Презентация по истории на тему "Кавказская война" (8 класс). Кавказская война Казаки в кавказской войне 1817 1864 презентация

Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе

Цели урока:
1. Выяснить причины Кавказской войны; узнать о возникновении государства – Имамат, его правителях; познакомиться с исторической личностью – Шамилем; выяснить причины военных успехов горцев; определить итоги и последствия войны, как для России, так и для народов Кавказа.
2. Развивать навыки работы в группах; умение устанавливать причинно-следственные связи; определять и объяснять понятия; работать с картой.
3. Воспитывать чувство терпимости, уважения к другим народам, культурам, религиям и традициям.
Тип урока: изучение нового материала с использованием мультимедийной презентации.
Оборудование: карта “Кавказ в XIX в.”, слайды Приложение 3 (выполнены в программе Power Point), сообщения о Шамиле и о государстве горцев – Имамат, вопросы для работы в группах.
Понятия урока: мюридизм, газават, имамат, имам, теократия.
Основные события:
1817-1864 гг. – Кавказская война.
1828 г. - возникновение теократического государства горцев - Имамат.
1834-1859 гг. - правление имама Шамиля.
1859 г. - пленение Шамиля.
1866 г. – принесение присяги на верность России Шамилем, окончательное покорение Кавказа.
План урока:
1. Причины войны.
2. Этапы войны.
3. Создание Имамата.
4. Имам Шамиль.
5. Окончание и итоги войны.

Ход урока

1. Организационный момент.
2. Постановка проблемного задания.
3. Самостоятельная работа в группах.
4. Решение проблемного задания.
5. Рефлексивный момент.
6. Домашнее задание.

