Техника боя брюс ли - джит-кун-до. Джит кун до Джит кун до приемы

Брюс Ли – величайший мастер боевых искусств, актер, философ, сценарист – многогранная выдающаяся личность, для которого не было предела совершенству. Spike TV – американский кабельный канал показал увлекательный документальный фильм «Я Брюс Ли» об этом исключительном человеке.

Статья, представляющая советы от великого Мастера по достижению успехов в тренировках, будет полезна всем, кто решил что-то изменить в своей жизни, кто не рассматривает действительность как данность, кто настроен стать более дисциплинированным и открытым. Семь уроков Брюса Ли расскажут, как стать чище и свободнее, как полюбить жизнь.

В век интернета и новейших технологий на нас обрушивается огромное количество информации о различных технологиях по совершенствованию и развитию человека, его физической формы. В статьях о тренировочных программах, системах питания, различных тренингах и тестах много противоречивой и неоднозначной информации, в которой трудно найти что-то полезное для себя. Однако для тех, кто разбирается в вопросах, которые касаются совершенствования тела человека, все чаще встает вопрос, как увеличить эффект от упражнений и тренировок. Несмотря на огромный выбор предлагаемых программ и методик, часто противоречащих друг другу, каждый старается подобрать для себя оптимальный вариант, опираясь на собственные ощущения, знания и доступную информацию.

Наличие огромного количества методик и программ по этой теме, приводит к тому, что человек теряет уверенность в своих силах, становится уязвимым и нерешительным, снижается его самооценка. Трудно реально оценить события и поступки, если ты не уверен в себе и в своих возможностях. Познакомившись с некоторыми технологиями тренировок, оценив их действенность и полезность на своем опыте, хочется доказать всем вокруг, что твой путь – самый верный. Мнения, не совпадающие с нашей точкой зрения на выбранную программу тренировок, желание людей идти другим путем – все это вызывает непонимание и неуверенность.

Не отсутствие технических знаний о тренировочных курсах по совершенствованию тела приводит к сомнениям, а неумение философски подойти к пониманию обыденного, изменить отношение к событиям и к самому себе.

Семь уроков от Брюса Ли пригодятся каждому, кто хочет приблизиться к совершенству. Они применимы в любой сфере нашей жизни, так как речь идет не просто о физических тренировках и фитнесе, а о связи философских соображений Брюса Ли с современными тренировками и боевыми искусствами.

Проблемы, которыми занимался Брюс Ли, существовавшие 30-40 лет назад, актуальны и сейчас. Современная индустрия фитнеса и бодибилдинга сталкивается с теми же трудностями, что и тогда. Брюс Ли был великим мастером боевых искусств, и ему удалось создать свою собственную философскую систему, результаты которой трудно переоценить.

Это программа на все времена, и чтобы лучше понять ее смысл в применении к современным программам по совершенствованию тела человека, необходимо термины, которые использовал Брюс Ли, заменять выражениями, применимыми в современном фитнесе.

Например, битва – это тренировка, инструктор – тренер, стиль борьбы – это стиль тренировки, противник – это клиент, боевые искусства – это фитнес тренировки, Джит Кун До – смешанная тренировка и т.д. Если пользоваться современными терминами при ознакомлении с рекомендациями от Брюса Ли, можно постичь всю правоту и глубину его суждений, заключенных в семи уроках по совершенствованию физической формы человека.

Урок №1. Нет совершенных стилей и систем. Стиль «отсутствие стиля» — путь к достижению высоких результатов.

«Чтобы привлечь больше последователей, обычно принимаются определенные стандарты проведения тренировок, которые должны неукоснительно выполняться. Однако совсем не обязательно создавать большое разветвленное сообщество последователей, с усердием следующих правилам установленной системы. При такой организации занятий, можно стать заложником систематизированных тренировок и неукоснительных правил. Очень часто стандартные классические методы замедляют, сдерживают развитие в спорте. Те, кто занимается по таким четко определенным программам, практикуя однообразные упражнения, лишают себя движения вперед, часто оказываясь в тупике».

«Каждый стиль имеет свою собственную идею, поэтому применение определенного стиля часто разделяет людей. Однажды принятое направление в тренировках потом сложно изменить и принять что-то новое. Поэтому, если у вас нет стиля, значит, вы свободны в своем выборе, и можете сами решать, как выразить себя более полно. Стиль – это остановка, кристаллизация, а человек должен меняться и расти постоянно».

«Нельзя отрицать, что существуют стили тренировок, которые могут претендовать на признание, в некоторых из них есть полнота, здравый смысл и идея».

«Рассуждать кто лучше, а кто хуже, кто ошибается, а кто нет – не стоит».

«Самый высокий стиль техники – отсутствие техники. В тренировках не может существовать единственный метод. Однако должно быть глубокое понимание того, что и для чего делается».

Урок №2. Джит Кун До или смешанная тренировка – не специальный стиль, а самостоятельная теория тренировки.

«Джит Кун До – это не «новый стиль», подчиняющийся определенным стандартам, имеющий кардинальные отличия от другого метода тренировок. Нет. Для тех кто пользуется философией Джит Кун До есть надежда освободиться от подражания какому либо образцу и шаблону. Необходимо не забывать, что Джит Кун До – это не организация с вступающими в нее членами, а особый мир со свободным сознанием, мир, который можно сравнить с зеркалом, в котором отражаемся мы сами».

«Если занимающийся Джит Кун До спортсмен утверждает, что то, чем он увлечен и есть истинное Джит Кун До, он не до конца понимает концепцию этой философии. Его сознание до сих пор не освободилось от шаблонов и рамок. Он ограничен в выборе, и скорее всего еще не понял простого факта, что для истины не существует никаких стандартов и границ. Шаблоны, накопленные знания, признанные образцы не являются исключительной истиной в последней инстанции».

«Джит Кун До — это просто название. Назначение этой теории можно сравнить с лодкой, переправляющей человека на другой берег реки. Очутившись на другой стороне, оставьте лодку, она уже выполнила свое назначение, не тащите ее с собой, идите дальше налегке, стремясь только вперед».

Урок № 3. Только чуткий, наблюдательный человек может стать лучшим тренером, который считается с индивидуальностью спортсмена.

«Одно из основных правил хорошего тренера – постоянно меняться и приспосабливаться к индивидуальным качествам спортсмена. Знающий тренер не будет останавливаться на стандартной программе тренировок».

«Не стоит навязывать ученику программу, которая нравится тренеру. Настоящий учитель всегда направит ученика на путь познания самого себя, укажет на недостатки и слабые места».

«Можно очень скоро потерять свободу самовыражения, если заниматься по раз и навсегда принятым правилам тренировки. Этот путь ведет к остановке в развитии, к снижению результатов. Необходимо осознавать, что бой (тренировка) должен меняться в зависимости от ситуации, не привязываясь к личным вкусам и предпочтениям. Если этого нет, то очень скоро для спортсмена наступит разочарование в выбранной программе тренировки, вследствие чего результаты занятий будут неэффективными».

«Происходящее вокруг станет понятным, смысл вещей раскроется сам собой, если человек обладает внутренней гибкостью».

«Во время боя необходимо следовать правилу: ваши действия в бою должны стать тенью движений соперника. В то же время, ответ на выпады противника не должен быть шаблонным, заготовленным. Техника вашего боя создается как следствие техники соперника, каждое движение – это результат его движения. Поэтому нужна светлая голова, быстрая реакция и хорошая физическая форма».

Урок № 4. Правильный путь — всегда самый прямой и простой.

«В Джит Кун До высшей степенью совершенства является стремление к самому простому. Через понимание этой мысли приходит ясность о том, что необходимо больше тратить, а не хранить».

«Скульптор, создавая свой шедевр, отсекает от глыбы все лишнее. И только тогда, когда мастер убрал весь лишний материал, взору открывается произведение искусства. Так и в Джит Кун До идея состоит в том, чтобы отсечь все ненужное, несущественное».

«Самый правильный путь – простой путь. Нет никакой гарантии, что традиционные классические методы тренировки приведут к победному результату. Верный путь к успеху – эффективность».

Урок № 5. Напряженные тренировки не могут гарантировать спортивные успехи.

« Научиться , стоя на берегу – невозможно».

«Стоит помнить, что даже самые изнурительные тренировки и упражнения не смогут принести успеха. Конечная цель каждого, кто занимается борьбой – это реальная схватка, а тренировочный процесс – это лишь подготовка к спаррингу».

Урок № 6. Несложно научиться правильно двигаться, но не стоит ограничивать себя жесткими рамками.

