Золото эдинбурга подводная эпопея. Тайная миссия крейсера «Эдинбург

Мы уже как-то привыкли к тому, что золото на затонувших кораблях находят где-то в южных теплых морях. Но сравнительно недавно, около 30 лет назад, золотые слитки были подняты с глубин одного из самых холодных морей - Баренцевого. И клейма на них стояли не испанских или английских королей, а - Советского Союза.

Это было золото, которым СССР рассчитывался с Великобританией за поставки по ленд-лизу во время Второй мировой войны. Затонуло оно вместе с английским крейсером "Эдинбург", который входил в состав морского конвоя, направлявшегося из Мурманска в Рейкьявик.



Основным источником ленд-лиза (по-английски, lendlease, от lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду) были США, которые с 11 марта 1941 года стали помогать Великобритании, а с 1 октября 1941 года - и Советскому Союзу. Поставки вооружения, стратегического сырья, продовольствия осуществлялись британскими морскими конвоями. Первый из них под названием "Дервиш" прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Всего за время войны в советские порты прибыло 42 конвоя и ушло в Англию - 36. Те, которые шли из Великобритании, обозначались аббревиатурой PQ, а конвои, идущие из Советского Союза - QP.

28 апреля 1942 года из Мурманска в Англию отправился конвой QP-11, состоящий из 13 транспортов, крейсера "Эдинбург", 6 эсминцев, 5 корветов и 4 тральщиков. В строжайшей тайне на крейсер "Эдинбург" были погружены в 93 деревянных ящиках 5,5 тонн золотых слитков (465 штук). Возглавлял конвой "Эдинбург", на котором держал свой флаг, командующий эскадрой контр-адмирал Стюарт Бонем-Картер. Командовал крейсером опытный капитан Хью Фолкнер.

Корабли шли на север и должны были обогнуть Норвегию. До траверза острова Медвежий их сопровождали советские эсминцы "Гремящий" и "Сокрушительный". Крейсер "Эдинбург" с эсминцами "Форсайт" и "Форестер" присоединились к конвою уже в море. Конвой выстроился в походный ордер и начал движение во главе с "Эдинбургом". Крейсер шел противолодочными зигзагами со скоростью 18-19 узлов. Конвой входил в зону действия немецких подводных лодок, основной задачей которых было нападение на суда конвоя.

30 апреля командир подводной лодки U-456 капитанлейтенант Макс-Мартин Тайхерт неожиданно обнаружил одинокий крейсер, который к этому времени значительно опередил тихоходные транспорты конвоя. Это был его шанс. Четыре часа маневрировала вражеская подводная лодка, выбирая удобную для атаки позицию. В 16:10 с дистанции 1200 м Тайхерт дал трехторпедный залп. Две торпеды попали в цель: одна - в центральную часть корпуса, другая - в корму. Кормовая часть вместе с рулями и двумя винтами оторвалась и мгновенно пошла ко дну. Палуба позади четвертой орудийной башни задралась вверх, препятствуя боевой работе орудий. "Эдинбург" в одночасье лишился хода и управления. К крейсеру подошли английские эсминцы "Форсайт" и "Форестер" и советские - "Гремящий" и "Сокрушительный". Началась героическая борьба команды крейсера за живучесть корабля. Вскоре на "Эдинбурге" крен был ликвидирован и введены в действие носовые двигатели. Крейсер с трудом, со скоростью 3 узла, начал двигаться. Вместо рулей служили буксиры эсминцев, которые направляли корабль по курсу. К этому времени у эсминцев "Гремящий" и "Сокрушительный" закончилось топливо и они вынуждены были уйти для заправки на базу. В ночь на 1 мая "Эдинбург" двинулся обратным курсом на Мурманск. Ему надо было пройти 450 миль, для чего понадобилось бы 4 дня. Подошедшие к тому времени сторожевой корабль "Рубин" и английские тральщики увеличили ход крейсера до 8 узлов.

Начались злоключения и конвоя. Его обнаружили три немецких эсминца: Z-7, Z-24 и Z-25. Начался жестокий бой немцев с конвоем. Им удалось потопить советский пароход "Циолковский", после чего они ушли к поврежденному "Эдинбургу". Крейсер продолжал умело сражаться со значительно превосходящими силами противника. Одна из семи выпущенных немецкими эсминцами торпед все же попала в "Эдинбург".

Капитан Фолкнер и адмирал Картер

Капитан крейсера Фолкнер приказал машинной команде подняться наверх. Возникла реальная угроза захвата немцами смертельно раненного крейсера. В этой критической ситуации адмирал Картер принимает нелегкое решение затопить корабль. Он не мог допустить, чтобы золото, о котором знали только несколько высших офицеров, досталось врагу. Отдается команда экипажу покинуть корабль. 750 человек переходят на тральщики. Места на них было настолько мало, что было приказано оставить все личные вещи, за исключением вахтенного журнала и некоторых навигационных приборов. Командир корабля Фолкнер и адмирал Картер покинули крейсер последними. "Эдинбург" добивали орудиями, потом - глубинными бомбами, но крейсер все еще оставался наплаву. Его удалось потопить только торпедой с эсминца "Форсайт".

Гибель "Эдинбурга" вызвала у английских и советских моряков взаимные упреки. Англичане ссылались на то, что ответственным за боевые действия на этом участке моря был Советский Союз. Упрекали в том, что эсминцы "Гремящий" и "Сокрушительный" якобы покинули поле боя и ушли на базу праздновать 1 мая. Советские моряки считали, что героически сражающийся "Эдинбург" мог еще постоять за себя и был потоплен англичанами преждевременно. Золото и личные вещи команды можно было перегрузить на другие корабли. Все эти упреки были во многом несправедливыми. Крейсер потерял в бою 57 человек убитыми и 23 - ранеными. О потере золота обе стороны не упоминали и, казалось, эта тайна навеки похоронена на дне моря.

Но в 70-х годах прошлого века появился человек, который поставил своей целью найти "Эдинбург" и поднять на поверхность золото. Этим человеком был неутомимый искатель приключений и отличный моряк Кейт Джессоп. Он раньше служил боцманом и обошел все побережье Скандинавского полуострова в поисках сведений о затонувших во время войны кораблях. От норвежских моряков ему удалось узнать приблизительные координаты места гибели "Эдинбурга". Джессоп организовал фирму и начал добиваться у СССР разрешения на проведение поисковых работ.

Советский Союз в лице спецслужб с самого начала отнесся к этой инициативе с недоверием. Компетентные органы считали, что под видом поисково-спасательных работ англичане будут проводить шпионские операции. Для переговоров в Лондон была направлена советская делегация с целью ближе ознакомиться с планами работ и лично с Джессопом. Бывший боцман во время обязательного в таких случаях банкета понравился, в соответствии с долями их страховок, нашим представителям и был настолько открыт, что даже поделился с ними координатами "Эдинбурга".

В апреле 1981 года было заключено советско-английское соглашение и подписан контракт с частной фирмой "Джессоп марин рикавериз". Поскольку крейсер ушел на дно с погибшими на нем моряками, англичане объявили его воинским захоронением. По международным законам никому, кроме самих англичан, нарушать покой погибших было нельзя. Поэтому фирма Джессопа заключила с британским правительством контракт, получила разрешение на работы в воинском захоронении и немедленно приступила к организации экспедиции. Контракт был заключен на общепринятых международных условиях: "Без спасения нет вознаграждения". По нему фирма Джессопа получала в случае успеха 45% стоимости спасенного груза. Все остальное делилось между английской и советской сторонами - 1:3.

Выбор английской компании в первую очередь был обусловлен отсутствием в Советском Союзе необходимой для проведения таких подводных работ техники и оборудования. Джессоп в свое время произвел в подводном деле настоящую революцию, применив для подводных работ гелиевокислородную дыхательную смесь под необходимым давлением. Кроме того, его фирма могла привлечь к работам ведущие мировые компании. Они имели опыт проведения работ по освоению нефтяных месторождений в Северном море и располагали специальными судами.

1 мая 1981 года поисковое судно "Даммтор" вышло в море и начало поиски крейсера. В работах применяли гидролокаторы, позволяющие фиксировать на дне любые неровности. Далее эти неровности обследовали с помощью глубоководного маневренного аппарата, передающего информацию на поисковое судно.

"Эдинбург" был обнаружен на глубине 260 метров, лежащим на левом борту. К сожалению, проникнуть внутрь корпуса через пробоину в правом борту было невозможно, так как ее рваные края могли повредить шланги жизнеобеспечения водолазов. Был разработан план, согласно которому в районе порохового погреба, где должны были храниться ящики с золотом, прорезалось большое отверстие размером 5х5 метров. Через него водолазы проникали в корпус корабля. Перед этим они долго тренировались на однотипном крейсере "Белфаст", предоставленном Великобританией.

