Понятие добра и зла в сказке В.Гауфа "Карлик Нос". Анализ сказки "карлик нос" Краткий анализ карлик нос детский час

Задачи:

Образовательные: развивать навыки анализа прозаического текста;
Воспитательные: повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;
Развивающие: развивать творческое видение учащихся, воображение, память;

Оборудование:

  • распечатанный текст сказки;
  • музыкальное сопровождение.

Опережающее домашнее задание:

  • письма к злой ведьме;
  • рисунки по сказке;
  • инсценировка двух отрывков.

Оформление доски:

А.С.Пушкин писал: "Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок".

Не было бы счастья, да несчастье помогло (пословица)

Ход урока:

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Добрый день, уважаемые ребята и гости. Сегодня мы с вами на уроке литературы вместе с героями сказки Гауфа " Карлик Нос" окунемся в волшебный мир сказочного королевства; попробуем понять смысл данного произведения и для себя ответить на извечный вопрос бытия: что есть зло и добро в нашей жизни и литературной сказке.

А сказка великого немецкого писателя начиналась так:

«Господа! Думаю, неправы те, кто считает, что времена фей и волшебников давно прошли, а в историях, рассказанных на базаре, нет правды ». Давайте посмотрим, какначинался мультфильм, сравним с нашей инсценировкой, а потом для себя решим: есть ли в сказках правда, стоит ли их читать или смотреть…(просмотр небольшого фрагмента мультфильма.)

Мы посмотрели только что фрагмент из мультфильма, а теперь предлагаю насладиться инсценировкой отрывка из сказки Гауфа "Карлик Нос". Разные искусства, не повторяя друг друга, освещают один и тот же сюжет по - разному, помогают глубже и ярче понять материал, заинтересовать читателя…

1. Инсценирование эпизода

Сцена № 1. На рынке

Якоб: Пожалуйста, сюда, господа! Взгляните на отменную капусту, душистую приправу! Ранние груши, яблоки и абрикосы! Покупайте, господа! У моей матушки низкие цены!

Травница : Вы ведь, Ханна, торговка овощами?

Ханна: Да, это я. Что вам угодно?

Травница: Посмотрим, посмотрим, прежде всего, траву, да есть ли у тебя то, что мне надобно. Дрянь товар, ничего подходящего из того, что мне нужно, пятьдесят лет назад куда как лучше было. Теперь все дрянь!

Якоб: Послушай, бессовестная старуха! Сначала ты копаешься своими противными пальцами в корзине, мнешь зелень и суешь пучки под длинный нос, кто это видел, уже их не купит, а потом обзываешь наш прекрасный товар дрянью, а ведь повар самого герцога закупает у нас овощи.

Травница: Ах, сыночек, сыночек! Тебе, значит, не нравится мой нос, мой красивый длинный нос! Погоди, у тебя появится такой же нос и вытянется до подбородка.

Якоб: Не тряси так противно головой. Шея у тебя такая тоненькая, вроде капустной кочерыжки, того гляди, надломится, и твоя голова полетит прямо в корзину! Кто у нас купит такой товар!

Травница: О, тебе нравится моя тонкая шея? Так у тебя вовсе ее не будет, а голова уйдет в плечи!

Ханна: Не болтайте ерунды, если вам надо что-то, так покупайте, а то разгоните всех покупателей.

Травница : Ладно, так и быть, я куплю у тебя эти шесть кочанов, но мне тяжело их нести одной, позволь сынишке отнести покупку до моего дома, а я отблагодарю его щедро, как он того заслуживает.

Якоб: Мама, я не хочу идти с ней до ее дома, посмотри, какая она отвратительная и страшная.

Хана: Не говори так, сынок, просто помоги ей и возвращайся.

Травница (дома отбросила палку и пригласила за стол): Присаживайся, сынок, ты верно с дороги очень устал, я сейчас наварю и накормлю тебя таким супчиком, который ты запомнишь на всю жизнь и тогда получишь все, что тебе во мне понравилось. Кстати, можешь и сам стать искусным поваром. А травки волшебной тебе не найти! И не вспомнить прошлое! Отчего не было ее в корзине твоей матери?! Это хорошо! Это навсегда! Мне нужны такие помощники.

2. Беседа по эпизоду из сказки В.Гауфа "Карлик Нос"

Почему ведьма на рынке обращается именно к Ханне, матери Якоба, а не к другим торговкам? (Она могла слышать о ней как о лучшей торговке, у которой есть качественный и разнообразный товар, завидует, что Ханна имеет красивого бойкого помощника или просто желает испытать мальчика.)

Как реагирует на ворчание старухи Якоб, оцените его поведение. (Мы видим героя в разных жизненных ситуациях: положительных и отрицательных.)

Как вы думаете, если бы Якоб сдержался и не нагрубил Травнице, оставила ли она его у себя на службе? (Сколько читателей, столько и мнений: возможно, оставила бы его у себя, так как ей нужны хорошие помощники, наверное, не оставила бы, потому что он не сделал ей ничего плохого.)

3. Инсценирование второго эпизода

Давайте посмотрим еще эпизод-сценку и назовем ее "Возвращение ".

Якоб: Здравствуй, матушка, тебе грустно, это ведь я, твой сын!

Ханна: Ступай отсюда, мерзкая уродина, ты за свои проделки не получишь ни гроша. Нечего врать, уродливая обезьяна!

Якоб: Должно быть, Бог лишил ее разума! Как мне довести ее до дома? Посмотрим, узнает ли меня родной отец.

Отец: Господи, кто это пришел?

Якоб: Добрый вечер, мастер, как поживаете?

Отец : Очень плохо. Все валится из рук, старость не за горами. С работой не справляюсь, а помощников нет. Нанять подмастерьев не по карману.

Якоб: Но у вас есть, кажется, сынок, разве он вам не помогает?

