Проявления эгоизма. Примеры эгоизма в жизни

Мы все, так или иначе, эгоисты. Но само понятие эгоизма заключает в себе не только мысли о себе любимом. Эгоизм, как черта , разнообразна и многогранна. Она может варьироваться от крайних до мягких форм, отчего становится не сразу заметной.

И так, какие виды эгоизма есть?

  1. Закоренелый эгоизм или нарциссизм . Это крайняя форма проявления данного качества. Нарцисс любит себя и только себя. Его отражение в зеркале бывает только самым сладким, а его поступки являются самыми правильными. Недостатки? Их попросту нет! Такой человек не гнушается высокомерием, притом сам далеко не идеален. Нарцисс никому не помогает, никому ничего не должен, а его грехи и проступки не являются чем-то зазорным. Он вообще не умеет любить и сопереживать. Нарцисс не только гребет все под себя, но и заставляет так же делать других. Нарцисс особенно опасен тем, что играет на чувствах людей и искренне гордиться этим.
  2. Эгоизм завышенный . Это, конечно, уже не нарциссизм. Но такое проявление эгоизма - еще то собственничество и манипуляция. Все должны делать так, как хочет завышенный эгоист. Он не считается с желаниями других. Но такой тип все же иногда смягчается и позволяет себе побыть добрым и благородным. Но только для самого себя, как правило. Такой эгоист наносит вред лишь тем, кто сам рад обманываться и жить в иллюзиях.
  3. Эгоцентризм . Он является сосредоточением всех жизненных событий на своей , собственных переживаниях и достижениях. Это больше является чертой характера, а не недостатком. Такой человек достаточно мнительный и самокритичный. Он видит мало хорошего в жизни, считая, что все пытаются ему навредить. Часто это просто недолюбленная личность. Иногда слишком избалованная. Плюс такого человека заключается в том, что он умеет признавать свою ошибку, хотя ему и трудно оставаться при этом в равновесии. Из-за этого он вынужден быть эгоцентриком.
  4. Здоровый эгоизм . Является «золотой» серединой в данной классификации. Человек эгоистичен только в пределах нормы. В меру придирчивый, требовательный и добрый, он не позволяет садиться себе на шею и вытягивать энергию. Это тот тип людей, который живёт для себя, но не мешает другим. Он обретает свободу и не утруждает других собой. Самый приятный из всех типов. Такого человека всегда уважают в обществе за его самодостаточность и независимость.
  5. Чрезмерная доброта . В таком человеке практически отсутствует эгоизм. Он полон добра к людям и всегда открыт. Но все же доля эгоизма в нем присутствует: именно такой индивид занимается благотворительностью от всего сердца. Он не гнушается и тем, чтобы похвалить себя. Или совершает добро только тогда, когда самому плохо, заглаживая этим свои недостатки.
  6. Альтруизм . Полная противоположность эгоизму. Альтруист отдаст последнюю рубашку, чтобы спасти человека, попавшего в беду. Это вечный бедняк, жертвующий деньги несчастным. Он и волонтер, и строитель, и служитель храмов, просто отзывчивая личность. Именно альтруист несет домой всех больных, брошенных кошек и собак, желая подарить им хоть чуточку тепла. Такой человек искренне счастлив, он не ждёт заслуг за свои дела, совершая поступки от чистого сердца. Но именно он может стать главной жертвой мошенников, обманщиков и манипуляторов, наживающихся на его доброте.

Эгоизм — это в психологии ценностная ориентация, качество человека, благодаря которому он ставит собственные интересы превыше интересов других людей, группы, коллектива. Эгоист никогда не станет принимать участие в деле, которое для него не принесет выгоды, он не понимает жертвенную мораль служения ближнему. Поведение эгоистичного человека полностью определяется и руководится мотивами личной выгоды, без учета того, насколько его выгода может дорого обойтись другим.

Альтруизм и эгоизм противоположные понятия и из этого следует, что эгоист сориентирован на удовлетворение собственных потребностей, при этом полностью пренебрегает интересы других и использует их, как средство, благодаря которому достигаются корыстные личностные цели.

Эгоист влюблен в себя всей душой, иногда он запрещает другим себя любить, поскольку считает их недостойными своего внимания, поэтому такие люди почти всегда остаются одинокими. Эгоистичный тип поведения присущий людям, в которых и чересчур много самоуверенности. Когда у них появляется определенное желание чем-то обладать, то им должны это подать сейчас же и на блюдечке. Они полностью исключают тот факт, что у них этого не будет или что нужно для этого подождать какое-то время.

Эгоизм и эгоцентризм разница

Существует также сходное до эгоизма понятие – это эгоцентризм. Между категориями эгоизм и эгоцентризм разница в определении.

Эгоизм – это черта личности, часть ее характера, которая проявляется в поведении, а эгоцентризм – это способ мышления. Эгоцентрист искренне верит в существование только одного правильного мнения, и это своего. Только его идея имеет право на существование, и он устанавливает порядки, и ни чьих-то других рассуждений он слышать не станет. Центр вселенной замыкается на эгоцентрике, он пуп земли, он видит только себя во главе мира, он родился с таким чувством и оно может пройти или более-менее ослабиться в 8-12-летнем возрасте. Если взрослый человек ведет себя, как эгоцентрик, значит он «застрял» в прошлом, что-то произошло и это не позволило человеку повзрослеть.

Эгоизм примеры из жизни. У эгоистичных людей слишком сильное стремление иметь все, даже то, что никогда не понадобиться, но есть у других. Такое слишком заостренное внимание на собственных желаниях и их удовлетворение, даже в самый неподходящий момент, присущее малым детям, которые еще не знают, что хорошо, а что плохо, и что можно сделать сейчас же, а что может вызвать негативную реакцию в социуме. Но страшная правда в том, что такое проявления эгоизма присуще как детям, так и взрослым, которые физически давно вышли из того возраста, но психологически не повзрослели. У них нет чувства сытости, и не только в еде, а во всех вещах, им всегда мало, всегда не хватает. Им хочется непросто большой кусок торта, им нужен весь торт.

Человеческий эгоизм имеет в себе детские черты, но мозг у таких личностях работает лучше, чем надо. Им все время нужно искать пути, как заполучить больше. Необходимо придумывать хитрые уловки, как бы приобрести желаемое. Их ум все время напряжен, он направлен на вычисление способов достижения собственной выгоды.

Человеческий эгоизм именно из-за этого считается пусковым механизмом прогресса. Человек находится в движении, а, значит, развивается, изобретает, творит и достигает. Именно эта особенность эгоизма дает ему положительный оттенок. Если с детства определенным образом направить эгоизм в нужное русло, задействовать эту энергию, как мотивацию достижения и при этом научить ребенка морально-этических принципов, согласно которым нужно , но уважая потребности других людей – можно воспитать очень целеустремленную личность.

Проблема эгоизма

Большинство эгоистичных личностей не допускают в свой мир никого, они переживают все свои внутренние порывы наедине, и не нуждаются в сторонней помощи, но бывают среди них те, кому очень необходимо присутствие близкого человека, который поможет, услышит и поймет. Но, также бывает, что им просто необходимо физическое присутствие человека без каких-либо порывов душевных. Для таких людей отсутствие других в их жизни равно кризисному состоянию. Но с кем попало, они не будут заводить знакомства и тем более подпускать в личностное пространство. Им нелегко научиться доверять другим, они должны лично убедиться, понять на собственном опыте, что собой представляет человек и уже после такой строгой проверки они решаются доверять.

