Известные ученые которые изучали природу. "Второй шанс" - блог учителя биологии и химии Носовой Елены Юрьевны.: Великие естествоиспытатели

Ученых, изучающих природу, называют естествоиспытателями . Знания о природе добыты трудами очень большого числа ученых-естествоиспытателей, живших в разное время и в разных странах. Среди этих ученых есть великие, которые внесли в науку огромный вклад. О многих великих естествоиспытателях еще будет рассказано в учебнике, а с некоторыми мы познакомимся уже сейчас.

Интерес человека к природе возник в глубокой древности. Еще первобытные люди начали собирать сведения о растениях и животных. Например, о том, какие растения съедобны, о повадках животных, на которых приходилось охотиться. Со временем накапливалось все больше и больше сведений о разнообразии растений и животных нашей планеты. Возникала даже путаница в их названиях, потому что строгих правил, как давать живым существам научные названия, не было. Особенно трудно стало ученым разных стран понимать друг друга - одни и те же растения и животные назывались у них по-разному. Нужно было привести в порядок все знания о разнообразии организмов. Эту огромную работу проделал в XVIII в. великий шведский ученый Карл Линней (1707- 1778).

Карл Линней

Линней дал каждому виду растений и животных название, состоящее из двух слов, причем на латинском языке, понятном ученым разных стран. Все организмы он распределил по группам, т. е. предложил классификацию организмов. Она была принята учеными всего мира и использовалась много лет.

В XIX в. жил и работал великий английский ученый Чарлз Дарвин (1809-1882).

Чарлз Дарвин

Он был убежден, что растения и животные не всегда были такими, какими люди их видят сейчас, что они изменяются с течением времени, постепенно приспосабливаясь к разнообразным условиям жизни на Земле. Дарвин сумел объяснить, как это происходит: в природе выживают те организмы, у которых признаки приспособленности к окружающим условиям проявляются хотя бы чуть-чуть сильнее, чем у других. Если эти признаки организмы передают по наследству, то в их потомстве тоже выживают более приспособленные. Так постепенно и появились боярышник с его колючками, цапля с ее длинной шеей, крот с ногами-лопатами, черепаха с ее панцирем, кузнечик зеленого цвета и все другие современные виды растений и животных.

Огромный вклад в науку внес русский ученый Владимир Иванович Вернадский (1863-1945).

Владимир Вернадский

Он создал учение о биосфере. «Биос», как ты помнишь, «жизнь», а греческое слово «сфера» означает «шар». Значит, биосфера - это «шар жизни», а точнее говоря, «оболочка жизни», одевающая наш земной шар. В нее входят сами организмы и среда их обитания. Учение о биосфере имеет особое значение для развития экологии, для охраны природы нашей планеты.

Что мы узнали из этого раздела

Уже первобытный человек начал собирать сведения об окружающем мире. По мере развития человечества этих знаний становилось все больше.

Постепенно возникли и стали развиваться различные науки о природе: астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология. Науки о природе называют естественными науками.

Природу изучают различными методами. Главные из них - наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

Основные понятия

  • естественные науки методы
  • изучения природы
  • наблюдения эксперимент (опыт)
  • измерение
  • астрономия
  • физика
  • химия
  • геология
  • физическая география
  • биология
  • экология

(8) 19 ноября 1711 года родился Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик. Также он вошел в историю как выдающийся астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог и поэт. Кроме этого Ломоносов – историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Именно он разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь.

Михаил Ломоносов родился в деревне Денисовка Архангельской губернии. Отец его был черносошным крестьянином, имел землю и суда для рыбного промысла по Мурманскому берегу. Мать умерла, когда сыну было 9 лет. Подростком Михаил Ломоносов постоянно ездил с отцом на промыслы. В свободное время он читал – грамоте обучил его дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. Он оказывал помощь односельчанам в составлении деловых бумаг и прошений, писал письма. К 14 годам Ломоносов превзошел наставника в умении писать и считать.

Вскоре овдовевший отец женился на другой женщине. Когда Михайле сравнялось 20, отец и мачеха задумали его женить. Обзавестись семьей означало похоронить мечту о науке и большом мире. В 1731 году юноша бежал в Москву с купеческим обозом, прихватив из дома только три книги: «Арифметику» Магницкого, «Грамматику» Смотрицкого и «Псалтырь» Полоцкого.

В Москве его принимают в «Спасские школы», то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Двадцатилетний Ломоносов учится в одном классе с маленькими детьми. О тяготах студенческой жизни Ломоносов впоследствии красочно поведал в известном письме своему покровителю Ивану Шувалову. «Стипендия» составляла три копейки в день, из которых он покупал на «денежку» (полкопейки) хлеба, на денежку кваса, а остальное тратил на одежду и книги. Товарищи, намного младше его годами, «кричали и перстами указывали: смотри-де, какой болван лет в 20 пришел латыни учиться!». Однако что не убивало упорного юношу, то делало его сильнее. Успехи Ломоносова, его прилежание и примерное поведение быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса.

