Создатель царь колокола. Царь-колокол

Знаменитому московскому колоколу, который по праву считается одним из самых больших в мире, исполнилось 282 года. Царь-колокол также известен тем, что ни разу не позвонил. Впрочем, не лишним будет отметить, что его создатели планировали использовать колокол по его прямому назначению, а это молчание явилось лишь результатом стечения обстоятельств. Этот молчаливый гигант является уникальным памятником литейного искусства 18-го века. Героя нашего повествования можно смело называть настоящим долгожителем, с незавидной и драматической судьбой.

Масса Царь-Колокола – 203 тонны. Сегодня считается, что кремлёвский великан, по своему весу и размерам, уступает только Великому колоколу Дхаммазеди в Бирме, который весит на 94 тонны больше. Однако самый большой и знаменитый русский колокол расположился на постаменте в самом центре столицы – Московском Кремле, а вот рекордсмена из Бирмы уже давно никто не видел. С течением времени, история о Шведагоне всё больше становится похожей на легенду.

Дело в том, что в начале 17-го века, во времена междоусобных войн в Бирме, некий португальский авантюрист по имени Фелиппе де Брито-Никоте захватил местность, где располагался Шведагон. Никоте решил переплавить этот памятник культуры на пушки и даже успел погрузить его на плоты, для перевозки. Однако плавучие сооружения не выдержали груза и перевернулись. Он далее находится на том месте, на котором затонул. Попытки подъема на поверхность закончились неудачно.

История нашего Царь-колокола более продолжительна и не менее драматична. Своим солидным размером он обязан императрице Анне Иоанновне, которая приказала отлить нового исполина из кусков старого, разбившегося колокола. Так уж вышло, что наш рекордсмен из московского Кремля имеет внушительную историю с тяжелой судьбой.

Родословная нашего самого известного колокола берет свое начало с XVII века, когда Борис Годунов приказал отлить самый большой колокол, который и получил название «Царь-колокол». Он весил 35 тонн, но однажды колокол настиг пожар во время которого он сорвался и был разрушен при падении. Из его осколков, уже по приказу государя Алексея Михайловича был отлит новый колокол, который, однако, успел прозвонить всего несколько раз и тоже разбился.

В 1654 году, из остатков былого колокола родился очередной, весивший уже 128 тонн, Большой Успенский царь-колокол. Но, данное произведение искусства, повторив судьбу своих предшественников, упал и разбился, это случилось после пожара в Кремле. Таким образом, мы подошли к тому времени, которое считается датой рождения современного Царь-колокола. Его, уже по грустной традиции, отлили в 1730 году из того, что осталось от прежнего колокола.

Что касается точных размеров, то высота Царь-колокола составляет 6 метров 24 сантиметра, а в диаметре – 6 метров 60 сантиметров.
Во время Троицкого пожара в Москве 20 мая 1737 года огонь проник в деревянное сооружение над ямой, в которой находился колокол. Местные жители, чтобы колокол не расплавился от огня, стали поливать водой раскаленный колокольный сплав. Такой резкий перепад температур не мог не сказаться на целостности данного громоздкого, но в то же время хрупкого музыкального инструмента. В результате образовалось десять сквозных трещин, вследствие чего колокол лишился внушительного фрагмента – откололся фрагмент весом 11,5 тонны.

Колокол был поврежден настолько, что его решили оставить в литейной яме, где он и оставался на протяжении почти сотни лет. Все работы по отделки были прекращены. Лишь в 1836 году колокол был поднят, его установили у подножия колокольни «Иван Великий».

Любопытная информация

Интересные факты о царь колоколе:

  1. Царь-колокол ни разу не звонил. Стоит отметить, что для него даже был отлит язык. Хотя тот, что находится на постаменте, принадлежал другому колоколу.
  2. Аналогичное название имеет самый большой колокол Троице-Сергиевой лавры. Отлитый в 1748 году он весил 64 тонны, но был уничтожен в 1930 году. Вначале 2000-х на колокольню лавры установили новый «Царь-колокол» весом 72 тонны.
  3. В начале Великой отечественной войны в Царь-колоколе размещался узел связи Кремлевского полка. Сам он был перекрашен и замаскирован от авиа ударов.
  4. Генерал Деникин, во время Гражданской войны выпускал тысячерублевые купюры, на которых был изображен Царь-колокол. Обесценившиеся деньги Крымчане прозвали «колокольчиками».
  5. Согласно химическому анализу, в сплаве Царь-колокола содержится 525 килограмов серебра и 72 килограма золота.

Дважды делались попытки восстановить Царь-колокол, однако, в итоге решили отказаться от этой затеи, предположив, что после процесса спайки звучание колокола будет не достаточно хорошим. В 1936 году этот образец достижений литейного искусства России становится самостоятельным памятником, который расположился на постаменте в московском Кремле. Эта легендарная достопримечательность и по сей день находиться там же.

Царь-колокол никогда не звонил, зато он стал, пожалуй, самым известным колоколом в мире. Причем не только благодаря своим внушительным габаритам, а и весу, который составляет около 202 тонн. Но и это еще не все его достоинства: наш исполин впечатляет своим внешним декором, не говоря уже об истории создания – интересной, удивительной, неповторимой и где-то еще не до конца исследованной. Прикоснуться к Царь-колоколу – значит, прикоснуться к самой Истории, а сфотографироваться с ним на память равноценно путешествию во времени: ощущение такое, будто оказываешься в далеком прошлом…

Царь-колокол и Архангельский собор на Соборной площади в Кремле

История создания

Царь-колокол в том виде, каким мы его видим сегодня, существует полтора столетия. Однако, если быть объективными, летопись этой уникальной достопримечательности начинается с эпохи царя Ивана III Васильевича, правившего на Руси с 1462 по 1505 год. В его бытность появился самый большой по тем временам колокол, весивший 8 тонн. Когда на престол взошел его сын Василий III, он приказал отлить «свой» колокол, который бы превосходил отцовский – весом в 16 тонн. Все это напоминало некое соревнование: чей колокол окажется больше.

