Автор комедии женитьба. Семейно-бытовая пьеса «Женитьба

Год написания: 1833

Жанр произведения: пьеса

Главные герои: Агафья Тихоновна , Иван Кузьмич Подколесин , сваха Фёкла Ивановна , приятель жениха Кочкарёв

В произведениях Гоголя часто поднимаются вопросы зрелости личности, в этом можно убедиться, прочитав краткое содержание пьесы «Женитьба» для читательского дневника.

Сюжет

Агафья дочь купца, засидевшаяся в невестах. У неё 6 женихов на выбор. Процесс сватовства проходит под контролем свахи. Невеста определяется в пользу Подколесина, которому уже давно пора обзавестись семьёй. Других кандидатов Агафья выгоняет прочь.

Будущий жених сомневается в необходимости связывать себя узами брака. С одной стороны годы идут, с другой - он страшится семейной жизни. Невеста нравится герою, но, в конечном счёте, предложение Агафье за него делает друг Кочкарёв.

Оставшись в одиночестве, пока будущая супруга готовится к выходу, Подколесин понимает, что жениться все-таки не готов, и убегает через окно. Все бросаются на поиски беглеца. Агафья остаётся в дураках - выбранный ею жених удрал, а остальных она выгнала.

Вывод (моё мнение)

Чем закончилась история, читатель может додумать. Автор оставил пьесе открытый конец. Главная мысль повествования - каждый человек должен нести ответственность за свои решения и деяния.

Надворный советник Подколесин, лежа на диване с трубкою и размышляя, что не мешало бы все же жениться, призывает слугу Степана, коего расспрашивает как о том, не заходила ли сваха, так и о посещении им портного, о качестве пущенного на фрак сукна и не спрашивал ли портной, для чего барину фрак такого тонкого сукна и не хочет ли, дескать, барин жениться. Перейдя затем к ваксе и обсудив ее столь же детально, Подколесин сокрушается, что женитьба такая хлопотливая вещь. Появляется сваха Фекла Ивановна и рассказывает о невесте Агафье Тихоновне, купеческой дочери, ее внешности («как рафинад!»), ее нежелании выходить за купца, а только за дворянина («такой великатес»). Удовлетворенный Подколесин велит свахе прийти послезавтра («я полежу, а ты расскажешь»), она упрекает его в лености и говорит, что скоро он уж будет негоден для женитьбы. Вбегает друг его Кочкарев, бранит Феклу за то, что та его женила, но, поняв, что и Подколесин думает жениться, принимает в этом самое живое участие. Выспросив у свахи, где живет невеста, он выпроваживает Феклу, собираясь женить Подколесина сам. Он живописует не уверенному еще другу прелести семейной жизни и уж было убеждает его, но Подколесин вновь задумывается о странности того, что «все был неженатый, а теперь вдруг женатый». Кочкарев объясняет, что сейчас Подколесин просто бревно и никакого значения не имеет, а то будут вокруг него «этакие маленькие канальчонки», и все на него похожи. УЖ совсем собравшись ехать, Подколесин говорит, что лучше завтра. С бранью Кочкарев его увозит.

Агафья Тихоновна с теткою, Ариной Пантелеймоновной, гадает на картах, та поминает покойного батюшку Агафьи, его величие и солидность, и тем пытается склонить внимание племянницы к торговцу «по суконной линии» Алексею Дмитриевичу Старикову. Но Агафья упрямится: он и купец, и борода у него растет, и дворянин завсегда лучше. Приходит Фекла, сетует на хлопотность своего дела: все дома исходила, по канцеляриям истаскалась, зато женихов сыскала человек шесть. Она описывает женихов, но недовольная тетка вздорит с Феклою о том, кто лучше - купец или дворянин. В двери звонят. В страшном смятении все разбегаются, Дуняша бежит открывать. Вошедший Иван Павлович Яичница, экзекутор, перечитывает роспись приданого и сличает с тем, что в доступности. Появляется Никанор Иванович Анучкин, субтильный и «великатный», ищущий в невесте знания французского языка. Взаимно скрывая истинную причину своего появления, оба жениха ожидают дальше. Приходит Балтазар Балтазарович Жевакин, отставной лейтенант морской службы, с порога поминает Сицилию, чем и образует общий разговор. Анучкин интересуется образованием сицилианок и потрясен заявлением Жева-кина, что все поголовно, включая и мужиков, говорят на французском языке. Яичница любопытствует комплекцией тамошних мужиков и их привычками. Рассуждения о странностях некоторых фамилий прерывается появлением Кочкарева и Подколесина. Кочка-рев, желающий немедля оценить невесту, припадает к замочной скважине, вызывая ужас Феклы.

