Нина артюхова большая береза краткое содержание. Отзыв о рассказе Артюховой «Большая береза

Урок знакомит учащихся с новым произведением Н. Артюховой "Большая берёза"
Задачи урока:
-Развивать технику чтения, умение строить высказывание в устной речи, правильно отвечать на поставленные вопросы
-Учить фонетической выразительности посредством интонации
-Воспитывать нравственность через восприятие художественного произведения, на основе содержания текста, пословицы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок чтения и развития речи во 2 специальном (коррекционном) классе 8 вида

Кадачегова Елена Петровна

Учитель начальных специальных (коррекционных) классов

Тема урока: Н.Артюхова "Большая берёза"

Цели: Знакомство с новым произведением Н. Артюховой "Большая берёза"

Задачи урока:

Развивать технику чтения, умение строить высказывание в устной речи, правильно отвечать на поставленные вопросы

Учить фонетической выразительности посредством интонации

Воспитывать нравственность через восприятие художественного произведения, на основе содержания текста, пословицы.

Ход урока

1 Оргмомент

Сегодня наш урок мы начнём с чтения пословицы. Но что это? Видимо ветер проник в наш класс и раздул слова по разным местам. Давайте соберём их и составим пословицу. Посмотрите вверх, прямо, в стороны, соберите слова.

При солнце тепло, а при матери добро.

Прочитайте пословицу тихо, громко, шёпотом, в форме вопроса-ответа.

А как вы понимаете эту пословицу?

Прочитайте медленно и подумайте.

(Солнце греет –от него тепло, мама делает только добро, рядом с ней всегда хорошо.)

В каких случаях жизни можно применять эту пословицу? (Ответы детей, рассуждения)

2 Собщение темы урока и постановка целей

Сегодня на уроке чтения мы с вами будем читать рассказ о том, как мальчик Алёша залез высоко на дерево и узнаем, что затем произошло. Будем учиться читать правильно, выразительно, используя интонацию голоса. Называется рассказ "Большая берёза". Написала рассказ Нина Михайловна Артюхова.

3 Изучение нового материала. Вступительная беседа

Нина Михайловна Артюхова-русская писательница. Родилась в 1901г в Москве.Свои рассказы и стихи она печатала в таких детских журналах, как "Мурзилка", "Чиж", "Пионер".

4 Словарная работа

В рассказе встретятся слова:

Терраса- летнее открытое помещение в жилом доме.

Дачник- человек, живущий в загородном доме, занимающийся выращиванием овощей, цветов и других культур.

Овраг- глубокая длинная впадина на поверхности земли

Составление предложений с данными словами.

5 Изучение новой темы

1) Первичное чтение учителем

2) Работа по содержанию

Какие чувства вызвал у вас рассказ?

Какое было настроение?

А когда вы больше волновались?

Встаньте, давайте прочитаем слова, рассположенные на стене.

Какие из них больше подходят к рассказу?

Выберите: Радость, грусть, волнение, веселье, переживание.

Выбор слов, объянение выбора.

6 Первичное закрепление

7 Вторичное закрепление

Чтение рассказа учащимися по частям и анализ произведения.

Сколько частей в рассказе?

О чём говорится в 1 части рассказа?

Чтение 1 части рассказа цепочкой по предложению.

Как мама узнала, что её сын залез на берёзу?

Зачитайте.

Какие чувства она испытала при этом? (Ответы детей)

Почему вы так решили? Докажите словами из текста. (Чашка выскользнула из рук...)

Какое лицо стало у мамы, когда она поняла об опасности, которая грозит сыну? (как берёзовый ствол)

Как вы понимаете эти слова? (бледное, белое, испуганное)

Почему она отправила ребят, сообщивших о случившемся, домой?

(Они кричали, возмущались, чем могли напугать Алёшу.)

Физминутка.

Психогимнастика. Показать телом, мимикой значение слов:

радость, грусть, волнение, веселье, страх, переживание.

Какие действующие лица во второй части?

(Мама, Алёша, дачник)

Как говорила мама с Алёшей, когда он спускался с дерева?

Как чувствовал себя Алёша?

(Он устал, волновался)

Кто из действующих лиц в этой части рассказа вам понравился больше? (Мама, она вдохнула веру в силы мальчика).

А кто не понравился и почему? (Дачник, он закричал на Алёшу).