Когда к власти пришел Иван IV, он же Грозный, то решил не отставать от своего отца и деда и пошел еще дальше, повелев отлить колокол в 35 тонн. Но и эта величина оказалась не предельной. Свою лепту в «колокольное производство» решил внести и царь Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший, повелевший в 1654 году отлить нового исполина, весившего целых 128 тонн и украсившего собой храм Ивана Великого в Кремле. Увы, через некоторое время этот колокол упал и разбился, не выдержав, по всей видимости, собственной тяжести.


Императрица Анна Иоанновна решила превзойти всех предшественников и в память о своем правлении повелела отлить из обломков прежнего новый колокол, увеличив при этом количество металла до 160 тонн (10 тысяч пудов). В 1730 году замысел государыни начал воплощаться в жизнь. Правда, в реальность проекта поначалу многие не верили, особенно если принять во внимание, что далеко не все мастера были готовы взяться за такую работу. Одним из тех, кто отказался, был известный французский механик Жермень. Получив такое предложение, он даже подумал, что над ним решили подшутить. Француз не представлял себе, как можно изготовить столь внушительный колокол.

А вот русского мастера Ивана Моторина никакие сомнения не одолевали - он был уверен в своих силах и согласился сразу. Работу над колоколом императрицы он начал с того, что изготовил пробную 12-пудовую модель. Одновременно он отправил в Санкт-Петербург все свои чертежи и наброски, не забыв описать схему подъема будущего великана. После того, как проект был утвержден на высочайшем уровне, мастер приступил к изготовлению Царь-колокола.

Работы по его изготовлению растянулись по времени больше, чем на полтора года, и вот 25 ноября 1735 г. грандиозное изделие было отлито. Формирование Царь-колокола осуществлялось на Ивановской площади, в специально вырытой для этого яме в 10 метров глубиной. Правда, был риск, что кожух мог не выдержать массу расплавленного металла, поэтому литейщики решили подстраховаться: пространство между литейной ямой и формой колокола засыпали тщательно утрамбованной землей.

К сожалению, И. Моторин до завершения работ не дожил, и дело всей его жизни было продолжено сыном Михаилом. Финальная плавка металла осуществлялась в четырех плавильных печах и продолжалась в общей сложности почти двое суток. Собственно отливка заняла чуть больше часа. Многие туристы, кстати, интересуются: каков состав этого сплава? Согласно проведенному лабораторному анализу, Царь-колокол в основном состоит из меди (84,51%). Анализ также показал наличие олова (13,21%), серы (1,25%). Нашли свое место в сплаве и благородные металлы: золота и серебра там 72 и 525 кг соответственно, в процентном отношении – 0,036% и 0,25%.

Когда чудо-колокол остыл, стартовали работы по чеканке. Для этого исполина поместили в яму, водрузив на металлическую решетку, которая в свою очередь держалась на двенадцати вбитых в землю дубовых сваях. Сверху яму «венчало» деревянное перекрытие. Стоит отметить, что в общей сложности над созданием этого монументального изделия трудилось около двух сотен человек – кузнецы и скульпторы, резчики и слесари, столяры и многие другие.


Когда все работы были завершены, надо было уже поднимать Царь-колокол на поверхность, но сделать этого попросту не смогли, и махина так и осталась лежать в яме. А через два года, как на беду, случился сильный пожар, который мог расплавить это чудо литейного искусства до основания. Чтобы этого не случилось, Царь-колокол поливали водой. Однако сохранить его в целости и сохранности, к сожалению, не получилось. Хотя он и не расплавился, но во многих местах – их насчитали одиннадцать – дал трещину. А еще от него отвалился внушительный фрагмент, весивший свыше 11 тонн.

Не поверите, но Царь-колокол, который должен был прославить правление Анны Иоанновны, четвертой дочери царя Ивана V – он к слову, приходился царю Петру I братом и даже был его соправителем – находился в яме… целый век. Почему так долго? Просто не могли найти способ вытащить его на поверхность. И неизвестно, сколько еще времени изделие пролежало бы в этом месте, если бы не Огюст Монферран, создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Он разработал сложные приспособления, благодаря которым уникальный памятник отечественного литейного искусства все же был вытянут на поверхность и установлен на белый каменный постамент.

Особенности внешнего убранства

Постамент под изделием был создан по проекту того же Монферрана. Вершину Царь-колокола венчает медная держава с позолоченным крестом, что тоже является разработкой французского архитектора, которого, к слову, на русский манер называли Августом Августовичем, иногда – Августом Антоновичем.


Царь-колокол примечателен не только своими огромными размерами, но также красотой формы и тонко прорисованными барельефами с изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны. Кроме того, здесь мы можем видеть барочный растительный орнамент на поясках и картушах, на котором изображены христианские святые: Иисус Христос с Девой Марией, апостол Петр и Иоанн Предтеча.

