Русские русисты. Виднейшие Ученые-Русисты (лингвисты) и их работы


Цели : систематизировать знания о выдающихся ученых-русистах, их вкладе в развитие науки о языке; совершенствовать коммуникативные навыки учащихся.

Тип урока : обобщение и систематизация знаний.

Методы :исследовательский, самостоятельная работа, совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Доклады подготовленных учащихся о результатах мини-исследований по теме урока.

Материал для учителя .

Становление и развитие русского языкознания связаны с такими корифеями в области лингвистики, как М. В. Ломоносов, А. X. Востоков, В. И. Даль, А. А. Потебня, А. А. Шахматов, Д. Н. Ушаков, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, С. И. Ожегов, А. А. Реформатский, Л. Ю. Максимов.

Это только немногие, наиболее яркие представители русской науки о языке, каждый из которых сказал собственное слово в лингвистике.

М. В. Ломоносов (1711–1765), образно названный А. С. Пушкиным «первым нашим университетом», был не только великим физиком, вдумчивым естествоиспытателем, но и блестящим поэтом, замечательным филологом. Он создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757 г.). В ней он, исследуя язык, устанавливает грамматические и орфоэпические нормы, причем делает это не умозрительно, а на основе своих наблюдений над живой речью. Он размышляет: «Почему шире, слабее лучше, чем ширее, слабе!» Наблюдает за московским произношением: «Говорят жжался, а не сжался». Подобных этим наблюдений у него тысячи.

Ломоносов первым разработал научную классификацию частей речи.

М. В. Ломоносов создал знаменитую теорию «трех штилей», которая оказалась не выдумкой сухого теоретика, а действенным руководством при создании нового литературного языка.

Язык он разделил на три стиля: высокий, посредственный (средний), низкий .

Высоким стилем предписывалось писать оды, героические поэмы, торжественные «слова о важных материях». Средний стиль был предназначен для языка театральных пьес, сатир, стихотворных дружеских писем. Низкий стиль – стиль комедий, песен, описаний «обыкновенных дел». В нем нельзя было употреблять высокие церковнославянские слова, предпочтение отдавалось собственно русским, подчас простонародным словам. Весь пафос теории Ломоносова, под влиянием которой долгое время находились все крупные деятели XVIII в., заключался в утверждении литературных прав русского языка, в ограничении церковнославянской стихии. Ломоносов своей теорией установил русскую основу литературного языка.

A. X. Востоков (1781–1864) был по натуре человеком независимым и свободным. Эти черты его характера отразились и в его научных трудах, из которых наибольшую славу ему принесли исследования по истории славянских языков. Востоков явился основоположником славянской филологии. Он написал знаменитую «Русскую грамматику» (1831 г.), в ней он осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени. Книга издавалась множество раз, была основной научной грамматикой для своего времени.

B. И. Даль (1801–1872) многое успел сделать в жизни: был морским офицером, прекрасным врачом, путешественником-этнографом, писателем (его псевдоним – Казак Луганский). Его очерки и рассказы В. Г. Белинский назвал «перлами современной русской литературы».

Но больше всего он известен нам как составитель уникального «Толкового словаря живого великорусского языка», работе над которым он отдал 50 лет своей жизни. Словарь, в котором 200 тысяч слов, читается как увлекательнейшая книга. Значения слов Даль толкует образно, метко, наглядно; объяснив слово, раскрывает его значение с помощью народных поговорок, пословиц. Читая такой словарь, узнаешь быт народа, его взгляды, убеждения, стремления.

А. А. Потебня (1835–1891) был выдающимся русским и украинским филологом. Это был необычайно эрудированный ученый. Его основной труд – «Из записок по русской грамматике» в 4-х томах – посвящен сопоставительному анализу украинского и русского языков, истории основных грамматических категорий, сопоставительному изучению синтаксиса восточнославянских языков. Потебня рассматривал язык как составную часть культуры народа, как компонент его духовной жизни, отсюда его интерес и внимание к обрядам, мифам, фольклору славян. Потебню глубоко интересовала связь между языком и мышлением. Этой проблеме он посвятил, будучи еще совсем молодым, свою зрелую, глубоко философскую монографию «Мысль и язык» (1862 г.).

А. А. Шахматов (1864–1920) – один из самых выдающихся филологов на рубеже XIX–XX вв. Его научные интересы были в основном сосредоточены в области истории и диалектологии славянских языков. Он посвятил более двух десятков работ проблеме происхождения восточнославянских языков. В последние годы жизни он читал в Петербургском университете курс синтаксиса русского языка, по рукописным материалам которого был издан знаменитый «Синтаксис русского языка», когда его автора уже не стало. К этому труду восходят многие современные синтаксические теории.

Д. Н. Ушаков (1873–1942) является составителем и редактором одного из самых распространенных толковых словарей, знаменитого «Толкового словаря русского языка», замечательного памятника русского языка первой половины XX в. Этот труд Д. Н. Ушаков создавал уже в зрелом возрасте, будучи известен как ученый-лингвист. Он страстно любил русский язык, прекрасно его знал, был образцовым носителем русской литературной речи. Эта любовь в определенной степени повлияла на характер его научных интересов: больше всего он занимался вопросами орфографии и орфоэпии. Он автор многих учебников и учебных пособий по правописанию. Один только его «Орфографический словарь» выдержал более 30 изданий. Он придавал огромное значение разработке норм правильного произношения, справедливо считая, что единое нормативное литературное произношение – основа речевой культуры, без нее немыслима общая культура человека.

Одним из самых оригинальных лингвистов был А. М. Пешковский (1878–1933). Он много лет работал в московских гимназиях и, желая познакомить своих учеников с настоящей, научной грамматикой, написал остроумную, полную тонких наблюдений монографию «Русский синтаксис в научном освещении» (1914 г.), в которой как будто беседует со своими учениками. Вместе с ними он наблюдает, размышляет, экспериментирует. Пешковский первым показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) не способны выразить значение. Пешковский неустанно и страстно разъяснял, что только сознательное владение грамматикой делает человека по-настоящему грамотным. Он обращал внимание на огромную значимость языковой культуры: «Умение говорить – это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы». Увы, этот урок А. М. Пешковского остался не усвоен многими.