А как дачник разговаривал с Алёшей? (сердитым голосом)

Давайте прочитаем слова дачника с нужной интонацией (сердито, гневно)

Чем закончилась эта часть рассказа? (Ответы детей)

Как выдумаете, какое это было путешествие? Опасное.

Докажите словами из текста. (Земля приближалась и сжималась...)

А как вы думаете, что могло произойти с мальчиком, если бы вовремя не подошла мама? (Мальчик мог упасть, разбиться)

А как бы вы поступили в данной ситуации, на месте мамы? (Ответы детей)

Чтение 3 части в парах по предложению.

Как выглядел Алёша, когда слез с дерева? Прочитайте. (Он стоял красный, разгорячённый...)

Почему заплакала мама? (От волнения, которое больше не могла скрывать)

8 Итог урока. Оценивание

Кто из героев вам понравился больше?

Какие чувства испытала мама? Выберите те слова, которые расскрывают эти чувства.

Страх, волнение, пепереживание, ужас, боязнь, спокойствие, равнодушие, гнев, раздражение, злость, недовольство.

А теперь давайте нарисуем словесный портрет мамы. Какая она? (Умная, мужественная, находчивая, чуткая, добрая, внимательная)

А теперь вернёмся к пословице, почему я взяла именно эту пословицу на урок? Почему при матери всегда добро? Потому что мама всегда помогает, делает только добро детям, она чувствует сердцем, как поступить.

Чему учит этот рассказ? Нельзя залезать на деревья. Не нужно в таких ситуациях суетится, нужно уметь помочь.

9 Домашнее задание

Почему Алёша был смущен и растерян, когда плакала мама?


Организация: МБОУ СШ №41

Населенный пункт: г. Ульяновск

Внеклассное чтение. 3 класс.

Учитель Софьина Е.В.

Тема: Н. М. Артюхова «Большая берёза»

Цели: учить определять тему произведения,

Учить определять слова, несущие основное содержание и смысл произведения; совершенствовать навыки чтения;

способствовать развитию речи, внимания;

воспитывать ответственность за свои поступки.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь определять основную мысль, выражать её своими словами;

Уметь различать последовательность событий и последовательность их изложения;

Уметь соотносить поступки героев с их нравственными нормами.

Метапредметные:

Регулятивные:

Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

Познавательные:

Находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый);

Коммуникативные:

Уметь аргументировать собственную позицию

Личностные:

Формирование ориентации в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей.

Оборудование: мини проекты творческих групп (1 гр. – раскладушка фотографий совместных дел с мамой, 2 гр.- сборник сочинений о случаях, когда мама помогла, открыла что-то важное в жизни, научила, 3гр. – выставка книг Н. М. Артюховой и сведения об авторе); презентация к произведению;

Ход занятия

1. Организация класса (проверка рабочего места)

Итак, урок внеклассного чтения. Поприветствуем гостей (дети поворачиваются, улыбаются)

Тихо сели.

2. Введение в тему.

Звучит музыка, читается отрывок из рассказа «Мама» Ю. Я. Яковлева.

Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь этот голос. Он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить этот голос, эти глаза, эти руки. Ты маленький, ещё не умел говорить, она понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Она учила тебя говорить, ходить, прочла тебе первую книгу. От неё ты узнал, как зовут птиц, узнал, что у каждого цветка есть имя.

О ком идёт речь в отрывке? (говорится о маме)

В ноябре по внеклассному чтению мы читаем произведения о маме. Почему? (29 ноября день матери)

И этот урок посвящаем маме.

3. Работа в группах.

Какие творческие задания вы получили?

1 группа. Мы оформляли выставку фотографий, на которой представили фотографии совместных дел с мамой.

Расскажите. (вместе с мамой …читаю книгу) дети договаривают предложение.

2 группа. Мы писали сочинение о случаях, когда мама нам помогла, открыла что-то важное в жизни, научила чему-то)

Прочитайте свои сочинения. (2-3 ученика)

3 группа приготовила сценку. (сценка о том, как мальчики сообщают маме Алёшки, что он забрался на большую берёзу)

Из какого произведения сценка?

Эта книга находится на выставке. Её приготовила 4 группа. Они расскажут об авторе этой книги.

4.Сообщение цели урока.