«К каждому необходимо найти индивидуальный подход, только так можно научить человека действовать правильно. Это означает, что самой продуктивной будет та техника тренировок, к которому имеется склонность. Нужно выявить конкретные способности каждого и продолжать развивать их в заданном направлении».

«Большинство тренировочных программ есть не что иное как однообразное повторение определенных движений. В конце концов, при таком подходе быстро теряется индивидуальность человека».

Урок №7. Оставайтесь собой. Не стоит превращать обучение в подражание.

«Вам дана жизнь не для того чтобы оправдать чьи-то надежды и мечты, так же как и я здесь не затем, чтобы гарантировать исполнение ваших ожиданий».

«Запас знаний, накопленный в боевых искусствах (тренировках) в действительности означает самопознание».

Заключение.

Философия Брюса Ли, оставленная нам в наследство, помогает по-новому посмотреть на этот мир. Она учит ценить самое главное, не замечая мелкого вокруг. Открывший ее для себя, со временем начинает понимать важность многих вещей. Такой человек не станет вступать в напрасные споры о пользе конкретных тренировочных программ, он научится чувствовать сам, какой путь сможет принести пользу именно ему. Философия Брюса Ли – спокойное восприятие мира, понимание того, зачем мы здесь, кто мы и что делаем на этой земле.

Поединок Брюса ли с Чаком Норрисом

— это стиль восточных единоборств, который был создан Брюсом Ли. В переводе Джит Кун-До значит «Путь опережающего кулака». И в наше время этот боевой стиль является одним из самых востребованных единоборств, ему обучаются в разных странах по всему миру.

Джит Кун-До — суть

Брюс Ли не давал определение Джит Кун-До как «стиль» единоборства. Ему больше нравилось название «метод», потому что, по его философии, Джит Кун-До можно применять в любом виде боевых искусств.

В книге жены мастера, Линды Ли, опубликованной под названием «Мужчина, которого знала только я», рассказывается, что этот метод вначале развивался для успешной самообороны на улице в угрожающих ситуациях. В техниках Джит Кун-До затронуты многие стили восточных боевых искусств, например — Кунг-фу, а также английский бокс, филиппинский бокс. Техники этих и других единоборств в Джит Кун-До обобщаются, однако под новой философской базой.

Так, применяя в Джит Кун-До элементы Кунг-фу, Брюс Ли не взял на вооружение из данного единоборства все традиционные «твёрдые» оборонительные стойки, определенные последовательности ответных ударов и контратак, однако взял из технику нанесения ударов, блокирование и перехваты, упростив, однако, их применение.

В книге Линды Ли приводится цитата Брюса:

«Простой путь — это правильный путь. В драке никому нет дела до красоты. Главное — это уверенность, отточенные навыки и точный расчёт. Поэтому, в методе Джит Кун-До, я старался отразить принцип «выживания наиболее приспособленного». Меньше пустых движений и энергии — ближе к цели».

История стиля

Сейчас популярно во всем мире благодаря одному ученику Брюса Ли, которого звали Дэн Иносанто. Он использовал идею Брюса Ли для улучшения школы единоборств Филиппин — Кали, которое представляет поединок с применением одной или двух деревянных палок, ножа или другого предмета, оказавшегося под рукой.

Вместе со стилем Дэна Иносанто, который оставил за собой это название для собственной школы, имеются и другие школы Джит Кун-До, которые не применяют филиппинские техники, а используют практику кунг-фу, и других стилей. Эти школы имеют название школам Чжэньфань Джит Кун-До (т.к.Чжэньфань — это китайское имя Брюса Ли). Большая их часть базируется на Вин Чун Кунг-Фу. Этот вид единоборств Брюс Ли выучил одним из первых. Именно этому стилю, как признавался сам Ли, он обязан собственным замечательным физическим состоянием.

Институт кунг-фу в Хорватии разработал методику, согласно которой в программу изучения стиля «Джит Кун-До» входит 10 учебных комплексов и 10 боевых комплексов, а кроме того — разнообразные тесты на определение и улучшение скорости, частоты и силы ударов, разбивание различных предметов, спарринги с одним и несколькими соперниками. В учебных технических формах содержатся основные защитные и нападающие технические действия, базовые принципы перемещений, которые подчеркивают подготовку духа и техники ученика, пришедшего на экзамен, для присуждения ему определенной степени квалификации. Формам, которые обобщают другие единоборства, дали названия различных животных и птиц: Журавль, Обезьяна, Змея, Тигр, Дракон, Леопард, Олень, Орел, Богомол и Медведь, в которых техника и связки движений похожи на повадки этих животных.

Философия стиля

В сущности учения Брюс Ли не проводил пропаганду боевого искусства и даже более того, он хотел привнести в нас чувство взаимопонимания. Однако это взаимопонимание нельзя дать кому-то со стороны, каждый человек должен найти его для себя сам. Помощь, в понимании Брюса Ли, — обозначает усилить способность помочь себе самому.

Знать и понять — это вовсе не одинаковые понятия. Знание основывается на имеющемся опыте, а понимание — на опыте текущего момента. Все, кто находится в поиске способа воссоединиться с Джит Кун-До и его основателем, обманывает себя. Настоящая цель Брюса Ли при разработке Джит Кун-До — это желание, чтобы все, кого впечатлил его опыт, смогли понимать то, что мастер понимал сам.

Брюс Ли хотел выразить методы Джит Кун-До, как отображение природы, Дао, как выражение того, что может использоваться, но не может выражаться обычными словами, не может постичь разум, нельзя подогнать под определенную фиксированную систему. Так, Брюс передавал слушателям одну историю о дзэнском монахе, который использовал лодку, чтобы переправиться через реку. После переправы он из лодки делал костер для теплого ночлега. Смысл этой истории состоит в том, что нужно применять то, что уже когда-то принесло пользу, но уже в какой-то другой форме и для других поставленных целей.

Чтобы понять весь смысл философии Брюса Ли и его стиля, полезно понять, что же значит фраза «выживание наиболее приспособленного». На этот счет имеется большое количество разных версий. Правильный же смысл этой фразы — это соответствие и умение приспосабливаться к окружению. Человек, который максимально хорошо может приспособиться к меняющимся обстоятельствам жизни и будет тем, кто выживет. И это будет вовсе не обязательно сильнейший. Брюс Ли хотел выразить эту философию в первой сцене фильма «Игра со смертью». В ней ветка мощного, но не гибкого дерева дает трещину и отламывается от слоя снега, а ива склоняет свои гибкие ветви и снег падает с ее ветвей без повреждения дерева.

Со временем из философии Брюса Ли появляется вопрос о сущности взаимосвязей между «формой» и «свободой», выражающаяся как умение приспосабливаться к реальной жизни. Что же такое форма и свобода? Каким образом поддержание формы человека может быть связано с существованием возможности быть свободным? И, наконец, каким образом все может быть связано с проведением тренировок в любом единоборстве и с жизнью самого человека?

Понятие поддержания формы может относиться сразу ко многим вещам. Это и качественное выполнение различных приемов, экономное выполнение движений и понимание потока энергии, содержащее и разум, и чувства человека в постоянно меняющихся обстоятельствах жизни.

Обладание хорошей физической формой — это значит уметь находить самые эффективные и нестандартные пути применения существующего потока энергии. В это умение входит уравновешенное состояние в покое и при движении, а также отсутствие вредного напряжения в процессе применения тела, как целого, так, что все части тела объединяются в хорошо отработанном действии и реакции, проходящих в сосредоточенном состоянии и устойчивой вертикальной стойке.

Хорошая форма разума значит убрать из мозга ненужные переживания, тревоги и сомнения, а при их возникновении- перенести свое внимание на процесс активного, полезного размышления или восприятия физической формы.

Хорошая форма эмоциональности определяет умение чувствовать себя уверенным даже если причин для этого нет, причем таким образом, чтобы эта эмоциональная уверенность сама была основанием для уверенности в себе в реальных условиях.

Эти составляющие являются основополагающими принципами Брюса Ли. Подчас он проигрывал, но чаще побеждал и мы можем сделать такой же жизненный выбор. Всегда можно утратить осознание формы, а потом в оправдание себя самого жить без этого осознания. Можно плыть по течению жизни, думая при этом, что это и есть свобода, при этом лишенные самой малой надежды натолкнуться, хоть и случайно, на правильный опыт. Однако если настойчиво пытаться достичь понимания формы, то в этот момент — мы свободны.

