Волк на псарне смысл. Комплексный анализ басни И.А

Конспект урока литературы в 5 классе по теме:

«Басня И.А.Крылова «Волк на псарне. Аллегория и мораль».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Цели: познакомить с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

Задачи:

образовательные :

    развивать умение находить нужные сведения;

    выявить основную идею басни;

    подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;

    формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни;

    познакомить с термином «аллегория»;

    формирование навыка работы с иллюстрациями;

    совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям;

    совершенствовать навык осознанного чтения;

развивающие :

    развивать речь учащихся; ввести термины: мораль, олицетворение, аллегория, твердить, забияка, сват, кум;

    активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

    развивать коммуникативные и информационные компетентности;

    раскрывать творческий потенциал учащихся.

    развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;

воспитательные :

    воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;

    формирование и воспитание духовно развитой личности;

воспитывать отрицательное отношение к порокам и недостаткам человека как лесть, корысть, заискивание.

Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, карточки со словами и словосочетаниями, грамзапись басни, запись пословиц на доске, учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2011г

Эпиграф к уроку :

История твердит – вот человек каков,

а должен быть каким - вещает басня.

ХОД УРОКА

1.Орг.момент

1.Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.

2.Сообщение темы, целей урока.

Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Волк на псарне». Но сначала давайте обратимся к эпиграфу урока.

Что такое эпиграф? (Эпиграф – «окно в душу автора», «окно в душу произведения», «окно в суть урока»).

Прочитаем его.

Как понимаете слова «твердит» и «вещает»?

& Словарная работа. Работа с толковыми словарями.

Твердить – постоянно говорить одно и то же

Вещать – предсказывать, говорить

Как эпиграф подходит к уроку? Об этом поговорим в конце урока.

3.Повторение пройденного материала, проверка дом. задания.

    Блиц-перекличка по результатам домашнего опроса. Разбор тестовых заданий.

«Биография И.А.Крылова».

    Отметьте дату рождения И.А.Крылова

2. Определите место рождения И.А.Крылова

А) Москва

Б) Санкт-Петербург

3.Воспитанием мальчика занималась:

А) бабушка

4.Восьмилетний Крылов работал:

А) грузчиком

Б) мыл посуду

В) переписчиком бумаг

5. Крылов в большей степени становится известен как:

А) баснописец

Б) журналист

В) издатель

6. Иваном Андреевичем Крыловым было создано:

А) Более двухсот басен

Б) Более трёхсот басен

В) Более ста

2)Повторение сведений о басне и её особенностях (материал учебника стр.55-56)

Ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?

Приём «Незаконченные предложения».

- Продолжите предложения:

Басня – это краткий рассказ

Мораль – начальные или заключительные строки …

Басня состоит из …

В баснях мы часто встречаем …

Олицетворение – это…

Аллегория – это …

Что нового вы узнали о басне?

Итог: В баснях интересный короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает основную идею. Басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Многие басни смешны, с помощью смеха легко донести мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера.

4. Знакомство с басней И.А.Крылова «Волк на псарне».

1).Слово учителя:

В основу сюжета басни «Волк на псарне» положены события войны 1812 года. Когда Наполеон вошёл в Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец.

2). Выразительное чтение басни учителем.

О чём эта басня?

Кто главный герой басни?

3). Чтение басни учащимися.

Прочтите басню и выделите незнакомые слова.

4). Обобщающая беседа.

Куда хотел залезть волк?

& Словарная работа

Овчарня – хлев для овец.

А куда попал? Почему?

Как отнеслись к появлению волка на псарне?

Дополните предложение:

Весь псарный двор поднялся: псы … и …; псари …; бегут:…, ….

& Словарная работа

Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры

Как ведёт себя Волк? Опишите его, используя иллюстрацию на стр.59

Почему Волк начинает хитрить?

Найдите в басне и прочтите причину его хитрости?

& Словарная работа

Сват – родственник (родитель одного из супругов)

Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника

Как вы понимаете выражение: «Ты сер, а я, приятель, сед…»? (говорит о возрасте Ловчего, о его опыте борьбы с захватчиками).

