Свойства живых организмов 9. Многообразие живого мира

Живые системы имеют общие признаки:
1. Единство химического состава свидетельствует о единстве и связи живой и неживой материи.

Пример:

В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы, но в других количественных соотношениях (т.е. живые организмы обладают способностью избирательного накопления и поглощения элементов). Более 90 % химического состава приходится на четыре элемента: С, O, N, H, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов).

2. Клеточное строение (Единство структурной организации). Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Вне клетки жизни нет.
3. Обмен веществ (Открытость живых систем) . Все живые организмы представляют собой "открытые системы".

Открытость системы - свойство всех живых систем связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалении продуктов жизнедеятельности (организм жив, пока в нем происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой).

Обмен веществ - совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.

Обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ (ассимиляции) в организме (за счет внешних источников энергии – света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ (диссимиляции) с выделением энергии, которая затем расходуется организмом. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
4. Самовоспроизведение (Репродукция) - способность живых систем воспроизводить себе подобных. Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В её основе лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.
5. Саморегуляция (Гомеостаз) - поддержание постоянства внутренней среды организма в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. Любой живой организм обеспечивает поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Стойкое нарушение гомеостаза ведет к гибели организма.
6. Развитие и рост . Развитие живого представлено индивидуальным развитием организма (онтогенезом) и историческим развитием живой природы (филогенезом).

  • В процессе индивидуального развития постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма и осуществляется его рост (все живые организмы растут в течение своей жизни).
  • Результатом исторического развития является общее прогрессивное усложнение жизни и все многообразие живых организмов на Земле. под развитием понимают как индивидуальное развитие, так и историческое развитие.

7. Раздражимость - способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных; тропизмы, таксисы и настии у растений).
8. Наследственность и изменчивость представляют собой факторы эволюции, так как благодаря им возникает материал для отбора.

  • Изменчивость - способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и/или изменений наследственного аппарата (молекул ДНК).
  • Наследственность - способность организма передавать свои признаки последующим поколениям.

9. Способность к адаптациям - в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.
10. Целостность (непрерывность) и дискретность (прерывность) . Жизнь целостна и в то же время дискретна. Эта закономерность присуща как структуре, так и функции.

Любой организм представляет собой целостную систему, которая, в то же время, состоит из дискретных единиц - клеточных структур, клеток, тканей, органов, систем органов. Органический мир целостен, поскольку все организмы и происходящие в нем процессы взаимосвязаны. В то же время он дискретен, так как складывается из отдельных организмов.

Отдельные свойства, перечисленные выше, могут быть присущи и неживой природе.

Пример:

Для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут! Хотя этот рост не имеет тех качественных и количественных параметров, которые присущи росту живого.

Пример:

Для горящей свечи характерны процессы обмена и превращения энергии, но она не способна к саморегуляции и самовоспроизведению.

Краткое знакомство с новым курсом, обоснование роли и места «Общей биологии» в системе биологических наук. Изуче-ние методического аппарата учебника, рабочей тетради, разъяс-нение требований, предъявляемых при подготовке домашних заданий, к ведению тетрадей. II. Изучение нового материала.
1. Что такое биология? Составте синквейн понятия «биология»
- Биология - наука о жизни . Название ее образовано путем соче-тания двух греческих слов: «биос» — жизнь и «логос» — слово, учение. Биология изучает проявления жизнедеятельности всех живых организмов — бактерий, грибов, растений и животных.
Биология изучает разнообразие, строение и функции живых существ и природных сообществ, распространение, происхож-дение и развитие организмов, их связи друг с другом и с нежи-вой природой.
Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества - оно обеспечивало людям выживание. Сведения о животных и растениях люди запоминали, передава-ли из поколения в поколение, позднее стали составлять списки полезных растений и животных, характеризовать их свойства, способы выращивания.
В 1802 г. французский натуралист Ж.-Б. Ламарк ввел в науку термин «биология». Биология наряду с описанием и системати-зацией широко использует аналитические и сравнительные, ис-торические и экспериментальные (в том числе моделирование) методы исследования и применяет их в комплексе. Биология относится к фундаментальным наукам, так как ее выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное значение.
Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования
В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специа-лизацией и одновременно тесным их взаимодействием.
Далее демонстрируется схему «Комплекс биологических наук» и кратко характеризует каждую науку.

