Бальмонта. «Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д

Дерунец Ирина Тимофеевна,

учитель русского языка и литературы «Новофедоровская школа-лицей»,

Сакский район, Республика Крым

Тема урока:

«Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д. Бальмонта

Цель урока: показать яркую личность, индивидуальность поэта, раскрыть особенности его творчества.

Задачи: - сформировать представление об основных этапах жизненного пути К.Д. Бальмонта;

Обозначить основные черты поэтики К.Д. Бальмонта;

Формировать умение анализа стихотворений;

Развитие навыков самостоятельной работы, умения работать с информацией.

Тип: изучение нового материала.

Ход урока.

Если бы надо было назвать Бальмонта одним словом,

я бы не задумываясь, сказала – Поэт,

так как кроме поэта в нем ничего не было».

М. Цветаева

Проверка домашнего задания (заслушивание самостоятельно подготовленных сообщений учащихся о К.Д. Бальмонте)

Слово учителя.

Краткая лекция о жизенном пути К.Д. Бальмонта.

Записи в тетрадь:

Бальмонт Константин Дмитриевич – поэт-символист.

Место рождения: деревня Гумнищи, Владимирская губерния

С 1876 по 1884 годы обучался в Шуйской гимназии, из которой потом исключен.

Первые стихи были изданы в 1885 году.

В 1886 году стал студентом Московского университета.

Спустя год, в 1887 году, был из него исключен.

1889 год – первый брак с Л. гарелиной.

В 1892 году познакомился с З. Гиппиус и Д. Мережковским.

В 1894 году в печати начали появляться его первые переводы. Этот год ознаменован знакомством с Брюсовым и печатью сборника «Под северным небом».

1895 год – сборник «В безбрежности»

В 1896 году второй брак с Е. Андреевой, с которой начинает много путешествовать.

1900 год – сборник «Горящие здания».

1901 год – читает антиправительственную поэзию, за что его изгоняют из столицы.

1902 год – сборник «Будем как Солнце».

1906 год – эмиграция в Париж, где живет до 1913 года.

1913 год – возвращение на родину.

1920 год – вновь эмигрирует во Францию.

1932 год – оказалось, что у поэта серьезные проблемы с психикой.

Достижения поэта:

    Бальмонт признан одним из наиболее активных символистов своего времени. За свою жизнь опубликовал тридцать пять сборников стихотворений и двадцать прозаических книг.

    Работал с совершенно разными жанрами. Это и стихи, и прозаические произведения, и филологические трактаты, и исследования в области истории и культуры, и эссе.

    Владел большим количеством языков, за счет чего был уникальнейшим переводчиком. Делал переводы с испанского, болгарского, югославского, литовского, японского, словацкого, грузинского, мексиканского языков.

Анализ стихотворений.

    «Я мечтою ловил уходящие тени…»

Мгновение – это символ вечности, вырывает из нее и навсегда запечатлевает в слове… (выразительное чтение стихотворения).

Вопросы для анализа:

Какие символистические образы наполняют стихотворение?

Какие особенности построения поэтического текста вы сразу отметили?

Посчитайте сколько раз они встречаются? (повтор – очень сильное поэтическое средство).

Как вы думаете, для чего и с какой целью поэт его использует?

Еще И. Анненский отмечал у Бальмонта «нежную музыкальность» лирического «я». Позже писали, что поэтическое «я» - основа стихотворения.

А кто подразумевается под «Я»?

Эти значения «мерцают» в тексте, просв6ечивают друг через друга, осознаются нами постоянно.

- «ловить мечтою». Как Вы понимаете эту матафору?

Герой хочет остановить мгновение, вспомнить что-то приятное, задержать это воспоминание.

- «…уходящие тени». Что же пытается запомнить лирический герой? К чему он стремится?

Комментарий учителя: Культ мгновения. Все, что происходит с героем, происходит в данный миг. Важность впечатления, ощущения, чувства, испытываемого в данный момент. Музыкальность. Именно для этого поэт использует повторы, аллитерацию. Герой постоянно находится в движении, пытается достичь вершины.

    «Безглагольность»

Выразительное чтение стихотворение.

Образ русской природы присутствует в произведениях многих поэтов, и в большинстве случаев пейзажная лирика наполнена красотой и умиротворением. Однако Константин Бальмонт видит окружающий мир далеко не в таких радостных тонах, к которым мы привыкли. Все дело в том, что поэт пытается сопоставить то, что открывается его взору, со своими внутренними ощущениями. И в итоге вырисовывается далекая от оптимизма картина, которую автор рисует в своем стихотворении «Безглагольность», созданном в 1900 году.

