Томас пейн идеология для американской революции. Томас Пейн и его влияние на американскую революцию

Введение

Томас Пейн, также Пэн (англ. Thomas Paine; 29 января 1737(17370129) - 8 июня 1809) - англо-американский писатель, философ, публицист, прозванный «крёстным отцом США». Впервые прибыв в Америку в возрасте 37 лет, Пейн поддержал сепаратистские настроения в популярном памфлете «Здравый смысл» (1776). В трактате «Права человека» (1791) выступил с обоснованием Французской революции с позиций Просвещения, за что был избран в Конвент в 1792 году (хотя не говорил по-французски). В 1794 году написал важнейший философский труд «Век разума», проникнутый идеями деизма и верой в торжество разума.

1. Биография

По происхождению англичанин; родом из небогатой квакерской семьи. Образование его ограничивалось местной школой, в которой он даже не выучил латынь. В молодости Пейн служил в акцизной конторе. Зная о его способностях к красноречию, начальство попросило его написать прошение повысить зарплату. Он написал письмо к правительству, по каким-то причинам его перечитывать не стали и отправили. В нем Пейн с детской непосредственностью написал: «Повысьте нам, пожалуйста, зарплату, а то она у нас маленькая, что нам ничего не остается, как брать взятки». И подробно описал кто берет, когда и сколько. После этого всю акцизную контору отправили под суд. Однако сам Пейн успел скрыться, сел на корабль и в 1774 году прибыл в Америку, с рекомендательным письмом от Франклина, с которым познакомился в Англии. Это было как раз накануне разрыва Соединенных Штатов с Англией. На громадном митинге, собранном по этому поводу, Пейн, описал самыми мрачными красками тогдашнее правительство Англии, и уверял, что от него добра не дождешься, и советовал американцам объявить о независимости.

Памфлет «Здравый смысл»

В 1775 году Пейн, по поручению конгресса и сенатора, отвез в Англию прошение колонистов к королю. Это прошение так и осталось без ответа, а Пейн вернулся в Америку, где издал брошюру «Здравый смысл» (Common Sense), в которой доказывал, что каждый народ имеет полное право устроить у себя правительство, какое ему нравится. По словам Вашингтона, брошюра Пейна произвела переворот в умах. После того, как была написана декларация независимости, и началась война между Англией и Соединенными Штатами, Пейн отправился в лагерь Вашингтона, и стал издавать газету «Американский Кризис», поддерживая мужество небольшой американской армии. Одна из его статей была, по приказанию Дж. Вашингтона, прочитана войскам вместо дневного приказа, и до того вдохновила солдат, что, бросаясь в бой с англичанами, они повторяли начальные слова статьи Пейна: «Настало время испытать силу человеческой души!» .

Благодаря изданным сочинениям Пейн сделался самым популярным, после Дж. Вашингтона, человеком в Америке. В 1780 году, когда Чарльстон был взят английскими войсками, и Вашингтон очутился в самом отчаянном положении, для покрытия чрезвычайных военных расходов Пейн предложил устроить национальную подписку, и первый подписал 500 долларов. В 1781 году Пейн был отправлен американским правительством в Париж для переговоров о получении займа, и выполнил это поручение успешно.

По окончании войны Пейн возвратился в Англию. Вспыхнувшую в 1789 году французскую революцию Пейн, наряду с Бернсом и Вордсвортом, приветствовал как зарю свободы для всего человечества. Когда в 1790 году Бёрк издал свои «Размышление о французской революции», Пейн возражал ему обширной брошюрой «Права человека» (Rights of Man), в которой отстаивал естественные, прирожденные права человека. По мнению Пейна, человек вступает в общественный союз не для умаления прирожденных ему прав, а для их обеспечения; уступая часть своих прав в интересах общества, он оставляет за собой свободу мысли, свободу религиозной совести и право делать для своего счастья все, что не вредит другим. Полемизируя по этому вопросу с Борком, Пейн горячо защищает новую конституцию Франции, дающую право голоса всем, кто платит хоть самую ничтожную подать, и дает злую характеристику английской конституции, которая вся направлена к тому, чтобы дать королю средства подкупать своих подданных. Задетое за живое, правительство решилось преследовать автора брошюры.

В мае 1792 года Пейн был предан суду по обвинению в оскорблении короля и конституции. Пейн не мог присутствовать на суде; избранный членом национального конвента, он жил в Париже, поручив защиту своей книги и личности знаменитому адвокату Томасу Эрскину. Несмотря на блестящую речь Эрскина, возбудившую энтузиазм у молодежи, присяжные признали Пейна виновным. Не имея возможности посадить в тюрьму автора брошюры, правительство подвергло преследованию всех тех, у кого можно было её найти. Как член конвента, Пейн был сторонником жирондистов и всегда голосовал вместе с ними. В процессе против короля он стоял за изгнание Людовика XVI и предупреждал собрание, что казнь короля будет громадной политической ошибкой, и произведет крайне неблагоприятное впечатление в Америке, где Людовик XVI очень популярен. Вместо казни он советовал отправить короля в изгнание в Америку; там он увидит, «как растет общественное благосостояние при республиканском правлении, основанном на свободе и на справедливом представительстве».

Монтаньяры не могли простить Пейну его заступничества за короля; после падения жирондистов он был арестован, приговорен к смерти и спасся только благодаря счастливой случайности. Во время своего заключения Пейн написал свое некогда знаменитое сочинение: «Век Разума» (The Age of Reason), в котором пытался приложить приемы рационалистической критики к объяснению Библии.

В 1804 г. Пейн отправился в Америку. Президент Джефферсон, помня заслуги Пейна в деле американской свободы, предоставил в его распоряжение целый корабль. Думая, что его и теперь примут с восторгом, Пейн жестоко ошибся в своих расчетах. «Век Разума» вооружил против него религиозно настроенное американское общество; подстрекаемые духовенством, прежние друзья отвернулись от него. Он не мог перенести этого, и стал искать утешение в вине.

Пейн умер в Нью-Йорке, оставленный почти всеми, но спокойный, с утешительным сознанием, что прожил жизнь недаром. «Жизнь моя, - писал он к одному из своих приятелей за несколько дней до смерти, - была полезна для человечества; я, насколько мог, делал добро и умираю спокойно, надеясь на милосердие Создателя».

2. Воззрения Т. Пейна

В религиозных воззрениях Пейн был последователем английских деистов; целью его было поколебать, как он выражался, библейскую и христианскую мифологию. В 1795 году Пейн издал небольшой трактат, в котором резюмировал свои политические убеждения.

В 1797 году он основал, в противовес обществу атеистов, теофилантропический кружок, в заседаниях которого излагал основы своей, очищенной от суеверий, религии.

Пейн был типическим представителем как политического, так и религиозного рационализма. Никто так не доверял человеческому разуму, как он. Он был самоучкой, многого не знал и потому нередко говорил наивности, которые живо подхватывались его врагами. Несомненно, однако, что он отличался здравым смыслом, сильной логикой и замечательной ясностью изложения. Это был народный трибун в полном смысле этого слова, не только потому, что умел говорить языком понятным народу, но и потому, что руководящей идеей его жизни было служение народу. К известному выражению Франклина: «Мое отечество там, где свобода», Пейн сделал такую поправку: «Мое отечество там, где нет свободы, но где люди бьются, чтоб добыть ее». Слова эти - его лучшая характеристика.

Анализируя формы государства, Пейн различал «старые» (монархические) и «новые» (республиканские) формы. В основу этой классификации были положены принципы образования правления - наследование или выборность. Правление, основанное на передаче власти по наследству, он называл «самым несправедливым и несовершенным из всех систем правления». Не имея под собой никакой правовой основы, утверждал Пейн, такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей народный суверенитет. Абсолютные монархии «являются позором для человеческой природы».

3. Сочинения

    Полное собрание сочинений П. («Writings of Th. P.», collected and edited by Moneure Conway) вышло в Нью-Йорке в 1895 г.

    Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959.

Литература

    Vale, «The Life of Thomas P.» (Нью-Йорк, 1842);

    Moneure Conway, «The Life of P.» (Лондон, 1893).

    Воронов В.В. Прогрессивные тенденции социологических воззрений Томаса Пэна // Философские науки, 1959, № 3.

    Гончаров Л.Н. Общественно-политические идеи Т.Пейна. Фрунзе, 1959.

    Громаков Б.С. Политические и правовые взгляды Томаса Пейна. М., 1960.

    Гольдберг Н.М. Томас Пейн. М., 1969 (Библиотека "Мыслители прошлого").