Ход урока

(Слайд 1-4, работаем с картой)
Кавказ – территория между Черным и Каспийским морями, она делится на Закавказье и Северный Кавказ, граница между ними проходит по главному Кавказскому хребту.
Население Кавказа называли общим словом – горцы (слайд). У большинства из них господствовали родоплеменные отношения, государства там не существовало. Они традиционно занимались скотоводством и промышляли грабежом. Их жестокие набеги постоянно испытывали на себе жители долин Кавказа. Почти 50 лет длилась эта война. Она началась в царствование, императора Александра I , когда он чувствовал себя сильнейшим монархом Европы, победителем Наполеона, продолжалась в царствование Николая I и закончилась, при императоре Алекcандре II. Под пули горцев шли герои 1812 г., туда отправлялись Николаем I декабристы. (Почему?). Вернуться с Кавказской войны было столь же трудно, как и из далеких сибирских рудников. Кавказская война казалась уже привычно и неотъемлемой частью российской жизни.
Причины войны были заключены в политике. Три империи - России, Турция и Персия претендовали на владычество над Кавказом, с древних времен считавшимся воротами из Азии в Европу. В конце концов, в результате двух войн с Турцией (1806-1812 и 1828-1829 гг) и двух войн с Персией (1804-1813 и 1826-1828 гг.) Россия сумела отстоять свои права на Кавказ. В результате народы Кавказа как бы автоматически отошли к Российской империи. Однако сами горцы были не согласны с таким поворотом в их судьбе. Когда один из русских генералов попытался объяснить местному населению, что русский царь получил Кавказ в дар от турецкого султана, то один старик-горец, показав на вспорхнувшую птичку, сказал: “Дарю тебе её. Возьми, если сможешь!”.
-Что хотел таким образом сказать старик?
(Кавказ предстояло еще завоевать.)
Действительно, контроль русское правительство и верные ему вожди местных племен осуществляли лишь на равнинах. Значительная же часть Кавказа – труднопроходимые горные массивы не подчинялась “белому царю”.
Как только царская администрация попыталась навязать горцам российские законы, на Северном Кавказе стало быстро расти недовольство.
(Класс, разделившись на группы, выполняет задание и дает ответы)
1 группа: На основе текста учебника сформулируйте причины роста недовольства местного населения российскими порядками, которые привели к войне.
(Слайд 6)
1) запрет совершать набеги для захвата скота и имущества - основное средство существования в горных районах;
2) работорговля;
3) привлечение местного населения на строительство крепостей, мостов и дорог (Злобная, Грозная, Внезапная, Злобный окоп);
4) введение новых налогов;
5) усмирительные походы генерала Ермолова, уничтожение селений, посевов;
6) раздача земель казакам, чиновникам, местной администрации;
7) заселение Кавказа русскими, украинцами;
8) вытеснение горцев в горы;
9) насаждение русских обычаев и законов.
- Какой характер носила политика царского правительства на Кавказе? (Военные методы, подчинение с помощью оружия).
2 группа: на основе текста учебника выделите этапы Кавказской войны и дайте краткую характеристику каждому этапу.
(Слайд 7)
I. 1817 – 1819 гг. – партизанская война горцев носила неорганизованный характер;
II. 1819 – 1824 гг. – правители Дагестана и Чечни объединили свои силы, боевые действия носят организованный характер;
III. 1824 – 1828 гг. – появление религиозной идеологии – Мюридизм - религиозно-политическое на основе ислама, сформулированное муллой Курали Магома (“Рай есть под тенью шашки”,газават – священная война против неверных)
IV. 1828-1833 гг. – возникновение теократического государства у горцев – Имамат (бог + власть), правитель – имам обладал и политической и религиозной властью.
V. 1834-1859 гг. – правление имама Шамиля, пик сопротивления горцев. В 1859 г. Шамиль сдался в плен в ауле Гуниб;
VI. 1859-1864 гг. – государство Имамат перестал существовать, постепенное подавление горцев.
3 группа: на основе текста учебника расскажите о возникновении государства у горцев – Имамат.
Объясните понятия: мюридизм, газават, Имамат, имам.
(Слайд 8.)
Комментарий: Особенность Имамата: теократическое государство (бог + власть)- форма правления, при которой глава государства являлся и религиозным главой.
Сообщение об Имамате
(Слайд 9)
Сообщение о Шамиле
4 группа: на основании текста документа ответьте на вопрос: Чем объяснялся успех горцев Шамиля?(Приложение 1)
5 группа: на основе текста учебника расскажите об окончании войны. Почему народ стал отворачиваться от имама Шамиля. Что принесло окончание войны России и народам Кавказа? (Слайд 10.)
6 группа: Прочитайте и проанализируйте текст (Приложение 2), ответьте на вопрос: Почему Александр 2 окружил Шамиля таким почетом и уважением, разве с мятежниками так поступают?
Комментарий учителя: Горцы - свободолюбивый народ, а народ, который ценит свободу дороже жизни не возможно завоевать, и поэтому Александр II решил расположить мятежного имама и таким образом покорить и Кавказ. Россия и русский царь вызывали у него все большее восхищение. 26 августа 1866 г., через семь лет после сдачи в плен Шамиль и его семья принесли присягу на верность Росси.
Вывод: Правительство России, стремясь подчинить Кавказ, столкнулось с упорным сопротивлением местного населения. В результате сопротивление у горцев возникло собственное государство – имамат. Это было теократическое государство – глава государства являлся одновременно и религиозным главой. Война, длившаяся почти 50 лет, закончилась поражением горцев и присоединением их земель к России.
- Как вы думаете, что в большей степени способствовало победе России в этой войне превосходящая числено армия или мудрая политика Александра II?
(С помощью слайдов закрепляем изученный материал)
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание

Приложение 1.