5). Чтение в лицах диалога между Волком и Ловчим.

6). Характеристика Волка и Ловчего.

Упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни.

Коварный – Волк

Опытный – Ловчий

Мудрый - Ловчий

Вероломный - Волк

Хитрый – Волк

Предусмотрительный - Ловчий

Трусливый - Волк

7).Работа со словами морали.

Какова тема басни?

Где отражена тема?

Идея басни?

Где находится ее смысл? (С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой).

Что такое мораль?

Как понимаете слова морали? (Волк – это хищник, и даже если он предлагает мирные переговоры, он всё равно остаётся хищником, которого надо уничтожать).

5. Домашнее задание:

1.Выразительное чтение басни «Волк на псарне» с. 59 – 60.

2.Сделать иллюстрацию к басне.

6. Подведение итогов урока.

Что мы начали изучать на уроке?

Какова мораль басни?

Как эпиграф подходит к уроку?

Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

7.Рефлексия:

1. Урок полезен, всё понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3. Ещё придётся потрудиться.

4. Да, трудно всё-таки учиться.

Басню «Волк на псарне» Иван Андреевич Крылов наполнил глубоким содержанием и патриотическим подтекстом. Посвящена она событиям 1812 года. Кто же из известных исторических личностей стал ее героями? – узнаете после прочтения поучительного стихотворения.

Басня «Волк на псарне»

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор -
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»-
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня!- кричат,- огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,-
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…» - «Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Мораль басни Крылова «Волк на псарне»

Мораль басни «Волк на псарне» заключена в заключительные слова ловчего и состоит в том, что врагов нужно побеждать и уничтожать, не поддаваясь ни на какие их уговоры о перемирии, ведь уговоры эти могут являться лишь следствием безвыходного положения и, сложись обстоятельства иначе, враг не пощадит.

Анализ басни «Волк на псарне»

Как уже отмечалось ранее, басня «Волк на псарне» посвящена событиям 1812 года, когда, захватив Москву и оказавшись из-за этого «загнанным в угол», французский император Наполеон пытался заключить с М. И. Кутузовым мировую, но это ему не удалось, так как великий полководец не смог простить французу тех потерь, которые понесла из-за него русская армия.

Наполеон в этой басне – это Волк, а ловчий – Кутузов.

Однако нельзя ограничивать анализ данного произведения лишь описанным выше историческим фактом. Его смысл значительно шире: ввязаться в войну может каждый, но не каждый способен с честью выстоять до конца, и раз уж пролилась кровь, чтобы не говорил коварный и изворотливый враг, с ним нужно бороться, так как сложись обстоятельства наоборот, он бы точно не пощадил.

Крылатые выражения из басни «Волк на псарне»

  • «Волчью вашу я давно натуру знаю» – употребляется в басне «Волк на псарне» как насмешка в значении: «меня не обмануть, я слишком хорошо тебя для этого знаю».
  • «Ты сер, а я, приятель, сед» – фраза, характеризует мудрость говорящего в отношении адресата и в буквальном смысле читается: как ни старайся, я все равно вижу твою натуру насквозь.

Волк на псарне - басня Крылова, иносказательно описывающая неудавшиеся переговоры Наполеона и Кутузова. Волк на псарне - настоящий шедевр басенного жанра.

Басня Волк на псарне читать

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор -
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»-
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня!- кричат,- огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,-
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…» - «Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,

А потому обычай мой:

Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Мораль басни Волк на псарне

И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.

Басня Волк на псарне - анализ

Басня Крылова Волк на псарне – патриотическое произведение о значительных исторических событиях 1812 года. Ловчий – Кутузов, Волк – Наполеон, но даже подробное знание и понимание истории со сравнением поведений этих личностей не покрывают полностью глубокую мораль басни Волк на псарне.

В басне Крылова много внимания уделено передаче живописности всех картин и настроений участников. Тревога на псарне взбудораживает использованием ярких и образных выражений: «псы рвутся на драку»… Причем особенно четко описана опасная хитрость волка и изворотливость: «Я пришел мириться к вам совсем не ради ссоры». Автор очень легко передает ум Ловчего, которому и так понятно лицемерие волка в попытке спасти свою шкуру. Ловчий не дослушивает его, а произносит слова, ставшие началом морали: «Ты сер, а я, приятель, сед».

