Получение сероводорода. Получение сернистого газа сжиганием серы, сероводорода и других видов сырья Сероводород сернистый газ
Альмурзинова Завриш Бисембаевна , учитель биологии и химии МБОУ «Совхозная основная общеобразовательная школа Адамовского района Оренбургской области.
Предмет - химия, класс – 9.
УМК: «Неорганическая химия», авторы: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Москва, «Просвещение», 2014 год.
Уровень обучения – базовый.
Тема : «Сероводород. Сульфиды. Сернистый газ. Сернистая кислота и её соли». Количество часов по теме – 1.
Урок № 4 в системе уроков по теме « Кислород и сера ».
Цель : На основании знаний о строении сероводорода, оксидов серы рассмотреть их свойства и получение, познакомить учащихся со способами распознавания сульфидов и сульфитов.
Задачи:
1. Образовательная – изучить особенности строения и свойства соединений серы (II ) и( IV ); ознакомиться с качественными реакциями на сульфид и сульфит - ионы.
2. Развивающая – развивать у учащихся умения проводить эксперимент, наблюдать за результатами, анализировать и делать выводы.
3. Воспитательная – развитию интереса к изучаемому привить навыкы отношения к природе.
Планируемые результаты : уметь описывать физические и химические свойства сероводорода, сероводородной кислоты и её солей; знать способы получения сернистого газа и сернистой кислоты, объяснить свойства соединений серы (II ) и(IV ) на основе представлений об окислительно-восстановительных процессах; иметь представления о влиянии сернистого газа на появление кислотных дождей.
Оборудование : На демонстрационном столе: сера, сульфид натрия, сульфид железа, раствор лакмуса, раствор серной кислоты, раствор нитрата свинца, хлор в цилиндре, закрытом пробкой, прибор для получения сероводорода и испытания его свойств, оксид серы(VI ), газометр с кислородом, стакан вместимостью 500 мл., ложечка для сжигания веществ.
Ход урока :
Организационный момент .
Проводим беседу по повторению свойств серы:
1) чем объясняется наличие нескольких аллотропных видоизменений серы?
2) что происходит с молекулами: А) при охлаждении парообразной серы. Б) при длительном хранении пластической серы, в) при выпадении кристаллов из раствора серы в органических растворителях, например в толуоле?
3) на чем основан флотационный способ очистки серы от примесей, например от речного песка?
Вызываем двух учащихся: 1) изобразите схемы молекул различных аллотропных видоизменений серы и расскажите об их физических свойствах. 2) составьте уравнения реакций, характеризующих свойства кислорода, и рассмотрите их с точки зрения окисления -восстановления.
Остальные учащиеся решают задачу, какова масса сульфида цинка, образующегося при реакции соединения цинка с серой, взятой количеством вещества 2,5 моль?
Совместно с учащимися формулируем задачу урока : познакомиться со свойствами соединений серы со степенью окисления -2 и +4.
Новая тема : Учащиеся называют известные им соединения, в которых сера проявляет эти степени окисления. На доске и в тетрадях пишут химические, электронные и структурные формулы сероводорода, оксида серы (IV ), сернистой кислоты.
Как можно получить сероводород? Учащиеся записывают уравнение реакции соединения серы с водородом и объясняют её с точки зрения окисления-восстановления. Затем рассматривают другой способ получения сероводорода: реакцию обмена кислот с сульфидами металлов. Сравниваем этот способ со способами получения галогеноводородов. Отмечаем, что степень окисления серы в реакциях обмена не меняется.
Какими свойствами обладает сероводород? В беседе выясняем физические свойства, отмечаем физиологическое действие. Химические свойства выясняем на опыте горения сероводорода в воздухе при различных условиях. Что может образоваться в качестве продуктов реакции? Рассматриваем реакции с точки зрения окисления-восстановления:
2 Н 2 S + 3O 2 = 2H 2 O + 2SO 2
2H 2 S + O 2 =2H 2 O + 2S
Обращаем внимание учащихся на то, что при полном сгорании происходит более полное окисление (S -2 - 6 e - = S +4 ), чем во втором случае (S -2 - 2 e - = S 0 ).
Обсуждаем, как пройдет процесс, если в качестве окислителя будет взят хлор. Демонстрируем опыт смешивания газов в двух цилиндрах, верхний из которых заранее наполнен хлором, нижний - сероводородом. Хлор обесцвечивается, образуется хлороводород. Сера оседает на стенках цилиндра. После этого рассматриваем сущность реакции разложения сероводорода и подводим учащихся к выводу о кислотном характере сероводорода, подтверждая опытом с лакмусом. Затем проводим качественную реакцию на сульфид ион и составляем уравнение реакции:
Na 2 S +Pb(NO 3 ) 2 =2NaNO 3 +PbS ↓
Совместно с учащимися формулируем вывод: сероводород является только восстановителем в окислительно- восстановительных реакциях, имеет кислотный характер, раствор его в воде кислота.
S 0 →S -2 ; S -2 →S 0 ; S 0 →S +4 ; S -2 →S +4 ; S 0 →H 2 S -2 → S +4 О 2.
Подводим учащихся к выводу о существовании генетической связи между соединениями серы и начинаем разговор о соединениях S +4 . Демонстрируем опыты: 1) получение оксида серы(IV ), 2) обесцвечивание раствора фуксина, 3) растворение оксида серы(IV ) в воде, 4)обнаружение кислоты. Составляем уравнения реакций выполненных опытов и разбираем сущность реакций:
2S О 2 + О 2 =2 S О 3 ; S О 2 +2H 2 S=3S+2H 2 О .
Сернистая кислота – неустойчивое соединение, легко распадается на оксид серы(IV ) и воду, поэтому существует только в водных растворах. Эта кислота средней силы. Она образует два ряда солей: средние - сульфиты(S О 3 -2 ), кислые – гидросульфиты(HS О 3 -1 ).
Демонстрируем опыт: качественное определение сульфитов, взаимодействие сульфитов с сильной кислотой, при этом выделяется газ S О 2 резким запахом:
К 2 S О 3 + Н 2 S О 4 → К 2 S О 4 + Н 2 О + S О 2
Закрепление. Работа по двум вариантам составить схемы применения 1 вариант сероводорода, второй вариант оксида серы(IV )
Рефлексия . Подводим итоги работы:
О каких соединениях мы сегодня говорили?
Какие свойства проявляют соединения серы(II ) и ( IV ).
Назовите области применения этих соединений
VII . Домашнее задание: §11,12, упр.3-5 (с.34)
, , 21 , , ,
, 25-26 , 27-28 , , 30, , , , , , , , , , , , /2003;
, , , , , , , , , , , , , /2004
§ 8.1. Окислительно-восстановительные реакции
ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
(продолжение)
2. Озон – окислитель.
Озон – важнейшее для природы и человека вещество.
