Презентация на тему а блок. Презентация на тему "александр александрович блок"

Слайд 2

Биография

Родился 16 (28) ноября 1880 года. По происхождению, семейным и родственным связям, дружеским отношениям, поэт принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколения служившей науке и литературе. Единственный ребёнок Александры Андреевны. Мать поэта, вскоре после рождения сына, ушла от мужа, варшавского юриста немецкого происхождения Александра Львовича Блока(1852-1909), из-за невыносимого отношения.

Слайд 3

В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гренадерских казармах, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. Тогда же Блока отдали в гимназию. В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке БадНаугейме, Блок пережил первую, но очень сильную юношескую влюблённость. Она оставила глубокий след в его поэзии. В 1898 году, окончив гимназию, Блок «довольно безотчётно» поступил на юридический факультет петербургского университета. Через три года, убедившись, что совершенно чужд юридической науке, перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году. Биография

Слайд 4

Первые стихи Блок написал в пять лет. С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово. В 8 км находилось имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Менделеева Боблово. В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Они были, как принц и принцесса, но, увы, Александр Блок не был постоянен в своих амурных делах и периодически влюблялся в "светских львиц": одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом - оперная певица Андреева-Дельмас. Любовь Дмитриевна тоже позволяла себе увлечения. На этой почве у Блока возник конфликт с Андреем Белым, описанный в пьесе «Балаганчик». Белый, считавший Менделееву воплощением Прекрасной Дамы, был страстно влюблён в неё, но она не ответила ему взаимностью. Биография

Слайд 5

Впрочем, после первой мировой войны отношения в семье Блоков наладились, и поэт прожил последние годы с Любовью Дмитриевной верным мужем. Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора. В августе Блок начал трудиться над рукописью, которую он рассматривал как часть будущего отчёта Чрезвычайной следственной комиссии и которая была опубликована в журнале «Былое» (№ 15, 1919 г.), и в виде книжки под названием «Последние дни Императорской власти» (Петроград, 1921). Биография

Слайд 6

Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. За несколько дней до смерти по Петербургу прошёл слух: поэт сошёл с ума. Такая информация, вероятно, распространилась из большевистских кругов и в дальнейшем получила огласку в советских журналах. Действительно, накануне смерти Блок долго бредил, одержимый единственной мыслью: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Однако, по свидетельствам В. Ф. Ходасевича, поэт умер в полном сознании. Поэт был похоронен на Смоленском кладбище. Отпевание было совершено в церкви Воскресения Христова. Прах Блока был перезахоронен на Волковском кладбище. Биография

Слайд 7

Семья и родственники

Родственники поэта проживают в Москве, в Риге, в Риме и в Англии. До последних лет в Петербурге проживала троюродная сестра Александра Блока - Ксения Владимировна Бекетова.

Слайд 8

Творчество

Начинал в духе символизма, ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» . Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город»), религиозного интереса (цикл «Снежная маска», Изд. «Оры», Санкт-Петербург 1907), осмысление «страшного мира» , осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест») пришёл к идее неизбежности «возмездия» (цикл «Ямбы» ; поэма «Возмездие»). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916).

Слайд 9

Поначалу и Февральскую, и Октябрьскую революцию Блок воспринял с готовностью, полной поддержкой и даже с восторгом, которого, впрочем, хватило чуть более чем на один короткий и тяжёлый 1918 год. "В 1917-18 годах Блок, несомненно, был захвачен стихийной стороной революции. «Мировой пожар» казался ему целью, а не этапом. Мировой пожар не был для Блока даже символом разрушения: это был «мировой оркестр народной души». Уличные самосуды представлялись ему более оправданными, чем судебное разбирательство.

Слайд 10

Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось для Блока глубоким творческим кризисом, депрессией и прогрессирующей болезнью. После всплеска января 1918 года, когда были разом созданы «Скифы» и «Двенадцать», Блок совсем перестал писать стихи и на все вопросы о своём молчании отвечал: «Все звуки прекратились… Разве вы не слышите, что никаких звуков нет?» А художнику Анненкову, автору кубистических иллюстраций к первому изданию поэмы «Двенадцать», он жаловался: «Я задыхаюсь, задыхаюсь, задыхаюсь! Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!»

