Почему христос а не иисус. Бог — создатель мира и сына своего Иисуса

Shares

Имя, Иисус Христос, известно подавляющему большинству человечества. Из предыдущих наших с вами рассуждений, думаю, вы согласитесь, что очень важно знать, почему Иисуса называли Христом. Иисус - это имя, а Христос - это греческое слово, означающее помазанник. А что значит помазанник? Впервые, указание о помазании, Моисей получил от Бога. Это записано в книге Бытия 25:1-2: “И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне…”, дальше идёт перечисление того, что сыны Израилевы должны приносить к Моисею и среди всего прочего: “… елей для светильника, ароматы для елея помазания и для благовонного курения…”.

Из этих мест Священного Писания видно, что должно быть особое масло, “елей помазания”, этот елей приготовлялся по особому рецепту из благовонных трав. Рецепт изготовления елея для помазания, Бог сам дал Моисею, и он описан в книге Исход 30:22-25, это масло также называется, “…миро для священного помазания…”. Елей для помазания предназначался только для священного помазания человека, при посвящении на три должности: царскую, первосвященническую и, иногда, на пророческую.

В тоже время запрещалось этим миро помазывать кого-либо из людей, не посвящённых на эти служения, так написано, в книге Исход 30:31-33: “А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши. Тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте подобного ему. Оно - святыня; святынею должно быть для вас. Кто составит подобное ему, или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего”. Помазанный священным елеем, назывался помазанником, или Мессией (по-еврейски) - Христом (по-гречески). Из всего того, что мы узнали, возникает вопрос, а почему Иисуса называют Христом? Кто Его помазал на служение? Первосвященники не могли это сделать, так как ненавидели Его. А во время Иисуса, пророков, которые могли помазать Его на служение, тоже не было.

Но ведь Иисуса называют Христом, почему? Давайте рассмотрим более подробно, что говорит Библия об Иисусе, скорей всего, там мы, и найдём все ответы на наши вопросы. Надо ещё один момент из жизни Иисуса рассмотреть, это приблизит нас к правильному пониманию интересующих нас вопросов. Само рождение Иисуса, является большим чудом. Это записано в Евангелии от Луки 1:30-31: “И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус”. Для многих не понятно, как может родится ребёнок без участия мужа, но мы ведь рассуждаем с нашей, человеческой точки зрения. Бог создал первых людей и Вселенную, так почему мы ограничиваем возможности Бога в данном случае, только потому, что считаем, что это не возможно! Если что-то мы не можем постигнуть нашим разумом, это не значит, что этого не может быть. Бог - это та сущность во Вселенной, которая для человеческого разума непостижима, на то Он и Бог. Но зачатие Иисуса было предопределено Богом через слова “зачнёшь во чреве”, это и является чудом, которое, ещё в древности, Бог сообщил Израилю через пророка Исаия 7:14: “…Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына…”. Пророчество исполнилось, а ведь это специально было заранее записано пророком. Люди есть люди, трудно им во всё это верить, но всё свершилось, как и было предсказано. Раз всё происходило таким чудесным образом, то и к помазанию, люди не должны были быть причастны. Это тоже должно было быть совершено чудесным образом соответственно воле Божьей. И так, Иисус в Евангелиях не назывался Христом до тех пор пока не получил помазание от Бога, для начала своего служения. Как всё происходило? Иисус начиная Своё служение, был лет тридцати. Он пришёл на Иордан, где Иоанн Креститель, уже крестил народ, так написано в Евангелии от Марка 1:4 “Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов”.

