6370 году от сотворения мира. Летоисчисление славянское: история

Для бОльшей детализации откройте Календарь в отдельной вкладке (окне) и увеличьте

На Календаре Руси наступило 7528 лето. (это произошло в 18 часов 21 сентября 2019 “года” по христианскому исчислению)

Мало кто знает, что современное “годоисчисление” было введено на Руси совсем недавно – в 1700 году.

Совершил это деяние Петр I, точнее – тот, кого . Именно по указу Петра в лето 7208-ое, по действующему тогда летоисчислению, Россия отменила свой родной Календарь и перешла на ныне действующее годоисчисление, начав отсчет от 1700 года.

Что известно об этом?

Любое исчисление имеет точку отсчета от какого либо ЗНАЧИМОГО СОБЫТИЯ. Например, сейчас 2019 ГОД (GOD – Бог) от Рождества Христова. Разумеется, точка отсчета была и у нашего календаря, отметенного Петром.

Отсчет начинался от лета (года) именуемого “ЗВЕЗДНЫЙ ХРАМ”, в которое наши предки одержали Великую Победу над Аримией, страной Дракона (нынешний Китай), завершили длительную и кровопролитную войну, то есть СОТВОРИЛИ МИР. Очевидно, что событие было настолько важным и знАковым, что 7208 лет, вплоть до правления Петра I, Русь жила под знаком Календаря начинающего свой отсчет от СОТВОРЕНИЯ МИРА В ЛЕТО ЗВЕЗДНОГО ХРАМА, по которому, на момент этой публикации, идет 7528 лето.

Нивелировать эту точку отсчета, сделать ее абстрактной, а затем вычеркнуть из людской памяти и официальной “истории” удалось за счет подмены образа слова МИР. Каждый из нас знает, что в русском языке есть слова омонимы, одинаковые по написанию, но разные по смыслу. Наша лингвистика упорно игнорирует объяснение причин такой странности – происхождение слов-близнецов, имеющих разные понятия. На самом деле, секрет прост. Наша исконная Буквица имела в своем составе 49 букв. Среди попавших под “сокращение”, и теперь отсутствующих буквиц, была буква “i” (с точкой). Звучание у букв “и” “i” было почти одинаковое, но ОБРАЗ букв был разным. Так буква “И” имела (и имеет сейчас!) образ СОЮЗА, ЕДИНСТВА, СОЕДИНЕНИЯ, . А Буква “i” с точкой имела образ “божественного, вселенского луча” нисходящего из глубины Вселенной к людям. Соответственно слово написанное как мИр – означало союз, договоренность, СОСТОЯНИЕ БЕЗ ВОЙНЫ. А слово написанное как мiр – имело образ Мiра вселенского, ВСЕЛЕННОЙ. Мы знаем расхожий в Советское время лозунг включающий в себя оба слова с разными смыслами: “Миру – Мир!”, то есть Мiру вселенскому – Миръ без войны

После незаконного захвата власти на Руси прозападной династией Романовых, началось плавное, но систематическое уничтожение нашего прошлого. В том числе и летоисчисления. Сначала была заменена буква “и” в слове МИР на букву “i”, и “сотворение мiра ” постепенно стало ассоциироваться с созданием Вселенной, а не с установлением мира после войны.

Параллельно, на фресках и гравюрах, которые изображали поверженного Дракона Витязем-Арием, Дракон (символ Китая-Аримии) был заменен на абстрактного Змия, а Витязь-Арий получил имя Георгия (что по гречески, всё-таки означает землепашец) Следует ли напоминать, что землепашец, который арает землю есть Арий, ариец? Тем не менее, святой Георгий так и остался покровителем землепашцев в большинстве современных культур.

Подмена трёх важных со-ставляющих образа Великой Победы – слова МИР (без войны) на Вселенную, ДРАКОНА (Китайского) на безродного Змия, и имени Русского Витязя на греческого Георгия постепенно превратило значимое СОБЫТИЕ отсчета нашего летоисчисления в абстракцию, “фентези”, лишило ценности в людской памяти. Это и позволило Петру на 7208 лете безболезненно и без сопротивления заменить наш древний календарь на европейский.

Все знают, что 24 декабря, то есть за 8 дней до 1 января весь католический мир празднует Рождество, рождение младенца Иисуса.

По иудейскому обряду еврейский мальчик должен быть обрезан строго на 8-й день от рождения. Именно в этот момент он становится приобщенным к договору между Иудеями и Богом Яхве (Иеговой) и включается в ряды “богоизбранного народа”. Это означает, что рожденный 24-го декабря библейский персонаж – еврейский мальчик Иисус, проходит обрезание на 8-м дне от рождения, то есть 1-го Января.

При Петре I общение знати велось преимущественно, на голландском и немецком языках, а слово God (Год), как раз на этих языках и означает слово «Бог».
Получается, что Петр I принудил всех поздравлять друг друга с обрезанием нового иудейского бога.

