Удивительный мир волшебницы воды. Удивительный мир волшебницы воды II

Вода является практически самым важным, нужным и используемым веществом на планете. Посмотрев на улицу или во двор, вы увидите живые растения, людей животных, все они практически полностью состоят из воды, гляньте на дома, высотки, заборы, автомобили, все это было произведено также с участием воды. Без воды в наше технологическое время обойтись нереально. Зачем нужна вода человеку? - спросите вы. Человек же, состоит практически на 72 % из воды. Мало того, вода есть даже в костях и эмали зубов!

Вода является универсальным растворителем, вода, по сути, аномальное вещество – при замерзании она расширяется, а при нагревании сужается. Это не происходит ни с одним другим веществом, что еще раз доказывает такую важную роль воды в жизни и жизнедеятельности человека. Первым делом, поговорим о самой воде, из чего она состоит и какая она бывает, ту которую мы привыкли видеть у себя дома, или ту, которая стремительно несется с горного склона вниз, или, может быть, спокойно несется течением, где то в Атлантике.

Вода и ее типы

Вода, это соединение двух веществ – водорода и кислорода, как бы уже можно заметить какую-то черту или грань – водород, самый распространенный элемент в космосе, а кислород – на Земле, они дополнили друг друга, раскрыли такие сильные свойства. Теперь о самой воде – вода бывает пресная и соленая. То есть, пресная вода - та, которая находиться в реках, пресных озерах и водохранилищах. Соленая вода – это вода морей и океанов. Так вот, пресной воды, во всем мире, всего около одного процента! Относительно всех мировых водных ресурсов. К питью и применению, пригодна лишь пресная вода. Вот на самом деле, зачем беречь воду.

Пресная вода, по содержанию в ней примесей и солей магния и кальция разделяется на степени жесткости. Чем жестче вода, тем она менее пригодна в употребление. Рассмотрим степени:

  • Очень мягкая
  • Мягкая
  • Средней жесткости
  • Жесткая
  • Очень жесткая

В нашей стране, обычно, наиболее распространена вода средней жесткости. Рассмотрим также и проблемы в быту, связанные с жесткой водой:

  • При мойке посуды, стирке, жесткая вода менее эффективна, поскольку идет перерасход моющих средств
  • Если умываться жесткой водой, можно вызвать раздражение кожи, а при умывании с мылом – перхоть и ощущение «жесткости» волос
  • При взаимодействии с мылом, жесткая вода образует мыльные шлаки, которые после себя оставляют разводы на поверхностях, которые были обработаны
  • Также хорошо известная всем накипь на стенках чайника, это тоже результат воздействия жесткой воды. Ну и большинство поломок водонагревательной техники связывают именно с накипью.

Чтобы смягчить воду, желательно ставить специальные фильтры, чтобы, во-первых, сэкономить воду, а во-вторых, сберечь свое здоровье и домашнюю технику – чайники, стиральные машины, бойлеры.

Промышленность

Перейдем к следующему разделу – для чего используют воду в промышленности. Так вот, практически ни один технологический процесс не обходиться без прямого или непрямого участия воды. Это и охлаждение агрегатов в металлургии, машиностроении, теплоэнергетике и химической промышленности, и участие в прямом производстве хлеба или сахара. Так вот, на изготовление 1 тонны стали, идет 35 м 3 воды, 1 тонны нефти 6м 3 воды, тонны синтетического волокна – целых 1000 м 3 воды.

Человек

Теперь рассмотрим, для чего человеку вода, и какую роль она исполняет в организме.

  • Вода, как естественный растворитель, участвует в водно-солевом обмене веществ в организме, то есть, она вместе с кровью циркулирует по организму, доставляя питательные вещества в клетки тела, а также помогает полезным веществам и микроэлементам правильно усваиваться.
  • Вода выступает средством очистки в организме. Она способствует выделению шлаков или отходов, в виде мочи и пота, то есть выполняет детоксикационную функцию.
  • Вода предотвращает мочекаменную болезнь. Как известно, камни в почках, это соли, которые по некоторым причинам не растворились и осели. А вода, при большем ее количестве, помогает растворять больше солей. Вот почему, людям, страдающим от мочекаменной болезни, рекомендуется употреблять больше воды.
  • Вода предотвращает перегрев организма. Как известно, в жаркую пору человек больше потеет, это вода испаряется, и таким образом оказывает охлаждающий эффект.
  • Когда человек теряет воду в большом количестве, организм пытается компенсировать потерю сужением кровеносных сосудов. Что ведет к повышению кровяного давления. Для чего полезна вода в данном случае? Все просто, вода пополняет естественный запас и баланс организма, таким образом, предотвращая опасные для жизни человека заболевания. Поэтому, ежедневно, рекомендуется употреблять положенные нормы воды – примерно 8 стаканов, с перерасчетом на пищу, то есть где-то 2 литра воды в день.
  • Вода, участвуя в процессе потоотделения, помогает выводить из кожи вредные вещества, придавая ей большей мягкости и молодого вида.

Но также не стоит употреблять и много воды, поскольку это может привести к вымыванию солей из организма. Природным сигналом недостатка воды в организме, является жажда. Поэтому полагайтесь на свои чувства и ощущения. Таким образом, для чего нужна вода в организме, мы разобрались, можно также рассмотреть варианты полезных свойств воды, в использовании ее человеком.