    Фаст Г. Гражданин Том Пейн / Роман; перевод с англ. М.Кан. М.: Терра. 1997.

ДокументыТомас Пейн - «Здравый смысл» Ссылки

    Крестный отец Соединенных Штатов, журнал «Чайка»

    Рукшина К. Почему Америка не приняла Томаса Пейна

    Рукшина К. Томас Пейн (1737-1809) и рождение современных демократий. Часть 1, часть 2, часть3 и часть 4.

Список литературы:

    These are the times that try men’s souls

Повысьте нам зарплату, а то мы взятки брать вынуждены

Пейн был выходцем из небогатой семьи квакеров (которые в судьбе 13 колоний). Юность публициста была безрадостной: местная средненькая школа, бедность — Пейн работал в мастерской, а затем в акцизной конторе, жена умерла при родах.

Пейн сдал взяточников, но ему самому пришлось бежать

Впрочем, именно с работой в конторе связана его дальнейшая судьба. Всё началось в тот момент, когда начальство попросило Пейна написать прошение о повышении зарплаты. Они знали, что он красноречив. Пейн написал. По-своему, с детской непосредственностью, но написал. Вычитывать не стали, а зря. В прошении Пейн писал: «Повысьте нам, пожалуйста, зарплату, а то она у нас такая маленькая, что нам ничего не остается, как брать взятки». А затем подробно описал, кто, когда и сколько.

Томас Пейн, примерно 1791

Естественно, всю акцизную контору отправили под суд. Но самому Пейну удалось скрыться. Он сел на корабль и в 1774 году прибыл в Америку с рекомендационным письмом от Бенджамина Франклина, ещё одного будущего . С ним он познакомился в Англии. Пейну в некотором смысле повезло — он прибыл за некоторое время до разрыва с Британской империей.

Пейн чуть ли не сразу сделался сторонником американской революции

На огромном митинге, посвящённом скорому объявлению независимости, Пейн, только что бежавший от преследования в Англии, в самых мрачных тонах описал тогдашнее правительство Англии. Добра от правительства вигов-эксплуататоров , а именно таких взглядов придерживались отцы-основатели, ждать не стоило. Пейн советовал колонистам объявить о независимости.

Вам срочно нужна революция!

Считается, что каждое второе семейство в колониях имело брошюру Пейна

Прибыв в американские колонии Томас Пейн, при покровительстве Франклина, занялся предпринимательством. Он инвестировал в рискованные проекты в основном связанные со строительством мостов. Пейн рассматривал их как выдающиеся «изобретение человечества, позволяющее овладеть природой, не беспокоя её власти и не разрушая её красоту». Примечательно, что подготовленный им в 1787 году проект моста через Скулкилл в Филадельфии был реализован только через 9 лет и то в английском Сандерленде.


«Друзья людей», карикатура Исаака Круикшенка. Джозеф Пристли и Томас Пейн (справа)

В 1775 году Пейн, по поручению континентального конгресса, отвёз в Англию прошение колонистов к королю. Прошение осталось без ответа, Пейн же вернулся в Америку, где издал брошюру «Здравый смысл». Адресованная населению Америки, брошюра убеждала, что каждая нация имеет полное право учредить собственное правительство. По словам Джорджа Вашингтона, брошюра Томаса Пейна произвела переворот в умах. Пейн развенчал надежды колонистов на заступничества короля и объявлял монархию противоестественной формой правления.


«Мода до урезания, или Хорошая Конституция принесена в жертву Красивой Форме» (1793). Карикатура Джеймса Гиллари. Томас Пейн затягивает корсет Британии

Примеры некомпетентных и никчёмных монархов Пейн в изобилии черпал из главной книги религиозных колоний — Библии, а конкретно Ветхого Завета. Считается, что каждое второе семейство в колониях владело экземпляром брошюры. Это делает её самой успешной книгой Нового света. Невиданному успеху текста способствовало и то, что Пейн отказался от авторских прав — брошюра распространялась почти бесплатно. «Здравый смысл» подготовил колонистов к окончательному разрыву с метрополией.

Благодаря статьям Пейн стал самым популярным публицистом в колониях

Томасу Пейну также приписывают авторство анонимной статьи «Африканское рабство в Америке». Это был один из первых текстов, излагавших идеи аболиционизма. И именно под его влиянием было создано первое в Америке аболиционистское общество (Бенджамин Франклин, к слову, освобождения рабов).

Второй человек в Америке

После составления декларации независимости и начала войны с Англией, Пейн отправился в лагерь Вашингтона. Пытался быть солдатом, но у него плохо получилось. Зато написал цикл из 13 памфлетов «Американский кризис», воодушевивший его сослуживцев. Одну из статей, по приказанию генерала Вашингтона, зачитали перед войсками вместо приказа. Статья до того вдохновила солдат, что, бросаясь в атаку, они повторяли: «Настало время испытать силу человеческой души!» — с этих слов начинался текст Пейна.


Осада Чарльстона

Благодаря изданным сочинениям Пейн стал вторым по популярности, после Джорджа Вашингтона, человеком в 13 колониях. В 1780 году англичане захватили Чарлстон, Южная Королина. Вашингтон оказался в отчаянном положении. Пейн, для покрытия чрезвычайных военных расходов, предложил устроить национальную подписку и первый внёс 500 долларов. В следующем году Пейна отправили в Париж для переговоров о получении займа с чем Пейн справился блестяще.

Пейн в Конвенте: британский французский революционер

Когда война за независимость завершилась, Пейн вернулся в Англию. Вскоре, в 1789 году, во Франции вспыхнула революция. Пейн, как и Бёрнс, и Вордсворт, приветствовал её как зарю свободы для всего человечества. Это не мудрено — Франция была , да и сравнивали ту революция в основном с произошедшей в начале века , прошедшей почти бескровно для самой Англии, чего не скажешь о Шотландии, например.

В 1790 году Эдмунд Бёрк издал «Размышления о Французской революции», Пейн возразил ему обширной брошюрой «Права человека». В ней отстаивались естественные, прирождённые права человека. По мнению Томаса Пейна, человек вступает в общественный договор не для умаления прав, а для их обеспечения. Уступая часть своих прав в интересах общества, он оставляет за собой свободы мысли, совести и право делать для своего счастья всё, что не вредит другим.


Процесс над Людовиком XVI

В полемике с Бёрком, Пейн стратсно защищал новую конституцию Франции, дававшую право голоса всем, кто платил хоть самую ничтожную подать, и яростно критиковал английскую (неписанную) конституцию. Английское устройство было направлено к тому, чтобы дать королю средства подкупать своих подданных. Правительство было мягко говоря не радо такой характеристике и решила автора брошюру преследовать.

Томас Пейн, британский подданный, избрался во французский Конвент

Через два года Пейна предали суду, обвинив в оскорблении короля и конституции, но власти запоздали. Томас уже был давно в Париже. Не являясь гражданином Франции он избрался в Национальный Конвент. Не сумев прибыть на суд, он поручил защиту своих книг и личности адвокату Томасу Эрскину. Тот произнёс блестящую речь, взбудоражившую молодёжь, но, увы, присяжные не были впечатлены достаточно и признали Пейна виновным. Наказать бунтаря, впрочем, было нельзя, поэтому правительство решило подвергнуть преследованию всех, у кого могло найти копию брошюры.

Почти без головы

Что до Пейна — в Конвенте тот был сторонником жирондистов и всегда голосовал вместе с ними. В процессе против короля он был за изгнание Людовика XVI и предупреждал всех, что казнь короля будет громадной политической ошибкой, вызовет неблагоприятную реакцию у союзников в США, где Людовик был очень популярен из-за помощи во время революции. Вместо казни Пейн предлагал изгнать Людовика XVI в Америку, где он увидел бы, «как растёт общественное благосостояние при республиканском правлении, основанном на свободе и на справедливом представительстве».

США не заступились за Пейна, когда тому угрожала гильотина

В то же самое время Пейну было ясно, что негативная реакция будет и у могучей английской нации. До казни англичане в общем-то снисходительно относились к революции во Франции — сами они такое пережили дважды. Но думали, что всё будет как во время Славной революции. Ошибались.


Монтаньяры же не могли простить Пейну его заступничества за короля. После падения жирондистов Пейна выгнали из Конвента как иностранца, арестовали и приговорили к гильотинированию. Буквально неуловимый Пейн спасся только благодаря случайности. Во время заточения во Франции он написал знаменитый «Век разума». Видимо, французские тюрьмы каким-то образом способствуют написанию . Но, кроме шуток, вышло сочинение, содержавшее приёмы рационалистической критики и объяснения Библии. Важно — Пейн не был неверующим, конечно же. Однако выступал против институционализации веры.

Пейн чудесным образом избежал казни и дожил до Термидора

Итак, Пейн избежал смерти по воле Господа, случая или же просто человеческой глупости или невнимательности — как угодно. Дело в том, что на дверях темниц всех, кого следовало казнить, оставлялись специальные пометки. Но Пейну повезло — пометка на его двери была оставлена с внутренней стороны двери! Дело в том, что его камера часто была открыта из-за большого количества посетителей. И тюремщик, видимо, просто не обратил внимание, на какую сторону он наносит помету. В итоге Пейн просидел в тюрьме ещё немного — до самого Термидорианского переворота и падения Робеспьера. Его выпустили, и он отплыл в союзные Франции Штаты. Которые, к слову, никак не заступились за Пейна, а ведь стоило только признать его своим гражданином…

Забытый всеми «безбожник» в религиозном обществе

Принятый как богоборец, Пейн оставался верующим деистом

В 1804 году Пейн вернулся в Америку. Тогдашний президент Томас Джефферсон, помня заслуги Пейна в освобождении колонии, предоставил в его распоряжение целый корабль. Томас Пейн, возвращаясь в Новый свет, думал, что его встретят с восторгом, помня о былых делах. Однако он ошибался. «Век разума» вооружил против него религиозно настроенное американское общество, подстрекаемое духовенством. Даже прежние друзья от него отвернулись. Пейн не смог перенести тотальное одиночество, у него никого не было. Он запил.

Томас Пейн скончался 8 июня 1809 года в Гривич-Виллэдж, Нью-Йорк. Его покинули почти все, но он был спокоен. Утешён тем, что прожил жизнь не зря. «Жизнь моя, — писал он к одному из своих приятелей за несколько дней до смерти, — была полезна для человечества; я, насколько мог, делал добро и умираю спокойно, надеясь на милосердие Создателя».

На похоронах некогда популярнейшего публициста присутствовало 6 человек

Пейн хотел, чтобы его похоронили на нью-йоркском квакерском кладбище, но местная община отказалась предоставить место для «безбожника». Пейна похоронили под каштановым деревом на принадлежавшей ему ферме. На похоронах некогда самого популярного человека Америки присутствовало всего 6 человек (из них 2 слуги-негра).


Статуя Томаса Пейна в его родном английском Тетфорде

В 1819 году английский публицист-радикал Уильям Коббет выкопал останки Пейна и перевёз их на родину революционера, намереваясь добиться должного захоронения «великого сына Англии». У него не вышло. Судьба праха Пейна после смерти Коббета — загадка. Многие затем утверждали, что у них есть череп или другая часть скелета одного из основателей США.

Политическая история зачастую принимает характер цепной ядерной реакции. Когда в какой-то стране события достигают некоей критической стадии, происходит взрыв, переводящий эту страну на новый исторический путь. Искры этого взрыва попадают в другие страны, вызывая взрывы и там, а они, в свою очередь, разбрасывают свои искры дальше. Американская революция привела к созданию первого в мире демократического государства и первой в мире конституции, гарантирующей стабильное существование демократии. Попав на благодатную почву революционной Франции, семена американской демократии породили французскую конституцию 1791 года и ее последующие модификации, ставшие моделью для большинства европейских конституций. "Иберийские" варианты американской конституции - испанская (1812) и португальская (1822) - легли в основу всех конституций Латинской Америки. И в основе послевоенных конституций Германии и Японии тоже, как известно, лежит американская конституция. Из сказанного следует естественный вывод: нынешние демократии в значительной мере обязаны своим возникновением Соединенным Штатам и их конституции.

Любопытная деталь. Всего за год до принятия Декларации независимости и провозглашения Соединенных Штатов ни один политический деятель североамериканских колоний и не помышлял об отделении от Британской империи. Вот что говорилось в резолюции Второго континентального конгресса 6 июля 1775 года: "Да не подумают ошибочно подданные любой части Британской империи, что в наши намерения входит разрыв связей с империей, под сенью которой колонии процветают столь длительное время, ко всеобщему счастью и удовлетворению". Это было написано в разгар революционной войны, цель которой была добиться некоторой автономии в пределах империи, и только. Значит, в течение этого года, точнее, трехсот шестидесяти трех дней, должно было произойти нечто такое, что коренным образом изменило взгляды и цели колонистов и превратило их из колонистов в американцев.

Вообразите альпиниста, взбирающегося на гору. Неловкое движение, и из-под ноги выскальзывает камень, за ним другие, все больше и больше. Начинается камнепад - страшная лавина, все сметающая на своем пути. Если потом найти тот самый первый упавший камешек, показать его прибывшим на место катастрофы и сказать, что он и есть ее причина, - люди, без слов, лишь пожмут плечами: какой вздор! Но ведь этот камешек действительно был причиной и началом камнепада!

В нашем случае роль такого камешка сыграл Томас Пейн. 225 лет назад, в январе 1776 года, появился анонимный памфлет "Здравый смысл", подписанный "Англичанин", автором которого был Пейн. В памфлете четко, логично и бескомпромиссно описывалось унизительное положение, в котором находились американские колонисты, беспощадно критиковалась политика метрополии по отношению к своим колониям и "коронованные негодяи", эту метрополию возглавляющие. В качестве единственной альтернативы унижению предлагалось создание собственной независимой демократической республики. "Период дебатов закончен. Оружие как последнее средство должно решить спор", - так заканчивался памфлет.

Реакция была потрясающей. Волна патриотизма охватила колонистов, внезапно осознавших, что они - американцы. Все колеблющиеся были буквально сметены лавиной патриотических чувств и жаждой независимости. Сомневающиеся и "лоялисты", страшась народного гнева, запрятали свои чувства поглубже. Восставшие колонии объявили себя независимыми республиками, а 4 июля 1776 года была принята Декларация независимости, провозглашавшая создание Соединенных Штатов Америки. Автором Декларации был Томас Джефферсон, человек того же покроя, что и Томас Пейн.

Если сегодня сказать среднему гражданину Франции или Португалии, что он должен быть благодарен Томасу Пейну, за те демократические блага, которыми этот гражданин сегодня пользуется, девяносто девять шансов из ста, что он даже не поймет, о чем идет речь: это и есть финал притчи о камне, вызвавшем лавину.

Точно так же, многие понятия не имеют, откуда появился этот термин - Соединенные Штаты? Дело в том, что до его появления уже имелось два прецедента - Соединенное Королевство (в просторечии именуемое Великобританией или Англией) и Соединенные Провинции (они же - Нидерланды). Поэтому, когда восставшим против британского владычества колониям потребовалось название, говорящее о них как о некоем политическом целом, оно было найдено без труда: Соединенные Колонии.

В июле 1776 года воодушевленные "Здравым смыслом" Томаса Пейна делегаты от всех колоний собрались в Филадельфии для утверждения Декларации Независимости. Представитель Вирджинии Ричард Генри Ли представил Конгрессу резолюцию, в которой среди прочего говорилось, что "эти Соединенные Колонии уже являются и, в соответствии с их законным правом, будут и впредь свободными и независимыми государствами".

В английском языке слово state имеет два значения "государство" и "штат". Скажем, Secretary of State означает "государственный секретарь", а States General - "Генеральные штаты". В резолюции Ли речь шла именно о "стейтс" - государствах.

А в августе того же года (Америка как раз сейчас отмечает этот "малый именинный юбилей") появилось следующее сочинение Пейна - 16 прокламаций под общим названием "Американский кризис" - о целях и задачах революционной борьбы. Последняя прокламация кончалась так: "Наша независимость должна обладать силой для защиты всего того, что ее составляет. И в качестве Соединенных Штатов мы в состоянии это сделать, в любом другом качестве - нет!" Так было произнесено впервые будущее название федеральной республики.

Все сказанное выше и послужило причиной почетного прозвища Томаса Пейна: "крестный отец американской нации" и, следовательно, он - крестный отец демократии вообще.

Томас Пейн - одна из самых ярких и трагических фигур в истории Соединенных Штатов, и раз за разом на прилавки книжных магазинов ложатся всё новые монографии с жизнеописаниями Пейна и попытками объяснить: почему все его великие современники и соратники, отцы-основатели и борцы-патриоты, попали в Зал Славы в 1900 году, когда Зал был основан, а Томас Пейн, "крестный отец Соединенных Штатов", удостоился этой чести лишь 45 лет спустя, после победы союзников во Второй мировой войне.

В любой энциклопедии вы прочтете, что Томас Пейн - известный просветитель, писатель и философ, но сказать это - значит почти ничего не сказать. Как в капле воды отражается мировой океан, так в личности и судьбе Пейна отразился неповторимый XVIII век, век созидания и разрушения, крушения надежд и исполнения несбыточных желаний, век, ставший рубежом между Прошлым и Будущим человечества. Гражданин только что созданных Соединенных Штатов, Пейн был англичанином по рождению и французом по убеждениям. Его жизнь, бурная и насыщенная событиями, как и вся эта эпоха, могла бы послужить сюжетом для отличного приключенческого романа, а если хотите - для шекспировской трагедии наподобие "Короля Лира". Ибо Томас Пейн, фактический создатель Соединенных Штатов Америки и автор этого наименования, бившийся за эту страну в Войне за Независимость и прославивший ее на весь мир своими книгами "Здравый смысл" и "Права человека", окончил свои дни в нищете, осыпаемый оскорблениями неблагодарных соотечественников, и умер такой смертью, какой не пожелаешь самому лютому врагу.

История человечества полна таких трагедий, и то, что их герои обретают бессмертие столетия спустя после своей смерти, весьма утешительно для нас, обожающих благополучные развязки, но не для них. В связи с "малым именинным юбилеем", я предлагаю читателям познакомиться с одним из немногих американцев, которым сопутствует эпитет "величайший".

Томас Пейн родился 29 января 1737 года в городишке Тетфорд, в Восточной Англии, у бедного квакера-ремесленника Джозефа Пейна, занимавшегося изготовлением дамских корсетов, и его благочестивой супруги Френсис. Это был самый заурядный мальчишка, отличавшийся лишь недетской замкнутостью и полнейшей неспособностью к языкам. Когда Тому исполнилось 13 лет, папаша Пейн, нуждавшийся в помощнике для изготовления корсетов, счел образование сына вполне достаточным и забрал его из школы.

В будущем, на протяжении долгих лет, ангелом-хранителем Томаса Пейна будет другой величайший американец - Бенджамин Франклин. Поразительно сходство того, как сложилась юность Франклина и Пейна. Обоих забрали из школы в 13 лет. Оба работали в "семейном бизнесе" (Франклин - в наборной мастерской у старшего брата). Они оба ненавидели эту работу, и оба мечтали о необъятном мире, раскинувшемся за пределами их городков. И оба они юношами удирали из дома. Юность Пейна напомнила Франклину его собственную юность, и он, возможно, почувствовал, что Пейна ожидает слава, подобная его собственной.

Итак, 19-летний Томас, убежал из дому, нанялся матросом на бриг "Прусский король" и отправился в плавание, навстречу новым землям и новой жизни. Эта новая жизнь, вплоть до ее последних дней, была безжалостна к Томасу Пейну. Пейн проигрывал всегда и во всем, и даже когда судьба улыбалась ему, в бочке меда его удачи непременно оказывалась ложка дегтя. Он дважды женился, и оба раза неудачно: первая жена умерла вскоре после женитьбы, вторая бросила его. Он сменил целый ряд профессий, от бродячего корсетчика до странствующего проповедника евангелической церкви, и всегда оставался бедняком без гроша в кармане. "Отец американской нации" был совершенно чужд духу делячества, столь свойственного американцам, и если на свете существовал человек, абсолютно непригодный для бизнеса, то это был Томас Пейн. Когда в конце описываемого периода он стал владельцем маленького табачного магазина, все кончилось банкротством, продажей имущества за долги, и в 37 лет Пейн оказался таким же нищим, каким был в 19 лет. Правда, все эти годы Томас упорно занимался самообразованием, изучал математику, астрономию, экономику, философию (особенно французских просветителей). Правда, знаменитый Бенджамин Франклин, представитель американских колоний в Англии, относился к Томасу, как к сыну. Правда, он был в течение нескольких лет членом политического клуба Уайт Харт, где научился ясно, точно и сжато излагать свои мысли. Это все относилось к так называемым "непреходящим ценностям", которых никто у него отобрать не мог и о которых он, подобно древнему философу, мог сказать: "Все мое ношу с собой". Но прокормиться всем этим, к сожалению, было невозможно.

"Попытайте счастья в Америке", посоветовал ему Франклин и вместе с этим добрым советом дал Пейну рекомендательное письмо к своему зятю, влиятельному филадельфийскому дельцу. 30 ноября 1774 года Томас Пейн сошел с прибывшего в филадельфийский порт корабля "Лондон Пэкит", снял комнату в доме на углу Фронт-стрит и Маркет-стрит, а два месяца спустя он уже был сотрудником журнала "Пенсильвания мэгэзин". В Новом Свете началась новая жизнь Томаса Пейна.

Одна из первых статей Пейна - "Африканские рабы в Америке" - сразу наделала много шума. Пейн был не первым, протестовавшим против рабства. и до него были американцы, благородно, в узком кругу друзей, так, чтоб никто особенно не слышал, осуждавшие этот позор своего времени. Томас Пейн заговорил об этом во весь голос. И хотя вся слава борца против рабства и за освобождение негров досталась Аврааму Линкольну, - не забудем, что именно Пейн был первым аболиционистом, о чем нынешние афроамериканцы, потомки бывших рабов, как правило, и не подозревают. Эта статья создала Пейну первую партию смертельных врагов - плантаторов. Впрочем, плодить врагов было то единственное, чем Пейн успешно занимался на протяжении всей своей жизни.

О "Здравом смысле", написанном в 1776-м и побудившем американские колонии к созданию федеральной демократической республики, мы уже говорили. Добавим к этому, что несмотря на астрономические цифры тиражей и неслыханный успех памфлета, Пейн остался в привычной ему нищете: половину гонорара украли издатели, а вторую половину автор отдал в фонд революционной армии, куда вскоре сам вступил добровольцем.

Прокламации Пейна с требованием создания Соединенных Штатов Джордж Вашингтон приказал читать вслух перед войсками, наподобие будущих наполеоновских "приказов".

Это был звездный час Томаса Пейна. Если он и не был самой популярной личностью в колониях, то, во всяком случае, стоял наравне с такими фигурами, как Франклин, Джефферсон, Вашингтон или Мэдисон.

После образования Соединенных Штатов благодарный Конгресс назначил Пейна секретарем Комитета по иностранным делам. Эту должность, собственно, должен был бы занимать профессиональный политик, то есть человек, открывающий рот лишь в самых необходимых случаях. Пейн не был политиком, он был журналистом и открывал рот при каждом удобном случае, В 1779 году, на третий год пребывания Пейна в должности, разразился скандал, связанный с денежными махинациями Сайласа Дина, посланного в Париж с целью закупки оружия для американской армии. (Сегодня этот скандал назвали бы как-нибудь вроде "Дингейт"). Неисправимый правдолюбец, Пейн тут же громогласно откликнулся на скандал, после чего был вызван в Конгресс и уволен "за разглашение в печати государственных секретов" - тогда еще не существовала нынешняя славная демократическая традиция разглашения государственных тайн через газеты.

В 1787 году Пейн отбывает в Европу, не предполагая, что он вновь вступит на американскую землю лишь 15 лет спустя. Он приехал в Англию, на свою настоящую родину, и убедился, что там всё то же, что было в годы его детства, - старая метрополия как бы окаменела в своих традициях. Зато Франция бродила и кипела в эти предгрозовые годы, Пейн отправился туда и чувствовал себя, как рыба в воде, в этой знакомой ему обстановке. Когда разразилась революция и Англия реагировала на нее памфлетом Эдмонда Берка "Отражение революции", где события в Париже были названы "бойней, учиненной опьяневшим от крови сбродом", Пейн выпустил в защиту революции свои знаменитые "Права человека". Это сочинение вознесло его на новый гребень славы: Франция и Америка восторгались его трактатом, по ясности и глубине мысли, по злободневности и радикализму, превосходящим классические и большей частью абстрактные труды просветителей первой половины века.

Сегодня "права человека" - это привычное словесное клише, употребляемое по сто раз на день, и все, что под этим подразумевается, никого не удивляет. Но тогда, два века назад, "консерваторы" возмущенно спрашивали: в своем ли уме этот сверхрадикал, подрывающий основы европейской цивилизации и стабильности? Да ведь он требует немыслимые и отродясь неслыханные вещи - равноправие женщин, социальное страхование престарелых граждан, государственную помощь беднякам, отделение религии от государства, отмены монархического строя, и кто его знает что еще! У Пейна появились легионы новых врагов, в Англии весь тираж "Прав" был конфискован, издатель посажен в тюрьму, а сам Пейн - заочно судим, признан врагом государства и короля и объявлен вне закона как уголовный преступник. Зато президент Вашингтон слал Пейну восторженные письма, революционная Франция рукоплескала ему, и он, иностранец, был торжественно избран полноправным членом Конвента.

И опять, как всегда, в жизни Пейна появилась обычная "ложка дегтя". 20 января 1793 года состоялось знаменитое голосование Конвента, которое должно было решить судьбу короля Людовика XVI. Рассматривались две возможности: предать короля публичной казни или пожизненно заключить его в тюрьму. Когда очередь дошла до Пейна, которому его убеждения не позволяли обрекать человека ни на смерть, ни на пожизненное заключение, он предложил третий вариант - изгнание за пределы Франции. Это было, кажется, самое нелепое из всего, что можно было придумать, - ведь и сам король, и его сторонники-эмигранты, и вообще все враждебные Франции силы только об этом и мечтали. Заявление Пейна вызвало яростную речь "друга народа" Марата от фракции якобинцев, которых Пейн, как обычно, с успехом превратил отныне в своих смертельных врагов.

Прошло полгода после якобинского переворота и начала террора, и пришло время сведения счетов: Томас Пейн был арестован как "роялист" и английский шпион и в конце декабря 1793 года брошен в сырую камеру Люксембургской тюрьмы дожидаться своей участи. Это был самый неудачный год из многочисленных несчастливых лет Пейна. Десять месяцев, проведенные в тюрьме, подорвали его здоровье. Его письма к Вашингтону, в которых он умолял президента посодействовать его, Пейна, освобождению, оставались без ответа: кумир и полубог Пейна больше не был командующим революционной армией; теперь он был президентом, политиком, и отношения с Францией для него были важнее судьбы бывшего друга и соратника.

В тюрьме Пейн написал свое третье большое произведение, "Век разума", превратившее его дальнейшую жизнь в сплошной, непрекращающийся кошмар. Религиозно-философские взгляды Пейна были весьма сумбурны. В них причудливо сочетались квакерско-евангелистские доктрины с желчным антиклерикализмом в духе Вольтера, а робеспьеровское поклонение "высшему разуму" и "верховному существу" - с рационалистическим атеизмом просветителей. Пейн смеялся над божественностью Христа, но верил в его историческое существование и разделял его учение. Он отвергал все церкви, иронически относился к Библии, отождествлял Бога с природой, но при этом верил в бессмертие души. Своим "Веком разума" Пейн сразу сделал духовенство всех исповеданий, всех верующих и особенно ханжей, прикидывающихся верующими, своими вечными и смертельными врагами. Если к этому добавить рабовладельцев и противников отмены рабства, крупных и мелких дельцов, не желавших никаких социальных перемен, и радикалов, презиравших квакерские добродетели, можно сказать: что у Пейна почти не осталось сторонников и друзей. Малоутешительная ситуация для человека, чей возраст подходил к шестидесяти годам.

И все-таки друзья нашлись. Новый американский посол во Франции Джеймс Монро на свой собственный страх и риск обратился к французскому правительству с требованием освободить Томаса Пейна как гражданина Соединенных Штатов, дружественных Франции. Требование было удовлетворено.

1 сентября 1802 года Пейн, объявленный вне закона на своей первой родине, Англии, отсидевший в тюрьме на своей третьей родине, Франции, отбыл на свою вторую родину - Соединенные Штаты. Первые же дни после прибытия потрясли его. Это уже была не та Америка, которую он оставил 15 лет назад. Страну мертвой хваткой держали в своих руках политиканы, плантаторы и крупные дельцы. Заслуги Пейна были давно забыты, подросшее поколение просто ничего не знало о нем. Зато малейшее упоминание о Пейне в печати сопровождалось непременными эпитетами "богохульник", "преступник", "злодей", "растлитель нравов" и тому подобными. Пейн был одинок, презираем и, как всегда, нищ. И все-таки его светлый ум и благородство натуры проявились еще раз в полную силу.

"Письма к гражданам Соединенных Штатов" - так называлось последнее сочинение Пейна, написанное в 1803 году в виде семи писем президенту Джефферсону. Для нас особенно интересно седьмое письмо. В нем подробно разработан проект того, что через 116 лет станет Лигой Наций, а 142 года спустя превратится в Организацию Объединенных Наций. "Крестный отец Соединенных Штатов" мечтал теперь об "ассоциации наций". В десяти статьях "примерного устава" задуманной Пейном международной организации содержится практически все на чем зиждется сегодняшняя ООН: равные права членов, определение агрессии и санкции против агрессора, права человека и совместные санкции против нарушителей этих прав, - всё, вплоть до помощи бедным и отсталым странам. Этот необыкновенный человек вновь на столетие опередил свое время. Этот взгляд в будущее, не понятый и забытый современниками, сам по себе мог бы обеспечить Пейну бессмертную славу.

Ну, а что же его благодарные сограждане? В день выборов 1806 года Пейн явился на свой избирательный участок и подвергся там неслыханному унижению: ему доступно объяснили, что он более не имеет права голоса, - за 15 лет отсутствия "отец нации" утратил американское гражданство. Этот удар подкосил Пейна больше, чем Люксембургская тюрьма.

Он умер всеми забытый и покинутый 8 июня 1809 года, и своеобразной комбинацией некролога и эпитафии ему была фраза из газеты "Нью-Йорк ситизен": "Он долго жил, сделал кое-что хорошее и принес много вреда". Вот все, что смогли сказать современники о камешке, увлекшем за собой мировую лавину демократии.

Десять лет спустя Уильям Коббет, английский журналист, пылкий поклонник идей Пейна, прибыл в Нью-Рошель, где тот был похоронен, извлек из могилы кости своего кумира, переложил их в специально приготовленный металлический сундук и увез в Англию. Коббет мечтал похоронить с почестями останки Пейна в его родном Тетфорде и превратить могилу в национальную святыню и место паломничества миллионов людей, верящих в демократические идеалы. Увы, он был слишком наивен. Старая метрополия не изменилась, Пейн был по-прежнему вне закона, и ни о какой могиле не могло быть и речи. Коббет хранил сундук у себя дома. В 1835-м он умер, оставив сундук, как величайшую реликвию, своему сыну. Когда этот последний обанкротился и все его имущество пошло с молотка, сундук не был признан имуществом, - его просто выбросили. Этот сундук с останками Пейна подобрал и хранил несколько лет какой-то поденщик, потом кустарь-мебельщик; дальнейшая его судьба неизвестна. На целое столетие над именем Томаса Пейна опустилась непроницаемая мгла забвения...

О нем вспомнили снова в 30-х годах 20-го столетия, когда европейские страны одна за другой превращались в фашистские и полуфашистские диктатуры, и когда Англия в одиночку сражалась против нацистской Германии. Тогда Пейн был назван "величайшим из сыновей Англии" и "британским Вольтером". А в 1945-м, в разгар торжеств по случаю победы демократии над тоталитаризмом, бюст Томаса Пейна был торжественно помещен в Зал Славы. Наверное, это и есть осуществление принципа "лучше поздно, чем никогда"...

Считается, что принцип "коллективной вины" - порочный принцип. Но в данном случае, в порядке исключения, этот принцип справедлив: на нас всех лежит коллективная вина перед памятью Томаса Пейна - человека, от слов которого рушились деспотии, как некогда от трубных звуков - стены Иерихона. Мы не можем водрузить на его могиле роскошное надгробие, мы не можем даже положить на нее охапку скромных полевых цветов - у него нет могилы. Мы все в неоплатном долгу перед ним, и только одним способом можем мы вернуть этот долг: быть всегда верными идеалам демократии, идеалам величайшего из американцев, создавшего и назвавшего эту страну, - Томаса Пейна.

Пейн (Paine) Томас (29 января 1737, Тетфорд - 8 июня 1809, Нью-Йорк) - революционный мыслитель, общественный и политический деятель Великобритании, США и Франции, представитель революционного крыла просветительства XVIII в.

Томас Пейн - выходец из народа, революционер и общественно-политический деятель, публицист, передовой мыслитель и энциклопедист-учёный - оставил заметный след в философии американского Просвещения.

Взгляды Пейна, наиболее последовательного представителя радикально-демократического направления в американском общественно-политическом движении конца XVIII в., оказали непосредственное влияние на формирование идеологии чартистского движения в Великобритании.

1. Детство и юность

Родился в Англии в семье бедного ремесленника. Из-за нужды вынужден с тринадцати лет бросить обучение в школе и начать помогать отцу в мастерской, однако через пять лет он уходит из семьи, предпринимая попытки выбиться из бедственного материального положения. Он был матросом, ремесленником-корсетником, учителем, сборщиком налогов… – при этом постоянно занимаясь самообразованием.

2. Общественная деятельность

2.1. Великобритания

В 1772 г. Пейн впервые выступает как общественный деятель: по просьбе товарищей он пишет обращение в парламент, излагая жалобы акцизных чиновников на их тяжёлую долю. В результате бюро акцизов увольняет беспокойного чиновника, и в 1774 г. Пейн в поисках работы приезжает в Лондон, где знакомится с Франклином, при содействии которого отправляется в Соединённые Штаты Америки.

2.2. Северная Америка

Пейн прибывает в американские колонии в самый канун их борьбы за независимость, а с началом войны включается в активную революционную деятельность: в 1775 г. он редактирует газету «Пенсильванский журнал», пропагандируя радикальные взгляды – отмену монархии, рабства негров и др., а в начале 1776 г. он публикует памфлет «Здравый смысл», где убедительно доказывает необходимость войны против Англии за независимость её американских колоний и призывает народ взяться за оружие. Летом того же года Пейн вступает добровольцем в революционную армию американцев.

В годы войны Пейн пишет ряд ярких революционных памфлетов под общим заглавием «Американский кризис», направленных против английской монархии и в защиту молодой американской республики.

В 1777 – 1779 гг. Пейн является секретарём Комитета конгресса по иностранным делам, а в 1781 участвует в Париже в переговорах с французским правительством о помощи североамериканским колониям.

После войны Пейн продолжает выступать в печати по общественно-политическим вопросам, одновременно обращаясь к научным занятиям и изобретательству.

2.3. Франция

В 1787 г. Пейн отправляется во Францию, а затем в Англию, надеясь найти средства для постройки сконструированного им одноарочного железного моста. Из Лондона Пейн часто выезжает в Париж, где в доме американского посла Джефферсона встречается с видными деятелями французского Просвещения.

С началом французской буржуазной революции Пейн немедленно выступает в её защиту: в 1791 - 1792 гг. он публикует памфлет «Права человека», где разъясняет события французской революции. В конце 1792 г. английское правительство обвиняет Пейна в заговоре против монархии; против него начинается судебное дело. Объявленный в Англии вне закона, Пейн, спасаясь от ареста, бежит во Францию. В том же году законодательное собрание предоставляет Пейну как выдающемуся революционеру французское гражданство, его избирают депутатом конвента.

С приходом к власти якобинцев положение Пейна ухудшается (в частности он расходится с ними по вопросу о казни Людовика XVI). Свою роль играют и интриги его политического и идейного противника посла США во Франции Морриса, а также осуждение якобинцами связей Пейна с жирондистами. В декабре 1793 г. на основании закона о враждебных иностранцах, имевшего в виду англичан, Пейна арестовывают. В тюрьме он проводит свыше десяти месяцев и лишь случайно спасается от казни на гильотине. Итогом деятельности Пейна во Франции становится развитие его социальных взглядов в области критики с мелкобуржуазных позиций буржуазных имущественных отношений. В заключении Пейн, один из зачинателей атеистических традиций на американской почве, пишет первую часть своего труда против религии и церкви «Век разума», а затем публикует работу «Аграрная справедливость».

2.4. Возвращение в США

В 1802 г., лишь после вступления Джефферсона на президентский пост, Пейну удаётся вернуться в США. Однако за пятнадцать лет его отсутствия в Соединённых Штатах положение в стране существенно изменилось: в республике вполне определилось господство капитала, и революционно-демократические идеалы, которым правящие круги начали изменять уже в ходе войны, были в большой мере преданы забвению. В обстановке борьбы прогрессивных и реакционных сил, группировавшихся вокруг двух партий - республиканской и федералистской, приезд Пейна не мог пройти незамеченным. Крупные собственники и их партия федералистов встретили Пейна с откровенной враждебностью. Его радикальные философские и политические идеи противоречили их взглядам и убеждениям. Напротив, республиканцы и прогрессивные группы американских деистов находят в нём боевого пропагандиста своих идей.

Кроме того, политические и социальные взгляды Пейна возмущают господствующие в Америке буржуазно-плантаторские круги. Особенно опасны для них призывы Пейна к уничтожению неравенства в собственности, с которыми он выступает в «Аграрной справедливости». Пейн хотя и не шёл в этом вопросе так далеко, как бабувисты, но «объективно оправдывал восстание с целью уничтожения социального неравенства в отношении собственности» (Фонер).

В Америке Пейн пишет работы, материал которых предназначался для третьей части «Века разума» и которые увидели свет лишь после смерти автора.

Пейн, гонимый врагами и клеветниками, порочащими его, готов покинуть США, однако здоровье не позволяет ему сделать это. Прикованный к постели и забытый былыми друзьями, Пейн умирает в бедности. За два с половиной месяца до смерти он просит квакерскую общину разрешения быть захороненным на её кладбище. В просьбе ему отказывают.

3. Главные научные и социально-политические труды

3.1. Здравый смысл (1776)

Анонимный памфлет, доказывающий необходимость войны американских колоний за независимость. Исходя из рационалистических теорий естественного права и общественного договора, Пейн защищает идею суверенитета народа и его право на революцию, доказывает необходимость разрыва североамериканских колоний с Великобританией и образования ими независимой республики.

Пейн проводит чёткое различие между войнами, указывая на выступление американцев за независимость как на пример справедливого акта: «их дело правое», пишет Пейн, и поэтому они должны «с чистой совестью пустить в ход оружие», чтобы освободиться от насилия английской короны и повиновения ей.

Идеи памфлета получили отражение в Декларации независимости США 1776 г.

3.2. Американский кризис (1776 - 1783)

Во время Войны за независимость в Северной Америке, в тяжёлые дни отступления американских войск с Гудзона на Делавар, Пейн для поддержания духа солдат пишет памфлет «Кризис», в котором, клеймя английского короля и его американских сторонников (тори), выражает уверенность в победе.

Вслед за первым памфлетом последовала целая серия ему подобных (всего их было 16), которые Пейн писал и издавал на протяжении всей войны, пропагандируя американскую революцию. В этих прокламациях впервые прозвучало название создававшегося нового государства - «Соединённые Штаты Америки».

Эти статьи перепечатывали газеты, агитировавшие за независимость Америки, по распоряжению главнокомандующего Дж. Вашингтона их читали вслух солдатам армии освобождения. Значение этой серии памфлетов не ограничивается разъяснением ближайших целей войны, призывом к сплочению сил всех американцев, разоблачением ториев как предателей, обстоятельной информацией о ходе военных действий, - в них Пейн продолжает разъяснять свои политические взгляды.

3.3. Права человека (1791 - 1792)

Памфлет, в котором Пейн разъяснял события французской революции, осуждая монархию и изобличая апологета английской короны Бёрка, клеветавшего на революцию. Защищая революционные принципы французской Декларации прав человека и гражданина, Пейн развивал идеи народного суверенитета и республиканизма. В Великобритании сочинение было запрещено, а на издателей было оказано давление.

3.4. Век разума (1794 - 1795)


Титульная страница первого английского издания первой части «Века разума», 1794 г.

В этом сочинении Пейн выразил антирелигиозные настроения своей эпохи, противопоставив научное знание невежеству и проповедям религиозных ретроградов. Однако стихийные материалистические взгляды Пейна не получили глубокой разработки: философские проблемы, как таковые, не явились объектом его специального изучения, и к ним он обращался лишь в связи с критикой распространённых религиозных взглядов.

Отсутствие необходимой философской подготовки не могло не сказаться на позиции автора, ослабляя её. Философии Пейна свойственны непоследовательность, отступления от материализма. Механический, метафизический подход объясняет, почему Пейну не удалось вырваться из плена деизма. Отстаивая в конце XVIII в. уже устаревшую ньютоновскую идею о первотолчке, он в этом отношении уступал Толанду, Гольбаху и другим материалистам XVIII в., которые задолго до «Века разума» преодолели деистические представления о боге как первопричине.

Рассмотрев внутреннюю противоречивость рассказа о легендарном Христе, содержащемся в евангелиях, Пейн приходит к заключению о неавторитетности Нового завета. Он пытается выяснить социальные предпосылки возникновения христианства. Допуская существование исторического Христа, он видит в нём человека, намеревавшегося освободить еврейский народ от римской зависимости и господства иудейских священников. Он также считает, что именно в народной среде возникли представления о «спасителях», имена которых приобретали «самую широкую популярность», и что основатели иудейской, христианской и мусульманской религий происходили из демократической среды.

Первая часть труда была написана в 1793 г., вторая – в 1794 г., в Люксембургской тюрьме, закончена после освобождения автора. В третью часть были включены работы «Происхождение франкмасонства» (1805) и «Предопределение», где осуждалось кальвинистское учение о предопределении, написанное Пейном незадолго до смерти.

На «Век разума» набросились не только реакционеры всех мастей, но против него выступил и Пристли, уверяя, будто нападки Пейна на христианство не убедительны, поскольку просвещённые христиане не верят больше в такие нелепые догматы, как, например, троица, и нет оснований дискредитировать христианство на основании таких догматов. А Раш, с которым Пейн поддерживал дружеские отношения, в свою очередь заявил, что «принципы, провозглашенные в его ‘‘Веке разума’’, настолько неприемлемы для меня, что я не желаю возобновлять с ним общение».

Преподобный Ю. Огден в своём направленном против Пейна памфлете «Противоядие от деизма» предостерегал: «Чего можно ожидать, когда устранены религиозные ограничения, кроме того, что люди предадутся импульсам своих страстей? Человеческие законы и наказания окажутся недостаточными для того, чтобы удерживать людей от их порочных вожделений там, где не будет настоящего религиозного чувства - никакого предчувствия иного мира, возмездия, греховности и потустороннего Боздания добродетели». Этика же просветителей руководствовалась прямо противоположным убеждением: она не нуждалась ни в религиозных основаниях, ни в религиозных санкциях - устрашениях и иллюзиях.

3.5. Аграрная справедливость (1797)

Политико-экономическая работа, в которой Пейн, глубоко убеждённый в том, что «революция в самом состоянии цивилизации является неотъемлемым спутником революции в системе правления», развивает смелую, но утопическую идею ликвидации имущественного неравенства, разделения общества на богатых и бедных при сохранении существующего социально-экономического строя. Разработанный им конкретный план реализации этой идеи сводился к уплате собственниками ренты и созданию из неё фонда для компенсаций обезземеленным, а также для пенсий престарелым.

По мнению Пейна, богатство и нищета - явления не вечные. Они - нарушение естественного права людей: «…нищета - это явление, порождённое так называемым цивилизованным образом жизни, и в естественном состоянии не существует». Пейн борется против неравенства в распространении богатств, нарушающего естественное право, и постоянно повторяет: защищая дело обездоленных, «я добиваюсь не милости, а права, не щедрости, а справедливости».

Под влиянием физиократов и высоко ценимого им Адама Смита Пейн исследовал сферу производства, а не обращения, с тем чтобы отыскать действительный источник возникновения богатства. Он осуждает систему распределения собственности и высказывает догадку о труде рабочих как источнике капиталистической прибыли: «…накопление движимой собственности является во многих случаях следствием слишком малой платы за труд, который создал эту собственность, вследствие чего рабочего ждет ужасная старость, а предприниматель купается в роскоши».

,

англ. Thomas Paine ; также Томас Пэйн , иногда Пэн

англо-американский писатель, философ, публицист; прозванный «крёстным отцом США»

Краткая биография

Политик, общественный деятель Великобритании и США, публицист, философ, писатель, «крестный отец США» - родился в Великобритании, в г. Тетфорд, 29 января 1737 г. в семье квакеров. Родители жили небогато, Томас получил образование только в местной школе, да и то без особых успехов. В юности Пейн был служащим акцизной конторы, и уже в то время умел быть красноречивым. Зная об этом, руководство обратилось к нему с просьбой сочинить прошение к правительству о повышении зарплаты. Из-за отправленного и не перечитанного никем послания Пейна, в котором он простодушно признавался в том, что все их служащие берут взятки из-за маленькой зарплаты, акцизная контора была в полном составе отправлена под суд. Однако сам виновник происшествия успел сесть на корабль и прибыл в 1774 г. в США, имея при себе рекомендательное письмо от Б. Франклина (они познакомились в Англии).

В это время как раз назревал разрыв Америки с Англией, и Пейн, выступив на многолюдном митинге, призвал американцев бороться за независимость. В 1775 г. Пейн снова возвращается в Англию, на этот раз с прошением к королю от лица сенатора и конгресса. Выполнив миссию, он возвратился в Америку и в 1776 г. опубликовал памфлет «Здравый смысл», который, как выразился Дж. Вашингтон , произвел в умах настоящий переворот. В нем он отстаивал право народа на суверенитет и революцию, приводил аргументацию в пользу необходимости разрыва с метрополией; высказанные им идеи были отражены в Декларации независимости в 1776 г., написанной Джефферсоном .

На протяжении 1776-1783 гг., когда шла война с Англией за независимость Северной Америки, Пейн, находясь в лагере Вашингтона, выпускал газету «Американский кризис» и поддерживал тем самым боевой дух американского войска. Публиковавшиеся там статьи сделали Пейна лучшим публицистом страны, второй фигурой по популярности после Дж. Вашингтона.

После того как были образованы США, в 1777-1779 гг. Пейн работал секретарем Комитета конгресса по иностранным делам. В 1780 г. он инициировал и успешно провел компанию по национальной подписке для ведения военных действий в поддержку Вашингтона; в 1781 г. прекрасно справился с миссией получении займа у Франции.

Возвратившись в Англию после войны, он вынужден был в 1792 г. эмигрировать во Францию. Связан переломный момент в биографии с его отношением к Французской революции и написанным по ее следам трактатом «Права человека» (1791). Пейн горячо защищал революцию, новую французскую конституцию, права человека на свободу мысли и религиозных убеждений. В то же время он едко охарактеризовал британскую конституцию, за что приобрел в лице правительства злостного врага. Весной Томасу Пейну предъявили обвинения в оскорблении короля и конституции, но в это время он находился во Франции, являлся членом национального конвента. Несмотря на то, что отстаивал его интересы в суде известнейший адвокат, Пейн был объявлен виновным.

Однако и в Париже на Пейна обрушились крупные неприятности. Занимая позицию жирондистов, он ратовал не за казнь короля Людовика XVI, а за его изгнание в Америку, и подобное заступничество не сошло ему с рук. После того как жирондисты пали, Пейна арестовали и приговорили к смерти, и лишь счастливое стечение обстоятельств избавило его от трагического конца. Находясь в заключении, Пейн работал над «Веком разума», своим главным философским трудом атеистической направленности, пронизанным верой в торжество разума.

В 1804 г. знаменитый публицист прибывает в Америку, рассчитывая на теплый прием. Однако американское общество, настроенное религиозно, в штыки восприняло «Век разума», с Пейном прекратили поддерживать отношения даже друзья. Он свернул общественно-политическую, журналистскую деятельность, пытался обрести душевное равновесие с помощью алкоголя. В последние годы жизни публицист был практически одинок, но утешала мысль о том, что его жизнь для человечества была полезной. 8 июня 1809 г., находясь в Нью-Йорке, Томас Пейн скончался.

Биография из Википедии

Также Пэйн , иногда Пэн (англ. Thomas Paine; 29 января 1737 года, Тетфорд, Великобритания - 8 июня 1809 года, Нью-Йорк, США) - англо-американский писатель, философ, публицист, прозванный «крёстным отцом США».

Впервые прибыв в Америку в возрасте 37 лет, Пейн поддержал сепаратистские настроения в популярном памфлете «Здравый смысл » (1776) и стал идеологом Американской революции. В трактате «Права человека» (1791) выступил с обоснованием Французской революции с позиций Просвещения, за что был избран в Конвент в 1792 году (хотя не говорил по-французски). В 1794 году написал философский труд «Век разума», проникнутый идеями деизма и верой в торжество разума.

Томас Пэйн родился 29 января 1737 года в Тетфорд (графство Норфолк, Англия). Он был родом из небогатой квакерской семьи. Образование его ограничивалось местной школой, в которой он даже не выучил латыни. В молодости Пэйн жил в бедности. Работал в мастерской, затем служил в акцизной конторе. Его жена умерла при родах.

Зная о его способностях к красноречию, начальство попросило его написать прошение повысить зарплату. Он написал письмо к правительству, по каким-то причинам его перечитывать не стали и отправили. В нём Пейн с детской непосредственностью написал: «Повысьте нам, пожалуйста, зарплату, а то она у нас такая маленькая, что нам ничего не остается, как брать взятки». И подробно описал, кто берет, когда и сколько. После этого всю акцизную контору отправили под суд. Однако сам Пейн успел скрыться, сел на корабль и в 1774 году прибыл в Америку с рекомендательным письмом от Франклина, с которым познакомился в Англии. Это было накануне разрыва Соединённых Штатов с Англией. На громадном митинге, собранном по этому поводу, Пейн описал самыми мрачными красками тогдашнее правительство Англии, уверяя, что от него добра не дождешься, и советовал американцам объявить о независимости.

В североамериканских колониях

При покровительстве Франклина Пейн занялся в Америке предпринимательством. Он инвестировал в рискованные проекты, в частности, связанные со строительством мостов, которые рассматривал как выдающееся «изобретение человечества, позволяющее овладеть природой, не беспокоя её власти и не разрушая её красоту». Подготовленный Пейном в 1787 г. новаторский проект моста через Скулкилл в Филадельфии был реализован через 9 лет в английском Сандерленде.

В 1775 году Пейн, по поручению конгресса, отвёз в Англию прошение колонистов к королю. Это прошение так и осталось без ответа, а Пейн вернулся в Америку, где издал брошюру «Здравый смысл» (англ. Common Sense), в которой доказывал, что каждый народ имеет полное право устроить у себя правительство, какое ему нравится. По словам Вашингтона, брошюра Пейна произвела переворот в умах. Он развенчивал надежды колонистов на заступничество короля и объявлял монархию противоестественным способом правления. Примеры некомпетентных или никчемных монархов он в изобилии черпал из Ветхого Завета. Считается, что каждое второе семейство в Тринадцати колониях владело экземпляром этой брошюры, что делает её самой успешной книгой в истории Нового света. Феноменальному успеху трактата способствовало то, что он распространялся практически бесплатно, ибо Пейн отказался от авторских прав на своё произведение.

«Здравый смысл» подготовил колонистов к окончательному разрыву с метрополией. Пейну приписывается также авторство анонимной статьи «Африканское рабство в Америке» (African Slavery in America , март 1775), содержавшей одно из первых изложений идеологии аболиционизма; под её влиянием было создано первое в Америке аболиционистское общество. После того, как была составлена декларация независимости и началась война с Англией, Пейн отправился в лагерь Вашингтона и написал цикл из 13 памфлетов «Американский кризис», в надежде поддержать мужество небольшой американской армии. Одна из его статей была, по приказанию Джорджа Вашингтона, прочитана войскам вместо дневного приказа и до того вдохновила солдат, что, бросаясь в бой с англичанами, они повторяли начальные слова статьи Пейна: «Настало время испытать силу человеческой души!».

Благодаря изданным сочинениям Пейн сделался самым популярным, после Вашингтона, человеком в Америке. В 1780 году, когда Чарлстон был взят английскими войсками и Вашингтон оказался в самом отчаянном положении, для покрытия чрезвычайных военных расходов Пейн предложил устроить национальную подписку и первый внёс 500 долларов. В 1781 году Пейн был отправлен американским правительством в Париж для переговоров о получении займа и выполнил это поручение успешно.

В революционной Франции

По окончании войны Пейн возвратился в Англию. Вспыхнувшую в 1789 году французскую революцию Пейн, наряду с Бернсом и Вордсвортом, приветствовал как зарю свободы для всего человечества. Когда в 1790 году Бёрк издал свои «Размышления о Французской революции», Пейн возражал ему обширной брошюрой «Права человека» (англ. Rights of Man), в которой отстаивал естественные, прирожденные права человека. По мнению Пейна, человек вступает в общественный союз не для умаления прирожденных ему прав, а для их обеспечения; уступая часть своих прав в интересах общества, он оставляет за собой свободу мысли, свободу религиозной совести и право делать для своего счастья всё, что не вредит другим. Полемизируя по этому вопросу с Бёрком, Пейн горячо защищает новую конституцию Франции, дающую право голоса всем, кто платит хоть самую ничтожную подать, и дает злую характеристику английской конституции, которая вся направлена к тому, чтобы дать королю средства подкупать своих подданных. Задетое за живое, правительство решилось преследовать автора брошюры.

В мае 1792 года Пейн был предан суду по обвинению в оскорблении короля и конституции. Пейн не мог присутствовать на суде; избранный членом национального конвента, он жил в Париже, поручив защиту своей книги и личности знаменитому адвокату Томасу Эрскину. Несмотря на блестящую речь Эрскина, возбудившую энтузиазм у молодежи, присяжные признали Пейна виновным. Не имея возможности посадить в тюрьму автора брошюры, правительство подвергло преследованию всех тех, у кого можно было её найти. Как член конвента, Пейн был сторонником жирондистов и всегда голосовал вместе с ними. В процессе против короля он стоял за изгнание Людовика XVI и предупреждал собрание, что казнь короля будет громадной политической ошибкой и произведет крайне неблагоприятное впечатление в Америке, где Людовик XVI был очень популярен. Вместо казни он советовал отправить короля в изгнание в Америку; там он увидит, «как растёт общественное благосостояние при республиканском правлении, основанном на свободе и на справедливом представительстве».

Монтаньяры не могли простить Пейну его заступничества за короля; после падения жирондистов он был арестован, приговорен к смерти и спасся только благодаря счастливой случайности. Во время своего заключения Пейн написал своё знаменитое сочинение - «Век разума», в котором пытался приложить приёмы рационалистической критики к объяснению Библии.

Поздние годы

В 1804 году Пейн вернулся в Америку. Президент Джефферсон, помня заслуги Пейна в деле американской свободы, предоставил в его распоряжение целый корабль. Думая, что его и теперь примут с восторгом, Пейн жестоко ошибся в своих расчетах. «Век Разума» вооружил против него религиозно настроенное американское общество; подстрекаемые духовенством, прежние друзья отвернулись от него. Он не мог перенести этого и стал искать утешения в вине.

Пейн умер 8 июня 1809 года в нью-йоркском квартале Гринвич-Виллидж, оставленный почти всеми, но спокойный, с утешительным сознанием, что прожил жизнь недаром. «Жизнь моя, - писал он к одному из своих приятелей за несколько дней до смерти, - была полезна для человечества; я, насколько мог, делал добро и умираю спокойно, надеясь на милосердие Создателя».

Пейн просил, чтобы его похоронили в Нью-Йорке на квакерском кладбище, однако местная община отказалась предоставить место для знаменитого «безбожника». Его погребли под каштановым деревом на принадлежавшей ему ферме. На похоронах некогда самого популярного человека Америки присутствовало всего 6 человек (из них 2 слуги-негра).

В 1819 г. радикально настроенный английский публицист Уильям Коббет выкопал останки Пейна и перевёз их на родину, намереваясь добиться почётного перезахоронения «великого сына Англии». Этого не случилось, и судьба праха Пейна после смерти Коббета остаётся загадкой. Многие впоследствии утверждали, что им принадлежит череп или правая кисть одного из основателей США, ссылаясь на то, что получили эти «реликвии» от самого Коббета.

Воззрения Т. Пейна

В религиозных воззрениях Пейн был последователем английских деистов; целью его было поколебать, как он выражался, библейскую и христианскую мифологию. В 1795 году Пейн издал небольшой трактат, в котором резюмировал свои политические убеждения. В 1797 году он основал, в противовес обществу атеистов, теофилантропический кружок, в заседаниях которого излагал основы своей, очищенной от суеверий, религии. Масонство считал продолжением друидских ритуалов древних кельтов.

Пейн был типическим представителем как политического, так и религиозного рационализма. Он был самоучкой, многого не знал и потому нередко говорил наивности, которые живо подхватывались его врагами. Несомненно, однако, что он отличался здравым смыслом, сильной логикой и замечательной ясностью изложения. Это был народный трибун в полном смысле этого слова, не только потому, что умел говорить языком понятным народу, но и потому, что руководящей идеей его жизни было служение народу. К известному выражению Франклина: «Мое отечество там, где свобода», Пейн сделал такую поправку: «Мое отечество там, где нет свободы, но где люди бьются, чтоб добыть её».

Анализируя формы государства, Пейн различал «старые» (монархические) и «новые» (республиканские) формы. В основу этой классификации были положены принципы образования правления - наследование или выборность. Правление, основанное на передаче власти по наследству, он называл «самым несправедливым и несовершенным из всех систем правления». Не имея под собой никакой правовой основы, утверждал Пейн, такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей народный суверенитет. Абсолютные монархии «являются позором для человеческой природы».

Сочинения

  • Полное собрание сочинений П. («Writings of Th. P.», collected and edited by Moneure Conway) вышло в Нью-Йорке в 1895 г.
  • Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959.
Категории:
Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.