Также обращают на себя внимание ромбовидная сетка-трельяж с четырехлепестковыми цветками-розетками и другие растительные мотивы. Красивый, мастерски исполненный декор, буквально завораживает. Также на Царь-колокол нанесены надписи, из которых можно узнать некоторые значимые факты из истории его создания. Так, в нижней части, под изображением императрицы, в круглом медальоне можно прочесть надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным».


Туристы во время экскурсий часто интересуются: почему на колоколе, который был отлит по велению Анны Иоанновны, запечатлена не только она, но и Алексей Михайлович? Какое отношение второй царь из династии Романовых, правивший во второй половине XVII века, имеет к «детищу» императрицы, эпоха которой пришлась на первую половину следующего столетия? Напомним, что Царь-колокол был изготовлен из старого колокола, отлитого в правление Алексея Михайловича. Изображенный в рост царь в парадном одеянии, со скипетром и державой в руках служит напоминанием об этом историческом факте.

А вот имя скульптора, создавшего удивительное орнаментальное убранство Царь-колокола, со временем было забыто. Упоминались лишь имена Петра Галкина, Василия Кобелева, Петра Серебрякова и Петра Кохтева, известных в то время мастеров пьедестального дела. Однако они были всего лишь помощниками неизвестного мастера. И если бы не архивные материалы, обнаруженные хранителем, старшим научным сотрудником музеев Московского Кремля Инной Костиной, узнать, кто был этот скульптор, возможно, не удалось бы до сих пор. Но зато теперь мы его знаем и можем назвать – это Федор Медведев.

Легенда о Царь-колоколе

Это невероятная легенда переносит нас… куда бы вы думали? В конец XVII - начало XVIII веков, то есть в петровские времена. Именно тогда, согласно преданию, и была отлита эта достопримечательность с мировой известностью.


Сюжет легенды таков. Победив в Полтавской битве, царь с войском вернулся в Москву, и в честь исторического триумфа над шведами в столице звонили во все колокола. Лишь один колокол «отказывался» подавать голос, и, думается, вы уже догадались, какой из них. Звонари изо всех сил старались раскачать его язык, но тщетно. Петр I разгневался не на шутку и направил им на помощь роту военных. Только из этого тоже ничего не вышло – их старания привели к тому, что у Царь-колокола оторвался язык, он так и не зазвонил. В народе, узнав об этом, метко подметили, что колокол упрямее самого государя.

Известный своим крутым нравом Петр рассвирепел еще больше, и, взяв в руку дубинку, которую он якобы отобрал у шведского короля Карла XII, изо всех сил ударил ею по колоколу. Удар оказался настолько сильным, что от изделия отломился целый кусок, а сам он, страшно загудев и начав вибрировать, провалился сквозь землю – причем, в буквальном смысле. Старообрядцы и сектанты увидели в этом некий знак и решили, что Царь-колокол если когда-то еще окажется на поверхности и зазвонит, то это будет в день Страшного суда.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, и враг наступал на Москву, внутри Царь-колокола размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы затемнить блеск великана и отвести внимание немецких бомбардировщиков, его покрыли специальной краской.

В течение многих лет не раз звучали предложения использовать Царь-колокол по его прямому предназначению, и для этого его всего лишь нужно спаять. Специалисты же уверяют, что все труды будут напрасными, так как, по их мнению, чистое звучание получить от этого исполина не удастся.

Посещение Царь-колокола


Допуск на территорию Московского Кремля осуществляется с 10 до 17 часов ежедневно, кроме четверга.

Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади стоит 500 руб., для студентов и пенсионеров действует скидка 50%, лица до 16 лет и льготные категории граждан посещают Кремль бесплатно. Помимо осмотра Царь-колокола и Царь-пушки, единый билет дает возможность увидеть Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, а также несколько постоянных экспозиций и текущих выставок

Как добраться

Добираетесь на метро до Александровского сада, который расположен у стен Московского Кремля, и выходите. Здесь же, у станции метро, располагаются билетные кассы в Кремль.

Купив билет, поднимаетесь в Кутафью башню, затем проходите по мосту и, миновав Троицкую башню, оказываетесь на территории Кремля. Теперь вам нужно дойти до Сенатской площади, повернуть направо и направиться к колокольне Ивана Великого. Пройдя мимо Царь-пушки, с другой стороны вы увидите этот уникальный шедевр русского художественного литья - Царь-колокол.

Царь-колокол.

Жертва пожара или великая мистификация России?


Крупнейший в мире Большой Успенский колокол - Царь-колокол стоит в Москве, на территории Кремля у подножия колокольни Ивана Великого.

Царь-колокол — огромный колокол: высота с ушками 6,24 м, диаметр 6,6 м, масса около 200 тонн. Он был отлит в 1735 году из бронзы русскими мастерами отцом и сыном Маториными по указу императрицы Анны Иоанновны.


Украшения, портреты и надписи на нём выполнены лучшими художниками и чеканщиками того времени. Декоративное убранство колокола удивительно богато: изображения религиозных святых и портреты царственных особ и их небесных покровителей.

По официальной версии, 200-тонный колокол был отлит 25 ноября 1735 года и оставлен в литейной яме, где в последующие полтора года проводились чеканные работы. А в мае 1737 года в Москве случился невиданный пожар, от которого пострадал почти весь город.