Молекулярная биология
Биофизика
Цитология Биохимия
Морфология Гистология Биокибернетика
Биология
19 век
Ботаника Анатомия Эмбриология Биометрия
Зоология Физиология Генетика Радиобиология
Микология Систематика Селекция Бионика
Микробиология Палеонтология Эволюция Биотехнология
Антропология
Эволюционное учение Генная инженерия
Космическая биология
Ббиогеография

. Мир бактерий и вирусов изучает микробиоло-гия, строение и жизнедеятельность растений служат предметом бо-таники, сведения о животных собирает и систематизирует зоология, грибы изучает микология, а человека — антропология.
В частной микробиологии, частной ботанике, частной зоологии и частной микологии исследуются особенности строения и жизнедея-тельности каждого отдельного вида. В общих разделах этих дисцип-лин изучаются свойства, присущие всем организмам данной формы живого. Главные направления этих наук: морфология — учение о внешнем строении, структуре объектов живой природы (морфология растений, морфология животных и т.д.); физиология — учение о функциях живых организмов; анатомия — наука о внутреннем строении существ. К классическим наукам биологического цикла также можно отнести и систематику (систематика растений, систе-матика животных, систематика грибов и др.), экологию (экология растений, экология животных, экология грибов и др.), палеонтоло-гию (палеоботаника, палеозоология и др.).
Выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов — задача общей биологии. Эволюционное учение, пред-ставления о развитии органического мира, основы общей экологии и учения о биосфере, цитология, гистология, закономерности инди-видуального развития организмов, основы генетики и селекции яв-ляются предметом изучения общей биологии. К изучению этих об-ластей знаний мы и приступаем в этом учебном году.
В самых разных областях биологии все большее значение при-обретают пограничные дисциплины, связывающие биологию с другими науками — физикой, химией, кибернетикой и др. Так воз-никли биофизика, биохимия, биокибернетика, бионика, радио-биология и др., каждая из них обладает своими методами исследо-вания, раскрывающими новые стороны организации и функцио-нирования таких сложных и совершенных саморегулирующихся систем, как живые организмы. Например, без знания физики не-возможно понять работу нервной системы организма, без знания химии — разобраться во множестве процессов, происходящих внут-ри клеток, широкое внедрение математики вызвало рождение био-метрии, позволило выявить статистические закономерности био-логических явлений и т.д.
Биология относится к фундаментальным наукам, так как ее вы-воды имеют основополагающее теоретическое и прикладное (прак-