Проблема эгоизма кроется в особенностях формирования личности, обстоятельствах ее взросления, правильности воспитания. На определенных жизненных этапах взросления через влияние неблагоприятных условий у человека происходит формирование эгоистических качеств характера. Таким образом, проявления эгоизма, возможно, в любом возрасте.

Эгоизм в отношениях составляет большую проблему, поскольку в паре состоит два человека, и они обязаны любить друг друга, а не один другого, и другой себя. Часто за таким сверх стояла неуверенность в себе, и чтобы ее перебороть им пришлось много трудиться, и в результате такой работы, они отдали слишком много сил, и, подчинившись соблазну, переусердствовали, и им понравилось это новое ощущение. И когда такой человек только нашел себе пару, или вернулся в свои текущие отношения совсем другим человеком, то начинаются проблемы. Для эгоистичной личности как будто все нормально, даже еще лучше, чем было, ведь она теперь знает себе цену, значит, может и в два раза больше требовать. Она не понимает, что такое поведение мешает строить отношение, ведь все внимание и забота дается только одному человеку. Пара она же на то и пара, если в ней два человека, то и инициатива должна исходить от каждого.

Эгоизм в отношениях разбивает семьи и судьбы людей. Но если человек дорожит отношениями, он будет работать над собой и сможет измениться.

Эгоизм считается проблемой в том плане, что человек, который тратит жизненную энергию на себя, часто не замечает, как отравляет жизнь другим, не внимая их потребностям, он никогда не сможет почувствовать радость от бескорыстного поступка для других.

Эгоизм и альтруизм. Если сравнивать альтруизм и эгоизм, то можно выделить в них общую идею – ценность человека. Вот только в альтруизме уважаются потребности других и делаются бескорыстные поступки для их блага, а в эгоизме человек уважает себя сам и реализовывает личные потребности.

Чувство эгоизм может чередоваться с альтруизмом, в зависимости от того какие жизнь приносила уроки. Человек мог однажды сделать бескорыстное доброе дело, а в ответ получить непонимание и осуждение его поступка. Тогда в нем включается механизм защиты и он с того момента начнет делать добрые дела только для самого себя. Здесь также есть его ошибка, поскольку нельзя обобщать все случаи, есть на свете искренние благодарные люди, которые оценят поступок, нельзя так сразу разочаровываться в людях. В обществе бытует проблема, связанная с неприятием ни эгоистических себялюбивых поступков, ни жертвенных альтруистических. Эгоистичные поступки осуждают за угождение потребностей одной персоны, а в альтруизме пытаются найти подвох.

Разумный эгоизм

Существует теория разумного эгоизма. Человек, которому присущ разумный эгоизм отстаивает свое мнение, отказывается от той точки зрения, которую навязывают, поскольку она может нести ущерб личности. Он готов к компромиссу, если это вариант выхода из конфликтной ситуации. Если ощущает угрозу для себя или своих близких, то применяет все возможные способы защиты.

Человек с разумным эгоизмом никогда не будет подчиняться другим, это ниже его достоинства, но и не позволяет себе руководить жизнью других, и не делает этого даже, если может это использовать. Если стоит вопрос о выборе, то здоровый эгоизм подсказывает, что нужно его делать в личную пользу и не предаваться чувству вины.

Разумный эгоизм уделяет внимание не только собственным потребностям, но и потребностям других людей так, чтобы удовлетворение собственных не задело интересы других. Нужно высказывать свое мнение, даже если оно противоположное мнению всех других. Можно высказывать свою критику в адрес других, но, не опускаясь, при этом до уровня оскорблений. Действовать по собственным принципам, но также уважать желания и замечания партнера. Человек, следующий здоровому эгоизму, имеет особый склад ума, благодаря которому лучше понимает жизнь. Когда дело идет о материальных вещах, человек не зацикливается на полноте собственной выгоды. Он старается получить свое, но при этом, не идя по головах, и не причиняя страданий другим, склонен сотрудничать и находить компромиссы. В нем больше этичных принципов, чем эгоистических порывов.

Человек, который занимается самоусовершенствованием, делает это лично для себя, соответственно другие люди в это не вмешиваются. Но в этом самоусовершенствовании он может зайти очень далеко, может начать учить других, как нужно жить, тут уже смывается немного грань между разумным эгоизмом и обычным.

Эгоизм антоним к этому слову альтруист. Разумный эгоизм – это также альтруизм.

Пример разумного эгоизма. Когда человек делает бескорыстную полезную деятельность, в результате получается радость и счастье. Поскольку на это счастье и рассчитывалось, то человек, который сделал этот поступок, также проявляет радость, значит, цель достигнута. Всем от этого только хорошо.

Каждый человек действительно в некоторой степени эгоист, поскольку он должен каждый день о себе заботиться: есть, спать, одеваться, зарабатывать деньги, тратить их в первую очередь на себя. Это абсолютный разумный эгоизм. Работа над своим телом, развитие своего мозга, работа над своей духовной сущностью – это также разумный эгоизм, который дает благо всем.

Примеры эгоизма

Каждый человек может назвать примеры эгоизма из жизни своих близких, или собственной. Практически каждый человек имеет в круге знакомых такого ярого эгоиста. Его стразу можно вычислить, он в принципе и не скрывается, а наоборот, старается быть у всех на виду.

Эгоист очень расчетливый человек, он прежде чем возьмется за дело, подумает насколько оно ему выгодно, каких плодов ему принесет его участие и, взвесив все плюсы и минусы, он соглашается на дело или нет. Быстрых решений он в деле не принимает.

Практически все разговоры с ним будут так или иначе, но обязательно сводится к его личности, обсуждению его успешного прошлого и удачливости в теперешнем времени. Эгоист признает существование только своего мнения. Он даже представить себе не может, что мнение окружающих, даже намного более опытных людей, чем он сам является, может быть верным. Если обстоятельства заставляют, он сможет найти выход из положения, но только за счет усилий других, или совсем несправедливо обвиняет их. Его совершенно не интересуют интриги или проблемы других, он живет себе спокойно, пока ничего его не затрагивает.

Примеры эгоизма из жизни. Владея техниками манипулирования, заставляет других уступать ему. Если ему предлагают компромисс, он отказывается от него и ждет, когда человек сдастся. Эгоистичные личности часто любят раздавать советы о том, как правильно жить, хотя сами далеко не являются образцами для подражания. В любом деле находят выгоду, или откровенно без задних мыслей требует ее. Можно также привести примеры эгоизма из жизни за характерными внешними особенностями данного типа людей.

Проявления эгоизма. Эгоиста очень заботит его внешность, он смотрит на себя и любуется. И чтобы все время быть для себя красивым, ну и для других тоже, ему необходимо много времени уделять внимание себе перед зеркалом. Почти всегда эгоисты – это самые привлекательные люди, зацикленные на своем теле, они не могут налюбоваться своей внешностью и знают, что нравятся другим. Чтобы красивую внешность подчеркнуть, они одеваются очень стильно, иногда, даже эпатажно. Эгоистичная личность всегда старается произвести хорошее впечатление, поэтому в своем поведении пользуется хорошими манерами, старается создать впечатление воспитанного человека. Также эгоистичного человека среди других выделяет его лексикон, он рябит фразами: «цель оправдывает средства», «мне все можно», «я намного лучше», «я самый…», «у меня», «я хочу», «для меня» и так далее.

