Кто отправляется в путешествие во времени. Шесть теорий путешествий во времени, которые могут сработать

Весной 2003 года, никому не известный Эндрю Карлсин при помощи 800 долларов заработал на фондовой бирже $350 млн, проведя 126 сделок за две недели. Комиссия по рынку ценных бумаг США заподозрила Карлсина в получении инсайдерской информации от владельцев компаний, и мужчина был задержан ФБР. После допросов он признался, что... прибыл из 2256 г. на машине времени, чтобы заработать на исторической информации. Об этом написал еженедельный таблоид Weekly World News, разместив фото 44-летнего Карлсина. Позже за мужчину неизвестные внесли залог в 1 млн долларов и больше его никто не видел. Это фантастическая история скорее сошла бы за сюжет фильма "Назад в будущее 2", если бы не ряд заявлений ученых в последние месяцы.

В конце марта 2017 года издание Popular Mechanics опубликовало материал о возможности перемещения во времени за счет принципов квантовой механики. На сегодня известно три метода телепортации. Первый многократно описан фантастами - тело перемещается через "кроличью нору" времени. Второй метод подразумевает биотехнологический разбор человека или предметов на молекулы, которые легче телепортировать по отдельности, а затем сбор в точке прибытия. И третий метод - он кажется ученым наиболее вероятным, хотя звучит абсолютно фантастически. Человек сканируется на атомарном уровне, затем информация отправляется в точку прибытия и там происходит создание нового тела из имеющихся материалов с информационным вложением в молекулы переданной информации. Этот метод напоминает попытку ученых поселить мозг человека во всемирную Сеть, создав искусственный интеллект на базе человека.

Отметим, что сама по себе телепортация - перемещение на расстоянии, уже состоялась в 2012-м и 2014 г. в Лондоне силами ученых-физиков. А уже осенью 2016 года эти опыты успешно повторили в Канаде и Китае. Канадские ученые переместили фотоны - частицы света - на 6 км, а китайцы в два раза дальше - на 12,5 километров. Пока возможна только телепортация фотонов и атомов. Благодаря такому свойству, как "квантовая запутанность" в квантовой механике, изменение частицы может быть мгновенно передано другой частице, имеющей информационную связь. В итоге одна частица может влиять на другую, а также передавать ей свойства. Это явление можно окрестить квантовым интернетом, который станет космически быстрым. То есть речь идет о первой ступени телепорации.

Фото: Zuma/ Global Look

Иностранные ученые считают, что телепортирование человека возможно уже к 2050-2080 годам. Сегодняшняя несостоятельность связана с отсутствием нужных технологий, поскольку необходимо на математическом и биотехнологическом уровне формировать архитектуру человеческого тела. То есть взять на себя роль Бога, Архитектора. Дефицит технологий можно сравнить с желанием внедрить беспроводную сотовую связь, радиотелефоны в 1930-х годах. Можно знать, как это сделать теоретически, но отсутствие компактных транзисторов - микрочипов, заставит вас ждать развития технологий.

Правда, нашлась одна видеозапись 1938 года, где девушка идет по территории промышленного гиганта Dupont, разговаривая по мобильному телефону компактных размеров. Конспирологи поспешили записать девушку в путешественницы во времени, но в 2013 году нашелся внук "девушки" - Гертруды Джонс, который открыл тайну . Dupont исследовал мобильные радио средства связи и девушке дали аппарат на испытание, а говорила она с мужчиной, который шел недалеко от нее с такой же трубкой.

Существуют сотни историй людей, видевших "путешественников во времени", но наибольшую популярность получают достоверные фото и видеосъемки. Одной из самых популярных и до сих пор неразгаданных, является фото 1940 года - открытие моста South Fork через реку в канадской провинции Британская Колумбия. На фото внешний вид парня радикально отличался от стиля 1940-1950-х годов. На нем модные солнцезащитные очки, футболка с принтом и кардиган - вязанная кофта-пиджак, прическа в стиле 1990-х годов. Но даже если поверить в его модные предвидения, то никак нельзя объяснить компактный фотоаппарат, опередивший время на несколько десятилетий. Эксперты, изучавшие снимок уверены, что компьютерной манипуляции нет. Человек присутствует на разных снимках с разных ракурсов, сделанных разными фотографами.

Фото: virtualmuseum.ca

Сложно сказать, случайно или специально парень оказался в прошлом. Высока вероятность того, что люди могут делится на путешественников и "пассажиров", попавших в природную зону перемещения во времени. Одним из наиболее популярных путешественников из будущего стал американец Джон Тайтор в начале 2000 года. Он появлялся в интернете на форумах, в блогах и утверждал, что прибыл из 2036 года. Единственная причина, почему его не приняли за шизофреника, а продолжали слушать и обсуждать - это знание сложных программных алгоритмов, при помощи которых происходит перемещение во времени. Он также предсказал войну в Ираке, конфликт на президентских выборах в США в 2004 и 2008 годах. По его заверениям, в 2015 году началась Третья мировая война, в ходе которой погибнет около трех миллиардов человек. Затем произойдет глобальный компьютерный сбой, уничтожая привычную инфраструктуру.

В США начнется гражданская война, которая расколет Америку на пять фракций со столицей в Омахе. Компьютерный вирус вынудит человечество вернуться к земледелию ради выживания, но глобальная сеть частично будет работать. Сам Тайтор якобы является солдатом, посланным в 1975 г. для сбора информации о ЭВМ IBM-5100, так как его дед работал над созданием компьютера. Старая модель должна помочь победить вирус, правда, каким образом, он не пояснил. А в 2000 год он попал, чтобы встретиться с трехлетним собой. Двадцать четвёртого марта 2001 года Тайтор дал свой последний совет: "Возьмите с собой канистру бензина, когда бросите машину на обочине дороги". Затем он разлогинился и отправился назад. С тех пор о нем больше никто не слышал.

Как и Карлсин, Тайтор, возможно, осознанный путешественник. Его никто не видел, а вот Карлсин сфотографирован, но до сих пор не опознан. Мало того, трейдеры с Уолл-Стрит уверены, что все 126 сделок на 350 млн долларов невозможно было просчитать, даже обладая секретной информацией. Часть акций поднималась в цене по совершенно неожиданным причинам, включая политические и военные, и природные явления. Невозможно собрать секретную информацию на 100 компаний и провернуть все за две недели, и использовав 800 долларов, получить $350 миллионов. Подозрительно, что сайт Weekly World News полностью удалил всю информацию о Карлсине, несмотря на то, что не гнушается жаренными историями. Удалил все сообщения своих журналистов о расследовании путешественника и портал Yahoo News.

Если истории "туристов во времени" редкость, то случайных "пассажиров" не меньше, чем свидетельств НЛО. Правда, свидетелям не всегда удается сделать снимки. Так в 1932 г. репортер немецкой газеты Хаттон и фотограф Брандт поневоле оказались в другом времени. Журналисты отправились на судостроительную верфь в Гамбурге, чтобы сделать репортаж. По возвращении они заявили, что чудом выжили в начавшейся бомбежке неизвестными самолетами. Брандт сделал фотографии полыхающего от сотен бомб города, но пленка оказалась пуста. Главный редактор посоветовал не злоупотреблять алкоголем, а через 11 лет, когда Гамбург был полностью разрушен авиацией в ходе операции "Гоморра", вспомнил историю. На город сбросили 600 бомб, огненный шторм погубил 40 тысяч людей.

Всех "пассажиров" можно отнести к жертвам феномена "Бермудский треугольник". За вторую половину двадцатого столетия эта небольшая точка на карте Земли снискала славу природной машины времени. По непроверенным данным, Пентагон засекретил случай с субмариной в 1990-е гг., когда лодка проходила Бермуды. В одну секунду она исчезла с радаров, а через мгновение вышла на связь из Индийского океана. При этом весь экипаж постарел на 20 лет.

