Профобучение инвалидов от центра занятости. Курсы от центра занятости

В соответствии с Конвенцией № 122 Международной организации труда (МОТ), профессиональная подготовка безработных является составной частью активной политики занятости, включающей: содействие в трудоустройстве всех, кто готов приступить к работе и ищет ее; достижение максимальной продуктивности в работе, а также обеспечение каждому потенциальному работнику свободы выбора занятости и возможности получить специальную подготовку, использовать свои навыки и способности для выполнения того вида труда, к которому он пригоден в наибольшей степени.

Таким образом, профессиональное обучение и переподготовка потерявших и ищущих работу граждан является одной из первоочередных задач, решаемых Государственной службой занятости населения (далее - служба занятости).

Насколько эффективно проводимое обучение? Как можно оценить ее эффективность? Какова роль службы занятости в этом процессе?

Можно выделить два возможных вида эффективности профессиональной переподготовки безработных службами занятости: -

экономическая, напрямую связанная с повышением конкурентоспособности рабочей силы; -

социальная, направленная на повышение адаптивности категорий трудоспособного населения, выпавших с рынка труда.

Предположим, что наиболее важным признаком эффективности системы профессиональной переподготовки безработных является повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Конкурентоспособность может проявляться либо в самом факте трудоустройства, либо в повышении трудовой мобильности. Мобильность на рынке труда может косвенным образом свидетельствовать о росте стоимости и качества рабочей силы (величина заработной платы - это только косвенный показатель повышения стоимости в сравнении с последним случаем занятости). Наиболее продуктивным является не просто текущее решение ситуации незанятости, а такое изменение «рабочей силы», которое может обеспечить перспективную занятость и перспективную ее оплату.

Таким образом, можно говорить о том, что существует текущая и перспективная эффективность. Текущая эффективность определяется фактом последующего трудоустройства, в том числе по полученной специальности. Перспективная эффективность - повышением конкурентоспособности на рынке труда, выраженная в трудовой мобильности. Наибольший эффект обучения и переподготовки незанятых через службы занятости определяется степенью ориентации на перспективу.

В данном случае перспективной (эффективной) будет считаться ситуация повышения профессиональных навыков и образовательного уровня не за счет их упрощения, а за счет сохранения (и повышения) прежнего их объема, повышающих возможности трудоустройства. К примеру, можно переобучить летчика на парикмахера, а можно сделать его оператором ЭВМ. Занятость по первому сценарию будет говорить о реструктуризации занятости в направлении роста малоквалифицированных профессий в сфере обслуживания, а также о дисквалификации в определенной степени. Второй сценарий представляется более перспективным с точки зрения возможностей мобильности рабочей силы.

Иными словами, проблема эффективности состоит в определении четких показателей степени соответствия профессиональной переквалификации краткосрочным требованиям современного российского рынка труда, с одной стороны, а с другой - долгосрочным тенденциям структурной перестройки.

Обозначенная выше проблема рассматривается через анализ действующего института (модели) профессиональной переподготовки безработных через государственную службу занятости.

Функции службы занятости в профессиональной подготовке безработных

Эффективность работы службы занятости по регулированию процессов занятости, перераспределению рабочей силы во многом зависит от того, насколько точно оцениваются спрос и предложение на рынке труда.

Для анализа используются, прежде всего, два источника информации: -

банк вакансий - по специальностям и профессиям, и по отраслям и территориям; -

банк безработных, состоящих в данный момент на учете, их социальнодемографические и профессионально-квалификационные характеристики.

В качестве дополнительного материала используется информация об экономическом развитии региона, города, планируемых высвобождениях, количестве и профессиональном составе выпускников профессиональнообразовательных учреждений.

Конъюнктура рынка труда, безусловно, является движущим фактором в определении того, кого переобучать и на какие специальности.

Затем оценивается дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, выявляется его характер. В основном вся аналитическая работа носит характер текущей, определяющей только краткосрочный прогноз. На данные краткосрочные прогнозы рынка труда и опирается вся работа по планированию обучения безработных.

Другой характерной особенностью анализа рынка труда, проводимого службой занятости, является тот факт, что он охватывает не весь рынок труда, а лишь тот его сектор, который сами сотрудники службы занятости называют «фиксированным». Этот сектор включает только тех граждан, которые обращаются в службу занятости, и те рабочие места, информация о которых представлена работодателями в качестве вакансий. Те, кто самостоятельно либо при помощи других посредников, занимается поиском работы и работников, оказываются за пределами этого рынка.

Сведения работодателей о потребностях в кадрах и их планируемом высвобождении, подаваемые предприятиями в службу занятости, по отзывам сотрудников служб занятости, не всегда соответствуют реальному положению дел, часто это просто отписка. Хорошие вакансии предприятия без труда заполняют самостоятельно, поэтому в банк службы занятости чаще всего попадают малопривлекательные вакансии. Как правило, речь идет о рабочих местах с неудовлетворительными условиями труда, низкой зарплатой, задержками выплат и т.д.

Спрос на рабочие места определяется составом клиентов службы занятости. В основном клиентами службы занятости становятся либо граждане, высвобожденные с предприятий, которые по закону должны получать дополнительное пособие в связи с сокращением, либо те, кто при потере работы рассчитывает на поддержку государства (в поиске работы, материальную поддержку, профессиональную переподготовку) в период безработицы, либо молодежь, не имеющая профессиональной подготовки или выпускники учебных заведений, получившие профессию, но еще не имеющие опыта практической работы.

Таким образом, служба занятости, как правило, имеет дело с весьма специфическим контингентом граждан. Чаще всего это наименее конкурентоспособные группы безработных, нуждающиеся в социальной поддержке государства. Что касается вакансий службы занятости, то они охватывают весьма определенный сегмент - наименее привлекательные рабочие места.

В связи с этим основной задачей профессионального обучения сами работники службы занятости называют ликвидацию дисбаланса спроса и предложения рабочей силы.

В начале каждого календарного года планируются основные направления обучения и профессии, затем в течение года ежеквартально производится их корректировка в соответствии с изменением спроса на рабочую силу, возможностями образовательных учреждений.

