Чтение слов с буквой э. Урок " чтение слов с буквой э"
Екатерина Шабалина
Тема «Звук и буква э»
Цель : Правильное произношение звука Э , знакомство с буквой Э . Выкладывание, преобразование, чтение слогов, слов и предложений из букв разрезной азбуки . Печатание предложений. Составление схем предложений. Чтение слов по карточкам с определением слогового состава слова и выделением ударного слога. Усвоение несклоняемых существительных Упражнение в словообразовании относительных прилагательных. Развитие мелкой и крупной моторики, развитие наблюдательности, обогащение словарного запаса и знаний об окружающем.
Оборудование : предметные картинки со звуком Э , пластмассовые (эбонитовые) палочки, кусочки шерстяной ветоши, кусочки бумаги для экспериментирования; буквенные кассы , буквы Э , э, схемы для звукового анализа , карточки для чтения, тетради, карандаши.
Ход занятии
1. Оргмомент. Эксперимент «Электричество» .
Ребята, кто хочет поучаствовать в эксперименте, подойдите к столу.
Возьмите бумагу и порвите ее на мелкие кусочки. Теперь возьмите ветошь и сильно потрите ею палочки. А теперь, внимание, эксперимент! Прикоснитесь палочками к кусочкам бумаги. Что произошло?
Все верно, если потереть кусочек эбонита, пластмассы, янтаря, который по-гречески называется электроном, то в нем появляется сила, притягивающая к себе маленькие бумажки и ниточки. Эту силу назвали электричеством. Электричество может обогреть и накормить нас, заморозить в холодильнике продукты, перенести куда угодно по телефону наш голос, показать по телевизору кинофильм, натереть полы в нашей квартире, и многое другое может наш верный и сильный друг. Но, всегда нужно помнить, что электричество большой силы - это опасно. И все эксперименты, например, такие как сегодня нужно проводить только с взрослыми.
11. Сообщение темы занятия
А теперь, ребята, рассаживайтесь поудобнее и расскажите мне какой звук слышался в словах :эксперимент, электричество, электрон, эбонит? (Звук э .) Сегодня мы будем учиться четко произносить слова со звуком э , познакомимся с буквой э .
1. Характеристика звука э по артикуляционным и акустическим признакам
2. Знакомство с буквой Э : показ, рассматривание, контур.
Выставляются заглавная и строчная буква Э .
С открытым ртом
И большущим языком.
Нахождение буквы э в алфавите .
3. Развитие фонематического восприятия и слуховой памяти. (Хлопните в ладоши, если услышите звук Э ) . Экран, этаж, какао, елка, юбка, ива, дятел, эскимо, эврика, вода, щетка, этот, книга, элеватор, экскурсия, электричество, диван, эра, эхо.
4. Составление из букв разрезной азбуки слогов, слов, чтение их : эс, эт, Эл, эк, эх, пэ, сэ, кэ, мэ, нэ, хэ, тэ, эта, это, этот, эти, эхо, Эмма, эму, поэт, поэты, поэма, эскимо, эскимос.
5. Усвоение несклоняемых существительных. Мы с вами выкладывали интересные слова эскимо, эхо. Эти слова интересны тем, что не изменяются.
Словесный эксперимент!
Логопед : Мы купили много. (эскимо) . Чем мы друга угостим?. Эскимо.
Съели одно. (эскимо) . Съели много… эскимо. Есть немало неизменяемых слов : кофе, пальто, Буратино. А мы с вами отправимся на прогулку с эхо.
6. Пантомима «Прогулка в лес» .
Дети изображают ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам.
Мы зашли далеко в лес и заблудились.
Заблудились мы в лесу, (грустно) Закричали все : «Ау!» (громко)
Никто не отзывается, (печально)
Это эхо каждый раз
Вот потеха.
Передразнивает нас.
Наше эхо возвращается к нам тихо : «Ay! Ay!» E. Благинина
Нашли тропинку, возвращаемся домой. А там недавно произошла целая история с мальчиком Эдиком. Вот послушайте.
6. Чтение рассказа Г. Юдина «Экскаваторщики» .
(Запомните как можно больше слов со звуком [э] .)
ЭКСКАВАТОРЩИКИ
Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.