Слайд 11

Слайд 12

Творчество

Последним воплем отчаяния стала прочитанная Блоком в феврале 1921 года речь на вечере, посвящённом памяти Пушкина. Эту речь слушали и Ахматова, и Гумилёв, явившийся на чтение во фраке, под руку с дамой, дрожавшей от холода в чёрном платье с глубоким вырезом (зал, как и всегда в те годы, был нетопленый, изо рта у всех явственно шёл пар). Блок стоял на эстраде в чёрном пиджаке поверх белого свитера с высоким воротником, засунув руки в карманы. Процитировав знаменитую строку Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» - Блок повернулся к сидевшему тут же на сцене обескураженному советскому бюрократу (из тех, которые по язвительному определению Андрея Белого, «ничего не пишут, только подписывают») и отчеканил: «…покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю - тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем: жизнь для него потеряла смысл».

И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм». И. Зданевич. Футуризм есть образ жизни (скандал). И. Северянин, как и должно королю, издает поэтический "Рескрипт короля". Р.Ивнев (М.Ковалёв). Н.Асеев. Эгофутуристы (в переводе с латыни "Я – будущее»). Установка на обновление поэтического языка (принцип «сдвинутой конструкции»). Л. Зак. В. Шершеневич. Б. Лавренёв. Футуризм (лат.futurum – будущее).

«Творческий путь Блока» - Восторженные поклонники. Первейший вопрос. Менделеева в роли Офелии. Андрей Белый. Тёмные храмы. Мне страшно. Блок после окончания гимназии. Делаться человеком. Владимир Сергеевич Соловьёв. Тяжкий сон. Блок.. Три плана лирической героини. Вхожу я в тёмные храмы. Образ Любови Дмитриевны Менделеевой. Анализ стихотворений. Александр Александрович Блок. Охарактеризуйте литературную обстановку начала ХХ века.

«Сон в литературе» - Сон Обломова. Сон Раскольникова. Двойственные отношения. Преступление и наказание. Сны героев русской литературы XIX века. Символический характер. Путь мой. Композиционный компонент. Подбор материала. Сон в литературном произведении. Приём сна. Страшный сон. Сон Татьяны.

«Анализ стихотворений Есенина» - Лингвистический анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…». Прозрачно-белый цвет. Читатель. Мастерство поэта. Повторы. Метафоры. Единство внешнего рисунка. Природа у Есенина. Глубинное содержание. Чувства и мысли слиты нераздельно. Традиционные есенинские образы. Есенинская березка. Ведущая партия. Художественное произведение. Моя биография. Жизненный путь Есенина. Языковая доминанта. Дух бродяжий.

«Улицкая «Дочь Бухары»» - Ключевые слова. Плакат. Знаки со значением принятия. Человек. Знаки со значением категоричности. Символы. Быстрота. Пришелица. Отношение окружающих к Бухаре. Противоречия в рассказе. Знаки со значением отрицания. Знаки со значением открытости. Вечные ценности в рассказе. Людмила Улицкая. Судьба. Тайна Бухары. Труд. Антитеза. Жизнь и творчество. Знак.

«Биография и творчество Есенина» - Биография и творчество С. А. Есенина. Смерть поэта. Имажинизм. Лирика последних лет. Сергей Александрович Есенин. Детские годы. Учеба. Лицом к новому. Страна негодяев. В начале творческого пути. Поиски «песенного» слова.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Александр Блок (1880 – 1921) Я вам поведал неземное. Я все сковал в воздушной мгле. В ладье – топор. В мечте – герои. Так я причаливал к земле.