Вопросы для анализа:

На каком этапе жизненного пути было создано произведение?

Само название указывает на особенности славянской натуры, которая отличается молчаливостью и сдержанностью.

Источником чего поэт считает особенность такого поведения? Подтвердите свою мысль строками из произведения.

Какое настроение у лирического героя этого произведения?

Видит ли поэт, что окружающий мир, несмотря на все переживания, может быть прекрасным?

Какой главный смысл, на ваш взгляд, вложил поэт в это произведение?

    «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…»

Поиск смысла жизни – один из лейтмотивов творчества Константина Бальмонта, который в 1903 году опубликовал цикл произведений под названием «Четверогласие стихий». В него вошло стихотворение «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…», в котором автор дает ответ на вопрос, что именно является для него важным и первостепенным.

Выразительное чтение стихотворения.

Какова композиция стихотворения? Какова ее роль в раскрытии стремлений лирического героя?

Что является главным для поэта в поиске смысла жизни?

Что является главным для поэта и где он может это найти?

Что символизирует собой Солнце?

Итог урока.

Домашнее задание.

Два раза Бальмонт покидал Россию. Первый раз в 1905г., из-за цикла “революционных” стихов(в общем совсем не заслуживших такого наименования). Вернулся он только через 7 лет, совершив кругосветное путешествие. В мае 1913 года в Москве его встречали толпы восторженных поклонников. Жандармы запретили поэту обратиться к встречающим, и он, смеясь, бросал в толпу ландыши. Весной 1920 Бальмонт выхлопотал у Луначарского временную творческую заграничную командировку. Командировка предполагала год-два работы за рубежом, но в 1921 году поэт заявил о своём нежелании возвращаться в Россию. В эмиграции Бальмонт издал несколько поэтических книг: “Марево”(1922), “Стихи о России”(1924), “В раздвинутой дали”(1930) и две автобиографические книги. Но талант к тому времени потускнел. Жил в приюте “Русский дом”, который содержала мать Мария, погибшая впоследствии в фашистском конц.лагере. В мае 1937г. попал в автомобильную катастрофу, после которой жаловался не на полученные травмы, а на испорченный костюм. “Русскому эмигранту в самом деле приходится размышлять, что ему выгоднее потерять – штаны или ноги, на которые они одеты”. Нищета угнетала. В письме писал: “Хоть умереть бы!”. От былой восторженности не осталось и следа, трудно поверить, что это признание принадлежит тому же Бальмонту, “который в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце!” Но в стихах, как и жизни, он останется прежним поэтом, верным стихии света, только свет для него будет исходить из России – уже запредельной, недосягаемой. Верность светоносному идеалу остаётся. Ему конкретное имя – Россия. Ностальгия по России рождает сильные стихи. “Какой я сейчас? Да всё тот же. Новые мои знакомые и даже прежние смеются, когда я говорю сколько мне лет, и не верят. Вечно любить мечту, мысль и творчество – это вечная молодость. Бородка моя правда беловата, и на висках инея довольно, но всё же ещё волосы вьются, и русые они, а не седые. Мой внешний лик всё тот же, но в сердце много грусти…” – писал он Е.А.Андреевой, сохранившей с ним добрые отношения. В 1935 году в Париже был вечер, посвящённый 50-летию литературной деятельности Бальмонта. Выступила Марина Цветаева со “Словом”. Она просила об оказании поддержки “единственному великому поэту из ныне живущих”. Цветаева отметила, что “Бальмонт – самое лучшее, что дал в конце старый мир”.

Зеркало в зеркало, сопоставь две зеркальности, и между ними поставь свечу. Две глубины без дна, расцвеченные пламенем свечи, самоуглубятся, взаимно углубят одна другую, обогатят пламя свечи соединятся им в одно.


Это образ стиха.
Две строки напевно уходят в неопределенность и бесцельность, друг с
другом несвязанные, но расцвеченные одною рифмой, и глянув друг в друга, самоуглубляются, связуются, и образуют одно, лучисто-певучее, целое.
Этот закон триады, соединение двух через третье, есть основной закон нашей Вселенной. Глянув глубоко, направивши зеркало в зеркало, мы везде найдем поющую рифму.

