Для открытия малого инновационного предприятия. Регламент создания малых инновационных предприятий

С юридической точки зрения создание малого инновационного предприятия ничем не отличается от создания любых других коммерческих компаний - торговых, посреднических, производственных и т.д. Предпринимателю, пожелавшему создать малое инновационное предприятие, надлежит подготовить устав предприятия и, если он является не единственным владельцем создаваемой компании, учредительный договор. Подготовленные документы надлежит сдать в налоговую инспекцию, заплатив соответствующую пошлину и сформировав уставный капитал. Если у предпринимателя нет достаточно времени или желания самому заниматься подготовкой документов, то он может обратиться в юридическую фирму, занимающуюся подготовкой документов к регистрации и собственно регистрацией в налоговых и других государственных органах. Стоимость услуг таких организаций, как правило, приемлема для предпринимателя, открывающего свой бизнес.

Любое коммерческое предприятие, в том числе и инновационная компания, с момента своего возникновения должно вести хозяйственную деятельность, приносящую доход, достаточный для того, чтобы как минимум покрывать расходы на организацию бухгалтерского учета на предприятии, содержание офиса (если он есть), заработную плату наемному персоналу (если он есть), оплату телефонных счетов, расходов на Интернет и т.п. В отличие от бизнеса, связанного с производством традиционных изделий или продажей готового продукта, предпринимателю, занимающемуся НИОКР, сначала надо продукт создать - изобрести, изготовить опытный образец, испытать его, сертифицировать, а уже потом начинать его серийное производство и продажу на рынке. Конечно, последнее справедливо только в том случае, если предприниматель вообще собирается заниматься производством разработанной им продукции, а не продавать патенты на изготовление созданного им нового продукта или на тиражирование разработанной им новой услуги. Во всех случаях предпринимателю, решившему заниматься инновациями, необходимо понимать, что у него должны быть средства на поддержание деятельности компании до начала продаж вновь созданной услуги или продукта на рынке. Помимо средств на финансирование НИОКР по созданию новой продукции или услуги у такого предпринимателя обязательно должен быть резерв на покрытие незапланированных убытков: затягивание сроков НИОКР, аварийные ситуации, неполучение необходимого результата и т.п. (см. главу 9).

Таким образом, либо предприниматель, занятый инновациями, должен иметь другой бизнес, доходы от которого он может использовать на финансирование НИОКР в своей инновационной компании. Либо у такого предпринимателя должен быть запас средств, достаточный, чтобы оплатить все будущие расходы на НИОКР и коммерциализацию их результатов. Либо он должен выиграть грант на финансирование НИОКР своей компании. Отметим, что заниматься каким-либо традиционным бизнесом и финансировать из него первоначальный этап создания инновационной компании целесообразно только в том случае, если в бизнесе работают как минимум два партнера. Один из партнеров основное время должен уделять поддержанию традиционного бизнеса, приносящего прибыль в настоящее время, а второй - концентрироваться на разработке и освоении инновационного продукта. Причем партнеры по бизнесу должны ставить целью «раскрутку» именно инновационной компании.

В настоящее время в России создаются финансовые институты, позволяющие профинансировать начало инновационного бизнеса из средств, выделяемых в качестве грантов, и целевого финансирования НИОКР в малых компаниях. Однако система финансирования инновационных проектов в стране только складывается, и реально финансируются по такой системе пока немногие проекты. Поэтому при планировании бизнеса малого инновационного предприятия лучше рассчитывать на то, что первоначальный этап создания такой компании будет реализован предпринимателем за свой счет. Перспективу получения внешнего финансирования следует рассматривать как «дополнительный бонус», улучшающий финансовое состояние компании.

В российском законодательстве предусмотрены некоторые льготы для инновационных предприятий. В настоящее время на поддержку инновационных компаний направлены следующие документы: Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г., предусматривающий создание Фонда поддержки малого предпринимательства; постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г.; Налоговый кодекс РФ, ч. II (2000), предусматривающий некоторые налоговые льготы при финансировании инновационной деятельности организаций. Кроме того, в некоторых субъектах Федерации на местном уровне принимаются документы, ориентированные на создание благоприятных условий для развития малого инновационного предпринимательства в регионе. К регионам России, где наиболее разработано местное законодательство, поддерживающее региональный инновационный процесс, можно отнести Москву, Санкт- Петербург и Екатеринбург.