Отец : Бог ведает, где он сейчас, семь лет как его украли на рынке. Жена всегда хвалилась им, рассказывая о красоте и ловкости сынишки. Я предупреждал ее: злых людей много, береги сына. Ханна - добрая душа - отпустила с уродливой женщиной сынишку донести товар и с той поры не видела его.

Якоб: Вы говорите, с тех пор прошло семь лет?

Отец: наведывается в город раз в пятьдесят лет, она, похоже, и увела его. Может, вы желаете заказать пару туфель или футляр для своего носа?

Якоб: При чем тут мой нос?

Отец : Я бы непременно заказал футляр, который убережет тебя от всяких неприятностей. Уверен, вы постоянно натыкаетесь им на дверные косяки и повозки.

Якоб: Мастер, а нет ли у вас под рукой зеркала, чтобы мне поглядеть на себя.

Отец: У вас не та внешность, чтобы ею любоваться и смотреться в зеркало. Оставьте меня и ступайте прочь! Через улицу живет цирюльник, у него зеркало в два раза больше вашей головы.

Якоб : Доброе утро, Урбан, окажите любезность, позвольте мне взглянуть на зеркало?

Урбан: Вон оно стоит. Вы самый красивый парнишка. Шея - как у лебедя, руки - как у королевы, а уж носик - курносик, каких свет не видывал! Наверное, вы им гордитесь! Ну да ладно! Ступайте к зеркалу, пусть не говорят люди, что я из зависти не дал собой полюбоваться!

Якоб: Да, моя бедная мать не смогла узнать своего сына. Я стал безобразным карликом, я помню ту встречу с женщиной. Все, что я осудил и осмеял в ней, досталось мне: длинный нос, скрюченные пальцы. Все потешаются надо мной, но ведь старуха испортила только внешность, а изменить душу не смогла. Я думаю и чувствую иначе, стал чуточку умнее, мудрее что ли... Меня не пугает уродство, я стерплю, намного хуже, что меня прогнали собственные родители. Я постараюсь вернуть их любовь и внимание...

4. Беседа по сказке.

Большое спасибо актерам, давайте разберемся в прочитанном.

Сколько лет был на службе Якоб и чему там научился?

Как удалось Якобу бежать с плена?

Что о себе узнал Якоб, глядя в зеркало и слушая прохожих?

Что хотел сказать автор, показывая грубость и нетерпимость родителей при встрече с сыном? Может этот кусочек текста лишний? (Судьба посылает ему очередное испытание, которое идет от близких людей, и из него надо выйти с честью и достоинством; зло везде, поэтому с Якобом случилась данная история .)

..." В том городе, как, впрочем, и везде, жило мало сердобольных людей, способных посочувствовать несчастному человеку".

Почему на грубость и ехидство цирюльника Якоб не отвечает злобой? (Лучше проявить терпение, на зло не отвечать злом.)

Кого винит мальчик в своем уродстве? (Он ругал себя за то, что порицал внешность колдуньи и поэтому получил по заслугам.)

Какие испытания приготовила ему судьба, когда карлик был на службе у герцога?

Как произошло знакомство с гусыней? Почему она оказалась на рынке?

Как удалось Карлику снова стать Якобом и кто ему помогает в этом?

Как заканчивается сказка?

5. «Озвучь мультфильм»

Расположите иллюстрации последовательно по сюжетам и подберите по три ярких цитаты к ним.

Этот вид деятельности учит ребят быстро находить данный эпизод, подбирать убедительные, яркие цитаты и выразительно озвучивать их, не теряя заданного темпа, продолжая путешествие в волшебный мир сказки; при этом создается особый, неповторимый и творческий микроклимат, наполненный радостью и игрой.

6. Аналитическая работа с философскими понятиями.

Давайте обратимся к теме нашего урока и поразмышляем над понятиями добра и зла.

Мы с вами некоторое время путешествовали по сказке, просматривая яркие эпизоды, проигрывая самое интересное, и повторяли важные фрагменты, а теперь настало время подумать об «уроках», которые подарила нам эта встреча.

Проблема выбора между добром и злом стара как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять жизнь. Ребята, разделите тетрадь на две половины и запишите слова или словосочетания, которые у вас ассоциируются с понятием зла и добра.

Добро - это мамина песенка, под которую легко засыпается ночью; бабушкины пироги; субботний вечер; пятерка по математике; улыбка младшего братика...

Зло - это когда родители ругаются после родительского собрания; дождь на улице; поездка на дачу; дежурство по школе...

Итак, как мы видим, что у каждого человека свое понятие добра и зла. Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова, который нам даст точное определение этих слов.

Добро - слово многозначное - означает все положительное, хорошее, полезное.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Как вы видите, что значения этих слов несколько неопределенные, туманные... Один из героев фильма сказал: "Что для русского хорошо, то для немца - смерть". Я предлагаю обратиться к конкретным фактам и совместно решить для себя, что есть зло и добро.

Зло (минус) Добро (плюс)
1. Служба у ведьмы
минус : жил без родителей 7 лет в изгнании. плюс: научился натирать полы, печь солнечный хлеб, замечательно готовить.
2. Превращение в карлика
минус: страдал от насмешек и оскорблений окружающих; потерял привлекательную внешность, которой хвастала перед торговками мать. плюс : сохранил душу, спас гусыню, стал терпимее.
3. Встреча с разгневанными родителями
минус: получил сильный удар от самых близких и дорогих ему людей, которые не признали в нем собственного сына. плюс : понял и осознал причину своего превращения, но не обиделся на родителей, а стал мудрее и терпимее.
4. Служба у герцога
минус: опасения за свою жизнь. плюс : знакомство с гусыней, проверка поварских умений.
5. Избавление от чародейства
минус и плюс : знакомство и прощание со сказочным миром. плюс: стал милым и привлекательным юношей, получил "уроки жизни" и запомнил их, стал ценить жизнь как таковую, научился быть благодарным за многие испытания, которые подарила судьба.
6. Вывод

Для своего доказательства подберите яркие цитаты из текста.