Вскоре после того, как Ломоносов окончил академию, правительство озаботилось тем, что геологи-иностранцы не желают ехать в далекую Сибирь и решило послать двенадцать юношей в Германию учиться горному делу. Чтобы оказаться в их числе, способный выпускник за шесть месяцев выучил немецкий язык, которым прежде не владел.

Он три года проучился в Марбургском университете и еще два года прожил за границей на вольных хлебах. Будущий критик «немецкого засилья» в Российской академии наук не только получил образование в Германии, но и женился на немке, дочери своего квартирного хозяина.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербург и приступил к работе в должности адъюнкта физического класса Академии наук.

Его вклад в российскую науку трудно переоценить. Ученый-естествоиспытатель, поэт, реформатор русского языка; первый русский академик Петербургской Академии наук (1745), член Академии художеств (1763).

В 1755 году по инициативе Ломоносова основан Московский университет, которому в 1940 году было присвоено имя Ломоносова. Его открытия обогатили многие отрасли знания. Ломоносов развил атомно-молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о свете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на планете Венера. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.

Он был крупнейшим поэтом 18 века, создателем русской оды философского и высокого гражданского звучания, автором поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка. Он возродил искусство мозаики и производство смальты и вместе с учениками создавал мозаичные картины. Автор трудов по истории России.

Скончался Михаил Васильевич Ломоносов (4) 15 апреля 1765 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

До XIX века понятия «биология» не существовало, а тех, кто занимался изучением природы, называли естествознателями, натуралистами. Сейчас этих ученых именуют родоначальниками биологических наук. Вспомним, кто были отечественные ученые-биологи (и их открытия кратко опишем), повлиявшие на развитие биологии как науки и положившие начало новым её направлениям.

Вавилов Н.И. (1887-1943)

Наши ученые-биологи и их открытия известны всему миру. Среди самых знаменитых - Николай Иванович Вавилов, советский ботаник, географ, селекционер, генетик. Родился в купеческой семье, получил образование в сельскохозяйственном институте. В течение двадцати лет руководил научными экспедициями, изучающими растительный мир. Он объездил практически весь земной шар, за исключением Австралии и Антарктиды. Собрал уникальную коллекцию семян различных растений.

В ходе своих экспедиций ученый выявил очаги зарождения культурных растений. Он предположил, что существуют некие центры их происхождения. Внес огромный вклад в изучение иммунитета растений и выявил что позволило установить закономерности в эволюции растительного мира. В 1940 году ботаник был арестован по сфабрикованному обвинению в растрате. Умер в тюрьме, посмертно реабилитирован.

Ковалевский А.О. (1840-1901)

В ряду первооткрывателей достойное место занимают отечественные ученые-биологи. И их открытия повлияли на развитие мировой науки. Среди всемирно известных исследователей беспозвоночных - Александр Онуфриевич Ковалевский, эмбриолог и биолог. Получил образование в Санкт-Петербургском университете. Изучал морских животных, предпринимал экспедиции на Красное, Каспийское, Средиземноморское и Адриатическое моря. Создал Севастопольскую морскую биостанцию и долгое время был её директором. Внес огромный вклад в аквариумистику.

Александр Онуфриевич изучал эмбриологию и физиологию беспозвоночных. Он был сторонником дарвинизма и изучал механизмы эволюции. Проводил исследования в области физиологии, анатомии и гистологии беспозвоночных. Стал одним из создателей эволюционной эмбриологии и гистологии.

Мечников И.И. (1845-1916)

Наши ученые биологи и их открытия были по достоинству оценены в мире. Илья Ильич Мечников 1908 году стал лауреатом Нобелевской премии в области физиологии и медицины. Мечников родился в семье офицера, образование получил в Харьковском университете. Открыл внутриклеточное пищеварение, клеточный иммунитет, доказал с помощью методов эмбриологии общее происхождение позвоночных и беспозвоночных.

Работал над вопросами эволюционной и сравнительной эмбриологии и вместе с Ковалевским стал родоначальником этого научного направления. Труды Мечникова имели большое значение в борьбе с инфекционными заболеваниями, тифом, туберкулезом, холерой. Ученого занимали процессы старения. Он полагал, что преждевременную смерть вызывает отравление микробными ядами и пропагандировал гигиенические способы борьбы, большую роль отводил восстановлению микрофлоры кишечника с помощью кисломолочных продуктов. Ученый создал русскую школу иммунологии, микробиологии, патологии.

