Туризм и спортивное ориентирование. Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г

Московского Педагогического Государственного Университета

«Осень – 2016»

Соревнования проводятся в соответствии с «Правилами вида спорта «Спортивный туризм» (далее – «Правила…»), «Регламентом проведения соревнований «Неофициальный туристский слет МПГУ» (далее – «Регламент…»), настоящим Положением, Условиями проведения соревнований, утвержденными ГСК.

I. Техника пешеходного туризма

(Туристская полоса препятствий)

Состав команды: 6 человек (не менее 2 женщин) и два запасных участника.

Возможные этапы:

1. «Слеги»

«слеги» - переправа через «болото». Команда должна перебраться из одной «безопасной зоны» в другую, используя и касаясь в «опасной зоне», только слег (длинные жерди) и опор, обозначенных судьями. Касаться остальных предметов, находящихся в «опасной зоне», запрещено.

Штрафы на этапе:

2. Неспортивное поведение;

3. Заступ за ограничение;

5. Падение;

6. Отказ от прохождения этапа участником;

7. Невыполнение условий прохождения этапа командой;

8. Пререкание с судьей;

9. Помощь/советы со стороны.

2. «КОЧКИ»

«Кочки» - переправа через «болото» по кочкам, подготовленным судейской бригадой. Команда должна перебраться из одной «безопасной зоны» в другую используя только «кочки», обозначенные судьями. Касаться остальных предметов, находящихся в «опасной зоне», запрещено.

Штрафы на этапе:

1. Одиночное касание за ограничением;

2. Неспортивное поведение;

3. Заступ за ограничение;

4. Нагружение опоры за ограничением;

5. Падение;

6. Не прохождение этапа участником;

7. Отказ от прохождения этапа участником;

8. Невыполнение условий прохождения этапа командой;

9. Пререкание с судьей;

10. Помощь/советы со стороны.

3. «Переправа с шестом»

Переправа с шестом – переправа через естественное или искусственное препятствия, обозначенные судьями, при помощи шеста. Касание шеста двумя руками обязательно.

Штрафы на этапе:

1. Одиночное касание за ограничением;

2. Неспортивное поведение;

3. Заступ за ограничение;

4. Двое на этапе;

5. Намокание;

6. Нагружение опоры за ограничением;

7. Падение;

8. Не прохождение этапа участником;

9. Отказ от прохождения этапа участником;

10. Невыполнение условий прохождения этапа командой;

11. Пререкания с судьей;

12. Помощь/советы со стороны.

4. «Переправа маятником»

«Переправа маятником» – переправа через естественное или искусственное препятствие, при помощи «маятника».

Маятник устроен следующим образом:

Между двумя опорами натянута веревка 1. На третьей опоре, не находящейся на одной линии с двумя первыми, привязан конец веревки 2. Участник должен переправиться через препятствие наступая ногами на веревку 1 и держась руками за конец веревки 2. Веревка 2 при этом должна быть нагружена.

При прохождении этапа:

участник может касаться только веревок, опор и их частей;

  • 4.2. Методические основы категорирования туристских маршрутов и основные положения разрядных нормативов по спортивному туризму
  • Глава 5. Организация спортивных туристских походов
  • 5.1. Схема организации спортивного похода
  • 5.2. Личное снаряжение
  • 5.3. Групповое снаряжение
  • 5.4. Аптечка туриста: первая помощь
  • 5.5. Организация питания
  • Энергетическая ценность некоторых продуктов
  • Типовая походная раскладка продуктов
  • 5.6. Возможности пополнения продуктов за счет «даров природы»
  • Глава 6. Организация подготовки туристов-спортсменов
  • 6.1. Основные задачи, принципы и методы спортивно-туристской подготовки
  • 6.2. Содержание спортивно-туристской подготовки
  • Вопросы к главе
  • Глава 7. Организация врачебно-педагогического контроля туристов Общие положения
  • Глава 8. Расчетные методы в организации спортивно-оздоровительного туризма
  • 8.1. Модельные характеристики спортивных туристских походов
  • 8.2. Расчетный метод определения механической работы
  • 8.3. Расчетный метод определения скорости передвижения
  • 8.4. Прогнозирование рекреационной направленности туристских классифицированных походов
  • 8.5. Вероятностный подход к оценке безопасности человека в природных условиях
  • 8.6. Расчет показателей состояния развития спортивного туризма
  • 8.7. Расчет себестоимости, цены и прибыли спортивного туристского похода.
  • Вопросы к главе
  • Глава 9. Основы организации обеспечения безопасности в спортивном туризме
  • 9.1.Основные положения системы обеспечения безопасности
  • 9.2. Обеспечение безопасности человека в природных условиях
  • Вопросы к главе
  • Глава 10. Топография и ориентирование в туризме Общие положения
  • 10.1. Основы топографии и ориентирование на местности
  • 10.2. Ориентирование на местности
  • Слышимость звуков на ровной местности
  • Расстояния различимости предметов на местности
  • Некоторые геометрические размеры тела человека и предметов
  • 10.3. Ориентирование на местности с помощью приборов спутниковой навигации
  • 10.4. Особенности ориентирования в различных видах путешествий
  • 10.5. Спортивное ориентирование
  • Вопросы к главе
  • Глава 11. Водный туризм Общие положения
  • 11.1. Основные препятствия водных туристских маршрутов
  • 11.2. Снаряжение для водных спортивных походов.
  • 11.3. Тактика и техника водного туризма
  • 11.4. Техника преодоления типичных препятствий
  • 11.5. Особенности обеспечения безопасности в водных походах.
  • Вопросы к главе
  • Глава 12. Лыжный туризм Общие положения
  • 12.1. Основные препятствия и опасности лыжных туристских маршрутов.
  • 12.2. Снаряжение для лыжных спортивных походов.
  • 12.3. Техника лыжного туризма.
  • 12.4. Тактика лыжных спортивных путешествий.
  • 12.5. Особенности обеспечения безопасности в лыжном туризме
  • 12.6. Оказание медицинской помощи
  • Вопросы к главе
  • Глава 13. Горный туризм Общие положения
  • 13.1. Препятствия горных туристских маршрутов
  • 13.2. Снаряжение для горного путешествия
  • Личное снаряжение, обувь, одежда.
  • Специальный инвентарь и приспособления.
  • 13.3. Техника горного туризма Техника преодоления травянистых склонов
  • Техника преодоления осыпей
  • 13.4. Тактика горного путешествия
  • 13.5. Особенности обеспечения безопасности в горном туризме
  • Вопросы к главе
  • Иллюстрации
  • Глава 14. Пешеходный туризм Общие положения
  • 14.1. Основные препятствия пешеходных туристских маршрутов Болота
  • Проходимость болот (по с. Э. Некляеву, 2004)
  • Пустыня
  • Переправы
  • Методика категорирования пешеходного маршрута
  • Баллы за локальные препятствия (лп)
  • Баллы за протяженные участки (пп)
  • 14.2. Снаряжение для занятий пешеходным туризмом
  • Личное снаряжение в пешем путешествии
  • Особенности группового снаряжения
  • 14.3. Техника и тактика пешеходного туризма
  • Тактика прохождения пешеходного маршрута.
  • 14.4. Особенности обеспечения безопасности в пешеходном туризме
  • Обеспечение безопасности при укусах ядовитых змей и насекомых
  • Вопросы к главе
  • Глава 15. Спелеотуризм Общие положения
  • 15.1. Основные препятствия спелеотуристских походов
  • 15.2. Снаряжение для спелеотуризма
  • 15.3. Техника и тактика спелеотуризма.
  • 15.4. Особенности обеспечения безопасности в спелеотуризме
  • Вопросы к главе
  • Глава 16. Велотуризм Общие положения.
  • 16.1. Основные препятствия велосипедных походов.
  • Минимальное количество протяженных препятствий на маршруте
  • Локальные препятствия
  • 16.2. Снаряжение для велотуризма
  • 16.3. Техника велотуризма (по а. А. Булгакову, 1984).
  • 16.4. Тактика велопохода
  • 16.5. Особенности обеспечения безопасности в велотуризме
  • Вопросы к главе
  • Глава 17. Парусный туризм Общие положения (по материалам е. Антонова, 2002)
  • 17.1. Основные препятствия и опасности парусных туристских маршрутов
  • 17.2. Снаряжение для занятий парусным туризмом.
  • 17.3. Техника парусного туризма.
  • 17.4. Стратегия и тактика путешествия под парусом.
  • 17.5. Особенности обеспечения безопасности
  • Вопросы к главе
  • Глава 18. Конный туризм Общие положения
  • 18.1. Основные препятствия конных туристских маршрутов.
  • Локальные препятствия:
  • 18.2. Туристу о лошади.
  • 18.3. Снаряжение для занятий конным туризмом.
  • 18.4. Техника конного туризма
  • 18.5. Особенности обеспечения безопасности в конном туризме
  • Вопросы к главе
  • Глава 19. Автомототуризм Общие положения
  • 19.1. Основные препятствия автомототуризма.
  • 19.2. Снаряжение для автомототуризма.
  • 19.3. Тактика и техника автомототуризма
  • 19.4. Безопасность автомотопоходов.
  • Вопросы к главе
  • Приложение 1
  • Дополнение к нормам, требованиям и условиям их выполнения по виду спорта «спортивный туризм»
  • Условия выполнения норм
  • Приложение 2 Правила проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров. Кодекс путешественника.
  • 14.3. Техника и тактика пешеходного туризма

