Гуманитарии и технари: читающие и считающие? Как гуманитарию выжить в современном мире Можно ли стать технарем если ты гуманитарий.

Кто такой гуманитарий? Этот вопрос интересует старшеклассников, перед которыми стоит проблема выбора будущей профессии. Среди педагогов существует стереотип, что если у ученика есть способности к точным наукам, то ему стоит выбирать техническую профессию.

Значение

Какого человека называют гуманитарием?

Гуманитарием принято называть личность, обладающую способностью к поверхностному созерцанию происходящих в окружающем мире действий, не вмешиваясь в них.

Под этим термином подразумевается человек с поверхностным типом мышления. У него нет желания что-то создать или доработать.

Такой человек любит изучать работы ученых людей, и он знает, что его мнение не является единственным.

Противоположностью гуманитарию выступает технарь. Это специалист, участвующий в процессе создания и формирования изделия. Люди с технической специальностью всегда вникают в суть.

Их интересует, из чего созданы предметы в окружающей среде, какой механизм отвечает за процесс их функционирования, они любят экспериментировать и мечтают создать собственный технологический процесс.

Существует еще психологическая версия о том, что значит гуманитарий. Специалисты уверяют, что люди, относящиеся к этому типу, являются творческими личностями. Они любят анализировать ситуации, происходящие с ними и другими людьми, делать выводы из прочитанных книг, сочинять стихи.

Важно! В современном мире практически не осталось чистых гуманитариев и истинных технарей. Существуют только смешанные типы людей с большей склонностью к определенным наукам.

Как им стать?

Человеческие способности начинают формироваться с самого первого дня жизни. Уже в детском саду и начальной школе педагог может без труда определить, к какому социальному типу относится личность.

Если технарь задумался о том, как стать человеком гуманитарного склада, то для достижения этой цели ему требуется сделать следующее:

  • читать больше классических произведений и анализировать их;
  • писать сочинения и изложения, причем чем они объемнее, тем лучше;
  • тренировать память;
  • пытаться писать стихи и сочинять песни;
  • анализировать ситуации, происходящие вокруг и обсуждать фильмы.

Гораздо сложнее стать технарем, если ты гуманитарий. Человеку с хорошим мышлением и красивой речью сложно углубляться в особенности точной науки.

Склонности

Как понять, что ты гуманитарий? Определить тип склада ума можно, основываясь на том, к каким наукам лежит душа. Такие личности отдают предпочтение дисциплинам, изучающим духовную сущность человека, требующим красиво излагать речь.

Таковыми являются:


Технарь лучше осваивает дисциплины, связанные с вычислением: информатика, математика, физика. Родитель может предположить, технарь или гуманитарий его ребенок, изучив отметки в дневнике.

Но этих знаний ему будет недостаточно. Возможно, ученику не удалось полностью освоить предмет или дисциплину ведет недостаточно квалифицированный специалист.

Различия складов ума

Разница между гуманитарным и техническим складом заключается в манере поведения. Первые из них:

  • Выглядят задумчиво и воодушевленно.
  • Они отличаются спокойной манерой поведения.
  • Главным оружием такого человека является его речь. На любой вопрос он готов дать точный и подробный ответ.
  • Личность умеет находить язык с окружающими людьми, но при этом отличаются низкой самооценкой.
  • Они ранимы и эмоциональны.
  • Мужчины являются романтиками. Они успешно сочиняют стихи и песни для своих возлюбленных, умеют красиво и изысканно делать комплименты.

Противоположность – технарь отличается более резким характером. Изучив поведение личности, можно подумать, что она постоянно куда-то торопится. Они отличаются энергичностью и целеустремленностью. У человека с техническими способностями всегда присутствует мания к лидирующим позициям.

Отличительная черта технаря – отсутствие эмоций. Такой человек как будто всегда находится в своих мыслях. Они необщительны и не обладают ораторским искусством. Если такой человек устраивается на работу, то он готов идти по головам для достижения своей цели и карьерного роста.

Чаще встречаются смешанные типы людей, отличающиеся индивидуальными чертами характера. Например, многие гуманитарии стремятся занять лидирующие позиции.

Психологические методы определения

Существует огромное количество способов, позволяющий определить гуманитарий человек или технарь.