Комплексный анализ басни И.А. Крылова «Волк на псарне»

«Его басни переживут века»

К.Н. Батюшков.

«Басня есть поэзия рассудка»

В.Г. Белинский.

Цели урока: 1. Повторить, углубить и закрепить знания по биографии И.А. Крылова.

    Развитие творческих способностей учащихся, их аналитических навыков; расширение кругозора; развитие умения понимать иносказательный подтекст басни; совершенствование речи учащихся.

    Воспитание нравственных качеств и непримиримого отношения к хитрости, корысти, невежеству, глупости и самолюбованию, воспитания чувства любви к Родине, гордости за наших предков.

Ход урока

I Оргмомент.

II Вступительное слово учителя.

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова» как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

III. Знакомство с биографией И.А. Крылова, выступление учащихся.

И.А. Крылов родился в Москве в 1769 году. Детство его и отрочество прошли в тяжёлых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать, Крылова Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в нищете. Будущий баснописец начал служить в одном из казённых учреждений «подканцеляристом». Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.

Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему не даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Кроме того, он прекрасно играл на скрипке, хорошо рисовал. Но именно басня сделала его известным.

Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому кругу читателей.

Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. Много горькой правды говорил баснописец о несправедливых порядках в России, о жестоких помещиках, корыстных чиновниках, чванных вельможах. Мы смеёмся над героями басен – потешными зверями, иногда хитрыми и злыми, иногда глупыми. Но мы хорошо понимаем, что Крылов высмеивает и разоблачает человеческие пороки и недостатки: лень, зависть, невежество.

IV Работа по теме урока.

Вступительное слово учителя.

Жанр басни Крыловым выбран неслучайно. Идти в бой с открытым забралом было невозможно, слишком неравны были силы, поэтому и выбирает Крылов иносказательную форму повествования эзопов язык. Произведения Ивана Андреевича интересны тематикой, идеей и образным, удивительно доходчивым языком. В своих баснях Крылов обсуждает и решает общечеловеческие вопросы или конкретные события, как, например, в произведении «Волк на псарне»

Давайте рассмотрим текст этой басни и проведём анализ.

А) Выразительное чтение басни.

Б) Анализ басни.

    Определите тип речи.

    Какова тема басни? (Рассказ о Волке, который залез на псарню и был пойман псарём)

    Какова основная идея текста? Для того чтобы определить идею, давайте вспомним историю создания басни. (Басня написана на события 1812 года, когда Наполеон вошёл в Москву и стал искать путей заключения мира с Россией. Но русские под командованием Кутузова отказались: ни о каком договоре не могло быть и речи, пока враг оставался на русской земле, в её сердце Москве). (Басня иносказательно описывает неудавшиеся переговоры Наполеона и Кутузова)

    Словарная работа. Давайте сейчас определим значение некоторых слов и выражений.

Впредь – в будущем

Овчарня – загон для овец

Псарня – особое помещение для ловчих собак, а также лиц, обслуживающих их

Хлев – крытое помещение для животных

Псари – слуга на псарне, ухаживающий за собаками и участвующий в охоте

Ахти (межд.) – Какой позор!

С дубьём – (собир. устар.) палки, дубинки, употреблявшиеся в старину как оружие

Ловчий – лицо, заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли

Мировая – полюбовное соглашение, разрешение спора, тяжбы без суда

Гончие – порода охотничьих собак

«Поднялся…двор» - означает, что с Волком начал сражаться весь народ

«Псы залились в хлевах» - в прямом значении залаяли громко, в переносном – после долгого отступления от границы к Смоленску и дальше в сторону Москвы армия хотела сражения

«И вмиг ворота на запор» - прямое значение дополняется переносным: русская армия, совершив манёвр и выйдя на Калужскую дорогу, закрыла для Наполеона пути отхода в области, где были запасы продовольствия

«Ощетиня шерсть,//Глазами, кажется, Хотел бы всех он съесть…» У русского народа есть пословица: «Видит око, да зуб неймёт». Волк-Наполеон хочет завоевать всю Россию, но не может. Его возможности меньше его желаний.

