Музей истории константиновской батареи время работы. Бастион мужества: как Константиновская батарея стала символом обороны Севастополя

СЕВАСТОПОЛЬ, 24 окт - РИА Новости Крым . Около трех лет понадобилось строителям, чтобы восстановить легендарную , которая дважды за свою историю показала пример несгибаемой воли, русского духа и отваги, достойной героев Древней Греции. 4 ноября состоится официальное открытие цитадели для жителей и гостей Севастополя. В преддверии этого события корреспондент побывал на территории батареи, чтобы увидеть своими глазами, как она преобразилась.

Возрождение батареи

Решение реконструировать батарею и создать на ее базе было принято в конце 2014 года по инициативе президента Русского географического общества. Основные работы развернулись в 2015 году и продолжались до сих пор.

© Фото с сайта belveder.name

Константиновская батарея в 2014 году

За это время специалисты очистили внутренние залы крепости от песка, камней и прочего мусора, на месте развалившихся башен и стен выложили новую кладку, стены выкрасили в светло-песочный цвет. Кроме того, внутренний плац, который за многие годы зарос травой, кустарниками и деревьями, выложили плиткой, на нем сформировали небольшие зеленые клумбы.

Верхнюю часть батареи выложили деревянным настилом, а смотровые башни убрали. Подняться сюда можно по двум лестницам. Отсюда открывается красивый вид на Севастопольскую бухту и город.

Как рассказал РИА Новости Крым специальный представитель РГО в Севастополе Владимир Воробьев, батарею восстанавливали по историческим чертежам, которые были получены в центральном архиве ВМФ РФ в Санкт-Петербурге.

По его словам, 4 ноября откроется первая пусковая очередь выставочного комплекса. В будущем в порядок приведут всю прилегающую к батарее территорию, включая находящиеся на ней памятники военной истории.

Сейчас готовы две экспозиции - история Константиновской батареи и история Русского географического общества. Среди экспонатов - старые карты, письма, оружие, артефакты, обнаруженные на территории объекта. Однако представители РГО попросили полностью не раскрывать тайну об экспозициях, чтобы гости смогли сами увидеть все воочию.

Бесплатно посетить крепость можно будет только в рамках празднования Дня народного единства - 4 и 5 ноября. После этого вход станет платным. Стоимость билетов представители РГО пока не разглашают. Впрочем, можно предположить, что она не будет выше цены билета в Михайловскую батарею (300 рублей). Работать Константиновская батарея будет пока три дня в неделю (пятницу, субботу, воскресенье).

© РИА Новости Крым. Андрей Киреев

© РИА Новости Крым. Андрей Киреев

© РИА Новости Крым. Андрей Киреев

© РИА Новости Крым. Андрей Киреев

© РИА Новости Крым. Андрей Киреев

© РИА Новости Крым. Андрей Киреев

Копия скульптуры Николая Лаверецкого "Россия", установленная на возвышенности у входа в Константиновскую батарею

© РИА Новости Крым. Андрей Киреев

© РИА Новости Крым. Андрей Киреев

© РИА Новости Крым. Андрей Киреев

© РИА Новости Крым. Андрей Киреев

Идеи Суворова

Накануне открытия музея на территории Константиновской батареи РИА Новости Крым решил вспомнить ее историю, которая началась еще в XVIII веке.

После подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора в 1774 году, который положил конец первой русско-турецкой войне, Османская империя отказалась от претензий на Крым. Полуостров обрел независимость, однако турецкие корабли продолжали вольготно чувствовать себя у берегов полуострова. Понимая стратегическое значение Крыма, императрица Екатерина II решила включить его в состав Российской империи. Сделать это требовалось деликатно - без развязывания новой войны с турками. Выполнять задачу поручили российскому полководцу Александру Суворову. В то время в Ахтиарской бухте (ныне — Севастопольская) располагалось около 10 военных турецких кораблей. По приказу Суворова в ночь на 15 июня 1778 года у входа в бухту русские солдаты возвели земляные укрепление. Когда турки увидели их, то поспешили покинуть бухту, не желая становиться легкой мишенью для русских орудий.

После присоединения Крыма к России было решено укрепить все опорные пункты полуострова, чтобы обезопасить его от посягательств. Суворов предложил построить на месте временных земляных укреплений Севастополя мощные казематированные батареи. Позже идея полководца нашла поддержку в верхах: император Николай I настолько увлекся этим проектом, что лично вносил правки в чертежи батарей. Строительство объекта по проекту полковника Бюрно началось в 1834 году, а основные работы завершились в 1840-м. Ключевым строительным материалом крепости был особо прочный камень, который до сих пор добывают в Севастополе в Килен-балке.

Константиновская батарея выполнена в редком для морских крепостей подковообразном виде, которая позволяла форту вести бой, как со стороны открытого моря, так и на внутреннем рейде - в случае прорыва вражеских кораблей в бухту. На вооружении цитадели находились 94 орудия и 470 бойцов.

© Рисунок из "Севастопольского альбома" Н.Берга

Константиновская батарея (на втором плане, за бухтой)

Морально устарела

Боевое крещение батарея приняла в 1854 году во время первой бомбардировки Севастополя британцами: 5 октября около 90 вражеских кораблей обрушили огненный шквал на укрепления и батареи Севастополя. По некоторым подсчетам, за три часа неприятель дал по городу 50 тыс выстрелов. Константиновская батарея вела огонь из 43 орудий, расположенных в секторе обстрела кораблей. Британских пушек, обстреливающих форт, было в десять раз больше. В результате боя крепость получила значительные повреждения, потеряла более двух десятков орудий, пять ее защитников были убиты и около 50 ранены. Но и британцы понесли потери - от точных попаданий загорелись линкоры "Лондон", "Ким" и "Агамемнон", которые были вынуждены отойти подальше в море. После неудачной попытки сломить Севастополь франко-британские войска больше не предпринимали попыток массированного обстрела города с моря. Вместо этого неприятель избрал своей тактикой осаду Севастополя, которая продолжалась 349 дней.

© РИА Новости Крым. Андрей Киреев

​Константиновская батарея - первое и самое знаменитое укрепление, построенное в Севастополе после присоединения Крыма к Российской империи.

Географические координаты Константиновской батареи на карте Крыма GPS N 44.626704 E 33.512354

С момента присоединения Крыма к Российской империи, остро встал вопрос о создании Черноморского флота и места его базирования. По началу Черноморский флот размещался в городе Николаев (сейчас территория Украины). Но через несколько лет после присоединения, Потемкин принял решение перенести флот в Севастополь, в одну из удобнейших и глубоководных бухт Крыма - Севастопольскую. В 1785 году было создано Черноморское адмиралтейство, что и заложило основу Черноморского флота и вдохнуло новую жизнь в Севастополь.
В 1786 году началась история Константиновской батареи которая вошла в историю, как оборонительное сооружение №1. Батарея расположилась в Севастопольской бухте и перекрывала вход практически всем вражеским кораблям,еще на подступах на рейд.
Первое укрепление Константиновской батареи было земляным, с деревянными редутами. В то время оно действительно могло доставить множество проблем Турецкому флоту.


​К 1830 году земляное укрепление морально устарело и не могло обеспечить достойную оборону и защиту Севастополя, по- этому был принят план создания новой оборонительной крепости. В 1834 году полковник Бюрно разработал новый инженерный проект по укреплению оборонительного сооружения №1. Проект был выполнен в два этажа, в виде правильной подковы. Высота стен составила 12 метров,толщина- до 25 метров. Общая длина- 235 метров. Гарнизон был рассчитан на 500 человек и 94 орудия. В подвалах батареи находились пороховые склады, запасы продовольствия и воды. В случае атаки, Константиновская батарея могла автономно обороняться в течении 1-го года .


Началась Крымско- Турецкая война.Турция ее явно проигрывала. Англия и Франция, боясь захвата Россией проливов,соединяющих Черное и Средиземное море, решила вступить в войну на стороне Турции. Также к ним присоединилась Италия, но в значительных сражениях не участвовала, в основном занималась мародерством и разграблением Крымского побережья. Английские и Французские суда подошли к побережью Крыма, в районе города Севастополь, и попытались занять город. Операция по захвату Крымского полуострова планировалась на 14 дней и еще месяц на установления Турецкого- Французского протектората.
В Севастополе первую атаку неприятеля отбили перекрестным огнем, с №1 №2 и №10 батарей, но основной удар все же пришелся на №1- Константиновскую батарею. Бой длился около 3-4 часов, батарея была накрыта мощнейшим огнем, но все- таки удержалась и вывела из строя три вражеских корабля. Операция быстрого штурма провалилась. Командующие обороной Севастополя вице-адмирал В.А Корнилов и вице- адмирал П.С. Нахимов, приняли решения затопить самые старые корабли и тем самым перекрыть проход в бухту. Дальнейшие попытки прорвать оборону Севастополя с моря-все провалились. Так началась позиционная война с высадкой вражеских сил в Евпатории -сухопутная операция.

Следующим большим испытанием для Константиновской крепости стали годы Второй мировой войны, захват Севастополя фашистами и освобождения города Красной армией. Константиновская крепость, на протяжении всех военных действий, находилась в самом эпицентре сражения: постоянные авианалеты, прямые танковые атаки и обстрелы неприятельскими минами.


В послевоенные годы Константиновская батарея потеряла свою актуальность. Она передавалась из рук в руки по разным Военным ведомствам и практически не восстанавливалась. Небольшие ремонт,. проводимые военными инженерами,поддерживали ее в плачевном состоянии вплоть до 2015 года. В 2015 году Константиновскую батарею передали в Российское географическое общество. В середине 2015 года в крепости начался ремонт и создание первых выставочных залов. Предположительно, за несколько лет, Константиновскую крепость приведут в достойный вид и откроют для посещения туристов. На сегодняшний день, в крепости реконструировали несколько помещений.В копилку музея уже передано около сотни экспонатов и коллекция экспозиции регулярно пополняется.
В ближайшие годы Константиновская батарея , войдет в число открытых для посещения , наравне с такими объектами: как , памятник и . Если Вы решите посетить город Севастополь, то непременно возьмите морскую экскурсию в Артбухту. Во время экскурсии Вы узнаете очень много нового о Севастополе и непременно поплывете к Константиновской батарее. Вид,открывающейся на нее с моря,просто бесподобен, а фото сделанные на ее фоне -останутся как хорошая память на долгие годы. Константиновская батарея на карте Крыма

Константиновская батарея — оборонительное сооружение в форме подковы, которое расположено на Константиновском мысу в северной части Севастопольской бухты, и сегодня является одним из главных акцентов морского фасада .

Сначала на этом месте была построена земляная батарея, которую позже укрепили каменной кладкой.

Нынешний облик Константиновская батарея (иногда сооружение называют равелином) приобрело к середине 19 века.

Константиновский мыс самой природой предназначен был для защиты берегов города. Поэтому не стоит удивляться, что во время основания базы Черноморского флота, первую земляную батарею построили именно здесь.

А уже спустя некоторое время из-за высокой стратегической важности данного объекта, по распоряжению А.В. Суворова укрепление было модернизировано.

После этого путь совершенствования первой батареи Севастополя не закончился – из-за непрерывной турецкой угрозы батарею, уже под именем Константиновской (названа в честь цесаревича Константина Павловича), одну из первых полностью одели в каменное облачение, при этом вооружив её 94 орудиями (50 штук 24-футовых пушек, 38 “единорогов” и 6 мортир).

Константиновская батарея — основное предназначение

Основная функция Константиновской батареи заключалась в защите входа на рейд. Боевое крещение она приняла во время первой обороны Севастополя, вступив в бой с превосходящими силами противника. Во время Великой Отечественной войны на Константиновской батарее был создан опорный пункт.

Когда вражеские силы подошли совсем близко, перед 74 моряками, оборонявшими флот, была поставлена задача — продержаться хотя бы сутки и обеспечить безопасный выход из бухты последним судам. Защитники «маленького Севастополя» — такое название батарея получила у немцев — отбивали атаку за атакой и не пропускали врага в течение трех дней.

Фашисты расстреливали укрепление артиллерией и били прямой наводкой из танков, однако моряки, защищенные гранитными стенами, сдерживали натиск. После трех дней, проведенных под градом снарядов и осколков, выжившие бойцы покинули форт, взорвав погреба с боеприпасами.

Пушечный выстрел ровно в полдень в Севастополе

Каждый день ровно в полдень из Константиновского форта производится пушечный выстрел, изначально служивший сигналом для проверки корабельных, церковных и административных часов.

Первый такой залп прозвучал в 1819 году в Севастополе и Николаеве по приказу командующего Черноморским флотом адмирала Грейга. Позже традиция полуденного выстрела распространилась на Санкт-Петербург, Кронштадт и Владивосток.

Константиновская батарея - это внушительное укрепление на самом выходе из Севастопольской бухты знают очень многие. Даже те, кто в Севастополе никогда не был. Наряду с Памятником затопленным кораблям и Графской пристанью, монументами Штык и парус или Солдат и матрос, Константиновская батарея стала одним из символов Севастополя, растиражированной во множестве фотографий, плакатов, открыток.

А вот побывать на батарее до недавних лет доводилось немногим. Это была воинская часть, причем весьма засекреченная, хоть и знали о ней понаслышке многие. Вот и для меня это оставался уголок Севастополя, наверное, последний, где я еще не был. Причем и возможности вроде бы складывались, но каждый раз не получалось. И вот, наконец, совершенно случайно удалось на батарею выбраться. Побывать, проникнуться особой атмосферой и рассказать вам о ней.

Тем более Константиновская батарея, прошедшая с Севастополем все подвиги и трагедии, все невзгоды, стала сейчас символом возрождения Города.

История батареи началась еще до рождения Севастополя и даже до присоединения Крыма к России. В 1774 году Крымское ханство по итогам очередной русско-турецкой войны и Кючук-Кайнарджийского мирного договора стало независимым. На полуострове стояли русские войска, а крепость Керчь уже принадлежала России. Но и турки не спешили покидать Крым, подталкивая протурецкие силы среди татарской знати к мятежу против пророссийского хана.

В Ахтиарскую тогда еще бухту зашла турецкая эскадра из 10 кораблей. Командующему войсками Крыма и Кубани Александру Суворову было поручено выдворить турок, но без начала новой войны. Полководец сразу оценил и удобство бухты, и возможную угрозу для турецких кораблей – он развернул строительство земляных береговых батарей на выходе из бухты. Буквально за одну ночь русские солдаты возвели первые укрепления. Утром изумленные турки увидели наведенные на них стволы орудий. Русские не атаковали турецкую эскадру, но не позволяли даже прислать баркасы за водой. Каждый день укрепления Суворова становились все основательнее. Турецкий командующий признал, что ни вести бой в бухте в окружении русских береговых батарей, ни прорваться в открытое море он уже не сможет и был вынужден просить Суворова позволить турецкой эскадре покинуть бухту. А в 1872 году в бухту уже вошли первые русские корабли.

Кстати от суворовского земляного укрепления будущая батарея получила звучное, но неверное с точки зрения фортификации название «равелин». По крайней мере, такую версию озвучивают сейчас в Русском географическом обществе.

В 1834 году на берегах Севастопольской бухты началось строительство пяти новых каменных батарей. Проект батареи, получившей названия Константиновской в честь любимого внука императрицы Екатерины Великой, создал военный инженер полковник Бюрно.

По тем временам это было грозное укрепление. Стены складывали из крымбальского камня – прочного и вместе с тем мягкого, который вражеские ядра должны были не раскалывать, а лишь оставлять вмятины. Подковообразная батарея строилась в два этажа. Толщина внешних стен превышала 2 метра. В помещениях батареи – казематах размещались 94 орудия, кубрики артиллеристов, пороховые погреба, склады. По сути, батарея являлась отдельной крепостью, которая могла несколько месяцев самостоятельно отражать атаки противника.

Вскоре батарее довелось испытать себя в бою. В 1854 году к берегам Крыма прибыл огромный флот трех ведущих держав того времени, трех империй – Британской, Французской и Османской. Английские политики хотели отбросить Россию от всех морей, уничтожить русские флоты и их базы, чтобы безраздельно владычествовать на морях и океанах. Самый страшный удар пришелся на Севастополь. Осадив город, противник предпринял удар с моря – 5 октября 1854 года вражеская армада атаковала морские укрепления города. По Константиновской батареи вели огонь британские корабли. На огонь более 400 орудий противника, батарея могла отвечать только 40 пушками, направленными на внешний рейд бухты. Огнем противника были убиты пятеро и ранены около 50 батарейцев, вышли из строя два десятка орудий. Однако и залпы батареи были для врага чувствительны. Каленые ядра прошили борта огромных линкоров «Агамемнон» «Лондон» и «Ким» и корабли загорелись. Вражеский флот отступил.

Когда в 1855 году русские войска после 349-дневной обороны оставили Южную сторону Севастополя, три батареи на ней были взорваны, а вот Константиновская и соседняя с ней Михайловская стали новой линией фронта. Форсировать бухту враг не рискнул. Северная сторона Севастополя осталась за защитниками города.

После первого возрождения Севастополя батарея стала терять свое значение – противоборствовать с броненосцами и стальными линкорами она уже не могла. Рядом с ней была построена более мощная батарея 11-дюймовых орудий, а в самой Константиновской батарее разместили воздухоплавательный парк – прообраз будущей морской авиации. С воздушных шаров и дирижаблей тогда были сделаны многие уникальные фотоснимки Севастополя.

Во время Великой Отечественной войны на батарее располагались части охраны водного района. К 21 июня 2941 года немецкие войска вышли к Севастопольской бухте. Им пришлось преодолеть упорное сопротивление защитников укреплений Северной стороны – Северного укрепления, батарей на мысе Толстый, Константиновской и Михайловской батареи. На Константиновскую батарею отошли часть личного состава 95-й стрелковой дивизии во главе с командиром 161-го стрелкового полка майором И.П. Дацко, бойцы береговых батарей и 178-го инженерного батальона Черноморского флота. Против старинного укрепления немцы задействовали тяжелую артиллерию и авиацию. К сожалению, даже прочный крымбальский камень не смог защитить сражавшихся здесь севастопольцев от сверхтяжелых снарядов противника. Батарея была превращена в руины. 24 июня последние моряки и солдаты вплавь покинули полуразрушенное укрепление. Командир части капитан 3 ранга Михаил Евсевьев (в литературе его ошибочно называют Евсеевым) и батальонный комиссар Иван Кулинич, уходя, взорвали оставшийся на батарее боезапас. Евсевьеву посчастливилось выжить и переплыть бухту, пережить трагедию падения города и встретить победу. Ворвавшиеся на руины батареи немцы повесили умирающего или уже мертвого Кулинича на балконе батареи лицом к непокорному городу…

После освобождения Севастополя разбиравшие завалы моряки похоронили в братской могиле во дворе Константиновской батареи останки 26 ее защитников, установив первый памятник знак. В 70-х годах на могиле возвели новый памятник. Тогда же кому-то пришла в голову идея «эрзац-реконструкции» батареи. Ее руины окружили стеной из белого камня с бойницами, в которых установили резиновые макеты орудий.