Озон создает вокруг Земли на высоте от 10 до 50 км озоносферу с максимумом содержания озона на высоте 20–25 км. Находясь в верхних слоях атмосферы, озон не пропускает к поверхности Земли большую часть ультрафиолетовых лучей Солнца, губительно действующих на человека, животный и растительный мир. В последние годы обнаружены участки озоносферы с сильно пониженным содержанием озона, так называемые озоновые дыры. Неизвестно, образовывались ли озоновые дыры раньше. Также непонятны и причины их возникновения. Предполагают, что хлорсодержащие фреоны холодильников и парфюмерных баллончиков под действием ультрафиолетового излучения Солнца выделяют атомы хлора, которые реагируют с озоном и тем самым уменьшают его концентрацию в верхних слоях атмосферы. Опасность озоновых дыр в атмосфере крайне беспокоит ученых.
В нижних слоях атмосферы озон образуется в результате ряда последовательных реакций между кислородом воздуха и оксидами азота, выбрасываемыми плохо отрегулированными двигателями автомобилей и создающимися разрядами высоковольтных линий электропередач. Озон очень вреден для дыхания – он разрушает ткани бронхов и легких. Озон чрезвычайно ядовит (сильнее угарного газа). Предельно допустимая концентрация в воздухе – 10 –5 %.
Таким образом, озон в верхних и в нижних слоях атмосферы оказывает противоположное по своим результатам воздействие на человека и животный мир.
Озон наряду с хлором используют для обработки воды, чтобы разрушить органические примеси и уничтожить бактерии. Однако как хлорирование, так и озонирование воды имеет свои преимущества и недостатки. При хлорировании воды уничтожаются практически полностью бактерии, но образуются вредные для здоровья органические вещества канцерогенного характера (способствуют развитию раковых опухолей) – диоксины и подобные им соединения. При озонировании воды такие вещества не образуются, но озон убивает не все бактерии, и оставшиеся живыми бактерии через некоторое время обильно размножаются, поглощая остатки убитых бактерий, и вода становится даже более загрязненной бактериальной флорой. Поэтому озонирование питьевой воды лучше применять при ее быстром использовании. Очень эффективно озонирование воды в бассейнах, когда вода непрерывно циркулирует через озонатор. Озон применяют также и для очистки воздуха. Он относится к числу экологически чистых окислителей, не оставляющих вредных продуктов своего распада.
Озон окисляет почти все металлы, кроме золота и металлов платиновой группы.
Химические способы получения озона неэффективны или слишком опасны. Поэтому советуем вам получить озон в смеси с воздухом в озонаторе (действие слабого электрического разряда на кислород), имеющемся в школьной физической лаборатории.
Озон чаще всего получают действием на газообразный кислород тихого электрического разряда (без свечения и искр), который происходит между стенками внутреннего и внешнего сосудов озонатора. Простейший озонатор нетрудно изготовить из стеклянных трубок с пробками. Как это сделать, вы поймете из рис. 8.4. Внутренний электрод – металлический стержень (длинный гвоздь), наружный электрод – проволочная спираль. Воздух можно продувать воздушным насосом для аквариума или резиновой грушей от пульверизатора. На рис. 8.4 внутренний электрод находится в стеклянной трубке (как вы думаете, почему? ), но можно собрать озонатор и без нее. Резиновые пробки быстро разъедаются озоном.
Высокое напряжение удобно получить от индукционной катушки системы зажигания автомобиля, непрерывно размыкая соединение с источником низкого напряжения (аккумулятор или выпрямитель тока на 12 В).
Выход озона – несколько процентов.
Качественно обнаружить озон можно при помощи
крахмального раствора йодида калия. Этим
раствором можно пропитать полоску
фильтровальной бумаги или раствор добавить в
озонированную воду, а воздух с озоном пропускать
через раствор в пробирке. Кислород в реакцию с
йодид-ионом не вступает.
Уравнение реакции:
2I – + О 3 + Н 2 О = I 2 + O 2 + 2ОН – .
Напишите уравнения реакций приема и отдачи
электронов.
Поднесите к озонатору полоску фильтровальной
бумаги, смоченную этим раствором. (Зачем
раствор йодида калия должен содержать крахмал?)
Определению озона этим способом мешает пероксид
водорода (почему?)
.
Рассчитайте ЭДС реакции, используя электродные
потенциалы:
3. Восстановительные свойства сероводорода и сульфид-иона.
Сероводород – бесцветный газ с запахом тухлых
яиц (в состав некоторых белков входит сера).
Для проведения опытов с сероводородом можно
пользоваться газообразным сероводородом,
пропуская его через раствор с изучаемым
веществом, или приливать к исследуемым растворам
заранее приготовленную сероводородную воду (это
удобнее). Многие реакции можно проводить с
раствором сульфида натрия (реакции на
сульфид-ион S 2–).
Работать с сероводородом только под тягой! Смеси
сероводорода с воздухом сгорают со взрывом.
Сероводород обычно получают в аппарате Киппа, действуя 25%-й серной (разбавленной 1:4) или 20%-й соляной (разбавленной 1:1) кислотой на сульфид железа в виде кусочков размером 1–2 см. Уравнение реакции:
FeS (кр.) + 2Н + = Fe 2+ + H 2 S (г.).
Небольшие количества сероводорода можно получить, поместив кристаллический сульфид натрия в колбу с пробкой, через которую пропущены капельная воронка с краном и отводная трубка. Медленно приливая из воронки 5–10%-ю соляную кислоту (почему не серную?) , колбу постоянно встряхивают покачиванием, чтобы избежать местного скопления непрореагировавшей кислоты. Если этого не делать, неожиданное смешение компонентов может привести к бурной реакции, выталкиванию пробки и разрушению колбы.
Равномерный ток сероводорода получается при нагревании с серой богатых водородом органических соединений, например парафина (1 часть парафина на 1 часть серы, 300 °С).
Для получения сероводородной воды через дистиллированную воду (или прокипяченную) пропускают сероводород. В одном объеме воды растворяется около трех объемов газообразного сероводорода. При стоянии на воздухе сероводородная вода постепенно мутнеет (почему?) .
Сероводород – сильный восстановитель: галогены восстанавливаются им до галогеноводородов, серная кислота – до диоксида серы и серы.
Сероводород ядовит. Предельно допустимая концентрация в воздухе 0,01 мг/л. Даже при незначительных концентрациях сероводород раздражает глаза и дыхательные пути, вызывает головную боль. Концентрации выше 0,5 мг/л опасны для жизни. При более высоких концентрациях поражается нервная система. При вдохе сероводорода возможна остановка сердца и дыхания. Иногда сероводород скапливается в пещерах и канализационных колодцах, и попавший туда человек мгновенно теряет сознание и погибает.
В то же время сероводородные ванны оказывают лечебное действие на организм человека.
3а. Реакция сероводорода с пероксидом водорода.
Изучите действие раствора пероксида водорода
на сероводородную воду или раствор сульфида
натрия.
По результатам опытов составьте уравнения
реакций. Рассчитайте ЭДС реакции и сделайте
вывод о возможности ее прохождения.
3б. Реакция сероводорода с серной кислотой.
В пробирку с 2–3 мл сероводородной воды (или
раствора сульфида натрия) прилейте по каплям
концентрированную серную кислоту (осторожно!)
до появления мути. Что это за вещество? Какие
другие продукты могут получиться в этой реакции?
Напишите уравнения реакций. Рассчитайте ЭДС
реакции, используя электродные потенциалы:
4. Диоксид серы и сульфит-ион.