Дальше мы видим, что Иисус приходит к Иоанну; так написано в Евангелии от Матфея 3:13: “Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него”. Неясно, зачем Иисусу принимать крещение от Иоанна? То, что народ крестился в прощение грехов, это понятно, но Иисусу то, зачем, Он не имел никакого греха? Дело в том, что само крещение предусматривало не только покаяние, но и изменение жизни крещённого. Таково было крещение Иоанна Крестителя, так написано в Евангелии от Луки 3:10; “И спрашивал его народ: что же нам делать?”, и он учил что делать, изменить жизнь. Иисус также пришёл крестится, на то было несколько причин. Первая и основная причина записана в Евангелии от Иоанна 1:31:” Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю”. Об этом свидетельствовал Иоанн Креститель. Вторая причина это то, что видели и слышали Матфей и Иоанн Креститель. Это записано в Евангелии от Матфея 3:16-17: “И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение”, а также в Евангелии Иоанна 3:32: “И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”. Это и было помазание Духом Святым, так свидетельствовал Апостол Пётр в Деяниях Апостолов 10:38-39: “Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых Диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме…”. Третья причина, она не описана в Евангелии, но она происходит из предыдущих двух и ясна по причине служения Иисуса. То есть, третья причина, это полное изменение жизни Иисуса. Об этом свидетельствовали окружающие Его люди. Так написано в Евангелии от Марка 6:2-3: “Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие, с изумлением, говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?”. Ученики Иисуса, также стали свидетельствовать, что Иисус является Христом, то есть Мессией. Так написано в Евангелии от Иоанна 1:40-41: “Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос…”. Даже бесы, которых Он изгонял из больных, свидетельствовали об этом, так записано в Евангелии от Луки 4:41: “Выходили, также, и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий…”.

Думаю, мы поняли кто такой Иисус Христос, на основании Священного Писания. Сделаем обобщение. Иисус Христос, зачат чудесным образом, по слову Божьему “зачнёшь во чреве”, после крещения был помазан Духом Святым от Бога и Его жизнь в тридцать лет полностью изменилась. Он вышел на мессианское служение, получив излитие всех даров Духа Святого, и таким образом Ему принадлежит видение пророка, святость первосвященника и могущество царя. А вот зачем должен был появится Иисус Христос на Земле? Об этом поразмышляем в следующей статье!

Иногда я задаю людям вопрос, какая у Иисуса была фамилия. Чаще всего мне отвечают: «Наверное, Христос, хотя не уверен». Тогда я продолжаю: «Если это так, то, получается, что Иосиф Христос и Мария Христос вели с собой за ручку маленького сынишку Иисуса Христа?» Когда люди это слышат, они понимают, что Христос вовсе не фамилия. Что же это за слово, «Христос»? Откуда оно взялось и что обозначает? Попробуем с этим разобраться.

Перевод и транслитерация

Сначала речь пойдет о переводе, а точнее об одном из методов перевода. Когда переводчики переносят идеи с одного языка на другой, они нередко прибегают к приему имитации звучания. При этом значение слов не переводится. Особенно это касается имен и званий. Такой прием называют транслитерацией . Переводчикам Библии также приходилось решать, каким способом лучше передавать идеи исходного текста на языке перевода (например, имена и звания): путем прямого перевода (то есть по значению) или путем транслитерации (т.е. по звучанию). И здесь специального правила нет.

Септуагинта

Первый перевод Библии был сделан в 250г. до н.э.: Ветхий Завет был переведен с иврита на греческий. Этот перевод носит название Септуагинта (или LXX) и используется по сей день. Поскольку Новый Завет был написан на 300 лет позже и тоже на греческом, его авторы часто цитируют именно Септуагинту, а не Ветхий Завет, написанный на иврите.

Перевод и транслитерация в Септуагинте

На рисунке ниже изображено, как это повлияло на современные тексты Библии:

Ветхий Завет был написан на иврите – сектор 1. Стрелка от сектора 1 к 2 обозначает перевод Ветхого Завета на греческий язык в 250г. до н.э. На тот момент текст Ветхого Завета уже существовал на двух языках – на иврите и греческом. Новый Завет был написан на греческом, и поэтому он помещен в сектор 2. Ветхий и Новый Заветы были доступны на греческом языке, который 2000 лет назад был одним из самых распространенных в мире.