Невеста в сопровождении тетки выходит, женихи представляются, Кочкарев рекомендуется родственником несколько туманного свойства, а Подколесина выставляет едва ли не управляющим департаментом. Появляется и Стариков. Общий разговор о погоде, сбитый прямым вопросом Яичницы о том, в какой службе желала бы видеть Агафья Тихоновна мужа, прерывается сму-

щенным бегством невесты. Женихи, полагая прийти вечером «на чашку чая» и обсуждая, не велик ли у невесты нос, расходятся. Подколесин, решив уж, что и нос великоват, и по-французски вряд ли она знает, говорит приятелю, что невеста ему не нравится. Кочкарев без труда убеждает его в несравненных достоинствах невесты и, взяв слово, что Подколесин не отступится, берется остальных женихов спровадить.

Агафья Тихоновна не может решить, которого из женихов ей выбрать («Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича,..»), ь хочет кинуть жребий. Появляется Кочкарев, убеждая взять Подколесина, и решительно только его, потому что он чудо человек, а остальные все дрянь. Объяснив, как отказать женихам (сказав, что не расположена еще замуж, или уж просто: пошли вон, дураки), Кочкарев убегает за Подколесиным. Приходит Яичница, требуя прямого ответа: да или нет. Жевакин и Анучкин являются следом. Растерянная Агафья Тихоновна выпаливает «пошли вон» и, устрашенная видом Яичницы («Ух, прибьет!..»), убегает. Входит Кочкарев, оставивший Подколесина в прихожей поправить стремешку, объясняет опешившим женихам, что невеста дура, приданого за ней почти нет и по-французски она ни бельмеса. Женихи распекают Феклу и уходят, оставив Жевакина, не раздумавшего жениться. Кочкарев отсылает и его, посулив свое участие и несомненную удачу в сватовстве. Смущенной же невесте Кочкарев аттестует Жевакина дураком и пьяницей. Жевакин подслушивал и изумлен странным поведением своего заступника. Агафья Тихоновна не желает с ним говорить, множа его недоумения: семнадцатая невеста отказывает, а почему?

Кочкарев приводит Подколесина и принуждает его, оставшись с невестою наедине, открыть ей сердце. Беседа о приятностях катания в лодке, желательности хорошего лета и близости екатеринингофского гуляния оканчивается ничем: Подколесин откланивается. Однако он возвращен Кочкаревым, уже заказавшим ужин, сговорившимся о поездке в церковь через час и умоляющим приятеля жениться, не откладывая. Но Подколесин уходит. Наградив приятеля множеством нелестных прозвищ, Кочкарев поспешает его вернуть. Агафья Тихоновна в размышлении, что и двадцати семи лет не провела в девках, ожидает жениха. Водворенный в комнату пинком Подколесин не может приступиться к делу, и наконец сам Кочкарев просит за него руки Агафьи Тихоновны. Все устраивается, и невеста спешит одеться. Подколесин, уж довольный и благодарный, остается один, поскольку Кочкарев отлучается взглянуть, готов ли стол (шляпу Подколесина, впрочем, он благоразумно прибирает), и размышляет, что он был до сих пор и понимал ли значение жизни. Он удивлен, что множество людей живет в такой слепоте, и, доведись ему быть государем, он повелел бы всем жениться. Мысль о непоправимости того, что сейчас произойдет, несколько смущает, а затем и страшит его не на шутку. Он решается бежать, пусть бы и через окно, коли нельзя в дверь, пусть и без шляпы, раз ее нет, - выскакивает в окно и уезжает на извозчике.

Агафья Тихоновна, Фекла, Арина Пантелеймоновна и Кочкарев, появляясь один за другим, в недоумении, кое разрешается призванной Дуняшкой, видевшей весь пассаж. Арина Пантелеймоновна осыпает бранью Кочкарева («Да вы после этого подлец, коли вы честный человек!»), он убегает за женихом, но Фекла почитает дело пропащим: «коли жених да шмыгнул в окно - уж тут, просто мое почтение!»

Комедия «Женитьба» Гоголя была подготовлена к печати и впервые поставлена на сцене в 1842 году. Первые отзывы как о постановке, так и о печатном тексте были в основном негативными и не оправдали ожиданий автора. Попробуем разобраться, почему.