Бросай свои этикетки! - кричит. - У нас во дворе настоящий эскалатор работает!
Я говорю :
Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают.
Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди - электрический столб. Экскаватор по этому столбу - р-р-раз! Столб на бок - два! И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу электричество погасло и перестали работать электроутюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.
Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришел папа и. Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.
а) Свободные высказывания детей по содержанию рассказа.
б) Назовите слова, которые вам запомнились, со звуком [э] .
в) Рассуждения детей о соблюдении правил безопасности.
9. Физминутка «Колодец» Т. Боровик Работа над силий голоса, выразительностью речи. Развитие координированных движений рук, пальцев.
Вот колодец большой с чистой свежей водой
Прилетали к нему птицы : «Дай колодец нам напиться!»
«Пейте, милые сестрицы! У меня полно водицы!»
Эти птицы воду пьют, эти зернышки клюют,
Эти птицы воду пьют, эти зернышки клюют.
Вот и кончилась игра, птицам прочь лететь пора.
10. Печатание буквы Э , слогов, слов, предложений.
11. Составление схем этих предложений.
12. чтение слов по карточкам с определением слогового состава и выделением ударного слога.
11. Словообразование относительных прилагательных, согласование их с существительными – договаривание предложений.
Я предлагаю продолжить наши эксперименты, только теперь словесные. Давайте рассмотрим предметы нашего эксперимента.
Эта ветошь из шерсти – Значит, это (шерстяная) ветошь.
Мы натрем (шерстяной) ветошью палочки.
Эта палочка из пластмасса – Значит это (пластмассовая) палочка.
Мы берем в руки (пластмассовые) палочки.
Мы прикоснемся к кусочкам бумаги (пластмассовыми) палочками.
Эти кусочки из бумаги – Значит это (бумажные) кусочки.
Мы проводили эксперимент с (бумажными) кусочками, (пластмассовыми) палочками и (шерстяной) ветошью.
Я предлагаю вам продолжить вместе с родителями эти эксперименты.
111. Итог занятия. Что нового узнали? Произнесение характеристика звука Э . Припоминание слов со звуком Э .
Цель:
Задачи:
- познакомить детей с новым словарным словом - магазин, метро.
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока
Учитель
Слайд 1.
Учитель: (Ответы детей)
э в начале слова.
Характеристика звука.
Произнесите ещё раз имя девочки, которая пришла к нам сегодня на урок? (Эля)
Назовите первый звук в имени ([э]). Ещё раз ([э]).
Встречает ли воздух преграду при его произношении или проходит через горлышко свободно?
Попытайтесь его попеть, потянуть. Расскажите всё, что знаете о звуке [э] (
Молодцы.
III. Минутка чистописания.
Учитель:
Учитель: Ребята, а жили наши герои - Эля и Эдик - в городе Санкт-Петербурге. Это город на реке Нева.
Основал город Петр 1 Слайд
IV. Работа по теме урока
Учитель:
Рученька-ручища, Что в земле ты ищешь? - Ничего я не ищу, Землю рою и тащу.
Кто догадался, что за машину встретили дети? слайд
А кто знает, как будет называться профессия человека, который работает на этой машине? (экскаваторщик)
Запишите это слово с красной строки в тетради и подчеркните букву э в слове.
Учитель: Посмотрели дети и отправились дальше. Смотрят: на пути большой магазин, в котором можно купить всё что угодно: и вещи, и продукты - универмаг. Зашли ребята внутрь и отправились к движущейся вверх лестнице, которая называется: эскалатор.
А ещё такую лестницу можно встретить в аэропорту, метро. Но передвигаясь по ней, нужно помнить и соблюдать простые правила безопасности: не толкаться, быть внимательным.
Запишите это слово себе в тетрадь, запомните, что оно обозначает. Разделите это слово на слоги. Как легко определит количество слогов в слове? Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Учитель: Побродили дети по магазину, купили себе мороженое на палочке, которое называется - эскимо.
Учитель вывешивает на доску карточку с соответствующей надписью.
Запишите это слово в тетради, поставьте ударение. Кто сможет устно придумать предложение с этим словом?
V. Физкультминутка
Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз.
Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз.
Глазками начертите круг, треугольник, квадрат.