Итак, мы работаем над произведением Н. М. Артюховой «Большая берёза» и на примере героев попробуем оценить их действия и поступки.

5. Анализ произведения.

На парте у вас лежат тексты с этим произведением.

Какие слова остались непонятны?

Объясните значение слова терраса, смущённый, растерянный . (терраса – летняя пристройка к дому; смущённый – находящийся в состоянии застенчивости, замешательства, стыда; растерянный – беспомощный от волнения, сильного потрясения)

  • Назовите главных героев. (мама, Алёшка) слайд

мама Алёшка

  • О чём говорится в рассказе? Определите тему. (Алёшка забирается на большую берёзу, мама помогает ему слезть с дерева)

Как вы себе представляете большую берёзу? (выше многоэтажного дома)

слайд

Итак, Алёша забирается на большую берёзу, а мама помогает ему слезть с дерева.

слайд

- помогает слезть с дерева - забирается на большую берёзу

  • Как ведёт себя мама в этой опасной ситуации? (не сердится, говорит спокойным, ласковым голосом…..)

(работаем с текстом) Как помогает Алёше? Выходит на слайде

- говорит спокойным, ласковым голосом

- направляет (ставь ногу на этот сучок, вот сюда, поправее; посиди, отдохни и начинай спускаться)

- советует (не спеши, потихоньку)

- вселяет уверенность (хорошо умеет лазить по деревьям)

  • подбадривает (молодец, говорила ободряющие слова)
  • Как ведёт себя Алёшка? (выполняет советы мамы) Выходит на слайде

- слушает

-следует советам

-выполняет

6. Физминутка.

Встали. Представим себе и покажем большую берёзу. Сделали вдох, подняли руки и потянулись на носочках вверх, выдох опустили руки. Повторить 3 раза.

7. Работа над произведением.

Слайд

Глеб, дачник

Володя

В ответ мама спешит на помощь.

В опасной ситуации нужно обращаться за помощью к маме или близким людям.

Прочитайте отрывок о дачнике.

Как вёл себя дачник? (сердито и испуганно закричал на Алёшу)

Как слова дачника подействовали на Алёшу? (Алёша напугался)

Как вы определили, что Алёша напугался? (вздрогнул и сделал неверное движение)

А как действовали слова мамы? (вселяли уверенность, успокаивали)

Прочитайте, что сказала мама в ответ дачнику.

Почему она так спокойно обратилась к дачнику?

Мама культурно попросила дачника не вмешиваться в их действия. Дачник понял маму и больше не вмешивался.

Чем заканчивается этот случай? (Алёша благополучно слезает с берёзы)

Посмотрите на действия мамы:

Отправила мальчиков домой, чтобы они не мешали;

Культурно попросила не вмешиваться дачника;

В результате совместных действий помогает Алёше благополучно слезть с берёзы.

Что вы можете сказать об этой маме, какая она? (умная, мудрая, культурная)

Давайте прочитаем, что изменилось в поведении мамы в конце рассказа.

А теперь прочитаем выразительно по ролям слова мамы и Алёши.

Представьте, что это произошло с вами, какие слова вы бы выбрали для мамы?

Алёша благополучно слез, почему мама плакала? (внешне была спокойна, чтобы не напугать сына, а внутри испуг, волнение за жизнь и здоровье Алёши)

Думал ли Алёша, что могло бы произойти, когда залазил на дерево?

А у вас был ли случай, когда мама вам помогла в трудной ситуации?

Часто своими необдуманными поступками дети огорчают свою маму, огорчение оказывает влияние на состояние здоровья человека и укорачивает его жизнь, прежде чем совершать какие-то поступки, подумайте об их последствиях.

Придумайте другое название.(Необдуманный поступок Алёши. Мамина помощь. Чрезвычайный случай.)

8. Рефлексия.

А вообще в жизни вы всегда ведёте себя правильно, например, на прогулках, дома, в школе?

Если вы попали в сложную ситуацию в школе к кому вы обратитесь? (к учителю)

В школе ваш помощник и защитник любой учитель, который оказался рядом. Многое зависит от вас самих, любой поступок несёт какое – то последствие для вас хорошее или плохое.

Чтобы не было плохих последствий, вы ведёте дневник самовоспитания.

Проанализировав действия и поступки свои героев произведения, подумайте, чтобы вы записали в дневник самовоспитания. Посмотрите на экран.

