Как васютка заботился о рыбаках. Почему выжил в тайге Васютка — герой рассказа Астафьева

Цель : отметить как формируется характер Васютки, рассказать, как открыл Васютка новое озеро, подготовка к домашнему сочинению.

Ход урока.

1 Читаем отрывок, рассказывающий о возвращении Васютки и его встрече с Енисеем. (От слов: «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер.» до слов: «- … Ну-ка, ну-ка, рассказывай, что ты там за озеро отыска?)

Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем? (Он нашёл его, когда заблудился. Но мальчик рассказал рыбакам не только о своём несчастье. Он думал, как помочь бригаде.)

Как начинается и заканчивается рассказ? (Взглядом автора на карту. В начале автор говорит: «Это озеро не сыщешь на карте». В конце рассказа: «На районной карте появилось ещё одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами «Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это озеро сумеет найти разве сам Васютка». Обращение к карте словно бы окольцовывает рассказ. Такое построение придаёт рассказу завершённость.

3 Подготовка к домашнему сочинению.

Тема сочинения: «Становление характера Васютки»

1 Васютка – главный герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

2 Становление характера Васютки.

А) Забота Васютки о рыбаках.

Б) Поведение Васютки в лесу: смелость, решимость, смекалка, мужество, тепрение.

В) Знание законов тайги. Внимание к природе.

3 Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?

4 Разгадай кроссворд.

1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка... (Афанасий).
2. Далеко ушли рыбаки в низовья... и наконец остановились (Енисея) .
3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).
4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота... («Игарец») .
5. Фамилия автора рассказа (Астафьев) .
6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря) .
7. Заночевать решил Васютка на берегу... (озера) .
8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел... (кедровку) .



5 Д/з. написать сочинение.

Тема: Только доблесть бессмертно живёт… Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» Выразительное чтение наизусть.

Цель: изучение лирических произведений, посвящённых Великой Отечественной войне.

Задачи: познакомить со стихотворениями, посвящёнными теме военного детства; развивать навыки внимательного, вдумчивого чтения, умение слышать авторский голос в произведении; воспитывать интерес к истории родной страны, патриотизм, благодарную память к тем, кто завоевал право мирной жизни.

Ход урока.

1 -Сегодня мы познакомимся со стихотворениями двух

выдающихся поэтов, которые были военными

корреспондентами: Константина Михайловича Симонова

и Александра Трифоновича Твардовского. Посмотрим, какое

участие принимали дети в этой страшной войне,.

2 Анализ стихотворений, беседа.

Стихотворение К.Симонова «Майор привёз мальчишку

на лафете…».

Слово учителя.

Константин Симонов. Многие его стихи солдаты Слайд 4,5

во время войны носили с собой, перечитывали

на привалах.

Чтение стихотворения учителем

Какой момент войны (наступление или

отступление) описан в стихотворении? Звучит музыка на

Прочитайте стихотворение про себя, военную тему (из песен)

подумайте, на какую картину обращает

внимание рассказчик особенно?

(«Седой мальчишка»)

Откуда везли мальчика? (Из Бреста)

Почему же мальчик седой?

Что такое лафет? Слайд 11

Учитель показывает лафет.

Перечитаем первую строфу вслух.

Как понимаете строки: «…за десять лет…

ему зачтутся эти десять дней…»?

(К тому, кто не был на войне, к потомкам).

Что хотел сказать Симонов этим стихотворением?

Зачем рассказал эту историю?

3 А. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Слово учителя.

Александр Твардовский тоже был военным Слайды 12-13

корреспондентом, участвовал в боях. Он

рассказывает о другом мальчике.

Чтение стихотворения учителем. Слайды 14-16

Беседа. Звучит приглушённая

О каком событии идёт речь в стихотворении? музыка.

Какой момент войны изображён? (Наступление).

Из каких строк это видно?

Прочитайте стихотворение про себя

выразительно, подумайте, какая фраза встречается

дважды? Почему? (« Всё нынче, как спросонку…»)

Прочитаем диалог между танкистом и мальчиком

по ролям.