История создания и первые постановки

Работу над комедией «Женитьба» Гоголь начал в 1833 году. За восемь лет менялись название (первый вариант - «Женихи»), место действия (из деревни перенесено в Петербург), сюжет (изначально отсутствовали Подколесин и Кочкарев, а невестой была помещица). Писатель планировал отдать пьесу для постановки уже весной 1836 года, однако последняя точка в ней была поставлена только спустя 5 лет, за границей.

Премьера комедии «Женитьба» Гоголя состоялась в начале декабря 1842 года в Александрийском театре, а спустя два месяца - в Москве. Ни одна из них не имела должного успеха, что отчасти было связано и с поведением актеров: многие из них попросту не понимали сути происходящего. А на петербургской сцене после финального занавеса раздалось шиканье: подобные истории обычно заканчивались счастливым воссоединением влюбленных, а здесь пришлось искать объяснения поступку Подколесина. Следующие постановки оказались более удачными, и сейчас одним из достоинств пьесы является то, что в ней предстает широкая картина жизни разных сословных групп первой половины-середины XIX века.

Посмотрим, каким изображает современника в комедии «Женитьба» Гоголь.

Краткое содержание 1 действия. Знакомство с главным героем

Надворный советник Подколесин - холостяк, но давно мечтает жениться. Он уже обратился к свахе, Фекле Ивановне, заказал портному фрак, слуга Степан купил ваксы для сапог. Кажется, что герою остается лишь познакомиться с будущей невестой.

Разговор Подколесина со слугой о том, как идут приготовления к свадьбе, прерывает визит свахи: она пришла рассказать о новой девушке. Надворный советник тут же засыпает ее вопросами о том, каков возраст невесты, что входит в приданое, хороша ли собой. Фекла Ивановна сообщает, что Агафья Тихоновна - дочь купца, но мужем хочет непременно видеть дворянина. Имеет солидное приданое, да и собой хороша. Выслушав, Подколесин просит прийти послезавтра - за это время он все обдумает. "Так продолжается уже третий месяц", - упрекает его сваха и добавляет, что у нее на примете и другие женихи есть.

«Женитьба» Гоголя продолжается появлением Кочкарева, друга жениха. Сначала он ругает Феклу Ивановну, что та его женила, но узнав, в чем дело, тут же начинает твердить, что свадьба - лучшее событие в жизни. И берется сегодня же познакомить Подколесина с невестой и устроить его судьбу.

В доме Агафьи Тихоновны

Пока Кочкарев поднимает с дивана надворного советника и вынуждает его ехать к невесте, Фекла Ивановна знакомит купеческую дочь с потенциальными женихами: Яичницей, Анучкиным, Жевакиным. Сначала на словах, а затем и лично: вскоре они появятся в доме.

Познакомившись с женихами, Агафья Тихоновна испытывает неловкость и убегает, а Фекла Ивановна приглашает всех к вечернему чаю для лучшего знакомства. Кочкарев, все-таки вытащивший друга из дома и ставший свидетелем сцены знакомства, убеждает Ивана Кузьмича, что лучшей партии ему не найти и что действовать нужно немедленно.

Таким образом, в первой части пьесы перед зрителем предстают люди, желающие найти для себя некий идеал, созданный в воображении. При этом никто из них не вспоминает, что главное в браке - это союз двух родственных душ. К таким мыслям подводит нас в комедии «Женитьба» Гоголь.

Краткое содержание 2 действия. Результаты деятельности Кочкарева

Герой, решивший во что бы то ни стало женить Подколесина, берет инициативу в свои руки. Сначала Кочкарев уверяет Агафью Тихоновну, озабоченную предстоящим выбором жениха - она даже решила в связи с этим тянуть жребий - что лучше Ивана Кузьмича не сыскать. Его ход удается: невеста прогоняет вновь появившихся в ее доме мужчин и убегает. Оставшись с Яичницей, Анучкиным, Жевакиным наедине, Кочкарев представляется родственником героини и рассказывает о ее «недостатках». Наконец, он устраивает разговор невесты и Подколесина, в надежде, что последний сделает предложение. Однако зритель становится свидетелем их робкой беседы ни о чем и застенчивого молчания - оно порой помогает понять внутренние ощущения героя. Таким образом, вместо счастливого логического финала комедии «Женитьба» Гоголь развивает действие дальше.

Бегство жениха

Теперь уж Кочкарев делает за своего нерешительного друга предложение Агафье Тихоновне. Он уж и насчет венчания договорился, и ужин заказал. Невеста отправилась надеть наряд, давно приготовленный для этого случая. Кажется, на этот раз все сделано инициативным Кочкаревым, чтобы вечером состоялась женитьба.

Гоголь - краткое содержание это показало - изображает Подколесина человеком апатичным, не способным на решительные перемены в жизни. И в тот момент, когда все уже было решено, восторженное состояние, вызванное разговором с девушкой, сменяется у него вдруг паникой и страхом перед новой жизнью. Герой не находит ничего лучшего, как выпрыгнуть в окно и отправиться домой. А появившиеся на сцене Агафья Тихоновна, ее тетка, сваха и сам Кочкарев, узнав об этом, испытывают потрясение. Фразой Феклы «еще если бы в двери выбежал - иное дело, а уж коли жених да шмыгнул в окно - уж тут…» завершает пьесу Н.В. Гоголь. «Женитьба» - комедия, по завершении которой зритель должен невольно задуматься над вопросом о том, что же заставило уже почти готового к переменам героя поступить подобным образом.

Характеристика персонажей

Как уже было отмечено, основу комедии составило изображение типичных характеров середины века. Рассмотрим их поподробнее.

Первый жених - Яичница, грубый и невежественный экзекутор, забежавший сюда мимоходом. Он польстился на богатое приданое и потому сразу же начинает проверять, все ли из списка, составленного свахой, имеется в наличии. Ему безразлично, какой окажется жена, путь даже дурой, лишь бы «прибавочные статьи» хорошими были.

Анучкин, пехотный солдат, желает иметь рядом с собой даму, непременно говорящую на французском и имеющую светские манеры, иначе не то будет. При этом высшее общество для него закрыто, а на французском он сам ничего не понимает.

Бывший моряк Жевакин, некогда совершивший путешествие на Сицилию, хочет иметь жену в теле, чтобы была «этаким розанчиком». И ни разу по ходу развития действия комедии «Женитьба» Гоголя не затрагивается вопрос о душевных качествах невесты и женихов, о взаимной любви или хотя бы симпатии. Все измеряется количеством приданого и надуманными прихотями, не имеющими отношения к реальной жизни.

Подколесин во многом напоминает Обломова И. Гончарова - такой же лежебока и человек, страшащийся брать на себя ответственность. К тому же сначала он никак не может определиться со своим отношением к невесте: ему кажется, что она в самом деле глупа, имеет длинный нос и ничего не стоит без французского. Однако с такой же легкостью, с какой Иван Кузьмич принял прежде точку зрения каждого из женихов, он соглашается со своим другом, что Агафья Тихоновна практически идеальна. Для него важнее впечатление, производимое явлением, предметом, лицом на других людей, а не истинное его содержание. «Женитьба» - Гоголь использует в пьесе приемы создания психологического портрета - обнажает самые негативные общественные пороки.

Комично выглядит и Кочкарев, обладающий большой силой внушения и получающий удовольствие в результате бурной деятельности. Это пример беспринципного и хитрого человека, который ни перед чем не остановится ради достижения цели. Он вертит судьбами других себе в угоду, и потому энергия его приносит больше вреда, чем пользы.

Все созданные в пьесе характеры, включая женские, многогранны и удивительно реалистичны.

Значение комедии

«Женитьба» стала одной из первых русских комедий, в центре которой оказалась обычная бытовая сцена, смешная и грустная одновременно. Она значительно опередила время и предопределила появление пьес А. Островского и в какой-то мере романа Гончарова «Обломов».

Основные действующие лица:

Агафья Тихонова - купеческая дочь, невеста.
Арина Пантелеймоновна - ее тетка.
Фекла Ивановна - сваха.
Подколесин - служащий, надворный советник.
Кочкарев - друг его.
Яичница - экзекутор.
Анучкин - отставной пехотный офицер.
Жевакин - моряк.

Подколесин, лежа у себя в комнате на диване, размышляет о том, что нельзя все время жить одному, наконец, надо и жениться. Сваха, Фекла Ивановна, ходит к нему вот уже три месяца, предлагая различных невест. Пришла и сейчас с рассказом об очередной девушке - Агафье Тихоновне. Подколесин спрашивает, что за Агафья Тихоновна - не сорокалетняя ли дева? Фекла уверяет его: "Коли женитесь, будете каждый день благодарить и похваливать". Затем принимается за описание приданого будущей невесты: каменного двухэтажного дома и огорода на Выборгской стороне. Расхваливает невесту: "Белая, румяная, как кровь с молоком, сладость такая, что и рассказать нельзя".