Эта шутка царя “реформатора” так прижилась в России, что сейчас люди, не задумываясь, поздравляют окружающих и себя с обрезанием неведомого иудейского мальчика, устанавливая при этом дома ёлки – дерево, издревле символизирующее путь в загробный мир.

О праздновании Новолетия сегодня знают только староверы и некоторые интернет-пользователи, которые заинтересовались настоящим Великим Прошлым Руси-России.

Однако, подавляющая масса людей, потерявших свою генную память и изначальный смысл этого выражения, продолжают поздравлять друг друга с наступившим Новым Обрезанным Богом, но никак не с Новолетием, как должно быть на Руси.

5508 лет достойного Прошлого Белорусского, Русского и Украинского народов растворилось в новой петровской Гистории, в которой нам отведено самое последнее место среди всех народов мира.

_________________________________________________________

Некоторые Календари предыдущих лет

лето 7527

Откуда есть и когда пошла земля Русская? Год рождения России - 637.

Отсчет Русской государственности, если не вдаваться в детали споров историков, принято вести с призвания варяжского князя Рюрика.

То есть с 6370 года от сотворения мира или 862 года от рождества Христова.

"Повесть временных лет" говорит об этом так:

«В год 6370. …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене…».

Какого не рода-племени, а народа были эти летописные русы - вопрос.

То есть официальная история более-менее едина в том, что русы были скандинавами.

Однако есть популярная сегодня версия, что это наши славянские родственники из Прибалтики. Словенский княжеский род Гостомысла роднился домами со славянами Прибалтики и прямая его линия пресеклась. Пришлось вывозить наследников из-за моря, как после Петра Великого.

Сколько-нибудь серьезно она не подтверждена, однако стремление к патриотической интерпретации фактов - дело не новое и абсолютно неистребимое. Еще Ломоносов совершенно бездарно спорил с норманистами. А сегодня у нас - демократия, интернет, народная интерпретация истории и Михаил Задорнов. Выдающийся сатирик по совместительству оказался историком-самоучкой, который решил поправить тупых историков. Теперь мы можем наблюдать, в режиме реального времени, образцы того, во что дилетантизм и невежество могут превратить скучные научные поиски и серьезную научную дискуссию.

Когда новгородская земля была заселена славянскими племенами - идут споры.

Кто на этой земле оказался первым - скандинавы или славяне - не вполне понятно.

По некоторым археологическим данным, варяги пришли сюда раньше.

Однако ценность археологических сведений нужно понимать правильно.

Они никогда не бывают полны. В том смысле, что если сегодня не нашли, то это не говорит о чем-то окончательно.

Может быть, найдут уже завтра.

В последнее время появилась совсем интересная гипотеза о том, что Русь - это государство варягов и славян на финском племенном субстрате. Коренное население русских земель севера и северо-востока - финское. Оно и составило кровную, генетическую основу русских.

Или еще одна интересная идея о том, что славяне - это древнее автохтонное население, возможно, опять-таки финно-угорское, прятавшееся в лесах Полесья, а затем заполонившее все вокруг и смешавшееся с индоевропейцами-балтами.

Собственно, с древнерусской историей все вообще сложно.

Есть даже нерешенная проблема двух центров русской государственности. Русская земля изначальная - это Новгород или Киев?

Эти города и племена развивались порознь? Или входили в состав некоего единого протогосударства, распавшегося на время? Так, как это часто бывает с ранними варварскими королевствами?

Поход князя Олега на Киев - это завоевание? Или восстановление единства?

Кий, Щек и Хорив вместе с сестрой их Лыбедью - исторические или фантастические фигуры?

Вопрос о том, дикари были славяне или нет, способны они были к государственности или единственный народ, понимающий в этом деле - немцы, мы отпускаем.

Понятно, что не дикари. Понятно, что умение строить государство не является уникальной способностью германцев.

Был бы народ - власть на его шею найдется всегда. Чужие не завоюют, так своя элита подсуетится.

Конечно, лесная жизнь на больших малонаселенных территориях и вдали от торговых трасс и центров несколько мешает государствообразованию.

Однако рано или поздно государственность добирается почти до всех племен и самых диких стран.

В определенный момент добралась и до Восточно-Европейской равнины.

У меня есть интересная гипотеза. Связанная с моей теорией социально-поколенческих циклов социального развития.

Согласно моим расчетам циклов Российского государства, люди, положившие начало этому процессу, жили в начале VII века.

Началом того социального образования, которое сегодня называется Российской федерацией и продолжает социально-поколенческую традицию древней Руси, были какие-то события этого времени.

Я даже год могу назвать.

Правда, это, видимо, не год какого-то специфического социального акта. Даже если что-то такое случилось, мы об этом уже не узнаем.