Но Земля полна мест, где человек проваливается, словно в колодец, в другое время, а через пару часов оказывается дома. Подобный случай произошел в 1992 г. с итальянцем Бруно Леоне, который исчез прямо на глазах у жены во время их совместной прогулки. Через два дня Бруно вернулся, выглядел он очень уставшим и растерянным. И не удивительно, ведь исчезнувший внезапно переместился в будущее на пять столетий вперед. Он оказался в роли диковинки среди одинаково одетых потомков. Когда ему удалось объяснить, что он из Италии, это вызвало большое изумление. По их словам, такая страна перестала существовать еще в ХХI веке. Город будущего показался Бруно неуютным и враждебным, в нем не было ни одной старой привычной для него постройки, не росли деревья и даже кусты. Еда в будущем не отличалась разнообразием, ее заменило какое-то бесцветное медузоподобное желе - безвкусное, но очень сытное. Потомки решили показать ему наиболее безопасные места, где он смог бы пережить грядущие в ХХI в. катаклизмы. Когда ему начали показывать Монголию, Сибирь, то он внезапно переместился в свое время.

Если человечеству удастся пережить ХХI в. без глобальных потрясений, и во второй половине столетия мы сможем телепортироваться, то подобные путешествия, в первую очередь, позволят государствам взять под контроль преступления. Заглянув чуть вперед, удастся на стадии задумки предотвращать убийства, грабежи. Это приведет к тотальному снижению продуманных, организованных преступлений и предотвращению бытовых. В то же время, бизнес сможет организовывать "океанариумы", парки с животными и растениями из времени на 20-50 тысяч лет позже, просто перемещая в безопасной капсуле людей. Частичное вхождение в прошлое позволит педагогам показывать ученикам гладиаторские бои в реалии, присутствовать на совещаниях Александра Македонского и Наполеона.

В то же время, если человечество хочет взять в свои руки управление временем, то оно готово либо противопоставить себя Богу, либо встать на атеистические позиции. Поскольку время является инструментом разрушения материи, то предназначено для демонстрации человеку бренности и сиюминутности материальных благ, в отличие от вечных духовных ценностей. Время покажет, насколько далеко человечеству будет дозволено зайти в своих устремлениях.

Чтобы путешествовать во времени, много ума не надо. Любой из нас каждые сутки совершает перемещение примерно на 24 часа вперед. Другое дело, что движение это остается таким же ненамеренным, как и неизбежным. В отличие от пространства, мы не можем по собственному желанию встать и переместиться на столько-то «шагов» в прошлое или будущее… или можем?

Представление о потоке времени, как о чем-то неизменном, постоянном, вечном и равномерном, сидит где-то очень глубоко в нашей психике. Мы измеряем его секундами, часами, годами, но продолжительность этих промежутков может меняться. Как речной поток, который в самом деле часто сравнивают с потоком времени, может то ускоряться на резких перепадах, то замедляться, разливаясь широко, время само подвержено изменениям. Это открытие стало, возможно, ключевым в той научной революции, которую в 1905-1915 гг. совершили работы Альберта Эйнштейна.

Непостоянство времени берет начало в его сложных отношениях с пространством. Три пространственных измерения и одно временно’е образуют единый, нераздельный континуум — ту сцену, на которой разворачивается все происходящее в нашем мире. Сложные переплетения и взаимодействия этих четырех измерений друг с другом дают нам надежду на то, что путешествия в прошлое и будущее все-таки возможны. Чтобы получить власть над временем, надо всего лишь приручить пространство. Как это возможно?

Только вперед

Для простоты давайте представим, что континуум нашей Вселенной включает не четыре, а только два измерения: одно пространственное и одно временно’е. Каждый объект, от фотона до Дональда Трампа, движется по этому континууму с постоянной скоростью. Что он ни делает, пересекает ли Галактику или отвечает на вопросы журналистов, сидя на стуле, общая скорость его движения остается неизменной — упрощая, можно сказать, что сумма скоростей, с которой перемещается объект, всегда равна скорости света. Если президент по пространству не перемещается, то вся энергия его движения уходит в перемещение по оси времени. Если фотон движется по пространству со световой скоростью, то на время у него энергии не остается, и для этих частиц время не движется вовсе.

Можно сказать, что перемещение в пространстве «крадет» перемещение у времени. Если Дональд Трамп ускорится — сядет в самолет и на скорости около 900 км/ч пересечет Атлантику, — он замедлит свое движение во времени и окажется где-то на 10 наносекунд в «будущем», в том времени, которое для его «внутренних часов» еще не наступило. Текущий рекордсмен пребывания в космосе Геннадий Падалка за 820 дней на МКС, в течение которых он двигался на скорости около 27,6 тыс. км/ч, переместился в будущее на несколько десятков миллисекунд. При достижении скорости в 99,999% световой за год можно переместиться в будущее на 223 «обычных» земных года.

Это перетекание движения из пространства во время и обратно стоит расширить и на гравитацию. В описании Общей теории относительности гравитация — это деформация пространственно-временного континуума, и в окрестностях черной дыры (да и любого другого гравитирующего объекта) «искривляются» все четыре измерения, причем тем сильнее, чем сильнее притяжение. Время у поверхности Земли течет медленнее, чем на орбите, и сверхточные часы спутников убегают примерно на 1/3 миллиардной доли секунды в сутки. Куда заметнее это перемещение в будущее для тел, находящихся близ более массивных объектов.

Сверхмассивная черная дыра в центре нашей Галактики весит около 4 млн Солнц, и если мы начнем нарезать круги поблизости от нее, то спустя некоторое время — когда на нашем космическом корабле пройдет всего несколько дней — можем оказаться во Вселенной на несколько лет старше нас. Опять же, в будущем. Как мы поняли, с формулы Эйнштейна с легкостью допускают такие перемещения, хотя на практике они сложны настолько, насколько сложно набрать скорость, близкую к световой, или выжить в окрестностях сверхмассивной черной дыры. Но как быть с прошлым?

Назад и вверх

По большому счету, путешествие во времени назад устроить еще проще, чем вперед: достаточно взглянуть на звездное небо. Диаметр Млечного Пути составляет около 100 тыс. световых лет, а свет более далеких звезд и галактик может идти к нам и миллионы, и миллиарды лет. Оглядывая ночной небосвод, мы видим вспышки прошлого. Луну, какой она была около секунды назад, Марс — примерно 20 минут назад, Альфу Центавра почти четырехлетней давности, соседнюю галактику Туманность Андромеды — 2,5 млн лет назад.

Самый дальний предел, доступный такого рода «перемещению» во времени, составляет более 10 млрд лет: картину той невероятно далекой эпохи можно увидеть в микроволновом диапазоне, как следы реликтового излучения Вселенной. Но, конечно, нас такими путешествиями не удовлетворишь; в них чудится что-то «ненастоящее» в сравнении с тем, как такие перемещения выглядят в фантастике. Выбираешь нужную эпоху на экране, нажимаешь кнопку — и…

Интересно, что уравнения Эйнштейна не накладывают ограничений и на такие целенаправленные путешествия в прошлое. Поэтому некоторые теоретики, рассуждая об этом, предполагают, что при движении на скорости большей скорости света время в этой системе отсчета будет течь в обратном относительно остальной Вселенной направлении. С другой стороны, такое движение эйнштейновские теории все же запрещают: масса при достижении световой скорости станет бесконечной, а чтобы разогнать бесконечную массу хотя бы еще чуточку быстрее, понадобится бесконечная энергия. Но, главное, введение таких машин времени способно нарушить не менее фундаментальный причинно-следственный принцип.

Представьте, что вы — яростный сторонник Хиллари Клинтон и решили вернуться в прошлое, чтобы поколотить мелкого Дональда Трампа и навсегда отвадить его от политики. Если это сработало, и Дональд после такого «поучения» еще в 1950-х решил полностью сосредоточиться на бизнесе или на игре в шахматы, то каким образом вы бы вообще узнали о его существовании, не говоря о том, чтобы воспылать нелюбовью к этому политику?.. Эти парадоксы хорошо раскрывает культовая серия фильмов «Назад в будущее», а многие ученые считают, что они делают путешествия в прошлое принципиально невозможными. С другой стороны, рассуждать и фантазировать мы можем всегда. Давайте попробуем?