Закройте глазки.
А теперь открываем глаза и продолжаем работу.
Какие буквы вы здесь видите? Есть знакомая буква?
2. Работа по карточке.
Учитель: электричке.
Учитель: Вернулись ребята, хорошо погуляли, много интересного увидели, а уроки - то не сделаны. И сели они домашнее задание выполнять. Не хотите им помочь?
3. Игра «Доскажи словечко».
Я начинаю, а вы подсказываете мне в рифму последнее слово. Даю вам подсказку: слово-отгадка начинается на букву Э.
В горах блуждая за тобой, Откликнусь я на зов любой. (Эхо) К дальним сёлам, городам Кто идёт по проводам? Светлое величество, Это … (Электричество)
А можно ли баловаться с электричеством? Почему?
VII. Итог урока
Учитель:
VIII. Домашнее задание
IX. Рефлексия
Учитель:
Кому надо постараться, подтянуться?
Каким героям скажем сегодня «Спасибо»?
Что им пожелаем? Этого же я желаю и вам: быть внимательными, много читать, слушаться взрослых, вовремя выполнять домашнее задание и хорошо учиться.
Приложение.
Карточка.1
Карточка 2.
Карточка 3.
Вставь пропущенные буквы?
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Слова с буквой Э"»
Тема: Урок русского языка во 2-м классе по теме "Слова с буквой Э"
Цель: закреплять навык различия и правильного произношения звука [э], а также письма слов с буквой э.
Задачи:
развивать умения различать звук [э] в словах и обозначать его на письме соответствующей буквой;
совершенствовать навыки грамотного письма, фонематический слух;
коррегировать зрительное восприятие, концентрацию внимания;
обогащать словарный запас школьников путём знакомства с новыми словами «экскаватор», «эскалатор», «эскимо»;
познакомить детей с новым словарным словом – магазин, метро.
воспитывать тудолюбие, аккуратность, толерантность при работе в коллективе.
Предметные:
работать со словами, содержащую букву э:
работать над произношением звука э.
развивать речь учащихся при составления предложенй;
Метапредметные:
1.формитровать навыки литературного произношения.
Личностные:
Формировать интерес и чувство любви к родной стране.
Формировать уважение к друг другу.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока
I. Организационный этап урока
Учитель : Какое прекрасное утро. Я рада вас видеть. Я хочу подарить вам свою улыбку, а вы улыбнитесь мне, друг другу.
II. Сообщение темы и целей урока
Слайд 1.
Учитель: Сегодня на уроке к нам пришли ваши ровесники («А кто такие ровесники?») Эдик и Эля. С какого звука начинаются их имена? (Ответы детей) значит какую цель к уроку можно поставить? Что мы будем делать?
Цель: узнаем новые слова с буквой Э, повторим об этой букве.
Значит сегодня на уроке мы повторите всё, что знаете о звуке [э], узнаете новые слова с этой буквой, будете выделять звуки и букву э в начале слова.
Характеристика звука.
– Произнесите ещё раз имя девочки, которая пришла к нам сегодня на урок? (Эля)
– Назовите первый звук в имени ([э]). Ещё раз ([э]).
– Встречает ли воздух преграду при его произношении или проходит через горлышко свободно?
– Попытайтесь его попеть, потянуть. Расскажите всё, что знаете о звуке [э] (Он гласный, может быть ударным или безударным, может образовывать слог).
– Молодцы.
III. Минутка чистописания.
Учитель: Сегодня мы будем писать с вами букву Э, э. На что похожа буква э? (На ласточку, на растянутый лук, на букву с только наоборот, на рот с торчащим языком).
Напишем в тетради 5 штук э и 5 штук Э
э- строчная, Э- заглавная. А как пишутся имена наших героев? Почему?
Знакомство с новым словарным словом
Учитель: Ребята, а жили наши герои – Эля и Эдик – в городе Санкт-Петербурге. Это город на реке Нева.
Основал город Петр 1 Слайд
IV. Работа по теме урока
Наблюдение над словами с буквой Э.
Учитель: Наши герои Эдик и Эля были такие любопытные, что решили отправиться вдвоём на экскурсию по городу. А можно ли гулять детям одним? Почему?