Это - год начала утверждения исходного социального поколения и его поколенческой идеи в некоторой группе людей. Которая, благодаря целеполагающей деятельности своей верхушки, развернулась затем в череде социально-поколенческих волн и преемственности сначала в Киевскую Русь, затем во Владимирскую Русь, Московское царство, Российскую империю, СССР и, наконец, РФ.

Был какой-то князь (старейшина, военный вождь) или группа выдающихся воинов, которые созрели для самостоятельных деяний.

Они решили - будем выстраивать собственную постоянно действующую военную, видимо, систему.

Кто будет мешать - уничтожим, завоюем, подчиним. Будем воевать.

Как они это обосновали, для себя и для других, - желанием воевать за мир, или за богатства, иди ради порядка - вопрос второй.

Боюсь, этого мы точно никогда не узнаем. Для этого нужны письменные свидетельства, а они вряд ли появятся.

Произошло это в 637 году.

Где, на севере или на юге?

Была эта военная группа славянской, или иранской, или скандинавской, или финской, или тюркской - вопрос вопросов.

Но Русское государство начало образовываться именно в эти годы.

Именно в 637 году определилась некая элита, сформировавшая постоянно функционирующую военную организацию и принявшаяся распространять свое влияние и власть, завоевывать народы и земли.

Социально-поколенческая традиция, утвердившаяся благодаря деятельности этих людей, не прерывалась уже вплоть до сегодняшнего дня.

В этом году можно отмечать 1376 лет русской государственности.

А через четыре года - юбилей, 1380 лет Руси-России.

С праздником!

Есть в хронологии такое понятие как эра . Дело в том, что каков бы ни был календарный год, он должен иметь порядковый номер, то есть отсчитываться от какой-либо начальной даты - основы летосчисления.

Собственно, сам термин эра, как считается, это аббревиатура следующей фразы: «ab exordio regni Augusti», т. е. «от начала царствования Августа» (aera - эра).

В связи с этим заметим, что эра может быть реальной - это когда счет лет идет от какого-либо реального события, например, от начала царствования, или фиктивной - это когда счет лет идет от какого-либо мифического события, например, от сотворения мира.
До тех пор пока счет последователен, это не играет никакой роли.

Одну такую эру мы знаем - христианскую эру, или систему летосчисления от Рождества Христова .
Она была создана римским монахом Дионисием Малым в VI в. н. э. Тогда использовалась так называемая эра Диоклетиана, т. е. счёт лет вёлся от даты вступления на престол римского императора Диоклетиана.
Дионисий каким-то образом рассчитал, что год рождения Христа имел место за 284 года до начала эры Диоклетиана, или, другими словами, приравнял начальный год царствования Диоклетиана к 284 г. христианской эры. Эра Дионисия была принята во всей христианской Европе.

Совсем не так обстояло дело в России. Поскольку христианство пришло к нам из Византии, оттуда же пришла к нам и византийская система летосчисления от сотворения мира . Эта система использовалась в России вплоть до 1700 года, пока указом Петра I Россия не была переведена на христианскую эру.

Согласно византийской системе летосчисления, от сотворения мира до рождества христова прошло 5508 лет. Год в ней, так же как и в христианской системе, был построен на базе юлианского календаря.

Казалось бы, если разница только в точке отсчета, то перевод между эрами тривиален, но на самом деле в древней Руси до конца XVII века новый год начинался не с января, как в христианской эре, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). То есть, до указа Петра I существовало параллельно аж два календарных стиля: мартовский, согласно которому новый год приходился на 1 марта, и сентябрьский, с новым годом, наступающим 1 сентября.

Разные стили немного меняют способ расчета, так как в мартовском стиле новый год отстает на два месяца от нового года христианской эры, а в сентябрьском стиле, наоборот, опережает новый год христианской эры на четыре месяца. Поясним это на примере.

Предположим, указан март 7100 года по «мартовскому стилю». Это соответствует (7100-5508=1592) марту 1592 года от Рождества Христова.
Если же указан февраль 7100 года по «мартовскому стилю», то есть практически конец года, то он будет соответствовать февралю 1593 года от Рождества Христова.

Теперь рассмотрим сентябрь 7100 года по «сентябрьскому стилю». Это соответствует сентябрю 1591 года от Рождества Христова, а вот февраль 7100 года по «сентябрьскому стилю» соответствует февралю 1592 года.

При этом при датировке событий в летописях, естественно, не указывалось, какой «стиль» используется. Впрочем, существует масса логических приемов, помогающих исследователям установить используемый в летописи стиль. Также известно, что с конца XV века сентябрьский стиль практически вытесняет мартовский (действительно, зачем равняться на Рим). К тому же у мартовского стиля было еще две модификации - ультра-мартовский и цирка-мартовский стили, но в такие дебри мы уже лезть не будем.