    Передвижение по пересеченной местности . Важно приучить себя к ровному свободному шагу при наиболее экономном расходовании сил.

    Прежде всего, следят за тем, чтобы во время движения центр тяжести тела человека занимал примерно одно и то же положение по отношению к земле. Сверх меры понижение и повышение центра тяжести во время ходьбы приводит к лишней трате сил. Для того чтобы устранить вертикальное раскачивание (то понижающее, то повышающее центр тяжести), надо идти со слегка согнутыми коленями, стараясь не до конца выпрямлять их в момент толчка.

    Ступня ставится немного на пятку и потом мягко перекатывается на носок. В тот момент, когда ступня отрывается от земли, чтобы сделать шаг вперед, мышцы голеностопного сустава и почти всей ноги надо максимально расслаблять. Движение ноги в воздухе после толчка о землю должно совершаться главным образом за счет инерции.

    Но в тот момент, когда нога ставится на землю, мышцы вновь нагружаются так как ступней надо хорошо управлять, чтобы поставить ее в нужное место (избегая неровностей почвы) и точно на подошву (а не на ребро), чтобы не растянуть связки голеностопного сустава.

    Техника движения на подъемах и спусках несколько иная, чем по ровному участку. На подъемах ступню нужно ставить на землю сразу всей подошвой, несколько разворачивая носки в сторону (этим достигается лучшее сцепление подошвы ботинка с грунтом). Нога сгибается в колене.

    При движении по ровному месту или на подъеме большие камни, лежащие на пути, следует или перешагивать, не вставая на них, или обходить, чтобы не затрачивать лишних сил. В то же время иногда удобно подниматься по камням, как по ступенькам, если за камнем не следует понижения.

    На крутых участках шаг может уменьшаться даже до размера ступни. По склонам поднимаются медленно, плавно перенося тяжесть тела с ноги на ногу, причем становятся на всю ступню, немного разворачивая носки в стороны. Если подъем затяжной, поднимаются «серпантином», поворачиваясь к склону попеременно, то левым, то правым боком.

    На мокром травянистом склоне потерявший равновесие будет скользить по нему с большой скоростью. В этом случае группа должна подниматься цепочкой след в след, прямо вверх, а спускается прямо вниз. Если склон очень крутой, спуск и подъем делаются короткими зигзагами. Ногу ставят на всю ступню. При увеличении крутизны ступни ног разворачивают при подъеме (чем круче подъем, тем больше разворот).

    При спуске идут слегка пружинистой походкой, опираясь на всю ступню. На некрутых спусках ноги ставят слегка на пятку, почти не сгибая, а затем переносят тяжесть на всю стопу, туло­вище откидывают назад. На крутых спусках шаги делают короче, пружинисто. При движении поперек склона ноги ставят так, чтобы ступня ноги, расположенной ниже, была развернута носком на небольшой угол вниз, а нога, расположенная выше, ставится на всю ступню поперек склона.

    При перемене направления во время движения вдоль склона делают шаг вперед «внешней» ногой, поставив её слегка вверх по склону, разворачивая «внутреннюю» ногу под углом к первой несколько вверх по склону так, чтобы ступни оказались в поло­жении «ёлочки», как при подъеме: затем ставят, как при пересе­чении склона, и двигаются в обратном направлении.

    Спуски налегке или с очень легким рюкзаком можно совершать в быстром темпе небольшими прыжками с приземлением последовательно сначала на одну ногу и затем (почти тотчас) – на другую, что создает необходимую амортизацию и позволяет легко управлять скоростью движения, в любой момент снизить ее до минимума или остановиться. При спусках таким способом прыжок совершается несколько боком к склону.

    Техника движения по болотам. Продви­гаться по ним приходится в одиночку по мшистым полоскам и грядам, поросшими невысокими кустами. Необходимо идти с интервалом в 4-5 м, след в след, ногу ставить мягко, без рывков и резких движений. Путь безопаснее прокладывать по кочкам, око­ло кустов и стволов деревьев. При ходьбе по кочкам ногу следует ставить на середину, всей ступней, опираясь на шест для равно­весия. Сложнее идти по высоким кочкам. В этом случае для стра­ховки и опоры шест выставляют несколько вперед, на него опи­рается идущий и плавно переносит тяжесть тела с одной ноги на другую.

    По толстой сплавине можно идти почти безопасно, и только легкие плавные колебания сплавины при каждом шаге напоминают, что под ней находится вода или ил. Движения даже по толстой сплавине должны быть очень плавные. Группа должна двигаться раздельно, на расстоянии не менее 5-6 м друг от друга, и не в ногу, чтобы не усиливать колебательных движений сплавины и не вызвать ее разрыв.

    Для безопасности движения по болоту нужно каждому иметь в руках длинную жердь, двигаться не в след, тщательно наблюдать за рельефом болота и окраской растительности, использовать каждое, даже незначительное повышение рельефа. Если через подобного рода болото протекает ручей, надо идти, придерживаясь его берега, – там обычно бывает суше.

    Попавшему в трясину туристу необходимо быстро подтянуть шест к себе и лечь на него грудью. В этом положении нельзя допускать резких движений. Помощь надо оказывать быстро, без суеты и в то же время осторожно. Вначале следует загатить ближайшее от чело­века место шестами и ветками. Затем осторожно подобраться к нему, помочь снять рюкзак и выбраться.