Текст для 4 группы:
Правила армии Шамиля
Около 1845 г. Шамиль созвал в Авдии съезд командного состава своей армии. На этом съезде был принят письменный наказ о правилах, действующих в армии Шамиля. Правила эти составлены советником Шамиля Гаджи-Юсуфом. Ниже приводится часть этих правил - «Положение о наибах» (наиб - наместник, также, один из старших военачальников, предводитель крупного отряда).
Подлинный текст написан по-арабски, русский перевод сделан при помощи Амир-хана, в продолжение 20 лет бывшего секретарем Шамиля.
Положение о наибах
1. Должно быть исполняемо приказание имама, все равно - будет ли оно выражено словесно или письменно, или другими какими-либо знаками; будет ли оно согласно с мыслями получившего приказание, или не согласно, или даже в том случае, если б исполнитель считал себя умнее, воздержнее и религиознее имама.
2. Должно быть приводимо в исполнение приказание его по всем необходимым делам, как, напр., выход на войну или на работу, подобно тому, как исполняется приказание самого имама, без лицемерия. Не исполнивший сего наиб низводится на должность начальника сотни.
3. Когда в чьем-либо наибстве произойдет несчастье, прочие наибы должны спешить на помощь, как только узнают о том, без замедления, и оказать должную помощь, забыв все враждебные отношения друг к другу. Не исполнивший сего наиб низводится на должность начальника сотни.
4. Не должно быть оставляемо без взыскания, когда кто будет порицать имама или этот низам, или службу наибов. Виновный в таком порицании наказывается выговором при народе.
5. Не должно наговаривать [одному наибу на другого] перед имамом, хотя бы они знали друг о друге в действительности предосудительные поступки.
6. Не должно быть беспечными относительно охранения страны своей и границ днем и ночью, не взирая на то, находятся ли границы в безопасности или в опасности от вторжения неприятеля.
7. Не должны одобрительно относиться к мнению народа, клонящемуся к нарушению порядка в делах необходимых, как-то: в постройке оборонительных стен, в защите границ, пресечении неприятелю путей и прочего. Виновный в этом наиб низводится на должность начальника сотни.
8. Должны удерживать себя и сослуживцев своих от взяточничества, потому что взяточничество есть причина разрушения государства и порядка. Взятка отбирается, поступок оглашается и виновный арестовывается на 10 дней и 10 ночей.
9. Если войска отправятся в какую-нибудь страну с имамом или с тем, кому он поручит предводительство над ними, то они должны идти в порядке, куда поведет их старший, - каждая часть под значком наиба своего, отнюдь не смешиваясь с другими частями. Нарушитель порядка сего наказывается публичным выговором.
10. Если случится, что обстоятельства сражения заставят сделать нападение или обратиться в бегство, то этого не следует делать врассыпную, в беспорядке, и не должны оставлять сзади себя имама или его поверенного на произвол судьбы; напротив, должны окружить его и не делать без него ни одного шагу вперед. Виновный наиб смещается, и записывается в рядовые.
- Чем объяснить военные успехи горцев Шамиля?

Приложение 2

Текст для 6 группы.
25 августа 1864 г. Шамиль капитулировал и был поражен, что когда спускался из своего укрепления, то русские солдаты кричали ему «Ура!».
Его встретил сам наместник, ему оказывали почести как главе побежденного государства, ничего подобного Шамиль не ожидал. Для него была приготовлена специальная карета, ему позволили сохранить при себе оружие. В сопровождении караула, напоминавшего почетный эскорт, непокорный имам выехал на север России, где он провел остаток жизни.
Под Харьковом Шамиля принял император Александр II со словами том, что он очень рад, что имам, наконец, в России, и жалеет, что этого не случилось ранее. Он пообещал Шамилю, что тот не будет раскаиваться, а так же предложил свою дружбу.
Шамиль побывал в Москве и Петербурге, его принимала императрица, ему предоставили возможность осмотреть императорские резиденции в Петербурге и Царском Селе. Его возили на спектакли, на заводы, показывали железную дорогу, новейшие технические приспособления.
Местом его постоянного жительства была определена Калуга, где для Шамиля специально приготовили один из лучших особняков в городе. При доме имелись обширный сад для прогулок и небольшая мечеть. Сюда же из Дагестана перевезли его семью (двух жен, детей, внуков, других родственников, всего 22 человека). На содержание Шамиля из казны выделялись ежегодно несколько десятков тысяч рублей.
В 1870 г. Шамилю позволили совершить паломничество в священный город мусульман Мекку. Там он и умер 4 февраля 1871 г. его тело было погребено на мусульманском кладбище в городе Медине (недалеко от Мекки).
- Почему Александр II кружил Шамиля таким почетом и уважением, разве с мятежниками так поступают?

Цель урока – воссоздать панораму событий Кавказской войны 1817-1864 гг.; показав её неоднозначность; понять истоки и причины данного конфликта; показать на конкретных фактах героизм и мужество как русских солдат и офицеров, так и кавказских горцев; способствовать формированию уважения к историческому прошлому своей страны на основе идей толерантности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Автор презентации: Роженцова Маргарита Владимировна учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №25 посёлка Новоульяновского Георгиевского района Ставропольского края Аудитория: 10 класс. КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864гг.