Приходит друг Подколесина Кочкарев, который сначала ругает Феклу за то, что она его женила, но с радостью берется за организацию свадьбы своего товарища. Требует у Подколесина сейчас же ехать к невесте, расписывает ему прелести женатой жизни: "Посмотри на свою комнату. Ну, что в ней? Вон невычищенный сапог стоит, вон лоханка для умывания, вон целая куча табаку на столе, и ты вот сам лежишь, как байбак, весь день на боку... а как будет у тебя жена, так ты просто ни себя, ничего не узнаешь: тут у тебя будет диван, собачонка, чижик какой-нибудь в клетке, рукоделье..."

Агафья Тихоновна гадает на картах. Приходит Фекла и рассказывает ей про женихов, которых она нашла для нее: "А славные все такие, хорошие, аккуратные". Первый жених, Балтазар Балтазарович Жевакин, служил на флоте. Следующий, Никанор Иванович Анучкин, "уж такой деликатный! а губы, мать моя, - малина, совсем малина! такой славный". Анучкин, по словам свахи, хотел, чтобы "невеста была хороша собой, воспитанная, чтобы и по французскому умела говорить"… "Да, тонкого повеленья человек, немецкая штука!" Агафья Тихоновна: "Нет, мне эти субтильные как-то не того... не знаю..." Фекла: "А коли хочешь поплотнее, так возьми Ивана Павловича. Уж лучше нельзя выбрать никого. Уж тот, не к ночи сказать, барин так барин: мало в эти двери не войдет, - такой славный... Только на квартире одна трубка стоит и больше никакой мебели". Выясняется также, что жениху лет пятьдесят; и фамилия его - Яичница. Еще один жених, Акинф Степанович Пантелеев - титулярный советник, "немного заикается только, но зато уж такой скромный", правда, пьет.

Подколесин с Кочкаревым едут к невесте, где встречают остальных женихов. Иван Павлович Яичница внимательно читает опись приданого: "Каменный двухэтажный дом...", "Флигеля два: флигель на каменном фундаменте, флигель деревянный..." Жевакин тем временем рассказывает Анучкину о качестве сукна на своем мундире. Арина Пантелеймоновна рассаживает гостей и спрашивает, по какой причине они "изволили одолжить посещением"? Иван Павлович уверяет: "По газетам узнал я, что желаете вступить в подряды насчет поставки лесу и дров". Жевакин говорит, что зашел случайно. Анучкин - оттого, что живет по соседству. Какое-то время все молчат. Наконец Иван Павлович решает продолжить разговор: "Странная погода нынче: поутру совершенно было похоже на дождик, а теперь как будто и прошло". Агафья Тихоновна: "Да-с, уж эта погода ни на что не похожа: иногда ясно, а в другое время совершенно дождливая. Очень большая неприятность". Жевакин начинает рассказывать про погоду на Сицилии, где стояла их эскадра. Анучкин с Кочкаревым поддерживают беседу. Наконец Яичница интересуется у Агафьи Тихоновны, в какой должности она хотела бы видеть своего мужа. Жевакин: "Хотели ли бы вы, сударыня, иметь мужем человека знакомого с морскими бурями?" Кочкарев возражает, что лучший муж - это человек, который "один почти управляет всем департаментом". Анучкин на это заявляет, что хотя и служил в пехотной службе, но умеет, однако ж, ценить обхождение высшего общества.

Агафья Тихоновна говорит тетушке: "Мне стыдно, право стыдно, я уйду... Тетушка, посидите за меня" и убегает. Арина Пантелеймоновна и Фекла уходят вслед за ней.

Яичница: "Вот тебе на, и ушли все! Это что значит?" Фекла появляется снова и просит женихов прийти вечером на чашку чаю. Те начинают обмениваться мнениями о невесте. Иван Павлович говорит, что у Агафьи Тихновны нос велик. Анучкин сомневается: говорит ли невеста по-французски? Подколесин постепенно приходит к выводу, что Агафья Тихоновна ему не нравится: "Да так, как-то не того: и нос длинный, и по-французски не знает". Кочкарев разубеждает Подколесина, объясняя, что другие женихи его просто хотят отвадить.

Агафья Тихоновна, оставшись одна, раздумывает, на ком ей из четырех женихов остановить свой выбор: "Право, такое затруднение - выбор! Никанор Иванович недурен, хотя, конечно, худощав; Иван Кузьмич тоже недурен. Иван Павлович тоже хоть и толст, а ведь очень видный мужчина. Прошу покорно, как тут быть? Балтазар Балтазарыч опять мужчина с достоинствами. Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича - я бы тогда тотчас же решилась". Кочкарев уговаривает Агафью Тихонову прогнать всех женихов и отдать предпочтение Подколесину: "Да вы только посудите, сравните только: это, как бы то ни было, Иван Кузьмич; а ведь то, что ни попало: Иван Павлович, Никанор Иванович, черт знает что такое!.. Драчуны, самый буйный народ". Невеста соглашается сделать выбор в пользу Подколесина, а остальным отказать под тем предлогом, что еще слишком молода для замужества.