В секторе 3 указан современный язык, например, русский. Обычно перевод Ветхого Завета выполняется с еврейского оригинала (стрелка из сектора 1 в 3), а Нового Завета – с греческого оригинала (2 -> 3).

Происхождение слова « Христос »

Теперь рассмотрим слово «Христос» в такой же точно последовательности; это слово встречается в тексте Нового Завета на русском языке.


В ветхозаветном оригинале употребляется слово слово «mashiyach »; толковый словарь определяет его как «помазанник». Иудейские цари обычно помазывались на царство (обряд помазания елеем), и поэтому были помазанниками , то есть мессиями. Ветхий Завет, однако, содержит пророчество об особом мессии. При переводе Септуагинты переводчики подобрали греческий эквивалент Χριστός (который звучит как Христос ). Это слово происходит от слова chrio , что означает «мазать или натирать елеем». Следовательно, слово Christos перешло в греческую Септуагинту в соответствии со своим значением (то есть это не транслитерация). Это перевод еврейского слова ‘mashiyach’. Авторы Нового Завета продолжали использовать слово Христос в своих текстах, чтобы Иисус ассоциировался с помазанником.

В русской Библии ветхозаветное слово Mashiyach часто переводится с иврита как «помазанник», но иногда используется и транслитерация, «Мессия». Новозаветное слово «Christos» транслитерировано как «Христос». Само слово «Христос» указывает на особое ветхозаветное звание; сначала оно перешло в греческий из иврита, а затем путем транслитерации – в русский язык.

Поскольку слово «Христос» в современных текстах Ветхого Завета встречается редко, уловить его связь с Ветхим Заветом очень трудно. Но, как мы видим из нашего анализа, библейский смысловой ряд «Христос» = «Мессия» = «Помазанник» означает нечто тождественное. Кроме того, мы знаем, что речь идет об особом звании.

Предвосхищение Христа в 1-м веке

Ниже приведен отрывок, повествующий о реакции царя Ирода на рождество Христово, когда волхвы с востока пришли поклониться «Царю Иудейскому». Это известная рождественская история. Обратите внимание: слово «Царь» фигурирует в тексте с большой буквы, а значит, речь идет о Царе царей:

… пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский ? Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? (От Матфея 2:1-4)

Ироду и его духовным советникам было хорошо известно наименование Христос – еще до рождения Иисуса. Однако данном случае оно не указывало конкретно на Иисуса. Дело в том, что слово «Христос» – это греческое наименование, употребляющееся в Новом Завете, а евреи 1-го века читали именно его. «Христос » – это не имя, а звание (и всегда было званием). Это слово появилось за сотни лет до христианства.

Ветхо заветные пророчества о приходе «Христа»

Фактически, пророческое звание «Христа» встречается уже в Псалмах, написанных Давидом около 1000г. до н.э., – задолго до рождения Иисуса.

Помазанника Его … Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им…: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; … Блаженны все, уповающие на Него. (Псалом 2:2-7)

В Септуагинте Псалом 2 читается следующим образом (привожу его с транслитерацией, то есть со словом Христос, чтобы вы видели звание «Христа», как будто читаете Септуагинту в оригинале):

Восстают цари земли … против ГОСПОДА и против Христа Его … Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им… (Псалом 2)

Теперь Христос «виден» в этом абзаце так же, как читателю 1-го века. Последующие псалмы также содержат упоминания о приходе Христа. Для ясности я расположил стандартный библейский отрывок напротив отрывка, который содержит транслитерированное слово «Христос»:

Псалом 132 предвозвещает будущее («…Там я подниму рог Давида»), как и множество других отрывков Ветхого Завета. И дело не в том, что Новый Завет, якобы, берет утверждения из Ветхого Завета и «адаптирует» их под Иисуса. Евреи все время ждут своего Мессию (или Христа). И тот факт, что они до сих пор ожидают, или надеются на приход Мессии, объясняется именно пророчествами Ветхого Завета, которые обращены в будущее.