Сквозь кольцо

Приближение к какой-нибудь достаточно крупной черной дыре приводит к замедлению времени. Падение внутрь — вряд ли вариант: это занятие чересчур опасно и не позволит сохранить в целости и вас, и вашу машину для перемещений во времени. Однако существует вариант, при котором черная дыра может оказаться вполне подходящим «порталом» в прошлое. На него указали расчеты, проведенные еще в 1960-х известным (а тогда еще очень молодым) новозеландским физиком Роем Керром, который изучал гравитационное поле вращающихся черных дыр.

В самом деле, если обычное сферическое тело сжимается до критического радиуса и образует сингулярность черной дыры, то масса вращающегося тела испытывает влияние центробежных сил. Этот момент импульса не позволяет образоваться обычной «точечной» сингулярности, и вместо нее появляется сингулярность очень необычная — в виде кольца нулевой толщины, но ненулевого диаметра. И если сингулярности обычной черной дыры не избегнет любой, кто дерзнет приблизиться к ней слишком близко, то наблюдатель, сближающийся с кольцеобразной сингулярностью, вполне может «проскочить» ее — и оказаться по ту сторону.

Некоторые ученые предполагают, что эти свойства могут делать «керровские» черные дыры своего рода антиподами обычных — где-то, в ином пространстве-времени они не поглощают, а напротив, выбрасывают из себя все, что попало в них в нашем. Счастливчик, избегнувший полной дезинтеграции в кольцеобразной сингулярности, окажется где-то совершенно в ином месте и времени. Где? Увы, и тут никакого управления пока не предусматривается: как повезет. Пока что мы не уверены даже в существовании сингулярности такой подходящей формы, не говоря уже о том, чтобы контролировать их возникновение и то, какие именно участки пространственно-временного континуума они соединяют. Вам это что-то напоминает?

Норы и струны

Если мы вспомним о нашем упрощенном двумерном континууме, который содержит всего одно временно’е измерение и одно пространственное, то нам будет легко представить, как его ткань не только деформируется и изгибается, но и рвется — как в окрестностях массивных тел и в сингулярности черной дыры. Но куда приводят такие разрывы? Видимо, опять же, — в иную часть континуума, — как если бы мы взяли плоскую двумерную простыню и сложили пополам, пробив «дырки» с одной поверхности на другую. Ни одна теория не запрещает существование и в нашем четырехмерном пространстве-времени таких дыр — объектов, широко известных как кротовые норы.

Практически физики нигде и никогда их не наблюдали, но существует ряд моделей, описывающих такие кротовые норы, причем к числу их авторов относятся весьма авторитетные фигуры, включая американца Кипа Торна и британца Стивена Хокинга. Последний считает, что кротовые норы существуют лишь на планковских масштабах, в «квантовой пене» виртуальных частиц, которые непрерывно рождаются и аннигилируют в вакууме пространства-времени. Вместе с ними рождаются и рассыпаются бесчисленные туннели кротовых нор, которые на крошечную долю секунды — случайным образом — соединяют совершенно разные области пространства-времени, и снова исчезают.

Чтобы использовать такие норы хоть для какой-либо пользы, их придется научиться стабилизировать и увеличивать в размерах. Увы, расчеты показывают, что для этого понадобятся колоссальные количества энергии, непредставимые ни для американского президента, ни для всего человечества в любой более-менее обозримой перспективе. Поэтому несколько большую надежду на свободные перемещения во времени дает другая полуфантастическая концепция, развитая во второй половине XX в. Томасом Кибблом, Яковом Зельдовичем и Ричардом Готтом — речь идет о космических струнах.

Не стоит путать их с суперструнами из другой известной теории: космические струны в представлении Готта — это весьма плотные одномерные складки пространства-времени, возникшие еще на заре существования Вселенной. Упрощенно говоря, «ткань» пространства-времени в ту эпоху еще не «разгладилась», и некоторые из тогдашних складок сохранились до сих пор. Они растянулись до десятков парсек, но по-прежнему необычайно тонки (порядка 10-∧31 м) и несут огромную энергию (плотность порядка 10∧22 г на см длины).

Тоньше атома, космические струны пронизывают пространственно-временной континуум, проявляя мощнейшую, хотя и локально ограниченную, гравитацию. Зато если мы научимся ими манипулировать, сближать, скручивать и сплетать, мы можем как угодно «настраивать» и пространство-время вокруг. Такие сверхспособности обещают уже вполне полноценные перемещения в прошлое и будущее по желанию, по надобности или настроению. Если только на это не существует фундаментальных запретов. Помните про «Назад в будущее»?

Парадоксы и их разрешение

Нарушение причинно-следственных связей при путешествии в прошлое способно поставить в тупик не только философов, но и любые разумные физические и математические выкладки. Самый известный пример этому — «парадокс убитого дедушки», впервые описанный в научной фантастике еще в 1940-х. В книге французского писателя Рене Баржавеля рассказывается, как неосторожный путешественник во времени убил своего собственного деда, так что впоследствии он не смог появиться на свет, совершить перелет в прошлое и убить дедушку… Тут начинает сбоить любая логика: возникает разорванная цепь причин и следствий, которую не приемлет ни наука, ни наш повседневный опыт.

Одним из решений этого парадокса может быть «постселекция» событий самой Вселенной. Иначе говоря, оказавшись в прошлом, путешественник не сумеет сделать ничего, что нарушило бы правильный ход причин и следствий. Пистолет не сработает, или он не отыщет своего дедушку, или случится тысяча других случайностей, странностей, конфузов, но течение вещей не позволит сбить Вселенную с ее размеренного хода. Но вообще трудно представить себе хоть какое-либо действие в прошлом, которое не имело бы далеко идущих последствий. Вспомним еще один пришедший из фантастики термин — «эффект бабочки», который указывает на свойство некоторых систем усиливать незначительное влияние до больших и непредсказуемых последствий. Возможно, постселективное решение парадоксов времени все равно не позволит нам путешествовать по нему.

Впрочем, существует и другой подход, куда более многообещающий. Согласно популярной сегодня гипотезе Мультивселенной, в мироздании может реализовываться любой возможный (и невозможный) вариант, просто все они «расходятся» по разным параллельным вселенным. Вы можете переместиться в прошлое и застрелить дедушку, и он действительно не родит вашего отца, а тот — вас, но в другом, параллельном мире. Так же, как где-то там Дональд Трамп может проиграть выборы, или вовсе не появиться на свет, или оказаться знаменитым велогонщиком. Так же, как где-то существуют миры, населенные зелеными мыслящими медузами или вообще подчиняющиеся иным законам физики.

Так, путешествие во времени парадоксальным образом приводит нас к проблемам фундаментального устройства пространственно-временного континуума. Проблемам, окончательно решить которые поможет разве что первый опыт настоящего перемещения в прошлое — жаль, что в нашем мире этого невероятного события придется подождать еще неопределенное время.

Утверждал, что достаточно разогнаться на , чтобы попасть и в прошлое, и в будущее. Хотя многие имеют дерзость не согласиться со светочем и предлагают свои теории. Впрочем, они все сомнительные, потому как не были протестированы; документального подтверждения их успешности нет, да и сами ученые не уверены. Все знают, что это возможно, только не определились, каким способом.

Да и вообще, затея перемещаться во времени – вещь весьма странная. Сколько временных коллапсов нас ждет, плюс появление альтернативных вселенных, в которых мы будем путаться, как психбольные в смирительных рубашках. Да и стоит ли ездить в прошлое, если по возвращении на Землю пройдет 6000 земных лет, тогда как путешествие занимало не больше дня? Разберитесь с настоящим, прежде чем портить прошлое. В конце концов, если бы не было Гитлера и Второй мировой, то большая часть наших дедушек и бабушек вряд ли бы женились друг на друге. Бывали всякие ситуации, романы на фронте и эвакуации. Да и выбора особо не было. Ну да бог с ним, речь не об этом. Речь о том, что в Библии не написано.

