще в детских книжках об Индии, среди неприкасаемых, занятых самой грязной и низкооплачиваемой работой и никогда не имевших жилья. Я делаю сотни фотографий, но снимать людей, спящих на улицах Бомбея, все равно, что клерков, бегущих по улицам Нью-Йорка - их бесчисленное множество.

4.

5.

Ночь очень теплая и людям не нужны даже одеяла, а для подстилки хватает и картонки. Но я замечаю, что среди бездомных спят поодиночке мужчины, как правило, у дверей лавок. Позднее мои догадки подтвердятся - это их работники или даже хозяева, которые предпочли дороге домой, в пригороды, заночевать на рабочем месте. Но в помещении душно - и улица, как общая спальня.

6.

7.

К половине седьмого город просыпается. На улицах появляются служащие и таксисты, а спящие на тротуарах начинают утренний туалет. Я вижу, что они вовсе не бродяги в нашем понимании и спустя полчаса я бы не отличил их от большинства индийцев. Люди с тротуаров причесываются и моются и чистят зубы, набирая воду из специальных бочек, и готовят здесь же на кострах завтрак.

8.

У всех у них выработана беспрекословная покорность - они позволяют фотографировать себя в этом неприглядном виде, не мешают снимать спящих членов своих семей. Они только боязливо улыбаются и часто благодарят за кадр, но даже не просят показать его.

9.


Между тем, утро в разгаре, но я зашел слишком далеко в сторону «Центрального железнодорожного терминала», перебегая от одной группы спящих к другой, как Машенька перебегала от гриба к грибу, пока не попала в берлогу. Таким образом, идея позавтракать за столом и с вилкой в руке проваливается, так как в этом районе не найти ни одного безопасного заведения. Зато появляется возможность отведать уличную кухню. В отличие от большой части харчевен для местных, уличная кухня в Индии и вкусная и безопасная (по крайней мере, я, проехав это страну от Тривандрума на юге до Варанаси на севере и пробуя все местные пирожки и пряники, ни разу проблем не имел). Что ж, несколько картофельных пирожков в слоеном тесте с красным перцем и стакан сладкого чая с молоком за 2 доллара, и я готов отправляться в путь. Ах, совсем забыл рассказать, что с минуты на минуту в район Боривали должен прибыть ночной автобус с Гоа и в нем мои друзья - супружеская пара Чистозвоновых. Саша и Ира проводили отпуск на пляже и ради острых ощущений решили пожертвовать двумя ночами в автобусе, но побродить со мной по бомбейским трущобам. В этом на сегодня и состоит наша миссия, а для ее облегчения я с вечера договорился с таксистом Фазилем о туре по трущобам и борделям и общинам трансвеститов-хиждр.

10.

В Боривали я добираюсь на местной электричке быстрее ожидаемого и, пока мои друзья еще только подъезжают к городу, захожу в приглянувшийся мне подъезд бетонной многоэтажки возле станции. В таких домах в Бомбее живет зажиточный средний класс и ими, насколько я мог видеть, застроены все пригороды, в то время как центр города занят трущобами и клочком «Мирового торгового центра» с местным «Латинским кварталом».

11.


Вход в подъезд мне преграждает сумасшедший человек Файсал. Он запрещает фотографировать себя, так как боится смерти от фотоаппарата. Но Файсал не трус - он охраняет свой дом от зла. У него на голой груди амулет, и призрак не сможет пройти мимо него. Я все же пробрался и не желая пугать и оскорблять сумасшедшего человека сосредоточился на фотографиях обстановки в подъезде.

12.

13.

14.

15.

16.


Но вот и Сан Саныч! И я без промедлений окунаю его и Иру в мир настоящего Бомбея!

17.

Проводник Фазиль встречает нас в Боривали. Однако он опасается попадания на первые страницы мировых изданий как лицо, причастное к разоблачению бомбейского «темного царства», поэтому уклоняется от группового фото. Склонить его к запечатлению на пленку нам удается значительно позднее, когда все испытания уже остаются за спиной. Пока же он везет нас в район трущоб на своем сорокалетнем «Фиате», который на фото ниже припаркован у тротуара.

18.

