Урок русского языка " Обучающее изложение" (3 класс) УМК "Школа России". Обучающее изложение по русскому языку (3 класс) Самостоятельное написание изложения

3 четверть

3 класс

Кладинка.

Идут утром Егорка с мамой. Прошли свою улицу. А тут канавка, грязь. Кое-как перепрыгнули. Мама туфли очищает, а Егорка смотрит, как переходят канавку школьники, девочка и бабушка.

На другой день Егорка взял небольшую доску. Мама стала его ругать, но Егорка упорно тащил доску с собой.

Дошли до канавы. Егорка положил дощечку, перешел по ней и маму позвал. Перешла мама. Улыбается, на чистые туфли смотрит. Двинулись дальше. А за ними и все пошли. (73 слова)

Вопросы и задания к тексту.

Что встретилось на пути Егорки и его мамы?

Что сделал Егорка на следующий день?

Как вы относитесь к поступку мальчика?

Что такое кладинка?

Примерный план

    Грязная канава.

    Егорка несет доску.

    Кладинка.

    Всем хорошо.

Проверьте гласные в словах: оч…щает, неб…льшую, т…щил, пол…жил.

Вспомните, как следует писать приставки: пр…шли, п…р…прыгнул, п…р…ходят, д…шли, п…звал.

Снег идет.

Таня посмотрела в окно. Небо и воздух были полны снежинок. Снежинки летали, кружились, падали. Они ложились на крыши, черствую грязь на дороге, замерзшие лужицы, грядки, деревья.

Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. Когда они летят, они как пух. А поближе – звездочки. Все разные. У одной лучики широкие, у другой острые, как стрелки.

После обеда Таня не узнала деревню, стала она вся белая. Крыши, дорога, огороды белые.

Выглянуло солнышко. Снег заблестел, заискрился. Зима пришла. (75 слов)

Вопросы и задания к тексту.

Подумайте, на сколько частей можно разделить текст.

Чему будет посвящена каждая часть?

Какие слова в первой части говорят о том, что снег шел густой?

Как выглядит летящая снежинка?

Как она выглядит на ладони?

Примерный план

    Летят снежинки.

    Снежинки на ладони.

    Белая деревня.

    Зима пришла.

Словарно-орфографическая подготовка.

Найдите слова-названия действий снежинок. Подберите свои, которые были бы близки по смыслу словам из текста.

Подберите прилагательные к словам грязь (какая?) …; лужицы …; лучики…. .

Объясните значение выражения черствая грязь. Подберите слова, близкие по смыслу.

Вставьте пропущенные буквы в словах: посм…трела, сн…ж…нки, л…тели, гря…ки, выгл…нуло, сне…, забл…стел, круж…лись, крыш…, ш…рокие.

Воробей.

Всю зиму воробей прожил в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли лапки. Иней покрывал перышки.

Наконец солнце заглянуло к воробью в трубу. На карнизах повисли сосульки. Днем с сосулек закапала вода. Воробей ловил клювом сосулькины капельки.

От солнца и сосулькиной воды с воробьем стали происходить странные вещи. Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев.

Вечером все воробьи слетелись на дерево песен. Дружным чириканьем провожали они день. Весна! (77 слов)

Вопросы и задания к тексту.

Где жил воробей?

Каково ему было зимой?

Какие странности происходили с воробьем? Как вы думаете, почему?

Как воробьи праздновали приход весны?

Примерный план

    Зимой в печной трубе.

    Сосулькина вода.

    Странные вещи.

    Дерево песен

Словарно-орфографическая подготовка.

Просклоняйте существительное воробей.

К словам схватил за загривок, трепать как собака кошку подберите близкие по смыслу.

Проверьте гласные в словах: п…чной, тр…нулась, загл…нуло, л…вил, схв…тил, тр…пать, сл…тались, пров…жали.

Раскройте скобки, объясните написание слов: (с)воробьем, (с)хватил, (про)жил, (к)воробью, (в)трубу, (за)капала.

Обратите внимание на последнее предложение. Какие чувства оно вызывает?

Один тополь.

Морозной зимой ветки деревьев ломались и падали на снег. Оля подняла веточку. Примерзшие льдинки зазвенели, будто веточка была стеклянная.

Дома девочка поставила веточку в воду. Ветка оттаяла. На голых прутьях стали видны желтые почки.

Долго стояла ветка в банке с водой. Оля о ней забыла.