Диоксид серы, сернистый газ – важнейший загрязнитель атмосферы, выделяемый автомобильными двигателями при использовании плохо очищенного бензина и топками, в которых сгорают серосодержащие угли, торф или мазут. Ежегодно в атмосферу из-за сжигания угля и нефти выбрасываются миллионы тонн диоксида серы.
В природе диоксид серы встречается в вулканических газах. Диоксид серы окисляется кислородом воздуха в триоксид серы, который, поглощая воду (пары), превращается в серную кислоту. Выпадающие кислотные дожди разрушают цементные части построек, памятники архитектуры, высеченные из камня скульптуры. Кислотные дожди замедляют рост растений и даже приводят к их гибели, убивают живые организмы водоемов. Такие дожди вымывают из пашен малорастворимые в воде фосфорные удобрения, которые, попадая в водоемы, приводят к бурному размножению водорослей и быстрому заболачиванию прудов, рек.
Диоксид серы – бесцветный газ с резким запахом. Получать диоксид серы и работать с ним следует под тягой.
Сернистый газ можно получить, поместив в колбу,
закрывающуюся пробкой с отводной трубкой и
капельной воронкой, 5–10 г сульфита натрия. Из
капельной воронки с 10 мл концентрированной
серной кислоты (крайняя осторожность!)
приливайте ее по каплям к кристаллам сульфита
натрия. Вместо кристаллического сульфита натрия
можно воспользоваться его насыщенным раствором.
Диоксид серы можно получить также реакцией между
металлической медью и серной кислотой. В
круглодонную колбу, снабженную пробкой с
газоотводной трубкой и капельной воронкой,
положите медные стружки или куски проволоки и
прилейте из капельной воронки немного серной
кислоты (на 10 г меди берется около 6 мл
концентрированной серной кислоты). Для начала
реакции слегка нагрейте колбу. После этого
кислоту приливайте по каплям. Напишите уравнения
приема и отдачи электронов и суммарное
уравнение.
Свойства диоксида серы можно изучать, пропуская
газ через раствор реагента, или в виде водного
раствора (сернистой кислоты). Такие же результаты
получаются при использовании подкисленных
растворов сульфитов натрия Na 2 SO 3 и
калия К 2 SO 3 . В одном объеме воды
растворяется до сорока объемов сернистого газа
(получается ~6%-й раствор).
Диоксид серы токсичен. При легких отравлениях
начинается кашель, насморк, появляются слезы,
начинается головокружение. Увеличение дозы
приводит к остановке дыхания.
4а. Взаимодействие сернистой кислоты с пероксидом водорода.
Предскажите продукты взаимодействия сернистой
кислоты и пероксида водорода. Проверьте свое
предположение опытом.
К 2–3 мл сернистой кислоты прилейте столько же
3%-го раствора пероксида водорода. Как доказать
образование предполагаемых продуктов реакции?
Тот же опыт повторите с подкисленным и щелочным
растворами сульфита натрия.
Напишите уравнения реакций и рассчитайте ЭДС
процесса.
Выберите нужные вам электродные потенциалы:
4б. Реакция между сернистым газом и сероводородом.
Эта реакция проходит между газообразными SO 2
и H 2 S и служит для получения серы. Реакция
интересна также тем, что два загрязнителя
атмосферы взаимно уничтожают друг друга.
Проходит ли эта реакция между растворами
сероводорода и сернистого газа? Ответьте на этот
вопрос опытом.
Выберите электродные потенциалы для определения
возможности прохождения реакции в растворе:
Попробуйте провести термодинамический расчет возможности прохождения реакций. Термодинамические характеристики веществ для определения возможности прохождения реакции между газообразными веществами следующие:
При каком состоянии веществ – газообразном или в растворе – реакции более предпочтительны?
Химические свойства
Физические свойства
При обычных условиях сероводород – бесцветный газ, с сильным характерным запахом тухлых яиц. Т пл = -86 °С,Т кип = -60 °С, плохо растворим в воде, при 20 °С в 100 г воды растворяется 2,58 мл H 2 S. Очень ядовит, при вдыхании вызывает паралич, что может привести к смертельному исходу. В природе выделяется в составе вулканических газов, образуется при гниении растительных и животных организмов. Хорошо растворим в воде, при растворении образует слабую сероводородную кислоту.
- В водном растворе сероводород обладает свойствами слабой двухосновной кислоты:
H 2 S = HS - + H + ;
HS - = S 2- + H + .
- Сероводород горит в воздухе голубым пламенем. При ограниченном доступе воздуха образуется свободная сера:
2H 2 S + O 2 = 2H 2 O + 2S.
При избыточном доступе воздуха горение сероводорода приводит к образованию оксида серы (IV):
2H 2 S + 3O 2 = 2H 2 O + 2SО 2 .
- Сероводород обладает восстановительными свойствами. В зависимости от условий сероводород может окисляться в водном растворе до серы, сернистого газа и серной кислоты.
Например, он обесцвечивает бромную воду:
H 2 S + Br 2 = 2HBr + S.
взаимодействует с хлорной водой:
H 2 S + 4Cl 2 + 4H 2 O = H 2 SO 4 + 8HCl.
Струю сероводорода можно поджечь, используя диоксид свинца, так как реакция сопровождается большим выделением тепла:
3PbO 2 + 4H 2 S = 3PbS + SO 2 + 4H 2 O.
- Взаимодействие сероводорода с сернистым газом используется для получения серы из отходящих газов металлургического и сернокислого производства:
SO 2 + 2H 2 S = 3S + 2H 2 O.
С этим процессом связано образование самородной серы при вулканических процессах.
- При одновременном пропускании сернистого газа и сероводорода через раствор щелочи образуется тиосульфат:
4SO 2 + 2H 2 S + 6NaOH = 3Na 2 S 2 O 3 + 5H 2 O.
- Реакция разбавленной соляной кислоты с сульфидом железа (II)
FeS + 2HCl = FeCl 2 + H 2 S
- Взаимодействие сульфида алюминия с холодной водой
Al 2 S 3 + 6H 2 O = 2Al(OH) 3 + 3H 2 S
- Прямой синтез из элементов происходит при пропускании водорода над расплавленной серой:
H 2 + S = H 2 S.
- Нагревание смеси парафина с серой.
1.9. Сероводородная кислота и её соли
Сероводородной кислоте присущи все свойства слабых кислот. Она реагирует с металлами, оксидами металлов, основаниями.
Как двухосновная, кислота образует два типа солей – сульфиды и гидросульфиды . Гидросульфиды хорошо растворимы в воде, сульфиды щелочных и щелочно-земельных металлов также, сульфиды тяжелых металлов практически нерастворимы.
Сульфиды щелочных и щелочноземельных металлов не окрашены, остальные имеют характерную окраску, например, сульфиды меди (II), никеля и свинца – черные, кадмия, индия, олова – желтые, сурьмы – оранжевый.
Ионные сульфиды щелочных металлов M 2 S имеют структуру типа флюорита, где каждый атом серы окружен кубом из 8 атомов металла и каждый атом металла – тетраэдром из 4 атомов серы. Сульфиды типа MS характерны для щелочноземельных металлов и имеют структуру типа хлорида натрия, где каждый атом металла и серы окружен октаэдром из атомов другого сорта. При усилении ковалентного характера связи металл – сера реализуются структуры с меньшими координационными числами.
