Чтение слов с буквой э. Урок " чтение слов с буквой э"

Екатерина Шабалина
Тема «Звук и буква э»

Цель : Правильное произношение звука Э , знакомство с буквой Э . Выкладывание, преобразование, чтение слогов, слов и предложений из букв разрезной азбуки . Печатание предложений. Составление схем предложений. Чтение слов по карточкам с определением слогового состава слова и выделением ударного слога. Усвоение несклоняемых существительных Упражнение в словообразовании относительных прилагательных. Развитие мелкой и крупной моторики, развитие наблюдательности, обогащение словарного запаса и знаний об окружающем.

Оборудование : предметные картинки со звуком Э , пластмассовые (эбонитовые) палочки, кусочки шерстяной ветоши, кусочки бумаги для экспериментирования; буквенные кассы , буквы Э , э, схемы для звукового анализа , карточки для чтения, тетради, карандаши.

Ход занятии

1. Оргмомент. Эксперимент «Электричество» .

Ребята, кто хочет поучаствовать в эксперименте, подойдите к столу.

Возьмите бумагу и порвите ее на мелкие кусочки. Теперь возьмите ветошь и сильно потрите ею палочки. А теперь, внимание, эксперимент! Прикоснитесь палочками к кусочкам бумаги. Что произошло?

Все верно, если потереть кусочек эбонита, пластмассы, янтаря, который по-гречески называется электроном, то в нем появляется сила, притягивающая к себе маленькие бумажки и ниточки. Эту силу назвали электричеством. Электричество может обогреть и накормить нас, заморозить в холодильнике продукты, перенести куда угодно по телефону наш голос, показать по телевизору кинофильм, натереть полы в нашей квартире, и многое другое может наш верный и сильный друг. Но, всегда нужно помнить, что электричество большой силы - это опасно. И все эксперименты, например, такие как сегодня нужно проводить только с взрослыми.

11. Сообщение темы занятия

А теперь, ребята, рассаживайтесь поудобнее и расскажите мне какой звук слышался в словах :эксперимент, электричество, электрон, эбонит? (Звук э .) Сегодня мы будем учиться четко произносить слова со звуком э , познакомимся с буквой э .

1. Характеристика звука э по артикуляционным и акустическим признакам

2. Знакомство с буквой Э : показ, рассматривание, контур.

Выставляются заглавная и строчная буква Э .

С открытым ртом

И большущим языком.

Нахождение буквы э в алфавите .

3. Развитие фонематического восприятия и слуховой памяти. (Хлопните в ладоши, если услышите звук Э ) . Экран, этаж, какао, елка, юбка, ива, дятел, эскимо, эврика, вода, щетка, этот, книга, элеватор, экскурсия, электричество, диван, эра, эхо.

4. Составление из букв разрезной азбуки слогов, слов, чтение их : эс, эт, Эл, эк, эх, пэ, сэ, кэ, мэ, нэ, хэ, тэ, эта, это, этот, эти, эхо, Эмма, эму, поэт, поэты, поэма, эскимо, эскимос.

5. Усвоение несклоняемых существительных. Мы с вами выкладывали интересные слова эскимо, эхо. Эти слова интересны тем, что не изменяются.

Словесный эксперимент!

Логопед : Мы купили много. (эскимо) . Чем мы друга угостим?. Эскимо.

Съели одно. (эскимо) . Съели много… эскимо. Есть немало неизменяемых слов : кофе, пальто, Буратино. А мы с вами отправимся на прогулку с эхо.

6. Пантомима «Прогулка в лес» .

Дети изображают ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам.

Мы зашли далеко в лес и заблудились.

Заблудились мы в лесу, (грустно) Закричали все : «Ау!» (громко)

Никто не отзывается, (печально)

Это эхо каждый раз

Вот потеха.

Передразнивает нас.

Наше эхо возвращается к нам тихо : «Ay! Ay!» E. Благинина

Нашли тропинку, возвращаемся домой. А там недавно произошла целая история с мальчиком Эдиком. Вот послушайте.

6. Чтение рассказа Г. Юдина «Экскаваторщики» .

(Запомните как можно больше слов со звуком [э] .)

ЭКСКАВАТОРЩИКИ

Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.