Издавна человек использует воду в своих целях, как для гигиены, так и для изготовления всевозможных пищевых продуктов и лекарственных препаратов. Принимая ванну или душ, человек очищает поверхность кожи, делает ее чистой, что немаловажно в концепции гигиены. Человек, изготавливая всевозможные лекарства и настойки, все также использует воду, вода используется практически в любой отрасли, в любом месте и в любое время. Без воды невозможно существование живой природы в целом. Берегите воду, это источник нашей с вами жизни!

В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет первоопределяющую роль. Вода – это сама жизнь!

Взгляните на неё – чистая, прозрачная, она не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, но её значение переоценить трудно. Всё, в чём принимала и принимает участие её величество Природа, содержит в себе воду. Тело взрослого человека состоит в среднем на 60% из воды, в теле ребёнка её ещё больше. Вода есть везде – в организме зверей и птиц, в продуктах питания, в разнообразных растениях, в почве, в атмосфере.

Народы древности, наряду с огнем, обожествляли воду. Древнегреческий философ Фалес Милетский считал, что вода является первичным веществом Вселенной, из которой всё состоит и в которое, в конечном итоге, превращается. Суждение древних мыслителей о воде, как начале всех начал, отозвалось в учении Аристотеля о четырёх стихиях – огне, воздухе, земле и воде.

Когда древние люди хотели пожелать собратьям чего-то доброго, они желали, кроме прочего и «свежей воды».

В течение очень длительного срока (миллионов лет) вода принимала активное участие в подготовке условий, необходимых для зарождения и развития жизни на Земле. Бесконечно справедливы версии о том, что жизнь зародилась именно в водной среде.

Какое свойство воды является наиболее существенным? Её редкостная растворяющая способность. Она присуща ей, благодаря конфигурации молекулы воды. Вода растворяет всевозможные вещества, при её наличии в организме происходят многие жизненно важные процессы.

Вода - существенная часть питания всего живого на Земле. Без воды трудно представить себе процессы пищеварения, процессы обмена веществ. С помощью воды осуществляется перенос питательных веществ по организму. Выполнив свои функции в организме, вода уносит из него всё ненужное и вредное.

Каждая клеточка нашего тела содержит воду. Запас воды в организме должен постоянно пополняться. Без воды человек не проживёт и нескольких дней.

Для поддержания жизнедеятельности человек использует большое количество воды. Она необходима для производства продуктов питания, и всего того, чем пользуется человек.

Космонавты донесли до нас, что из космоса планета Земля кажется голубой планетой с островами суши. Но много на нашей планете воды солёной, а не пресной. Человеку нужна пресная вода. Но не вся и пресная вода пригодна для питья. Главным источником питьевой воды является природная вода, которую соответствующим образом подготавливают для людей с помощью установок водоподготовки.

Запасы пресной воды на Земле ограничены. Воду надо беречь. Не загрязнять её сточными водами, в состав которых входят отходы производства. Сброс или другие поступления в водные бассейны вредных веществ ухудшают качество поверхностных вод, ограничивают их использование, а также отрицательно влияют на состояние дна, береговых объектов, других соседствующих территорий.

Воду надо беречь – и это закон нашей жизни!

Вода – главный источник жизни всех живых организмов на нашей планете. Для здоровья очень важно ежедневное пополнение организма водой. Если без пищи человек может обходиться несколько недель, то прожить без воды — всего лишь несколько дней .

Человеческое тело плохо сохраняет влагу, теряя ее в процессе мочеиспускания, потоотделения и дыхания, поэтому требуется постоянное восполнение запасов жидкости. Для жизнедеятельности организма важно соблюдение питьевого баланса.

Это значит, что наш организм должен получать извне и выделять наружу равное количество воды. Если этот баланс нарушается, наступают негативные изменения в процессе жизнедеятельности.

Если воды недостаточно – падает вес, вязкость крови увеличивается, повышается температура, понижается работоспособность. При излишнем потреблении воды возрастает нагрузка на почки, сердце, ухудшается пищеварение.

Количество ежедневно потребляемой человеком воды зависит от различных факторов: его веса, физической активности, температуры воздуха и др. В среднем, дневная норма поступающей в организм жидкости (учитывая другие напитки и пищу) – 2 литра.

Рассмотрим конкретно, как влияет недостаток воды на организм человека.

Мозг . Недостаток воды в организме лишает его кислорода, провоцирует возникновение инсульта (особенно в жару).

Сосуды . Кровь состоит из твердой части (плазмы) и жидкости. Если воды недостаточно, возможно возникновение тромбов, а, значит, инсультов и инфарктов.

Кишечник . Предупреждение запоров.

Кожа . Избыток морщин – следствие обезвоживания.

Почки . Вода предупреждает возникновение камней в почках и рака мочевого пузыря.

Наиболее полезна для организма чистая вода без газа .

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Обобщить знания детей о круговороте воды, свойствах и состояниях воды в природе.
  2. Работать над развитием и обогащением словарного запаса.
  3. Формировать знания об экологической целостности природы.
  4. Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование:

  • глобус;
  • физическая карта Ростовской области;
  • плакаты и рисунки детей на тему «Берегите воду»;
  • заготовки для коллективной работы обучающихся «Сохраним воду на планете!» (нарисованный на ватмане аквариум в виде Земли, квадраты из цветной бумаги для складывания оригами – рыбка).

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте. Проверили готовность к уроку. Садитесь.

– Отгадайте загадку.

С горы сбегая без труда,
Она гремит как гром.
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором!
Нагрей ее – и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам.
Зовут ее – …(Вода).

II. Сообщение темы и целей урока.

Слайд 3 (цели)

III. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о самом удивительном веществе нашей планеты. О Воде.

– Мы выясним, где на Земле есть вода.