И вдруг ветка проснулась! Лопнула на почках жесткая кожура. Из трещин выскочили зеленые листья. Они были клейкие, смятые, но живые. От них шел свежий весенний запах. Запах тополя. (73 слова)

Вопросы и задания к тексту.

Почему ветки деревьев падали на снег?

Как поступила Оля с веточкой?

Как изменилась ветка в комнате?

Что в конце концов произошло с веткой?

Примерный план

    Стеклянная ветка.

    Ветка оттаяла.

    Оля забыла о ветке.

    Ветка проснулась.

Словарно-орфографическая подготовка.

Подберите имена прилагательные из текста к словам: зима (какая?) …; ветки …; прутья …. ; кожура ….; листья …., …., …, ….; запах …, ….

Почему о ветке сказано, что она была будто стеклянная? Что создавало это впечатление?

Какое слово употреблено в тексте, чтобы подчеркнуть, что ветка живая?

Проверьте гласные в словах: к к…ре, в…дны, к…жура, зап…х.

Одинаковые.

Жили две подружки. Обе маленькие, с розовыми щечками, светлыми волосами. Обеих мамы одевали в одинаковые платья.

Девочки учились в первом классе. Обе получали только пятерки. Соня и Вера говорили, что они во всем одинаковые.

Однажды Соня похвасталась маме, что они с Верой уже не одинаковые: Вера получила тройку.

Ты стала хуже! - грустно сказала мама. Соня удивилась: ведь тройку получила Вера. Мама объяснила, что Вера болела и потому получила тройку. А Соня обрадовалась. Это значительно хуже. (75 слов)

Вопросы и задания к тексту.

Что говорили о себе подружки?

В чем они были одинаковые?

Почему мама сказала Соне, что она хуже Веры?

Что вы думаете о поступке Сони?

Как девочки названы в начале рассказа? Соответствует ли это действительности?

Станет ли Соня хорошей подругой?

Примерный план

    Две подружки.

    Одинаковые.

    Соня хвастает.

    Ты стала хуже!

Словарно-орфографическая подготовка.

Подберите имена прилагательные к словам: подружки …, щечки …, волосы …, платья …

п…дру…ки, в…л…сами, плат…я, п…терки, грус…но, уд…вилась, об…яснила, б…лела.

К слову значительно подберите близкие по смыслу. Запомните, как оно пишется.

Три товарища.

Витя потерял завтрак. На большой перемене все завтракали, а Витя стоял в стороне.

Коля спросил у товарища, почему он не ест. Витя объяснил, что случилось. Коля пожалел Витю: до обеда далеко.

Миша спросил, где Витя потерял завтрак, и посоветовал в другой раз класть его не в карман, а в сумку.

А Володя ничего не спросил. Он разломал пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу. (65 слов).

Вопросы и задания к тексту.

Почему Витя не завтракал?

Расскажите, как отнесся к этому каждый из троих его товарищей. Кто из них оказался настоящим товарищем? Почему вы так считаете?

Какие качества должны прежде всего отличать настоящего товарища?

Подумайте, как можно по-другому назвать этот рассказ.

Примерный план

    Витя не завтракает.

    Сочувствие Коли.

    Совет Миши.

    Володя – настоящий товарищ.

Словарно-орфографическая подготовка.

Выделите корень в словах: потерял, перемене, пожалел, объяснил, посоветовал, разломал, спросил, протянул. Объясните их написание.

Вспомните, как пишутся слова: завтрак, обед, товарищ.

Три весны.

Первой приходит весна полевая. Чернеют первые проталины. Прилетают грачи, скворцы, жаворонки. Грачи таскают из земли червей. Скворцы ловят насекомых. Жаворонки собирают прошлогоднее зерно.

В полях бежит ручьями снег, спасется от солнца под крепким льдом реки. Наступает весна речная. Треснул лед. Проснулись рыбы, рачки. Рады водяные птицы – утки, гуси, лебеди, чайки.

Зима уходить не хочет. Долго прячет последний снег в лесу. Но идет весна лесная. Укутывает деревья зеленым туманом, возвращает певчих птиц.

Это победа весны и солнца. (76 слов)

Вопросы и задания к тексту.

Что приносит весна полевая?

Какие события отличают весну речную?

Как названа в тексте весна лесная?

Действительно ли это разные весны?

Примерный план

    В поле.

    На реке.

    В лесу.

Словарно-орфографическая подготовка.