Перспективным направлением в подборе профессий для переобучения можно назвать соединение в одном учебном курсе обучение смежным профессиям, что, безусловно, является актуальным условием успешного трудоустройства.

Серьезной проблемой является тот факт, что список профессий, которым обучают по направлению службы занятости, не всегда отвечает интересам рынка.

Такое положение вещей отчасти связано с тем, что немаловажное значение имеет желание безработных обучаться по той или иной профессии, их готовность менять профессию. Претенденту на обучение, как правило, предлагается перечень профессий, по которым предоставляется возможность учиться, он должен сделать свой выбор. Несмотря на то, что спрос на рабочие специальности велик (токари, фрезеровщики, слесари разной специализации, плотники, каменщики и др. не переводятся в банке вакансий) и по этим профессиям существует хорошая образовательная база, желающих обучаться по ним очень мало.

Когда у человека, состоящего на учете в службе занятости, истекает срок выплаты пособия и он должен либо переобучиться, либо устраиваться на работу, многие выбирают обучение не потому, что собираются осваивать более перспективную профессию. Достаточно часто обучение рассматривается, как бесплатная возможность получить дополнительные навыки, которые могут быть востребованы в домашних условиях. Поэтому учебные группы на курсы парикмахеров, визажистов, водителей, портных, закройщиков набираются гораздо легче, чем на востребованные рабочие профессии, хотя эффективность трудоустройства после таких курсов невысока. Можно быть абсолютно уверенным, что ни одна парикмахерская не возьмет на работу такого «скороспелого» парикмахера без дополнительного обучения и денежных затрат. Хотя, возможно, такая специальность может дать шанс для самозанятости.

Таким образом, в ряде случаев служба занятости оказывается не способной оказать влияние на пополнение рынка необходимыми специалистами за счет переобучения безработных граждан, поскольку они отказываются от предложений получить ту или иную специальность, имеющую спрос у работодателей. Во многом это связано с дисбалансом спроса и предложения на рынке труда. Одна треть безработных имеет высшее образование, более половины безработных до того, как потеряли работу, были руководителями, специалистами, служащими. Для этих людей обучение рабочим профессиям связано с изменением социального статуса, что всегда болезненно, а для тех, кому за 40, в силу целого ряда причин часто невозможно.

Как показывает практика, довольно продуктивный путь повышения возможностей трудоустройства безработных - это не приобретение новой специальности, а повышение имеющейся квалификации. Но обучение безработных в форме повышения квалификации эффективно лишь при условии достаточной востребованности этой профессии (специальности) на рынке труда.

Возникает предположение, что, организуя обучение профессиям, заведомо мало востребованным на рынке труда, но привлекательным для безработных, службы занятости стараются тем самым в том числе решать собственные проблемы. Они должны выполнять контрольные цифры по численности прошедших обучение и по освоению бюджетных средств, определенных на эти цели. (Так как есть опасение, что неосвоенные средства впоследствии могут стать причиной сокращения финансирования).

Организаторы обучения, не имея возможности набрать достаточное количество безработных для профподготовки по непопулярным рабочим профессиям, выполняют запланированные показатели по численности за счет профессий интересных, имеющих ценность в повседневной жизни, по которым не составляет труда укомплектовать учебные группы.

Безработные, зарегистрировавшись в службе занятости, не сразу получают возможность быть направленными на обучение. Это подтверждают опросы безработных, прошедших профессиональную подготовку. Как правило, им предлагают пройти обучение не ранее, чем через 6 месяцев с момента регистрации. Известны случаи, когда этот срок затягивался до 12 месяцев.

Раньше обучение в течение первых 6 месяцев регистрации в качестве безработного было для него материально невыгодно, поскольку во время обучения человек получал небольшую стипендию вместо пособия по безработице (а его размер в этот период максимален). С 1999 г. порядок выплаты стипендии был изменен. Стипендия стала исчисляться как процент от средней зарплаты безработного, и фактически стала равна пособию по безработице (первые 6 месяцев - 75%). Поэтому безработный, направленный на обучение, теперь ничего не теряет. Но такой порядок исчисления становится невыгодным службе занятости. В этом случае большие стипендии бременем ложатся на бюджет, предназначенный для профподготовки, поскольку пособия по безработице начисляются по другой статье бюджета. Увеличение затрат в расчете на одного обучающегося за счет больших стипендий реально приводит к снижению числа граждан, направляемых на профподготовку, что противоречит интересам службы занятости - охватить обучением наибольшее число безработных.

Более того, это затрудняет выполнение контрольных показателей по денежным затратам и количеству обученных за конкретный период. Известны случаи, когда человек, имеющий перед обращением в службу занятости высокооплачиваемую работу, в течение года не имел ни одного предложения работы и при этом не направлялся на обучение. Экономя средства, сотрудники службы занятости дают направление, как правило, только после того, как размер возможной стипендии безработного сведется к минимуму. Поэтому до сих пор на повышение квалификации и обучение чаще всего направляются длительно неработающие граждане.

Профподготовке предшествует профессиональное консультирование и отбор. Целью профессионального консультирования является определение сферы предпочтительной деятельности с учетом профессиональных и личностных качеств безработного и ситуации на рынке труда. Особенно в такой услуге нуждаются молодые люди, не имеющие опыта работы, а также нередко лица среднего возраста, перед которыми стоит необходимость смены профессии. Профотбор предполагает выявление степени соответствия индиви- дуально-психологических особенностей человека требованиям выбранной профессии. Заключения профконсультантов и психологов носят рекомендательный характер.

Критериями отбора является наличие общих способностей к обучению, а также некоторых индивидуально-психологических качеств, необходимых для успешного овладения избранной профессией. Однако главенствующим критерием выступает наличие у безработного желания пройти обучение или переподготовку.

Процедуры отбора (тестирование с использованием особых методик) проводятся при направлении лишь на высококвалифицированные специальности.

Основанием для направления человека на профессиональное обучение по таким специальностям, как бухгалтер, учитель иностранного языка начальной ступени, врачи и медсестры разной специализации, секретарь-ре- ферент и др. является не только желание безработного, но и уровень его базовой подготовки, опыт работы, предшествующий направлению на профессиональное обучение, так как эти курсы рассчитаны на повышение квалификации и расширение профессиональных возможностей в рамках уже имеющейся специальности. Для большинства же профессий требования к образованию и предыдущему опыту работы не предъявляются.