Только вышли они из дома, смотрят, огромная машина с большущей рукой. Ребята и спрашивают:
– Рученька-ручища,
Что в земле ты ищешь?
– Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу.
– Кто догадался, что за машину встретили дети? слайд
Учитель вывешивает на доску карточку с соответствующей надписью.
– А кто знает, как будет называться профессия человека, который работает на этой машине? (экскаваторщик)
– Запишите это слово с красной строки в тетради и подчеркните букву э в слове.
Учитель: Посмотрели дети и отправились дальше. Смотрят: на пути большой магазин, в котором можно купить всё что угодно: и вещи, и продукты – универмаг. Зашли ребята внутрь и отправились к движущейся вверх лестнице, которая называется: эскалатор.
Учитель вывешивает на доску иллюстрацию с изображением эскалатора и карточку с соответствующей надписью.
– А ещё такую лестницу можно встретить в аэропорту, метро. Но передвигаясь по ней, нужно помнить и соблюдать простые правила безопасности: не толкаться, быть внимательным.
– Запишите это слово себе в тетрадь, запомните, что оно обозначает. Разделите это слово на слоги. Как легко определит количество слогов в слове? Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Учитель: Побродили дети по магазину, купили себе мороженое на палочке, которое называется – эскимо.
Учитель вывешивает на доску карточку с соответствующей надписью.
– Запишите это слово в тетради, поставьте ударение. Кто сможет устно придумать предложение с этим словом?
V. Физкультминутка
– Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз.
– Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз.
– Глазками начертите круг, треугольник, квадрат.
– Закройте глазки.
– А теперь открываем глаза и продолжаем работу.
VI. Закрепление пройденного материала
1. Задание «Сцепленные буквы» на концентрацию внимания.
– Какие буквы вы здесь видите? Есть знакомая буква?
2. Работа по карточке.
Учитель: Вышли ребята из магазина, а на улице вечере. Пора домой возвращаться. И они поехали на электричке. Вот и электрические лампочки зажглись в домах.
Учитель: Вернулись ребята, хорошо погуляли, много интересного увидели, а уроки – то не сделаны. И сели они домашнее задание выполнять. Не хотите им помочь? Самостоятельная работа (парами. Вставить пропущенные буквы в словах)
3. Игра «Доскажи словечко».
– Я начинаю, а вы подсказываете мне в рифму последнее слово. Даю вам подсказку: слово-отгадка начинается на букву Э.
В горах блуждая за тобой,
Откликнусь я на зов любой. (Эхо)
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество,
Это … (Электричество)
– А можно ли баловаться с электричеством? Почему?
VII. Итог урока
Учитель: С какой буквой сегодня работали? А звуком? Сколько новых слов записали с буквой Э? Слова с буквой Э в нашей речи мы упоминаем не очень часто, поэтому многие из вас слышали новые слова впервые, и они оказались для вас непонятными. В русском языке великое множество слов, постоянно появляются новые. Чтобы их все знать, надо очень много читать, быть любознательным. Поэтому читайте больше, общайтесь друг с другом, со взрослыми, задавайте вопросы и вы тоже будете много знать.
VIII. Домашнее задание
Выучить новое словарное слово и выполнить упражнение 72 на странице 55 нашего учебника.
IX. Рефлексия
Учитель: Вы хорошо поработали. Кто считает кто из вас работал хорошо.. Почему?
– Кому надо постараться, подтянуться?
– Каким героям скажем сегодня «Спасибо»?
– Что им пожелаем? Этого же я желаю и вам: быть внимательными, много читать, слушаться взрослых, вовремя выполнять домашнее задание и хорошо учиться.
Приложение.
Карточка.1
Вставь пропущенные буквы: е или э?
….скимо, ….таж, …лектрик, по…т, …кран, ….хо.
Карточка 2.
Поставь пропущенные буквы: э или е? Придумай предложение с любыми из них.
…..дик, …льза, …велина, …нже, ….мма, …лиза.
Карточка 3.
Вставь пропущенные буквы?
Мо… дру… ,..дик ж…вет в Эстонии. Мы ч…сто зв…ним дру… другу.
Летом …дик прилетит в Москву. Я поеду в аэропорт встречать его.
Тема: Чтение слов, предложений с буквами Э, э.