Эгоизм в жизни. Эгоистичные личности могут применить особенности своего характера, работая во властных структурах, милиции, военном деле, бизнесе, косметологии.

Примеры эгоизма в литературе. Скарлетт «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, Вронский «Анна Каренина» Л. Толстой, Дориан Грей «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда и другие.

Очень известным и ярким примером эгоизма может послужить Грушницкий «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов. Сам автор считает, что Грушницкий низкий и фальшивый. Герой делает все наперекор самому себе. Он желает чувствовать то, чего не может ощутить, старается чего-то добиться, но не того, что ему поистине нужно.

Он желает, чтобы его ранили, хочет быть просто солдатом, который вместе с тем, несчастлив в любви, хочет приходить в отчаяние. Он мечтает об этом, но судьба распоряжается по-другому, уберегая его душу от жизненных потрясений. Если бы он влюбился, а девушка не ответила взаимностью, он бы разочаровался в любви и навсегда закрыл свое сердце. Он так желал стать офицером, но получив известие о производстве, навсегда забрасывает свой прежний костюм, который так любил, как оказалось на словах.

Примеры проявления эгоизма показывают, что проблема существует, и много людей стает несчастными из-за собственной неразумности. И если опамятоваться, посмотреть на свою жизнь и вынести из нее урок, то можно измениться, избавиться от эгоизма, поскольку счастья он не сулит, а только разбивает человеческие сердца и судьбы.

ориентация ценностная субъекта, характерная преобладанием в жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно интересов других людей и групп социальных. Проявлениям эгоизма присуще отношение к другому человеку как объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объясняются серьезными дефектами воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм ребенка, то у него может сформироваться стойкая ориентация ценностная, при коей учитываются лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или к группе социальной может привести к отчуждению - переживанию одиночества во враждебном мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях, принятых на Западе, эгоизм необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря коему обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении эгоизм выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы эгоизма и альтруизма отражает изначальное противопоставление Я и Они. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и Они объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему и другим, поскольку это полезно для общества, коему он принадлежит. Итак, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности в коллективе, то альтернатива эгоизм-альтруизм оказывается мнимой. Подлинная альтернатива - противопоставление и эгоизму, и альтруизму такого поведения, когда субъект действенно относится к другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим в коллективе (-> идентификация коллективная).

ЭГОИЗМ

Особенность личности или психическое состояние, при которых на первом плане находятся собственные интересы, стремление к приобретению личных преимуществ и избежанию неудобств, лишений, забота о себе. Наблюдается как у психически здоровых при наличии соответствующих черт характера, так и при психопатиях и некоторых психических заболеваниях (начальные стадии психических расстройств позднего возраста, шизофрения и др.).

Эгоизм

Egoism). Мотивация (вероятно, лежащая в основе всякого поведения) к тому, чтобы улучшить свое собственное благополучие. Противоположна альтруизму, который ставит своей целью увеличение благополучия других.

ЭГОИЗМ

В самых простых понятиях, личный интерес. Следовательно: 1. Обозначение точки зрения, согласно которой такой личный интерес является основой всего поведения (ср. с альтруизмом). 2. Тенденция вести себя только (или в значительной степени) в соответствии с личными интересами. Ср. с эготизмом.

Эгоизм

лат. ego - я] - ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп. Проявлениям Э. присуще отношение субъекта к другому человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания индивида. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм личности ребенка, то у него может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчет лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном Я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или социальной группе может привести к отчуждению как переживанию субъектом одиночества во враждебном ему мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях Э. необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря которому якобы обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении Э. выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы Э. и альтруизма отражает изначальное неправомерное противопоставление Я и ОНИ, как якобы единственно возможное. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и ОНИ объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему, и другим, поскольку это полезно для общности, к которой он принадлежит. Таким образом, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности, то альтернатива "или Э., или альтруизм" оказывается ложной. Подлинную альтернативу Э. и альтруизму составляет идентификация коллективистская. А.В. Петровский, В.В. Абраменкова

ЭГОИЗМ

проявление интереса человека к самому себе, характеризующееся сосредоточением внимания на своих желаниях, влечениях, своем собственном мире в целом.

Представление об эгоизме содержалось в первом фундаментальном труде З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900). В нем он не только обратил внимание на эгоистические сновидения, в которых фигурирует собственное Я сновидца, но и подчеркнул то обстоятельство, что маленькие дети чрезвычайно эгоистичны. «Ребенок абсолютно эгоистичен, он интенсивно испытывает свои потребности и неудержимо стремится к их удовлетворению – особенно же против своих соперников, других детей и главным образом против своих братьев и сестер». Одновременно З. Фрейд высказал мысль, в соответствии с которой есть основания надеяться, что еще в период детства «в маленьком эгоисте проснутся альтруистические наклонности и мораль», хотя моральное чувство пробуждается не одновременно по всей линии и продолжительность аморального детского периода у отдельных индивидуумов различна.

В работе «О нарциссизме» (1914) основатель психоанализа затронул вопрос о соотношении чувства неудовольствия, эгоизма, любви и невротического заболевания. Определение данного соотношения предполагало выявление психологической необходимости переступить границы нарциссизма и сосредоточить либидо на внешних объектах любви. И хотя в самой работе не было проведено четкого различия между нарциссизмом и эгоизмом, тем не менее в ней была высказана мысль, что «сильный эгоизм защищает от болезни, но, в конце концов, необходимо начать любить для того, чтобы не заболеть, и остается только заболеть, когда вследствие несостоятельности своей лишаешься возможности любить».

В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд попытался ответить на вопрос, чем отличаются понятия нарциссизм и эгоизм. Он считал, что нарциссизм является либидозным дополнением эгоизма. Говоря об эгоизме, обычно имеют в виду пользу для индивида, в то время как говоря о нарциссизме, принимают во внимание и его либидозное удовлетворение. По мнению основателя психоанализа, можно быть абсолютно эгоистичным и тем не менее иметь сильные сексуальные привязанности к объектам. Такая привязанность объясняется тем, что сексуальное удовлетворение от объекта относится к потребностям. «Эгоизм будет следить тогда за тем, чтобы стремление к объекту не причинило вреда Я». Но можно быть эгоистичным и при этом очень нарциссичным, то есть иметь незначительную потребность в объекте. Тем не менее во всех этих отношениях «эгоизм является само собой разумеющимся, постоянным, нарциссизм же – меняющимся элементом».

Противоположность эгоизма – альтруизм, который не совпадает с сексуальной привязанностью к объектам и отличается от нее отсутствием стремлений к сексуальному удовлетворению. Однако при сильной влюбленности альтруизм может совпадать с сексуальной привязанностью к объектам, что чаще всего имеет место при сексуальной переоценке его. Если к этому добавляется альтруистическое перенесение от эгоизма на сексуальный объект, то, как полагал З. Фрейд, сексуальный объект становится могущественным и как бы поглощает Я.