Бросай свои этикетки! - кричит. - У нас во дворе настоящий эскалатор работает!

Я говорю :

Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают.

Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди - электрический столб. Экскаватор по этому столбу - р-р-раз! Столб на бок - два! И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу электричество погасло и перестали работать электроутюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.

Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришел папа и. Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.

а) Свободные высказывания детей по содержанию рассказа.

б) Назовите слова, которые вам запомнились, со звуком [э] .

в) Рассуждения детей о соблюдении правил безопасности.

9. Физминутка «Колодец» Т. Боровик Работа над силий голоса, выразительностью речи. Развитие координированных движений рук, пальцев.

Вот колодец большой с чистой свежей водой

Прилетали к нему птицы : «Дай колодец нам напиться!»

«Пейте, милые сестрицы! У меня полно водицы!»

Эти птицы воду пьют, эти зернышки клюют,

Эти птицы воду пьют, эти зернышки клюют.

Вот и кончилась игра, птицам прочь лететь пора.

10. Печатание буквы Э , слогов, слов, предложений.

11. Составление схем этих предложений.

12. чтение слов по карточкам с определением слогового состава и выделением ударного слога.

11. Словообразование относительных прилагательных, согласование их с существительными – договаривание предложений.

Я предлагаю продолжить наши эксперименты, только теперь словесные. Давайте рассмотрим предметы нашего эксперимента.

Эта ветошь из шерсти – Значит, это (шерстяная) ветошь.

Мы натрем (шерстяной) ветошью палочки.

Эта палочка из пластмасса – Значит это (пластмассовая) палочка.

Мы берем в руки (пластмассовые) палочки.

Мы прикоснемся к кусочкам бумаги (пластмассовыми) палочками.

Эти кусочки из бумаги – Значит это (бумажные) кусочки.

Мы проводили эксперимент с (бумажными) кусочками, (пластмассовыми) палочками и (шерстяной) ветошью.

Я предлагаю вам продолжить вместе с родителями эти эксперименты.

111. Итог занятия. Что нового узнали? Произнесение характеристика звука Э . Припоминание слов со звуком Э .

Цель:

Задачи:

  1. познакомить детей с новым словарным словом - магазин, метро.

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

Учитель

Слайд 1.

Учитель: (Ответы детей)

э в начале слова.

Характеристика звука.

Произнесите ещё раз имя девочки, которая пришла к нам сегодня на урок? (Эля)

Назовите первый звук в имени ([э]). Ещё раз ([э]).

Встречает ли воздух преграду при его произношении или проходит через горлышко свободно?

Попытайтесь его попеть, потянуть. Расскажите всё, что знаете о звуке [э] (

Молодцы.

III. Минутка чистописания.

Учитель:

Учитель: Ребята, а жили наши герои - Эля и Эдик - в городе Санкт-Петербурге. Это город на реке Нева.

Основал город Петр 1 Слайд

IV. Работа по теме урока

Учитель:

Рученька-ручища, Что в земле ты ищешь? - Ничего я не ищу, Землю рою и тащу.

Кто догадался, что за машину встретили дети? слайд

А кто знает, как будет называться профессия человека, который работает на этой машине? (экскаваторщик)

Запишите это слово с красной строки в тетради и подчеркните букву э в слове.

Учитель: Посмотрели дети и отправились дальше. Смотрят: на пути большой магазин, в котором можно купить всё что угодно: и вещи, и продукты - универмаг. Зашли ребята внутрь и отправились к движущейся вверх лестнице, которая называется: эскалатор.

А ещё такую лестницу можно встретить в аэропорту, метро. Но передвигаясь по ней, нужно помнить и соблюдать простые правила безопасности: не толкаться, быть внимательным.

Запишите это слово себе в тетрадь, запомните, что оно обозначает. Разделите это слово на слоги. Как легко определит количество слогов в слове? Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Учитель: Побродили дети по магазину, купили себе мороженое на палочке, которое называется - эскимо.

Учитель вывешивает на доску карточку с соответствующей надписью.

Запишите это слово в тетради, поставьте ударение. Кто сможет устно придумать предложение с этим словом?

V. Физкультминутка

Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз.

Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз.

Глазками начертите круг, треугольник, квадрат.