Взаимоотношения с безработными, направляемыми на профессиональное обучение, служба занятости строит на договорной основе. Существует несколько видов договоров. 1.

Договор на подготовку, переподготовку, повышение квалификации безработного гражданина (подписывают гражданин и служба занятости).

По этому договору служба занятости обязуется организовать обучение и выплачивать стипендию. Гражданин обязан пройти полный курс обучения в соответствии с графиком, по окончании сдать экзамен и получить документ, удостоверяющий приобретение профессии (специальности), в случае трудоустройства после окончания обучения в течение 3-х дней представить справку с места работы (на практике последний пункт не выполняется), в случае невыполнения гражданином обязательств по договору без уважительных причин, он может быть отчислен, за неуспеваемость и нерегулярное посещение занятий размер стипендии может быть уменьшен на 25% или приостановлена выплата стипендии сроком до одного месяца. 2.

Договор на обучение, переобучение, повышение квалификации безработного гражданина с возмещением затрат учебного заведения (подписывают гражданин, служба занятости и учебное заведение).

По этому договору гражданин оплачивает 50% стоимости обучения. Такая практика обучения используется, например, для повышения квалификации медицинских работников, состоящих на учете в службе занятости, так как стоимость обучения достаточно высока и не вписывается в нормативы затрат. К обязательствам гражданина по этому договору добавляется возме щение стоимости обучения учебному заведению в размере 50% с каждой стороны. Учебное заведение в соответствии с договором должно предоставить гражданину учебное место при предъявлении направления службы занятости, обучить по профессии (специальности), согласно квалификационным требованиям. 3.

Договор о содействии в организации собственного дела безработным гражданином с условием предварительного профессионального обучения (подписывают служба занятости и гражданин).

Этот договор, помимо вопросов, касающихся обучения, регулирует финансовые отношения службы занятости и гражданина (выделение субсидии, компенсационных выплат на организацию собственного дела, предоставление документов по целевому расходованию средств и ответственность сторон в связи с этими обязательствами). 4.

Договор о профессиональном обучении безработных граждан с последующим трудоустройством (подписывают служба занятости и работодатель, согласовывается с банком).

Служба занятости по такому договору финансирует все затраты, связанные с обучением и выплатой стипендии, причем обучение может производиться не только в образовательных учреждениях, сотрудничающих со службой занятости, но и на учебной базе самого предприятия. Работодатель в этом случае должен забронировать рабочие места для приема безработных, направленных на обучение, и в 7-дневный срок после получения ими документа установленного образца предоставить в службу занятости приказ об их трудоустройстве. Кроме того, работодатель обязуется не производить высвобождение работников, принятых на работу после обучения, в течение 1 года со дня их приема на работу. Здесь же оговаривается порядок возмещения затрат на обучение. В случае невыполнения работодателем обязательств по договору, служба занятости вправе списать все затраты, связанные с обучением, с расчетного счета предприятия. Такой договор для службы занятости наиболее предпочтителен, поскольку он реально решает вопрос с трудоустройством граждан, прошедших обучение. На сегодняшний день это самый эффективный путь расходования средств на обучение.

Заключая со службой занятости договор на обучение, безработный заполняет стандартное заявление. В заявлении указывается причина, по которой он желает переобучаться: -

нет возможности трудоустроиться по имеющейся профессии (специальности); -

отсутствует необходимая для трудоустройства квалификация; -

утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности); -

требуется повышение квалификации по имеющейся профессии (специальности).

В этом же заявлении отмечается предполагаемый вариант (1 из 4) трудоустройства после обучения: -

буду самостоятельно заниматься поиском работы; -

буду трудоустраиваться согласно договору с предприятием (гарантийное письмо); -

организую собственное дело; -

займусь индивидуальной трудовой деятельностью.

Этот момент очень важен. В соответствии с законодательством, граждане, прошедшие обучение и не сумевшие найти работу, вновь признаются безработными в установленном порядке. Заполняя заявление вместе с договором, большинство граждан расценивают его как продолжение договора, а отмеченный вариант трудоустройства после обучения - как свое обязательство перед службой занятости. Работники службы занятости не стараются внести ясность и объяснить права безработных, что вполне понятно. В результате граждане, прошедшие обучающий курс и не сумевшие найти работу, не возвращаются в службу занятости (во всяком случае, в первые 3 недели, пока их возврат отслеживается). Только встав повторно на учет в службе занятости в течение 3 недель со дня окончания курсов, человек попадает в категорию нетрудоустроенных после обучения, ухудшая статистику службы занятости. Поскольку связь с гражданами после прохождения курса обучения практически утрачивается, человек, не вставший на учет, считается условно трудоустр оенным.

Такой порядок оценки эффективности обучения объясняет высокую результативность трудоустройства в отчетности службы занятости (в некоторых случаях ее оценивают до 95 %), что в большинстве случаев не соответствует действительности.

,

Управление федеральной государственной службы
занятости населения по Республике Карелия, г. Петрозаводск
depzan@ onego. ru

1. Значение профессионального обучения безработных
граждан в мероприятиях содействия занятости населения

Профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и стажировка (профессиональное обучение) безработных граждан являются одним из самых эффективных средств повышения их конкурентоспособности на рынке труда и содействия трудоустройству. Профессиональное обучение также может рассматриваться как эффективный инструмент гибкого и оперативного реагирования на срочный спрос рынка труда.

Актуальность реализации программы профессионального обучения безработных граждан можно продемонстрировать в соответствии со статьей 23 Закона о занятости населения в РФ численностью граждан, нуждающихся в обучении, которая показана в таблице 1. Налицо рост доли граждан, нуждающихся в обучении.

Таблица 1

№ строк

Зарегистрировано безработных граждан, чел.

на 01.01.2003 г.

на 01.01.2004 г.

на 01.01.2005 г.