1. Пробей будущее лбом

Вот самая примитивная из всех теорий: нужно бежать так быстро, пока не добежишь и не пробьешь лбом будущее. И что самое странное: по сути это утверждение абсолютно верно. Чем быстрее ты шагаешь, тем дальше залетишь.

Этому было посвящено немало опытов. Например, в 1971 был проведен эксперимент. Чтобы не углубляться в техническую составляющую, скажем кратко: исследовательская группа летала вокруг Земли до тех пор, пока не произошло путешествие во времени. Нет, по-настоящему. Они загрузили в самолет атомные часы и полетели на восток, пока не вернулись в то место, откуда начали. Когда исследователи приземлились, часы на Земле опережали на 60 наносекунд часы самолетные. Иными словами, часы в самолете были эффектно перенесены на 60 наносекунд в будущее. Затем исследователи полетели в другом направлении. На этот раз часы авиационные на 270 наносекунд опережали земные.

Это объясняется тем, что часы на Земле не были стационарными, ибо находились на вращающейся поверхности планеты. Часы в самолете, который летел на запад, шли медленнее, так что по сравнению с ними на Земле все замедлялось. Получается, знаменитая сцена, где Супермен летает вокруг Земли и поворачивает время вспять, - всего лишь плод больного мозга сценариста.

Кстати, считай, что этот тип путешествия во времени у нас в кармане. Твой телефон подключен к GPS-спутникам, которые приходится корректировать под замедление (у спутников ведь свой ход времени). Если этого не сделать, навигационная система вместо ближайшего KFC заведет тебя в крэковый притон соседней области.

Давай предположим, что уже придуман автомобиль, который на самом деле позволяет путешествовать таким образом. Мы достигаем скорости и совершаем скачок не на 60 наносекунд, а на 60 лет. Несколько минут или несколько часов вокруг планеты, и затем – бум! – светлое будущее!

Только вот сможешь ли ты жить в этом будущем, где все тебя забыли, а если и помнят, то только как мудака, который без конца крутится вокруг Земли?

2. Плотные дырявые объекты комических масштабов

Если ты видел «Интерстеллар», то суть теории должна быть понятна. Чем ты ближе к большому, плотному объекту, тем медленнее проходит время. Для тебя.

Массовые путешествия во времени уже наблюдаются. Ученые выстрелили из огромного лазера на 10000 километров вверх. Иногда у науки не остается никакого другого выхода, кроме как шмалять из мегапушки в космос. Зато эксперимент подтвердил, что время действительно двигается с разной скоростью в зависимости от расстояния до гравитации.

И что этот выстрел дал? Ничего, в очередной раз подтвердил теорию о том, что вблизи сверхмассивного объекта время течет гораздо медленнее. Ближе к Земле ход времени не так быстр, как в слоях стратосферы. Так что, если кто-то вдруг надумает использовать массу Юпитера для путешествий, то удачи. Достаточно сжать массу планеты до размера консервной банки, и тогда путешествия станут в 2 раза быстрее. И не надо лететь к , которая мало того, что сверхмассивная, так еще и является настоящей галактической машиной времени: время вокруг нее течет ну очень медленно.

Самая странная часть этой теории заключается в том, что подобное путешествие уже происходит с тобой прямо сейчас. На самом деле это происходит везде, не только в волшебных горизонтах какой-то таинственной черной дыры на другом конце галактики. Ядро Земли движется во времени медленнее, чем люди, стоящие на автобусной остановке в Махачкале. Когда ты стоишь, твоя пятая точка стареет медленнее, чем лицо (хотя лучше было бы наоборот). Нам не нужна машина, чтобы путешествовать во времени. Нам просто нужно, чтобы рядом было что-то огромное, как эго Милонова или туша Стаса Барецкого. Хотя, даже если подобная машина, использующая чудовищную массу, и будет создана, то моментально появится толпа протестующих, опасающихся космического коллапса и того, что ось Земли сместится, а Снуп Дог станет президентом.

3. Кротовые норы и трубы Красникова

Ты не можешь путешествовать в пространстве и времени быстрее скорости света, но с трубами Красникова эта проблема моментально решается. Просто прорубаешь тоннель сквозь пространство и время и шляешься туда-сюда, как по одной из тех зеленых труб в «Супер Марио». Тут тоже есть вход, выход, а главное - путешествие проходит ну очень быстро вне зависимости от расстояния, так что наскучить вряд ли успеет.

Подобные «червоточины» – это не физический объект, а искажение пространства и времени. Схематично это выглядит так: два пласта пространства прогибаются в определенном месте до тех пор, пока не соприкасаются друг с другом, как трусы, застрявшие в жопе.

Главные плюсы труб – их можно создать искусственно, а самый большой плюс – путешественник возвращается туда же точно в то время, с которого он начал путешествие. Но помни: прорубая окно к новым звездам, находящимся на расстоянии в 3000 световых лет, ты рискуешь вляпаться в межгалактическую войну.

В 1993 году профессор Веллингтонского университета Мэтт Виссер отметил, что два входа в «кротовые норы» с наведенной разницей во времени не могут быть объединены без возникновения квантового поля и гравитационных эффектов, которые приведут к коллапсу, либо отталкиванию «кротовых нор» друг от друга. Проще говоря, масса будет нарастать, что только разрушит несчастные трубы. К тому же этот способ передвижения, по сути, не нарушает так называемого универсального ограничения скорости, – предельной скорости света – потому что сам корабль не движется быстрее света. Червоточина сокращает путь не только в пространстве, но и во времени.

4. Мексиканские пузыри

Путешествовать быстрее света так же реально, как подоить самку единорога и угостить этим молоком злонравного лепрекона. Так что перестань думать об этом - это глупо и нереально.

Так все считали, пока в 90-х мексиканский ученый Мигель Алькубьерре не задумался о пузыре, сжимающем пространство прямо перед собой и расширяющем его позади себя. Все, что для этого нужно, – тонны отрицательной энергии (речь не о зависти, убийствах, апатии, речах Владимира Соловьева). Идея была чисто теоретической и даже фантастической. При существовании отрицательной энергии перемещение пузыря диаметром в 200 метров потребует энергии, эквивалентной массе Юпитера. Тут Соловьевым не обойдешься - придется Кургиняна подключать.

Однако в последние несколько лет были предложены модификации его идеи, в которой «пузырь» заменили на тор, а отрицательная энергия оказалась и вовсе не нужной. В этом случае расчеты показывают необходимость в энергии, содержащейся всего в сотнях килограмм массы. Даже был проведен эксперимент, который доказал, что пространство прекрасно искривляется и без отрицательной энергии. Но есть одна проблема: пузырь чувствительный, как девственник в первом опыте общения с женщиной, и слишком много посторонних фактов могут сбить его с цели.

5. Цилиндр в какой-то галактике

Что такое цилиндра Типлера? Где-то в космосе, примерно слева от Бетльгейзе, есть вращающийся цилиндр. Берешь корабль и счастливо едешь туда. Когда достаточно приблизишься к поверхности цилиндра (пространство вокруг него будет по большей части деформировано), нужно будет несколько раз обогнуть его и вернуться на Землю. Напоминает бурятский шаманский обряд, но с космосом всегда не все просто. Зато ты прибудешь в прошлое. Насколько далеко – зависит от того, сколько раз обогнешь цилиндр по орбите. Даже если покажется, что твое собственное время движется вперед, как обычно, пока ты огибаешь цилиндр, за пределами искаженного пространства неизбежно будешь двигаться в прошлое. Это как бежать вверх по движущемуся вниз эскалатору.

Осталось только найти этот цилиндр. Судя по всему, это что-то очень большое и длинное, как… фильмы Никиты Михалкова. Но пока их никто не видел. Ни в телескоп, ни во все остальные приборы. У космонавтов спрашивали – они тоже не видели. Цилиндр – вещь гипотетическая, выверенная из уравнений Эйнштейна, а потому никто не знает, чем это путешествие обернется.