Иван Павлович Яичница, придя вечером самым первым, требует у Агафьи Тихоновны сказать напрямик, выйдет она за него или нет? Та отговаривается: "Я еще очень молода-с... не расположена еще замуж". Яичница возмущен: "А сваха тогда зачем хлопочет?" Приходит за ответом Анучкин: "Может быть, я, сударыня, ранее, чем следует и повелевает долг приличия…" Растерявшись, Агафья Тихоновна велит обоим убираться вон.

Входит Кочкарев. Яичница жалуется ему на странное поведение невесты. Кочкарев объясняет, что невеста - дура, дом ее на самом деле не каменный, а деревянный, да еще и заложен. Вдобавок, Агафья Тихоновна не знает ни слова по-французски. Раздосадованные женихи уходят. Появляется Жевакин. Довольный Кочкарев, смеясь, заявляет, что он женит не хуже любой свахи. Тогда Жевакин начинает просить Кочкарева, чтобы тот помог ему жениться на Агафье Тихоновне. Кочкарев пытается отговорить его: "Да ведь вы слышали, у ней приданого ничего нет", затем обещает помочь, если Жевакин сейчас уйдет домой и будет ждать там исхода дела.

Появляется Агафья Тихоновна. Она спрашивает у Кочкарева, где же третий жених, Балтазар Балтазарович? Жевакин тем временем подслушивает разговор. Кочкарев отвечает, что Балтазар Балтазарович дурак и пьяница. Жевакин выходит и начинает возмущаться такой характеристикой в свой адрес. Оставшись с Агафьей Тихоновной один на один, просит ее не верить Кочкареву. Девушка отвечает, что у нее болит голова и уходит.

Жевакин: "Ушла! Престранный случай! Вот уж, никак, в семнадцатый раз случается со мною, и все почти одинаковым образом: кажется, эдак сначала все хорошо, а как дойдет дело до развязки - смотришь, и откажут".

Появляются Подколесин и Кочкарев. Кочкарев уверяет друга, что невеста от страсти к Подколесину просто кипит. Входит Агафья Тихоновна. Кочкарев: "Ну, я оставляю вас в приятном обществе! Я на минуточку загляну только к вам в столовую и на кухню; нужно распорядиться: сейчас придет официант, которому заказан ужин; может быть, и вина принесены... До свиданья!" Подколесин пытается завязать беседу с невестой: "Вы, сударыня, любите кататься?" Агафья Тихоновна: "Как-с кататься?" Подколесин: "На даче очень приятно летом кататься в лодке". Далее ведут беседу о погоде, цветах и т. д. Наконец Подколесин берет шляпу, раскланивается и уходит.

Агафья Тихоновна, оставшись одна: "Какой достойный человек! Я теперь только узнала его хорошенько; право, нельзя не полюбить: и скромный, и рассудительный... Какой превосходный человек! Пойду расскажу тетушке".

Кочкарев уговаривает Подколесина не откладывая дела ехать уже через час под венец. Тот отказывается, говорит, что ему нужен хотя бы "месяц роздыху". Они ругаются. Подколесин уходит. Кочкарев хочет бросить затею с женитьбой, но потом решает: "Ну был ли когда виден на свете подобный человек? Эдакой дурак!.. Пойдет к себе на квартиру и будет лежать да покуривать трубку... Так вот нет же, пойду нарочно ворочу его, бездельника!" Входит Агафья Тихоновна: "Уж так, право, бьется сердце, что изъяснить трудно. Везде, куды не поворочусь, везде так вот и стоит Иван Кузьмич. Точно, правда, что от судьбы никак нельзя уйти".

Приходит Подколесин и делает Агафье Тихоновне предложение. Та соглашается. Подколесин требует, чтобы венчание было немедленно. Кочкарев сообщает, что уже пригласил гостей, которые ждут их в церкви. Невеста уходит переодеться в свадебное платье. Подколесин, оставшись один: "Однако ж что ни говори, а как-то даже делается страшно, как хорошенько подумаешь об этом. На всю жизнь, на весь век, как бы то ни было, связать себя, и уж после ни отговорки, ни раскаянья, ничего, ничего - все кончено, все сделано. Уж вот даже и теперь назад никак нельзя попятиться: чрез минуту и под венец; уйти даже нельзя - там уж и карета, и все стоит в готовности. А будто, в самом деле, нельзя уйти?" Подходит к окну, прыгает и зовет извозчика: "На Канавку, возле Семеновского мосту".

