Тютчев коршун в небо поднялся. Фёдор Иванович Тютчев

Ф.Тютчев достаточно много лет прожил за границей. Того требовала его карьерная служба. Он пребывал во Франции и Германии, он полюбил Мюнхен, как свой родной город. Находясь за границей, Тютчева сопровождала его верная супруга. Однако время от времени, душа поэта наполнялась непонятной тоской.

На фоне таких душевных переживаний Федор Тютчев пишет стихотворную работу «С поляны коршун поднялся …». Во время ее написания поэт пытается найти ответ на вопрос о том, что же все-таки гложет его изнутри, каковы причины такой невиданной тоски. Ведь, по правде говоря, у автора было все – семья, свободная светская жизнь. Чего же могло не хватать?

Поэт слагал свое стихотворение, наблюдая за изящным и свободным полетом коршуна. Он восхищался его грациозностью. Он слегка завидовал волевой и сильной птице, которая легко парила в небе. Коршун стремительно рванул вверх, в облака. Он наслаждался полетом. И на долю секунды Тютчев задумался о том, что человек не способен ощутить такую свободу, такую безмятежность.

В стихотворных строках поэт называет человека царем земли. Однако, имея такой статус, люди обречены. Они никогда не смогут ощутить всей той прелести, свободы, которая отражается в полете гордого коршуна. Хоть человек и призван быть высшим существом на земле, это никогда не избавит его от суеты, ежедневных хлопот и забот, которые так обременительны, которые совершенно не дают возможности ощутить равновесие и спокойствие.

Вот по этой причине на душе поэта появляется своеобразная грусть. Он понимает, что ему никак не избавиться от суматохи и лжи, от пустых обещаний и надежд, которые ежедневно окружают и оказывают психологическое давление. Тютчев, в силу своих душевных убеждений не желает мириться с такой истиной, поэтому, бунт внутри него и вызывает такие неспокойные, волнующие эмоции.

Ф. Тютчев известен как автор пейзажной лирики, но в более поздних его стихах рядом с картинами природы появляются философские размышления. Образцом такой поэзии является стихотворение «С поляны коршун поднялся», изучаемый в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «С поляны коршун поднялся» по плану.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение было написано в 1835 г. когда поэт пребывал в Мюнхене. Первая публикация - 1879 г.

Тема стихотворения – внутренняя свобода человека.

Композиция – Анализируемое стихотворение - монолог лирического героя, который по смыслу можно поделить на две части: описание полета коршуна и воспроизведение внутреннего состояния человека, наблюдающего за птицей. Формально стих делится на два катрена.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка параллельная ААВВ

Метафоры «ушел за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли».

Эпитеты «два мощных, два живых крыла».

История создания

Произведение было написано в 1835 году в Мюнхене. Поэт уже не надеялся вернуться в Россию, но знал, что такая поездка ему еще предстоит. За границей он жил с любимой супругой и, кажется, был счастлив, но что-то время от времени нагоняло тоску. Такое настроение выливалось на бумагу.

К созданию стихотворения поэта подтолкнуло наблюдение за коршуном, который свободно парил над землей, уходя постепенно за небосклон. Увиденное стало основой для проведения параллели между человеком и птицей.

Тема

В русской литературе эпохи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева немало примеров стихов, в которых пейзажные мотивы переплетаются с размышлениями над философскими проблемами. В анализируемом стихотворении поэт раскрывает тему внутренней несвободы человека, используя для этого пейзажную зарисовку. Поэт реализует идею о том, что человеку лишь кажется, что он царь земли. На самом деле, он привязан к ней. В то время как животные и птицы свободны, человек « в поте и пыли », он не может разбить оковы общества.

В центре стихотворения лирический герой, который наблюдает за коршуном. Птица легко поднимается с поляны, а потом взлетает прямо в небо. Преград она не видит, ведь на земле ее ничего не держит. Коршун свободен, поэтому может «уйти за небосклон».