Важным аспектом любого бизнеса, а тем более инновационного, является маркетинг. Для инновационных компаний, ориентирующихся на создание конкретных товаров и услуг для рынка, правильно организованные маркетинговые исследования приобретают первостепенное значение. Вообще говоря, в рыночной экономике умение продать свой продукт и знание рынка зачастую имеют большую ценность, чем хорошо выполненое научное исследование. В практике известны случаи, когда результаты перспективной научной работы не попадали на рынок, а более слабая разработка начинала тиражироваться в массовом масштабе, принося значительную прибыль ее создателям. Секрет прост - продвижением такой разработки занималась более квалифицированная менеджерская команда, хорошо знающая рынок и способная договориться с инвестором.

Поскольку маркетинговые исследования должны быть выполнены предпринимателем при открытии инновационной компании, а рыночная стоимость таких услуг весьма существенна, то вопрос об их проведении зачастую становится «камнем преткновения» в создании малого предприятия. Если бюджет предпринимателя не позволяет провести необходимые исследования в полном объеме, то можно воспользоваться приемами так называемого «партизанского маркетинга», чтобы получить более или менее достоверные данные о рынке. Как правило, точность таких прогнозов - порядка 50-70%, что вполне приемлемо для стадии инициации нового инновационного проекта.

Второй способ снижения первоначальных издержек на маркетинг - принять на работу в инновационную компанию специалиста по маркетингу. Этот специалист должен быть хорошо знаком с практикой маркетинговых исследований для оценки рыночной привлекательности инновационной идеи и организовать их проведение в компании в необходимом объеме. Кроме того, предприниматель, создающий новое инновационное предприятие, может получить необходимую помощь по проведению маркетинговых исследований в бизнес-инкубаторе.

После того как необходимые сведения о рынке будут получены, можно приблизительно спрогнозировать объем будущего производства и стоимость продукции (услуги). Предпринимателю надлежит тщательным образом спланировать экономику будущего бизнеса, т.е. составить бизнес-план.

В современной экономической и юридической литературе не рассматривается определение малого инновационного предприятия при вузе, т.к. данная область еще находится в стадии разработки. Широко используются такие термины как «малое инновационное предприятие», «предпринимательская деятельность вуза», «инновационный проект», «малое предпринимательство». Для целей практического применения представляется важным определить понятие «малое инновационное предприятие при вузе». Оно отражает сущность создания и деятельности разных видов МИП при вузах как инновационных проектов.

Н.В. Атарщикова Атарщикова Н.В. Коммерционализация научно-технических разработок посредством малых инновационных предприятий при вузах // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 5. указывает, что понятие «малое инновационное предприятие при вузе» является следующим этапом развития всех указанных терминов и предлагает определить иерархию терминологии. Так, понятие «малое инновационное предприятие при вузе» включает в себя следующие составляющие: малое предприятие, инновационный проект и предпринимательская деятельность вуза.

Исходя из вышесказанного «малое инновационное предприятие при вузе» является таким предприятием, которое учреждается на базе высшего учебного учреждения с целью получения дохода и относится к категории малое предпринимательство по критериям, определенным федеральным законодательством.

Нормы, регулирующие правоотношения по созданию малых инновационных предприятий при вузах (далее - МИП) для использования результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД) вузами, по содержанию можно разделить на следующие виды:

1. общие нормы гражданского законодательства, закрепляющие

Общие положения об исключительных правах;

Правовое положение хозяйственных обществ;

Порядок внесения прав на использование РИД в уставный капитал хозяйственных обществ;

Правовое положение бюджетных учреждений;

Проведение оценки интеллектуальных прав.

2. специальные нормы, устанавливающие особенности правового регулирования использования РИД вузами в процессе создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности.

Специальные нормы содержатся в различных по юридической силе нормативно-правовых актах.

Создание бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) РИД предусмотрено г. N 217-ФЗ. В соответствии с этим законом бюджетные научные и образовательные учреждения могут создавать новые общества, но не могут входить в уже существующие.

Отметим, что до этого федерального закона ВУЗы и НИИ не могли внедрять результаты своей интеллектуальной деятельности. Важным является и тот факт, что по закону доходы от деятельности малых и средних инновационных предприятий могут направляться только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам и на осуществление основной деятельности учреждений - на образование и науку.

