Растрелли смольный. Смольный собор

Смольный монастырь в Санкт-Петербурге построен по проекту Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли (1700-1771), итальянца по происхождению, ставшего великим русским архитектором. "Лучшей жемчужиной в творчестве Растрелли" и ""наиболее русским из его произведений" называют этот монастырь.
Его главное здание - Воскресенский собор, неповторимо-прекрасный, соперничающий с выдающимися шедеврами мировой архитектуры, - лучшее из всего, что создано в русском барокко. Даже не любивший барокко архитектор Джакомо Кваренги, проходя мимо собора Смольного монастыря, снимал шляпу: "Вот это храм!".

Смольный монастырь основала накануне своего 40-летия императрица Елизавета Петровна. Там, в тишине и покое, она надеялась завершить свою бурную жизнь. Елизавета задумала построить монастырь, небывалый по красоте и величию, который стал бы достойным памятником ее благополучному 20-летнему царствованию. Она предполагала стать игуменьей этой обители и жить в особом вместительном доме в окружении 120 девиц из благородных семей, причем для каждой из них надлежало построить "отдельный апартамент". А Смольным монастырь стали именовать по расположенному рядом еще со времен Петра Первого Смоляному двору, где варили деготь для нужд молодого российского флота.

В первоначальном варианте проекта Воскресенский собор был задуман однокупольным. Однако в июле 1749 г. Елизавета велела переделать уже готовый проект: главный храм надлежало строить "не по римскому маниру", а по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля, и колокольня должна быть такой, "как здесь Ивановская башня". То есть следовало возводить традиционный прямоугольный русский храм с пятиглавием, от которого в угоду европейской моде отказался Петр Первый. Елизавета же, изгонявшая все немецкое и утверждавшая свое, российское, считала, что внешний облик монастыря должен олицетворять незыблемость православия и извечность национального духа.

Строительству Смольного монастыря, продолжавшемуся с 1748 по 1769 г.г., предшествовала работа с моделью. Ее детали собирали в той же последовательности, в какой после строили обитель: сначала восточный корпус келий, потом северный, южный, затем ограду, башенки и, наконец, собор. Таким образом, главный храм монастыря - Воскресенский собор оказался вписан в крест, составленный из келий, трапезной, библиотеки, покоев настоятельницы и четырех церквей, расположенных по углам у самой ограды. Красота храма открывалась с любой точки монастырской территории, центром которой он являлся.

План собора напоминает греческий крест. Его главный параболический купол словно вырастает из мощного барабана, прорезанного огромными окнами. К барабану почти вплотную примкнули четыре двухъярусные башенки, увенчанные, как и центральный купол, луковичными главками, сформировав компактный живописный силуэт. Фасады здания отличаются необыкновенной нарядностью и пластичностью форм, при этом ни один фасад не похож на другой и открывает свою красоту в зависимости от освещения каждой стороны. Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.

К 1757 г. собор был почти готов, но работы остановились из-за Семилетней войны. Екатерина Вторая, взошедшая на престол в 1762 г., отказалась от замысла Растрелли возводить колокольню, и этот архитектурный шедевр остался только в модели, хранящейся ныне в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге. С 1762 года отделку собора вел архитеткор Ю.М. Фельтен. Завершал строительство ансамбля уже в 1830-х г.г. В.П. Стасов, бережно отнесшийся к первоначальному проекту. Он оформил въезд в монастырь и закончил отделку интерьера, который, правда, оказался намного скромнее, чем задумывал Растрелли. В то время уже господствовал классицизм, поэтому в отделке нет характерных для барокко роскошной золоченой резьбы, насыщенных яркими красками росписей, изобилия причудливых листьев, цветов и фруктов. Во внутреннем декоре Стасов ограничился лепным фризом, эффектными капителями колонн коринфского ордера и лепными поясами на барабане купола. Светлая окраска стен и сдержанность декора особенно подчеркивают необыкновенную легкость и устремленность вверх залитого светом пространства. Кажется, легкие арки не поддерживают свод, а напротив, увлекают за собой вверх четыре пилона и поднимают барабан высокого купола. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установили балюстраду из граненого хрусталя (балюстрада - ограждение балконов, лестниц, галерей, крыш, состоящее из ряда балясин, соединенных сверху поручнем). Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова "Воскресение Христово" и "Введение во храм Пресвятой Богородицы".