"Стефанитурм"

В начале сентября работы продолжило спасательное судно "Стефанитурм". Оно стало над местом гибели крейсера и автоматически удерживалось на нем с помощью береговых станций наведения при любом волнении моря. Спуск водолазов к месту работы на глубине осуществлялся при помощи водолазного колокола. Давление гелиево-кислородной смеси в барокамере, где на спасательном судне водолазы готовились к работе, было равным давлению в колоколе. Оно, в свою очередь, соответствовало глубине, на которой производились подводные работы. Из барокамеры в колокол водолазы переходили через специальный шлюз. Такая схема подачи дыхательной смеси под давлением около 25 атмосфер значительно сокращала время на декомпрессию водолазов и увеличивала их работоспособность. В барокамере было три жилых отсека: один на 6 и два на 4 человека. Колокол доставлял на глубину смену из двух водолазов и был оборудован механизмом компенсации вертикальных перемещений "Стефанитурма" при волнении моря.

Через отверстие в 16-миллиметровой обшивке корпуса смена водолазов в кромешной темноте, почти наощупь, стала пробиваться к орудийному погребу. На это ушло 10 дней. Время, отведенное на экспедицию, стремительно сокращалось, а золота все не было.

И вот, наконец, 16 сентября водолаз Джон Росье находит первый слиток. От волнения и перенапряжения он чуть не потерял сознание. Когда слиток подняли на поверхность и передали в руки Кейту Джессопу, он закричал: "Это мой слиток!". Работа пошла веселее, и через некоторое время на палубе "Стефанитурма" лежал 431 слиток золота. Все они были помещены в каюту, закрытую на три замка, ключи от которых находились в руках представителей сторон - участников операции.

Кейт Джекссоп со слитками золота

Следует отметить, что атмосфера на судне была хоть и радостной, но проникнутой тревогой и недоверием. Чтобы обезопасить экспедицию от нападения пиратов, Советский Союз выделил сторожевой корабль. На "Стефанитурме" постоянно находились представители наших спецслужб - Леонид Мелодинский и Игорь Ильин. Кроме наблюдения за ходом работ, они должны были ознакомиться и сфотографировать иностранную глубоководную технику. Мелодинский не расставался с фотоаппаратом и настойчиво вникал во все подробности операции. Об этом англичане, конечно, знали и даже, как вспоминал Мелодинский, подпилили ему шестерню перемотки пленки. С английской стороны на судне тоже присутствовал агент спецслужбы, но цели у него были совсем другие. В одной из кают располагался некий Альфред, который редко выходил на палубу и большую часть времени возился вдали от глаз команды с какой-то аппаратурой. По мнению советских представителей, он готовил подводный взрыв для определения системы работы нашей противолодочной обороны. Операция "Эдинбург" подходила к концу. "Стефанитурм" со слитками на борту направлялся в Мурманск. Неожиданно капитан остановил судно, и из каюты вышел Альфред с подозрительной "научной" аппаратурой. Мелодинский и Ильин потребовали объяснений от капитана и подняли такой шум, что незадачливый агент был вынужден запереться в своей каюте. Вполне возможно, что это была мнимая опасность, порожденная холодной войной, но бдительность советских людей восторжествовала.

Как мы уже знаем, на "Эдинбурге" находилось 465 золотых слитка, из которых поднято на поверхность 431. Оставшиеся на дне слитки поначалу не очень огорчали ни Джессопа, ни страны - участницы экспедиции. Со временем появились сомнения в том, что на дне остались только 34 слитка. Командующий Северным флотом во время войны адмирал Арсений Головко в своих мемуарах писал, что крейсер "пошел на дно вместе с грузом золота, составившим около десяти тонн". Что это - некомпетентность жертвы секретности или сознательная дезинформация?..

В 1986 году разрешить этот вопрос взялась английская компания "Вартуз Вильямс", с которой был заключен контракт, аналогичный первому. С экспедиционного судна "Дипвотер-2" был спущен водолазный колокол с тремя водолазами. Два из них работали на глубине, а третий - оставался в колоколе для страховки. Водолазами был вскрыт и обследован соседний с артиллерийским погребом отсек. Если на крейсере была вторая партия золотого груза, то ее, вероятнее всего, разместили бы здесь. Но это помещение было заставлено только ящиками с пиротехникой. Золота в нем не было.

Водолазы-глубинники совершили 23 погружения и подняли на поверхность 29 золотых слитков, оставшихся от первой экспедиции; 5 слитков бесследно исчезли в носовой части погреба, разрушенного снарядом во время боя. Общий вес спасенного второй экспедицией золота составил 345 килограммов. Оно оценивалось в то время примерно 3 миллиона фунтов стерлингов. Золотые слитки были перегружены в море на сторожевой корабль "Резвый" и доставлены в Мурманск.

Операция "Эдинбург" считается одной из наиболее удачных спасательных работ, так как было спасено почти 99% затонувших слитков золота. Сколько же золота пришлось на долю каждой стороны, участвовавшей в этой уникальной операции? Если учесть, что по документам на "Эдинбург" было погружено 465 слитков золота общим весом 5534,6 кг, а спасено 460 слитков весом 5500 кг, то окончательный расчет по договорам даст следующие результаты: фирмы-спасатели получили 2490 кг, Советский Союз - 2257,5 кг и Великобритания - 752.5 кг. Кейт Джессоп стал миллионером, лично получив 3 миллиона долларов. Вся спасательная экспедиция обошлась в 2.5 миллиона долларов.

На этой благополучной ноте можно было бы и закончить рассказ о "сталинском золоте", как иногда его называют за рубежом. Но часто задаются вопросом, а какова была реальная помощь Советскому Союзу по ленд-лизу и действительно ли она была такой бескорыстной? Ответить на эти вопросы лучше всего цифрами.

От Великобритании СССР получил 7400 самолетов, 4292 танка, 5000 противотанковых орудий и другое военное снаряжение. Из США в Советский Союз поступило 14 795 самолетов, 7500 танков, 37 600 грузовых автомашин, 8000 тягачей, 5100 джипов и много продовольственных грузов. От США, Великобритании и Канады он получил 539 кораблей и катеров. Особенно ценными были 99 тральщиков, 53 десантных кораб ля и радиолокационные станции. Как нетрудно убедиться, значение поставок по ленд-лизу было огромным. Была ли эта помощь совсем бескорыстной? Нет.

Советский Союз оплачивал сверхнормативные грузы поставок, а также производил поставки в США хромовой и марганцевой руды, платины, золота, леса, пушнины. Расходы США по ленд-лизу с 11 марта 1941 года составили 9,8 миллиарда долларов. В порядке обратных поставок США получили от Советского Союза товаров и услуг на 7,3 миллиарда долларов. Так что судите сами, насколько бескорыстной была помощь по ленд-лизу.

В заключение хочется напомнить, что в водах Северной Атлантики и Баренцевого моря покоятся сотни затонувших кораблей. Места гибели многих из них известны, но все еще нет единых правил, которые бы устанавливали, кто имеет право поднимать ценные грузы и в какой доле может на них претендовать. Сейчас каждая такая находка порождает судебные иски.

Атака немецкой субмарины

По этой причине американские искатели сокровищ не торопятся раскрывать тайну самой сенсационной находки этого года - потопленного немцами в Атлантике британского транспорта. По оценкам специалистов, стоимость его груза составляет почти 4 миллиарда долларов. Сейчас кладоискатели ждут, когда объявятся и договорятся между собой претенденты на эти сокровища. А они немалые: английские алмазы и 80 тонн золота и платины в слитках активов Госбанка СССР. По одной из версий, драгоценные металлы корабль вез из Мурманска в качестве оплаты поставок по ленд-лизу.

Хочется надеяться, что к этому времени Россия, преемница СССР, научится самостоятельно проводить серьезные подвод ные работы и не будет приглашать для этого "варягов".


В 2007 году охотники за сокровищами нашли старинный галеон с грузом золотых и серебряных монет, крупнейший в истории человечества подводный клад. Координаты и даже название корабля хранятся в секрете. Тайна, которой окутана эта находка уже породила массу предположений. Возможно, на ее разгадку уйдут годы, как это было с одной из удивительных тайн XX века - золотом Сталина, частью золотого запаса Советского Союза, которое бесследно исчезло по пути в Англию.

Ключ к разгадке исчезновения был надежно скрыт на недосягаемой глубине еще в начале войны, но охота за легендарным золотым кораблем с этого только началась.