Какие разговорные слова и выражения

встречаются в стихотворении? («Гвоздит», «чёрт его

поймёт») Почему?

Кому и когда танкист мог бы рассказывать об отважном

мальчике?

Могло ли это быть так, как на картине Ю. Непринцева Репродукция

«Отдых после боя»? в учебнике.

Опишите картину. Что делают бойцы? Где происходит

действие?

Сопоставительный анализ стихотворений

Сравните героев этих двух стихотворений. Какие чувства

вызывает первый? А второй?

Почему у героев нет имён? Слайды 17-18

мальчиков и девочек было очень много. Дети были

и настоящими бойцами. Знаете ли вы каких-нибудь

героев? (Пионеры-герои: Зина Портнова, Марат Казей

и многие другие.

После войны были созданы Книги Памяти. Для чего? Слайды 19-21

(Не забывать имена героев)

Давайте прочитаем слова на доске (эпиграф)

Какой же ценой завоёвано счастье? (Горе, слёзы детей, смерть)

Заключительное слово учителя. Слайд 22

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

5. Домашнее задание.

Выразительное чтение одного стихотворения.

Ответ оставил Гость

На уроке литературы мы прочитали рассказ Виктора Петровича Астафьева: "Васюткино озеро". Главным героем этого произведения стал Васютка, тринадцатилетний мальчишка, учившийся в деревенской школе. Васютка родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. И к тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать таёжные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль. В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка - как-то раз он пошел в лес за кедровыми орешками для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда - он заблудился. Деревья, деревья, деревья... Под ногами - мох и жухлая трава, над головой - равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце - холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. Вот что, как мне кажется, увидел и почувствовал тринадцатилетний мальчик Васютка, когда понял, что заблудился в бескрайней тайге.
В тайге он сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые. Каждый, кто хоть немного знаком с суровыми законами тайги, знает, какая опасность грозила мальчику. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Однако главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» совсем не похож на тех людей, которые, попав в трудную ситуацию, падают духом и трусливо ждут собственной смерти, сильно испугавшись вначале, Васютка сумел взять себя в руки, спокойно обдумать свое положение и принять верное решение. Вдумчиво, не суетясь шел Васютка к своему спасению, и удача от него не отвернулась.
Героя рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря "драгоценный припас" - патроны. А главное - желание выжить во что бы то ни стало. "Тайга хлипких не любит,"-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Хорошим подспорьем оказались и услышанные им ранее рассказы рыбаков о том, как нужно себя вести, оказавшись в подобной ситуации. Самообладание и практические знания о тайге помогли заблудившемуся мальчику целых пять дней продержаться в неприветливом осеннем лесу, добывая себе пропитание охотой. Даже по ночам, когда страх и слезы подбирались совсем близко, Васютка не давал себе пасть духом. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. И вот, когда последняя краюшка хлеба, взятая из дома, оказалась съеденной, мужество мальчика было сторицей вознаграждено. Он нашел озеро, полное рыбы, - настоящий подарок для рыбаков. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею. Следуя по течению, Васютке удалось выйти к Енисею, а там его подобрали на бот друзья отца. Все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, Васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка.
Озеро, найденное Васюткой, впоследствии назвали его именем. С тех пор так и повелось. А вскоре это название появилось на карте. Среди голубых пятнышек в низовьях Енисея есть и то, которое называют Васюткиным озером. Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки - озеро, названное его именем!
Я не знаю, как бы я повел себя на месте этого мужественного мальчика. Я еще не попадал в ситуации, которые требуют от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений. Однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает, и только они могут помочь или помешать остаться Человеком.
Я считаю, что это достойная награда для мальчика, сумевшего в одиночку преодолеть испытания, из которых не каждый взрослый вышел бы победителем. Озеро, названное Васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика.

Подготовка к сочинению по теме «Что помогло Васютке выжить в тайге?»План
1.Мальчик,
детство
которого
прошло в
тайге.
Тайга – это бескрайние леса, где
водится много животных и нет человека.
Трудно выжить человеку в тайге, если он
не знает её законов. Васютка из
рассказа Виктора Астафьева с детства
воспитывался в тайге.