МИП при вузах могут создаваться в форме хозяйственных обществ. Хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом (п. 1 ст. 66 ГК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 66 ГК РФ хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Правовое положение акционерных обществ определяется Федеральным законом № 208-ФЗ от 26.12.95 г. «Об акционерных обществах» «Собрание законодательства РФ» 01.01.1996, N 1, ст. 1.. Порядок создания и деятельности общества с ограниченной ответственностью закреплен Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» «Собрание законодательства РФ» 16.02.1998, N 7, ст. 785..

Общий порядок формирования уставного капитала создаваемых хозяйственных обществ установлен ГК РФ. Уставный капитал - совокупность в денежном выражении вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи. Вкладом участника общества могут быть также имущественные права, в частности право пользования имуществом (например, зданием) и иные права, имеющие денежную оценку. Объект интеллектуальной собственности не может быть вкладом в уставный капитал. В качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом.

Денежная оценка вещей и имущественных прав, вносимых в уставный капитал, производится участниками общества по взаимному соглашению. Оценка неденежных вкладов утверждается единогласным решением общего собрания.

Общий порядок оценки установлен Федеральным законом от 29.07.98 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5499.

Права на результаты интеллектуальной деятельности (далее - РИД) регулируются преимущественно нормами части четвертой ГК РФ, которая содержит раздел 7. «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Исключения из этого общего правила непосредственно указаны в части четвертой ГК РФ.

В соответствии со статьей 1225 ГК РФ и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

На РИД признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в ряде случаев, предусмотренных ГК РФ, и личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие). Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие РИД.

Исключительное право на РИД, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Автором РИД признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (ст. 1228 ГК РФ). Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Не признаются авторами РИД граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Автору РИД принадлежит право авторства, а в ряде случаев и право на имя и иные личные неимущественные права. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на РИД (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, а также может распоряжаться исключительным правом на РИД. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование РИД. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать РИД без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование РИД без согласия правообладателя является незаконным и влечет юридическую ответственность. Использование РИД другими лицами без его согласия допускается в ряде случаев и с сохранением за правообладателем права на вознаграждение.

В статье 1229 ГК «Исключительное право» содержатся основные положения о правах правообладателя. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование РИД. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Доходы от совместного использования РИД распределяются между всеми правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Срок действия исключительных прав определен в статье 1230 ГК Российской Федерации.

Исключительное право на РИД может быть передано автором другому лицу по лицензионному договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах (ст. 1235 ГК РФ). Лицензиат может использовать РИД только в пределах прав, которые прямо предусмотрены лицензионным договором. РИД, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

Требования к содержанию лицензионного договора и к порядку его исполнения определяются в соответствии со ст. ст. 1235 - 1237 ГК РФ.

Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на РИД. В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет. В случае прекращения исключительного права лицензионный договор прекращается.

Как правило, лицензионный договор заключается в письменной форме. Если РИД подлежит в соответствии с ГК РФ государственной регистрации, то и предоставление права использования такого результата также подлежит государственной регистрации.

Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, осуществляющим государственную регистрацию договоров о распоряжении исключительным правом на РИД, является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Порядок государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом установлен Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 г. N 1020. "Собрание законодательства РФ", 12.01.2009, N 2, ст. 225.

ГК РФ предусматривает два вида лицензионных договоров:

1. Простая (неисключительная) лицензия (предоставление лицензиату права использования РИД с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам).

2. Исключительная лицензия (предоставление лицензиату права использования РИД без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам).

Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

В Гражданском кодексе содержатся нормы об исполнении лицензионного договора. Так в соответствии со ст. 1237 ГК РФ, лицензиат обязан представлять лицензиару отчеты об использовании РИД, если лицензионным договором не предусмотрено иное. Если в договоре отсутствуют условия о сроке и порядке представления отчетов, лицензиат обязан представлять такие отчеты по требованию лицензиара.

В течение срока действия лицензионного договора лицензиар обязан воздерживаться от каких-либо действий, способных затруднить осуществление лицензиатом предоставленных прав на использование РИД.

В случае, если использование РИД выходит за пределы предоставленных прав, это влечет ответственность за нарушение исключительного права на РИД.

К договорам о распоряжении исключительным правом на РИД, в том числе и к лицензионным договорам, применяются общие положения об обязательствах (ст. 307-419 ГК РФ) и о договоре (статьи 420-453 ГК РФ), поскольку иное не установлено правилами раздела 7 ГК РФ.