Л. В. Щерба (1880–1944) – известный русский языковед, обладавший обширным кругом научных интересов: он очень многое сделал для теории и практики лексикографии, большое значение придавал изучению живых языков, много работал в области грамматики и лексикологии, изучал малоизвестные славянские наречия. Его работа «О частях речи в русском языке» (1928 г.), в которой он выделил новую часть речи – слова категории состояния, – наглядно показала, какие грамматические явления скрываются за знакомыми для большинства терминами «существительное», «глагол»…

Л. В. Щерба является создателем ленинградской фонологической школы. Он одним из первых обратился к лингвистическому анализу языка художественных произведений. Его перу принадлежат два опыта лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» А. С. Пушкина и «Сосна» М. Ю. Лермонтова. Он воспитал много замечательных лингвистов, среди которых В. В. Виноградов.

В. В. Виноградов (1895–1969). Имя этого выдающегося филолога вошло в историю культуры не только нашей страны, но и всего мира. Труды В. В. Виноградова открыли новую страницу в разных областях науки о русском языке и русской литературе.

Научные интересы ученого были необыкновенно широки. Ему принадлежит заслуга создания двух лингвистических наук: истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Его книги «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова» представляют огромный интерес и для специалиста-филолога, и для начинающего изучать язык студента.

Виноградов очень много сделал для изучения русского языка. Его труд «Русский язык. Грамматическое учение о слове», удостоенный Государственной премии в 1951 г., является настольной книгой каждого лингвиста.

Невозможно переоценить заслуги В. В. Виноградова в области лексикологии, фразеологии. Он создал классификацию типов лексического значения слова и видов фразеологических единиц, которыми пользуются до сих пор в вузовском преподавании. Его этюды по истории отдельных слов составляют увлекательнейшую книгу, читать которую интересно не только специалистам-лексикологам. В. В. Виноградов принадлежит к числу выдающихся деятелей отечественного просвещения. Он преподавал во многих учебных заведениях, воспитал целое поколение русских лингвистов. Он был создателем и в течение 17 лет главным редактором журнала «Вопросы языкознания», с момента образования Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) был ее президентом. Многие зарубежные академии наук избирали В. В. Виноградова своим членом.

С. И. Ожегов (1900–1964) – замечательный русский языковед-лексикограф, известен прежде всего как автор «Словаря русского языка», который имеет сейчас, вероятно, каждая семья и который теперь так и называют: «Ожеговский словарь». Словарь компактен и в то же время достаточно информативен: он содержит более 50 тысяч слов, каждому из них даются толкование, сопроводительные грамматические, стилистические пометы, приводятся иллюстрации употребления слова. Поэтому словарь выдержал более 20 изданий.

С. И. Ожегов был не только прирожденным лексикографом, но и одним из крупнейших историков литературного языка. Его перу принадлежат многочисленные статьи по вопросам культуры речи, об истории слов, о развитии русской лексики на новом этапе развития общества.

А. А. Реформатский (1900–1978) – замечательный ученый-филолог. Он известен всем филологам, потому что нет студента, который бы не учился по его учебнику «Введение в языкознание». А. А. Реформатский был яркой, колоритной личностью. Он прекрасно знал русскую историю и культуру, был тонким ценителем музыки, заядлым шахматистом, писал остроумные стихи, но прежде всего он был лингвистом и во всех своих увлечениях оставался лингвистом: слушая оперную музыку, обращал внимание на особенности произношения, которые требовали лингвистического объяснения; будучи страстным охотником, думая над охотничьими терминами, писал о лингвистической сущности терминов вообще.

Его научные интересы чрезвычайно разнообразны, и работы его посвящены самым разным проблемам языка: фонетике, словообразованию, лексике, теории письма, истории языкознания, соотношению языка и речи. Вместе со своими друзьями – выдающимися лингвистами П. С. Кузнецовым, В. Н. Сидоровым и Р. И. Аванесовым – он явился основателем московской фонологической школы, идеи которой разрабатываются и сегодня. «Мы живем в ужасающий век. Всё прошедшее тянется снова. Но запомните, что Человек начинается там, где Слово», – писал А. А. Реформатский.

Л. Ю. Максимов (1924–1994). Доктор филологических наук, профессор Леонард Юрьевич Максимов был одним из выдающихся языковедов России. По его учебникам учатся миллионы школьников и сотни тысяч студентов. Долгое время он был заведующим кафедрой русского языка Московского государственного педагогического института (теперь университета), руководил творческим семинаром прозаиков на Высших литературных курсах при Литературном институте им. А. М. Горького и в течение 30 лет являлся заместителем редактора журнала «Русский язык в школе». Его научные интересы были широки и разнообразны. Обладая тонким аналитическим умом, он обостренно воспринимал художественное слово, многие его работы посвящены именно анализу языка художественных произведений. Докторская диссертация Л. Ю. Максимова была связана с проблемами синтаксиса сложного предложения. Классификация сложноподчиненных предложений, разработанная Л. Ю. Максимовым в ней, явилась новым этапом в исследовании данного вопроса.

Человек поразительно искренний и необычайно душевно щедрый, Л. Ю. Максимов притягивал к себе всех, кто с ним соприкасался. Десятки аспирантов и сотни студентов Л. Ю. Максимова не только в России, но и за ее пределами с благодарностью вспоминают о нем * .

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Заполнение обобщающей таблицы «Выдающиеся ученые-русисты» по ходу выступлений.

3. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя»: творческая работа «Русский язык в моей жизни».

Становление и развитие лингвистики как науки о языке связано с именами таких ученых, как Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Христофорович Востоков, Владимир Иванович Даль, Александр Афанасьевич Потебня, Алексей Александрович Шахматов, Дмитрий Николаевич Ушаков, Александр Матвеевич Пешковский, Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Сергей Иванович Ожегов, Александр Александрович Реформатский, Леонард Юрьевич Максимов.

С М. В. Ломоносова (1711-1765) началось сер. изучение русского языка. Один из лучших поэтов XVIII в., замеч. филолог, писатель и педагог.,Ломоносов создал первую научную рос. грамматику ("Российская грамматика", 1757). В этой работе ученый определил реч. нормы своего времени и заложил основы стилистики. Устанавливая грам. и орфоэп. правила, Ломоносов исходит из своих собств. наблюдений над живой речью.

