Я видел кругом одно безбрежное лазурное море. Иван Тургенев — Лазурное царство (Стихотворение в прозе): Стих

Источник задания: Решение 4151. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

Задание 16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Решение.

В этом задании нужно поставить запятые, выделяющие деепричастные или причастные обороты. Помним, что причастный оборот обособляется в любом случае, причастный – только после определяемого слова.

1. Найдём в предложении причастные и деепричастные обороты.

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

2. Выделим запятые деепричастным оборот:

(2) торжествуя (3) и словно смеясь (4)

Запятая (3) не нужна, потому что союз «и» соединяет однородные деепричастие, которые относятся к одному слову.

3. Определим место причастного оборота по отношению к определяемому слову.

море (1-какое?) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек

Причастный оборот стоит после определяемого слово, запятая нужна.

Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными,
Что входит в понятие обособленное определение?
- причастный оборот: футболист, забивший мяч
- распространенное прилагательное:
- два и более одиночных определения:
- несогласованное определение, выраженное косвенным падежом существительного,


Что входит в понятие обособленное обстоятельство?
-
деепричастный оборот

Например: Он сердито швырнул окурок, зашипевший в луже , засунул руки в карманы расстёгнутого, развеваемого ветром пальто и, нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда , принялся шагать сосредоточенно и энергично. (А. Серафимович)

В этом предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом (окурок (к а к о й?), зашипевший в луже) , и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами (принялся шагать (как?), нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда ). Причем внутри первого деепричастного оборота есть причастный оборот: голову (какую?) еще не успевшую проясниться от дообеденных уроков.
На обособление (значит на постановку знаков препинания) второстепенных членов влияет:

1) Порядок слов, т.е место второстепенного члена по отношению к определяемому слову. а) Перевозчиков из деревни Часовни, лежащей на берегу , набежало множество, предлагая свои услуги.
(Обособлено определение, выраженное причастным
оборотом, стоящим после определяемого слова деревни ).

Обратите внимание!

б) Снасть состояла из брошенной поперёк реки бечевы с поводками из тонких шнуров и волосяной лесы.
(Причастный оборот не обособлен, так как он находится перед определяемым словом бечевы .)
2) Наличие личного местоимения а) Зараженный примером своего дяди , я начал подражать ему. Я, зараженный примером своего дяди , начал подражать ему.
б) Изнеможённый, растерянный , он начал припоминать все молитвы. Он, изнеможенный, растерянный , начал припоминать все молитвы. Он начал припоминать все молитвы, изнеможенный, растерянный.
(Обособлены причастный оборот, одиночные определения, так как относятся к личному местоимению.)
3) Наличие определённых предлогов при именах существительных, являющихся второстепенными членами предложения. Немку, несмотря на её полную безобидность , прислуга не любит.
Благодаря связям и подвижности зяmя , Авроре удавалось большинство своих писем пересылать жениху через курьеров.
4) Добавочное обстоятельственное значение во второстепенном члене. Движимый добрым чувством , Абрумка вынул одну конфетку из банки, подал её мальчику. (Обособляется причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, так как имеет добавочное причинное значение: подал конфетку, потому что был движим добрым чувством.)

Рассмотрим подробнее некоторые случаи обособления.
Обособленные определения
1) Обособляются распространенные согласованные определения, выраженные причастными оборотами или распространенными прилагательными, если стоят после определяемого существительного:

Особенно любил я беседы с ночными извозчиками , бедными подгорными крестьянами , прибывшими в столицу с окрашенными вохрой санишками и плохой клячонкой.
Я видел кругом одно безбрежное лазурное море , всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек .

2) Обособляются согласованные и несогласованные определения, если относятся к личному местоимению, независимо от места в предложении:

Жёлтый, высохший, с лысиною на всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе.
Он ехал шагом, толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами. (По И. Тургеневу)

3) Обособляются распространённые или одиночные определения, если они стоят перед определяемым существительным и имеют обстоятельственное значение причины, уступки, условия:

Исполненный недоумения , возвратился Юний на площадь.(Т.)
Рассерженный нами , пёс бешено лаял и рвался с цепи. (К. Седых)

4) Обособляются два и более одиночных определения, если они стоят после определяемого слова, и особенно в тех случаях, когда определяемому существительному предшествует ещё одно определение:

Острый топор Епифана неутомимо гнал от комля к вершине нервущуюся щ е п у , длинную и широкую . (К. Седых)
Полусмешная вражда , старинная и глубоко укоренившаяся , готова была, казалось, прекратиться от пугливости лошади. (П.)
Из чёрной тучи , огромной и грозной , веером рассыпались молнии. (Акс.)
С нею был юноша , красивый и сильный. (М.Г.)