Для обеспечения реализации права на создание хозяйственных обществ Законом 217-ФЗ первоначально были внесены изменения в следующие законодательные акты РФ:

1. В Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».

2. В Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

3. В Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

4. В Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». "Собрание законодательства РФ" 1996, N 35, ст. 4135.

5. В Федеральный закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и в Федеральный закон «Об автономных учреждениях».

6. В Гражданский кодекс РФ.

Принятие Закона № 217-ФЗ потребовало внесения изменений в ГК РФ в части регулирования правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» внесены изменения в ГК РФ, которые направлены на устранение препятствий для использования бюджетными учреждениями РИД "Собрание законодательства РФ", 10.05.2010, N 19, ст. 2291..

Пункт 1 статьи 296 ГК РФ изложен в новой редакции: «1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества».

Статья 298 ГК РФ также изложена в новой редакции, предусматривающей, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

В целях реализации Закона N 217-ФЗ Министерством образования и науки РФ были разработаны рекомендации, содержащие специальные нормы, закрепившие механизм создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) РИД:

1. Письмо Министерства образования и науки РФ N ВМ-788/04 от 07 августа 2009 г. «О реализации федерального закона от 2 августа 2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВМ-790/04 от 07 августа 2009 г. «О реализации федерального закона от 2 августа 2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации N 20-1834 от 3 декабря 2009г. «О применении (внедрении) бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования результатов интеллектуальной деятельности» (вместе с «Методическими рекомендациями по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее - Методические рекомендации).

Методические рекомендации направлены на реализацию единого организационно-методического обеспечения деятельности образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию, при создании хозяйственных обществ в целях применения (внедрения) РИД и устанавливают порядок:

Проведения инвентаризации РИД, созданных в учреждении при выполнении государственных контрактов, договоров, за счет собственных средств, а также приобретенных у третьих лиц по договорам об отчуждении исключительных прав;

Определения перечня РИД, включая оценку охраноспособности, для практического применения в создаваемом учреждением хозяйственном обществе;

Внесения изменений в устав вуза, планирующего создание хозяйственного общества;

Оформления исключительных прав вуза на РИД;

Постановки объектов нематериальных активов на бюджетный учет;

Денежной оценки права использования исключительных прав на РИД;

Выбора организационно-правовой формы, определения места нахождения и размера уставного капитала хозяйственного общества и подготовки учредительных документов по созданию хозяйственного общества для целей практического применения (внедрения) РИД;

Государственной регистрации хозяйственного общества и уведомления Министерства образования и науки Российской Федерации о его создании;

Формирования уставного капитала создаваемого хозяйственного общества;

Расходования прибыли (дивидендов), полученных от деятельности хозяйственного общества.

Механизм создания хозяйственных обществ и учета РИД, созданный указанным законодательством, будет рассмотрен далее.

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации


___________________ М. А. Эскиндаров
«_____» _____________________ 2011 г.
Регламент

создания малых инновационных предприятий

при участии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в рамках реализации Федерального Закона №217-ФЗ от 2 августа 2009 г.
Содержание

1.Общие положения 3

2.Основные понятия и определения 5

3.КОММЕРЦИАЛИЗАЦИя рид Финансового университета 7

4.Общие принципы создания хозяйственных обществ 10

5.Порядок создания хозяйственных обществ 13

6.ОЦЕНКА СТОИМОСТИ И ПОСТАНОВКА РИД НА БАЛАНС 16

7.Приложения 21

7.1.Блок-схема процесса создания хозяйственного общества при участии Финансового университета 21

7.2.Шаблон Письма-Заявки о создании хозяйственного общества 22

Лист согласования 23


  1. Общие положения


    1. Регламент создания малых инновационных предприятий (далее – «Регламент») при участии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (далее – «Финансовый университет») разработан с целью регулирования деятельности, связанной с созданием хозяйственных обществ, дальнейшего управления и распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах создаваемых хозяйственных обществ в рамках реализации Федерального Закона №217-ФЗ от 2 августа 2009 г. (далее – «217-ФЗ»).

    2. Настоящий Регламент устанавливает общий порядок, единую последовательность действий и процедуру оформления документации, необходимую для создания и управления хозяйственными обществами, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат Финансовому университету.

    3. Общее руководство деятельностью по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в рамках 217-ФЗ в Финансовом университете осуществляет Проректор по научному и инновационному развитию.