Ещё новости

Джит Кун До (дословно - "путь опережающего кулака") был задуман Брюсом Ли в 1967 году. В отличае от многих других боевых искусств в Джит Кун До (ДКД) не существует ни строго определенного свода правил, свойственных только этому стилю, ни набора технических приемов, которые были бы характерны только для ДКД. Он - независим, он - свободен. Вобрав в себя дух всех боевых искусств, этот стиль не стал пленником ни одного из них. Тем, кто понимает сущность ДКД, он дарит силу освобождения, становясь зеркалом их самопознания.

Многие пытались описать ДКД как оригинальный стиль с помощью привычных терминов: его называли и "кун-фу Брюса Ли", и "каратэ Брюса Ли", и "кикбоксинг БрюсаЛи", и "система уличного боя Брюса Ли"... Попытки свести ДКД к "боевому искусству Брюса Ли" показывают полное непонимание сущности этого стиля и того, чем руководствовался его создатель. Концепция ДКД просто не может ревлизоваться в рамках одной системы. Чтобы понять это, изучающий боевые искусства должен суметь подняться над однозначностью "за" и "пртив", осознав, что на самом деле на определенном уровне они не отличимы друг от друга. Понимание ДКД - интуитивное постижение этого единства. Брюс Ли говорил, что знанаие в воинских искусствах, в конечном счете, означает самопознание.

Джит Кун До - это не новый стиль кун-фу или каратэ и не видоизмененный старый, получивший новое имя. Брюс Ли не изобретал и не составлял нового стиля. Свою задачу он видел в том, чтобы освободить своих последователей от слепой зависимости от любого стиля, любых образцов или систем.

Джит Кун До - всего лишь зеркало, которое отражает изучающих его, - вот ключ к правильному подходу к обучению ДКД, но, как заметил Ли, "создавать метод борьбы - все равно что налить фунт воды в упаковочную бумагу и попытаться лепить из этого". В сущности, многие воспринимают ДКД как составной стиль военного искусства из-за его многоплановоси и эффективности. В какой-то момент схватка мастеров ДКД может напоминать тай-боксинг или винь-чун, борьбу или каратэ. Некоторые боевые приемы вызывают в памяти филиппинские эскрима и кали, а на ближней дистанции ДКД походит на северный китайский кун-фу или сават.

Джит Кун До - это стиль и "не стиль". Можно сказать, что он настолько же отстранен от существующих боевых систем, насколько внутренне связан с ними. Так как ДКД не синтезирует все используемые методы и приемы в единый стиль, некоторые считают, что он нейтрален, "аморфен". Опять-таки, относительно ДКД это и верно, и неверно.

Хороший практикующий боец ДКД руководствуется в бою только подсказкой собственной интуиции. Согласно концепции Ли, боевой стиль не должен быть подобен науке, чьи принципы и законы не могут быть нарушены нигде и никогда. Всегда существуют различия между личностями бойцов, уровнями их физической и духовной подготовки, тренированности, способности ориентироваться в окружающей обстановке, их симпатиях и антипатиях. По Брюсу, как правда - "дорога без направления", так и ДКД - не организация и не общество, в которое можно вступить. "Либо вы понимаете, либо нет - и это все", - говорил он.

Когда Брюс преподавал китайскую систему кун-фу (это было вскоре после его приезда в США), он применял общепринятые системы. Ли говорил, что тот, для кого важно количество учеников, мог бы пойти по пути создания школы или организации, но лично для себя он не видит в этом необходимости. В таких школах со все возрастающим количеством студентов были бы установлены жестко закркпленные своды обязательных правил, заменяющих индивидуальную работу со студентами. В результате большинство учащихся были бы загнаны в рамки строго определенной системы и уровень их мастерства слишком зависел бы от систематических тренировок.

Именно поэтому Ли считал целесообразным одновременное обучение немногих студентов. Такой метод требовал бы постоянного наблюдения за каждым студентом со стороны преподавателя, дабы не утратить связь "учитель - ученик". Как Ли часто говорил, "хороший учитель - словно стрелка, указывающая истину. Зная слабые места студента, учитель побуждает его к внешнему и внутреннему самоисследованию, чтобы в конце концов ученик мог достигнуть внутреннего совершенства".

Боевые искусства (впрочем, как и сама жизнь) существуют в потоке, в движении, постоянно изменяясь. Быть в русле этих изменений очень важно. И, в конечном счете, боец ДКД, говорящий, что ДКД - всего лишь боевое искусство, на самом деле не чувствует его внутренней сути. Он все еще боится войти в него, слиться с ним, пытаясь держаться за вызубренные образцы и приемы, он пленник собственной ограниченности. Такой человек не в состоянии осознать тот простой факт, что истина существует вне всех представлений или образцов. Поиск истины не может закончиться. "Джит Кун До - только имя, всего лишь лодка, на которой можно переплыть реку. На другом берегу она бесполезна, и не стоит нести ее дальше на собственной спине", - говорил Брюс.

В 1981 году ДКД преподавался только в трех местах: в филиппинской академии Кали в Торрансе, Калифорния, в Шарлотте, Северная Каролина (где Ларри Хартселл обучал нескольких избранных) и в Сиэтле, Вашингтон, под руководством Таки Кимуры. Наиболее полно ДКД изучается в Торрансе, в школе, которой руководим я и Ричард Бустилло. Преподавание ведется исходя из того,что изучающий ДКД должен получить опыт других боевых искусств. Например, в классах 1 и 2 фаз в Филиппинской Академии Кали, студенты изучают западный бокс и кик-боксинг Брюса Ли - юнь-фан.

Я глубоко убежден, что студенты должны не только усвоить технику, но и получить разнообразный опыт. Иными словами, боец каратэ, который никогда не боксировал, должен провести спарринг с боксером. Что он получит от этого опыта - зависит только от него. Согласно представлениям Брюса Ли, преподаватель не дает готовой истины, он только дает направление к истине, которую каждый студент должен найти сам.


Вот главная идея, которую Ли хотел передать своим ученикам: превыше всего то, что каждый ученик должен найти свой собственный путь к истине. Он никогда не стеснялся говорить: "Ваша истина - не моя истина, моя истина - не ваша".

У Брюса не было "общей методики", только ряд руководящих принципов, помогающих вести ученика к мастерству. Используя тренировочное снаряжение и систематический подход, ученик мог разрабатывать скорость, силу, координацию, синхронизацию, выносливость, работу ногами, отрабатывать дистанцию.

Но Джит Кун До не был для Брюса самоцелью. Это просто побочный результат его собственных занятий боевыми искусствами, его собственное средство для самораскрытия. ДКД был основой для роста его личного мастерства, его личным постижением внутренней свободы, позволяющим действовать единственным образом целесообразно и эффективно не только в бою, но и в жизни. Мы берем у жизни то, что полезно, отбрасываем бесполезное, формируя и обогащая свой неповторимый жизненный опыт. Брюс Ли всегда настраивал своих последователей на изучение дзю-до, дзю-дзюцу, айкидо, западного бокса, он советовал им исследовать китайские системы саморазвития, подобные винь-чуну, добавить к своему опыту элементы кали, эскрима, арнис, характерные особенности пенчак силат, тайского бокса, савата. Он хотел, чтобы ученик сам постигал преимущества и недостатки каждого метода.

Никакое искусство не может быть выше или ниже любого другого. Вот объективный опыт Джит Кун До: быть свободным от привязанностей, быть свободным в бою, чтобы использовать "отсутствие стиля" как стиль, "отсутствие пути" как путь, чтобы единственным ограничением стало отсутсвие любых ограничений. Не стиль, и не "не стиль" - это и есть Джит Кун До.

Говоря с точки зрения Дзэн, "в весеннем пейзаже не может быть что-то лучше или хуже. Одни цветущие ветви вырастают длинне, другие - короче".

Сегодня мы поговорим о Брюсе ли и его необычном смешанном боевом искусства Джит кун до, а также продолжим обсуждать стили, виды и типы лучших и самых эффективных боевых искусств за всю историю.

И если вы еще не забыли в прошлой статье мы говорили в том числе Бразильского Вале Тудо и Американского ММА из него произошедшего. А также о том, что одним из прообразов лучшего бойца смешанного стиля считается и на самом деле является легендарный Брюс Ли, а заодно, параллельно и создателем одного из самых мудрых и эффективных стилей БИ, но при этом не так много людей знает, что же такого инновационного и интересного.

Стиль разрабатываемый Брюсом Ли половину своей жизни и довольно подробно им описанный называется «Джит Кун До» (Jeet Kune-D o) , что в что в переводе значит «путь опережающего кулака» .