В школах проводят специальные тестирования, позволяющие понять, в каком направлении лучше мыслит ученик.

Учеными было разработано еще несколько современных методов, как определить тип личности.

Среди них статистика типа людей. Им удалось выявить, что во внешности людей существуют отличительные черты лица.

Ты гуманитарий,если:

  • размер правого уха немного больше левого;
  • доминирует левое полушарие;
  • пальцы на левой руке длиннее, чем на правой.

Существуют более достоверные способы, как определить свой тип, гуманитарий или технарь. Учеными были разработаны специальные тесты для малышей, школьников и взрослых людей.

Самой популярным психологическим методом являются рисунки. Они могут сказать многое о чертах характера человека.

Стоит попросить человека нарисовать несложный предмет.

Если он будет небольшого размера, состоять из прямых и точных линий, то опрашиваемый имеет склонности к техническим наукам.

Человек, умеющий красиво излагать ход своих мыслей, изобразит масштабный красивый рисунок плавными линиями, содержащий в себе смысловую нагрузку.

Еще один способ – тесты на предмет гуманитария. Психолог выдает карточки или бланки с вопросами.

По ответам опрашиваемого ему удастся понять тип мышления опрашиваемого человека.

Самый популярный информационный источник в интернете – википедия. В нем также есть определение, кто такой гуманитарий.

В этом источнике указано, что в переводе с латинского humanus обозначает человеческий или человекоподобный. Следовательно, это дисциплина и о человеке.

Какую профессию выбрать

Среди школьников старших классов часто возникает вопрос о том, что делать, если ты обладатель гуманитарного типа мышления? Педагоги рекомендуют выбрать профессию, подходящую под особенности склада ума .

Из личностей, относящихся к категории humanus, могут получиться высококвалифицированные переводчики, экономисты и психологи. При желании они могут связать свою жизнь и с техническим направлением. Но, как правило, у них возникают проблемы с изучением точных наук.

Полезное видео

Подведем итоги

По мнению психологов, ошибкой многих родителей является то, что они пытаются навешать на ребенка несуществующие ярлыки. Не стоит пытаться выявить тип личности по складу ума — стоит дать старшекласснику свободу выбора и возможность самостоятельно принять решение.

Вконтакте

Еще сидя на школьной скамье, многие молодые люди задумываются над своим будущим, планируют карьеру, мечтают о достижении каких-то высот. Но еще больше переживают их родители, не зная, что посоветовать своему чаду. В некоторых случаях определиться с будущей профессией помогает тип мышления (в том случае, если он четко выражен). Педагоги, хорошо знающие способности ученика, без проблем могут определить, технарь он или гуманитарий. Что это значит, понимают многие.

Существует определенный стереотип - если нравится математика и физика, человек разбирается в технике, значит, он технарь, а вот если наблюдается расположенность к литературе, языкам, истории, нравится писать сочинения - 100% гуманитарий. Но все не так просто, существуют и смешанные типы, поэтому в выборе профессии всегда нужно прислушиваться к своей интуиции.

Кто такие гуманитарии?

Что-то кому-то доказывать, делать новые открытия в области науки и техники, вписывая свое имя в историю, - это задача технарей. Гуманитарий - это человек, привыкший созерцать окружающий мир, не вмешиваясь в происходящее, если нет такой необходимости. Он не стремится сделать нечто экстраординарное, выделиться, войти в историю, он сам изучает эту историю, работы других ученых, при этом оперируя знаниями, собиравшимися по крупицам на протяжении многих веков. Гуманитарии, в отличие от технарей, прекрасно понимают, что их мнение не является единственно верным. Им может не нравиться мышление других людей, но при этом они понимают, что иное понимание ситуации существует, и никогда не навязывают свои доводы. Гуманитарии - хорошие коммуникаторы, они легко находят общий язык даже с незнакомцами, подбирают нужные слова в любой ситуации.

Гуманитарный тип мышления

Иногда люди ошибочно причисляют себя к тому или иному типу. Например, если человек любит читать литературу, интересуется живописью, музыкой, кинематографом, то он уже гуманитарий. На самом деле это совершенно не так, потому как увлечения не всегда могут соответствовать складу ума. Также не стоит забывать о смешанных типах, которым в равной степени даются все науки. Кто такой гуманитарий? Это человек, осознающий существование другой интерпретации, опыта, смысла, мышления, мировоззрения и т. д. При этом ему не обязательно соглашаться с этим, он не обязан толерантно относиться к людям с противоположным мнением. Главное - понимать, что его слово не является законом, последней инстанцией.