"Да, милая матушка, ты не могла узнать своего сына - он не был таким. Когда ты им хвасталась перед людьми!

"Глаза у него сделались маленькими, как у свиньи, нос чудовищно вытянулся и нависал надо ртом и подбородком, шеи не было видно".

"Хотя злобная старуха испортила его внешность, но изменить его душу не могла... Его не печалила утраченная красота".

"Он вспомнил, как белкой прослужил семь лет у колдуньи, в кого она его превратила за то, что он порицал ее ».

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Как справился Якоб с теми испытаниями, которые выпали на его долю? Н.А. Заболоцкий в своем стихотворении "Некрасивая девочка", размышляя о красоте души, красоте внешней и внутренней, писал:

А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Из испытания, посланного судьбой, наш герой вернулся умным, терпимым, стойким и благородным юношей; внешнюю красоту потерять не страшно, главное - остаться Человеком.)

7. Проверка домашнего задания. «Послание Якоба злой Травнице».

Представим, что мы в образе Якоба можем пообщаться с Травницей и передать ей наши послания, в которых сообщим все то, что думаем о ней и о себе... Если бы мы могли это сделать, то, возможно, событий, описанных в этой сказке, и не произошло.

"Здравствуй, милая бабушка!- пишет тебе Якоб. - Я все понял, что со мной произошло, и почему ты меня превратила в карлика. Раньше я не задумывался о том, что рядом со мной живут всякие уродливые и больные люди. Они портили своей отвратительной внешностью мой мир, в котором им нет места. Хотелось, по меньшей мере, крикнуть на них или закрыть глаза руками, но теперь я понимаю, что кто-то виноват в том, что они такие... А мы проходим мимо, не хотим видеть и слышать их. Нам так удобно и спокойно. Прости, если можешь..." (Сережа К.)

"Как страшно остаться одному в этом мире, так хочется громко крикнуть: « Люди, опомнитесь! Не дайте злу существовать и увеличиваться. Не надо отвечать на зло - злом, и тогда будет светить солнце на небе и душе!" (Арсения Ф.)

"Если бы можно заново пережить тот кусочек жизни, я бы захотел, наверное, все исправить и стать вновь милым и послушным. Но очень многое не узнал и не понял бы, продолжая торговать. Не встретил бы на своем пути тебя, первую учительницу, не поверил бы в сказку, не стал бы таким, как сейчас... Пусть будет все как есть! Мне интересны всякие приключения!" (Лана С.)

8. Обратимся еще раз к эпиграфам, прочитаем их…

Какие пословицы, отражающие тему урока, вы бы выбрали и почему? Какие «уроки жизни» вы для себя извлекли?

  • Чья душа в грехе, та и в ответе.
  • Не было бы счастья, да несчастье помогло.
  • Самолюб никому не люб.
  • Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.
  • За каждым вечером следует утро.
  • Не бранись ни с кем, так хорош будешь всем.
  • Язык человека может принести ему славу, и позор.
  • Жить прожить - не поле перейти.
  • Один битый двух небитых стоит.
  • Грамоте учиться - вперед пригодиться.

(Автор данной сказки учит нас терпению и житейской мудрости, которая приходит только к тем, кто может понять и осознать свои просчеты и ошибки, научится на зло не отвечать злом и чувствовать боль и страдание чужих и близких.)

9. Сочини свой «синквейн» на тему урока.

(Стихотворение состоит из пяти строк, за каждой строчкой закрепляются определенные правила: необходимо соблюдать нужное количество слов при использовании определенной части речи. Говорят, что в вольном переводе с французского языка это слово означает «пять вдохновений». Данная работа требует синтеза информаций и материала в кратких выражениях и позволяет рефлектировать по какому – либо поводу.)

Ведьма
Дряхлая, скупая
Знает, помнит, угрожает.
Малышу, что варит каши, будет служба на века
Вот тоска.

Анализ сказки Красивая жена . Выбор данного произведения обусловлен его юмором (и, если брать начало, то современной распространенностью). Цитаты выделены.

“После свадьбы Чжан совсем перестал работать <...> дома сидит, молодой красавицей женой любуется <...> из-за жены обо всём на свете забыл.”

В общем-то, тут анализировать нечего: нашёл объект - больше ничего не надо. Такой инфантильный герой у нас. Это даже не про “нашёл первичный объект”, потому как по сказке жена ждёт от него действий (то есть не является матерью-опекуном, задатки отношений соответствуют ожидаемой норме), она “стала корить мужа ”, что он днями только дома сидит. Тут-то мы и понимаем мотивацию анально-инфантильного парня: “уйду, а она с другими любезничать станет ” (анального - потому что мотивации для таких мыслей нет в предыстории ситуации).

Далее случается столкновение с реальностью. Пока он так сидел - сам не ходил, её не пускал - жить стало не на что, и приданое всё распродали и заложили. “... понял, что они с голоду умрут, если завтра же он не заработает на хлеб. Рано утром <...> пошёл в соседнюю деревню искать работу ”. Казалось бы, его патология вот-вот разрешится, достаточное погружение в подобную рутину убедит его, что всё в порядке, и они смогут жить нормально. Но не так всё просто, сказка ведь. По пути на заработки он встречает старика и, спрашивая дорогу, жалуется, что оставил такое сокровище дома, называя себя “несчастный человек ” (тоже, к слову, интересная особенность, не позволяющая ощущать здоровое счастье, когда все необходимые для него факторы налицо, поскольку счастье патологических требований является единственно видимым). Попутчик предлагает идеальное для нашего героя решение - “а ты посади жену в бутылку, уж чего проще! ”, и тут же даёт волшебную бутылку. Герой, как и следовало ожидать, “весело напевая, поспешил домой ”. Столкновение с реальностью на необходимом уровне не произошло.

Естественно, какое-то время наш Чжан ходит зарабатывать, беря с собой жену в бутылке. Можно, наверное, развить тему, что попадает она туда, когда он на неё смотрит и дует в горлышко бутылки, находя тут и фалличность, и гомосексуальность, и оральность, но это было бы лишними домыслами. У него всё хорошо, “успокоился Чжан, теперь никто его жену не увидит ”. Полное впадание в идеальную патологию.

Казалось бы, пора задуматься о том, почему она безвольна, или почему с ней так обращаются, но не тут-то было. В определенный момент Чжан ушёл в баню, оставив жену дома. Естественно, велел ей никуда не отлучаться. Естественно, хоть куда-то отлучиться ей было необходимо (как-никак личное пространство никто не отменял), и она убегает стирать бельё. В его рубахе она нащупала волшебную бутылку и удивилась, что он не взял её с собой. По этому поводу тоже интересно, но мне не видится разумного объяснения - настолько анальный человек не должен был так легко упустить из виду такую важную деталь; с другой стороны, он уже в идеальном мире и может простить себе несколько неосторожностей. Так вот, тут жена приметила “что на другом берегу красивый юноша стоит, на неё смотрит <...> поглядела на него красавица, застыдилась, голову опустила. Нечаянно дунула в бутылочку (да, смешно с точки зрения возможностей анализа, но не имеет фактического отношения к данной ситуации), глядь - молодой человек пропал ”.

Идиллия продолжается ровно до следующего дня. Герой так же задул жену в бутылку (третий раз можно подумать на тему этой бутылки, теперь как аддикцию, но не стоит) и пошёл в поле. Вернулся он домой, опрокинул бутылку - а перед ним “рядом с женой прекрасный юноша стоит ”.

“Как мог юноша в закрытую бутылку влезть? А ведь правда, как ни стереги, не убережешь молодую красивую жену!”

Сказка Карлик нос начинается с ситуации семьи, где ребенок является нарциссическим продолжением матери. На данный момент отец у него отсутствующий, и ему только и остаётся, что ходить повсюду за мамой в свои 12 лет. Она работала на рынке, где наш герой служил носильщиком и привлекал покупателей своей красотой.

Как-то раз к ним заявилась ужасная старуха, которая всё ругала. Мать героя “все больше и больше боялась этой старухи ”, но “не могла сказать ей ни слова - покупатель ведь имеет право осматривать товар ”. В сказках стоит говорить о том, что негативный женский образ в виде ведьм и аналогичных персонажей представляет собой негативную материнскую фигуру. И мальчик активно противостоит ей, ругая старуху со словами “Эй ты, бессовестная старуха! <...> Да не тряси ты так противно головой! ”, ставя границу между хорошей и плохой матерью. Фактическая мать же, даже понимая негативное её воздействие на своего ребёнка (“Не говорите мальчику таких глупостей!”), не в силах пересилить своё желание выглядеть хорошей в глазах остальных. Поэтому, когда старуха просит помощи отнести покупки и мальчик плачет от нежелания, “мать строго приказала ему слушаться - ей казалось грешно заставлять старую, слабую женщину нести такую тяжесть ”.

Они доходят до дома старухи, где “старуха сразу перестала хромать ”, подтверждая образ плохой матери обманом. Там она символически кормит его волшебным супом, причём “ничего лучше этого супа ему еще не приходилось пробовать ” (читай - молоком матери), после чего он видит волшебный сон. В этом сне он в образе белки (то есть, обезличен) прислуживает старухе 7 лет, пока не находит случайно волшебную траву. Понюхав её, он “просыпается” и спешит к матери. Мать его прогоняет, потом его прогоняет отец, и, только увидев себя в зеркало, наш герой осознаёт свой образ безобразного карлика (хотя, бежав к матери и потом к отцу, трудно не заметить свои же конечности). Ноги у него маленькие, шеи вообще нет (то есть, опора у него отсутствует), а руки с длинными пальцами и нос огромные. Был он символическим фаллосом матери (все его хвалили, она - особенно), а стал фактически образно его передавать. Цирюльник предлагает ему работать зазывалом, но наш герой не хочет быть пугалом, и убегает ночевать в церковь после ещё одной неудачной попытки объясниться с родителями.

Наутро он придумал план действий. Научившись хорошо готовить за время службы у старухи, он решается идти во дворец к местному правителю (герцогу), чтобы стать поваром. Над ним смеются, но он с блеском проходит испытание, и его принимают на работу. Это служит началом садо-мазохистических отношений (хотя это раскрывается позже) между ним и герцогом. Сначала эти отношения выглядят идеальными - несмотря на то, что раньше герцог частенько ругался и наказывал поваров, нашего героя все только хвалят.

Проходит два года. Карлика Носа уже все узнают как лучшего кулинара при дворе. Таким образом, принятия как личности он добиться не смог, получилось только принятие как профессионала своего дела. В один день на рынке он покупает гусей, и одна гусыня просит её не убивать. Они сближаются на основе “товарищей по несчастью”; она верит ему, что он не карлик и был белкой, а он верит ей, что она заколдованная дочь великого волшебника.

К герцогу в гости приезжает князь, известный лакомка. Герой успешно справляется со сложными кушаньями, пока наконец с него не требуют незнакомый ему пирог. Он тут же расстраивается, но гусыня припоминает рецепт. Князь говорит, что пирог не такой вкусный, как он привык, потому что в нём не хватает какой-то травы. Герцог на это обещает украсить стену дворца головой карлика, если завтра же пирог не удовлетворит гостя, и герой убегает к гусыне снова. Гусыня говорит, что помнит, но им надо идти искать вместе. Когда они находят нужную траву, Нос вспоминает, что это та же трава, которую он нюхал во сне, и нюхает её. Колдовство рассеивается, и он, уже в перевернутой, садистической позиции по отношению к герцогу (до этого ему угрожают расправой, а теперь он сам “наказывает”), сбегает вместе с гусыней и частью заработанных денег к её отцу. Её отец расколдовал дочь-гусыню и “дал Якобу много денег и подарков ”. Герой, вместо того, чтобы сыграть ожидаемую читателем свадьбу, “немедля вернулся в свой родной город. Отец и мать с радостью встретили его - он ведь стал такой красивый и привез столько денег!