Цель: формировать знания детей о том, что гласная буква Э обозначает твёрдость согласного; продолжить деление слов на слоги; составлять предложения, учить работать с текстом, способствовать интеллектуальному развитию детей ; бережному отношению к животным.
Ход урока
I. Оргмомент. а) Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
(повернулись поздоровались)
б) Ноги на пол мы поставим,
Спинки все мы разогнём,
Локотки на стол поставим,
Домик к носу повёдём.
Руку левую на стол
Сверху правую кладём.
Разминка. в) – улыбнитесь друг другу
Надуйте щёчки и выпустите медленно воздух
Покатайте карамельку во рту
Высуньте язык лопаткой, трубочкой
Произнесём звуки
звуки [ы], [и], [а], [о], [у], [э]
Какой звук произнесли последний? [э]
Какой это звук?
Цель нашего урока – продолжить работу над звуками и буквами; делить слова на слоги, составлять предложения. Уметь работать над текстом и обогащать нашу речь новыми словами; воспитывать бережное отношение к животному миру.
II. Повторение пройденного материала.
На какие 2 группы делятся звуки? (согласные и гласные)
Какие гласные обозначают мягкость согласного?
(я, и, е, ё, ю )
Какие из гласных особенные? Почему?
(я, е, ё, ю )
а) в начале слова обозн. 2 звука – юла, ёлка Юля
б) (после гласных – моё, даю, красивая )
в) (после мягкого знака – пьёт, льёт, вьют )
Какие гласные обозначают твёрдость согласного?
(а, о, у, ы, э )
Назовите одну из этих букв в этих словах?
(на доске смотрят и читают )
эму аэробус (на доску)
экран Эмма
Эдик экскаватор
эскимо поэт
Составить схему слова эму.
А теперь прочитайте сладкое слово.
А кого называю поэтом? (человека, который пишет стихи)
А каких вы знаете поэтов? (Чуковский, Пушкин, Барто, Маршак, Маяковский)
Составьте предложения со словами.
Расскажи нам Артём , что ты составил?
(эму – 2 слога, 3 буквы, 3 звука, 1 слог ударный)
Расскажи стихотворение: Я про страуса
Про Эму
Написал бы вам поэму
Но никак я не пойму
Эму он или эму?
Ребята, а что такое эхо ? (отзвук, звучит только часть слова)
А где можно услышать эхо ? (в лесу, на реке, в пустой комнате)
Давайте поиграем в эхо: я называю слово, а вы мне его концовку (вслух)
машина - шина
смех – мех
коса – оса
экран – кран
олень – лень
И расскажем стихотворение:
За рекой то тут, то там
Кто-то бродит по кустам.
- Эхо, эхо, это ты?
Отвечает эхо: - Ты…
Ребята, а где в словах, чаще всего пишется буква Э ?
(в начале и середине слова)
Но звук [э] бывает невидимкой, потому что он скрывается в какой букве? (е).
Давайте прочитаем слова с буквой Е вслух так, чтобы мы услышали этот звук: зверей, обеде, отрубей, медведя
На что указывает в них буква е ?
Ребята, кроме названного зверя, каких ещё знаете зверей?
А могли бы вы дать им характеристику, какие они по характеру:
(заяц – трусливый, медведь – неуклюжий,
волк – злой, лиса – хитрая)
Почитай на доске слова, что одинаковое в этих словах заметили?
хитрость
схитрить
перехитрить
бесхитростный
Что заметили в словах?
(общую часть, которую называют корнем)
А как называется эта часть слова перед корнем?
(приставка)
Ребята, а как вы понимаете слово бесхитростный?
(добрый, простой)
А можно лису назвать бесхитростной ?
Это слово бесхитростный является противоположным словам хитрость, схитрить .
Ребята у нас есть кроссворд, я буду записывать в него зверей и вывешивать картинку животного.
А кто же это?
1) Он зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой (медведь)
2) Кто имеет один рог. Отгадайте… (носорог)
3) Соберите слово м о ж р (1)
4) Больше всех на свете он
Очень, очень, добрый. (слон)
5) Я в зелёнку угодил!