Ветхозаветные пророчества: специфичные, как система ключ-замок

Ветхозаветные предсказания специфичны, они обращены в будущее, и это делает Ветхий Завет необычной книгой. Его можно сравнить с дверным замком. Как замок имеет определенную конструкцию, и поэтому есть только один конкретный ключ, который к нему подходит, так и Ветхий Завет имеет свой уникальный ключ. Об этом можно прочитать в статьях , и . Псалом 132 оглашает условие, а именно: Христос должен происходить из рода Давидова. И здесь уместен вопрос: является ли Иисус тем самым единственным подходящим «ключом», которым открываются пророчества?

С самого начала жизни Иисуса Христа пастухи играли в ней важную роль. Их пригласили, чтобы посмотреть на новорожденного младенца, все еще лежавшего в яслях, и приглашение пришло непосредственно от Ангела. Скорее всего Спаситель слышал эту историю, пока рос, и в течение всей Своей жизни Он проявлял теплые чувства по отношению к пастухам, часто предлагая Себя в качестве пастуха, но не овец, а людей. Он также называл тех, о ком заботился, Своими агнцами.

Иисус объясняет эту аналогию в Иоанне 10. Он сказал Своим последователям, что пастух вошел овчарню через дверь, открыто, не таясь. В результате овцы знали его голос. Пастырь знал каждую из своих овец по имени и вел их, а они следовали за ним, так как любили и доверяли ему.

Его ученики не поняли, о чем Он говорит, так что Иисус интерпретировал для них эту притчу. Он сказал, что Он - это дверь:

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет и пажить найдет (Иоанн 10:9).

Он пришел не только дать им жизнь, но и помочь им прожить ее более полно. В этом заключается один из даров Евангелия. Когда мы знаем, кто мы, и что для нас возможно, мы можем извлечь максимальную пользу из нашей жизни на Земле.

Иисус продолжил притчу, объяснив, что хороший пастырь любит своих овец так сильно, что готов отдать за них свою жизнь. Тогда как кто-то, кого наняли прийти и присмотреть за ними, скорее всего убежит, едва завидев волка, заботясь больше о своей безопасности, чем об овцах, пастырь этого не сделает. Настоящий пастырь, заботящийся о своем стаде, останется и отгонит волка, чтобы попытаться спасти своих овец, даже если погибнет в этом процессе.

Иисус знает и любит нас как настоящий добрый пастырь. Он мог бы избрать прийти на Землю и жить совершенной жизнью. Ему никогда не пришлось бы столкнуться с испытаниями, которые приходят вследствие греха, Он переносил бы лишь те испытания, которые приходят как результат смертной жизни или поступков других людей, и Ему был бы гарантирован допуск в присутствие Божье. Он не сделал такой выбор. Он остался, чтобы лицом к лицу встретиться с волком - сатаной - и защищал Свое стадо, в конце концов умерев за нас.

Он заканчивает урок следующими словами:

15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец.

16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17 Потому любит Меня отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее;

18 Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего.

Иисус - наш Добрый Пастырь, потому что Он любит Своих овец - нас - с полнотой, которая позволила Ему умереть за нас, несмотря на то, что Он был свободен полностью избежать смерти.

Он - наш руководитель, и наша безопасность в этой жизни зависит от того, насколько хорошо мы следуем Его примеру и учениям. Когда мы следуем Доброму Пастырю, мы находимся в духовной безопасности, и сатане будет труднее поймать нас в свою ловушку.

Перед Своей смертью Иисус наставлял Своих учеников о том, что если они любят Его, им надлежит кормить Его овец. Это означало, что им предстояло продолжать заботиться о членах Церкви и обеспечивать им постоянную духовную подпитку. Тогда как Иисус Христос по-прежнему остается нашим Добрым Пастырем, некоторые вещи могут лучше сделать те, кто находится на Земле. Первоначальных Апостолов теперь тоже нет здесь, и теперь это наша обязанность - тех, кто любит Спасителя, - заботиться друг о друге и о тех, кто еще не знают Его.