– Вспомним, в каком состоянии она встречается.

– Выясним кому и для чего нужна вода.

– Определим роль воды в жизни нашей планеты.

– Выясним, нужно ли беречь и охранять воду?

Учитель: Я предлагаю начать наш урок необычно. Представим себя в космическом корабле и посмотрим в окно иллюминатора. Мы в космосе. Что мы видим?

Ученики : Звезды и планеты.

Слайд 4 (планеты)

Учитель: Как мы узнаем нашу планету из космоса?

Ученики: Она ярко голубая с желто-зеленым рисунком. Это вода и суша.

Учитель: Вода – самое необыкновенное вещество в мире. Она есть во всех уголках Вселенной. Среди планет Солнечной системы вода распространена очень неравномерно.

– Как вы думаете, на других планетах есть вода?

Ученики: Да.

Слайд 5 (Венера и Марс)

Ученики: На Венере воды очень мало и она находится в газообразном состоянии.

На Марсе есть немного воды в виде льда.

Учитель: Почему нашу планету называют голубой?

Ученики : Наша планета имеет голубой цвет из-за большого количества воды. Вода занимает в два раза больше места, чем суша. Только на Земле есть царство жидкой воды!

Слайд 6 (вода на Земле)

Учитель: Вода занимает 3/4 земной поверхности. (пример – ¾ яблока)

– Как называется оболочка, которую составляют все воды Земли?

Ученики: Все воды Земли составляют водную оболочку, которая называется гидросфера.

IV. Работа по теме.

Учитель: Как распределена вода на Земле?

Ученики: Большая часть воды сосредоточена в океане, значительно меньше - в морях, реках, озерах и подземных водах. Также запасы воды имеются в атмосфере, в виде облаков и водяного пара. Еще часть воды находится в твёрдом состоянии в виде ледников и снежного покрова.

Слайд 7 (океаны)

Учитель: Сколько на Земле океанов?

Ученики : 4

Учитель: Назовите их.

Ученики : Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый.

Учитель: Какой океан самый большой?

Ученики: Тихий

Учитель: А какой самый глубокий?

Ученики: Тихий

Учитель: Как вы думаете, можно было бы спрятать самую высокую гору в самой глубокой океанской впадине?

Ученики: Да. Даже самая высокая гора Эверест (8 844 м) скрылась бы в океанской впадине. Если бы в самое глубокое место Тихого океана, в Марианскую впадину (11022 м) можно было опуститься в кабине обыкновенного лифта, пришлось бы без остановки ехать подряд 5 часов. С 10-го этажа дома – всего полминуты, а тут – 5 часов! Вот так глубина!

Учитель: Сколько же тогда воды в океане, во всех океанах и морях вместе?

А вот сколько. Если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, а все океаны, моря и реки, озера разлились бы по его поверхности, то вся наша планета оказалась бы залита 9-метровым слоем воды.

Учитель: А много ли на Земле морей?

Ученики: 54 моря.

Учитель: Какие моря вы знаете?

Ученики: Азовское, Черное, Красное, Желтое, Японское и т.д.

Слайд 8 (моря)

Учитель: Что интересного вы о них знаете?

Ученики делают короткие сообщения о морях:

  1. Самые соленые моря мирового океана – Красное и Мертвое моря . В 1 литре Красного моря содержится 41 г солей. В Красном море вода очень хорошо и равномерно перемешана. Оно самое теплое на планете. В него не впадает ни одна река.
  2. Мёртвым море называется потому, что из-за высокого содержания соли в нём не может жить ни рыба, ни другие организмы. В течение многих лет под жаркими лучами солнца вода Мертвого моря испарялась, а минералы накапливались, увеличивая соленость моря. Эти условия во многом и определяют уникальность состава воды и грязей Мертвого моря. Увеличение плотности воды при погружении в воду создает эффект выталкивания, поэтому в этом море нельзя утонуть.
  3. Самое прозрачное море называется Уэдделла. Оно находится у берегов Антарктиды. Белый предмет, опущенный на глубину 80 м, остается видим.

Учитель: Чем море отличается от озера?

Ученики: Море имеет связь с океаном, а озеро нет.

Слайд 9 (Байкал. Нил)

Учитель: Назовите самое глубокое озеро.

Ученики : Самое глубокое озеро – Байкал. (глубина его 1 620 м). Оно находится в России.

Учитель: Как вы думаете на Земле много рек?

Ученики: Очень много.

Учитель: Какая река самая большая?

Ученики: Нил

Учитель: Рек на Земле очень много. Только в нашей стране около 3 млн рек, а в нашей Ростовской области около 5 тысяч, из них 4,5 тысячи очень мелких.

Слайд 10 (реки нашей области)

Учитель: Какие реки нашей области вы знаете?

Ученики : Дон. Протяженность реки 2 тыс.км. На ней стоит наш город. Она впадает в реку Волга. Еще есть реки Мертвый Донец, Темерник, Северский Донец, Маныч, Сал.

Учитель: Наша Земля окутана сетью рек. Недаром называют речные сети кровеносной системой Земли. Куда же девается вода из рек и морей? Отчего вода не течет через край?

Слайд 11 (круговорот воды)

Ученики : При испарении воды с поверхности Земли образуется пар. Он переносится ветрами на различные расстояния. Когда пар сгущается, образуются облака. При охлаждении пара образуются капли воды, которые выпадают на Землю в виде осадков. Этот процесс называется круговоротом воды в природе.

Учитель: В виде каких осадков может на Землю выпадать вода?

Ученики : Снег, дождь, град.

