Межпредметные педагогические интеграции. Межпредметная интеграция как условие развития познавательной потребности обучающихся в рамках реализации фгос учебно-методический материал на тему

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Красова Е.С., МБОУ «Лицей №8», г. Майкоп

Зорина Л.Н.,

Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи Я.А. Коменский

Сегодня в связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения, а также с необходимостью подготовки учащихся к самообразованию, особо важное значение приобретает изучение роли межпредметных связей.

Проблему межпредметн ой интеграции можно отнести к числу традиционных, ставших уже классическими проблемами педагогики. Ее изучению посвящены труды Ж. Ж. Руссо, Песталоцци, Л.Н.Толстого, Дж. Дьюи, П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, О.Ф. Федорова, В.А. Кондакова, П.Н. Новикова, И.Д. Зверева, В.Н. Максимово й , Н.А. Сорокина, П.Г. Кулагина, В.Т. Фоменко и других.

Сама идея межпредметных связей появилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала. В современном образовании сегодня ищут наиболее результативные пути и способы интенсификации учебно-воспитательного процесса, улучшения качества преподавания всех общеобразовательных предметов. Новое – это хорошо забытое старое, и поэтому современные образовательные технологии опять предлагают нам межпредметную интеграцию образовательного процесса.

Межпредметные связи в обучении отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить элементы содержания образования как главные. Они формируют конкретные знания учащихся, раскрывают гносеологические проблемы, без которых невозможно системное усвоение основ наук. Межпредметные связи обогащают учащихся умением оперировать познавательными методами, имеющими общенаучный характер (абстрагирование, моделирование, обобщение, аналогия и др.).

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь естественнонаучного и общественно-гуманитарного циклов. С помощью межпредметных связей учитель в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач. Актуальность межпредметной интеграции в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Современный мир всё больше требует от человека знаний универсальных, глобальных, интегрированных. Узкий специалист, владеющий знаниями только в одной области, не способен взглянуть на них с другой стороны, по-новому осмыслить. А вариативность мышления – требование современной жизни. Многие современные открытия делаются на стыке наук и требуют от учёных именно интегрированных знаний.

Школьное образование, где ученик получает знания из разных наук, должно быть интегрировано, так как именно такое образование и способно сформировать гармоничную личность. Современный учитель должен уметь творчески осуществлять межпредметные связи на уроках и во внеклассной работе. Именно интеграция позволяет показать, что изучаемые предметы находятся в тесной связи: то, что является целью на одном уроке, становится средством для достижения цели на другом.

Интеграция учебных предметов – это не только требование времени, это и творчество, искусство педагога. Интегрированный урок:

    стимулирует познавательную самостоятельность, творческую активность и инициативу учеников;

    даёт возможность учащимся эмоционально переживать исторические события, выразить своё отношение к ним;

    раскрывает простор для самореализации в различных видах деятельности;

    формирует целостное мировоззрение;

    создаёт условия для позитивной мотивации обучения.

Межпредметная интеграция побуждает мыслительную активность учащихся в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование наглядности смежных предметов, технических средств обучения, компьютеров на уроках повышает доступность усвоения связей между историческими, физическими, химическими, географическими, биологическими и другими понятиями. Таким образом, межпредметная интеграция выполняет в обучении ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитательную, конструктивную. В содержании учебного материала важно выделить вопросы, которые требуют опоры на ранее усвоенные из других предметов знания, а также вопросы, которые получат развитие в последующем обучении дисциплинам.

Организация учебно-воспитательного процесса на основе межпредметных связей может касаться отдельных занятий (чаще обобщающих), темы, подлежащей решению межпредметной проблемы, нескольких тем различных дисциплин, целого цикла учебных дисциплин или устанавливать взаимосвязь между циклами.

Для повышения качества образования и оптимизации процесса обучения через осуществление содержательной и деятельностной интеграции учебных дисциплин необходимо решение следующих задач:

согласование с преподавателями различных дисциплин возможных тем или вопросов для их совместного изучения;

определение перечня межпредметных связей между учебными дисциплинами;

внесение изменений в тематическое и поурочное планирование;

изучение заинтересованности учащихся в предмете, повышение их активности в познавательной деятельности;

пополнение педагогического опыта различными технологиями, методиками, формами и методами организации познавательной деятельности на занятиях.

Использование интеграционных тем и межпредметных связей отражается в тематическом планировании и вносится в проект урока.

Важно понимать, что интеграционные темы и межпредметные связи можно использовать на разных этапах современного занятия: актуализации знаний, изучения нового материала, проверки и закрепления изученного материала, домашнего задания и даже при контроле знаний.

При разработке и организации уроков необходимо придерживаться принципов:

свободы выбора : в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставить учащемуся право выбора. С одним только важным условием - право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор;

откровенности : не только давать знания - но еще и показывать их границы. Ставить перед учащимися проблемы, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Использовать в обучении проблемные вопросы и задачи, не имеющие однозначного ответа;

деятельности : освоение учащимися знаний, умений, навыков преимущественно в деятельностной форме. «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать школьник напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», - говорил академик А.Л. Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность»;

обратной связи : обеспечить мониторинг процесса обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи;

идеальности : максимально использовать возможности, знания, интересы школьников с целью повышения результативности обучения и уменьшения затрат преподавателем времени в процессе обучения.

Пути осуществления данных направлений могут быть самыми разнообразными. А выбранные формы и методы организации учебного процесса способствуют разностороннему использованию межпредметных связей. Последние побуждают к поиску новых методик, требующих взаимодействия учителей разных дисциплин. Учитель должен не действовать в одиночку, а работать в содружестве со своими коллегами.

Таким образом, использование межпредметных связей на занятиях позволяет:

повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;

лучше усвоить материал, повысить качество знаний;

активизировать познавательную деятельность учащихся на занятиях;

облегчить понимание учащимися изучаемых явлений и процессов;

анализировать, сопоставлять факты из разных областей знаний;

осуществлять целостное научное восприятие окружающего мира;

наиболее полно реализовать профессионально-образовательные возможности каждого школьника.

Межпредметные связи стимулируют тягу к знаниям, укрепляют интерес к предмету, расширяют заинтересованность, углубляют знания, способствуют становлению интересов профессионального плана.

Межпредметная интеграция в обучении позволяет выполнять развивающую функцию, необходимую для всестороннего и целостного развития личности учащегося, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию. Интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей.

1

В предлагаемой статье рассматриваются теоретические аспекты использования межпредметной интеграции в формировании конкурентоспособности студентов вуза в контексте возможностей междисциплинарных связей в образовательной практике; вопросы оптимизации расширения изучения профильных предметов параллельно с непрофильными дисциплинами; выявление дидактических возможностей межпредметной интеграции. Автор раскрывает значимость влияния межпредметной интеграции на процесс обучения студентов в рамках развития их конкурентоспособности. Актуализация исследуемой проблемы связана с положениями, способствующими формированию конкурентоспособности студента как будущего специалиста. В статье анализируются трактовки межпредметной интеграции отечественными исследователями. В контексте педагогического потенциала межпредметной интеграции раскрывается значимость организации межпредметного интегративного «погружения» и совершенствования методов обучения посредством межпредметной интеграции. В статье показано, как структурные связи межпредметной интеграции обуславливают компетентностную направленность межпредметных интегративных связей. На основе этого делается вывод о том, что межпредметная интеграция должна стать эффективным образовательным ресурсом в формировании конкурентоспособности студентов вуза.

профессиональная деятельность

профессиональные способности

конкурентоспособность

компетенции

компетентность

методы обучения

интегративные связи

дидактические возможности

педагогический потенциал

образовательный ресурс

образовательная практика

межпредметная интеграция

студенты вуза

1. Валеев А.А. Профессиональное становление студентов в условиях гуманитаризации образования // Профессиональное образование: вопросы теории и инновационной практики: материалы Международной науч.-практ. конф., посвященной 35-летию Института педагогики и психологии профессионального образования РАО. – Казань: Изд-во «Печать-Сервис-ХХI век», 2011. – С.29-30.

