Ссп запятая не ставится. Трудные случаи пунктуации
1. Сложносочинённое пр. Запятая ставится между частями сложного предложения, соед-го союзами:
*соединительными (и, да в значении и, ни. . . ни); *противительными (а, но, да в значении по, однако, же, зато, а то, не); *разделительными (или, либо, ли.
Ли, то. . . то, не те. . . не то); *присоединительными (да, да и, тоже, также); *пояснительными (то есть, а именно).
Если части сложносочиненного предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой (перед союзами но и да в значении "и" лишь в том случае, когда они соединяют части, которые без них были бы разделены точкой): Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы.
Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире: Ловкие и сильные удары кувалдами по стволам пулеметов-и фашисты уже не могут стрелять (В. Ставский). Запятая перед союзами а, да (в значении "и"), или, либо в сложносочиненном предложении не ставится:
Если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член (В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги); -если части сложносочиненного предложения имеют общее придаточное предложение (Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой); -между двумя назывными предложениями (Прогулка в лесу и катанье на лодках); -между двумя вопросительными предложениями (Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?).
Запятая не ставится между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых (Нужно переписать работу и объяснить допущенные в ней ошибки).
2. Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении:
Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного. Иногда, при интонационном подчеркивании, придаточные изъяснительные (а также условные с союзом ли), стоящие перед главным предложением, отделяются от него не запятой, а тире: Кто весел-тот смеется (Л. -К.); Как рассказывал учитель-долго слушал у окна я (Плсщ.);.
В редких случаях перед подчинительным союзом ставится двоеточие: это имеет место тогда, когда в предыдущей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте можно вставить слова "а именно"): Хаджи Мурат сидел рядом в комнате и, хотя не понимал того, что говорили, понял, однако, то, что ему нужно было понять: что они спорили о нем и что его выход от Шамиля есть дело огромной важности для русских. . (Л Т.)
Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза (потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, так что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как и т. п.), то запятая ставится один раз: *перед союзом, если придаточное предложение следует за главным: Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все; *после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному. Придаточное предложение, состоящее из одного только относительного слова, запятой не отделяется: Он обиделся, но не сказал почему.
3. Сложное бессоюзное предложение - такое предложение, в котором образующие его части (простые предложения) связаны между собой по смыслу, интонационно, порядком расположения частей. Между частями такого предложения нет союзов. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении:
Между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное бессоюзное предложение, ставится запятая, если такие предложения тесно связаны между собой по смыслу: Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря (П.).
Если части бессоюзного сложного предложения отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой: У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы", избы низки и большей частью покрыты соломой (П.); Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля (Т.).
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Еще по теме 42 Знаки препинания в сложном предложении.:
- 2. Бессоюзные сложные предложения, знаки препинания в них.(24)
- Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.
Сложносочиненные предложения - это сложные предложения (то есть имеющие несколько грамматических основ), части которых равноправны (от одной части к другой нельзя задать вопрос) и соединены при помощи интонации и сочинительных союзов, которые делятся на следующие группы:
Между частями сложного предложения ставятся следующие знаки препинания:
Запятая |
Тире |
Точка с запятой |
Выполняющая соединительную (союзы и, да = и, тоже, также, не только... но и, как... так и), разделительную (союзы то... то. не то... не то, или, иль, либо) и противительную (союзы а, но, да = но, зато, однако) функции:
|
В тех случаях, когда вторая часть содержит неожиданный вывод, быструю смену событий или резкое противопоставление: Она глядит - и сердце в ней забилось чаще и сильней. (А.С. Пушкин) |
Если простые предложения значительно распространены и имеют в своем составе запятые: Много раз мы пытались подписать нужные бумаги; но то не было начальника, то выпадал праздничный день.
|
Запятая НЕ ставится в сложносочиненном предложении :
- при наличии общего второстепенного члена предложения:
Вскоре после восхода солнца набежала туча и брызнул короткий дождь;
- при наличии общего вводного слова:
По-видимому, погода испортится и мы не поедем на дачу;
- при наличии общего придаточного предложения (в предложениях с разными видами связи):
Пока Алехин рассказывал, дождь перестал и выглянуло солнце. (А. Чехов);
- перед союзом И, если он соединяет два вопросительных или два восклицательных предложения:
Как ярко светит солнце и как тепло от этого на душе!