Никогда не мечтали отправиться куда-нибудь в другое время? Нет, не с обычной скоростью, с которой мы «скучно» идем вперед - секунда за секундой. Либо:

  • быстрее, чтобы можно было забраться далеко в будущее, оставшись в прежнем возрасте;
  • медленнее, чтобы можно было сделать гораздо больше, чем другие, за тот же промежуток времени;
  • в обратном направлении, чтобы можно было вернуться в эпоху прошлого и изменить ее, возможно, изменив будущее или даже настоящее?

Это может показаться совершенно научно-фантастическим, но не все в этом списке будет сугубо «фантастическим»: путешествие сквозь время — это научно возможный процесс, который всегда с вами. Вопрос лишь в том, как можно манипулировать им в своих целях и контролировать движение во времени.

Когда в 1905 году Эйнштейн выдвинул специальную теорию относительности, понимание того, что каждый массивный объект во Вселенной должен путешествовать во времени, стало лишь одним из ее поразительных последствий. Мы также узнали, что фотоны - или другие безмассовые частицы - не могут испытывать время в своей системе отсчета вообще: с момента, когда одна из них испускается, до момента, когда она поглощается, только массивные наблюдатели (вроде нас) могут видеть течение времени. С позиции фотона вся сжимается в одну точку, и поглощение и излучение происходят одновременно во времени, мгновенно.

Но у нас есть масса. И все, что имеет массу, ограничено тем, чтобы всегда путешествовать со скоростью меньше скорости света в вакууме. И не только это, но и независимо от того, насколько быстро вы двигаетесь относительно чего-либо - ускоряетесь вы или нет, неважно - для вас свет всегда будет двигаться с одной постоянной скоростью: с, скорость света в вакууме. Это мощное наблюдение и осознание приходит с удивительным следствием: если вы наблюдаете за движущимся относительно вас человеком, его часы будут идти медленнее для вас.

Представьте себе «световые часы», или часы, которые работают по принципу отражения света взад-вперед в направлении вверх-вниз между двумя зеркалами. Чем быстрее человек движется относительно вас, тем больше будет скорость движения света в поперечном (вдоль) направлении, а не в направлении вверх и вниз, а значит, тем медленнее будут идти часы.

Точно так же ваши часы будут двигаться медленнее относительно них; они будут видеть время, которое течет медленнее для вас. Когда вы снова соберетесь вместе, один из вас будет старше, а другой моложе.

Такова природа «парадокса близнецов» Эйнштейна. Короткий ответ: если предполагать, что вы начинали в одной системе отсчета (например, в состоянии покоя на Земле), и попадете в ту же систему отсчета позже, меньше постареет путешественник, поскольку для него время будет идти «медленнее», а тот, кто остался дома, столкнется с «нормальным» течением времени.

Поэтому если вы хотите ускоренно двигаться во времени, вам придется разогнаться до околосветовой скорости, двигаться в таком темпе некоторое время, а после вернуться в изначальное положение. Придется немного развернуться. Проделайте это и сможете переместиться на дни, месяцы, десятилетия, эпохи или миллиарды лет в будущее (в зависимости от снаряжения, конечно).

Вы могли бы засвидетельствовать эволюцию и разрушение человечества; конец Земли и Солнца; диссоциацию нашей галактики; тепловую смерть Вселенной самой. Пока у вас будет достаточно энергии на космическом корабле, вы сможете заглядывать так далеко в будущее, как захотите.

Но вот вернуться обратно - это другая история. Простой специальной относительности, или отношения между пространством и временем на базовом уровне, было достаточно, чтобы доставить нас в будущее. Но если мы захотим вернуться в прошлое, обратно во времени, нам потребуется общая теория относительности, или отношение между пространством-временем и материей и энергией. В этом случае мы расцениваем пространство и время как неразделимую ткань, а материю и энергию — как то, что искажает эту ткань, вызывает изменения в самой ткани.

Для нашей Вселенной, как мы ее знаем, пространство-время довольно скучное: оно почти идеально ровное, практически не изогнутое, и ни в какой форме не зацикливается на себе.

Но в некоторых моделируемых вселенных - в некоторых решениях эйнштейновской общей теории относительности - можно создать замкнутую петлю. Если пространство зацикливается само на себе, вы можете двигаться в одном направлении долгое, долгое время, чтобы вернуться туда, откуда начали.

Что ж, бывают решения не только с замкнутыми пространствоподобными кривыми, но и замкнутыми времениподобными кривыми. Замкнутая времениподобная кривая подразумевает, что вы можете буквально путешествовать во времени, пожить в определенных условиях и вернуться в ту же точку, из которой вышли.

Но это математическое решение. Описывает ли эта математика нашу физическую Вселенную? Кажется, не совсем. Кривизны и/или разрывы, которые нам нужны для такой Вселенной, дико несовместимы с тем, что мы наблюдаем даже вблизи нейтронных звезд и черных дыр: самых экстремальных примеров кривизны в нашей Вселенной.

Наша Вселенная может вращаться в глобальном масштабе, но наблюдаемые пределы вращения в 100 000 000 раз жестче тех, что допускают замкнутые времениподобные кривые, которые нам нужны. Если вы хотите отправиться вперед во времени, потребуется релятивистский DeLorean.

Но назад? Возможно, будет лучше, если вы не сможете отправиться назад во времени, чтобы не помешать вашему отцу жениться на вашей матери.

В общем, подводя итоги, можно заключить, что путешествия назад во времени всегда будут очаровывать людей на уровне идеи, но, вероятнее всего, останутся в недостижимом будущем (как ни парадоксально). Это не невозможно математически, но Вселенная построена на физике, которая является специальным подмножеством математических решений. Исходя из того, что мы наблюдали, наши мечты исправить наши ошибки, отправившись в прошлое, вероятно, останутся только в наших фантазиях.

Идея, что можно попасть в прошлое или будущее, породила целый жанр хронофантастики, - и кажется, что все возможные парадоксы и подводные камни нам давно известны. Теперь мы читаем и смотрим такие произведения не ради того, чтобы взглянуть на другие эпохи, а ради путаницы, которая неизбежно возникает при попытках нарушить ход времени. Какие же фокусы со временем лежат в основе всех хроноопер и какие сюжеты можно собрать из этих кирпичиков? Давайте разбираться.

Разбудите, когда наступит будущее

Самая простая задача для путешественника во времени - попасть в будущее. В таких историях можно даже не продумывать, как именно устроен временной поток: поскольку будущее на наше время не влияет, сюжет почти не будет отличаться от полёта на другую планету или в сказочный мир. В каком-то смысле все мы и так путешествуем во времени - со скоростью одна секунда в секунду. Вопрос только в том, как увеличить скорость.

В XVIII-XIX веках одним из фантастических явлений считались сновидения. Летаргический сон приспособили для путешествий в будущее: Рип ван Винкль (герой одноимённого рассказа Вашингтона Ирвинга) проспал двадцать лет и очутился в мире, где все его близкие уже умерли, а его самого успели забыть. Такой сюжет сродни ирландским мифам о народе холмов, который тоже умел манипулировать временем: тот, кто провёл под холмом одну ночь, возвращался через сотню лет.

Этот метод «попадания» не устаревает

С помощью снов писатели того времени объясняли любые фантастические допущения. Если рассказчик сам допускает, что диковинные миры ему привиделись, какой с него спрос? К такой хитрости прибегнул Луи-Себастьен де Мерсье, описывая «сон» об утопическом обществе («Год 2440»), - а это уже полноценное путешествие во времени!

Впрочем, если путешествие в будущее нужно правдоподобно обосновать, сделать это без противоречий с наукой тоже несложно. Прославленный «Футурамой» метод криогенной заморозки в теории может сработать - поэтому сейчас многие трансгуманисты стараются сохранить свои тела после смерти в надежде, что медицинские технологии будущего позволят их оживить. Правда, по сути это просто адаптированный под современность сон ван Винкля, поэтому сложно сказать, считать ли это «настоящим» путешествием.

Быстрее света

Для тех, кто хочет всерьёз поиграть со временем и углубиться в дебри физики, лучше подойдёт путешествие со скоростью света.