Когда птица скрывается с поля зрения, лирический герой задумывается о собственной жизни. Он проводит параллель между птицей и человеком. Мужчина считает, что крылья и свободу коршуну даровала сама природа. Человеческая участь кажется ему не такой веселой. Он царь земли, но покинуть ее не может. От такого положения дел гордое звание блекнет.

Размышление о человеческой жизни лаконичное. Кажется, что автор только констатирует факт. Тем не менее, двух строчек достаточно, чтобы читатель понял переживания лирического героя и тоже задумался над проблемой.

Последние строки написаны от первого лица. Это сближает читателя и лирического героя, подсказывает, что лирический герой сливается с образом автора.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Автор строит ее в виде монолога лирического героя, включая в него описание и рассуждение. По смыслу произведение делится на две части: пейзажная зарисовка и размышления лирического героя, в которых чувствуется философский оттенок. Части разные по объему, большинство строк посвящено природе. Формально стихи состоят из двух катренов.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как настроение монолога грустное, в последних строках чувствуется разочарование. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В стихе используется перекрестная рифмовка АВАВ. В стихотворении только мужские рифмы.

Средства выразительности

Пейзажную зарисовку Тютчев создал с использованием художественных средств. Они также являются основой размышления лирического героя.

Преобладают в тексте метафоры : «ушел за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли». В последней метафоре автор использует тавтологию , повторяя слово « земли ». Такой прием не режет слух, наоборот, удачно подчеркивает ключевую мысль. Эпитетов в стихотворении мало, но именно они показывают силу птицы, которой восхищается лирический герой: «я, царь земли, прирос к земли».

Речь лирического героя эмоциональная, поэтому значительную роль играют восклицательные синтаксические конструкции. В некоторых строфах используется аллите-рация, например, полет птицы описывается словами, в которых преобладают согласные «с», «ш», «л»: «Всё выше, далее вьется он - и вот ушел за небосклон» . Кажется, эти согласные воспроизводят шум крыльев и картину плавного полета птицы.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 24.

В 1835 и представляет собой небольшую зарисовку из обыденной жизни - наблюдение за полётом птицы. Время написания стихотворения совпадает с периодом, когда поэт жил заграницей. Поэтому в произведении можно отметить наличие нескольких границ - условных и реальных. Поэт ощущает себя в определенных рамках, что и нашло отражение в его стихотворении.

Своеобразный, характерный Тютчеву художественный прием - проведение параллели между явлением природы и состоянием души - основа композиции стихотворения. Практически любая мысль человека может найти отражение в окружающей его природе. Размышления поэта о способности птиц свободно парить в воздухе противопоставляются статичному состоянию человека: Мысль человека не обладает такой же свободой, как птица, для которой не существует границ. Коршун вскоре скрывается из виду, и вместе с ним заканчивается возможность лирического героя узнать, что там дальше, вне поля его зрения, так как полет человеческой мысли ограничен знаниями самого человека - существуют некие границы разума.

В строке «Я, царь земли, прирос к земли!..» прочитывается ироничное отношение автора к положению человека на земле - хоть и находится на высшей ступени развития, человек не всесилен. Природа наделила человека разумом, но дала коршуну два «живых» крыла, которые подарили птице свободу, в то время как человек словно «прирос» к земле.

Употребление глаголов в форме настоящего времени подчеркивает, что действие происходит в этот самый момент - коршун «поднялся», «взвился», «ушел». И путем противопоставления поляны и неба, которые описаны в стихотворении, поэт разделяет понятия земного мира и мира свободы и простора. Так же в стихотворении противопоставляются реальная картина действительности и размышления лирического героя. В первой строфе перед читателем появляется коршун, который поднимаясь с земли, устремляется в небо. Во второй строфе перед читателем раскрывается внутренний мир человека, который размышляет о том, как мать-природа наградила свободой передвижения птицу, а его оставляет на месте:

«А я здесь в поте и пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..»