По официальной версии, над Царь-колоколом загорелись леса, с помощью которых гиганта собирались поднять из ямы. Желая потушить огонь, на раскаленный колокол ведрами лили холодную воду. От перепада температур колокол раскололся.
От Царь-колокола откололся значительный кусок весом около одиннадцати тонн! Колокол стал непригоден для использования по назначению, поэтому его так оставили в литейной яме, где он и находился около 100 лет.

В 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы и установлен в Московском Кремле на специальный постамент.

Уже около двух с половиной веков минуло со времени создания Царь-колокола. Он был и остаётся не просто национальной достопримечательностью России, но и является памятником литейного искусства XVIII века мирового значения.


В 2008 году корреспонденты журнала «Популярная механика» провели собственное расследование возникновения «скола» у Царь-колокола. И выяснилось, что у мастеров колокольного дела давно существует необычная версия гибели знаменитого Царь-колокола!


«Действительно, черный металл, чугун, например, при нагревании и последующем резком охлаждении становится хрупким, - говорит Валерий Николаевич Анисимов, основатель крупнейшего в России специализированного колокололитейного предприятия «Вера». Однако цветные металлы, в том числе колокольная бронза, в таких условиях становятся мягкими и пластичными, а значит, не могут сломаться».


Валерий Николаевич демонстрирует видеозапись следственного эксперимента: обычный (и весьма благозвучный) колокол нагревают докрасна дизельной горелкой и сразу же опускают в холодную воду.
Рабочий ударяет в колокол кувалдой - звука нет, потому что бронза стала очень мягкой. Такой металл не может расколоться.


«Остывание колокола после отливки - очень деликатный момент, - рассказывает Валерий Николаевич. В это время металл уменьшается в объеме, колокол сжимается, все еще находясь на основе-стержне. Чтобы не допустить поломки, необходимо выбивать стержень сразу же, как только металл свежеотлитого колокола начнет затвердевать. Я сам поколол так немало колоколов: выходной, праздник, побежали, забыли колокол на стержне - утром получите трещину.

В многострадальной русской истории не последнее место занимает главный
исторический предметный символ страны - Царь-колокол. Его история
неразрывно связана с историей всей страны. Но преподносимая сегодня
массам как забавное приключение с известными началом и концом на
проверку оказывается не так однозначна. Представленные на сайте Музеев
Московского Кремля два изображения колокола , современного и
старинного, и имеющих принципиальные различия, заставляет взглянуть на
историю колокола критическим взглядом.

Согласно историческим данным именной указ императрицы Анны Иоановны
(АИ) о переливке Царь Колокола из остатков разбитого колокола царя
Алексея Михайловича (АМ), состоялся в 1730 году, вскоре после ее
восшествия на трон. Однако потребовалось порядка 4-х лет, чтобы
приступить к собственно отливке колокола. Отливал его колокольных дел
мастер Иван Моторин с сыном Михаилом. Первая попытка была неудачной. И
мастер Иван Маторин умер толи от расстройства, толи от чумы. Через год в
1735 году переливку повторил его сын Михаил Моторин. Эта попытка
оказалась удачней, однако когда колокол был еще в обработке в родной
яме, случился пожар. По одной из версий от холодной воды, при тушении
попавшей на колокол, последний треснул и от него откололся кусок весом
в12 тон. В земле колокол пролежал 99 лет, прежде чем был поднят и
установлен на пьедестал в 1836 году знаменитым архитектором Монферраном.
Вот вкратце основная история Царь Колокола. Высота колокола 6 м 14 см,
диаметр 6 м 60 см, общий вес 201 т 924 кг (12327 пуда).

Так в чем же странность упомянутых изображений Рис.1-3?

Рис. 1. Царь-колокол сегодня и на гравюре начала 19-го века.

Рис. 2. Портрет императрицы на колоколе и на гравюре.

Рис. 3. Портреты царя.

Как можно видеть на гравюре обе главные фигуры отлично получились и не
испорченны как ныне на колоколе. В том ракурсе в котором изображен
колокол, фигура справа видна быть не должна, если не считать, что это
дополнительное изображение отсутствующее ныне. Но поскольку над головой
фигуры изображен тотже картуш, можно предположить, что художник
преднамеренно исказил перспективу с целью показать оба персонажа в одной
картине. Гравюра эта была помещена в книге путешественника Эдвард
Кларка 1811 года издания и датирована 1809г. Помимо целых фигур,
видно, что еще отсутствует картуш с надписью, где говорится об отливки
колокола при Анне Иоановне.

Зачем же властям понадобилось портить внешний вид колокола, и когда
это было сделано? Низкое разрешение не позволяет разглядеть в деталях
оба портрета, но то что видно уже не соответствует современной легенде о
колоколе. Особенно это относится к царской фигуре справа, где царь
изображен в ЧАЛМЕ! Фигура «Анны Иоановны», с трудом, но могла бы подойти
под нынешнюю легенду. А вот литография 1837 года заставляет усомнится и
в ней Рис.4.

Рис. 4. Царь Колокол. Рисунок с натуры Дж.И.Белла 1837г.

На литографии перспектива изображения показана верно и царской
фигуры справа не видно. А вот фигура царицы выглядит великолепно! Но
что удивительно, ее изображение отличается и от нынешнего на колоколе и
от предыдущего на гравюре. И уже есть картуш с надписью Рис.5.

Рис. 5. Фрагмент изображения колокола с женской фигурой на литографии.