Красивая речь - главное оружие

Гуманитарии - отличные коммуникаторы, из них получаются превосходные ораторы, преподаватели, психологи. Они легко устанавливают контакт с малознакомым человеком, способны поддержать любую беседу, даже если тема им не интересна. Вражда тоже является способом коммуникации, хотя те, кто в нее ввязан, заведомо отодвигают себя на самый край гуманитарного мира. Гуманитарии в большинстве случаев признают несовершенство своих мыслей, зависимость от различных обстоятельств извне.

Каким бывает гуманитарное образование?

Существует две совершенно разные «гуманитаристики». Одна не акцентирует внимание на теоретизации бытия, а реально его преображает. Из-за этого человек начинает совершенно новую жизнь. Другая, наоборот, музеефицирует старые знания, изучает многовековые труды. Именно такую гуманитаристику преподают в большинстве вузов. Соответствующее образование условно можно разделить на три типа. Первое подходит для «исследовательских» специальностей. Преподаватели основываются на концепции уча студентов так, словно те в будущем станут великими учеными. Второй тип подходит для массовых профессий, которые может себе выбрать гуманитарий. Что это за специальности? Сюда стоит отнести учителей, библиотекарей, пиарщиков, журналистов и т. д. Третий тип гуманитарного образования представляет собой различные курсы, рассчитанные на технарей.

Профессии для гуманитариев

К общественным наукам относятся история, журналистика, филология, психология, лингвистика, политология, юриспруденция. Гуманитарии хорошо в них разбираются, потому как особый позволяет им свободно владеть языком букв и слов. Люди, хорошо чувствующие себя в социальной среде, могут выбирать Большой популярностью пользуется психология. Люди на протяжении многих веков изучали биологическую природу человека, историю, обычаи, происхождение. Все это формировалось в определенные психологические закономерности, позволяющие лучше разбираться в медицине, преподавании, науке, торговле и других сферах деятельности.

Если вы - гуманитарий, то вам подойдет деятельность, связанная с культурологическими, философскими, религиоведческими, политологическими знаниями. Если нравится копаться в прошлом, можно стать историком. Власть и деньги привлекают многих, поэтому люди с гуманитарным складом ума занимаются политической деятельностью, организовывают партии, ведут переговоры, собирают митинги. Нравится писать, первым узнавать о разных происшествиях, вести расследования? Подойдет профессия журналиста. Сегодня много печатных и интернет-изданий нуждаются в квалифицированных кадрах.

Различия между технарем и гуманитарием

В некоторых случаях определить склад ума очень тяжело, потому как конкретные способности слабо выражены. Понять, человек технарь или гуманитарий, можно не по оценкам, получаемым в школе, а по мировоззрению, мышлению. Очень часто успеваемость по конкретной дисциплине зависит вовсе не от способностей ученика, а от каких-то других факторов, например умения учителя заинтересовать предметом.

Гуманитарии красиво разговаривают, очень эмоциональны, ранимы, любят изучать языки, писать сочинения и даже стихи. Они немного неуверены в себе, у таких людей развито и воображение. Технари энергичные, самоуверенные, целеустремленные. Мысли в их голове проносятся со скоростью света, такие люди хорошо разбираются в технике, любимыми их предметами являются физика и математика. Они малообщительные, не любят разговаривать ни о чем.

Логика карьеры

Ничего экстраординарного от жизни не требует гуманитарий. Что это такое - жить на сущие копейки - прекрасно знают педагоги, работники архивов, библиотекари. Технарь всегда стремится построить блистательную карьеру, показать, какой он умный и незаменимый. У историков, психологов, журналистов нет завышенных рыночных ожиданий, зато хорошим образованием, формирующим элитную идентичность, может похвастаться каждый гуманитарий. Что это такое - зарабатывать умением думать, знают многие люди с гуманитарным складом ума. Они прекрасно осведомлены о низкой рыночной востребованности, поэтому начинают зарабатывать на жизнь уже с 3-4 курса университета. К сожалению, сегодня социум живет по законам рынка, молодые люди выбирают профессию в зависимости от уровня зарплат, престижности. Хотя нужно опираться на собственную интуицию и строить карьеру по зову сердца.

