Проект пословицы и поговорки. Этапы проведения проекта

Любовь Сатьянова
Проект ученицы 4 класса «Пословицы и поговорки»

ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ »

Класс : 4 класс

Учитель :СатьяноваЛ. А.

Цель :

Научиться объяснять смысл пословиц и поговорок .

Задача :

Изучить пословицы и поговорки , в которых встречаются глаголы 2-го лица единственного числа

План работы :

1. Изучить сборники пословиц и поговорок

2. Подобрать пословицы и поговорки , в которых встречаются глаголы 2-лица единственного числа

3. Записать, подобранные пословицы и поговорки

4. Выбрать пословицу , по которой можно составить рассказ

5. Записать рассказ

6. Оформить проект

7. Представить проект в классе

Ни в каком другом языковом явлении дух народа не выражен более сильно, чем в пословицах и поговорках . Поэтому при изучении любого иностранного языка для того, чтобы его почувствовать, рекомендуют учить не только времена и глаголы, но народный фольклор, пословицы и поговорки . А уж знать и использовать русские поговорки должен каждый , кто любит русский язык и понимает всю его красоту. Поговорки , пословицы живут в языке по нескольку сотен лет и не стареют. В них выражена самобытность и мудрость русского народа, его традиции, характер, история.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ С ГЛАГОЛАМИ ВО 2-М ЛИЦЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА :

1. Что посеешь, то и пожнёшь.

2. Без труда не вынешь рыбку из пруда.

3. Что напишешь пером, того не вырубишь топором.

4. Кашу маслом не испортишь.

5. Ласковым словом и камень растопишь.

6. С кем поведёшься, от того и наберёшься.

7. Старого воробья на мякине не проведёшь.

9. Шила в мешке не утаишь.

10. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

ОБЪЯСНЕНИЕ СМЫСЛА ПОСЛОВИЦ :

Что посеешь, то и пожнёшь.

Смысл этой пословицы заключается в том , что если ты отдаешь добро, то получаешь тоже добро. Или, наоборот, на зло отвечают злом.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Пословица говорит нам о том , что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу.

Что напишешь пером, того не вырубишь топором.

Если написанное стало известно, то этого уже не изменишь, не исправишь. Так говорят, когда придают большое значение документу, тому, что написано.

Кашу маслом не испортишь.

Полезное, приятное не может принести вреда, даже если его слишком много. Говорится, когда кто-то высказывает сомнение по поводу чрезмерного количества чего-либо хорошего, полезного.

Ласковым словом и камень растопишь.

Смысл пословицы : можно все спокойно решить. Если по - хорошему к людям относиться, то даже самый черствый человек " растопится" подобреет.

С кем поведёшься, от того и наберёшься.

От человека, с которым общаешься, дружишь, с которым часто встречаешься, невольно перенимаешь его взгляды, привычки, начинаешь подражать ему.

Старого воробья на мякине не проведёшь.

Опытного человека не обманешь, не перехитришь.

Если делаешь всё без суеты, без торопливости, скорее достигнешь желаемых результатов. Говорится шутливо в оправдание кажущейся медлительности или как совет работать без спешки, суеты, если хочешь хорошо сделать дело.

Шила в мешке не утаишь.

Иносказательно пословица употребляется , когда кто-то пытаетсяскрыть очевидное, то, что само себя обнаруживает.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.

Без труда не вынешь рыбку из пруда

Живёт на свете один мальчик. В общем – то очень неплохой мальчик, только немного ленивый. Как его зовут, мы говорить не будем, чтобы он не обиделся.