Вообще, сказка получается с печальным концом. Можно её рассматривать как параллель расщепления - с одной стороны реальный мир с родителями, для которых он нарциссическое продолжение (с матерью понятно, а отец, хотя сначала отсутствует, в конце радуется именно красавцу с деньгами. и когда герой предстаёт перед ним в образе карлика жалуется, что “И в ремесле уже кое-что смекал, и красавец был писаный. Он бы уж сумел приманить заказчиков, не пришлось бы мне теперь класть заплатки - одни бы новые башмаки шил ”). С другой стороны, мир старухи - плохой матери и герцога - супер-эго.

В самом конце упомянуто, что из-за побега из дворца развязалась война. Так, вернувшись к своим первичным объектом (а ему на этот момент примерно 21-22 года), его супер-эго взбунтовалось. Но был достигнут мир. Печально.

“Вот и вся история о Карлике Носе”.

Студент 1 курса, Vadim Korostiev-Rykov

Жили-были старик со старухой. Они репку посеяли на поле. Вот и повадился медведь репу-то воровать.

Старик пошел смотреть репу: много нарвано ее да набросано. Старуха-то и говорит: «Кто же это нарвал? Люди? Дак унесли бы! Поди-ка ты, старик, карауль репу!»

Старик и пошел караулить на ночь; лег под зарод. Вот и пришел медведь и рвет репу-ту. Нарвал беремя, да и потащил за огород. (Репа-та хрупкая была). За огород как перескочил, старик набежал, бросил топором, да и отсек лапу медведю. Топор бросил тут, а сам убежал, спрятался.

Медведь ушел на трех лапах, а старик вылез, взял медвежью лапу, да и унес домой. Унес домой, ободрал ее, да и варить поставил - есть хотел. «А шерстку-ту отдал старухе: «На», - говорит, - старуха, опреди медвежью-то шерстку - пригодится!»

Вот старуха села прясть. Медведь сделал липовую ногу да идет; а нога та поскрипывает: студено было. Вот медведь идет да и говорит:

Скрипи, скрипи, нога,
Скрипи, липовая!
Все по селам спят,
По деревням спят;
Одна баба не спит -
На моей коже сидит,
Мою то лапу варит,
Мою шерстку прядет!

Старуха-то учуяла это, да и говорит: «Поди-ка ты, старик, запирай двери: медведь идет». Старик вышел на улицу, да и говорит медведю: «Медведюшка-братанушка! Ты возьми верхи, а мне отдай низы!» - «Ладно!» - медведь говорит: он не знает толку-то в репе, не понимает ничего. Старик стаскал домой репу-ту, а медведю оставил одну нетину.

Вот старик хлеб жать пошел. Медведь и пришел к нему на поле-то: «Нет, - говорит, - старик, отдай мне теперь низы, а верх себе возьми! Не сладко!» Вот старик и говорит: «Возьми, медведушка! Возьми, братанушка! Да тогда неси исподь-от, как обмолотим».

Как обмолотили, медведь и сносил к себе в берлогу солому-ту, а хлеб-от старик домой привез.

Я предположила, что в данной сказке разыгрывается сценарий положительного Эдипа.

Сказка начинается с фразы: «…жили-были старик со старухой…», т.е. мы можем предположить, что жила обычная полная семья, в которой есть и отец и мать. И сажали они (старик со старухой) на своем огороде репу. З. Фройд в своей теории психосексуального развития обращался к мифам. Поэтому я тоже позволила себе немного поразмышлять на тему значения символа «Засеянное поле /огород» у древних славян и обнаружила, что его относят к трипольской культуре протославян (5 – 3 тыс. до н.э.) С неолитических времён по настоящее время идеографическое значение этого символа не изменилось – «здесь мы видим тот самый комплекс, который выражался в древней Руси понятием «роженицы» – покровительницы как рождаемости, так и урожайности». И если мы предположим, что старик со старухой засеяли поле репой, то видимо, речь идет о родительской спальне и первофантазме: откуда рождаются дети?

И вот тут в сказке появляется еще один персонаж – медведь. Я предположила, что это их непослушный, непоседливый ребенок, которому настолько любопытно интересно, что же происходит за закрытой дверью спальни родителей, что он повадился туда забираться и воровать репу (даже не воровать, а просто раскидывать). Видимо, речь здесь идет о том, что маленький мальчик постоянно по ночам просится в родительскую постель к матери. И здесь важно обратить внимание на то, что матери это нравится, так как медведь повадился воровать репу, а значит, мать не справлялась с цензурой любовницы. Так вот, нашему старику ситуация с похищением его места рядом с любимой женщиной надоела и решил он подкараулить медведя. И действительно, ночью приходит медведь и рвет его репу. Разозлился тут старик, «…набежал, бросил топором, да и отсек лапу медведю…». «Топор бросил тут, а сам убежал, спрятался». Что же за страх испытал старик, и кого он испугался больше – медведя, которого он победил, или себя, своего гнева, ярости.

По сути, медведя кастрировали (отрубили часть тела – лапу). Медведь отправляется к себе, ковыляя на трех лапах, а старик, выбрался из укрытия, взял отрубленную лапу и отнес этот трофей старухе, как настоящий воин – победитель из архаических сказаний. «…ободрал ее, варить поставил – есть хотел. А шерстку отдал старухе».

Ну а мишка, оправился от травмы, что старик все-же сильнее и сделал себе «липовую ногу». Если вновь обратиться к ассоциациям на тему слова «липовый», то можно предположить, что это слово означает не только состав (то что сделано - из липы), но и то чего «нет», ненастоящее, поддельное. В народе часто можно услышать выражение «липовый ученый», «липовый писатель». И в этом случае, первая часть сказки, возможно про то чего не было, а значит про фантазии, страх кастрации, любовь сына к матери и некое всемогущество и превосходство над отцом, когда он (мальчик) занимает его место.