2. Валеева Р.А. Философские и психолого-педагогические основания формирования конкурентоспособной личности в современном вузе // Современные проблемы высшего образования: достижения и перспективы: Материалы Международ. науч.-пр. конф., посв. 100-летию академика Т.Т. Тажибаева. Ч. 2. – Алмааты, 2010. – С.325-330.

3. Зверев И.Д. Взаимосвязь учебных предметов. – М.: Знание, 1977. – 164 с.

4. Интеграционные процессы в образовании: новые горизонты: сборник / под ред. Р. Н. Авербуха и др. – Гатчина: Изд-во Ленингр. обл. ин-та экономики и финансов, 2004. – 169 с.

5. Макарова Е.Е. Содержание и структура интегративного подхода в высшем профессиональном образовании // Интеграция образования. – 2008. – № 3 (52). – С. 8-11.

6. Максимова В.Н., Зверев И.Д. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе в современной школе. – М.: Просвещение, 1987. – 180 с.

7. Озерникова Т.Г., Лаптева И.Б., Чиркова Е.Л. Исследование конкурентоспособности выпускников и способы ее повышения. URL: http: //www.trud.isea.ru – 13.12.2012.

8. Остапенко А.А. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии. – Краснодар: Департамент образования и науки, 1998. – 52 с.

9. Перехожева Е.В. Формирование профессиональной компетентности студентов технических вузов на основе междисциплинарной интеграции: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Чита, 2012. – 23 с.

10. Пузанкова Е.Н. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики / Е.Н. Пузанкова, Н.В. Бочкова // Образование и общество. – 2009. – № 1. – С. 9-13.

11. Тубельский А.Н. Школа самоопределения // Новые ценности образования. Вып. 3. Десять концепций и эссе / Ред. Н.Б. Крылова, С.А. Ушакин. – М.: Инноватор, 1995. – С.75-83.

12. Усова А.В. Сущность, значение. Основные направления в осуществлении межпредметных связей//Совершенствование процесса обучения физике в средней школе. – Вып. 3. – Челябинск, 1973. – С. 3-7.

13. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во «Эйдос»; Изд-во Института образования человека, 2013. – 73 с.

14. Чапаев Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: дис. ... д-ра пед. наук. – Екатеринбург, 1998. – 462 с.

15. Шоштаева Е.Б. Интегральная технология обучения как основа повышения качества образовательного процесса: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Карачаевск, 2003. – 23 с.

17. Эпштейн М.М., Пузыревский В.Ю. Межпредметное интегративное погружение. Как его организовать и провести. – М.: Чистые пруды, 2009. – 31 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 23).

18. Salyakhova G.I., Valeeva R.A. Pedagogical Stimulation of University Students’ Social Competence Development by Means of Interdisciplinary Integration // Review of European Studies. – 2015. – Vol. 7, No. 5. – Pp.186-192.

Перед современным образованием сегодня стоит задача подготовки молодых людей к жизни, полной многообразия социокультурной и духовной сферы, однако действительность такова, что ни одна учебная программа не может вместить в себя все это. Поэтому только интегрированный подход в образовательном процессе вуза способствует устранению данного противоречия, что обеспечивает расширение и дополнение уже имеющихся знаний у студентов, тем самым стимулируя их познавательную активность и развитие их как субъектов образовательного процесса . Это тем более актуально, что при реализации идеи подготовки конкурентоспособного специалиста приходится учитывать всевозможные интегрированные системные процессы, вовлекающие в себя науку и образование, культуру и социальную жизнь и т.д. . Данное обстоятельство влечет за собой реструктуризацию и самой образовательной системы, предусматривающей формирование нового интегрированного мышления у учащейся молодежи, что возможно только при создании грамотной межпредметной интеграции . Вот почему при формировании конкурентоспособности студентов вуза им необходим синтез предметов на основе не просто логического, а синтезирующего мышления. Когда речь идет о межпредметной интеграции, то имеется в виду углубление дифференциации профильной подготовки с расширением изучения профильных предметов параллельно с непрофильными дисциплинами (например, экономика и психология, социология и математика и т.д.).

В современной образовательной практике вузов интеграция предметов представляет собой одно из направлений поиска новых педагогических решений, связанных с объединением отдельных разделов разных дисциплин в единое целое с тем, чтобы, во-первых, преодолеть однотипность целей и функций обучения; во-вторых, чтобы создать у студентов целостное представление о своей будущей профессии (интеграция представляет здесь цель обучения) и обеспечить общее пространство сближения предметных знаний (интеграция представляет здесь средство обучения) .

Рассматривая далее аспекты межпредметной интеграции в формировании конкурентоспособности студентов вуза, было выявлено, что межпредметная интеграция профессионального обучения студентов вуза не только способствует повышению качества научно-теоретической и практической подготовки будущих специалистов, но и собственно развития и воспитания современных студентов . Таким образом, данное исследование предпринято с целью раскрытия возможностей междисциплинарных связей в образовательной практике, связанных с повышением профессиональной компетентности студентов, поскольку именно на этой основе закладывается сегодня база формирования конкурентоспособности студенческой молодежи, что необходимо выпускникам для решения последующих проблем, возникающих в реальной действительности.

Цель настоящей статьи: выявить и раскрыть cущностную и содержательную характеристику понятия «межпредметная интеграция в формировании конкурентоспособности студентов вуза» и ее дидактические возможности.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме межпредметной интеграции в формировании конкурентоспособности студентов вуза; изучение и обобщение вузовской практики; систематизация использования межпредметных связей в обучении в контексте интеграционных процессов, которые происходят в науке и в образовательной сфере.

Результаты исследования

Осмысление проблемы формировании конкурентоспособности учащейся молодежи показало, что эффективность системы высшего образования должна отвечать требованиям к подготовке специалистов не только с точки зрения функциональных профессиональных умений и навыков, но и потребностей рынка труда, что невозможно сегодня без современных образовательных технологий, форм и методов обучения, к которым мы относим и межпредметную интеграцию. Это напрямую связано с формированием конкурентоспособности студентов вуза. Главным критерием качества подготовки таких кадров является их компетентность, которая отражает и развитие личностного, социального потенциала будущего специалиста и его профессионально важных качеств, включающих наличие знания и из смежных профессий (например, специальные знания и умения в области экономики и маркетинга, менеджмента и информационных технологий, социальной психологии и этики трудовых отношений и т.д.). Таким образом, университетское образование (например, экономическое), предполагая определенную специализацию студентов (знания экономики и ее новых отраслей; рыночные основы хозяйствования и рыночные механизмы по страновым признакам и функциям и т.д.), ориентируется также и на полифоничность знаний из других областей современной жизни, что так необходимо новому поколению конкурентоспособных специалистов.

Как показало исследование, многие ученые связывают понятие «междисциплинарная интеграция» с той ролью и местом, которое оно занимает среди педагогических категорий. Например, Е.Б. Шоштаева междисциплинарную связь представляет как процесс объединения учебных предметов, имеющих единые явления профессиональной деятельности . То же самое предлагает и Е.В. Перехожева, уточняя это объединение с точки зрения познавательных и технологических проблем . Отсюда, основой для интеграции является теория межпредметных связей, которые А.В. Усова рассматривает в контексте дидактического условия развития у студентов мышления, повышения их уровня знаний и формирования научного мировоззрения . И.Д. Зверев в межпредметных связях усматривает согласованность содержания образования по разным дисциплинам и оптимальному учету познавательных задач, исходя из специфики данного учебного предмета . В связи с этим В.Н. Максимова рассматривает межпредметные связи как один из принципов обучения, предполагающий интеграцию в ходе неразрывного процесса путем слияния в одном синтезированном курсе разделов разных учебных предметов, научных понятий и методов их изложения для раскрытия межпредметных учебных проблем .