Закройте глазки.

А теперь открываем глаза и продолжаем работу.

Какие буквы вы здесь видите? Есть знакомая буква?

2. Работа по карточке.

Учитель: электричке.

Учитель: Вернулись ребята, хорошо погуляли, много интересного увидели, а уроки - то не сделаны. И сели они домашнее задание выполнять. Не хотите им помочь?

3. Игра «Доскажи словечко».

Я начинаю, а вы подсказываете мне в рифму последнее слово. Даю вам подсказку: слово-отгадка начинается на букву Э.

В горах блуждая за тобой, Откликнусь я на зов любой. (Эхо) К дальним сёлам, городам Кто идёт по проводам? Светлое величество, Это … (Электричество)

А можно ли баловаться с электричеством? Почему?

VII. Итог урока

Учитель:

VIII. Домашнее задание

IX. Рефлексия

Учитель:

Кому надо постараться, подтянуться?

Каким героям скажем сегодня «Спасибо»?

Что им пожелаем? Этого же я желаю и вам: быть внимательными, много читать, слушаться взрослых, вовремя выполнять домашнее задание и хорошо учиться.

Приложение.

Карточка.1

Карточка 2.

Карточка 3.

Вставь пропущенные буквы?

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Слова с буквой Э"»

Тема: Урок русского языка во 2-м классе по теме "Слова с буквой Э"

Цель: закреплять навык различия и правильного произношения звука [э], а также письма слов с буквой э.

Задачи:

    развивать умения различать звук [э] в словах и обозначать его на письме соответствующей буквой;

    совершенствовать навыки грамотного письма, фонематический слух;

    коррегировать зрительное восприятие, концентрацию внимания;

    обогащать словарный запас школьников путём знакомства с новыми словами «экскаватор», «эскалатор», «эскимо»;

    познакомить детей с новым словарным словом – магазин, метро.

    воспитывать тудолюбие, аккуратность, толерантность при работе в коллективе.

Предметные:

    работать со словами, содержащую букву э:

    работать над произношением звука э.

    развивать речь учащихся при составления предложенй;

Метапредметные:

1.формитровать навыки литературного произношения.

Личностные:

    1. Формировать интерес и чувство любви к родной стране.

      Формировать уважение к друг другу.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационный этап урока

Учитель : Какое прекрасное утро. Я рада вас видеть. Я хочу подарить вам свою улыбку, а вы улыбнитесь мне, друг другу.

II. Сообщение темы и целей урока

Слайд 1.

Учитель: Сегодня на уроке к нам пришли ваши ровесники («А кто такие ровесники?») Эдик и Эля. С какого звука начинаются их имена? (Ответы детей) значит какую цель к уроку можно поставить? Что мы будем делать?

Цель: узнаем новые слова с буквой Э, повторим об этой букве.

Значит сегодня на уроке мы повторите всё, что знаете о звуке [э], узнаете новые слова с этой буквой, будете выделять звуки и букву э в начале слова.

Характеристика звука.

– Произнесите ещё раз имя девочки, которая пришла к нам сегодня на урок? (Эля)

– Назовите первый звук в имени ([э]). Ещё раз ([э]).

– Встречает ли воздух преграду при его произношении или проходит через горлышко свободно?

– Попытайтесь его попеть, потянуть. Расскажите всё, что знаете о звуке [э] (Он гласный, может быть ударным или безударным, может образовывать слог).

– Молодцы.

III. Минутка чистописания.

Учитель: Сегодня мы будем писать с вами букву Э, э. На что похожа буква э? (На ласточку, на растянутый лук, на букву с только наоборот, на рот с торчащим языком).

Напишем в тетради 5 штук э и 5 штук Э

э- строчная, Э- заглавная. А как пишутся имена наших героев? Почему?

Знакомство с новым словарным словом

Учитель: Ребята, а жили наши герои – Эля и Эдик – в городе Санкт-Петербурге. Это город на реке Нева.

Основал город Петр 1 Слайд

IV. Работа по теме урока

Наблюдение над словами с буквой Э.

Учитель: Наши герои Эдик и Эля были такие любопытные, что решили отправиться вдвоём на экскурсию по городу. А можно ли гулять детям одним? Почему?