Проблема эгоизма, себялюбия и любви человека к другим людям нашла отражение в исследованиях Э. Фромма (1900–1980). В статье «Эгоизм и себялюбие» (1939) и в книге «Человек для себя» (1947) он подметил расхождение между тем, что современная культура пронизана запретом на себялюбие и в то же время учение, согласно которому быть себялюбивым грешно, противоречит практическому положению дел в западном обществе, где себялюбие – мощный и оправданный стимул человека. Подобное расхождение покоится на взглядах мыслителей, усматривающих в любви к другим альтернативу любви к себе. При этом одни мыслители (Кальвин, Лютер) воспринимали любовь к себе в качестве греха, в то время как другие (Ницше, Штирнер) объявляли эгоизм, себялюбие и любовь к себе добродетелью. Немецкий философ Кант провел различие между эгоизмом себялюбия (благоговение к самому себе) и эгоизмом самодовольства (удовлетворенность самим собой). И тем не менее для многих мыслителей прошлого проблема отношения между любовью к себе и любовью к другим оставалась неразрешимой антиномией.

Э. Фромм исходил из того, что метание между двумя догмами (эгоизм как грех, зло и как добродетель, добро) вредит процессу интеграции личности и является одним из источников душевного разлада современного человека. По его мнению, любовь к себе и любовь к другим людям не исключают друг друга. «Идея, выраженная в библейской заповеди «люби ближнего как самого себя», подразумевает, что уважение к своей собственной целостности и уникальности, любовь к себе и понимание своего Я неотделимы от уважения, любви и понимания другого человека». Но как объяснить себялюбие, которое исключает искренний интерес к другим людям? Ответ на этот вопрос несложен, если иметь в виду, что одно дело себялюбие, а другое – любовь к себе.

По убеждению Э. Фромма, «себялюбие и любовь к себе не только не тождественны, но и прямо противоположны». Себялюбивый человек не способен любить ни других, ни самого себя. Если человек способен к плодотворной любви, он любит также и себя, а если он может любить только других, он вообще не способен любить. Несостоятельность современной культуры кроется не в принципе индивидуализма и излишнем эгоизме человека, а в искажении смысла личного интереса. Она заключается не в том, что люди слишком сосредоточены на своем личном интересе, а в том, что они недостаточно сосредоточены на интересах своего реального Я. Словом, несостоятельность современной культуры не в том, что люди слишком себялюбивы, эгоистичны, а в том, что «они не любят себя». В конечном счете оказывается, что в действительности эгоист не только игнорирует других людей, но и ненавидит себя, в то время как подлинная любовь предполагает способность любить и себя, и других.

ЭГОИЗМ

от лат. egо – я) – ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам др. людей и социальных групп. Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания. В обыденном значении Э. выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы Э. и альтруизма отражает изначальное неправомерное противопоставление Я и Они, как якобы единственно возможное. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и Они объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему, и другим, поскольку это полезно для общности, которой он принадлежит. Т. о., если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности, то альтернатива «или Э., или альтруизм» оказывается ложной. Подлинную альтернативу Э. и альтруизму составляет идентификация коллективистская. Э. является частым источником конфликтов, поскольку эгоистический человек регулярно наносит ущерб др. людям, не замечая этого или не обращая на это внимания. Предупреждение формирования эгоистических черт характера выступает важным условием профилактики конфликтов.

Эгоизм

от лат. ego - я] - преимущественно ценностная ориентация личности на удовлетворение своих индивидуальных интересов и потребностей без учета того, какие последствия это будет иметь для других людей. В качестве ярко выраженной личностной направленности эгоизм начинает формироваться на достаточно ранних этапах восхождения индивида к личностной зрелости, прежде всего, как следствие реализации неверных воспитательных моделей. При этом и планомерно осуществляемый диктат, и гиперопека и попустительский стиль взаимодействия взрослых с ребенком и подростком, по сути дела, в равной степени закладывают фундамент личностного эгоцентризма, деформации шкалы ценностей развивающейся личности, когда она видит и оценивает мир лишь через призму своих желаний и индивидуалистических, порой откровенно меркантильных интересов, а окружающих людей либо рассматривает в качестве пассивных объектов своего воздействия, либо представляет в качестве удобного средства для достижения своих целей. Личностный эгоизм, как правило, связан с неадекватно завышенными самооценкой и уровнем притязаний, с отказом принимать на себя ответственность за неудачи и с приписыванием себе незаслуженных успехов, с преимущественно внешним локусом контроля, нередко с авторитарностью и стремлением к доминированию и т. д. И в специальной литературе, и в повседневной жизни понятие «эгоизм» нередко употребляется как антоним понятия «альтруизм». Но в данном случае, как и при попытке противопоставить в содержательном плане конформизм и нонконформизм, заявляемая альтернатива оказывается ложной. Так, если в качестве реального психологического противовеса конформизму и нонконформизму выступает личностное самоопределение в группе, действительным психологическим противовесом и эгоизму, и альтруизму оказывается коллективистская идентификация. Именно и только последняя личностная позиция строится не на представлениях индивида о своей отчужденности от социума, не на противопоставлении «они» и «я» (в случае эгоцентризма - «главное, чтобы было хорошо мне, а что с другими - мне неважно», в случае альтруизма - «главное, чтобы было хорошо другому, а то, что мне от этого будет хуже - это неважно»), а на видении общности интересов, целей, желаний и т. д., которые испытывают и «они», и «я», а тем самым «мы».

Поскольку как в отечественной, так и в зарубежной социально-психологической науке проблема альтернативы связки «альтруизм-эгоизм» и коллективистской идентификации личности остается слабо разработанной в теоретическом плане, вполне закономерным выглядит практически полное отсутствие эмпирических исследований по данной проблематике. Причем, если альтруизм, несколько расширительно, на наш взгляд, определяемый как «...действия, связанные с добровольным оказанием помощи человеку в отсутствие ожиданий, что они повлекут за собой какие-либо вознаграждения, за исключением разве что ощущения совершения доброго дела»1, достаточно давно является объектом многочисленных, в том числе и экспериментальных, исследований в зарубежной социальной психологии, то эгоизм, как правило, рассматривается чаще всего в основном с философских и этических позиций. При этом, нередко рассуждения тех или иных авторов на данную тему носят откровенно морализаторский и, более того, ханжеский характер. К сожалению, в последние годы эта тенденция приобрела наиболее устойчивый характер именно в отечественной психологии и смежных с ней дисциплинах в связи с появлением таких специфических, но при этом претендующих на универсальность, течений, как «духовно-ориентированная психология», «православная психология» и т. п.

Наибольший объем релевантных эмпирических данных по проблеме центрации личности на собственных интересах накоплен в рамках психоаналитического подхода. Хотя традиционно изучаемый в психоанализе нарциссизм и эгоизм не являются идентичными понятиями, в своих феноменологических проявлениях они, безусловно близки. Так, в одной из первых психоаналитических работ, целиком посвященных проблеме нарциссизма «Комплекс Бога», ее автор Э. Джонс «...описал тип человека, характеризующийся эксгибиционизмом, отчужденностью, эмоциональной недоступностью, фантазиями о всемогуществе, переоценкой своих творческих способностей и тенденцией осуждать других». ... Он описывал этих людей как личностей, находящихся в континууме душевного здоровья - от психотика до нормального, отмечая, что «когда такой человек становится душевно больным, он ясно и открыто демонстрирует бред, что действительно является Богом». В этой связи, как отмечает Н. Мак-Вильямс, «в отличие от антисоциальных личностей, проблемы которых очевидны и достаются обществу дорогой ценой и поэтому вдохновляют на научные исследования психопатий, нарциссические индивидуумы совершенно различны, часто неуловимы в своей патологии и наносят не столь явный вред обществу. Преуспевающие нарциссические личности (в плане денег, социально, политически, в военном отношении и т. д.) могут вызывать восхищение и желание соперничать с ними. Внутренняя цена нарциссического голода редко доступна восприятию наблюдателя, и вред, наносимый другим при преследовании нарциссически структурированных проектов, может рационализироваться и объясняться как естественный и неизбежный продукт конкуренции: Лес рубят - щепки летят...»2.