Джит Кун До стиль Брюса ли

При этом сам Брюс ли правда называл и считал его не отдельным стилем боевого искусства или единоборства, а скорее методом изучения и логики поведения во время реального боя, и внимание даже социальной жизни .

Но при этом естественно изначально этот стиль разрабатывался именно для условий реальной уличной драки в том числе с большим числом противников и применением оружия.

Сам Брюс ли объяснял свой стиль на примерах приемов из Ушу (Вин Чун , Тай-чи и других), Английского бокса , Джиу джитсу и других эффективных боевых стилей.

Естественно при этом он основательно переработал техники из всех этих стилей, в основном максимально упрощая их, основывая это тем, что в бою важнее всего эффективность и простота приемов, чем их красота.

Сам он говорил, что самый простой путь обычно всегда и самый правильный, ведь чем меньше пустых движений и зря потраченной энергии, тем ближе к цели.

Чем отличается Джит кун до от других видов БИ

Больше всего Джит кун до отличается от стилей других БИ (боевых искусств) тем что в нем практически нет прямолинейных ударов, бьющихся в готового к их отражению противника .

Ведь естественно, что удар будет отбит с наименьшей степенью вероятности после какого-нибудь обманного движения или, когда противник сам откроется во время нанесения своего удара или попытки его нанести.

Кроме того, им были убраны практически все жесткие боевые стойки, ведь боец должен быть подобен воде и уметь приспосабливаться на ходу к любому стилю ведения боя противником.

Вообще Брюс культивировал идею о том, что выживает всегда «наиболее приспособленный» человек, а не самый сильный, быстрый и ловкий. Хотя и все остальное конечно будет только в помощь.

Хотя Брюс ли если разобраться вообще не пропагандировал боевых искусств, а больше как действительно мудрый мастер пытался объяснить суть природы «Дао» (есть такая религия) и жизни, которую словами объяснит невозможно, а надо почувствовать.

Философия Джит кун до

Основные же полезные навыки которые предлагает философия Джит кунд до и Брюс лично, это умение приспосабливаться к любой ситуации и окружению, и второе это научиться использовать то, что уже когда-то было вам полезных для других целей и в другом виде. Тогда можно добиться успехов во многих областях используя одну и ту же правильную логику, и методы.

Также, как и в других восточных практиках человеку надо быть постоянно осознанным как в бою, так и в жизни.

Ведь если есть осознанность и понимание, разум не будет рассеянным и невнимательным, страхи не будут сковывать сердце и тело, тогда внутренняя энергия сможет пробудиться ото сна, и вы почувствуете эмоции и энергию других, и собственно сами будете чувствовать необходимую форму движения.

Вот тогда по философии Джит кун до с помощью разума вы станете подобным воде, сможете приспосабливаться и делать правильные движения.

А главное в боевых искусствах это способность духовно выражаться и внутренняя работа над собой. Ведь цель восточных БИ дать способность ученику понять, что он не сможет быть вечно ни «победителем» ни «побежденным». Поэтому главное начать познавать истинную суть которая гласит что:

Боевая философия Брюса ли

Противник - это не ваш настоящий враг, настоящий враг это ваше «Я» . Ведь, когда вы боритесь, противник становиться вами. И в бою вы противостоите своим страхам, слабости и своей жизни вообще.

И как говорил сам Брюс ли «Я участвовал в тысячах боёв и поэтому хорошо знаю, что значит чувствовать подобное. Ты знаешь, что должен выиграть, но выиграть означает победить самого себя». «Боевое искусство похоже на зеркало, в которое вы смотрите перед умыванием. Вы видите себя именно таким, какой вы есть».

К сожалению, очень долго было бы объяснять в наших скромных рамках подробно данную философию Брюса, но основной смысл - это осознать, что поборов свои страхи и внутренние проблемы можно победить любого . Ну и как говорили мудрецы востока «если сможешь побороть и познать себя» у тебя уже не будет достойных противников .

Но с сожалению, именно такое глубокое понимание сути этого супер эффективного спонтанного боевого искусства опережать противника в тот момент, как только он подумает о своем ударе или дернется, было доступно только своему создателю и главному мастеру. И по сути, также как и айкидо, является скорее стилем одного мастера, чем до конца разработанным стилем боевых искусств для любого человека.

Современное Джит кун до

Хотя справедливости ради стоит заметить, что это боевое искусство несмотря на все это, все же является одним из самых эффективных боевых систем на сегодняшний день и воспитало несколько отличных боевых мастеров и с успехом преподаётся во многих странах СНГ и мира.

Самым известным мастером является Дэн Иносанто , которому принадлежит право использовать это название официально , и который дополнил на свое усмотрение Джит Кун До ударными техниками Муай Тай и борцовскими приемами из Бразильского Джиу Джитсу .

А позднее он еще усовершенствовал технику старинного филиппинского боевого искусства «Кали» (также называемое Арнис ) которое предполагает бой палками, ножом или другими подручными предметами.

Существует и другая более «традиционная» школа Джит кун до, которая вместо филипинских боевых техник использует больше техники традиционного вин чун , карате , и другие азиатские стили. Называются подобные школы обычно «Чжэньфань Джит Кун-До» (Чжэньфань - китайское имя Брюса Ли, данное ему при рождении ), то есть просто в переводе «Брюс ли джит кун до».

В Хорватии есть школа Томми Карутерса где изучают этот боевой стиль по комплексам которым даны названия животных: Журавль, Обезьяна, Змея, Тигр, Дракон, Леопард, Олень, Орел, Богомол и Медведь.

Так что если вы действительно сильно хотите попробовать изучать именно сверх эффективную спонтанную боевую систему джит кун до, которая предполагает инстинктивный бой приемами из практически любого известного стиля боевых искусств, умение воспользоваться и любыми предметами для обороны если они вдруг попадут под руку.

И конечно же, восточной философией достойной лучших и самых мудрых мастеров боевых искусств, при этом не боитесь возможно извращённого понимания его сути исходящее не от самого великого мастера, то у вас есть возможность тренироваться у энтузиастов, его практикующих в России, Украине, других странах СНГ и мира.

О детских и юношеских годах Брюса Ли рассказывает его друг, учившийся вместе с ним Вин Чун в школе Грандмастера Ип Мэна – Хокинс Чун.

Хокинс Чун начал заниматься Вин Чун у грандмастера Ип Мэна в 1953 году. Он учился в школе вместе с легендарным Брюсом Ли, и по вечерам оба с увлечением практиковали Вин Чун. Чтобы получить боевой опыт они участвовали в потасовках, а когда им не с кем было драться, они дрались друг с другом. Позже жизнь их разделила, Брюс поехал в США, а Хокинс поступил в колледж в Австралии. Но, несмотря на это они продолжали звонить и писать друг другу. В беседах и письмах Брюс подробно рассказывал о развитии своего боевого искусства. Хокинс – один из немногих людей, кто знает весь путь, который прошел Ли: от Вин Чун до Джун Фан, а затем и до Джит Кин До. Они встретились снова, когда Ли вернулся домой, чтобы сниматься в фильмах. Оба делились и обменивались боевым опытом и методами тренировок. Они поддерживали близкий контакт, вплоть до смерти Брюса в 1973 году.
Кроме Вин Чун, Хокинс Чун так же хорошо владел другими видами боевых искусств. Неплохо владея Тай Цзи Цюань, он был известен по направлениям Ву, Ян, Чен и Сун. Мастер Хокинс Чун так же имеет четвертый Дан по каратэ-до. В 1978 году он иммигрировал в США, чтобы развивать там Вин Чун. Он так же является шеф-инструктором Азиатской Академии Боевых Искусств Хокинса в Лос-Анджелесе. Информация о нем часто появлялась на страницах журнала “Inside Kung-fu”, он участвовал в многочисленных показательных выступлениях, а так же в передачах на телевидении. Он никогда не распространялся о своей дружбе с Брюсом. Теперь, когда его друг умер, он увидел что многие последователи Брюса, придают Джит Кун До совсем иной смысл. В своих статьях о Брюсе Ли и Джит Кун До Чун показывает развитие Брюса от самого раннего периода в Гонконге до его последних дней, как звезды кино, рассказывает о создании Брюсом Джит Кун До и характеризует известные сегодня боевые искусства.

Гонконг 50-х был гнетущим местом. После второй мировой войны Гонконг страдал от безработицы, слабой экономики, перенаселения и нехватки жилья, люди старались обмануть друг друга. Собирались банды, и малолетние преступники буйствовали на улицах.
Я познакомился с Брюсом в средней школе, Евроазиатской Школе Фрэнсиса Хэвира, которую я посещал. Брюс был изгоем, и я, в свою очередь, тоже смеялся над ним, называл его “плохим мальчиком”. Это было началом нашей дружбы. В то время, в 50-х ситуация в Гонконге была такова: британцы основали там колонию и часто относились к китайцам, как к собакам.
Тогда Брюс не был большой звездой, он был самым обычным парнем. Он начал изучать Вин Чун, чтобы выжить. Когда нам не с кем было подраться, мы дрались друг с другом. Мы спорили с ним по поводу тренировок Вин Чун, по поводу нашего собственного опыта и знания. Каждый хотел быть лучше собаки. Мы преднамеренно прятали информацию, которую собирали. Каждый старался найти свой собственный источник. Мы часто прятали технику, показанную нам учителем – Ип Мэном, старшими учениками или друзьями из других стилей. Мы не заботились о красоте техники, а только об её эффективности. Каждый хотел узнать лучший способ её применения.

Мы были хорошими буддистами. Мы не делились техникой открыто, но старались заглянуть друг к другу в карты. Когда мы изучали новый метод или технику, мы добавляли ее в свой репертуар. Брюс проверял новую “штучку” на мне, а я в следующий раз первым возвращал ему его технику. И каждый всегда пытался понять, откуда другой взял ту или иную информацию.
Чтобы проверить мастерство Брюса, я часто затевал с ним драку. Я хотел видеть, как Брюс дерется, насколько хорошо он это делает. С его стороны было то же самое. Если он побеждал, мы смеялись, но если он проигрывал, он очень расстраивался и начинал работать усерднее, в поисках лучшего способа побить своего противника.
Мы подшучивали над нашими противниками, чтобы разозлить, иногда пряча свои лучшие приемчики. Всю технику, которую кто-либо пробовал на нас, мы обязательно возвращали ему обратно.

Наш соревновательный дух проявлялся не только в боевых искусствах, но так же и в повседневной жизни. Всем известно, что Брюс хорошо танцевал Ча-ча-ча. В школе у меня были филиппинские друзья, которые тоже умели хорошо танцевать. Я научился у них нескольким движениям, чтобы показать Брюсу. Когда я повстречал его в следующий раз, он показал мне целый набор таких движений! Я спросил своего друга, учил ли он Брюса новым элементам, но он отрицал это. Позже я выяснил, что Брюс пошел заниматься к учителю танцев моего филиппинского друга, чтобы выучить больше движений, чем я. Это был наш характер – постоянный поиск новых источников. После я пошел к тому же учителю танцев и пытался его убедить больше не учить Брюса.

Вильям Чун и Вон Шун Леун были для Брюса основным источником информации по Вин Чун. Они были старшими для нас, но мы не могли открыто показать наш уровень техники, потому что боялись, что они не покажут нам большего. Если старший попадал в уличную драку и проигрывал, то мы могли увидеть его уровень. Если мы не могли решить проблему, то спрашивали обо всем старика Ип Мэна. Повзрослев, мы начали делиться информацией более открыто.
Я жил всего в паре кварталов от Брюса. Наши семьи были состоятельными и мы часто пользовались услугами наших личных водителей, чтобы добраться друг до друга. Мы вместе проводили выходные, вместе готовились к выпускным экзаменам в школе, играли в нашу любимую старую игру, подшучивая над ничего не подозревающими людьми. В этой игре один из нас играл плохого парня, а другой был хороший.
Однажды мы убедили двух наших одноклассников-европейцев подраться друг с другом. Они были гораздо младше нас и были хорошими друзьями. Брюс и я хотели выяснить кто из нас лучший инструктор. Каждый взял себе одного парнишку и тренировал его, чтобы тот мог победить второго.

В школе у Брюса было прозвище “Горилла”. Он получил его за мускулистое тело и большие руки. Большинство учащихся боялись его, и только я называл его “цыплячьей ножкой”, он злился на меня и гонял по всему школьному двору. Мы были очень хорошими друзьями.
У нас в школе была хорошая футбольная команда, но мы с Брюсом не участвовали в командном спорте. Нас интересовало совсем другое.
Однажды объявили о проведении чемпионата школ по боксу, который проводила английская школа св. Георга. В нашей школе никогда не было боксерской команды, но вдруг у кого-то возникла мысль, что мы с Брюсом сможем составить неплохую боксерскую команду. Видимо мы производили впечатление самых отъявленных драчунов, и вот кто-то предложил нам поучаствовать в матче.

В ночь матча я пробрался в раздевалку, чтобы увидеть прежнего чемпиона. Он был другом моего брата, и Брюсу очень хотелось встретиться с ним. Я предупредил чемпиона, что ему предстоит встретиться с “Гориллой”, экспертом в кунг-фу и посоветовал ему быть поосторожней. Признаться, он был слегка напуган. Он и раньше слышал о том, что мы вместе практиковали кунг-фу. А Брюса тем временем ели другие сомнения, он был обеспокоен тем, что никогда раньше не боксировал. Но в начале боя Брюс атаковал противника изнутри техникой Тан Да. Чемпион был разбалансирован физически, а Брюс продолжал использовать Тан Да с последующими прямыми ударами в лицо. Он выиграл чемпионат.

Следующий бой был моим. Но я был дисквалифицирован за использование техники Пак Да, которую судьи сочли нарушением правил.
Мы окончили школу в 1958. Брюс сказал, что уезжает в США, так как этого хочет его отец. А я решил поступать в колледж в Австралии. Я спросил, кем он хочет стать, а он ответил, что хочет быть стоматологом. Я был несколько удивлён таким решением. “Твои пациенты потеряют все свои зубы”, – говорил я.
Отец Брюса должен был поддерживать его в США и оплачивать все его расходы. Но Брюс хотел быть независимым. Чтобы зарабатывать деньги на стороне он решил обучать людей Вин Чун. Но мы выучили ещё только 2-ю форму Чам Кю и всего 40 движений на деревянном манекене. Мне казалось, что этого недостаточно, для преподавания.

У нас был друг, которого мы называли дядя Шуй Хон Санг. Он изучал северные стили кунг-фу. Брюс хотел выучить наиболее зрелищные из них, для показухи. Нам было велено приходить на занятия в 7 часов. Мы начали изучать Лам Эд (базовое направление северного стиля кунг-фу). Но у меня сложились не очень хорошие отношения с собакой мастера Шина, – я ненавидел ее, а она меня. Она лаяла на меня всякий раз, когда я приходил. В конце концов, громкий лай собаки и ранние утра заставили меня оставить это дело. Брюс занимался на два месяца больше меня и выучил Гун Лик Куен (1-я форма для тренировки силы), Бун Во Куен (базовая форма богомола), Джит Куен (опережающий кулак), все формы северного стиля.

Прежде, чем гонконгский житель мог уехать в другую страну, он должен был пойти в полицейский участок, чтобы получить специальный сертификат, свидетельствующий о том, что его биография не изобилует сюжетами из бандитского прошлого. Когда Брюс пришел за сертификатом, оказалось, что наши имена были в черном списке известных малолетних преступников. Он позвонил мне и сказал: “Хокинс, у нас большие неприятности, наши имена есть в известном гангстерском списке. Я собираюсь пойти в полицию, чтобы очистить свое имя. Пока я буду там, я сделаю и твое имя чистым”. Я был ему очень благодарен. Но через несколько дней в мой дом пришел следователь и стал расспрашивать меня о принадлежности к какой-либо банде. К такому, мягко скажем, неожиданному результату привели попытки Брюса мне помочь.
Моему отцу пришлось заплатить денег этому следователю, чтобы мое имя вычеркнули из этого списка. В противном случае я не смог бы поступить в колледж в Австралии. Я ненавидел Брюса за то, что случилось.

Когда он уезжал, я провожал его до порта. После многих лет, в течение которых мы были как братья, мы в первый раз расставались. Это случилось за много лет до того, как наши пути пересеклись вновь.
После отъезда Брюса из Гонконга, я поступил в колледж в Австралии. Но, не смотря ни на что, мы продолжали переписываться друг с другом. Брюс писал, что он работает в ресторане Руби Чоу в Сиэтле, а в свободное время преподает нескольким ученикам Вин Чун, наряду с высокими ударами ногами из северного стиля Кунг-фу дяди Шуи. В письмах он часто говорил, что очень любит Вин Чун и желает вернуться в Гонконг, чтобы улучшить свои знания в этой системе.

Он убеждал меня не сдаваться и продолжать тренироваться. Правда, тогда у меня не было времени “забросить” Вин Чун. Дело в том, что я прибыл в Сидней, в Австралию, в конце 50-х. Через 14 лет после Второй Мировой войны, Австралия сильно пострадала от японской оккупации. Мне часто приходилось драться, потому что люди испытывали сильную неприязнь к японцам, а китайцы и японцы были для них на одно лицо. Я дрался с людьми, вдвое больше себя, чтобы выжить. В колледже так же училось много юго-восточных азиатов, и иногда расовое напряжение и культурные различия давали повод для насилия. Драки начинались без предупреждения. У меня были неприятности с несколькими тайскими боксерами, они называли себя “призовыми бойцами”, т.к. дрались за призы. Я сражался за свою жизнь. С тайцами было сложно биться, казалось, что у них по четыре руки. Я написал Брюсу о приобретенном мною боевом опыте, о том, что я узнал, как применять Вин Чун против боевых искусств разных культур. Брюс ответил, что если у меня возникнут проблемы в Австралии, чтобы я перебирался в США. Он говорил, что позаботится там обо мне.
Я вернулся в Гонконг в 1964. Однажды, только я собрался вырулить с парковочного места на улице, как вдруг, с левой стороны от машины я увидел человека. Я не видел его лица, но подумал, что он явно нарывается на неприятности. Распахнув дверь автомобиля, я вылез готовый к драке. Внезапно я узнал Брюса. Моей радости не было предела, и только я собрался сказать “привет”, он притормозил меня: “Хокинс, стой, где стоишь. Я тебе сейчас кое-что покажу”. Он отошел на пару шагов назад и стремительно атаковал. Я был удивлен быстротой его движений.

Вторым сюрпризом было то, что характер Брюса ничуть не изменился. Он по-прежнему хотел быть выше собаки, и все по-прежнему хотел выпендриться. Если ты ему нравился, то он делился с тобой всем, что было у него на душе. Если нет, то в таком случае было очень сложно иметь с ним дело. У него была редкая способность уводить внимание собеседника в сторону. Иногда было невозможно понять, о чем он думает. Но когда Брюс становился очень хорошим, славным парнем, это вызывало некоторые подозрения, либо он хотел чего-то от тебя, либо подумывал, как взять над тобой верх. Его характер привлекал людей, но с другой стороны подшутить над ним не составляло проблемы.
Я интересовался у Брюса, как он смог научиться такому быстрому входу. Он сказал: “Слушай, Хокинс, в Соединенных Штатах у меня не было хороших партнеров для отработки техники Вин Чун. Ты можешь сказать, что я знаю Вин Чун лучше, чем некоторые здешние, так называемые мастера. Но в реальности я не мог продвинуться дальше в технике. Зато у меня было много поединков. Мои противники были быстры, но я должен был быть быстрее их. Они сильны, значит, я должен быть сильнее… Не было другого пути, потому что в США я был парнем “кунг-фу”. Но поскольку мое знание Вин Чун ограничено, и моя структура не может устоять против больших противников, я следовал принципу: “предела, как такового не существует”.
Первый раз я слышал от Брюса нечто подобное. Это то о чем говорят китайцы фразой “Bik fu tiu cheng”, что в переводе означает – прижатый к стене тигр прыгает через стену.

Я понял, что Брюс почувствовал разочарование в тренировках по боевым искусствам. Но, несмотря на то, что он стал все больше склоняться к западному типу, он гордился тем, что он китаец и не хотел смешивать китайское кун-фу с боевыми искусствами других национальностей.
Он продолжал: ” Я очень много тренировался, чтобы побить своих противников. Поэтому я и вернулся продолжить обучение стилю Вин Чун. Я надеюсь изучить у старика (Ип Мэна) технику работы на деревянном манекене. Может быть, Сифу оставит мне свой 8-миллиметровый фильм, который я смогу показать своим ученикам в США”.
Брюс так же поделился со мной тем, что, возможно, началась его актерская карьера. “Кстати, – заметил он – я только что заключил контракт с кинокомпанией ХХ Век Фокс о создании фильма “Чарли Чан” (позже он послужил началом для сериала “Зеленый шершень”). А сейчас я собираюсь пойти к старику”. Я знал, когда Брюс хочет, чего-то добиться, лучше ему не мешать, поэтому ушел.

Спустя несколько дней, Брюс устроил показательные выступления в одном из популярных ток-шоу на телевидении. Он даже не упоминал о Вин Чун, называя свое искусство просто: “Гун-фу”. Я понял, что между ним и Ип Мэном что-то произошло. Мне был известен характер Брюса: если ему что-то очень-очень было нужно, либо он в чем-то хотел достичь совершенства, никто не мог его остановить, а если пытались, то Брюс лез из кожи вон, но чтобы задуманное было выполнено. Затем он возвращался, показывал то, чего достиг, стараясь этим привести вас в замешательство.
Я узнал, что старик отказал Брюсу в просьбе записать для него фильм о работе на деревянной кукле. Старик был верен китайским традициям, а Брюс, наоборот, стал мыслить более по западному. Он хотел изучить все “за одну ночь”, но старик настаивал, что он должен тренироваться, чтобы получить то, о чем просил.
Позже, мне стало известно, что Брюс создал свою собственную методику и назвал ее Джит Кун До.

В 1966 году, мой друг и я стали свидетелями прихода японского каратэ в Гонконг. Я почувствовал некоторые перемены в себе во время спаррингов с инструкторами каратэ. Их атаки были стремительны и эмоционально наполнены. Они нападали так же быстро, как и исчезали. Они наносили удары с такой скоростью, что когда я ставил блок Пак Сао, они успевали вернуть руку, и у меня не было возможности создать контакт. Когда я пытался войти изнутри, они использовали прямой удар ногой. Зато моя защита была им не по зубам. Они не могли меня достать. Правда, когда наступал момент атаки, то тут у меня не было возможности получить очки. Я был очень расстроен этим типом спортивного боя. Это отличалось от реального поединка, т.е. подчеркивало искусство, а не только мужество и выносливость.
Я вспомнил, что говорил мне Брюс: “Если противник быстр, надо быть еще быстрее. Если силен – надо быть сильнее”. Затем я подумал, что инструктора каратэ тренируются годами, чтобы развить скорость и силу. Поступи я так, как сказал Брюс, я бы потратил в два раза больше времени, чтобы победить их в игре по их правилам. Когда я применял прямой удар по Вин Чун, я понимал, что невозможно достать моего противника, поскольку я использовал стойку “лошади”, при которой вес тела находится на сзади стоящей ноге. Применяя переднюю стойку каратэ, я мог настигнуть своего противника, но он поворачивался, и я терял свою структуру Вин Чун. Итак, передо мной возник сложный вопрос, что будет, если я попробую выбросить свое тело вперед, чтобы достать своего противника. Это, возможно, сработало бы против того, кто работает на один удар. Но я всегда задавался вопросом, а что случится, если я буду драться с человеком, знающим кун-фу, или просто с уличным бойцом, и они смогут выдержать мой лучший удар? Или, например, мой противник начал входить в тот момент, когда я надеялся провести свой лучший удар? Очевидно, я бы попал в большие неприятности.
Я хотел сохранить правильное положение тела, рук и ног по системе Вин Чун. Я размышлял, как сдержать или остановить большого противника, без такой структуры. Структура была так же очень важна против людей, использующих в бою определенные комбинации. А еще я спрашивал себя, что же случится, если с возрастом моя скорость и сила будет уменьшаться? Это значило, что у меня в старости не будет шансов!

Брюсовский путь опережения (Джит Кун До) – это один из принципов Вин Чун. Этот способ ограничен. Брюс поставил опережение во главе своего метода из-за обстоятельств, о которых он мне рассказывал во время своего первого приезда в Гонконг. Еще до своей смерти он рассказал мне, что “jeet kune” означает Пак Сао в Вин Чун, или остановку удара противника до того, как он достигнет цели. Я спрашивал его, изобрел ли он новый стиль? Брюс жестко отвечал мне: “Нет! Это только впечатление в движении! Можно сказать, это мое впечатление от Пак Сао (прим. авт. Пак Сао – это одно из основных движений Вин Чун, и в зависимости от обстоятельств оно может быть как оборонительным, так и наступательным). Я не предавал Сифу, я не предавал китайские боевые искусства. Я хотел показать другим применение принципа jeet kune. Я хотел доказать, что смогу остановить их быстрые атаки”. Мне был знаком нрав Брюса. Я знал, что он хотел доказать всем, кто занимается Вин Чун во всем мире, что он выше собаки. Брюс всегда менял свой способ драться, чтобы доказать себе, что он лучший. Я никогда не читал его книг, а так же книг, которые писали о нем другие, но я видел его и в реальных боях, и в актерских. Я осознал, что его боевое искусство имеет две стороны, одна – реальная жизнь, другая – кино. Скорость и сила Брюса пугали его противников и доказывали принцип, который он называл Джит Кун До. То, что он демонстрировал на экране, говорило об его актерском таланте, это показные движения, приводящие в восторг его поклонников. Но я не видел настоящего Джит Кун До в его фильмах.
Я считаю, что люди, которые знали Брюса лично, могли сказать, что его фильмы чисты и очень современны. Людей, которые не знали Брюса, так же привлекали его фильмы и философия.

Я живу в Америке уже 12 лет, и неоднократно видел его учеников и друзей. Они изменили многое в его методе, потому что они не знали сути, истинного значения Джит Кун До. Некоторые из них уже преподают Джит Кун До как стиль! Они говорят, что обучают Джит Кун До, и создают свой собственный стиль, называя его “Джит Кун До такого-то”.
Насколько я помню, Брюс объяснял мне, что Джит Кун – это метод остановки или прерывания активности противника. То есть Джит Кун До – это метод “встречи” противника во время его атаки. Принцип прерывания атак используется во всех видах боевых искусств. Если ты не хочешь получить удар, лучше остановить, либо сблокировать атаку не убегая и не отпрыгивая. Каждый стиль или человек демонстрирует опережение по-своему. Брюс показывал это в своем собственном варианте, в соответствии с агрессивностью его характера и жаждой победы. Визитная карточка стиля Брюса – активность при входе. Только Брюс мог делать это.

Он изменил свой метод работы руками не для вас или для меня. Он стал экспертом в опережении. Брюс постоянно тренировался, чтобы доказать то, что он говорил о Джит Кун. Он рассчитывал похоронить имя “Джит Кун До” пока был жив. С тех пор, как он умер, ученики должны были бы поддерживать данное Брюсом обещание. Вопрос в том, смогут ли они доказать, что они могут “jeet kune” ему или публике?
Нам не важно, как ученики Брюса изменили его путь. Мы просто хотим увидеть такого же или даже лучшего, чем Брюс Ли в действии, но не в другом стиле или методе. Если ваши результаты отличаются от результатов Брюса, значит, вы не можете представлять Джит Кун До. Если же вы занимаетесь Джит Кун До, вы должны постараться стать экспертом в опережении атак. Не унижайте память Брюса, своим способом. Это не его создание. Как, увидев технику можно определить людей занимающихся Вин Чун, так же тех, кто следует пути Брюса, должны узнавать по принципу. Это принцип опережения атаки.
Чтобы понять Брюса и его боевое искусство, вы должны взглянуть на его материнское искусство Вин Чун.
В пятидесятые годы, Вин Чун был очень популярной системой, благодаря своей репутации возникшей из-за многочисленных поединков с другими стилями кун-фу. Вин Чун был известен своей простотой, направленностью, экономичными движениями и неклассическим стилем.

Многие люди, приходившие на тренировки Вин Чун хотели научиться драться. Мы с Брюсом тоже стали заниматься Вин Чун, услышав о боевой репутации этого стиля. Но первое ощущение, которое ты испытываешь, начиная изучать первую форму Вин Чун – это негодование. Мы спрашивали: “Зачем нам это учить? Как мы, изучая это, сможем драться?” Каждый хотел выучить Сиу Ним Тао быстро, чтобы поскорей перейти к упражнению “Липкие руки”. Но Дан Чи Сао (упражнение с одной “липкой” рукой) тоже не было очень веселым, поэтому молодые ученики старались проскочить его как можно быстрее. А когда мы наконец-таки изучили двойные “липкие” руки, мы чувствовали возбуждение, и думали: ” Я могу драться! Я знаю Вин Чун!” Нам нравилось подражать старшим. И если тебе удавалось ударить своего партнёра, ты гордился собой. “А я могу побить его!”, – была наша первая мысль. Так что, каждый старался победить своего партнера первым, чтобы оказаться лучше всех.

Все так же старались “умаслить” старших, чтобы они научили их новым приемам, с помощью которых можно было побить того, кто тебе не нравился или того с кем ты соревновался. Итак, ученики собирались в группы и устраивали соревнования между собой. И каждая группа думала, что может побить другую. С моей точки зрения с этого и началась политика Вин Чун. При своем весе 45-47 кг, мне было очень сложно с теми, кто больше меня. Чтобы побить своих противников, я старался насобирать как можно больше приемов. Если противник узнавал твой прием, то тебе приходилось искать новый, но если он знал все твои приемы, то, будучи маленьким парнем, ты попадал в большие неприятности. Старая пословица гласит: “В одной игре, по одинаковым правилам, тот, кто больше, всегда побеждает”. Эта пословица относится к любому виду физического спорта.

Позже, все приемы стали бесполезны. Во время продвинутой практики “липких” рук, меня всегда выталкивали, из-за моей ограниченной физической силы. Многие противники были сильнее меня и знали все мои “штучки”. Я был очень расстроен. Если я пытался ударить, им было нипочем, они ловили момент и возвращали мне удар. Я понял, что “липкие” руки очень отличаются от боя на дистанции. На дистанции легковес может двигаться быстрее, чем тяжеловес. Моя проблема была в том, что я изучал Вин Чун, а не систему боя на дальней дистанции.
Когда я практиковал Чи Сао с большими старшими учениками, меня всегда выталкивали. Каждый, кто изучал Вин Чун, старался доказать, что он лучше других. Многие из них концентрировались на атакующей стороне “липких” рук. Они старались научиться тому, как побыстрее ударить своего оппонента. Практика превращалась в спортивно-состязательную игру, и кто был физически сильнее, тот побеждал. Эгоизм усиливался, и каждый старался быть лучшим. Есть пословица в Вин Чун: ” Не говори о старших и младших. Кто первый научился, тот старший”. Это значит, что у нас нет старших, поскольку мы лучше них. Мы говорим, что у нас нет старших, только потому, что мы стремимся стать лучше них и лучше основателя Вин Чун. Если ты посмотришь на свое искусство с этой точки зрения, ты, конечно, докажешь, что ты лучший.
Этот период был очень сложным для меня. Я думал об уходе из Вин Чун несколько раз, пока, наконец, не пришел к Старику (Грандмастеру Ип Мэну). Он всегда говорил мне: “Расслабься! Расслабься! Не впадай в волнение!”. Но, когда я работал Чи Сао, мне было сложно расслабиться, особенно если я получал удар. Я очень злился и хотел убить своего партнёра. Игра “липкие” руки становилась боем, где доставалось обеим сторонам. Разница была лишь в том, кому достанется больше. А поскольку я был меньше, то я всегда получал много ударов.

Я видел, как работает “липкие” руки Ип Мэн. Он был очень расслаблен и говорил со своим партнером. Иногда он выталкивал партнера, не ударяя его. Когда я работал “липкие” руки с Ип Мэном, я всегда чувствовал, что мой баланс контролирует он. А когда я пытался ударить его, я тут же лишался равновесия, чувствуя свои ноги оторванными от земли. Нанося удары, я чувствовал, что мои руки пролетают мимо. Мне казалось, что Ип Мэн использовал мою силу, чтобы ударить меня. Его движения были такими легкими, что, казалось, он ничего не делает, даже не шелохнет рукой. Когда меня отбрасывало, это было очень мягко, не резко, но я не мог заметить его технику. Когда я спрашивал его, как он это сделал, он просто говорил: “Вот так!”. И показывал движение рук, которое было точь-в-точь, как на практике. Я смотрел, как Ип Мэн проделывал тот же самое с другими учениками, и с младшими, и со старшими. Он никогда не бил своих учеников, но ставил их в нелепую позу, вызывая этим зрелищем смех у других. Он был очень веселый старик. Я никогда не видел, чтобы Ип Мэн отступал при Чи Сао. Я подумал про себя: ” Этот пожилой человек моего размера и веса, как ему удается так легко контролировать своих учеников!”. Каждый раз, когда он играл в Чи Сао со своими учениками, я наблюдал за его отличной структурой Вин Чун. Когда бы он ни сделал шаг вперед, его оппонент всегда отходил назад. Ип Мэн никогда не показывал смертельную технику, каким бы большим не был его ученик. Ученики пытались запутать его руки, а Ип Мэн улыбался, и четко контролировал движения.