5) Обособляются несогласованные определения, выраженные косвенным падежом существительного, стоящие после определяемого слова и имеющие характер дополнительного (добавочного) сообщения:

Маленький Т е м а , бледный, с широко раскрытыми глазами , стоял перед сломленным цветком.
Повар , в грязном белом фартуке, белокурый, ленивый, молодой, из бывших крепостных , Аким собирается разводить плиту.
Отец , седой, хмурый по обыкновению, в белом кителе , что-то озабоченно соображает.(По Н. Гарину-Михайловскому)

6) Обособляются определения, если они оторваны от определяемого слова:

Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сама себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые. (М.Г.)
М о р о з к а протискался в дверях и стал рядом с Дубовым, сумрачный и злой . (Ф.)
Это были броненосцы второго класса, старые, с малым ходом .(Н.-Пр.)
Е пи ф а н встретил его с колом в руке, тёмный от гнева . (К.Седых.)

7) Обособляются несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательного:

Мысль, страшнее прежней , заставила его содрогнуться.(Г.-М.)
Какой свет , тоньше и чище солнечного света , разлился по всем твоим членам, по мачейшим складкам твоей одежды? (Т.)


определ.слово согласованные и несогласованные определения
согласованные и неогласованные распространенные определение определ.слово
личное местоимение
согласованные и несогласованные распространенные определение

определ.слово два и более одиночных определения
молодые и веселые
Добавочное обстоятельственное значение определ.слово
Несмотря на..
Вопреки
По причине и др ..
определ.слово Несмотря на...
Вопреки
По причине и др..



Обособленные обстоятельства
1) Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, независимо от его места в предложении:

Он решил помириться со старым своим соседом, уничтожить следы ссоры, возвратив ему его достояние.
Облегчив душу благим намерением , Кирилла Петрович пустился рысью к усадьбе и въехал прямо на двор.
Он приближался, держа фуражку , наполненную вишнями. (По А.Пушкину)

2) Обособляются два или несколько одиночных обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями:

Аграфена принялась помогать ей, охая и причитая . (К. Седых)
Девочка, улыбаясь и лопоча , протягивала ручонки.
Солнце, искрясь и сверкая , играло на гребнях волн.(М.Г.)

3) Обособляются обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием, особенно если они стоят в начале или в середине предложения:

Поднявшись , Семён вышел в сени, зачерпнул в кадушке ковш холодной воды и пил, не отрываясь , пока не заныли зубы.
Засмеявшись , все вышли в сени.
Бабы, перебраниваясь , разошлись по домам.(По К. Седых)

4) Обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, вследствие, при отсутствии, по причине, в случае, при наличии, ввиду, несмотря на:

Казак мой, вопреки приказаниям , спал крепким сном.
К счастью, по причине неудачной охоты , наши кони не были измучены.
Несмотря на страх , я пошёл по галереям подземелья.(Кор.)
В один удачный набег зайцы портили иногда целый сад, несмотря на все предосторожности . (М.-С.)


Обратите внимание!
Не обособляются фразеологизмы , в состав которых входят деепричастия:

И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя . Николай работал засучив рукава.

Не обособляются деепричастия с наречным значением (они обычно отвечают на вопросы как? каким образом? в каком положении?);

Ирина стояла не двигаясь . Обломов принимал гостей лежа . Казак отошёл не торопясь . (Шол.) Я наблюдал эту сцену не отрываясь. По дороге к большому городу не спеша идёт мальчик. (Г.) В Нехлюдове не переставая в продолжение этих двух дней шла внутренняя, не сознаваемая им борьба.(Т.)

Рассмотрим следующие примеры.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Эта сибирская река рассекала большие горы (1) угрюмо нависавшие над ней (2) и (3) вырвавшись на простор (4) разливалась широко и свободно.
1) 1,4 2) 2,3 3) 3,4 4) 1,2,3,4

В этом примере есть причастие и деепричастие с зависимыми словами: (7) нависавшие (над чем?) над ней; нависавшие (как?) угрюмо (причастный оборот) и вырвавшись (к у д а?) на простор (4) (деепричастный оборот). Согласованное определение находится после определяемого слова, значит, выделяем его с двух сторон (1 и 2 запятые). Обособленное обстоятельство также выделяется с двух сторон (3 и 4 запятые), хотя находится в препозиции: оно выражено деепричастным оборотом, который обособляется независимо от его места в предложении. Правильный ответ - 4.