Запомните: в случае повтора союза в предложениях с общим второстепенным членом, общим вводным словом или общим придаточным предложениям запятая ставится:
В лесу и ветра не было, и солнце, казалось, светило ярче.
Тестовые задания (В6)
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
1 вариант
Стоит ему переехать в другую страну на жительство, (1) и он уже эмигрант. Экономический эмигрант принимает любую систему, (2) лишь бы она создала ему условия. (Ф. Кривин)
2 вариант
В незапамятные времена здесь было большое болото, (1) но потом оно высохло, (2) заросло, (3), и сейчас о нем напоминал только глубокий,(4) вековой мох, (5) небольшие окна-колодцы в этом мху да обилие багульника. (К. Паустовский)
3 вариант
Выдумывают эти сезоны портнихи, (1) и длятся они неравно. Осенью носят калоши и драповое пальто, (2) держат переэкзаменовки, (3) ищут квартиры и шьют новые платья. (Н. Тэффи)
4 вариант
Где-то посреди высот, (1) уйдя назад, (2) светила луна, (3) и в голубовато-фиолетовой мути, (4) над невидимой землей, (5) висело, (6) неслось хищно искривленное гигантское крыло самолета, (7) крыло птеродактиля, (8) фантастической летучей мыши, (9) пожирающей пространство. (Ю. Бондарев)
5 вариант
И все же мало кому из женщин-сотрудниц присвоили звание, (1) а ее имя внесли в первый же довольно короткий список. Естественно, (2) дипломированный инженер, (3) давно здесь служит, (4) №все же в отношении сотрудников это присутствовало: (5) жена начальника. (А. Рыбаков)
Ключи к тестам
Урок русского языка в 11 классе. Повторение и системацизация материала по теме"Знаки препинания в сложносочиненном предложении". Эта тема представлена на ЕГЭ в задании А19. Поэтому урок является и подготовкой к ЕГЭ. В ходе урока рассматриваются правила постановки запятой, тире в ССП, а также отсутствие запятой между простыми предложениями в ССП. Материал сопровождается презентацией. Содержит повторение орфографии и орфоэпии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
11 класс
Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Цель: повторить и систематизировать знания по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Задачи:
- Учащиеся должны знать, какое предложение является сложносочиненным,
средства связи в ССП, правила постановки запятой или её отсутствия в ССП;
- Учащиеся должны уметь отличать ССП от простого осложненного, находить средства связи, правильно расставлять знаки препинания.
Оборудование : презентация, карточки, учебник
Ход урока
- Оргмомент.
Объявление темы урока, постановка цели и задач на урок
- Орфоэпическая разминка (слайд №2)
- Орфографическая работа (по карточкам)
Вариант1. Выписать слова с гласными –У-(-Ю-), объяснить условия выбора орфограмм
Вариант2. Выписать слова с гласными – Е-(-И-), объяснить условия выбора орфограмм
Дремл..щий, скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый, обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Одновременно 2 человека выполняют задание на доске.
Индивидуальное задание перед орфографической работой:
Составить связный рассказ на тему «Виды сложных предложений»,записать примеры ССП, СПП,СБП, сложного с различными видами связи.
- Проверка орфографической работы
Вопрос классу: Как называется ИВС, используемое в словосочетании клокочут родники?