26 апреля 1942 года тревожный сигнал разбудил команду британского крейсера «HMS Edinburg », стоящего в Мурманском порту за 15 минут до полуночи. Выскочившие на палубу матросы увидели, что причал блокирован солдатами в форме НКВД. Вплоть до выхода в море команде уже не позволяли сойти на берег. В Мурманск прибыл, сопровождая очередной конвой с грузами по лендлизу, но на обратном пути ему предстояло выполнить особую миссию, о которой никто не догадывался даже члены его экипажа. Поднятые по тревоге английские матросы стали поднимать на борт небольшие, но очень тяжелые ящики. Но завесу тайны приоткрыла случайность - один из ящиков упал на палубу, и оттуда выпали золотые слитки.

Секретность отправки золота была главным условием Сталина. Военные поставки из США и Великобритании в глазах мировой общественности должны были выглядеть бескорыстной помощью союзников. Ни к чему афишировать, то, что СССР расплачивается за танки и самолеты золотом наивысшей пробы. Впрочем, режим чрезвычайной секретности был важен и для британцев, ведь им предстояло провести через враждебные воды один из крупнейших золотых караванов в истории мореплавания. На борту крейсера «Эдинбург » находилось 465 золотых слитков общим весом 5 тонн. С таким количеством можно сравнить только легендарные галеоны испанцев, вывозившие из Америки награбленную добычу. Но информация о золоте Сталина так была упрятана в архивах, что даже самый знаменитый охотник за сокровищами Мел Фишер считал ее мифом. Груз крейсера стоил более 100 миллионов долларов США.

крейсер «HMS Edinburg»



Под пристальным взглядом офицеров НКВД золотые слитки из разбитого ящика быстро собрали. По правилам погрузку следовало бы прекратить, но отправлять золото с другим кораблем, было равносильно вовлечения в секретную операцию еще больше людей.

Но приняли решение придерживаться первоначального плана. Золото повезет крейсер «Эдинбург ». Возможно, это решение стало первым в той роковой цепочке событий, которые впоследствии приведут к драматическому финалу.

По неизвестной причине корабль еще сутки простоял у причала и только затем начал движение за караваном транспортных судов. Однако вдруг происходит нечто странное - обогнав надежно охраняемый тихоходный караван, крейсер с золотом оторвался от конвоя почти на 50 миль. Как позже заявил командир корабля, это было сделано в целях безопасности. По версии британцев расчет строился на том, что одиночный боевой корабль не заинтересует охотников, которые караулили транспорты. Но расчет не оправдался. В данном районе вела патрулирование немецкая подлодка. Заметив , командир классифицировал его как корабль конвоя и торпедировал его. Первая же торпеда вывела из строя машинное отделение, центр связи, генераторы и системы главного калибра. Вторая, взорвавшись в корме, лишила крейсер руля и двух винтов. Набитый золотом крейсер «HMS Edinburg » стал беспомощной мишенью. Невероятно, но первым на помощь к крейсеру с золотом, несмотря на близость британской эскадры, подошел советский военный корабль. Он взял на буксир тонущий крейсер, и через трое суток в Москву ушла шифровка о том, что британский крейсер спасти не удалось. Почему? На этот вопрос я отвечу чуть позже, но пока скажу, что в секретной шифровке было написано: «Крейсер «Эдинбург» затонул в 100 километрах севернее Мурманска, а находящийся на борту специальный груз спасти не удалось». С этого момента всё связанное с крейсером было строго засекречено. В Советском Союзе и Англии считали, что золото Сталина исчезло навсегда, но где именно на дне морском или раньше, когда крейсер был еще на плаву.

Ценный груз был на 2/3 застрахован в ИНГОССТРАХ и на 1/3 в Бюро страхования военных рисков Ее величества. Страховку выплатили, а 2/3 пропавшего золота теперь принадлежало ИНГОССТРАХ. Если груз был на дне, то на поиски и подъем требовалось разрешение новых владельцев. Разумеется, все понимали, что речь идет о согласии Кремля. И вот после смерти Сталина британцы неожиданно предложили заняться сообща поисками золотых слитков. В Москве были удивлены этим обращением. Советские спецслужбы предполагали и не без оснований, что золото британцы спасли и тайно переправили его в Англию, но напрашивался очевидный ответ, золото может только приманка, на которую британские спецслужбы ловят СССР, ведь ключ к разгадке тайны крейсера «Эдинбург » лежит на глубине 250 м.

В середине 50-х годов считалось, что для водолазов такие глубины недоступны, по крайней мере, на западе такой техники не было, а в Советском Союзе разработки по глубоководному погружению изначально вели военные. Именно в 1956 году, когда британцы вдруг заинтересовались судьбой сталинского золота, трое советских водолазов впервые в мире спустились на 300 метров. Информация об этом долгие годы скрывалась под грифом «секретно». Возможно, британская разведка что-то знала об успехах глубоководного погружения союза.

Пять тонн золота якобы оставшееся на борту британского крейсера было хорошей наживкой для британских спецопераций. Малоизвестная британская фирма, которая обратилась с предложением найти золото «Эдинбурга » технически не могла опустить водолазов на такую глубину и Москва решила, что кладоискателей используют втемную. Ради такого «улова» как золото Сталина охотники за сокровищами на всё готовы, но что особенно настораживало, ни один из известных кладоискателей о золоте Сталина даже не помышлял. Даже великий Мэл Фишер. Когда впервые британцы заговорили о золотом крейсере, Фишер всю свою баснословную добычу предпочел вложить в охоту за другим мифом, испанским галеоном « ». Но если золото Сталина все-таки осталось на борту крейсера, то его стоимость могла измеряться сотнями миллионов долларов. Кладоискателям было за что бороться.

История каравана, с которым шел крейсер «HMS Edinburg » в общем, была известна из мемуаров и сообщений из мировой печати, но вот где и как именно затонул корабль, оставалось тайной. Охотники за золотом начали с того, что восстановили этот морской бой. Все до мельчайших деталей. Выяснилось следующее, что почти сутки два советских тащили на буксире подбитый крейсер с золотом . Но ранним утром неожиданно бросили корабль, и ушли на военно-морскую базу. Истинные мотивы возвращения в Мурманск советских боевых кораблей до сих пор остаются загадкой. Во всех документах значится только официальная версия дозаправка.

Некоторые британские источники даже выдвинули встречные обвинения, русские специально бросили подбитый «Эдинбург » на растерзание немцам, предварительно забрав все золото.

В Лондоне были допрошены все моряки крейсера «HMS Edinburg » ведь в момент буксировки команда находилась еще на борту. Все подтвердили, что русские на крейсер не высаживались и золото не перегружали. Теперь на вопрос, где золото с достоверной точностью уже ответить никто не может. Если с русских моряков подозрения были сняты, то с британцами история выглядела куда более темной. В Москве рассуждали так, если нашлось время перевести команду на другие , то почему заодно не забрать и золото. И ситуация вполне позволяла, но если золота на дне нет, то, что там искать британцам. Скорее всего, их интересовало - могут ли советские военные водолазы работать на такой глубине. Стоило только понять, что на техническое участие русских рассчитывать не приходиться, как для англичан операция теряет смысл. Найти и собрать рассыпанное на огромной глубине золото считалось технически невозможным, если золото все еще было на дне, в чем советское правительство очень сильно сомневалось. Но прошло два десятка лет и на Лубянку поступает очень любопытный документ. Некий безработный водолаз из Шотландии по имени Кейт Джесоб попросил советское правительство разрешить ему поработать в советских военных архивах. Его интересовала история гибели крейсера «Эдинбург ». На Лубянке никто не сомневался о том, что британские спецслужбы затеяли новую операцию со старой приманкой.

Технология глубоководных погружений уже не была секретом. Возможно, на этот раз интерес вызвало само место гибели крейсера, ведь это район базирование стратегического подводного флота СССР. Но для начала решили выяснить кто такой Кейт Джесоб. И знакомство с этим человеком заставило призадуматься советские службы. Британец был либо супер шпион, либо парня использовали втемную. Джесоб начал с того, что отправился в архив изучать судовые журналы и координаты погибших кораблей королевского флота. Доступ в специальный архив британского Адмиралтейства безработный водолаз получил с подозрительной легкостью. В Москве это восприняли как доказательство участия британских спецслужб, а то, что золота на затонувшем крейсере нет, не сомневался почти никто.