Необычайно тонкое чувство природы, которое выражается в конкретных понятных всем словах и образах, является отличительной чертой поэзии Тютчева. Природа для поэта становится источником вдохновения, раскрывая мысли и чувства самого Тютчева через природные явления, поэтому практически все стихотворения композиционно напоминают быстрое движение мысли на фоне пейзажных зарисовок.

Очень много стихотворений было посвящено природе практически у каждого автора, и справедливо будет заметить, что большинство из поэтов сравнивают, природу с человеком. Данное стихотворение было написано в тысяча восемьсот тридцать пятом году. Именно этим стихотворением Тютчев Федор Иванович хотел сравнить человека с природой, ведь для него и человек и природа были непонятны и не знакомы до конца.

Занимаясь написанием данного стихотворения, перед знаменитым русским поэтом встает вопрос о взаимодействии природы и человека. Человек является составляющей природы, но он создание мыслящее, наделенное разумом и именно поэтому он так явно выделен из общей природы. Именно это поэт хотел показать читателям в своем стихотворении.

В этом произведение человеческая мысль постоянно стремиться постичь неизведанное, непонятное и новое. Однако нужно понимать, что нельзя, просто невозможно выйти за пределы некой границы, которая есть у мыслей каждого человека, и ограничивается она хотя бы размерами земного шара. Эта граница предопределена для каждого из нас уже с рождения, и пересечь её еще не удавалось никому.

В стихотворении поэт рисует начало взлета коршуна, это спокойная часть, она наделена свободой, размеренностью и одновременно силой, которой наделена данная птица. Многим людям хочется быть такими же, по-настоящему свободными и сильными.

Анализ стиха С поляны коршун поднялся

Довольно таки еще будучи молодым, Федору Ивановичу пришлось побывать во многих местах за границей.Особенно ему приглянулись Германия и Франция. Последние годы своей военной карьеры он отдал Мюнхену. Это место стало для него таким родным, близким по душе, что он подумывал остаться там навсегда. Он не хотел возвращаться на родину, в Россию, хоть и понимал, что это произойдет рано или поздно. Все чаще его одолевали мысли, философского характера. Тютчев ставил для себя какие-то задачи и искал на них ответы.Он не мог разобраться, почему ему так порой тоскливо в его таком дорогом городе, рядом с любимой женщиной.С самого раннего возраста он любил подумать, поразмышлять над чем нибудь.

В 1835 году, был опубликован стих "С поляны коршун поднялся". В этом стихотворение он как раз таки и пишет о наболевшем.Поэт находиться в недоумение, не спит ночами, плохо кушает и пытается осознать, почему нельзя совмещать светскую жизнь и семейную.

Однажды стоя у окна, как всегда, думая об очередной мысли, посетившая автора он увидел как на дерево, возле его дома подлетел коршун. Он начал пристально наблюдать за этим хищником. Потом хищник резко сделал взмах крыльями и полетел в небо. Полет этой вольной птицы, захватывает дух.Он способен несколько часов парить красиво в воздухе. Он подымался все выше и после его совсем стало не видать.

Он по истине восхищался полетом этой свободолюбивой особи.Для него эта особа не что большее. Он так же бы мог иметь свободу, но не имеет в силу жизненных обстоятельств.Столько эмоций испытывает поэт.И радость и одновременно грусть.Это не передать словами.Ведь были бы у нас крылья, мы также могли взлететь высоко в небо от этой всей суеты, жизненных проблем.Он сравнивает всех людей с царями, приросшими к земле.

Потому что считается, что человек высшее существо и он не может слиться с природой так как это удается животным, птицам. Он расстроен ведь в жизни столько лицемерия, лжи, обмана, а там на небесах казалось бы гармония, счастье. Но нам не суждено стать птицами и из-за своего характера он не может смириться с этим.