Исходя из этих, а также других научных позиций, мы пришли к выводу, что межпредметная интеграция во многом способствует развитию профессиональной компетентности специалиста и формированию его конкурентоспособности, в связи с чем в ходе ее реализации должны осуществляться следующие положения:

Межпредметное содержание как носитель образовательных действий должно быть адекватно как содержанию обучения, так и средством его усвоения;

Важность изучения нового материала с учетом содержания смежных предметов и их смысловой взаимосвязанности;

Крайне важно четкость организации и управления учебной деятельностью студентов;

Стройная структурированность комплексно-логической соотнесенности форм и методов учебной деятельности;

Составление таких учебных задач (согласно теории учебной деятельности), которые смещали ли бы акцент с необходимости знаний как таковых на знание о том, как их получать, обобщать, применять и интегрировать;

Необходимо обеспечение связи теории с практикой.

Таким образом, межпредметная интеграция может оказывать всестороннее влияние на процесс обучения (постановка задач + организация процесса + мониторинг результатов), что предполагает определенную полифункциональность этого процесса, включающую такие функции, как: развивающая, воспитывающая, координирующая и собственно образовательная. Именно образовательная функция межпредметной интеграции обуславливает формирование как целостной системы знаний студентов, так и их конкурентоспособность . При этом на основе педагогического потенциала изучаемых дисциплин можно вычленить связи ряда задач, которые решаются на занятиях в контексте формирования конкурентоспособности студентов вуза. К этим связям можно отнести, например, связи на основе общности предлагаемых дисциплин (отражают взаимосвязи структуры знаний из данных научных областей); связи на основе взаимосвязи методов и приемов обучения (отражают определенную последовательность при выполнении заданий определенного характера); связи на основе взаимообусловленности мотивов (отражают отношение к содержанию, процессу осуществления и результатам познавательной деятельности). Главное, чтобы межпредметные интегративные связи обладали как тематической, так и компетентностной направленностью, в рамках которых осуществляются определенные организационно-педагогические условия межпредметной интеграции: организационные формы учебного процесса, присущие им педагогические методы и приемы, а также личностно-профессиональная позиция преподавателя с ее ценностной составляющей, обуславливающей формирование конкурентоспособности студентов вуза. Данное положение связано, в частности, с организацией межпредметного интегративного «погружения», разработанного отечественными исследователями А.А. Остапенко, А.Н. Тубельским, А.В. Хуторским, М.П. Щетининым, М.М. Эпштейном . Так, А.А. Остапенко межпредметным «погружением» считает интегрированные занятия, интегрированные дни и собственно параллельную систему обучения, когда, например, близкие по содержанию темы, которые изучаются на занятиях по другим предметам, изучались бы в одни и те же дни. Целью межпредметного интегративного «погружения», в этой связи, является обеспечение общей логики «погружения», где интегрируются ранее усвоенные студентами знания, воплощаясь, таким образом, в общий научный контекст .

К сказанному добавим, что межпредметную интеграцию можно характеризовать, исходя из структуры и определенных связей, как-то:

  • форма связи по составу: содержательный аспект (анализ фактов, понятий, концепций и теорий); методический аспект (использование педагогических методов и приемов); организационный аспект (выбор форм и способов организации образовательного процесса); операционный аспект (формирование навыков и умений);
  • форма связи по направлению действия: односторонние (прямая связь), двусторонние (наличие обратной связи), многосторонние (интеграция различных связей);
  • форма связи по способу взаимодействия связеобразующих компонентов: хронологические (синхронные и преемственные связи), хронометрические (среднедействующие и длительно действующие связи).

Главное, чтобы эта многоэтапная система, усваиваемая студентом, стала его личностным достоянием, в основе которой будет находиться его конкурентоспособность. Межпредметная интеграция здесь может рассматриваться как важнейший элемент его предметного обучения, где учебные предметы и их отношения не противопоставляются друг другу. А это требует систематичности обучения, реализация которого является необходимым условием успешности обучения. Таким образом, при объединении учебных предметов в единую систему межпредметная интеграция не только способствует качественному обобщению знаний, но и выполняет такую актуальную функцию, как формирование целостного мировоззрения молодого человека, а отсюда - формирование его целостной личности и конкурентоспособности . Отсюда, межпредметная интеграция касается не только содержания образования и связанных с ним прочих составляющих учебного процесса, но и совершенствования методов обучения, которые должны обеспечивать, прежде всего, следующее:

  • ускорение темпов восприятия и усвоения студентами новых знаний и на этой основе развитие умений их практической реализации;
  • стимулирование приобретения межпредметных умений и навыков для нахождения частностей в общем и общего в частностях;
  • усиление развития у студентов умения самостоятельного приобретения знаний с целью повышения своей конкурентоспособности;
  • развитие приемов познавательной деятельности, связанных с наблюдением, экспериментированием; умением работать с источниками и справочными материалами; навыками применения математических методов и т.д.

Как показывает вузовская практика, в условиях межпредметной интеграции студент не просто учится учиться, у него повышается интерес к разным областям человеческой деятельности, и целью вуза является здесь помощь молодому человеку в реализации своих способностей с максимальной пользой для себя и общества. Формирование конкурентоспособности студентов вуза станет столь успешнее, сколь выше будет его собственный интерес к этому, учитывая и общепринятое общественное мнение к деятельности любого компетентного специалиста. Изучая, в связи с этим, экономические науки, социологию, математику, психологию и т.д., каждый студент в рамках межпредметной интеграции, так или иначе, пользуется определенными законами мышления (закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего, закон достаточного основания), которые, по сути, используются при изучении всех дисциплин. Поэтому преподаватель вуза, например, при изложении предмета должен следовать, по крайней мере, следующим положениям: вначале устанавливаются основные понятия изучаемой темы; затем дается система координат, которая распределяет данные понятия по разделам (например, какими психологическими навыками должен обладать экономист при организации аудиторской проверки, процедуры независимой оценки деятельности какой-либо организации, проекта или продукта), исходя из логики их взаимосвязи, и далее уже формируется умение увязывать эти понятия в соответствии с поставленными целями. Одной из важнейших целей является овладение студентами определенными компетенциями, владение которыми представляет собой формирование компетентности молодого человека как его интегральной характеристики, включающей способность решать всевозможные задачи, возникающие в противоречивых ситуациях и требующих использование знаний и жизненного опыта в соответствии с усвоенными жизненными ценностями. Это относится к собственно профессиональной компетентности, которая является результатом полученного профессионального образования и наличия того уровня, что увеличивает конкурентоспособность будущего специалиста, а именно: всесторонние знания и представления о профессии и психологии своего труда; устойчивая система ценностей поведения и общения с людьми; знания основных законов психологии в профессиональной деятельности; владение навыками применения психологических знаний в профессиональной деятельности и т.д.

Исходя из вышеизложенного, мы пришли к следующему выводу: межпредметная интеграция в формировании конкурентоспособности студентов вуза - это интегрированный подход в образовательном процессе вуза, способствующий стимулированию познавательной активности студентов; углублению их профильной подготовки с расширением изучения непрофильных дисциплин для обеспечения продуктивности образовательного маршрута на формирование целостной системы их знаний; побуждающий извлекать межпредметные знания для включения их в новую систему связей изучаемого предмета с тем, чтобы стимулировать процесс воспроизводства знаний в конкретном практическом их приложении, а также получить целостную картину мира с ее информационной, культурной и экономической интеграцией с целью повышения уровня своей конкурентоспособности.