Обратите внимание на этот случай!
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Рассыпанные по подоконнику (1) жареные семена подсолнечника привлекли внимание синичек (2) суетливо прыгающих по ветвям берёзы (3) и (4) что-то высматривающих на земле.
1) 1,2 2)2,3,4 3)2 4) 1,2,3,4

В этом предложении причастный оборот рассыпанные по подоконнику находится в препозиции, т.е. в позиции перед определяемым словом семена , поэтому запятую на месте (1) не ставим. А вот следующие два причастных оборота суетливо прыгающих по ветвям берёзы и что-то высматривающих на земле стоят после определяемого слова синичек , значит, ставим одну запятую (2). На месте цифр (3) и (4) запятые вообще не ставим, т.к. союз И соединяет однородные причастные обороты. Правильный ответ - 3.

Упражнения для тренировки.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
К вечеру лисица залегла в густом и высоком островке сухостойного конского щавеля (7) и (2) свернувшись рыже-палевым комком подле тёмно-красных (3) густо обсеменившихся стеблей (4) терпеливо дожидалась ночи.
1) 1,2 2) 2,4 3) 2,3,4 4) 1,3,4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В небе неподвижно стояли ястребы (1) распластав свои крылья (2) и (3) неподвижно устремив (4) глаза свои в траву.
1) 1,2,3,4 2) 2,3 3)1 4) 3,4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Испуганный (1) шорохом (2) конь шарахнулся в сторону (3) звеня (4) колечками уздечки (5) тревожно всхрапывая.
1) 1,2,3,5 2) 2,3,5 3) 2,3,4,5 4) 3,5

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
А он меж тем (7) объятый пылом (2) и жаром битвы (3) жадный заслужить навязанный на руку подарок (4) понесся (5) как молодой борзой пёс (6) красивейший (7) быстрейший (5) и молодший всех в стае.
1)1,3,4,5,6,7 2) 1,2,3,5,7 3) 2,3,4,5,6,8 4)1,3,4,6,7

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Но вот (7) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперёд бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне однопутки.
1) 1,2,3,4,5,6 2) 2,3,4,5,6 3)1,2,4,5 4)1,2,4,5,6

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Обрадованные такими приятными надеждами (7) мы весело пошли гулять (2) и (3) бегать сначала по двору (4) а потом и по саду.
1) 1,2,4 2) 1,3,4 3) 3,4 4) 1,4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Паруса (7) уже наполненные ветром (2) и (3) готовые к полёту (4) звенели (5) натянутой тетивой.
1) 1,2,4 2) 1,4 3) 2,3,4 4) 1,4,5

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Дом (7) стоявший на опушке леса (2) и (3) освещаемый солнцем (4) принадлежал леснику.
1) 1,2,3,4 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 1,4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Азазелло (7) облегчённо отдуваясь (2) откинулся на спинку скамейки (3) закрыв спиной (4) крупно вырезанное на ней (5) «Нюра».
1) 1,2,3,4 2)1,2,3 3)1,2,3,5 4) 1,2,4,5

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Метель стихала (1) рассыпаясь снегом (2) по лесу (3) и (4) теряя силу (5) свистела всё тише (б) и тише.
1) 1,2,3,4,5 2) 2,4,5 3) 1,3,4,5 4) 1,2,4,5

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вот-вот раскроются почки (1) и выпустят каждая по зелёному листочку (2) такому мягкому (3) светленькому (4) душистому (5) и точно покрытому лаком.
1) 1,2,3,4,5 2) 2,3,4 3) 2,3,4,5 4) 3,4,5

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
За это время Тимофей (1) и Роман успели крепко сжиться (2) и (5) несмотря на разницу в возрасте (4) стать большими друзьями.
1) 2,3,4 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 2,3,4

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Облака ползли медленно (1) то сливаясь (2) то обгоняя друг друга (3) мешали свои цвета и формы (4) поглощая сами себя (5) и вновь возникая в новых очертаниях (6) величественные и угрюмые.
1) 1,2,3,4,5, 2) 1,2,3,4,6 3) 2,3,5,6 4) 1,2,4,5

