Главные темы лирики ахмадулиной презентация. Биография и творчество беллы ахмадулиной

Презентация к уроку «Жизнь и творчество Беллы Ахатовны Ахмадулиной» Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №26» Абрамова Елена Евгеньевна 10.04.2012 Белла Ахатовна Ахмадулина (1937г. – 2010г.) 10.04.2012 " Наследница лермонтовско - пастернаковской линии в русской литературе", "Как дышит, так и пишет» - таких эпитетов она удостоилась еще при жизни, едва ступив на тернистый путь советского поэта. 10.04.2012 10.04.2012 Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Е отец - татарин, заместитель министра, а мать - русская итальянского происхождения, работавшая переводчицей в КГБ. Родители хотели, чтобы она поступила в МГУ. Но ответ на первый же вопрос сделал поступление невозможным. - О чем сегодняшняя передовица "Правды"? - спросили ее при поступлении. - Я искренне ответила: "Никогда не читала". Мне сказали никогда больше не приходить. Я и не пришла, - вспоминала Белла Ахмадулина. 10.04.2012 Ее не взяли в МГУ, но приняли в Литературный институт. В институте Ахмадулина сразу обратила на себя внимание и стала звездой. Во время учебы публиковала стихи в литературных журналах и рукописном журнале «Синтаксис», писала очерки. 10.04.2012 В 1959 г. Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 г. окончила институт с отличной оценкой дипломной работы. 10.04.2012 10.04.2012 В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 г. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989). 10.04.2012 Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжнный лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого. 10.04.2012 В 1970 - е поэтесса посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в е творчестве заметное место. 10.04.2012 Превосходные переводы Ахмадулиной заново открыли российским любителям поэзии стихотворное творчество Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов. Сборники стихов "Свеча" (1977), "Сны о Грузии"(1979) были написаны под влиянием грузинских встреч. 10.04.2012 В 1979 Ахмадулина участвовала в создании литературного альманаха "Метрополь". 10.04.2012 10.04.2012 Перу Ахмадулиной принадлежат воспоминания о поэтах - современниках, глубокие и оригинальные эссе о А. Пушкине и М. Лермонтове. Хрупкая, нежная рука Ахмадулиной подписала все письма, которые только можно припомнить, в защиту диссидентов и многих других попадавших в беду людей. Ахмадулина ездила в ссылку к Сахарову, найдя мужество пробиться сквозь полицейский кордон. 10.04.2012 Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко, позже - женой Юрия Нагибина. От сына балкарского классика Кайсына Кулиева - Эльдара Кулиева в 1973 году она родила дочку Лизу. 10.04.2012 В 1974 г.Белла Ахатовна вышла замуж за театрального художника Бориса Мессерера 10.04.2012 В последние годы Белла Ахмадулина жила в Переделкино с мужем. 10.04.2012 Белла Ахмадулина скончалась вечером 29 ноября 2010 года в машине «скорой помощи». По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно - сосудистого кризиса. 10.04.2012 Поэзия для Ахмадулиной - самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых (магнитофон, самолт, светофор) и традиционных (свеча, дом друга) предметов. 10.04.2012 Для е поэзии вс - даже любая мелочь - может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; вс может стать одухотворнным, символичным, как любое явление природы 10.04.2012 Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. 10.04.2012 Белле Ахатовне Ахмадулиной были присуждены много премий. Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007) - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность. Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997) - за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы. 10.04.2012 Орден Дружбы народов (1984) Лауреат Государственной премии СССР (1989) Лауреат Государственной премии России (2004) Лауреат премии фонда «Знамя» (1993) Лауреат « Носсиде » (Италия, 1994) Лауреат премии «Триумф» (1994) Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994) Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998) Лауреат « Брианца » (Италия, 1998) Лауреат журнала «Дружба народов» (2000) Лауреат премии имени Булата Окуджавы (2003) Почтный член Российской академии художеств. 10.04.2012 Белла Ахмадулина…Ее имя - символ целого поколения, наравне с Владимиром Высоцким и Андреем Вознесенским. Хрупкая женщина с твердым характером, Ахмадулина не боялась участвовать в самых рискованных авантюрах: поддерживала опальных писателей и печаталась в запрещенных сборниках, а ее эмоциональные выступления собирали целые зал ы. 10.04.2012 10.04.2012

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. В 1968 году, разводясь с Нагибиным, Ахмадулина взяла на воспитание приёмную дочь Анну В 1970-е поэтесса посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводила Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов. От сына балкарского классика Кайсына Кулиева - Эльдара Кулиева (р. 1951) в 1973 году Ахмадулина родила дочь Елизавету. В 1974 году вышла замуж в четвёртый и последний раз - за театрального художника Бориса Мессерера, оставив детей со своей матерью и домработницей. Белла Ахмадулина неоднократно выступала в защиту преследуемых властями представителей советской интеллигенции: Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича. Ее заявления в их защиту публиковались в "Нью-Йорк таймс", неоднократно передавались по радио "Свобода" и "Голос Америки".