Только вышли они из дома, смотрят, огромная машина с большущей рукой. Ребята и спрашивают:

– Рученька-ручища,
Что в земле ты ищешь?
– Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу.

– Кто догадался, что за машину встретили дети? слайд

Учитель вывешивает на доску карточку с соответствующей надписью.

– А кто знает, как будет называться профессия человека, который работает на этой машине? (экскаваторщик)

– Запишите это слово с красной строки в тетради и подчеркните букву э в слове.

Учитель: Посмотрели дети и отправились дальше. Смотрят: на пути большой магазин, в котором можно купить всё что угодно: и вещи, и продукты – универмаг. Зашли ребята внутрь и отправились к движущейся вверх лестнице, которая называется: эскалатор.

Учитель вывешивает на доску иллюстрацию с изображением эскалатора и карточку с соответствующей надписью.

– А ещё такую лестницу можно встретить в аэропорту, метро. Но передвигаясь по ней, нужно помнить и соблюдать простые правила безопасности: не толкаться, быть внимательным.

– Запишите это слово себе в тетрадь, запомните, что оно обозначает. Разделите это слово на слоги. Как легко определит количество слогов в слове? Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Учитель: Побродили дети по магазину, купили себе мороженое на палочке, которое называется – эскимо.

Учитель вывешивает на доску карточку с соответствующей надписью.

– Запишите это слово в тетради, поставьте ударение. Кто сможет устно придумать предложение с этим словом?

V. Физкультминутка

– Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз.

– Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз.

– Глазками начертите круг, треугольник, квадрат.

– Закройте глазки.

– А теперь открываем глаза и продолжаем работу.

VI. Закрепление пройденного материала

1. Задание «Сцепленные буквы» на концентрацию внимания.

– Какие буквы вы здесь видите? Есть знакомая буква?

2. Работа по карточке.

Учитель: Вышли ребята из магазина, а на улице вечере. Пора домой возвращаться. И они поехали на электричке. Вот и электрические лампочки зажглись в домах.

Учитель: Вернулись ребята, хорошо погуляли, много интересного увидели, а уроки – то не сделаны. И сели они домашнее задание выполнять. Не хотите им помочь? Самостоятельная работа (парами. Вставить пропущенные буквы в словах)

3. Игра «Доскажи словечко».

– Я начинаю, а вы подсказываете мне в рифму последнее слово. Даю вам подсказку: слово-отгадка начинается на букву Э.

В горах блуждая за тобой,
Откликнусь я на зов любой. (Эхо)

К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество,
Это … (Электричество)

– А можно ли баловаться с электричеством? Почему?

VII. Итог урока

Учитель: С какой буквой сегодня работали? А звуком? Сколько новых слов записали с буквой Э? Слова с буквой Э в нашей речи мы упоминаем не очень часто, поэтому многие из вас слышали новые слова впервые, и они оказались для вас непонятными. В русском языке великое множество слов, постоянно появляются новые. Чтобы их все знать, надо очень много читать, быть любознательным. Поэтому читайте больше, общайтесь друг с другом, со взрослыми, задавайте вопросы и вы тоже будете много знать.

VIII. Домашнее задание

Выучить новое словарное слово и выполнить упражнение 72 на странице 55 нашего учебника.

IX. Рефлексия

Учитель: Вы хорошо поработали. Кто считает кто из вас работал хорошо.. Почему?

– Кому надо постараться, подтянуться?

– Каким героям скажем сегодня «Спасибо»?

– Что им пожелаем? Этого же я желаю и вам: быть внимательными, много читать, слушаться взрослых, вовремя выполнять домашнее задание и хорошо учиться.

Приложение.

Карточка.1

    Вставь пропущенные буквы: е или э?

….скимо, ….таж, …лектрик, по…т, …кран, ….хо.

Карточка 2.

Поставь пропущенные буквы: э или е? Придумай предложение с любыми из них.

…..дик, …льза, …велина, …нже, ….мма, …лиза.

Карточка 3.

Вставь пропущенные буквы?

Мо… дру… ,..дик ж…вет в Эстонии. Мы ч…сто зв…ним дру… другу.

Летом …дик прилетит в Москву. Я поеду в аэропорт встречать его.

Тема: Чтение слов, предложений с буквами Э, э.