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пёстрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом.
1) 1,2,4,5 2) 1,2,3,5 3) 1,2,5 4) 2,4,5

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я (1) встревоженный (2) и (3) огорчённый до глубины души (4) сидел молча (5) надеясь на благоприятный исход дела.
1) 1,4,5 2) 1,2,3,4,5 3) 4,5 4) 3,4,5

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Обрадованный таким благосклонным вниманием (1) кузнец уже хотел было расспросить хорошенько царицу о всём (2) и придвинулся поближе (3) желая рассмотреть её черевички (4)и (5) изложить свою просьбу.
1) 1,2,3,4 2) 1,3 3) 3,4 4) 2,3

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Он сердито швырнул окурок (1) зашипевший в луже (2) засунул руки в карманы расстегнутого пальто (3) и (4) нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову (5) и (6) ощущая в желудке тяжесть скверного обеда (7) принялся шагать сосредоточенно и энергично.
1) 1,2,4,7 2) 1,2,3,4,5,6,7 3) 1,2,4,5 4) 1,2,4,5,6

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Контуры деревьев (1) обрызганных дождём (2) и (3) взволнованных ветром (4) начали выступать из мрака (5) чернея растопыренными ветвями.
1) 1,2,3,4,5 2) 1,4,5 3) 2,3,4,5 4) 1,4

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мать (1) не уснувшая ночью ни на минуту (2) вскочила с постели (3) и (4) сунув огонь в самовар (5) приготовленный с вечера (6) начала готовить завтрак.
1) 1,2,4,5,6 2) 1,3,4,5,6 3) 1,2,5,6 4) 1,2,4,6

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Сорванная с деревьев (1) листва закружилась в вихре (2) и стала подниматься кверху (3) напоминая стайку разноцветных бабочек (4) летящих на яркие цветы.
1) 1,3,4 2) 1,2,3 3) 3,4 4) 2,3

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Освещённый луною (1) туман (2) расстилаясь по ложбинам и над рекою (3) журчащей под горой (4) напоминает какое-то сказочное существо.
1) 1,2,3 2) 2,3,4 3) 1,3,4 4) 1,4

22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Горделиво выгнувший шею (1) лебедь подплыл к берегу и (2) встряхнувшись (5) и (4) замахав крыльями (5) направился к кормушке.
1) 1,2,3,5 2) 2,3,4,5 3) 2,5 4) 1,2,5

23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Грибники (1) напуганные приближающейся грозой (2) и внезапно потемневшим небом (5) бросились бежать (4) сломя голову.
1) 3,4 2) 2,3,4 3) 1,3 4) 1,3,4

24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мальчик вспыхнул (1) постоял (2) насупив брови (5) и пошёл прочь (4) подшвыривая носком (5) лежавшие повсюду (6) сухие прошлогодние листья.
1) 1,2,3,4 2) 1,2,3,4,5,6 3) 1,3,4,5,6 4) 1,2,4,5

25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Заря (1) зажжённая всходившим солнцем (2) запылала (3) полыхая всеми оттенками алых и жёлтых красок (4) и (5) освещая все вокруг.
1) 1,3 2) 1,2,3 3) 1,2,3,4 4) 1,2,3,4,5

26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
У поросшей густым кустарником (1) реки сидели мальчики (2) о чём- то тихо беседуя (5) и (4) наблюдая за поплавками (5) плели корзины из гибких ивовых прутьев.
1) 2,3,4,5 2) 1,2,3,4,5 3) 1,2,5 4) 4,5

27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Экологическое движение (1) с каждым годом набирающее силу (2) и (3) неуклонно крепнущее (4) объединяет взрослых и детей (5) помогающих России сохранить её заповедные природные территории.
1) 1,2,3,4 2) 1,4,5 3) 1,2,4,5 4) 2,3,4,5

28. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Книги (7) собранные учениками старших классов (2) и переданные в дар детскому саду (3) очень обрадовали малышей (4) сразу принявшихся рассматривать яркие картинки.
1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3,4 4) 3,4

29. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Археологи расположились на берегу реки (7) быстро бежавшей тут к морю (2) и кишащей рыбами (3) и (4) установив палатки (5) отправились на раскопки.
1) 1,2,3,4,5 2) 1,3,4,5 3) 4,5 4) 1,4,5

30. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Похожее на раскалённый шар (7) солнце медленно выплыло (2) из-под горизонта (2) жгучее (3) и ослепительное.
1) 1,2,3 2) 1,3 3) 2 4) 2,3

31. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Изгибаясь тёмной дугой (7) и пугая своим мрачным видом (2) тянулся лес (3) перепутанный хмелем (4) заваленный свалившимися деревьями (5) хмурый (6) и нелюдимый.
1) 2,3,4,5 2) 1,2,3,4,5,6 3) 3,4,5 4) 4,5,6

32. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Побежали по деревенским улицам (7) сверкающие на солнце ручейки (2) сердито пенясь вокруг встречных каменьев (3) и (4) быстро вертя щепки и гусиный пух.
1) 2,3,4 2) 1 3) 2 4) 2, 3

33. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Воробьи (7) стаями обсыпавшие придорожные ветлы (2) кричали радостно (3) и возбужденно (4) рассказывая всем о наступившей весне.
1)1,2,3 2) 2,4 3) 1,2,3,4 4)1,2,4

34. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Над чёрными нивами (7) курясь (2) вился легкий парок (3) наполнявший воздух ароматом оттаявшей земли (4) ожидающей земледельцев.
1) 1,2,3,4 2) 3,4 3) 2,3,4 4) 3

35. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Навстречу шёл большой обоз русских мужиков (1) привозивших провиант в Севастополь (2) и теперь шедший оттуда (3) наполненный больными (4) и ранеными солдатами в серых шинелях.
1) 1,2,3 2) 2, 3, 3) 1,3 4) 3

36. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Звенела (7) качаясь в тени столбиками (2) мошкара (3) обжигающая тело укусами (4) и нестерпимо надоедливая.
1) 2,3 2) 1,2,3 3) 2,3,4 4) 1,2,3,4

37. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Лениво поворачивалось мельничное колесо (1) почернелое от времени (2) набирая (3) в медленно подставляющиеся коробки (4) сонно журчащую воду (5) боясь уронить лишнюю каплю драгоценной влаги.
1) 1,2.5 2) 1,2,3,4 3) 2,5 4) 1,2,3,5

38. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Работники (1) привезённые из города (2) работали (3) не покладая рук (4) помня о будущем щедром вознаграждении.
1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3,4 4) 1,2,3

39. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Машенька (7) держа в одной руке оба конца мокрой рулевой верёвки (2) другую руку опускала в воду (3) стараясь сорвать (4) покачивающуюся на воде (5) кувшинку.
1) 1,2,3,4,5 2) 3,4,5 3) 1,2,3,4 4) 1,2,3

40. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Увидев меня у иконописца (1) и (2) желая узнать подробности его малоизвестного искусства (3) этот грустный мечтатель (4) уединённый в самого себя (5) очень обрадовался.
1) 2,3,4 2) 1,2,3,4,5 3) 3,4,5 4) 2,3,4,5


1. На какие вопросы отвечает причастный оборот?
Что делая? Что сделав?
Что делать? Что сделать?
Что сделаю? Что сделав?
Какой? Какая?
2. На какие вопросы отвечает деепричастный оборот?
Что делая? Что сделав?
Что делать? Что сделать?
Что сделаю? Что сделав?
Что делающий? Что сделавший?
3.
Ночь (1) спустившись на землю (2) окутала непроницаемым мраком всё (3) в деревеньке (4) уставшей от летнего зноя.
1, 2, 3, 4
1, 2, 4
1, 2
1, 2, 3

4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Почему-то испугавшись (1) он быстро погасил свет (2) и (3) зажав коробку в руке (4) вернулся в комнату.

1, 2, 3
1, 2, 3, 4
1, 3, 4
1, 4

5В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Треща красными подкрыльями (1) маленькие кузнечики (2) пролетавшие несколько метров (3) падали на землю (4) сливаясь с камнями.

1, 2, 4
1, 2, 3, 4
2, 3, 4
1, 3

ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
1. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.

2. Амбра (1) долго пробывшая в морской воде (2) или специально очищенная (3) имеет едва уловимый (4) запах жасмина.

3. В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.

4. Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.

5. Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной.

6. Грозовая туча (1) по временам сверкавшая молниями (2) и издававшая недовольное рокотание (3) спешила на северо-восток (4) всё более открывая тёмное звёздное небо.

7. Смешиваясь с солёными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу.

8. Перифраза – оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием (1) содержащим (2) элемент характеристики описываемого предмета или лица (3) и помогающим (4) избежать неоправданных повторов в тексте.