Слайд 5

Описание слайда:

С 1977 года Ахмадулина была почетным членом Американской академии искусств и литературы. С 1977 года Ахмадулина была почетным членом Американской академии искусств и литературы. Поэтический сборник Озноб, в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ) Несмотря на это «крамольное» событие, книги Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: Уроки музыки (1969), Стихи (1975), Свеча (1977), Метель (1977) и др. В 1979 году Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь». Ахмадулина не раз высказывалась в поддержку советских диссидентов - Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича. Её заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк Таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки». В 1993 году Ахмадулина подписала "Письмо 42-х". В 1988 вышла книга Избранное, за ней последовали новые поэтические сборники. Скончалась вечером 29 ноября 2010 года в машине скорой помощи. По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого криза. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев выразил официальные соболезнования родным и близким поэтессы. Прощание с Беллой Ахмадулиной состоялось 3 декабря 2010 года в Центральном Доме литераторов в Москве. В этот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище.

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

1 слайд

2 слайд

Биография Беллы Ахмадулиной Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (р. 10 апреля 1937) - советская поэтесса, писательница, переводчица, один из крупнейших советских лирических поэтов второй половины XX века. Член Союза российских писателей, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы.

3 слайд

Достижение целей. Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец». Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е.Винокурова. В 1955 в газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее стихотворение Родина. По окончании школы поступила в Литературный институт им. А.М.Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки И.Сельвинского: «поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства».

4 слайд

Сборники «Струна», появился в 1962 г«Здравствуй, Чудо по имени Белла» «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983),

5 слайд

Не уделяй мне много времени, вопросов мне не задавай. Глазами добрыми и верными руки моей не задевай. Не проходи весной по лужицам, по следу следа моего. Я знаю - снова не получится из этой встречи ничего. Ты думаешь, что я из гордости хожу, с тобою не дружу? Я не из гордости - из горести так прямо голову держу.

6 слайд

Герои стихотворений Ахмадулиной. Героями стихов Ахмадулиной становились русские поэты - от А.Пушкина и М.Цветаевой (сб. Тайна, 1983) до друзей и современников А.Вознесенского и Б.Окуджавы, а также простые люди - «кривая Нинка» (сб. Побережье, 1991), «электрик Василий» (сб. Стихотворения, 1988) и др.

7 слайд

Стихотворения 1950 Чем отличаюсь я от женщины с цветком... Это я... Февраль без снега Магнитофон 1956 Цветы Человек в чисто поле выходит Мы расстаемся... 1958 Август Смеясь, ликуя и бунтуя Мазурка Шопена Не уделяй мне много времени 1960 Апрель Декабрь Из глубины моих невзгод 1964 В опустевшем доме отдыха Зимняя замкнутость Случилось так, что двадцати семи Уроки музыки 1967 Дождь и сад Другое Варфоломеевская ночь Весной, весной, в ее начале 1981 День: 12 марта 1981 года Игры и шалости Кофейный чертик

8 слайд

Поиски собственного стиля. Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого.

Презентация посвящена жизни и творчеству одной из замечательнейших поэтесс нашего времени - Б.А. Ахмадулиной. В презентации освещены вехи биографии Бэллы Ахатовны, основные сборники произведений, перечислены награды, которыми она была удостоена при жизни. В презентации раскрываются особенности изысканной поэзии, основные темы, а также рассказано о необычной манере исполнения автором своих стихотворений. В презентации упомянуты стихи, ставшие основой романсов в известных кинофильмах.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Поэзия изысканного вкуса»: по творчеству современной поэтессы Беллы Ахмадулиной Урок внеклассного чтения в 9 классе Учитель: Левина Е.Д., МОУ ОСОШ № 94 г. Ярославль

Задача: Осветить особенности личности и лирики знаменитой современной поэтессы Беллы Ахмадулиной.

Белла Ахмадулина (1937– 2010 г.г.) Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года. Б. Ахмадулина считается одним из наиболее ярких поэтов нашего времени. Б. Ахмадулина – автор более 40 поэтических книг. Ее произведения переведены на многие европейские языки. Обладатель различных литературных и государственных наград и премий, награждена правительственными орденами. Жила и работала в Москве. Скончалась 29 ноября 2010 г.