Блок является одним из чудотворцев русского стиха… Обыкновенный поэт отдает людям свои творения, людям самого себя. Николай Гумилев Имя твое – птица в руке, Имя твое – льдинка на языке. Одно-единственное движение губ. Имя твое – пять букв. Марина Цветаева

1884 Александр был мальчиком тихим, молчаливым, росшим одиноко среди обожавших его женщин – матери, теток, бабки. Вообще, как он сам говорил, «жизненных впечатлений» у него не было очень долго. Семья старательно оберегала его от соприкосновения с «грубой жизнью»

Александр Блок в кругу близких. А.А.Блок, А.А.Кублицкая-Пиоттух – мать поэта, А.Н.Бекетов, Н.Н.Бекетов, Е.Г.Бекетова, М.А.Бекетова. Шахматово 1894

Дом в Шахматове. 1880- е. В шуточной анкете 1897 года на пункт «место, где я хотел бы жить» Блок ответил: «В Шахматове». Рос и воспитывался Блок в семье деда(А.Н.Бекетова), в обстановке «благоуханной глуши» маленькой подмосковной усадьбы Шахматово, где семья неизменно проводила летние месяцы. Но главное, что сформировало личность и характер поэта, была атмосфера стародавних культурных традиций и преданий бекетовского дома.

Мне снилась снова ты. В цветах, на шумной сцене, Безумная, как страсть, спокойная, как сон, А я, повергнутый, склонил свои колени И думал: «Счастье там, я снова покорен!» Но ты, Офелия, смотрела на Гамлета Без счастья, без любви, богиня красоты, А розы сыпались на бедного поэта, И с розами лились, лились его мечты... Ты умерла, вся в розовом сияньи, С цветами на груди, с цветами на кудрях. А я стоял в твоем благоуханьи, С цветами на груди, на голове, в руках... Блок 1898 г

Стихотворные книги: «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) «Распутья» (1902 – 1904) «Пузыри земли» (1901- 1905) «Город» (1904 – 1908) «Нечаянная радость» (1907) «Снежная маска» (1907) «Земля в снегу» (1908) «Ночные часы» (1911)

Творчество Блока – процесс « вочеловечивания ». I этап – «теза» (поклонение идеалу, Прекрасной Даме). II этап – «антитеза» (разгул стихии реального мира, утрата идеала). III этап – «синтез» (обретение новых положительных ценностей, собирательным образом становится Россия).

Выход первой книги ввел Александра Блока в круг видных поэтов. 1906-1908 годы были временем его писательского роста и успеха. Он общается с символистами старшего и младшего поколений - Д. Мережковским, З. Гиппиус, В. Брюсовым, К. Бальмонтом, А. Белым, Вяч. Ивановым и др.

Философия Вл. Соловьева «Красота» - единственная сила, способная «мир спасти » «Положительное всеединство»: Красота, Добро, Истина «Вечная Женственность » (Душа Мира, Премудрость Божия, София) – объект платонического культа и созерцательного любования Платоновское « двоемирие », постичь которое можно только путем искусства « Мифологизм » - восприятие мира как «творимой легенды» (миф о Прекрасной Даме) Значения явления безграничны

Особенности философии Блока: всё земное рассматривается через отношение к небесному, вечному, бесконечному; вера в скорое пришествие Души Мира – Софии – Царицы Небесной, которое станет знаком изменения и преображения всего сущего; «в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и сама любовь к миру открыта через любовь к женщине».

«Стихи о Прекрасной Даме» Соединение традиций культуры XIX века и идеалов «нового мира» (влияние Вл. Соловьева) Поэтическое единство различных символов Ожидание полного обновления мира Сочетание двух миров, «мифического и реального» Художественное описание «земных» переживаний и символистское ощущение мира Высокий лирический образ-персонаж, выходящий за пределы тюрьмы-бытия

«Стихи о Прекрасной Даме» своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний; любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему; смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи; идеальный мир противопоставлен реальной действительности, которую поэт передаёт в отвлечениях или обобщённых символах.