Теория относительности Эйнштейна позволяет на околосветовых скоростях сжимать и растягивать время, чем в фантастике с удовольствием пользуются. Знаменитый «парадокс близнецов» гласит, что если долго носиться по космосу на околосветовой скорости, за год-другой таких полётов на Земле пройдёт пара веков.

Более того: математик Гёдель предложил для уравнений Эйнштейна такое решение, при котором во вселенной могут возникать временные петли - нечто вроде порталов между разными временами. Именно этой моделью воспользовались в фильме « », сперва показав разницу в течении времени возле горизонта чёрной дыры, а потом и прокинув с помощью «кротовой норы» мостик в прошлое.

Все сюжетные повороты, которые сейчас придумывают авторы хроноопер, уже были у Эйнштейна и Гёделя (снято на iPhone 5)

Можно ли таким образом попасть в прошлое? Учёные в этом сильно сомневаются, но фантастам их сомнения не мешают. Достаточно заявить, что превышать скорость света запрещено только простым смертным. А Супермен может сделать вокруг Земли пару оборотов и вернуться в прошлое, чтобы предотвратить гибель Лоис Лейн. Да что там скорость света - даже сон может работать в обратном направлении! А у Марка Твена янки получил ломом по голове и при дворе короля Артура.

Конечно, в прошлое летать интереснее - как раз потому, что оно неразрывно связано с настоящим. Если автор вводит в историю машину времени, он обычно хочет как минимум запутать читателя временными парадоксами. Но чаще всего главная тема в таких историях - борьба с предопределением. Можно ли изменить собственную судьбу, если она уже известна?

Причина или следствие?

Ответ на вопрос о предопределении - как и сама концепция путешествия во времени - зависит от того, по какому принципу устроено время в конкретном фантастическом мире.

Терминаторам законы физики не указ

В реальности главная проблема с путешествием в прошлое не скорость света. Если отправить назад во времени что угодно, хотя бы сообщение, это нарушит фундаментальный закон природы: принцип причинности. Даже самое захудалое пророчество - уже в каком-то смысле путешествие во времени! Все известные нам научные принципы строятся на том, что сперва происходит событие, а потом у него возникают последствия. Если следствие опережает причину, это ломает законы физики.

Чтобы «починить» законы, надо придумать, как мир реагирует на такую аномалию. Тут-то фантасты и дают волю воображению.

Если жанр фильма - комедия, то риска «сломать» время обычно нет: все поступки героев слишком малозначительны, чтобы повлиять на будущее, и главная задача - выпутаться из собственных проблем

Можно заявить, что время - единый и неделимый поток: между прошлым и будущим как бы натянута нить, по которой можно перемещаться.

Именно в такой картине мира возникают самые известные петли и парадоксы: например, если в прошлом убить своего дедушку, можно исчезнуть из вселенной. Появляются парадоксы из-за того, что эта концепция (философы называют её «Б-теорией») утверждает: прошлое, настоящее и будущее столь же реальны и неизменны, как и привычные нам три измерения. Будущее пока что неизвестно - но рано или поздно мы увидим тот единственный вариант событий, который должен произойти.

Такой фатализм порождает самые ироничные истории о путешественниках во времени. Когда пришелец из будущего пытается исправить события прошлого, он внезапно обнаруживает, что сам стал их причиной, - более того, так было всегда. Время в таких мирах не переписывается - в нём просто возникает причинно-следственная петля, и любые попытки что-то изменить лишь закрепляют изначальный вариант. Этот парадокс одним из первых подробно описал в новелле «По собственным следам» (1941), где оказывается, что герой выполнял задание, полученное от самого себя.

Герои мрачного сериала «Тьма» от Netflix отправляются в прошлое, чтобы расследовать преступление, но поневоле вынуждены сами совершать поступки, которые к этому преступлению ведут

Бывает и хуже: в более «гибких» мирах неосторожный поступок путешественника может привести к «эффекту бабочки». Вмешательство в прошлое переписывает разом весь временной поток - и мир не просто меняется, а напрочь забывает, что изменился. Обычно только сам путешественник помнит, что раньше всё было иначе. В трилогии « » за прыжками Марти не мог уследить даже док Браун - но он хотя бы полагался на слова товарища, когда тот описывал изменения, а обычно таким историям просто никто не верит.

В общем, однопоточное время - штука запутанная и безысходная. Многие авторы решают себя не ограничивать и прибегают к помощи параллельных миров.

Сюжет, в котором герой оказывается в мире, где его рождение кто-то отменил, пошёл от рождественского фильма «Эта прекрасная жизнь» (1946)

Раздвоение времени

Эта концепция не только позволяет избавиться от противоречий, но ещё и захватывает воображение. В таком мире возможно всё: каждую секунду он делится на бесконечное множество похожих друг на друга отражений, отличающихся парой мелочей. Путешественник во времени на самом деле ничего не меняет, а лишь скачет между разными гранями мультиверсума. Такой сюжет очень любят в сериалах: почти в любом шоу найдётся серия, где герои оказываются в альтернативном будущем и пытаются вернуть всё на круги своя. На бесконечном поле и резвиться можно бесконечно - и никаких парадоксов!

Сейчас в хронофантастике чаще всего используют модель с параллельными мирами (кадр из «Звёздного пути»)

Но самое интересное начинается, когда авторы отказываются от «Б-теории» и решают, что фиксированного будущего не бывает. Может, неизвестность и неопределённость и есть нормальное состояние времени? В такой картине мира конкретные события происходят только на тех отрезках, на которых есть наблюдатели, а остальные моменты - всего лишь вероятность.

Прекрасный пример такого «квантового времени» показал Стивен Кинг в « ». Когда Стрелок невольно создал временной парадокс, он едва не сошёл с ума, потому что помнил одновременно две линии событий: в одной он путешествовал в одиночку, в другой со спутником. Если герою попадались на глаза свидетельства, напоминавшие о прошлых событиях, воспоминания об этих точках складывались в одну непротиворечивую версию, но промежутки были словно в тумане.

Квантовый подход в последнее время популярен - отчасти благодаря развитию квантовой физики, а отчасти потому, что он позволяет показывать ещё более запутанные и драматичные парадоксы.

Марти Макфлай едва не стёр себя из реальности, помешав своим родителям познакомиться. Пришлось срочно всё исправлять!

Взять, например, фильм «Петля времени» (2012): как только молодое воплощение героя совершало какие-то действия, пришелец из будущего тут же их вспоминал - а до того в его памяти царил туман. Поэтому он старался не вмешиваться лишний раз в своё прошлое - например, не показывал молодому себе фотографию будущей жены, чтобы не сорвать их первую неожиданную встречу.

«Квантовый» подход виден и в « »: раз Доктор предупреждает спутников о специальных «фиксированных точках» - событиях, которые нельзя изменить или обойти, - значит, вся остальная ткань времени подвижна и пластична.

Впрочем, даже вероятностное будущее блекнет по сравнению с мирами, где Время обладает собственной волей - или на его страже стоят существа, подстерегающие путешественников. В такой вселенной законы могут работать как угодно - и хорошо ещё, если со стражами можно договориться! Самый яркий пример - лангольеры , которые после каждой полуночи съедают вчерашний день вместе со всеми, кому не повезло там оказаться.

Как работает машина времени

На фоне такого разнообразия вселенных сама техника путешествий во времени - вопрос второстепенный. Со времён машины времени не изменились: можно придумать новый принцип действия, но вряд ли это повлияет на сюжет, и со стороны путешествие будет выглядеть примерно одинаково.

Машина времени Уэллса в экранизации 1960 года. Вот где стимпанк!

Чаще всего принцип работы вообще не объясняют: человек залезает в кабинку, любуется гудением и спецэффектами, а потом выбирается уже в другом времени. Этот способ можно назвать мгновенным скачком: ткань времени словно прокалывается в одной точке. Нередко для такого прыжка сперва надо разогнаться - набрать скорость в обычном пространстве, а техника уже переведёт этот импульс в скачок во времени. Так поступали и героиня аниме «Девочка, покорившая время», и док Браун на знаменитом DeLorean из трилогии «Назад в будущее». Видимо, ткань времени - из тех препятствий, которые штурмуют с разбега!