Подберите из текста имена прилагательные к словам: весна (какая?) ….; проталины (какие?) …; лед (какой?) ….; птицы (какие?) …; снег (какой?) …; туман (какой?) …; зерно (какое?) …. .

Подумайте, какие признаки еще можно подобрать к этим существительным в данном тексте.

Замените близким по значению выражение укутывает зеленым туманом.

В лесу.

Идут ребята по лесу. Видят: лесную проталинку пересекает ежиная семейка. Вереди топает мама-ежиха. За ней в серых шубках семенят крошечные ежата.

Увидела ежиха людей, свернулась в большой колючий мяч. Ребята уступили дорогу. Ежиха без страха пошла дальше. Она у себя дома.

Это люди в лесу в гостях. Без разрешения хозяев пью воду из родников, собирают грибы и ягоды, рвут орехи.

Лесные любят свой дом. Здесь все растет, цветет, дышит, поет.

Будь хорошим гостем! (74 слова)

Вопросы и задания к тексту.

Кого встретили ребята в лесу?

Как они поступили?

Чьим домом является лес?

Кем являются люди в лесу?

Примерный план

    Лесная семейка.

    ребята уступают дорогу.

    Люди – гости леса.

    Лес – дом всего живого

Словарно-орфографическая подготовка.

Найдите глаголы, с помощью которых описаны действия: мама-ежиха (что делает?) …., ежата (что делают?) …, люди (что делают?) …., все в лесу (что делает?) ….

Почему про ежиху сказано топает , а про ежат – семенят? Подберите слова, близкие по смыслу.

Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: тр…пинка, …жиная, с…мейка, шу…ка, св…рнулась, к…лючий, в г…стях, п…ют, р…дник.

Пуговица.

Пришла Надя из школы и попросила бабушку пришить пуговицу.

Бабушка согласилась и попросила Надю принести иголку с ниткой. Девочка выполнила ее просьбу.

Потом бабушка пожаловалась, что у нее плохо видят глаза и попросила внучку продеть нитку в иголку. Надя продела. Еще бабушка предложила Наде приложить пуговицу к пальто, уколоть иголкой в одну дырочку, потом в другую.

Надя делала так, как говорила бабушка, и не заметила, как пуговицу пришила. Она поблагодарила бабушку. (71 слово)

Вопросы и задания к тексту.

О чем Надя просила бабушку?

Кто в результате пришил пуговицу?

Почему это произошло?

За что Надя поблагодарила бабушку?

Примерный план

    Просьба

    Надя несет иголку.

    Надя продевает нитку в иголку.

    Надя работает с иголкой

    Спасибо бабушке.

Словарно-орфографическая подготовка.

Перечислите глаголы, обозначающие названия действий, которые выполняла Надя. Выделите корни и объясните написание гласных в конях и приставках: попросила, выполнила, продела, приложила, уколола, пришила, поблагодарила.

Раскройте скобки, объясните написание слов: (при)шить, (с)ниткой, (по)просила, (по)жаловалась, (в)иголку, (к)пальто, (не)заметила

Самый лучший рисунок.

Мама подметала пол, а Петя рисовал маму с веником в руках. Потом мама выбивала ковры, мыла посуду, чистила картошку. Все это Петя тоже нарисовал и раскрасил цветными карандашами. Красивая получилась мама.

Пришел отец с работы. Петя похвастался своими рисунками и спросил, какой из них самый лучший.

В ответ папа сказал, что самый лучший рисунок тот, которого Петя не нарисовал. Там Петя помогает маме убирать квартиру, мыть посуду, чистить картошку. (69 слов)

Вопросы и задания к тексту.

Чем занималась мама?

Что делал Петя?

Какой же рисунок, по мнению папы, был самым лучшим? Почему он так сказал?

Примерный план

    Мама работает, Петя рисует.

    Петя показывает рисунки папе.

    Самый лучший рисунок.

Словарно-орфографическая подготовка.

Раскройте скобки и объясните написание слов: (под)метала, (с)веником, (вы)бивала, (на)рисовал, (рас)красил, (с)работы, (с)просил, (не)нарисовал.

подм…тала, выб…вала, карто…ку, цв…тными, пом…гает.

Найдите в тексте словарные слова, вспомните их написание.

Живой мячик.

Наташа Дурова гуляла во дворе цирка. На ней была белая шубка и пушистая шапка.

В углу стояла клетка. Там жили белые медведи. Девочка бросала им свежий снежок.

Вдруг медведь втянул малютку в клетку. Звери стали катать Наташу по полу, как мячик.

