Что такое эксперимент в действие. Понятие эксперимента

Словарь социолингвистических терминов

Словарь Ефремовой

Эксперимент

  1. м.
    1. Научно поставленный опыт.
    2. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-л. каким-л. способом.

Военно-морской Словарь

Эксперимент

особая форма военной практики, метод исследования военных явлений путем целенаправленного и контролируемого воздействия на них и окружающую среду.

Энциклопедический словарь

Эксперимент

(от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

Тезаурус русской деловой лексики

Эксперимент

1. ‘первая попытка осуществить что-либо’

Syn: опыт, проба

2. ‘наблюдение с целью исследования’

Syn: опыт

Словарь Ушакова

Эксперимент

экспериме нт , эксперимента, муж. (лат. experimentum) (книж. ). Научно поставленный опыт. Химический эксперимент. Физический эксперимент. Произвести эксперимент.

| Вообще опыт, попытка. Воспитательная работа не допускает рискованных экспериментов над детьми.

Словарь лингвистических терминов

Эксперимент

(лат. experimentum проба, опыт). Научно поставленный опыт, позволяющий следить за функционированием изучаемого явления, воссоздавая его в заданных условиях. Вместо объекта может изучаться его модель, составленная с учетом теории подобия и дающая возможность получить дополнительную информацию об объекте. Существуют три основные формы эксперимента: лабораторный, социальный и мысленный.

Современный экономический словарь. 1999

ЭКСПЕРИМЕНТ

(от лат. experimentum - проба, опыт)

Словарь экономических терминов

Эксперимент

(от лат. experimentum - проба, опыт)

изучение, исследование экономических явлений и процессов путем их воспроизведения, моделирования в искусственных или естественных условиях. Возможности экономических экспериментов весьма ограничены, так как очень сложно воспроизвести реальные условия, многократно повторять эксперимент, к тому же приходится экспериментировать на людях, субъектах хозяйства, что способно вызывать неблагоприятные социальные последствия.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Эксперимент

(от лат. experimentum - проба, опыт) - метод научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; планомерно проведенное наблюдение, опыт; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. Со времен Фрэнсиса Бэкона, Рене Декарта, Галилео Галилея эксперимент является одним из важнейших средств и методов исследования в человеческой практике и науке.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Эксперимент

А, м.

1. Научный опыт.

* Химический эксперимент. *

2. Попытка сделать, предпринять что-н. новое.

* Эксперимент в кулинарии. *

|| прил. экспериментальный , -ая, -ое.

* Экспериментальное подтверждение. *

Словарь Ожегова

ЭКСПЕРИМЕ НТ, а, м.

1. То же, что (в 3 знач.). Химический э.

2. Попытка сделать, предпринять чтон. (новое, ранее не испытанное). Смелый э. Рискованные эксперименты.

| прил. экспериментальный, ая, ое (к 1 знач.). Э. психологический тест. Экспериментальным путём установить чтон.

Антропологический толковый словарь

Эксперимент

(от лат. experimentum проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются некоторое явления. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент, как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания. За исключением редких случаев проведение экспериментов в целях антропологии невозможно.

Этимологический Словарь Русского Языка

Эксперимент

Голландское – experiment (опыт, испытание).

Французское – experimental (опыт).

Английское – experiment.

Латинское – experimentum (проба, опыт, испытание).

В русском языке слово «эксперимент» известно примерно с XVIII в.

Чуть позже прилагательное «экспериментальный» стало применяться по отношению к физике – экспериментальная физика.

Слово было заимствовано из западноевропейских языков, в частности, из немецкого – Experiment (опыт). В свою очередь, в эти языки оно пришло из латинского.

Производные: экспериментальный, экспериментировать, экспериментатор.

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

Эксперимент

1) Научно поставленный опыт;

2) попытка осуществить что-л., пробное осуществление чего-л.

лат. experimentum «проба, опыт, испытание». Возможно, заимств. из нем. Experiment «опыт, испытание» в конце XVII в. (Фасм., IV, 516).

Впервые значение «физический и химический опыт, испытание» фиксируется в Сл.Яновск. (III, 1234-1235). В общем смысле слово эксперимент употребляется со второй половины XIX в. (Сл.Даля1, VI, 607).

Экспериментальный . Заимств. из польск. experimentalny «опытный» в Петровскую эпоху (Фасм., IV, 516). Фиксируется в Сл.Яновск. (III, 1235).

Экспериментатор . Заимств. из нем. Experimentator «экспериментатор» (Fremdwörterbuch, 228). Фиксируется в Сл.Даля1 (IV, 1531).

Экспериментировать . Заимств. из нем. experimentieren «ставить опыт» (Fremdwörterbuch, 228). Фиксируется в СИС 1937 (656).

Экспериментирование . Образовано от основы глаг. суффиксом -ни |j| (БАС, XVII, 1777).

Экспериментаторский . Образовано от сущ. экспериментатор суффиксом -ск - (БАС, XVII, 1776).