2. Биология - наука о живом мире.
Для чего необходимо изучать биологию? В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть такие строки: «Для человека, не зна-комого с естественной историей, пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90 % всех удивительных произведений искусства повернуты лицом к сте-не. Познакомьте его с основами естественной истории - и вы снабдите его путеводителем к этим шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания и красоты человеческому взгляду».
Помимо познавательной и эстетической стороны, биологи-ческие знания имеют и чисто практическое применение во мно-гих областях человеческой деятельности.
Биологические знания активно используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народ-ного потребления. В сельском хозяйстве важнейшей проблемой является создание высокоурожайных сортов растений и высоко-продуктивных пород животных, а также разработка на научной основе наиболее оптимальных условий культивирования расте-ний и содержания скота.
Сам человек является живым организмом, поэтому биология является теоретической основой таких наук, как медицина, пси-хология, социология и др.
Беседа по?
- Как вы думаете, какова роль биологии в современном обществе, в жизни каждого человека?
- Для решения каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии?
Основной задачей общей биологии является выявление и объяснение общих свойств и многообра-зия живых организмов, нахождение общих закономерностей в живой природе.
2. Разнообразие и общие свойства живых организмов.
Живой мир Земли представлен великим разнообразием жи-вых организмов - бактерий, растений, грибов, животных. Все это - уникальные формы жизни.
Жизнь - это способ существования открытых систем, обла-дающих свойствами саморегуляции, воспроизведения и разви-тия на основе биохимического взаимодействия белков, нуклеи-новых кислот и других соединений вследствие преобразования веществ и энергии из внешней среды.
Живые системы обладают рядом общих свойств и призна-ков, отличающих их от неживой природы.
- Какие же это свойства?
а) Единство химического состава . Все живые организмы со-стоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы, но соотношение их в неживом и живом неодинаково. В живых организмах 98 % химического состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород.
б) Клеточное строение . Все живые организмы имеют опре-деленную организацию, структурной и функциональной едини-цей которой для все организмов (кроме вирусов) является клет-ка.
в) Обмен веществ и энергозависимость . Все организмы представляют собой открытые системы, являющиеся устойчи-выми лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне.
Живые существа извлекают, преобразуют и используют ве-щества и энергию из окружающей среды и возвращают в нее продукты распада и преобразованную энергию, например в виде тепла.
г) Самовоспроизведение. При размножении живые организ-мы воспроизводят себе подобных, увеличивается их числен-ность.
д) Раздражимость. Для живых организмов характерна спо-собность отвечать на определенные внешние воздействия спе-цифическими реакциями. Любое изменение в окружающей сре-де является раздражителем, а реакция организма - проявлением раздражимости. Сочетания раздражитель - реакция могут накап-ливаться в виде опыта и использоваться в дальнейшем.
е) Адаптация . Живые организмы приспособлены к среде обитания. Особенности строения, функций и поведения данного организма, соответствующие его образу жизни, и называют адаптацией.
ж) Процессы роста и развития . В течение жизни организмы претерпевают ряд количественных (возрастает число клеток) и качественных (идет дифференцировка клеток, образование тка-ней и органов, старение и др.) изменений.
з) Эволюционное развитие. Все организмы существуют не только в пространстве, но и во времени. Эволюция есть необра-тимое и направленное развитие живой природы, сопровождаю-щееся появлением новых видов и прогрессивным усложнением жизни. Все то огромное многообразие живых существ, которое мы наблюдаем на Земле, есть результат эволюции.
3. Биологические исследования.
Исследование живого мира всегда было одной из важных сторон деятельности человека. Сначала от этого зависела егожизнь.Людям необходимо было знать, какие из населяющих Землю живых организмов - растений, животных, бактерий,грибов можно использовать в пищу, для изготовления одежды, в качестве лекарственныхсредств или для устройства жилья, а каки е опасны или ядовиты. Люди ст ли изучать организмы более тщательно, собирали их, классифицировали сосетавляли списки растений и животных.
. Наука — сфера человеческой деятельности, духовное производство, направленное на выработку и систематизацию обьективных знаний о деятельности, одна из форм общественного сознания, феномен культуры .
Признаки науки: объект и предмет исследований, методы, научный язык,теории, "законы, понятия, сообщества ученых, исследовательские и учебные институты и др. Главное отличие естественных наук, таких как биология,физика, химия от гуманитарных, таких как искусствоведение ратуроведение, состоит в том, что в естественных науках для получения ответов на вопросы используется эксперимент. Эксперимент один из наиболее важных методов, применяющихся в биологии.
Что же такое метод?
Метод (от греч. « methodos » — путь, способ познания ния) — способ практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом
Методы исследования

Наблюдение Преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств.
Описателный Собирание и описание фактов
Сравнительный Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий
Экспериментальный Целенаправленноецеленаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющие воспроизводить и наблюдать эти явления.
Исторический Выяснение закономерностей появления и развтития организмов
моделирование Изучение процессов или явления через воспроизведение его в виде модели.

Последовательность выполняемых действий (алгоритм) при проведении научного исследования:
III. Постановка проблемы, формулирование темы, целей и задач исследования.
IV. Выдвижение гипотез.
V. Планирование хода исследования, выбор методики.
VI. Проведение практической части исследования, регистрация качественных и количественных результатов.
VII. Обработка полученных результатов.
VIII. Анализ полученных результатов.
IX. Формулирование выводов.
X. Определение комплекса нерешенных вопросов.
Оформление итогов исследования.

III . Закрепление.
Задание 1. Проанализируйте высказывание К. Гробстейна и укажите свойства живого, используемые в данном определе-нии жизни:
«Жизнь - макромолекулярная система, для которой харак-терна определенная иерархическая организация, а также спо-собность к воспроизведению, обмен веществ, тщательно регу-лируемый поток энергии, - являет собой распространяемый центр упорядоченности в менее упорядоченной Вселенной».
Задание 2. Объясните, почему живые организмы назы-ваются «открытыми системами».
Задание 3. Чем отличаются процессы обмена веществ у живых организмов и в неживой природе?
Домашнее задание: § 1,2 Провести исследование:

  1. Появление вредных привычек у подростков(курение, употребление тонизирующих напитков, сквернословие,)
  2. Появление приспособлений у животных и растений к тем или иным условиям.
  3. Когда люди ругаются - они крича, даже если находятся рядом друг сдругом.
  4. Люди, у которых есть домашние животные, живут дольше и менее подвержены стрессам и сердечным приступам.
  5. Кошки, верблюды жирафы начинают ходить с левой ноги.
  6. Кошки никогда не мяукают разговаривая друг с другом.
  7. Кошка ловит мышей, но не обязательно для питания.
  8. Млекопитающие убивают друг друга по двум причинам(пища, опасность), а человек…….