Тридцатое августа 2010 года, 6:30 утра. До отправления экспресса Рязань – Москва осталось 40 минут. На экране монитора: «Поступил – гордись, не поступил – радуйся». Я поступила в лучший технический вуз страны и была рада и горда одновременно. Лишь потом до меня дошел смысл этого крылатого бауманского выражения, как дошло и то, что по складу ума я стопроцентный гуманитарий, который просто неплохо решает дифференциальные уравнения. Но тогда зачем мне дальше здесь учиться? Стоит ли дальше грызть этот твердейший физико-технический гранит? Можно ли, а главное, нужно ли мне переквалифицироваться в технаря и заканчивать МГТУ? Я не знала. Зато теперь, когда я по праву ношу белую каску и кричу у «Ноги» уже набившее оскомину «Я инженер», я это точно знаю.

За эти шесть лет МГТУ дал ответы на многие вопросы и много чему научил. Я благодарна МГТУ за все, а за некоторые вещи хотела бы сказать особенное спасибо.

Несмотря на то, что я не склонна к инженерному делу, Университет все равно помог мне найти себя. На втором курсе я решила написать материал в газету «Бауманец», куда пишу и по сей день. За четыре года работы в газете я научилась азам журналистики. Мне удалось освоить и бауманскую специальность – аддитивные лазерные технологии, и два года проработать в лаборатории стереолитографии ОКБ «Сухого».

У каждого бауманца после МГТУ появляется бесценный навык быстро разобраться в чем угодно. На первом курсе нам часто говорили: «Здесь учат учиться». Оказалось, что дело совсем не в том, чтобы уметь читать учебники и приходить на лекции (хотя это и важно), а в том, чтобы в короткие сроки улавливать суть вопроса и генерировать новые идеи, соотнося новую информацию со своими уже имеющимися знаниями. Теперь, общаясь с людьми уже в основном за пределами Университета, я замечаю, что очень немногие люди обладают этим навыком. Спустя шесть лет стало понятно, почему способность «уметь учиться» так высоко ценится.

Шесть лет в общежитии – хорошая школа жизни. Находить общий язык с тремя соседями по комнате и вообще искать компромиссы – задача нетривиальная. Но надо сказать и спасибо за прекрасные моменты – за веселую подготовку к экзаменам, за песни под гитару до утра и много душевных вечеров, проведенных с друзьями.
В Бауманке я познакомилась с главными людьми в своей жизни, не считая родителей. На своем потоке я встретила лучшую подругу, в общежитии – своего любимого человека, которого весь пятый курс ждала из армии.

Университет научил меня всегда и во всем идти до конца. Здесь все шесть лет, каждый день мне приходилось выбирать – либо я заканчиваю МГТУ, либо поддаюсь своей слабости и бросаю учебу. Я могла бы забрать документы в любой день, но понимала, что эту слабость никогда себе не прощу.

Учась в МГТУ, я стала другим человеком. Конечно, в силу возраста – с 17 до 23 лет – в любом человеке происходят большие изменения. Но я имею в виду такие перемены, которые с кем-то могут не произойти и за более долгий срок. Изменилось мое отношение ко многим вещам, жизнь стала видеться более радостной, а мир – прекрасным. Как ни странно, это осознавалось в самые трудные моменты. Бауманка – одна из лучших вещей, что есть в моей жизни. Я горда и рада, что поступила сюда. И еще больше за то, что я – инженер!

Дарья Баканова, выпускница факультета МТ, корреспондент газеты «Бауманец»

Недавно мне попалась новость на портале Zelenograd . ru «Лицей 1557 и школа 853 открывают инженерные 10-е классы» . В заметке рассказывают, как две школы Зеленограда открывают два инженерных класса (до этого они были физико-математическими) и еще планируют открыть медицинские классы. Речь идет о десятых классах.