Вскоре так же выяснилось, что проектом курирует военное ведомство. И Москва решила вступить в предложенную игру. Британцам дали понять, что Советский Союз готов поддержать идею поисков, но сомневается в ее целесообразности из-за дороговизны, но ответ из Лондона пришел незамедлительно, и он только утвердил подозрения, что безработный водолаз не так прост как хочет казаться. Джесоб заявил, что совершенно случайно нашел спонсора, который готов хоть завтра дать 10 миллионов долларов и специальное судно в придачу. Поистине ни одному искателю сокровищ не удавалось с такой легкостью прокладывать себе дорогу.

Итак, в Лондон отправилась делегация советских сотрудников с особой миссией, чтобы прощупать англичан. Британцы подготовились на совесть. Предоставленные архивные документы по крейсеру и даже проект договоров о разделе добычи выглядели убедительно. Что впрочем, для хорошо подготовленной операции вполне ожидаемо. То, что ко всему этому британские спецслужбы имели непосредственное отношение, стало понятно сразу. Наружное наблюдение за советскими представителями велось почти открыто. В гостиничных номерах кто-то постоянно рылся в личных вещах. Самый большой интерес у советских сотрудников, конечно же, вызвал безработный водолаз. Был ли он тем, кого за себя выдавал. На нем и было решено сосредоточить основное внимание. Однако подобраться к нему было непросто. Он никогда не появлялся в одиночестве, рядом всегда был кто-нибудь, чьи цепкие глаза и особая сноровка выдавали сотрудников спецслужб. На Лубянке решили, что московские гости должны устроить для британцев праздничный банкет и позвать на него всех, в том числе и Джесоба. Операция была разыграна как по нотам. На какой-то момент британцы потеряли бдительность, и Кейт Джесоб сразу же оказался в соседней комнате со стаканом водки в одной руке и большой деревянной ложкой, с которой сползала черная икра, в другой.

Нагрузившись икры, он рассказал все, что знал о гибели крейсера, а главное выложил координаты его затопления. Было ясно, что он истинно мечтает найти золото Сталина. Впрочем, из этого разговора стало понятно и другое. У британских спецслужб есть в этом деле и свой интерес не связанный с крейсером «Эдинбург». Когда обо всем доложили в Москву, было решено продолжить игру. Логика принятия такого решения проста золото золотом, но если британцы готовят какую-то разведывательную операцию, то пусть лучше она будет проводиться под нашим контролем. За всю историю своего существования Советский Союз решил ввязаться в охоту за сокровищами во второй раз. Первый раз охота была за золотом затонувшего парохода получивший таинственное название « », на котором находилась жалование казны британской короны.

Чтобы проникнуть на затонувший «Эдинбург », который много лет пролежал на морском дне, предстояло тщательно изучить положение внутренних помещений. Ведь на глубине в 250 метров водолазам придется ориентироваться практически на ощупь. Было очевидно одними чертежами не обойтись, слишком большой риск. Водолазы один за другим стали отказываться от участия в экспедиции. Но здесь вновь сыграли свою роль таинственные люди из военного ведомства. Они будто повиновению волшебной палочки организовали водолазам Джесоба учения на однотипным корабле «Белфаст», который находится на вечной стоянке на реке Темза. Проблема была решена, а этот факт еще больше убедил советское правительство в том, что готовится серьезная разведывательная операция. Водолазы тренировались с завязанными глазами, но одно было невозможно отработать на тренировках - боевой корабль полвека пролежал на огромной глубине со снарядами набитыми в трюме, так что малейшая случайность могла обернуться мощнейшим взрывом.

специальное исследовательское судно «Stephaniturm»


Итак, осенью 1981 года специальные судно «Stephaniturm » отправилось к российским берегам Баренцева моря, имея на борту разношерстную по своему составу советско-британскую команду. Перед самой отправкой советские представители получили инструктаж на тот случай если золото будет найдено, впрочем, главная забота была о том ради чего, по мнению КГБ британцы затеяли всю эту операцию. На Лубянке были уверены, что поиски золота всего лишь прикрытие для проведения шпионской, а может и диверсионной операции. Перед вылетом из Москвы советских разведчиков пригласили в ЦК, где им напомнили, что главная задача контролировать ситуацию и регулярно докладывать о ходе работ, а также помнить о том, что близ района операции находится база подводных лодок, поэтому пресекать любую активность, не имеющую отношения к цели экспедиции.

Судно медленно приближалось к точке, где мог находиться затопленный корабль. Эхолоты прощупывали дно, но ничего похожего на корпус британского крейсера обнаружено не было. Шли томительные часы ожидания. Корабль менял курс, тщательно прочесывая пустынные просторы морского дна. Только спустя сутки на экране появилась долгожданная картинка. После детального изучения данных стало понятно, что это крейсер «Эдинбург ». Экспедиция была у цели, но если там золото. Первое погружение принесло разочарование. На борт корабля было невозможно проникнуть из-за многочисленных завалов обломками. Поэтому экспедиция единогласно приняла решение прорезать борт в районе предположительного расположения золота и проникнуть внутрь. Несколько суток группа водолазов жила в крошечных барокамерах, а к затонувшему кораблю спускались в специальном колоколе. Температура воды достигала +3 градуса по Цельсию. Перемещаться приходилось в узких коридорах между сорвавшихся со своих мест механизмов, в кромешной тьме, пытаясь нащупать ящики с золотом. С корабля с помощью мониторов наблюдала другая часть искателей за сокровищами. Порой агенты даже забывали о шпионских играх, слишком напряженная ситуация складывалась внизу на дне у затонувшего корабля. Водолазы в буквальном смысле работали на пороховой бочке. Время стремительно уходило. Осенняя погода в Баренцевом море оставляла все меньше шансов наудачу. Начались частые шторма. За все время поисков удалось поднять только один ящик, и тот оказался полон снарядов. Ни малейших намеков на золото. Надежда исчезла. И вдруг на 11 день экспедиции один из водолазов нашел слиток. От потрясения он чуть не потерял сознание. К мониторам сбежалась вся команда. Восторг был неописуемым. Первый слиток вся команда по очереди подержала в руках, но по праву он принадлежал Кейту Джесобу.

Вскоре за первую смену на поверхность были подняты золотые слитки на сумму 4 миллиона фунтов стерлингов. Золото выкладывали прямо на палубу, отмывали и пересчитывали. Затем под сокровища отвели специальное помещение, которое вскоре стало золотой от пола до потолка. Работы останавливались только, когда волнение моря достигало до 6-7 баллов. Все позабыли об усталости.

После того как были подняты 432 золотых слитка работы приостановили из-за непогоды. Последующие спуски были сопряжены с риском. По подсчетам на затонувшем корабле осталось не более пятидесяти штук.

Золото Сталина возвращалась в Мурманск в сопровождении конвоя. Затраты охотников за сокровищами окупились сполна. Водолазов и экипаж ждала слава и заслуженный отдых, однако советским представителям в эти дни было совсем не до отдыха. Они хорошо понимали, что эта экспедиция, несмотря на найденное золото, слишком хорошее прикрытие для проведения разведывательной или диверсионной операции, ведь зачем-то британским правительством в команду искателей за сокровищами были введены агенты, которые все время прятались по каютам. Советские агенты чувствовали, что что-то должно было произойти, и не ошиблись. Ночью на подходе к Мурманску судно неожиданно замедлило ход. Стихший шум двигателя встревожил одного из советских агентов. Он заподозрил неладное и стремительно помчался на ходовой мостик. Остановить судно могло только чрезвычайное обстоятельство, но в рубке кроме рулевого находился сам капитан. Как выяснилось, капитан выполнил просьбу одного из британских представителей. В это время британец готовил к спуску на воду какое-то устройство, состоящее из плавучего настила и ящика с проводами. Британец замешкался, принимая решение. Выход у него был один, чтобы не поднимать шума, нужно было избавиться от свидетелей. Это понял и советский агент Мелодинский. Он бросился в рубку, чтобы рассказать об этом коллегам и не дать довести эксперимент да конца. Главная трудность заключалась в том, что советские люди находились на британском судне, и у Мелодинского была одна надежда на то, что британцы побоятся огласки.

Специалистам было понятно в чем заключался ночной эксперимент со взрывчаткой. Именно в этот момент судно проходило через зону противолодочной обороны СССР, одного из самых укрепленных рубежей Советского Союза. Северная база подводных лодок служила стратегическим щитом холодной войны, и подводный взрыв в зоне контроля может привести систему в действие. Если точно скоординировать место и время действия британского экспериментатора с работой системы наблюдения можно зафиксировать в момент взрыва всю оборонительную схему. В масштабах глобального противостояние СССР и Запада 2,5 миллиона фунтов стерлингов потраченных на экспедицию небольшая плата за такие бесценные сведения.