Любое дело наш герой старался сделать побыстрее, вот и выходило всё кое – как. Уроки он готовил неаккуратно, посуду мыл не очень хорошо, даже рисовать не старался. И вот приближался очень радостный день – день рождения мамы нашего мальчика. Он захотел сделать открытку для мамы и взялся за дело. Через пять минут открытка была готова. Случайно проходивший мимо папа увидел этот сюрприз для мамы. Он сказал : «Я думаю, что тебе стоит вложить больше труда и старания в этот подарок» . Мальчик немного подумал и начал делать новую открытку. В этот раз он не спешил, всё делал очень тщательно и аккуратно. Как обрадовалась мама подарку! С тех пор наш мальчик понял : «Без труда не вынешь рыбку из пруда. И с тех пор вкладывал старание в любое дело.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки» Схема конспекта занятия. Аттестуемый педагог Дронина Анна Владимировна Предмет фольклор Возраст детей: 10-11 лет Тема занятия: «Малые жанры.

Загадки, пословицы, поговорки, приметы, стихи, потешки о птицах Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №11 «Богатырь» города Курчатова Курской области Картотека.

Конспект занятия «Пословицы и поговорки - мудрость народа» Тема: «Пословицы и поговорки - мудрость народа» Цель: рассказать о ценности пословиц и поговорок, способствовать расширению кругозора и.

Логопедический фольклор «Пословицы и поговорки» Логопедический фольклор. Фольклор - народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения.

Пословицы и поговорки как средство умственного воспитания дошкольников Развитие ребенка Существуют различные средства и технологии умственного воспитания для детей. Одним из эффективных и простых способов является.

    Этапы работы над проектом

    Этап 1. Разработка проектного задания

    Задачи этапа - определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

    Класс получает задания:

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа - сбор и уточнение информации.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий.

Задача этапа - коллективная защита проекта.

Ход презентации.

I. Вступление.

Учиться - всегда пригодится »!

(слайд 1)

сломится».

В.И. Даль писал, что пословицы - это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века - это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел

История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд - составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Словарь Даля - исторический словарь

II

III

  • Эта японская пословица
  • Монгольская пословица
  • арабы говорят
  • Русские говорят : «Не рой другому яму - сам в нее попадешь». А осетины говорят
  • Французы советуют
  • Русские
  • латинской пословицей : «Утешение для несчастного - иметь товарищей по несчастью».
  • «Слово - серебро, а молчание - золото», - скажет русский, а бенгалец

IV . путешествие . (слайд 2)

. (слайд 3)

Крибле, крабле, крубле …».Откройте глаза (слайд 4)

- загадочный лес.

Задание:

(по рядам)

Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.

Тот не заблудится, кто не спрашивает.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.

Через Загадочный лес поле пословиц! (слайд 5)

Умей взять,

умей и дать.

Старый друг

лучше новых двух.

Едешь на день,

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

а человек умом.

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

Друга ищи,

а найдёшь - береги.

Были бы кошки,

а мышки будут.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

ФИЗМИНУТКА (слайд6)

Вставь рисунок в пословицу.

  • Дареному. в зубы не смотрят. (Коню. )
  • Когда. на горе свистнет. (Рак. )
  • . рубят - щепки летят. (Лес. )
  • Не., так и не мычи. (Корова. )
  • Не плюй в. - пригодится воды напиться. (Колодец. )
  • Большому. - большое плавание. (Кораблю. )

Путаница. .

(слайд 7) .

.(читает учитель )

  • Первый клин комом.
  • Сашу маслом не испортишь.
  • Мы сами с ушами.
  • Крутится как булка в колесе.
  • Не делай из муки слова.
  • Голода не бойся, по пояс мойся.

. (Плакат)

По горизонтали: Дело мастера боится .

1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя - глаза..
2. Скучен день до вечера, коли делать..
3. Кончил дело - гуляй..
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать..
5. Поспешишь - людей..
6. Хочешь много знать, надо мало..
7. Умелые руки не знают..
8. Кто любит трудиться, тому без дела не..
9. Хочешь есть калачи - не сиди на..
10. Семь раз примерь - один раз..
11. Без труда не вынешь рыбку из..
12. На чужую работу глядя, сыт не..
13. Что посеешь, то и..
14. У работящего в руках дело огнем..
15. Труд человека кормит, а лень..
16. Делу время - потехе..
17. Куй железо, пока..

Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.

5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо

(слайд 8,9)

О-ч-л д-л- г-л-й -м-л-! (Кончил дело - гуляй смело!)