Ломоносову принадлежит заслуга в разработке научной классификации частей речи и в создании теории "трех штилей" . Последняя сыграла важную роль при создании нового литер. языка. Ученый разделил язык на три стиля: высокий, посредственный (средний) и низкий . Высокий стиль предназначался для написания од, героич. поэм, торж. "слов о важных материях". Средний - для языка театр. пьес, сатир, стихотв. друж. писем. Низкий стиль - стиль комедий, песен, описаний "обыкн. дел". При его использовании запрещалось употреблять церковнослав. слова, предпочтение отдавалось собственно русским, нередко простонар. словам.

Заслугой другого видного русского языковеда, поэта и переводчика - А. Х. Востокова (1781-1864) - является создание учебных книг по русскому языку, таких как "Сокращенная русская грамматика для употребления в низших учебных заведениях" (1831), кот. переиздавалась 15 раз, и "Русская грамматика... полнее изложенная" (1831 г.), переизд. 11 раз. В "Русской грамматике" ученый осуществил "перебор всего русского языка", рассмотрел его грам. особенности на уровне науки своего времени.

А. А. Потебня (1835-1891) – выд. русский и украинский филолог, при жизни просл. невер. эрудированностью. Будучи совсем молодым, ученый написал монографию "Мысль и язык" (1862), в кот. рассматривалась связь между языком и мышлением. Его осн. труд - "Из записок по русской грамматике" в 4 томах - посвящен сопост. анализу украинского и русского языков, истории осн. грам. категорий, сопост. изучению синтаксиса восточнослав. языков - русского, украинского и белорусского.



А. А. Шахматов (1864-1920) - один из самых выд. филологов рубежа XIX-XX вв. Свои научные интересы он в основном сосредоточил в области истории и диалектологии слав. языков. Шахматов посвятил более 20 работ проблеме происхождения языков восточнослав. группы. В посл. годы жизни он читал в Петербургском университете курс синтаксиса русского языка, по рукоп. материалам кот. после смерти автора был издан знам. "Синтаксис русского языка". К этому труду восходят многие совр. синтакс. теории.

А. М. Пешковский (1878-1933) первым в истории русской лингвистики показал, что интонация является грам. средством, что она помогает там, где другие грам. средства (предлоги, союзы, окончания) неспособны выразить значение. Одной лучших работ Пешковского считается "Русский синтаксис в научном освещении" (1914) - остроумная и полная тонких наблюдений монография, в кот. автор как будто беседует со своими учениками. Вместе с ними он наблюдает, размышляет, экспериментирует, заставляя читателя стать созн. пользователем русского языка.

Л. В. Щерба (1880-1944) – выд. русский языковед и педагог - призывал к наблюдениям над живыми фактами языка и речи, к размышлениям над ними. Его работа "О частях речи в русском языке" (1928), в кот. он выделил новую часть речи - слова категории состояния, - наглядно показала, какие грам. явления скрываются за знакомыми для большинства терминами "существительное" и "глагол".

Щерба - создатель ленингр. Фонолог. школы. Он одним из первых обратился к лингвист. анализу языка худ. произведений. Его перу принадлежат два опыта лингв. толкования стихотворений "Воспоминание" Пушкина и "Сосна" Лермонтова.

В. В. Виноградов (1895-1969) – выд. русский филолог и педагог. Его имя вошло в историю культуры не только нашей страны, но и всего мира. Ему принадлежит заслуга создания двух лингв. наук: истории русского литер. языка и науки о языке худ. литературы. Его книги "Язык Пушкина", "Язык Гоголя", "Стиль Пушкина", "Стиль прозы Лермонтова" представляют огр. интерес и для специалиста-филолога, и для абитуриента.

Значительными являются заслуги Виноградова в области лексикологии и фразеологии. Он создал классификацию типов лекс. значения слова и видов фразеол. единиц, кот. пользуются до сих пор в вузах. Многим Виноградов известен как создатель и главный редактор журнала "Вопросы языкознания", как президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы.

Научное наследие ученого чрезвычайно обширно и разнообразно по проблематике. Им создано более 250 работ. Одно из центр. мест среди них занимает монография "Русский язык. Грамматическое учение о слове". Это самое глуб. исследование морфологии совр. русского языка. Работа удостоена Гос. премии в 1951 г. Многие заруб. академии наук избирали Виноградова своим членом.

А. А. Реформатский (1900-1978) – замеч. ученый-филолог. Известность в широких кругах он приобрел благодаря знам. учебнику для студентов вузов "Введение в языкознание". Его научные интересы чрезвычайно разнообразны, а работы посвящены разл. проблемам языка: фонетике, словообразованию, лексике, теории письма, истории языкознания, соотношению языка и речи. Вместе с другими выд. лингвистами - Кузнецовым, Сидоровым и Аванесовым - Реформатский явился основателем моск. фонол. школы, идеи кот. разрабатываются и сегодня.

Имена выд. русских лингвистов известны не так, как, например, имена великих физиков. Однако каждый из них внес в науку о языке зам. вклад. Помнить эти имена и знать о теориях и открытиях ученых-русистов - долг любого, даже нач. филолога.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ «РУССКИЙ ЯЗЫК
КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО
ИЗУЧЕНИЯ»
Русистика
Важнейшие ученые-русисты
Подготовила ученица 10 «Б» класса
Батыргареева Карина

Русистика - наука о русском языке, его истоках, истории древней и
новой, о языке его памятников и фольклора; об организующих его частных
системах: о народных говорах, о литературном языке; о строе литературного
языка - звуковом, грамматическом, лексическом, фразеологическом и о смежных
с ним сферах (просторечии и социальных диалектах); о языке русской
художественной литературы; о связях русского языка с другими языками, их
взаимодействиях и взаимовлияниях; об истории изучения русского языка.

Разделы русистики

РАЗДЕЛЫ РУСИСТИКИ
Грамматика -раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования) и
словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис). Совокупность
правил изменения слов и их сочетания в предложения также называется грамматикой. русистика
языкознание ученый
Лексика - совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек
или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и
передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.
Фразеология - раздел лексикологии, посвященный изучению происхождения, функционирования и значения
устойчивых словосочетаний: фразеологизмов или фразеологических единиц Фразеологические единицы
можно разделить на три категории: фразеологические сочетания, фразеологические единства и
фразеологические сращения.
Фонетика - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка.
Графика - прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в
письме, и звуковые значения букв. Совокупность средств письменности, используемых для фиксации
речи. Основными средствами графики являются буквы.
Орфография -раздел лингвистики, изучающий правильность написания слова при письме.
Пунктуация - система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в
письменной речи.
Орфоэпия - наука занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
Словообразование - образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих
содержательные и формальные изменения характеристик слова.
Стилистика - филологическая дисциплина, раздел языкознания, изучающая неодинаковые для разных условий
языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и
композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах
разновидности употребления языка (стили) и их систему.