Сульфиды цветных металлов встречаются в природе как минералы и руды, служат сырьем для получения металлов.
Пособие-репетитор по химии
Продолжение. Cм. в № 22/2005;
1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 22/2006;
3, 4, 7, 10, 11, 21/2007;
2, 7, 11, 18, 19, 21/2008;
1, 3, 10/2009
ЗАНЯТИЕ 30
10-й класс (первый год обучения)
Сера и ее соединения
1. Положение в таблице Д.И.Менделеева, строение атома.
2. Происхождение названия.
3. Физические свойства.
4. Химические свойства.
5. Нахождение в природе.
6. Основные методы получения.
7. Важнейшие соединения серы (сероводород, сероводородная кислота и ее соли; сернистый газ, сернистая кислота и ее соли; триоксид серы, серная кислота и ее соли).
В периодической системе сера находится в главной подгруппе VI группы (подгруппа халькогенов). Электронная формула серы 1s 2 2s 2 p 6 3s 2 p 4 , это р -элемент. В зависимости от состояния сера может проявлять валентность II, IV или VI:
S: 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 4 3d 0 (валентность II),
S * : 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 3 3d 1 (валентность IV),
S ** : 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1 3p 3 3d 2 (валентность VI).
Характерные степени окисления серы –2, +2, +4, +6 (в дисульфидах, содержащих мостиковую связь –S–S– (например, FeS 2), степень окисления серы равна –1); в соединениях входит в состав анионов, с более электроотрицательными элементами – в состав катионов, например:
Сера – элемент с высокой электроотрицательностью, проявляет неметаллические (кислотные) свойства. Имеет четыре стабильных изотопа с массовыми числами 32, 33, 34 и 36. Природная сера на 95 % состоит из изотопа 32 S.
Русское название серы произошло от санскритского слова cira – светло-желтый, по цвету природной серы. Латинское название sulfur переводится как «горючий порошок». 1
Ф и з и ч е с к и е с в о й с т в а
Сера образует три аллотропные модификации : ромбическая (-сера), моноклинная (-сера) и пластическая , или каучукоподобная. Наиболее устойчива при обычных условиях ромбическая сера, а выше 95,5 °С стабильна моноклинная сера. Обе эти аллотропные модификации имеют молекулярную кристаллическую решетку, построенную из молекул состава S 8 , расположенных в пространстве в виде короны; атомы соединены одинарными ковалентными связями. Различие ромбической и моноклинной серы состоит в том, что в кристаллической решетке молекулы упакованы по-разному.
Если ромбическую или моноклинную серу нагреть до точки кипения (444,6 °С) и полученную жидкость вылить в холодную воду, то образуется пластическая сера, по свойствам напоминающая резину. Пластическая сера состоит из длинных зигзагообразных цепей. Эта аллотропная модификация неустойчива и самопроизвольно превращается в одну из кристаллических форм.
Ромбическая сера – твердое кристаллическое вещество желтого цвета; в воде не растворяется (и не смачивается), но хорошо растворяется во многих органических растворителях (сероуглерод, бензол и т.д.). Сера обладает очень плохой электро- и теплопроводностью. Температура плавления ромбической серы +112,8 °С, при температуре 95,5 °С ромбическая сера переходит в моноклинную:
Х и м и ч е с к и е с в о й с т в а
По своим химическим свойствам сера является типичным активным неметаллом. В реакциях может быть как окислителем, так и восстановителем.
Металлы (+):
2Na + S = Na 2 S,
2Al + 3S Al 2 S 3 ,
Неметаллы (+/–)*:
2P + 3S P 2 S 3 ,
S + Cl 2 = SCl 2 ,
S + 3F 2 = SF 6 ,
S + N 2 реакция не идет.
Н 2 О (–). сера не смачивается водой.
Основные оксиды (–).
Кислотные оксиды (–).
Основания (+/–):
S + Cu(OH) 2 реакция не идет.
Кислоты (не окислители) (–).
Кислоты-окислители (+):
S + 2H 2 SO 4 (конц.) = 3SO 2 + 2H 2 O,
S + 2HNO 3 (разб.) = H 2 SO 4 + 2NO,
S + 6HNO 3 (конц.) = H 2 SO 4 + 6NO 2 + 2H 2 O.
В п р и р о д е сера встречается как в самородном состоянии, так и в виде соединений, важнейшими из которых являются пирит, он же железный, или серный, колчедан (FeS 2), цинковая обманка (ZnS), свинцовый блеск (PbS), гипс (CaSO 4 2H 2 O), глауберова соль (Na 2 SO 4 10H 2 O), горькая соль (MgSO 4 7H 2 O). Кроме того, сера входит в состав каменного угля, нефти, а также в различные живые организмы (в составе аминокислот). В организме человека сера концентрируется в волосах.
В л а б о р а т о р н ы х у с л о в и я х серу можно получить, используя окислительно-восстановительные реакции (ОВР), например:
H 2 SO 3 + 2H 2 S = 3S + 3H 2 O,
2H 2 S + O 2 2S + 2H 2 O.
В а ж н е й ш и е с о е д и н е н и я с е р ы
Сероводород (H 2 S) – бесцветный газ с удушающим неприятным запахом тухлых яиц, ядовит (соединяется с гемоглобином крови, образуя сульфид железа). Тяжелее воздуха, малорастворим в воде (2,5 объема сероводорода в 1 объеме воды). Связи в молекуле ковалентные полярные, sp 3 -гибридизация, молекула имеет угловое строение:
В химическом отношении сероводород достаточно активен. Он термически неустойчив; легко сгорает в атмосфере кислорода или на воздухе; легко окисляется галогенами, диоксидом серы или хлоридом железа(III); при нагревании взаимодействует с некоторыми металлами и их оксидами, образуя сульфиды:
2H 2 S + O 2 2S + 2H 2 O,
2H 2 S + 3O 2 2SO 2 + 2H 2 O,
H 2 S + Br 2 = 2HBr + S,
2H 2 S + SO 2 3S + 2H 2 O,
2FeCl 3 + H 2 S = 2FeCl 2 + S + 2HCl,
H 2 S + Zn ZnS + H 2 ,
H 2 S + CaO CaS + H 2 O.
В лабораторных условиях сероводород получают действием на сульфиды железа или цинка сильных минеральных кислот или необратимым гидролизом сульфида алюминия:
ZnS + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 S,
Аl 2 SO 3 + 6HOH 2Al(OH) 3 + 3H 2 S.
Раствор сероводорода в воде – сероводородная вода, или сероводородная кислота . Слабый электролит, по второй ступени практически не диссоциирует. Как двухосновная кислота образует два типа солей – сульфиды и гидросульфиды :
например, Na 2 S – сульфид натрия, NaHS – гидросульфид натрия.
Сероводородная кислота проявляет все общие свойства кислот. Кроме того, сероводород, сероводородная кислота и ее соли проявляют сильную восстановительную способность. Например:
H 2 S + Zn = ZnS + H 2 ,
H 2 S + CuO = CuS + H 2 O,
Качественной реакцией на сульфид-ион является взаимодействие с растворимыми солями свинца; при этом выпадает осадок сульфида свинца черного цвета:
Pb 2+ + S 2– -> PbS,
Pb(NO 3) 2 + Na 2 S = PbS + 2NaNO 3 .