«Стихи о Прекрасной Даме» - первая книга А.Блока. 1904 - 1905 П Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив, Я любил твоё белое платье, Утончённость мечты разлюбив… Приближений, сближений. Сгораний – Не приемлет лазурная тишь… Мы встречались в вечернем тумане, Где у берега рябь и камыш. 13 мая 1902 Первый поэтический сборник во многом навеян глубоким чувством к Любови Дмитриевне Менделеевой и увлечением философскими идеями В. С. Соловьева.

И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя. Вл. Соловьев Предчувствую Тебя. Года проходят мимо – Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. О, как паду – и горестно, и низко, Не одолев смертельныя мечты! Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты. 4 июня 1901. С. Шахматово.

Мотив ожидания + мотив страха, драматизм (повторение образа-символа «весь горизонт в огне») Сомнения в воссоединении земного и небесного Огонь – символ торжества света и жизни над мраком и смертью, всеобщего очищения Облик лирической героини двоится

Вхожу я в тёмные храмы, Свершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцании красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты. 1902 г.

Три облика и три плана лирической героини: космический план – Душа Мира религиозный план – Царица Небесная повседневный план – возлюбленная (угадываются черты Л.Д. Менделеевой)

Черты стиля поэзии Блока Пересоздание тривиальных для русской поэзии форм и жанров Используется дольник Переосмысление образного строя в поэзии Эксперименты с рифмой Сближение лирики и иронии


Александр Александрович Блок

Презентацию подготовила

Солдатенкова И.В.

учитель начальных классов

МОУ СШ №80

Г.Ярославль


А.А. Блок - один из самых известных поэтов

Серебряного века.


  • Отец – профессор Варшавского университета
  • Мать – переводчица, писательница
  • Дед - учёный-ботаник, ректор петербургского университета Андрей Николаевич Бекетов

  • А.Блок, мать поэта, А.Н.Бекетов (дед) и др. Шахматово, 1894

А. Блок получил воспитание в семье деда. Он рос без отца, окруженный обожанием и нежной заботой матери, бабушки, теток. “Золотое детство, елка, дворянское баловство, няня, Пушкин...” и “благоуханная глушь маленькой усадьбы”.


«Место, где я хотел бы жить, - Шахматово». (А.Блок.)


ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ ТАК

В доме Бекетовых стихи любили и ценили. Их писали в семье, кто в шутку, кто всерьез, почти все. По признанию поэта, проба пера относится приблизительно к пятилетнему возрасту. Маленький Саша сочинял небольшие стишки, рассказики, которые аккуратно, печатными буквами, переписывал в альбомы. Почти все детские «сборники» мальчик посвятил матери.


Лет в девять Саша стал «выпускать» ежемесячный журнал «Корабль», который умещался в обычной тетради. Позже, в 94-97-х годах, «являлся редактором» домашнего рукописного «Вестника», в издании которого участвовала вся родня.

Но серьезно Александр стал относиться к творчеству только к восемнадцати годам. На тот момент в его «копилке» было уже около восьмисот стихотворений


СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме».


В следующих поэтических сборниках Блока, «Город», 1908, и «Снежная маска», 1907, автор сконцентрировался на религиозной теме.

Поздние поэмы Блока представляют собой смесь надежд и отчаяния автора относительно будущего России.


Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время.

Он продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества. Подтверждением этого мнения стали работы «Родина» и «Скифы».

Последним произведением Блока стала его самая противоречивая и загадочная поэма «Двенадцать», 1920


Слайд 2

  • Блок Александр Александрович - русский поэт-символист.
  • Александра Андреевна Блок - мать поэта. Варшава, 1880 год. Мать Блока - Александра Андреевна - дочь ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Бекетова. Вскоре после рождения Александра мать поэта ушла от мужа, варшавского юриста Александра Львовича Блока, и в 1889 году вторично вышла замуж за гвардейского офицера, при этом оставляя сыну фамилию первого мужа.
  • Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гренадерских казармах, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. В этот же год Александр Блок отдан в Введенскую гимназию.
  • Слайд 3