Ученые-русисты

УЧЕНЫЕ-РУСИСТЫ
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
«Ломоносов был великий человек. Он создал первый
университет. Он, лучше сказать, сам был первым
нашим университетом», - писал о выдающемся
русском просветителе и ученом А.С. Пушкин.
Значительны открытия М.В. Ломоносова в лингвистике.
Опубликованная в 1757 году «Российская
грамматика» М.В.Ломоносова является первым
научным описанием русского языка, в котором
рассмотрены вопросы морфологии, синтаксиса,
словопроизводства, систематизированы
орфографические правила и орфоэпические нормы.
На основе грамматики Ломоносова в начале 70-х
годов XVIII века были созданы первые школьные
учебники русского языка.
Огромна заслуга М.В.Ломоносова в развитии теории
красноречия (риторики). Его «Краткое руководство к
красноречию» стало фактически первой книгой такого
рода, написанной на русском языке.
Оценивая значения трудов М.В.Ломоносова, А.С.Пушкин
писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с
необыкновенною силой понятия, Ломоносов обнял
все отрасли просвещения. Жажда науки была
сильнейшей страстью сей души…Историк, риторик,
механик, химик, минералог, художник и стихотворец,
он все испытал и всё проник…».

Ученые-русисты

УЧЕНЫЕ-РУСИСТЫ
Александр Христофорович Востоков (1781-1864).
В России у истоков сравнительно-исторического
изучения славянских языков стоит Александр
Христофорович Востоков. В труде «Рассуждение
о славянском языке…»(1820) А.Х. Востоков
сопоставил славянские языки и на огромном
фактическом материале установил звуковые
закономерные соответствия между ними как
доказательство их искомой близости, родства.
Научные интересы А.Х. Востокова были необычайно
широки: вслед за М.В.Ломоносовым он создал
научную грамматику; изучал памятники
древней письменности, опубликовал
«Остромирово Евангелие » середины XI века,
сопроводил его лингвистическим
комментарием; изучал диалектную лексику,
редактировал «Опыт областного
великорусского словаря» (1852); занимался
проблемами культуры речи, морфологии;
исследовал русское стихосложение и т.д

Ученые-русисты

УЧЕНЫЕ-РУСИСТЫ
Яков Карлович Грот (1812-1893)
Академик Яков Карлович Грот, талантливый ученыйфилолог, известен прежде всего своими трудами по
упорядочению русского правописания. Им
разработаны также основные принципы составления
словарей.
В 1873 году вышла работа Я.К.Грота «Спорные вопросы
русского правописания от Петра Великого доныне»,
уникальный труд в истории русского языкознания,
заложивший основы научного изучения русского
правописания. В 1885 году Грот составил руководство
«Русское правописание», выдержавшее около 20
изданий и утвержденное как обязательное для
изучения во всех школах России. С выходом в свет
работ Я.К.Грота по правописанию впервые
установилась, по словам академика В.В.Виноградова,
«единая система русского правописания и
устранялись мучительные орфографические
шатания»…
С 80-х годов XIX века начинается новой этап в научной
деятельности Грота- он возглавляет работу по
составлению «Словаря русского языка». Это был
первый нормативный словарь, отразивший,по
утверждению Грота, «общеупотребительный в России
литературный язык в том виде, как он образовался со
времен Ломоносова».

Ученые-русисты

УЧЕНЫЕ-РУСИСТЫ
Алексей Александрович Шахматов(1864-1920)
А.А. Шахматов, великий русский лингвист, внес
огромный вклад в изучение
синтаксиса и истории языка. С ранних лет он
проявил глубокий интерес к проблемам
языкознания. Еще учась в гимназии, он
принимал участие в научных диспутах. Тогда
же была опубликована его первая статья.
Многогранны научные интересы языковеда.
А.А.Шахматов занимался историей и
диалектологией русского и других славянских
языков. Он возглавлял работу по созданию
академического толкового словаря и
комиссию по реформе орфографии. Он,
наконец, выдающийся русский синтаксист.
В книге А.А. Шахматова «Синтаксис русского
языка»,по словам В.В.Виноградова, «впервые
собран колоссальный материал,
характеризующий поразительное
разнообразие синтаксических конструкций
современного русского языка». А.А.Шахматов
первым в истории нашей науки выделил типы
односоставных предложений и описал
особенности их строения. Многие
синтаксические идеи Шахматова до сих пор не
потеряли своей актуальности.

Ученые-русисты

УЧЕНЫЕ-РУСИСТЫ
Дмитрий Николаевич Ушаков (1873-1942)является
автором «Орфографического словаря", которым и
сегодня пользуются ученики.
Особое место среди русских языковедов занимает
В. И. Даль, создатель четырёхтомного «Толкового
словаря живого великорусского языка» (1863-66),
охватывающего огромный массив лексики (около
200 тыс. слов). В этом словаре объединены и
истолкованы как общенародная и областная
лексика, так и лексика литературного языка 19 в.,
подача словарных материалов
(включающих фразеологизмы, пословицы, погово
рки) отражает не только языковедческую
эрудицию, но и глубокую осведомлённость Даля в
самых различных областях русской народной
жизни.
Александр Матвеевич Пешковский (1878-1933) первым
доказал, что интонация является грамматическим
средством, что она помогает там, где другие
грамматические средства (предлоги, союзы,
окончания) не способны выразить значение.
Пешковский неустанно и страстно разъяснял, что
только сознательное владение грамматикой
делает человека по-настоящему грамотным. Он
обращает внимание на огромную значимость
языковой культуры: « Умение говорить-это то
смазочное масло, которое необходимо для всякой
культурно-государственной машины и без
которого она просто остановилась бы»
Владимир Иванович Даль