Агафья Тихоновна, Фекла и Кочкарев ищут Подколесина. Горничная рассказывает, что он выпрыгнул в окно и уехал. Арина Пантелеймоновна с Феклой принимаются бранить Кочкарева. Тот собирается бежать с тем, чтобы вернуть жениха. Фекла на это: "Да, поди ты, вороти! Дела-то свадебного не знаешь, что ли? Еще если бы в двери выбежал - иное дело, а уж коли жених да шмыгнул в окно - уж тут просто мое почтение!".

В заданиях по литературе часто встречается тема: «Краткое содержание («Женитьба», Гоголь)». Автор переполнил произведение сатирой, характерами, изобразив реализм бытия дворянства в провинции. Сейчас эта пьеса по праву считается классикой. Эта статья познакомит с пьесой «Женитьба». Краткое содержание (Николай Васильевич Гоголь назвал изначально произведение «Женихи») приоткроет завесу того, что стоило бы увидеть на сцене театра. Вы об этом не пожалеете.

Как разбита пьеса на отрывки

Вы не потеряете времени зря, сходив на спектакль, который поставлен по пьесе такого автора, как Гоголь Н. В. («Женитьба»). Краткое содержание по главам не сможет передать всю иронию происходящего.

Пьесы того времени очень сложно разбиваются на куски, потому что в них предусмотрены 2-3 действия да бесконечное число явлений. Разделения в формате романа там нет, поэтому придется самостоятельно все разбивать на логические сцены.

Достаточно непросто изложить краткое содержание. «Женитьба» (Гоголь ведь мастер диалогов) имеет важнейшую составляющую пьесы - уникальные беседы персонажей. Но даже без них понятна ироничность автора.

Начало истории

Прелесть пьесы состоит в её сюжете, это подтверждает краткое содержание. «Женитьба» (Гоголь не раз безрезультатно хотел поставить её на сцене) была сыграна впервые 9 декабря 1842 года в Петербурге. Комедия вызвала неоднозначные реплики критиков.

Начало пьесы - это жилище холостяка Подколесина.

Лентяй, курильщик, дворянин Иван Кузьмич Подколесин, целыми днями лежит на диване (если он не на службе, конечно). Холостяцкая жизнь, вроде бы, полностью устраивает его, да вот чего-то не хватает! Выполняя обязанности советника, Подколесин ведет себя, как полковник, презирая людей невысокого чина. Для придания своей персоне ещё большей важности он решает жениться. Конечно, не ради любви, а ради разговоров о нем и о знаменательном событии.

Сваха, Фекла Ивановна, «собаку съела» на таких, как он. Им не так важно, на ком жениться и с каким приданым будет невеста. Лишь бы была. Поэтому подобные вопросы решаются быстро и за «добрую плату». Однако Ивану Кузьмичу повезло - как раз в это же время ищут жениха для Агафьи Тихоновны Купердягиной, и Фекла намеревается свести их.

Медвежья услуга

В тот самый момент, как она приходит поговорить с Подколесиным, вместе с ней прибывает и Илья Фомич Кочкарев, лучший друг Ивана Кузьмича. В свое время Фекла женила и его, причем не сильно удачно. Разузнав информацию об Агафье Тихоновне от свахи, Илья Фомич выгоняет ее, заявляя, что он будет сватать друга. Да дело в том, что Кочкарев - крайне упорный малый, привык, что называется, с места - в карьер. Поэтому он забирает Подколесина к Агафье Тихоновне немедленно.

В дом Купердягиных вместе с Подколесиным, но под предводительством Феклы, прибывают еще три жениха. Они знакомятся между собой, общаются - каждый понимает, зачем пришел другой. Наконец, появляется и сама невеста. Женихи наперебой говорят с ней так, как и положено при русском сватовстве - изначально на посторонние темы. Только Иван Кузьмич молчит, за него все говорит Кочкарев.

Настойчивость

Однако их намеки понятны Агафье Тихоновне. Не выдерживая, она просто убегает в другую комнату. Ошарашенные мужчины остаются наедине со свахой, которая предлагает им подождать до вечера. Все соглашаются.

Один Кочкарев не может успокоиться. Он подначивает идти к невесте прямо сейчас. Подколесин настаивает, что дама должна выбрать сама. Но соглашается сразу жениться, если все остальные женихи отпадут.