Современный вид Царь-колокол приобрел где-то к середине 19-го века.
Поскольку англичанин Вильям Споттисвуд видел колокол в 1856 году и его
заметки были опубликованы в газете The Morning Post, 6 мая 1857 г.
Описывая колокол, он отмечает, что барельефы не окончены, более-менее
вышел только верх, все остальное — размазня . То есть колокол к
этому времени уже имел современный вид. Что же изменили в облике
императрицы? Прежде всего это платье и коврик на гравюре были заменены
на шикарное имперское манто 18-го века на литографии, т.е. когда колокол
уже был поднят из ямы. Но что-то поменялось в государственной идеологии
на историю колокола и барельефы были вновь изменены. Теперь решено
было просто испортить одежду фигур имитируя неудачную отливку. А вот
головы фигур подверглись серьезной переделке. Надо полагать, что при
первой «реставрации» они были не тронуты или же не значительно изменены и
стали опасны для новой парадигмы. Сегодня известно какой портрет был
взят за оригинал для барельефа императрицы. Это широко известный портрет
Анны Иоановны работы Луи Карравак Рис.6.

Рис. 6. Фрагмент портрета императрицы Анны Иоанновны работы Луи Каравакк (1730).

Чтобы достичь портретного сходства была полностью изменена корона, а
ее обруч опустили на лоб, из воротника манто сделали косы, убрали с
груди тугое ожерелье и сформировали мощный бюст. Анна Иоановна была
крупной женщиной под 2 метра роста. Из-за низкого разрешения невозможно
судить о чертах лица. Но очевидно, что исходный портрет принадлежал
другому человеку. Переделке подверглись не только основные фигуры, но и
барельефы над ними! Хорошо видно, что на нынешнем колоколе портреты в
КРУГЛЫХ рамках (по крайней мере с изображением Христа), а на картинах
они овальные и примерно равного размера, чего нельзя сказать о нынешних.
Да и сами персонажи на рисунках выглядят лицами скорее светскими чем
святыми или духовными, а лик Спасителя явно без бороды и коротко
стрижен, чего конечно быть не должно. В надписи «СВЯТА АННА ПРОРОЧИЦА»
последняя буква в слове АННА оказалась закрыта элементом декора, это
выглядит мало вероятным для исходного замысла.

Отдельного внимания заслуживает вопрос — зачем был убраны красивые
коврики из под ног фигур? Безобидные на первый взгляд, но с изображением
российского герба! А герб, как известно символ переменчивый и у каждого
правителя был свой...

Вспомним, что основные моменты истории колокола описаны в двух
надписях (всего их три) находящихся на нем. Эти надписи текстуально
независимы и расположены на противоположных сторонах колокола. Ода из
них утверждает, что некий колокол в 8000 пудов был отлит при царе
Алексее Михайловиче, а вторая, что при царице Анне Иоанновне был отлит
новый колокол из некоего старого в 8000 пудов с добавлением металла.
Согласно существующей на сегодня истории русских колоколов,
действительно при обоих этих монархах были отлиты гигантские колокола, и
при этом считается что нынешний великан был перелит из обломков
колокола царя АМ. А на проверку оказывается, что истории создания этих
колоколов выглядят как близнецы братья. Известно что свидетелем отливки
колокола Алексея Михайловича был Павел Алепский описавший в своих
записках весь процес . Ниже в таблице 1, сопоставлены основные
моменты создания двух колоколов на базе воспоминаний Алепского и истории
Царь-колокола.

Таблица 1.
Колокол АМ 1653-4

Царь А.М. сначала вызвал мастеров из Австрии и поручил им сделать
колокол. Они попросили у него пять лет сроку, чтобы его сделать, ибо
труды по его изготовлению и приспособления, для этого требующиеся,
весьма велики и бессчетны.

Колокол АИ 1735

Графу Миниху было поручено "отыскать в Париже искусного человека, дабы
сделать план колокола купно со всеми размерениями". Миних обратился к
"королевскому золотых дел мастеру и члену Академии наук Жерменю, который
по сей части преискуснейшим почитается механиком".

«Сей художник удивился, когда я объявил ему о весе колокола, и сначала
думал, что я шутил, но, уверившись в истине предложения, составил план,
где до того увеличил трудность работ и стоимость их, что императрица
отказалась от его планов».

АМ
«Рассказывают, что явился русский мастер, человек малого роста, невидный
собою, слабосильный, о котором никому и в ум не приходило, и просил
царя дать ему только один год сроку.» По этим характеристикам можно
предположить что человек был стар уже.

АИ
Отливку ЦК поручили Ивану Федоровичу Моторину (1660-1735) которому на момент отливки колокола было 74 года.

АМ
По словам Павла Алепского, этот колокол, отлитый русским мастером, вскоре же от сильного звона раскололся и был спущен.

АИ
Первая попытка отливки колокола в 1734 была неудачна, протекли печи.

АМ
Летом того же, 1654 года умер от чумы и литец колокола Данила Данилов.

АИ
В начале 1735 г. Иван Моторин умер,

АМ

АИ
Через год отлит удачно новый колокол.

АМ
Когда он умер, и эта редкостная вещь осталась испорченною, явился еще
один мастер из переживших моровую язву, молодой человек, малорослый,
тщедушный, худой, моложе двадцати лет, совсем еще безбородый.

АИ
Отливал новый колокол сын Моторина Федор.

АМ
Для плавки метала построили 5 печей. В каждую печь положили 2500 пудов, а всего 12500 пудов.

АИ
Плавка металла для колокола производилась в четырех плавильных пламенных
печах, установленных вокруг литейной ямы. Каждая печь вмещала до 50 т
металла. т.е. 12500 пудов!