После поднятого шума таинственную аппаратуру заперли вместе экспериментатором в каюте. Доступ туда был закрыт даже во время стоянки в мурманском порту - корабль оставался территорией Великобритании. Информация о ночном инциденте до сих пор засекречена. Тайного агента встретили в порту несколько человек в штатском. Он спустился с борта вместе со своими контейнерами и большие о нем никто из участников экспедиции не слышал.

Первую остановку исследовательское судно «Stephaniturm » сделало порту Мурманск. Каждый слиток тщательно взвешивали, проверяя соответствие с записям в журнале регистрации подводных работ. Все сошлось. Советскую долю, а это 1/3 груза опечатали в специальном контейнере. Почти без затрат, не считая командировочных для двух человек Советский Союз получил порядка 40 миллионов долларов золота. Сама экспедиция обошлась организатором в 2,5 миллиона, между ними и был поделен остаток добычи. Доля Великобритании составила 2/3 поднятых золотых слитков, а Кейт Джесоб получил 1/10 от 10 миллионов долларов.

И всего несколько слитков по-прежнему лежат в трюмах крейсера «Эдинбург » под слоем ила и застывшего мазута среди неразорвавшихся снарядов и торпед Второй мировой войны.

В культовой для нескольких поколений советских мальчишек книге Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17» есть эпизод гибели британского крейсера «Эдинбург», везущего 10 тонн советского золота для оплаты поставок по ленд-лизу. Согласно Пикулю, советские моряки пытались спасти торпедированный немцами корабль и ценный груз, но британцы отказались от взаимодействия, сняли с поврежденного крейсера экипаж и вместо борьбы за корабль сами его добили. Эта версия на долгие годы стала чуть ли не канонической, но что на самом деле произошло 30 апреля – 2 мая 1942 года в Баренцевом море? Какой груз и для кого торопился доставить в метрополию британский крейсер?

В истории Второй мировой войны трудно найти корабль, который может сравниться с британским крейсером «Эдинбург» по количеству легенд, связанных с его гибелью. Причиной их рождения является необычный груз корабля – золото, которое он должен был доставить из СССР в Великобританию.

Можно встретить различные конспирологические версии гибели «Эдинбурга», одна другой краше. Например, пишут, что немцы, знавшие о миссии крейсера, выслали для его уничтожения своего лучшего подводного аса-снайпера, который и торпедировал «Эдинбург», или что англичане специально бросили корабль, который мог быть ими спасен, и т.д. Кроме этого, сам факт наличия на борту «Эдинбурга» пяти с половиной тонн советского золота часто выдается за неопровержимое доказательство того, что им Советский Союз расплачивался за поставки по ленд-лизу. Но так ли это было на самом деле?

Гибель «Эдинбурга»

28 апреля 1942 года Мурманск покинул конвой QP-11, состоящий из 13 торговых судов. Его охранение осуществляли 12 военных кораблей, включая легкий крейсер «Эдинбург» (HMS Edinburgh). Корабль нес флаг командующего 18-й эскадры крейсеров контр-адмирала Стюарта Бонэм-Картера (Stuart Sumner Bonham Carter). В это же время в море находился встречный конвой PQ-15, направлявшийся в Мурманск.

Командующий 18-й эскадры крейсеров контр-адмирал Стюарт Бонэм-Картер на мостике «Эдинбурга». После потопления крейсера Бонэм-Картер перенес свой флаг на крейсер «Тринидад», и вскоре тот тоже был потоплен. Этот момент был сразу подмечен суеверными моряками, которые с черным юмором стали называть спасательные жилеты «бонэмами». Любопытно отметить, что известная английская актриса Хелен Бонэм-Картер приходится адмиралу дальней родственницей

Немцы, благодаря данным авиационной разведки, знали о движении этих караванов, поэтому постарались приготовить им «теплую встречу» в ледяных водах Баренцева моря. Для этого Адмирал Норвежского моря (Admiral Nordmeer) Губерт Шмундт (Hubert Schmundt), в подчинении которого находились подводные лодки в Арктике, выделил семь субмарин, сведя их в группу «Штраухриттер» (Strauchritter). Среди других, в группу вошла U 456 (тип VIIC) капитан-лейтенанта Макса-Мартина Тайхерта (Max-Martin Teichert), действовавшая на арктическом театре три месяца.

30 апреля, спустя два дня после выхода в море, QP-11 был обнаружен немецкими лодками – вскоре после полуночи с ним установила визуальный контакт «семерка» U 88 капитан-лейтенанта Хайно Бомана (Heino Bohmann). В 01:20 Боман оповестил штаб и своих коллег сообщением: «Вижу вражеский конвой. Квадрат АС5924. Противник держит курс на северо-восток». Получив радиограмму, адмирал Шмундт приказал лодкам группы «Штраухриттер» наводиться на конвой по сигналам U 88 и атаковать его.

После получения сообщения Бомана Тайхерт предположил, что, придерживаясь своего курса на норд-вест, он обнаружит конвой рано утром. Тем не менее, после получения в 09:24 нового сообщения с U 88 о том, что конвой находится в квадрате АС5921 и держит курс на запад, Тайхерт понял, что его лодка находится севернее от нового местоположения конвоя. U 456 изменила курс и стала двигаться навстречу противнику.


Легкий крейсер «Эдинбург» был современным кораблем, принятым в состав британского флота лишь в июне 1939 года

В это время в составе эскорта QP-11 произошли некоторые изменения. Бонэм-Картер решил покинуть конвой, так как считал, что «Эдинбург» подвергается большой опасности со стороны вражеских подлодок, сопровождая тихоходные суда. По мнению адмирала, высокая скорость и противолодочный зигзаг являлись лучшей защитой от угрозы из-под воды.

Рано утром 30 апреля U 88 первой вышла в атаку на конвой, выпустив в 06:03 три торпеды, но промахнулась. Случившееся вызвало сильное беспокойство Бонэм-Картера и побудило его приказать командиру «Эдинбурга» покинуть конвой и держать скорость 18–19 узлов. Командир крейсера кэптен Хью Фолкнер (Hugh Webb Faulkner) придерживался другого мнения, но был вынужден подчиниться. Как показали дальнейшие события, прав был именно он.

В 10:12 командир U 456 был вызван на мостик: первый вахтенный офицер обер-лейтенант цур зее Рудольф Цорн (Rudolf Zorn) доложил об обнаружении слева по борту тонкого столба дыма. Тайхерт принял решение начать сближение с его источником. В 11:20 U 456 установила визуальный контакт с британским крейсером, о чем доложила в штаб Шмундта: «Крейсер типа «Белфаст» в квадрате АС5582, курс на запад, быстрый ход противолодочным зигзагом».


Командир «Эдинбурга» кэптен Хью Фолкнер и командующий 18-й эскадры крейсеров контр-адмирал Стюарт Бонэм-Картер на мостике крейсера, апрель 1942 года

Лодка начала преследование вражеского корабля, но верхняя вахта лодки периодически теряла крейсер из виду. В 14:22 Тайхерт отправил в штаб еще одну радиограмму, в которой доложил о попытке удержания контакта с крейсером и отсутствии возможности для атаки. В 15:10 U 456 снова установила визуальный контакт с «Эдинбургом», и на этот раз Тайхерту необычайно повезло – вражеский корабль, маневрируя, шел прямо на него!

Лодка погрузилась, чтобы начать предзалповое маневрирование. В 15:48, находясь на перископной глубине, Тайхерт заметил, что крейсер изменил курс, но через 10 минут снова лег на прежний. Затем снова последовала смена курса. В это время на лодке совершенно некстати вышел из строя командирский перископ, и Тайхерт маневрировал под водой, руководствуясь данными акустика.

В 16:10 командир U 456 в очередной раз поднял перископ и увидел крейсер, двигающийся зигзагом в его направлении. Из-за запотевания линзы перископа корабль был виден очень расплывчато и нечетко, что мешало Тайхерту точно определить параметры движения цели. Тогда Тайхерт начал определять их на глаз, параллельно отдав команду приготовить к стрельбе носовые торпедные аппараты I, II и IV.

Еще восемь минут Тайхерт следил за крейсером, диктуя боцману новые данные для ввода в счетно-решающий прибор: расстояние 1000 метров, скорость цели 15 узлов, скорость торпед 30 узлов, глубина хода 4 метра. В 16:18 он отдал команду выпустить торпеды, и смертоносные «угри» помчались навстречу «Эдинбургу». Через 80 секунд, что приблизительно соответствовало расстоянию в 1200 метров, на U 456 услышали один за другим два взрыва.