Поэтому когда он заблудился в ней, ему
помогло знание законов леса: у него было
ружьё, спички, хлеб. Он смог подстрелить птиц
и приготовить их, переночевать в лесу,
опознавать, где север, найти по признакам
природы реку.
б) смелость; Трудно было мальчику преодолевать страх в
ночном лесу. Ему казалось, что кто-то к нему
крадётся, но он смог проявить смелость.
в) терпение; Не раз к нему приходило отчаяние, но он
был терпелив и снова и снова боролся за
жизнь. Вышел к реке, и даже когда судно
прошло мимо, не отчаялся.
г) смекалка.
Васютка не раз проявлял смекалку. И когда
побежал в сторону, обратную той, откуда
слышался гудок теплохода, и когда ватником
защищал от ветра в сыром лесу
разгорающийся костёр. И когда подвязал
тесёмкой от кальсон оторвавшуюся подошву
сапога.
2.Качества
Васютки:
а) знание
леса;

3.Озеро названо в
честь Васютки не
зря.
Одним словом,
Васютка оказался
сильным
человеком. В
честь такого не
стыдно и озеро
назвать.

Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к
природе, знание природы, находчивость главного
героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового
озера. Становление характера Васютки через
преодоление испытаний, сложных жизненных
ситуаций.
План
1. Васютка - главный герой рассказа В. П.
Астафьева «Васюткино озеро».
2. Становление характера Васютки.
1) Забота Васютки о рыбаках.
2) Поведение Васютки в лесу: смелость,
решительность, смекалка, мужество, терпение.
3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
4) Забота Васютки об общем деле.
3. Почему рыбаки назвали озеро именем
мальчика?

Анализ произведения
Жанр произведения - рассказ. Рассказ о путешествии, которое невольно
совершил тринадцатилетний мальчик, заблудившийся на пять дней в тайге.
Главный герой - мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в
тайге. Второстепенные персонажи - мама, дед, отец, рыбаки. Мальчик
помогает родителям в тайге, чем может. Его обязанность, которую он сам
себе придумал, - снабжать рыбаков кедровыми орешками, которые те не
прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он
отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность
застрелить глухаря. Это завязка рассказа. После своих длительных
скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук
мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его
быстро найдут. Это кульминация рассказа. Развязка наступает, когда
Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно
открытое им озеро. В центре рассказа - поведение человека в
экстремальной ситуации. Васютка достойно преодолел все выпавшие на его
долю трудности, несмотря на то, что ему всего тринадцать лет. Большой
интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много
познавательного можно почерпнуть из рассказа об обычаях и привычках
таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге - так
умело писатель рассказывает нам о Васюткиных приключениях. Спокойный
рассказ, неторопливая речь, диалектные слова - отважные и
трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.

План
1. Неудачи на рыбном
промысле.
2. Охота на глухаря.
3. Васютка заблудился.
4. Жизнь в лесу.
5. Озеро.
6. Удачное спасение.

Почему выжил в тайге Васютка - герой рассказа В. П. Астафьева

Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Васютки­но озеро» - это история о том, как тринадцатилет­ний мальчик Васютка потерялся в тайге.

Читая рассказ, мы узнаём, что у этого мальчика были такие качества, которых иногда нет даже у взрос­лого человека. Именно эти качества и помогли герою выжить.

В начале произведения мы знакомимся с семьёй Васютки. Его отец и дед - рыбаки. Поэтому с детства мальчик привык к рыбацкой жизни. Вместе с семьёй и рыбаками из бригады отца Васютка «ждал осеннюю путину» на берегу Енисея. Там у него не было даже товарищей. Но несмотря на «скучное житьё», Васют- ка смог найти себе развлечения. Например, он забо­тился о рыбаках: заметив, что они любят пощёлкать вечером орехи, мальчик с радостью собирал их в лесу. Астафьев подчёркивает, что Васютке «нравилось бро­дить», он любил лес.