Люди закричали. Прибежал Дуров. Он велел бросить в клетку много рыбы.

Папа вошел в клетку и загородил собой дочку от зверей. Так он стоял, пока Наташа вышла из клетки.

Люди говорили, что Наташу спасло чудо. (72 слова)

Вопросы и задания к тексту.

А как вы думаете? Почему вы считаете, что это так?

Как Дуров спас дочку?

Каким человеком был Дуров?

Как еще называют в тексте Наташу и Дурова? Почему используют эти названия?

Примерный план

    Где играла Наташа?

    Что на ней было надето?

    Что сделал белый медведь?

    Как Дуров спас дочку?

Словарно-орфографическая подготовка.

Объяснить написание имен персонажей.

Раскройте скобки и объясните правописание слов: (на)ней, (в)углу, (в)клетку, (по)полу, (от)зверей, (из)клетки, (за)городил, (во)шел.

Вставьте пропущенные буквы и объясните написание: ц…рка, шу…ка, м…дведи, мног…,г…в…рили, доч…ку.

Найдите словарные слова, объясните их написание.

Один в океане.

Была темная ночь. Огромный корабль шел у берегов Африки.

Вдруг моряки услышали плач. Зажгли прожектор. Луч осветил лодку. В ней оказался негритянский мальчик. Лодку подняли на палубу. Мальчик очень ослабел. Врач оказал ему помощь.

Что узнали моряки из рассказа мальчика? Восемь суток назад он вышел в океан ловит рыбу. Ветер унес его далеко от берегов.

Корабль изменил свой путь и взял курс к берегу. Мальчик вернулся в семью. (65 слов)

Вопросы и задания к тексту.

Почему моряки изменили свой курс и взяли курс к африканским берегам?

О ком подумали они, когда услышали рассказ негритянского мальчика? /о семье, матери мальчика/

Зачем мальчик вышел в океан?

Примерный план

1. Огромный корабль. У берегов Африки

2. Лодка. Прожектор

3. Негритянский мальчик. На палубу

4. Рассказ мальчика. Океан

5. Корабль меняет курс. Взял курс

Словарно-орфографическая подготовка.

Объясните выражения: вышел в океан, взял курс.

Найдите существительные мужского и женского рода с шипящей гласной на конце. Объясните их написание.

Вставьте пропущенные буквы: к…рабль, пр…жектор, ра…ка…,веет…р, …кеан.

Слайд 2

Слайд 4

Слайд 5

Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. За это в некоторых странах клестов зовут «Христовыми птицами».

Слайд 6

Жизнь клестов тесно связана с хвойными деревьями. Это отражается в названиях клестов: клёст-сосновик (у них самый мощный и толстый клюв), Клёст - еловик (клюв потоньше).

Слайд 7

Клесты.

Слайд 8

План текста.

На ветвях ели.

2. Кормление малышей.

3. Не страшен голод и холод.

Слайд 9

Клесты.

На занесённых снегом ветвях ели ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими крепкими перекрещенными клювами они достают семена из жёлтых еловых шишек.

Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей выводят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями, у самого ствола.

Корма малышам хватает, а холод в тёплом гнезде не страшен. (По В. Вольскому)

Слайд 10

Словарно-орфографическая работа.

Проверьте гласные в словах:

Зан…сённых, сн…гом, в…твях, в…сят, н…гами, неб…льшие, кр…сноватые, з…л…новатые, с…мена, …ловых, кл…сты, в гн…зде, б…ятся, пт…нцов, ств…ла.

е е е и о о а е е е е е е о е о ветки ели, клесты, мороз, клювы птиц, шишки.

Кувыркаются, не боятся, вверх, перекрещенные.

Слайд 11

(на)ветвях (из)шишек (не)боятся (ни)вьюги (ни)мороза (у)ствола

(не)только (в)гнезде (не)страшен

Слайд 12

Клесты.

На занесённых снегом ветвях ели ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими крепкими перекрещенными клювами они достают семена из жёлтых еловых шишек.

Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей выводят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями, у самого ствола.

Корма малышам хватает, а холод в тёплом гнезде не страшен. (По В. Вольскому)

Слайд 13

Берегите птиц!

Охранять природу - значит охранять Родину!

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обучающее изложение 3 класс

Вопросы Куда и зачем отправились Вася и Катя? Кого они взяли с собой? Как произошло, что дети забыли про котёнка? Какая опасность подстерегала котёнка? Кто пришёл на помощь котёнку? Какие чувства вы испытываете, слушая рассказ?