Горько плачет!... (крокодил)
6) Шалунишек за проказы
Мама в сумку прячет сразу (кенгуру)
7) Его называют царём лесов. У него острый слух и зрение, и только у самца есть грива, а у самки нет. Кто это?
(лев)
8) Прочитай по «ленте» слово (указкой указываю буквы)
(журавль)
Прочитай слово, как их всех называют? (животные)
А как называют слова, которые отвечают на вопрос Кто? (одушевлённые)
III . Физминутка. Лучшие качели
Гибкие лианы.
Это с колыбели, знают обезьяны
Кто весь век качается
Да –да – да!
Тот не обижается
Ни – ког – да!
IV . Работа над новым материалом.
Ребята, а где можно увидеть разных животных?
(в зоопарке, цирке)
Для чего создают зоопарки? / Да зоопарки создают, чтобы мы смотрели на зверей, так как мы не можем побывать в Африке, Австралии и ещё для сохранения их от гибели некоторых других животных.
Сейчас отправляемся в наш зоопарк, но не одни, чтобы узнать с кем, прочитаем слова и найдём его.
водица (на доску)
отруби
решётка
крокодил
побывал
зубастей
Что обозначает слово отруби?
(корм из остатков зерна, когда его переламывают)
Итак, кто с нами отправляется в зоопарк? (воробей)
Что знаете про воробьёв? (Они бывают городские и деревенские. Городские более нахальнее и крикливее. Деревенские спокойнее. Они очень прожорливы и всегда голодны. Они съедал и целые поля посевов, а люди их гнали и кричали Вора бей! Так и получила название это птичка ВОРОБЕЙ. Они не строят гнёзд, а захватывают чужие гнёзда у скворцов и ласточек, и выгнать его уже невозможно.
Многие поэты писали про птиц стихи, песни, рассказы, не исключением стала и птица – воробей.
Поэт С. Як. Маршак написал про него стихотворение. А что вы знаете про С. Маршака.
(родился более 100 лет назад. Нынче будем отмечать 120 лет со дня рождения. Рано начал писать стихи и печатать в журналах. Долгое время жил в Англии. Много писал и переводил с английского языка . Любил детей и писал не только стихи для них, но сказки.
Послушайте стихотворение, и скажите Где обедал воробей?
- Откройте учебники на странице 184 и прочитайте про себя стихотворение, запомните, где он побывал.
Чем он угощался у зверей?
Когда его посещение в зоопарке чуть было не кончилось печально?
А кому обычно задают вопросы? (людям)
А как называются такие предложения? (вопросительные)
А кому задан вопрос в стихотворении?
Что он ответил? (побывал в зоопарке)
Давайте прочитаем 1 строчку так, как будто встретили кого-то и хотите узнать, где он был?
Подумайте, какое у него было настроение вначале, когда он думал, где он пообедать. (грустное)
А потом стал припоминать и рассказывал весело и быстро.
Проинсценируем стихотворение (выходят четыре человека и читают по 2 строчки «цепочкой»)
Чему учит это стихотворение? (чтобы подкармливали животных мы, особенно зимой. И не думать о том, что кто-то из них или страшный или добрый – все хотят жить, все хотят жить, все они важны и нужны. И не всё, конечно, животные гостеприимны и нужно опасаться тех, кто может обидеть).
Итак, мы прочитали и узнали, как воробышки добывают себе пищу, наелись, стали весёлыми.
V . Творческая работа. Перед вами шаблоны воробья.
Пожалуйста, разукрасьте его, показав, какой он сытый, довольный, весёлый (разукрашивают).
VI . Итоги работы. Повесьте своего воробья к тому животному, которого вы считаете более добрым (весят на кроссворд к животному, который им симпатичен).
Чему вас научил сегодняшний урок?
Какие открытия сделали?
VII . Домашнее задание. Почитайте стихотворение и придумайте продолжение этой истории.
Урок обучения грамоте по теме: "Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами"
Мавлютова Гузалия Самигулловна учитель начальных классов
Цель:
Познакомиться с заглавной буквой Э , с людьми искусства, с энциклопедиями.
Задачи:
- Обеспечить закрепление умения находить в словах звук [э], читать слова с заглавной буквой Э. Учить анализировать слова.
- Развивать познавательный интерес путём создания проблемных ситуаций.