Всего

11802

12095

13499

В том числе:

не имеющие профессии (специальности)

длительное время (более года) не работающие

2569

2868

3974

имеющие профессию (специальность)
не востребованную
на рынке труда*

Итого

3622

4106

5586

В % к строке 1

30,7%

33,9%

41,4%

* За исключением граждан, длительное время не работающих.

Эти данные подтверждаются и из другого источника. Анализ результатов профилирования безработных граждан в 1-м квартале 2005 года показывает, что категория граждан "без потенциала", то есть тех, кому для трудоустройства необходимо профессиональное обучение, составляет 44,9% от числа прошедших профилирование граждан.

2. Эффективность профессионального обучения

К факторам, влияющим на эффективность профессионального обучения, можно отнести следующие:

– качество формирования планов профессионального обучения;

– профориентационное сопровождение обучения;

– объемы финансирования программы;

– качество обучения.

2.1. Качество формирования планов профессионального
обучения

В Республике Карелия в 2002 г. на профессиональное обучение было направлено 6,6% от общей численности граждан, состоявших на учете в качестве безработных, в 2003 г. – 7,7%, 2004 г. – 6,6%. По Российской Федерации эти показатели составляли соответственно 8,2, 9,5, 11,5%.

При установлении центрам занятости населения контрольных показателей Управление ФГСЗН по Республике Карелия до настоящего времени учитывало следующие основные критерии:

– численность состоящих на учете безработных граждан;

– прогнозируемый уровень безработицы на планируемый период;

– наличие в городе, районе учебной базы;

– достигнутые в предыдущие периоды объемы обучения.

Для повышения эффективности обучения в будущем приоритетным критерием при всех остальных должены стать спрос на рынке труда, наличие рабочих мест в городах и районах, в том числе в перспективе развития предприятий и организаций районов и городов. Но эта задача может решаться только при глубокой систематической работе центров занятости населения по анализу ситуации и перспектив развития рынка труда на местах.

В 2002 – 2004 годах обучение ежегодно осуществлялось по 50-60 профессиям, специальностям, курсам. Всего в течение последних трех лет обучение велось по 89 профессиям, специальностям, курсам, из которых 80% – это рабочие профессии.

Сведения о профессиональном обучении безработных граждан в 2002 – 2004 годах по отраслевым группам профессий и специальностей показаны на диаграмме 1 (рис. 1).

Рис. 1. Сведения о профессиональном обучении безработных
граждан в 2002 – 2004 гг. по отраслевым группам профессий
и специальностей

С 2002 по 2004 год включительно наблюдается тенденция снижения объемов обучения безработных граждан, отнесенных на диаграмме 1 к отрасли "другие". Это, как правило, специальности, которые по категориям должностей относятся к «другим служащим», и курс "пользователь ПЭВМ". Учитывая то, что эти специальности не имеют большого спроса на рынке труда, Управление ФГСЗН по РК, центры занятости населения снизили объемы обучения по ним с 36% в 2002 году до 29% в 2004 году в общей численности обученных граждан.

На рисунке 2 отражена ситуация 2004 года, касающаяся профессий, обучение по которым осуществляется службой занятости в наибольших объемах (62% от общего числа обученных граждан за год).

продавцов" и "машинистов котельной" оправданы высокой текучестью этих кадров по причинам, связанным с действиями работодателей.

Граждане, обученные профессии "парикмахер", как правило, уходят на самозанятость.

В объемы обучения бухгалтеров включены все курсы, то есть переподготовка и повышение квалификации. В 2004 году повышение квалификации составляло 27,5%.

Профессиональное обучение специальностям "бухгалтер", "секретарь-референт", "секретарь-делопроизводитель", "секретарь-делопрои-зводитель-специалист по кадрам" ведется по двум основным причинам: 1) это в большинстве выпускники учреждений среднего и высшего профессионального образования , которые не могут трудоустроиться после получения профессионального образования, 2) это женщины, вакансий для которых явно недостаточно.

В будущем планируется переход от переподготовки к увеличению объемов повышения квалификации продавцов, бухгалтеров и других профессий.

2.2. Профориентационное сопровождение профессионального
обучения

Можно выделить три этапа работы по профориентационному сопровождению профессионального обучения безработных граждан:

– Помощь безработным гражданам в выборе направления профессионального обучения, подбор и отбор в учебные группы;

– Профориентационные мероприятия во время обучения и прохождения практики;

– Помощь в трудоустройстве и адаптации на рабочем месте после обучения.

Работа по информированию граждан о возможностях профессионального обучения ведется всеми способами, начиная от индивидуальных консультаций и заканчивая размещением информации в СМИ.

В ряде центров занятости населения отбор на курсы по профессиям, пользующимся повышенным спросом среди безработных граждан, проводится с использованием психодиагностических методик, проведением деловых игр , привлечением к отбору работодателей и специалистов учреждений профессионального образования.

Большое влияние на мотивацию к профессиональному обучению оказывают программы социальной адаптации "Клуб ищущих работу" и "Новый старт". Так, после проведения программ были направлены на обучение в 2003 году 192 человека (17% от общего числа участников), в 2004 году – 253 человека (22%).

В ходе обучения во всех группах читается курс "Технология поиска работы".

После окончания обучения многие из направленных на обучение службой занятости граждан вновь посещают своего профконсультанта. Во время встреч обсуждаются полученные навыки, возможности трудоустройства по новой профессии. Окончившие обучение граждане обязательно приглашаются на организуемые центрами занятости ярмарки вакансий.

Главный показатель, который во многом характеризует эффективность работы по профориентационному сопровождению обучения, это уровень досрочных отчислений граждан из числа обучающихся. Их динамика в целом по Управлению ФГСЗН по Карелии в 2002 – 2004 годах отрицательная. Доля досрочных отчислений возросла с 3,8% в 2002 году до 4,8% в 2004 году. Около одной трети досрочных отчислений произошло по уважительным причинам (трудоустройство, медицинские показания, призыв в ВС, переезд в другую местность).

Рост количества досрочных отчислений говорит о том, что отбор граждан, да и в целом профориентационное сопровождение обучения, несмотря на проводимую работу, требует совершенствования. Резервы для этого имеются.