Оксид серы(IV) SO 2 – сернистый газ, сернистый ангидрид – бесцветный газ с резким запахом, ядовит. Кислотный оксид. Связи в молекуле ковалентные полярные, sp 2 -гибридизация. Тяжелее воздуха, хорошо растворим в воде (в одном объеме воды – до 80 объемов SO 2), образует при растворении сернистую кислоту , существующую только в растворе:
H 2 O + SO 2 H 2 SO 3 .
По кислотно-основным свойствам сернистый газ проявляет свойства типичного кислотного оксида, сернистая кислота также проявляет все типичные свойства кислот:
SO 2 + CaO CaSO 3 ,
H 2 SO 3 + Zn = ZnSO 3 + H 2 ,
H 2 SO 3 + CaO = CaSO 3 + H 2 O.
По окислительно-восстановительным свойствам сернистый газ, сернистая кислота и сульфиты могут проявлять окислительно-восстановительную двойственность (с преобладанием восстановительных свойств). С более сильными восстановителями соединения серы(IV) ведут себя как окислители:
С более сильными окислителями они проявляют восстановительные свойства:
В промышленности диоксид серы получают:
При горении серы:
Обжигом пирита и других сульфидов:
4FeS 2 + 11O 2 2Fe 2 O 3 + 8SO 2 ,
2ZnS + 3O 2 2ZnO + 2SO 2 .
К лабораторным методам получения относятся:
Действие сильных кислот на сульфиты:
Na 2 SO 3 + 2HCl = 2NaCl + SO 2 + H 2 O;
Взаимодействие концентрированной серной кислоты с тяжелыми металлами:
Cu + 2H 2 SO 4 (конц.) = СuSO 4 + SO 2 + 2H 2 O.
Качественные реакции на сульфит-ион – обесцвечивание «йодной воды» или действие сильных минеральных кислот:
Na 2 SO 3 + I 2 + 2NaOH = 2NaI + Na 2 SO 4 + H 2 O,
Ca 2 SO 3 + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O + SO 2 .
Оксид серы(VI) SO 3 – триоксид серы, или серный ангидрид , – это бесцветная жидкость, которая при температуре ниже 17 °С превращается в белую кристаллическую массу. Ядовит. Существует в виде полимеров (мономерные молекулы существуют только в газовой фазе), связи в молекуле ковалентные полярные, sp 2 -гибридизация. Гигроскопичен, термически неустойчив. С водой реагирует с сильным экзо-эффектом. Реагирует с безводной серной кислотой, образуя олеум . Образуется при окислении сернистого газа:
SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4 + Q ,
n n SO 3 .
По кислотно-основным свойствам является типичным кислотным оксидом:
SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4 ,
SO 3 + CaO = CaSO 4 ,
По окислительно-восстановительным свойствам выступает сильным окислителем, обычно восстанавливаясь до SO 2 или сульфитов:
В чистом виде практического значения не имеет, является промежуточным продуктом при производстве серной кислоты.
Серная кислота – тяжелая маслянистая жидкость без цвета и запаха. Хорошо растворима в воде (с большим экзо-эффектом). Гигроскопична, ядовита, вызывает сильные ожоги кожи. Является сильным электролитом. Серная кислота образует два типа солей: сульфаты и гидросульфаты , которые проявляют все общие свойства солей. Сульфаты активных металлов термически устойчивы, а сульфаты других металлов разлагаются даже при небольшом нагревании:
Na 2 SO 4 не разлагается,
ZnSO 4 ZnO + SO 3 ,
4FeSO 4 2Fe 2 O 3 + 4SO 2 + O 2 ,
Ag 2 SO 4 2Ag + SO 2 + O 2 ,
HgSO 4 Hg + SO 2 + O 2 .
Раствор с массовой долей серной кислоты ниже 70 % обычно считается разбавленным; выше 70 % – концентрированным; раствор SO 3 в безводной серной кислоте называется олеум (концентрация триоксида серы в олеуме может достигать 65 %).
Разбавленная серная кислота проявляет все свойства, характерные для сильных кислот:
Н 2 SO 4 2H + + SO 4 2– ,
Н 2 SO 4 + Zn = ZnSO 4 + Н 2 ,
Н 2 SO 4 (разб.) + Cu реакция не идет,
Н 2 SO 4 + CaO = CaSO 4 + H 2 O,
CaCO 3 + Н 2 SO 4 = CaSO 4 + H 2 O + CO 2 .
Концентрированная серная кислота является сильным окислителем, особенно при нагревании. Она окисляет многие металлы, неметаллы, а также некоторые органические вещества. Не окисляются под действием концентрированной серной кислоты железо, золото и металлы платиновой группы (правда, железо хорошо растворяется при нагревании в умеренно концентрированной серной кислоте с массовой долей 70 %). При взаимодействии концентрированной серной кислоты с другими металлами образуются сульфаты и продукты восстановления серной кислоты.
2Н 2 SO 4 (конц.) + Cu = CuSO 4 + SO 2 + 2H 2 O,
5Н 2 SO 4 (конц.) + 8Na = 4Na 2 SO 4 + H 2 S + 4H 2 O,
Н 2 SO 4 (конц.) пассивирует Fe, Al.
При взаимодействии с неметаллами концентрированная серная кислота восстанавливается до SO 2:
5Н 2 SO 4 (конц.) + 2Р = 2H 3 PO 4 + 5SO 2 + 2H 2 O,
2Н 2 SO 4 (конц.) + C = 2H 2 O + CO 2 + 2SO 2 .
Контактный метод получения серной кислоты состоит из трех стадий:
1) обжиг пирита:
4FeS 2 + 11O 2 2Fe 2 O 3 + 8SO 2 ;
2) окисление SO 2 в SO 3 в присутствии катализатора – оксида ванадия:
3) растворение SO 3 в серной кислоте с получением олеума:
SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4 + Q ,
n SO 3 + H 2 SO 4 (конц.) = H 2 SO 4 n SO 3 .
Качественная реакция на сульфат-ион – взаимодействие с катионом бария, в результате чего выпадает белый осадок BaSO 4 .
Ba 2+ + SO 4 2– -> BaSO 4 ,
BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 + 2NaCl.
Тест по теме «Сера и ее соединения»
1. Сера и кислород – это:
а) хорошие проводники электричества;
б) относятся к подгруппе халькогенов;
в) хорошо растворимы в воде;
г) имеют аллотропные модификации.
2. В результате реакции серной кислоты с медью можно получить:
а) водород; б) серу;
в) сернистый газ; г) сероводород.
3. Сероводород – это:
а) ядовитый газ;
б) сильный окислитель;
в) типичный восстановитель;
г) один из аллотропов серы.
4. Массовая доля (в %) кислорода в серном ангидриде равна:
а) 50; б) 60; в) 40; г) 94.
5. Оксид серы(IV) является ангидридом:
а) серной кислоты;
б) сернистой кислоты;
в) сероводородной кислоты;
г) тиосерной кислоты.
6. На сколько процентов уменьшится масса гидросульфита калия после прокаливания?