    Введенская гимназия

    Введенская гимназия

    Слайд 4

    • Первые стихи Блок написал в пять лет. В 10 лет Александр Блок написал два номера журнала «Корабль». С 1894 по 1897 год он вместе с братьями писал рукописный журнал «Вестник». С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово.
    • В 16 лет Блок увлёкся театром. В Петербурге Александр Блок записался в театральный кружок. Однако после первого успеха ролей в театре ему больше не давали.
  • Слайд 5

    • В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад-Наугейме, Блок пережил первую сильную юношескую влюблённость в Ксению Садовскую. Она оставила глубокий след в его творчестве.
  • Слайд 6

    • Блоку – шестнадцать, его возлюбленной – тридцать семь. В ту пору своей жизни она была опытная светская дама, жена и мать семейства, богатая, изнеженная. Красавица. Ее «очи синие бездонные» сразили мальчика наповал.
    • На курорт в Южную Германию действительная статская советница приехала с детьми, чтобы поправить здоровье
  • Слайд 7

    • Маменька А.Блока встревожилась не на шутку. В истории сохранилось свидетельство о том, как она нанесла утренний визит любовнице сына, кричала, хваталась за сердце
    • Садовская была на год старше (!) матери своего возлюбленного…
  • Слайд 8

    • В тот же день отрока увезли домой. Он побежал к Садовской прощаться. И подарил ей полуувядшую розу. Долгое время - почти восемь месяцев - они не виделись
    • В 1900 году между Блоком и Ксенией Садовской произошло последнее, решительное письменное объяснение. На этот раз унижалась она, и, в конце концов, назвав юношу «изломанным человеком», она проклянет свою судьбу за то, что встретила его. И все кончилось.
  • Слайд 9

    К. М. С.

    Луна проснулась. Город шумный
    Гремит вдали и льет огни,
    Здесь все так тихо, там безумно,
    Там все звенит,- а мы одни...
    Но если б пламень этой встречи
    Был пламень вечный и святой,
    Не так лились бы наши речи,
    Не так звучал бы голос твой!..
    Ужель живут еще страданья,
    И счастье может унести?
    В час равнодушного свиданья
    Мы вспомним грустное прости...

    Слайд 10

    В 1898 году окончил гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году. В университете Блок знакомится с Сергеем Городецким и с Алексеем Ремизовым.

    • Алексе́й Миха́йлович Ре́мизов – русский писатель.
    • Серге́й Митрофа́нович Городе́цкий - русский и советский поэт
  • Слайд 11

    В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме».

    Прозрачные, неведомые тени
    К Тебе плывут, и с ними Ты плывешь,
    В объятия лазурных сновидений,
    Невнятных нам, - Себя Ты отдаешь.
    Перед Тобой синеют без границы
    Моря, поля, и горы, и леса,
    Перекликаются в свободной выси птицы,
    Встает туман, алеют небеса.
    А здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи,
    Узрев на миг бессмертные черты,
    Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
    Тебя поет. Его не знаешь Ты,
    Не отличишь его в толпе народной,
    Не наградишь улыбкою его,
    Когда вослед взирает, несвободный,
    Вкусив на миг бессмертья Твоего.

    Слайд 12

    Известно, что Александр Блок испытывал к жене сильные чувства, но периодически поддерживал связи с различными женщинами: одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом - оперная певица Андреева-Дельмас. Любовь Дмитриевна тоже позволяла себе увлечения. На этой почве у Блока возник конфликт с Андреем Белым, описанный в пьесе «Балаганчик».