Исследование межпредметной интеграции в контексте формирования конкурентоспособности студентов вуза позволяет выявить определенные дидактические возможности включения в образовательный процесс междисциплинарной организации, к которым, в частности, можно отнести следующее:

Активизация познавательной деятельности студентов с учетом ее самостоятельной и творческой составляющей;

Развитие профессионального мышления с учетом его интегрированной и аналитической составляющей;

Формирование целостных интегрированных знаний и умений с учетом межпредметной и системной составляющей;

Формирование у студентов целостного мировоззрения с учетом его всесторонней составляющей;

Воспитание всесторонне развитого и компетентностного специалиста с учетом овладения им всеми ключевыми компетенциями.

Таким образом, подобная интегрированность способствует формированию конкурентоспособности, под которым многие исследователи понимают и как способность молодежи участвовать в экономическом состязании на рынке труда, представляя собой профессиональный потенциал как конкурентоспособность товара своей «рабочей силы» .

Заключение

В качестве заключения отметим, что использование межпредметных связей в обучении является, по сути, естественным отражением тех интеграционных процессов, что происходят сегодня в науке и в образовательной сфере. Как показывает практика, межпредметная интеграция успешно способствует повышению теоретической и практической подготовки студентов вуза, в рамках которой на основе познавательной деятельности создаются возможности и для формирования конкурентоспособности студентов, что предполагает углубление собственно и самой компетентности молодых людей. И это представляет собой определенный образовательный ресурс для успешного применения знаний и умений в конкретных ситуациях, будь то учебная или практическая деятельность, где часто необходимо комплексное видение различных проблем реальной действительности и их решение. Поэтому межпредметную интеграцию можно считать важным методологическим подходом в подготовке будущих специалистов. Однако межпредметная интеграция должна стать не самоцелью, а определенной системой в деятельности преподавателя вуза, ориентированной на решение таких образовательных задач, как повышение уровня профильных с учетом их многосторонней интерпретации, в основе чего лежит эмоциональное отношение студентов к изучаемым проблемам и явлениям. Для того чтобы повысить эффективность педагогического обеспечения процесса формирования конкурентоспособности студентов вуза, необходимо, как нам представляется, структурирование соответствующей модели процесса формирования конкурентоспособности студентов вуза средствами межпредметной интеграции.

Библиографическая ссылка

Назарова Н.В. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25103 (дата обращения: 04.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Тема: «Интеграция учебного процесса на уроках музыки»

План выступления

    Что такое интеграция? Интеграция в образовательной системе. Формы интеграции.

    С какими учебными дисциплинами возможна интеграция на уроке музыки?

    1. Интеграция-соприкосновение (элементы межпредметной интеграции на уроке музыки)

      Интеграция как система работы (с литературой и ИЗО)

    Научное обоснование

    Заключение. Выводы.

Главная задача учителя - помочь ребенку познать мир и познать себя с тем, чтобы найти свое место в мире. Музыка - это не только учебная дисциплина эстетического цикла, не только предмет внеклассных, факультативных занятий и форма эстетизации школьных праздников и развлекательных мероприятий, но это и одухотворяющий компонент всей учебной школьной деятельности, который может быть использован в любом школьном уроке. Формирование у учащихся целостной картины этого мира невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования.
Что же такое интеграция? Вот как это понятие трактуется в логическом словаре-справочнике Н. И. Кондакова: «Интеграция - это объединение в целом каких-либо частей, элементов». Философский словарь дает следующее определение: «Интеграция - это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей, элементов». Однако в приведенных определениях даны лишь общие характеристики понятия, нас же интересует его образовательный аспект, поэтому приведу еще одну цитату: «Интеграция в образовательной системе - это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм на определенной ступени обучения». Применительно к музыкальному обучению понятие «интеграция» может иметь несколько значений:
создание у школьника целостного представления о музыкальном мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения ). Результат такой интеграции - ученик получает те знания, которые позволяют ему увидеть связь между отдельными музыкальными понятиями, представить музыкальный мир как единое целое;
нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения ). На стыке уже имеющихся предметных знаний дети получают все новые и новые представления о музыкальном мире, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали);
развитие у учащихся музыкального интегративного мышления (здесь интеграция - результат обучения ). Учащийся, сравнивая, делая логические выводы, мыслит данный музыкальный объект в разносторонней сфере представлений и музыкальных понятий, устанавливая связи между различными формами мыслительных понятий.
Интеграция на уроках музыки осуществляется на нескольких уровнях. Во-первых - это внутрипредметная интеграция, когда исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Например, это интеграция между освоением теории и истории музыки, которые объединены логикой познания музыкального языка в историческом срезе развития музыкальных стилей. Второй уровень интеграции - межпредметная интеграция. Это объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий.
Для интегрированных уроков характерны следующие формы (по Р. М. Чумичевой и Л. Л. Редько) организации содержания интегрированного блока: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая). Рассмотрю некоторые из них на примере уроков музыки.
Пластообразная форма организации содержания интегрированного блока. Суть данной формы - наслоение различных видов деятельности, содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания. Например, в 5 классе тема урока «Кюй Махамбета Утемисова «Жумыр-Кылыш», образ борьбы раскрывается в музыке через интонации и ритмы кюя; в литературе - с стихах Махамбета; в истории - в жизненном пути Махамбета (история восстания в Букеевской орде 1836г. Махамбет - один из руководителей), изобразительном искусстве тема борьбы раскрывается в образах казахских батыров. Подход к отбору содержания предполагает осмысление учителем закономерности в чередовании пластов образовательного процесса с целью дать возможность каждому ученику быстрее познать изучаемое.
Спиралевидная форма организации содержания интегрированного блока. Особенность данной формы в том, что содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, будут постепенно нарастать, количественно и качественно изменяться. Познание объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или от общего к частному. Спираль - это основное понятие, изучаемое на уроке. Например, в 5 классе занятии «Музыка стран Кавказа», оценить красоту кавказских мелодий можно на основе восприятия красоты одного музыкального произведения и прийти к пониманию красоты культуры Кавказа в произведениях музыкального, литературного, изобразительного искусства.
Взаимопроникающая форма организации содержания интегрированного блока. Содержание этой формы строится на основе одного вида деятельности, например, игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и т. д. Известны такие виды уроков, как урок-спектакль, урок-сказка, урок-расследование и т. п. Проникновение одной деятельности в другую обусловливается необходимостью расширения данного содержания или его закрепления. Также эта форма используется и при блочной подаче материала.
Интеграция на уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну и оригинальность. Имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины мира, позволяет систематизировать знания, способствует развитию воображения, внимания, памяти, мышления учащихся.

Основание для интеграции - это синкретизм человеческого восприятия, ассоциативное свойство человеческой памяти и мышления. Межпредметная интеграция целесообразна для создания целостной картины мира в мировоззрении развивающейся гармоничной личности.

Элементы межпредметной интеграции на уроке музыки. С какими дисциплинами она возможна?

Музыка и физика . Казалось бы, какая тут может быть связь? На самом деле - прямая! Что такое звук? - колебание упругого тела. Что может быть таким упругим телом и как заставить его колебаться? С этими вопросами мы соприкасаемся при знакомстве с устройством и историей развития музыкальных инструментов. Ребята с интересом ищут ответы на них, отождествляя себе с древними учеными, изобретателями. Благодаря каким наблюдениям стало возможно создание щипковых, смычковых, духовых, клавишных инструментов?

Зачем струнным инструментам корпус, почему электронным он не нужен? Отчего звук становится выше или ниже? Почему на струнных смычковых инструментах можно играть без смычка, а на струнных щипковых нельзя играть смычком? Почему у музыкальных инструментов и у людей разные голоса? Почему несколько звуков, взятые одновременно могут «звучать», а могут «резать слух»? Затрагивая эти вопросы, мы имеем дело с физикой.

Чем отличается музыкальный звук от шумового? Чем отличается скрипка, которая стоит миллионы долларов от скрипки, ценой в несколько тысяч тенге? Таких вопросов можно поставить множество. А, главное, что они заставляют детей удивляться, казалось бы, привычным вещам. Кто может удивиться понятию «струнный щипковый музыкальный инструмент »? Его предком был лук со стрелами, созданный человечеством еще в эпоху мезолита (7 тыс. лет до нашей эры). Пуская стрелу, человек заметил, что тетива звучит, но слишком тихо. Так родилась идея музыкального инструмента. Как сделать так, чтоб она звучала громче? Люди знали, что в пещере или пустом доме любой звук становится громче. Прошло еще более тысячелетия, прежде чем люди догадались совместить эти два знания: построить «пустой дом» для струны - корпус. Получился музыкальный инструмент, издающий всего один звук. Необходимо было придумать, как изменять высоту звука? Так появился гриф.

Перед знакомством с органной музыкой Баха, мы подробно изучаем устройство органа. Как накачивается воздух в трубы органа; как влияет размер, форма и материал, из которого изготовлена труба на её тембр; как управляет органист звучанием этого инструмента; почему орган невозможно перевезти на другое место. Изучив устройство этого инструмента, ребята с удивлением понимают, что слушатель в зале филармонии на самом деле находится внутри музыкального инструмента, ведь само здание является резонатором звука, «пустым домом» для органа. И т.д.

Музыка и математика? А вот с математикой музыку связать практически невозможно. Первым, кто пытался это сделать, был Пифагор, но, надо признать, и последним. Его система математического объяснения музыки не выдерживает никакой критики (она несовершенна, не объясняет музыкальных феноменов). Конечно, в музыкальной теории есть своего рода «математика». Но она весьма специфична и не связана с «чистой» математикой школьного учебного цикла. Современные учёные утверждают, что математика и музыка - два полюса человеческой деятельности.

Музыка и история переплетены очень тесно. Нельзя изучать музыкальное произведение в отрыве от эпохи и культуры, в которой оно было создано. Оно будет прослушано, но не услышано. На уроке музыки мы неизменно соприкасаемся и историей мира и историей Казахстана с мыслями и судьбами народов разных времен.

Музыка и география . Плавая в музыкальном океане, учащиеся знакомятся с произведениями народов разных стран. Изучая музыку стран Кавказа, Средней Азии и т.д., мы находим эти страны на карте, размышляем, на каком транспорте и за какое время туда можно довраться. Слушая музыку, мы прикасаемся к мировоззрению других народов, а, следовательно, целесообразно стремление понять, где и в каких экономических и политических условиях они живут и т.д.

Музыка и биология. Связь с биологией возникает на уроках пения. Вокалисты знают, что для постановки голоса необходимо хорошо представлять себе работу голосового аппарата для того, чтобы правильно брать дыхание, держать нужную осанку, ощущать направление звука и т.д.

Музыка и информатика . Возможности информатики обширны. С ней возможна интеграция на любом предмете. Существует масса обучающих программ по музыке, открывающих возможность не только познанию и отработке слуховых навыков, но и творчеству (создание аранжировок, игра на виртуальном синтезаторе). Однако, по техническим причинам такое преподавание музыки в наших условиях пока невозможно.

Музыка и языки (казахский, английский)

На уроке музыки учащиеся обогащают свои знания языков (русского, казахского, конечно, в большей степени, хотя мы соприкасаемся и с английским). В программе по музыке - много казахских музыкальных произведений. Названия произведений требуют перевода на русский язык. Разучивание песен на казахском/английском также сопровождается переводом на русский язык. Во время работы над репертуаром тексты песен на казахском языке, как правило, запоминаются сами собой, что обогащает словарный запас школьников.

Все вышеперечисленные предметы соприкасаются с музыкой лишь частично . Это только моменты урока, вводимые в зависимости от их целесообразности. Наиболее тесная и систематическая взаимосвязь моих уроков прослеживается с литературой и ИЗО. Искусствам свойственно перетекать друг в друга. Человеческое мышление опирается в своей основе на ассоциации. И человеческое восприятие синкретично : звук -цвет -слово -жест.

Музыка + литература + ИЗО

В планировании своих уроков я опираюсь на две аксиомы: «восприятие синкретично» и «восприятие - это сотворчество»

Наукой доказано, что эмоциональный отклик и мыслительные процессы неразрывны

Голос связан с речью, а речь – материальная основа мышления . «Существует известный афоризм: "У хорошего певца хорошая дикция, у плохого певца и дикция плохая". Это указывает на тесную связь дикции с правильным голосообразованием". (Н.Малышева) К.С.Станиславский часто говорил: "Хорошо сказанное слово - уже пение, а хорошо спетая фраза - уже речь". Голос и слух едины в совместном развитии. Связь между слухом и голосом двухсторонняя: не только голос не может формироваться без участия слуха, но и слух также не может развиваться без участия голосовых органов. В пении, так же как и в обычной речи, необходимо наличие аппарата как создающего, так и воспринимающего звуки. Известно, что ребенок, полностью потерявший слух в раннем детстве (до года) в результате заболевания органов слуха, становится не только глухим, но и немым.
Слуховые восприятия осуществляются через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы "про себя", а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем.

Доказана связь слуха и зрения биофизиком П.П.Лазоревым в 1905 году. На музыкальное восприятие влияет то, что человек в этот момент воспринимает зрением (образы, освещение). На свету звуки кажутся сильнее. Человек описывает музыку в зрительных образах: светлая, прозрачная, мрачная, солнечная, блестящая, яркая, сильная, темная, тусклая. Известны примеры "цветового" восприятия музыки у великих композиторов: Н.А.Римского-Корсакова, А.Н.Скрябина, когда зрительные впечатления придают слуховым ярко выраженный эмоциональный характер: композитор пишет не только то, что слышит, но и то, что видит.
Творчество невозможно без воображения, а основа воображения - внутренний слух и внутреннее зрение (способность “внутри себя”, “мысленно” увидеть то, чего глазами в данный момент не видишь). Развитие воображения, образного и ассоциативного мышления возможно методом синтеза искусств, перекодирования содержания одного вида искусства в другое:

музыка живопись, дизайн

музыка скульптура

музыка движение, хореография

музыка театр

музыка литература, поэзия и т.д.

Передать настроение музыки предлагаю школьникам в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования, слов, строк, театральной композиции, движения и т.д.

Индивидуально-дифференцированная (творческая) интеграция на уроке музыки.

Восприятие – это сотворчество. И каждый человек индивидуален. Одним из наиболее важных аспектов эффективного формирования познавательной деятельности учащихся является учет их семантики в процессе познания. Общеизвестно, что внутренний образ обладает особыми возможностями для кодирования/декодирования информации. Поэтому я стремлюсь к доминированию на своих уроках индивидуального творческого отношения ученика к миру. Я не приклеиваю штампа к музыкальному сочинению: «Ребята, здесь композитор хотел выразить то-то и то-то; или, эту музыку следует воспринимать так-то и так-то». Я стараюсь лишь настроить на восприятие, и тогда каждый ребенок услышит в музыке что-то созвучное его индивидуальности. Я не ограничиваю школьников в выборе формы творческого отклика, главное – увлечь их этой работой.

Опираясь на синкретизм восприятия, я стремлюсь на уроке к синтезу искусств. Деятельность учащегося организую как единство слушания музыки, исполнения, создания; выполнение эвристических, творческих заданий-откликов личного музыкального восприятия. Серия творческих заданий включает в себя: рисунки, стихи, сочинения, танцевальные номера, музыкальные кроссворды, рефераты, создание семантических образов и семантически-когнитивных карт с их творческой защитой, музыкальная импровизация и исполнение музыкальных произведений, создание откликов в виде подбора репродукций, фотографий, стихов, слайдов к прослушанной музыке (показываю творческие работы учащихся) .

Даю детям право выбора для создания своего произведения искусства. Я не требую, чтобы это был обязательно шедевр. Главное, отклик должен выражать то, что ученик «услышал». Так, слушая Пятую симфонию Бетховена, один мальчик перечеркал лист бумаги разноцветными карандашами. Показывая свою работу, он сказал: «То, что я нарисовал, было в душе у композитора». Он не смог подобрать слова «смятение» и «напряжение», но его отклик очень точно выражало музыкальный образ.

Рождение творческого отклика может быть индивидуальным и коллективным. Это, сближает ребят, даёт возможность творить, доставляя радость общения и созидания, эстетическое наслаждение в процессе выполнения задания и его представления. С целью углубления музыкального восприятия в пении, дополняю пение движениями: мы поем с ритмическим оформлением, с дирижированием (ребята сами рукой отмечают метрическую сетку песни во время исполнения), поем с выразительными жестами там, где это уместно.

Приобщение к мировым культурным традициям повышает адаптивные возможности человека в нестабильных условиях, способствует успешности его социализации, позволяет творчески подходить к решению проблем. Культура выступает как “фактор творческого жизнеустройства”. Декларируемая в настоящее время идея гуманизации и гуманитаризации образования может быть реализована, на мой взгляд, только посредством глубокого проникновения культуры и искусства в содержание образования. Это повлечёт за собой пересмотр методов и средств решения воспитательно-образовательных задач, расширение прав искусства в школе, предоставление ему достойного места в системе образования.

Интегративный подход к эстетическому воспитанию школьников помогает успешно решить ряд задач обучения и воспитания. Развиваются творческие способности ученика, его воображение, эстетические переживания, фантазия.

Таким образом, интеграция с другими учебными дисциплинами на уроках формируют у ребенка целостное восприятие окружающего мира, обеспечивают прочность и устойчивость знаний на основе расширения ассоциативных связей, развивают духовный мир ребенка, его воображение, эмоциональную сферу, воспитывают у него умение слушать серьезную музыку, воспринимать и понимать произведения искусства.

Литература:
1. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник М.: Наука, 1975.
2. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
3. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока Изд-во Учитель, 2003.
4. Чумичева Р. М. Ребенок в мире культуры Ставрополь, 1998.

    Астафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973 г.

    Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1983 г.

    Развивающее обучение: история, теория, практика (Материалы научно-практической конференции, октябрь 1998) М.: Начальная школа, 1998.

    Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1997 г.

    Выготский Л.С. Психология искусства.

    Пекерская Е.М. «Вокальный букварь»

    Белобородова В.К. Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002 г.

    Дмитриева А.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., “Академия”, 1998 г.

    Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990 г.

    Смирнов М.С. Эмоциональный мир музыки. М., “ Музыка. ” 1990 г.

    Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.,1996 г.

    Усов М.В. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 10. М., “Музыка”, 1991 г.

    "Артпедагогика и арттерапия в образовании".
    Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская.

    Современные технологии музыкотерапии.
    А.Гончаров .

Межпредметная интеграция: цели, задачи, принципы.

Межпредметная интеграция – необходимое условие современного образования.

В 21 веке становится очевидным, что главная ценность личности - это способность к развитию, наличие познавательного потенциала. Потребность познавать – главная составляющая духовности человека наряду с потребностью творить добро и сострадать. «Человек разумный – и только он в состоянии оптимально определить будущее человечества, а не предопределить его гибель своей деятельностью» (В.Вернадский). Процесс познания бесконечен, а «современные достижения» науки – это лишь достижения конкретного отрезка времени, имеющие продолжение в будущем.

Излишняя категоричность учебников порою гасит познавательный интерес ребёнка, создавая впечатление, что открытия уже невозможны. Бурное развитие принципов и методов обучения, модернизация программ и учебников, появление новых типов образовательных учреждений не избавило современную школу от преобладания информативности над развитием. Развивающее обучение предполагает критический взгляд на добываемые знания, их личностную оценку, а также воображение как следствие суждений о знаниях и их оценки. Без развития воображения всякие разговоры о творчестве несостоятельны. Принципы развивающего обучения приводят к вопросу об их реализации в ежедневной школьной практике. Практика уже ответила на этот вопрос, обратившись к интегрированию.

Другая сторона вопроса заключается в том, что принятие Базисного плана жёстко ограничило максимально допустимую нагрузку учащегося, став тем самым на защиту его физического и психического здоровья, тем временем объём требуемых знаний, умений и навыков растёт. Углубляется несоответствие объёмов знаний количеству времени, предусмотренного для их усвоения. Оптимально решить данную проблему позволяет использование межпредметной интеграции.

Таким образом, межпредметная интеграция сегодня – важнейший фактор развития образования, многообразна практика её применения, все реально существующие варианты трудно охватить.

Психологические и философские основы межпредметной интеграции.

Научные основы данной педагогической технологии берут начало в трудах И.П.Павлова и И.М.Сеченова. Далее учёные-психологи, проанализировав особенности мышления и памяти, пришли к выводу, что обучение должно быть построено так, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека. Межпредметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности.

Важнейшими характеристиками запоминания являются приёмы смысловой группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже известным. Следовательно, овладение приёмом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность, повышает эффективность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец, вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и частных задач.

Объективной основой интеграции научного знания является единство картины мира. Кроме того, наблюдается общность методов исследования, применяемых в сфере получения знаний. Философской основой межпредметной интеграции является принцип системности. Традиция системно-целостного рассмотрения процесса обучения разработана в 60-70-е годы Ю.К.Бабанским, А.М.Даниловым и др., и понимание личности как продукта целостного педагогического процесса вошло в педагогику.

Интеграция как цель и средство обучения.

Интегрирование (от лат.) – восстановление; состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в одно целое, а также процесс, ведущий к этому. Исследователи трактуют интеграцию обучения по-разному. Ю.М.Колягин, например, считает, что применительно к системе обучения понятие «интеграция» принимает два значения: как цель и как средство обучения.

Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность частей мира как системы, призвана научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.

Сложность проблемы заключается в том, как динамически развиватьинтеграцию от начала к концу обучения. Если в начале целесообразно усвоить «немного обо всём», затем – синтез разрозненных знаний и умений, то к концу обучения необходимо знать «всё о немногом», то есть это узкая специализация, но на новом интегративном уровне.

Анализируя литературу по данной проблеме, можно сформулировать следующее определение интеграции: интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. Следовательно, необходимо не соединять разные уроки, а восполнять материал одного предмета материалом другого, объединяя отобранные части в единое целое. Причём, при любых комбинациях материала, идея предмета, которой посвящён урок, должна оставаться ведущей, основной.

Уровни интеграции.

Само понятие интегрированного урока остаётся спорным. Таковым можно считать урок, решающий конкретные и перспективные задачи и представляющий собою новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два или предмета, на основе которых он спланирован. Поэтому ни присутствие нескольких учителей, ни механическое объединение материала учебных дисциплин не являются показателями уровня интегрированности. Уровень этот определяется тем кругом задач, которые можно выполнить только благодаря интеграции. В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков.

На 1-ом уровне интеграции учебный материал интегрируется внутри одного конкретного предмета. Не заучивание, а исследование учебного материала даёт возможность перехода от предметного образования к комплексному, когда из разных частей учебного материала создаётся единое целое.

На 2-ом уровне происходит объединение понятийно-информационной сферы разных предметов с целью наилучшего запоминания сведений, сопутствующего повторения, введения в тему дополнительного материала.

3-й уровень связан с задачами сравнительно-обобщающего изучения и выражается в выработке у школьников умения сопоставлять и противопоставлять явления и объекты.

На 4-ом уровне интеграции школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения, устанавливать связи и закономерности, применяют выработанные учебные умения. Цель интегрированного преподавания в том и заключается, чтобы научит детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём.

Нестандартные формы интегрированных уроков.