Ученые-русисты

УЧЕНЫЕ-РУСИСТЫ
В. В. Виноградов был известным и очень плодовитым филологом и языковедом. Он написал книги
«Язык Гоголя», «Язык Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова». Также он создал великий труд «Русский
язык. Грамматическое учение о слове», много преподавал и прославился не только на Родине,
но и за рубежом.
С. И. Ожегов (1900-1964) - замечательный русский языковед-лексикограф, известен прежде всего
как автор «Словаря русского языка», который теперь так и называют: «Ожеговский словарь». Словарь
компактен и в то же время достаточно информативен: он содержит более 50 тысяч слов, каждому из
них даются толкование, сопроводительные грамматические, стилистические пометки, приводятся
иллюстрации употребления слова. Поэтому словарь выдержал более 20 изданий.
А. А. Реформатский (1900-1978) - замечательный ученый-филолог. Он известен всем филологам,
потому что нет студента, который бы не учился по его учебнику «Введение в языкознание».
Его научные интересы чрезвычайно разнообразны, и работы его посвящены самым разным
проблемам языка: фонетике, словообразованию, лексике, теории письма, истории языкознания,
соотношению языка и речи. Вместе со своими друзьями - выдающимися лингвистами П. С.
Кузнецовым, В. Н. Сидоровым и Р. И. Аванесовым - он явился основателем московской
фонологической школы, идеи которой разрабатываются и сегодня. «Мы живем в ужасающий век. Все
прошедшее тянется снова. Но запомните, что Человек начинается там, где Слово», - писал А. А.
Реформатский.

Русистика за рубежом

РУСИСТИКА ЗА РУБЕЖОМ
Изучение языка, литературы и других элементов духовной культуры русского народа за рубежом прошло
несколько этапов развития. Практическое изучение разговорного русского языка в 14-17 вв.
определялось нуждами торговли и дипломатии, от этого периода сохранилось несколько практических
грамматик и главным образом словарей, составленных немцами, французами, скандинавами. В них
содержатся сведения о быте, культуре, воззрениях русских людей. В 18 в. этот интерес усилился - Россия
стала европейской державой. С 19 в. в сферу европейского внимания входит классическая русская
литература, особенно Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.
Первыми среди иностранцев, начавших научное изучение русского языка, были находившиеся на русской
службе Максим Грек (в России с 1518) и Ю. Крижанич, которые изучали язык, работали над переводами
церковных книг и т. п. На рубеже 19-20 вв. все русские университеты имели в своём составе иностранных
студентов, специализировавшихся в области русистики и впоследствии образовавших национальные
школы русистики у себя на родине.уууу
После Октябрьской революции 1917 и особенно после Великой Отечественной войны в связи с тем, что русский
язык стал одним из мировых языков, во многих странах возникла необходимость в профессиональной
подготовке русистов. Русский язык, один из официальных и рабочих языков ООН, важнейший язык науки
и мировых систем коммуникации, занимает 3-е место в мире (после китайского и английского), его
изучают в 1700 университетах 90 государств, а также на курсах, в школах и т. п.; в разной степени
совершенства русский язык знает около полумиллиарда человек.
На основе сложившихся научных традиций и в связи с общественно-политическими требованиями времени
возникли различные национальные школы русистики.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вейделевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области»

Урок-форум в 11 классе

«Выдающиеся ученые-русисты»
(2 часа)

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Ермилова Людмила

Серафимовна

Вейделевка 2010

Цели: знакомство с трудами выдающихся ученых-русистов, их открытиями и исследованиями; помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности русского языка; совершенствовать навыки работы со словарями; развитие компетентностей - совершенствовать устную речь и письменную речь, способствовать достижению успеха в деятельности каждого учащегося.

Оборудование:

мультимедийный проектор, карточки с заданиями,

книжная выставка «От словаря Д.Н.Ушакова к словарю С.И.Ожегова»
Эпиграф:

Без языка человеческое общение невозможно,

а без общения не может быть и общества,

а тем самым и человека.

А.А.Реформатский

Ход урока:


  1. Целеполагание.
Сегодня у нас необычный урок. Мы проводим урок-форум, на котором будут представлены ваши рефераты о выдающихся ученых-русистах. В течение двух уроков мы будем совершенствовать навыки работы со словарями; постараемся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности русского языка. Работая в группах, совершенствуя устную и письменную речь, вы, несомненно, достигнете на нашем форуме определенных успехов.

II. Работа в группах.

Работа со словарями. Сопоставительный анализ словарных статей:

Перед вами толковые словари: В.И.Даля, Д.Н.Ушакова, С.И.Ожегова (в каждой группе 1 словарь). Мы рассмотрим значение слова «язык». Слово это многозначное. Посмотрите в словарях, какие значения есть у этого слова. Назовите эти значения. (Язык народа, нации. Речь, способность говорить).

В каком значении слово «язык» интересует нас сегодня?

Ответы учащихся, работавших со словарной статьей: язык как средство общения, орудие общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

III. Работа над темой урока.

1.Cлово учителя.

Выдающиеся ученые-русисты - люди, посвятившие свою жизнь и свои научные труды изучению русского языка, его структуры, выявлению всех богатств и языковых возможностей.

Становление и развитие лингвистики как науки о языке связано с именами таких ученых, как Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Христофорович Востоков, Владимир Иванович Даль, Измаил Иванович Срезневский, Александр Афанасьевич Потебня, Алексей Александрович Шахматов, Дмитрий Николаевич Ушаков, Александр Матвеевич Пешковский, Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Сергей Иванович Ожегов, Александр Александрович Реформатский, Леонард Юрьевич Максимов (через мультимедийный проектор на экран проецируются портреты ученых-лингвистов).

Приступаем к защите рефератов. (Содержание рефератов излагается конспектно).

1-й ученик.

С Михаила Васильевича. Ломоносова (1711–1765) началось серьезное изучение русского языка. Один из лучших поэтов XVIIIв., замечательный филолог, писатель и педагог, Ломоносов создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757). В этой работе ученый определил речевые нормы своего времени и заложил основы стилистики. Устанавливая грамматические и орфоэпические правила, Ломоносов исходит из своих собственных наблюдений над живой речью.

Ломоносову принадлежит заслуга в разработке научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей». Последняя сыграла важную роль при создании нового литературного языка. Ученый разделил язык на три стиля: высокий, посредственный (средний) и низкий. Высокий стиль предназначался для написания од, героических поэм, торжественных «слов о важных материях». Средний – для языка театральных пьес, сатир, стихотворных дружеских писем. Низкий стиль – стиль комедий, песен, описаний «обыкновенных дел». При его использовании запрещалось употреблять церковнославянские слова, предпочтение отдавалось собственно русским, нередко простонародным словам.