Снимок сделан со стороны кормы «Эдинбурга», поврежденной торпедой. Виден масштаб повреждений

Хотя Тайхерт ошибся в скорости крейсера, определив её на 3–4 узла меньше реальной, небольшое расстояние до цели позволило поразить её. Торпеды попали в крейсер, причинив ему тяжелейшие повреждения. Первая оставила большую пробоину в правом борту прямо под мостиком, вторая ударила в корму, нанеся ей серьезные повреждения. Хотя взрывы торпед не повредили машины крейсера, он лишился управления: вторая торпеда разрушила два винта правого борта и разорвала руль.

Однако и на U 456 дела шли не самым лучшим образом. Сразу после залпа лодка на короткое время показала свой нос на поверхности. Тайхерт во избежание обнаружения приказал инженер-механику взять ситуацию под контроль и вернуть субмарину на перископную глубину. Приказ был выполнен, но в запотевший перископ по-прежнему не было ничего видно. Тайхерт решил всплывать.

U 456 появилась на поверхности в 16:32, и Тайхерт увидел результат своей атаки: «Эдинбург», имевший крен на правый борт, описывал циркуляцию на скорости 5–6 узлов. Корабль был окутан желтым дымом. Подлодка погрузилась для того, чтобы добить противника, но в это время перископ вышел из строя окончательно. В 16:50 акустик доложил о приближающемся шуме винтов нескольких эсминцев. Тайхерт прекратил попытки атаковать крейсер и начал отход на безопасное расстояние, чтобы избежать контратаки неприятеля. Лодка провела под водой несколько часов и появилась на поверхности только в 19:45, чтобы снова начать поиск поврежденного крейсера.


Тральщик «Харриер» (HMS Harrier) снимает команду с крейсера. Заметен крен «Эдинбурга» на левый борт - вероятно, снимок сделан после попадания торпеды с немецких эсминцев

В 20:20 U 456 вновь установила визуальный контакт с «Эдинбургом», рядом с которым находились несколько эсминцев. Тайхерт отправил в штаб доклад о своем успехе:

«16:18. Два попадания в крейсер типа «Белфаст», квадрат АС5519, дистанция 1000 метров, глубина 4. На корабле сильный пожар. При коротком всплытии заметили у него крен. Идет своим ходом 6 узлов. Повторная атака невозможна из-за волнения на море и выхода из строя командирского перископа. Через 30 минут после атаки появились три эсминца».

Не имея возможности добить «Эдинбург», Тайхерт держался поблизости, передавая в штаб сообщения о его местонахождении, пока лодка не была замечена и не загнана под воду эсминцами. Но покидать место событий U 456 просто так не собиралась.

Получив сообщение с U 456, адмирал Шмундт понял, что ушедшие на помощь «Эдинбургу» эсминцы ослабили эскорт конвоя, и поэтому настало удачное время для нападения. Он приказал выйти на поиски конвоя трем германским эсминцам: Z 7 «Герман Шёман» (Hermann Schoemann), Z 24 и Z 25. Это соединение под командованием командира 6-й флотилии эсминцев капитана цур зее Альфреда Шульце-Хинрихса (Alfred Schulze-Hinrichs) обнаружило QP-11 на следующий день после полудня. Эсминцы достигли достаточно скромных успехов, сумев потопить лишь одно судно – советский пароход «Циолковский». Добиться большего помешал британский эскорт, оказавший яростное сопротивление. Тогда Шмундт перенаправил своих «охотников» на другую цель – они получили приказ искать «Эдинбург».


Немецкий эсминец «Герман Шёман», получивший фатальные повреждения 2 мая в бою с «Эдинбургом» и его эскортом

Шульце-Хинрикс обнаружил крейсер и его сопровождение утром 2 мая. В 06:17 между британскими и немецкими кораблями начался бой, в ходе которого обе стороны понесли потери. Британцы серьезно повредили «Герман Шёман», немцам же удалось нанести тяжелые повреждения британским эсминцам «Форестер» (HMS Forester) и «Форсайт» (HMS Foresight). Также одна из выпущенных ими торпед попала в «Эдинбург», который, тем не менее, все еще держался на плаву. Несмотря на то что, ситуация складывалась в пользу немцев, Шульце-Хинрихс приказал Z 24 и Z 25 выйти из боя и заняться спасением команды «Шёмана», который был добит после того, как с него была снята большая часть экипажа. Другую часть подобрала U 88, также подключенная к охоте на поврежденный крейсер. Закончив с «Шёманом», немецкие эсминцы отправились на базу.

Для британцев такой исход событий был весьма благоприятен, но шансов на спасение у «Эдинбурга» не осталось. После того, как экипаж сняли британские тральщики и советский сторожевик СКР-28 «Рубин», в 08:52 «Форcайт» выпустил в «Эдинбург» торпеду, и крейсер затонул. Находящийся недалеко от места сражения Тайхерт так описал произошедшие события:

«6:29 ч. На поверхности начался артиллерийский бой. Постоянно слышны артиллерийские залпы – адский концерт, который продолжается до 8:25 ч. В 8:52 ч. внезапно слышны очень сильные шумы. Зловеще! Крейсер затонул».

Адмирал Шмундт отдал лавры победителя «Эдинбурга» лодке U 456, посчитав ее вклад в гибель крейсера более существенным, чем действия эсминцев Шульце-Хинрикса. Тем не менее, наградой за «Эдинбург» для Тайхерта стало лишь упоминание его имени в германской прессе, и не более. Cпустя год, 12 мая 1943 года, Тайхерт погиб вместе со своей лодкой и всем экипажем в районе Азорских островов, а еще через полгода, 19 декабря, его посмертно наградили Рыцарским крестом. Возможно, знай немецкое командование о грузе «Эдинбурга», награду Тайхерт мог получить еще при жизни.


Британский эсминец «Форсайт» - «убийца поневоле». Именно его торпеда отправила на дно «Эдинбург», положение которого было сочтено безнадежным

Такова история гибели крейсера «Эдинбург». Теперь стоит развеять ряд легенд, которые со временем стали неразрывно связаны с кораблем и его золотым грузом.

«Эдинбург» потопил немецкий подводный ас-снайпер?

Макс-Мартин Тайхерт пришел в подплав с эсминцев в июне 1940 года. Его боевой стаж подводника состоял из четырех месяцев службы вахтенным офицером на U 94 капитан-лейтенанта Герберта Куппиша (Herbert Kuppisch) в Атлантике, на которой он совершил три похода, и трех месяцев командования U 456 в Арктике.

До встречи с «Эдинбургом» Тайхерт совершил на U 456 три похода, во время которых произвел пять торпедных залпов, выпустив в общей сложности девять торпед. Лишь одна из них попала в цель – 30 марта 1942 года ею был поврежден американский транспорт «Эффингем» (Effingham) из конвоя PQ-13. Исходя из этого, Тайхерта трудно счесть асом и мастером торпедной стрельбы.

Англичане специально бросили «Эдинбург», который можно было спасти?

После торпедирования крейсера перед адмиралом Бонэм-Картером встал сложный вопрос: как спасти корабль? Суммировав поступившие доклады о повреждениях, он охарактеризовал состояние крейсера как «печальное положение». Корма была разрушена, управление кораблем было невозможно, не работали радарная установка и внутрикорабельная связь. Единственным шансом на спасение было сопровождение крейсера на малом ходу в Мурманск, до которого было 200 миль. Но это означало ослабление эскорта QP-11.


Палуба «Эдинбурга» после попадания торпеды с U 456 в буквальном смысле встала на дыбы

Покинув конвой, на помощь «Эдинбургу» пришли эсминцы «Форсайт», «Форестер», «Гремящий» и «Сокрушительный», но вскоре советские корабли ушли на заправку в Мурманск, оставив англичан одних. «Форсайт» взял к себе на корму якорь с крейсера и пытался помочь ему управляться, а «Форестер» занимался охранением. В результате к вечеру 1 мая было пройдено только 50 миль.

Надежда на спасение забрезжила, когда из Мурманска пришли на помощь буксир, четыре британских тральщика и СКР «Рубин». Как вспоминал старшина 2-й статьи Евгений Радугин, командир отделения сигнальщиков сторожевого корабля «Рубин»:

«Тральщики и буксир, вышедшие на четыре часа раньше нас, появились около 23 часов 1 мая, причем не с юга, как мы, а с северо-запада. С этого момента началась буксировка «Эдинбурга». При этом не все ладилось, так как буксир был маломощным. Тогда утром 2 мая два тральщика встали по бортам, а буксир – впереди, и вот в такой упряжке дело сразу пошло на лад – скорость заметно увеличилась».

