Рибо т хрестоматия по вниманию. Рибо, теодюль

Т. Рибо – французский психолог и философ, родоначальник опытного направления в французской психологии.

Внимание определяется им как умственный моноидеизм - господство одной идеи в сознании, сопровождаемый непроизвольным (естественным) или произвольным (искусственным) приспособлением . Т. Рибо впервые в истории психологии внимания высказывает мысль о социальном, культурном происхождении высших форм внимания – произвольного (культурного, искусственного) внимания. Он пишет: «Как только возникла необходимость в труде, произвольное внимание стало в свою очередь фактором первостепенной важности в этой новой форме борьбы за жизнь. Как только у человека явилась способность отдаваться труду, по существу своему не привлекательному, но необходимому как средство к жизни, явилось на свет и произвольное внимание. Легко доказать, что до возникновения цивилизации произвольное внимание не существовало или появлялось на мгновение, как мимолетное сверкание молнии. Труд составляет наиболее резкую конкретную форму внимания». Рибо заключает: «Произвольное внимание – явление социологическое. Рассматривая его как таковое, мы лучше поймем его генезис и непрочность… Произвольное внимание есть приспособление к условиям высшей социальной жизни».

Эта идея была «подхвачена» Л.С. Выготским и разработана в рамках его культурно-исторической теории.

В описании сущности внимания Т. Рибо подчёркивает исключительность, ограниченность во времени этого состояния, имея в виду то, что оно противоречит основному свойству психической жизни – её изменяемости. Внимание же – есть состояние неподвижное; оно – временная задержка бесконечной смены состояний сознания. Это состояние, в котором одна мысль как бы «стягивает» вокруг себя массу других мыслей; она и является объектом внимания.

Необходимые условия, являющиеся составными элементами внимания (не причина его и не его следствие) – движения. В качестве эпиграфа к своему исследованию Т. Рибо приводит высказывание: «Кто не способен управлять своими мускулами, не способен и ко вниманию». «Без движений - нет внимания!», - восклицает он в другом месте своей статьи. Движения составляют объективную сторону внимания , его субъективная сторона – это отражение в сознании количества и качества мышечных сокращений, органических изменений. Внимание не является чисто духовной деятельностью; оно связано с вполне определёнными физическими условиями, действует через них, от них зависит.

Составные элементы внимания как состояния физического сводятся Т. Рибо к следующим группам:

Явления сосудодвигательные,

Явления дыхательные,

Явления двигательные, служащие для внешнего выражения – т.е. телодвижения.

Основная роль движений в акте внимания состоит в поддержании и усилении данного состояния сознания. Во всех актах внимания участвуют мускульные элементы – «действительные движения или движения в зародышевом состоянии» – «акт двигательный и акт задерживательный».

Произвольное внимание состоит главным образом в задерживании движения. Усилие, которое прилага­ется для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физио­логическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания Рибо связывал с мышечной уста­лостью. Следовательно, секрет произвольного внимания, заключается в способности управлять движениями. Поэтому не слу­чайно данная теория получила название моторной теории внимания.

Произвольное внимание есть продукт искусства, воспитания, дрессировки, увлечения чем-либо. Зарождение произвольного внимания, состоящего в способности удерживать мысль на предметах непривлекательных, может быть вызвано лишь насильственно, под влиянием воспитания – всё равно, исходит ли оно от людей или от вещей.

Т. Рибо исследовал также проблему воспитания произвольного внимания. Развитие произвольности внимания, по его мнению, начинается с опоры на простейшие аффекты (эмоции) ребёнка. То, что само по себе не вызывает у него естественного внимания, ассоциативно связывается с объектами, провоцирующими непроизвольный интерес. В дальнейшем произвольное внимание поддерживается в силу устойчивого навыка, привычки.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Общие представления о внимании

Таблица представления о сущности внимания в психологии автор определение т рибо.. л с выготский внимание в чистом виде не наблюдается внимание субъективное переживание..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Развитие теорий внимания в истории психологии
В классических исследованиях внимания, да и любого психического явления, можно выделить три теоретических подхода: 1) структурный подход – изучает проблему внимания в контексте проб

Внимание как ясность сознания в исследованиях В. Вундта
Основная работа Вундта – «Внимание и сознание». В ней он проводит разграничение понятий «сознание» и «внимание». Центральным понятием для описания многих психических явлени

Представления о внимании в структурной психологии Эдварда Титченера
Хотя Титченер считает себя учеником Вундта, но его мнение по определенным моментам не совпадает с мнением Вундта. 1) Если Вунд отвечает на главный вопрос – внимание существует, то Титченер

Моторная теория волевого внимания Н. Ланге
Приспособительный характер внимания и большое значение моторной (двигательной) активности в процессе внимания подчеркиваются авторами моторных теорий внимания – Т. Рибо и Н.Н. Ланге.