Если же все-таки попытаться отделить собственно эгоизм от нарциссизма, то, прежде всего следует отметить тотальную зависимость нарциссической личности от мнения окружающих. Несмотря на то, что собственные интересы для таких индивидов безусловно стоят на первом месте, в то время как интересы окружающих игнорируются, они предельно озабочены тем, как они при этом выглядят. Социальное окружение в данной схеме служит своего рода «зеркалом», в котором нарциссическая личность постоянно ищет подтверждение собственной исключительности и грандиозности. Это обусловлено, как правило, неблагополучным разрешением второго базисного кризиса психосоциального развития и типичным отчуждением этой стадии - патологическим самоосознованием. Этот вывод Э. Эриксона получил подтверждение в современных исследованиях, проводившихся в рамках классической психоаналитической парадигмы. Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «в клинической литературе постоянно подчеркиваются стыд и зависть в качестве главных эмоций, ассоциированных с нарциссической организацией личности. Субъективный опыт нарциссических людей пропитан чувством стыда и страхом почувствовать стыд. Первые аналитики недооценивали силу данной эмоциональной установки, часто неправильно истолковывая ее как вину и делая интерпретации, ориентированные на вину (эти интерпретации пациенты воспринимали как неэмпатические). Вина - это убежденность в том, что ты грешен или совершил злодеяние; она легко концептуализируется в понятиях внутреннего критикующего родителя или супер-Эго. Стыд - это чувство, что тебя видят плохим и неправым; наблюдатель в этом случае находится вне собственного “Я”. Вина создается чувством активной возможности совершения зла, тогда как стыд имеет дополнительное значение беспомощности, уродства и бессилия.

Уязвимость нарциссических личностей для зависти - родственное явление. Если я внутренне убежден, что обладаю некоторыми недостатками и моя неадекватность всегда может быть разоблачена, я начинаю завидовать тем, кто кажется довольным или обладает теми достоинствами, которые (как мне кажется) могли бы способствовать тому, чего я лишен. ... Если я ощущаю дефицит чего-либо и мне кажется, что у вас все это есть, я могу попытаться разрушить то, что вы имеете, выражая сожаление, презрение, или путем критики»1.

В отличие от нарциссизма, эгоизм сам по себе не предполагает подобной внутренней уязвимости и тотальной зависимости от внешнего субъекта. В этом смысле его правомерно рассматривать как гораздо более универсальное и, мало того, здоровое явление, являющееся производным от изначально присущего всем людям чувства самосохранения. Индивид с отчетливо выраженной эгоистической личностной направленностью (если он при этом не страдает нарциссизмом) зависит не от внешней а, напротив, от внутренней оценки, его интересует сравнение себя не с социальным окружением, а определенными внутренними представлениями об успешности, должном поведении и т. п., присущими идеальному «Я».

Именно по этой причине, если вернуться к рассмотрению связки «альтруизм-эгоизм» как единого биполярного континуума, при всей внешней схожести проявлений эгоизма и нарциссизма, нарциссические личности оказываются как правило, неспособны к помощи другим, если подобные действия связаны с реальными серьезными усилиями и риском, а также не сулят публичного признания. В то же время, как показывает ряд исследований, эгоистические мотивы нередко лежат в основе типично альтруистических поступков. Примером подобного рода может служить исследование проведенное группой американских социальных психологов в 80-е гг. прошлого века. Они «...провели обстоятельные интервью с 32 добровольцами, ранее проявившими активность в предотвращении опасных криминальных эпизодов, таких как ограбления банка, вооруженные нападения и уличные грабежи. Реакции этих “добрых самаритян” сопоставлялись с реакциями сходной по полу, возрасту, образованию и этническому происхождению группы лиц, также бывших свидетелями аналогичных эпизодов, но не предпринявших попыток вмешаться». Наиболее важным в контексте рассматриваемой проблематики результатом опроса оказалось то, что «... по сравнению с людьми, не пытавшимися вмешаться, «добрые самаритяне» чаще отмечали свою физическую силу, агрессивность и принципиальность. Они также превосходили их в боевых навыках или умениях оказывать первичную медицинскую помощь. В своем решении прийти на помощь жертве они руководствовались не столько гуманистическими соображениями,сколько представлениями о собственной способности и ответственности, основанных на их опыте и физической силе»1.

Еще более наглядные результаты были получены в ходе предпринятого М. Шнайдером и А. Омто исследования мотивов участия в добровольческой деятельности, связанной с оказанием помощи больным СПИДом. При этом исследователи пытались установить причины, по которым одни добровольцы занимаются такой альтруистической деятельностью в течение длительного времени, а другие достаточно быстро покидают движение. Оказалось, что одним из наиболее значимых факторов такого рода являются «первоначальные причины, побудившие людей включиться в добровольческую деятельность...». При этом «большинство индивидов, которые называли в качестве причин улучшение самооценки и самосовершенствование, продолжали ею заниматься и по прошествии одного года. Исследователи полагают, что эти несколько «эгоистические» желания - лучше относиться к себе и узнать больше о СПИДе - по-видимому, больше помогают сохранять приверженность добровольческой деятельности на протяжении времени». В целом, как считают Ш. Тейлор и его коллеги, «эти и другие исследования говорят о сложном характере причин добровольческой деятельности, которые нередко сочетают в себе как подлинный альтруизм, так и преследование личных интересов. Желание оказать помощь людям и выражение приверженности своим внутренним ценностям служат важными причинами участия человека в добровольческой деятельности. Однако она также содержит в себе благоприятную возможность приобрести новые умения, познакомиться с новыми людьми и улучшить представление о себе самом»2.

Из сказанного ясно, что биполярный континуум «альтруизм - эгоизм» требует дальнейшего серьезного изучения в логике диалектического подхода к данному явлению. При этом совершенно недопустимыми являются попытки подмены такого рода исследований умозрительными оценочными интерпретациями достаточно сложной социально-психологической реальности, в основе которых, как правило, лежат религиозные догматы в предельно упрощенной волюнтаристской трактовке, обусловленной очередным идеологическим заказом.

Практический социальный психолог в качестве одной из своих собственно профессиональных задач должен видеть, с одной стороны, разрушение тех социально-психологических условий, которые способствуют формированию как эгоизма, так и альтруизма (особенно в форме болезненно-экзальтированного самопожертвования), а с другой - создание и развитие такой формы взаимодействия, которая бы обязательным условием успешности подразумевала подлинное сотрудничество, в процессе реализации которого складывается такая личностно-ценностная ориентация, как коллективисткая идентификация.

Сегодняшняя тема — эгоизм и его проявления. Эгоизм — особая черта «себялюбия», которая не передается по наследству, а приобретается вместе с воспитанием. Родителям, любящих своих детей (особенно у кого один ребенок) стоит четко знать грани того что можно, а что нельзя, даже их любимому чаду, дабы во взрослой жизни новому члену общества было проще.