Цель: формировать знания детей о том, что гласная буква Э обозначает твёрдость согласного; продолжить деление слов на слоги; составлять предложения, учить работать с текстом, способствовать интеллектуальному развитию детей ; бережному отношению к животным.

Ход урока

I. Оргмомент. а) Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

(повернулись поздоровались)

б) Ноги на пол мы поставим,

Спинки все мы разогнём,

Локотки на стол поставим,

Домик к носу повёдём.

Руку левую на стол

Сверху правую кладём.

Разминка. в) – улыбнитесь друг другу

Надуйте щёчки и выпустите медленно воздух

Покатайте карамельку во рту

Высуньте язык лопаткой, трубочкой

Произнесём звуки

звуки [ы], [и], [а], [о], [у], [э]

Какой звук произнесли последний? [э]

Какой это звук?

Цель нашего урока – продолжить работу над звуками и буквами; делить слова на слоги, составлять предложения. Уметь работать над текстом и обогащать нашу речь новыми словами; воспитывать бережное отношение к животному миру.

II. Повторение пройденного материала.

На какие 2 группы делятся звуки? (согласные и гласные)

Какие гласные обозначают мягкость согласного?

(я, и, е, ё, ю )

Какие из гласных особенные? Почему?

(я, е, ё, ю )

а) в начале слова обозн. 2 звука – юла, ёлка Юля

б) (после гласных – моё, даю, красивая )

в) (после мягкого знакапьёт, льёт, вьют )

Какие гласные обозначают твёрдость согласного?

(а, о, у, ы, э )

Назовите одну из этих букв в этих словах?

(на доске смотрят и читают )

эму аэробус (на доску)

экран Эмма

Эдик экскаватор

эскимо поэт

Составить схему слова эму.

А теперь прочитайте сладкое слово.

А кого называю поэтом? (человека, который пишет стихи)

А каких вы знаете поэтов? (Чуковский, Пушкин, Барто, Маршак, Маяковский)

Составьте предложения со словами.

Расскажи нам Артём , что ты составил?

(эму – 2 слога, 3 буквы, 3 звука, 1 слог ударный)

Расскажи стихотворение: Я про страуса

Про Эму

Написал бы вам поэму

Но никак я не пойму

Эму он или эму?

Ребята, а что такое эхо ? (отзвук, звучит только часть слова)

А где можно услышать эхо ? (в лесу, на реке, в пустой комнате)

Давайте поиграем в эхо: я называю слово, а вы мне его концовку (вслух)

машина - шина

смех – мех

коса – оса

экран – кран

олень – лень

И расскажем стихотворение:

За рекой то тут, то там

Кто-то бродит по кустам.

- Эхо, эхо, это ты?

Отвечает эхо: - Ты…

Ребята, а где в словах, чаще всего пишется буква Э ?

(в начале и середине слова)

Но звук [э] бывает невидимкой, потому что он скрывается в какой букве? (е).

Давайте прочитаем слова с буквой Е вслух так, чтобы мы услышали этот звук: зверей, обеде, отрубей, медведя

На что указывает в них буква е ?

Ребята, кроме названного зверя, каких ещё знаете зверей?

А могли бы вы дать им характеристику, какие они по характеру:

(заяц – трусливый, медведь – неуклюжий,

волк – злой, лиса – хитрая)

Почитай на доске слова, что одинаковое в этих словах заметили?

хитрость

схитрить

перехитрить

бесхитростный

Что заметили в словах?

(общую часть, которую называют корнем)

А как называется эта часть слова перед корнем?

(приставка)

Ребята, а как вы понимаете слово бесхитростный?

(добрый, простой)

А можно лису назвать бесхитростной ?

Это слово бесхитростный является противоположным словам хитрость, схитрить .

Ребята у нас есть кроссворд, я буду записывать в него зверей и вывешивать картинку животного.

А кто же это?

1) Он зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой (медведь)

2) Кто имеет один рог. Отгадайте… (носорог)

3) Соберите слово м о ж р (1)

4) Больше всех на свете он

Очень, очень, добрый. (слон)

5) Я в зелёнку угодил!