Интегрирование – это не только особая комбинация учебного материала, но и способ организации учебной деятельности, предполагающий анализ учебного материала с различных позиций, вычленение главного, операции с известным в новом аспекте, решение учебных задач, выполнение заданий творческого характера. Интегрирование позволяет направить урок в русло сотрудничества, где мнения могут быть противоречивы, но любое мнение уважаемо всеми, даже если с ним не согласны. Это помогает развить одно из ценнейших достоинств: умение слушать другого, вникать в его доказательства, сравнивать чужую точку зрения со своей. «Чувство приобщённости к тем, кто размышляет о предмете, исследуемом на занятии, - одна из главных составляющих мотивационной сферы урока. Это чувство способно развить самую человеческую из всех страстей – страсть к познанию» (В.А.Сухомлинский)

Комплексность подачи учебного материала раздвигает рамки урока, превращает интегрирование в процесс, соединяющий воедино обучение, воспитание и развитие. Урок любой формы и любого типа может быть построен как интегрированный, где интеграция понимается как способ решения учебной задачи, способ действий на уроке с целью создания устойчивого интереса к предмету.

С учётом того или иного распределения обязанностей между учителем и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. Вот некоторые из них:

Урок обмена знаниями, когда ребята делятся на группы и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов.

Урок взаимопроверки. Идёт работа в группах и парах, требуется большая подготовка учащихся. При всех видах деятельности ощущается острая необходимость в объективных и точных критериях оценки, чтобы, проверяя знания одноклассников, каждый школьник имел удобную и всем известную шкалу (систему) показателей для оценки.

Урок творческого поиска: дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы.

Урок-издание газеты или альманаха. Группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого поискового характера по определённым темам, а результаты работы и составляют содержание предполагаемого издания.

Уроки, основанные на имитации деятельности или организации: «Суд», «Следствие», «Патентное бюро», «Учёный совет» и др.

Уроки, основанные на формах, жанрах, методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

Уроки, напоминающие публичные формы общения – «Пресс-конференция», «Аукцион», «Бенефис», «Митинг», «Панорама», «Телемост», «Рапорт», «Живая газета», «Устный журнал» и др.

Уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Поле чудес», «Клуб знатоков»» и др.

Уроки, трансформирующие традиционные способы организации урока: лекция-парадокс, экспресс-опрос, урок-зачёт, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар.

Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и др.

Для начальной школы наиболее характерны уроки-праздники, путешествия, сказки, КВН, уроки с элементами ролевых игр, экскурсии.

Решение задач современной школы с помощью метода межпредметной интеграции.

Основными задачами современной школы являются подготовка молодого человека к жизни, показ многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей. Ни одна стабильная учебная программа не в состоянии включить всё это в себя. Ликвидировать эти недостатки, дополнить, расширить имеющиеся знания учащихся, стимулировать их познавательную активность – первостепенная задача интегрированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Именно интегрированный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на ребёнка, органично соединить логические и

эмоциональные начала, построить систему научного и эстетического просвещения на широком привлечении воспитательного потенциала урока, на всестороннем развитии субъекта образовательного процесса – ученика. Интеграция представляет собой процесс непрерывного взаимодействия субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного, интеллектуального и эмоционального, рационального и интуитивного, аналитического и синтетического, то есть гармонизации научного и художественного способов познания мира в образовательном процессе.

Фактически в процессе интегрирования стираются границы между обучением и воспитанием, развиваются способности каждого ребёнка, учитель практически и целенаправленно реализует следующие педагогические идеи:

1. демократизация и гуманизация образовательного процесса, его направленность не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие творческих способностей личности, на формирование высоких духовно-нравственных ценностей и активной личностной позиции;

2. обеспечение непрерывности и преемственности образовательно-воспитательного процесса на всех ступенях развития;

3. создание равных условий для раскрытия и совершенствования природного интеллектуального и художественно-эстетического потенциала каждого ребёнка;

Наряду с интеллектуальными задачами урока при использовании межпредметной интеграции можно решать более сложные задачи:

1. формировать представление о гармоническом единстве мира и месте человека в нём;

2. формировать нравственные качества, нравственно-эстетическую оценку предметов и явлений, воспитывать внимательное и участливое отношение к окружающему;

3. развивать созидательные возможности личности, её общий творческий потенциал;

Основными дидактико- психологическими принципами становятся:

1. личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип целостного развития, принцип психологической готовности);

2. кудьтурологические принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип смыслового отношения к миру).

Проблемы, стоящие перед учителем, проводящим интегрированный урок.

Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интеграции зависят от многих условий, которые необходимо учитывать при планировании интегрированного урока или курса. Прежде всего анализируется уровень подготовленности учеников определённого класса. Трудности, существующие в их учебной деятельности, могут быть одной из причин использования метода интеграции. Порой успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у них определённых знаний и умений по другому.

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:

1. Цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.)

2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.

3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (это идея, явление, понятие или предмет)

4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.

5. Переработка содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).

А.В. Анисимова,
учитель истории и обществознания
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 24» города Смоленска

«Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны».
немецкий педагог А. Дистервег.

Государство и общество ставит перед школой и нами учителями новые образовательные задачи.

Как отмечается в Концепции модернизации российского образования, «школа должна формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также обобщённые способы учебной деятельности, обобщённые способы познания…».

В связи с новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартом общего образования интегративные цели обучения доминируют над предметными. Ведущим принципом является целостное восприятие мира, согласно которому, основным в содержании обучения становится не набор и даже не система отдельных знаний ученика, а обобщённое, целостное представление о мире.

В связи с этим нам предстоит решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и как следствие, учебных предметов. Помочь решить эту проблему должен метапредметный подход, который лег в основу образовательных стандартов.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.

А метапредметность невозможна без формирования универсальных учебных действий (УУД), потому, что она предполагает не только междисциплинарную интеграцию, а формирование свойств личности учащегося, позволяющих управлять собственной познавательной деятельностью, осуществлять его познавательное развитие.

В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса - интеграция, так как именно она позволяет создать условия для формирования метапредметных компетенций обучающегося.

Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка.

Это далеко не новое явление. В конце XX - начале XXI веков в отечественном образовании начали интенсивно развиваться разные направления интегративной работы.

Наша школа не была исключением. Над вопросами интеграции мы начали работу еще в 90-х годах. Нами проделан путь от эффективного использования межпредметных связей на уроках до разработки и проведения интегрированных уроков, бинарных уроков. Уже тогда между учителями истории и литературы наладилось прочное сотрудничество по вопросам интеграции.

Сегодняшний день и перспективы дальнейшего развития гуманитарного образования побуждают нас к продолжению этой работы.

Главными идеями интеграции сегодня являются:

  • личностная направленность обучения (Человек- главная ценность образовательного процесса);
  • формирование обобщённых предметных структур и способов деятельности (Усвоение знаний на основе осознания закономерностей);
  • приоритет смыслообразующих мотивов в обучении (побуждающие, внутренние, внешние и организующие);
  • системность в обучении (осознание связей внутри научной теории);
  • проблемность обучения;
  • рефлексия деятельности;
  • диалогичность (Истина рождается в процессе диалогического общения).

Другими словами, сегодня перед нами стоит задача перейти к новому типу интеграции - метапредметной интеграции, которая имеет свои особенности. .

Метапредметная интеграция подразумевает обязательную работа с деятельностью учащегося, передачу учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и соответственно деятельностных единиц содержания. Именно такая интеграция позволяет создать условия для формирования УУД. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности.

Другими словами классический интегрированный урок должен превратиться в метопредметное занятие.

Давайте попытаемся сравнить метапредметный интегрированный урок с интегрированным уроком (по целям, содержанию, формам социальной организации учащихся, методам и т.п.)

Метапредметный интегрированный урок

Интегрированный урок

цель: личностное совершенствование учащегося через его познавательное развитие.

цель: глубокое усвоение знаний за счёт обобщения, систематизации ЗУНов по нескольким предметным областям(реализация межпредметных связей)

формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.

создание целостной картины восприятия проблемы урока за счет систематизации знаний.