Слово «эгоист» переводится как «я есть». Эгоизм имеет множество проявлений, прямых и косвенных, — и в поведении, и в жизненных обстоятельствах, и в речи, и в жесте, и во внешности, и в профессии. Может быть врождённым и приобретённым.

Определить эгоистические проявления в себе не так уж и трудно, как кажется, ведь в отдельные моменты мы теряем над собой контроль и показываем свое истинное лицо. Или действуем так, как привыкли, сами не замечая того. Вот к таким «мелочам» и надо быть предельно внимательным. Ведь мелочи проявляют внутреннее состояние человека и его натуру.

В.Вестник: «Стремление к получению как можно большего количества радостей и удовольствий естественно для любого организма, потому что сформировано эволюционно. Стремясь удовлетворить свои желания, организм совершает весь комплекс действий, необходимых для поддержания жизнеспособности.

Поскольку организмы в основном живут в условиях социума, в этом комплексе необходимых действий есть и такие, которые способствуют выживанию сообщества. Например, забота о ближних и слабых. Это – альтруистические по своему характеру действия, и мотивируются они соответствующими эволюционно сформированными чувствами единения и любви.

Получается, что способность получать удовольствие от совершения альтруистических действий заложена природой. И не просто так, для украшения бытия и вдохновения романтиков, а для выживания вида. Следовательно, нравственность – норма, а эгоизм – патология. И сказать, что эгоист – моральный урод, не будет преувеличением. Именно на почве эгоизма возникают преступные замыслы. По большому счету все преступники – эгоисты».

Проявления эгоизма в человеке

Данный список проявлений далеко не полный. Наблюдая за собой и миром, вы наверняка обнаружите еще массу других. И не всегда эгоизм так явно виден, как описано ниже. Но, если есть хоть одно из проявлений, предстоит еще много настоящей работы над собой по преодолению этой духовной ущербности.

  • Склонен постоянно оценивать себя и других — критиковать, осуждать, сплетничать, оговаривать, иметь предубеждения (часто внутри – «заезженная пластинка» критики кого-то или чего-то).
  • Упрям, склонен к твердолобости, автоматическому «нет» как непринятию всего и вся. При этом – отсутствие желания что-либо сделать, изменить самому.
  • Очень болезненно переносит выражение несогласия со стороны близких, и сопротивление своего партнера может воспринимать как отрицание себя.
  • Ищет причину происходящего всегда в других, вовне себя, не желает разбираться, видеть причину в себе («я ни при чем»).
  • Мыслит полярными категориями, для него не существует середины — то грандиозный в своих достижениях (он лучше всех, стоит на самой вершине мира!), то ничтожный (но тоже великий в своем ничтожестве, потому что хуже него никого на свете нет). Поэтому победы возносят его до небес, а поражения приводят в состояние депрессии.
  • Убежден, что в этом мире есть кто-то лучше, а кто-то хуже, при этом себя чаще причисляет к «лучшим».
  • Четко разделяет людей на «своих» и «чужих» (по типу «мужчины – с Марса, а женщины – с Венеры, и нам друг друга не понять»).
  • Не принимает инакомыслящих, инаковыглядящих, новеньких (например, коллективный эгоизм).
  • Сознательно выделяет «своих» (по родству, по национальности, по месту жительства, по профессии, по образованию и т.п.) и приоритетно выделяет им блага в ущерб и с недоброжелательностью к «чужим».
  • Сосредоточен на собственном «Я». Имеет завышенную самооценку, верит в свою исключительность, редкость. Считает себя неотразимым. Склонен к самолюбованию и любит только себя, любимого. И отсюда – зависть к тем, кто, по его мнению, «хуже», но почему-то получает «незаслуженные» блага.
  • Склонен привлекать к себе внимание любыми способами, выделять себя.
  • Любит лесть, похвалу, комплименты, выделение себя среди других.
  • Зависит от признания других, ориентируется на чужое мнение.
  • Нуждается в постоянном проявлении любви к себе или подчинении; ищет тех, кто готов слиться с ним, подчиниться, подтвердить его значимость.
  • Мечтает об «идеальном мужчине», «идеальной семье», «идеальном ребенке» («кому же, как не мне, должно достаться лучшее»).
  • Имеет завышенные «планки» в жизни, амбиции, склонен к карьеризму, гонке за престижем, внешними атрибутами.
  • Стремится к борьбе за лучшее место, жесткой конкуренции, любит участвовать в различных соревнованиях, конкурсах и, главное, побеждать.
  • Превыше всего ценит свою личную свободу, но часто – в ущерб другим.
  • В другой крайности (в отличие от высоких амбиций и завышенных планок), склонен к позиции «жертвы», жалости к себе, до самоуничижения.
  • Склонен к диктату, тирании, подавлению других (до такой диктатуры, когда на удовлетворение потребностей одного человека работает целый народ).
  • Придает чрезмерное значение своей работе. Таким образом, убеждает себя и других в своей значимости. Склонен сливаться со своим социальным статусом, постоянно говорит о своих достижениях, рассказывает о своих возможностях, о том какой он незаменимый работник, о влиятельных людях, с которыми знаком.
  • Склонен не выполнять свои обязанности (дочери/сына, матери/отца, жены/мужа, начальника/подчиненного, мужчины/женщины, человека, Души), перекладывая это на других.
  • Притягивает к себе эгоистичные реакции окружающих (т.е. рядом – эгоисты).
  • Обвиняет их в равнодушии и эгоизме по отношению к себе.
  • Часто дружит с эгоистичными людьми, с аферистами, бандитами, взяточниками, коррупционерами и т.п. А, значит, морально поддерживает, соучаствует в их преступлениях (через энергоинформационную связь).
  • Навязывает свое мнение, указывает, управляет людьми, подчиняя их своим представлениям о том, как надо жить, работать, любить.
  • Вторгается в интересы, свободу других, навязывает своих правила, убеждения, ценности.
  • Имеет низкую мотивацию заниматься общественно-полезной деятельностью (если это только не приносит «бонусов» лично для него).
  • Не умеет работать в команде, предпочитает отдельно, сам по себе. Либо стремится занять главенствующую позицию.
  • Предъявляет высокие требования к своему партнеру (супругу), собственному ребенку, подчиненным. Стремится изменить, переделать других, при этом, не изменяя себя.
  • Склонен наказывать, устанавливать жесткие правила, требовать безоговорочного подчинения с целью исполнения его требований.
  • Убежден, что его интересы должны быть всегда на первом месте, все должно служить его интересам («вы обязаны мне», «для меня»).
  • Стремится достигать свои цели за счет других, в ущерб им.
  • Способен увлечь за собой более слабых, но используя их в своих интересах.
  • Болезненно сфокусирован на собственных переживаниях и не способен на эмоциональную привязанность.
  • Равнодушен, невнимателен к интересам, потребностям, мыслям, эмоционально-чувственным состояниям других.
  • Равнодушен к близким, к родственникам, часто осуждает их и не желает с ними общаться, отделяется.
  • Может наплевательски относиться к желаниям большинства, ведь главное для него – душевный и телесный комфорт своего собственного «я».
  • В доме – в первую очередь, учитывает свои интересы, свои вкусы и потребности, «перетягивает одеяло на себя».
  • Нравится, когда его слушают и интересуются его жизнью. Но сам не умеет слушать: перебивает, уходит в себя, переводит тему на себя, ведет долгий монолог либо отсутствующий взгляд и равнодушие.
  • Склонен жить, зацикливаясь если не себе, то на ребенке, муже/жене, родителях.
  • Стремится к «халяве», ко «всему и сразу», «здесь и сейчас», вся система ценностей сосредоточена вокруг сиюминутного личного благополучия.
  • Иждивенчески относится к жизни, ожидает от нее «подарков», вместо того, чтобы рассчитывать на плоды собственных духовных усилий. Поэтому склонен к магическим способам получения желаемых благ.
  • Не любит слушать о своих ошибках, просчетах, недостатках – избегает подобных разговоров или разрывает отношения.
  • Относится снисходительно, оправдывает себя и свои поступки, приносящие неудобство и вред окружающим (до полного их не замечания).
  • Не желает и не умеет учиться на чужих ошибках, опыте.
  • Трудно общаться с людьми, имеющими свое мнение, самостоятельно мыслящими (поэтому в его окружении чаще ведомые, слепо верящие в авторитеты люди).
  • Недооценивает окружающих, не умеет видеть в них достоинства.
  • Не умеет радоваться достижениям других, и наоборот, внутренне удовлетворен при потерях или неудачах других.
  • Склонен противопоставлять себя кому-либо.
  • Изолируется, отчуждается, уходит в себя, стремится к постоянному уединению, одиночеству, и, в итоге, может стать асоциальным.
  • Трудно устанавливает по-настоящему близкие отношения — либо держится на расстоянии, либо склонен к слиянию.
  • Ощущает враждебность окружающего мира, ожидает нападения. Внутренне уязвим, обидчив (до избегания, до полного разрыва отношений).
  • Не доверяет окружающим, и, как следствие, — склонен создавать защиты (уход, нападение, тупость, сонливость, полнота, неприступность и т.п.).
  • Может производить впечатление человека инфантильного, не способного заботиться о себе, зависимого от других. На самом деле, это неосознанная манипуляция с целью завоевать внимание окружающих и перепоручить заботу о себе кому-нибудь еще.
  • Может быть не уверен в себе, инертен, безволен, бездействует из страха, что не получится, не поймут. В этом случае — склонен к приспособленчеству, замалчиванию, заискиванию, подавлению своих желаний, устремлений.
  • Склонен к энергетическому вампиризму (сливает на других свои обиды, претензии, свои проблемы со здоровьем, судьбой, жалость к себе или постоянно ворчит, раздражен, конфликтен, недоволен всем и вся).
  • Не умеет принимать помощь от других, избегает, отказывается от помощи.
  • Демонстрирует всем, как они зависят от него, подчеркивает «свой вклад» в судьбу, карьеру, здоровье этого человека.
  • Может снисходительно передавать вещи, предметы кому-либо («что мне уже негоже, тебе, глядишь, сгодится»).
  • Не желает соблюдать какие-либо правила, законы («а мне все можно»).
  • Ведет себя часто самонадеянно (иногда до безрассудства).
  • Насаждает порядки, приводящие к розни людей, социумов. Содействует конфликтам, войнам (от семейных до мировых).
  • Склонен плохо обращаться с животными, природой – использовать в своих эгоистичных интересах, ради престижа, мнимой красоты, мнимого здоровья, убивать их без особой необходимости.
  • Присваивает чужое в своих интересах, неправедно накапливает богатства.