Учитель: Отгадайте загадку:

Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)

Учитель: Почему о воде так сказано?

Слайд 12 (три состояния воды)

Ученики: Вода в природе существует в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

Учитель: Вода – единственное на планете вещество, которое может находиться в трех состояниях.- Отчего зависит состояние воды?

Ученики: От температуры.

Учитель: Что вы знаете о воде в жидком состоянии?

Ученики: Без цвета, без запаха, прозрачная, текучая, не имеет формы, растворитель.

Учитель: Что такое лёд?

Ученики: Замерзшая вода.

Учитель: При какой температуре вода превращается в лёд?

Ученики: 0 градусов и ниже.

Учитель: Назовите свойства твердой воды.

Ученики: Без цвета, без запаха, прозрачная, имеет форму, хрупкая.

Учитель: Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии?

Ученики: Это лёд на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги, ледники в горах

Учитель: Когда мы можем наблюдать газообразное состояние воды?

Ученики: Кипение воды, туман.

Учитель: При какой температуре вода закипает и начинает испаряться?

Ученики: Около 100 градусов.

Учитель: Мы с вами долго путешествовали по Земле, а теперь поплаваем.

ФИЗМИНУТКА.

Мы плывем по теплой речке, (Плавательные движения руками)
Тихо плещется вода.
В небе тучки, как овечки, (Потягивания – руки вверх и в стороны)
Разбежались кто куда.
Мы из речки вылезаем, (Ходьба на месте.)
Чтоб обсохнуть, погуляем.
А теперь глубокий вдох, (Дети поднимают руки вверх)
И садимся на песок.(Дети садятся за столы.)

Учитель: В результате круговорота количество воды на планете постоянно в течение миллионов лет.

– А где еще мы можем встретить воду? Кому нужна вода?

Слайд 13 (кому нужна вода)

Ученики: Людям, растениям, животным.

Слайд 14 (применение воды)

Учитель: Что еще мы знаем о воде?

Ученики делают короткие сообщения о применении воды:

  1. Вода есть везде: на поверхности Земли, внутри планеты, в воздухе и даже внутри самих нас. Именно в воде возникли первые живые существа. Вода входит в состав всех живых организмов.
  2. Без воды не могут жить ни звери, ни птицы, ни растения, ни люди. Воду пьют поля и леса. Вода оживляет пустыни. Некоторые организмы могут жить без кислорода, но без воды не сможет жить, ни один.
  3. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. В воде мы моемся, купаемся, плаваем, катаемся по ней на санках, коньках и лыжах. Вода минеральных источников оказывает лечебное действие на людей. В этих местах создают курортные зоны.
  4. Вода – это удобная дорога. По морям и океанам плавают тысячи судов. Именно поэтому люди всегда селились по берегам рек. На берегах рек появились первые города.
  5. Вода "добывает" электрический ток, вращая турбины на гидроэлектростанциях. Вода моет города, машины, дороги. Вот она какая, вода!

Слайд 15 (животные и вода)

Учитель: Слону в сутки необходимо 90 литров воды.

– Верблюд может 10 дней обходиться без воды, а потом сразу может выпить 10 ведер воды.

– А сколько воды использует в сутки человек?

Слайд 16 (сколько воды использует человек)

Ученики: Много. Чистит зубы, купается, моет руки, пьет, моет посуду.

Учитель: А вот сколько. Посмотрите на эти данные:

  • Мытье рук – 6-8 литров
  • Чистка зубов – 6-8 литров
  • Принятие душа – 150 литров

Учитель: Сто лет назад городской человек расходовал в сутки: в 1890 г. – 11 литров воды, а в 2010 г. – до 700 литров. Как вы думаете, почему такая разница?

Ученики: Раньше не было водопроводов. Людям приходилось ее приносить и выносить использованную воду. Люди расходовали воду очень бережно, так как если вода быстро заканчивалась, то за ней приходилось снова идти к реке или к колодцу. Люди относились к воде более бережно. Многие деревенские люди и сейчас тратят меньше воды, чем городские.

Учитель: Человек тратит очень много воды. Вода также нужна всем предприятиям. Без воды не могут работать ни заводы, ни фабрики. А куда потом выливается грязная вода?

Слайд 17 (станция очистки)

Ученики: Воду сначала очищают. Потом очищенную воду выливают в реки.

Учитель: Вы правы. Люди очищают воду в специальных сооружениях. В каждом городе есть очистные сооружения, куда собирается вся грязная вода. Она очищается при помощи фильтров. А также применяются специальные микробы, которые не вредны для людей. Они очищают воду.

– А что будет, если не очищенная или плохо очищенная вода попадет в воду?

Ученики: Вода в реке станет грязной. Погибнет рыба. Люди могут отравиться такой водой.

Учитель: Почему сегодня говорят о нехватке воды, ведь ее так много на Земле?

Слайд 18 (пресная вода)

Ученики : Людям для жизнедеятельности нужна только пресная вода. Её на Земле мало.

Учитель: Да, я согласна с вами, на Земле много воды, но соленую воду человек пить не может.

– Где на Земле находится пресная вода?

Ученики: Реки, горные реки, пресные озера и родники, подземные воды. Много пресной воды в полярных льдах Арктики и Антарктики (но вода там - в виде льда, пока мы ее использовать не можем).

Слайд 19 (красивая река)

Учитель: Реки не только дают нам питьевую воду, На берегах рек мы любим отдыхать в летний день. Хотели бы вы отдохнуть на берегу этой реки?

Ученики: Да.