Ответственность за поступки;

Не огорчать маму;

Слушать маму, близких, знакомых людей

Для меня очень важно, когда рядом с вами не будет взрослых, вы вели себя правильно, не причиняли себе и другим вред здоровью, боль.

Я рада всем вашим ответам на уроке и вижу, вы понимаете, что плохие действия могут навредить вашему здоровью.

д/з Одна у человека мать, одна и Родина.

К следующему внеклассному чтению читаем книги о Родине.

Оценивание работы на уроке.

Литература:

  1. Большая энциклопедия природы для детей. Пер. с фр. М.: Гриф-фонд, Межкнига, 1994. 256с., 300 цв. Ил. Издатель А.Л. Дьяченко.
  2. Тихонов А.В. Детская энциклопедия леса: Науч-поп. Издание для детей. – М.: ЗАО»РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.-80с.
  3. Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе.- 3-е изд., дополн.-М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – 96с.
  4. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся нач. кл. –М.: Просвещение, 1998. – 224с.
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/ (википедия)
  6. http://readly.ru/author/8103/ (биография Н.М. Артюховой)

Совсем одинаковые

Мама защёлкнула чемодан и надела шляпку.

– Вот, – сказала она, – Николай и Андрюша, слушайте внимательно. Здесь, в левом ящике,лежат запасные ленточки. Нарочно сегодня ходила в магазин, четыре метра купила.

– Четыре метра? – удивился папа. – Милок, зачем же так много? Неужели по метру в каждую косичку?

– Они очень часто теряют. Я же говорю – это запас. Вот, Николай, посмотри сюда. Два метра голубой и два розовой. Розовая – для Вари, а голубая – для Вали. Не перепутайте, пожалуйста.

– Не беспокойся, милок, всё сделаем. Позволь, как, как ты сказала? Для Вали? То есть для Вари?

Мама повторила терпеливо:

– Розовая – для Вари, а для Вали – голубая.

– Да ведь я, мама, знаю, – сказал Андрюша.

– Постой, Андрюшка… – Папа сдвинул брови и повторил несколько раз: – Валя – голубая… Варя-розовая. Ва-л-ля… гол-лу… гол-лубая… Вар-р-ря – р-розовая! Прекрасно! Очень легко запомнить!

– А ну-ка проверим! – сказал Андрюша. – Папа, это кто?

– С голубыми косичками – значит, Валя, – твёрдо ответил папа.

– А это кто? – спросила Валя, показывая на сестрёнку.

– А эта с розовыми косичками – значит, Варя!

– Запомнил! Запомнил! – радостно закричали ребята. – Мама! Наконец-то запомнил!

Дело в том, что Валя и Варя были близнецы и так похожи друг на друга, что различать их без ленточек умела только одна мама. К тому же и платьица и шубки – всё у них было тоже одинаковое.

А папа только недавно вернулся из далёкой северной экспедиции и всё время путал своих доночек. Конечно, он знал, как похожи близнецы, но всё-таки каждый раз, видя их рядом, качал головой и говорил:

– Нет, это удивительно! Ну совсем, совсем одинаковые!

Папа взглянул на часы и снял с вешалки мамино пальто.

– Пожалуйста, не волнуйся, ничего мы не перепутаем, всё сделаем как надо. К тому же ты уезжаешь на две недели только! Если несколько раз мы назовём по ошибке Валю Варей, ничего особенного…

– Николай! – Мама сунула правую руку мимо рукава и сказала огорчённо: – Значит, ты всё, всё забыл! Ведь я же повторяла тебе несколько раз: доктор сказал, чтоб Вале гулять как можно больше, а Варе совсем нельзя и лекарство три раза в день…

– Всё сделаем! – докончил Андрюша.

И мама уехала. Это было в субботу. В воскресенье можно было не торопиться вставать, поэтому все проспали. Первыми, впрочем, подскочили близнецы, которым даже и в будни торопиться было решительно некуда. К тому времени, когда папа вышел из ванной, приглаживая мокрые волосы, Варя уже успела потерять левую розовую ленточку.

– Неважно, – сказал папа, – у нас есть большой запас. Сколько отрезать? Полметра хватит? Идите сюда, девочки, я причешу вас.

– Папа, – спросил Андрюша, – а заплести ты сумеешь?

– Надеюсь, что да. Мне приходилось успешно выполнять более сложные задания.

