Логопед - все о врачебной специальности. Логопедия — это… Что такое Логопедия? Что изучает логопедия

Логопедия представляет собой отрасль медицины, которая занимается проблемами нарушениями речи, их лечения и преодоления средствами воспитания и коррекционного обучения. Кроме того, логопедия относится к разделам специальной педагогики, специализирующейся на изучении причин, механизмов, симптомов и патогенеза нарушений речевой деятельности.

История возникновения педагогики

Впервые попытки осуществления коррекции речевых нарушений были описаны в трудах, посвященных сурдопедагогике в XVII веке (стоит отметить, что на тот момент патологии речи при сохранении слуха не выделялись в отдельную категорию).

В качестве самостоятельной отрасли медицины логопедия сформировалась уже во второй половине XIX в. Причем, до 30-х годов прошлого столетия преимущественно преобладало упрощенное понимание речевых нарушений как дефектов речедвигательной мускулатуры. Практические коррекционные мероприятия имели, как правило, медицинскую направленность.

Современная логопедия ориентируется, как правило, на общие аспекты дефектологии, взаимодействуя с другими отраслями медицины (физиология, психология и др.) и рассматривая речь нечто иное как системное образование, которое влияет на психическое развитие.

Виды дефектов речи

Стоит рассмотреть более подробно основные виды нарушений речи, которые рассматриваются в международной классификации на основании психолого-лингвистических критериев. Сразу заметим, что все нарушения речи можно условно дифференцировать на два больших блока патологий: нарушения устной и нарушения письменной речи.

К нарушениям устной речи стоит относить:

1). Расстройства фонационного оформления высказывания:

Дисфония (афония).

Дислалия.

Брадилалия.

Дизартрия.

Тахилалия.

Заикание.

Ринолалия.

2). Нарушения внутреннего оформления высказывания:

К нарушениям письменной речи необходимо относить:

Дисграфия.

Аграфия.

Алексия.

Основные варианты нарушения речи

Традиционно в современной логопедии выделяют различные виды нарушения звукопроизношения. Это преимущественно периферические нарушения звукопроизношения из-за дефектов и функциональных отличий артикуляционного аппарата. Помимо этого, к основным вариантам нарушения речи стоит относить.

Наука о нарушениях развития речи, преодолении и профилактики посредством специальных коррекционных методов.

Логопедия изучает причины, симптомы и течение нарушений речи, а также методы коррекционного воздействия. Термин логопедия образован от греческих слов: логос (слово, речь) и пейдео (воспитываю, обучаю), что в переводе обозначает «воспитание речи».

Предмет логопедии - изучение закономерностей воспитания лиц с нарушениями речи и связанными с ними отклонениями в психическом развитии. Логопедия традиционно подразделяется на дошкольную, школьную и логопедию взрослых. Основы логопедии как педагогической науки разработаны Р.Е. Левиной в 50-70-х гг. XX века и базируются на учении о сложной иерархической структуре речевой деятельности.

Логопедия тесно связана с другими науками. Причинами отдельных видов речевых расстройств иногда становятся острые или подострые психические травмы:

  • испуг;
  • волнение;
  • изменение привычного стереотипа (разлука с близкими) и др.

В момент возникновения травмирующих ситуаций ребенок нуждается в соответствующем режиме и лечении - только работа врача-психоневролога и логопеда будет помогать выздоровлению.

Это свидетельствует о том, что хотя логопедия - педагогическая наука, задачи по коррекции нарушений речи решаются совместно с медицинскими науками - невропатологией и детской психиатрией.

История логопедии

Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранённом слухе тогда не выделялись в специфическую проблему). Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в.

До 30-х гг. XX в. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования.

Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхания, составляли центральное содержание логопедии. Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речи коренным образом изменилось направление логопедии - на первый план стало выдвигаться педагогическое содержание.

Теперь, логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с другими науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.

Речь и речевая деятельность

Психологическую основу методик коррекции нарушений речи у детей составляет теория речи и речевой деятельности, которая реализуется в следующих видах:

  • слушание (аудирование);
  • говорение (произношение);
  • чтение, письмо (письменная речь).

Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием сознания. Речь выполняет следующие функции:

  • коммуникативную (средство общения);
  • интеллектуальную или сигникативную (средство обобщения);
  • индикативную (средство указания на предмет).