DeLorean DMC-12 - редкая машина времени, которая вправе называться машиной (JMortonPhoto.com & OtoGodfrey.com )

Но иногда бывает наоборот: если считать время четвёртым измерением, в трёх обычных измерениях путешественник должен оставаться на месте. Машина времени помчит его по временной оси, и в прошлом или будущем он появится ровно в той же точке. Главное, чтобы там не успели ничего построить, - последствия могут быть очень неприятными! Правда, в такой модели не учитывают вращение Земли - на самом-то деле неподвижных точек не бывает, - но в крайнем случае всё можно списать на магию. Именно так работал : каждый оборот волшебных часов соответствовал одному часу, но с места путешественники не двигались.

Суровее всего с такими «статичными» путешествиями обошлись в фильме «Детонатор» (2004): там машина времени проматывала ровно минуту за минуту. Чтобы попасть во вчерашний день, надо было просидеть в железной коробке целых 24 часа!

Иногда модель, в которой больше трёх измерений, трактуют ещё хитрее. Вспомним теорию Гёделя, согласно которой между разными временами можно прокладывать петли и тоннели. Если она верна, через дополнительные измерения можно попробовать пробраться в другое время - чем и воспользовался герой « ».

В более ранней фантастике по схожему принципу работала «воронка времени»: некое подпространство, куда можно попасть специально (на TARDIS Доктора Кто) или случайно, как произошло с экипажем эсминца в фильме «Филадельфийский эксперимент» (1984). Полёт по воронке обычно сопровождается головокружительными спецэффектами, а выходить из корабля не рекомендуется, чтобы не потеряться во времени навсегда. Но по сути это всё та же обычная машина времени, доставляющая пассажиров из одного года в другой.

Внутри временных воронок почему-то всегда бьют молнии и иногда летают титры

Если же авторы не хотят углубляться в дебри теорий, аномалия времени может существовать сама по себе, без всяких приспособлений. Достаточно войти не в ту дверь, и вот герой уже в далёком прошлом. Тоннель это, точечный прокол или магия - кто его разберёт? Главный вопрос - как выбраться обратно!

Чего сделать нельзя

Впрочем, обычно фантастика всё-таки работает по правилам, пусть и вымышленным, - поэтому для путешествий во времени часто придумывают ограничения. Например, можно вслед за современными физиками заявить, что перемещать тела быстрее скорости света (то есть в прошлое) всё-таки нельзя. Но в некоторых теориях есть частица под названием «тахион», на которую это ограничение не действует, потому что у неё нет массы… Может, сознание или информацию всё-таки можно отправить в прошлое?

Когда за путешествия во времени берётся Макото Синкай, у него всё равно получается трогательная история о дружбе и любви («Твоё имя»)

В реальности, скорее всего, так смухлевать не получится - всё из-за того же принципа причинности, которому до типа частиц нет дела. Но в фантастике «информационный» подход кажется более правдоподобным - да ещё и оригинальным. Он позволяет герою, например, оказаться в собственном молодом теле или отправиться в путешествие по чужим сознаниям, как происходило с героем сериала «Квантовый скачок». А в аниме Steins;Gate поначалу умели отправлять в прошлое только SMS - попробуй измени ход истории с такими ограничениями! Но от ограничений сюжеты только выигрывают: чем сложнее задача, тем интереснее смотреть, как её решают.

Гибрид телефона с микроволновкой для связи с прошлым (Steins;Gate)

Иногда дополнительные условия накладывают и на обычные, физические путешествия во времени. Например, зачастую машина времени не может отправить никого в прошлое раньше того момента, когда она была изобретена. А в аниме «Меланхолия Харухи Судзумии» путешественники во времени разучились отправляться в прошлое дальше определённой даты, потому что в этот день произошла катастрофа, повредившая ткань времени.

И тут начинается самое интересное. Незамысловатые скачки в прошлое и даже временные парадоксы - это лишь вершина айсберга хронофантастики. Если время можно изменить или даже повредить, что ещё с ним можно сделать?

Парадокс на парадоксе

Путешествия во времени мы любим за путаницу. Даже простой скачок в прошлое порождает такие завихрения, как «эффект бабочки» и «парадокс дедушки», - в зависимости от того, как устроено время. Но на этом приёме можно строить куда более сложные комбинации: например, прыгнуть в прошлое не единожды, а несколько раз подряд. Так создаётся стабильная временная петля, или «день сурка».

У вас бывает дежа-вю?
- А разве ты меня об этом уже не спрашивала?

Зациклить можно один день или несколько - главное, чтобы всё заканчивалось «сбросом» всех изменений и путешествием обратно в прошлое. Если мы имеем дело с линейным и неизменным временем, такие петли сами возникают из причинно-следственных парадоксов: герой получает записку, отправляется в прошлое, пишет эту записку, отправляет самому себе… Если же время каждый раз переписывается или порождает параллельные миры, получается идеальная ловушка: человек раз за разом переживает одни и те же события, но любые изменения всё равно заканчиваются сбросом на исходную позицию.

Чаще всего такие сюжеты посвящены попыткам разгадать причину временной петли и вырваться из неё. Иногда петли завязаны на эмоции или трагические судьбы персонажей - особенно этот элемент любят в аниме («Девочка-волшебница Мадока», «Меланхолия Харухи Судзумии», «Когда плачут цикады»).

Но у «дней сурка» есть несомненный плюс: они позволяют за счёт бесконечных попыток рано или поздно добиться успеха в любом начинании. Недаром Доктор Кто, попав в такую ловушку, вспоминал легенду о птичке, которая за многие тысячи лет по крошке сточила каменную скалу, а его коллега ухитрился своими «переговорами» довести до белого каления внеземного демона! В таком случае разрушить петлю можно не геройским поступком или прозрением, а обычным упорством, - и по пути научиться паре-тройке полезных навыков, как случилось с героем «Дня сурка».

В «Грани будущего» инопланетяне используют временные петли в качестве оружия - чтобы просчитать идеальную тактику боя

Ещё один способ построить из обычных прыжков более сложную конструкцию - синхронизировать два отрезка времени. В фильме «Люди Икс: Дни минувшего будущего» и в «Разведчике времени» временной портал умели открывать только на фиксированное расстояние. Грубо говоря, в полдень воскресенья можно переместиться в полдень субботы, а час спустя - уже только в час дня. При таком ограничении в истории о путешествии в прошлое появляется элемент, которого там, казалось бы, не может быть - цейтнот! Да, можно отправиться назад и попытаться что-то исправить, но в будущем время идёт своим чередом - и герой, например, может опоздать вернуться.

Чтобы усложнить путешественнику жизнь, можно сделать прыжки во времени случайными - отобрать у него контроль над происходящим. В сериале «Остаться в живых» такая беда случилась с Десмондом, который слишком плотно взаимодействовал с временной аномалией. Но ещё в 1980-х на той же идее построили сериал «Квантовый скачок». Герой постоянно оказывался в разных телах и эпохах, но не знал, сколько продержится в этом времени, - и уж тем более не мог вернуться «домой».

Крутим время

Героиня игры Life is Strange встаёт перед трудным выбором: отменить все правки, которые она вносила в ткань времени ради спасения подруги, или погубить целый город

Второй приём, с помощью которого разнообразят путешествия во времени, - изменение скорости. Если можно промотать пару лет, чтобы оказаться в прошлом или будущем, почему бы, например, не поставить время «на паузу»?

Как показал ещё Уэллс в рассказе «Новейший ускоритель», даже замедление времени для всех, кроме себя - очень мощный инструмент, а уж если его совсем остановить, можно куда-нибудь тайно проникнуть или выиграть дуэль - причём совершенно незаметно для противника. А в веб-сериале «Червь» один супергерой умел «замораживать» предметы во времени. С помощью этого нехитрого приёма можно было, например, пустить под откос поезд, поставив у него на пути обычный лист бумаги, - ведь застывший во времени объект не может измениться или сдвинуться!