По выразительности композиций, внутреннему убранству и живописности Смольный собор по праву является одной из вершин мирового зодчества. Его начал возводить великий зодчий Франческо Бартоломео Растрелли при царствовании императрицы Елизаветы Петровны, а заканчивал строительство архитектор В. П. Стасов при императоре Николае I.

Предыстория строительства собора

На месте, где сейчас расположился Смольный собор, в Средние века находилось село Спасское, которое получило свое название от одноименной церкви. Тогда эта земля принадлежала Великому Новгороду. Но во времена владычества шведов церковь была полностью разрушена. А уже после основания Санкт-Петербурга на месте церкви был построен смоляной двор, где варили смолу для нужд флотилии. Неподалеку расположился Летний Смольный дворец, в котором провела счастливые дни юности дочь Петра I Елизавета.

История Смольного собора

Но в 1774 году во время пожара было полностью уничтожено одно крыло дворца. Взойдя на престол, императрица Елизавета приказала построить на территории Летнего дворца и Смольного двора Воскресенский Новодевичий Монастырь. В то время императрице хотелось завершить свои дни в покое и тишине, посвятив остаток дней служению Богу. Монастырь должен был быть рассчитан на сто двадцать девиц благородного происхождения. Для каждой планировались свои апартаменты, которые бы включали комнату для прислуги, отдельную кухню и кладовую. Для себя же она планировала отдельный домик. Строительство было поручено известному итальянскому зодчему Растрелли. Елизавете Петровне хотелось, чтобы собор Смольного монастыря походил на Успенский собор в Московском Кремле. Потому императрицей было поручено выстроить Смольный собор по всем канонам православия - собор должен был венчаться пятиглавием. Нужно отметить, что во времена Петра I так не строили. По задумке Растрелли монастырский комплекс должен был быть в виде креста, образованного жилыми корпусами, в которых располагались кельи монахинь. Смольный собор должен был стать центром монастырского комплекса. Собор рассчитан на шесть тысяч прихожан. Это поистине величественное строение - купол поднят на высоту в 92 метра. Его подхватывают четыре купола малых звонниц. Весь монастырский комплекс по своему убранству больше походил на дворец: позолота, яркая краска в два цвета, множество декоративных элементов создают праздничное мажорное настроение. Но не все из задуманного удалось воплотить в жизнь известному архитектору эпохи барокко. Растрелли также планировал построить 140-метровую колокольню, которая должна была стать самым высоким строением в Европе. Но желание императрицы принять постриг быстро прошло, да и к тому же началась война с Пруссией, возведение собора было свернуто. Строительство Смольного собора стало одним из самых больших долгостроев - планировалось завершить его за десять лет, а на деле оно затянулось на долгих 87 лет. После окончания войны вкусы двора переменились, на смену пышного стиля барокко пришел более сдержанный классицизм. Завершал строительство архитектор Стасов. После революции собор был разграблен и закрыт. Его стали использовать как склад, а присоборная площадь получила название Растрелли.

Архитектура

Монастырский комплекс представляет собой крест, в центре которого возвышается купол Смольного собора. По углам расположены четыре церкви. Архитектура комплекса выполнена в стиле барокко, чему свидетельствуют лучковые фронтоны, люкарны. Стены собора выкрашены в мягкий голубой цвет, а купола в серый. Главный купол Смольного собора шлемовидной формы, который венчает луковичная главка. Этот купол по размерам намного больше четырех второстепенных куполов. Четыре колокольни состоят из двух ярусов и имеют вогнутую форму. Каждая колокольня заканчивается луковичным куполом. Во втором ярусе колоколен расположились звонницы. Нижний фасад собора по своему великолепию больше похож на дворец - ажурный, будто парящий над землей. Четыре домовые церкви расположены по углам монастыря, они как будто встроены в стену. Каждая церковь имеет купол с крестом. Благодаря мастерству архитектора создается необычная иллюзия: по мере приближения к собору кажется, что он как будто бы уменьшается в размерах, при этом не теряя своего величия. Особое внимание стоит уделить кованной ограде, окружающей монастырский комплекс. Это настоящее произведение искусства, созданное архитектором Стасовым, который и заканчивал строительство собора.

Собор в наши дни

Свою вторую жизнь Смольный собор (Петербург) получил в 2009 году. Двадцать четвертого мая здесь после длительного перерыва был совершен первый молебен, который провел епископ Гатчинский Амвросий. А уже через год собор распахнул свои двери для прихожан. В нем снова стали проводить богослужения. Но часть здания собора все еще принадлежит городским властям. Здесь проводят концерты классической музыки. Устраивают выставки.