2-й ученик.

Заслугой другого видного русского языковеда, поэта и переводчика – А. Х. Востокова (1781–1864) – является создание учебных книг по русскому языку, таких как «Сокращенная русская грамматика для употребления в низших учебных заведениях» (1831г.), которая переиздавалась 15 раз, и «Русская грамматика… полнее изложенная» (1831г.), переиздававшаяся 11 раз. В «Русской грамматике» ученый осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени.

3-й ученик.

И.И.Срезневский (1812–1880) - филолог, этнограф, академик. Родился в Ярославле в семье профессора словесности. В 1826-1829г.г. учился на философском факультете Харьковского университета, с 1837г. был профессором по кафедре политической экономии и статистики. Одновременно занимался малороссийской литературой, народной поэзией, этнографией. В 1839-1842г.г. путешествовал по Чехии, Моравии, Хорватии, изучая славянские языки, фольклор. По возвращении в Харьков читал курс лекций по истории и литературе славянских наречий. В 1840-е опубликовал статьи «Исторический очерк сербо-лужицкой литературы» (1844), «Обозрение главных черт сродства звуков в наречиях славянских» (1845) и др. В 1846 за диссертацию «Святилища и обряды языческого богослужения славян, по свидетельствам современным и преданиям» получил степень доктора славяно-русской филологии (впервые в России). С 1847 - профессор Петербургского университета, в 1848-1859 - Главного педагогического института. По его инициативе изданы 10 томов «Известий» и 7 томов «Ученых записок» Отдела русского языка и словесности. В 1849г. опубликовал «Мысли об истории русского языка», ставшие программой научных работ нескольких поколений русских филологов. Главным он считал описание памятников, создание областных словарей, изучение народных говоров и современного литературного языка, составление исторического словаря и исторической грамматики с привлечением истории др. славянских языков. Особенно значителен труд Срезневского «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам», над которым он работал всю жизнь.

4-й ученик.

А. А. Потебня (1835–1891) – выдающийся русский и украинский филолог, при жизни прославившийся невероятной эрудированностью. Будучи совсем молодым, ученый написал монографию «Мысль и язык» (1862г.), в которой рассматривалась связь между языком и мышлением. Его основной труд – «Из записок по русской грамматике» в 4 томах – посвящен сопоставительному анализу украинского и русского языков, истории основных грамматических категорий, сопоставительному изучению синтаксиса восточнославянских языков – русского, украинского и белорусского.

5-й ученик.

А. А. Шахматов (1864–1920) – один из самых выдающихся филологов рубежа XIX–XXвв. Свои научные интересы он в основном сосредоточил в области истории и диалектологии славянских языков. А.А.Шахматов посвятил более двух десятков работ проблеме происхождения языков восточнославянской группы. В последние годы жизни он читал в Петербургском университете курс синтаксиса русского языка, по рукописным материалам которого после смерти автора был издан знаменитый «Синтаксис русского языка». К этому труду восходят многие современные синтаксические теории.

6-й ученик.

А. М. Пешковский (1878–1933) первым в истории русской лингвистики показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) неспособны выразить значение. Одной лучших работ А.М.Пешковского считается «Русский синтаксис в научном освещении» (1914г.)– остроумная и полная тонких наблюдений монография, в которой автор как будто беседует со своими учениками. Вместе с ними он наблюдает, размышляет, экспериментирует, заставляя читателя стать сознательным пользователем русского языка.

7-й ученик.

Л. В. Щерба (1880–1944) – выдающийся русский языковед и педагог – призывал к наблюдениям над живыми фактами языка и речи, к размышлениям над ними. Его работа «О частях речи в русском языке» (1928г.), в которой он выделил новую часть речи – слова категории состояния,– наглядно показала, какие грамматические явления скрываются за знакомыми для большинства терминами «существительное» и «глагол».

Л.В.Щерба – создатель ленинградской фонологической школы. Он одним из первых обратился к лингвистическому анализу языка художественных произведений. Его перу принадлежат два опыта лингвистического толкования стихотворений «Воспоминание» Пушкина и «Сосна» Лермонтова.

8-й ученик.

В. В. Виноградов (1895–1969) – выдающийся русский филолог и педагог. Его имя вошло в историю культуры не только нашей страны, но и всего мира. Ему принадлежит заслуга создания двух лингвистических наук: истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Его книги «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова» представляют огромный интерес и для специалиста-филолога, и для абитуриента.

Значительными являются заслуги Виноградова в области лексикологии и фразеологии. Он создал классификацию типов лексического значения слова и видов фразеологических единиц, которыми пользуются до сих пор в вузах. Многим В.В.Виноградов известен как создатель и главный редактор журнала «Вопросы языкознания», как президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Научное наследие ученого чрезвычайно обширно и разнообразно по проблематике. Им создано более 250 работ. Одно из центральных мест среди них занимает монография «Русский язык. Грамматическое учение о слове». Это самое глубокое исследование морфологии современного русского языка. Работа удостоена Государственной премии в 1951г. Многие зарубежные академии наук избирали В.В.Виноградова своим членом.

9-й ученик.

А. А. Реформатский (1900–1978) – замечательный ученый-филолог. Известность в широких кругах он приобрел благодаря знаменитому учебнику для студентов вузов «Введение в языкознание». Его научные интересы чрезвычайно разнообразны, а работы посвящены различным проблемам языка: фонетике, словообразованию, лексике, теории письма, истории языкознания, соотношению языка и речи. Вместе с другими выдающимися лингвистами А.А.Реформатский явился основателем московской фонологической школы, идеи которой разрабатываются и сегодня.

Учитель:


Каждый из названных выдающихся русских лингвистов внес в науку о языке заметный вклад. Помнить эти имена и знать о теориях и открытиях ученых-русистов – долг любого, даже начинающего филолога.

10-й ученик.