Центр города, именуемый «Мировым торговым центром», фактически ничем не отделен от трущоб. Нет ни каменной стены, ни стены автоматчиков - два этих совершенно разных мира существуют бок-о-бок и, в отличие от крупных городов Латинской Америки, ничем враждебность не проявляют.

19.

Бомбейские трущобы представляют собой замкнутые районы, окруженные широкими улицами. Внутри же невообразимая путаница узких переулков. В основном, трущобы делятся на индуистские и мусульманские, а также на трущобы, где есть дома, пусть и из листового железа, и те, где только полиэтиленовые навесы. Фазиль мусульманин и представитель среднего класса, поэтому ведет нас в те трущобы, которые ему близки по духу. Мы нисколько не возражаем, так как мусульманские трущобы, где живет бомбейский средний класс, - это, что называется, класика жанра.

20.

Внешний периметр трущоб занимают лавки и мастерские, в ближайших за ними бараках всегда склады, а уже вглубь - жилые «кварталы».

21.

22.

23.

24.

После обхода внешнего периметра Фазиль спрашивает нас: «Может быть, к «Воротам Индии»?» Но мы упрямо требуем в самую глубь, и он с опасением за мою камеру и наше психическое здоровье ведет в трущобы.

25.

К слову, бомбейские трущобы признаны повсеместно самым безопасным местом в Индии. Они полностью находятся под контролем местных общин, ни один посторонний сюда не проникнет, а если проникнет, то не выйдет в случае нарушения местных законов. Для туристов доступ в трущобы совершенно свободен, но… одно из основных правил в трущобах: «Не фотографировать!» Мусульмане категорически против фотокамер. Однако как бы я рассказал эту историю? На всем пути приходится сперва кланяться моделям, вежливо расспрашивать, как дела, потом робко спрашивать, можно ли сделать одну картинку. Мужчины и дети всегда оказываются рады этому, совершенно развеивая устоявшиеся представления. Женщины, особенно старые, напротив, реагируют невоздержанно: часто не понимая, что я только спрашиваю разрешения, они начинают звать мужей - те выбегают разгневанные и уходит уйма времени на разъяснения. Словом, шаг за шагом вглубь трущоб.

26.

27.

28.

После путаницы закоулков, по которым текут сточные воды, бегают вперемежку крысы и дети, мы добираемся до сердца этой части Бомбея - внутренних двориков. Они относительно чистые и просторные и по своему духу напоминают кухню в коммунальной квартире. Здесь стирают и сушат белье, играют, возятся с мотоциклами, словом, вся жизнь людей сосредоточена на этих кусках «суши» среди океана кошмара. Здесь и воздух похож на воздух!

29.

30.

Фазиль рассказывает нам, что в Бомбее возмущены мифом о том, будто в трущобах живут бедняки. По словам проводника, мужчины зарабатывают здесь до 500 долларов в месяц, а само жилье в трущобе может стоить несколько десятков тысяч долларов, так как оно близко к центру и, с позволения сказать, находится в благоустроенном и безопасном районе. Что же до общей бедности, то ее основная причина - большое количество детей в семьях и неработающие женщины. И даже если наш Фазиль удвоил заработки бомбейских трущобных людей, то нам с Сашей и Ирой одновременно пришел вывод, что эти люди не столько безнадежно бедны, сколько бесповоротно свыклись с окружающей кошмарной обстановкой и не способны адекватно оценивать ее.

31.

Но ладно, фото на память, и постепенно выходим из трущоб, так как после нескольких часов бродяжничанья здесь в горле от вони стоит тошнота и хочется только одного: без опаски набрать полные легкие воздуха!

32.

33.

34.

Вот и главная спортивная арена бомбейских трущоб! Комментарии излишни - мы же вприпрыжку мчимся к микроавтобусу Фазиля!

35.

И просимся на свежий воздух. Трущобы объединили нас!

36.

Но пляж также не совсем как бы и пляж, а сочетание рыбацкой свалки и массовых залежей индийцев. Саша и Ира отчаянно просят Фазиля отвезти их хоть на полчасика «в спокойное место», но тот только смеется: «Где ж в Бомбее свободное место найти!»

37.