Экспериментаторство . Образовано суффиксом -ств (о) (БАС, XVII, 1777).

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Эксперимент

Эксперимент

♦ Expérimentation

Активный, обдуманный опыт; стремление не столько слышать реальную действительность (опыт) и даже не столько вслушиваться в нее (наблюдение), сколько пытаться задавать ей вопросы. Существует особое понятие научного опыта, который обычно ставит своей целью проверку той или иной гипотезы. Для этого искусственно (чаще всего в лаборатории) создают необычные условия, которые могут быть воспроизведены нужное число раз. При этом предполагается, что идет поиск чего-то, мало того, автор эксперимента почти всегда знает, что именно он ищет; не бывает экспериментов без предварительно выдвинутой гипотезы и соответствующей теории, пусть даже впоследствии выяснится, что она ошибочна или носит преходящий характер. «Для научного ума, – говорит Башляр, – всякое знание есть ответ на вопрос. Если вопрос не задан, не может быть и научного знания. Само собой ничто не разумеется. Нет ничего заранее данного. Все есть результат конструкции» («Формирование научного ума», I). Эксперимент – опыт, не разумеющийся сам собой, это – сконструированный опыт.

Ни один эксперимент не способен доказать истинность той или иной гипотезы и тем более – той или иной теории. Мы ищем доказательство, но находим всего лишь пример или контрпример, и лишь последний является решающим аргументом. Вы можете десять тысяч раз проверить предположение, что природа не терпит пустоты или что более тяжелые тела падают быстрее, чем более легкие, – в результате всех этих проверок все равно нельзя будет сказать, что вы установили истину; но одного-единственного эксперимента, если он поставлен строго и может быть воспроизведен, окажется достаточно, чтобы опровергнуть ваши выводы. Поэтому эксперимент играет решающую, ключевую роль лишь в той степени, в какой он способен опровергнуть ту или иную теорию. Экспериментальные науки движутся вперед путем догадок и опровержений, отмечает Поппер, а не путем индукции и проверки. «Не верифицируемость, а фальсифицируемость системы следует рассматривать в качестве критерия демаркации» («Логика научного исследования», глава I). Именно это позволяет наукам двигаться вперед, не давая им застыть на месте.

Педагогический терминологический словарь

Эксперимент

(от лат. experimentum - опыт, проба)

в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; в психолого-педагогическом исследовании направлен на выявление изменений в поведении человека при планомерном манипулировании определяющими это поведение факторами (переменными). В отличие от наблюдателя исследователь создаёт необходимые для возникновения процессов условия. Существенная черта Э. - строгое выделение одного исследуемого фактора или его вариаций и регистрация тех изменений, которые связаны с действием этого фактора. Поскольку в педагогике и психологии абсолютная изоляция фактора невозможна, выделение его осуществляется обычно подбором и сравнительным изучением двух ситуаций, двух групп испытуемых и т.д. Э. различаются по форме проведения, количеству переменных, целям и характеру организации исследования. По форме проведения выделяют лабораторный и естественный Э. Лабораторный Э. проводится в специально организованных искусственных условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемого деятельности. Существенный недостаток естественного Э. - неизбежное наличие неконтролируемых помех, т.е. факторов, влияние которых не установлено и не может быть количественно измерено. По целям различают констатирующий и формирующий Э. Цель констатирующего Э. - измерение наличного уровня развития, получение первичного материала для организации формирующего Э. Формирующий (преобразующий, обучающий) Э. ставит своей целью активное формирование или воспитание тех или иных сторон психики, уровней деятельности и т.д.; используется при изучении конкретных путей формирования личности ребёнка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательной работы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 324)

научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 422)

Криминалистическая энциклопедия

Эксперимент

(лат. experimentum - опыт, доказательство)

1) следственный , самостоятельное следственное действие. Состоит в воспроизведении обстановки и иных обстоятельств определенного события и совершении необходимых опытных действий в целях проверки следственных версий, проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела, получения новых доказательств. Проводится в предусмотренном законом порядке: в присутствии понятых, в необходимых случаях с участием подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, специалистов. О ходе и результатах Э. составляется протокол. Следователь в необходимых случаях производит измерения, фотографирование, видеозапись, составляет соответствующие планы и схемы. При производстве Э. недопустимы опыты, опасные для людей, причиняющие ущерб имуществу, нарушающие общественный порядок или унижающие достоинство личности.