Светлые мягкие волосёнки послушно разделились на пробор.

– Ты не так заплетаешь, папа, – сказал через минуту Андрюша.

– Нет, так.

– Нет, не так. Мама вплетает ленточку вместе с волосами, а ты просто завязал бант на хвостике – и ладно.

– Неважно, – сказал папа, – так даже красивее. Видишь, какие у меня банты большие, а у мамы на банты ничего не остаётся.

– Зато прочнее.

– Вот что, Андрей, довольно критику наводить. Что мама велела? Гулять как можно больше. Пейте молоко, забирай Валюшку и отправляйся. А мы с Варей займёмся уборкой.

После уборки и гуляния папа с Андрюшей готовили обед, мыли посуду и долго отскрёбывали ножами и чистили пригоревшую сковородку. Наконец папа сказал «уф» и лёг на диван с книгой в руках. Однако очень скоро книга захлопнулась сама, папины глаза тоже закрылись сами, и папа заснул. Его разбудили громкие голоса.

– Папа! – кричал Андрюша. – Близнецы потерялись!

Папа вскочил как по сигналу боевой тревоги:

– Кто?.. Где?.. Да вот же они! Ну можно ли, Андрюшка, так пугать человека!

– То есть не потерялись, а перепутались. Мы в прятки играли… И под столами, и под вешалкой – ну и задевались куда-то все четыре ленточки. Я же говорил, что не так заплетаешь!

– Валя! Варя! Подите сюда!

Перед папой стояли две совершенно одинаковые дочки, смотрели на него одинаковыми весёлыми глазами, и даже растрёпаны они были совершенно одинаково.

– Неважно! – засмеялся папа. – У нас ещё три с половиной метра этих ленточек. Я теперь хорошо помню: голубую – Вале, а Варе…

– Эх, папа, папа! Ну а как же ты их теперь различишь – какая которая?

– Да очень просто! Говорить-то ведь они умеют. Большие девочки… Тебя как зовут?

– А тебя?

Картавили близнецы тоже совсем одинаково. Папа задумался:

– Неаккуратно это у нас получается… Как же быть, Андрюшка? Ведь Варе уже пора лекарство принимать, а Вале – гулять как можно больше!

За дверью раздалось знакомое покашливание.

– Дедушка! – радостно крикнули ребята. Дедушка поздоровался со всеми и стал протирать очки:

– Гулять, говорите, нужно? Вот я и пришёл пораньше, чтобы погулять с Валечкой. Я и мамочке обещал.

– Вы пришли как раз вовремя, Константин Петрович! – сказал папа. – Видите ли, у нас… то есть… Ну, короче говоря, близнецы перепутались! – И рассказал дедушке, что произошло.

– Как же это ты так, Николай? – Дедушка с упрёком посмотрел на папу. – Родной, можно сказать, отец, а родных, можно сказать, дочек перепутал.

– Что же делать, Константин Петрович, виноват, конечно! Да ведь когда я уезжал, они совсем чуть-чуточные были. Позвольте, Константин Петрович! А вы-то сами? Родной, можно сказать, дедушка? И родных, можно сказать, внучек… А ну-ка, где Валя? Где Варя? Какая которая?

Дедушка медленно надел очки и посмотрел на внучек:

– Кхм! Кхм!.. Н-да! То-есть… Кхм!.. Кхм!.. Очки у меня слабоваты стали! Не по глазам уже. Вот если бы мне очки посильнее…

Андрюша засмеялся громче всех.

– А уже тебе, Андрей, совсем стыдно, – сказал папа, – и не уезжал никуда, видишь их каждый день…

– Да, да, – поддержал папу дедушка, – без очков, и глаза у тебя молодые, а родных, можно сказать, сестрёнок…

– Что же я-то? – оправдывался Андрюша. – Я ничего. Я их до болезни очень хорошо различал: Варя была потолще. А в больнице они похудели по-разному и стали совсем одинаковые!

Папа решительно подошёл к буфету, взял пузырёк с лекарством.

– А ну-ка, Варя, – сказал он, – иди-ка сюда, пора лекарство пить. Девочки! Кому я давал лекарство сегодня утром?

Валя и Варя переглянулись и ничего не ответили.

– Эх, папа! – зашептал Андрюша. – Разве они скажут? Кому охота лекарство пить? Оно ведь горькое.