Концертно-выставочный комплекс

Благодаря удивительной акустике концертный зал Смольного собора всегда полон. Здесь проходят концерты органной музыки, концерт Антонио Вивальди «Времена года», концерт Сергея Прокофьева, звучит танцевально-фольклорная музыка. По воскресеньям проходят концерты для семейного посещения. На сцене собора регулярно выступает камерный хор. Обязательно стоит посетить выставочный зал Смольного собора. Здесь проходят выставки, представляющие культуру и быт народов, населяющих Ленинградскую область, историю ее городов и великих людей. На фоне выставок проходят конференции, семинары, круглые столы.

Смольный собор. Адрес

Место расположения: г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 1-3.

Ближайшая станция метро - "Чернышевская". Но пешком от станции идти довольно-таки далеко, транспорт ходит плохо. Потому лучше доехать до станции "Площадь Восстания". Выйдя из метро, повернуть налево по Лиговскому проспекту. Дойти до БКЗ "Октябрьский". Здесь сесть на маршрутное такси № К-76, доехать до пл. Растрелли.

Бело-голубой ансамбль Смольного монастыря с воздушным пятиглавым собором посередине является, возможно, самым нарядным культовым сооружением нашего города. И все же именно с ним связаны довольно мрачные городские легенды. 87 лет ушло на строительство собора, в течение последующих 87 лет в нем совершались богослужения, и еще 87 лет он стоял разоренный.

Смольный собор. © Фотобанк Лори

Намоленное место

Считается, что в древности в излучине Невы, на землях, принадлежащих Великому Новгороду, располагалось село Спас, а на месте нынешнего собора стоял храм. После основания Санкт-Петербурга здесь построили «Смольный двор» - варили корабельную смолу для Адмиралтейских верфей. Во времена Анны Иоанновны рядом был возведен Летний дворец, называвшийся также Смольным домом. Взойдя на престол, Елизавета Петровна велела заложить Воскресенский девичий монастырь, куда собиралась удалиться в старости. Строительство было поручено великому архитектору Франческо Бартоломео Растрелли, который приступил к работе в 1748 году. Однако планам императрицы не суждено было сбыться, она умерла, так и не приняв постриг. В 1760-ые годы Екатерина II учредила в бывшем монастыре (который являлся таковым до 1797 года) Смольный институт для благородных девиц, первое женское учебное заведение в России. В начале XIX века Институт был переведен в специально построенное для него здание по соседству.

Смольный монастырь. Цветная литография. Середина XIX в.

Главный храм учебных заведений

После окончания строительства, которое завершилось лишь в 1835 году,
Смольный собор стал Главным храмом учебных заведений. Вопреки изначальному плану возвести однокупольный храм, Растрелли уступил Елизавете и спроектировал пятиглавый собор, перекликающийся с Успенским собором московского Кремля. Весь ансамбль выдержан в пышном стиле елизаветинского барокко. По легенде, даже архитектор Джакомо Кваренги, поклонник строгих классических линий, и тот признавал совершенство форм Смольного собора. «Вот это храм!» - якобы восклицал он, проходя мимо. И снимал шляпу.
Здание монастыря являет собой греческий крест. Высота собора 93,7 метра.

Концертный зал. © Фотобанк Лори

Призраки Смольного монастыря

Ни один храм Петербурга не строился так долго, как Смольный собор. Он был заложен в 1735 году архитектором Б. Ф. Растрелли при Елизавете Петровне, а закончен лишь в 1835 В. П. Стасовым. Причиной такого долгостроя явилась смена власти, а также следовавшие друг за другом войны, которые требовали от государства больших финансовых затрат.
Однако петербуржцы были уверены, что на собор наложено проклятие. Рассказывали, что во время строительных работ в звоннице повесился рабочий (другие источники упоминают помощника архитектора, аптекаря, жившего по соседству, или же обманутого подрядчика). С тех пор призрак самоубийцы всячески препятствовал завершению строительства.
Смолянки, сначала расположившиеся в монастыре, а затем переехавшие в здание по соседству, утверждали, что встречали Белую Даму, прогуливавшуюся по коридорам Института или вокруг собора.
А работники учреждений, нашедших пристанище в монастыре после революции, рассказывали, что иногда поздно вечером задержавшийся сотрудник порой встречал в сводчатом коридоре неприметного человека с портфелем в руках, который, отступив в сторону, вдруг исчезал в глухой стене.