План 1. Дети отправились играть. 2. Появление собак. 3. Вася- спаситель. Впереди, увидели, отозвал.

Что общего в словах? Котёнок Бежали Хотели Схватить Домой Деревня Охотник Собаки

Орфографическая подготовка К о тёнок – кот Б е жали – бег Х о тели –хочет Схв а тить – схватка Д о мой –дом Запомни Д е ревня О хотник С о баки

Котёнок Вася и Катя пошли играть за деревню. Они взяли с собой котёнка. Стали дети рвать щавель и забыли про котёнка. Тут ехал охотник. Впереди бежали две собаки. Собаки увидели котёнка и хотели его схватить. Вася бросился к котёнку и закрыл его от собак. Охотник отозвал собак. Вася схватил котёнка и понёс его домой.

Самопроверка Прочитай текст Нашёл ошибку, вспомни на какую орфограмму, аккуратно исправь Спасибо за урок!

Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ «Дневной пансион-84» Сладкова Т.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее изложение.

На этом уроке учатся писать изложение по тексту "Калевала", составленному после изучения карело-финского эпоса "КАЛЕВАЛА"...

Обучающее изложение "Умная галка". Презентация

Изложение "Умная галка" - это первый вводный урок во 2 классе по поэтапному обучению написания изложения....

Конспект урока русского языка во 2 классе Написание обучающего изложения чинения с построением вербально-графического плана

Коспект урока позволяет познакомиться с методикой обучения построению графического плана для анализа и лучшего запоминания текстапри написании изложения во 2 классе на начальном этапе формирования сам...

01.10.2014 17698 1356

Цель урока: Научить писать изложение повествовательного текста.

Задачи урока:

1. Помочь написать изложение «Лев и мышь»

2. Учащиеся должны предсказать содержание текста, составить план, выделить главную мысль текста.

3. Работая в группе записать содержание текста.

Оценка: работа в тетради, «круглый стол».

Ход урока:

1. ПОБУЖДЕНИЕ.

А) оргмомент

Проверка готовности учащихся к уроку

Объявление темы урока, постановка целей;

Б) отгадайте загадки:

Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки.

Боится кошки. (Мышь)

Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженой…

За что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша-львица.

-У какого папы локоны волной? (у льва)

В) стратегия «Предсказание по ключевым словам»

(на доске написаны слова, дети высказывают свои предположения, о чем будет рассказ)

Лев, мышь, стала просить, отпустил, охотники, привязали, веревка, перегрызла, понял, добро.

2. РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА

1. А) Знакомство с текстом

А теперь проверим, насколько верны ваши предсказания.

«Лев и мышь»

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он отпустил ее. Обещала отплатить за это добром. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и отпустил ее.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку. Понял лев, что и от мыши добро бывает.

Б) Слово учителя:

Как вы думаете, кто боится мыши? (Оказывается мышей очень боятся слоны. Дело в том, что у слонов очень нежная кожа на ступнях ног, а мыши ее прогрызают и доставляют большое беспокойство слонам)

А еще четырехлетняя мышь по возрасту равняется 80-летнему человеку.

Сколько человеческих лет проживает за год мышка?

В) Прояснение лексического значения:

Как вы понимаете «отплатить добром»?

Г) Словарная работа:

Найдите орфограмму и объясните, как ее проверить:

Лев, рев, веревка (парные согласные)

Пробежала, засмеялся, обещала, привязали (безударный гласный в корне слова)

Д) Анализ и деление на части:

Какой это текст? (повествовательный)

На сколько частей можно разделить его по смыслу? (на три)

Е) Составление плана:

1. Смешное обещание.

2. Мышка спасла льва.

3. Как аукнется, так и откликнется.

2. а) Подготовка к написанию изложения:

Чтение и пересказ по частям.

Стратегия «Эстафета» (групповая работа, выполняется на общем листе)

1 ученик – бегун (читает и запоминает по одному предложению)

2 ученик – секретарь (записывает)

3 ученик – корректор (следит за орфографией)

Каждый ученик должен побывать в роли бегуна, секретаря, корректора.

Б) Написание изложения (общая работа сдается учителю, каждый самостоятельно пишет изложение).

3. РЕФЛЕКСИЯ

Стратегия «Круглый стол» (устно).

Что нового узнали на уроке?

Что запомнилось? Почему?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.