На практике проводятся следственные Э. по установлению возможности восприятия какого-либо факта, явления; совершения какого-либо действия - вообще, в данных условиях, за определенный промежуток времени или данным лицом; по установлению отдельных элементов механизма события; по установлению механизма образования отдельных следов события:

Тактические условия производства следственного Э.: Э. производится в условиях, максимально сходных с теми, в к-рых имели место событие или факт, интересующие следствие; однородные опыты должны проводиться многократно, чтобы исключить случайный результат; опыты могут проводиться при необходимости в несколько этапов, что позволяет детально воспринимать, анализировать и фиксировать их результаты. Тактические условия реализуются с помощью системы тактических приемов следственного Э. Так, напр., сходство условий экспериментального и подлинного событий обеспечивается производством Э. (если это существенно) на том же месте, где произошло подлинное событие или в реконструированной для этого обстановке, в сходное время суток, погодных условий, звукового фона, темпа действий, с использованием подлинных или аналогичных предметов ит.п. При многократном производстве опытов условия Э. могут специально усложняться или упрощаться с целью повышения их доказательственного значения и т. д. По завершении Э. все иллюстративные материалы монтируются в таблицы; расположение и перемещение участников Э. могут быть показаны на специальном плане или схеме. При необходимости по результатам Э. допрашивается лицо, чьи показания проверялись или уточнялись опытным путем. Следственный Э. служит эффективным средством разоблачения инсценировок преступлений, изобличения в даче ложных показаний;

2) судебный Э. - процессуальное действие, осуществляемое на стадии судебного следствия; аналогично по содержанию следственному Э. Отличается кругом участников (состав суда, стороны, свидетели, потерпевшие, эксперты или специалисты), формой фиксации хода и результатов Э., а иногда и условиями проведения;

3) экспертный Э. - факультативная стадия процесса экспертного исследования. Состоит в производстве опытов с целью установления конкретного факта и причинной связи между фактами, явлениями; выяснения механизма следообразования; получения образцов для сравнительного исследования (напр., экспериментально отстрелянных пуль и гильз); установления подлежащих учету при экспертизе дефектов исследуемых объектов; исследования свойств следа; установления причин и условий технического характера, способствовавших совершению преступления. Результаты экспертного Э. получают доказательственное значение лишь при их отражении в выводах эксперта.

Лит.: Гуковская Н.И. Следственный эксперимент. М., 1958; Ароцкер Л.Е. Использование данных криминалистики в судебном разбирательстве уголовных дел. М., 1964; Белкин Р.С. Эксперимент в следственной, судебной и экспертной практике. М., 1964; его же. Очерки криминалистической тактики. Волгоград, 1993.

Предложения со словом «эксперимент»

Обращает на себя внимание временная стабильность первого движения не только внутри одного эксперимента , но и в течение всего периода обучения.

Но в любом случае это должны быть конкретные проекты, за которые отвечают конкретные люди, а не абстрактные монетаристские эксперименты .

Эйнштейну не верили, что лучи света искривляются под воздействием гравитации, пока это не подтвердили эксперименты .

Энергетические характеристики этих процессов оказались соизмеримы с энергиями фазовых переходов, и удалось поставить эксперименты по исследованию насыщенного пара, обладающего свойствами плазмы.

Согласно результатам экспериментов врача Т. Мешковой Цилиндры Фараона защищают от воздействия излучений различной электронной техники: компьютеров, телевизоров, микроволновых печей и т.д.

Однако теория и подтверждающий её эксперимент подсказывают, что с углублением в область всё меньших и меньших пространственных масштабов различия взаимодействий постепенно стираются.

Для проверки этого положения мы провели некоторые контрольные и дополнительные эксперименты .

Между тем уже более сорока лет известно, что научные теории в принципе не могут быть доказаны, поскольку они содержат универсальные утверждения, а число экспериментов всегда конечно.

Для проектирования эксперимента и для осмысления его результатов нужна некоторая предварительная теоретическая модель исследуемого явления, и основой её Галилей считал математику, выводы которой он рассматривал как самое достоверное знание:

Короче, достойных кандидатур на полеты и наземные эксперименты хватало.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова эксперимент

эксперимент в словаре кроссвордиста

Экономический словарь терминов

(от лат. experimentum - проба, опыт) эксперимент

изучение, исследование экономических явлений и процессов путем их воспроизведения, моделирования в искусственных или естественных условиях. Возможности экономических экспериментов весьма ограничены, так как очень сложно воспроизвести реальные условия, многократно повторять эксперимент, к тому же приходится экспериментировать на людях, субъектах хозяйства, что способно вызывать неблагоприятные социальные последствия.

Словарь медицинских терминов

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

эксперимент

м. лат. опыт; -тальная физика, химия, опытная, с опытами, либо прикладная к делу. Эксперт м. знаток, сведущий и опытный в деле человек, и присяжный знаток, понятой.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

эксперимент

эксперимента, м. (латин. experimentum) (книжн.). Научно поставленный опыт. Химический эксперимент. Физический эксперимент. Произвести эксперимент.

Вообще опыт, попытка. Воспитательная работа не допускает рискованных экспериментов над детьми.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

эксперимент

    То же, что опыт (в 3 знач.). Химический э.

    Попытка сделать, предпринять что-н. (новое, ранее не испытанное). Смелый э. Рискованные эксперименты.

    прил. экспериментальный, -ая, -ое (к 1 знач.). Э. психологический тест. Экспериментальным путем, установить чтю-п.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

эксперимент

    Научно поставленный опыт.

    Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-л. каким-л. способом.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

эксперимент

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum - проба, опыт) метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

Эксперимент

(от лат. experimentum ≈ проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей Э. служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий Э.). В связи с этим Э., как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.

Эксперимент, метод исследования возник в естествознании нового времени (У. Гильберт, Г. Галилей). Впервые он получил философское осмысление в трудах Ф. Бэкона, разработавшего и первую классификацию Э. (см. Соч., т. 1, М., 1971, с. 299≈310). Развитие экспериментальной деятельности в науке сопровождалось в теории познания борьбой рационализма и эмпиризма, по-разному понимавших соотношение эмпирического и теоретического знания. Преодоление односторонности этих направлений, начатое немецкой классической философией, нашло завершение в диалектическом материализме, в котором тезис о единстве теоретической и экспериментальной деятельности является конкретным выражением общего положения о единстве чувственного и рационального, эмпирических и теоретических уровней в процессе познания.

Современная наука использует разнообразные виды Э. В сфере фундаментальных исследований простейший тип Э.≈ качественный Э., имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. Более сложен измерительный Э. (см. Измерение), выявляющий количественную определённость какого-либо свойства объекта. Ещё один тип Э., находящий широкое применение в фундаментальных исследованиях,≈ так называемый мысленный Э. Относясь к области теоретического знания, он представляет собой систему мысленных, практически не осуществимых процедур, проводимых над идеальными объектами. Будучи теоретическими моделями реальных эксперимент, ситуаций, мысленные Э. проводятся в целях выяснения согласованности основных принципов теории. В области прикладных исследований применяются все указанные виды Э. Их задача ≈ проверка конкретных теоретических моделей. Для прикладных наук специфичен модельный Э., который ставится на материальных моделях, воспроизводящих существ, черты исследуемой природной ситуации или технического устройства. Он тесно связан с производств. Э. Для обработки результатов Э. применяются методы математической статистики, специальная отрасль которой исследует принципы анализа и планирования эксперимента.

С 20-х гг. 20 в. развиваются социальные Э. Они способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления. Поэтому социальный Э., выполняя познавательную функцию, относится к сфере управления обществом. Объект социального Э., в роли которого выступает определённая группа людей, является одним из участников Э., с интересами которого необходимо считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию. Содержание и процедуры социальных Э. обусловлены также правовыми и моральными нормами общества.

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, гл. II, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; Сивоконь П. Е., Методологические проблемы естественнонаучного эксперимента, М., 1968; Рывкина Р. В., Винокур А. В., Социальный эксперимент, Новосиб., 1968; Макаревичус К., Место мысленного эксперимента в познании, М., 1971; Налимов В. В., Теория эксперимента, М., 1971; Храмович М. А., Научный эксперимент, его место и роль в познании, Минск, 1972; Капица П. Л., Эксперимент, теория, практика, М., 1974; Тригг Дж. Л., Решающие эксперименты в современной физике, пер. с англ., М., 1974; Dingler Н., Übeг die Geschichte und das Wesen des Experimentes, Münch., 1952; Experinnent und Erfahrung in Wissenschaft und Kunst, Freiburg ≈ Münch., 1963; Siebel W., Die Logik des Experiments in den Sozialwissenschaften, B., 1965; Parthey H., Wahl D., Die experimentelle Methode in Natur- und Gesellschaftswissenschaften, B., 1966.

И С. Алексеев.

Википедия

Эксперимент

Экспериме́нт , также о́пыт , в научном методе - метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает возможность постановки эксперимента в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной.

Особенности:

  • исследователь сам вызывает изучаемое явление, а не ждёт, когда оно произойдет;
  • может изменять условия протекания изучаемого процесса;
  • в эксперименте можно попеременно исключать отдельные условия с целью установить закономерные связи;
  • эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

Эксперимент (фильм, 2010)

«Эксперимент» - американский психологический триллер 2010 года. Ремейк немецкого фильма 2001 года « Das Experiment », основанного на событиях тюремного эксперимента американского психолога Филиппа Зимбардо.

Эксперимент (психология)

Психологический эксперимент - проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение , опрос , тестирование). Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.

В рамках психологического консультирования, психологическим экспериментом называют специально созданную ситуацию, предназначенную для более целостного переживания клиентом собственного опыта.

Эксперимент (фильм, 2001)

«Эксперимент» - фильм немецкого режиссёра Оливера Хиршбигеля. Фильм базируется на романе «Black Box» .

Фильм отражает многие реальные события Стенфордского тюремного эксперимента, с добавлением сексуальных сцен и крови для усиления психологического воздействия на зрителя. Расхождения особенно разительны в развязке фильма.