Мир есть всегласная музыка. Весь мир есть изваянный Стих.
Правое и левое, верх и низ, высота и глубина, Небо вверху и Море внизу, Солнце днем и Луна ночью, звезды на небе и цветы на лугу, громовые тучи и громады гор, неоглядность равнины и беспредельность мысли, грозы в воздухе и бури в душе, оглушительный гром и чуть слышный ручей, жуткий колодец и
глубокий взгляд, - весь мир есть соответствие, строй, лад, основанный на двойственности, то растекающейся на бесконечность голосов и красок, то сливающейся в один внутренний гимн души, в единичность отдельного гармонического созерцания, во всеобъемлющую симфонию одного Я, принявшего в себя безграничное разнообразие правого и левого, верха и низа, вышины и пропасти.


Наши сутки распадаются на две половины, в них день и ночь. В нашем дне две яркие зари, утренняя и вечерняя, мы знаем в ночи двойственность сумерек, сгущающихся и разрежающихся, и, всегда опираясь в своем бытии на двойственность начала, смешанного с концом, от зари до зари мы уходим в четкость, яркость, раздельность, ширь, в ощущение множественности жизни и различности отдельных частей мироздания, а от сумерек до сумерек, по черной бархатной дороге, усыпанной серебряными звездами, мы идем и входим в великий храм безмолвия, в глубину созерцания, в сознание единого хора, всеединого Лада.

В этом мире , играя в день и ночь, мы сливаем два в одно, мы всегда превращаем двойственность в единство, сцепляющее своею мыслью, творческим ее прикосновением, несколько струн мы соединяем в один звучащий инструмент, два
великие извечные пути расхождения мы сливаем в одно устремление, как два отдельные стиха, поцеловавшись в рифме, соединяются в одну неразрывную звучность.

Звуки и отзвуки, чувства и призраки их,
Таинство творчества, только что созданный стих.



Константин Бальмонт "Поэзия как волшебство"

В чем волшебство поэзии?
Возможно, в обнаженье чувств?
В способности затронуть сердца струны?
Ведь могут же слова, слетающие с уст,
Счастливым сделать день угрюмый.
А может, это просто наважденье?
И все ж, покуда существует свет,
За строчкой строчку, словно ожерелье,
Нанизывает медленно слова поэт.

Поэзия - это, наверное, одно из самых гениальных достижений человечества. Изливать свои чувства в стихотворной форме, запечатлевать в рифме свое мироощущение, мечтать о будущем и вспоминать прошлое, одновременно обращаясь к миллионам и оставаясь при этом наедине с собой, - на это способна только поэзия, величайшее из искусств, созданных человеком.

В 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было решено ежегодно 21 марта отмечать Всемирный день поэзии.

В этот день работники Демидовской центральной районной библиотеки для слушателей «Литературных четвергов» провели поэтическое чтение «Поэзия как волшебство».

У каждого из нас в жизни бывают минуты, когда хочется отойти от текущих проблем и погрузиться в другой, неспокойный и волнующий мир - мир поэзии. И, открыв томик стихов любимого поэта, мы начинаем чувствовать и мыслить по - иному. На вечере присутствующие познакомились с серией книг «Великие поэты», выпущенным издательским домом «Комсомольская правда». Стихотворения А. Пушкина, А. Барто, Л. Чижевского, В. Маяковского, Н. Заболоцкого, М. Цветаевой, К. Ваншенкина, Э. Асадова открыли для присутствующих целый мир эмоций, выраженных в коротких звенящих строках. Вера Андреевна Поклонова и Ирина Александровна Мурочкина прочитали стихи А. Ахматовой и Б. Окуджавы.

Очередное заседание клуба «Литературные четверги», состоявшееся 21 марта, было посвящено знаменитому смолянину, великому композитору, гордости русской музыки Михаилу Ивановичу Глинке. Он первым среди композиторов глубоко и разносторонне выразил в музыке душу русского народа. «Среди имен, что дороги нам с детства, в чьих звуках гордость родины слышна, есть два особо дорогих для сердца - то Пушкина и Глинки имена…», так писал о М.И. Глинке поэт Н.И. Рыленков. Недаром творчество великого композитора поистине живой родник всей русской музыки. Литературно-музыкальный вечер «М.И. Глинка-гордость России» подготовила и провела ведущий библиотекарь центральной библиотеки Анна Васильевна Юрочкина. Слушатели узнали о жизни великого композитора, о создании его гениальных опер «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» и других музыкальных произведений. Яркое, эмоциональное повествование о жизни и творчестве великого смолянина сопровождалось музыкой из его произведений и мультимедийной презентацией, подготовленной ведущим библиотекарем Оксаной Владимировной Зайцевой.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.