Горько плачет!... (крокодил)

6) Шалунишек за проказы

Мама в сумку прячет сразу (кенгуру)

7) Его называют царём лесов. У него острый слух и зрение, и только у самца есть грива, а у самки нет. Кто это?

(лев)

8) Прочитай по «ленте» слово (указкой указываю буквы)

(журавль)

Прочитай слово, как их всех называют? (животные)

А как называют слова, которые отвечают на вопрос Кто? (одушевлённые)

III . Физминутка. Лучшие качели

Гибкие лианы.

Это с колыбели, знают обезьяны

Кто весь век качается

Да –да – да!

Тот не обижается

Ни – ког – да!

IV . Работа над новым материалом.

Ребята, а где можно увидеть разных животных?

(в зоопарке, цирке)

Для чего создают зоопарки? / Да зоопарки создают, чтобы мы смотрели на зверей, так как мы не можем побывать в Африке, Австралии и ещё для сохранения их от гибели некоторых других животных.

Сейчас отправляемся в наш зоопарк, но не одни, чтобы узнать с кем, прочитаем слова и найдём его.

водица (на доску)

отруби

решётка

крокодил

побывал

зубастей

Что обозначает слово отруби?

(корм из остатков зерна, когда его переламывают)

Итак, кто с нами отправляется в зоопарк? (воробей)

Что знаете про воробьёв? (Они бывают городские и деревенские. Городские более нахальнее и крикливее. Деревенские спокойнее. Они очень прожорливы и всегда голодны. Они съедал и целые поля посевов, а люди их гнали и кричали Вора бей! Так и получила название это птичка ВОРОБЕЙ. Они не строят гнёзд, а захватывают чужие гнёзда у скворцов и ласточек, и выгнать его уже невозможно.

Многие поэты писали про птиц стихи, песни, рассказы, не исключением стала и птица – воробей.

Поэт С. Як. Маршак написал про него стихотворение. А что вы знаете про С. Маршака.

(родился более 100 лет назад. Нынче будем отмечать 120 лет со дня рождения. Рано начал писать стихи и печатать в журналах. Долгое время жил в Англии. Много писал и переводил с английского языка . Любил детей и писал не только стихи для них, но сказки.

Послушайте стихотворение, и скажите Где обедал воробей?

- Откройте учебники на странице 184 и прочитайте про себя стихотворение, запомните, где он побывал.

Чем он угощался у зверей?

Когда его посещение в зоопарке чуть было не кончилось печально?

А кому обычно задают вопросы? (людям)

А как называются такие предложения? (вопросительные)

А кому задан вопрос в стихотворении?

Что он ответил? (побывал в зоопарке)

Давайте прочитаем 1 строчку так, как будто встретили кого-то и хотите узнать, где он был?

Подумайте, какое у него было настроение вначале, когда он думал, где он пообедать. (грустное)

А потом стал припоминать и рассказывал весело и быстро.

Проинсценируем стихотворение (выходят четыре человека и читают по 2 строчки «цепочкой»)

Чему учит это стихотворение? (чтобы подкармливали животных мы, особенно зимой. И не думать о том, что кто-то из них или страшный или добрый – все хотят жить, все хотят жить, все они важны и нужны. И не всё, конечно, животные гостеприимны и нужно опасаться тех, кто может обидеть).

Итак, мы прочитали и узнали, как воробышки добывают себе пищу, наелись, стали весёлыми.

V . Творческая работа. Перед вами шаблоны воробья.

Пожалуйста, разукрасьте его, показав, какой он сытый, довольный, весёлый (разукрашивают).

VI . Итоги работы. Повесьте своего воробья к тому животному, которого вы считаете более добрым (весят на кроссворд к животному, который им симпатичен).

Чему вас научил сегодняшний урок?

Какие открытия сделали?

VII . Домашнее задание. Почитайте стихотворение и придумайте продолжение этой истории.

Урок обучения грамоте по теме: "Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами"

Мавлютова Гузалия Самигулловна учитель начальных классов

Цель:

Познакомиться с заглавной буквой Э , с людьми искусства, с энциклопедиями.

Задачи:

  1. Обеспечить закрепление умения находить в словах звук [э], читать слова с заглавной буквой Э. Учить анализировать слова.
  2. Развивать познавательный интерес путём создания проблемных ситуаций.
  3. Воспитывать желание учиться и делать открытия.