Застывшие во времени враги - это очень удобно. В шутере Quantum Break в этом можно убедиться лично

Скорость можно изменить и на отрицательную, и тогда получатся знакомые читателям Стругацких контрамоты - люди, живущие «в обратную сторону». Такое возможно только в мирах, где работает «Б-теория»: вся временная ось уже предопределена, вопрос только в том, в каком порядке мы её воспринимаем. Чтобы ещё сильнее запутать сюжет, можно запустить в разных направлениях двух путешественников во времени. Так случилось с Доктором и Ривер Сонг в сериале «Доктор Кто»: они скакали по эпохам туда-сюда, но первая (для Доктора) их встреча для Ривер была последней, вторая - предпоследней, и так далее. Чтобы избежать парадоксов, героине приходилось следить, чтобы случайно не проспойлерить Доктору его будущее. Потом, правда, порядок их встреч превратился в полную чехарду, но героям «Доктора Кто» к такому не привыкать!

Миры со «статичным» временем порождают не только контрамотов: нередко в фантастике появляются существа, которые одновременно видят все точки своего жизненного пути. Трафальмадорцы из «Бойни номер пять» благодаря этому относятся к любым злоключениям с философским смирением: для них даже смерть - всего лишь одна из многочисленных деталей общей картины. Доктор Манхэттен из « » из-за такого нечеловеческого восприятия времени отдалился от людей и ударился в фатализм. Абраксас из «Бесконечного путешествия» регулярно путался в грамматике, силясь понять, какое событие уже произошло, а какое будет завтра. А у инопланетян из рассказа Теда Чана «История твоей жизни» возник особенный язык: все, кто его выучил, тоже начинали одновременно видеть прошлое, настоящее и будущее.

Фильм «Прибытие», снятый по мотивам «Истории твоей жизни», начинается с флешбэков… Или нет?

Впрочем, если контрамоты или трафальмадорцы действительно путешествуют во времени, то со способностями Ртути или Флэша всё не так очевидно. Ведь на самом деле это они ускоряются относительно всех остальных - разве можно считать, что на самом деле замедляется весь мир вокруг?

Физики заметят, что теория относительности недаром называется именно так. Можно и мир ускорить, и наблюдателя замедлить - это одно и то же, вопрос только в том, что взять за точку отсчёта. А биологи скажут, что никакой фантастики здесь нет, ведь время - понятие субъективное. Обычная муха тоже видит мир «в слоу-мо» - так быстро её мозг обрабатывает сигналы. Но можно не ограничиваться мухой или Флэшем, ведь в некоторых хронооперах существуют параллельные миры. Кто мешает пустить в них время с разной скоростью - или даже в разные стороны?

Известный пример такого приёма - «Хроники Нарнии», где формально путешествий во времени нет. Но время в Нарнии течёт куда быстрее, чем на Земле, поэтому одни и те же герои попадают в разные эпохи - и наблюдают историю сказочной страны от её создания до падения. А вот в комиксе Homestuck, который, пожалуй, можно назвать самой запутанной историей о путешествиях во времени и параллельных мирах, два мира запустили в разных направлениях - и при контактах между этими вселенными возникала та же неразбериха, что у Доктора с Ривер Сонг.

Если циферблаты ещё не изобрели, песочные часы тоже сойдут («Принц Персии»)

Убить время

На основе любого из этих приёмов можно написать рассказ, от которого даже у Уэллса затрещала бы голова. Но современные авторы с удовольствием пользуются всей палитрой сразу, завязывая в клубок временные петли и параллельные миры. Парадоксы при таком подходе накапливаются пачками. Даже при одном прыжке в прошлое путешественник может ненароком убить своего дедушку и исчезнуть из реальности - а то и стать собственным отцом. Пожалуй, лучше всех над «парадоксом причинности» поиздевался в рассказе «Все вы, зомби», где герой оказывается сам себе и папой, и мамой.

По рассказу «Все вы, зомби» снят фильм «Патруль времени» (2014). Практически все его персонажи - это один и тот же человек

Само собой, парадоксы надо как-то разрешать, - поэтому в мирах с линейным временем оно часто восстанавливается само, по воле судьбы. Например, почти все начинающие путешественники первым делом решают убить Гитлера. В мирах, где время можно переписывать, он погибнет (но по закону подлости получившийся мир будет ещё хуже). У Асприна в «Разведчиках времени» покушение провалится: либо пистолет заклинит, либо ещё что-нибудь произойдёт.

А в мирах, где фатализм не в почёте, приходится следить за сохранностью прошлого самостоятельно: для таких случаев создают специальную «полицию времени», которая отлавливает путешественников, пока они не натворили бед. В фильме «Петля времени» роль такой полиции взяла на себя мафия: прошлое для них - слишком ценный ресурс, чтобы позволять кому-то его портить.

Если нет ни судьбы, ни хронополицейских, путешественники рискуют попросту сломать время. В лучшем случае получится как в цикле Джаспера Ффорде «Четверг Нонетот», где полиция времени доигралась до того, что случайно отменила само изобретение путешествий во времени. В худшем - разрушится ткань реальности.

Как не раз показывали в «Докторе Кто», время - вещь хрупкая: от одного взрыва могут пойти трещины в мироздании по всем эпохам, а из-за попытки переписать «фиксированную точку» может схлопнуться и прошлое, и будущее. В Homestuck после подобного инцидента мир пришлось пересоздавать заново, а в все эпохи смешались воедино, из-за чего события книг теперь невозможно соединить в непротиворечивую хронологию… Ну а в манге Tsubasa: Reservoir Chronicle стёртому из реальности сыну собственного клона пришлось заменить себя новым человеком, чтобы в уже случившихся событиях было хоть какое-то действующее лицо.

Некоторые герои мультиверсума Tsubasa существуют минимум в трёх воплощениях и происходят из других произведений той же студии

Любимое развлечение фанатов - рисовать для самых запутанных произведений хронологии

Звучит безумно? Но за такое безумие мы и любим путешествия во времени - они раздвигают границы логики. Когда-то, должно быть, и обычный скачок в прошлое мог свести непривычного читателя с ума. Сейчас же хронофантастика по-настоящему сияет на длинных дистанциях, когда авторам есть где развернуться, а временные петли и парадоксы наслаиваются друг на друга, порождая самые невообразимые комбинации.

Увы, часто бывает, что конструкция складывается под собственным весом: либо скачков во времени становится слишком много, чтобы был смысл за ними следить, либо авторы на ходу меняют правила вселенной. Сколько раз уже Скайнет переписывал прошлое? И кто сейчас сможет сказать, по каким правилам работает время в «Докторе Кто»?

Зато, если хронофантастика при всех своих парадоксах получается стройной и внутренне непротиворечивой, она запоминается надолго. Именно этим подкупают BioShock Infinite, Tsubasa: Reservoir Chronicle или Homestuck. Чем сложнее и запутаннее сюжет, тем более сильное впечатление остаётся у тех, кто добрался до конца и сумел окинуть взглядом сразу всё полотно.

* * *

Путешествия во времени, параллельные миры и переписывание реальности неразрывно связаны, поэтому сейчас без них не обходится почти ни одно фантастическое произведение - будь то фэнтези наподобие «Игры престолов» или научно-фантастическое исследование новейших теорий физики, как в «Интерстелларе». Мало какой сюжет даёт такой же простор для воображения - ведь в истории, где любое событие можно отменить или повторить несколько раз, возможно всё. При этом элементы, из которых складываются все эти истории, довольно просты.

Похоже, за последние сто лет авторы сделали со временем всё, что только возможно: пускали вперёд, назад, по кругу, в один поток и в несколько… Поэтому лучшие из таких историй, как и во всех жанрах, держатся на персонажах: на пришедшей ещё из древнегреческих трагедий теме борьбы с судьбой, на попытках исправить собственные ошибки и на тяжёлом выборе между разными ветками событий. Но как бы ни скакала хронология, история всё равно будет развиваться только в одном направлении - в том, которое интереснее всего зрителям и читателям.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.