Анализ стихотворения Тютчева №3 - С поляны коршун поднялся

Тютчев начал свою карьеру с раннего возраста. Служил во многих странах, больше всего его покорили Германии и Франции. Последний город службы был Мюнхен, который стал для него родным и он не желал возвращаться из него в Россию, но осознавал, что придётся. Автор не мог понять, почему в любимом городе и с желанной супругой он часто испытывал ноющую тоску.

В постоянной борьбе со своими противоречивыми чувствами между тоской и наслаждение семейной жизнью, Тютчев создает стих «С поляны коршун поднялся». Натолкнуло на мысль наблюдение за коршуном, который поднимался в небо пока не «ушел за небосклон». Автор наблюдал за полетом с восхищением и долей завести, потому что осознавал, что птица имело, то чего у человека нет. Поэт любовался, как коршун купался в родной стихии, и видел в этом свой символ внутренней свободы, которую потерял в связи с жизненными обстоятельствами. Именно по этой причине наблюдать за полетом было одновременно и восхитительно, и печально.

Восхищаясь силой этой гордой и свободной птицы, поет, сравнивает два его крыла с жизненной силой данной ему свыше. Ведь благодаря им он мог лететь, куда хотел и когда чувствовал необходимость. В людях такого нет, человек не в силах отказаться от суеты, в которой обитает, и сорваться ввысь над всеми. «Я, царь земли, прирос к земли!...» заканчивает стих этими строками, автор подчеркивает гордость в том, что человек высшее существом, но все равно не имеет свободу коршуна.

Анализ стихотворения С поляны коршун поднялся по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Юность Есенина

    Стихотворение Юность относится к ранним есенинским произведениям и как подобает всякому молодому юноше, Есенин активно влюблялся в собственных сверстниц. В частности есть даже довольно точные сведения

  • Анализ стихотворения Лермонтова Нет, я не Байрон, я другой…

    Стихотворение было написано поэтом в преддверии 18-летия. В то время в России была популярна поэзия европейского романтизма. В стихотворении автор использует сравнение лирического героя с Байроном

  • Анализ стихотворения Пастернака Никого не будет дома

    Это, на мой взгляд, одно из самых лиричных стихотворений Б. Пастернака. Композиционно стихотворение можно разделить на части.

  • Анализ стихотворения Есенина Низкий дом с голубыми ставнями

    Это стихотворение предает трепетное отношение поэта к малой Родине. Символом ее становится тот самый дом, к которому с первых строк и обращается Есенин. Дом явно без второго богатого этажа, а еще, возможно, уже тогда врос от старости в землю

  • Анализ стихотворения Пушкина Туча 7, 8 класс
Федор Иванович Тютчев всю свою жизнь провел на государственной службе, и главным делом его жизни была политика – он работал дипломатом за границей, а затем цензором в министерстве иностранных дел, писал публицистические статьи на злободневные политические темы. Стихи же поэт создавал в свободное от важных дел время – и это были не оды, а короткие, емкие стихотворные блоки из нескольких четверостиший. Периодически он их печатал, но без особого успеха.

Особого значения написанию стихов Тютчев не предавал – был период, когда он был занят публицистикой и писал трактат на тему политических взаимоотношений России и Запада, и о стихосложении практически не вспоминал. О творчестве Тютчева заговорили только тогда, когда господину статскому советнику было лет пятьдесят.

Как же он вообще стал этим заниматься?

Вроде бы склонность у Федора Ивановича была больше к прозе, и вовсе не к литературной. А дело было вот в чем. Тютчев, как и многие юноши его времени, обучался дома. Среди занимавшихся с ним учителей был один – поэт Сергей Раич, который старался поощрять стихотворные наклонности своего воспитанника. Потом поэт продолжил свое гуманитарное образование в Московском университете на факультете словесности, а также был членом «Общества любителей российской словесности», в котором состоял и Александр Сергеевич Пушкин.

С поляны коршун поднялся...