Оборудование: цветные мелки , карточки с заглавными и строчными буквами гласных звуков , магниты, ватманы (2), ИКТ (презентация).

ХОД УРОКА.

I. Актуализация знаний (мотивационный момент) .

- Рассмотрите «звуковички», что вы о них можете сказать? (гласные звуки)

Почему вы так считаете? (Держатся за руки, их 6, вчера изучали гласный звук [э]). Выходят два ученика закрашивают башмачки «звуковичков» в красный цвет.

Что вы знаете о гласных звуках? (Бывают ударные, безударные)

Какую работу выполняют? (образуют слог, указывают на мягкость и твёрдость согласных звуков)

Составляется схема (Приложение 1). Один ученик проговаривает, всё, что вспомнили о гласных звуках по схеме.

Учитель (ВЫВОД + ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ): - «ПОВТОРИЛИ …»

II. Постановка проблемы (Приложение 2) .

Заселите «звуковички» их буквами (мелом).

К доске ученица и ученик (работают сообща).

Теперь подумайте, чьи имена начинаются с этих звуков? (время на раздумье)

Встаньте и подойдите к своим «звуковичкам» (дети выходят к доске)

С какого звука начинаются ваши имена? (спросить у каждой группы ребят)

Какими буквами вы обозначите эти звуки на письме? Возьмите эти буквы (на столе учителя несколько строчных и заглавных букв. Берут, показывают и закрепляют на «звуковичках», а сидящие, проверяют и исправляют)

Возникает ПРОБЛЕМА: нет заглавной буквы Э! (только строчная). Почему?

Дети: - не изучали заглавную букву Э.

Так какова ЦЕЛЬ нашего урока?

То есть, о чём мы с вами будем говорить на уроке?

Дети: - о заглавной букве Э.

III. Работа над образом этой буквы (Приложение 3) .

Скажите, а вам приходилось видеть эту букву в жизни? Где? На что она похожа? Посмотрите, как ребята видят эту букву и с чем СРАВНИВАЮТ (ЩЕЛЧОК) . Дома попробуйте создать свой рисунок с этой буквой и я надеюсь, что вы запомните её и не станете путать с другими буквами алфавита.

IV. Чтение слов и предложений. «Работа» заглавной буквы Э (Приложение 4) .

(ЩЕЛЧОК)

Прочитайте (Эдвард Григ, Эдисон Денисов )

Дети читают сначала про себя, потом вслух.

Что это за слова?

Дети: - фамилии и имена людей

Может быть, вы слышали эти имена и фамилии людей? Кто они?

Дети делятся своими мнениями. При затруднении попросить прочитать предложения данные ниже столбиков в учебнике.

Что значит наш «соотечественник»? Посмотрите на 3 столбик слов. Что это за слова?

Дети: - однокоренные

От какого слова произошло это слово?

Дети: - Отечество

А наше с вами Отечество это ….. (Россия).

– Как называют наших соотечественников, если мы жители России?

Дети: - россияне.

Значит, Эдисон Денисов российский композитор (ЩЕЛЧОК - фото) . А как называются соотечественники Эдварда Грига?

Дети: - норвежцы (ЩЕЛЧОК - фото) .

Послушайте произведение Эдварда Грига (Звучит фрагмент из оперы Э. Грига "Пер Гюнт""Танец Анитры").

Прочитайте следующие имена (ЩЕЛЧОК Эдуард Успенский, Эмма Мошковская )

Кто они? (известные детские писатели (ЩЕЛЧОК - фото) )

Может быть вспомните названия их произведений? ((ЩЕЛЧОК, обложки их книг )

– Прочитайте про себя второе предложение. О ком там говорится? (ЩЕЛЧОК, Эрнест Хемингуэй, Эдгар По)

– Что вы узнали про этих людей?

– Что значит зарубежные ? (ЩЕЛЧОК – фото писателей)

– Можно ли их назвать нашими соотечественниками?

– В старших классах вы будете знакомиться с творчеством этих писателей, для кого-то они станут любимыми!

– Прочитайте последние 2 слова с учебника (Эквадор, Эллада (ЩЕЛЧОК ). Слышали где-нибудь?