2.3. Объемы финансирования программы "Профессиональное
обучение"

В таблице 2 приведены данные за 2002 – 2004 годы о контрольных показателях, их выполнении, заявленном и фактическом финансировании программы "Профессиональное обучение", стоимости обучения 1 человека и продолжительности обучения.

По данным таблицы 2 можно сделать следующие выводы:

– заявляемые Управлением ФГСЗН по Республике Карелия объемы финансирования из федерального бюджета на программу "профессиональное обучение" удовлетворяются на 75 – 80%, что, например, явилось одной из причин невыполнения установленных контрольных показателей в 2002 году;

– средняя стоимость обучения 1 человека за 2 года выросла в 1,3 раза;

– средний срок обучения непродолжительный. Например, в 2004 году он сократился по сравнению с 2001 годом в 1,2 раза, и это были вынужденные мероприятия по сокращению сроков обучения из-за недостаточности объемов финансирования.

По Российской Федерации в 2004 году средняя стоимость обучения составила 3700 рублей при продолжительности обучения 3,2 месяца. В Карелии – 3875 рублей при продолжительности 2,6 месяца.

Общий вывод: в 2002 – 2004 годах Минтруда России проводилась политика относительного сокращения объемов финансирования из федерального бюджета программы "профессиональное обучение" (табл. 2). Эта тенденция сохранилась и в 2005 году.

Таблица 2

Показатели

2002

2003

2004

Контрольный показатель, установленный Минтруда России, чел.

2500

2600

2356

Направлено на профобучение, чел.

2440

2968

2852

Выполнение, %

97,6%

114,2%

121,1%

Заявленное финансирование из федерального бюджета, тыс. руб.

9856,0

12748,0

12913,0

Фактическое финансирование, тыс. руб.

7900,0

9600,0

10400,0

Отношение фактического финансирования
к заявленным объемам, %

80,2%

75,3%

80,5%

Стоимость обучения 1 человека, завершившего обучение, руб.

3015,7

3414,0

3875,0

Средний срок обучения, мес.

При недостаточном финансировании профессионального обучения за счет федерального бюджета и постоянным ростом его стоимости Управление ФГСЗН по РК осуществляет меры по эффективному использованию выделяемых ресурсов.

В этих целях Управление проводит согласование затрат и оплату образовательных услуг централизованно, на основании договоров, заключенных центрами занятости населения о делегировании этих полномочий Управлению.

Положительный эффект централизации в Управлении финансовых средств по программе «Профессиональное обучение» выражается в следующем:

– проводится комплектование более многочисленных учебных групп по одной профессии в одном образовательном учреждении из числа безработных граждан разных районов, что снижает стоимость обучения 1 человека;

– упрощаются отношения службы занятости с образовательными учреждениями, так как они работают с одним заказчиком, что значительно сокращает документооборот;

– возможно применение единообразной методики формирования калькуляций затрат на обучение и осуществление эффективного оперативного контроля затрат;

– возможно оперативное регулирование расходования бюджетных средств и своевременное проведение оплаты оказанных образовательных услуг.

В целях рационального использования средств, направляемых на профессиональное обучение, Управлением разработаны методические рекомендации по составлению калькуляций затрат, которые используются большинством учреждений и организаций, на базе которых проводится обучение.

С этой же целью методическое объединение по профессиональному обучению взрослого незанятого населения, созданное совместным приказом Управления ФГСЗН по Республике Карелия и Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия, разрабатывает и утверждает примерные нормы расходования учебных материалов. Такие нормы разработаны по 7 профессиям. Запланировано продолжение этой работы по другим профессиям, имеющим наибольший спрос на рынке труда.

2.4. Качество обучения

Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность, является качество профессионального обучения безработных граждан. Качество обучения, то есть уровень полученных прошедшими профессиональное обучение гражданами профессиональных знаний и навыков, является самым важным фактором, влияющим на их конкурентоспособность на рынке труда.

Объективными условиями, которые значительно влияют на качество обучения, являются:

– состав безработных, в котором по-прежнему сохраняется высокая доля граждан со слабой мотивацией и низким уровнем образовательной подготовки;

– постоянный рост стоимости образовательных, медицинских, коммунальных и других видов услуг, с которыми связана организация обучения.

Политика сокращения объемов финансирования из федерального бюджета программы «Профессиональное обучение» или сохранения этих объемов на прежнем уровне при вышеназванных условиях ведет к необходимости сокращения сроков обучения, что, в свою очередь, самым отрицательным образом сказывается на качестве профессиональной подготовки и переподготовки, а следовательно, и на трудоустройстве граждан, прошедших обучение.

В таблице 3 показан расчет средств на профессиональное обучение через налогооблагаемую базу по Управлению ФГСЗН по Республике Карелия в 2002 – 2004 годах.

Таблица 3

№ п/п

Показатели

2002

2003

2004

Стоимость обучения 1 человека, руб.

3015,7

3414,0

3875,0

Средний срок обучения, мес.

Средний размер стипендии в месяц, руб.

820,0

930,0

960,0

Сумма стипендии за весь период обучения, руб.

2214,0

2325,0

2496,0

Затраты на обучение 1 человека, всего, руб.

5229,7

5739,0

6371,0

Средняя зарплата в месяц, руб.

4653,1

5692,0

6999,9

Налог (ЕСН + подоходный налог с физических лиц), %

48,8

48,8

48,8

Коэффициент налогов

0,488

0,488

0,488

Сумма налогов в месяц, руб.

2270,7

2777,7

3416

Коэффициент трудоустройства

0,828

0,604

0,686

Срок возмещения затрат, мес.

2,78

3,42

2,72

Средняя продолжительность безработицы, мес.

4,96

4,74

4,25

Средний размер пособия в месяц, руб.

850,0

1020,0

1040,0

Затраты на выплату пособия за весь период, руб.

4216,0

4834,8

4420,0

Отношение затрат на обучение к пособию по безработице

1,24

1,19

1,44

Из таблицы 3 видно, что даже при реально учтенном уровне трудоустройства граждан после обучения срок возврата затрат на обучение в государственный бюджет относительно небольшой и сопоставим со сроками обучения. В связи со снижением с 1 января 2005 года ставки единого социального налога с 35,8 до 26,2% сроки окупаемости несколько увеличатся, но принципиально ситуация не изменится.