Вот вроде бы ничего плохого. Спрос на эти классы у учеников и родителей, очевидно, будет. Этот спрос порожден современным отношением к школьному образованию. Если когда-то в далекие советские времена целью школьного образования была передача детям широкого спектра фундаментальных знаний, то сегодня школьное образование нужно исключительно для того, чтобы поступить в ВУЗ. Ну, или как придется, но поступить. Часто даже от вполне взрослых людей можно услышать рассуждения о зря потраченных школьных годах на изучение ненужной им физики с химией или других предметов, которые в дальнейшей профессиональной жизни им не понадобились. Слушая это, берет оторопь, но такова реальность.

Вот и в Зеленограде открываются инженерные классы согласно именно такому подходу – зачем тратить время на ненужную литературу и историю, когда можно «знакомить учеников с практикой и исследовательской работой, готовить выпускников к поступлению в технические вузы» ?

Прошу прощения за грубость, но я обязана назвать вещи своими именами и пояснить, что такой подход к образованию не является сколько-нибудь уникальным (именно это слово используется в зеленоградской заметке). Это способ обучения в лучшем случае ремесленников, а если точнее, то рабов. Сапожнику ни к чему литература, ему достаточно с детства дать в руки нож для кожи и обучать кроить и шить. Он будет хорошим сапожником. Медсестре ни к чему знать о том, что Земля круглая, пусть учится ставить уколы и зеленкой ссадины мазать. А инженеру совершенно не нужно задумываться о значении завоеваний Александра Невского для отечественной истории, пусть молча паяет свои платы.
Иллюзии о том, что это все будет восполнено в ВУЗах, беспочвенны.

Конечно, везде учат по-разному, но автор этих строк постоянно обнаруживает в своей голове пустоты в знании, например, истории, не смотря на то, что отечественная история в ВУЗе была сдана на 5.

А тут я хочу впасть в ностальгию и, наконец, раскрыть содержание заголовка заметки. Как я стала технарем. Технарем я себя обозначила еще в школьные годы. Сами учителя нас все время пытались поделить – кто-то технарь, кто-то гуманитарий, а кто-то биолог-медик.

Учителя биологии почему-то считали, что я подаю надежды в этой области. Мне действительно было интересно, но как-то я свою жизнь с этим связывать не хотела. А может не попался мне такой авторитетный человек, который перетянул бы меня на эту сторону. Думаю, что это было возможно. То есть биологическая составляющая обучения всегда воспринималась мною как интересное хобби.

Другое дело с гуманитарными науками: русский язык, литература, история. В виду того, что я читала много книг, русский язык мною воспринимался интуитивно, и эта интуиция давала мне стабильную 4, а если немного напрячься, то и 5. Уроки литературы были чем-то тяжким. Хоть книги я и читала, но почти все они не были связаны со школьной программой. Поэтому в обсуждения на литературе я старалась не вступать. Писать сочинения нас особенно не учили. Да, собственно, совсем не учили. Говорили, что надо описать, как я провел лето или, что Катерина луч света в темном царстве. И дальше пиши, как на душу ляжет. Естественно, получалось плохо. Самые плохие и самые хорошие сочинения обычно зачитывались. Мои не читали.

С историей было совсем плохо. При чтении учебников истории я испытывала страшные муки и комплексы, так как совершенно ничего не могла понять. Смысла запоминания дат не видела. Теперь я понимаю, что из этих учебников действительно ничего нельзя было понять. Можно было только тупо запоминать. К истории это вообще мало относится. Это были не учебники истории, а сборники несвязных событий и информации.
И вот среди всего этого возвышалась математика! В учебниках можно было проследить логику. Решение задач и примеров имели ощутимый результат, который можно было проверить. Все это не смотря на то, что к учебникам математики тоже есть много претензий. К тому же мне просто повезло, что в 10-11 классах к нам пришла действительно хорошая учитель математики. Галина Андреевна. Она стала ставить нашим отличницам двойки и тройки. И мне досталось. Отличницы плакали, их мамы бегали в школу и устраивали скандал. Но авторитет учителя возобладал. Мы действительно ничего не знали. И она принялась нас учить. И научила. И это было то немногое, что я из школы таки вынесла.

Так я и стала технарем.

Был один эпизод в 11м классе. К нам в школу пришла молодая режиссер и стала вести театральный кружок. Через пару месяцев мы поставили спектакль. Спектакль представлял из себя стеб на тему медицины. Ничего выдающегося. Но посмотрев спектакль, вышеупомянутая учитель математики Галина Андреевна сказал: «И все-таки вы гуманитарии».

Не берусь утверждать, что Галина Андреевна была права. Но фактом является то, что на сегодняшний день я ощущаю нехватку гуманитарных знаний, а также горькое чувство от того, что упущена уйма времени.

Не может человек быть только сапожником, инженером, медиком. Где тогда человек? Как ему пробиваться через философские вопросы, которые ставит перед ним жизнь? Как без широты знания решать эти вопросы?

И не так уж был прямолинеен Фурсенко, когда говорил, что его задача воспитывать квалифицированных потребителей. Его задача - воспитать раба.

Мнения «физиков» и «лириков» — о себе и людях

Людей с разным типом мышления всегда принято было делить на физиков и лириков. Мало что изменилось и сейчас. Нам по-прежнему кажется, что первые быстро считают в уме и пытаются объяснить все вокруг с точки зрения законов науки. А вторые могут ни с того ни с сего начать декламировать стихи и исправлять ошибки в любовных письмах. Давайте же узнаем, что думают об этих отличиях сами представители обеих сторон.

Роман Сухов, студент СПбГУАП, факультет вычислительных систем и программирования У технарей подход к вещам более логичный и практичный. Они представляют, как устроено большинство вещей в этом мире, и это формирует соответствующие направления мысли. То есть на любой процесс, будь то процесс продажи булок в столовой, покупки билетов или оформления загранпаспорта, они подсознательно смотрят, как на некую систему. У гуманитариев, в свою очередь, подход более творческий. И я думаю, они реже задумываются, как работают вещи.
Михаил Ершов, студент МГУ, факультет вычислительной математики и кибернетики Самое броское отличие — технари любят работать с величинами и абстрактными материями. Задачи, которые ставятся перед технарями, загоняют их в гораздо более жесткие рамки, в то время как у гуманитариев рамок порой почти нет. И количество правильных решений гуманитарных задач очень велико, а порой и бесконечно. Также могу предположить, что технари более практично смотрят на вещи, хотя тут трудно судить. Всюду встречаются разные люди.

Психологический подход

Разобраться, отличаются ли все-таки чем-нибудь гуманитарии от технарей, почему есть «женские» и «мужские» факультеты и целые ВУЗы, нам помогла Ольга Владимировна Щербакова, кандидат психологических наук, доцент, преподаватель факультета психологии СПбГУ. Нужно ли делить школьников в старшей школе на классы с углубленным изучением тех или иных предметов? Если школьник с легкостью решает задачи по физике, это еще не значит, что он — технарь. Если подросток рисует и пишет прекрасные сочинения, но плохо справляется с точными науками, это не значит, что он — гуманитарий. Это очень формальное разделение.

Ольга Владимировна Щербакова, кандидат психологических наук, доцент, преподаватель факультета психологии СПбГУ (фотограф: Михаил Волков) Знаете же все эти шутки: «Говорят не полный дурак, а человек с гуманитарным складом ума». Это, конечно, не верно. Просто у одних есть способности и желание заниматься одним, а у других —противоположным. И даже любовь к чтению, так активно привязываемая к образу «филологической девы», — это скорее хорошая привычка, идущая от традиций семьи. А способность ясно и красиво выражать свои мысли, возможно, самое важное наследство, которое могут дать своим детям и формируется оно, когда они читают ребенку на ночь сказки, обсуждают с ним события дня, их чувства и эмоции.

Все люди разные, в этом разнообразии, наверное, и есть радость общения.

Тяжело в учении

Кому все-таки легче учиться? Казалось бы, читать книги и учить языки проще, чем писать компьютерный код и изучать ядерную физику. Но это только на первый взгляд. Учебный процесс дается быстрее и легче тем студентам и школьникам, которых мы привыкли называть технарями. Их преимущество состоит в том, что изучая технические науки, для понимания и запоминания материала они используют способы, основанные на обобщении материала, по которым затем систематизируют всю поступающую информацию. Даже историю технарям запоминать иногда легче. Они смотрят на это поле знаний как бы сверху, выявляя логические связи, понимая масштаб и неотделимость происходящих событий. Технари, кстати, получив отличную базу в технических ВУЗах, совершенно спокойно потом получают второе высшее гуманитарное образование. А вот гуманитариям стать потом инженерами гораздо сложнее.

Полезный Сартр

Очевидно, что деятели науки в этом мире сделали много больше полезных для человечества открытий. Но значит ли, что они важнее? «Кто в этом смысле полезнее, Эйнштейн или Кафка?», — Ольга Владимировна задает мне вопрос, на который нет однозначного ответа. Нет, мне, возможно, ближе Кафка, но физики кажутся мне полезнее. Их вклад очевиден и осязаем, и оспаривать его бессмысленно. В то же время Максвелл с Поповым для большинства людей, равно как и для меня, не участвуют в противостоянии с Достоевским и Сартром. Лирики дали человечеству не меньше, просто это менее заметно в повседневной жизни.

Все эти люди — части одного целого. И целое это — настоящее, в котором мы живем.

Кто-то между

Меж тем есть те люди, которых ни физиками, ни лириками однозначно назвать нельзя. Например, люди, которые хороши в том, что касается человеческих эмоций, обладающие способностями к эмпатии. Они не спрашивают у человека, случилось ли что-нибудь, потому что они чувствуют чужие горе или радость. «А вот медики, например, ближе к технарям или гуманитариям?», — задаю я очередной вопрос. Оказывается, медики — это вовсе не какой-то промежуточный тип. Они по долгу службы должны быть сильны и в точных науках, и в естественных, и в гуманитарных. При всем этом чувствовать людей им тоже необходимо. В общем, они настоящие герои нашего времени! Психологи, как оказывается, тоже не совсем гуманитарии. Студенты психологического факультета, например, долго и упорно учат математическую статистику и тоже мыслят взаимосвязанными цепочками, изучая сложные процессы мозга и организма, вроде нервных импульсов.

Бог на дне стакана

Отрицают ли технари наличие каких-нибудь высших сил, считая их нелогичными? Ольга Владимировна цитирует одного из создателей квантовой механики, физика-теоретика Вернера Карла Гейзенберга. Ему принадлежит такая фраза: «Первый глоток из стакана естествознания делает атеист, но на дне стакана ожидает Бог». Дело в том, что человек с техническим складом ума понимает физические законы, изучает космос, вселенную, силы Земли и понимает, что наука не всесильна и имеет свои границы. За этими-то границами и находится то, что ученым объяснить не под силу, что-то, связанное, возможно, с религией.

Но на самом деле, психологи убеждены, что отношение к мистике или религии напрямую не связано с типом мышления человека. И среди гуманитариев, и среди технарей есть люди с «магическим» мышлением, склонные объяснять все происходящее с помощью магии, полагаясь на приметы, суеверия и волшебство. И тут уже неважно, юрист ты, поэт, спортсмен или политик. Человек может болеть за любимую хоккейную команду, надевая грязную нестиранную футболку с номером любимого игрока только потому, что уверен: когда он в ней, команда выигрывает. Так актеры сидят за кулисами на новом сценарии, а телевизионщики никогда не говорят «последний эфир», а то мало ли что.

Институты благородных девиц

Задаю вопрос, который меня, конечно, очень интересует. Почему все-таки журфаки и филфаки превращаются в институты благородных девиц? Почему матмехи и физтехи гораздо чаще привлекают молодых людей? Психолог рисует график нормального распределения. Про себя отмечаю, что это же «удав, проглотивший слона» (делаем выводы). Так выясняется, что в том месте, где удав раздулся больше всего — показатели многочисленных девушек со средним уровнем интеллекта. Таких большинство. Голова и хвост удава — малое количество гениальных женщин и женщин с низким уровнем интеллекта соответственно. У мужчин же все наоборот. Среди них мало людей со средними способностями. Они либо плетутся в группе отстающих в школе, перебиваясь с двойки на тройку, либо оказываются в отличниках, участвуя при этом в олимпиадах и играя в шахматы. И выбирают такие молодые люди факультеты со сложными предметами, которые даются им с легкостью, поступая в лучшие технические вузы.

Девушки же поступают на гуманитарные факультеты, где учеба основывается на запоминании, трактовках и формировании собственного мнения об изученном. По словам психолога, нельзя также забывать, что женщины — это все-таки будущие матери, которые будут учить детей говорить, думать, развивать воображение, интерпретировать действительность, а для этого нужно уметь делать это самой. Гуманитарные науки во многом этому способствуют.

Два полушария одного целого

Много говорится и пишется в последнее время о том, что есть левополушарные личности, и наоборот — правополушарные. Одни как будто хорошо считают, строят логические цепочки, формулируют грамматически сложные конструкции и вообще умны, как никто другой. Люди же с развитым правым полушарием рисуют, поют, сочиняют стихи и большего от них требовать не приходится — творческие личности, что с них взять. На самом же деле раньше в психологии считалось, что левое полушарие отвечает за передвижение, речь, логическое мышление, сложные вычислительные операции и абстрактное мышление. Правое же — за пространственные передвижения, например, то есть за вещи, сами собой разумеющиеся и незаметные на первый взгляд. «Фактически, людям казалось, что второе полушарие, правое, нужно человеку чуть ли не для симметрии, чтобы голова не перевешивала». Потом ученые опытным путем поняли, и придерживаются этого до сих пор, что не бывает так называемых правополушарных и левополушарных людей. «Вот есть, к примеру, правши и левши.

Это не значит, что одна из рук у них не работает. Просто парные органы у людей обычно развиты немного по-разному, — говорит психолог, — ведущая рука, нога и даже глаз и ухо. Ведущей рукой мы пишем, ногой — ступаем с эскалатора, глазом целимся при стрельбе, а ухом — слушаем телефонный разговор в трубке. Так и с полушариями. Кто-то чуть активнее использует левое, кто-то правое. На самом деле при выполнении сложных процессов, оба полушария всегда работают в паре».

Вывод до банальности прост: даже если вы причисляете себя к читающим или считающим, физикам или лирикам, гуманитариям или технарям, все это в большей степени стереотип. Ведь на свете не существует даже двух людей, мыслящих одинаково!

Предлагаем нашим читателям пройти тест, чтобы определить, к каким наукам вы более склонны — гуманитарным или техническим:

1. Вас интересуют биографии ученых?

— да — 1 — нет — 2

2. Вы с удовольствием разбираетесь в любых чертежах?

— нет — 1 — да — 2

3. В поэзии вас привлекает наличие сложных метафор и изысканного языка?

— нет — 2 — да — 1

4. Вы любите головоломки и логические задачи?

— да — 2 — нет — 1

— нет — 1 — да — 2

6. Вы всегда можете описать, чем вам нравится то или иное произведение искусства?

— да — 1 — нет — 2

7. Вы часто спорили(-те) с учителями по литературе, искусству, музыке?

— нет — 2 — да — 1

8. Нравятся ли вам преподаватели, которые отказываются высказывать свое мнение о предмете и оперируют только голыми цифрами и фактами?

— нет — 2 — да — 1

9. Многое ли вы можете сказать о человеке по его фотографии?

— нет — 2 — да — 1

10. Доставляет ли вам удовольствие разбираться в бытовой технике и принципах ее работы?

— нет — 1 — да — 2

11. Когда вы знакомитесь с человеком, вам важно знать его взгляды на искусство?

— нет — 2 — да — 1

12. В журналах и газетах вам нравятся статьи с таблицами и графиками?

— нет — 1 — да — 2

13. Всегда ли можно определить точную цену любого произведения искусства?

— нет — 1 — да — 2

14. Вы полагаете, что собеседника проще убедить конкретными цифрами, чем эмоциями?

— да — 2 — нет — 1

15. Вы согласны, что выяснить смысл жизни намного важнее, чем решить какую-нибудь математическую задачу?

— нет — 2 — да — 1

Ключ:

15-20 баллов. — скорее всего, вы гуманитарий. Вас больше интересуют литература, философия, искусство и тому подобные предметы. Однако это не значит, что вы совсем чужды точным наукам. Возможно, у вас еще все впереди в освоении математических дисциплин.

21-25 баллов — вы колеблетесь между гуманитарными и точными науками. У вас есть склонность и к тому, и к другому. Вам можно позавидовать: вы уникальный человек с универсальными задатками. 26-30 баллов — скорее всего, вы больше склонны к техническим дисциплинам. Однако вам не стоит совсем забрасывать гуманитарные науки, если к ним имеется хоть какой-то интерес. Чем большим багажом знаний вы владеете, тем лучше.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.