С.И.Ожегов (1900–1964) - выдающийся русский ученый-филолог, академик, автор «Толкового словаря». С 1937 года преподавал в московских вузах (МИФЛИ, МГПИ). С 1939 года Ожегов - научный сотрудник Института языка и письменности, Института русского языка, Института языкознания АН СССР. С 1952г. - основатель и первый заведующий сектором культуры речи Института русского языка АН СССР. Один из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940). Автор одного из самых известных и популярных русских словарей - однотомного «Словаря русского языка» (1949г., с исправлениями и обновлениями переиздавался неоднократно, с 1992 - при участии Н. Ю. Шведовой); словарь Ожегова фиксирует современную общеупотребительную лексику, демонстрирует сочетаемость слов и типичные фразеологизмы. Словник словаря Ожегова лёг в основу многих переводных словарей.

Основные труды посвящены русской лексикологии и лексикографии, истории русского литературного языка, социолингвистике, культуре русской речи, языку отдельных писателей (П. А. Плавильщикова, И. А. Крылова, А. Н. Островского) и других.

С 1952 года и до конца жизни С.И.Ожегов возглавлял Сектор, центральным направлением деятельности которого стали изучение и пропаганда родной речи. Он и его сотрудники выступали на радио, консультировали дикторов и театральных работников. Заметки С.И.Ожегова о языке нередко появлялись в периодической печати, он был постоянным участником литературных вечеров в Доме ученых, привлекал к сотрудничеству писателей, деятелей искусства. Тогда же начали выходить под его редакцией и в соавторстве знаменитые словари произносительных норм. Редактор «Орфографического словаря русского языка», словарей-справочников «Русское литературное произношение и ударение», «Правильность русской речи». Основатель и главный редактор научно-популярной серии «Вопросы культуры речи». По инициативе Сергея Ивановича Ожегова в 1958 году в Институте русского языка была создана Справочная служба русского языка, отвечающая на запросы организаций и частных лиц, касающихся правильности русской речи.

С.И.Ожегов был членом Предметной комиссии по русскому языку Министерства просвещения РСФСР, заместителем председателя Комиссии Академии наук по упорядочению написания и произношения иноязычных собственных и географических наименований, членом Орфографической комиссии АН, готовившей «Правила русской орфографии и пунктуации».

IV.Работа в группах

А) Создание художественной миниатюры.

На столах - листочки с высказываниями выдающихся людей о русском языке, в каждой группе по 2 высказывания. Как вы понимаете эти высказывания?

Раздаточный материал.

1.Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью.

А.Н.Толстой

2.Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!

И.С.Тургенев

3.Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры.

А.Куприн


4.Богатство языка есть богатство мыслей.

Н.М.Карамзин

5.Изучать родной язык необходимо... чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей.

Н.Г.Чернышевский

6.Умейте же беречь наш дар бесценный - речь.

И.Бунин


(Чтение работ).

Б) Учитель:

Русский язык – государственный язык Российской Федерации - является средством познания культуры русского народа и культуры всех народов нашей страны. На нем ведутся дипломатические переговоры, это язык, передающий миру достижения нашей науки, техники и культуры. На этом языке ведутся передачи центрального радио и телевидения. На русском языке ведется делопроизводство в большинстве районов и краев России. Кроме того, он один из мировых языков, один из 6 языков, на которых записываются все документы ООН.

Живя в России и являясь носителем языка, каждый из нас обязан правильно и грамотно говорить.

Задание 1.

(Расставьте ударения в словах, которые часто произносятся неправильно). Начать, углубить, премировать, позвонить, оптовый, облегчить, два шага, договор, квартал, приговор, статуя, ходатайство, средство, щавель, шлея, шофер, досуг, лавровый, коротковолновый, взбешенный, брала, брало, брали; белый - бела, бело, белы; введенный - введен, введена, введено, введены.

Задание 2.

Спишите и запомните понравившиеся русские пословицы.

1) В многословии не без пустословия.

2) Говорить не думая - стрелять не целясь.

3) Доброе молчание - чем не ответ.

4) Закон не молитва, крик не беседа.

5) Язык мой - враг мой, прежде ума глаголит.

6) Много крику, мало толку.


Задание 3.

В различных видах словарей зафиксированы все богатства нашего языка. Перечислить. Подберите фразеологизмы к предложенным словосочетаниям.

* Дальний родственник - седьмая вода на киселе.

* Еще молод и неопытен - молоко на губах не обсохло.

* Очень умный - семи пядей во лбу.

* Оказаться в глупом положении - сесть в лужу.

* Ничем не проймешь - как с гуся вода.

* Все нипочем, ничто не страшно - море по колено.

* Бесследно пропасть, исчезнуть - как в воду канул.

* Очень мало - как кот наплакал.

* Всем очевидно, сразу видно - на лбу написано.

* Избежать заслуженной кары - выйти сухим из воды.

* Трудное начало - лиха беда начало.
Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Чаще пользуйтесь словарями. «Словари - это вселенная в алфавитном порядке», - так говорил Вольтер. Их много, и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка. О грамматике написания вы узнаете из орфографического словаря. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов, словарь фразеологизмов. А если вы интересуетесь происхождением слов, то на помощь придет этимологический словарь.

Любите свой родной язык, изучайте и берегите его.


V.Подведение итогов урока-форума.

VI. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос:

Объясните, как вы понимаете русские пословицы:

1. Язык разум открывает.

2. Говорит красиво, да слушать тоскливо.

Используемая литература:

1.А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 2001.

2.А.В.Текучев, Б.Т.Панов. Грамматико-орфографический словарь русского языка. М.: Просвещение,1976.

3.С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка. М.: «Азбуковник», 1999.

4.Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка. М.: Гос.ин-т «Сов. Энцикл.», 1935-1940.

5.В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. М.: изд. «Терра», 1994.

6.З.Е.Александрова. Словарь синонимов русского языка. М.: Изд. «Русский язык», 1975.

Становление и развитие русского языкознания связаны с такими корифеями в области лингвистики, как М. В. Ломоносов, А. X. Востоков, В. И. Даль, А. А. Потебня, А. А. Шахматов, Д. Н. Ушаков, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, С. И. Ожегов, А. А. Реформатский, Л. Ю. Максимов. Это только немногие, наиболее яркие представители русской науки о языке, каждый из которых сказал собственное слово в лингвистике.

М.В.Ломоносов (1711-1765), образно названный А. С. Пушкиным «первым нашим университетом», был не только великим физиком, вдумчивым естествоиспытателем, но и блестящим поэтом, замечательным филологом. Он создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757). В ней он, исследуя , устанавливает грамматические и орфоэпические нормы, причем делает это не умозрительно, а на основе своих наблюдений над живой речью. Он размышляет: «Почему шире, слабее лучше, чем ширее, слабе!» Наблюдает за московским произношением: «Говорят жжался, а не сжался». Подобных этим наблюдений у него тысячи.