Начало творческого пути Б. Ахмадулиной выпала нелегкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников, восстановить, распавшуюся связь времен. И если сейчас можно смело говорить о существовании самого понятия "изящная словесность", то это во многом является заслугой Б. Ахмадулиной перед русской литературой.

Литературный институт Первые ее стихи появились в 1955 г. в журнале «Октябрь» и в газете «Комсомольская правда». После окончания школы поступила в Литературный институт им. М.Горького. В институте Б. Ахмадулина сразу обратила на себя внимание и стала звездой. В 1959 г. Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 г. окончила институт.

Известность Известность Б. Ахмадулина приобрела в начале 1960-х поэтическими выступлениями в Политехническом музее, Лужниках, Московском университете (вместе с А. А. Вознесенским, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественским), собиравшими огромную аудиторию. Искренняя, проникновенная интонация, артистизм самого облика поэтессы определяют своеобразие ее исполнительской манеры.

Творчество Беллы Ахмадулиной Стихи Беллы Ахмадулиной очень похожи на нее саму. Утонченная хрупкость и музыкальность, изящество и искренность, яркость и возвышенность, - все эти эпитеты одинаково точно характеризуют как поэтессу, так и ее произведения. Поэзия для Б. Ахмадулиной ― самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых и традиционных предметов.

Мир высокой духовности Поэтесса с редким постоянством пишет об окружающей ее повседневности, но эта повседневность не будничная, а облагороженная прикосновением ее пера, приподнятая над суетой, проникнутая высокой духовностью и, благодаря постоянным историческим экскурсам и реминисценциям из классики, приобретающая особое измерение. Из неприметных моментов жизни, оттенков настроения, обрывков мыслей и наблюдений поэтесса строит свой мир – мир нежности, доброты и доверия к людям, мир высокой духовности и душевного такта. Под ее пером самые обыденные ситуации приобретают какую-то зыбкость, ирреальность, характер таинственного «действа».

Традиции русской классики Автор стихов и эссе о А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове и др. поэтах Во многих стихах она воскрешает атмосферу преимущественно 19 столетия, где находит черты, которые составляют этический идеал ее поэзии. Желание обрести духовную родословную обнаруживается в стихах, обращенных к Пушкину, Лермонтову, Цветаевой, Ахматовой. В их судьбе она находит свою меру - любви, добра, трагической оплаченности творческого дара. Эту меру Ахмадулина предъявляет к современности - и в этом (не только в слове и слоге) ее особый характер наследования традиции 19 века. Б. Ахмадулина в квартире А.С. Пушкина на Мойке

Ахмадулина пишет о любви 1. Б. Ахмадулина с мужем художником Б. Мессерером; 2. На картине мужа. В ее стихах есть предпочтение любви творчеству. Лирическая героиня тяготится своей уникальностью, избранностью, ее желание - быть "как все", жить любовью: Возникает стремление замаскировать свою сущность, скрыть от любимого свою "особость", чтобы не помешать любви. 1. 2.

"Друзей моих прекрасные черты" Да будем мы к своим друзьям пристрастны, Да будем думать, что они прекрасны! Терять их страшно, Бог не приведи! Творчество, и жизнь Ахмадулиной проходят под знаком Дружбы: глубоко уважая и любя своих друзей, поэтесса всегда их поддерживает, а при необходимости - и заступается за них. Лирика Б. Ахмадулиной переполнена признаниями в любви друзьям, которых она готова простить, спасти, защитить от неправого суда. «Дружество» - основополагающая ценность ее мира. Участники альманаха «Метрополь» (слева направо): Евгений Попов, Виктор Ерофеев, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Зоя Богуславская, Борис Мессерер, Фазиль Искандер, Андрей Битов, Василий Аксенов, Майя Кармен.

Природа, мир, тайник вселенной... У лирической героини - благоговейное отношение к природе. Этот мотив: восприятие природы, причем самой обыденной, как чего-то безмерно превосходящего, стремление преклониться перед ней или вовсе самоустраниться - наиболее характерен для Б.Ахмадулиной и выделяет ее на фоне традиций отечественной поэзии.

Взаимопроникновение слова и природы Для ранней лирики показателен образ дождя. В зрелой лирике центральным является образ сада. Значима для Ахмадулиной тема взаимопроникновения слова и природы. Благодаря природе расширяется присутствие поэзии в мире. В стихах последнего периода возрастает значение точно зафиксированной даты: впервые в русской поэзии предпринимается попытка систематически раскрывать своеобразие не сезона или месяца И – хлынул Дождь! Его ловили в таз. В него впивались веники и щётки. Он вырывался. Он летел на щёки, прозрачной слепотой вставал у глаз.

Переплетение архаики и современности Б. Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. Поначалу доля необычного в стихах поэтессы была очень велика, но затем её поэзия стала проще, эпичнее.

Манера выступления Б. Ахмадулина – уникальное явление в русской поэзии ХХ века. Уникальность её состоит, прежде всего, в самобытности. Стиль Ахмадулиной легко узнаваем. Принадлежность стихотворения её перу определяется и подбором слов, и их порой странным сцеплением, и “специфической интонацией традиционного русского фольклорного плача, невнятного причитания. Последнее особенно заметно на её выступлениях” [ И. Бродский ]

Кино В картине В.М. Шукшина «Живет такой парень» Б. Ахмадуллина сыграла журналистку По улице моей По улице моей который год Звучат шаги, мои друзья уходят. Друзей моих бессмысленный уход Той темноте за окнами угоден. О одиночество! Как твой характер крут, Посверкивая циркулем железным, Как холодно, ты размыкаешь круг, Не внемля увереньям бесполезным… И вот тогда, из слез, из темноты, Из бедного невежества былого Друзей моих прекрасные черты Появятся и растворятся снова. К/ф "Жестокий романс" Романс о романсе; Снегурочка; А напоследок я скажу; Романс о романсе

Итоги творчества Издала на Родине несколько десятков стихотворных сборников. Активно переводила поэзию народов СССР, в первую очередь, грузинскую. Печаталась в самиздатовском журнале "Синтаксис" (1959-60). Выпустила кн. стихов "Озноб" в изд-ве "Посев" (Франкфурт, 1968). Участвовала как прозаик в неподцензурном альманахе "Метрополь" (1979). Публиковала стихи в эмигрантских изданиях. Издала Собр. соч. в 3 тт. М., “ПAN”, “Корона-Принт”, 1997. Печатается в журналах: "Октябрь"; “Знамя”, “Остров”, "Знамя", "Арион".

Поэтические сборники "Струна" (1962), "Озноб" (Франкфурт, 1968), "Уроки музыки" (1969), "Стихи" (1975), "Свеча" (1977), "Сны о Грузии" (1977, 1979), "Метель" (1977), альманах "Метрополь" ("Много собак и собака", 1980), "Тайна" (1983), "Сад" (1987), "Стихотворения" (1988), "Избранное" (1988), "Стихи" (1988), "Побережье" (1991), "Ларец и ключ" (1994), "Шум тишины" (Иерусалим, 1995), "Гряда камней" (1995), "Самые мои стихи" (1995), "Звук указующий" (1995), "Однажды в декабре" (1996), "Созерцание стеклянного шарика" (1997), "Собрание сочинений в трех томах" (1997), "Миг бытия" (1997), "Нечаяние" (стихи-дневник, 1996-1999), "Возле елки" (1999), "Друзей моих прекрасные черты" (2000), "Стихотворения. Эссе" (2000), "Зеркало. ХХ век" (2000).

Награды и премии Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007) - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997) - за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы Орден Дружбы народов (1984) Лауреат Государственной премии СССР (1989) Лауреат премии фонда «Знамя» (1993) Лауреат «Носсиде» (Италия, 1994) Лауреат премии «Триумф» (1994) Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994) Лауреат «Брианца» (Италия, 1998) Лауреат журнала «Дружба народов» (2000) Лауреат премии имени Булата Окуджавы (2003) Лауреат Государственной премии России (2004) Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998)

Заключение Белла Ахатовна Ахмадулина нашла свою нишу в русской поэзии, и никто другой не может даже примериться к ней. Она создала своё уникальное звено в неразрывной цепочке русской поэзии. Белла Ахмадулина - одна из крупнейших русскоязычных поэтов конца XX – начала XXI столетия. Об этом свидетельствует как все написанное ею, так и неослабевающий с годами интерес читателей к ее творчеству. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация ""старинного"" слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой.