- Воспитывать желание учиться и делать открытия.
Оборудование: цветные мелки , карточки с заглавными и строчными буквами гласных звуков , магниты, ватманы (2), ИКТ (презентация).
ХОД УРОКА.
I. Актуализация знаний (мотивационный момент) .
- Рассмотрите «звуковички», что вы о них можете сказать? (гласные звуки)
Почему вы так считаете? (Держатся за руки, их 6, вчера изучали гласный звук [э]). Выходят два ученика закрашивают башмачки «звуковичков» в красный цвет.
Что вы знаете о гласных звуках? (Бывают ударные, безударные)
Какую работу выполняют? (образуют слог, указывают на мягкость и твёрдость согласных звуков)
Составляется схема (Приложение 1). Один ученик проговаривает, всё, что вспомнили о гласных звуках по схеме.
Учитель (ВЫВОД + ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ): - «ПОВТОРИЛИ …»
II. Постановка проблемы (Приложение 2) .
Заселите «звуковички» их буквами (мелом).
К доске ученица и ученик (работают сообща).
Теперь подумайте, чьи имена начинаются с этих звуков? (время на раздумье)
Встаньте и подойдите к своим «звуковичкам» (дети выходят к доске)
С какого звука начинаются ваши имена? (спросить у каждой группы ребят)
Какими буквами вы обозначите эти звуки на письме? Возьмите эти буквы (на столе учителя несколько строчных и заглавных букв. Берут, показывают и закрепляют на «звуковичках», а сидящие, проверяют и исправляют)
Возникает ПРОБЛЕМА: нет заглавной буквы Э! (только строчная). Почему?
Дети: - не изучали заглавную букву Э.
Так какова ЦЕЛЬ нашего урока?
То есть, о чём мы с вами будем говорить на уроке?
Дети: - о заглавной букве Э.
III. Работа над образом этой буквы (Приложение 3) .
Скажите, а вам приходилось видеть эту букву в жизни? Где? На что она похожа? Посмотрите, как ребята видят эту букву и с чем СРАВНИВАЮТ (ЩЕЛЧОК) . Дома попробуйте создать свой рисунок с этой буквой и я надеюсь, что вы запомните её и не станете путать с другими буквами алфавита.
IV. Чтение слов и предложений. «Работа» заглавной буквы Э (Приложение 4) .
(ЩЕЛЧОК)
Прочитайте (Эдвард Григ, Эдисон Денисов )
Дети читают сначала про себя, потом вслух.
Что это за слова?
Дети: - фамилии и имена людей
Может быть, вы слышали эти имена и фамилии людей? Кто они?
Дети делятся своими мнениями. При затруднении попросить прочитать предложения данные ниже столбиков в учебнике.
Что значит наш «соотечественник»? Посмотрите на 3 столбик слов. Что это за слова?
Дети: - однокоренные
От какого слова произошло это слово?
Дети: - Отечество
А наше с вами Отечество это ….. (Россия).
– Как называют наших соотечественников, если мы жители России?
Дети: - россияне.
Значит, Эдисон Денисов российский композитор (ЩЕЛЧОК - фото) . А как называются соотечественники Эдварда Грига?
Дети: - норвежцы (ЩЕЛЧОК - фото) .
Послушайте произведение Эдварда Грига (Звучит фрагмент из оперы Э. Грига "Пер Гюнт""Танец Анитры").
– Прочитайте следующие имена (ЩЕЛЧОК Эдуард Успенский, Эмма Мошковская )
Кто они? (известные детские писатели (ЩЕЛЧОК - фото) )
Может быть вспомните названия их произведений? ((ЩЕЛЧОК, обложки их книг )
– Прочитайте про себя второе предложение. О ком там говорится? (ЩЕЛЧОК, Эрнест Хемингуэй, Эдгар По)
– Что вы узнали про этих людей?
– Что значит зарубежные ? (ЩЕЛЧОК – фото писателей)
– Можно ли их назвать нашими соотечественниками?
– В старших классах вы будете знакомиться с творчеством этих писателей, для кого-то они станут любимыми!
– Прочитайте последние 2 слова с учебника (Эквадор, Эллада (ЩЕЛЧОК ). Слышали где-нибудь?