А в руинах обосновалась новая секретная часть - 102-й отряд борьбы с подводными диверсионными силами. Она была создана 26 января 1967 года на основании директивы Главного штаба военно-морского флота. На Черноморском флоте еще была памятна трагедия линкора «Новороссийск», взорвавшегося в Севастопольской бухте в 29 октября 1955 года. По одной из версий, его уничтожили итальянские морские подводные диверсанты князя Боргезе, которые в Севастополе побывали еще во время Великой Отечественной войны. Советскому флоту были нужны свои боевые пловцы для охраны баз и борьбы с вражескими диверсантами. Кстати еще в 1941 году рота особого назначения – первая подводная противодиверсионная часть в СССР противостояла все тем же итальянским пловцам под Ленинградом.

Ну а в 60-х годах такие части были созданы на всех флотах. Хотя 102-й отряд и был секретным, в городе о том, что на батарее базируются боевые пловцы, что они охраняют базу, используют особое подводное оружие и боевых дельфинов, знали. Но вот в часть и соответственно на батарею попасть было нереально.

В итоге обе оставшиеся севастопольские батареи – Константиновская и Михаловская (из нее вообще сделали склад всякого старья) для людей были недоступны и потихоньку ветшали.

После распада СССР Михайловская батарея досталась ВМС Украины, которые ее толком не использовали. А Константиновская осталась за Черноморским флотом.

Так получилось, что Михайловская батарея музеем стала раньше. Украинским военным она была не нужна. Батарею даже хотели продать под пансионат. Но нашелся меценат-энтузиаст Алексей Шереметьев, который добился от киевских адмиралов разрешения на создания музея ВМСУ, в котором про украинский флот ничего не было, а была неплохая экспозиция по истории Севастополя, Черноморского флота и самой батареи.

А вот Константиновскую батарею начали реконструировать только после возвращения Севастополя в Россию. Она была передана Русскому географическому обществу, президентом которого является министр обороны Сергей Шойгу. В 2015 году Президент России Владимир Путин – тоже член общества – побывал на батарее, одобрил ее реконструкцию и размещение в ней регионального отделения РГО.

Боевых пловцов вывели за пределы батареи на расположенную рядом новую базу, и в течение двух лет батарею буквально пересобрали по камешку, бережно сохраняя уцелевшие фрагменты. В санкт-петербургских флотских архивах нашли чертежи батареи на период Крымской войны и по ним проводили работы.

В конце 2017 года первый этап реконструкции завершили, и состоялось торжественное открытие комплекса. Как было заявлено, на 1-м этаже батареи разместились две музейные экспозиции – посвященные истории батареи и истории Русского географического общества, на 2 этаже также часть помещений планируется задействовать под выставки, а часть – под работу РГО.

При этом работы на батарее не завершены – на ее территории осталась батарея времен 1-й мировой войны, укрепления Великой Отечественной в полуразрушенном состоянии.

Кстати, на батарею я попал случайно – выяснял – курсирует ли с Артбухты катер на Учкуевку (выяснилось, что уже нет) и, разговорившись с частниками, катающими туристов на катерах, узнал, что они могут подбросить на причал самой батареи. Ну а там встретивший меня и еще двух посетителей охранник сопроводил уже к кассе музея.

Само состояние батареи гораздо лучше, чем Михайловской. Экспозиции интересные, хотя пока и не настолько богатые. При этом гулять по самой батарее, по смотровой площадке на ее крыше после экскурсии можно хоть до закрытия музея.

А виды с батареи на Город, Севастопольскую бухту, внешний рейд уникальные. И сама атмосфера какая-то особая.

Как минус – попасть на батарею по суше непросто – никаких указателей на нее на Северной стороне не нашел. Равно как и выбраться с батареи незнакомому с городом человеку – можно легко заплутать на Радиогорке. Так что еще предстоит оборудовать путь от въезда в Город до въезда на батарею соответствующими указателями.
В целом же очень отрадно, что с возвращением Севастополя домой обе сохранившиеся береговые батареи стали музеями, доступными севастопольцам и гостям города. Кстати, вскоре обещают музеем сделать и 30-ю береговую батарею, восстановленную после Великой Отечественной войны и являющуюся пусть законсервированным, но военным объектом.


Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.