Затраты на профессиональное обучение за весь период выше, чем затраты на пособие по безработице, продолжительность которой значительно превышает средний период обучения. Но расходы на обучение реально возвращаются в бюджет, а значительная часть пособия не возвращается.

При этом еще не учитывается социальный эффект результатов обучения, который не подлежит объективной финансовой оценке.

Следовательно, профессиональное обучение безработных граждан – самый эффективный способ содействия их трудоустройству и социальной адаптации, окупаемости бюджетных затрат, направляемых на данную программу.

Каждый человек может оказаться в трудной жизненной ситуации и, как следствие, получить статус безработного. Этому способствуют различные факторы: сокращение штата, увольнение по собственному желанию, выпуск из университета или колледжа.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для любой категории людей, которые ищут работу открыты двери в центр занятости населения. Кроме государственных социальных выплат, у временно безработного имеется возможность пройти курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Правовые основы

Согласно статье 37 Конституции РФ любой гражданин имеет право на защиту от безработицы. 38 статья позволяет безработному рассчитывать на социальное пособие, с условием, что гражданин регистрируется в центре занятости населения и считаться официально безработным.

Для присвоения такого статуса россиянин должен показать желание найти сферу занятости и согласиться на предлагаемую центром занятости населения (далее ЦЗН) подходящую работу.

Подходящим считается предложение, соответствующее возрасту, состоянию здоровья, трудовому стажу и квалификации соискателя.

Неподходящей станет вакансия, связанная со сменой места жительства без согласия гражданина, с окладом ниже средней заработной платы человека, полученной за последние 3 месяца на последнем месте его работы.

Условие не распространяется на соискателей, чей заработок до увольнения был выше средней ежемесячной заработной платы работающего человека по региону.

Функции биржи труда

Основной задачей биржи является обеспечение работой для максимального количества соискателей.

Для этого сотрудникам ЦЗН необходимо:

  • анализировать и прогнозировать спрос и предложение для рабочей части населения;
  • учет количества свободных мест и спроса на них;
  • консультация людей об их возможностях и требованиях, предъявляемых компанией;
  • оказание помощи не только в поиске работы, но и в поиске сотрудников для организации;
  • ЦЗН обязан, при необходимости, организовать обучающие курсы для гражданина в специальных центрах для обучения, также биржа поможет с выбором их специализации;
  • выплачивать пособие по безработице в момент поиска подходящей вакансии;
  • ЦЗН также должен подготовить предложения работы для иностранных граждан

Необходимо знать, что не любой человек может получить статус безработного. Имеются 2 условия: трудоспособный возраст и способность к выполнению той или иной работы.

Кто может пройти

По состоянию на 2019 год возможность бесплатные курсы в Центре Занятости населения имеется у следующих категорий граждан:

  • инвалидам;
  • родителям или усыновителям, воспитывающим несовершеннолетних инвалидов;
  • человеку, который ищет работу и состоит на учете биржи более 6-ти месяцев;
  • студенту любого образовательного учреждения;
  • военнослужащему в отставке;
  • военному, который проходил службу по призыву, но был уволен в течение 3 лет;
  • человеку без какой-либо квалификации.

Льготное право

Имеются категории людей, которые могут претендовать на льготный статус при оформлении пособия по безработице. Например, дети-сироты. Если обратившийся подтверждает свой льготный статус, ему будет назначено пособие по безработице в особом размере.

По достижении человеком 23-лет, в случае, если подходящая работа еще не найдена, человек теряет свой льготный статус, с этого момента он будет получать пособие на одних условиях с остальными.

Еще одной льготной категорией являются инвалиды. Но на особые условия может претендовать только инвалид 3 группы. Для этого ему необходимо подтвердить свой недуг официально и с необходимыми документами обратиться на биржу. Там ему назначат повышенное пособие и помогут с подбором подходящих вакансий.

Какие курсы предлагаются

Кроме того, центр занятости предлагает обучение практически по любой специальности. Среди них около 100 вариантов для рабочих специалистов и около 80-ти специализаций бизнес-сферы.

Ниже представлены наиболее распространенные специальности, по которым соискатель сможет пройти бесплатное обучение:

  • парикмахер;
  • охранная деятельность;
  • бухгалтер;
  • лифтовое обслуживание;
  • менеджер по туризму;
  • сестринское дело;
  • повар;
  • программист;
  • водитель категории В и С, а также трамвая и троллейбуса;
  • портной;
  • складская и транспортная логистика.

Пройденные курсы дают гарантию для успешного трудоустройства, человеку выдается сертификат о присвоении квалификации.

Для мам в декрете

Биржа труда создала специальную программу, по которой мама, находящаяся в декрете по уходу за ребенком до 3-х лет и официально устроенная на работу может получить дополнительное образование, пройти курсы по переподготовке, или по получению иных навыков.

Обучение, в зависимости от выбранной специализации, может проходить в любом ВУЗе или ином учебном заведении, которое сотрудничает с ЦЗН.

Даже если обратившемуся предложат обучаться в соседнем городе – не нужно переживать, все выплаты за дорогу и проживание возьмет на себя биржа. Обучение может проходить очно, заочно, в вечернее время и даже дистанционно.

Для оформления необходимо предоставить в центр занятости заявление, паспорт, свидетельство о рождении ребенка и документ, подтверждающий ваше трудоустройство и отпуск по уходу за малышом.

Ниже приведет список курсов, по которым возможно обучение для мамы в декрете:

  • бухгалтер;
  • специалист 1С;
  • компьютерный верстальщик;
  • веб-дизайнер;
  • программист;
  • кадровое делопроизводство.

Полный список профессий можно уточнить, обратившись в ЦЗН по месту жительства.

Как записаться

После оформления гражданину нужно рассматривать работу, которая будет периодически предлагаться и в течение трех дней явиться на собеседование в указанную организацию.

Если в течение года соискатель не сможет выбрать подходящее место работы, придется согласиться на любую вакансию, которая не требует каких-либо навыков.

Отметим, что если человек отказывается от нескольких предложенных вакансии, выплата пособия прекратится. Как и в том случае, если вы не будете посещать ЦЗ в установленное время.