    • А. Белый
    • Л. Менделеева
    • А. Блок
  • Слайд 13

    • В 1909 году происходит два тяжёлых события в семье Блока: умирает ребёнок Любови Дмитриевны и умирает отец Блока. Чтобы прийти в себя, Блок со своей женой уезжают отдохнуть в Италию и Германию. За итальянские стихи Блока приняли в общество, которое называлось «Академией». В ней помимо него состояли Валерий Брюсов, Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский.
  • Слайд 14

    Творчество

    • Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1901-1902), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса.
  • Слайд 15

    • Блок, Сологуб и Чулков в 1908 году.
  • Слайд 16

    • Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-1908), религиозного интереса (цикл «Снежная маска» -1907), осмысление «страшного мира» (одноимённый цикл 1908-1916), стихотворение: «Из рук ты волка угощала» (1909), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912-1913) пришёл к идее неизбежности «возмездия» (одноимённый цикл 1907-1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916).
  • Слайд 17

    • Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного вообще характерно для всего творчества Блока в целом. Это есть отличительная особенность и его психической организации, и, как следствие, его собственного, блоковского символизма
  • Слайд 18

    Бежим, бежим, дитя свободы…

    Здесь вы можете оставить свои комментарии или написать анализ к стихотворению Блока Александра Александровича "Бежим, бежим, дитя свободы…"

    Бежим, бежим, дитя свободы,
    К родной стране!
    Я верен голосу природы,
    Будь верен мне!
    Здесь недоступны неба своды
    Сквозь дым и прах!
    Бежим, бежим, дитя природы,
    Простор – в полях!
    Бегут... Уж стогны миновали,
    Кругом – поля.
    По всей необозримой дали
    Дрожит земля.
    Бегут навстречу солнца, мая,
    Свободных дней...
    И приняла земля родная
    Своих детей...
    И приняла, и обласкала,
    И обняла,
    И в вешних далях им качала
    Колокола...
    И, поманив их невозможным,
    Вновь предала
    Дням быстротечным, дням тревожным,
    Злым дням – без срока, без числа...

    Слайд 19

    К Музе

    Есть в напевах твоих сокровенных
    Роковая о гибели весть.
    Есть проклятье заветов священных,
    Поругание счастия есть.
    И такая влекущая сила,
    Что готов я твердить за молвой,
    Будто ангелов ты низводила,
    Соблазняя своей красотой…
    И когда ты смеешься над верой,
    Над тобой загорается вдруг
    Тот неяркий, пурпурово-серый
    И когда-то мной виденный круг.
    Зла, добра ли? - Ты вся - не отсюда.
    Мудрено про тебя говорят:
    Для иных ты - и Муза, и чудо.
    Для меня ты - мученье и ад.

    Слайд 20

    Я не знаю, зачем на рассвете,
    В час, когда уже не было сил,
    Не погиб я, но лик твой заметил
    И твоих утешений просил?
    Я хотел, чтоб мы были врагами,
    Так за что ж подарила мне ты
    Луг с цветами и твердь со звездами -
    Всё проклятье своей красоты?
    И коварнее северной ночи,
    И хмельней золотого аи,
    И любови цыганской короче
    Были страшные ласки твои…
    И была роковая отрада
    В попираньи заветных святынь,
    И безумная сердцу услада -
    Эта горькая страсть, как полынь!

    Слайд 21

    • Стихотворение «Незнакомка» было написано А.А. Блоком в 1906 году. Оно вошло в цикл «Свирель запела на мосту». Это был сложный, трудный период в жизни поэта, его многие стихи пронизаны острым трагическим ощущением переломной эпохи. Сложности присутствовали и в личной жизни: у жены Блока, Любови Дмитриевны Менделеевой, был роман с его другом, поэтом Андреем Белым. В этой атмосфере «растерзанной мечты» и родилась блоковская «Незнакомка».
  • Слайд 22

    «Незнакомка» Александр Блок

    По вечерам над ресторанами
    Горячий воздух дик и глух,
    И правит окриками пьяными
    Весенний и тлетворный дух.

    Вдали над пылью переулочной,
    Над скукой загородных дач,
    Чуть золотится крендель булочной,
    И раздается детский плач.

    И каждый вечер, за шлагбаумами,
    Заламывая котелки,
    Среди канав гуляют с дамами
    Испытанные остряки.

    Над озером скрипят уключины
    И раздается женский визг,
    А в небе, ко всему приученный
    Бесмысленно кривится диск.