    4. Оперативное курирование процессов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в рамках 217-ФЗ в Финансовом университете осуществляет заместитель проректора по научному и инновационному развитию. Текущую работу ведет Управление инновационного развития.

    5. Принятие ключевых решений решения по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в рамках 217-ФЗ в Финансовом университете осуществляется коллегиально на заседаниях Экспертной комиссии по оценке результатов интеллектуальной деятельности для их постановки на учет и дальнейшей коммерциализации путем создания малых инновационных предприятий Финансового университета (далее – «Экспертная Комиссия»).

    6. Настоящий Регламент обязателен для исполнения всеми структурными подразделениями и должностными лицами Финансового университета при коммерциализации или внедрении в практику результатов интеллектуальной деятельности, как полученных в структурных подразделениях Финансового университета, так и полученных от сторонник предприятий (организаций) или граждан.

    7. Внесение изменений в настоящий Регламент осуществляется приказом Ректора Финансового университета на основании представления Проректора по научному и инновационному развитию.
  1. Основные понятия и определения


    1. Инновационная деятельность – процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

    2. Результаты интеллектуальной деятельности (далее – «РИД») – результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат Финансовому университету, при сохранении авторства физических лиц, и права использования которых могут быть переданы в качестве вклада в уставный капитал создаваемых хозяйственных обществ в соответствии с 217-ФЗ, а именно: патенты, программы для ЭВМ; базы данных; изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау).

    3. Коммерциализация – процесс практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, передачи прав пользования ими и связанных с ними материальных носителей хозяйственным обществам, созданным с участием Финансового университета в рамках 217-ФЗ для производства на их основе продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения спроса на рынке и извлечения прибыли.

    4. Малое инновационное предприятие (далее – «МИП») – хозяйственное общество, созданное с участием Финансового университета в рамках 217-ФЗ.

    5. Секрет производства (ноу-хау) – совокупность научных, технических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков, производственного и управленческого опыта, необходимых для организации производства, но не запатентованных.
  1. КОММЕРЦИАЛИЗАЦИя рид Финансового университета


    1. Основными целями коммерциализации РИД в Финансовом университете являются:

  • производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, с целью удовлетворения спроса на рынке и извлечения прибыли;

  • обеспечение практического применения (внедрения), популяризации научно-исследовательских разработок Финансового университета, максимизации их полезного эффекта для общества и экономики;

  • получение экономического эффекта от использования результатов интеллектуальной деятельности, повышение экономической самостоятельности Финансового университета;

  • укрепление репутации Финансового университета в качестве научного и исследовательского центра, повышение эффективности управления научным производством Финансового университета;

  • научное, аналитическое, консультационное, экспертное обеспечение стратегических и прикладных решений государственного, корпоративного и финансового секторов;

  • создание системы мультипликации знаний из различных областей экономической науки на практике в реальной экономике и системе государственного управления;

  • создание дополнительных рабочих мест для научно-педагогических работников.

    1. Под объектами коммерциализации понимаются результаты научно-исследовательской, образовательной, учебно-методической и иной деятельности Финансового университета, которые являются РИД в соответствии с п.2.2. настоящего Регламента или могут быть преобразованы в РИД.

    2. Для коммерциализации РИД в Финансовом университете осуществляются следующие действия:

  • Поиск и отбор объектов коммерциализации.

  • Обеспечение правовой охраны РИД – оформление исключительных прав Финансового университета на РИД и/или государственная регистрация РИД (кроме секретов производства (ноу-хау)) за счет средств Финансового университета.

  • Постановка РИД на бюджетный учет.

  • Проведение оценки права использования РИД, которое будет являться вкладом в уставный капитал создаваемого МИП.

  • Создание хозяйственных обществ в соответствии с 217-ФЗ.

    1. Приоритетными РИД для коммерциализации Финансовым университетом являются:

  • программы для ЭВМ;

  • базы данных;

  • секреты производства (ноу-хау).

    1. При коммерциализации РИД в рамках 217-ФЗ исключительные права на них должны принадлежать Финансовому университету. В случае если исключительные права на РИД не принадлежат Финансовому университету, уполномоченные подразделения (сотрудники) Финансового университета должны предварительно осуществить необходимые действия по получению Финансовым университетом исключительных прав на РИД путем заключения договора об отчуждении исключительных прав с правообладателями в порядке, установленном законодательством и внутренними документами Финансового университета.