– Что же, – сказал папа, – попробуем по-другому. А ну-ка, дочки, кто сейчас пойдёт с дедушкой гулять как можно больше? Валя, иди сюда, я тебе косички заплету и надену шубку.

Он помахал голубыми лентами. Девочки опять посмотрели друг на друга, лица у них стали грустные, но молчали обе.

– В чём дело, Андрюша? – тихо спросил папа. – Почему же теперь не отзывается Валя? Ведь они любят гулять с дедушкой?

– Конечно, любят, – ответил Андрюша. – Потому Валя и молчит. Варя дома остаётся, а Вале её жалко!

, сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Нина Михайловна Артюхова
Большая берёза

– Идут! Идут! – закричал Глеб и стал спускаться с дерева, пыхтя и ломая ветки. Алёша посмотрел вниз. Шли дачники с поезда. Длинноногий Володька, разумеется, шел впереди всех. Скрипнула калитка. Глеб кинулся навстречу.

Алёша прижался щекой к стволу липы. Он сразу стал маленьким и ненужным. Глеб и Володя будут говорить о книжках, которых Алёша не читал, о кинокартинах, которые Алёше смотреть еще рано. Потом уйдут в лес. Вдвоем. Алёшу не возьмут, хотя он собирает грибы лучше Глеба, бегает быстрее Глеба, а на деревья лазит так хорошо, что его даже прозвали обезьянкой за ловкость. Алёше стало грустно: выходные дни приносили ему одни огорчения.

– Здравствуй, Глебушка, – сказал Володя. – А где облизьяна?

«Обезьяна» было почетное прозвище, но ведь каждое слово можно исковеркать так, что получится обидно.

– Сидит на липе, – засмеялся Глеб. – Володя, я тоже на эту липу лазил, почти до самой верхушки.

– Охотно верю, – насмешливо ответил Володя. – На эту липу могут влезть без посторонней помощи даже грудные младенцы!

После таких слов сидеть на липе стало неинтересно. Алёша спустился на землю и пошел к дому.

– Вот березка у вас за забором растет, – продолжал Володя, – это действительно настоящее дерево.

Володя вышел за калитку.

– Эй ты, Алёшка! – крикнул он. – Тебе не влезть на большую березу!

– Мне мама не позволяет, – ответил Алёша хмуро. – Она говорит, что с каждого дерева придется рано или поздно спускаться, а спускаться часто бывает труднее, чем лезть кверху.

– Эх ты, маменькин сынок!

Володя скинул сандалии, прыгнул на высокий пень около дерева и полез кверху, обхватывая ствол руками и ногами.

Алёша смотрел на него с нескрываемой завистью. Зеленые пышные ветки росли на березе только на самом верху, где-то под облаками. Ствол был почти гладкий, с редкими выступами и обломками старых сучьев. Высоко над землей он разделялся на два ствола, и они поднимались к небу, прямые, белые, стройные. Володя уже добрался до развилки и сидел, болтая ногами, явно «выставляясь».

– Лезь сюда, облизьяна! – не унимался он. – Какая же ты обезьяна, если боишься на деревья лазить?

– У него хвоста нет, – сказал Глеб, – ему трудно.

– Бесхвостые обезьяны тоже хорошо лазят, – возразил Володя. – Хвостом хорошо за ветки цепляться, а тут и веток почти нет. Алёша без веток лазить не умеет.

– Неправда! – не выдержал Алёша. – Я до половины на шест влезаю.

– Почему же это только до половины?

– Ему выше мама не позволяет.

Алёша раздул ноздри и отошел в дальний угол сада.

Володя покрасовался еще немного на березе. Но дразнить было больше некого, а лезть выше по гладкому стволу он не решился и стал спускаться.

– Пойдем за грибами, Глеб, ладно? Тащи корзинки. Алёша молча смотрел им вслед. Вот они перешли овраг и побежали к лесу, весело размахивая лукошками. Мама вышла на террасу:

– Алёша, хочешь, пойдем со мной на станцию? Прогуляться и посмотреть паровозы было бы неплохо. Но Алёшу только что назвали маменькиным сынком. Не мог же он идти через всю деревню чуть ли не за руку с мамой, когда Володя и Глеб отправились вдвоем в лес, как настоящие мужчины!

– Не хочется, – сказал он. – Я посижу дома.