Павлов И.П. (1849-1936)

Какой вклад в изучение высшей нервной деятельности внесли отечественные ученые биологи и их открытия? Первым русским нобелевским лауреатом в области медицины стал Павлов Иван Петрович за работу о физиологии пищеварения. Великий русский биолог и физиолог стал создателем науки о высшей нервной деятельности. Он ввел понятие о безусловных и условных рефлексах.

Ученый происходил из семьи священнослужителей и сам окончил рязанскую духовную семинарию. Но на последнем курсе прочел книгу И. М. Сеченова о рефлексах головного мозга и увлекся биологией и медициной. Он изучал физиологию животных в Петербургском университете. Павлов с помощью хирургических методов 10 лет подробно изучал физиологию пищеварения и за эти исследования получил Нобелевскую премию. Следующей областью интересов стала высшая нервная деятельность, изучению которой он посвятил 35 лет. Он ввел основные понятия науки о поведении - условный и безусловный рефлексы, подкрепление.

Кольцов Н.К. (1872-1940)

Продолжаем тему «Отечественные ученые-биологи и их открытия». Николай Константинович Кольцов - биолог, основатель школы экспериментальной биологии. Родился в семье бухгалтера. Окончил Московский университет, где изучал сравнительную анатомию и эмбриологию, собирал научный материал в европейских лабораториях. Организовал лабораторию экспериментальной биологии при Народном университете имени Шанявского.

Изучал биофизику клетки, факторы, определяющие её форму. Эти работы вошли в науку под названием «принцип Кольцова». Кольцов - один из в России, организатор первых лабораторий и кафедры экспериментальной биологии. Ученый основал три биостанции. Стал первым русским ученым, который использовал физико-химический метод в биологических исследованиях.

Тимирязев К.А. (1843-1920)

Отечественные ученые биологи и их открытия в области физиологии растений внесли вклад в развитие научных основ агрономии. Тимирязев Климент Аркадьевич был естествоиспытателем, исследователем фотосинтеза и пропагандистом идей Дарвина. Ученый происходил из дворянского рода, окончил Петербургский университет.

Тимирязев изучал вопросы питания растений, фотосинтез, засухоустойчивость. Ученый занимался не только чистой наукой, но и придавал большое значение практическому применению исследований. Он заведовал опытным полем, где испытывал различные удобрения и фиксировал их воздействие на урожай. Благодаря этим исследованием сельское хозяйство значительно продвинулось по пути интенсификации.

Мичурин И.В. (1855-1935)

Ученые-биологи России и их открытия значительно повлияли на сельское хозяйство и садоводство. Иван Владимирович Мичурин - и селекционер. Его предки были мелкопоместными дворянами, от них ученый перенял интерес к садоводству. Ещё в раннем детстве он ухаживал за садом, многие деревья в котором были привиты его отцом, дедом и прадедом. Селекционную работу Мичурин начал в арендованном запущенном поместье. За период своей деятельности вывел более 300 сортов культурных растений, в том числе и адаптированных к условиям центральной полосы России.

Тихомиров А.А. (1850-1931)

Русские ученые биологи и их открытия помогали развивать новые направления в сельском хозяйстве. Александр Андреевич Тихомиров - биолог, доктор зоологии и ректор Московского университета. В Санкт-Петербургском университете получил юридическое образование, но заинтересовался биологией и получил второе высшее в Московском университете на отделении естественных наук. Ученый открыл такое явление, как искусственный партеногенез, один из важнейших разделов в индивидуальном развитии. Внес большой вклад в развитие шелководства.

Сеченов И.М. (1829-1905)

Тема «Известные ученые биологи и их открытия» будет неполной без упоминания Ивана Михайловича Сеченова. Это знаменитый русский биолог-эволюционист, физиолог и просветитель. Родился в семье помещика, образование получил в Главном инженерном училище и Московском университете.

Ученый исследовал головной мозг и обнаружил центр, вызывающий торможение центральной нервной системы, доказал влияние мозга на мышечную деятельность. Написал классический труд «Рефлексы головного мозга», где сформулировал мысль, что акты сознательные и бессознательные совершаются в виде рефлексов. Представил мозг как компьютер, который управляет всеми процессами жизнедеятельности. Обосновал дыхательную функцию крови. Ученый создал отечественную школу физиологии.

Ивановский Д.И. (1864-1920)

Конец XIX - начало XX века - время, когда творили великие русские ученые-биологи. И их открытия (таблица любого объема не смогла бы вместить их перечень) способствовали развитию медицины и биологии. В их числе и Дмитрий Иосифович Ивановский - физиолог, микробиолог и родоначальник вирусологии. Получил образование в Петербургском университете. Ещё во время учебы проявил интерес к заболеваниям растений.