Эксперимент (значения)

Эксперимент :

  • Эксперимент - метод исследования
  • Эксперимент
  • « Эксперимент » - творческое объединение в РГТРК Останкино (1990-е)
  • «Эксперимент» - выставочный зал в Ростове-на-Дону.
  • Эксперимент
  • Эксперимент - несколько одноимённых фильмов:

Эксперимент (фильм)

    • Эксперимент - фильм 1970 года, СССР, режиссёр Евгений Радомысленский
    • Эксперимент - фильм 2001 года, Германия, режиссёр Оливер Хиршбигель
    • Эксперимент - фильм 2010 года, США, режиссёр Пол Шойринг
    • Эксперимент 2: Волна - фильм 2008 года, Германия, режиссёр Деннис Ганзель
См. также:
    • Филадельфийский эксперимент (фильм, 1984)
    • Филадельфийский эксперимент 2
      • Эксперимент

Примеры употребления слова эксперимент в литературе.

Работая на пару, они сконструировали и установили комплект оборудования для - как они это называли - эксперимента Магпапа, что, вы, наверное, понимаете, было аббревиатурой для Мазерной Генерации Парадоксально и т.

Однако подлинная предпосылка, идея, или первообраз, буквально настолько же не известна абстрагирующему, насколько эмпирику не известна теория, которую он добудет в дальнейшем из опыта после стольких и стольких экспериментов .

Говорят, он поет от счастья, когда ставит, оставив администраторство, сложнейшие эксперименты .

Эксперименты с гипнозом, сенсорной изоляцией и перегрузкой, сознательный контроль внутренних состояний, биообратная связь и акупунктура высветили многое в древних и восточных практиках и, вместе с тем, обнаружили больше концептуальных проблем, чем удовлетворительных решений.

Она вела очень закрытую жизнь, но мне удалось узнать, что она считала, будто в ее альбинизме повинна Империя, так как над ее матерью проводили какие-то эксперименты имперские ученые.

Эксперимент был полезным, - заметила Ангелина, подходя к окну и отдергивая шторы.

Раисы Неволиной, когда-то очень неплохо, даже более чем неплохо певшей джаз, занимавшейся как классикой, так и самыми смелыми музыкальными экспериментами , дружившей с записными авангардистами и почти уже ставшей культовой фигурой столичного андеграунда, а потом как-то быстренько переквалифицировавшейся в заурядную поп-певицу.

В помещении пульта управления машины Андромеда отвернулась от экрана, словно закончила незначительный эксперимент .

Невероятный план полета в антимир, этот потрясающий по своей дерзости эксперимент не удивлял никого.

Да, вы правы, коллега Семенов, в этом эксперименте антинейтрино, как совершенно справедливо поправил вас наш общий друг Алексей Русин, взаимодействовало с ядрами водорода, что и было зарегистрировано сцинтилляционным счетчиком.

А вы имеете хоть какое-нибудь представление о константе взаимодействия Ферми в эксперименте по упругому рассеянию антинейтрино на протонах?

На следующий день, когда публика копошилась в операционной, готовя оборудование к очередному эксперименту , ВП, спокойно сидевшая в клетке, вдруг подчинившись мощному эндогенному импульсу, стянула наклейку с раны, разгрызла фиксирующие лигатуры и рванула зубами аортальную магистраль.

Генеральная Ассамблея Юпитера тридцать лет назад приняла решение о сохранении Европейского океана и предоставлении его для глубоководных экспериментов .

Как только ассоциативный эксперимент или врачебное исследование касаются комплекса, то есть больного места, больной перестает отвечать и уходит в себя, подобно тому, как это бывает у истериков, прибегающих к всевозможным уловкам, чтобы заслонить комплекс.

Но я все-таки решил провести небольшой эксперимент : привязал бисквит к взятому из аптечки бинту и закрепил его на фальшборте яхты с таким расчетом, чтобы до лакомства не могла дотянуться даже самая атлетичная крыса.

Эксперимент как процесс научного познания

1. Эксперимент как метод научного исследования.

2. Виды экспериментов и их характеристика.

Эксперимент как метод исследования.

Эксперимент – это действие, направленное на создание условий в целях воспроизведения того или иного явления.

При проведении исследования термин «эксперимент» включает: постановку опытов и наблюдение исследованного явления в определенных условиях, которые позволяют следить за ходом его развития и воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий. Т. е. эксперимент должен характеризоваться определенным постоянством (const).

Целью эксперимента является выявление свойств исследованных объектов, явлений; проверка справедливости гипотез и глубокое изучение темы научного исследования.

Назначение эксперимента определяет его постановку и организацию. В основу различий экспериментов положены:

1) способы формирования условий (естественных и искусственный);

2) цели исследования (формирующие, преобразующие, констатирующие, контролирующие, поисковые, решающие);

3) организация проведения (лабораторные, полевые, натуральные, производственные…).

4) способ постановки задач (закрытый и открытый);

5) структураизученныхобъектовиявлений (простые, сложные);

6) характер внешних воздействий на объект исследования (вещественные, энергетические, информационные);

7) характер взаимодействия средства экспериментального исследования (обычный, модельный);

8) модели, которые исследуются в эксперименте (материальный, мысленный);

9) контролируемыевеличины (активный, пассивный);

10) числоварьируемыхфакторов (однофакторный, многофакторный);

11) характеризучаемыхобъектовилиявлений (технологический, социометрический и т. д.).