в) гидросульфит калия термически устойчив;
7. Сместить равновесие в сторону прямой реакции окисления сернистого газа в серный ангидрид можно:
а) используя катализатор;
б) увеличивая давление;
в) уменьшая давление;
г) понижая концентрацию оксида серы(VI).
8. При приготовлении раствора серной кислоты необходимо:
а) наливать кислоту в воду;
б) наливать воду в кислоту;
в) порядок приливания не имеет значения;
г) серная кислота не растворяется в воде.
9. Какую массу (в г) декагидрата сульфата натрия необходимо добавить к 100 мл 8%-го раствора сульфата натрия (плотность равна 1,07 г/мл), чтобы удвоить массовую долю соли в растворе?
а) 100; б) 1,07; в) 30,5; г) 22,4.
10. Для определения сульфит-иона в качественном анализе можно использовать:
а) катионы свинца;
б) «йодную воду»;
в) раствор марганцовки;
г) сильные минеральные кислоты.
Ключ к тесту
б, г | в | а, в | б | б | г | б, г | а | в | б, г |
Задачи и упражнения на серу и ее соединения
Ц е п о ч к и п р е в р а щ е н и й
1. Сера -> сульфид железа(II) -> сероводород -> сернистый газ -> триоксид серы > серная кислота > оксид серы(IV).
3. Серная кислота -> сернистый газ -> сера -> диоксид серы -> триоксид серы -> серная кислота.
4. Сернистый ангидрид -> сульфит натрия -> гидросульфит натрия -> сульфит натрия -> сульфат натрия.
5. Пирит -> сернистый газ -> серный ангидрид -> серная кислота -> оксид серы(IV) -> сульфит калия -> сернистый ангидрид.
6. Пирит > сернистый газ -> сульфит натрия -> сульфат натрия -> сульфат бария -> сульфид бария.
7. Сульфид натрия -> А -> В -> С -> D -> сульфат бария (все вещества содержат серу; первая, вторая и четвертая реакции – ОВР).
У р о в е н ь А |
1. Через раствор, содержащий 5 г едкого натра, пропустили 6,5 л сероводорода. Определите состав полученного раствора.
Ответ. 7 г NaHS, 5,61 г H 2 S.
2. Какую массу глауберовой соли необходимо добавить к 100 мл 8%-го раствора сульфата натрия (плотность раствора равна 1,07 г/мл), чтобы удвоить массовую долю вещества в растворе?
Ответ. 30,5 г Na 2 SO 4 10H 2 O.
3. К 40 г 12%-го раствора серной кислоты добавили 4 г серного ангидрида. Вычислите массовую долю вещества в образовавшемся растворе.
Ответ. 22 % H 2 SO 4 .
4. Смесь сульфида железа(II) и пирита, массой 20,8 г, подвергли длительному обжигу, при этом образовалось 6,72 л газообразного продукта (н.у.). Определите массу твердого остатка, образовавшегося при обжиге.
Ответ. 16 г Fe 2 O 3 .
5. Имеется смесь меди, углерода и оксида железа(III) с молярным соотношением компонентов 4:2:1 (в порядке перечисления). Какой объем 96%-й серной кислоты (плотность равна 1,84 г/мл) нужен для полного растворения при нагревании 2,2 г такой смеси?
Ответ. 4,16 мл раствора H 2 SO 4 .
6. Для окисления 3,12 г гидросульфита щелочного металла потребовалось добавить 50 мл раствора, в котором молярные концентрации дихромата натрия и серной кислоты равны 0,2 моль/л и 0,5 моль/л соответственно. Установите состав и массу остатка, который получится при выпаривании раствора после реакции.
Ответ . 7,47 г смеси сульфатов хрома (3,92 г) и натрия (3,55 г).
У р о в е н ь Б |
(задачи на олеум)
1. Какую массу триоксида серы надо растворить в 100 г 91%-го раствора серной кислоты, чтобы получить 30%-й олеум?
Решение
По условию задачи:
m (H 2 SO 4) = 100 0,91 = 91 г,
m (H 2 O) = 100 0,09 = 9 г,
(H 2 O) = 9/18 = 0,5 моль.
Часть добавленного SO 3 (m 1) пойдет на реакцию с H 2 O:
H 2 O + SO 3 = H 2 SO 4 .
По уравнению реакции:
(SO 3) = (H 2 O) = 0,5 моль.
m 1 (SO 3) = 0,5 80 = 40 г.
Вторая часть SO 3 (m 2) пойдет на создание концентрации олеума. Выразим массовую долю олеума:
m 2 (SO 3) = 60 г.
Суммарная масса триоксида серы:
m (SO 3) = m 1 (SO 3) + m 2 (SO 3) = 40 + 60 = 100 г.
Ответ . 100 г SO 3 .
2. Какую массу пирита необходимо взять для получения такого количества оксида серы(VI), чтобы, растворив его в 54,95 мл 91%-го раствора серной кислоты (плотность равна 1,82 г/см 3), получить 12,5%-й олеум? Выход серного ангидрида считать за 75 %.
Ответ . 60 г FeS 2 .
3. На нейтрализацию 34,5 г олеума расходуется 74,5 мл 40%-го раствора гидроксида калия (плотность равна 1,41 г/мл). Сколько молей серного ангидрида приходится на 1 моль серной кислоты в этом олеуме?
Ответ . 0,5 моль SO 3 .
4. При добавлении оксида серы(VI) к 300 г 82%-го раствора серной кислоты получен олеум с массовой долей триоксида серы 10%. Найдите массу использованного серного ангидрида.
Ответ . 300 г SO 3 .
5. При добавлении 400 г триоксида серы к 720 г водного раствора серной кислоты получен олеум с массовой долей 7,14 %. Найдите массовую долю серной кислоты в исходном растворе.
Ответ . 90 % H 2 SO 4 .
6. Найдите массу 64%-го раствора серной кислоты, если при добавлении к этому раствору 100 г триоксида серы получается олеум, содержащий 20 % триоксида серы.
Ответ . 44,4 г раствора H 2 SO 4 .
7. Какие массы триоксида серы и 91%-го раствора серной кислоты необходимо смешать для получения 1 кг 20%-го олеума?
Ответ . 428,6 г SO 3 и 571,4 г раствора H 2 SO 4 .
8. К 400 г олеума, содержащего 20 % триоксида серы, добавили 100 г 91%-го раствора серной кислоты. Найдите массовую долю серной кислоты в полученном растворе.
Ответ . 92 % H 2 SO 4 в олеуме.
9. Найдите массовую долю серной кислоты в растворе, полученном при смешивании 200 г 20%-го олеума и 200 г 10%-го раствора серной кислоты.
Ответ . 57,25 % H 2 SO 4 .
10. Какую массу 50%-го раствора серной кислоты необходимо добавить к 400 г 10%-го олеума для получения 80%-го раствора серной кислоты?
Ответ . 296,67 г 50%-го раствора H 2 SO 4 .
Ответ . 114,83 г олеума.
К а ч е с т в е н н ы е з а д а ч и
1. Бесцветный газ А с резким характерным запахом окисляется кислородом в присутствии катализатора в соединение В, представляющее собой летучую жидкость. Вещество В, соединяясь с негашеной известью, образует соль С. Идентифицируйте вещества, напишите уравнения реакций.