9. На картине будут лишь (1) омытый дождём (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром.

10. Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

11. По длинному зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.

12. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

13. Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.

14. Выпускники (1) всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой (2) по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3) одноклассников (4) стремясь видеть в них только хорошее.

15. Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы 20 века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».

16. Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на фоне предвечернего неба.

17. Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза свои в траву…

18. По ясному небу плавно неслись (1) не закрывая солнца (2) низкие дымчатые облака (3) постепенно исчезающие (4) в синеве.

19. В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.

20. Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углублялась в лес.

21. С моря дул влажный холодный ветер(1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3) набегавшей на берег волны.

22. Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.

23. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

24. В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

25. Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.

26. Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) по водянисто-зелёным лугам, и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.

27. Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.

28. А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.

29. Мы перебрались через реку по зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) и пошли направо (3) держась (4) поближе к берегу.

30. Образованный на речке (1) пруд(2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя... во сне. Нас было несколько человек на красивой, разубранной лодке. Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами. Я не знал, кто были мои товарищи; но я всем своим существом чувствовал, что они были так же молоды, веселы и счастливы, как и я! Да я и не замечал их. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо — и по нем, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце. И между нами по временам поднимался смех звонкий и радостный, как смех богов! А не то вдруг с чьих-нибудь уст слетали слова, стихи, исполненные дивной красоты и вдохновенной силы... Казалось, самое небо звучало им в ответ — и кругом море сочувственно трепетало... А там опять наступала блаженная тишина. Слегка ныряя по мягким волнам, плыла наша быстрая лодка. Не ветром двигалась она; ею правили наши собственные играющие сердца. Куда мы хотели, туда она и неслась, послушно, как живая. Нам попадались острова, волшебные, полупрозрачные острова с отливами драгоценных камней, яхонтов и изумрудов. Упоительные благовония неслись с округлых берегов; одни из этих островов осыпали нас дождем белых роз и ландышей; с других внезапно поднимались радужные длиннокрылые птицы. Птицы кружились над нами, ландыши и розы таяли в жемчужной пене, скользившей вдоль гладких боков нашей лодки. Вместе с цветами, с птицами прилетали сладкие, сладкие звуки... Женские голоса чудились в них... И всё вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормою — всё говорило о любви, о блаженной любви! И та, которую каждый из нас любил, — она была тут... невидимо и близко. Еще мгновение — и вот засияют ее глаза, расцветет ее улыбка... Ее рука возьмет твою руку — и увлечет тебя за собою в неувядаемый рай! О лазурное царство! я видел тебя... во сне. Июнь, 1878

9-е и 11-е классы

Готовимся к ЕГЭ по И.С. Тургеневу

Прочитайте текст и выполните задание к нему.

1. О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя... во сне.

2. Нас было несколько человек на красивой разубранной лодке.

3. Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами.

4. Я не знал, кто были мои товарищи; но я всем своим существом чувствовал, что они были так же молоды, веселы и счастливы, как и я!

5. Да я и не замечал их.

6. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, все покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нему, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце.

7. И между нами по временам поднимался смех, звонкий и радостный, как смех богов!

8. А не то вдруг с чьих-нибудь уст слетали слова, стихи, исполненные дивной красоты и вдохновенной силы...

9. Казалось, самое небо звучало им в ответ – и кругом море сочувственно трепетало...

10. А там опять наступала блаженная тишина.

11. Слегка ныряя по мягким волнам, плыла наша быстрая лодка.

12. Не ветром двигалась она; ею правили наши собственные играющие сердца.

13. Куда мы хотели, туда она и неслась, послушно, как живая.

14. Нам попадались острова, волшебные, полупрозрачные острова с отливами драгоценных камней, яхонтов и изумрудов.

15. Упоительные благовония неслись с округлых берегов; одни из этих островов осыпали нас дождем белых роз и ландышей; с других внезапно поднимались радужные, длиннокрылые птицы.

16. Птицы кружились над нами, ландыши и розы таяли в жемчужной пене, скользившей вдоль гладких боков нашей лодки.

17. Вместе с цветами, с птицами прилетали сладкие, сладкие звуки...

19. И все вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормою – все говорило о любви, о блаженной любви!

20. И та, которую каждый из нас любил, – она была тут... невидимо и близко.

21. Еще мгновение – и вот засияют ее глаза, расцветет ее улыбка...