Слайд 20 (грязная река)

Учитель: А на берегу этой реки?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему река стала такой?

Ученики высказывают свои версии.

Учитель: Как еще загрязняются водоемы?

Ученики:

  1. Люди, отдыхая на берегу реки, часто оставляют мусор, который потом может попасть в воду.
  2. Так же моют машины в реках.
  3. При попадании ядовитых веществ в почву, они растворяются и попадают тоже в воду.
  4. Если на речных судах случаются аварии, то топливо попадает в воду. Гибнет рыба.

Слайд 21 (катастрофа)

Учитель: Как вы думаете, что произошло на Земле?

Ученики: Люди не берегли воду, загрязняли её. На Земле не осталось чистой воды. Всё живое погибло. Это катастрофа.

Учитель: Пока нам не грозит полное исчезновение воды, но остро стоит проблема нехватки чистой воды. Во многих странах её уже сегодня не хватает. Как нужно решать эту проблему?

Слайд 22 (берегите воду)

Ученики: Человек расходует слишком много воды, нам нужно воду экономить и не загрязнять.

Учитель: Если из вашего крана постоянно капает вода, то за 20 минут вы потеряете 1 стакан чистой воды. За месяц из вашего крана убежит 540 литров воды.

V. Итог урока .

Учитель: Проблема нехватки пресной воды стоит очень остро, поэтому весь мир пытается решать эту проблему. Поэтому 2003 год был объявлен Годом Пресной Воды. А начиная с 1994 года, день 22 марта назван Всемирным Днем Воды.

Проблему охраны воды решали сегодня на уроке и мы с вами. Какие же правила вы для себя запомнили и сегодня поделитесь ими со своими родителями?

Слайд 23 (правила бережного отношения к воде)

Ученики:

  1. Следить, чтобы из крана не капала вода.
  2. Не расходовать лишнюю воду.
  3. Не оставлять мусор на берегу рек.
  4. Не допускать попадания в реки химических веществ.

Выполняется коллективная работа . Ученики складывают из бумаги рыбок.

На доске висит плакат «Сохраним воду на планете!», где изображена Земля в виде круглого аквариума. Ученики приклеивают рыбок на плакат.

Ученики (хором у доски): Мы хотим, чтобы наши реки были чистыми, в них всегда плескалась рыба. Чтобы на Земле чистой воды хватало всем людям.

Слайд 24 (Берегите воду!)

Учитель: Закончить урок я хочу словами: «Вода - бесценный дар природы. Вода – одно из главных богатств на Земле. БЕРЕГИТЕ ВОДУ!»

Домашнее задание

Выставление оценок.

Слайд 25 (Молодцы!)

  • Тема заседания:

Тема доклада «Кому и для чего нужна вода?» .

  1. Организационный момент.

    Учитель:

  1. Постановка цели.
    :

Учащиеся:

Информацию учителя - 15 мин.

Выводы записать в тетради для самостоятельной работы - 10 мин.

Подведение итогов. - 5 мин.

  1. Изучение нового материала.
    3.1. Председатель

Нам известно также, что жизнь на Земле невозможна без воды. Для многих растений и животных вода - это место жизни. Но без воды не могут прожить и те, кто обитает на суше.

Вода - это необыкновенное вещество, так как может находиться в одном месте в трёх разных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

Вся наша жизнь сосредоточена вокруг воды. Только на минуту представьте - у вас в доме нет НИКАКОЙ ВОДЫ. Согласитесь, более безрадостную ситуацию и представить себе невозможно.

Трудно переоценить значение воды в жизни человека. «Вода - первооснова всего. Все в мире состоит из воды и в нее же, в конечном счете, превращается» - эти слова принадлежат древнегреческому философу Фалесу Милетскому, жившему более 2 тысяч лет назад.

Действительно, вода напитывает нас своей живительной влагой (более чем наполовину мы состоим из воды), дает жизнь растениям и животным на нашей планете. Вода бесценна, как воздух. Заменить ее ничем нельзя! И если она просто так бежит или капает из вашего крана - это большая беда, ведь чтобы чистая питьевая вода в данную минуту попала в ваш дом, день и ночь трудятся тысячи и тысячи людей. Трудится и природа, отдающая людям пресную воду.

3.4.Работа групп:

1.Стихи о воде.

Капля

Капля воды вытекает из крана -

Капля очищенной нами воды,

Капля слезы вытекает из глаза -

Капля страданий и боли души.

Капля дождя вытекает из тучи -

Капля надежды и радуги свет,

Капля реки вытекает из устья -

Капля природы и наших побед.

Капля и капля - получится море,

Море плюс море - равно океан.

Море воды наградило нас болью

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности - только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

И всё это - только вода.

  1. Загадки о воде.

Я - и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу (вода)

Течет, течет -

Не вытечет.

Бежит, бежит -

Не выбежит (река)

Без крыльев - лечу.

Без ног - бегу,

Без паруса - плыву (облако)

В белом бархате деревья -

И заборы, и деревня.

А как ветер нападает,

Этот бархат опадает (иней)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко (туман)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост - как синее стекло:

3. Сказка о воде.

Сказка о ручейке

В одно прекрасное утро, ручеек плескался со своими подружками - рыбками, поблескивавшими чешуей на утреннем солнце, он глянул вверх и увидел, что на ветке дерева, которое росло рядом, сидит сойка. Она собрала вокруг себя стаю птиц и о чем-то увлеченно рассказывала.

Что случилось? - спросил ручеек, остановившись.