Для Царь Колокола приводятся довольно сложные подсчеты его веса: «От
первой отливки осталось металла 14 814 пудов 21 фунт (242 т 662 кг), к
этому было добавлено олова 498 пудов 6 фунтов (8 т 160 кг). Всего при
второй плавке было 15 312 пудов 27 фунтов (250 т 822 кг) металла. В
остатке оказалось 2985 пудов 8 фунтов (48 т 898 кг) металла,
следовательно, за вычетом угара вылитый колокол весит 12 327 пудов 19
фунтов, или 201 т 924 кг. Потери составили 1,3%» . При угаре меди в
1,3% вес колокола Алексее Михайловича оказывается практически равным
весу ЦК - 12337,5 пудов! Вряд ли такое совпадение может быть
случайным.

На гравюре на колоколе не видно надписи, но ведь быть она должна
(все большие колокола имеют надписи)! И если подумать, то можно считать,
что фигура с факелом на заднем плане внимательно что-то
рассматривающая, как раз и изображает человека читающего текст. Это
впечатление усиливается на варианте раскрашенной копии гравюры, где
автор более четко изобразил на колоколе, напротив смотрящего, что-то
напоминающее завиток от края свитка с надписью Рис.7.

Рис. 7. Фрагмент раскрашенной гравюры; человек с факелом по-видимому читает колокольную надпись.

В одном из ранних исследований посвященных ЦК автор удивляется
тому, что «... литье сего колокола хотя и не относиться к
глубокой древности, но за всем тем покрыто неизвестностью...». И далее
сетует, что ему не удалось отыскать первоначального проекта по отливке
колокола пологая, что архивы либо сгорели в московском пожаре 1812 года
либо находятся где-то в Санкт-Петербурге. Зачем же понадобилось так
трудоемко менять легенду ЦК? Является ли ЦК раритетом выдаваемым за
новодел? И кто на самом деле был изображен на Царь-колоколе?

Около 10 лет назад я сделал предположение , что женская фигура на
гравюре принадлежала шведской королеве Кристине Ваза. Сегодня,
благодаря появившимся новым данным, история колокола представляется
мне совсем иначе...

Как известно до подъема колокол находился в земле в литейной яме
обустроенной для его обозрения. На акварели Фёдора Алексеева 1800
года, перед домиком, подле Успенской звонницы, изображен забор, им - то и
огорожена яма с ЦК Рис.8.

Рис.8. Ивановская площадь в Кремле. Вид на колокольню Ивана Великого. Фёдор Алексеев. 1800-е гг.

Про звонницу нам говорят, что ее взорвали французы в 1812 году при
отступлении из Москвы. То что осталось от неё видно на старинной
литографии Рис.9.

Рис. 9. Вид остатков Успенской звонницы после взрыва.

Сегодня нам сообщают, что по одной из версий, причиной поломки ЦК было
падение на него горящего бревна во время пожара 1735г., когда колокол
был еще в литейной яме. Что же тогда от него могло остаться после
падения на яму всей Успенской звонницы?

Однако возникает и другой вопрос - кто на самом деле ее взорвал, да и
ее - ли вообще взрывали? Характер расположения обломков звонницы
говорит о направлении взрывной волны в сторону дворцовой площади т.е.
от колокола к зданию. Известно, что французы подорвали Кремль в ночь с 8
на 9-е октября (по другим данным с 11 на 12), а вот художник Иванов
Иван Алексеевич (1779-1848гг), на своей картине под названием «Изгнание
из Москвы неприятеля отрядом легкой кавалерии под командой ген.-майора
Иловайского 4-го, октября 10, 1812 г.», имел совсем иное представление о
судьбе звонницы на тот момент Рис. 10.

Рис. 10. "Изгнание из Москвы 10 октября 1812 года казаками генерала
Иловайского 4-го французов из отряда маршала Мортье, готовившего взрыв
Кремля".

Как видим, по мнению художника, при освобождении Кремля от французов,
Успенская звонница была еще цела. Спрашивается, о чем думал художник
выбирая такую натуру для своего сюжета и помещая под гравюрой
беспрецендентно пространную подпись с точной датой иллюстрируемого
события?

Вот и архитектор А.Н. Бакарев, участвовавший в восстановлении Кремля,
вторит Иванову, оставив рисунок с панорамой разрушений Рис.11.

Рис. 11. Кремль в 1812 году, после ухода французов. Рисунок архитектора А. Н. Бакарева.

На заднем плане рисунка виден шпиль колокольни Ивана Великого, а на его
фоне купол еще целой Успенской звонницы когда стены и башни уже
разрушены...

Достоин внимания и тот факт, что французами были взорваны только часть
стен и башен Кремля, но не был взорван ни один собор! А разрушенной
оказалась почему-то Успенская звонница...

Исходя из сказанного, можно предположить, что ЦК, как носитель
некой тайны, был взорван уже после освобождения Москвы от французов (от
чего возможно и рухнула колокольня). Так как колокол был хорошо
известен миру, тайну уничтожения решили сохранить... путем переливки! А
чтобы основное сходство колоколов сохранилось, у нового колокола
повидимому ВЫРЕЗАЛИ кусок по подобию с предшественником, но похоже не
совсем удачно (форма выреза получилась другой). О том что у современного
колокола выломанный кусок не мог быть результатом банальных трещин,
говорит например руководитель Московской школы звонарей Илья Дроздихин:
"Если посмотреть на сам колокол, то видно, что срезы очень ровные.
Колокола так не трескаются. Если вы увидите какой-то лопнувший колокол, у
него трещины идут как бы хаотично. А здесь как будто отрезали от него ломтик один" .

Самое первое изображение ЦК было помещено в книге Джонас Хенвэй
(Jonas Hanway) 1753г. . Изображение схематичное без декора, но с
демонстрацией формы выломанного отверстия. Схожее изображение поместил и
Лекоэнт де Лаво Ж. в своей книге «Описание Москвы» 1835г Рис.12.

Рис.12. ЦК из книги 1753г. (слева) и из книги 1835г.

Сравнивая эти рисунки не трудно увидеть разницу не только в форме
«вырезов», но и в форме самих колоколов. Причем «вырез» и форма колокола
на рисунке 1753 года больше соответствуют гравюре от 1809 г. чем
нынешнему оригиналу.

Прошло всего несколько лет со времени переливки колокола и что-то
поменялось во взглядах на прошлое, колокол опять перестал удовлетворять
новой легенде. Но теперь его решили не переливать, а подвергли
перечеканиванию его декор, при этом, повидимому из-за большой сложности
такой работы, на часть одежды фигур был просто наварен дополнительный
слой металла, имитирующий неудачную отливку. По нижнему краю верхнего
фриза видно сколько было срублено металла для формирования новых
барельефов Рис.13.

Рис. 13. Фрагмент края верхнего фриза ЦК.

О том когда был перелит колокол можно сделать предположение исходя
из истории другого большого колокола — Успенского, висевшего на
одноименной звоннице. Он погиб при ее взрыве и на ряде гравюр изображены
его обломки Рис.14.

Рис. 14. Разбор развалин Успенской звонницы. Автор рисунка и литографии Джеймс Джон Томас. Первая четверть XIX века.

В нижнем правом углу изображены остатки Успенского колокола. Его история
не менее загадочна и трагична чем история ЦК. Не вдаваясь здесь в ее
подробности, приведу надпись украшающую сегодняшний его экземпляр: « В
лето от сотворения мира 7325 от воплощения Бога Слова 1817 месяца Иуния в
22-й день, повелением Благочестивейшаго Великаго Государя и Самодержца
всея России Александра Павловича... по счастливом и достославном
окончании ужасных и кровопролитных браней и по утверждении прочнаго мира
во всей Европе, перелит сей колокол из стараго, слитаго в 1760 году, но
в 1812 году поврежденнаго при падении прежней колокольни, взорванной
неистовым Галлом, вторгшимся в Россию с двадесятью языками, когда они,
будучи наказуемы разгневанным Господом Сил, Коего имени и святыни
поругаться дерзнули, устремились бежать из столицы сея от гнева и ярости
Божия. Враги святыни и человечества, силою Божиею всюду гонимы и
поражаемы, все пространство от столицы сея до самых пределов Российских
покрыли трупами своими, и едва малая часть их спастись могла...» .

Надпись как видим патриотична, но на поверженного «неистового
Галла» свалили ВСЁ, плохо быть побежденным. А якобы в 1817 году был
перелит большой Успенский колокол. Но и эта дата не является
однозначной. Так известный писатель, журналист и знаток русской старины
Пыляев М.И. (1842-1899гг), в своей работе об исторических колоколах
, указывается за дату его отливки 1819 год. Решение дилеммы мы
находим в историческом путеводителе по Москве , где при описании
истории подъема ЦК в частности сообщается: «...Прочтем открытые на нем
при очистке его 1817-го года надписи...». То есть впервые надписи на
Царь-колоколе стали известными только в 1817 году, как результат его
очистки сразу после отливки. А как видно по гравюре 1809 года колокол
уже тогда был чист и доступен для полного обозрения. На отлитом в 1819
году Успенском колоколе была преднамеренно нанесена ложная дата.

И так, на основании выше изложенного можно предположить:

1. Царь-колокол это новодел, выдаваемый за раритет.

2. Предшественник ЦК был уничтожен вскоре после освобождения Москвы от французов.

3. Успенская звонница была взорвана не Наполеоном.

4. Нынешний Царь-колокол был отлит в 1817 году.

5. Через несколько лет после подъема колокола его декор подвергся переделке.

Так о чем же молчит самый большой в мире колокол?

Царь-колокол, одна из кремлевских диковин, стоит возле Ивановской колокольни на гранитном пьедестале. Размерами он превосходит все известные колокола в мире. Многие считают, что поэтому он так и называется. На самом деле царским или царь-колоколом на Руси называли тот, на котором были изображения царей.

Царь-колокол весит около 200 тонн. Высота - 6,14 метра. Окружность - 6,6 метра, толщина стен - 61 сантиметр. Осколок колокола весит около 11,5 тонны.

На поверхности колокола с двух сторон вылиты изображения царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Ивановны. Над ними в круглых медальонах - изображения Спасителя, Богородицы, евангелистов и московских святых митрополитов - Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. По бокам колокола - пространные надписи об истории его создания.

Изображение царя Алексея Михайловича свидетельствовало о том, что новый колокол был перелит из более древнего, изготовленного при этом государе в XVII веке.

Изображение Анны Ивановны с обратной стороны колокола еще более оправдано, поскольку в соседней надписи говорится, что колокол отлит в ее царствование в 7241 году от Сотворения Мира, или в 1733 году от Рождества Христова, весом в 10 000 пудов. В действительности и то и другое неверно, так как колокол был создан в 1735 году, а вес его на 2000 пудов больше. Несоответствие возникло из-за того, что надпись на кожухе для отливки сделали заранее, но с первого раза работа не удалась. Колокол перелили вторично через два года с добавлением веса, однако «свидетельство о рождении» осталось прежним.