22. Ее рука возьмет твою руку – и увлечет тебя за собою в неувядаемый рай!

23. О лазурное царство! Я видел тебя... во сне.

(И.С. Тургенев)

1. Какой вариант заголовка наиболее полно отражает основную мысль текста?

2) Путешествие на лодке.

3) Лазурное царство.

4) Морская прогулка.

2. Определите стиль и тип речи.

1) Разговорный стиль, рассуждение;

2) художественный стиль, описание;

3) художественный стиль, повествование;

4) публицистический стиль, описание.

3. Какое лексическое значение имеет слово царство в этом тексте (предложение 1)?

1) Правление какого-нибудь царя, царствование;

2) государство во главе с царем;

3) одна из четырех высших сфер органического мира;

4) та или иная область действительности, средоточие каких-нибудь явлений, предметов.

4. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) Царство; 2) замечал; 3) слетали; 4) журчание.

5. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) Счастья; 2) грудью; 3) смеясь; 4) ныряя.

6. Каким способом образовано слово безбрежное?

1) Приставочный;

2) суффиксальный;

3) приставочно-суффиксальный;

4) бессуффиксный.

7. Из предложений 1–4 выпишите полные прилагательные, образованные от существительных суффиксальным способом.

8. Из предложений 5–8 выпишите слово, соответствующее схеме: .

9. Из предложений 4–10 выпишите однокоренные слова.

10. Из предложений 14–15 выпишите сложные слова.

11. Из предложений 6, 8 и 21 выпишите слова с приставками на -з (-с).

12. Из предложений 1–6 выпишите слова с орфограммой «Разделительный ь ».

13. Из предложений 10–13 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне.

14. Определите количество морфем в слове разубранной .

15. Выпишите из предложений 7–10 слова с нулевым окончанием.

16. Соотнесите колонки:

17. Из предложений 10–13 выпишите действительное причастие настоящего времени.

18. Соотнесите колонки:

19. Соотнесите часть речи с грамматическими признаками.

20. вдоль в предложении 16.

21. Определите, какой частью речи является слово куда в предложении 13.

22. Из предложения 11 выпишите словосочетания со связью примыкание.

23. Выпишите грамматическую основу из предложения 2.

24. Укажите номер предложения, осложненного обособленным определением, выраженным причастным оборотом (предложения 14–17).

25. Укажите номер предложения, осложненного обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (предложения 8–12).

26. Укажите номер предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения (предложения 1, 6, 14, 19).

27. Укажите номер предложения с обособленными нераспространенными однородными определениями, выраженными прилагательными (предложения 5–10).

28. Укажите номер предложения, которое соответствует характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными подлежащими и обособленным определением (предложения 7–10).

29. Укажите номер сложного предложения, одна из частей которого является односоставной (предложения 20–23).

30. Среди предложений 10–14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи местоимения. Напишите номер этого предложения.

31. Найдите предложение, соответствующее схеме:

[––– === ], [ ––– и ––– === х, | | ].

(Предложения 14–17).

32. Выпишите эпитет из предложения 12.

33. Какое изобразительное средство не использует Тургенев в двух последних предложениях?

1) Метафора;

2) риторическое восклицание;

3) сравнение;

4) эпитет.

Ответы:

№ 1. 3); № 4. 1);

№ 2. 2); № 5. 4);

№ 3. 4); № 6. 3);

№ 7. лазурное, лебединой;

№ 8. поднимался;

№ 9. чувствовал, сочувственно; смеясь, смех;

№ 10. полупрозрачные, драгоценных, благовония, длиннокрылые;

№ 11. безбрежное, исполненный, расцветет;

№ 12. счастья, грудью, рябью;

№ 13. сердца;

№ 14. 6 морфем: раз-у-бр-а-нн-ой ;

№ 15. поднимался, смех, уст, ответ;

№ 16. 1) б); 2) в); 3) а); 4) г); 5) е); 6) д); 7) г);

№ 17. играющие;

№ 18. 1) в); 2) а); 3) г); 4) б);

№ 19. 1) г); 2) а); 3) в); 4) б);

№ 20. предлог;

№ 21. наречие;

№ 22. плыла... ныряя; слегка ныряя;

№ 23. несколько человек было;

№ 32. играющие;

№ 33. сравнение.

Е.К. СПИРИНА,
МОУ «Богородская ООШ»,
пос. Авсюнино,
Орехово-Зуевский р-н

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.