Вид со звонницы собора. © Фотобанк Лори

Невидимая колокольня

По задумке архитектора Растрелли, рядом с собором должна была возвышаться 140-метровая колокольня. Если бы проект был осуществлен, то колокольня Смольного собора стала бы самым высоким зданием в Европе XVIII века.
Однако позже Растрелли отказался от этой идеи, к тому же в связи с начавшейся Семилетней войной финансирование строительства было сильно урезано. Тем не менее, рабочие успели заложить мощный фундамент, который археологи обнаружили на глубине 4 метра.
Макет монастыря с несуществующей колокольней можно увидеть в музее Академии художеств. А горожане поговаривают, что в петербургском осеннем тумане порой можно различить черты несуществующей колокольни.

Старая открытка. © Фотобанк Лори

Современность

В 1922 году храм был закрыт и разорен. Сохранилась лишь икона Богородицы кисти А. Г. Венецианова, оригинал которой можно увидеть сегодня в Русском музее. Очередная городская легенда утверждает, что хрустальная балюстрада собора была использовала при оформлении станции метро «Автово». В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал. Первое богослужение совершилось в 2009 году, а начиная с 2011 года в храме регулярно проходят церковные службы.
Монастырь же в какой-то мере продолжает традиции, заложенные Екатериной Великой: уже в XXI веке здесь располагаются учебные заведения - факультет социологии, факультет международных отношений, факультет политологии СПбГУ.
Сегодня все желающие могут подняться на звонницу, чтобы проверить наличие того самого призрака. Или же для того, чтобы увидеть панораму, от которой захватывает дух.

Соборный комплекс расположился на левом берегу реки. Смольный собор выполнен в стиле барокко. Здесь можно наблюдать сочетание архитектуры Европы и русского зодчества. Высота монастыря достигает почти 94 метров, что только подчеркивает его величие.

История возведения собора

История появления этого архитектурного памятника уходит в 1740 год, когда действующая императрица Елизавета Петровна приняла решение оставить престол и уйти в монастырь. Елизавета решила возвести монастырские стены на территории, где стоял дом, в котором прошла ее юность. Помимо самого монастыря, императрица планировала построить здесь же колокольню, домовые церкви и институт для молодых девушек, которые имеют дворянские корни.

Смольный собор, архитектором которого стал Ф. Б. Растрелли, начали строить в 1748 году. Но неожиданно начавшаяся война заставила отложить строительство на неопределенный срок. В связи с недостатком финансирования строительные работы шли очень медленно. Достроить Смольный собор удалось архитектору В. П. Стасову в 1835 году.

В 1922 году все имущество церкви изъяли, что в итоге привело к закрытию Собора Смольного монастыря в Петербурге в 1923 году. Тем не менее, спустя несколько лет его все-таки открыли, в то время как другие церкви и сегодня стоят закрытые. В 1990 году главным событием стало открытие концертного зала, функционирующего и сегодня.

Смольный собор в Петербурге – видео

Режим работы Смольного собора

В Питере Смольный собор расположился вдали от исторического центра города, поэтому многие туристы попросту не добираются до этого удивительного места. Собор стоит в очень живописном месте недалеко от набережной.

Добраться до собора можно на метро. Для этого нужно доехать до станции «Чернышевская». Однако путь до собора от станции не близкий. Поэтому лучше воспользоваться маршрутным такси номер К-76, которое довезет вас непосредственно до площади Растрелли.

При посещении Смольного собора необходимо уточнить режим работы. В летнее время собор работает ежедневно с 10.00 до 19.00. В среду собор закрыт для посещений. Зимой собор открывается в 11.00, а закрывается в 19.00. Среда по-прежнему остается единственным выходным днем. Вход в храм свободный.

Отправляясь в Смольный собор, необходимо также знать расписание богослужений. Утренняя божественная литургия начинается каждый день в 7 часов утра. Окончание вечерней литургии приходится на 20.00.

Не менее красив, популярен и величественен Казанский собор в Петербурге. Большое количество туристов посещают его ежедневно, наслаждаясь прикосновением к прекрасному.