Показать многогранность трактовки понятия «Кавказская война»; Р ассмотреть причины и основные события Кавказской войны; Познакомить с великими личностями военных событий; Показать неоднозначный характер кавказских событий, сохраняющийся и по сегодняшний день; Ф ормирование социально –гражданственных компетенций и позиций у обучающихся. ЦЕЛЬ УРОКА:

Там за добро - добро, и кровь - за кровь, И ненависть безмерна, как любовь. М.Ю.Лермонтов

От Азовского до Каспийского морей.

Каковы причины войны? Даты войны? Кто виновен в этой войне? Была ли одержана победа? ….?....? А главное - это была война или что-то другое? Вопросы вчерашнего и сегодняшнего дня: Их очень –очень много и среди них:

1 . Колониальная война России: Идеи гуманной миссии быстро сменились идеями захватов и мщения. Шло продуманное завоевание и заселение Кавказского края Кавказская война- или?

2 . Народно- освободительное движение: Среди горцев не было единства. Горцы восставали против горцев. Шамиля не везде любили и почитали. Кавказская война- или?

3. Н астоящая революция: Менялась экономика Формировалась государственность Формировалась новая идеология Сталкивались интересы России, горцев, Турции, Персии, Англии Россия выполняла цивилизаторскую миссию Кавказская война- или?

1. Утверждению Р оссии на Кавказе в геополитическом плане способствовало закрепление её южных границ по естественным горным преградам и давало возможность организовать военно-политическое давление на Турцию и Иран 2.Необходимость обеспечения устойчивой связи с присоединённым Закавказьем(Грузия, Азербайджан), от которого Р оссия была практически отрезана. 3. Склонности горцев к разбойническому образу жизни, к работорговле, к набегам на соседние территории и пополнением за счет этого своего состояния. Причины войны

I ЭТАП - (1816-1819): преобладание партизанской войны горцев; прибытие на Кавказ А. Ермолова; строительство русских крепостей и насильственное переселение горцев на равнины. Полный политический и военнвоеванию региона. II ЭТАП - (1819-1824): организованные военные действия с обеих сторон. III ЭТАП - (1824-1828): восстание в Чечне; возникновение мюридизма; назначение на Кавказ генерала И.Паскевича. ЭТАПЫ ВОЙНЫ

IV ЭТАП - (1828-1833): создание имамата; движение газават. V ЭТАП - (18 3 4-18 59): эпоха имама Шамиля; активные военные действия с обеих сторон; пленение Шамиля в ауле Гуниб. VI ЭТАП - (1859-1864): окончательное подавление сопротивления горцев. ЭТАПЫ ВОЙНЫ

Главные герои Имам Шамиль - т ретий имам Дагестана и Чечни (1834-1859гг.). Алексей Ермолов- командующий Русскими войсками на Кавказе (1816-1827гг.) Александр Барятинский-Главнокомандующий Кавказской армией (1856-1862гг.)

«Офицеры кавказского типа» Григорий Заас Яков Бакланов

В донесении государю императору г лавнокомандующий русской армией на Кавказе князь Барятинский писал: "От моря Каспийского до Военно-Грузинской дороги Кавказ покорен Державой Вашей". Итог войны:

Она не хотела кончаться- волнения продолжались до 1884гг. Последствия были достаточно противоречивыми: прекратились набеги, происходил подъём в развитии, но все подсчитывали свои потери и ужасались им. Масса горцев переселилась в Турцию. Войну признали оконченной в 1864г., НО:

Война оставила массу вопросов, на которые пока так и нет правдивых и открытых ответов. А старые вопросы рождают новые. ГЛАВНОЕ:

Кавказская война была и остаётся не до конца изученным событием. Её причины формулируются схематически. Среди историков нет единства мнений по основным вопросам войны. Нерешённые старые проблемы всегда рождают новые. Мы не знаем точно,что ждёт Кавказ в будущем. ВЫВОДЫ:

ЖИТЬ В МИРЕ С РОССИЕЙ. « ..я жалею, что не знал России и что ранее не искал её дружбы» Завещание Великого имама Шамиля:

Закрепление изученного материала Кавказская война началась: А) в 1812г, б) в 1817г, в) в 1828г. 2. В 1834г. во главе горцев стал: А) Гази–Мухаммед, Б) Гамзат- бей, В) Шамиль. 3. Шамиль сдался в Ведено: А) А.П.Ермолову, б) И.Ф.Паскевичу, в) А.И. Барятинскому. 4. Кавказская война закончилась: А) в 1856г, б) в 1859г, в) в1864г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к уроку краеведения 9 класс: презентация "Саратовцы в войне 1812 года"

В презентации рассказывается о наиболее известных участниках событий 1812 года - уроженцах Саратовского края....

конкурсная презентация"Первая мировая война 1914-1918 (забытая война), автор Степанова Ольга Владимировна, учитель истории МБОУ "ИСОШ №1 им. Н. П. Наумова"

материал включает 10 слайдов: Тройственный союз; Антанта; повод к войне-Сараевское убийство; основные сражения: На Сомме, Марне, Ипр, Брусиловский прорыв, Верден; военная техника;Компьенский мир....

ПЛАН УРОКА:

  • 2. Причины Кавказской войны.
  • Какими средствами царскому правительству удалось покорить Кавказ? Можно ли их использовать в наши дни?
  • ЗАДАНИЕ НА УРОК:
Проверка домашнего задания.
  • Каковы причины обострения русско-английских отношений во второй четверти XIX века?
  • 1) Усиление позиций России на Кавказе и черноморских проливах.
  • 2) Поддержка Англии освободительного движения кавказских народов.
  • 3) Столкновение торговых интересов России и Англии в Центральной Азии и Иране.
  • 1. Политика России на Кавказе.
  • Кавказ - территория между Черным, Азовским, и Каспийским морями, она делится на Закавказье и Северный Кавказ, граница между которыми проходит по Главному Кавказскому Хребту.
  • Используя карту, перечислите территории Кавказа, присоединенные к России к 1830 году.
  • Правильный ответ
Грузия - 1801; Сухум, Редут-Кале - 1812; Карабахское, Гянджинское, Шекинское, Ширванское, Дербентское, Талышское, Кубинское, Бакинское ханства; Имеретия, Гурия, Мегрелия, Абхазия, Дагестан - 1813.
  • Грузия - 1801; Сухум, Редут-Кале - 1812; Карабахское, Гянджинское, Шекинское, Ширванское, Дербентское, Талышское, Кубинское, Бакинское ханства; Имеретия, Гурия, Мегрелия, Абхазия, Дагестан - 1813.
  • Запись в тетради:
  • Горцы - собирательное название, данное официальными властями различным народам Северного Кавказа.
  • Работа с текстом на с.74:
  • - Выясните, используя учебник, кто такие горцы.
  • Черкесы
  • 1. Политика России на Кавказе.
  • Строительство
  • военной дороги.
  • Причины войны:
  • - набеги на оседлые российские территории;
  • - работорговля;
  • - царское правительство привле-кало местное население на строительство крепостей, мостов, дорог;
  • - введение новых налогов;
  • - «усмирительные» походы генерала А. П. Ермолова: уничтожение селений, посевов;
  • - раздача земель казакам, чинов-никам, местной администрации;
  • - строительство военных укреплений.
2. Причины Кавказской войны.
  • Военные методы, подчинение кавказских народов при помощи оружия приводили к волнениям среди горцев.
  • По-началу сопротивление горцев российским войскам не было организованным. Сплотила же горцев идеология кавказского мюридизма.
  • Какой характер носила политика царского правительства на Кавказе?
  • Казаки
2. Причины Кавказской войны.
  • Запись в тетради:
  • Мюридизм - религиозно-политическое учение.
  • Шамиль - вождь кавказских горцев, 1797-1871, мюрид, в 1834 г. признанный имамом, объединил горцев Дагестана и Чечни в теократическом государстве. Имамат - теократическое государство.
  • В основе мюридизма лежат идеи духовного совершенствования и беспрекословного подчинения наставнику, руководителю (имаму). Для мюридов были характерны религиозный фанатизм и провозглашение газавата – Священ-ной войны против неверных.
  • Горцы в засаде
  • 3. Военные действия на Кавказе.
  • Этапы войны:
  • 1 этап: 1817-1819 - партизанская война горцев.
  • 2 этап: 1819-1824 - объединение Дагестана, начало органи-зованных действий.
  • 3 этап: 1824-1828 - возникновение мюридизма.
  • 4 этап: 1828-1833 - создание имамата.
  • 5 этап: 1834-1859 - борьба с Шамилем.
  • 6 этап: 1859-1864 - окончательное подавление горцев.
  • Генерал А.П.Ермолов
  • Война началась в 1817 г. Русскими войсками на Кавказе командовал А. П. Ермолов. Его план предполагал приблизить русские границы к горам, опираясь на крепости и выселить горцев в равнины.
  • Покоренные земли передавались казакам. Им выделяли по 50 десятин земли, а офицерам - по 400 на душу населения.
  • 3. Военные действия на Кавказе.
  • В 1834 г. новым имамом был провозглашен Шамиль, которому за достаточно короткий срок удалось собрать под своей властью почти всех горцев Дагестана и Чечни и успешно бороться с российскими войсками.
  • Шамиль
  • 3. Военные действия на Кавказе.
  • 3. Военные действия на Кавказе.
  • Шамилю удалось создать достаточно прочное теократическое государство - имамат.
  • Теократия - форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой.
  • Портрет Шамиля
  • 3. Военные действия на Кавказе.
  • Была создана дисциплинированная армия, насчитывавшая 10-15 тысяч человек. Любое неподчинение власти имама сурово каралось как вероотступничество. Сам имам считался лицом, избранным Богом на великий подвиг для блага верующих.
  • Перестрелка
  • в горах
  • Дагестана.
  • Дисциплина и сильная, фанатичная вера горцев-мюридов позволяли им успешно бороться. Шамиль даже предпринимал попытки заручиться поддержкой иностранных государств в своей борьбе против Российской империи
  • 3. Военные действия на Кавказе.
  • Российское правительство после неудачных военных действий возвращается к тактикe строительства укреплений, новых дорог и к вырубке лесов, созданию военных укреплений. В итоге подобная тактика начала приносить свои плоды. К тому же правящая верхушка имамата начала разорять простой народ бесконечными податями и военными поборами. В итоге в Северном Дагестане начались народные выступления против Шамиля.
  • 3. Военные действия на Кавказе.
  • В результате ожесточенного сражения с российскими войсками в августе 1859 г. около аула Гуниб Шамиль сдался в плен, а его государство перестало существовать. К концу 1863 г. русские войска заняли весь Северный Кавказ. В 1864 г. изнурительная Кавказская война закончилась победой российского оружия
  • 3. Военные действия на Кавказе.
  • Пленение Шамиля
  • 3. Военные действия на Кавказе.
  • Война была ожесточенной. После битвы у «реки смерти» Валерик ее участник М.Ю. Лермонтов печально размышлял:
  • А там, вдали, градой нестройной,
  • Но вечно гордой и спокойной
  • Тянулись горы – и Казбек
  • Сверкал главой остроконечной.
  • И с грустью тайной и сердечной
  • Я думал: «Жалкий человек,
  • Чего он хочет!.. небо ясно,
  • Под небом места много всем,
  • Но беспрестанно и напрасно
  • Один враждует он – зачем?»
  • Как бы вы ответили на этот вопрос?
Закрепление изученного материала
  • Распределить в два соответствующих столбца таблицы причины и последствия Кавказской войны
  • Запрет властей на обогащение горцев путем набегов.
  • Проведение российским самодержавием политики, ущемляющей интересы народов Кавказа;
  • Мобилизация горцев на строительство крепостей.
  • Усиление российского военного присутствия на Кавказе.
  • Массовая эмиграция горцев с Кавказа.
  • Уничтожение имамата.
  • Увеличение налогов с местного населения на строительство мостов, дорог.
  • Интенсивное заселение Кавказа русскими, украинцами.
  • Окончание междоусобных войн и уничтожение рабства на Кавказе.
  • Вытеснение горцев с освоенных ими земель в горы.
  • Попытки насаждения среди горцев русских обычаев и законов.
  • Развитие торговли, промышленности, оживление хозяйственной жизни Кавказа.
  • Создание предпосылок для развития капитализма.
  • Правильный ответ
  • Причины
  • Последствия
  • 1. Запрет властей на обогащение горцев путем набегов.
  • 2. Мобилизация горцев на строительство крепостей.
  • 3. Усиление российского военного присутствия на Кавказе.
  • 4. Увеличение налогов с местного населения на строительство мостов, дорог.
  • 5. Интенсивное заселение Кавказа русскими, украинцами.
  • 6. Вытеснение горцев с освоенных ими земель в горы.
  • 7. Попытки насаждения среди горцев русских обычаев и законов.
  • 1. Проведение российским самодержавием политики, ущемляющей интересы народов Кавказа;
  • 2. Массовая эмиграция горцев с Кавказа.
  • 3. Уничтожение имамата.
  • 4. Окончание междоусобных войн и уничтожение рабства на Кавказе.
  • 5. Развитие торговли, промышлен-ности, оживление хозяйственной жизни Кавказа.
  • 6. Создание предпосылок для развития капитализма.
  • Какими средствами царскому правительству удалось покорить Кавказ? Можно ли их использовать в наши дни?
  • Ответьте на вопрос урока:
Домашнее задание:
  • § 12. (Учебник А.А. Данилово, Л.Г. Косулиной. История России. XVIII в.)
  • Подготовить реферат на тему «Кавказская война в произведениях писателей»
Екатерина Великая продолжила начатое Петром I движение на Юг. При этом экспансия проходила сразу в двух направлениях. Первое - через земли Теркских и Гребенских казаков на Чечню и Дагестан и второе - через Грузинские царства и княжества. В 1763 г., через год после восшествия на трон Екатерины, была основана крепость Моздок, после чего началась затяжная 14-летняя война с кабардинцами (1765-1779 гг.). В итоге этой войны кавказская линия (Южная граница российской империи) была продлена и образовалось новое казачье войско Моздокское, расположенное на отвоеванных землях Кабарды. За успехами России пристально следили из Османской империи. В 1768 году Турция объявила войну возмутившись отказом России вывести войска из Польши!!!. Во время этой войны русские войска впервые прошли за Кавказский хребет - в Тифлис. Под руководством командующего Готлиба фон Тотлебена в 1770 был взят Кутаиси, но следующая операция под Поти окончилась неудачей. В конце концов в 1772 году русские отступили к своей пограничной линии. Как известно, эта война окончилась победой русского оружия. В 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому миру русская граница передвинулась на Кубань, и что не маловажно Крымское ханство получило независимость. Россия на время отвела свой взгляд от Кавказа в сторону Крыма. Правда за эти годы Кавказская линия усилиями Якоби и Суворова значительно укрепилась, и был построен ряд крепостей: Екатеринодар, Георгиевск, Ставрополь. В 1783 г. произошло истребление ногайцев Суворовым. Довольно-таки неприятная кампания, плохо отразившаяся на восприятии русского присутствия в этом регионе. В последствии оставшиеся в живых ногайцы переместились в предгорную часть Чечни и ассимилировались с местным населением, неся в себе кровную неприязнь ко всему русскому. Обезлюдившие кубанские земли стали заселяться крепостными крестьянами. В этом же 1783 году 5 августа, когда персидский шах Али Мурад стал претендовать на Картли и Кахетию, кахетинский царь Ираклией II подписал Георгиевский трактат, по которому в Картли и Кахетии устанавливался российский протекторат. Через три месяца15 ноября два русских батальона при четырех орудиях под командованием Петра Потемкина (кузена всесильного Григория Потемкина) вошли в Тифлис. В ходе этого рейда П. Потемкин умудрился основать крепость Владикавказ и превратить караванную тропу в Дарьяльском ущелье в "некое подобие дороги". В дальнейшем это будет знаменитая Военно-Грузинская дорога. Проведя демонстрацию силы П. Потемкин в феврале 1784 года покинул Тифлис и Владикавказ. Ираклий II остался без какой-либо военной помощи и с разгневанным персидским шахом по соседству. В мае 1795 года родоначальник династии Каджаров хан Ага Муххамад разбил близ Тифлиса небольшое войско Ираклия и вступил в город. Войны хана учинили чудовищную резню и грабежи. В ответ на это Екатерина объявила шаху войну. В ходе этой войны были повторно заняты Кубах и Баку, и третий раз захвачен Дербент (причем взятие Дербента не входило в замысел императрицы).