Какие нужны документы

Список необходимых бумаг:

Особенности обучения

Срок обучения устанавливается от 1 до 6 месяцев, в зависимости от выбранной специальности. Набираются группы желающих, которые направляют в учебное учреждение. Во время прохождения обучения вам необходимо регулярно посещать их, в случае, если ученик не является на занятия без уважительной причины, из группы он будет исключен.

Как выплачивается пособие в период учебы

Если вы были направлены на прохождение курсов от Центра занятости населения, то на момент обучения вам в обязательном порядке положена стипендия, равная сумме вашего пособия по безработице.

Когда вы закончите курсы, вам будет необходимо сдать экзамен, после успешной его сдачи вам присвоят статус специалиста в выбранной сфере. Выплаты вам будут начислять вплоть до окончания обучения и последующего трудоустройства.

Есть ряд причин, по которым вам прекратится начисление пособия или стипендии:

  1. Студент самовольно отказался от обучения.
  2. Отчисление.
  3. Период болезни.
  4. Уход в декретный отпуск.

Преимущества и недостатки

У обучения, предоставленного биржей, есть ряд преимуществ:

  • возможность обучиться необходимой профессии;
  • сделать это не только бесплатно, но и получая пособие;
  • обеспечение новыми навыками;
  • возможность полностью сменить сферу деятельности;
  • большая вероятность последующего трудоустройства;
  • получение сертификата об обучении после его окончания;
  • на бирже имеется специальная программа для инвалидов и имеющих судимость

Но есть и обратная сторона вопроса. Во-первых, сотрудники биржи редко интересуются, чему вы хотите обучиться в данный момент. Вам будут предложены имеющиеся на данный момент места. А если вас это не устроит – придется ждать набора на удобную для вас профессию.

Второй момент, не факт, что вы его дождетесь — если специальность узкая, велика вероятность, что биржа не предоставит вам возможности по ней обучаться.

Если вы несколько раз откажетесь от предложенной работы, вас могут снять с учета, в таком случае обучение пройти не удастся вовсе. Если же предлагается подходящая вакансия, велика вероятность, что она не устроит соискателя размером заработной платы.

Кроме прочего, центр занятости может предложить воплотить бизнес-идею гражданина. Для реализации необходимо предоставить точный план развития будущего бизнеса. Это – основополагающий фактор, просмотрев план, комиссия определит, имеет ли идея возможности реализации в вашем городе, посчитает примерный доход.

И если идея актуальна – выделит грант на развитие, который вам не нужно будет возвращать. Также есть шанс получить дополнительный льготный кредит, в случае одобрения бизнес-идеи.

Учтите, что центр занятости предоставляет лишь часть от необходимой суммы для первого вложения в развитие.

Остальное нужно заработать самостоятельно. Получить субсидию можно только 1 раз. После одобрения необходимо заключить договор о предоставлении выплаты.


Окончания колледжа и университета зачастую не достаточно для того, чтобы трудоустроиться. Многие граждане задумываются над тем, какие бесплатные курсы обучения предлагают на бирже труда в 2018 году, для того, чтобы повысить квалификацию и стать востребованным специалистом. Каждый человек, не имеющий работы, имеет право обратиться за помощью в ближайший центр занятости и начать получать соответствующее пособие. Если в течение определенного периода времени трудоустроить гражданина не удается, специалист может предложить закончить бесплатные курсы по одному из направлений. Главные сведения Государственное учреждение – служба занятости населения, это многофункциональная организация, в которой можно не только найти работу, но и повысить свою квалификацию или получить новые трудовые навыки. Данная служба имеет отделение в каждом городе России.

Бесплатное обучение от центра занятости: специальности, отзывы

В обучении задействована модульная система, которая позволяет в более короткий срок овладеть нужными навыками. Также в большинстве случаев, помимо технических специальностей, внедряется самостоятельное обучение по гуманитарным направлениям.

В последнее время, преподаватели делают ставку на игровой процесс в образовании. Таким образом, лучше усваивается информация, тренируется и развивается профессиональный навык.
В не зависимости от выбранного направления в профессии, в центре занятости практикуется деловая этика и основы этикета. В переобучении задействованы модульные программы, разработанные специалистами центра занятости.

Внимание

Если рассматривать форму переобучения сотрудников, то однозначно это очная программа. В зависимости от набора групп, прохождение теоретических или практических занятий может быть как индивидуально, так и в группе.

Курсы переподготовки: что предлагает центр занятости

Важно

Распространено обучение мам в декрете от центра занятости. В этот период они получают пособие и осваивают новую профессию.

Льготы в обучении Хоть право повышения квалификации есть у всех безработных граждан, все же есть приоритетные группы лиц, которым отдается большее предпочтение:

  • инвалиды;
  • безработные, стоящие на учете больше 6 месяцев;
  • уволенные граждане;
  • потерявшие работу военнослужащие и их семьи;
  • выпускники школ.

Таким людям центр занятости предлагает все имеющиеся профессии, из которых можно выбрать понравившиеся. Государству важно трудоустроить их в первую очередь.

Бесплатное обучение от центра занятости – список курсов

Совет. Люди, имеющие опыт профессионального переобучения, советуют настойчиво добиваться в центре занятости направления на интересующий вас курс. Также стоит узнать, на чьей материальной базе будут проходить занятия.


Для большинства специальностей отдавайте приоритет ВУЗам. В процессе обучения безработным выплачивается стипендия.
Предусмотрены одноразовая материальная помощь (по запросу), а также компенсация за проезд и проживание, если центр занятости направил вас на курсы в другую местность. Все выплаты могут урезать или приостановить, если человек перестает посещать занятия. После успешного окончания программы выдается документ государственного образца, подтверждающий получение новой профессии.

Какие бесплатные курсы обучения предлагают на бирже труда в 2018 году

    3

    Как поступить на курсы переобучения

  • 4 Центр занятости: видео

Курсы от центра занятости: плюсы и минусы дополнительного образования Вы встали на учет в местном центре занятости и пока не получили интересного предложения по вашей профессии? Биржа труда вам нужна для поиска постоянного места работы? В таком случае попробуйте получить дополнительное профессиональное образование. Специальные курсы от службы занятости полезны по таким причинам:

  • предложенные профессии обычно востребованы и актуальны на рынке труда;
  • есть возможность открыть для себя новую сферу и себя – в новой сфере;
  • новые знания точно не повредят;
  • обучение проходит за счет государства;
  • «студенту» выплачивается стипендия.