  • единственный ребенок в семье,
  • самый любимый ребенок (часто в ущерб другим детям), которого в детстве излишне баловали, который рос в атмосфере вседозволенности и чрезмерной опеки,
  • красивый ребенок, получающий уже в раннем детстве комплименты и похвалу от взрослых,
  • особо одаренный ребенок, часто вырастающий в талантливого, но несколько эгоцентричного взрослого,
  • долго ожидаемый и единственный ребенок (например, в силу болезни),
  • ребенок, рожденный «для себя» (например, у одинокой или нелюбимой мужем женщины),
  • ребенок, рожденный (или сохраненный) в ущерб другому ребенку,
  • самый младший ребенок в семье, которому уделяется слишком много внимания (особенно, если большой разрыв в возрасте с другими детьми),
  • самый болезненный ребенок, часто инвалид с низкими интеллектуальными способностями (синдром Дауна, ДЦП, умственная отсталость и т.п.),
  • равнодушие со стороны окружающих родственников в детстве (неэмоциональные, не теплые, вечно занятые работой или выяснением отношений, погруженные в себя, асоциальные, зависимые),
  • ребенок, которого чрезмерно опекали и лишали самостоятельности в возрасте от года до трех лет,
  • ребенок, родившийся как «помеха», ограничение свободы кого-либо из родителей, цепь, как манипулятивная привязка к семейным отношениям,
  • рождение в отсталых средах обитания (деревни, племена, умирающие местности, слаборазвитые государства),
  • рождение в обособленном городе, стране или в отчужденном от всех роду.

Характерные особенности во внешности

  • тщательно следит за своей внешностью, собственным престижным образом в глазах окружающих, поэтому внешность чаще привлекательная,
  • любит одеваться «с иголочки», со вкусом, выделяться среди окружающих,
  • обладает (или же старается) хорошими манерами поведения, чтобы иметь положительное мнение окружающих,
  • зациклен на своем теле (псевдолюбовь к себе) или, наоборот, равнодушен к своему здоровью.

Характерные особенности в лексике

«Я», «мое», «мне», «для меня», «у меня», «я хочу», «цель оправдывает средства», «все средства хороши», «кто обо мне позаботится, кроме меня самого», «я лучше, светлее, развитее, старше, мудрее, опытнее, духовнее и т.д.» (или обратная сторона – «я никто», «я глупее, младше, не опытен… и т.д.), «все думают только о себе», «мне все можно» и т.д.

Характерные профессии

Властные структуры, военные, милиция, правители, террористы, колонизаторы, криминал, шоу-бизнес, косметология, любая магия, редкие профессии, благотворительные организации, бизнес, игровой бизнес, конкурсы красоты (и любых «самых-самых»), работа «в одиночку», работа с минимумом взаимодействия с людьми и т.д.

Характерные болезни

Сердечно-сосудистые, повышенное давление, диабет, бронхо-легочные, болезни головы, больные, неровные зубы и десны, позвоночник, щитовидка, почки и печень, геморрой, грыжа, цистит, импотенция, фригидность, вагинизм, астма, ослабление интеллекта, сознания, патологическое ухудшение характера и старческий маразм и т.д.

Эгоизм в личной жизни

Частые ссоры в семейной жизни случаются из-за эгоизма одного из супругов. Кому-то из пары постоянно приходится идти на уступки, тем самым поощряя эгоизм другого. К сожалению, в семейной жизни не получится постоянно подстраиваться друг под друга, не пряча свой эгоизм куда подальше.

Потому как бытовые вопросы требуют взаимного согласия во многих вещах. Не злитесь, если приходится делать что-то ради мужа: в другой раз он поступит точно также, если увидит, что вы сделали это ради него. Старайтесь идти на компромисс в тех вопросах, которые не затрагивают ваше эго.