Задачи логопедии

Центральное направление логопедического воздействия - развитие речевых навыков, коррекция и профилактика нарушений речи. В процессе логопедической работы предусматривается:

  • развитие сенсорных функций;
  • развитие речевой моторики;
  • развитие познавательных функций: мышления, процессов памяти, внимания;
  • формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений;
  • воздействие на социальное окружение.

Практический аспект логопедии состоит в предупреждении, выявлении и устранении речевых нарушений, что помогает гармоническому развитию творческих сил личности ребенка, устраняет препятствия для приобретения знаний. Поэтому логопедия, являясь специальной отраслью, в то же время участвует в решении педагогических задач.

Причины речевых нарушений

Среди факторов, влияющих на возникновение речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) и условия окружающей среды.

Выделяют следующие причины речевой патологии.

Внутриутробная патология

  • тяжелый токсикоз при беременности;
  • вирусные и эндокринные заболевания матери;
  • интоксикации;
  • травмы;
  • несовместимость крови по резус-фактору.

Грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев, что приводит к дефектам прикуса, нарушению строения неба, губ:

  • расщелины неба, губ;
  • раздвоенная губа;
  • высокое «готическое» небо.

На поздних стадиях беременности патологические воздействия ведут не к пороку развития, а к задержке формирования нервной системы.

Патология во время родов

Патология во время родов (родовая травма, асфиксия), которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Эти кровоизлияния иногда захватывают речевые зоны коры головного мозга, что приводит к нарушению речи.

Заболевания

Заболевания в первые годы жизни ребенка - вирусные, инфекционные, соматические приводят к ослаблению или замедлению процессов в коре головного мозга.

Наследственность

Влияние наследственных факторы меньше влияют на возникновение нарушений речи, чем другие причины. Однако наследственность становится предрасполагающим фактором и реализуется в речевую патологию в сочетании с другими.

Среда развития

Неблагоприятное влияние окружающей среды: отсутствие, недостаточность или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта при формировании речи ребенка:

  • нарушения речи у родителей;
  • глухие родители у слышащих детей;
  • острые или продолжительные психо-травмирующие ситуации;
  • частые продолжительные госпитализации детей.

Каждая из названных причин, а также сочетание этих факторов вызывают нарушения речи. Важна ранняя диагностика аномалий развития речи, т.к. медицинская и педагогическая коррекция на начальных стадиях развития повышает вероятность излечения.

Классификация нарушений речи

Логопедия не изучает индивидуальные особенности речи, которые не сказываются на внятности и не препятствуют общению.

Вопросы и ответы по теме "Логопедия"

Добрый день! Сыну уже пять лет, говорит плохо. Невролог поставила диагноз ОНР 2 степени и дизартрия. Сейчас нам должны дать садик в логопед-группу. И тут возникло два вопроса. 1. Кто нам больше нужен Логопед или дефектолог (в рекомендации остоит учитель-логопед) 2. Нам достался садик где есть только дефектолог, но проблема в том что у них 50% с онр и 50% зпр - не помешает ли это деткам с нормативным развитием?

Здравствуйте. Ребенку нужен и логопед, и дефектолог. А так же невролог, нужна медицинская помощь. В саду, логопедическом, не может не быть логопеда. Значит, есть логопед-дефектолог. Это очень хорошо. ОНР с дизартрией уже подразумевает неправильное развитие речи, мышления, восприятия - на коррекцию этих процессов и направлено обучение в таких садиках.

отрасль специальной педагогики, в задачи которой входят изучение речевых нарушений, разработка принципов и методов их выявления, предупреждения и преодоления.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛОГОПЕДИЯ

от греч. logos - слово, речь и paideia - воспитание, обучение), отрасль дефектологии, изучающая нарушения речи при нормальном слухе, пути их преодоления и предупреждения. Недостатки речи различны по своим проявлениям, своей природе, степени выраженности и влиянию на психич. состояние и развитие. Нек-рые нарушения относятся только к произношению (косноязычие), другие проявляются также в нарушениях чтения (алексия, дислексия), письма (аграфия, дисграфия) или захватывают лексико-грамматич. сторону речи (напр., алалия, афазия). Часто недостатки речи выражаются в расстройствах ее темпа и плавности (заикание, тахилалия, брадифразия). Нарушения речи затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют успешному развитию познават. деятельности детей, неблагоприятно влияют на формирование их психики. У детей появляются такие черты, как замкнутость, неуверенность в себе, негативизм и др.