Анализ стихотворения

В первом четверостишии перед читателем развертывается картина – коршун, до этого мирно сидящий на поляне, решил взлететь. Он поднимается в небо, взлетает все выше и выше в небесную синь. Слова звучат размеренно, плавно, передавая спокойствие и безмятежность полета коршуна. Даже можно провести аналогию с кинофильмом – идет показ общего плана, одной из картинок, подсмотренных в природе.

В первой строчке идет описание коршуна в начале полета, как он поднимается вверх. Во второй строчке передано движение птицы в определенном направлении, а именно «в небо». Третья строчка продолжает описывать процесс движения, на что указывает слова «выше» и «дале». Картина становится более широкой – небесный простор занимает большую часть картины, а коршун становится все меньше. В четвертой строке коршун уходит за пределы возможностей человеческого зрения.

Логическим завершением первого четверостишия становится слово «ушел», на котором происходит смена кадра, как в кинофильме – вот только что коршун взлетал в вышину и раз! – он исчезает из поля зрения лирического героя.

Во втором четверостишии картина меняется – на первый план выходят размышления поэта о том, что он увидел. Здесь описывается противопоставление природы и человека. А общий план меняется на крупный, правда, только в воображении лирического героя.

В первых двух строках раскрыт образ коршуна, как части природы. Сначала все заслоняет фигура птицы, у которой «два мощных, два больших крыла». Здесь поэт отмечает силу коршуна, данную ему самой природой, и затем сравнивает свободную птицу с человеком. И сравнение получается не в пользу последнего.

В третьей строке поэт пишет про то, где находится сам человек и как он себя ощущает. Птица сильна, у нее огромные могучие крылья, позволяющие взлететь высоко в небеса. А что же человек? Да вот же он сидит, «в грязи и в пыли», мечтает воспарить так же, как и увиденная им птица, да никак не может. А все потому, что «прирос к землипЂ‰». Выражение «царь земли» поэт употребляет в ироническом смысле, так как тот, кто обладает властью над землей, не может сидеть в грязи и не иметь возможности сдвинуться со своего места.

А в четвертой строке выражена самая главная мысль стихотворения. Так называемый царь земного мира, титул, который человек сам себе присвоил, лишен настоящей свободы, которая есть у настоящих детей природы. И участь человека – быть навечно приросшим к земле, к грязи и пыли и лишь мысленно возноситься в небо.

Если в первом четверостишии читателю показана величественная и торжественная картина летящего коршуна, в которой поэта обуревают восторженные эмоции, то во второй строфе все меняется. Здесь проявляются нотки сожаления об отсутствии у человека возможности стать подобным этой птице, а также зависть к тому, что коршун может быть полностью свободным и имеет для этого все данные ему матерью-природой возможности. В финале идет грустная мысль о том, что человек лишен тех возможностей, которые есть у настоящих детей природы, и вынужден существовать навечно приросшим к среде своего обитания.

Основная мысль

Стихотворение «С поляны коршун поднялся» с одной стороны отражает философский взгляд человека на природу, раздумья о месте человека в ней. Коршун, природное творение, может взлетать в небеса, когда только захочет. И нет никого, кто мог бы ему это запретить.

Поэт с восторгом наблюдает за процессом полета до тех самых пор, пока коршун не исчезает из виду. Он восхищается способностью птицы свободно возноситься над миром и хотел бы так же точно воспарить над всей суетой. Небо в данном случае представляет собой символ свободы, той самой свободы, до которой никогда не дотянуться человеку.

Но почему же человек, тот самый венец творения, высшее существо, не может быть столь же свободным, как этот коршун, который поднялся ввысь и улетел туда, куда ему самому захотелось. Ведь человек тоже часть природы, но не дано ему стать с ней одним целым.

Основная мысль стихотворения заключена как раз в его последней строчке. В ней присутствует противоречие – «царь земли», владеющий и повелевающей ею, не может существовать без нее до такой степени, что сам к ней и прирос. И сжигает его тоска по небесным просторам, и завидует он детям матери-природы, способным парить над землей.