Н.Ф. Добрынин. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности
Николай Федорович Добрынин развивает то направление Т. Рибо, где внимание связывается с активностью личности, с его воспитанием. Для него проблема внимания – это проблема активности субъекта, актив

Л.С. Выготский. Внимание как высшая психическая функция
Вторая линия изучения внимания в развитии, которая также прослеживается от Т. Рибо, - это линия формирования внимания. Два отечественных психолога, Лев Семенович Выготский, а затем и Петр Як

Экспериментальное исследование внимания в рамках культурно-исторического подхода
Можно выделить две группы экспериментов: первая группа посвящена исследованию направленности внимания или селекции; вторая группа – сосредоточенности или удержанию материала в сознании. Дл

Параллелограмм развития внимания
Результаты данного экспериментального исследования были представлены в графической форме, получившей название «параллелограмм развития» (на рисунке приведена его общая конфигурация

Этапы развития внимания
Итоги исследования развития внимания в рамках культурно-исторического подхода, а также более поздние физиологические исследования генезиса внимания позволяют описать последовательность разв

П.Я. Гальперин. Внимание как психическое действие контроля
П.Я. Гальперин вслед за Л.С. Выготским разрабатывал проблему формирования внимания. Оба автора используют единый термин, взятый у французов – интериоризация, как переход средств извне вовнутрь. Л.С

Структура деятельности и внимание
Ранее мы уже рассмотрели две концепции внимания отечественных психологов Н.Ф. Добрынина и П.Я. Гальперина, которые являются представителями деятельностного подхода. В «теор

Теория установки Д. Н. Узнадзе
Стоит рассмотреть теорию, которая связывает внимание с понятием установки. Теория установки предложена Д. Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое во

Внимание как селекция. Исследования Колина Черри
Когнитивная теория внимания началась с эксперимента не психолога, а инженера – акустика Колина Черри в 1953 году. Ему было интересно посмотреть на человека как на радиоприемник и понять, по

Модель «аттенюатора» (делителя) А. Трейсман
Ряд экспериментов, поставили под сомнение идею Бродбента о том, что информация отбирается окончательно на входе только по физическим признакам, что вызвало интерес Анны Трейсман. Во-первых

Мышь ест, ест сыр
Оказывалось, что сигналы, поступающие по нерелевантному каналу, не только полностью не игнорируются, но и семантически обрабатываются. Эксперимент самой А. Трейсман за

Модель поздней селекции Дианы и Дж. Энтони Дойч
В начале 60х годов исследователи Диана и Энтони Дойч на основании данных опытов Мерея, Грея, Трейсман сделали вывод о том, что отбор информации идет по семантическим признакам. Это,

Модель уместности Дональда Норманна
Следующей моделью поздней селекции, созданной с учетом всех предыдущих моделей, является модель Дональда Норманна. Одним из ключевых понятий модели является понятие уместности информации, бл

Д П (различные проявления
активации (возбуждения))

Измерение объема внимания: эксперименты В. Вундта
Объем внимания - это количество отдельных, не связанных объектов, которые можно в данный момент воспринять одновременно ясно и отчетливо. Известно, что человек

Исследование концентрации внимания: М. Чиксентмихайи о феномене поглощенностью деятельностью
Концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания. По мнению С.Л. Рубинштейна, конц

Изучение устойчивости внимания: опыты Н. Ланге, Н. Макворса
Устойчивость внимания заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте, то есть определяется длительностью, в течение которой

Распределение внимания
Распределение внимания- это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия (Н.Ф. Добрынин). Это должны

Переключаемость внимания – это сознательный перевод психической активности с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой
Переключаемость отличается от отвлечения тем, что это сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение направленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели.

Отвлекаемость внимания
Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, зан

Теория внимания Т. Рибо

Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо предполагал особенно тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Он считал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. «Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения».

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания.

Т. Рибо подчеркивал значение физиологических связей психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке внимания. Таким образом, теорию Рибо можно назвать психофизиологической. Внимание, как чисто физиологическое состояние, имеет комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций.

Интеллектуальное же внимание усиливает кровообращение в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.

Движение, по мнению Т. Рибо физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств (зрения и слуха) внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением.

Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.

Т. Рибо полагал, что двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими оттого, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них.

В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т. Рибо.

Теория установки Д. Н. Узнадзе

Пожалуй, стоит рассмотреть теорию, которая связывает внимание с понятием установки. Теория установки предложена Д. Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия.

Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий предмет, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых предмета на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

Установка, по мнению Д. Н. Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.

С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — «объективация»).

Концепция П. Я. Гальперина

Интересную теоретическую точку зрения на внимание предложил П. Я. Гальперин. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:
1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.
2. По своей функции внимание представляет собой контроль этого содержания. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.
3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.
4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.
6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.
7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.
8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Теодюль Рибо (фр. Théodule Ribot, 18 декабря 1839, Генган — 9 декабря 1916, Париж) — выдающийся французский психолог, педагог, член Французской академии.

Учился в лицее города Сен-Бриё, а позднее стал членом его администрации. Спустя два года переехал в Париж.

В столице Франции закончил Высшую нормальную школу и получил докторскую степень в 1875 году. В должности профессора сравнительной и экспериментальной психологии работал в Коллеже де Франс. В преподавании психологии получил академическое признание во Франции.

Труды Рибо по психологии отличаются легкостью изложения, обилием строго проверенных медицинских фактов и осторожностью в выводах. Рибо — психолог-эмпирик по преимуществу; он стремится создать из психологии точную науку, в которой личные воззрения исследователя совершенно бы стушевывались.

Вместе с тем Теодюль Рибо не возводит эмпиризма в безусловный принцип и допускает и метафизику, как изыскание конечных причин, не входящее в область точных наук. Это чуждое односторонности отношение к метафизике проявляется и в «Философском обозрении» («Revue philosophique») — журнале, издаваемом Рибо с 1876 года, хотя в нем преобладает позитивное направление, но и все другие пользуются самым широким гостеприимством. В журнале помещаются работы не только французских, но и иностранных авторов — германских (Эдуард фон Гартман, Рудольф Герман Лотце, Горвич и др.), английских (Джордж Генри Льюис, Спенсер и др.), итальянских (Мантегацца), русских (Евгений Валентинович Де Роберти и Николай Яковлевич Грот).

В 1885 году Рибо основал в Париже общество физиологической психологии.

В 1886 году, для описания характерного психологического состояния при болезнях печени, Рибо предложил термин «ангедония», который используется в психиатрии до настоящего времени.

Н. Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп.

1. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят

из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на

другой, то внимание невозможно без мышечных движений.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Более интенсивные представления в состоянии вытесняют или подавляют менее интенсивные.

3. Внимание как результат эмоции.

4. Внимание как результат апперцепции, т. е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа. Сторонники данной позиции принимают

внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервной раздражительности. Согласно данной гипотезе, внимание

обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания - преобладание

одного представления над другими - тем, что один физиологический нервный процесс

задерживает или подавляет другие физиологические процессы, результатом чего является факт

особой концентрации сознания.

Моторная теория внимания Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Рибо полагал, что интенсивность и

продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью

ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Кроме того, Рибо считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и

физиологического состояния организма. Усилие, которое прилагается для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физиологическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания Рибо связывал с мышечной усталостью. Следовательно, секрет произвольного внимания, как считал автор данного подхода, заключается в способности управлять движениями.

Д. Н. Узнадзе полагал, что внимание напрямую связано с установкой. По его мнению, установка внутренне выражает состояние внимания. Под влиянием установки происходит выделение определенного образа или

впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или

впечатление, и становится объектом внимания, а сам процесс был назван объективацией.

Концепция П. Я. Гальперина состоит из следующих основных положений:

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и

представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли,

другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.

2. Главная функция внимания - контроль над содержанием действия, психического образа и др.

3. В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность

контроля, или внимание, не имеет отдельного результата.

4. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5. Акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий.

6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля,

выполняемого по заранее составленному плану, или образцу.

До сихъ поръ очень много занимались результатами внимания и весьма мало его механизмомъ. Именно эту последнюю сторону вопроса я намеренъ сделать предметомъ настоящаго труда. Взятый даже въ такiхъ тесныхъ рамкахъ, вопросъ о внимании представляется крайне важнымъ, служа необходимымъ дополнениемъ къ теории ассоциации, что мы намерены развить ниже. Если предлагаемый трудъ сколько-нибудь послужитъ къ уяснению указаннаго пробела въ современной психологии и вызоветъ въ другихъ желание заполнить его, цель наша будетъ достигнута.