Впервые вопросы коррекции недостатков речи при нормальном слухе рассматривались в 17 в. в работах по сурдопедагогике. Как самостоят. отрасль дефектологии Л. начала формироваться со 2-й пол. 19 в. До кон. 30-х гг. 20 в. в Л. преобладали упрощенные представления о речи как о совокупности специализир. мускульных движений и о соответствующих методах коррекции. С ростом науч. представлений о сложной природе речевой деятельности и появлением психол. исследований в данной области коренным образом изменилось направление Л. - на первое место стало выдвигаться пед. содержание Л.

При логопедич. исследованиях помимо произносит, дефектов определяются уровень лексико-грамматич. развития, степень овладения звуковым составом слова и письменной речью и т. д. Установлено взаимодействие между нарушениями фонетики, лексики и грамматики; произношения и фонемообразования; дефектами устной и письменной речи. Большое пед. значение имеет также выявление связи речевой деятельности с психикой ребенка.

Изучение и преодоление недостатков речи ведется с учетом достижений психологии, языкознания, физиологии, медицины (невропатологии, психиатрии, отоларингологии, офтальмологии) и др. наук. Напр., психол. данные о развитии ситуативной и контекстной речи используются для формирования речи при алалии, для преодоления заикания и т. д. Учение о системном строении языка, фонематич. теория служат лингвистич. основой Л.

В Л. как пед. науке изучение аномального развития речи подчинено задаче разработки путей спец. обучения и воспитания детей, страдающих недостатками речи. Задачей Л. также является перевоспитание (устранение) последствий речевого дефекта, отрицательно влияющих на психику и поведение ребенка. Серьезное внимание в Л. уделяется борьбе с неуспеваемостью, обусловленной нарушениями речи, реактивным изменениям личности.

Нарушения речи преодолеваются пед. методами, причем направление спец. обучения и коррекционно-воспитат. мероприятий при необходимости сообразуется с мед. рекомендациями. В зависимости от характера речевой аномалии диагностика речевого нарушения осуществляется психоневрологом, отоларингологом, стоматологом, хирургом или офтальмологом. Логопедич. воздействие нередко сочетается с леч. или протезно-хирургич. воздействием (протезирование зубной системы, хирургич. вмешательство при деформациях артикуляц. аппарата и др.). Комплексному леч.-пед. подходу предшествуют комплексное изучение ребенка, в к-ром принимают участие врачи, логопеды, патопсихологи. Результаты исследований аномального развития речи спс-собствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи. В частности, достижения Л. с успехом используются в методике преподавания языков.

Н.-и. работа по Л. ведется в НИИ кор-рекционной педагогики в Москве, на де-фектологич. ф-тах пед. ин-тов, в мед. НИИ и др. учреждениях. Логопедич. помощь оказывается в учреждениях мин- в просвещения и мин- в здравоохранения: в логопедич. пунктах при массовых школах, дет. садах для детей с расстройствами речи, логопедич. и сурдологопедич. кабинетах поликлиник, психоневрологич. диспансерах, в логопедич. отделениях больниц.

Отличное определение

Неполное определение ↓

1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах предупреждения нарушения речи, выявление их, устранения средствами спец. обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптомы, структуру нарушений речи, систему коррекционной работы.Предмет логопедии - нарушение речи и процесс воспитания людей с ТНР. Объект изучения- человек. Структура логопедии - дошкольная, школьная, логопедия подростков и взрослых. Цель науки – разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания людей с нарушениями речи, а также профилактика нарушений речи.В основе успехов отечественной логопедии лежат современные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга. И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

Задачи науки: Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных нарушениях. Определение симптомов и степеней речевых нарушений.Изучение влияния речевых расстройств на формирование личности человека.Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений.Изучение особенностей формирования речи у людей с другими отклонениями в развитии. Изучений этиологий речевых нарушений. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности. Различают внутрисистемные и межсистемные, связи: К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: судропедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками. Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности. Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невро-патологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией. Так, данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.). Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога. Эти данные имеют важное значение для правильного педагогического анализа речевого нарушения и организации логопедической работы выбора профиля специального учреждения. Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Речь предполагает использование языковых единиц различного уровня и правил их функционирования. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.