Сойка спустилась вниз и, сев на камень, начала стрекотать о том, что внизу, под горой, деревня осталась без воды - высох источник, обеспечивавший людей водой. Призадумался ручеек, притихли его бурные воды. Мы знаем, о чем думал ручеек: не мог он допустить, чтобы где-то рядом люди испытывали жажду. И ручеек решился. Простясь со своими друзьями, он поспешил вниз, к людям, напоить их чистой водой.

В этот день в деревне был праздник - люди радовались воде. Ручеек был горд, хотя изредка в глубине души закрадывалось сомнение. Он вспоминал слова матушки-земли: «Помни, сынок-ручеек, люди коварны и склонны к предательству».

Хотя сказка ложь, да в ней намек - человечеству урок.

Водоемы - настоящее украшение природы, природный дом для многих растений и животных.

1. Кран - чистый родник в квартире.

2. Хлеб - батюшка, а водица - матушка.

5. Много воды - много травы.

6. Вода с гор потекла - весну принесла.

9. Вода - ценный дар природы.

10.Не сохраним природу - не будет Родины.

11. Беречь воду - это значит беречь здоровье, жизнь и красоту родной природы.

12. Вода - одно из самых главных богатств на Земле.

  1. «Это интересно знать».

Вода на Земле бывает разная. Морская вода - соленая. Минеральная вода - самая вкусная и полезная. Дождевую воду пить опасно, она может быть загрязнена пылью, микробами, ядовитыми веществами. Чистая пресная вода - большая ценность. Главное хранилище пресной воды на планете - ледники.

Ночью, особенно под утро, на листьях кустарников и на траве появляется роса. Роса - это капельки воды. Ночью воздух охлаждается и пар, содержащийся в нем, превращается в воду.

Полить огурцы нужно 1 ведро - 10 стаканов воды;

Сварить суп - 6 стаканов воды;

Умыться - 3 стакана воды;

Сварить компот - 8 стаканов воды;

Помыть посуду - 5 стаканов воды.

Председатель:


Председатель:

5.Подведение итогов.

Председатель :

Домашнее задание:

  • учебник стр. 50 - 61,

Просмотр содержимого документа
«Кому и для чего нужна вода? »

Конспект заседания клуба по окружающему миру

во 2 классе.

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Кому и для чего нужна вода?»

Цели и задачи:

    Повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле, донести до детей идею великой значимости воды для планеты Земля, осознания её как составной части организма человека, понимания необыкновенных свойств этого чудесного вещества.

    Осознать значение воды в жизни человека, знать способы сохранения природных запасов пресной воды, уметь использовать воду экономно.

Оборудование и наглядные пособия:

    Учебники.

    Тетради для самостоятельной работы.

    Выставка книг о воде.

    Пригласительные билеты.

    Презентация

    Объявление

Образец объявления

    Члены научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» приглашают всех желающих принять участие в очередном заседании клуба.

    Тема заседания: Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

    Заседание состоится _____________ в классной комнате ______ урок _____

Ответственные ____________________________________________________

Докладчики___________________________

Тема доклада «Кому и для чего нужна вода?» .

Заседание ведет очередной председатель научного клуба младших школьников ________________________________________________________________

    Организационный момент.

    Учитель:

Сегодня мы открываем третье заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир», председателем которого является _________________. Отсутствующих в классе нет.

    Постановка цели.
    Председатель младшего научного общества :

    Предлагаю записать тему заседания («Кому и для чего нужна вода?») и обсудить план работы, а также регламент. Кроме того, к следующему уроку вы должны приготовить доклад о значении воды, рисунки.

Учащиеся:

Мы предлагаем сначала заслушать сообщения ребят «Что мы знаем о воде?» - 15 мин.

Информацию учителя – 15 мин.

Выводы записать в тетради для самостоятельной работы – 10 мин.

Подведение итогов. – 5 мин.

    Изучение нового материала.
    3.1. Председатель

Для сегодняшней работы вам надо разделиться по группам. Каждая группа подготовила информацию по теме.

Прослушайте доклад ребят «Что мы знаем о воде?» (Зачитывают его).

Что нового сообщили нам ребята о воде?

3.2. Учащиеся (приглашённые):

Мы уже знаем, что чистая вода является растворителем, не имеет вкуса, запха, бесцветна, прозрачна, принимает форму сосуда, обладает свойством текучести.

Нам известно также, что жизнь на Земле невозможна без воды. Для многих растений и животных вода – это место жизни. Но без воды не могут прожить и те, кто обитает на суше.

Вода – это необыкновенное вещество, так как может находиться в одном месте в трёх разных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

3.3.Слово учителя (с использованием презентации):

Вся наша жизнь сосредоточена вокруг воды. Только на минуту представьте – у вас в доме нет НИКАКОЙ ВОДЫ. Согласитесь, более безрадостную ситуацию и представить себе невозможно.

Трудно переоценить значение воды в жизни человека. «Вода – первооснова всего. Все в мире состоит из воды и в нее же, в конечном счете, превращается» - эти слова принадлежат древнегреческому философу Фалесу Милетскому, жившему более 2 тысяч лет назад.

Действительно, вода напитывает нас своей живительной влагой (более чем наполовину мы состоим из воды), дает жизнь растениям и животным на нашей планете. Вода бесценна, как воздух. Заменить ее ничем нельзя! И если она просто так бежит или капает из вашего крана – это большая беда, ведь чтобы чистая питьевая вода в данную минуту попала в ваш дом, день и ночь трудятся тысячи и тысячи людей. Трудится и природа, отдающая людям пресную воду.