    Мочажины глубиной до 50 см лучше проходить по жердям, ко­торые последовательно укладывают по направлению движения (сделать гать). Последовательность укладки жердей состоит в том, что по мере освобождения их передают вперед. Идти по скользкой части следу­ет осторожно, опираясь по возможности на шест, приставными шагами или с разворотом ступни во внешнюю сторону.

    При движении по болоту нужно постоянно следить за направ­лением, отмечать ориентиры, ставить вешки, привязывая к ним небольшие кусочки материи или бинта. Маркировка пути может пригодиться, если нельзя продвигаться вперед и приходится воз­вращаться назад.

    Чтобы уменьшить давление ноги туриста на болотистую почву, можно применять ступающие плетёные «лыжи» или просто подвязывать к обуви легко снимающиеся куски фанеры.

    Техника движения в тайге. По лесным зарослям, густому кустарнику или высокому жесткому травостою двигаются компактной группой с интервалом, обеспечивающим безопасность. Каждый должен внимательно следить за впереди идущим и повторять его движения. Надо придерживать приведенные в движение ветки, чтобы они не ударили идущего сзади.

    Для защиты от сучков и веток надевают одежду с длинными рукавами (желателен полный штормовой костюм). Одну руку выставляют вперед для защиты от веток лица и глаз. При преодолении перегораживающих тропу упавших деревьев, лесных завалов следует не перепрыгивать, а осторожно перешагивать, перелезать через препятствия. Надо помнить, что стволы подгнивших деревьев неустойчивы и часто покрыты очень скользкой гнилой корой.

    На рюкзаке и на одежде не рекомендуется иметь различные «сцепляющиеся» предметы: подвешенные к рюкзаку ведро или котелок, торчащее из кармана рюкзака топорище. Даже обычная лыжная шерстяная шапочка с помпоном будет задевать за растительность и задерживать движение туриста.

    Чтобы выдержать наме­ченное направление, необходимо через каждые 100–150 м выбирать хорошо заметный ориентир. Это особенно важно, если путь преградил завал или густой кустарник и путник вынужден отклониться от прямого направления. Попытка идти напролом всегда чревата получением травмы, что усу­губит и без того сложное положение.

    Техника передвижения в пустыне. При переходе через пустыню лучше всего придерживаться старых караванных троп, в настоящее время, как правило, по ним уже неоднократно проезжали автомобили. Вообще в пустынях теперь можно наткнуться на множество хорошо наезженных троп-дорог. Одни ведут к жилищам чабанов, другие – колодцам, третьи – к развалинам городищ, четвертые или десятые могут вести в никуда. Эти последние скорее всего оставлены браконьерами-охотниками за дичью и саксаулом и могут очень сильно дезориентировать путешественников. Если же дорога проходит через такыр, то она и вовсе может затеряться.

    (Такыр – плотные, твердые как бетон глинистые участки, растрескавшиеся на бесчисленные плитки с гладкой поверхностью. Они могут занимать значительные площади и тянуться на много километров).

    Если по условиям местности вам придется идти напрямую (по азимуту) к определенному ориентиру, будьте особенно внимательны. В пустынях часто попадаются значительные территории, густонаселенные грызунами. На это могут указывать многочисленные норы, пройти между которыми, не проваливаясь в подземные сообщения крайне сложно, часто невозможно. Но при этом можно легко получить травму (вывихнуть, подвернув ногу в суставах).

    Техника переправ (по В. И. Астафьеву, 1989) . Туристы должны уметь определить, в состоянии ли они безаварийно преодолеть встреченную на пути горную или таежную реку. Если есть сомнение в этом, надо найти силу воли для того, чтобы уйти от непреодолимой опасности на поиски другого места. Реку осматривают вниз и вверх по течению на 2-3, а если надо – и на 10-15 км. Когда выясняется, что при переправе в любом месте может произойти авария, маршрут должен быть, безусловно, изменен.

    По внешнему виду горных и таежных рек бывает затруднительно сразу определить размеры опасности. Как правило, горные и таежные реки кажутся менее опасными и трудными для переправы, чем это есть в действительности.

    Для выяснения величины опасности при переправе учитывают силу напора воды, наличие катящихся по дну камней, ширину реки, ее глубину, расположение камней в русле, количество туристов в группе, их физические силы и опытность.

    Для этого служат следующие данные. Сила удара водяной струи зависит от уклона русла. Определить, преодолима ли струя воды для переправы вплавь или вброд, опытный турист может на глаз. Преодолимость реки проверяется наиболее сильным участником группы, идущим в реку на страховке веревкой.

    Катящиеся по дну камни могут сбить или покалечить человека. Обычно с берега можно услышать глухие удары камней о дно и вычислить с помощью часов частоту их движения.

    Ширина реки не должна превышать длины страхующей веревки (в случае если в группе нет верховых лошадей) и длины бревна, если переправа должна идти по кладке. Для определения ширины реки надевают головной убор с козырьком или приставляют ко лбу руку в виде козырька. Повернув голову в сторону противоположного берега, смотрят так, чтобы кромка берега совместилась с краем козырька или руки. Стараясь не опустить и не поднять голову, поворачивают ее так, чтобы смотреть вдоль своего берега. Замечают предмет на своем берегу, совместившийся с краем козырька или руки. Измеряют расстояние до замеченного предмета. Это и будет ширина реки. К измеренному расстоянию на всякий случай прибавляют 2-3 м.

    Глубину реки устанавливают, пуская на страховке разведчика.

    Наличие и расположение камней в воде играет большую роль. По торчащим из воды камням можно перейти непреодолимый вброд поток. За камнями в белых бурунах можно отдыхать, так как здесь в результате встречных потоков (завихрений) напор воды минимальный. В то же время, если за торчащие из воды камни зацепится страхующая веревка, это может привести к гибели туриста.

    Количество туристов в группе, их физические силы и опытность имеют большое значение в определении того, можно ли преодолеть горную или таежную реку. При большом составе группы (20-30 человек) наводят безопасную переправу через реку, которую 3-4 туристам форсировать невозможно.

    Нельзя ограничивать временем подготовительные работы и саму переправу. В таких случаях обычно говорят: «Часы спрятать в карман». Спешка при переправе – это начало аварийного положения. Подготовка переправы и сама переправа могут занять 2–3 часа, но могут отнять и день, и два, и три.

    В подготовке и проведении переправы участвует вся группа, за исключением больных. Используется все имеющееся в группе снаряжение, обеспечивающее безопасность.

    Во время переправы через опасную реку организуется не менее двух видов страховки, так как успех переправы определяется не только механической прочностью страхующих средств, но и качеством того или иного вида страховки. Чтобы эта мысль стала яснее, приведем такой пример. Одно только прикрепление переправляющегося карабином к перилам может себя не оправдать, если сорвавшегося с кладки затянет водой под бревно. Но в этом случае сыграет свою роль второй вид страховки – веревка, прикрепленная к груди переправляющегося. С помощью такой веревки сорвавшегося легко подтянуть к берегу.

    Время суток и погода сильно влияют на ход переправы. В горных реках меньше всего воды в 4-6 часов утра и больше всего – к вечеру. Фэны (теплые ветры с гор) и дожди в течение нескольких часов, а иногда десятков минут могут резко поднять уровень воды в горной реке.