Также мы можем размышлять о том, что «липовая нога» - это некое разочарование ребенка, про нарциссический шрам в его душе, про недостаток.

Итак, медведь испытывает перевозбуждение, идентифицирует себя с агрессивным стариком, который лишил его части тела, делает себе липовую ногу и отправляется вновь к старухе.

«Скрипи, скрипи, нога,
Скрипи, липовая!
Все по селам спят,
По деревням спят;
Одна баба не спит -
На моей коже сидит,
Мою то лапу варит,
Мою шерстку прядет!»

Испугалась старуха: «Поди ка ты старик, запирай двери – медведь идет»

Но старик, оказался мудрее и решил справиться с навязчивым влечением сына к матери хитростью.

В начале он предлагает медведю взять верх от репки, а низ оставить ему. Медведь соглашается, однако, когда он понимает, что его обманули, вновь отправляется к отцу на «поле», когда тот сажает пшеницу и молвит: «Нет. Отдай мне теперь исподь, а верх себе возьми. Не сладко!» На что, конечно же, старик соглашается.

На этом сказка заканчивается, благодаря, которой мы видим, как разрешается Эдипальный конфликт.

Медведь отказывается от сладостей огорода, так как получает мощный запрет; понимает, что старик взрослее, умнее, мудрее и хитрее. С ним ему (мальчику) не справиться. Таким образом, на примере, данной сказки, мы получаем возможность увидеть завершение инфантильного невроза. О котором писал в своей работе З.Фройд «Три очерка по теории сексуальности».

Интересно отметить, что есть несколько вариантов окончания данной сказки. В одной из, медведь съедает старика и старуху, и этот вариант также интересен, тем что ребенок интериоризует родителей, то есть реальные объекты помещает во внутренние представления и структуры.

Студентка 1 курса, Антонова Юлия

Тема: «В. Гауф «Карлик-Нос»

Цель урока : познакомить ребят с новой сказкой В. Гауфа.

Задачи урока :

Сопоставить сказку Гауфа с волшебной сказкой, которая принадлежит фольклору;

Выявить особенности жанра литературной сказки вообще и данной сказки в частности:

Воспитывать чувство сопереживания

Ход урока:

    Орг. момент

Нет сказки причудливей. чем сама жизнь

Г. Х. Андерсен

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной замечательной сказкой «Карлик-Нос”, автором которой является В. Гауф - величайший немецкий писатель-сказочник.

Давайте послушаем. что это был за человек. Он прожил всего 25 лет, но вошел в историю мировой литературы как величайший писатель-сказочник.

    Выступление подготовленных учащихся :

1)Родился Вильгельм Гауф в немецком городе Штутгарде в начале ХIХ века. В 1802 году семья господина Гауфа, министерского чиновника, была большой и очень дружной. Все особенно любили маленького выдумщика и проказника Вильгельма. Мама читала ему на ночь самые интересные книги, какие только можно было купить в книжных лавках, и мечтала увидеть сына в будущем известным ученым или писателем.

2)В гимназии и университете Вильгельм был лидером в среде своих одноклассников. Все любили его за красноречие и остроумие. Неистощимый выдумщик. он затевает проказы,которые никому не приходят в голову, кроме него.

3)Рано потеряв отца, Вильгельм понял, что в дальнейшей жизни он должен рассчитывать только на себя.

Еще в ранней юности, будучи студентом,он... пишет. Сочиняет стихи, повести, романы и даже мемуары. И в 20 лет он уже признанный писатель.

Закончив семинарию. оп становится домашним учителем в одной дворянской семье. И. обучая детей разным наукам, сочиняет для них сказки. А скоро и взрослые с увлечением слушают волшебные истории Гауфа и советуют выпустить сказки отдельными сборниками, которые и увидели свет в 1825 году.

Истоки сказки Гауф видит в неуемном желании человека «вознестись над повседневностью» ,с одной стороны, а с другой - в стремлении к творчеству и сопереживанию. Ибо только дух творчества дает ощущение свободы, стирает грань между явью и вымыслом.

Именно поэтому сказка в творческом наследии Гауфа была любимейшим жанром.

    Беседа по произведению

- Но ведь не только Гауф с удовольствием избирает именно этот жанр, что же заставляло и других писателей – сказочников создавать свои произведения?

Особенности жанра литературной сказки :

Сказки в большинстве своем хорошо заканчиваются;

Многих писателей радует возможность создания светлой атмосферы, господствующей сказочном мире;

Как и в народной сказке, в сказках литературных всегда добро побеждает зло:

Следить за событиями сказки очень увлекательно, но развлекая, сказка учит.

А чтобы ответить на вопрос, чему же учит нас эта сказка Гауфа, за что наказан герой, какие испытания ему нужно преодолеть, мы должны обратиться к содержанию этой сказки.

4.Рассмотрение иллюстраций

Рассмотрим иллюстрации средневекового города, ведь все действие сказки разворачивается в германском городе, где жили сапожник Фридрих со своей женой Ханной. Она продавала на рынке плоды и овощи со своего маленького огорода, ей помогал сын Якоб, стройный, красивый мальчик. , довольно высокий для своих двенадцати лет.

Этот мальчик и будет героем нашей сказки.

Однажды привычное течение жизни этой семьи нарушает одно событие.

- Какое?

Появление на рынке старухи-волшебницы.

Вот как это было.

(Инсценировка фрагмента сказки.

Физминутка для глаз

    Выборочное чтение.

И тут начинаются чудеса и волшебные превращения.

- За что и как наказывает Якоба старуха и как награждает?