    2. В отношении секретов производства (ноу-хау) должен быть введен режим коммерческой тайны в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и «Положением о порядке введения режима коммерческой тайны для правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности в форме секретов производства (ноу-хау) в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации».

    3. Результаты научно-исследовательской, образовательной, учебно-методической и иной деятельности Финансового университета, не являющиеся РИД в соответствии с п.2.2. настоящего Регламента, но имеющие потенциал для коммерциализации, могут быть доработаны и преобразованы в РИД для целей коммерциализации в рамках 217-ФЗ путем создания на их основе: программ для ЭВМ; баз данных; секретов производства (ноу-хау). Преобразование объектов коммерциализации в РИД осуществляется заинтересованными лицами.

    4. Использование результатов научно-исследовательской, образовательной, учебно-методической и иной деятельности Финансового университета для преобразования в РИД возможно, если Финансовый университет обладает исключительными правами на указанные результаты или правами пользования ими. При этом преобразование результатов научно-исследовательской, образовательной, учебно-методической и иной деятельности Финансового университета в РИД должно осуществляться таким образом, чтобы исключительные права на полученные после преобразования РИД принадлежали Финансовому университету.
  1. Общие принципы создания хозяйственных обществ


    1. В соответствии с Уставом и действующим законодательством Российской Федерации, Финансовый университет имеет право без согласия собственника его имущества быть учредителем (соучредителем) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат образовательному учреждению.

    2. Организационно-правовыми формами, используемыми для создания хозяйственных обществ, являются общество с ограниченной ответственностью или акционерное общества.

    3. Хозяйственное общество учреждается Финансовым университетом, в том числе совместно с другими юридическими или физическими лицами (далее – «соучредители»), при этом доля образовательного учреждения в уставном капитале должна составлять:

  • для акционерного общества – не менее двадцати пяти процентов;

  • для общества с ограниченной ответственностью – не менее чем одна треть.

    1. Финансовый университет в качестве вклада в уставный капитал создаваемых хозяйственных обществ вносит право использования одного или нескольких РИД, исключительные права на которые сохраняются за Финансовым университетом. При этом внесенное в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества право использования результатов интеллектуальной деятельности не может предоставляться хозяйственным обществом третьим лицам по договору, а также передаваться третьим лицам по иным основаниям.

    2. Доля (акции) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину.

    3. Результаты интеллектуальной деятельности, права на использование которых вносятся в уставный капитал создаваемых хозяйственных обществ, должны соответствовать одному из следующих требований:

  • Осуществлена государственная регистрация результата интеллектуальной деятельности и иметься в наличии правоустанавливающий документ (патент на изобретение, патент на полезную модель, патент на промышленный образец, свидетельство о регистрации программы для ЭВМ или базы данных), удостоверяющий исключительное право Финансового университета на данный РИД. При этом правоустанавливающие документы на момент регистрации МИП должны быть действующими. Целесообразно использовать только те патенты, срок действия которых истекает не ранее чем через 10 лет на дату государственной регистрации хозяйственного общества.

  • Осуществлена постановка РИД на бюджетный учет (на баланс Финансового университета) в соответствии с действующей Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России. При этом перед постановкой РИД на балансовый учет, Экспертной Комиссией должна быть определена стоимость соответствующего РИД.

    1. Решение о создании хозяйственного общества принимается Ректором Финансового университета на основании решения Экспертной Комиссии.

    2. Решение Экспертной комиссии предваряет всесторонний анализ РИД на предмет перспектив коммерциализации на основе изучения бизнес-плана, представляемого Инициатором создания МИП, специалистами Управления инновационного развития. Результатом такого анализа является Заключение о перспективах коммерциализации РИД с рекомендациями.

    3. Процедура создания и государственной регистрации МИП определяется положениями Федерального закона №217-ФЗ от 02.09.2009 г., Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. №14-ФЗ и требованиями МИФНС № 46 по г. Москве.
  1. Порядок создания хозяйственных обществ


    1. Инициаторами создания хозяйственного общества могут являться сотрудники и отдельные структурные подразделения Финансового университета, сторонние предприятия и организации, физические лица, федеральные органы и органы местного самоуправления, заинтересованные в практическом применении РИД.

    2. Блок-схема процесса создания хозяйственного общества при участии Финансового университета представлена в Приложении 1 к настоящему Регламенту.