Вид собора в наши дни

Собор Смольного монастыря в Петербурге в наши дни сохранил свое первоначальное обличие. Стены окрашены в белые и голубые тона. В соборный комплекс входят:

  • Четыре церкви, которые располагаются вокруг храма;
  • Жилые помещения, украшенные великолепными аркадами;
  • Домовые церкви;
  • Четыре колокольни.

Изначально архитектор Растрелли, который занимался строительством собора, хотел возвести однокупольный храм. Однако Императрица Елизавета настояла на том, чтобы церковь была пятиглавой. В итоге пришли к компромиссу, и построили храм с одним большим куполом и четырьмя маленькими куполами, которые служат колокольнями. Эти четыре купола имеют два яруса. На нижнем ярусе расположена непосредственно звонница.

Одной из главных достопримечательностей собора является ажурная ограда необыкновенной красоты. Эта ограда является высокохудожественным произведением искусства, созданная по проекту архитектора Стасова.

Внутренняя отделка собора Смольного монастыря в Петербурге имеет величественный вид. Зал, в котором проходят ежедневные богослужения, отделан мрамором. У алтаря находится хрустальная балюстрада. В наше время в храме сохранены главные иконы, которыми украшен главный зал собора. Это оригинальные иконы «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

В Питере Смольный собор считается великим памятником архитектуры. В наше время здесь проводят концерты и выставки, связанные с историей города. Кроме того, здесь организовывают выставки художественно-прикладного искусства.

Смольный собор в Петербурге всю его историю преследовала цифра 87: столько его строили, столько лет в нем совершали службы и столько же он простоял без использования по назначению. Сюда стоит прийти, чтобы иметь ассоциацию со словом «Смольный», отличную от той, к которой все привыкли.

Контакты

Как добраться до Смольного собора

Чтобы попасть к храму, придется настроиться делать 2 пересадки транспортом или примерно 30 мин. топать пешком от метро. Отправными точками являются станции метро «Чернышевская» или «Площадь Восстания».

  1. В первом случае придется пересесть на троллейбус № 15 или автобус № 22, 46;
  2. Во втором – на троллейбус № 5, 7 или автобус № 22.

Посещение. Режим работы

  • Так как храм совсем недавно, в 2016 г., отошел Русской православной церкви, изменился режим его работы. Теперь нет выходных, и Смольный собор в Питере принимает посетителей с 7:00 до 20:00 (ориентир – вечерняя служба).
  • Кроме богослужений также проводятся экскурсии: по предварительному заказу или же трижды в день по выходным, в 13:00, 14:30 и 16:00. За экскурсию придется оставить пожертвование примерно в 200 руб. (есть скидки учащимся).
  • Как и прежде, можно подняться на звонницу Смольного собора, которая считается одной из лучших смотровых площадок города.
  • Режим работы смотровой площадки Смольного собора – 11:00–18:00. За посещение звонницы тоже просят пожертвование, в размере 150 руб. (есть скидки учащимся). Все пожертвованные средства используют для реставрационных работ над интерьером собора.

Расписание богослужений Смольного собора

Службу в соборе можно посетить в любой день недели. Разве что в раннюю утреннюю литургию (7:00) можно услышать только по выходным и праздникам.
Обычное расписание богослужений такое:

  • 9:30 – поздняя литургия, после которой читают Псалтырь;
  • 14:00 – молебен;
  • 16:00 – панихида;
  • 17:00 – вечерняя служба.

Корректируется график богослужений только в связи с большими праздниками или постами.

Где рядом можно остановиться

Конкретно у Смольного собора в СПб паломнических гостиниц нет, но в окрестностях за 2 км от храма можно выбрать себе местечко в десятке гостиниц/хостелов. Если принципиально хочется остановиться в паломнической гостинице, у Александро-Невской Лавры, на набережной реки Монастырки их имеется три: «Ирис» , «Духовская» и «Феодоровская» .
Стоимость пребывания в гостиницах стартует от 500 руб./сутки.