За резкость и непочтительность к старухе, за дерзкое и вызывающее обращение Якоб на долгие годы лишается своих родителей, теряет свой облик и становится карликом со смешной в даже немного пугающей внешностью. Но в награду за послушание старуха угощает Якоба супом, который сама приготовила. (найдите отрывок в тексте)

- Кушай, сынок, - сказала она.- Поешь этого супу и будешь такой же красивый, как я. И поваром хорошим сделаешься - надо же тебе знать какое-нибудь ремесло.

Но Якоб на это смотрел иначе. У него прямо сердце разрывалось с досады. Семь лет жизни у него украла старуха,а что он за это получил?

Он не только научился готовить разные кушанья, чистить кокосовые скорлупки н натирать стеклянные полы, он приобрел богатый жизненный опыт, друга в лице Мими и способность чутко и внимательно относиться к окружающим его людям. Якоб сожалел не о том, что он лишился своей привлекательной внешности, а о том, что родители прогнали его прочь, как собаку.

-А что же помогло Якобу уйти от старой волшебницы?

Он обнаружил в кладовке диковинные травы, какие ему еще никогда не попадались.

Стебли у них были зеленоватые, а на каждом стебельке - ярко-красный цветочек с желтым ободком. Якоб поднес один цветок к носу... несколько раз чихнул и проснулся.

Ну и сон же это был! Прямо будто наяву! - подумал Якоб. - То-то матушка посмеется, но и попадет же мне.

Для Якоба время остановилось. Остановившееся время освобождает от проблем, но лишает возможности испытать истинную радость и узнать жизнь во всей ее полноте. Но не только травка помогла ему вспомнить все, что с ним произошло. Любовь к родителям и ответственность перед ними заставляет Якоба как можно быстрее покинуть дом старой волшебницы, несмотря па жалобный писк морских свинок и белок.

Таков закон любой сказки, герой обязательно должен пройти через испытания, преодолеть препятствия и обязательно получить какое-либо воз- награждение.

Особое отличие литературных сказок, особенно, если мы говорим о сказках Г.Х.Андерсена, В. Гауфа, Ш. Перро в том, что добро и зло борются не во внешнем мире, а в душе человека и победа добра или победа над злыми чарами может состояться, если герой сможет совершить необычайное усилие, обрести в самом себе силы, способные противостоять злу.

Став карликом, Якоб испытал унижения, гонения, насмешки, но приобрел способность чуткого и внимательного отношения к окружающим. За это он снискал уважение подданных герцога и дружбу Мими. Ведь и от колдовских чар Якоб избавился только с помощью Мими. Благодаря состраданию, доброте и участию к судьбе Мими, которые, безусловно, жили в его сердце.

- Гусыня Мими - тоже очень важный персонаж сказки. Что вы можете о ней сказать?

Это чудесный помощник - традиционный персонаж всех волшебных сказок. Интересно, что во многих литературных сказках действуют персонажи, принявшие птичье обличье: у Жуковского в «Сказке о царе Берендее» - уточка (Василиса Прекрасная), у Андерсена в сказке «Дикие лебеди» братья Элизы были заколдованы в прекрасных диких птиц, в «Финисте -ясном соколе» Финист превращается в сокола.

Закрепление

Итак, чудесный помощник - это традиционный элемент как народной, так и литературной сказки.

А теперь давайте поговорим об отличиях этой сказки от сказки народной:

Нет традиционного зачина и концовки;

Нет в конце свадебного пира;

Нет магического числа “три”:

Нет традиционных эпитетов

Один вариант, но разные переводы (об искусстве перевода мы поговорим, когда будем изучать баллады Жуковского).

И. наконец, герой в народной сказке обладает достаточно традиционными чертами: он должен быть бесстрашным. находчивым. сильным - это все входит в понятие “добрый молодец”. Герои же литературной сказки, как и любого другого литературного произведения, обладает своими индивидуальными чертами.

Понятие о литературном герое . Он обладает своими индивидуальными чертами. Характер его раскрывается в его облике, поступках, словах и даже жестах, то есть он более психологичен, чем герой народной сказки.

-Меняется ли ваше отношение к Якобу в начале сказки и в конце?

(В начале сказки мы испытываем интерес, в конце- симпатию и большое уважение)

- В какой момент вы особенно сильно сочувствуете Якобу? Почему?

(Когда отец побил и выгнал его.)

(Когда кочаны превратились в головы).

- Что вызвало ваше негодование и возмущение?

(Несправедливость родителей. жестокость старухи, обжорство герцога).

Ваши ответы свидетельствуют о том, что вы все добрые и отзывчивые дети, думаю, что этому в значительной степени способствовало чтение сказок как народных, так и литературных. И я надеюсь, что вы снова и снова будете брать в руки книги сказок, знакомиться с новыми героями и их чудесными приключениями, потому что, говоря словами Гауфа,

сказка творит добро, радует сердце, веселит взоры; она старается доставить веселый часок, но развлекая, учит..., представляя жизнь как чудо”.

Вопросы к уроку:

- Как вы хотели бы закончить сказку?

- Обозначьте ключевые сцены.

(Ключевые сцены:

1 Встреча со старухой на рынке.

2.Превращение в доме колдуньи.

3.Возвращение Якоба в город в образе карлика.

4.Изгнание из дома.

5.У герцога на службе.

6.Вызволение Мими.

7.Поиск травки и избавление.)

- Выявите особенности литературной сказки Гауфа.

Домашнее задание

Сказка Вильгельма Гауфа "Карлик Нос" - адресована людям всех возрастов. Разумеется, дети не поймут многих аллегорий сказки без соответствующих пояснений со стороны учителей либо родителей. Да и взрослые разберутся в тонкостях понимания сказочных образов только в том случае, когда у них развита способность читать между строк.

Главный герой сказки - Якоб, двенадцатилетний красивый мальчик, сын сапожника и продавщицы овощей. Мальчик помогает матери на рынке. Встреча со старой колдуньей Травознаей становится для Якоба началом жизненных испытаний. Семь лет парнишка, превращенный в белку, служит злой старухе, изучая при этом поварское искусство.