    Спасательный пост выставляется при переправах больших групп и состоит не менее чем из трех человек. Спасательный пост ставят в 10-20 м ниже по течению в том месте, куда река понесет сорвавшегося (направление определяется с помощью бросаемых в струю веток). Обязательно проверяется, выполнит ли спасательный пост свое назначение. Для этого пускают одного из спасателей в воду на страхующей веревке и выясняют, сможет ли он доплыть к месту, где будет нести сорвавшегося с переправы. (Страховка делается такой же, как и для идущего первым, см. рис. 14.2). Если спасателя сносит течением, спасательный пост надо снять, чтобы не обманывать самих себя и вести переправу с исключительной осмотрительностью, с полной гарантней от срывов.

    С

    Рис. 14.2. Страховка при переправе вброд

    траховка идущего первым применяется при переправах вброд, во время организации навесной переправы, во время разведок реки. Идущего первым страхуют с помощью рабочей капроновой или сезалевой веревки. Туриста привязывают узлом булинь за конец основной веревки с узлом на спине. Идти так удобнее. Кроме того, узел на спине помогает вытаскивать сбитого течением человека в положении лежа на спине, при котором вытаскиваемый может легче дышать. Если же узел будет завязан на груди, то при вытаскивании человека переворачивает на грудь, вода бьет прямо в лицо. Дышать в таком положении нельзя.

    Делается одно плечико (а не два, как обычно) для того, чтобы узел от плечика оказался не сзади, а спереди. Тогда, достигнув другого берега, идущий первым может без посторонней помощи, один, быстро отвязать плечико, передвинуть булинь на грудь и развязать узел.

    К страхуемому прикрепляется карабином тридцати-метровая вспомогательная веревка, отходящая к берегу под некоторым углом к основной веревке и идущая всегда ниже первой по течению. Вес всех веревок на идущем впереди должен быть наименьшим. Веревки по возможности надо держать на весу, в воде не полоскать. Страховка через плечо и поясницу при переправах совершенно недопустима, так как веревку приходится, смотря по ходу событий, то очень быстро вытравить, то так же быстро выбрать. Вот почему страхующую веревку держат на берегу два-три человека, просто взяв ее в обе руки.

    В случае, когда надо быстро выдать веревку вслед идущему первым (например, при прыжке) или плывущему, часть собранной кольцами страхующей веревки выбрасывается против течения.

    Выбравшись на противоположный берег, идущий первым должен сначала закрепить веревку (например, обойдя вокруг дерева), а потом отвязаться.

    Для того чтобы вытащить идущего первым, сбитого течением воды, необходимо: а) удерживать страхуемого на основной веревке, а если натяжение ее мешает страхуемому держаться над водой, вытравить веревку, чтобы дать возможность человеку спокойно сплывать по течению или встать. Этого можно достигнуть в больших пределах, перебежав с веревкой в руках по берегу ниже по течению; б) одновременно подтягивать страхуемого к берегу вспомогательной веревкой (располагаемой перпендикулярно к течению или несколько против течения ниже основной веревки).

    Надо всегда помнить, что в случае падения идущего первым в воду страхующая веревка не должна вытягиваться втугую и удерживать сорвавшегося в положении, когда течение тянет человека вниз, а веревка, удерживая его, не дает возможности ни встать, ни плыть. Это всегда самое опасное положение, допускать его нельзя.

    Вот почему надо так организовывать страховку, чтобы в любой момент можно было ослабить веревку и дать возможность человеку плыть вниз по течению, одновременно быстро подтягивая его к берегу.

    Идущий первым может сделать не одну попытку, прежде чем ему удастся достигнуть другого берега. Надо помнить, что с каждой даже неудачной попыткой идущий первым приобретает опыт преодоления данного участка реки. Смущаться первыми неудачами не следует.

    Веревочные перила наводятся с помощью основной веревки для переправы по камням, вброд, по кладкам, по снежному мосту.

    Для того чтобы перила были прочны, веревку надо натянуть и привязать к опорам. Обычно опорами служат стволы деревьев. Если ствол недостаточно надежен (например, дерево тонковато или непрочно сидит в почве), конец веревки дополнительно привязывают ко второму, более прочному дереву. Перила могут быть привязаны к кусту. Веревку обкручивают сразу вокруг нескольких веток куста ближе к его корням, а иногда конец веревки дополнительно привязывают к вбитому в землю колу с тем, чтобы предупредить соскальзывание ее через вершины ветвей.

    Опорами для перил могут служить камни или скалы. Надо следить за тем, чтобы камни прочно лежали на берегу и при натяжении перил не сорвались в воду. Особенно осторожно надо выбирать камни, лежащие на краю подмываемого водой берега или на снежном мосту. Если камень лежит на основании снежного моста, то при обвале снега в реку такая опора может съехать в воду вместе с перилами.

    Перила можно привязать к колу, вбитому в грунт берега. Для страховки надо забить два-три кола на глубину примерно в полметра на расстоянии друг от друга в метр.

    Опоры на берегу реки, где нет ни деревьев, ни подходящих камней и где нельзя вбить кол, строятся из альпенштоков или палок, высотой метра в полтора. Опора устанавливается метра за два от воды. Связывают концы четырех, пяти палок и, раздвигая их «шалашиком», ставят на землю. К их основаниям привязывают две поперечные перекрещенные палки. «Шалашик» до самого верха засыпается камнями любого размера. Получается очень надежная опора, которую при натяжении перил не в состоянии поколебать даже 10–15 человек. Однако простого натяжения перил между прочными опорами еще недостаточно для того, чтобы сделать переправу безопасной. Такие перила все-таки лишены важнейшего достоинства – большой устойчивости. Веревка, которая неожиданно проваливается под рукой, уходит под напором руки в сторону или наваливается на туриста, часто становится причиной тяжелой аварии.

    Для натяжения временных перил на безопасных переправах туристы держат веревку так, как это делается при обычной, применяемой во время скалолазания, страховке через плечо.

    Тот или иной вид переправы выбирается в зависимости от условий местности и возможностей группы: по камням, вброд с шестом, вброд таджикским способом (шеренгой или в кругу взявшись за плечи), вплавь, по кладке, по снежному мосту, по навесной переправе, по подвесному мосту.

    График движения в пешеходных походах составляется по дням и часам, чтобы рационально чередовались нагрузка и отдых. Массу рюкзака подбирают соответственно возрасту и физической подготовке каждого участника похода. В несложных многодневных походах мужчины обычно несут 15-18, женщины – 10-12 килограммов. В сложном походе приходится нести значительное количество продуктов и снаряжения. Вот почему в такие походы должны отправляться совершенно здоровые, физически развитые, хорошо тренированные туристы. Практика показывает, что мужчины справляются с рюкзаком весом 25–30 кг даже в сложном горном или таежном походе (конечно, в начале маршрута, так как с каждым днем за счет съедаемых продуктов вес рюкзаков уменьшается).

    Женщины несут от 15 до 18 кг, а иногда и несколько больше. При этом, конечно, рюкзак должен быть безукоризненно уложен и сбалансирован.

    В зависимости от состояния здоровья и других причин нагрузку приходится подбирать для каждого туриста в отдельности. Практически ничего сложного в этом нет. Руководитель группы и любой участник может это сделать, опираясь на характер работы сердца во время нагрузки и общее физическое состояние.

    Если в группе подобрались люди разного возраста, с различной физической подготовкой, нагрузку для более слабых уменьшают.

    В горных и таёжных походах режим дня составляется приблизительно следующим образом: подъем в 6 часов (при переходе через перевал в 4-5 часов); туалет, завтрак, подготовка к выходу до 8 часов; движение 8-13 часов; обед, отдых, сборы – 13-15 часов; движение 15-19 часов; устройство бивуака, ужин–19-22 часа.

    В походах по пустыням летом график движения несколько отличается от режима дня в других географических районах. Вставать лучше в 4-5 утра, быстрый чай и выход не позднее 6 утра. Идти можно до 11-12 дня, затем остановка на дневной отдых, обед. Возобновление движения – после 17-18 часов. Остановка на ужин, ночной отдых – в 22-23 часа.

    Можно ходить и ночью, а днем отдыхать, но такой режим в многодневных походах себя не оправдал.

    Проходимое в день расстояние очень трудно поддается точному предварительному нормированию. Оно определяется, прежде всего, сложностью маршрута и весом рюкзака.

    Практически при движении по ровному месту с рюкзаком скорость достигает 3,5-4 км в час, на спусках скорость увеличивается, при движении по лесу, болоту, кустарнику, песку темп снижается примерно на одну треть и даже вдвое.

    На крутых участках пути при большом весе рюкзака длина шага сокращается более, чем наполовину. При возрастании крутизны тропы шаг становится еще более коротким. На очень крутом участке склона движения совершаются медленно, растянуто, плавно, с постепенным переносом тяжести тела с одной ноги на другую.

    На равнине с рюкзаками среднего веса здоровые люди проходят в день 20-25 км. 30 км в день – это уже большая нагрузка. В горах в первые дни похода с тяжелыми рюкзаками, в долинах, на подходах к перевалам проходят 13–18 км. В тайге по пересеченной местности в первые дни похода (с тяжелыми рюкзаками) проходят около 12 км. С облегченными рюкзаками в горах и тайге втянувшимся в походную жизнь туристам можно проходить по 18 – 20 км. Преодоление естественных препятствий резко снижает проходимый километраж.

    При организации движения в группе выделяется ведущий – достаточно опытный турист, задача которого выбирать путь и задавать наиболее выгодный для группы темп движения, но не выше темпа движения наиболее слабого её участника. Руководителю группы следует почаще ставить на место ведущего каждого члена группы.

    Обязателен замыкающий из числа опытных туристов, задача которого оказать помощь отставшим, никого не потерять, своевременно дать ведущему сигнал к остановке, если с кем-то плохо или надо привести в порядок снаряжение.

    Место руководителя в походной группе должно обеспечивать удобство управления группой и безопасность ее движения. Руководителю можно рекомендовать идти сразу за направляющим, время от времени помогая ему находить дорогу и подсказывая правильные решения.

    На сложных и опасных участках (переправа, болото, осыпь) руководитель сам проверяет проходимость и не уходит вперед, страхуя туристов, пока вся группа не выйдет на легкий участок. Так же он должен поступать при купании туристов в незнакомом водоеме, при посадке на транспорт и т. п.

    Время проведения: 45 минут

    Кол-во участников : 1 группа

    Форма проведения : лекция, практическое занятие

    Цель : Научить участников правильно передвигаться по пересеченной местности, подниматься в гору, спускаться с горы и выучить основные команды при движении группы в пешем походе.

    ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ ВРЕМЯ ПРИМ
    ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Инструктор. « Ребята, для того что бы отправиться в поход нужно научиться ходить, как бы смешно это не звучало. В пеших горных походах существует своя техника передвижения и свои правила. Если вы научитесь правильно передвигаться, правильно ставить ногу на подъеме и на спуске, выучите все необходимые для движения команды, то наш поход будет интересным и безопасным». 5 мин
    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Лекционная часть. 1. Техника безопасности. Группа движется колонной друг за другом (опасность на дороге, на бездорожье, змеи). Соблюдение дистанции 1,5 метра между участниками. Все команды передаются друг другу по очереди громко из конца в начало, из начала в конец и из середины в оба конца. Все команды инструктора выполняются сразу же, без лишних вопросов и возражений. 2. Техника постановки стопы. При подъеме в горы с мыска на пятку, при спуске с горы с пятки на мысок. Сначала проверяется устойчивость почвы, потом переносится весь вес. 3. Команды: Стоп. Травма. Ветка. Вперед. Лево. Право. Камень. Практическая часть. На сколе отрабатывается движение группы. Все команды. Передача команд. Правильная постановка стопы. 15 мин 20 мин
    ЗАВЕРШЕНИЕ Инструктор. «Давайте подведем итог» - Какие правила безопасности вы запомнили? -Как правильно ставить стопу? - Какие команды вы знаете, и что они обозначают? Ответы на вопросы детей. 10 мин

    ЗАНЯТИЕ «ЗАГОТОВКА ДРОВ»

    Время проведения: 1 час 15 минут

    Кол-во участников : 1 группа

    Форма проведения : практическое занятие

    : Сухое дерево для заготовки дров, сырое деревце, топор, пила.

    Цель : Научить участников отделять сухие деревья от живых или сырых, научить правильно пилить и колоть дрова.

    ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ ВРЕМЯ ПРИМ
    ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Инструктор. « Для того, что бы в походе мы могли приготовить себе еду, согреться или просушить одежду нам необходимо уметь развести костер. Но что бы этому научиться, нужно научиться заготавливать дрова». 5 мин
    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Первая теоритическая часть. Инструктор показывает детям сухое и не сухое дерево. Говорит отличия (зеленое под корой, влажное на срубе внутри, зеленые ветки с листьями). Далее – использование пилы. Строение пилы. Техника безопасности при использовании (Не брать руками за остриё, согласованность действий, где правильно держать руку, где ногу, как правильно пилить, бревно всегда лежит на подъеме от земли). Практическое занятие по пилки дров. Детям по очереди по трое (двое пилят, один держит бревно) предлагается учиться пилить дрова, девочкам тоже. Инструктор всё время следит за безопасностью и исправляет все, даже самые маленькие ошибки (Важно донести до детей серьезность и опасность их не правильных действий). Вторая теоритическая часть. Инструктор рассказывает, что научиться пилить не достаточно, дрова нужно еще и наколоть. Топор. Строение топора. Техника безопасности (как правильно установить полено, как правильно держать топор, ноги расставлены шире плеч, никто не стоит впереди и сзади, при ударе немного приседать, никогда не совать пальцы под топор, никогда не рубить рядом с рукой). Строение полена (волокна дерева, сучки) особенности колки таких поленьев. Обратить внимание на то, что топор – это не игрушка. Практическое занятие по колке дров. Все мальчики встают по очереди и пробуют колоть дрова. Инструктор внимательно следит за безопасностью и исправляет все ошибки. При желании могут участвовать и девочки. 10 мин 20 мин 10 мин 20 мин
    ЗАВЕРШЕНИЕ Подведение итогов. Дети отвечают на вопросы: - техника безопасности при пилке дров? - техника безопасности при колке дров? Инструктор отвечает на вопросы детей. 10 мин

    ЗАНЯТИЕ «ВИДЫ КОСТРОВ»

    (Проводится сразу после занятия о заготовке дров)

    Время проведения: 50 минут

    Кол-во участников : 1 группа

    Форма проведения : Лекция, практическое занятие

    Необходимые материалы / материальное оснащение : Наколотые дрова, перчатки, растопка (хвоя, береста), спички.

    Цель : Научить участников разжигать костёр.

    ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ ВРЕМЯ ПРИМ
    ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Инструктор. « Заготавливать дрова мы с вами научились, теперь нам нужно научиться правильно разжигать костер, это тоже не просто. Если мы беспорядочно накидаем дров, то наш костер не загорится. Существуют так же разные виды костров, для различных целей». 5 мин
    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Лекционная часть. 1. ТБ при разжигании костра (у девушек убранные волосы, обязательно одетые перчатки и закрытые руки, рассказать об опасности не только костра, но и горячего дыма и пара). 2. Виды растопки (береста, хвоя, особенности каждой). 3. Правильное зажигание спички (от себя). Инструктор пускает коробок по кругу, что бы каждый участник зажег спичку правильно. 4. Виды костров. Инструктор складывает из бревен все 5 видов костров и по очереди рассказывает о каждом из них. Практическое занятие. Группа делится на 2 или 3 команды (зависит от количества человек). Командам дается задание сложить из наколотых дров все 5 видов костров. После выслушивается каждая команда, - какой вид для чего нужен. Инструктор исправляет ошибки. Наглядный пример. Инструктор складывает один из видов костров и, комментируя каждое своё действие, разжигает костер. 15 мин 15 мин 5 мин
    ЗАВЕРШЕНИЕ Подведение итогов. Дети отвечают на вопросы: - техника безопасности при разжигании костра? - Виды и назначение костров? Инструктор отвечает на вопросы детей. 10 мин

    ВИДЫ КОСТРОВ:

    1. Шалаш. Дрова укладываются в виде шалаша. Пламя дает большое и ровное. Служит для варки пищи в одной посуде. Хорош для просушки одежды . Температура горения костра типа Шалаш довольно высока, и такой костер быстро прогорает, поэтому необходимо часто подкладывать дрова.

    2. Колодец. Обладает ровным большим пламенем, очень хорош для приготовления пищи. Довольно быстро прогорает.

    3. Звездочка. Называется так потому, что несколько бревен кладется на землю в виде звезды. Зажигается в центре. По мере того как бревна сгорают, их подвигают внутрь. Костер длительного действия, вокруг него можно располагаться на ночлег, хорош для варки пищи в одной посуде.

    4. Нодья. Очень надежный костер длительного действия, обычно применяемый охотниками тайги и северных районов для ночлега в холодную погоду. Берутся три сухостойных бревна толщиной 30 см и длиной 2-3 м. Два бревна с одной стороны обтесываются и укладываются параллельно друг с другом. C внешних сторон они подпираются вбитыми колышками. Между ними разводится огонь, при помощи углей, либо тонких веточек. А затем сверху укладывается третье бревно.

    5. Таёжный. Тоже костер длительного действия. Дает большое жаркое пламя и много углей. Хорош для варки пищи в нескольких посудах, для просушки одежды и для ночлега большой группы охотников. Как видно из рисунка, на одно толстое бревно кладется несколько бревен потоньше. При этом они укладываются только одними концами и обязательно с подветренной стороны.

    1. 2. 3.

    4. 5.

    ЗАНЯТИЕ «ТУРИСТСКИЕ УЗЛЫ»

    Время проведения: 2 часа 15 минут

    Кол-во участников : 1 группа

    Форма проведения : практическое занятие

    Необходимые материалы / материальное оснащение : Нарезанные куски веревок

    Цель : Научить участников вязать основные туристские узлы

    ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ ВРЕМЯ ПРИМ
    ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Инструктор. « Сейчас я научу вас вязать основные туристские узлы. На самом деле это умение пригодится вам не только в походе, но и в обычной жизни. Знание узлов на самом деле во многом облегчает нам жизнь». 5 мин
    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Практическая работа. Инструктор показывает виды узлов по одному. Рассказывает характеристики каждого узла. Отслеживает, что бы каждый участник научился вязать узел. В ходе работы учит детей взаимодействовать друг с другом – пусть те, кто уже выучил, как вязать узел помогут тем, кто учится медленнее. Игровой момент. Когда все участники научились вязать 6 узлов, проводится мини-соревнование. Пример: 1. Инструктор говорит название узла, участники вяжут его на скорость. 2. Группа делится на команды и каждая команда должна завязать все 6 узлов. 3. Инструктор показывает узел, а команды должны придумать назначения для этого узла. 1 час 30 мин 30 мин
    ЗАВЕРШЕНИЕ Подведение итогов. Инструктор показывает узел, ребята отвечают, как он называется и его назначение и характеристики. 10 мин

    ВИДЫ УЗЛОВ:

    Обязательные 6 узлов:

    1. Прямой узел. Используется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Самопроизвольно развязывается, поэтому обязательно закрепление контрольными узлами.

    2. Встречный узел. Не ползет, под нагрузкой сильно затягивается, используется для связывания веревок любого диаметра и сочетаний лента-веревка.

    3. Восьмерка. Под нагрузкой сильно не затягивается, не «ползет», используется для закрепления веревки.

    4. Булинь. Под нагрузкой сильно не затягивается, не «ползет», при переменных нагрузках необходим контрольный узел. Используется для страховки человека.

    5. Рыбацкий штык. Рыбацкий штык применяют во всех случаях, когда требуется закрепить трос надежным и легко развязываемым узлом. Необходим контрольный узел. В походе им удобно привязывать тент.

    6. Грепвайн. Надежный и красивый узел. Под нагрузкой сильно затягивается. Используется для связывания веревок одинакового и разного диаметров, рыболовных лесок.

    1. 2.

    3. 4.

    5.

    6.

    Дополнительные узлы (в том случае, если группа сильная, или если есть лишнее время с группой и у детей есть желание выучить еще):

    1. Встречная восьмерка. Характеристики аналогичны встречному узлу.

    2. Шкотовый (а-в) и брам-шкотовый (г). Под нагрузкой не затягиваются, но «ползут» при переменных нагрузках. Шкотовый узел используется для связывания веревок как одинакового диаметра, брам-шкотовый – для веревок как одинакового, так и разного диаметров. Обязательны контрольные узлы.

    3. Заячьи уши. Образует двойную петлю, что увеличивает её прочность на разрыв. Не ползет. Под нагрузкой сильно затягивается. Используется для крепления карабина.

    4. Австрийский проводник. Позволяет сделать надежную петлю в любом месте веревки. Довольно прочный. Используется для вязания веревочной лестницы.

    1. 2.

    3. 4.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПО
    Старооскольский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе»
    СОФ МГРИ-РГГРУ

    Махонина М.В.