С помощью данного видеоурока вы сможете самостоятельно изучить тему «Общие свойства живых организмов». Живой мир нашей планеты представляет огромное разнообразие видов, о чем мы и поговорим на этом уроке. Мы рассмотрим общие свойства живых организмов, которые помогают отличить представителей живой природы от неживой.

БИОЛОГИЯ 9 КЛАСС

Тема: Введение

Урок 2. Общие свойства живых организмов

Анисимов Алексей

учитель биологии и химии

Живой мир Земли представляет собой огромное разнообразие видов: растений, грибов, животных и бактерий. Одних лишь животных сегодня в науке описано около 2 млн видов, из них более 1.5 млн это насекомые, примерно 500 тыс. видов растений, свыше 100 тыс. видов грибов и 40 тыс. видов простейших. Бактерии вообще не поддаются никакому счету. И все же у этих организмов есть общие свойства, которые помогают нам отличить представителей живой природы от неживой. О них мы сегодня и поговорим.

Когда мы говорим об отличиях живой и неживой природы, полезно представить камень и кошку или собаку. Отличия есть, и они очевидны. Как же их определяет наука? К особенностям живого существа она относит следующие присущие практически всем живым организмам процессы: питание, дыхание, выделение, размножение, подвижность, раздражимость, приспособленность, рост и развитие. Безусловно, камень может быть подвижным, если его бросить, может размножиться, если его разбить. Может даже вырасти, если он имеет кристаллическую природу и находится в насыщенном солевом растворе. Для этого нужно внешнее воздействие, но все же. При этом камень вряд ли начнет питаться, раздражаться и вздыхать от такой несправедливости. Мы говорим об особенностях живого и неживого. В них, в этих особенностях, находят отражение свойства живого, которые уже ни с чем не перепутаешь. Что же это за свойства?

Первое: в организмах и их клетках содержатся те же химические элементы, что и в телах неживой природы. Но в клетках живых существ есть еще и органические вещества, которые получили свое название, потому что впервые были выделены из живых существ, из организмов. Это белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Эти вещества образуют упорядоченные структуры. Но, только находясь в клетке, органические вещества обеспечивают проявления жизни. Причем важнейшая роль в жизнедеятельности организмов отводится в первую очередь нуклеиновым кислотам и белкам. Они обеспечивают саморегуляцию всех процессов в организме, его самовоспроизведение, а значит, и саму жизнь. Запомним: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты - основные компоненты живого.

Далее, основной структурной и функциональной единицей почти все живых организмов является клетка. Почти, потому что на Земле прекрасно чувствуют себя вирусы, например, которые представляют собой неклеточную форму жизни, но мы поговорим о них позже. В организмах, в которых много клеток, - многоклеточных, из клеток формируются ткани. Ткани образуют органы, которые в свою очередь объединяются в системы органов. Такая упорядоченность строения и функций организмов обеспечивает устойчивость и нормальное протекание жизни.

Третье, очень важное свойство живого: обмен веществ. Обмен веществ - это совокупность всех химических реакций, всех превращений веществ, поступающих в организм из внешней среды в процессе питания и дыхания. Благодаря обмену веществ сохраняется упорядоченность процессов жизнедеятельности и целостность самого организма, поддерживается постоянство внутренней среды в клетке и в организме в целом. Другими словами, обмен веществ и энергии обеспечивает постоянную связь организма со средой и поддержание его жизни.

Четвертое: это размножение. Живое всегда появляется от живого. Поэтому вопрос «Что было раньше: курица или яйцо?» для общей биологии неважен. В конечном итоге курица все равно воспроизводит курицу, а человек воспроизводит человека. Поэтому жизнь можно рассматривать как воспроизведение себе подобных существ или самовоспроизведение. И это очень важное свойство живого, которое обеспечивает непрерывность существования жизни.

Пятое: если пнуть камень, он не ответит и никак не отреагирует. С собакой этот фокус не пройдет: на агрессию хищник ответит агрессией. Потому что живые существа активно реагируют на действия факторов внешней среды, проявляя таким образом раздражимость. Именно раздражимость позволяет организмам ориентироваться в окружающей среде и, следовательно, выживать в изменяющихся условиях. Даже растения, которые, казалось бы, лишены подвижности, могут реагировать на изменения. Многие способны разворачивать листья в сторону солнца, чтобы получить больше света, а некоторые, например, мимоза Стыдливая сворачивают листья, если к ним прикоснуться. Это тоже проявления раздражимости.