Собственно, калькулятор ниже переводит даты из нашей эры в древнерусскую (византийскую), и служит больше для развлечения. Задача обратного перевода, нужная для правильной датировки летописей, как было показано выше, более сложна и требует анализа контекста для определения используемого в летописи стиля.

Заключительное слово о месяцах - поскольку в основе лежал древнеримский (юлианский) календарь, то в наиболее ранних источниках названия месяцев встречаются в форме, наиболее близкой к латинскому прообразу, еще не приобретшие русифицированную форму, например, иуний, иулий, аугуст и так далее.

Обновление...

Обновление...

Обновление...

История Русского календаря и Нового года.

/ru-sled.ru/wp-content/uploads/2017/12/1-300x252.jpg" target="_blank">http://ru-sled.ru/wp-content/uploads/2017/12/1-300x252.jpg 300w" width="601" /> На I Никейском Вселенском Соборе в 325 году было установлено правило: праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, а празднование начала церковного года перенести на 1 сентября, вместо 1 марта. Первый Вселенский Собор (Σύνοδος) состоялся в городе Никее при Византийском императоре Константине Великом. На I Никейском Соборе в 325 году присутствовали 318 епископов, среди них были: Святой Афанасий Великий, Святой Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский.

Счёт времени, употреблявшийся в Византии, относит дату Сотворение мира к 1 сентября 5508 года до нашего летосчисления (т.е. до Рождества Христова, или до н.э), поэтому 1 сентября отмечалось в Византийской империи, как начало года. Византийская эра была принята греками в 7 веке.

В X веке приняв христианство и византийское летосчисление от Сотворения мира, Древняя Русь сохранила до конца XV века (до 1492 года) дохристианское весеннее празднование Нового года 1 марта, а не 1 сентября, осенью, как было принято в Византии. До принятия христианства на Руси, счёт времени вёлся весенними годами, а не осенними, как это было принято в Византии. Древнерусская система летосчисления X- XIV веков велась от Сотворения мира, а начало года праздновали 1 марта.

Target="_blank">http://ru-sled.ru/wp-content/uploads/2017/12/coins...Е-ОБОЗНАЧЕНИЕ-ЦИФР-300x284.jpg 300w" width="600" />

На монетах X- XIV веков все цифры тысячелетия в году не указывались. Например, указание года 207, означало 7207 год от Сотворения мира. Для перевода 7207 года в новое летосчисление от «Рождества Христова» — следует вычесть число «5508». Следовательно, монета датированная 207 годом относится к 1699 году.

Target="_blank">http://ru-sled.ru/wp-content/uploads/2017/12/Лета-6370-862-год-226x300.jpg 226w" style="padding: 0px; margin: 0px; outline: none; list-style: none; border: 0px none; max-width: 100%; height: auto;" width="596" />

Князь Рюрик «Лета 6370»

На рубеже XIV - XV веков в древнерусских летописях появляются записи о 1 сентября, как начале года. С этого времени Новый год, начинался с 1 сентября, празднование его сохранился в России до известного царского Указа Петра I от 20 декабря 7208 года от Сотворения мира.

Царская Россия торговала со многими европейскими странами, и во всех торговых договорах и контрактах с европейцами должна была указывать даты по григорианскому календарю, в то время, как в России всё ещё действовал Юлианский календарь, принятый Указом царя Петра I от 20 декабря 7208 года от Сотворения мира, вводившим летосчисление от Рождества Христова. Петровский указ назывался: «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Указом царя Петра I заканчивался благоразумной оговоркой: «А буде кто захочет писать оба те лета, от Сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно».

Target="_blank">http://ru-sled.ru/wp-content/uploads/2017/12/1700-150x150.jpg 150w, http://ru-sled.ru/wp-content/uploads/2017/12/1700-300x300.jpg 300w, http://ru-sled.ru/wp-content/uploads/2017/12/1700-55x55.jpg 55w" width="600" />

По Указу царя Петра I от 20 декабря 7208 года от Сотворения мира в России вводился юлианский календарь, ведущий летосчисление от Рождества Христова. Для того, чтобы перейти на новый календарь с летосчислением «от Рождества Христова» следовало в старом календаре от «сотворения мира» от года 7208 отнять 5508 лет.

В Указе Петра I предписывалось, что вслед за 31 декабря 7208 года от Сотворения мира, наступит 1 января 1700 года от Рождества Христова, «от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа».

Указом Петра I Россия в 1700 году перешла на юлианский календарь , который считал Солнечный или астрономический год продолжительностью 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд и Новый год с 1 января. Принятие Россией летосчисления по юлианскому календарю во многом облегчало торговые, культурные и научные связи с Европой, хотя во многих странах Европы в 16 -17 веках уже было принято летосчисление по григорианскому календарю.

Своим указом царь Петр I велёл перенести празднование Начала года с 1 сентября на 1 января.