«Расчесться за овец» - после освобождения России русская армия совершила заграничный поход, освободив все европейские страны, которые захватил Наполеон. Наполеон понимал, что если он не покорит Россию, то не сможет удержать и другие завоёванные страны.

«Уставим общий лад» - значит заключим «мирный договор». Волк – Наполеон предлагает русскому царю стать его союзником и воевать на стороне России.

«Не делай мировой» - означает не заключать мирного договора

«Выпустить на Волка гончих стаю» - дать армии команду преследовать отступающих французов, чтобы изгнать их за пределы страны

«Псарня стала адом» - ужас, шум, беспорядок, когда в неё попал Волк.

    Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы, объясните их.

    Выполните синтаксический разбор предложения:

Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню.

    Выпишите из текста деепричастия и определить их форму

    Давайте вспомним, что называется эпитетом, антитезой, аллегорией, олицетворением, метафорой.

1вариант из текста басни выписывает эпитеты, антитезу, олицетворение (эпитеты: серого забияку, волчьей клятвой, волчья натура; антитеза: Ты сер, а я, приятель, сед; олицетворение: поднялся двор)

2вариант выписывает метафору, аллегорию (метафора: псарня стала адом, глазами хотел бы всех он съесть, волк на псарне; аллегория: Кутузов и Наполеон изображены посредством образов, т.е. Волк и Ловчий)

    Какие выражения называются крылатыми?

Из текста басни выпишите крылатые выражения («попал на псарню», «вмиг ворота на запор», «глазами, кажется, хотел бы всех он съесть», «пустился в переговоры», «не делать мировой», «выпустил на Волка гончих стаю», «ты сер, а я, приятель, сед», «волчью вашу я давно натуру знаю», «пришёл тебе конец».

    Мы с вами говорили об антитезе. Как называется языковое явление, при котором в тексте употребляются слова в противоположном значении? (антонимы)

Подберите антонимы к следующим словам:

Прошлое – будущее

Мириться – ссориться

Приятель – враг

Забияка – тихоня, трусишка.

    Что называется синонимами?

Подберите синонимы к следующим словам и выражениям:

Пустился в переговоры – начал переговоры

Псы рвутся вон на драку – стремятся преодолеть какие-нибудь препятствия

Старинный сват и кум – давнишний

Забияка – задира, драчун.

    Какова композиция басни? (Басня состоит из рассказа и морали)

    Кого скрыл И.А. Крылов под образом Волка? Под образом Ловчего?

15.Найдите в тексте портретное сходство. (Ты сер, а я, приятель, сед)

16.Какие черты в поведении Волка и Ловчего подчеркнул Крылов?

Волк-Наполеон Ловчий-Кутузов

Коварство

Смелость

Мудрость

Вероломство

Предусмотрительность

Хитрость

Уверенность

Трусость

17. Как мы уже говорили, особенностью басни как литературного произведения является наличие морали.

Что такое мораль?

(Мораль басни: А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой. Поучение даёт сам автор: врагам не доверять, а уничтожать. Русские войска не будут отступать от своего пути. Они через многое прошли и должны довести войну до победного конца!

V Подведение итогов урока

    Актуальна ли идея басни «Волк на псарне» в XXI веке?

(Да, актуальна. В ней воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства самого автора в час грозных испытаний)

    Современна ли басня сегодня?

(Да, современна. Сейчас мы живём в очень неспокойном мире. Из новостей постоянно узнаём о межнациональных войнах, террористических актах. Поэтому слова И.А. Крылова звучат сегодня злободневно, т.к. с этой проблемой приходится сталкиваться жителям любой страны мира.

    Каких баснописцев молдавского и украинского народов вы знаете? Назовите их басни. Есть ли у них басни, в которых отражена история народа?

И закончить наш урок хотелось бы словами князя П. Вяземского о Крылове:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слова это – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.