Шестое свойство - это приспособленность. Если обратить внимание на внешний вид жирафа, можно увидеть, что он идеально приспособлен к существованию в условиях африканской саванны. Длинная шея помогает добывать ему еду там, где ее никто не может достать, длинные ноги – быстро бегать и отбиваться от хищников. Но в Арктике жираф не выживет, зато там себя прекрасно чувствуют белые медведи. Приспосабливаться организмы могут миллионы лет, и это называется эволюция. Эволюция – это еще одно важнейшее свойство живого. Живые организмы с течением времени изменяются, чаще всего необратимо. Эти изменения называют развитием.

Развитие, как правило, сопровождается ростом, увеличением массы тела или его размера, связанного с появлением новых клеток. Эволюция – это тоже развитие, но не одного отдельного организма, а всего живого мира в целом. Развитие обычно идет от простого к сложному и к большей приспособленности организма к среде обитания. Так обеспечивается то многообразие живых существ, которое мы можем наблюдать сегодня.

Мы определили отличия живого от неживого и познакомились с общими свойствами для всех живых организмов. В следующий раз мы поговорим о многообразии живых существ на нашей планете и об уровнях организации живого. До встречи.

С помощью данного видеоурока вы сможете самостоятельно изучить тему «Общие свойства живых организмов». Живой мир нашей планеты представляет огромное разнообразие видов, о чем мы и поговорим на этом уроке. Мы рассмотрим общие свойства живых организмов, которые помогают отличить представителей живой природы от неживой.

БИОЛОГИЯ 9 КЛАСС

Тема: Введение

Урок 2. Общие свойства живых организмов

Анисимов Алексей

учитель биологии и химии

Живой мир Земли представляет собой огромное разнообразие видов: растений, грибов, животных и бактерий. Одних лишь животных сегодня в науке описано около 2 млн видов, из них более 1.5 млн это насекомые, примерно 500 тыс. видов растений, свыше 100 тыс. видов грибов и 40 тыс. видов простейших. Бактерии вообще не поддаются никакому счету. И все же у этих организмов есть общие свойства, которые помогают нам отличить представителей живой природы от неживой. О них мы сегодня и поговорим.

Когда мы говорим об отличиях живой и неживой природы, полезно представить камень и кошку или собаку. Отличия есть, и они очевидны. Как же их определяет наука? К особенностям живого существа она относит следующие присущие практически всем живым организмам процессы: питание, дыхание, выделение, размножение, подвижность, раздражимость, приспособленность, рост и развитие. Безусловно, камень может быть подвижным, если его бросить, может размножиться, если его разбить. Может даже вырасти, если он имеет кристаллическую природу и находится в насыщенном солевом растворе. Для этого нужно внешнее воздействие, но все же. При этом камень вряд ли начнет питаться, раздражаться и вздыхать от такой несправедливости. Мы говорим об особенностях живого и неживого. В них, в этих особенностях, находят отражение свойства живого, которые уже ни с чем не перепутаешь. Что же это за свойства?

Первое: в организмах и их клетках содержатся те же химические элементы, что и в телах неживой природы. Но в клетках живых существ есть еще и органические вещества, которые получили свое название, потому что впервые были выделены из живых существ, из организмов. Это белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Эти вещества образуют упорядоченные структуры. Но, только находясь в клетке, органические вещества обеспечивают проявления жизни. Причем важнейшая роль в жизнедеятельности организмов отводится в первую очередь нуклеиновым кислотам и белкам. Они обеспечивают саморегуляцию всех процессов в организме, его самовоспроизведение, а значит, и саму жизнь. Запомним: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты - основные компоненты живого.

Далее, основной структурной и функциональной единицей почти все живых организмов является клетка. Почти, потому что на Земле прекрасно чувствуют себя вирусы, например, которые представляют собой неклеточную форму жизни, но мы поговорим о них позже. В организмах, в которых много клеток, - многоклеточных, из клеток формируются ткани. Ткани образуют органы, которые в свою очередь объединяются в системы органов. Такая упорядоченность строения и функций организмов обеспечивает устойчивость и нормальное протекание жизни.