Да, более 70% нашей планеты покрыто водой, но только крошечную ее часть, меньше 1%, составляет пресная вода, которую может использовать человек. Пресная вода стремительно превращается в дефицитный природный ресурс. Сегодня более 2 миллиардов человек на нашей планете страдает от нехватки питьевой воды. Серьезно задумайтесь над этим, дорогие друзья. Надеюсь, вы будете бережно и с уважением относиться к воде. Не позволяйте ей попусту убегать из ваших кранов.

3.4.Работа групп:

1.Стихи о воде.

Капля

Капля воды вытекает из крана –

Капля очищенной нами воды,

Капля слезы вытекает из глаза –

Капля страданий и боли души.

Капля дождя вытекает из тучи –

Капля надежды и радуги свет,

Капля реки вытекает из устья –

Капля природы и наших побед.

Капля и капля – получится море,

Море плюс море – равно океан.

Море воды наградило нас болью

За причиненный ей нами кошмар.

Трудолюбивая вода

Время ванну принимать.

Ждет водичка, не дождется,

Поработать ей придется –

Ручки, ножки отмывать.

Спинку вымыть с мылом – братцам

И с мочалкою – сестрой,

Нелегко воде порой,

Если ей не подчиняться.

Обижается водица –

Грязь не украшает лица.

Кто красивым хочет стать,

Воду должен уважать.

Ручьи, журча и извиваясь,

И меж собой перекликаясь,

В долину гулкую спешат,

И разыгравшиеся воды

Под беломраморные своды

С веселым грохотом летят

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности – только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана,

И всё это – только вода.

Не умыться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем, везде нужна вода!

    Загадки о воде.

Я – и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу (вода)

Течет, течет –

Не вытечет.

Бежит, бежит –

Не выбежит (река)

Без крыльев – лечу.

Без ног – бегу,

Без паруса – плыву (облако)

В белом бархате деревья –

И заборы, и деревня.

А как ветер нападает,

Этот бархат опадает (иней)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко (туман)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло (лед)

Из воды родился и в воду превратился (снег)

3. Сказка о воде.

Сказка о ручейке

Я хочу рассказать вам сказку о маленьком ручейке. Послушайте внимательно.

Жил на свете ручеек. Ручеек был небольшой, но веселый. Он радостно журчал на перекатах. У ручейка было много друзей, большинство из них животные. Он любил бегать наперегонки с зайчатами, поил своей свежей, прохладной водой синичек, скворцов, зябликов. Еще он любил горы. Не раз он помогал им переносить снеговую воду, стекавшую весной по их склонам.

Кроме огромного запаса жизнерадостности, у ручейка было еще одно хорошее качество: он хорошо относился к людям, хотя мать-земля не раз предупреждала, что они коварны.

В одно прекрасное утро, ручеек плескался со своими подружками – рыбками, поблескивавшими чешуей на утреннем солнце, он глянул вверх и увидел, что на ветке дерева, которое росло рядом, сидит сойка. Она собрала вокруг себя стаю птиц и о чем-то увлеченно рассказывала.

Что случилось? – спросил ручеек, остановившись.

Сойка спустилась вниз и, сев на камень, начала стрекотать о том, что внизу, под горой, деревня осталась без воды – высох источник, обеспечивавший людей водой. Призадумался ручеек, притихли его бурные воды. Мы знаем, о чем думал ручеек: не мог он допустить, чтобы где-то рядом люди испытывали жажду. И ручеек решился. Простясь со своими друзьями, он поспешил вниз, к людям, напоить их чистой водой.

В этот день в деревне был праздник – люди радовались воде. Ручеек был горд, хотя изредка в глубине души закрадывалось сомнение. Он вспоминал слова матушки-земли: «Помни, сынок-ручеек, люди коварны и склонны к предательству».

Прошло несколько самых скучных дней в жизни ручейка. Сначала его развлекали деревенские собаки, дравшиеся в облаках пыли, дети, игравшие на его берегах. Вскоре все это ему наскучило. Ручеек много наблюдал за людьми. Его все больше удивляла их нелюбовь к природе, особенно к земле, их невежество. Он не понимал, как можно захламлять место, где ты живешь, кучами мусора, отходами. Скоро ручеек стал задыхаться и превратился в грязную канаву, в которую со всех сторон стекала неприятная жидкость. Ручеек из прозрачного превратился в белесый, мутный поток. И он заплакал, отчего вода стала соленой … Теперь он понял, почему ручьи исчезают из таких мест.

Ночью наш ручеек вынужден был уйти из деревни. По пути, чтобы очиститься, он делал как можно больше поворотов, всячески изгибаясь. Впереди его ждала беззаботная жизнь и верные друзья.

Хотя сказка ложь, да в ней намек – человечеству урок.

Беседа о значении воды в жизни человека.

Почему веселый ручеек ушел от людей?

Если бы все реки обиделись на людей и убежали, что стало бы с нами?

Смогли бы люди жить без воды?

Водоемы – настоящее украшение природы, природный дом для многих растений и животных.

    Пословицы и «крылатые» выражения о воде

1. Кран – чистый родник в квартире.

2. Хлеб – батюшка, а водица – матушка.

3. Если есть хлеб и вода, то уже не беда.

4. Не всякая водица для питья годится.

5. Много воды – много травы.

6. Вода с гор потекла – весну принесла.

8. Вода и землю точит, и камень долбит.

9. Вода – ценный дар природы.

10.Не сохраним природу – не будет Родины.

11. Беречь воду – это значит беречь здоровье, жизнь и красоту родной природы.

12. Вода – одно из самых главных богатств на Земле.