Виды экспериментов и их характеристика

(слева представлен № группы, в которую входят разные виды экспериментов; см. выше).

1. Естественный эксперимент . Предполагает проведение исследования в естественных условиях существования объекта исследования (в психических, педагогических, социальных и биологических науках).

Искусственныйэксперимент предусматривает создание искусственных условий для проведения исследования (применяется в естественных и технических науках).

2. Преобразующий эксперимент предполагает, что исследователь преднамеренно создаёт условия, которые, по его мнению должны способствовать формированию новых свойств и качеств объекта.

Констатирующий эксперимент применяется с целью проверки определённых предположений (констатируется наличие определенной связи между воздействием на объект исследователя и его результатам) выявляется наличие определенных фактов.

Контролирующий эксперимент предполагает контроль за результатами внешних воздействий над объектом исследования с учётом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта.

Поисковый эксперимент используется в случае затрудненной классификации факторов, влияющих на изучение явлений, если отсутствуют достаточные предварительные данные. Его результат – установление значимых факторов и отсеивание незначимых.

Решающий эксперимент – проводится для проверки справедливости основных положений фундаментальных теорий, если две или более гипотез одинаково согласуется со многими явлениями. Он приводит к установлению правильности одной из выдвинутых гипотез и указывает на факты, которые противоречат другой (другим). В основу решаемого эксперимента положены серии опытов.

3. Лабораторный эксперимент проводится в лабораторных условиях с использованием типовых приборов, специальных моделирующих установок, оборудования и т. д. Как правило, в лабораторном эксперименте изучается не сам объект, а его модель (образец).

Его недостаток – не всегда полностью воспроизводит (моделирует) реальный ход изученного процесса и, следовательно, требует проведения натурального эксперимента.

Натуральный эксперимент сводится к проведению научных исследований в естественных условиях и на реальных объектах. В зависимости от места проведения испытаний, натуральный эксперимент может проводится на производстве (производственные), в полевых условиях (полевые), на полигоне (полигонные), полунатурные и т. д.

Цель натурального эксперимента – обеспечить необходимое соответствие (адекватность) условий эксперимента реальной ситуации, в которой создаваемый объект будет работать в дальнейшем.

4. Открытый эксперимент предполагает открытое объяснение испытуемым задач данного эксперимента. Это активизирует поведение испытуемых и способствует «поддержке» намечаемой работы.

Закрытый эксперимент предполагает сокрытие задач эксперимента от испытуемых (-мого) с целью получения объективных данных. Его тщательно маскируют, что исключает излишний самоконтроль со стороны испытуемых и позволяет им поведенческие реакции проявлять естественно.

5. Простой эксперимент используется для изучения объектов, не имеющих развлекательной структуры, небольшим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих простейшие функции.

Сложный эксперимент изучаются объекты и явления со сложной разветвленной структурой (большое количество взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, выполняющих сложные функции). Это приводит к сопутствующим изменениям состояния элемента (-ов) или связи (-ей) между ними.

6. Вещественный эксперимент предполагает изучение различных вещественных факторов на состояние объекта исследования, т. е. влияние чего-либо на что-либо.

Энергетический эксперимент используется для изучения воздействия различных видов энергии на объект исследования (для естественных наук).

Информационный эксперимент предусматривает изучение воздействия определенной информации на объект исследования (в биологии, психологии, кибернетике, социологии) т. е. изменение состояния объекта исследования под влиянием информации, которая ему сообщается.

7. Обычный эксперимент (классический) предлагает непосредственное взаимодействие экспериментальных средств с объектом исследования, которое является посредником между экспериментатором и объектом исследования.

Модельный эксперимент имеет дело с моделью, которая, как правило, входит в состав экспертной установки, замещая объект исследования и часто условия исследования данного объекта.

Недостаток – различие между моделью и реальным объектом может стать источником ошибок; изучение поведения модели на моделирующий объект требует дополнительных затрат и теоретического обоснования.

8. Материальный эксперимент (используются материальные объекты исследования). представляет собой форму объективной материальной связи сознания с внешним миром.

Мысленный эксперимент (идеализированный, воображаемый) представляет собой одну из форм умственной деятельности познающего субъекта, в процессе которой производится в воображении структура реального эксперимента.

Средствами мысленного эксперимента являются мысленные модели исследуемых объектов или явлений. Например, знаковые модели, образные модели, образно-знаковые модели.

Он используется в педагогике, художественном творчестве, медицине и т. д.

9. Активный эксперимент связан с выбором специальных входных сигналов (факторов) и призван контролировать вход и выход исследовательской системы.