Третье, очень важное свойство живого: обмен веществ. Обмен веществ - это совокупность всех химических реакций, всех превращений веществ, поступающих в организм из внешней среды в процессе питания и дыхания. Благодаря обмену веществ сохраняется упорядоченность процессов жизнедеятельности и целостность самого организма, поддерживается постоянство внутренней среды в клетке и в организме в целом. Другими словами, обмен веществ и энергии обеспечивает постоянную связь организма со средой и поддержание его жизни.

Четвертое: это размножение. Живое всегда появляется от живого. Поэтому вопрос «Что было раньше: курица или яйцо?» для общей биологии неважен. В конечном итоге курица все равно воспроизводит курицу, а человек воспроизводит человека. Поэтому жизнь можно рассматривать как воспроизведение себе подобных существ или самовоспроизведение. И это очень важное свойство живого, которое обеспечивает непрерывность существования жизни.

Пятое: если пнуть камень, он не ответит и никак не отреагирует. С собакой этот фокус не пройдет: на агрессию хищник ответит агрессией. Потому что живые существа активно реагируют на действия факторов внешней среды, проявляя таким образом раздражимость. Именно раздражимость позволяет организмам ориентироваться в окружающей среде и, следовательно, выживать в изменяющихся условиях. Даже растения, которые, казалось бы, лишены подвижности, могут реагировать на изменения. Многие способны разворачивать листья в сторону солнца, чтобы получить больше света, а некоторые, например, мимоза Стыдливая сворачивают листья, если к ним прикоснуться. Это тоже проявления раздражимости.

Шестое свойство - это приспособленность. Если обратить внимание на внешний вид жирафа, можно увидеть, что он идеально приспособлен к существованию в условиях африканской саванны. Длинная шея помогает добывать ему еду там, где ее никто не может достать, длинные ноги – быстро бегать и отбиваться от хищников. Но в Арктике жираф не выживет, зато там себя прекрасно чувствуют белые медведи. Приспосабливаться организмы могут миллионы лет, и это называется эволюция. Эволюция – это еще одно важнейшее свойство живого. Живые организмы с течением времени изменяются, чаще всего необратимо. Эти изменения называют развитием.

Развитие, как правило, сопровождается ростом, увеличением массы тела или его размера, связанного с появлением новых клеток. Эволюция – это тоже развитие, но не одного отдельного организма, а всего живого мира в целом. Развитие обычно идет от простого к сложному и к большей приспособленности организма к среде обитания. Так обеспечивается то многообразие живых существ, которое мы можем наблюдать сегодня.

Мы определили отличия живого от неживого и познакомились с общими свойствами для всех живых организмов. В следующий раз мы поговорим о многообразии живых существ на нашей планете и об уровнях организации живого. До встречи.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Общие свойства живых организмов

Уникальные формы жизни

Общие свойства живого 1. Химический состав (C, O, N, H – 98%) ! Углеводы, белки, жиры и нуклеиновые кислоты – основные компоненты живого

2. Клеточное строение Клетка - основная структурная и функциональная единица строения почти всех живых организмов

Структурные единицы растения Клетка Ткани Органы Организм

Упорядоченность строения и функций организмов обеспечивает устойчивость и нормальное протекание жизни

3. Обмен веществ - это совокупность протекающих в организме многочисленных химических превращений веществ, поступающих при питании и дыхании из внешней среды

Обмен веществ и энергии обеспечивает постоянную связь организма со средой и поддержании его жизни

4. Самовоспроизведение Все живое происходит из живого

Самовоспроизведение – важнейшее свойство живого, поддерживающее непрерывность существования жизни

5. Раздражимость - свойство живого, позволяющее организмам ориентироваться в окружающей среде и, следовательно, выживать в изменяющихся условиях

Раздражимость

6. Приспособленность проявляется в особенностях: внешнего и внутреннего строения, функциях, поведении организмов, ритмах их активной жизни, географическом распространении

7. Развитие и рост Развитие – необратимые качественные изменения свойств живых организмов Рост – увеличение размеров и массы организма, связанных с появлением новых клеток

Способность к росту и развитию – общее свойство живого

8. Эволюция Эволюция (лат. evolutio - развертывание) – длительный исторический процесс развития природы! Эволюция – общее свойство живого мира

Эволюция

Домашнее задание § 2, ? (1-3) Рабочая тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа предназначена для учащихся 6 - х классов, изучающих биологию по учебнику Н.И.Сонина "Живой организм" .Проводится после изучения темы "Органы цветковых растений" В работе использован...

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.