Не задаваясь пока намерениемъ определить, что такое внимание, не предлагая заранее его характеристики, я делаю предположение "что каждый съ достаточною ясностью понимаетъ значение этого слова. Гораздо труднее указать те границы, где начинается внимание и где оно кончается, такъ-какъ оно заключаетъ въ себе все ступени, начиная отъ мимолетнаго внимания, уделепнаго жужжащей мухе, до состояния полнаго поглощения заиимающимъ насъ предметомъ. Сообразно съ требованиями правильнаго метода, наше пзучение должно быть направлено на те случаи, которые представляются паиболее резкими, типичными, т.е. на те, которые отличаются однимъ пзъ двухъ следующнхъ признаковъ: интенсивностью или продолжительностью. При совпадении обоихъ этихъ признаковъ внимание достигаетъ своего maximu"а. Въ отдельности продолжительность внимания приводитъ къ тому же резулътату путемъ накопления: примеромъ можетъ служить тотъ случай, когда при свете несколькихъ электрическихъ искръ намъ удается прочесть слово или разглядеть лицо. Точно такъ-же действительна сама по себе и интенсивность внимания: такъ напримеръ, для женщины достаточно одного мгновения, чтобы изучить нарядъ соперницы. Слабыя формы внимания не представляютъ для иасъ подходящаго материала, и во всякомъ случае не съ этихъ формъ должно быть начато его изучение.

Задача этого изследования состоитъ въ томъ, чтобы установить и подтвердить доказательствами следующия положения:

Внимание является въ двухъ существенно различныхъ формахъ: одна изъ нихъ -- внимание непроизвольное, естественное; другая -- внимание произвольное, искусственное.

Первая, позабытая большинствомъ психологовъ, есть форма внимания настоящая, первоначальная, основная. Вторая же, исключительно служившая до сихъ поръ предметомъ ихъ изследований, представляетъ собой лишь подражание, результатъ воспитания, дрессировки, увлечения чемъ-либо. Будучи подвержено колебаниямъ и влиянию случайностей, произвольное внимание опирается исключительно на внимание непроизвольное, изъ котораго оно вырабатывается всецело. Это только усовершенствованный аппаратъ, продуктъ цивилизации.

Въ обеихъ своихъ формахъ внимание не представляетъ собою "чисто духовнаго акта", совершающагося таинственнымъ и неуловимымъ образомъ. Механизмъ его неизбежно долженъ быть признанъ двигательнымъ , т.е. действующимъ на мускулы и посредствомъ мускуловъ-же, главиымъ образомъ, въ форме известной задержки. Такимъ образомъ, эпиграфомъ къ настоящему изследованию можетъ служить фраза, сказанная Маудсли: "кто неспособенъ управлять своими мускулами, иеспособенъ и ко вниманию".

Какъ въ той, такъ и въ другой форме внимание есть состояние исключительное, ненормальное, ограниченное во времени, гакъ-какъ оно находится въ противоречии съ основнымъ условиемъ психической жизни -- изменяемостью. Внимаиие есть состояние неподвижное. Всякому изъ личнаго опыта известно, что если оно продолжается чрезмерно долго, въ особенности при неблагоприятныхъ обстоятельствахъ, то вызываетъ постояннно возрастающую неясность мыслей, затемъ полное умственное изнеможение, часто сопровождаемое головокружениемъ.

Эти легкия, мимолетныя помрачения мыслей указываютъ на существующий антагонизмъ между вниманиемъ и нормальной психической жпзныо Что внимание стремится къ единству сознания, составляющему его сущность, объ этомъ еще яснее свидетельствуютъ резкие случаи болезненнаго его проявления, которые мы намерены изследовать ниже, какъ в хронической ихъ форме, т.е. въ форме такъ называемыхъ idees fixes, такъ и въ ихъ острой форме -- въ состоянии экстаза...

Теодюль Арман РИБО (1839--1916)

Выдающийся французский психолог, родоначальник опытного направления во французской психологии. Профессор Сорбонны (1885) и Коллеж де Франс (1888), где был директором (1889) первой французской психологической лаборатории. Основатель и редактор первого во Франции психологического журнала "Философское обозрение". Председатель 1-го Международного психологического конгресса (Париж, 1889).

На основе критического анализа основных направлений современной ему психологии Т.Рибо попытался сформулировать программу новой, экспериментальной психологии, которая изучала бы высшие психические процессы и личность в целом. По его мнению, "...болезнь является самым тонким экспериментом, осуществленным самой природой в точно определенных обстоятельствах и такими способами, которыми не располагает человеческое искусство". Это во многом определило характер всей идущей от Т.Рибо традиции во французской психологии (П.Жане, Ш.Блондель, А.Валлон и др.). Широкую известность получили его труды по проблемам памяти, произвольного внимания и воображения, психологии чувств и др. Книга "Эволюция общих идей", в которой Т.Рибо изложил результаты своих исследований в области эволюции умственных процессов, вышла в 1897 г. и через год была издана в России.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.