Но если какие-то требования мужа противоречат вашим представлениям о нормальной семье – тут уже нужно «включать» эгоизм. Эгоистичным людям тяжело заводить семью, так как после рождения ребенка они понимают, что значит, когда мир вертится вокруг одного человека.

Постепенно умеряя свой эгоизм, можно создать крепкую семью, члены которой действуют в общих интересах. Ведь в паре все должно делаться не ради одного человека, а ради обоих. Только так возможны счастливые и гармоничные отношения, в которых никто не ущемлен.

Эгоизм в работе

В карьере вершин достигают не эгоисты, а люди, умеющие действовать в своих интересах, но при этом четко выполнять поручения начальства. Нормальный работодатель всегда выберет покладистого сотрудника, а не того, который думает только о себе. А вот в отношениях с сотрудниками во многих вопросах приходится вести себя эгоистично.

Если не будешь думать о себе, на тебя тут же взвалят дополнительные обязанности или заставят заниматься не своим делом. На работе легко быть эгоистом, потому что вам необязательно дружить с сотрудниками, достаточно просто поддерживать рабочие отношения. Многие приходят на работу пообщаться, и это мешает им организовать свой труд так, чтобы было комфортно.

Как только вы поймете, что с сотрудниками, кроме общей работы, вас ничего не связывает, вам будет легче вести себя эгоистично, не чувствуя за это вину. К сожалению, многие не оценят вашего хорошего отношения, ведь в карьере часто для того, чтобы достигнуть вершины, нужно идти по головам, предавая людей, с которыми работаешь бок о бок.

Эгоизм по отношению к окружающим

Очень часто эгоистичные люди, несмотря на свой характер, окружены друзьями и знакомыми. Вы никогда не задумывались, почему, когда относишься людям хорошо и жертвуешь собой, они не спешат ответить тем же? К эгоистам тянутся люди, так как распознают в них сильную личность, которая всегда выигрывает среди остальных гомо сапиенс.

Эгоист уверен в себе, расчетлив и всегда знает, что ему нужно. Такие люди привлекают и восхищают, особенно слабых личностей, не способных вести себя также эгоистично и действовать исключительно в своих интересах. Но рано или поздно любого, даже самого преданного друга, станет раздражать ваш эгоизм, и он может принять решение расстаться с вами.

Поэтому с близкими людьми недопустимо вести себя эгоистично, иначе вы рискуете остаться с эгоизмом один на один. Для тех, кому наоборот не хватает здорового эгоизма, стоит пересмотреть свое отношение к окружающим людям. Очень часто мы хотим угодить малознакомым людям только потому, что не умеем говорить «нет».

Первое правило эгоизма: не делайте чего-то, если вы не хотите. Вы не обязаны помогать кому-то только потому, что вас попросили о помощи. Старайтесь не забывать о себе, потому что часто люди играют на чувстве жалости и вынуждают других делать то, что им нужно в ущерб себе.

Каждый раз, когда собираетесь сделать что-то для других, спрашивайте себя: «Действительно ли я могу сделать это без вреда себе?», «Зачем я это делаю – потому, что хочу помочь или для того, чтобы обо мне не подумали плохо?» И тогда постепенно вы научитесь отказывать людям в ситуациях, когда чья-то просьба будет идти в разрез с вашими интересами.

Очень важно знать, когда и где проявлять эгоизм, чтобы не забывать о себе, но при этом время от времени проявлять к другим людям внимание и оказывать помощь.

Не стоит слишком часто думать, когда и где проявлять эгоизм. Иногда стоит сделать что-либо бескорыстно и от чистого сердца. Хорошие поступки часто возвращаются к нам от других людей, даже если мы жертвуем своими интересами.

Эгоизм и его проявления: видео

Кто такой эгоист? Это человек, чьи взгляды, интересы и поведение полностью вращаются вокруг его собственного «я» и направлены исключительно на собственные блага. Проще всего эгоизм выявляется в ситуации, которая ставит человека перед выбором – удовлетворить собственные интересы или же поступиться ими ради другого человека. В чем еще проявляется эгоизм?

Виды эгоизма

Каждому из нас рассказывали в детстве, что быть эгоистом плохо. И в итоге мы научились хитро поворачивать ситуацию в свою пользу, говоря человеку: «Ты эгоист! Совершенно не считаешься с моими интересами!» Но ведь таким образом мы сами проявляем эгоизм, даже не замечая этого.

По сути эгоизм – это не хорошо и не плохо. Это абсолютно естественно для человека, который имеет здоровую психику и нормальную самооценку. Осуждать другого за эгоизм глупо – можно осудить лишь степень проявления этого качества.

Следовательно, можно выделить три основных вида эгоизма:

Сверхэгоизм. Что-то из серии «все бабы как бабы, а я богиня».

Самоуничижение. Такой человек постоянно говорит: «О боже, вы только посмотрите, какое я ничтожество!»

Здоровый эгоизм – золотая середина между двумя крайностями. Человек понимает как свои, так и чужие потребности и стремится к их взаимному удовлетворению.

Основные признаки нездорового эгоизма

Попробуйте присмотреться к своим знакомым. Наверняка среди них найдется хоть один отъявленный эгоист. Чем он будет отличаться от других?

  • Он не берется за дело, которое не принесет ему выгоду.
  • О чем бы вы с ним ни заговорили, так или иначе придется обсуждать его незаурядную личность.
  • Считает, что существует только два мнения – его и неправильное.
  • Умеет находить выход из сложных ситуаций за счет чужой помощи.
  • Равнодушно относится ко всем, кроме самого себя.
  • Надеется, что другие уступят, но сам не пойдет на компромисс.
  • В чужом глазу соринку заметит, в своем бревна не увидит.
  • В любых своих действиях пытается найти выгоду или же откровенно требует ее.

Последствия эгоизма

Отдельные индивидуумы считают, что в современном обществе эгоистам очень неплохо живется. А что, правильно делают: идут напролом, думают только о себе и ведь добиваются успехов! Но в действительности законы человеческих отношений отрицательно сказываются на тех людях, кто и пальцем не пошевелит без личной выгоды.

Рано или поздно окружающие отвернутся от эгоиста, так как его поведение является социально неприемлемым. Он не сможет ни с кем завести нормальные серьезные отношения – дело всегда будет ограничиваться лишь поверхностными контактами. Одиночество является самой страшной расплатой за эгоизм.

В чем проявляется здоровый эгоизм?

Вы обладаете абсолютно здоровым эгоизмом, если:

  • умеете отстаивать свою точку зрения, отказываясь от того, что, по вашему мнению, может вам навредить;
  • готовы идти на компромисс;
  • можете защищаться любыми способами, если над вами или вашими близкими нависла угроза опасности;
  • никому не подчиняетесь, но и других не контролируете;
  • делаете выбор в собственную пользу, не мучаясь чувством вины;
  • уделяете внимание прежде всего собственным интересам, но при этом понимаете, что существует и другой взгляд на вещи;
  • не боитесь высказывать собственное мнение, даже если оно противоречит мнению большинства;
  • можете критиковать других, не опускаясь до оскорблений;
  • уважаете желания партнера, но учитываете также и свои принципы.

Таким образом, размышляя на тему, в чем проявляется эгоизм, можно узнать много нового о себе и своих знакомых. Главное, не переступать черту здорового эгоизма, и тогда будут довольны и окружающие, и вы сами.

Скачать данный материал:

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.