Пассивный эксперимент предусматривает изменение только выбранных показателей (параметров) в результате наблюдения за объектом без искусственного вмешательства в его функционирование и сопровождается инструментальным измерением выбранных показателей состояния объекта исследования. Например, наблюдение за изменением возрастных показателей человека, количеством заболеваний, рождаемостью и т. д.

10. Однофакторный эксперимент предполагает выделение нужных факторов, стабилизацию фактором, мешающих проведению исследования и поочерёдное варьирование факторов, которые представляют интерес для исследования.

Многофакторный эксперимент – все факторы (переменные) варьируются все сразу и каждый эффект оценивается по результатам всех опытов в данной серии экспериментов.

Эксперимент является важнейшей частью научных исследований, с помощью которого осуществляется изучение окружающего нас мира. Такое утверждение нуждается в определении самого понятия эксперимента. Однако, следует признать, что сделать это сколько-нибудь удовлетворительно не представляется возможным, поскольку определение должно содержать ответ на единственный вопрос: как осуществить эксперимент?

Приведем некоторые определения понятия эксперимента, взятые из различных источников, опубликованных в разные годы:

“Эксперимент - научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздать его каждый раз при повторении этих условий“. (БЭС, 2-е издание т.48, 1957г.).

“Эксперимент- чувственно-предметная деятельность в науке, осуществляемая теоретически познанными средствами. В научном языке термин «эксперимент» обычно используется интуитивно в значении, общем для целого ряда сопряженных понятий: опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познаний и т.п. “. (Философская энциклопедия, т. 5, М. «Советская энциклопедия», 1970г.)

“Эксперимент - способ изучения явлений в точно установленных условиях, позволяющих воспроизводить и наблюдать эти явления. Он является способом материального воздействия человека на объект, способом практического освоения действительности". (Краткий словарь по философии, М. 1982г.).

“Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества”. (БЭС, 2-е издание, 1997г.).

Аналогичные определения содержатся и в зарубежных публикациях. Так в Оксфордском словаре 1958г. эксперимент определяется как действие или операция, предпринятые для обнаружения нового или проверки гипотезы, или иллюстрации известной истины. И тут же, “эксперимент процедура, метод или последовательность действий, принятые в состоянии неуверенности относительно того, отвечают ли они цели”.

Или ещё одно определение из американской энциклопедии (Encyclopedia Americana, v.10, 1944г.):

“Эксперимент - операция, предназначенная для обнаружения истины, принципа или эффекта или после их обнаружения для уточнения или иллюстрации. Он отличается от наблюдения тем, что наблюдение является действием в большей или меньшей степени контролируемым человеком”.

Анализ такой малой подборки определений понятия эксперимента показывает, что ни одно из них не содержит ответа на поставленный вопрос: как можно осуществить эксперимент?

Очень трудно воспринимать утверждение о том, что эксперимент есть предметно-чувственная деятельность, осуществляемая познанными средствами. Во-первых, если, например, исследователь имеет дело с радиоактивными излучениями то, что он предметно чувствует? Во-вторых, экспериментальные установки не всегда являются теоретически познанными средствами, а о создании точно учитываемых условий воспроизведения изучаемого явления говорить вообще не приходится.

Осознание принципиальной невозможности создания точно учитываемых условий проведения эксперимента и использования установок с полностью или частично известными характеристиками привело к возникновению математической теории оптимального эксперимента.

Эта теория дает ответ на поставленный вопрос, если его переформулировать следующим образом: какой эксперимент следует считать хорошим в смысле полученных результатов, а какой плохим?

Что же касается компактного определения понятия эксперимента, то его возможно лучше и не искать, а использовать метафоричное определение, данное Жоржем Кювье (1769-1832г.г.). Он определял задачи эксперимента следующим образом: “наблюдатель слушает природу, экспериментатор вопрошает и принуждает её разоблачиться” (БЭС, 1-е издание т.63, 1933г.).

Добавим лишь, что этот процесс должен осуществляться так, чтобы привести к наилучшим результатам. Ясно, что получаемые результаты будут зависеть как от полноты учитываемых факторов, так и от организации самого эксперимента.

Эти факторы, используются при построении гипотетических моделей реальных процессов, явлений или объектов. Обычно в качестве таких моделей используются математические модели, построение которых является почти искусством в том смысле, что вопрос об эквивалентности модели реальному явлению, это вопрос, который экспериментатор задает “природе”, а ответ на него содержится в результатах эксперимента.

Организация же эксперимента - его планирование, это главным образом “технический вопрос”, который неразрывно связан с методами математической обработки его результатов.

Все эксперименты по признаку “цель эксперимента” могут быть разбиты на 2 класса, представленные на рис.1.1

В экстремальных экспериментах исследователя интересуют условия, при которых изучаемый процесс удовлетворяет некоторому критерию оптимальности. Например, определение таких параметров системы автоматического управления (допуски на значения параметров), при которых она решала бы задачу оптимального быстродействия.

В экспериментах по выяснению механизмов явлений исследователя интересуют вопросы нахождения (подтверждения принятых) математических моделей процесса, явления или реального объекта.