Ученый предположил, что заболевания вызываются мельчайшими бактериями или токсинами. Сами вирусы увидели с помощью электронного микроскопа только через 50 лет. Именно Ивановского считают родоначальником вирусологии как науки. Ученый изучал процесс спиртового брожения и влияние на него хлорофилла и кислорода, почвенную микробиологию.

Четвериков С.С. (1880-1959)

Русские ученые-биологи и их открытия внесли большой вклад в развитие генетики. Четвериков Сергей Сергеевич родился ученый в семье фабриканта, образование получил в Московском университете. Это выдающийся генетик-эволюционист, организовавший изучение наследственности в популяциях животных. Благодаря этим исследованиям ученый считается основоположником эволюционной генетики. Он положил начало новой дисциплине - генетике популяций.

Вы ознакомились со статьей «Известные отечественные ученые биологи и их открытия». Таблица их достижений может быть составлена на основе предложенного материала.

Кого называют натуралистами. Учёные — это люди, которые целенаправленно изучают явления окружающего мира. Тех, кто исследует явления природы, называют натуралистами. В прошлом, изучая преимущественно растения и животных, натуралисты искали ответы на вопросы об их стро-ении, жизнедеятельности, происхождении, разно-образии, взаимодействии между собой.

Учёные-натуралисты не только наблюдают и опи-сывают природу, но также проводят эксперименты. Один из таких экспериментов провёл в XVIII в. ан-глийский натуралист Джозеф Пристли. В резуль-тате этого эксперимента было установлено, что рас-тения выделяют кислород — «газ жизни».

Исследованиям натуралистов способствовали географические путешествия.

Не все взгляды натуралистов остаются до сих пор правильными. Частично они устарели. Но это не преуменьшает вклада учёных-натуралистов прошлого в формирование современных естествен-ных наук. Своими трудами они положили начало целенаправленному исследованию тел живой и неживой природы, что способствовало развитию физики, биологии, химии, географии, астрономии.

Значительное внимание учёные-натуралисты прошлого уделяли исследованию организма чело-века. Всемирно известный врач Парацельс (1493-1541 гг.) также был натуралистом. Он отстаивал мысль о том, что живая и неживая природа имеет одинаковый состав. Это позволило ему успешно подбирать вещества для лечения больных. Дости-жения врача и натуралиста Парацельса открыли широкие горизонты для развития медицины. С тех пор прошло много времени, а учёные продолжают создавать новые лекарства.

Натуралисты ведут наблюдения за природой, познают её в процессе исследований, описывают увиденное. Благодаря научной деятельности и достижениям учёных-натуралистов сформирова-лись естественные науки — астрономия, биоло-гия, физика, география, химия.

М. В. Ломоносов

М. В. Ломоносов (1711—1765). Известный рос-сийский исследователь природы Михаил Василье-вич Ломоносов сделал много открытий. В частно-сти, он пришёл к выводу, что на Земле постоянно происходят изменения, и они являются причиной изменчивости растений и животных. Учёный от-крыл закон сохранения массы веществ. М. Ломо-носов некоторое время учился в Украине в Киево-Могилянской академии. Затем вместе с другими лучшими учениками он продолжил обучение за границей.

Чарльз Дарвин (1809—1882). Английский учё-ный-натуралист Чарльз Дарвин вошёл в историю естественных наук как исследователь происхожде-ния видов живых организмов на Земле. Исследова-ниям способствовало пятилетнее кругосветное пла-вание в 1831—1836 гг. За это время он собрал много ценных для науки материалов (останки ископаемых животных, многочисленные образцы растений, опи-сание наблюдений за природой в разных уголках Земли). Благодаря собранной учёным коллекции растений и животных стало известно о распростра-нении организмов на нашей планете. Чарльз Дар-вин пришёл к выводу, что и вымершие животные, и живущие ныне имеют общее происхождение, но последние существенно изменились. Свои взгляды исследователь изложил в книге «Происхождение видов путём природного отбора». Все экземпляры книги были раскуплены в течение дня, что свиде-тельствует о выдающихся успехах учёного. Материал с сайта

В. И. Вернадский

В. И. Вернадский (1863—1945 гг). Украина гор-дится своим соотечественником — выдающимся учёным мирового уровня Владимиром Иванови-чем Вернадским. Он стал организатором и первым президентом Академии наук Украины, был ини-циатором создания научно-исследовательских институтов по изучению природы. Исследователь был убежден d том, что живые организмы играют главную роль в природе, и создал учение о биосфе-ре — особой оболочке Земли, в которой распро-странена жизнь. Своё учение он изложил в книге «Биосфера» (1926 г.). В. Вернадский был родом из запорожских казаков, искренне желал Украине стать независимой.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.