    ТЕХНИКА ПЕШЕХОДНОГО ТУРИЗМА

    Методический доклад

    Старый Оскол, 2014г.
    Пешеходный туризм - самый массовый и самый доступный вид туризма. На плановые и самодеятельные пешеходные маршруты по стране ежегодно выходят миллионы людей.
    Общая характеристика пешеходного туризма
    Пешеходный туризм это туристические походы, совершаемые пешком. Пешие походы проводятся практически на всей территории бывшего СССР, во всех климатических зонах и географических регионах - от арктической тундры до пустынь и гор. Пешеходный туризм - наиболее массовый вид туризма. Его привлекательность и главная отличительная особенность в том, что он доступен и полезен любому практически здоровому человеку. независимо от возраста и физического развития, предоставляет большую свободу в выборе маршрута в соответствии с эстетическими познавательными и культурными потребностями участников путешествия. Для пеших переходов характерны простота подготовки и проведения походов, относительная легкость организации полноценного отдыха на биваке. По сложности пешие походы могут быть самыми разнообразными - от экскурсий и походов выходного дня до сложных категорийных.
    Маршруты некатегорийных походов обычно выбирают так, чтобы на пути следования по возможности не было естественных препятствий, прохождение которых требует особой подготовки и владения специальными техническими приемами. Основными естественными препятствиями и трудностями, осложняющими прохождение маршрута, в пешеходном туризме являются водные преграды (равнинные и горные реки, болота), лесные завалы, буреломы, плотные заросли, глубокие овраги, крутые травянистые склоны, камнепады, осыпи, скалы, продолжит, дожди, участки пустынь с сыпучим песком в жару (характерно в апреле - сентябре), обилие гнуса (особенно на Севере и Северо-востоке Российской Федерации в июне - августе). Если такие препятствия на маршруте есть, то от участников похода требуется (для обеспечения собственной безопасности) знание простейших способов их преодоления (например, переход реки вброд или по наведенной переправе, подъем по осыпи, расчистка завалов, разбивка бивака с надежным укрытием от дождя и мошкары) и умение применить свои знания в конкретных условиях (если почему-либо препятствие нельзя обойти). При наличии на маршруте большого числа разнообразных естественных препятствий пеший поход может превратиться в комбинированный, например, пешеходно-водный, горно-пешеходный. Дальнейшее усложнение маршрута с преобладанием на нем какого-либо вида препятствий или способа передвижения (помимо пешеходного) превращает комбинированный поход в специализированный, относящийся, например, к горному или водному туризму.
    Особенности проведения пеших переходов
    Правильный выбор режима движения, рациональное распределение своих сил, овладение способами передвижения по различной местности и приемами преодоления препятствий - все это дает возможность успешно и безопасно пройти намеченный маршрут.
    Режим дня должен обеспечивать определенную ритмичность в чередовании нагрузок и отдыха, необходимого для восстановления сил. Для подростков старшего возраста и юношей переход продолжается не более 40-45 минут, а при повышенной сложности участков пути - еще меньше. Малые привалы обычно длятся 10-15 минут, а на сложных и трудных участках достигают 20-25 минут. Режим движения зависит от рельефа местности, сезона, погодных и других условий. В первую половину дня рекомендуется преодолевать не более 60% суточного перехода. Разделив дневной переход на равномерные отрезки, турист успевает до обеда пройти четыре-шесть участков маршрута, а после обеда и отдыха - еще два-три. Продолжительность обеда, послеобеденный отдых, экскурсионно-краеведческая работа в послеобеденный период могут занять не менее 3-5 часов.
    Если стоит жаркая погода, следует выходить на маршрут в 6-7 часов утра, а значит, раньше подниматься после сна. В 10-11 часов заканчиваются переходы первой половины дня. Переходы второй половины дня рекомендуется начинать после того, как спадет жара, обычно не раньше 18 часов. Ранние подъемы и выходы на маршрут выгодны и в горах, где в утренние часы вода в реках еще не поднялась, камнепады случаются реже и безопаснее проходить в лавинообразных местах.
    Группа должна всегда идти равномерно и в «темпе слабейшего» (поэтому группа подбирается по равным силам и готовится к серьезному походу, поднимая уровень слабых до средних и более сильных). Равномерность движения помогает сохранять силы, работоспособность туристов. Для поддержания равномерности движения надо следить за постоянством количества шагов в одинаковые отрезки времени. Причем на пересеченной местности шаг туриста удлиняется на легких спусках и укорачивается на трудных участках и подъемах. Уходя с привала, туристы медленно набирают оптимальную скорость движения и сбавляют ее, подходя к очередному привалу.
    Для движения туристская группа располагается в колонну по одному. Первым идет направляющий (штурман), который хорошо знает данный участок маршрута и выбирает лучший способ его прохождения, следит за темпом движения, временем переходов и привалов. В конце туристской колонны идет обычно ремонтный мастер или механик (если поход лыжный, байдарочный, велосипедный и др.). Замыкающий должен следить за тем, чтобы в колонне не было значительных разрывов между туристами, чтобы никто не отставал. В случае необходимости остановиться или снизить темп движения, он дает сигнал ведущему.
    При движении по маршруту не допускается (особенно в группах учащихся) разрыв в колонне до потери голосовой или визуальной связи участников между собой. Руководитель похода обеспечивает управление группой и безопасность прохождения маршрута. Опасные участки он проходит всегда первым (на остальных участках его место в колонне не регламентируется).
    В пешем походе способ прохождения участков маршрута определяется рельефом местности, состоянием почвы, растительностью, наличием троп и дорог. Луга, незасеянные поля, перелески и леса без густого подлеска проходятся насквозь по азимуту. Леса с густым подлеском, пересеченный рельеф, заросли кустарника лучше проходить по тропам, даже если при этом значительно увеличивается длина дневного перехода.
    При подъемах нога ставится на всю ступню, а не на носок. Чем круче подъем, тем медленнее должны подниматься туристы. Для большего сцепления с почвой и удобства ходьбы ступня на таких подъемах разворачивается наружу. При долгом, «затяжном» подъеме рекомендуется подниматься «серпантином», поворачиваясь попеременно то правым, то левым боком к склону.
    Во время прохождения лесных зарослей, густого кустарника дистанция в колонне резко сокращается, причем каждый последующий участник повторяет движение предыдущего: придерживает и отводит ветви и т. д. Заболоченные, но проходимые участки преодолеваются по кочкам; реки и другие водные преграды - по мостам и кладям. Если кладь неустойчива, ее закрепляют и переходят по ней с помощью шеста, а также натягивают веревочные перила или используют в качестве перил длинную жердь. При необходимости наводится переправа из бревен, что требует особых умений. Реки со спокойным течением можно переходить вброд при обязательной страховке друг друга.
    На лыжных маршрутах порядок движения несколько иной. Участники похода, прокладывая лыжню, непрерывно сменяют друг друга. На спусках дистанция между участниками увеличивается. В целом линия движения в лыжном походе на каждом отдельном участке значительно прямее, чем в пешем, так как лыжник может преодолевать по прямой замерзшие болота, пруды, озера и другие препятствия.
    Лыжные дневные переходы начинаются значительно позже, так как рассвет зимой наступает не ранее 8-9 часов, особенно в январские каникулы в северной части страны. Обеденный привал в лыжном походе сокращается до одного часа и меньше. Сокращаются и малые привалы. Останавливаться на ночлег также приходится значительно раньше, в 16-17 часов.