Target="_blank">http://ru-sled.ru/wp-content/uploads/2017/12/0-1-261x300.jpg 261w" width="600" />

В указе царя предписывалось всем отмечать это событие особенно торжественно: «А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом… По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни».

Царь Петр I повелел украсить здание Гостиного двора еловыми, сосновыми ветвями, а государственным людям и боярам велено было на праздник надеть европейское платье. Первую елку в Москве поставили также в канун Нового 1700 года на Красной площади, в знак веселья был устроен для народа праздничный новогодний фейерверк, пушечные и ружейные салюты.

Target="_blank">http://ru-sled.ru/wp-content/uploads/2017/12/0000-Bethlehem_Star_05-286x300.jpg 286w" width="600" />

О скифском монахе Дионисе Малом.

Принятие новой эры, ведущей счёт от рождения Христа, предложено было Папой Иоанном I (с 523- 526 г.), по заданию которого его архивариус, скифский монах, Дионисий Малый (Эгзегиус -exiguous — малый) в 525 году проводил вычисления дней празднования христианской пасхи и составил таблицу расчётов Пасхалии на 95 лет.

Скифский монах Дионисий совершенно не располагал никакими данными о точном времени рождения Иисуса Христа, эта дата была принята им условно. Дионисий высчитывал год рождения Христа посредством расчётов, не имеющих ничего общего снаукой. Дионисий не знал нулей. В 1202 году европейцы познакомились с арабскими цифрами и математическим понятием «ноль», от арабов. О «ноле» арабы узнали из языка ариев ведического санскрита.

Римскими цифрами невозможно изобразить «ноль» — X— 10, или LX -60, или CXX -120, а ноль -?

По подсчетам Дионисия Малого, Иисус Христос родился 25 декабря через 753 года после основания Рима. 753-й год от основания Рима скифский монах Дионисий назвал первым годом после Рождества Христова (Anno Domini).

Даты дней пасхи Дионисий Малый записал в годах эры «от рождества Христова» и в месяцах юлианского календаря, повсеместно принятых в Римской Империи. Пасхалии Диониса или пасхальные таблицы существенно облегчило христианам расчёт даты пасхи.

Расчёты скифского монаха Дионисия Малого использовались римской церковью с 533 года, когда и было введено летосчисление новой эры.

Target="_blank">http://ru-sled.ru/wp-content/uploads/2017/12/000-300x169.jpg 300w" width="600" />

Эрой Диониса называют счёт лет от Рождества Христова. К колыбели родившегося Младенца Иисуса Христа пришли волхвы — по-гречески «маги». В евангельские времена магами (Волхвами) на всем пространстве Римской империи и Востока называли, именно, персидских жрецов, последователей пророка Зардешта , так как в греческом языке нет звука «Ш», его имя по-гречески Зороастра — «Сын Звезды». Исследователи полагают, в Вифлееме побывали персидские маги, жрецы и толкователи священной книги пра-ариев Авесты, последователи Зороастра.

Эра Дионисия или летосчисление от Рождества Христова распространялась на Западе Европы начиная с 6 века , а к 19 веку её приняли во всех христианских странах и многих не христианских странах.

6360 год от сотворения мира или, как считают, 852-й год от Рождества Христова, является важной датой в истории украинских земель. Именно с того времени можем говорить о существовании Руси-Украины. В «Повести временных лет» с этой даты ведется летоисчисление и сказано, что с тех пор наша земля стала называться землей Русьской. Звучит это в переводе так:

«В год 6360 , индикта 15, когда начал Михаил царствовать, стала называться... Русьская земля. А о сем мы узнали [из того], что к этому цесарю приходила Русь на Царьград, как вот писал [Георгий] в летописце греческом. Тем-то и отсюда начнем, и число положим». Далее идет широкая хронология: говорится, какие важные события происходили от сотворения мира до Рождества Христова, а затем от Рождества до времен императора Михаила ІІІ, дальше же идет речь о том, какие князья правили на Руси со времен Михаила ІІІ до Ярослава Мудрого и Святополка. При этом указывается, сколько лет миновало от одного события к другому. Правда, приведенная хронология не является точной. Завершается статья под 6360 годом такими словами: «Но мы к предыдущему вернемся и расскажем, что сделалось в эти лета, как вот мы раньше начали быть - [в] первый год [царствования] Михаила - и по порядку положим числа [лет]».

Сначала обратим внимание на концептуальные моменты в приведенной летописной статье. В ней выделяются такие ключевые события в хронологии - Рождество Христово (что вполне понятно для христиан) и правление императора Михаила ІІІ, которое трактуется как начало русьской истории и государственности. И хотя автор этой статьи ссылается на греческое летописание, собственно, «Хронику» Георгия Амартола, он, вероятно, придерживался общераспространенных представлений древнерусских интеллектуалов, что именно в этих временах стоит искать «начало Руси».