Мама ушла. Алёша посмотрел на большую березу, вздохнул и сел на скамейку около забора.

Володя и Глеб вернулись только к обеду. После обеда постелили в саду одеяло и разлеглись читать. Мама пошла на кухню мыть посуду.

– Ты бы полежал тоже, Алёша, – сказала она. Алёша присел на кончик одеяла и заглянул в книжку через плечо Глеба.

– Не дыши мне в

конец ознакомительного фрагмента

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Мама защёлкнула чемодан и надела шляпку.

– Вот, – сказала она, – Николай и Андрюша, слушайте внимательно. Здесь, в левом ящике,лежат запасные ленточки. Нарочно сегодня ходила в магазин, четыре метра купила.

– Четыре метра? – удивился папа. – Милок, зачем же так много? Неужели по метру в каждую косичку?

– Они очень часто теряют. Я же говорю – это запас. Вот, Николай, посмотри сюда. Два метра голубой и два розовой. Розовая – для Вари, а голубая – для Вали. Не перепутайте, пожалуйста.

– Не беспокойся, милок, всё сделаем. Позволь, как, как ты сказала? Для Вали? То есть для Вари?

Мама повторила терпеливо:

– Розовая – для Вари, а для Вали – голубая.

– Да ведь я, мама, знаю, – сказал Андрюша.

– Постой, Андрюшка… – Папа сдвинул брови и повторил несколько раз: – Валя – голубая… Варя-розовая. Ва-л-ля… гол-лу… гол-лубая… Вар-р-ря – р-розовая! Прекрасно! Очень легко запомнить!

– А ну-ка проверим! – сказал Андрюша. – Папа, это кто?

– С голубыми косичками – значит, Валя, – твёрдо ответил папа.

– А это кто? – спросила Валя, показывая на сестрёнку.

– А эта с розовыми косичками – значит, Варя!

– Запомнил! Запомнил! – радостно закричали ребята. – Мама! Наконец-то запомнил!

Дело в том, что Валя и Варя были близнецы и так похожи друг на друга, что различать их без ленточек умела только одна мама. К тому же и платьица и шубки – всё у них было тоже одинаковое.

А папа только недавно вернулся из далёкой северной экспедиции и всё время путал своих доночек. Конечно, он знал, как похожи близнецы, но всё-таки каждый раз, видя их рядом, качал головой и говорил:

– Нет, это удивительно! Ну совсем, совсем одинаковые!

Папа взглянул на часы и снял с вешалки мамино пальто.

– Пожалуйста, не волнуйся, ничего мы не перепутаем, всё сделаем как надо. К тому же ты уезжаешь на две недели только! Если несколько раз мы назовём по ошибке Валю Варей, ничего особенного…

– Николай! – Мама сунула правую руку мимо рукава и сказала огорчённо: – Значит, ты всё, всё забыл! Ведь я же повторяла тебе несколько раз: доктор сказал, чтоб Вале гулять как можно больше, а Варе совсем нельзя и лекарство три раза в день…

– Всё сделаем! – докончил Андрюша.

И мама уехала. Это было в субботу. В воскресенье можно было не торопиться вставать, поэтому все проспали. Первыми, впрочем, подскочили близнецы, которым даже и в будни торопиться было решительно некуда. К тому времени, когда папа вышел из ванной, приглаживая мокрые волосы, Варя уже успела потерять левую розовую ленточку.

– Неважно, – сказал папа, – у нас есть большой запас. Сколько отрезать? Полметра хватит? Идите сюда, девочки, я причешу вас.

– Папа, – спросил Андрюша, – а заплести ты сумеешь?

– Надеюсь, что да. Мне приходилось успешно выполнять более сложные задания.

Светлые мягкие волосёнки послушно разделились на пробор.

– Ты не так заплетаешь, папа, – сказал через минуту Андрюша.

– Нет, так.

– Нет, не так. Мама вплетает ленточку вместе с волосами, а ты просто завязал бант на хвостике – и ладно.

– Неважно, – сказал папа, – так даже красивее. Видишь, какие у меня банты большие, а у мамы на банты ничего не остаётся.

– Зато прочнее.

– Вот что, Андрей, довольно критику наводить. Что мама велела? Гулять как можно больше. Пейте молоко, забирай Валюшку и отправляйся. А мы с Варей займёмся уборкой.