    «Это интересно знать».

Вода на Земле бывает разная. Морская вода – соленая. Минеральная вода – самая вкусная и полезная. Дождевую воду пить опасно, она может быть загрязнена пылью, микробами, ядовитыми веществами. Чистая пресная вода – большая ценность. Главное хранилище пресной воды на планете – ледники.

И туман, и облака состоят из мельчайших капелек воды. Различие заключается в том, что туман стелется по Земле, а облако образуется высоко над Землей.

Из-под Земли бьет ключик прозрачной чистой воды. Это ключевая вода. Откуда она появляется? Это грунтовая (подземная) вода, просочившаяся через верхние слои почвы.

Ночью, особенно под утро, на листьях кустарников и на траве появляется роса. Роса – это капельки воды. Ночью воздух охлаждается и пар, содержащийся в нем, превращается в воду.

За час накапает из сломанного крана 2 стакана воды.

Сколько воды накапает из 10 часов?

На что хватит этой воды, если:

Полить огурцы нужно 1 ведро – 10 стаканов воды;

Сварить суп – 6 стаканов воды;

Умыться – 3 стакана воды;

Сварить компот – 8 стаканов воды;

Помыть посуду – 5 стаканов воды.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без воды!

4.Закрепление нового материала.

Председатель:

Слово предоставляется библиотекарю.

Библиотекарь делает обзор книг о воде. При этом использует приготовленную к заседанию выставку научной литературы.
Председатель:

Предлагаю обсудить контрольные вопросы:

5.Подведение итогов.

Председатель :

    Выскажите своё мнение о заседании.

    Учащиеся 2 класса вручают приготовленные подарки.

Домашнее задание:

    учебник стр. 50 – 61,

    подготовить иллюстрации к сказке, загадкам, которые услышали на уроке.

Справочный материал для учителя

1. Без воды нет жизни, вода есть в каждом живом существе. Без пищи можно прожить гораздо больше, чем без воды. Человек и многие животные почти на 2/3 состоят из воды. А некоторые растения состоят из воды примерно на 4/5.

Вода занимает 2/3 поверхности земного шара, и лишь 1/3 приходится на сушу. Вода – в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. Ледники и айсберги тоже вода, только замерзшая. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег.

Совсем чистой воды в природе нет. Её удается получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, нужных живому организму. А в морской воде растворено слишком много разных солей, поэтому она тоже для питья не годится.

Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности морей и океанов, рек и озер вода испаряется, образуются облака. Они проливаются дождем или сыплют снегом – и опять возвращают воду суше и океанам.

Но чистой воды становится на Земле все меньше. Люди все больше пользуются водой для нужд промышленности, загрязняют воду отходами производства. Инженеры уже придумали разные способы очистки воды. В наше6й стране запрещается спускать в водоёмы промышленные отходы и сточные воды. Помните: воду надо беречь! Антуан де Сент – Экзюпери писал о воде: «Ты сама жизнь… Ты самое большое богатство в мире». Вода – самое распространенное на Земле вещество, но распределена она неравномерно. На Земле имеются огромные пространства, лишенные воды – это пустыни. Основное количество воды содержится в океанах (95,7 %), в виде льда (2,14 %), вода рек и озер составляет 2, 14 %, а атмосферная вода – 0, 0005 %. В природе происходит постоянный и активный кругооборот воды. Почти ¼ всей солнечной энергии, которая падает на Землю, расходуется на испарение воды с поверхностей водоёмов. Примерно 2/3 атмосферной воды возвращается в виде осадков обратно в океан, а 1/3 выпадает на сушу. Важным регулятором воды на суше являются горные ледники. Ледники – это главное хранилище пресной воды на планете. Они содержат около 30 млн. куб. км. пресной воды. Крупными резервуарами пресной воды являются болота. Общие запасы свободной воды на Земле составляют 1, 4 млрд. куб. км. Запасы пресной воды на Земле довольно ограничены. Источники пресной воды распределены неравномерно, в некоторых странах ощущается острая нехватка пресной воды, например, в Алжире и отдельных прибрежных районах и островах Греции.

Чистая пресная вода – большая ценность, но, к сожалению, её природные ресурсы исчерпаемы, поэтому воду нужно беречь и защищать от загрязнений, помнить, что она – важная составная часть среды обитания человека.

2. Вода в организме человека

Человек примерно на 65 % состоит из воды. С возрастом содержание воды в организме уменьшается. В здоровом организме взрослого человека наблюдается состояние водного равновесия, или водного баланса, т. е. количество потребляемой воды равно количеству воды, выводимой из организма. Водный обмен – важная составная часть общего обмена веществ человека. Водный обмен включает процессы всасывания воды, поступающей в желудок при питье и с пищевыми продуктами, распределение её в организме. Выделение через почки, мочевыводящие пути, легкие, кожу и кишечник. Вода также образуется в организме вследствие окисления жиров, углеводов и белков, принятых с пищей.

Общий объем воды, потребляемой человеком в сутки при питье и с пищей, составляет 2-2,5 л. Через почки и мочевыводящие пути удаляется около 50-60 % воды. При потере организмом 6-8 % влаги сверх обычной нормы повышается температура тела, учащается сердцебиение, появляется мышечная слабость. Потеря 10 % воды может привести к необратимым изменениям в организме, а потеря 15-20 % воды приводит к смерти. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды – всего лишь несколько суток. Разные ткани человеческого организма содержат разное количество воды. Самая богатая водой ткань – стекловидное тело глаза (99 %). Самая бедна – эмаль зуба (0,2 %).

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.