В философском смысле превращение человека в мелкую зверюшку трактуется как изрядное понижение на социальной лестнице. Найдя случайно волшебную травку в доме чародейки, Якоб снова обретает обличье человека. Однако, проклятье колдуньи не позволяет юноше вернуть свой истинный внешний вид. Из красивого мальчика Якоб превращается в уродливого карлика.

И тут внимательный читатель видит связь с изначальным моментом встречи мальчика с Травознаей. Семь лет назад Якоб, возмущенный придирками чародейки к товарам его матери, произносил слова, которые не должен говорить ни один продавец. Мальчик позволил себе затронуть вслух вопрос уродливой наружности старухи. В отместку старая чародейка сделала Якобу именно те виды уродства, над которыми мальчик насмехался, ругая неприятную покупательницу - Травознаю.

Тут заключается важный элемент правил поведения для продавцов: хорошо вышколенный торговец никогда не должен переходить на личности в процессе продажи товаров. Покупатель должен быть обслужен с одинаковым терпением и вежливостью, независимо от его привлекательной или отталкивающей наружности!

Юный Якоб, претерпев горький момент осознания того, что стал безобразен, нашел свое место в жизни, использовав приобретенное у чародейки поварское искусство. Мастерство юного Карлика Носа, как его стали называть во дворце герцога-гурмана, заставило всех придворных с уважением относиться к нему и не акцентировать внимание на уродстве.

Доброта и ум Карлика Носа помогают ему оценить необычность купленной им на рынке гусыни, оказавшейся заколдованной дочерью чародея Мими. Спасая Мими от попадания на вертел, Карлик Нос находит с помощью волшебной гусыни и свое спасение от беды. Волшебная травка, найденная гусыней, возвращает Карлику Носу его природный облик красавца-Якоба. В реальной жизни тот, кто умен, добр, трудолюбив - будет симпатичен окружающим при любой наружности .

НЕ НОС КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА...

Замечательная сказка немецкого писателя Вильгельма Гауфа "Карлик Нос" никого не оставит равнодушными - ни детей, ни взрослых. И потому её очень хорошо читать всей семьёй вслух, а потом поговорить с детьми о многих важных вещах, которые автор хотел донести до своих читателей.

Действие сказки происходит в старой Германии, и главным её героем является двенадцатилетний мальчик Якоб из простой семьи, но такой писаный красавец, что просто загляденье. Чудо, а не мальчик!

Якоб часто помогал маме продавать овощи на базаре, но был он паренёк насмешливый и бойкий и однажды обидел старую женщину, которая неаккуратно выбирала овощи. Он зло и грубо посмеялся над внешностью старухи: над её длинным, уродливым носом, над корявыми пальцами, над толстой шеей. Издевался он от души, ничуть не задумываясь о том, что старому человеку больно и обидно слышать такие слова, что старуха не виновата в своём уродстве и преклонном возрасте. Никто ему не объяснял, видно, прописных истин - о такте, деликатности, уважении к старости, о том, что нельзя глядеть во все глаза на чужие физические недостатки: этим ты обижаешь человека.

Разумеется, по законам сказки старуха оказалась злой колдуньей, и красивому мальчику пришлось горько расплачиваться за свои ошибки. Колдунья заманила Якоба к себе во дворец и там заколдовала его на долгих 7 лет. Такой срок, вычеркнутый из человеческой жизни - лучшие годы отрочества и юности - кажется непомерным наказанием. Но ведь и в реальной жизни за свои грехи порой приходится платить очень дорогую цену.

К счастью, для Якоба эти семь лет не прошли даром: он научился всякому труду по хозяйству, а главное - стал отличным, классным поваром - получил прекрасную профессию на всю оставшуюся жизнь.

Но если бы наказание исчерпывалось только этим! Якоб вернулся в мир не красавцем-мальчиком и не стройным юношей, а безобразным, уродливым карликом с огромным носом, висящим до подбородка, с длинными корявыми руками до самых пяток и совершенно без шеи. "Всё, над чем он тогда смеялся... получил он от старухи за свои насмешки". И отныне Якобу предстояло узнать на личном опыте, каково это - очутиться в шкуре урода, над которым все потешаются, которого все дразнят и норовят унизить!

Разумеется, родители его не узнали, а горожане начали зло насмехаться над ним, избрав мишенью своих недобрых острот и издевательств.

Якобу пришлось очень быстро становиться взрослым: думать, как заработать себе на хлеб, быть ответственным за все свои поступки, постараться не пропасть в этой, такой немилостивой к нему, новой жизни. К чести "карлика Носа", как его прозвали, он не выбрал для себя самый лёгкий путь: стать шутом, демонстрирующим своё уродство на потеху публике. Он предпочёл по-настоящему работать: быть поваром во дворце у герцога. Дворцовый смотритель очень удивлялся его решению и говорил Якобу: "Будь ты придворным карликом, ты мог бы ничего не делать, есть, пить, веселиться и ходить в красивой одежде, а ты хочешь на кухню!" Но Якоба отнюдь не прельщала подобная мечта многих и многих - получать блага, не делая ничего. Просто он был гордым, имел чувство собственного достоинства и не желал быть посмешищем.А работать он умел отлично! И вскоре, по признанию всех окружающих, он стал великим мастером кулинарного искусства. И о чудо: люди, признав его талант и трудолюбие, как будто перестали замечать его уродство. Теперь уже никто не смеялся над карликом. Все низко ему кланялись и почтительно уступали дорогу. Горожане интуитивно поняли, что надо судить о человеке не по его внешности, а по его делам.

Много ещё удивительных приключений пришлось пережить Якобу, прежде чем сказка завершилась счастливым финалом. И, разумеется, юные читатели оценят остроту и занимательность сюжета, волшебные превращения, чудеса и очень мудрые мысли, которые Вильгельм Гауф постарался предельно чётко донести до ребят и до взрослых тоже.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.