    И каждый вечер друг единственный
    В моем стакане отражен
    И влагой терпкой и таинственной
    Как я, смирен и оглушен.

    А рядом у соседних столиков
    Лакеи сонные торчат,
    И пьяницы с глазами кроликов кричат.
    И каждый вечер, в час назначенный
    (Иль это только снится мне?),
    Девичий стан, шелками схваченный,
    В туманном движется окне.

    И медленно, пройдя меж пьяными,
    Всегда без спутников, одна
    Дыша духами и туманами,
    Она садится у окна.

    «Незнакомка» Александр Блок

    Слайд 23

    И веют древними поверьями
    Ее упругие шелка,
    И шляпа с траурными перьями,
    И в кольцах узкая рука.

    И странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль,
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль.

    Глухие тайны мне поручены,
    Мне чье-то солнце вручено,
    И все души моей излучины
    Пронзило терпкое вино.

    И перья страуса склоненные
    В моем качаются мозгу,
    И очи синие бездонные
    Цветут на дальнем берегу.

    В моей душе лежит сокровище,
    И ключ поручен только мне!
    Ты право, пьяное чудовище!
    Я знаю: истина в вине.

    Слайд 24

    • Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» созданное Александром Блоком в 1912 году, является переломным в творчестве поэта. Восемь коротких строф не только принесли их автору мировую известность, но и изменили его жизненные взгляды. Данное произведение ознаменовало новый этапа творчества Александр Блока, в котором он практически полностью отрекся от так обожаемого им символизма, впервые в жизни задумавшись над более прозаическими и банальными вещами.
  • Слайд 25

    «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Александр Блок

    Ночь, улица, фонарь, аптека,
    Бессмысленный и тусклый свет.
    Живи еще хоть четверть века -
    Все будет так. Исхода нет.

    Умрешь - начнешь опять сначала
    И повторится все, как встарь:
    Ночь, ледяная рябь канала,
    Аптека, улица, фонарь.

    Слайд 26

    Революционные годы

    • Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в«Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора.
  • Слайд 27

    • Октябрьскую революцию Блок пытался осмыслить не только в публицистике, но и, что особенно показательно, в своей не похожей на всё предыдущее творчество поэме «Двенадцать» (1918). Это яркое и в целом недопонятое произведение стоит совершенно особняком в русской литературе Серебряного века и вызывало споры (как слева, так и справа) в течение всего XX века.
  • Слайд 28

    • В феврале 1919 года Блок был арестован Петроградской Чрезвычайной Комиссией. Его подозревали в участии в антисоветском заговоре. Через день, после двух долгих допросов Блока всё же освободили, так как за него вступился Луначарский. Однако даже эти полтора дня тюрьмы надломили его. В 1920 году Блок записал в дневнике:

    …под игом насилия человеческая совесть умолкает; тогда человек замыкается в старом; чем наглей насилие, тем прочнее замыкается человек в старом. Так случилось с Европой под игом войны, с Россией - ныне.

    Слайд 29

    • В январе 1921 года Блок по случаю 84-й годовщины смерти Пушкина выступил в Доме литераторов со своей знаменитой речью «О назначении поэта».
    • Эта речь была последним воплем отчаяния.
    • Процитировав знаменитую строку Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» - Блок повернулся к сидевшему тут же на сцене обескураженному советскому бюрократу и отчеканил:

    …покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю - тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем: жизнь для него потеряла смысл.

  • Слайд 30

    • Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. За несколько дней до смерти по Петербургу прошёл слух, будто поэт сошёл с ума. Действительно, накануне смерти Блок долго бредил, одержимый единственной мыслью: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Однако поэт умер в полном сознании, что опровергает слухи о его помешательстве. Перед смертью, после получения отрицательного ответа на запрос о выезде на лечение за границу (от 12 июля), поэт сознательно уничтожил свои записи, отказывался от приёма пищи и лекарств
    • Поэт был похоронен на Смоленском православном кладбище Петрограда. В 1944 году прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище
  • Посмотреть все слайды

    Похожие статьи

    © 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.