Метапредметный урок предполагает интеграцию не только на уровне содержания, но и на уровне организации способностей к определенным типам деятельности, направленным на добывание знания самостоятельным путем. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности.

Интегрированный урок позволяет конкретизировать общеучебные знания, умения и навыки и применять их на практике. Это урок, для достижения целей которого отобрано содержание, базирующееся на межпредметном материале.

Применение полученных знаний и умений на других уроках.

Ученик учится сам и учит других.

Умение добывать информацию из различных источников.

Учитель не источник информации, а навигатор деятельности.

Обогащение жизненного опыта

развитие мышления и профессионализма учителя,

задать новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни

рассмотрение (изучение) учебного материала со стороны двух или более предметных областей

развитие потенциала учащегося

формирование мыслящего человека как учителя, так и ученика.

На метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе.

понимание взаимосвязи и неразрывности знаний различных областей науки

Итак, урок с метапредметной интеграцией -это урок , целью которого является:

  • обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося;
  • активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности;
  • подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы;
  • формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования;
  • формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании;
  • ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся;
  • получение учащимися знаний, которые могут быть применимы не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях;
  • необходимые знания используются не только для запоминания, но и как знания для осмысленного использования является создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса;
  • формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности является формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.

Структурные элементы такого урока.

  • Мобилизующий этап - включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
  • Целеполагание - формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить - узнать - уметь.
  • Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  • Рефлексия - осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Требования к заданиям на уроке

  • Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
  • Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Требование к учителю

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
  • Добиваться от учеников аргументированных ответов.
  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
  • Чётко и точно формулировать задание.
  • Способность к импровизации.
  • Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
  • Учитель не актёр, а режиссёр!

Переход к метапредметной интеграции был бы невозможен без накопленного нами опыта интегрировании в обучении. Интеграция проходит по нескольким направлениям и на разных уровнях.

Прежде всего, это внутрипредметная и межпредметная интеграция.

1. Внутрипредметная - интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов;

Примером внутрипредметной интеграции является систематизирование знаний внутри определённой дисциплины - переход разрозненных фактов к их системе. Она направлена на «спрессовывание» материала в крупные блоки. Познание изучаемого материала может осуществляться от частного к общему (целому) или от общего к частному. (Рассмотрение однотипных тем по истории России и Всеобщей истории: революция, развитие культуры и т.д.). Например «Буржуазные революции XVII - XVIII веков в Европе», «Великая Отечественная война как составляющая Второй мировой войны».

2. Межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин.

Межпредметная интеграция проявляется в использовании материала одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществлённая на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату как формирование целостной картины изучаемого объекта в сознании учащихся.

Используются различные варианты интеграции.

В рамках традиционных учебных предметов одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков.

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Интегрированный урок может проводиться как одним учителем, так и двумя. Тогда речь идет о бинарном уроке.

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. .

Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться. Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер.

Мной и моими коллегами было разработано и проведено уже довольно много интегрированных уроков. В основном это бинарные уроки. Вот темы некоторых из них:

  1. Финикийские мореплаватели интегрированный урок географии и истории. 5 класс. Тип урока - комбинированный. Форма: урок - путешествие.
  2. Труд и творчество. 5 класс. Обществознание и изобразительное искусство. Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока - творческая мастерская.
  3. Личность Петра I в истории и литературе. 7 класс. Интегрированный урок истории и литературы. Тип урока: урок углубления и применения знаний. Форма урока - лабораторная работа.
  4. Северная война. Полтавская битва в истории и литературе. 7 класс. Интегрированный урок истории и литературы. Тип урока: комбинированный урок. Форма урока - урок исследование.
  5. Мифы Древней Греции. 5 класс. История и литература. Тип урока - урок формирования новых знаний.
  6. Древнегреческий театр. 5 класс. История и литература. Тип урока - урок формирования новых знаний.
  7. Роман Е. Замятина «Мы» - зеркало тоталитарного режима. 10 класс. История, обществознание и литература.
  8. Глобальные проблемы современности. 11 класс. Обществознание и география.
  9. Великие географические открытия. 8 класс. История и география.
  10. Информационное общество - путь к несвободе? 11 класс. Обществознание и литература. Урок - рассуждение.
  11. Бородинское сражение. Интегрированный урок истории и литературы.8 класс.
  12. Крымская война на страницах «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого. Интегрированный урок истории и литературы. 8 класс.
  13. Отечественная война 1812 года на страницах литературных произведений. Интегрированный урок литературы и истории. 8 класс.

Типы уроков носят традиционный характер: комбинированный урок, урок формирования новых знаний, урок применения знаний и т. д.

А вот формы уроков чаще всего используются нестандартные:

  • Урок-путешествие
  • Урок-экспедиция
  • Урок-исследование
  • Урок инсценировка
  • Учебная конференция
  • Урок-экскурсия
  • Урок - спектакль

При планировании интегрированных уроков учитывается следующее:

  • объединяются блоки знаний, поэтому важно правильно определить главную цель урока;
  • из содержания предметов берутся те сведения, которые необходимы для реализации цели;
  • устанавливается большое количество связей в содержании учебного материала;
  • части интегрированного содержания планируются так, чтобы стали необходимым звеном урока и получили окончательное завершение;
  • требуются тщательный выбор методов и средств обучения и определение нагрузки учащихся на уроке

Используются и другие варианты интеграции:

  • создание интегрированных курсов Всеобщей истории и истории России в 9 - 11 классах;
  • создание циклов уроков, объединяющих материал одного или нескольких предметов с сохранением их независимого существования;
  • введение спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов; (элективный интегрированный курс истории и литературы «Литературные образы через призму истории» 7 класс).

Элективный курс интегрирует и литературе и ликвидирует разрыв в изучении образовательных дисциплин, что помогает формировать разносторонне развитую личность, что актуально не только для школы в частности, но и для системы образования РФ в целом.

Данный курс, позволяет углублённо изучать две дисциплины в их взаимосвязи. 7 класс также подходит для выбора тематики курса. Это та параллель, когда учащиеся уже получили первичное представление о предметах, но не могут пока связать их воедино. Кроме того, программа по литературе под редакцией Коровиной для 7 класса нацелена на изучение литературы через призму истории. Поэтому данный элективный курс расширяет знания учащихся, получаемые на уроках.

Цели курса:

  1. Интегрировать и расширить знания по курсу 7 класса по истории и литературе
  2. Стимулировать интерес к изучению истории и литературы
  3. Расширить кругозор учащихся по изучаемым предметам
  4. Активизировать познавательную активность через ролевые игры и выполнение мини-проектов

Задачи:

  1. Сформировать навыки работы с историческими документами
  2. Сформировать навыки работы в группе
  3. Развивать навыки анализа литературного текста
  4. Развивать умения различать литературный вымысел и историческую действительность
  5. Научить выделять и аргументировать разные точки зрения на одну историческую личность

В основу представленного элективного курса заложена идея воспитания и развития гармонично развитой личности, способной глубоко и нестандартно мыслить, связывать воедино полученные знания, ориентироваться в историческом процессе и в истории литературы.

Программа рассчитана на 35 часов

Интеграция - это определенная система моей работы, у которой имеется результат:

  • в эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении различных видов искусства;
  • в повышении уровня знаний по предмету;
  • в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
  • в росте познавательного мышления школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
  • во включении учащихся в творческую, исследовательскую деятельность, результатом которой могут быть их собственные произведения и проекты;
  • в воспитании настоящего гражданина своего Отечества.

Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно- познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской).

Конечный результат технологии интегрированного урока Знания приобретают качества системности. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.

Список используемой литературы

  1. Игнатьев В.И., Розанов Ф.И. Образование в информационную эпоху. // Философия образования. - 2008. - №2 (23).
  2. Ливанский В. М. Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства// Завуч- 2006- №5.- с.118.
Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.