(Варианты ответов детей)
Узнайте, что названо этими словами, дома. Где будете искать информацию? (ЩЕЛЧОК)
Но несмотря на то, что вы не знаете и не слышали о них, что вы можете сказать наверняка (точно)?
Дети: - записаны с заглавной буквы.
– Посмотрите, какие трудные слова мы прочитали! (ЩЕЛЧОК, все И.Ф известных людей)
– Что же у них общего? (Звук [э] .) Какой буквой обозначен этот звук? (заглавной буквой Э)
– В каких случаях необходима заглавная буква?
Дети (ВЫВОД): для записи имён собственных + 1 ученик снова повторяет этот вывод
- (имя ученика…..) скажи, пожалуйста, для тебя эта информация была новой? (ВСПОМНИЛИ)
А что было новым?
Дети: - информация об этих людях (УЗНАЛИ)
V. Работа с текстом (Приложение 5) .
А) до чтения (ЩЕЛЧОК)
Книга обо всём на свете.
Прочитайте. О какой книге идёт речь?
Дети: - об энциклопедии.
Как догадались? Попробуйте доказать, что она действительно «обо всём на свете».
(выслушиваются мнения детей)
А верны ли наши предположения, мы узнаем прочитав текст в учебнике (ЩЕЛЧОК) .
Б) чтение
Энциклопедия – это книга-справочник. (Понимаете значение? Следующее предложение прочитайте про себя.) Из неё мы узнаём обо всём, что нас интересует: о человеке и животных, об истории человечества и нашего Отечества (то есть о каком государстве?) , о звёздах и планетах, машинах, великих учёных (люди, которые прославили своё имя великими открытиями) и их открытиях, о писателях и их книгах, об экологии (что это?) , этике (что это?) и о многом другом. (Дальше дети читают самостоятельно до конца абзаца.) В библиотеке можно найти разные энциклопедии, в том числе и для детей. Самая полная – «Детская энциклопедия» в 15 томах. Вот их названия: «Всемирная история», «Биология», «Астрономия», «История России»,
«История искусств» и другие. (А какие другие? Из скольких томов самая полная? А том – это книга.)
– 2-й абзац текста прочитайте про себя. Энциклопедии – это кладовые знаний. Недаром обширные знания получили название «энциклопедические». В старину человека с такими знаниями называли энциклопедистом.
В) после чтения
– Почему энциклопедию называют кладовой знаний?
– А как же называются обширные знания? (Энциклопедическими.)
Наши догадки были верны?
ВЫВОД: мы УЗНАЛИ, что энциклопедию, действительно, можно считать книгой обо всём на свете.
А вы пользовались энциклопедией? Когда? Скажите, а вот сегодня на уроке мы могли бы воспользоваться материалами энциклопедии? Где (когда?)? В каких моментах?
(ЩЕЛЧОК , показ нескольких энциклопедий на слайде)
VI. Домашнее задание.
– Может ли человек владеть энциклопедическими знаниями?
– Как называют такого человека? (ЭРУДИТ)
– В нашем классе есть такие ребята?
А хотелось ли вам стать ЭРУДИРОВАННЫМИ?
Что для этого необходимо?
Дети: - «Лекарственные растения»
Откуда взята информация?
Дети: - из «Детской энциклопедии»
Прочитайте его дома, обсудите с родителями, или же можете почитать другую энциклопедическую информацию. Надеюсь, на следующих уроках вы поделитесь своими впечатлениями и новыми знаниями.
VII. Итог урока.
Какова была цель нашего урока?
Дети: - Познакомиться с заглавной буквой Э.
Что мы для этого с вами делали?
Дети: - ПОВТОРИЛИ …(о гласных звуках)
СРАВНИВАЛИ … (заглавную букву Э с другими буквами и предметами)
ВСПОМНИЛИ … (что с заглавной буквы пишутся имена собственные и начало предложений)
УЗНАЛИ … (интересную информацию о писателях, композиторах, энциклопедии)
Эмиль, Элина, теперь вы сможете найти недостающую букву вашего имени?
Дети: - да! (выходят к доске и показывают заглавную букву Э)
VIII. Рефлексия.
Довольны ли вы тем, как работали на уроке?
1. На уроке я работал 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно |