Сочинение на тему: «На перемене. Большая перемена

Крутяк! 2

Каждый год я с нетерпением жду 1 сентября. Все думают, что я скучаю по учебе. На самом деле я скучаю по одноклассникам и переменам.

Перемена! Какое классное слово. Как много оно в себя включает. Вот чем отличается перемена от урока? Например, на математике только решаешь, на русском языке пишешь по правилам, на физкультуре бегаешь. А на перемене можно сделать домашнюю работу, выучить правила, побегать по коридорам, постоять в углу, сбегать в столовую и еще много чего интересного.

У меня есть любимые занятия на переменах. На самой большой перемене, которая 20 минут, я люблю бывать в школьной библиотеке. Наш библиотекарь Татьяна Ивановна нас всех приветливо встречает и усаживает за столы. В библиотеке много книг для всех возрастов. Малыши читают тонкие книжки, мне они уже не интересны. Я люблю детские энциклопедии. В энциклопедии можно прочитать обо всем. Мне нравятся энциклопедии о динозаврах, спорте и животных. Когда нам задают дополнительные задания, я всегда хожу в библиотеку. Я беру книги читать домой. Мне кажется, чтение помогает улучшить оценки.

На следующей перемене я обязательно хожу в нашу столовую. Как там вкусно пахнет! Повара все в белых халатах и колпаках. Они быстро всех обслуживают. Дежурные ходят между столами и убирают грязную посуду. Я даже в очереди в столовой люблю стоять. В это время я выбираю, что я буду кушать. Я люблю пирожки с картошкой или яблоками. Пирожки очень вкусные и получаются как у мамы. После того, как я поем, всегда говорю поварам спасибо.

А на маленьких переменах я люблю бегать по коридорам. У нас в школе 3 этажа, но я успеваю везде. Правда, за это наказывают. Меня даже выставляли на линейке. Но я все равно бегаю. Когда на улице тепло мы с мальчишками на перемене выходим на улицу. Осенью собираем желтые листья и шуршим ими. В парке за школой большая аллея. Осенью там столько листьев! Листья разные: круглые, овальные и даже фигурные листья. Получаются красивые букеты. Мы их потом девчонкам дарим. Они очень довольны.

Весной на перемене мы берем в руки почки деревьев. Пальцы потом склеиваются между собой и тетрадные листы прилипают. Зато как пахнет! Будущим летом. Иногда мы даже успеваем нарвать подснежников. Тогда на столе у учителя стоит маленький букетик.
Я очень люблю перемены. В школе без них никак не обойтись. Мне бы хотелось, чтобы перемены были больше, чем уроки. Но я знаю, что так нельзя. В школе нужно учиться. Уроки я тоже люблю, просто с нетерпением жду каждую перемену. Свои перемены я никогда не забуду.

Ещё больше сочинений на тему: «На перемене»

Перемена – это небольшой перерыв между уроками. Она создана для того, чтобы ученики и учителя могли отдохнуть, пообедать восстановить силы и­ могли переключиться на другой предмет.

Все ученики очень любят перемены и иногда на особо скучных уроках считают минуты до начала перемены, чтоб отдохнуть и немного повеселиться. На перемене можно что-то обсудить со своими друзьями, проветрится.

В нашей школе обычно перемены длятся десять минут, но есть две длинные, одна длится пятнадцать минут, а другая двадцать минут. На переменах мы переходим из одного кабинета в другой, на другой урок, а потом идем отдыхать. Ранней осенью, когда еще тепло, или весной, когда уже тепло, можно проводить перемены на улице, наслаждаясь последними теплыми лучами солнца. Мы выходим на улицу, болтаем о том, о сем, дурачимся, в общем, делаем то, что на уроках нельзя. Зимой мы редко выходим в школьный двор, только когда выпадает много снега, мы играем в снежки и играем с одноклассниками в салки по снегу – это очень весело.

На больших переменах мы идем в столовую обедать или в библиотеку за книгами. Некоторые делают домашнее задание, которые задали на следующий день, чтоб не терять время зря, а некоторые списывают домашнее задание на следующий урок, потому что дома не выполнили, бывает и такое. Во время перемены школа наполняется большим количеством звуков: грохотом, хохотом, криком, пением. Малыши куда-то мчатся, врезаясь в высоких старшеклассников, которые объясняют им, что нельзя бегать по школе. Хотя и сами иногда нарушают это правило, поэтому в нашей школе организованно дежурство учителей и учеников старших классов. Они стоят в коридорах на переменах и делают замечания нарушителям. Таким образом, учеников приучают к ответственности и дисциплине. Особо «отличившихся» учеников объявляют на линейке в конце рабочей недели, чтоб им было стыдно.­

Мне больше нравится длинные перемены, потому что можно дольше отдыхать и общаться с друзьями из других классов.

Источник: sdamna5.ru

Перемена ‒ это всего несколько минут, но каких сладких и долгожданных для любого ученика. Это неотъемлемая часть школьной жизни. И за эти короткие мгновения между уроками успевает произойти столько, сколько никогда не произойдет за сорок минут самого насыщенного и интересного урока. Перемена ‒ это маленькая жизнь, которая может многому научить.

Все, что случается на переменках бывает радостным, светлым, добрым, а может быть грустным, обидным, болезненным и даже горьким. Есть случаи смешные, глупые, забавные, а есть очень поучительные и эмоциональные. Даже, если ты предпочел совсем не выходить из класса на перемене, это не значит, что с тобой ничего не произойдет в эти минуты отдыха от занятий. У каждого школьника есть огромная коллекция историй, произошедших с ним и его товарищами на переменах.Я хочу рассказать одну из них.

Прозвенел звонок, домашнее задание мы уже получили, поэтому историк нас задерживать не стал. Толпа моих одноклассников хлынула к выходу, меня этим напором тоже вынесло в школьный холл. Постепенно все это пространство заполнили ученики разных классов, снующие как муравьи. И вот мы с товарищами видим такую картину: один второклассник ударил другого, и тот заплакал. Можно было пройти мимо, знаем как это бывает, сами такими были. Но Ванька не удержался, ему было обидно за маленького мальчика, у него ведь брат такого возраста. И мы подошли к ребятам поговорить. Оказалось, что драчун был обижен не меньше, так как пострадавший отнял у него диск с любимой компьютерной игрой, который он принес в школу, чтобы похвастаться.

Поговорили мы с малышами по душам. Пришлось им объяснять и то, что кулаками спор не решается, и то что хвастаться нехорошо, и то, что чужое без спросу не берут хорошие люди, да и, что вообще ссора ‒ это последнее дело. В общем, помирили. Диск был возращен на родину, точнее к законному владельцу, а среди друзей снова воцарилась гармония. А мы остались очень довольны собой, ведь мы помогли младшим товарищам, пусть даже совсем немного. Быть полезным и чувствовать себя взрослым ‒ это вдвойне приятно.

В качестве заключения я хочу сказать, что на перемене можно не только отдыхать, играть и развлекаться. Нужно быть внимательным друг к другу и младшим ученикам. Ведь кому-то из них может потребоваться твоя помощь, пусть даже самая маленькая.

Источник: ensoch.ru

Какой должна быть школьная перемена и почему? Я думаю, школьная перемена должна быть для всех разной. Один хочет тихо посидеть в кресле и расслабиться, послушать нежную музыку, сопровождаемую шелестом волн и криком чаек. Другому нужно плотно поесть. Третьему - побегать с мячом или поиграть в настольный теннис. Мы все разные и не можем желать одного и того же. Значит, в школе обязательно должна быть комната психологической разгрузки. В ней - тишина, звуки из шумного коридора не будут проникать благодаря хорошей изоляции. Цветы, аквариум, мягкие диваны и кресла, музыкальные центры с наушниками - всё это поможет за несколько минут снять стресс, отдохнуть. Буфет - необходимость для учеников. Причём он должен работать так, чтобы не было очередей. Иначе всю перемену простоишь за булкой и стаканом чая, а потом будешь всё это не прожёвывать, а стремительно проглатывать. Наконец, специальный малый спортзал для желающих активно отдыхать на перемене. Здесь - стол для тенниса, мячи, скакалки, гантельки, простейшие тренажёры типа велосипеда или беговой дорожки. Надеюсь, всё это появится в нашей школе в ближайшее время. Так хочется на переменах не бродить уныло по коридорам и не сидеть в шумном классе!

Интересные рассказы Виктора Голявкина для младших школьников. Рассказы для чтения в начальной школе. Внеклассное чтение в 1-4 классах.

Виктор Голявкин. ТЕТРАДКИ ПОД ДОЖДЁМ

На перемене Марик мне говорит:

— Давай убежим с урока. Смотри, как на улице хорошо!

— А вдруг тётя Даша задержит с портфелями?

— Нужно портфели в окно побросать.

Глянули мы в окно: возле самой стены сухо, а чуть подальше — огромная лужа. Не кидать же портфели в лужу! Мы сняли ремни с брюк, связали их вместе и осторожно спустили на них портфели. В это время звонок зазвенел. Учитель вошёл. Пришлось сесть на место. Урок начался. Дождь за окном полил. Марик записку мне пишет:

Пропали наши тетрадки

Я ему отвечаю:

Пропали наши тетрадки

Он мне пишет:

Что делать будем?

Я ему отвечаю:

Что делать будем?

Вдруг вызывают меня к доске.

— Не могу, — говорю, — я к доске идти.

«Как же, — думаю, — без ремня идти?»

— Иди, иди, я тебе помогу, — говорит учитель.

— Не надо мне помогать.

— Ты не заболел ли случайно?

— Заболел, — говорю.

— Ас домашним заданием как?

— Хорошо с домашним заданием.

Учитель подходит ко мне.

— А ну, покажи тетрадку.

— Что с тобой происходит?

— Придётся тебе поставить двойку.

Он открывает журнал и ставит мне двойку, а я думаю о своей тетрадке, которая мокнет сейчас под дождём.

Поставил учитель мне двойку и спокойно так говорит:

— Какой-то сегодня ты странный...

Виктор Голявкин. НЕ ВЕЗЁТ

Однажды прихожу я домой из школы. В этот день я как раз двойку получил. Хожу по комнате и пою. Пою и пою, чтоб никто не подумал, что я двойку получил. А то будут спрашивать ещё: «Почему ты мрачный, почему ты задумчивый? »

Отец говорит:

— Что это он так поёт?

А мама говорит:

— У него, наверное, весёлое настроение, вот он и поёт.

Отец говорит:

— Наверное, пятёрку получил, вот и весело человеку. Всегда весело, когда какое-нибудь хорошее дело сделаешь.

Я как это услышал, ещё громче запел.

Тогда отец говорит:

— Ну ладно, Вовка, порадуй отца, покажи дневник.

Тут я сразу петь перестал.

— Зачем? — спрашиваю.

— Я вижу, — говорит отец, — тебе очень хочется дневник показать.

Берёт у меня дневник, видит там двойку и говорит:

— Удивительно, получил двойку и поёт! Что он, с ума сошёл? Ну-ка, Вова, иди сюда! У тебя, случайно, нет температуры?

— Нет у меня, — говорю, — никакой температуры...

Отец развёл руками и говорит:

— Тогда нужно тебя наказать за это пение...

Вот как мне не везёт!

Виктор Голявкин. ВОТ ЧТО ИНТЕРЕСНО

Когда Гога начал ходить в первый класс, он знал только две буквы: О — кружочек и Т — молоточек. И всё. Других букв не знал. И читать не умел.

Бабушка пыталась его учить, но он сейчас же придумывал уловку:

— Сейчас, сейчас, бабуся, я тебе вымою посуду.

И он тут же бежал на кухню мыть посуду. И старенькая бабушка забывала про учёбу и даже покупала ему подарки за помощь в хозяйстве. А Гогины родители были в длительной командировке и надеялись на бабушку. И конечно, не знали, что их сын до сих пор читать не научился. Зато Гога часто мыл пол и посуду, ходил за хлебом, и бабушка всячески хвалила его в письмах родителям. И читала ему вслух. А Гога, устроившись поудобней на диване, слушал с закрытыми глазами. «А зачем мне учиться читать, — рассуждал он, — если бабушка мне вслух читает». Он и не старался.

И в классе он увиливал как мог.

Учительница ему говорит:

— Прочти-ка вот здесь.

Он делал вид, что читает, а сам рассказывал по памяти, что ему бабушка читала. Учительница его останавливала. Под смех класса он говорил:

— Хотите, я лучше закрою форточку, чтобы не дуло.

— У меня так кружится голова, что я сейчас, наверное, упаду...

Он так искусно притворялся, что однажды учительница его к врачу послала. Врач спросил:

— Как здоровье?

— Плохо, — сказал Гога.

— Что болит?

— Ну, тогда иди в класс.

— Почему?

— Потому что у тебя ничего не болит.

— А вы откуда знаете?

— А ты откуда знаешь? — засмеялся врач. И он слегка подтолкнул Гогу к выходу. Больным Гога больше никогда не притворялся, но увиливать продолжал.

И старания одноклассников ни к чему не привели. Сначала к нему Машу-отличницу прикрепили.

— Давай будем серьёзно учиться, — сказала ему Маша.

— Когда? — спросил Гога.

— Да хоть сейчас.

— Сейчас я приду, — сказал Гога.

И он ушёл и не вернулся.

Потом к нему Гришу-отличника прикрепили. Они остались в классе. Но как только Гриша открыл букварь, Гога полез под парту.

— Ты куда? — спросил Гриша.

— Иди сюда, — позвал Гога.

— А здесь нам никто мешать не будет.

— Да ну тебя! — Гриша, конечно, обиделся и сейчас же ушёл.

Больше к нему никого не прикрепляли.

Время шло. Он увиливал.

Приехали Гогины родители и обнаружили, что их сын не может прочесть ни строчки. Отец схватился за голову, а мать за книжку, которую она привезла своему ребёнку.

— Теперь я каждый вечер, — сказала она, — буду читать вслух эту замечательную книжку своему сыночку.

Бабушка сказала:

— Да, да, я тоже каждый вечер читала вслух Гогочке интересные книжки.

Но отец сказал:

— Очень даже напрасно вы это делали. Наш Гогочка разленился до такой степени, что не может прочесть ни строчки. Прошу всех удалиться на совещание.

И папа вместе с бабушкой и мамой удалились на совещание. А Гога сначала заволновался по поводу совещания, а потом успокоился, когда мама стала ему читать из новой книжки. И даже заболтал ногами от удовольствия и чуть не сплюнул на ковёр.

Но он не знал, что это было за совещание! Что там постановили!

Итак, мама прочла ему полторы страницы после совещания. А он, болтая ногами, наивно воображал, что так и будет дальше продолжаться. Но когда мама остановилась на самом интересном месте, он опять заволновался.

А когда она протянула ему книгу, он ещё больше заволновался.

Он сразу предложил:

— Давай я тебе, мамочка, вымою посуду.

И он побежал мыть посуду.

Он побежал к отцу.

Отец строго сказал, чтобы он никогда больше не обращался к нему с такими просьбами.

Он сунул книгу бабушке, но она зевнула и выронила её из рук. Он поднял с пола книгу и опять отдал бабушке. Но она опять выронила её из рук. Нет, раньше она никогда так быстро не засыпала в своём кресле! «Действительно ли, — думал Гога, — она спит или ей на совещании поручили притворяться? » Гога дёргал её, тормошил, но бабушка и не думала просыпаться.

В отчаянии он сел на пол и стал рассматривать картинки. Но по картинкам трудно было понять, что там дальше происходит.

Он принёс книгу в класс. Но одноклассники отказывались ему читать. Даже мало того: Маша тут же ушла, а Гриша вызывающе полез под парту.

Гога пристал к старшекласснику, но тот щёлкнул его по носу и засмеялся.

Вот что значит домашнее совещание!

Вот что значит общественность!

Он вскорости прочёл всю книгу и много других книг, но по привычке никогда не забывал сходить за хлебом, вымыть пол или посуду.

Вот что интересно!

Виктор Голявкин. В ШКАФУ

Перед уроком я в шкаф залез. Я хотел мяукнуть из шкафа. Подумают, кошка, а это я.

Сидел в шкафу, ждал начала урока и не заметил сам, как уснул.

Просыпаюсь — в классе тихо. Смотрю в щёлочку — никого нет. Толкнул дверь, а она закрыта. Значит, я весь урок проспал. Все домой ушли, и меня в шкафу заперли.

Душно в шкафу и темно, как ночью. Мне стало страшно, я стал кричать:

— Э-э-э! Я в шкафу! Помогите!

Прислушался — тишина кругом.

— О! Товарищи! Я в шкафу сижу!

Слышу чьи-то шаги. Идёт кто-то.

— Кто здесь горланит?

Я сразу узнал тётю Нюшу, уборщицу.

Я обрадовался, кричу:

— Тётя Нюша, я здесь!

— Где ты, родименький?

— В шкафу я! В шкафу!

— Как же ты, милый, туда забрался?

— Я в шкафу, бабуся!

— Так уж слышу, что ты в шкафу. Так чего ты хочешь?

— Меня заперли в шкаф. Ой, бабуся!

Ушла тётя Нюша. Опять тишина. Наверное, за ключом ушла.

Пал Палыч постучал в шкаф пальцем.

— Там нет никого, — сказал Пал Палыч.

— Как же нет. Есть, — сказала тётя Нюша.

— Ну где же он? — сказал Пал Палыч и постучал ещё раз по шкафу.

Я испугался, что все уйдут, я останусь в шкафу, и изо всех сил крикнул:

— Я здесь!

— Кто ты? — спросил Пал Палыч.

— Я... Цыпкин...

— Зачем ты туда забрался, Цыпкин?

— Меня заперли... Я не забрался...

— Гм... Его заперли! А он не забрался! Видали? Какие волшебники в нашей школе! Они не забираются в шкаф, в то время как их запирают в шкафу. Чудес не бывает, слышишь, Цыпкин?

— Слышу...

— Ты давно там сидишь? — спросил Пал Палыч.

— Не знаю...

— Найдите ключ, — сказал Пал Палыч. — Быстро.

Тётя Нюша пошла за ключом, а Пал Палыч остался. Он сел рядом на стул и стал ждать. Я видел сквозь

щёлку его лицо. Он был очень сердитый. Он закурил и сказал:

— Ну! Вот до чего доводит шалость. Ты мне честно скажи: почему ты в шкафу?

Мне очень хотелось исчезнуть из шкафа. Откроют шкаф, а меня там нет. Как будто бы я там и не был. Меня спросят: «Ты был в шкафу?» Я скажу: «Не был». Мне скажут: «А кто там был?» Я скажу: «Не знаю».

Но ведь так только в сказках бывает! Наверняка завтра маму вызовут... Ваш сын, скажут, в шкаф залез, все уроки там спал, и всё такое... как будто мне тут удобно спать! Ноги ломит, спина болит. Одно мученье! Что было мне отвечать?

Я молчал.

— Ты живой там? — спросил Пал Палыч.

— Живой...

— Ну сиди, скоро откроют...

— Я сижу...

— Так... — сказал Пал Палыч. — Так ты ответишь мне, почему ты залез в этот шкаф?

— Кто? Цыпкин? В шкафу? Почему?

Мне опять захотелось исчезнуть.

Директор спросил:

— Цыпкин, ты?

Я тяжело вздохнул. Я просто уже не мог отвечать.

Тётя Нюша сказала:

— Ключ унёс староста класса.

— Взломайте дверь, — сказал директор.

Я почувствовал, как ломают дверь, — шкаф затрясся, я стукнулся больно лбом. Я боялся, что шкаф упадёт, и заплакал. Руками упёрся в стенки шкафа, и, когда дверь поддалась и открылась, я продолжал точно так же стоять.

— Ну, выходи, — сказал директор. — И объясни нам, что это значит.

Я не двинулся с места. Мне было страшно.

— Почему он стоит? — спросил директор.

Меня вытащили из шкафа.

Я всё время молчал.

Я не знал, что сказать.

Я хотел ведь только мяукнуть. Но как я сказал бы об этом...

Перемена – это небольшой перерыв между уроками. Она создана для того, чтобы ученики и учителя могли отдохнуть, пообедать восстановить силы и­ могли переключиться на другой предмет.

Все ученики очень любят перемены и иногда на особо скучных уроках считают минуты до начала перемены, чтоб отдохнуть и немного повеселиться. На перемене можно что-то обсудить со своими друзьями, проветрится.

В нашей школе обычно перемены длятся десять минут, но есть две длинные, одна длится пятнадцать минут, а другая двадцать минут. На переменах мы переходим из одного кабинета в другой, на другой урок, а потом идем отдыхать. Ранней осенью, когда еще тепло, или весной, когда уже тепло, можно проводить перемены на улице, наслаждаясь последними теплыми лучами солнца. Мы выходим на улицу, болтаем о том, о сем, дурачимся, в общем, делаем то, что на уроках нельзя. Зимой мы редко выходим в школьный двор, только когда выпадает много снега, мы играем в снежки и играем с одноклассниками в салки по снегу – это очень весело. На больших переменах мы идем в столовую обедать или в библиотеку за книгами. Некоторые делают домашнее задание, которые задали на следующий день, чтоб не терять время зря, а некоторые списывают домашнее задание на следующий урок, потому что дома не выполнили, бывает и такое. Во время перемены школа наполняется большим количеством звуков: грохотом, хохотом, криком, пением. Малыши куда-то мчатся, врезаясь в высоких старшеклассников, которые объясняют им, что нельзя бегать по школе. Хотя и сами иногда нарушают это правило, поэтому в нашей школе организованно дежурство учителей и учеников старших классов. Они стоят в коридорах на переменах и делают замечания нарушителям. Таким образом, учеников приучают к ответственности и дисциплине. Особо «отличившихся» учеников объявляют на линейке в конце рабочей недели, чтоб им было стыдно.­

Звонок. Звонки-то у нас в школе особые – музыкальные. Не обычное, сверлящее мозг «дз-з-з-з-з-зинь-нь!», а разные популярные мелодии. Например, «От улыбки станет всем светлей». Само собой, в электронном кукольно-писклявом варианте. Кое-кто из третьеклассников начинает подпевать. Не без игривого веселья, конечно: звонок-то на перемену.

– У кого это там урок пения начался? – с будничной формальной строгостью осведомляюсь я.

– Это у Кирилла! У Кирилла! – оживляются ябедники.

Смущенный Кирилл глядит на меня с настороженной улыбкой. Рассердится Михал Михалыч или нет? Внезапно, с какой-то пугающей удалью, он вскакивает и кричит, выбрасывая к потолку сжатые кулачки:

– Перемена! Перемена! Перемена!

– Психованный! – неодобрительно бормочет умница-отличница Юля с первой парты.

– А ну сядь! – рявкаю я. Кирилл плюхается на место с глазами, в которых догорает восторг от собственного бесстрашия.

– Урок заканчивается, когда скажет учитель, – отчеканиваю я одну из пошлейших школьных формул. – Что за выходки? Или внезапно решил схватить двойку? Напоследок?..

Томительнейшая пауза. Притихший класс ожидает, чем разрешится эта полускандальная ситуация. А мне, по большому счету, все равно. Сам хочу поскорей на перемену: до смерти курить охота. Да и вообще нет вдохновения отчитывать симпатичного, в сущности, мальчишку со смышленой мордочкой. У Кирилла черные вихры, вечно всклокоченные, острый, вздернутый нос, черные глаза – бесхитростно-лукавые, откровенно плутовские… Но куда денешься? Ритуал нельзя нарушать – уважение ребят рухнет. Наверное.

– Вот еще один такой… Еще одна подобная… выходка, – говорю я, – и ты у меня опять запоешь… Но уже по-другому.

Доносится почтительное хихиканье тех, кто оценил мой угрюмый каламбур. Н-ну-с, остается сделать завершающий штрих – и в курилку.

– Все свободны, – вставая, произношу я. – И ты, Кирилл, тоже… пока…

– Пока! – радостно отзывается Кирилл и делает мне ручкой. Теперь уже засмеялся весь класс.

– Что значит – пока? – задохнулся я от ярости.

Вконец запутавшийся парень ошалело прижимает к животу ранец: он уже решил, что конфликт исчерпан, стал сгребать вещички, а тут – опять.

– Михал Михалыч сказал, что ты «свободен пока», – втолковывает ему добродушный Митрохин.

– А-а-а, – врубается Кирилл, – а я думал вы попрощались со мной…

– Прощаюсь. Но ненадолго, – пригрозил я напоследок.

В коридоре оживление. Две малышки несутся куда-то с рулонами бумаги в руках. На бегу они смешно выворачивают худенькие ножки. Известный хулиган Прокудин, пробегая мимо стенда с портретом Пушкина, подпрыгивает и с хищным рычанием пытается захватить в горсть ясный лик великого поэта. Осквернитель святыни тут же попадается. Пожилая, подсушенная многолетним стажем работы в школе Анастасия Викентьевна вцепилась ему в плечо.

– Эт-то что такое?! Эт-то что такое, я тебя спрашиваю?!.. Руки чешутся, да? Не можешь не нашкодить, да?

– Что случилось? – спрашивает рослая и унылая англичанка Ирина Анатольевна.

– Пушкин нам помешал, Ирина Анатольевна! – отзывается Анастасия Викентьевна, не ослабляя ястребиной хватки. – Пушкину только что по морде смазал…

– Проку-у-удин, – уныло пропела англичанка, – разве так можно?

Слава Богу, тут и без меня разберутся. Ныряю в учительскую, успевая подумать: «Эх, жалко Анастасии Викентьевне Дантес в руки не попался…».

Учительская. Магнитная доска с приказами и объявлениями. За столом проверяет диктанты молоденькая, источающая студенческий аромат Татьяна Александровна, Таня. Припав к белому айсбергу холодильника, спит глубоким сном полярника физрук Горохов. Проходя в подсобку, где разрешается курить, успеваю обменяться с Таней улыбками по адресу спящего физрука. Он немолод, дома не дает выспаться шестимесячный внук, да и сколько можно бодрствовать, в конце концов?

В подсобке пока никого. Плотнее прикрыть дверь – а то начнется: «Опять дымом тянет! Да что же у нас за курильщики такие!». Вынимаю портсигар, падаю в кресло. Затягиваюсь. Поплыл дым. Поплыли такие же бесформенные мысли. Взгляд механически уходит к окну, за которым нет ничего интересного. В раковину с тикающим звуком часов падают капли из крана…

– Ага, Михмих уже здесь!

Это вошла завуч по воспитательной работе Алла Владимировна. (Гос-споди! сколько же имен-отчеств приходится запоминать!) Она почти молода, энергична, решительна, носит гитлеровскую челку, курит, питает пристрастие к мини-юбкам. И вечно чего-то от меня хочет…

Завуч вошла не одна, за ней, как облако пара с мороза, вплыла тихая, дымчато-расплывчатая англичанка Ирина Анатольевна. Последняя молча опустилась на кушетку, закурила. Показалось – туман лег на болото. А Алла Владимировна села напротив меня, щелкнула зажигалкой, выдохнула вместе с дымом:

– Вы-то мне и нужны, Михмих.

Я, кажется, забыл представиться. Михал Михалыч, учитель рисования в начальной школе. Тридцать восемь лет. Прозвище – Михмих. Очень приятно.

Алла Владимировна выдерживает паузу. Смотрит в глаза, прикидывая, велики ли у нее сегодня шансы добиться от меня чего-нибудь.

– Скажите, вы готовы совершить подвиг?

Я насторожился. Опасливо прищурился.

– Нельзя ли поконкретнее, Алла Владимировна?

– Хотите конкретнее? – беглая затяжка, выдох по-дамски тонкой струйкой дыма. – Надо закрыть собой амбразуру. Нужен настоящий герой. Мы решили – вы наша последняя надежда. Готовы к подвигу?

– Алла Владимировна…

– Хорошо, я скажу прямо. Надеюсь, вы помните, что у нас школа имени… кого?

– Чехова, – говорю, – Антона Павловича.

– Так. Это вы помните. Уже хорошо. На юбилее школы будут разные мероприятия. Старшие классы репетируют спектакль по юмористическим чеховским рассказам. Средняя школа готовится к викторине «Сквозь волшебное пенсне»…

– Что-что? – изумился я.

– «Сквозь волшебное пенсне». Ну, это значит – «глазами Чехова». Взгляд на мир через призму чеховского творчества. То есть…

– Понял, понял. А почему пенсе – волшебное?

Завуч по воспитательной работе помрачнела.

– Н-ну потому… Я же сказала: взгляд Чехова на мир. Образ такой, понимаете? Чехов носил пенсне… Короче, не будем придираться к словам. Название утверждено, зафиксировано в документах. Директор поставил подпись. Это мы обсуждать не будем.

Я развожу руками, соглашаясь.

– Началка тоже должна что-то показать. Принять участие в юбилейных торжествах. Мы придумали программу вечера «Чехов и дети». Сценарий я вам потом дам. Там будет конкурс чтецов – кто лучше прочитает фрагменты из «Каштанки». Потом викторина «Вспоминаем Чехова» по рассказам «Ванька», «Детвора», «Мальчики». Кто-нибудь из ребят расскажет биографию Чехова…

– Извините, Алла Владимировна, но я пока не понимаю, какую амбразуру я должен закрыть.

– Объясняю. Нужен ведущий для чеховского вечера. Причем не просто объявляющий выступления, а попутно сообщающий что-то о жизни Антон Палыча, цитирующий его дневники, письма… в общем, нужен ведущий и одновременно исполнитель роли Чехова. Ведущий – Чехов, одним словом.

Помолчали. Она с тревожной ухмылкой. Я с кислой гримасой. Самый прикол, как говорят молодые, в том, что я внешне действительно смахиваю на Чехова: бородка, очки с цепочкой… Но, представив себе, как я выхожу на сцену и говорю: «Добрый вечер, я – Антон Павлович Чехов», я внутренне содрогаюсь.

– Ну вы же так похожи на Чехова! – с пронзительным учительским взвизгом восклицает завуч по воспитательной работе Алла Владимировна.

– Хорошо, что не на Маяковского, – проворчал я, – а то вы бы меня заставили застрелиться на очередном юбилейном вечере.

Англичанка, доселе молчавшая, прыснула в своем углу, поперхнулась дымом, закашлялась.

– Да ладно вам! – воскликнула завуч, ободренная моим, хоть и мрачноватым, но все же шутливым тоном. – Выдумали тоже – застрелиться! Не бойтесь, все нормально будет. Текст можете не учить, по бумажке прочитаете. И с ребятами у вас хороший контакт, – при вас они особо не расшумятся. Вы и одернуть можете наиболее опасных…

Англичанка Ирина Анатольевна вдруг завалилась на бок, затряслась в беззвучном хохоте.

– Ты чего, Ир? – удивилась Алла Владимировна.

– Я… я представила… – слова англичанки с трудом просачивались сквозь смех, из глаз каплями сока ползли слезы. – Я представила, как Михмих… ой, погодите…

– Ну все, завелась, – махнула рукой завуч. Англичанка была тиха, меланхолична, невозмутима, но если уж начинала иногда хохотать – унять ее не могло даже сообщение о том, что школа заминирована.

– Я… простите, Михал Михалыч, – борясь с удушьем, объясняла Ирина Анатольевна. – Я представила, как вы… в роли Чехова… кричите на вечере: «Прокудин, ты ищешь неприятностей?!».

Алла Владимировна фыркнула. Я же реагировал мудрой чеховской усмешкой. Потом сказал:

– Дайте хоть подумать пару дней.

– Время! Время поджимает, драгоценный наш Михмих! соглашайтесь. Миш, – она перешла на «ты» и даже как-то многообещающе выпятила бюст, – не подводи школу. Ты что думаешь, почему весь сыр-бор? На юбилей гостей позвали. Начальство приедет из администрации округа. Ответственнейшее мероприятие! Надо показать товар лицом. А наш товар – русская культура в лице Чехова. Покажем русскую культуру… лицом… Чехова…

Запуталась, бедная. На щеках проступил малиновый крап. Я вздыхаю. Я уже был и Лешим в новогоднем спектакле, и конферансье, и экскурсоводом по школе… Пес с ними, изображу и Чехова!

– Ну как, совершите подвиг?

– В человеке, – грустно ответил я, – все должно быть прекрасно…

– Йййесссс! – восторженно прошипела завуч, сделав рукой жест, точно резко потянула за веревку паровозного гудка. Затем сжала мне твердыми ладонями виски и сочно поцеловала в лоб.

– Ой! – вскрикнула англичанка, прекратив, наконец, беззвучные судороги смеха.

Загасил окурок. Глянул на часы. Еще семь минут до звонка на урок. Какой у меня сейчас класс? Ах, да, 4-й «А». Эх-хо-хо-о-о…

Завуч с англичанкой уже обсуждают, от чего у кошек бывает понос.

– Ир, у моей, ты не поверишь, – каждые выходные! Может, потому, что муж целый день дома…

– Ал, а моя – на нервной почве. Вот если по телевизору показывают криминальные новости…

Выхожу из подсобки, набрасываю на плечо лямку моей сумки. Горькое ощущение отчего-то. Не хочется вникать, тем более скоро начнется урок. Настроиться надо.

В учительской новая мизансцена: физрук уже не спит, заполняет журнал со скорбным выражением лица. Тани нет. На столе распахнутая тетрадь с недопроверенным диктантом. Рядом – авторучка и надкусанная шоколадная конфета. На диване шепчутся о чем-то две учительницы. Временами одна из них стукает другую ладонью по колену и говорит: «Опять ты за свое!». И вновь они срастаются головами и шелестят, шелестят…

Изящная, как скрипичный ключ, учительница музыки говорит с кем-то по мобильнику, стоя лицом к окну.

Адажио … Ты не понял, не «продажа», а «а-да-жи-о»…

Выхожу в коридор. Иду к 4-му «А». Слева и справа меня обтекает поток детей. Кто-то хватает меня за полу пиджака.

– Здравствуйте!

Сияющее ясноглазое мальчишеское лицо смотрит на меня снизу вверх, расплывается в улыбке.

– Здравствуй, Костя.

Убедившись, что я помню его имя, Костя блаженно закатывает глаза и уплывает куда-то с вереницей семенящих одноклассников.

Мельтешение детских головок. Приветственный кивок от школьного психолога Марианны, женщины закрытой, задумчивой, в темном свитере с воротником до нижней губы. Какой-то перезвон в голове и мысли о том, как я выйду на сцену в роли Чехова…

4-й «А». Половина ребят возится в коридоре, половина околачивается в классе. Кто-то здоровается со мной, кто-то нет. Сажусь за стол, вытаскиваю свои альбомы и тетради. Сегодня продолжаем иллюстрирование «Острова сокровищ». Я помню, на чем мы остановились. Знаю, что будем рисовать сегодня. Однако раскрываю свой «серьезный» учительский блокнот и притворяюсь, что обдумываю нечто важное, связанное с уроком. Зачем притворяюсь? Все просто. Кажется глупым сидеть без дела и таращить глаза на учеников. Они должны понимать, какой я занятой, вдумчивый и значительный человек. Не хочу, чтобы они видели меня праздно глазеющим по сторонам. Все просто.

Пара разудалых приятелей Вовка и Русик, обнявшись, приближаются ко мне.

– А чего сегодня рисовать будем?

– Начнется урок – узнаете, – говорю я с традиционной порцией учительского льда в голосе.

– Пиратов опять будем рисовать? – продолжает интересоваться бесхитростный белобрысый Русик.

Он, как и я, тоже лицедействует, притворяется. На самом деле он отлично знает, кого будем рисовать. Ему просто приятно хоть немного поболтать со мной приватно перед уроком. Естественное желание сократить дистанцию с учителем. Тоска по живому, без соблюдения субординации, человеческому общению.

– Тебе же сказал Михал Михалыч: начнется урок – узнаешь, – говорит Вовка и, стиснув другу шею, начинает пригибать его к полу.

Это не баловство. Это попытка скрыть смущение. Уж больно волнующе стоять рядом со мной, таким большим, интригующе бородатым, пахнущим табаком дядькой.

И вот Русик уже на полу, и красный от избытка противоречивых чувств Вовка садится на него сверху, и оба по-щенячьи дрыгают ногами.

– А мы уж-же гот-товы, – пыхтят Вовка и Русик, выламывая друг другу руки.

– Я вижу, что вы готовы. Готовы по двойке за поведение получить…. А ну встаньте!!

Вскакивают и выбегают из класса, чтобы продолжить борьбу подальше от меня. Чехов, Чехов… Козел вы, Михал Михалыч, а не Чехов! Не нашлось ни одного теплого, дружеского слова для двух приятелей, которые так к вам душевно расположены! «В человеке все должно быть прекрасно»… Тьфу!

Раздраженный взгляд на часы. До звонка три минуты. Из-за стены доносятся отдельные выкрики. Они выпархивают из обычного изматывающего душу шума, без которого невозможно представить себе перемену.

– Клинко-о-ов! Я тебя догоню-у-у-у!

– Галина Анатольевна! Можно в туалет?

– Нель-зя! Тебе нельзя. Именно Тебе нель-зя!

– 3-й «Б»! Строимся около класса!

– Это кто там у меня опять в туалете свинячит?!

– А мальчишки плюются! А мальчишки плюются!

– Еще раз пихнешь – я на тебя в суд подам!

К моему столу подлетает Настя Бочкова. Обдает меня острейшим запахом шоколада и мандаринов.

– Михал Михалыч, вам нравятся блондинки?

И, не дождавшись ответа, тычет мне под нос идиотически осклабившуюся куклу Барби с торчащими дыбом желтыми волосами.

– Мне не важен цвет волос, – осторожно отвечаю я. – Понимаешь, есть человеческие качества…

– Ага! – перебивает сидящая за партой черненькая Лика Журавлева. – Проспорила? Я же говорила, он любит брюнеток.

– Не ври! – вспыхивает Настя Бочкова, яростно взмахивая тугими русыми косами.

– Ну вот что, – произношу я, медленно поднимаясь с места, – сейчас одна блондинка и одна брюнетка встанут в угол и будут стоять там, пока не поседеют!

Девчонки переглядываются, пробуют улыбаться, прикидывая, шучу я или нет.

Звонок! Наконец-то звонок на урок! Толпа звенящих смехом детей вваливается в класс под мелодию «Не слышны в саду даже шорохи»…

Январь 2009 года

М.НИКОЛАЕВ,
г. Москва

НА ПЕРЕМЕНЕ

Яков Шехтер

Рассказ взят из цикла о реховотской синагоге «Ноам алихот». Действующие в нем лица уже знакомы читателю по предыдущим рассказам. Для тех, кто еще не успел познакомиться с героями, реб Вульф – глава совета синагоги, а Нисим и Акива – члены этого совета.

Кто мне скажет, что такое реальность? – воскликнул реб Вульф, хлопая рукой по столу. – Вот этот стол, – он еще раз стукнул по лакированной коричневой столешнице, словно отбрасывая возможность разночтения. – Он действительно квадратный на четырех ногах или таким представляется? А может, на самом деле он круглый, зеленый и железный?

– И вообще, не стол, а пень, – заметил Нисим. – А ты не реб Вульф, а просто Вульф, волк из леса. И мы не молиться тут собрались, а выть на луну.

– Не нужно утрировать, – поморщился реб Вульф. – У Рамбама написано: «во всем держаться середины». А тебя, Нисим, вечно бросает с одной обочины на другую.

Уже темнело за окнами, отходил еще один, шумный, пронизанный беспощадным средиземноморским зноем день. Несмотря на середину хешвана, жара не выпускала из объятий Землю Израиля. Верхушки старых тополей во дворе синагоги «Ноам алихот» багровели в лучах заходящего солнца, но в самой синагоге царили бархатные сумерки. Только что закончилась дневная молитва – «Минха», и до начала вечерней «Маарив» оставалось каких-нибудь полчаса. Уходить не имело смысла, прихожане разбрелись по большому залу, разбившись на привычные группки, и вполголоса, словно боясь неосторожным возгласом нарушить очарование подступающей темноты, толковали о делах уходящего дня.

Правление синагоги, как обычно, перебралось в малый зал. В нем холодно мерцал белый свет неоновых ламп, и можно было разговаривать в полный голос. На большой перемене между «Минхой» и «Мааривом» всегда тянуло на рассказы об удивительных событиях и странных, будоражащих воображения происшествиях.

– Действительность напоминает мне шуршание сахарного тростника, – неспешно произнес третий член совета Акива, экзотический еврей с острова Свободы. – Его режут, а он только шуршит. Кричать надо, а он шуршит. Даже в последнюю секунду боится показаться вульгарным.

– Это он о Вульфе, – ответил развеселившийся Нисим, указывая подбородком в сторону председателя.

– Что есть молитва, как не крик о помощи? – возразил реб Вульф. – Для крика не обязательно широко раскрывать рот. Безмолвный плач может изменить реальность быстрее, чем рычание. Там, – он оторвал от стола тяжелую ладонь и многозначительно поднял вверх указательный палец, – всегда распахнуты ворота для слез, но не для скандалов.

– Я расскажу вам историю, – продолжил он после короткой паузы, – которая не уходит из моей головы. Собственно, из-за нее я и задал свой первый вопрос.

Несколько лет назад я оказался на цфатском кладбище кабалистов. Но молиться в тот раз мне хотелось на могиле Йосефа Каро, составителя главного свода наших законов. Я, видите ли, – тут реб Вульф скромно потупился, – много лет вместе с покойным раввином Штарком изучал «Шулхан Орух». Пока раввин сидел рядом, все было понятно, но когда после его смерти я попробовал сам разбираться в тонкостях закона, то дело пошло куда хуже. Скажем прямо, не пошло вовсе. И вот я решил помолиться на могиле у автора «Шулхан Оруха» и попросить Небеса о помощи.

Нисим и Акива переглянулись. У обоих мелькнула одна и та же мысль: так вот почему реб Вульф столь упорно отказывается искать преемника покойному раввину! Мы-то думали, будто в нем еще не утихла привязанность любви, а оказывается, он попросту готовит место для себя самого!

– Забегая вперед, замечу, что помощь я не получил, – произнес председатель, словно отвечая на немой вопрос. – Видимо, есть такие области, где помимо небесной поддержки надо еще иметь голову на плечах.

Реб Вульф сокрушенно покачал тем, что, по его мнению, якобы отсутствовало.

– Могила рабби Йосефа Каро расположена почти у подножия горы, а выход с кладбища – у самой вершины. Закончив молиться, я двинулся к выходу и, проходя возле могилы Аризаля, заметил стоявшую отдельно от других женщин немолодую девушку. Стиль ее одежды свидетельствовал о глубокой религиозности, а непокрытая голова – о застарелом девичестве. Была она некрасива: не уродлива, а просто некрасива – какая-то нескладная фигура бочонком, короткие руки, красноватое лицо. Молилась она самозабвенно, и не составляло никакого труда догадаться, о чем были ее просьбы. Я прошел мимо и вдруг пожалел ее, бедняжку, за что-то обреченную на слезы, угасание надежд, холодную, одинокую старость. Вряд ли она сама виновата, видимо, тут наложились грехи предков, прошлые жизни, а впрочем, возможно и ее собственные прегрешения. Кто знает, кто может оценить?!

Я пожалел ее, непонятно почему, пожалел внезапно и остро, да так, словно ее боль и горечь стали на несколько секунд моими собственными. Не останавливаясь, я прошептал несколько слов, короткую молитву, просьбу к Вершителю судеб и Владыке предназначений.

«Властелин мира, – прошептал я, – если есть у меня хоть какая-то заслуга молитвы на святом месте упокоения праведника, пусть она поможет этой девушке найти суженого».

На цфатском кладбище кабалисто

в подъем, как вы знаете, довольно крутой, к тому же на моем правом ботинке развязался шнурок, и я остановился привести его в порядок и попутно перевести дух. Девушка закончила молиться и обогнала меня. Поднималась она быстро, нерастраченная энергия легко вела ее казавшееся неуклюжим тело. Я привел в порядок шнурок и тихонько тащился вслед, опасаясь поскользнуться на гладких камнях, отполированных тысячами подошв. Рассматривать поднимающуюся перед вами женщину неприлично, поэтому все мое внимание сосредоточилось на том, куда поставить ногу.

Вдруг где-то наверху послышались возбужденные голоса. Я поднял голову. Девушка, сияя, обменивалась поцелуями с несколькими женщинами. Их возбужденные голоса отчетливо разносились над охряной сухостью старых могил. Первые же долетевшие слова заставили меня насторожиться. Болтливость наших женщин не нуждается в дополнительном описании и, пока я поднимался, проходил мимо и неспешно отдалялся от девушки, непринужденно болтавшей со знакомыми, я узнал о ее жизни даже больше, чем хотел бы. Впрочем, среди чепухи и конфетной пыли я разобрал главное, то, ради чего она пришла сегодня на кладбище.

Оказывается, этим вечером должны состояться ее «эрусин», долгожданная помолвка, и она пришла поблагодарить Всевышнего за то, что Он услышал ее просьбы и послал ей суженого: самого умного, самого доброго, самого благочестивого человека на свете.

Реб Вульф обвел глазами притихших собеседников.

– И я не могу понять, что же случилось в те минуты на древнем кладбище? Я ошибся, самонадеянно придумав незнакомому человеку несуществующую судьбу, или, – реб Вульф на секунду остановился, – или моя молитва была услышана и Всевышний в мгновение ока изменил реальность, переделав задним числом судьбы многих людей!

– Теперь понятно, почему ты не преуспел в «Шулхан Орухе»! – воскликнул Нисим. – Помощь тебе выделили, а ты ее подарил девушке! Поступок, конечно, благородный – так себя вели галантные кавалеры времен Ренессанса, но что отдал, то отдал.

– Охо-хо, – вздохнул реб Вульф. – Я после того случая не раз и не два к рабби Йосефу возвращался. А толку никакого.

– Ничего себе, никакого! – удивился Нисим. – Девушку замуж выдал – и мало! Может, это самый лучший поступок за всю твою жизнь

– Надеюсь, – тихонько проговорил реб Вульф, – очень надеюсь, что не самый.

– А реальность изменять, – продолжал Нисим, – дело самое обыкновенное. Каждый мой шаг меняет реальность. Вот возьму сейчас и поломаю этот стол, и тут же наступит иная действительность.

– Поломаешь – будешь чинить, – произнес реб Вульф. – А речь идет не об изменении материальной структуры мира, тут мы все большие мастаки ломать и портить, а о куда более тонких трансформациях. Ретроактивное вмешательство в причинно-следственный механизм – не простая штука.

– Простая не простая, а вот какая история со мной произошла, – Нисим, явно подражая реб Вульфу, несколько раз шлепнул ладонями по столешнице. – Дружок есть у меня, Ури. Мы с ним на Суэцком канале, в войну Судного дня, у «Китайской фермы» оборону держали. Там, под огнем египетским, казалось, будто лучше друга нет и не будет, а как война кончилась – разбежались. Разные люди, разные жизни.

Н-да…. И понесла его нелегкая в Майами, красивого хлеба искать. А жизнь во Флориде действительно распрекрасная. Богатая, сытая жизнь, и приятель свой кусочек от нее урвал, хоть и работал всего диспетчером в каком-то супере, заказы между поставщиками распределял. Но работал, как видно, честно, а честность в наше время товар редкий и оплачивается хорошо.

А с год назад встречаю нашего командира взвода.

– Помнишь, – спрашивает, – Ури?

– Как не помнить, – говорю, – друзья ж все-таки.

– Рак, – говорит, поймал. – Облучают на всю катушку. Борода уже выпала.

Н-да… Бороду Ури носил роскошную: рыжую и закрученную колечками, тугими, будто из проволоки, и блестевшими, точно надраенная медь. На канале ее сразу заставили сбрить, внимание, сказали, снайперов привлекает. Ну да ничего, потом снова отросла.

– Так вот, – говорит командир, – ни волоска не осталось. И сколько ему вообще осталось, никто не знает. А может, и не осталось уже.

– Вот что, – говорю, – пошли, лечить Ури будем. Есть средство древнее, дедами завещанное. «Лехаим» надо сделать за больного товарища. Не напиться бездумно, а поработать, словно коэн у жертвенника. Со смыслом и значением.

– Я ж не пью, – давай командир отнекиваться. – Ты ведь знаешь, пиво еще туда-сюда, а больше ничего.

– Отставить пиво, – приказываю. – Только арак. Представь, что жизнь товарища в твоей руке. И ты этой самой рукой не поднимешь рюмку?

Н-да…. Поднял, и еще как поднял. Арак нужно пить из морозильника, холод превращает его в тягучий, искрящийся кристалликами бальзам. И употребили мы за скорейшее выздоровление Ури литровую бутылку этого бальзама. Командир держался молодцом. Только под конец бутылки пил уже не за Ури, а за его бороду. Чтоб увидеть ее в былом великолепии и блеске.

Когда он рухнул на диван и отключился, я позвонил его жене. Объяснил, мол, неожиданная встреча боевых друзей, так что ночевать ее муж останется у меня.

Н-да… А через пару дней встречаю другого дружка из взвода.

– Слышал, – спрашиваю, – про Ури?

– Слышал, – говорит. – Рак у него был, облучали бедолагу. Но, слава Всевышнему, – выкарабкался. И борода отросла. Такая же, колечками.

Нисим победоносно посмотрел на реб Вульфа.

– Если это не ретроактивное вмешательство в причинно-следственный механизм, то что, что это тогда?

– Почему ты всегда ищешь объяснений? – вдруг спросил Акива, до сих пор не вымолвивший ни единого слова. – Что за неуемная страсть к препарированию? Весь мир должен быть разрезан, взвешен, обмерен и растолкован. Причем немедленно, в рамках одной беседы. Так не бывает, реальность сложнее нашего представления о ней.

– А как иначе? – недоумевающе спросил Нисим. – Зачем тогда все истории? Приводим примеры, чтоб через них понять правило.

– Я не об этом, – поморщился Акива. – Понимать тоже можно по-разному. Ты пытаешься из любой капли вытянуть всемирный закон. Я же предпочитаю разложить примеры на столе, словно детский пазл, и пристально рассматривать их. Не спеша, не торопясь с объяснениями. И тогда вдруг картинка сама собой сложится в мозгу. Но ярче и красочней, чем поспешная зарисовка.

– Есть и такой способ, – согласился Нисим. – Но иногда он ни к чему. Смотри, сейчас я расскажу историю, которая не требует долгого разглядывания. Закон сам выпрыгивает из нее, как Ренессанс из Средневековья.

Н-да… Это произошло на ашдодском пляже, отдельном пляже для мужчин, во время каникул в ешивах. Два «авреха» из Бней-Брака решили немного развеяться, отдохнуть от непрерывного учения. Погрелись на песочке, зашли в воду. А разговор ведут все о том же, обсуждают незаконченную тему из Талмуда. Проходил мимо третий «аврех», прислушался к разговору.

– Во, – говорит, – неплохо устроились! Вы бы еще стендер сюда притащили. Плавать надо, двигаться. На то он и отпуск, чтобы тело напрячь, а голову отпустить.

Ну, пустились они плавать. Как уж там вышло, не знаю, но один из «аврехим» начал тонуть. Друг его за волосы тянет, не дает на дно уйти, а сам на помощь зовет. Подоспели спасатели, вытащили, давай откачивать. И хоть бедняга под водой пробыл всего ничего, а захлебнуться успел.

Примчалась «скорая», тело к аппарату подключили, начали работать. Врач хлопочет, хлопочет, а санитар, тоже с кипой на голове, подходит ко второму «авреху» и советует тихонечко:

– Вы свидетельство о смерти сразу потребуйте, на месте. Меньше волокиты, и на вскрытие не повезут.

– Какое вскрытие? – бледнеет друг. – Какое свидетельство, он же и утонуть толком не успел!

– Успел, не успел, – говорит санитар, – а сердце остановилось.

Тут и врач подходит с видом сокрушенным и беспомощным.

– Все, – говорит, – в Его руках. А что в моих, я уже перепробовал. Не помогает. Сообщите семье.

Отвернулся «аврех» и, как был в плавках и без шляпы, обратился к Всевышнему.

– Год своей учебы отдаю, – просит, – заслугу целого года учения, только оживи друга.

Проходит несколько секунд, и вдруг – о чудо – утопленник начинает кашлять.

Врач с изменившимся лицом бежит к телу. Санитар вдогонку. Всю аппаратуру прицепляют заново, и через десять минут, «покойник» открывает глаза.

Н-да… И это не россказни, не сказки досужие, это я сам, сам видел. Была тебе одна объективная действительность, как вдруг – р-раз, и совсем другая. И объективная, заметь, ничуть не меньше предыдущей. Так-то вот оно так, – торжествующе заключил Нисим. – А пазлы… Пазлы пусть дети собирают.

Реб Вульф взглянул на часы.

– До вечерней молитвы осталось пятнадцать минут. Одну историю еще рассказать можно.

– Пожалуй, – не спеша, произнес Акива, – я попробую это сделать. Попробую разложить перед вами пазл. – Он иронично посмотрел на Нисима. – А вы уж собирайте, как сумеете.

В стародавние времена жил на Кубе знаменитый раввин. В его роду причудливым образом переплелись мудрецы и книгочеи с удачливыми купцами и любителями дальних странствий. Глава рода за несколько лет до изгнания сумел покинуть Испанию, и не просто покинуть, но и вывезти из нее все богатство. Его потомки, осевшие в Брабанте, вовремя поддержали Вильгельма Оранского, а спустя полвека, получив особые льготы, перебрались на Кубу. Формально раввин считался главой торгового дома этой огромной, богатой и удачливой семьи, но на самом деле предпочитал ни во что не вмешиваться, а провести отведенные ему годы в синагоге над книгами. Именно годы, – повторил Акива,– я не оговорился. Старшие дети в семье, наследники рода, умирали очень рано, самому везучему удалось перевалить за тридцать два года. Раввина, о котором я веду рассказ, звали Овадия, он женился, по обычаю своего рода очень рано и к тридцати годам уже готовил к замужеству старшую дочь. Дальнейшее, – тут Акива остановился и достал из сумочки небольшую тетрадь, в толстом переплете из потрескавшейся коричневой кожи, – пусть расскажет сам раввин. В молодые годы мне довелось работать в гаванском архиве и, перебирая бесконечные папки с документами, я наткнулся на подшивку «Еврейских древностей». Так было написано на коробке, в которой хранились всякого рода бумаги, относящиеся к еврейскому населению Кубы. Среди них я обнаружил письмо раввина Овадии. Я переписал его и снабдил объяснениями. Тогда мне казалось очень важным опубликовать этот документ, но в те времена такой шаг был довольно опасным, а когда времена изменились, мой интерес угас, и письмо так и осталось в старой записной книжке. Вы, – Акива обвел глазами столпившихся вокруг стола прихожан, – его первые слушатели.

Он сосредоточенно полистал тетрадь, разыскивая нужную страницу, поправил очки и принялся читать негромким, чуть скрипучим голосом.

– «Слуге Всевышнего, другу моей души, наставнику и гаону рабби Шабтаю ибн-Атару, раввину Галапагосских островов.

Прежде всего я хотел бы узнать о здоровье достопочтимого раввина, и лишь после этого просить разрешения вручить ему вселяющий трепет рассказ, о котором я прошу не сообщать никому на свете. Спрячьте это письмо подальше от людских глаз, но лучше всего, закончив, искромсайте его так, чтобы ни одна человеческая душа не смогла его увидеть.

Волосы мои побелели, лицо обращено к востоку , а душу наполняет южный ветер . Коридор подходит к концу, уже видна гостеприимно распахнутая дверь во дворец . Смерть появилась в моем окне, и пришло время поведать об истории, случившейся в те далекие дни, когда жизнь, казалось, была завершена.

Все мои предки на протяжении нескольких столетий умирали, едва достигнув порога тридцатилетия. Откуда пришло к нам это проклятие сынов Эли , никто не знает. Я родился в первый день месяца нисан, когда луна в полном ущербе и, видимо, поэтому постоянно ощущал смутное томление, неутоленную жажду. Именно эта жажда заставила просидеть, не разгибаясь, над книгами более двадцати лет и сделала меня тем, кем сделала.

Ко дню своего тридцатилетия я прибыл, словно Мошиах, на белом осле , завершив, насколько это возможно, все свои земные дела. Осталось лишь одно: выбрать из двух кандидатов наиболее достойного жениха для моей старшей дочери. Ей исполнилось пятнадцать, и спустя год она должна была стоять под хупой. Помолвку я хотел сделать лично, успев до того срока, когда угомонится звук мельницы .

Оба жениха учились у меня в ешиве, оба были достойными молодыми людьми, выделяясь из всех прочих утонченностью души и способностями к постижению Закона. Первый принадлежал к известной на Кубе семье земельных арендаторов, второй, превосходивший его памятью и способностью к быстрому схватыванию материала, происходил из португальских геров, бежавших на Кубу, чтобы принять на себя ярмо заповедей.

Впрочем, про обоих я мог засвидетельствовать, что они подобны выбеленной известью яме : каждый мог составить счастье моей дочери, и оба одинаково были близки ее сердцу.

Однако мое предпочтение склон

ялось к первому из кандидатов. Не потому, что во мне существует предубеждение против собирателей колосков , хотя в нашей семье очень тщательно относились к чистоте родословной, а потому лишь, что потомок португальцев казался мне чуть грубее.

Размышляя об этом, я отправился спать в ночь моего тридцатилетия и вдруг провалился в необычайно глубокий сон. Во сне ко мне явился величественный человек с утонченными чертами лица и длинной бородой.

– Что с тобой будет, Овадия? – вопрошал он, укоризненно покачивая головой. – Чем все это кончится?

Я проснулся, обеспокоенный, но, полежав немного, снова заснул. И вновь передо мной явился незнакомец. На сей раз он действовал более решительно. Схватив меня за руку, он почти кричал:

– Почему ты спишь? Почему не взываешь к помощи Небес?

Я вскочил с постели весь в поту и долго не мог успокоиться. Только через час, разобрав страницу Талмуда и отвлекшись от сновидения, мне удалось прийти в себя. Осторожно улегшись в постель, я прикрыл глаза.

Незнакомец возник сразу после того, как опустились веки. Рядом с ним стояли два спутника, и хоть выглядели они весьма сурово, но говорили спокойно и вразумительно.

– Это не сон, – сказал один из них. – Это истинное видение.

– Посмотри на меня, Овадия, – произнес незнакомец. – Посмотри внимательно.

Я посмотрел и вдруг понял, что передо мной основатель нашего рода. Как и откуда пришло ко мне это понимание – не знаю, ведь его портрет не сохранился. Видимо, когда человек падает в яму , с Небес протягивают ему помощь, открывая закрытое.

– Ты пришел, чтобы возвестить о моей смерти? – спросил я, содрогаясь от ужаса.

– Нет, – покачал головой предок, – хоть она и близка. Но ты можешь ее избежать.

– Как, скажи как!

– Я не могу открыть тебе всего, Будущий мир и ваш разделены преградой, и не в моих силах разрушить стену. Я могу только намекнуть – «Бава Кама» .

– «Бава Кама»?

– Да, «Бава Кама». Постара

йся понять, о чем идет речь. Уже много лет я прихожу во сне к моим потомкам, но ни один из них не смог догадаться. В этом истинная причина их ранней смерти. Подумай, подумай хорошенько!

Тут я набрался смелости и попросил его, чтобы он мне все разъяснил. По-видимому, я сказал это громче, чем собирался, и, внезапно проснувшись, обнаружил, что и эта встреча происходила во сне.

Спать я уже не мог. Всю следующую неделю я провел, словно в Судный день , не выходя из синагоги. Мне уже не раз приходилось учить «Бава Кама», но тут я окунулся в трактат до верхушек волос. Рамбам, Рашбам, рабейну Там, Риф, Рош, Райвед крутились перед моими глазами даже в коротких промежутках сна. К следующей субботе я выучил трактат почти наизусть, но ни на йоту не продвинулся в понимании того, о чем намекал мой предок.

Субботнюю молитву я проплакал, накрывшись с головой таллисом, так, чтобы окружающие не видели моих слез. Когда все разошлись по домам на кидуш, я снова открыл «Бава Кама», но через несколько минут заснул, сморенный недельным постом и бессонницей.

И тут мне снова открылся мой предок, на этот раз облаченный в белые одеяния. Я был очень взволнован и пристально вглядывался в его величественное и суровое лицо. Он приблизился и сказал, что слезы, столь щедро пролитые мной во время молитвы, смягчили Высшее Милосердие, и он послан, чтобы объяснить мне, как можно отменить вынесенный приговор.

– Ищи в старых книгах, – сказал он, пристально смотря на меня. – Ищи в старых книгах.

Открыв глаза, я долго размышлял, о каких старых книгах могла идти речь. У нас в семье сохранились манускрипты, вывезенные из Испании, но я еще в детстве прочитал их несколько раз. Трактата «Бава Кама» среди них не было.

После окончания субботы я тщательно перебрал всю библиотеку, но кроме уже знакомых мне книг ничего не обнаружил. О чем же хотел сказать мой предок, какую загадку мне предстоит разрешить?

Я не мог ни есть, ни спать, ни заниматься учебой. «Старые книги, старые книги», – вертелось в моей голове. Пятикнижие, Талмуд, раввинские респонсы вполне соответствовали этому определению. Сбитый с толку и раздосадованный, я пошел спать.

Предок поджидал меня сразу за порогом сна. Его лицо излучало свет, и он снова был одет во все белое.

– Сколько времени ты будешь обременять меня своей судьбой?! – сердито спросил он.

Я хотел объяснить ему, что не представляю, в чем дело, но не смог, и заплакал. Слезы текли из моих глаз обильно и долго, и все это время предок молчал, сурово глядя на меня. Наконец мне удалось выдавить несколько жалких слов объяснения, и от них я зарыдал так сильно, что проснулся.

Не знаю почему, но мне показалось, будто решение загадки совсем близко. Я вскочил с постели, вымыл руки и поспешил в библиотеку. Подойдя к громадному книжному шкафу, я остановился, словно Моше перед кустом . Догадка осенила меня внезапно, точно вложенная кем-то извне.

Дела нашего торгового дома велись очень тщательно. Это была традиция, подкрепленная Законом. Все доходы и расходы скрупулезно вносились в гроссбухи, в конце каждой страницы вписывался отчет, а сами страницы были пронумерованы и сшиты так, чтобы нельзя было ни вытащить, ни переменить. Иногда я перелистывал эти гроссбухи, дивясь на разные почерки разных людей, ведших записи на протяжении многих десятков лет. В мои обязанности главы торгового дома входила тщательная еженедельная инспекция этих записей, но я полностью полагался на управляющего и переложил на него и эту заботу.

Стоя перед шкафом, я вдруг сообразил, что гроссбухи тоже называются книгами и имеют непосредственное отношение к «Бава Кама». Едва дождавшись утра, я поспешил в контору. Управляющий был весьма удивлен моим ранним приходом. Еще больше удивила его просьба показать гроссбухи.

Распахнув двери старинного шкафа, в котором хранились отчеты за многие десятилетия, я дрожащими руками вытащил самую первую книгу. На каждой странице красовалась подпись основателя нашего рода, и начиналась книга еще в Испании. Как видно, предыдущие книги он не смог или не сумел вывезти.

Я уселся за стол, раскрыл гроссбух и принялся за тщательное изучение, исследуя каждую запись с таким тщанием, словно передо мной лежал «Хошен Мишпат» . Страницы были мелко испещрены записями о разного рода финансовых операциях. Разобраться, кто, кому, сколько и на каких условиях продал, купил или ссудил, было невозможно, я совершенно не представлял, о каких товарах и сделках идет речь. Но меня это не смущало, где-то в глубине царила абсолютная уверенность, что я сразу узнаю искомое.

Спустя полчаса я обнаружил отметку о ссуде, полученной моим предком от португальского богача. В отличие от всех других записей сумма была обведена красными чернилами. Я принялся перелистывать книгу, но нигде не обнаружил ничего похожего. Красные чернила больше не появлялись. Следовательно, подумал я, они должны что-то означать.

В каком случае, продолжал я размышлять, выделяют запись о ссуде? Только в одном – если ее забыли или не смогли вернуть.

Обнаружить это было легче легкого. Я пролистал все гроссбухи на пятьдесят лет вперед и нигде не обнаружил записи о возврате долга португальцу. Значит, мы остались должны. Но сколько сегодня придется заплатить мне, прямому наследнику должника, если удастся отыскать потомков богача?

Перечитав условия, я ужаснулся. За минувшие столетия сравнительно небольшая сумма превратилась в целое состояние. Ее возврат не разорит наш торговый дом, но сильно пошатнет его устойчивость. Да и кому возвращать, где отыскать наследников португальского богатея? Сколько лет прошло, сколько войн пронеслось над Португалией!

Эти мысли не оставляли меня до вечера. Укладываясь в постель, я точно знал, что предок уже поджидает меня за смутной границей сна. И не ошибся!

Вид его был суров: брови насуплены, кожа над переносицей собралась в морщины.

– И ты еще медлишь! – вскричал, завидев меня. – Ты раздумываешь? Немедленно просыпайся и рассылай посланцев во все концы Португалии.

– Может быть, – робко попросил я, – стоит подождать до рассвета? Нехорошо будить людей в столь неурочное время.

– Корабль на Лиссабон отплывет из Гаваны в шесть часов утра. Следующий придет только через месяц. И кроме того, – он слегка смягчил голос и посмотрел на меня с нескрываемой гордостью, – ты должен был умереть этой ночью. Твоя проницательность отсрочила приговор: тебе подарили полгода. Если долг не будет возвращен, приговор вступит в силу, и все пойдет по заведенному кругу. Другой мой праправнук, способный разгадать тайну, родится только через тридцать шесть лет.

Так я и поступил. Все дела, в том числе и свадьбу дочери, я отложил до завершения вопроса. Спустя три месяца посланцы вернулись. Трое с пустыми руками, двое с обрывками сведений, а один с радостной вестью: потомки давно разорившихся португальских богачей двадцать лет назад переселились на Кубу.

Дальнейшие поиски не составили трудов и, к своему величайшему изумлению, я узнал, что один из женихов моей дочери, сын португальских геров, и есть тот, кому необходимо вручить долг.

В первый же день после свадьбы я отвел зятя в свой кабинет и без лишних слов вручил ему сумму, в точности соответствующую величине долга. Молодой муж, удивленный и обрадованный столь щедрым приданым, не знал, как благодарить, а я помалкивал, не желая до поры до времени придавать гласности эту удивительную историю.

Предка своего я больше не видел, очевидно, мои действия оказались правильными, и порукой тому тот преклонный возраст, до которого я дожил благодаря помощи Всевышнего.

Воздух Кубы напоен суевериями, возможно, виной тому сама почва, пропитанная тысячелетним идолопоклонством туземных племен. Даже в еврейской среде постоянно крутятся нелепые россказни о духах, нечистой силе, бесах, демонах и прочей ерунде. Поэтому я так и не решился обнародовать событие, о котором рассказываю вам, спустя столько лет.

Жернова моей мельницы затихают, Всевышний благословил меня, словно Авраама , отца нашего, доброй старостью, и близок день, когда я предстану перед Судом праведным. Будущее меня страшит, беспрестанные сомнения терзают мою душу: был ли я достаточно усерден в изучении Закона и выполнении заповедей? Прошу вас, молитесь о моей доле в Будущем мире, потому, что Б-г благосклонен к вашим молитвам.

Ваш друг, преданный вам душой и сердцем, в слезах пишущий эти строки».

Акива захлопнул тетрадь. Несколько секунд в комнате висело молчание, затем реб Вульф прокашлялся и негромко объявил:

– Чувство реальности подсказывает мне, что наступило время молитвы.

Все шумно поднялись, затопали и столпились у дверей, учтиво пропуская друг друга.

В главном зале уже включили верхний свет. Огромная люстра сверкала и переливалась тысячами острых, перламутровых лучиков. И так хорошо, так радостно было открывать книгу, привычно отыскивая нужную страницу, громко отвечать «Омейн», низко кланяться, ощущая всем телом свое живое, крепкое присутствие на благословенной и доброй земле, что молитву того вечера тотчас подхватили ангелы и немедленно вплели в сияющую корону Всевышнего.

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

Дети пророка Эли, служившего во временном Храме в Шило, вели себя недостой-ным образом, и поэтому их потомки на протяжении многих поколений умирали в ран-нем возрасте.

Осел – «хамор» – созвучно со словом «хомер» – «материя». Обычно под этим подразумевается материальная основа человека, его тело. Восседание на осле означает властвование над страстями, а масть осла, напоминающая выбеленную временем ткань, означает, что Овадии удалось не только подчинить их своей воле, но лишить силы, подобно тому, как лишаются яркости выгоревшие под солнцем краски.

Намек на фразу из книги царя Соломона «Коэлес»: «И закроются ворота на рынке, когда угомонится звук мельницы, и пробудится от щебета птиц, и станут презренны все поющие».

Один из разделов кодекса законов «Шулхан Орух», разбирающий имущественные отношения.

Намек на фразу из Пятикнижия: «И скончался Авраам, умерев в доброй старости, – мудрец, удовлетворенный жизнью».

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.