Как мы можем помочь Пастырю в Его работе? Иисус наставлял нас считать каждого нашим братом или сестрой и заботиться о них как о наших родных. Как помощники Пастыря, мы кормим Его овец каждый раз, когда мы кормим голодных или с добротой относимся к тем, кого обычно игнорируют. Мы кормим Его овец каждый раз, когда делимся Его Евангелием и направляем других по единственному пути, ведущему к безопасности.

1. Почему Иисус назван «Христом»

«Иисус» (евр. Иегошуа) — буквально означает «Бог мое спасение», «Спаситель».

Это имя было дано Господу при рождении через Архангела Гавриила (Мф. 1, 21), «потому что Он родился спасти человеков».

«Христос» — означает «Помазанник», по-еврейски помазанник — «Машиях», в греческой транскрипции — «Мессия (messias)» .

В Ветхом Завете помазанниками называли пророков, царей и первосвященников, служение которых прообразовывало собой служение Господа Иисуса Христа.
В Священном Писании говорится о помазании: царей Саула (1 Цар. 10, 1) и Давида (1 Цар. 16, 10); первосвященника Аарона и его сыновей (Лев. 8, 12-30; Ис. 29, 7); пророка Елисея (3 Цар. 19, 16-19).
«Пространный Катихизис» объясняет наименование «Христос» применительно к Спасителю тем, что «Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежат ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя» .
Таким образом, в наименовании «Иисус Христос» содержится указание на человеческое естество Спасителя.

2. Иисус Христос - истинный Сын Божий

Наименованием Иисуса Христа Сыном Божиим устанавливается личностная самотождественность Иисуса Христа со вторым Лицом Пресвятой Троицы. «Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сей же самый Сын Божий назван Иисусом, когда родился на земле, как человек».

В Священном Писании наименование «сын Божий» употребляется не только по отношению к Иисусу Христу . Например, так называются верующие в истинного Бога (Быт. 6, 2-4; Ин. 1, 12).
Однако Священное Писание не оставляет сомнений в том, что наименование «Сын Божий» применительно к Иисусу Христу употребляется совершенно в особом смысле. Так, Сам Иисус Христос для выражения Своего отношения к Богу Отцу использует наименование «Отец Мой » (Ин. 8, 19), тогда как в отношении всех других людей - «Отец ваш » (Мф. 6, 32):
«Восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему» (Ин. 20, 17).
При этом Спаситель никогда не использует выражение «Отец наш», не объединяя Себя в Своем богосыновстве с прочими людьми. Различие в словоупотреблении указывает на разное отношение к Отцу: «Отец ваш» употребляется в значении усыновления людей Богу, а «Отец Мой» - в собственном смысле .

3. Предвечное рождение Сына Божия

На особый характер богосыновства Иисуса Христа указывают слова Символа: «Единородного, иже от Отца рожденнаго… рожденна, не сотворенна» .

Прежде всего это значит, что Сын не есть тварное существо .
Термин «рождение » означает произведение из собственной сущности , тогда как «творение «- произведение из ничего или из иной сущности .

При рождении наследуются существенные свойства, то есть сущность, поэтому родить можно только подобного себе, в то время как при творении создается нечто новое , сущностно отличное от творца.

Родить можно только равное себе по достоинству существо, тогда как творец всегда выше своего творения. Кроме того, рожденный всегда личностно отличен от родившего, ибо
«в собственном смысле слова «рождение» есть добавление ипостаси».

Из учения о происхождении Сына от Отца посредством рождения следует, что Сын
1. не есть творение Божие;
2. происходит из сущности Отца и, следовательно, единосущен Отцу;
3. обладает равным с Отцом Божественным достоинством;
4. личностно отличен от Отца.
Рождение от Отца является личным (ипостасным) свойством Сына Божия, «которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы’.

«Бог… существует в вечном вневременном бытии без начала и конца… Для Бога всё - «ныне». В этом вечном настоящем Бога, до сотворения мира, Бог Отец рождает Своего Единородного Сына вечным, всегда существующим рождением… рожденный от Отца и имеющий Свое начало в Нем, Единородный Сын Божий всегда существовал, или, вернее, «существует» - несотворенный, вечный и божественный».

Слова «рожденнаго прежде всех век» указывают на предвечный характер рождения, говорят о совечности Отца и Сына . Эти слова Символа направлены против еретика Ария, считавшего, что Сын Божий имел начало Своего бытия.

Таким образом, «Сын Божий» есть собственное имя второго Лица Пресвятой Троицы и по смыслу фактически равнозначно наименованию «Бог».

Именно так и понимали Господа Иисуса Христа современные Ему иудеи, которые «искали убить Его… за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5, 18).

Поэтому в Символе исповедуется вера в Иисуса Христа как в «Бога истинна от Бога истинна» . Это означает, что «Сын Божий называется Богом в том же истинном смысле, как Бог Отец».

Слова «Света от Света» призваны хотя бы отчасти пояснить тайну предвечного рождения Сына Божия.
«Смотря на солнце, мы видим свет: от сего света рождается свет, видимый по всей подсолнечной; но и тот и другой есть один свет, нераздельный, одной природы».

4. Иисус Христос есть Господь

На Божественное достоинство Иисуса Христа указывает также и наименование Его Господом.

В Септуагинте наименованием Kyrios. (Господь) передается имя «Иегова» , одно из основных имен Божиих в Ветхом Завете. Поэтому для греко-язычной иудейской и христианской традиций «имя Господь (Kyrios) есть одно из имен Божиих». Таким образом, Иисус Христос «называется Господом … в том разуме, что Он есть истинный Бог» .

Вера «во Единого Господа Иисуса Христа» и была тем главным исповеданием, за которое первохристиане готовы были умереть, ибо оно утверждает тождественность Иисуса Христа со Всевышним Богом.

5. Образ явления Святой Троицы в мире

Слова Символа «Имже вся быша» заимствованы из Ин. 1, 3: «Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть».
В Священном Писании о Сыне Божием говорится как о некоем орудии, посредством которого Бог Отец творит мир и управляет им. «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано» (Кол. 1, 16).

Поскольку Лица Пресвятой Троицы единосущны, Они обладают единым действием, но отношение каждого из Лиц Троицы к единому действию различно. Свт. Григорий Нисский объясняет, каким образом Лица Пресвятой Троицы относятся к Божественным действиям:
«Всякое действование, от Бога простирающееся на тварь, от Отца исходит, через Сына простирается и совершается Духом Святым»

Подобные высказывания можно найти у многих отцов Церкви. Обычно для пояснения этой мысли свв. отцы обращаются к Рим. 11, 36: «Яко из Того и Тем и в Нем всяческая» (слав.). На основе этих слов ап. Павла возникло святоотеческое выражение: «из (от) Отца через Сына в Духе Святом».

Таким образом, в Божественных действованиях отображается троичность Ипостасей и их неизреченный порядок. Причем, образ внутрибожественной жизни отличен от образа откровения Пресвятой Троицы в мире. В предвечном бытии Троицы рождение и исхождение совершаются «независимо» одно от другого, тогда как в плане Божественного домостроительства имеет место своя вневременная последовательность: Отец выступает как Источник действия (свойства), Сын - как Явление или Совершитель, действующий посредством Духа Святого, а Святой Дух предстает как завершающая, являющая и усвояющая Божественное действие Сила.

Так, «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). При этом Отец есть Источник любви: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3, 16).
Сын есть Явление Любви, Откровение ее: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Сына Своего» (1 Ин. 4, 9).
Святой Дух усвояет любовь Божию человекам: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим. 5, 5).

Такой порядок Божественных Лиц не умаляет достоинства Сына и Святого Духа. Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что Отец действует через Сына и Святого Духа «не как через служебное орудие, но как через естественную и ипостасную Силу».

Эту мысль можно пояснить следующим примером: огонь и исходящий от огня свет невозможно разделить. С одной стороны, свет логически последует огню, но с другой, и огонь освещает, и свет освещает, и огонь греет, и свет греет. Также Сын и Святой Дух творят то же, что и Отец.

Кроме того, нужно отметить, что в таком порядке Откровения Божества нет никакой необходимости. Нам неизвестно, почему Бог благоволит открывать Себя миру именно таким образом. Никакая внутренняя и внешняя необходимость не принуждает Его к этому, Бог открывает Себя так только потому, что так хочет.

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Иисус Христос или Иисус из Назарета — есть главным образом в христианстве, что был предсказан в Ветхом Завете и стал жертвой искупления за грехи всего человечества. О Нём известно многое, но в то же время познания о Его жизни и величайших деяний не имеют границ, ибо в этом вся суть и призвание истинно верующего человека. О том, почему Иисуса называют Христос и каковы другие Его имена, далее в статье.

Значение имени Господа

Иисус – это современная церковная интерпретация греческой формы еврейского имени Йешуа, которое соединяет в себе два понятия – имя Бога в Ветхом Завете и спасение.

Именем Йешуа в основном нарекали мальчиков в память о завоевателе Земли, ученике Моисея Иисусе Навине.

Название “Христос” является эпитетом, который указывает на характер Иисуса с точки зрения христианства. Само слово имеет значение “помазанник”. Этот художественный троп употреблялся ещё в древнем Израиле и имел отношение только к священникам и царям. О чём есть достоверные свидетельства в Библии.

Часто в православии можно встретить вопрос о том, почему Христа назвали Иисус, а не Эммануил, если такие сведения известны широкому кругу верующих.

С еврейского Эммануил переводится как “с нами Бог”. Это одно из имён Иисуса, которое в общих чертах объясняет смысл сошествия в мир Божьего Сына. Второе значение – иконографический образ Господа, что представляет Его в возрасте Юноши, уже отмеченного печатью владыки, исполненного совершенства во всём и величайшей духовной зрелости, неведомой доселе.

Впервые же пророческое имя Эммануил было употреблено в пророчестве Исаии, откуда и начало свой путь.

Почему Иисуса Христа называют Спасителем

Всей Своей Личностью и всеми Своими делами Христос доказал, что пришёл на землю для того, чтобы спасти род человеческий. Поэтому Ему и наречено было имя Иисус, что означает “Спаситель”.

Отсюда и сказания о том, как ещё называют Иисуса Христа. Великий Спаситель в христианстве имеет множество разных имён:

  • Пастырь;
  • Учитель;
  • Свет;
  • Путь;
  • Истина;
  • Жизнь;
  • Первосвященник;
  • Пророк;
  • Лоза;
  • Христос;
  • Камень;
  • Агнец.

В Библии же сказано, что сам Иисус характеризовал себя такими наименованиями:

  • Сын Человеческий;
  • Сын Божий;
  • Господь.

Также Он называл себя “от начала Сущий” – так, как согласно Ветхому Завету, должен был называться Мессия. В других фрагментах Господь называет себя “Я есмь”.

Большинство учёных утверждают, что в переводе Нового Завета, Христос чаще всего именуется словами Господь, Сын Божий и Учитель.

В христианских конфессиях наиболее часто употребляются эпитеты, характеризующие качества и служение Иисуса: Агнец Божий, Предвечное Слово, Спаситель, Пастырь добрый и другие.

Иисус имеет много других имён, но как бы не называл Его человек, главным есть искреннее обращение, любовь и вера. Ведь именно они помогают приблизиться к Всевышнему Творцу, очистить душу, навсегда изменить жизнь, познав Его любовь и вечную благодать, что дарует великое и невероятное – вечность.

Пусть хранит Вас Господь!

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.