Но мы прогуливаемся по центру города и находим его вполне цивилизованным и милым: университет и административные здания английской постройки, широкие улицы, замечательные старенькие «Фиаты»…

38.

39.

Но отдышались, недурно бы и пообедать. Заходим в вегетарианский ресторан. За четыре доллара заказываем классическое блюдо из риса и овощей, и получаем такой вот пальмовый лист, с горой аппетитной снеди. Один вопрос: «Как это есть?»

40.

41.

Что мы вытворяли с этой едой нашими кургузыми пальцами показывать не решаюсь. Да и времени нет, так как Фазиль уже подвозит нас к району «Конгресс-холл» - бомбейской улице красных фонарей. Вот и первая прелестница застенчиво привлекает посетителей на своем крылечке.

42.

Проститутки в аляпистых нарядах толкутся вдоль улицы, но при виде камеры разбегаются по углам - боятся, значит, славы. Фазиль рассказывает, что барышни приезжают на заработки из Непала и Бангладеша, а за полчаса работы просят 3 доллара.

43.

Но осторожность! Индия знаменита общиной ЛГБТ, именуемой хиждрами. Опасность даже не столько в том, чтобы спутать такого представителя секс-меньшинства с природной дамой, а в том, чтобы не угодить ей! Хиждры - древнейшая и авторитетнейшая каста индийского общества. Они имеют привилегию проклинать людей, и откупиться от такого проклятья дорого будет стоить! Мой дорогой Саша не на шутку испугался хиждр и спрятался в авто, бросив меня с ними один на один, я же, пообщавшись вдоволь, вынес о них мнение как о милых созданиях (не поймите превратно).

44.

Цена за полчаса с хиждрой та же, что и с проституткой, и деньги пойдут в тот же карман. У черных входов в дешевые бордели сидят «коты» - сутенеры местного разлива. Помимо строгой охранительной функции на них еще и надзор за детьми, пока матери заняты обслуживанием клиентов.

45.

Бордели смыкаются с трущобами, и, в конце концов, никогда не отличишь добропорядочного мусульманина от воротилы бомбейского дна.

46.

47.

Но немного ли для одного дня? Незаметно настало 6 часов вечера, и время отправляться Саше и Ире на автобусную станцию и назад - в уютный отель на Гоа. Они категорически отвергают все мои предложения задержаться на денек и просят только проводить их до автобуса. Мы расплачиваемся с Фазилем - шестичасовая экскурсия по системе «все включено» обошлась нам в 30 американских долларов. Но в Бомбее не нужно выискивать чудеса - на станции ультрасовременной городской электрички мы оказываемся в эпицентре цыганского табора. Деньги давать ни в коем случае нельзя, так как при виде купюр эти цыгане звереют и начинают рвать тебя на части (у меня был такой опыт на юге Индии, в Мадурае).

48

К слову, здесь же следы болливудского влияния. Такими афишами заклеен-переклеен весь город, а всякий желающий европеец может сняться в массовке и получит за это 10 долларов. Но Саша и Ира не хотят сниматься в массовке, они хотят в отель!

49.

В первом классе электрички уютно и прохладно. Ехать нам минут 40, и мы с Сашей задорно распиваем бутылку индийского рома, так сказать, для дезинфекции.

50.

На автобусной станции обычная радушная толпа!

51.

Замечательные цыгане посиживают у автобуса, но все это, хоть и выглядит со стороны страшновато, не несет в себе никакой агрессии - поэтому ходишь посреди такого бедлама и, конечно, не чувствуешь себя комфортно, но и напряжения большого это не вызывает.

52.

А спальные места в индийских автобусов все же не для русского человека. Но ладно, проводил Иру и Сашу и назад - в Бомбей тем же путем.

53.

На пляже закат и толпы индийцев после работы едят и пьют, но купаться боятся, так как не умеют плавать и верят, что в океане злое чудо-юдо живет. Я же не пошел купаться, так как потом голым возвращаться в гостиницу не хочется.

54.

Ну и окончание этого необыкновенного дня, как и почти всегда в моем путешествии, за компьютером. Фотографии необходимо отобрать как можно скорее, ведь завтра прибавятся новые. За таким занятием и засыпаю, сам того не заметив.

55.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.