(Варианты ответов детей)

Узнайте, что названо этими словами, дома. Где будете искать информацию? (ЩЕЛЧОК)

Но несмотря на то, что вы не знаете и не слышали о них, что вы можете сказать наверняка (точно)?

Дети: - записаны с заглавной буквы.

– Посмотрите, какие трудные слова мы прочитали! (ЩЕЛЧОК, все И.Ф известных людей)

– Что же у них общего? (Звук [э] .) Какой буквой обозначен этот звук? (заглавной буквой Э)

– В каких случаях необходима заглавная буква?

Дети (ВЫВОД): для записи имён собственных + 1 ученик снова повторяет этот вывод

- (имя ученика…..) скажи, пожалуйста, для тебя эта информация была новой? (ВСПОМНИЛИ)

А что было новым?

Дети: - информация об этих людях (УЗНАЛИ)

V. Работа с текстом (Приложение 5) .

А) до чтения (ЩЕЛЧОК)

Книга обо всём на свете.

Прочитайте. О какой книге идёт речь?

Дети: - об энциклопедии.

Как догадались? Попробуйте доказать, что она действительно «обо всём на свете».

(выслушиваются мнения детей)

А верны ли наши предположения, мы узнаем прочитав текст в учебнике (ЩЕЛЧОК) .

Б) чтение

Энциклопедия – это книга-справочник. (Понимаете значение? Следующее предложение прочитайте про себя.) Из неё мы узнаём обо всём, что нас интересует: о человеке и животных, об истории человечества и нашего Отечества (то есть о каком государстве?) , о звёздах и планетах, машинах, великих учёных (люди, которые прославили своё имя великими открытиями) и их открытиях, о писателях и их книгах, об экологии (что это?) , этике (что это?) и о многом другом. (Дальше дети читают самостоятельно до конца абзаца.) В библиотеке можно найти разные энциклопедии, в том числе и для детей. Самая полная – «Детская энциклопедия» в 15 томах. Вот их названия: «Всемирная история», «Биология», «Астрономия», «История России»,

«История искусств» и другие. (А какие другие? Из скольких томов самая полная? А том – это книга.)

– 2-й абзац текста прочитайте про себя. Энциклопедии – это кладовые знаний. Недаром обширные знания получили название «энциклопедические». В старину человека с такими знаниями называли энциклопедистом.

В) после чтения

– Почему энциклопедию называют кладовой знаний?

– А как же называются обширные знания? (Энциклопедическими.)

Наши догадки были верны?

ВЫВОД: мы УЗНАЛИ, что энциклопедию, действительно, можно считать книгой обо всём на свете.

А вы пользовались энциклопедией? Когда? Скажите, а вот сегодня на уроке мы могли бы воспользоваться материалами энциклопедии? Где (когда?)? В каких моментах?

(ЩЕЛЧОК , показ нескольких энциклопедий на слайде)

VI. Домашнее задание.

– Может ли человек владеть энциклопедическими знаниями?

– Как называют такого человека? (ЭРУДИТ)

– В нашем классе есть такие ребята?

А хотелось ли вам стать ЭРУДИРОВАННЫМИ?

Что для этого необходимо?

Дети: - «Лекарственные растения»

Откуда взята информация?

Дети: - из «Детской энциклопедии»

Прочитайте его дома, обсудите с родителями, или же можете почитать другую энциклопедическую информацию. Надеюсь, на следующих уроках вы поделитесь своими впечатлениями и новыми знаниями.

VII. Итог урока.

Какова была цель нашего урока?

Дети: - Познакомиться с заглавной буквой Э.

Что мы для этого с вами делали?

Дети: - ПОВТОРИЛИ …(о гласных звуках)

СРАВНИВАЛИ … (заглавную букву Э с другими буквами и предметами)

ВСПОМНИЛИ … (что с заглавной буквы пишутся имена собственные и начало предложений)

УЗНАЛИ … (интересную информацию о писателях, композиторах, энциклопедии)

Эмиль, Элина, теперь вы сможете найти недостающую букву вашего имени?

Дети: - да! (выходят к доске и показывают заглавную букву Э)

VIII. Рефлексия.

Довольны ли вы тем, как работали на уроке?

1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.