Объявляет тему урока. Слайд 3, 4

Знакомит с планом урока.

1. Политика России на Кавказе.

2. Причины Кавказской войны.

3. Военные действия на Кавказе.

Объяснение первого пункта.

Кавказ – территория между Черным, Азовским, и Каспийскими морями. Она делится на Закавказье и Северный Кавказ, граница между которыми проходит по Главному Кавказскому Хребту.

Используя карту, перечислите территории Кавказа, присоединенные к России в 1830 году.

После присоединения к России Грузии, части Армении и Азербайджана территория многочисленных народов Северного Кавказа оказались окруженные российскими владениями.

Правительство предприняло попытки внедрить на этих территориях российские законы. Это вызвало сопротивление ряда северокавказских народов.

Работа с учебником

Выясните, используя учебник, кто такие горцы. (Горцы – собирательное название, данное официальными властями различным народам Северного Кавказа)

Объяснение второго пункта.

Кавказская война началась в 1817 г.

Прочитайте стр. 82 – 83 и запишите причины Кавказской войны, продолжавшейся почти 50 лет.

Причины Кавказской войны: (Слайд 5)

Набеги на оседлые российские территории;

Работорговля;

Царское правительство привлекало местное население на строительство крепостей, дорог, мостов;

Введение новых налогов;

- «усмирительные» походы генерала А.П. Ермолова привели к уничтожению селений, посевов и т.д.

Какой характер носила политика царского правительства на Кавказе? (Военные методы, подчинение при помощи оружия)

Сообщение ученика о политике А.П. Ермолова на Кавказе. Слайд 6

В такой ситуации среди горцев нередко вспыхивали волнения. Поначалу сопротивление горцев российским войскам не было организовано. Сплотила горцев идеология мюридизма. Мюридизм – религиозно политическое учение. Слайд 7

В основе мюридизма лежат идеи духовного совершенствования и беспрекословного подчинения наставнику, руководителю (имаму). Для мюридов были характерны религиозный фанатизм и провозглашение газавата – Священной войны против неверных

В 1834 году новым имамом (глава мюридов) был провозглашен Шамиль, который собрал под своей властью почти всех горцев Дагестана и Чечни и успешно боролся с российскими войсками. Слайд 8

Объяснение четвертого пункта

Шамилю удалось создать прочное теократическое государство – имамат. Слайд 9

Теократия – форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой. Была создана дисциплинированная армия. Любое неподчинение власти имама сурово каралось как вероотступничество. Сам имам считался лицом, избранным Богом на великий подвиг для блага верующих.

Чем объясняется успех горцев Шамиля?

Т.о., дисциплина и сильная, фанатичная вера горцев-мюридов позволила им успешно бороться. Шамиль предпринял попытки заручиться поддержкой иностранных государств в борьбе против Российской империи (Турция и Англия).

Российское правительство после неудачных военных действий возвращается к тактике строительства укреплений, новых дорог и к вырубке лесов, созданию военных укреплений.

В итоге подобная тактика принесла свои плоды. К тому же правящая верхушка имамата начала разорять простой народ податями и военными поборами. В итоге в Северном Дагестане начались народные волнения против Шамиля.

В августе 1859 г. Шамиль сдался в плен, а его государство перестало существовать. К концу 1863 г. русские войска заняли весь Северный Кавказ. Война закончилась победой русского оружия.

Каковы последствия Кавказской войны для России и народов Кавказа?

Россия одержала победу с очень большими жертвами и огромной затратой материальных средств, что замедлило экономическое развитие России.

Уничтожение работорговли, развитие края, конец феодальным войнам.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.