Спасение поврежденного крейсера сорвали корабли Шульце-Хинрихса, обнаружившие советско-британское соединение кораблей утром 2 мая. Во время завязавшегося боя «Эдинбург» был торпедирован вторично. Торпеда, выпущенная одним из немецких эсминцев, также попала под мостик, но уже в левый борт. После окончания боя с немцами Бонэм-Картер оценил обстановку и понял, что о продолжении буксировки крейсера в Мурманск с полученными повреждениями не может быть и речи. Вода поступала в него с двух сторон, возникла угроза разлома корабля на две части. Нахождение на нем экипажа было уже небезопасным, поэтому адмирал приказал снять с «Эдинбурга» команду и добить его.


Советский сторожевой корабль СКР-28 «Рубин»

Исходя из мер, предпринятых англичанами по спасению крейсера, можно сделать вывод, что они боролись за свой корабль до последней возможности и оставили «Эдинбург» только тогда, когда его положение оказалось действительно безнадежным.

Золото «Эдинбурга» – плата за ленд-лиз?

Как известно, в первый год Великой Отечественный войны СССР не входил в американскую программу ленд-лиза, и был включен в нее 11 июня 1942 года, когда им было подписано Основное соглашение по данной программе военных поставок. Этот год принято считать временем «пред-ленд-лиза», когда поставки из США были обеспечены предоставленными советской стороне кредитами на закупку вооружений. За этот период США два раза (в октябре 1941 и феврале 1942 гг.) предоставили СССР кредиты по одному миллиарду долларов каждый. Американский историк Роберт Джонс в своей книге, посвященной истории поставок по ленд-лизу в СССР, пишет:

«В конце концов, Соединенные Штаты приблизились к полному ошеломившему их пониманию того, что было необходимо для разгрома Гитлера, и одновременно Советам стало без всякого обмана понятно, насколько скудными были военные запасы США. Дядя Сэм не взял у Дяди Джо никаких процентов за первый кредит по ленд-лизу на сумму 1 млрд долларов. Америка согласилась отложить выплаты по кредиту сырьем или другими товарами на пять лет после окончания войны».

Однако с июня по ноябрь 1941 года СССР также делал заказы в США и оплачивал их по факту. Как писал администратор программы ленд-лиза Эдвард Стеттиниус, «…до конца октября русские продолжали платить наличными за всё, что у нас приобретали». Однако на начало войны у СССР не было валюты, чтобы покупать у США по формуле «плати и вези». Откуда у советской стороны взялись доллары, чтобы делать закупки, о которых пишет Стеттиниус?


Так выглядело золото «Эдинбурга», поднятое на поверхность через 40 лет после гибели корабля

Как оказалось, СССР выручил Рузвельт. Американский президент в то время не имел возможности предоставить кредит на закупку вооружений без одобрения Конгресса, поэтому он придумал обходной маневр. Правительство США заключило с СССР две торговые сделки: на приобретение стратегических материалов на 100 млн долларов и золота на 40 млн долларов. Министр финансов США Генри Моргентау (Henry Morgenthau) согласился покупать русское золото по 35 долларов за унцию и 15 августа 1941 года выплатил советской стороне аванс в сумме 10 млн долларов за его будущие поставки.

В итоге к концу октября 1941 года СССР получил от США в качестве аванса по упомянутым сделкам 90 млн долларов. Как писал вышеупомянутый Роберт Джонс:

«К этому времени с помощью организаций Моргентау и Джонса советской стороне был выплачен аванс на сумму 90 млн долларов, в том числе 40 млн от министерства финансов за сделку с золотом, а остальное от Управления по военным поставкам в счет будущих поставок сырья. И все же этого было недостаточно даже для того, чтобы оплатить заказы советской стороны до конца текущего года, несмотря на все надежды Рузвельта».

Таким образом, Рузвельту удалось «убить двух зайцев». Он сделал СССР на короткое время платежеспособным и убедил американское общество, что Сталин самостоятельно финансирует свою программу закупок вооружений у США. Стоит отметить, что вышеупомянутое соглашение о поставках в США стратегических материалов и золота советская сторона соблюдала со всей скрупулезностью. Это может служить одним из объяснений отправки из Мурманска на «Эдинбурге» около 5,5 тонн золота стоимостью около 6,2 млн долларов – этот груз мог быть частью тех 30–40 тонн русского золота, оплаченных американцами еще в 1941 году.

Кроме этого, существует еще одно разумное объяснение отправки груза золота на борту британского крейсера – оно могло предназначаться непосредственно англичанам. 16 августа 1941 года между СССР и Великобританией было заключено первое соглашение об английских поставках советской стороне. Анастас Микоян писал в своих мемуарах:

«Соглашением от 16 августа 1941 г. сумма кредита была установлена в 10 млн фунтов. В июне 1942 г. она была увеличена на 25 млн фунтов, а в феврале 1944 г. еще на 25 млн фунтов. Всего к концу войны в Европе сумма кредита составила 60 млн фунтов. 16 апреля 1946 г. в английской Палате общин премьер-министром Эттли были обнародованы данные о поставках Великобритании Советскому Союзу за период с 1 октября 1941 г. по 31 марта 1946 г. Стоимость военных поставок составила 308 млн фунтов, гражданских поставок – 120 млн фунтов. Эттли пояснил, что приведенные данные относятся к тому, что было реально доставлено, без учета потерь в пути. Относительно гражданских поставок премьер-министр указал, что они производились на основе соглашения от 16 августа 1941 г., по которому «советское правительство уплачивало 40% стоимости золотом или долларами и остальные 60% за счет кредита, предоставленного Правительством Его Величества».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что золото «Эдинбурга» не являлось платой за ленд-лиз. Если его получателями были американцы, то они официально закупили его в 1941 году на выгодных для СССР условиях. Если ими являлись англичане, то золото могло быть частью оплаты тех 40% по советско-британскому соглашению от 16 августа 1941 года, которое не имело к американской программе ленд-лиза никакого отношения. В пользу последней версии говорит и распределение золота, поднятого с крейсера в 1981 и 1986 годах: 1/3 – Великобритании, 2/3 – СССР, с учетом выплаты вознаграждения фирме, осуществлявшей подъем золотых слитков.


Члены экспедиции по подъему сокровищ «Эдинбурга» позируют с золотыми слитками после успешного завершения работ

А «Эдинбург» до сих пор лежит на дне Баренцева моря. Хотелось бы надеяться, что корабль будут чаще вспоминать в связи с мужеством английских моряков, проводивших полярные конвои в Мурманск и Архангельск, чем с различными инсинуациями на тему «корыстности» союзников по антигитлеровской коалиции.

Источники и литература:

  1. NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
  2. Adrian K. Kapitänleutnant Max-Martin Teichert. Mit U 456 im Nordmeer und Atlantik – Kreuzer «Edinburgh» torpediert – Flechsig Verlag, 2008
  3. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. Mittler & Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001
  4. Morgan D., Taylor B. U-boat attack logs. A Complete Record of Warship Sinkings from Original Sources 1939–1945 – Seaforth Publishing, 2011
  5. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 9. Norderstedt
  6. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
  7. Джонс Р. Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне – М.: Центрполиграф, 2015
  8. Сергеев А. Германские подводные лодки в Арктике 1941–1942 – М.: ЗАО «Русский Издательский Дом», 2003
  9. Микоян А.И. Так было – М.: Вагриус, 1999
  10. Стеттиниус Э. Ленд-лиз – оружие победы – М.: Вече, 2000
  11. Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941–1945: Документы и материалы. В 2-х т. Т.1. 1941–1943 – М.: Политиздат, 1983
  12. Мерцалов В. Золотой груз «Эдинбурга» – журнал «Вокруг Света», № 4/1987 (http://www.vokrugsveta.ru)
  13. http://uboat.net

Мы уже как-то привыкли к тому, что золото на затонувших кораблях находят где-то в южных теплых морях. Но иногда золотые слитки поднимают и в наших северных морях. Так, в 1981 году в Баренцевом море с затонувшего крейсера «Эдинбург» было поднято более 5 тонн золотых слитков. И клейма на них стояли не испанских или английских королей, а – Советского Союза. Но обо всем по порядку.

В 1939 году британский королевский флот пополнился двумя новыми легкими крейсерами. Водоизмещение каждого из них составляло 10,2 тысяч тонн, каждый был вооружен дюжиной шестидюймовых орудий, многочисленными зенитками, развивал максимальную скорость 32 узла. В общем, близнецы, да и только. «Белфаст» благополучно пережил Вторую мировую войну и ныне стоит на Темзе в Лондоне, превращенный в корабль-памятник. Судьба «Эдинбурга» сложилась по-иному.