    Привалы и ночлеги в туристском походе.
    Туристский привал (бивуак) - это стоянка участников похода, место отдых, питания, сна, обработки собранных материалов экскурсий, краеведческой работы, подготовки к дальнейшему пути. В зависимости от продолжительности привалы подразделяются на малые, большие (обеденные или экскурсионные, краеведческие), ночлег и дневку.
    Особое условие для организации привала - выбор безопасного для участников похода места. Для большого привала, ночлега и дневок оно должно отвечать еще и другим требованиям: наличие питьевой воды и топлива в достаточном для приготовления пищи количестве, площадки для разбивки лагеря и разведения костра. На малом привале, место и время которого определяет штурман группы, уставшие могут посидеть или даже полежать, сделать небольшую разминку. В зимних условиях отдыхают на очищенных от снега поваленных деревьях, пнях или рюкзаках, поставленных сзади на лыжи.
    Работа на больших привалах должна быть сразу же четко организована. При остановке на обед один-два человека идут за водой, еще один приступает к разведению костра. Это дежурные по кухне. Остальные отправляются за топливом. И только после того как ведра поставлены на костер и началось приготовление обеда, участники похода, свободные от дежурства, могут заняться своими делами.
    Организация привалов на ночь (ночлег) и на день-два отдыха от движения (дневка) требует значительных затрат времени. Несколько человек занимаются установкой палаток (палаточного лагеря). Дежурный командир назначает ответственных за подготовку ямы для мусора, оборудование места ля костра, сооружение скамеек-сидений и т. д. Он же отвечает за подъем, завтрак, обед, ужин, подготовку к ночлегу, отбой; следит за проведением экскурсий, краеведческой работы, участвует в проведении линейки по подведению итогов дня. Устраивать ночлег зимой неподготовленным туристам не рекомендуется.
    Установка палаток требует определенных умений и навыков. Прежде всего надо выбрать чистое и ровное место, безопасное для ночлега. Палатки лучше располагать входом к открытому месту - поляне, озеру и т. д. При сильном ветре палатку располагают входом по ветру. Двускатные палатки располагают полом вниз, и пол равномерно и плотно натягивают на колышки. Затем устанавливают большие колья (стойки) у входа и задней стенки палатки (у концов конька), равномерно и одновременно натягивают оттяжки. Застегнув вход в палатку (потом это сделать сложнее), натягивают поочередно по диагонали боковые оттяжки крышки. Колышки обычно забивают под углом 45? к боковым стенкам палатки. В дождливую погоду на палатку надо натянуть полиэтиленовую пленку или другой непромокаемый материал, а вокруг палатки вырыть неглубокий ров с отводной канавкой для дождевой воды.
    Место для костра на привалах выбирается так, чтобы огонь не портил деревья и кустарники, не служил причиной пожара. Категорически запрещается летом разжигать костры в хвойных молодняках, на участках с сухим камышом, тростником, мхом, травой, на вырубках, где ранее были костры, на торфяниках, в лесу на каменистых россыпях.
    Свертывание лагеря происходит организованно и начинается с укладки личных вещей в рюкзаки. Затем убирают палатки. Колья не сжигают, а складывают и оставляют для других групп туристов. Весь мусор сжигают на костре, а несжигаемые вещи (консервные банки и др.) закапывают. Костер разгребают и гасят, заливая водой, забрасывая землей, а сверху кладут ранее снятый дерн.
    Обеспечение безопасности в походе
    В походе необходимо предусмотреть и свести к минимуму возможность несчастных случаев.
    Можно выделить четыре основные причины, вызывающие несчастные случаи: слабая дисциплина в группе, недостаточная туристская подготовка и опыт, сложность естественных препятствий, неожиданное критическое изменение погоды. Самая опасная из этих причин - слабая дисциплина в группе. Игнорирование общепринятых норм поведения, установленных правил похода, путешествия, лихаческое отношение к опасностям на маршруте, безответственность, пренебрежение страховкой чреваты несчастными случаями.
    Недостаточная подготовка и неопытность являются нередко причиной плохого представления о возможных опасностях на данном маршруте. Безопасность в походе также во многом зависит от наличия и качества снаряжения. Экипировка участника похода, его одежда и обувь определяют возможность личной защиты от неблагоприятных влияний внешней среды.
    Самостраховка - это умение самостоятельно выполнять специальные приемы во избежание падений, срывов, переворотов, применять меры предосторожности, выходить из сложных ситуаций с минимальными потерями.
    Страховка - это мера готовности оказать и оказание помощи товарищу, преодолевающему сложный участок пути или препятствие, для предотвращения возможного срыва, падения, утопления и прочего.
    Для самостраховки в походах средней сложности можно пользоваться обычной или лыжной палкой. Наиболее распространенный способ страховки - страховка с помощью веревки. Одновременная страховка проводится на простых участках маршрута и при несложных препятствиях: туристы, находясь в движении, одновременно страхуют своих товарищей.
    Важно помнить, что опасны не сами маршруты, а неправильные действия при их прохождении.
    Спелеотуризм
    Одним из самых опасных видов туризма является спелеотуризм - исследование пещер, глубоких разломов, пропастей, шахт.
    По степени сложности и направленности спелеотуризм делится на экскурсионно-познавательный, спортивный, научно-исследовательский. Самыми несложными и безопасными являются посещения специально обустроенных для экскурсионного показа пещер, которые проводятся для всех желающих, без какой-либо подготовки, квалифицированными экскурсоводами.
    Спортсмены-спелеологи предпочитают в основном необорудованные, но в той или иной мере изученные пещеры. Такие пещеры относительно безопасны, их посещают в основном группы хорошо физически подготовленных людей под руководством профессиональных инструкторов.
    По-настоящему экстремальным спелеотуризмом является поиск и исследования новых пещер и пещерных комплексов. Он требует специального оборудования, подготовки и особых навыков. Как правило, такие путешествия проводятся профессиональными спелеологами с научно-исследовательскими целями.
    Огромный риск, непредвиденные опасности, физические трудности не останавливают желающих совершить открытие новых подземных дворцов с причудливыми творениями природы или памятниками археологии, истории и культуры, а также получить потрясающие впечатления и эмоции.
    Наиболее богаты пещерами, шахтами и пропастями такие регионы, как Кавказ и Урал. На весь мир известны Архызская пещера, Кунгурская Ледяная карстовая, Капова, "Парящая птица" на горе Фишт и многие другие.
    Для любителей подземного туризма организуются спелеопоходы. Широкую известность получил сравнительно недавно открытый (в 1995 г.) на реке Ай пещерный комплекс "Сикияз - Таман", состоящий из 42 подземных помещений.
    Самыми крупными пещерами на территории Российской Федерации являются "Горло Барлога", "Ростовская", "Ручейная-Заблудших", "Воронцовская", "Назаровская" (Осенняя, Примусная), "Октябрьская" (ТЕП), "Школьная", "Географическая", "Майская", "Медвежья", "Абсолютная" в Карачаево-Черкессии.
    Богата пещерами гора Фишт в Адыгее: кроме "Парящей птицы", здесь обнаружены также система "Крестик-Турист", "Ольга", "Англо-Русская".
    Очень крупные пещеры имеются на Алтае - "Кек-таш", "Экологическая", "Алтайская", в Красноярском крае- "Большая Орешная", "Баджейская", "Партизанская", "Женевская", "Ящик Пандоры", Архангельской области - "Конституционная", "Кумичевская", на Урале- "Сумган-Кутук", "Киндерлинская", "Кизеловская" (Виашерская).
    Это список лишь самых больших или самых известных пещер, общее же количество открытых к настоящему времени подземных комплексов на Российской территории подсчитать невозможно.
    Одной из разновидностей спелеотуризма, возникшей относительно недавно, являются исследования подземных коммуникаций, которым занимаются диггеры.
    Возможные факторы риска на маршруте
    При оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов, как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях.
    Риск для жизни и здоровья человека в туристско-экскурсионном обслуживании возникает в условиях:
    существования факторов риска;
    проявление данного источника на опасном для человека уровне;
    подверженности человека воздействию источников опасности.
    Вредные факторы (факторы риска) в туризме с активным способом передвижения могут быть квалифицированы следующим образом:
    - травмоопасность;
    - воздействие окружающей среды;
    - пожароопасность;
    - биологические воздействия;
    - психофизиологические нагрузки;
    - опасность излучения;
    - специфические факторы риска.

    Похожие статьи

    © 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.