- Повторение «Виды сложных предложений» - проверка индивидуального задания. Дайте определение ССП
- Повторение сочинительных союзов «Союзный дождь» (слайд № 3)
Учащиеся выписывают только сочинительные союзы, распределяя их на группы
1) соединительные 2) противительные 3) разделительные
Как…так и но или
И зато либо
Да (=и) да (=но) то…то
Тоже а не то…не то
Не только…но и однако то ли…то ли
Также
Ни…ни
7. Проверка (слайды №4,5,6)
Какую еще роль выполняют сочинительные союзы?
Как отличить простое предложение от сложного?
7. Работа с учебником – стр 331 «Синтаксический разбор ССП»
- Постановка знаков препинания в ССП (слайды № 7,8,9,10)
Одновременно анализируем предложения (на карточках у каждого ученика)
К слайду №8
1. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц.
2. Возможно, дождь скоро кончится и мы снова отправимся в путь.
3. Когда мы вышли из автобуса, шёл неприятный косой дождь и было холодно.
К слайду №9
1. Где вы провели вчера день и в каком музее вы хотели бы побывать завтра?
2. Как вкусно пахнет в пекарне и такой чудесный хлеб пекут там!
3. Мерный стук колес и редкие встречные огоньки.
- Тренировочные задания в формате ЕГЭ
Класс делится на 2 группы: слабые, средние - сильные
1 группа анализирует предложения по карточкам.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложениях.
- В начале апреля уже шумели скворцы () и летали желтые бабочки.
- На углу недавно поставили новый киоск () и теперь там продают газеты.
- Громадные тюки и бочки под оглушительный шум и лязг цепей и лебедок подавались на берег () и укладывались правильными рядами.
- Темнеет () и странная тишина царит в селе.
2 группа определяет на слух вид предложения и записывает ответы цифрами (предложения читаются учителем)
- Мосты разрушены () и мы переезжаем реку вброд.
- Дорога вилась среди ореховых и дубовых кустов опушки () и терялась в тенистой чаще леса.
- Берег постепенно исчезал за кормой () и на востоке росла стена темноты.
- За рекой играла гармонь () и пели девчата.
- Отдохни () и мы пойдем дальше.
- Откуда приехали ваши друзья () и куда они держат свой путь?
- Морозная ночь () и заунывный волчий вой.
- Водяная пыль () и капли покрупнее окутали лес.
- Стало свежо () и резко пропали все запахи.
- По улицам бродили только куры () да изредка показывались собаки.
Варианты ответов (слайд №10)
- Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
- Сложносочиненное предложение, перед союзом и не нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и не нужна запятая
- Проверка (слайд №11)
- Обобщение (при наличии времени составить таблицу "Запятая в ССП")
- Итоги урока.
- Дом. задание: параграф 94
Упр. 467, А19 вар.10-15
Cтраница 1 из 2
Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом «И»
Союз «и» может соединять, во-первых , однородные члены предложения, во-вторых , простые предложения в составе сложного.
Чтобы правильно поставить запятую перед союзом «и», необходимо отличать структуру сложносочиненного предложения от простого предложения с однородными сказуемыми или подлежащими. Поэтому сначала напомним определения простого и сложносочинённого предложений.
Например: Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и земля стонет от боли . (союз «и» одиночный)
Он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду все же удалось пробиться к своим. (союз «и» повторяется)
К сожалению, разделение правил на пунктуацию при однородных членах предложения , знаках в сложносочиненном предложении и работе со сложным предложением, включающим однородные придаточные , приводит к неумению многих заканчивающих курс русского языка ориентироваться в том, как и когда применяется то или иное правило. К тому же теоретические знания часто не позволяют правильно разобраться, какое из правил необходимо применить, поэтому даже при знании правил не все школьники способны употреблять их к месту и адекватно.
Поэтому мы предлагаем вам еще один путь усвоения данной пунктограммы, который был обозначен Николенковой Н.В.: идти от "внешних" признаков организации предложения, то есть от количества использованных союзов «и» . Мы считаем, это позволит немного упростить работу по правильной расстановке знаков препинания.
Перейдите на вторую страницу по этой теме