V .Подведение итогов.

-

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект «Пословицы и поговорки»»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

2 класс

Эпиграф проекта : «Пословица недаром молвится»

Тема. «Пословицы и поговорки».

Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

    уточнить значения некоторых из них;

    развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

    учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;

    анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс получает задания:

    подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку-малышку;

    придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

    проиллюстрировать несколько пословиц;

    выписать пословицы, в которых встречаются числа.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.


Ход презентации. I. Вступление.

Здравствуйте, ребята! Говорят, « Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится» . Я пришла к вам с миром и новыми знаниями. А «Учиться – всегда пригодится »!

(слайд 1)

С каким настроением вы пришли на урок?

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь . Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

II . Выступление учащихся. Презентация своих работ.

История создания книжек-малышек, чтение рассказов к пословицам.

III . Рассказ учителя о пословицах народов мира.

Я вам расскажу о пословицах народов мира

    «Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

    Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

    Когда пострадает невинный человек, арабы говорят : «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

    «Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

    Русские говорят : «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят : «Не бросай камнями из стеклянного дома».

    Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

    Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят : «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

    Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей : «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

    «Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец : «Кто много говорит, начинает врать».

IV . Сегодня нам предстоит отправиться в необычное, воображаемое путешествие . Нас ждет чудесный край, где живут наши старые добрые пословицы. (слайд 2)

А не потеряться, не заблудиться в пути нам поможет эта замечательная карта. (слайд 3)

Итак, ребята, начинаем наше путешествие.

Чтобы очутиться в чудесном краю, как и в любой другой волшебной стране, необходимо для начала закрыть глаза и произнести волшебные слова. Например, эти: «Крибле, крабле, крубле …» .Откройте глаза (слайд 4)

Посмотрите, где это мы оказались!

На опушке веселого лесочка… Это необычный – загадочный лес. Молоденькие елочки задорно, хитровато улыбаются нам. Здесь живут наши старые знакомые. Чтобы они указали нам дорогу дальше, придется задержаться здесь немного и выполнить задание.

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

(по рядам)

Через Загадочный лес тропинка привела нас на поле. Посмотрите, какие красивые снопы! Здесь по зернышку собран богатый урожай. Это поле пословиц! (слайд 5) На ваших столах тоже есть небольшие снопики. Давайте же развяжем их и посмотрим, что они нам приготовили.

Рассыпались наши снопики! Придется из этих половинок собирать целые пословицы.

Соедините разрезанные части так, чтобы получились пословицы.

Собери части пословицы.(работа в группах)

Умей взять,

умей и дать.

Старый друг

лучше новых двух.

Едешь на день,

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

а человек умом.

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

Друга ищи,

а найдёшь – береги.

Были бы кошки,

а мышки будут.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

ФИЗМИНУТКА (слайд6)

Вставь рисунок в пословицу.

    Дареному... в зубы не смотрят. (Коню. )

    Когда... на горе свистнет. (Рак. )

    Рубят – щепки летят. (Лес. )

    Не..., так и не мычи. (Корова. )

    Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец. )

    Большому... – большое плавание. (Кораблю. )

Мы перебрались на другой берег и оказались на околице деревеньки. Только что это за переполох?! Прислушайтесь! В этой деревеньке творятся самые невероятные вещи, и называется она Путаница. Рассказать о том, что происходит на улицах деревушки, нам помогут пословицы, которые решили пошутить.Давайте найдём ошибки и назовём правильно пословицы.

(слайд 7) .

Пословицы шутят. Найдите ошибку в пословице .(читает учитель )

    Первый клин комом.

    Сашу маслом не испортишь.

    Мы сами с ушами.

    Крутится как булка в колесе.

    Не делай из муки слова.

    Голода не бойся, по пояс мойся.

Подходит к концу наше воображаемое путешествие в чудесный край. Но сказочный лес не хочет с нами прощаться, он приглашает нас выполнить ещё одно задание. Нам нужно разгадать кроссворд с пословицами и поговорками. (Плакат)

В выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу о труде.