Ломоносов первый разработал научную классификацию частей речи. Ломоносов создал знаменитую теорию «трех штилей», которая оказалась не выдумкой сухого теоретика, а действенным руководством при создании нового литературного языка. Язык он разделил на три стиля: высокий, посредственный (средний), низкий. Высоким стилем предписывалось писать оды, героические поэмы, торжественные «слова о важных материях». Средний стиль был предназначен для языка театральных пьес, сатир, стихотворных дружеских писем. Низкий стиль - стиль комедий, песен, описаний «обыкновенных дел». В нем нельзя было употреблять высокие церковнославянские слова, предпочтение отдавалось собственно русским, подчас простонародным словам. Весь пафос теории Ломоносова, под влиянием которой долгое время находились все крупные деятели XVIII в., заключался в утверждении литературных прав русского языка, в ограничении церковнославянской стихии. Ломоносов своей теорией установил русскую основу литературного языка.

A. X. Востоков (1781 -1864) был по натуре человеком независимым и свободным. Эти черты его характера отразились и в его научных трудах, из которых наибольшую славу ему принесли исследования по истории славянских языков. Востоков явился основоположником славянской филологии. Он написал знаменитую «Русскую грамматику» (1831), в ней он осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени. Книга издавалась множество раз, была основной научной грамматикой для своего времени.

B. И. Даль (1801 -1872) многое успел сделать в жизни: был морским офицером, прекрасным врачом, путешественником-этнографом, писателем (его псевдоним Казак Луганский). Его очерки и рассказы В. Г. Белинский назвал «перлами современной русской литературы».

Но больше всего он известен нам как составитель уникального «Толкового словаря живого великорусского языка», работе над которым он отдал 50 лет своей жизни. Словарь, в котором 200 тысяч слов, читается как увлекательнейшая книга. Значения слов Даль толкует образно, метко, наглядно; объяснив слово, раскрывает его значение с помощью народных поговорок, пословиц. Читая такой словарь, узнаешь быт народа, его взгляды, убеждения, стремления.

А. А. Потебня (1835-1891) был выдающимся русским и украинским филологом. Это был необычайно эрудированный ученый. Его основной труд - «Из записок по русской грамматике» в 4 томах - посвящен сопоставительному анализу украинского и русского языков, истории основных грамматических категорий, сопоставительному изучению синтаксиса восточнославянских языков. Потебня рассматривал язык как составную часть культуры народа, как компонент его духовной жизни, и отсюда его интерес и внимание к обрядам, мифам, фольклору славян. Потебню глубоко интересовала связь между языком и мышлением. Этой проблеме он посвятил, будучи еще совсем молодым, свою зрелую, глубоко философскую монографию «Мысль и язык» (1862).

А. А. Шахматов (1864-1920) - один из самых выдающихся филологов на рубеже XIX-XX вв. Его научные интересы были в основном сосредоточены в области истории и диалектологии славянских языков. Он посвятил более двух десятков работ проблеме происхождения восточнославянских языков. В последние годы жизни он читал в Петербургском университете курс синтаксиса русского языка, по рукописным материалам которого был издан знаменитый «Синтаксис русского языка», когда его автора уже не стало. К этому труду восходят многие современные синтаксические теории.

Д. Н. Ушаков (1873-1942) является составителем и редактором одного из самых распространенных толковых словарей, знаменитого «Толкового словаря русского языка», замечательного памятника русского языка первой половины XX в. Этот труд Д. Н. Ушаков создавал уже в зрелом возрасте, будучи известен как ученый-лингвист. Он страстно любил русский язык, прекрасно его знал, был образцовым носителем русской литературной речи. Эта любовь в определенной степени повлияла на его научных интересов: больше всего он занимался вопросами орфографии и орфоэпии. Он автор многих учебников и учебных пособий по правописанию. Один только его «Орфографический словарь» выдержал более 30 изданий. Он придавал огромное значение разработке норм правильного произношения, справедливо считая, что единое, нормативное литературное произношение - основа речевой культуры, без нее немыслима общая культура человека.

Одним из самых оригинальных лингвистов был А. М. Пешковский (1878-1933). Он много лет работал в московских гимназиях и, желая познакомить своих учеников с настоящей, научной грамматикой, написал остроумную, полную тонких наблюдений монографию «Русский синтаксис в научном освещении» (1914), в которой как будто беседует со своими учениками. Вместе с ними он наблюдает, размышляет, экспериментирует. Пешковский первый показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) не способны выразить значение. Пешковский неустанно и страстно разъяснял, что только сознательное владение грамматикой делает человека по-настоящему грамотным. Он обращал внимание на огромную значимость языковой культуры: «Умение говорить - это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы». Увы, этот урок А. М. Пешковского остался не усвоен многими.

Л. В. Щерба (1880-1944) - известный русский языковед, обладавший обширным кругом научных интересов: он очень многое сделал для теории и практики лексикографии, большое значение придавал изучению живых языков, много работал в области грамматики и лексикологии, изучал малоизвестные славянские наречия. Его работа «О частях речи в русском языке» (1928), в которой он выделил новую часть речи - слова категории состояния, - наглядно показала, какие грамматические явления скрываются за знакомыми для большинства терминами «существительное», «глагол»...

Л. В. Щерба является создателем ленинградской фонологической школы. Он одним из первых обратился к лингвистическому анализу языка художественных произведений. Его перу принадлежат два опыта лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина и «Сосна» Лермонтова. Он воспитал много замечательных лингвистов, среди которых В. В. Виноградов.

В. В. Виноградов (1895-1969). Имя этого выдающегося филолога вошло в историю культуры не только нашей страны, но и всего мира. Труды В. В. Виноградова открыли новую страницу в разных областях науки о русском языке и русской литературе.

Научные интересы ученого были необыкновенно широки. Ему принадлежит заслуга создания двух лингвистических наук: истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Его книги «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова» представляют огромный интерес и для специалиста-филолога и для начинающего изучать язык студента.

Виноградов очень много сделал для изучения русского языка. Его труд «Русский язык. Грамматическое учение о слове», удостоенный Государственной премии в 1951 г., является настольной книгой каждого лингвиста.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.