После уборки и гуляния папа с Андрюшей готовили обед, мыли посуду и долго отскрёбывали ножами и чистили пригоревшую сковородку. Наконец папа сказал «уф» и лёг на диван с книгой в руках. Однако очень скоро книга захлопнулась сама, папины глаза тоже закрылись сами, и папа заснул. Его разбудили громкие голоса.

– Папа! – кричал Андрюша. – Близнецы потерялись!

Папа вскочил как по сигналу боевой тревоги:

– Кто?.. Где?.. Да вот же они! Ну можно ли, Андрюшка, так пугать человека!

– То есть не потерялись, а перепутались. Мы в прятки играли… И под столами, и под вешалкой – ну и задевались куда-то все четыре ленточки. Я же говорил, что не так заплетаешь!

– Валя! Варя! Подите сюда!

Перед папой стояли две совершенно одинаковые дочки, смотрели на него одинаковыми весёлыми глазами, и даже растрёпаны они были совершенно одинаково.

– Неважно! – засмеялся папа. – У нас ещё три с половиной метра этих ленточек. Я теперь хорошо помню: голубую – Вале, а Варе…

– Эх, папа, папа! Ну а как же ты их теперь различишь – какая которая?

– Да очень просто! Говорить-то ведь они умеют. Большие девочки… Тебя как зовут?

– А тебя?

Картавили близнецы тоже совсем одинаково. Папа задумался:

– Неаккуратно это у нас получается… Как же быть, Андрюшка? Ведь Варе уже пора лекарство принимать, а Вале – гулять как можно больше!

За дверью раздалось знакомое покашливание.

– Дедушка! – радостно крикнули ребята. Дедушка поздоровался со всеми и стал протирать очки:

– Гулять, говорите, нужно? Вот я и пришёл пораньше, чтобы погулять с Валечкой. Я и мамочке обещал.

– Вы пришли как раз вовремя, Константин Петрович! – сказал папа. – Видите ли, у нас… то есть… Ну, короче говоря, близнецы перепутались! – И рассказал дедушке, что произошло.

– Как же это ты так, Николай? – Дедушка с упрёком посмотрел на папу. – Родной, можно сказать, отец, а родных, можно сказать, дочек перепутал.

– Что же делать, Константин Петрович, виноват, конечно! Да ведь когда я уезжал, они совсем чуть-чуточные были. Позвольте, Константин Петрович! А вы-то сами? Родной, можно сказать, дедушка? И родных, можно сказать, внучек… А ну-ка, где Валя? Где Варя? Какая которая?

Дедушка медленно надел очки и посмотрел на внучек:

– Кхм! Кхм!.. Н-да! То-есть… Кхм!.. Кхм!.. Очки у меня слабоваты стали! Не по глазам уже. Вот если бы мне очки посильнее…

Андрюша засмеялся громче всех.

– А уже тебе, Андрей, совсем стыдно, – сказал папа, – и не уезжал никуда, видишь их каждый день…

– Да, да, – поддержал папу дедушка, – без очков, и глаза у тебя молодые, а родных, можно сказать, сестрёнок…

– Что же я-то? – оправдывался Андрюша. – Я ничего. Я их до болезни очень хорошо различал: Варя была потолще. А в больнице они похудели по-разному и стали совсем одинаковые!

Папа решительно подошёл к буфету, взял пузырёк с лекарством.

– А ну-ка, Варя, – сказал он, – иди-ка сюда, пора лекарство пить. Девочки! Кому я давал лекарство сегодня утром?

Валя и Варя переглянулись и ничего не ответили.

– Эх, папа! – зашептал Андрюша. – Разве они скажут? Кому охота лекарство пить? Оно ведь горькое.

– Что же, – сказал папа, – попробуем по-другому. А ну-ка, дочки, кто сейчас пойдёт с дедушкой гулять как можно больше? Валя, иди сюда, я тебе косички заплету и надену шубку.

Он помахал голубыми лентами. Девочки опять посмотрели друг на друга, лица у них стали грустные, но молчали обе.

– В чём дело, Андрюша? – тихо спросил папа. – Почему же теперь не отзывается Валя? Ведь они любят гулять с дедушкой?

– Конечно, любят, – ответил Андрюша. – Потому Валя и молчит. Варя дома остаётся, а Вале её жалко!

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.