В дальнейшем интерес будет представлять именно этот класс экспериментов, а потому необходимо продолжить классификацию экспериментов.

Если в качестве признака классификации использовать располагаемый объём априорной информации об исследуемом явлении, то структурная схема классификации экспериментов по выявлению механизмов процессов протекающих в объектах принимает вид, приведенный на рис.2.1.2.

Эксперименты по выявлению структуры математических моделей явлений и связанные с ними задачи математической обработки информации называются задачами структурной идентификации.

Эксперименты же по определению значений параметров принятой математической модели явлений и связанные с ними задачи называются задачами параметрической идентификации.

Задачи, возникающие при организации таких экспериментов к настоящему времени изучены с разной степенью полноты, а используемый при этом математический аппарат различается по сложности.

Способы организации эксперимента не многочисленны и связаны с принципами статического и последовательного планирования.

На рис.2.3 приведены схемы статического и последовательного способа организации эксперимента.

а). - статический способ организации эксперимента

б). - последовательный способ организации эксперимента

Анализ этих схем показывает, что наличие обратной связи в схеме последовательного способа организации эксперимента позволяет в процессе его проведения изменять условия для улучшения результатов или же досрочно его прекращать, если качество результатов достигло необходимого уровня.

Прежде всего полезно было бы дать определение понятия «эксперимент». Однако, попытка дать строгое определение этого понятия «в достаточно общей и к тому же краткой форме практически невозможно». Некоторые считают, что лучше пользоваться метафорами. Пример метафорического определения дал известный французский ученый-экспериментатор Кювье: «Наблюдатель слушает природу, экспериментатор вопрошает и принуждает ее разоблачиться».

Приведем здесь все же одно из возможных определений

Эксперимент – это совокупность операций совершаемых над объектом исследования с целью получения информации о его свойствах. Эксперимент, в котором исследователь по своему усмотрению может изменять условия его проведения, называется активным экспериментом. Если исследователь не может самостоятельно изменять условия его проведения, а лишь регистрирует их, то это пассивный эксперимент.

    1. Примеры «хороших» и «плохих» экспериментов

Хотя определение понятия научного эксперимента вызывает трудности, примеры хорошо и плохо поставленных экспериментов привести достаточно легко. Следуя монографии , рассмотрим один из широко известных примеров – взвешивание трех объектов a, b, c на аналитических весах.

а) традиционная схема (табл.1)

(Кстати сказать, схема, приведенные в таблицах 1, 2 , называются матрицами планирования. В обеих таблицах каждая строка задает условия проведения одного опыта. Обозначение «+1» указывает на проведение с объектом действия, а «-1» на отсутствие действия

Таблица 1. Традиционная схема взвешивания трех объектов

Традиционная схема выглядит следующим образом. Вначале выполняется холостое взвешивание для определения нулевой точки весов. Затем поочередно взвешивается каждый из объектов. Такая последовательность действий соответствует так называемому однофакторному эксперименту. Изучается поведение каждого фактора в отдельности. Масса каждого из объектов определяется по результатам двух опытов: взвешивания

самого объекта и холостого опыта. Массы объектов А i определяются формулами

А i = y i – y 0 (1)

Дисперсия результата взвешивания такова

 2 {A i } =  2 {y i – y 0 } = 2 2 {y} (2)

где {y} – ошибка взвешивания

Теперь проведем процедуру другим способом, используя схему, приведенную в табл.2. Здесь, как и в предыдущем случае, каждая строка задает условия проведения единичного опыта.

Таблица 2. Планирование эксперимента при взвешивании трех объектов

Разница с предыдущим случаем состоит в том, что вместо «холостого» взвешивания проводится взвешивание всех трех образцов вместе. Определим по результатам опытов массы объектов

А 1 =

А 2 =
(3)

А 3 =

Для помнящих правила действий с матрицами заметим, что числители выражений (3) получены путем умножения элементов последнего столбца на элементы столбцов a, b и c. Учитывая смысл величины у 4 , заметим, что масса объекта, определяемого по одной из формул (3), входит в нее дважды, что приводит к появлению в знаменателе числа 2, а массы остальных объектов сокращаются. и, таким образом, не влияют на результат.

Определим теперь дисперсию, связанную с ошибкой взвешивания. Сделаем это, например, для 1-го объекта.

 2 {A} =  2 {
} = 4 2 {y}/ 4 =  2 {y} (4)

Аналогичный результат получается и для объектов b и c.

Таким образом, дисперсия получилась вдвое меньше, хотя количество опытов осталось тем же. Причина увеличения точности состоит в том, что в первом варианте масса образца определялась как результат двукратного взвешивания, а во втором варианте – из четырехкратного. Вторую схему эксперимента можно назвать многофакторной , поскольку при вычислении масс мы оперируем всеми факторами (объектами). Теперь перейдем к последовательному изложению основных определений, используемых в рассматриваемом разделе науки.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.