28 апреля 1942 года из Мурманска на запад отравился конвой QP-11: тринадцать транспортов под охраной шести эсминцев, четырех сторожевиков и вооруженного траулера. Недалеко от конвоя двигался, выписывая противолодочный зигзаг, крейсер «Эдинбург», на котором держал флаг контр-адмирал Бонхем-Картер. На борту «Эдинбурга» находилось 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота — всего около 5,5 тонн драгоценного металла - частично оплата советских закупок в Великобритании и США, произведенных сверх программы ленд-лиза (поставки по ленд-лизу не подлежали оплате до окончания войны), частично - «обратный ленд-лиз»: поставлялось сырье для производства средств связи для СССР, которое использовалось для золочения контактов всего телефонного, радио- и навигационного оборудования производимого для советской армии, авиации и флота.

30 апреля в 187 милях к северу от Мурманска «Эдинбург» был обнаружен немецкой субмариной - У-456. В 16 часов 18 минут корпус крейсера содрогнулся от сильного взрыва по правому борту под кормовой башней - погиб весь ее расчет, а через несколько секунд второй столб воды и дыма встал над кормой. Это попадание и решило судьбу крейсера — он лишился двух винтов, руля и мог передвигаться только со скоростью 3,5 узла, с трудом управляясь машинами. 2 мая он был добит немецкими эсминцами и затонул в Баренцевом море.

Гибель «Эдинбурга» вызвала у английских и советских моряков взаимные упреки. Англичане ссылались на то, что ответственным за боевые действия на этом участке моря был Советский Союз. Упрекали в том, что советские эсминцы якобы покинули поле боя и ушли на базу праздновать 1 мая. Советские моряки считали, что героически сражающийся «Эдинбург» мог еще постоять за себя и был потоплен англичанами преждевременно. Золото и личные вещи команды можно было перегрузить на другие корабли. Все эти упреки были во многом несправедливыми. Крейсер потерял в бою 57 человек убитыми и 23 – ранеными. О потере золота обе стороны не упоминали и, казалось, эта тайна навеки похоронена на дне моря.

Но о «золотом крейсере» вспомнили спустя несколько лет после войны, когда несколько судоподъемных компаний, в том числе норвежская, изъявили готовность извлечь драгоценный груз. Однако англичане объявили корабль военным захоронением, следовательно, никто из иностранцев не имел права нарушать вечный сон полусотни моряков, разделивших судьбу «Эдинбурга».

Но в 70-х годах прошлого века появился человек, который поставил своей целью найти «Эдинбург» и поднять на поверхность золото. Этим человеком был неутомимый искатель приключений и отличный моряк Кейт Джессоп. Он раньше служил боцманом и обошел все побережье Скандинавского полуострова в поисках сведений о затонувших во время войны кораблях. От норвежских моряков ему удалось узнать приблизительные координаты места гибели «Эдинбурга». Джессоп организовал фирму и начал добиваться у СССР разрешения на проведение поисковых работ.

Только в апреле 1981 года было заключено советско-английское соглашение и подписан контракт с частной фирмой «Джессоп марин рикавериз». Фирма Джессопа заключила с британским правительством контракт, получила разрешение на работы в воинском захоронении и немедленно приступила к организации экспедиции. Контракт был заключен на общепринятых международных условиях: «Без спасения нет вознаграждения». По нему фирма Джессопа получала в случае успеха 45% стоимости спасенного груза. Все остальное делилось между английской и советской сторонами – 1:3.

Работы начались 9 мая 1981 года. 14 мая спасательное судно «Дамматор» обнаружило судно на глубине 250 метров, лежащим на дне на левом боку. Вторая стадия работ началась в сентябре 1981 года с использованием более приспособленного для такой операции судна «Стефанитурм». Всего был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 килограмма. Из-за усталости водолазов и ухудшения погоды 5 октября было принято решение прервать работу по подъему груза. 9 октября «Стефанитурм» с золотом пришел в Мурманск.

Распределение золота было осуществлено согласно достигнутой договоренности и прав собственности на груз в соответствии с действующими правилами следующим образом: 1/3 - Великобритании, 2/3 - СССР. Спасатели получили в качестве оплаты за спасение 45 % спасенного золота.

Оставшуюся часть золота поднимали через пять лет, в сентябре 1986 года. Контракт на спасение груза был подписан с той же фирмой «Джессон Марин Рикавериз». Для подъема использовалось судно «Диипвотер-2». Было поднято 29 слитков весом 345,3 килограмма. Пять слитков золота весом 60 килограммов так и остались лежать на дне Баренцева моря.

Тип: Модифицированный Town / Edinburgh Флаг: Великобритания Постройка: Swan Hunter Заказан: Заложен: 30 декабря 1936 года Спущен на воду: 31 марта 1938 года Наречён: Принят на вооружение: 6 июня 1939 года Флаг спущен: Снят с вооружения: Конец: Затонул в Баренцевом море Тактико-технические характеристики Водоизмещение: 10000 брутто-регистровых тонн Длина: 190,17 м наибольшая
187,88 м по ватерлинии
179,65 м между перпендикулярами Ширина: 19,32 м Силовая установка: 4 трубозубчатых агрегата Парсонса, 4 трёхколлекторных котла Адмиралтейского типа
проектная мощность 82,500 л.с. (60 МВт) Движитель: Скорость: 32,5 узла при стандартном водоизмещении
31 узел при стандартном водоизмещении Запас хода: 10100 морских миль при 12 узлах Экипаж: 730 человек Вооружение Артиллерийское вооружение: 4×3 6"/50 (152-мм) орудий Mk-XXIII в башенных установках MK-XXIII Зенитное вооружение: 6×2 4"/45 (102-мм) спаренных орудий Mk-XIX Мелкокалиберные орудия: 2×8 2-фн 40-мм пушек «пом-пом» Торпедное вооружение: 2 трёхтрубных торпедных аппарата TR-4 21" (533 мм) торпедных аппаратов Прочее Девиз:

HMS Edinburgh (C16) - британский лёгкий крейсер , типа «Таун» (подтип «Белфаст»), один из 9 крейсеров этого типа в составе Королевского военно-морского флота во время Второй мировой войны .

В последнем походе сопровождал конвой QP-11 (28.04.1942 Мурманск - 7.05.1942 Рейкъявик). Имел на борту около 5,5 тонн золота - платеж за ленд-лиз . 2 мая года потоплен в Баренцевом море субмариной U-456 (капитан Макс-Мартин Тайхерт).

История постройки

В первой половине XX века крейсер стал важным инструментом проведения колониальной политики, служащим как для охраны собственных торговых путей, так и для атаки вражеских коммуникаций, а также для поддержки действий кораблей других классов. Британская империя , будучи колониальной империей особенно нуждалась в кораблях такого класса.

Лондонское соглашение об ограничении и сокращении морских вооружений, подписанное 22 апреля 1930 года по итогам конференции, проводимой в столице Великобритании установило чёткие параметры крейсеров. Согласно Части III, Статье 15 «Крейсера - это надводные корабли, кроме линейных кораблей и авианосцев, стандартное водоизмещение которых превышает 1850 брутто-регистровых тонн и вооружённых артиллерией калибром свыше 5,1 дюйма (130 мм). Крейсера делятся на два подкласса:

  • a) с артиллерией калибром свыше 6,1 дюйма (155 мм)
  • b) с артиллерией калибром менее 5,1 дюйма (155 мм)»

Статья 16 налагала ограничение как на суммарный тоннаж (146800 брутто-регистровых тонн) и количество (15) тяжёлых крейсеров Британской империи, так и на суммарный тоннаж (192200 брутто-регистровых тонн) лёгких крейсеров.

Конструкция и характеристики

Участие в военных действиях

Последний поход «Эдинбурга»

В мае 1942 года «Эдинбург» с золотым грузом при загадочных обстоятельствах был потоплен в Баренцевом море в трёх днях пути от Мурманска. Крейсер затонул на большой глубине. Найти разгадку гибели крейсера и исчезновения золотого груза долгие годы считалось технически невозможным. Одна из самых секретных операций времён второй мировой войны с годами превратилась в одну из легенд о подводных сокровищах. Успешным оказался подъём 5,5 т золотых слитков с британского крейсера «Эдинбург», затонувшего в мае 1942 г. после атак по нему немецких подводных лодок и эсминцев. Крейсер с золотом пролежал почти 40 лет на дне Баренцева моря на глубине 260 м, когда в мае 1981 г. английское поисковое судно «Даммтор» вышло в рейс для поиска затонувшего крейсера.

Операция по подъёму золота

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.