Тяжело быть царем земным, ведь земля не отпускает, а небо ему неподвластно. Прирос человек к юдоли земной, всеми своими чувствами и мыслями, и никак не может вырваться за пределы так называемого круга земных забот.

Особенности стиха

Стихотворение короткое и состоит всего из двух четырехстрочных блоков. Эти блоки строгие и весьма емкие, насыщенные образами, в них нет ничего лишнего. Этими восемью строчками поэт смог показать картину противопоставления человека и природы.

Оно написано четырехстопным ямбом, имеет четкий ритм и практически лишено пауз между словами. Глаголы «взвился», «поднялся» и «вьется» призваны передать динамику повествования. Поэт намеренно использует ударения на окончания слов - поднялсяпЂ‰, взвилсяпЂ‰. Это придает торжественность стиху и не позволяет прерваться размеренному ритму строк, что обязательно бы произошло, если бы ударение стояло там, где обычно.

Архаичное даже для того времени, в котором проживал Тютчев, слово «дале» только подчеркивает торжественность всего стихотворения. Указание на то, что природа является для коршуна матерью, призвано отметить связь гордой, свободной птицы и породившей ее вселенной. Синтаксическое удвоение – повторение «два мощных, два больших» указывает на величие и силу коршуна.

История написания

Находясь на дипломатической службе, Тютчев провел за границей более двадцати лет. Его жизнь вдали от родных пенат не была тяжелой – он занимался любимым делом, вместе с ним была его семья, а город Мюнхен за такой долгий период времени так и вообще стал как родной. Казалось бы – все прекрасно, живи да радуйся! Но все же поэта посещали грустные думы относительно существующего порядка вещей, что понятно по творчеству того периода.

Ибо любой творческий человек - как приемник, поглощающий сигналы, приходящие из внешнего мира. Что-то проходит мимо, а что-то задевает так сильно, что становится поводом для осмысления, а поразившее поэта событие становится источником переживаний, выливающихся затем в стихотворную форму.

Вот и обычная, в общем-то, картина взлетающего с земли коршуна стала для поэта предлогом для размышлений о том, что на самом деле нет у человека свободы. Вся его жизнь подчинена правилам и предписаниям, он всегда вынужден поступать как должно, а не так, как ему хочется. Он привязан к своему земному существованию и даже мысленно не в силах воспарить над суетой сует и уйти «за небосклон», в мир чистой истины.

Если брать все стихи, написанные в тоже время, что и стихотворение «С поляны коршун поднялся» - а это 1835 год, то все они посвящены природе. Поэт наблюдает за ней, пытаясь понять тайные силы, которые движут всем живым в природе и место человека в ней. Не всегда его размышления грустны и полны сожалений, но всегда в его произведениях человек отделен от природы, хотя и стремится увидеть себя в ней.
Заключение

Несмотря на относительно спокойную жизнь достаточно обеспеченного, а главное, занятого любимым делом человека, Тютчев не мог избавиться от грустных размышлений о несправедливости земной жизни, и о том, что человек лишен настоящей свободы. Возвысившись над природой, человек утратил связь с ней, потерял возможность получать от нее силы и поддержку. Положение «царя земного», властвующего над всеми остальными природными формами, вовсе не гарантирует свободы в действиях. Царь даже не может сверху посмотреть на свои владения, а вот коршун может обозреть землю с высоты.

Здесь можно провести параллель с библейским рассказом об изгнании из райского сада. Зависть к коршуну в небе – это тоска по утраченному раю, грусть по тому, что давным-давно потеряно и невозможно вернуть. И эта неразделимость человека с землей как раз и является наказанием за непослушание Богу. Человек «в поте и в пыли» должен работать, дабы прокормить себя и обеспечивать свое существование. И ему останется только с тоской наблюдать за летящими в небе птицами, горько сожалея об утраченном рае.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.