История создания Смольного собора в Санкт-Петербурге

  1. Название будущему собору было уготовано его местоположением. Еще во времена Петра I на этом месте производили для строительства судов верфи смолу, и недалеко располагался Смольный дворец, где воспитывалась дочь царя, Елизавета. Когда ей пришла в голову мысль принять постриг, для возведения монастыря для себя и 120 барышень именитых фамилий она указала место этих смольных дворов.
  2. Проектировать Воскресенский Новодевичий монастырь поручено было придворному архитектору Ф. Растрелли , и первый камень с празднованием и пальбой из пушек заложили в 1748 г . Планов у Растрелли было много (сохранился даже деревянный макет монастырского комплекса в Академии художеств), он хотел избавиться от привычных для монастырей оборонных стен и главным акцентом сделать колокольню у ворот. Но в строительство вмешалась императрица. Теперь колокольню пришлось укоротить, а кроме большого купола на соборе Смольного монастыря в Петербурге (его переименовали из Новодевичьего) появились его соседи – четыре купола поменьше (правда, под ними двухъярусные колокольни).
  3. Архитектор не дожил до завершения своего шедевра, так что доделывать храм в стиле барокко пришлось другим мастерам, Ю. Фельтену и В. Стасову . Увидеть освящение собора не успела и сама Елизавета Петровна. Не были достроены купола, не поштукатурены стены, не доведены до ума интерьеры.
  4. По указу Николая I три года трудился над окончанием комплекса Стасов . Сделал он работу на славу, но слишком уж долго собору Смольного монастыря пришлось ждать открытия, целых 87 лет.
  5. В 1835 г. собор наконец посвятили, присвоив звание собора учебных заведений Питера. В 1923 г. его закрыли, используя помещения как склады и бункер с защитой от атомной бомбежки. К 1974 г. внутри уже не было иконостаса и ценностей, зато был исторический музей. Литургию разрешили провести в стенах собора только в 2010 г., привезли иконы, крест и колокол. Музейный статус на религиозный Смольный собор сменил только в 2016 г .

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Стиль всего комплекса Растрелли можно обозначить словом «барокко», правда с примесями. Ведь придворный архитектор славился свои почерком в зодчестве, потому и выглядит собор барочным, откуда на него ни глянь (в европейских зданиях практиковался только один барочный фасад). Видно, что благодаря присутствующей повсюду лепкой и голубыми стенами зодчему удалось избавиться от гнетущей атмосферы монастырских русских построек, его идеи внесли в экстерьер собора легкость. А переделка собора в пятикупольный по просьбе Елизаветы Петровны – дань русской традиции, ведь в уме православных верующих сложился образ пятерки, состоящей из Христа и 4 евангелистов. Высотой Смольный собор совсем чуток уступает .
  • Колокольня Смольного собора привлекает туристов открывающимися с нее видами: можно узреть Неву, Смольный институт, Смольный монастырь, раскопки на месте взятой Петром шведской крепости Ниеншанц да и прочие интересности Петербурга. Хотя колокольня и высокая, судя по музейному макету Растрелли, она планировалась 5-ярусной и 140-метровой, то есть выше всех европейских построек. В трех верхних ярусах могли висеть колокола, а венчал бы звонницу крест. Однако было два «но»: при военном положении (шла Семилетняя война) средства взять особо было негде, да и архитектор осознал, что перегнул палку с амбициями, и оставил самым высоким зданием монастырского комплекса Смольный собор.
  • Сад Смольного собора в принципе является сквером, зажатым между площадью Растрелли, переулком Кваренги, улицей Смольного и Смольной набережной. Выделяются в нем 4 идентичных друг другу фонтана, запущенных в 1934 г.: две чаши перед зданием собора и две – позади него. Отделены фонтаны цветочными клумбами. Скамейки, аллеи, цветущие сакуры – всё чисто и ухожено.

Святыни и фото Смольного собора

Ценностью можно назвать иконостас Смольного . Барочная святыня украшала храм вплоть до 1972 г., пока не приказано было ее демонтировать. Из всех икон, украшавших тот самый, старинный, иконостас, в живых остались только две иконы кисти придворного живописца А. Венецианова, изображающие вход в храм Пресвятой Богородицы и воскресение Христа , которые и являются святынями храма.

Но у него все впереди: после возврата во владения церкви не исключено, что ценные и редкие иконы вновь украсят иконостас Смольного собора.

Соседствует с лазуревым собором прежний Смольный институт для девиц, где нынче заседает администрация Петербурга.

Заметно, несмотря на иконостасы, что совсем недавно это место было музейной собственностью.

Смольный собор — видео

Историческая прогулка по Смольному монастырю и Воскресенскому Смольному собору. Приятного просмотра!!!

Смольный собор пережил многое, и времена его полного возвращения к жизни еще впереди. Сумели ли вы, дорогие читатели, ощутить это в его стенах? С нетерпением ждем ваших историй и впечатлений.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.