Список использованных источников Ахмадулина Б.А. http:// ru.wikipedia.org / wiki /% C0%F5%EC%E0%E4%F3%EB%E8%ED%E0,_%C1%E5%EB%EB%E0_%C0%F5%E0%F2%EE%E2%ED%E0 Ерофеев В. Новое и старое. Заметки о творчестве Б. Ахмадулиной // Октябрь. 1987, № 5; Винокурова И. Тема и вариации. Заметки о поэзии Б. Ахмадулиной // Вопросы литературы. 1995, вып. IV. Ахмадулина Б.А. Биография http:// chtoby-pomnili.com /page.php?id=1147 Ахмадулина Б.А. http:// www.library.ru /2/ lit /sections.php?a_uid=42


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Белла Ахмадулина Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ№73»г. Оренбурга

О друзья, лишь поэзия прежде, чем вы, прежде времени, прежде меня самого, прежде первой любви, прежде первой травы, прежде первого снега и прежде всего. Наши души белеют белее, чем снег. Занимается день у окна моего, и приходит поэзия прежде, чем свет, прежде Свети-Цховели и прежде всего. Что же, город мой милый, на ласку ты скуп? Лишь последнего жду я венка твоего, и уже заклинанья срываются с губ: Жизнь, и Смерть, и Поэзия - прежде всего.

Она по праву считалась одним из наиболее ярких поэтов, начинавших свой творческий путь во время «оттепели». Вместе с А. Вознесенским, Е. Евтушенко и Р. Рождественским ее называли «поэтом эстрады», обозначая таким образом не столько поэтический строй, сколько способ общения с читателем.

Чего еще ты ждешь и хочешь, время? Каких стихов ты требуешь, ответствуй! Дай мне покоя! И, покоем вея, дай мне воды, прозрачной и отвесной. Зачем вкруг вью духоту смыкаешь? Нет крыл моих. Нет исцеленья ранам. Один стою. О, что ты сделал, Каин! Твой мертвый брат мне приходился братом.

Повествуя о современности, Б Ахмадулина выступает как радетель “сирых” и убогих, слабых и беззащитных, как хранитель нравственно-религиозных устоев русского народа. С горечью пишет она об исковерканной жизни многих поколений, о грустном, запущенном виде родной земли. Картина оскудения и развала, ироническая и печальная, воссоздана в стихотворении “Так дружно весна начиналась: все други ”.

Вообще же стихам Ахмадулиной никогда не была присуща публицистичность. Она не раз говорила о том, что без восторга вспоминает времена массового интереса к поэзии, из-за которого в поэтах воспитывалось желание угождать неприхотливым вкусам.

Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация «старинного» слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой. Сама стилистика ее речи является бегством от современности, срединности, обыденности, способом создания идеального микрокосмоса, который Ахмадулина наделяет своими ценностями и смыслами. Лирическую фабулу многих ее стихов составляет не лишенное магического оттенка общение с «душой» предмета или пейзажа (свечи, портрета, дождя, сада), призванное дать им имя, пробудить их, вывести из небытия. Ахмадулина таким образом дает свое зрение окружающему миру.

Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком.

Бродский считал Беллу Ахмадулину «несомненной наследницей Лермонтовско-Пастернаковской линии в русской поэзии», поэтом, чей «стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис - вязкий и гипнотический - в значительной мере продукт ее подлинного голоса».

Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной является дружба. Дружбу - в том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество - она считает одним из самых сильных человеческих чувств.

Эстетическая доминанта творчества Ахмадулиной - стремление воспеть, «воздать благодаренье» «любой малости»; ее лирика переполнена признаниями в любви - прохожему, читателю, но прежде всего друзьям, которых она готова простить, спасти, защитить от неправого суда. «Дружество» - основополагающая ценность ее мира (стихотворения «Мои товарищи», «Зимняя замкнутость», «Наскучило уже, да и некстати, «Ремесло наши души свело» и др.). Воспевая чистоту дружеских помыслов, Белла Ахмадулина не лишает эту тему драматических обертонов: дружество не спасает от одиночества, неполноты понимания, от обоюдной безысходности (стих. «По улице моей который год, «Два гепарда»): «Свирепей дружбы в мире нет любви» («Наскучило уже...»).

Сны о Грузии - вот радость! И под утро так чиста виноградовая сладость, осенявшая уста. «Сны о Грузии»

Так ощутима эта нежность, вещественных полна примет. И нежность обретает внешность и воплощается в предмет. «Нежность»

Что за погода нынче на дворе? А впрочем, нет мне до погоды дела – и в январе живу, как в сентябре, настойчиво и оголтело. «Сентябрь»

Привыкла вскоре добрая семья, что так, друг друга не опровергая, два пустяка природы - он и я – живут тихонько, песенки слагая. «Тоска по Лермонтову» 29 ноября 2010 Беллы Ахмадулиной не стало…

Спасибо за внимание!


Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.