По горизонтали: Дело мастера боится .

1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза... .
2. Скучен день до вечера, коли делать... .
3. Кончил дело – гуляй... .
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать... .
5. Поспешишь – людей... .
6. Хочешь много знать, надо мало... .
7. Умелые руки не знают... .
8. Кто любит трудиться, тому без дела не... .
9. Хочешь есть калачи – не сиди на... .
10. Семь раз примерь – один раз... .
11. Без труда не вынешь рыбку из... .
12. На чужую работу глядя, сыт не... .
13. Что посеешь, то и... .
14. У работящего в руках дело огнем... .
15. Труд человека кормит, а лень... .
16. Делу время – потехе... .
17. Куй железо, пока... .

Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.

5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо

Вот и подошёл к концу наш урок-презентация .

Попробуйте угадать ещё одну пословицу, у которой открыта только часть букв. (слайд 8,9)

О-ч-л д-л- г-л-й -м-л-! (Кончил дело – гуляй смело!)

V .Подведение итогов.

- Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?

В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу , что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего, короче, пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего.

Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.

Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.


Русские пословицы и поговорки меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенных из древних письменных источников и заимствованных из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью. Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедшие до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются XII веком. Русские пословицы и поговорки меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенных из древних письменных источников и заимствованных из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью. Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедшие до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются XII веком.














Пословица - это краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм. Пословица - это краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм. Поговорка - выражение преимущественно образное, не составляющее в отличие от пословицы. законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Поговорка - выражение преимущественно образное, не составляющее в отличие от пословицы. законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Непревзойдённый автор словаря пословиц и поговорок В. И. Даль так определял этот жанр: «Пословица - краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть собь». Поговорку же он видел как «окольное выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения, применения» Непревзойдённый автор словаря пословиц и поговорок В. И. Даль так определял этот жанр: «Пословица - краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть собь». Поговорку же он видел как «окольное выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения, применения» Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией: «Думай двояко, а делай одинако», «думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем». Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией: «Думай двояко, а делай одинако», «думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем». Знакомство с пословицами и поговорками той или иной страны обогащает наше представление о народе, который их создал и на устах которого они, не увядая, живут веками. Знакомство с пословицами и поговорками той или иной страны обогащает наше представление о народе, который их создал и на устах которого они, не увядая, живут веками. Пословицы и поговорки использовались в процессе обучения иностранным языкам, например латинскому, еще в средневековой Европе. И сегодня ни один курс иностранного языка не обходится без их помощи. Пословицы и поговорки использовались в процессе обучения иностранным языкам, например латинскому, еще в средневековой Европе. И сегодня ни один курс иностранного языка не обходится без их помощи. Пословицы и поговорки, возникшие в давние времена, активно живут и создаются в наши дни. Это - вечные жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки, возникшие в давние времена, активно живут и создаются в наши дни. Это - вечные жанры устного народного творчества.

Пословицы и поговорки. В чем разница?


  • Познакомиться с понятиями пословица и поговорка.
  • Научиться различать пословицы и поговорки.
  • Пополнить багаж знаний пословиц и поговорок.
  • Научиться их применять.

Определения

Что такое Поговорка?

Что такое Пословица?

Устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение без заключения, без выводов.

Короткое предложение, содержащее народную мудрость, является законченной мыслью. Пишется простым народным языком.


Собери пословицу

Делу время-

Семь раз отмерь-

-людей насмешишь

-мать учения

Повторение-

-потехе час

-один отрежь

Поспешишь-


  • Дареному в зубы не смотрят.
  • Когда на горе свистнет.
  • рубят – щепки летят.
  • Два … - пара.
  • Большому – большое плавание.

Чем различаются?