Важное место в этом произведении занимают тра­диции, привычки рыбаков и охотников. Так, мать не отпускает мальчика в лес без краюшки хлеба и спи­чек. И Васютка с уважением относится к этим «таёж­ным законам».

Увлёкшись охотой на глухаря, Васютка заблудился в тайге. Он не сразу это заметил, а когда понял, что потерялся, то очень испугался. Но знание законов тай­ги, смекалка и мужество помогли ему выжить и най­ти дорогу домой.

Оказавшись в такой опасной ситуации, мальчик не пал духом, он взял себя в руки: «Ничего, сейчас по­соображаю и найду дорогу». В этом ему помогли и рас­сказы рыбаков, и слова дедушки, которые он то и дело вспоминал: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

Конечно, ему было очень страшно, холодно, оди­ноко. Он кричал и плакал «с тоской и отчаянием». Но, Васютка не сдавался: он добывал себе еду, разводил костёр, устраивал ночлег на ночь, причём делал он всё это мастерски. Поражает и то, как он прислуши­вался к природе, ориентировался по ней и предуга­дывал погоду: «Вызвездило -- к холоду!» Даже в та­кой ситуации он подшучивает над собой, называет себя «дурило», ругается на дождь, на глухаря: «Про­валиться мне, если я ещё свяжусь с вашим братом!»

У Васютки кончаются силы, патроны, спички, но он верит в удачу. Именно мужественность и решитель­ность помогли Васютке выжить. И он не только вы­жил, но и помог рыбакам найти озеро, в котором много рыбы. За это он получил достойную награду, ведь озеро это теперь носит его имя.

Здесь искали:

  • сочинение как васютка выжил в тайге
  • как васютка выжил в тайге
  • почему васютка выжил в тайге

На уроке литературы мы прочитали рассказ Виктора Петровича Астафьева: "Васюткино озеро". Главным героем этого произведения стал Васютка, тринадцатилетний мальчишка, учившийся в деревенской школе. Васютка родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. И к тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать таёжные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль. В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка - как-то раз он пошел в лес за кедровыми орешками для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда - он заблудился. Деревья, деревья, деревья... Под ногами - мох и жухлая трава, над головой - равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце - холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. Вот что, как мне кажется, увидел и почувствовал тринадцатилетний мальчик Васютка, когда понял, что заблудился в бескрайней тайге.

В тайге он сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые. Каждый, кто хоть немного знаком с суровыми законами тайги, знает, какая опасность грозила мальчику. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Однако главный герой рассказа В. П. Астафьева "Васюткино озеро" совсем не похож на тех людей, которые, попав в трудную ситуацию, падают духом и трусливо ждут собственной смерти, сильно испугавшись вначале, Васютка сумел взять себя в руки, спокойно обдумать свое положение и принять верное решение. Вдумчиво, не суетясь шел Васютка к своему спасению, и удача от него не отвернулась.

Героя рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря "драгоценный припас" - патроны. А главное - желание выжить во что бы то ни стало. "Тайга хлипких не любит," - эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Хорошим подспорьем оказались и услышанные им ранее рассказы рыбаков о том, как нужно себя вести, оказавшись в подобной ситуации. Самообладание и практические знания о тайге помогли заблудившемуся мальчику целых пять дней продержаться в неприветливом осеннем лесу, добывая себе пропитание охотой. Даже по ночам, когда страх и слезы подбирались совсем близко, Васютка не давал себе пасть духом. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. И вот, когда последняя краюшка хлеба, взятая из дома, оказалась съеденной, мужество мальчика было сторицей вознаграждено. Он нашел озеро, полное рыбы, - настоящий подарок для рыбаков. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею. Следуя по течению, Васютке удалось выйти к Енисею, а там его подобрали на бот друзья отца. Все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, Васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка.

Озеро, найденное Васюткой, впоследствии назвали его именем. С тех пор так и повелось. А вскоре это название появилось на карте.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.