Под изображением императрицы Анны Ивановны, на нижнем краю, стоит еще одна надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном Михаилом Моториным». Декоративные украшения Царь-колокола создал скульптор Федор Медведев. После отливки их начали прочеканивать, но из-за пожара 1737
года закончить не успели. Поэтому часть изображений осталась необработанной.

На постаменте укреплена надпись, которая сообщает, что колокол находился в земле 103 года и был поставлен сюда 4 августа 1836 года по велению императора Николая I. В ней же повторена неточность относительно года отливки колокола.

Царь-колокол сделан из колокольной оловянистой бронзы с содержанием примесей и металлов. Состав сплава: меди - более 170 тонн (около 85%), олова - около 26,5 тонны (более 13%), серы - 2,5 тонны (более 1%), цинка, мышьяка и других примесей (золото и серебро) - около 2 тони (1%)
  1. Шар с золоченым крестом - держава, один из символов царской власти.
  2. Имена мастеров, отливших колокол 1735 году, - Иван и Михаил Моторины.
  3. Имена авторов литых изображений: скульптор Федор Медведев, мастера-чеканщики - Василий Кобелев и другие.
  4. Изображения царей.
  5. Изображения святых.
  6. Отколовшийся в результате пожара кусок весом 11,5 тонны.
  7. Восьмигранный постамент, выполненный по проекту Монферрана в 1836 году.
  8. Внутри колокола находится язык длиной около 5 м, вероятно, от предшественника Царь-колокола

История Царь-колокола

В царствование Алексея Михайловича, в 1654 году, по воле патриарха Никона был отлит предшественник Царь-колокола.
Он назывался Царским, или Большим Успенским, и весил 8000 пудов (свыше 130 тонн). На нем, по некоторым свидетельствам, были изображения Алексея Михайловича и самого патриарха. По преданию, колокол отлили из обломков разбившегося при пожаре, еще более древнего, колокола времен Бориса Годунова. Иностранный путешественник Олеарий писал о том, более древнем колоколе, что в 1611 году он висел на деревянной башне высотой около пяти метров и его огромный язык раскачивали 24 человека. В него звонили по большим праздникам и при встрече послов. В один из пожаров звонница сгорела и колокол разбился. При очередном пожаре в Кремле 19 июня 1700 года и новый колокол упал и разбился.

Внутри колокола находится язык длиной около 5 м, вероятно, от предшественника Царь-колокола

Тридцать лет громадные осколки лежали возле « Ивана Великого», вызывая всеобщее удивление. В 1730 году русской императрицей стала племянница Петра I Анна Ивановна. Едва короновавшись, она тут же повелела восстановить эту святыню и в указе от 26 июня 1730 года с поистине царским размахом округлила вес будущего колокола до 10 000 пудов (около 164 тонн). Никто в мире таких колоколов еще не отливал.

Привлеченный к работе французский архитектор и академик Жермен выразил большое сомнение в реальности проекта, но сделал чертежи. Они были переданы па исполнение в колокололитейный завод Ивана Моторина в Пушкарской слободе.

С января 1733 года по ноябрь 1734 года в Кремле шли подготовительные работы. В одном из дворов между Чудовым монастырем и колокольней Ивана Великого пришлось построить небольшой литейный завод. Рядом с печами была вырыта яма глубиной 10 метров и диаметром 10 метров.

Первая отливка прошла неудачно, но мастер Иван Моторин не собирался отступать. Он изготовил свои чертежи, добавил еще 2000 пудов к весу, однако вскоре скончался. В ноябре 1735 года отливку произвел его сын Михаил.

Затем колокол, который так и оставался в яме, на решетчатом помосте, обрабатывали присланные из Санкт-Петербурга мастера-чеканщики. По величине и стоимости отлитый колокол превзошел все существовавшие колокола в мире.

29 мая 1737 года, в день Святой Троицы, в Москве произошел один из сильнейших пожаров, названный Троицким. Над литейной ямой вспыхнула деревянная кровля, и на колокол стали падать горящие бревна. Народ в спешке кинулся заливать водой раскалившийся металл. Когда огонь потушили, обнаружилось, что в колоколе возникло множество трещин и отвалился кусок весом 11,5 тонны.

Впоследствии Царь-колокол еще около 100 лет пролежал в яме.
Наконец, в 1835 году император Николай I дал указание поставить его на пьедестал. Дело поручили архитектору Огюсту Монферрану, который впервые исследовал колокол еще в 1819 году, только приехав в Россию. С тех пор он возвел Исаакиевский собор и воздвиг Александровскую колонну в Санкт-Петербурге.
Однако первая попытка вытащить колокол из ямы не удалась.

И вот настало 23 июля 1836 года.
Несмотря на раннее утро, в Кремле все лучшие места вокруг литейной ямы были заняты. В 6 часов 5 минут солдаты вновь взялись за лебедки, и на этот раз все прошло удачно. 42 минуты 33 секунды передвигался колокол по наклонному настилу до гранитного постамента. Его заключительный путь сопровождала служба в Успенском соборе (в тот день был праздник Почаевской иконы Божией Матери), которая завершилась как раз тогда, когда Царь-колокол водрузили на постамент.

Увидеть Царь-колокол можно на всех экскурсиях на

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.