Обучение на курсах проводят не сотрудники центра занятости, а специалисты учебных заведений, выигравших конкурс.

Порядок обучения на курсах в центре занятости

  • Ревизор;
  • Аудитор;
  1. Рабочие профессии:
  • Слесарь;
  • Фрезеровщик;
  • Сантехник;
  • Плиточник;
  • Токарь;
  • Сборщик мебели;
  • Комплектовщик;
  • Оператор механизмов;
  1. Сервисные специальности:
  • Помощник руководителя;
  • Кондитер;
  • Парикмахер;
  • Мастер маникюра;
  • Официант;
  • Пекарь;
  • Бармен;
  • Лифтер;
  1. Частное предпринимательство;
  2. Компьютерные технологии:
  • Программист;
  • Верстальщик сайтов;
  • Графический дизайнер;
  1. Медицинские профессии:
  • Медсестра (медбрат);
  • Фармацевт.

Точную информацию относительно перечня специальностей, на которые можно бесплатно переучиться, предоставит местная биржа труда.

Как можно пройти курсы от центра занятости в 2018 году

Внеочередное право на бесплатное обучение Вне очереди на прохождение курсов имеют право следующие категории граждан:

  • получившие статус инвалида (если имеется медицинское заключение о необходимости смены профессии);
  • усыновители, родители, опекуны ребёнка, имеющего статус инвалида;
  • граждане, которым не удаётся трудоустроиться более 6 месяцев (обязательное условие - учёт в Центре занятости);
  • военнослужащие с жёнами после их увольнения;
  • граждане, закончившие учебные заведения и трудоустраивающиеся в первый раз.

Благодаря прохождению курсов, человек может реализовать себя в новой профессиональной деятельности, удачно трудоустроиться либо поменять тяжёлые условия работы на оптимальные. Преимущества и недостатки переобучения от Центра занятости У переобучения от биржи труда имеются свои достоинства и недостатки.

Какие курсы можно пройти и закончить от биржи труда в 2018 году

Основные плюсы заключаются в том, что даже лица с судимостью и инвалидностью могут найти работу. До тех пор, пока они не будут трудоустроены, им полагается пособие, размер которого не равен средней заработной плате, но все же позволит покупать продукты питания и некоторые необходимые вещи.

Выплачиваются ли пособия во время прохождения Если гражданин отправляется специалистом центра занятости на обучение, ему гарантированно выплачивается стипендия. Занятия проходят в специально отведенных для этого местах – классах и подготовительных центрах, с которыми бюро по трудоустройству заключило договор о сотрудничестве.

После того, как процесс обучения завершается, выплата стипендии прекращается и гражданин продолжает ходить на собеседования. При этом шансы на успешное трудоустройство в разы повышаются.

Города москвы

Разберём преимущества:

  • получение пособия;
  • новые профессиональные навыки;
  • возможность трудоустроиться на новую работу;
  • специальные программы для инвалидов и судимых граждан.

Что касается минусов, то они такие:

  • востребованные направления всегда наполнены желающими обучаться, поэтому периодически приходится ждать нового набора;
  • программа профессионального обучения на бесплатных курсах может быть не новейшей, что означает необходимость самостоятельного частичного обучения;
  • с биржи труда гражданин снимается после того как два раза отказался от предложенных вакансий.

Выплата пособия во время переобучения Во время обучения на курсах гражданам выплачивается стипендия и оказывается материальная помощь.
Безработному могут предложить не только переобучение, но и повышение квалификации по его специальности. Еще одна корочка не помешает, например, при трудоустройстве бухгалтером. Работодатель часто ищет сотрудника с опытом, которого у выпускников высших и других учебных заведений недостаточно. Обучение на курсах Центра занятости бесплатно для студентов Но есть у этой образовательной программы и минусы:

  1. Центру занятости всё равно, какой специальности вас учить. Чтобы поступить на курс по профессии, которая вам интересна, возможно, понадобится ждать.
  2. Техническая база в учебных заведениях часто скудная и устаревшая, особенно в регионах.
  3. После переобучения диапазон предлагаемых рабочих мест расширяется.

На какие специальности переучивают в центре занятости

Если во время учёбы гражданин заболевает, ему выплачивается пособие (в том случае, если больничный лист подтверждён Центром занятости). Если человек пропускал занятия на курсах либо имел плохую успеваемость, стипендия ему может быть отменена на срок в один месяц, либо снижена на 25%.

Прекращение выплаты стипендии происходит в следующих случаях:

  • обучение успешно завершено;
  • с курсов было произведено отчисление учащегося по собственной вине;
  • учащийся самовольно решил бросить учёбу.

Внимание! Во время отпуска по родам и по беременности, стипендия не выплачивается.Интересный факт! Обучение на курсах и работу можно совмещать, если это не вредит учебному процессу. Если гражданин направляется для прохождения курсов в другой регион, ему возвращаются средства, которые он затрачивает на проезд, выплачиваются суточные.

При необходимости оплачивается съёмное жильё.
Поэтому точный перечень вам дадут только в вашем центре занятости. Как поступить на курсы переобучения Курсы длятся от 1 до 6 мес. Набор групп, старт и окончание обучения проходит в разное время года, не обязательно в сентябре или январе. Кроме того, существуют очереди в популярные группы подготовки.

Поэтому попасть в программу по интересной вам профессии может повезти сразу, а может и спустя месяцы. Также после постановки на учет в центре занятости вам вряд ли быстро предложат присоединиться к образовательным курсам.

Вы можете получить повышение квалификации или абсолютно новую специальность Первоочередное право получить направление имеют:

  • инвалиды;
  • безработные, которые находятся на учете более 6 мес.;
  • люди, уволенные с работы;
  • уволенные военнослужащие и их супруги;
  • граждане, которые ищут первое место работы, а также не имеющие профессии, в т.ч.
Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.