Поговорка

Пословица

Передает эмоционально отношение к сказанному

Имеет поучительный смысл

Является словосочетанием, частью предложения

Является законченным предложением

Короче, чем пословица, может быть ее частью

Часто имеет рифму

Поговорка – цветочек, пословица - ягодка


Подбери пословицу к поговорке

Поговорка

Пословица

ВОДУ В СТУПЕ ТОЛОЧЬ – ВОДА И БУДЕТ

ВОДУ В СТУПЕ ТОЛОЧЬ

ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ – НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ

ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГНАЛСЯ

У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗУ

У СЕМИ НЯНЕК


Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.


Доброе слово

и кошке приятно.


Какая пословица изображена на картинке?

Любишь кататься –

Люби и саночки возить.


Какая пословица изображена на картинке?

Хочется рыбку съесть,

да не хочется в воду лезть.


Какая пословица изображена на картинке?

Не красна изба углами,

а красна пирогами.


Какая пословица изображена на картинке?

Без труда не вытащишь

и рыбку из пруда.


Какая пословица изображена на картинке?

Увидишь скворца –

Весна у крыльца.


Какая пословица изображена на картинке?

Нет друга – так ищи,

а нашёл – так береги.


Какая пословица изображена на картинке?

Кто рано встает –

– тому Бог подает.


На каждого Егорку найдется поговорка.


Рождество раз в год бывает.


Какая поговорка изображена на картинке?

Мал золотник, да дорог!


Какая поговорка изображена на картинке?

Своя ноша не тянет.


Какая поговорка изображена на картинке?

Дорого яичко к святому дню.


Выводы

Пословицы и поговорки придуманы очень давно, передаются от поколения к поколению:

  • учат, советуют правильно поступать;
  • хвалят трудолюбие, честность, доброту;
  • высмеивают жадность, трусость, лень;
  • осуждают себялюбие, зло;
  • поощряют щедрость, благородство, упорство.

Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости!


Над презентацией работали:

Ученик 1Б класса ФКОУ СОШ г.Чехова-2

Букреев Денис

Мама - Букреева Евгения Михайловна

Под руководством учителя ФКОУ СОШ г.Чехова-2

Кохан Татьяна Алексеевна

Для подготовки презентации использованы интернет-ресурсы.

Спасибо за внимание!

«Русские и английские пословицы и поговорки» - В устной речи поговорки часто становятся пословицами, а пословицы – поговорками. Тише едешь - дальше будешь. Методы, использованные в работе. Поговорка-часть суждения, отмечающее какое-либо качество или явление. ОСНОВНОЙ: принятие решений; выполнение проекта. Процесс перевода пословиц и поговорок на русский язык.

«Хлеб да соль» - Взаимодействие солей с щелочами. Соли серной кислоты. Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото. Хлорид калия используют в сельском хозяйстве как калийное удобрение. Из хлоридов больше всего используют хлорид натрия и хлорид калия. Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей между собой.

«История пословиц и поговорок» - Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Ознакомиться с историей появления пословиц. В средневековой Европе составлялись сборники пословиц; Первые пословицы появились очень давно. Задачи: Многие из пословиц были использованы в древних летописях и произведениях. В основе многих пословиц лежит какая-нибудь басня или сказка.

«Английские пословицы о животных» - В русских пословицах предпочтение отдается лесным животным. «Never buy a pig in a poke»- никогда не покупай свинью в мешке. Отличие русских и английских пословиц. У англичан: осел и птица. « Интернациональное» животное. «Купить кота в мешке». У русских: волк, ворона и мышь. Лошадь. Пословицы в русском и английском языках могут быть разделены на три группы.

«Пословицы о добре» - Доброе слово, что дождь в засуху. Доброе дело дороже богатства. Не захватить, а отдать. Рубашка износится, а доброе дело не забудется. Доброе слово и железные ворота открывает. Ласковое слово, что солнышко в ненастье. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Попробуй не наступить, а уступить. Добро ходит по свету тихо.

«Пословицы» - Писать - не языком чесать. Вражда не делает добра. Пока железо в работе, его и ржа не берет. Книги читать – скуки не знать. Своя земля и в горсти мила. Зачем и клад, коли в семье лад? В здоровом теле – здоровый дух. У нашего свата ни друга, ни брата. Каков мастер, такова и работа. Наукой люди кормятся.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.