    3. Инициатором проводится подготовка документов для подачи Заявки на рассмотрение вопроса о создании хозяйственного общества (далее «Заявка»). При этом Инициатор вправе обращаться за консультацией по подготовке документов в Управление инновационного развития.

    4. Заявка подается Инициатором на имя Проректора по научному и инновационному развитию Финансового университета и включает в себя следующие документы:

  • Письмо-Заявка о создании хозяйственного общества (в соответствии с шаблоном, представленным в Приложении 2 к настоящему Регламенту);

  • Описание РИД планируемого к реализации посредством создания МИП;

  • Бизнес-план создания и развития МИП.

    1. Заявка с визой Проректора по научному и инновационному развитию направляется для экспертизы в Управление инновационного развития Финансового университета.

    2. Управление инновационного развития на основании распоряжение Проректора по инновационному развитию осуществляет рассмотрении Заявки и готовит заключение о возможности и целесообразности коммерциализации РИД путем создания МИП с участием Финансового университета. В случае необходимости, управление инновационного развития может отправить представленные Инициатором материалы на доработку.

    3. Одобренные Управлением инновационного развития Заявки выносятся для рассмотрения на ближайшее заседание Экспертной Комиссии, в соответствии с утвержденным Регламентом работы Экспертной Комиссии. Решение Экспертной Комиссии утверждается Ректором Финансового университета.

    4. В случае положительного решения Экспертной Комиссии, Управление инновационного развития, совместно с Инициатором, оформляет договор авторского заказа от имени Финансового университета с отчуждением исключительных прав на РИД, Техническое задание и Акт приема-передачи выполненных работ. После подписания указанных документов оформляется Акт о постановке РИД на баланс Финансового университета по форме №ОС-1.

    5. После постановки РИД на баланс Финансового университета, Инициатор формирует необходимый пакет документов для государственной регистрации создаваемого МИП:

  • Устав МИП;

  • Протокола №1;

  • Заявления о регистрации (форма Р11) – заверяется нотариально;

  • Акт оценки РИД учредителями;

  • Гарантийное письмо за подписью ректора Финансового университета о предоставлении юридического адреса;

  • Оплачивается госпошлина за регистрацию;

  • Выписка из протокола заседания Экспертной Комиссии;

  • Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (УСН) (по желанию);

  • Копия Устава МИП.

    1. Подготовленный пакет документов подается Инициатором на регистрацию в МИФНС №46 по г.Москве.

    2. После завершения процедуры государственной регистрации хозяйственного общества Инициатор организует осуществление следующих действий:

  • Оформление трудового договора с Директором.

  • Издание Директором Приказа о вступлении в должность Директора и о главном бухгалтере.

  • Изготовление печати.

  • Заключение договора аренды помещения у Финансового университета.

  • Открытие расчетного счета.

  • Оформление и получение чековой книжки.

  • Получение кодов ОКПО.

    1. На заключительной стадии Директор вновь созданного МИП оформляет и подписывает с Финансовым университетом лицензионный договор и Акт приема-передачи неисключительного права использования РИД.

    2. По факту создания МИП Управления инновационного развития Финансового университета формирует и направляет в Министерство образования и науки Российской Федерации Заявку на включение МИП в базу данных Минобрнауки.
  1. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ И ПОСТАНОВКА РИД НА БАЛАНС


    1. После принятия предварительного решения об учреждении МИП, необходимо оценить расходы на создание или приобретение РИД с целью их последующей постановки на бухгалтерский учет (на баланс) и установления нижней границы денежной оценки прав на использование РИД, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал создаваемых хозяйственных обществ.

    2. Постановка РИД на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов (далее – «НМА») производится в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России. Согласно данной инструкции, на бюджетный учет могут быть поставлены НМА, удовлетворяющие одновременно следующим условиям:

  • отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

  • возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;

  • использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения;

  • использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

  • не предполагается последующая перепродажа данного актива;

  • наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива;

  • наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;

  • наличие в случаях, установленных законодательством, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы и т.п.) или права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).

    1. Перечень РИД, право использования которых может вноситься в уставный капитал хозяйственных обществ по лицензионному договору, является закрытым и включает в себя только патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем и секреты производства (ноу-хау).