Я потерял надежду, поэтому спросил Сифу, что мне делать дальше. Он сказал мне: “Почему ты все время хочешь быть таким же, как остальные? Ты знаешь, что это не работает, почему не поменяешь? Делай больше форму, и забудь на время о Чи Сао. Делай форму медленно”. Я был сконфужен, я хотел научиться драться в Вин Чун. Я хотел новых путей и новой техники. И после стольких лет, советом Ип Мэна были всего лишь несколько слов! Я запутался, но я всё еще не мог спорить с ним. Передо мной встал выбор, либо бросить всё, либо делать, как он сказал. Итак, я пересмотрел с ним все формы, и откорректировал их на частных уроках. Я медленно работал с ним “липкие” руки. Он лишь тренировал меня и вел мои руки, как няня. В этой манере я изучил мягкую, оборонительную сторону Вин Чун.
Кто мог знать высокое искусство Ип Мэна. Он мог нейтрализовать силу противника или прервать его движение, так, что оно никогда не достигнет цели.

Аналогично большому автомобилю, столкнувшемуся с маленьким. Можно предположить, что у водителя маленькой машины не очень много шансов. Он должен отключить свой двигатель или первым прервать работу двигателя большой машины. Конечно, большая машина может проехать по маленькой и раздавить её, но это зависит от того, насколько большая машина, и какой у неё водитель.
Когда Ип Мэн встречался с большим противником, его мастерство было настолько велико, что он мог остановить “двигатель” противника, или даже не дать ему “завестись”. Когда ты уже стар, ты должен использовать этот способ, чтобы выжить. Я был вынужден изучить этот метод, поскольку был маленького роста. Я должен быть быстрее, чем начало движения кулака или даже локтя моего соперника. Я должен был научиться видеть сигналы его тела или намерение атаковать. Не важно ближний это бой или бой на дистанции, мне необходимо было остановить его “двигатель” или прервать его желание атаковать. Для Брюса не было необходимостью изучать этот высокий уровень Вин Чун, ведь по стандартам Гонконга он был большой машиной.

Каждый человек в Вин Чун имеет свою точку зрения или политику. Политика начинается тогда, когда каждый говорит о “самом лучшем” методе входа и атаки. “Самый лучший вход” или “самая лучшая атака” – это всего лишь продукт, который выбирает и покупает потребитель Вин Чун. Для человека практикующего Вин Чун каждая атака распознаётся “ищущей рукой”. Я вам задам первый вопрос: Если вас будут атаковать, и вы решите проблему до того, как она возникла, то, будет ли здесь политика? Политика возникает там, где все делится на части, поэтому я и говорю: в Вин Чун на высоком уровне нет техники. Кто может осознать искусство Ип Мэна? Мои братья по тренировкам уважали Ип Мэна за то, что он никогда не причинял им вреда, а так же за то, что у них не хватало умения причинить вред ему. В 50-х искусство Ип Мэна было верхом чувствительности, он мог сразу же прочесть намерения противника.
Вин Чун – больше умственное, нежели физическое боевое искусство. Система была создана женщиной и поэтому требует умственной стратегии, физического умения и чувства времени. Вин Чун требует, чтобы умственное было впереди физического. Эта система предназначена для развития умения, а не стиля. Я не лучший, но я знаю своё место в этом искусстве.

Хороший практик Вин Чун будет постоянно работать Чи Сао. Чи Сао даёт возможность узнать человека, с которым вы практикуетесь, его характер, недостатки и преимущества. Вы можете взглянуть на тело бойца и определить кто он боксёр, кикбоксер или борец, по его движениям и мышечной структуре. Его поведение тоже говорит о том, с каким бойцом вы встретились. Конечно это не на 100 процентов. Прежде, чем сделать ставки на скачках, опытный игрок постарается собрать как можно больше информации о лошади.
Он посмотрит на нее, увидит ее статистику и примет интеллектуальное решение. Вы должны научиться сводить риск к минимуму. Это то, чему учит Чи Сао.

Когда вы практикуете Чи Сао, вы не должны атаковать первым, а наоборот постарайтесь собрать как можно больше информации о вашем противнике. Многие практики Вин Чунь вместо того, чтобы узнать своего оппонента получше, сразу пытаются ударить. Но помните, когда вы атакуете первым, вы даете противнику информацию о себе. Сунь Цзы советовал: “Знай себя, знай своего врага – в 100 битвах, 100 побед”. Формы Вин Чун созданы для того, чтобы узнать себя, Чи Сао помогает узнавать других.

Брюс изменил свои методы, когда приехал в Соединённые Штаты. Бесспорно, время и опыт вызывают изменения, но еще ему помогал Вин Чун, указывая в каком направлении двигаться. Так же, как и другие мои братья по тренировкам выражают Вин Чун по-своему, Брюс создал метод преподавания своей версии Вин Чун в США. Он использовал “наступательную” сторону Вин Чун. Он говорил, что, возможно, он увидел “ограничения Вин Чун”, но правдой было то, что с Вин Чун было все в порядке. Вин Чун – это не стиль, это система подготовки к бою. Вин Чун даёт вам информацию, позволяющую быть всегда на один шаг впереди своего противника. Вин Чун не лучше, чем другие Системы боевых искусств, но он дает некоторые уникальные преимущества тем, кто его практикует. Не важно, какой это стиль или система боевых искусств, чтобы победить своего противника вам необходимо применить свои “инструменты”. Я могу драться, используя инструменты Вин Чун. Но я выражаю свой собственный стиль Хокинса Чуна, основываясь на своем опыте.

Каждый занимающийся боевым искусством, должен иметь свой стиль, а не стиль своего мастера.
Когда я обучаю своих учеников, я тренирую их находить свой собственный путь, подходящий для их характера. Некоторые ученики очень эмоциональны, и в начале я не могу заставить их расслабиться, поэтому я учу их наступательной, агрессивной стороне Вин Чун.
Когда их атаки становятся лучше, они чувствуют, что не могут идти дальше, расстраиваются и автоматически приходят ко мне и спрашивают, как же им справиться с этим парнем или с другими. Для меня это значит, что они действительно хотят учиться. Я объясняю им, что они должны расслабиться и обратить внимания на оборонительную сторону Вин Чун.

Приходит день, когда ощущения их рук и тела становятся рефлекторными, и тогда я позволяю ученикам идти по своему пути дальше и самостоятельно находить высший уровень. Если же они продолжают задавать вопросы, значит, они еще недостаточно развились, чтобы почувствовать этот момент. Они ещё нуждаются в моей помощи, и я сделаю всё, чтобы им помочь.

Вин Чун очень прост в изучении. В нем есть всего три формы, форма с манекеном, шест 6,5 точек и ножи-бабочки. Всему этому очень просто научить. Вопрос в том, проверяли ли вы всё это сами? Сможете ли вы на практике применить ваше умение? Помните ли вы, с кем дрались, и сколько дрались? Каждый стиль боевых искусств основан на защите, так что используйте то, что полезно и отбрасывайте все ненужное для вас. Вы должны сами найти полезное, оно может быть абсолютно бесполезным для других. Но вы должны самостоятельно, согласно обстоятельствам, уметь изменять порядок использования инструментов Вин Чун.
Согласно моему принципу Вин Чун, я предпочитаю, чтобы противник атаковал первым. Я начну выбирать время для входа от начала атаки противника. По моему опыту, такое движение это ловушка. Когда вы приближаетесь ко мне не напрямую, у вас должна быть на то причина.
Сначала я определяю ваши намерения. Я всего лишь спокойно жду. Мой разум становиться “рефери”. Ожидание лучше, чем изменение. Я слушаю собственную музыку или ритм вашего тела. Для меня всё неважно, мои эмоции не вовлечены в бой. Самый большой вопрос – когда начать?

Конечно, для того, чтобы научиться этому требуется время.
Многие из учеников Брюса изучали, преподаваемую им систему под названием “Модифицированный Вин Чун”. Но термин “модифицированный” Брюса Ли равен терминам Вин Чун – “чувству” и “чувствительности”. “Чувство” Вин Чун допускает модификации. Это изменение ради выживания. Нет такого понятия, как “модифицированный Вин Чун”, каждый хороший практик Вин Чун изменяет систему под себя, основываясь на чувстве. Когда Брюс заимствовал “инструменты” из других бое

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.