ВИЗАНТИЙСКИЙ ИМПЕРАТОР МИХАИЛ ІІІ И СТАНОВЛЕНИЕ РУСЬСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Почему именно император Михаил ІІІ (840-867) стал ключевой фигурой русьской истории для летописца? Конечно, здесь дали о себе знать грекофильские симпатии. Однако времена императора Михаила ІІІ действительно были важными как для Руси, так и в целом для славянского мира.

Во времена Михаила ІІІ закончился период иконоборческого кризиса, который продолжался с 711-го по 843 г. В это время из-за конфликтов внутреннего характера империя пришла в упадок. Михаилу ІІІ, точнее его соратникам, пришлось выводить ее из этого тяжелого состояния. Важную роль сыграл соправитель императора Варда, а также один из самых выдающихся византийских ученых того времени Фотий, который 28 декабря 858 г. стал константинопольским патриархом.

Варда в 849 г. реформировал Магнаврскую школу в Константинополе, основанную еще в 425 г. императором Феодосием. Эта школа была превращена в заведение университетского типа, которое получило название Пандидактерион. Некоторые его считают первым европейским университетом. В Пандидактерионе преподавание велось на греческом и латинском языках, изучались философия, в частности произведения Платона и Аристотеля, право, медицина и риторика. Какое-то время здесь работал Константин-философ, которого считают одним из «апостолов славян». Со временем Пандидактерион стал школой религиозного типа, где большое внимание уделялось теологическим вопросам.

Относительно Фотия, то он был известен не только как ученый. Известный немецкий византолог Г. Острогорский дает ему такую характеристику: «Фотий был самой выдающейся личностью, самым способным и самым находчивым дипломатом среди всех, кто до сих пор находился на патриаршем престоле в Константинополе».

ПОХОДЫ РУСИЧЕЙ НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ

С Фотием связан, по нашему мнению, один момент, который присутствует в приведенной летописной статье под 6360 г. Там, в частности, говорится, что во времена Михаила ІІІ Русь приходила на Константинополь.

В данном случае нет точного датирования. Однако из византийских источников известно, что в 860 или 861 году, когда император Михаил ІІІ находился в походе на арабов, русичи окружили столицу Византии, ограбили ее околицы, причинили много зла грекам и спокойно с добычей вернулись домой. Этот поход продемонстрировал большую милитарную силу русичей и вызвал довольно большой резонанс как в Византии, так и за ее пределами. Чтобы организовать такой поход, необходима была соответствующая государственная организация. Не зря древнерусский летописец связывал с этим походом начало Руси. О данном походе писал и патриарх Фотий в двух своих беседах. Есть о нем упоминания и в других источниках.

Очевидно, этот поход заставил политическую верхушку Византии обратить внимание на «русьский» и в целом «славянский» вопрос. Не без санкции Фотия в это время Константин-философ оказывается с дипломатической миссией в Северном Причерноморье. Основная его задача - обратить в христианство хазар, которые господствовали в этом регионе. О поездке Константина к хазарам, его диспуты с еврейскими и мусульманскими служителями культа говорится в Паннонском житии этого славянского апостола, а также и в других источниках.

Казалось, хазарская миссия не имела отношения к Руси. Но это не так. Хазарский каганат в то время был не только самой крупной военно-политической потугой Северного Причерноморья и Приазовья, он также пытался подчинить своей власти восточнославянские племена, в частности полян. Христианизировав Хазарию, византийцы могли сделать из нее своего союзника, введя ее в сферу своего влияния. В таком случае они могли с помощью хазар сдерживать русичей от нападений на Византию.

Осуществил ли Константин во время «хазарской миссии» какие-то шаги в направлении христианизации русичей, сказать трудно. Нехватка источников не позволяет воспроизвести эти события. Есть как сторонники, так и противники мысли, что Константин крестил русинов. Правда, в упоминавшемся Паннонском житии встречаем сообщение, будто он нашел в Корсуне (Херсонесе) Евангелие, писаное русьскими письменами. Относительно «настоящего языка» этого Евангелия существуют разные мнения, но само по себе это упоминание является интересным. Очевидно, в Херсонесе, который был самым крупным христианским центром в Северном Причерноморье, осуществлялись попытки христианизировать «варварское» население и с этой целью переводились религиозные тексты на местный говор.

Еще одним моментом, который дает определенные основания говорить о возможности проповеди Константина среди русьского населения, является «Речь философа», которая размещена в «Повести временных лет» и приписывается именно этому деятелю. Правда, «Речь...» будто бы провозглашалась перед князем Владимиром Святославичем, который жил на сто лет позже Константина. Однако не является ли это отголоском «давней памяти» о том, что Константин провозглашал такую проповедь перед каким-то языческим князем, например Аскольдом, который, вероятно, возглавил поход русичей на Константинополь в 860 или 861 году?

Очевидно, в начале 60-х гг. ІХ ст. византийцам не удалось христианизировать русичей и усмирить их. Правда, в это время проводилась христианизация других славянских народов. В 863 г. Константин и его брат Мефодий оказываются в Великоморавской державе, где осуществляют христианизацию местного населения. В то же время (863-864 гг.) происходит христианизация болгар.

Судя по всему, примерно в 866 г. христианство принимают также русичи, по крайней мере их военная верхушка. Некоторые исследователи считают, что принятие русичами христианства было связано еще с одним походом (в этот раз неудачным) на Константинополь. В «Повести временных лет» читаем следующее: «В год 6374 отправился Аскольд и Дир на Греков, и пришел [туда] в четырнадцатый год... Михаила-цесаря. А цесарь... был в походе на агарян. И когда дошел он до Черной реки, епарх (правитель Константинополя. - П.К.)... послал ему весть, что Русь идет на Царьград. И вернулся цесарь. А эти, [русы] в середину Суда, войдя, совершили убийство многих христиан и Царьграде двумястами кораблей окружили. Цесарь же едва в огород вошел, и с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы, которая есть во Влахернах, всю ночь молитву творили. А тогда, божественную ризу святой Богородицы с пением вынеся, в море макнули [ее] полу. Была тишина, и море успокоилось. [А здесь] сразу поднялась буря с ветром, и опять встали большие волны, и корабли безбожной Руси разметало и к берегу пригнало, и прибило их [так], что мало их выбралось из такой беды и к себе вернулось».

Исходя из датирования, если пользоваться константинопольской системой летоисчисления, описанные выше события происходили в 866 г. Действительно, в этом описании словно синтезировалось описание разных походов русичей в то время.

По нашему мнению, стоит говорить о двух больших походах русичей на Византию в 60-70-х гг. ІХ ст., как это приводится в «Повести временных лет». Первый пришелся на 860 или 861 год и, собственно, от него положено «начало Руси». Как отмечалось, об этом походе говорили и византийские источники. Если пользоваться не константинопольской (от сотворения мира до Рождества Христова в 5508 г.), а александрийской системой летоисчисления (от сотворения мира до Рождества Христова в 5500 г.), которой, похоже, и пользовались наши летописцы, фиксируя начало нашей истории, то 6360 год, когда «стала называться Русьская земля», собственно, приходится на 860 г. Соответственно зафиксированный в 6374 г. поход приходится не на 866, а на 874 год. Тем более что из контекста «Повести...» можно понять, что со времени первого похода Руси времен Михаила ІІІ миновало четырнадцать лет. Можно предположить, что были и другие походы русичей на Византию, которые не имели большой огласки.

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ РУСИ В 60-х гг. ІХ в.

Как бы ни решался вопрос с походами русичей на Константинополь, можно говорить о том, что в первой половине или в середине 60-х гг. ІХ в. они (точнее - их часть) приняли христианство. Это удостоверяет «Окружное послание» патриарха Фотия, написанное и разосланное в начале 867 г. Но, прежде чем привести соответствующую цитату, стоит сказать несколько слов о контексте, в котором появилось это послание. Патриарх Фотий проводил активную церковную политику, которая объективно способствовала независимости Константинопольского патриархата от Римского папского престола и в перспективе вела к разделению христианства. Этим событиям предшествовал акт посвящения на императорский престол римским папой Карла Великого. Это состоялось в 800 г., когда Византия переживала упадок, находясь в состоянии «иконоборческого кризиса». Данное освящение вело к созданию альтернативной для Византии Священной Римской империи. Тем самым нарушался принцип, который утвердился в последние века: одна империя - одна христианская церковь. С созданием Священной Римской империи, поддерживаемой Римским престолом, так или иначе должно было бы состояться дистанционирование церкви Византии от Рима. Это и случилось по завершении «иконоборческого кризиса». Во времена патриарха Фотия церковный конфликт между Римом и Константинополем стал полностью очевиден. Патриарх пытался расширить влияние Византийской церкви. Фактически потеряв свои позиции в Восточном Средиземноморье, завоеванном арабами, Фотий стремился распространить церковные влияния Константинополя на Балканы, Северное Причерноморье и, в частности, на славянские народы. С этим так или иначе связаны «хазарская миссия» Константина, миссия Константина и Мефодия в Великую Моравию, а также крещение Болгарии в 864 г. Это, в свою очередь, вызвало неудовлетворение со стороны Римского престола, который также претендовал на христианизацию этих территорий. Патриарх же Фотий, со своей стороны, начал теологическую дискуссию с римским папой Николаем І, осудив догмат «филиокве», самостоятельно признанный Римской церковью. С этой целью в Византии началась подготовка к церковному собору, на котором планировалось дискредитировать Николая І и «римлян».

Именно в таких условиях и появляется «Окружное послание» Фотия, где звучал призыв к церковным иерархам приехать на собор в Константинополь. Совершенно закономерно, что в этом послании речь шла об успехах в христианизации славянских народов. В частности, в нем говорилось: «И не только этот народ (болгары. - П.К.) сменил предыдущее нечестие на веру в Христа, но даже известные своими жестокостями и убийствами так называемые русичи, которые, поработив народы, что их окружают, и из-за этого весьма загордившись, подняли руки и против Ромейского государства (Византии. - П.К.). Однако теперь и они сменили эллинское (языческое. - П.К.) и нечестивое учение, которого придерживались ранее, на чистую христианскую веру и любезно поставили себя в ряд наших подданных и друзей, прекратив нас грабить и биться против нас. И насколько загорелось их желание и усердность веры... что они приняли епископа и пастыря с большой усердностью и ревностно принимают христианское учение».

Не без того, что Фотий иногда выдавал желаемое за действительное. И все же это не был просто плод фантазии. То, что русичи в тот период приняли христианство, удостоверяет также Константин Багрянородный, который писал в середине ІХ ст.

Опираясь на вышеизложенные факты, попробуем реконструировать «становление Руси», а также ее крещение в середине ІХ в. Следовательно, к тому времени русичи освободились от хазарской зависимости и появилось относительно сильное Русьское государство в Поднепровье. Период его становления пришелся на подъем Византии, которая пережила «иконоборческий кризис». В 860 или в 861 году русичи осуществили удачный поход на Константинополь. Это заставило византийскую дипломатию обратить свое внимание на Русь. Были предприняты шаги, чтобы ввести молодое государство в сферу византийского религиозно-идеологического влияния. В середине 60-х гг. ІХ в. военно-политическая верхушка Руси приняла христианство и благодаря этому установились дружеские отношения с Византией. Однако после убийства в 867 г. императора Михаила ІІІ и устранения с патриаршего престола Фотия они охладели, а то и были разорваны. В 874 г. Русь опять совершила военный поход на Константинополь. Правда, в этот раз неудачный. Византия же, очевидно, со своей стороны активизировала дипломатию в русьском направлении и осуществила «второе крещение» Руси.

БЫЛО ЛИ ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ «НАЧАЛОМ РУСИ»?

Как видим, «Повесть временных лет» приводит вполне понятную концепцию «возникновения Руси». И эта концепция базируется не только на летописных повествованиях, но и на иностранных, в частности византийских, документах. Однако российская имперская историография решила выстроить другую концепцию, которая базировалась на легенде о призвании варягов Рюрика, Трувора и Синеуса в Новгород. Под 6370 г., то есть через 10 лет после «появления Руси», в «Повести временных лет» рассказывается, что Новгород, который не мог навести порядок в своем городе, решил призвать на правление варягов. И хотя последние именуются в «Повести...» Русью, это похоже на более позднюю тенденциозную вставку. Ведь в «Повести...» говорится о Русьской земле еще за десять лет перед этим.

Наконец, в «Повести...» призвание варягов не трактуется как начало русьской государственности, а лишь как начало династии Рюриковичей на русьских землях. Правители-варяги пришли «на готовое», то есть у славян-русичей уже существовали свои государственные структуры.

Вообще «варяжская легенда» выглядит не беспроблемно. Она практически базируется лишь на сообщении «Повести временных лет» и не подкреплена зарубежными источниками. Существует путаница в том, что касается первых десятилетий правления Рюриковичей и относительно хронологии этого события. В 1862 г. в царской России помпезно отмечалось 1000-летие Российской государственности, а в этом году в России будут отмечать 1150-летие данного события. То есть считается, что оно произошло в 862 году от Рождества Христова. Однако в древнерусских летописях такой даты нет. Указанное событие датируется 6370 годом от сотворения мира, который не обязательно означает 862 год от Рождества Христова. Как уже указывалось, первые десятилетия существования Русьского государства в «Повести временных лет» датируются не по константинопольскому, а по александрийскому летоисчислению. По крайней мере, сравнение приведенных там дат с датами известных событий, которые фиксируются в «Повести...», дает нам основания так считать. Поэтому, наверное, призвание варягов (если это событие не вымышлено) состоялось не в 862 г., а около 870 года, то есть в то время, когда Русьское государство не просто существовало, а громко заявило о себе на международной арене.

ВЫВОДЫ

Конечно, формирование русьской государственности - это сложный процесс. Судя по археологическим и письменным источникам, начало этого процесса относится к середине І тысячелетия. Он не был прямолинейным. Переселение народов, аварское нашествие, образование Хазарского каганата не давали оседлым славянским племенам на территориях современной Украины создать свои стойкие государственные образования. Только около 860 г. появилась такая возможность. Именно в это время Русь вышла на международную арену как мощное государство. И именно тогда о ней заговорили в мире.

Ведущий страницы «История и «Я» - Игорь СЮНДЮКОВ. Телефон: 303-96-13. Адрес электронной почты (e-mail):

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.