    2. Оформление исключительных прав Финансового университета на РИД, отобранные для практического применения (внесения в уставный капитал создаваемых хозяйственных обществ), осуществляется в соответствии с требованиями, содержащимися в части четвертой Гражданского кодекса РФ, Федеральном законе № 217-ФЗ от 2 августа 2009 г. и с учетом следующих нормативных правовых актов:

  • Для программ ЭВМ и баз данных:

    • Приказ Минобрнауки РФ от 12.12.2007 г. №346 «Об утверждении Административного регламента исполнения федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению ведения реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты, об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности».

    • Приказ Минобрнауки РФ от 29.10.2008 №324 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявок на государственную регистрацию базы данных, их рассмотрения и выдачи в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных».

  • Для секретов производства (ноу-хау):

    • Должен быть введен режим коммерческой тайны в соответствии с требованиями, установленными ст. ст. 10 и 11 Федерального закона от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческой тайне».

    • Учет и охрана в Финансовом университете сведений, составляющих коммерческую тайну, должны регулироваться Положением о коммерческой тайне, разработанным и принятым в учреждении с учетом положений Федерального закона от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческой тайне».

    1. Объекты НМА принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью объектов НМА признается договорная цена, согласованная Инициатором и Финансовым университетом, то есть сумма фактических вложений в приобретение и создание объектов НМА. Вложениями на приобретение и создание объектов НМА могут являться:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу;

  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договорам;

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);

  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объектов НМА;

  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объекты НМА;

  • расходы по созданию (израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций и т.д.);

  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением и созданием объектов НМА.

    1. Денежная оценка права использования РИД, которое будет являться вкладом Финансового университета в уставный капитал хозяйственного общества, проводится Финансовым университетом самостоятельно или с привлечением независимого оценщика (в случае денежной оценки права на использование РИД свыше 500 000 (пятисот тысяч) рублей).

    2. При самостоятельной оценке стоимости РИД и права использования РИД применяется доходный подход, при котором стоимость НМА или интереса в НМА определяется путем расчета приведенной стоимости к текущему моменту стоимости прогнозируемых будущих выгод. При использовании доходного подхода применяется метод экспертных оценок (метод прогнозирования), основанный на достижении согласия группой экспертов из Управления инновационного развития Финансового университета или независимых оценщиков. Экспертная оценка права использования РИД согласовывается со всеми учредителями создаваемого хозяйственного общества, единогласным решением которых формируется его уставный капитал.

    3. С учетом того, что Финансовый университет передает неисключительное право на использование РИД (неисключительная лицензия), то в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, это право может быть оценено ниже балансовой стоимости РИД.

    4. РИД ставится на баланс Финансового университета по цене утвержденной Экспертной Комиссией, что оформляется соответствующими бухгалтерскими проводками.

    5. Экспертная Комиссия принимает решение об оценке права использования РИД для внесения его в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества. При этом срок полезного использования РИД устанавливается в 10 лет, а для амортизации используется линейный метод.

    6. На основании заключенного лицензионного договора с создаваемым хозяйственным обществом, бухгалтерия осуществляет требуемые проводки для внесения неисключительного права использования РИД в его уставный капитал.
  1. Приложения

    1. Блок-схема процесса создания хозяйственного общества при участии Финансового университета

    1. Шаблон Письма-Заявки о создании хозяйственного общества

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

«___» ___________ 201_ №___________

О создании малого инновационного предприятия

ООО «_________________»
Уважаемый Сергей Николаевич!

Просим Вас рассмотреть проект коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (далее – РИД) путем создания малого инновационного предприятия ООО «_______________».

Данное предприятие будет создано в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ от 2 августа 2009 г. с участниками в лице Финансового университета (доля ____%) и ________________________ (доля ____%).

ООО «____________» предполагается использовать для реализации следующих перспективных коммерческих проектов в интересах Финансового университета:______________________________________________________.

В уставный капитал создаваемого малого инновационного предприятия (размер – _________ рублей) в качестве РИД Университета предлагается внести ___________________________________________________________.

На основании изложенного прошу Вас рассмотреть вопрос о практической реализации проекта создания малого инновационного предприятия ООО «_______________».


С уважением,

Инициатор


Приложения: 1. Описание РИД планируемого к реализации посредством создания МИП

2. Бизнес-плана создания и развития МИП

Лист согласования

СОГЛАСОВАНО:

Начальник управления

инновационного развития Н. В. Кузнецов

Заместитель проректора по

научному и инновационному развитию Н. М. Абдикеев

Начальник

правового управления В. А. Мирошникова

Проректор по научному

и инновационному развитию С. Н. Сильвестров

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.