Сила хитрости

Вечером Агафья Тихоновна пытается жребием определить, кто ей больше мил. Все женихи нравятся ей одинаково, и она просто не может решиться. Внезапно в комнате оказывается Кочкарев, настаивающий на необходимости выбрать Ивана Кузьмича.

Он нахваливает его, рассказывая, какой тот прекрасный человек. Всех остальных женихов он порицает: тот драчун, тот дебошир. Он предлагает хлопнуть перед их носами дверью и просто наедине поговорить с Подколесиным, чтобы убедиться, как прав Илья Фомич.

Каждый жених вечером стремится прийти первым, чтобы пообщаться с невестой. В конечном итоге все они собираются в доме Купердягиных раньше назначенного срока и почти в одно время. Вновь они вынуждены общаться друг с другом, почти не скрывая отвращения. Есть все, кроме главного героя.

Вот появляется Агафья Тихоновна. Женихи немедленно набрасываются на нее с разговорами. Она, напуганная, пользуется советом Кочкарева, выгоняет всех и сама выбегает из комнаты. Тут же появляется Илья Фомич, порицающий невесту. Его трюк срабатывает. Будущие женихи почти убеждены, что невеста плоха. Они покидают Купердягиных, открывая дорогу Ивану Кузьмичу.

Одни

Следующая сцена (явление XIV) - очень важная. И о ней необходимо упомянуть, если уж мы излагаем краткое содержание. «Женитьба» (Гоголь таким небольшим диалогом открыл героев по-новому) - это пьеса, наполненная нелепыми сценами, которые удивительным образом передают всю комедийность и нелепость ситуации, тяжесть, повисшую в воздухе. Подобный диалог необходимо прочитать, вникая в каждое слово.

На сцену выходит Подколесин. Он не знает, о чем говорить, что обсуждать.

Они перескакивают с темы на тему, с погоды на рабочих. Они просто теряются, однако чувствуют друг к другу симпатию. Особенно это заметно по Агафье Тихоновне, которая, несмотря на скромность своего собеседника, не может не поразиться его душой. И это, вероятно, лучшая сцена во всей пьесе.

Финальная часть

Итак, казалось бы, все утряслось. Молодожены робко заговаривают друг с другом, оба нравятся один другому… Но вновь появляется Кочкарев. Он (говорит на ухо) требует от Подколесина сделать предложение Агафье Тихоновне. Но тот отказывается.

Тогда Илья Фомич сам делает это, ссылаясь на робость Ивана Кузьмича. Невеста отвечает «да» и убегает переодеваться, ведь свадьба уже сегодня!

Однако Подколесин не решается на настолько отчаянный шаг. Они с Кочкаревым ссорятся, затем мирятся. На эмоциях Иван Кузьмич благодарит Илью Фомича, и тот уходит, чтобы проверить, все ли в порядке с невестой. Заодно он забирает шляпу друга, чтобы тот не ушел. Однако Подколесин и не собирается никого покидать. Он, наоборот, неописуемо рад. Сам с собой он ведет монолог о всех прелестях женитьбы, ходит по комнате, рассуждая о том, что теперь он не будет один!

И в какой-то момент понимает, что все это ему далеко не по душе. Но куда деваться? Только бежать. И он сбегает через открытое окно.

Невеста заходит в комнату, но не находит в ней будущего мужа. Немая сцена, после которой все взоры обращаются на Кочкарева. Тот и сам не знает, что делать. Все начинают ругать его на чем свет стоит.

Вот так и можно закончить краткое содержание книги «Женитьба» (автора, Н. В. Гоголь которого зовут, знает сегодня каждый).

Заключение

Гоголь имел удивительные качества.

Будучи человеком, склонным к мистике, темному, непостижимому, он любил наводить страх на читателя, но при этом оставался невероятно юмористическим человеком. Сатира в виде пьесы «Женитьба» - яркий тому пример. Тут Николай Васильевич сумел посмеяться над всем, начиная от дурного института сватовства дворян, от трусости до чрезмерной решительности и самоуверенности.

Автор, вероятно, удивился бы, насколько популярной стала пьеса, и как часто на афишах театров можно прочесть: «Женитьба», Гоголь. Очень краткое содержание, ясное дело, не дает насладиться многими ее аспектами в полной мере. Например, диалогами, которые во многом напоминали будущего Островского.

Остается надеяться, что краткое содержание пьесы Гоголя «Женитьба» даст возможность хотя бы почувствовать «аромат» гигантской иронии автора, его умения показать все со смешной стороны. А если это вызовет желание прочесть пьесу или увидеть её постановку, то поверьте, вы не пожалеете. Этот труд заслуживает своего места на вашей книжной полке.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.