Ответ . Вещества: А – SO 2 , B – SO 3 , C – CaSO 4 .
2. При нагревании раствора соли А образуется осадок В. Этот же осадок образуется при действии щелочи на раствор соли А. При действии кислоты на соль А выделяется газ С, обесцвечивающий раствор перманганата калия. Идентифицируйте вещества, напишите уравнения реакций.
Ответ . Вещества: А – Ca(HSO 3) 2 , B – CaSO 3 , C – SO 2 .
3. При окислении газа А концентрированной серной кислотой образуется простое вещество В, сложное вещество С и вода. Растворы веществ А и С реагируют между собой с образованием осадка вещества В. Идентифицируйте вещества, напишите уравнения реакций.
Ответ . Вещества: А – H 2 S, B – S, C – SO 2 .
4. В реакции соединения двух жидких при обычной температуре оксидов А и В образуется вещество С, концентрированный раствор которого обугливает сахарозу. Идентифицируйте вещества, напишите уравнения реакций.
Ответ . Вещества: А – SO 3 , B – H 2 O, C – H 2 SO 4 .
5. В вашем распоряжении имеются сульфид железа(II), сульфид алюминия и водные растворы гидроксида бария и хлороводорода. Получите из этих веществ семь различных солей (без использования ОВР).
Ответ . Соли: AlCl 3 , BaS, FeCl 2 , BaCl 2 , Ba(OH)Cl, Al(OH)Cl 2 , Al(OH) 2 Cl.
6. При действии концентрированной серной кислоты на бромиды выделяется сернистый газ, а на йодиды – сероводород. Напишите уравнения реакций. Объясните разницу в характере продуктов в этих случаях.
Ответ . Уравнения реакций:
2H 2 SO 4 (конц.) + 2NaBr = SO 2 + Br 2 + Na 2 SO 4 + 2H 2 O,
5H 2 SO 4 (конц.) + 8NaI = H 2 S + 4I 2 + 4Na 2 SO 4 + 4H 2 O.
1 См.: Лидин Р.А. «Справочник по общей и неорганической химии». М.: Просвещение, 1997.
* Знак +/– означает, что данная реакция протекает не со всеми реагентами или в специфических условиях.
Продолжение следует
О.С.ЗАЙЦЕВ
УЧЕБНАЯ КНИГА ПО ХИМИИ
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНИХ ШКОЛ,
СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ШКОЛЬНИКОВ 9–10
КЛАССОВ,
РЕШИВШИХ ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ ХИМИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
УЧЕБНИКЗАДАЧНИКЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМНАУЧНЫЕ РАССКАЗЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Продолжение. См. № 4–14, 16–28, 30–34, 37–44, 47,
48/2002;
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23,
24, 25-26, 27-28, 29, 30, 31, 32, 35, 36, 37, 39, 41, 42, 43, 44 , 46, 47/2003;
1, 2, 3, 4, 5, 7, 11, 13, 14, 16, 17, 20, 22, 24/2004
§ 8.1. Окислительно-восстановительные реакции
ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
(продолжение)
2. Озон – окислитель.
Озон – важнейшее для природы и человека вещество.
Озон создает вокруг Земли на высоте от 10 до 50 км озоносферу с максимумом содержания озона на высоте 20–25 км. Находясь в верхних слоях атмосферы, озон не пропускает к поверхности Земли большую часть ультрафиолетовых лучей Солнца, губительно действующих на человека, животный и растительный мир. В последние годы обнаружены участки озоносферы с сильно пониженным содержанием озона, так называемые озоновые дыры. Неизвестно, образовывались ли озоновые дыры раньше. Также непонятны и причины их возникновения. Предполагают, что хлорсодержащие фреоны холодильников и парфюмерных баллончиков под действием ультрафиолетового излучения Солнца выделяют атомы хлора, которые реагируют с озоном и тем самым уменьшают его концентрацию в верхних слоях атмосферы. Опасность озоновых дыр в атмосфере крайне беспокоит ученых.
В нижних слоях атмосферы озон образуется в результате ряда последовательных реакций между кислородом воздуха и оксидами азота, выбрасываемыми плохо отрегулированными двигателями автомобилей и создающимися разрядами высоковольтных линий электропередач. Озон очень вреден для дыхания – он разрушает ткани бронхов и легких. Озон чрезвычайно ядовит (сильнее угарного газа). Предельно допустимая концентрация в воздухе – 10 –5 %.
Таким образом, озон в верхних и в нижних слоях атмосферы оказывает противоположное по своим результатам воздействие на человека и животный мир.
Озон наряду с хлором используют для обработки воды, чтобы разрушить органические примеси и уничтожить бактерии. Однако как хлорирование, так и озонирование воды имеет свои преимущества и недостатки. При хлорировании воды уничтожаются практически полностью бактерии, но образуются вредные для здоровья органические вещества канцерогенного характера (способствуют развитию раковых опухолей) – диоксины и подобные им соединения. При озонировании воды такие вещества не образуются, но озон убивает не все бактерии, и оставшиеся живыми бактерии через некоторое время обильно размножаются, поглощая остатки убитых бактерий, и вода становится даже более загрязненной бактериальной флорой. Поэтому озонирование питьевой воды лучше применять при ее быстром использовании. Очень эффективно озонирование воды в бассейнах, когда вода непрерывно циркулирует через озонатор. Озон применяют также и для очистки воздуха. Он относится к числу экологически чистых окислителей, не оставляющих вредных продуктов своего распада.
Озон окисляет почти все металлы, кроме золота и металлов платиновой группы.
Химические способы получения озона неэффективны или слишком опасны. Поэтому советуем вам получить озон в смеси с воздухом в озонаторе (действие слабого электрического разряда на кислород), имеющемся в школьной физической лаборатории.
Озон чаще всего получают действием на газообразный кислород тихого электрического разряда (без свечения и искр), который происходит между стенками внутреннего и внешнего сосудов озонатора. Простейший озонатор нетрудно изготовить из стеклянных трубок с пробками. Как это сделать, вы поймете из рис. 8.4. Внутренний электрод – металлический стержень (длинный гвоздь), наружный электрод – проволочная спираль. Воздух можно продувать воздушным насосом для аквариума или резиновой грушей от пульверизатора. На рис. 8.4 внутренний электрод находится в стеклянной трубке (как вы думаете, почему? ), но можно собрать озонатор и без нее. Резиновые пробки быстро разъедаются озоном.
Высокое напряжение удобно получить от индукционной катушки системы зажигания автомобиля, непрерывно размыкая соединение с источником низкого напряжения (аккумулятор или выпрямитель тока на 12 В).
Выход озона – несколько процентов.
Качественно обнаружить озон можно при помощи
крахмального раствора йодида калия. Этим
раствором можно пропитать полоску
фильтровальной бумаги или раствор добавить в
озонированную воду, а воздух с озоном пропускать
через раствор в пробирке. Кислород в реакцию с
йодид-ионом не вступает.
Уравнение реакции:
2I – + О 3 + Н 2 О = I 2 + O 2 + 2ОН – .
Напишите уравнения реакций приема и отдачи
электронов.
Поднесите к озонатору полоску фильтровальной
бумаги, смоченную этим раствором. (Зачем
раствор йодида калия должен содержать крахмал?)
Определению озона этим способом мешает пероксид
водорода (почему?)
.
Рассчитайте ЭДС реакции, используя электродные
потенциалы:
3. Восстановительные свойства сероводорода и сульфид-иона.
Сероводород – бесцветный газ с запахом тухлых
яиц (в состав некоторых белков входит сера).
Для проведения опытов с сероводородом можно
пользоваться газообразным сероводородом,
пропуская его через раствор с изучаемым
веществом, или приливать к исследуемым растворам
заранее приготовленную сероводородную воду (это
удобнее). Многие реакции можно проводить с
раствором сульфида натрия (реакции на
сульфид-ион S 2–).
Работать с сероводородом только под тягой! Смеси
сероводорода с воздухом сгорают со взрывом.
Сероводород обычно получают в аппарате Киппа, действуя 25%-й серной (разбавленной 1:4) или 20%-й соляной (разбавленной 1:1) кислотой на сульфид железа в виде кусочков размером 1–2 см. Уравнение реакции:
FeS (кр.) + 2Н + = Fe 2+ + H 2 S (г.).
Небольшие количества сероводорода можно получить, поместив кристаллический сульфид натрия в колбу с пробкой, через которую пропущены капельная воронка с краном и отводная трубка. Медленно приливая из воронки 5–10%-ю соляную кислоту (почему не серную?) , колбу постоянно встряхивают покачиванием, чтобы избежать местного скопления непрореагировавшей кислоты. Если этого не делать, неожиданное смешение компонентов может привести к бурной реакции, выталкиванию пробки и разрушению колбы.
Равномерный ток сероводорода получается при нагревании с серой богатых водородом органических соединений, например парафина (1 часть парафина на 1 часть серы, 300 °С).
Для получения сероводородной воды через дистиллированную воду (или прокипяченную) пропускают сероводород. В одном объеме воды растворяется около трех объемов газообразного сероводорода. При стоянии на воздухе сероводородная вода постепенно мутнеет (почему?) .
Сероводород – сильный восстановитель: галогены восстанавливаются им до галогеноводородов, серная кислота – до диоксида серы и серы.
Сероводород ядовит. Предельно допустимая концентрация в воздухе 0,01 мг/л. Даже при незначительных концентрациях сероводород раздражает глаза и дыхательные пути, вызывает головную боль. Концентрации выше 0,5 мг/л опасны для жизни. При более высоких концентрациях поражается нервная система. При вдохе сероводорода возможна остановка сердца и дыхания. Иногда сероводород скапливается в пещерах и канализационных колодцах, и попавший туда человек мгновенно теряет сознание и погибает.
В то же время сероводородные ванны оказывают лечебное действие на организм человека.
3а. Реакция сероводорода с пероксидом водорода.
Изучите действие раствора пероксида водорода
на сероводородную воду или раствор сульфида
натрия.
По результатам опытов составьте уравнения
реакций. Рассчитайте ЭДС реакции и сделайте
вывод о возможности ее прохождения.
3б. Реакция сероводорода с серной кислотой.
В пробирку с 2–3 мл сероводородной воды (или
раствора сульфида натрия) прилейте по каплям
концентрированную серную кислоту (осторожно!)
до появления мути. Что это за вещество? Какие
другие продукты могут получиться в этой реакции?
Напишите уравнения реакций. Рассчитайте ЭДС
реакции, используя электродные потенциалы:
4. Диоксид серы и сульфит-ион.
Диоксид серы, сернистый газ – важнейший загрязнитель атмосферы, выделяемый автомобильными двигателями при использовании плохо очищенного бензина и топками, в которых сгорают серосодержащие угли, торф или мазут. Ежегодно в атмосферу из-за сжигания угля и нефти выбрасываются миллионы тонн диоксида серы.
В природе диоксид серы встречается в вулканических газах. Диоксид серы окисляется кислородом воздуха в триоксид серы, который, поглощая воду (пары), превращается в серную кислоту. Выпадающие кислотные дожди разрушают цементные части построек, памятники архитектуры, высеченные из камня скульптуры. Кислотные дожди замедляют рост растений и даже приводят к их гибели, убивают живые организмы водоемов. Такие дожди вымывают из пашен малорастворимые в воде фосфорные удобрения, которые, попадая в водоемы, приводят к бурному размножению водорослей и быстрому заболачиванию прудов, рек.
Диоксид серы – бесцветный газ с резким запахом. Получать диоксид серы и работать с ним следует под тягой.
Сернистый газ можно получить, поместив в колбу,
закрывающуюся пробкой с отводной трубкой и
капельной воронкой, 5–10 г сульфита натрия. Из
капельной воронки с 10 мл концентрированной
серной кислоты (крайняя осторожность!)
приливайте ее по каплям к кристаллам сульфита
натрия. Вместо кристаллического сульфита натрия
можно воспользоваться его насыщенным раствором.
Диоксид серы можно получить также реакцией между
металлической медью и серной кислотой. В
круглодонную колбу, снабженную пробкой с
газоотводной трубкой и капельной воронкой,
положите медные стружки или куски проволоки и
прилейте из капельной воронки немного серной
кислоты (на 10 г меди берется около 6 мл
концентрированной серной кислоты). Для начала
реакции слегка нагрейте колбу. После этого
кислоту приливайте по каплям. Напишите уравнения
приема и отдачи электронов и суммарное
уравнение.
Свойства диоксида серы можно изучать, пропуская
газ через раствор реагента, или в виде водного
раствора (сернистой кислоты). Такие же результаты
получаются при использовании подкисленных
растворов сульфитов натрия Na 2 SO 3 и
калия К 2 SO 3 . В одном объеме воды
растворяется до сорока объемов сернистого газа
(получается ~6%-й раствор).
Диоксид серы токсичен. При легких отравлениях
начинается кашель, насморк, появляются слезы,
начинается головокружение. Увеличение дозы
приводит к остановке дыхания.
4а. Взаимодействие сернистой кислоты с пероксидом водорода.
Предскажите продукты взаимодействия сернистой
кислоты и пероксида водорода. Проверьте свое
предположение опытом.
К 2–3 мл сернистой кислоты прилейте столько же
3%-го раствора пероксида водорода. Как доказать
образование предполагаемых продуктов реакции?
Тот же опыт повторите с подкисленным и щелочным
растворами сульфита натрия.
Напишите уравнения реакций и рассчитайте ЭДС
процесса.
Выберите нужные вам электродные потенциалы:
4б. Реакция между сернистым газом и сероводородом.
Эта реакция проходит между газообразными SO 2
и H 2 S и служит для получения серы. Реакция
интересна также тем, что два загрязнителя
атмосферы взаимно уничтожают друг друга.
Проходит ли эта реакция между растворами
сероводорода и сернистого газа? Ответьте на этот
вопрос опытом.
Выберите электродные потенциалы для определения
возможности прохождения реакции в растворе:
Попробуйте провести термодинамический расчет возможности прохождения реакций. Термодинамические характеристики веществ для определения возможности прохождения реакции между газообразными веществами следующие:
При каком состоянии веществ – газообразном или в растворе – реакции более предпочтительны?