Отрицание отрицания в философии примеры. Закон отрицания отрицания

Практическая работа

На тему: «Законы диалектики»

Работу выполнила:

Студентка заочного отделения

театрального факультета

Л.Н.Галеева

Работу проверила:

Кандидат философских наук,

доцент кафедры философии,

культурологии и педагогики

О.А.Липатова

Казань 2016

1. Диалектика. Определение понятия…………………………………………………3

2. Закон единства и борьбы противоположностей…………………………………...3

3. Закон взаимного перехода количественных и

качественных изменений…………………………………………………………….6

4. Закон отрицания отрицания…………………………………………………………7

5. Используемые ресурсы………………………………………………………………9

Диалектика. Определение понятия.

Диалектика – философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира. Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества. Можно выделить три основные исторические формы диалектики: стихийную диалектику древних (заложены идейные основы диалектики), диалектику Гегеля (создана теоретическая база для последующего развития) и марксистскую диалектику (материалистическая диалектика). Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая.

Теория материалистической диалектики имеет два взаимодополняющих уровня объяснения развития: идейный и теоретический. Идейный уровень составляют принципы диалектики – это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы диалектики. Теоретический уровень образуют законы материалистической диалектики:

Первая группа законов, раскрывает структуру развития на уровне описания самого механизма развития (закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие; закон отрицания отрицания, на основе которого появляется возможность объяснить направленность развития). Во вторую группу входят законы, объясняющие ту часть структуры развития, которая обусловливает наличие в нем всеобщих противоположных сторон. Эти законы объясняют сущность взаимодействия противоположных сторон развивающегося мира.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. Противоречие – это взаимодействие противоположностей.

В материалистической диалектике противоречие представляет собой динамический процесс, который в своем развитии проходит три этапа: возникновение, собственно развитие и разрешение.

1 ) Возникновение противоречий. Процесс возникновения противоречия описывается с помощью категорий:

· Тождество – это совпадение, равенство (разные предметы) или его тождественность самому себе (один предмет). Тождество всегда относительно. означает, что между предметами всегда существует разность.

· Противоположность – это различия между предметами, выросшие до предельных размеров в том смысле, что они оформились в определенный субстрат (элемент системы), который принуждает своей активностью (своим существованием) предметы, находящиеся в единстве (то есть в системе), развиваться в противоположных направлениях. С появлением противоположностей оформляется структура противоречия и завершается этап его возникновения.

Развития противоречий.

Для характеристики этого этапа обычно используют два ряда понятий:

· Единство и борьба противоположностей. Данные понятия используются для раскрытия механизма развития противоречия. Единство и борьба – это две стороны процесса взаимодействия противоположностей. Единство противоположностей может быть понято трояко: а) две противоположности находятся в единой системе; б) взаимодополнение и взаимопроникновение в функционировании системы; в) результат снятия их борьбы. Борьба противоположностей – это их постоянное противодействие.

· Гармония, дисгармония, конфликт. Понятия, обозначающие, в какой форме происходит развитие противоречия, а также состояние этого развития. Развитие противоречия может осуществляться как в одном из данных состояний, так и с их последовательным чередованием. Гармония – определенный порядок взаимодействия противоположностей, основанный на их связи и позволяющий системе развиватьсяДисгармония – существуют деформаций в развитии противоречия, которые приводят к некоторым нарушениям в функционировании системы. Конфликт – столкновение противоположностей достигает предела, за которым происходит разрушение существенных связей и крушение системы.

3) Разрешение противоречий. Он происходит путем отрицания: а) состояния, в котором оно находилось прежде б) одной из противоположностей; в) обеих противоположностей.

Пример: "Развитие". Мы взяли процесс. Раз это - именно процесс, а не неизменная, застывшая картина, значит там есть что-то, что изменяется. Скорее всего, там изменяется далеко не один параметр. Возьмем какой-нибудь из этих параметров. Выберем тот, который больше ассоциируется с "развитием". Например, если что-то увеличивается, улучшается или усложняется, то оно годится. Если что-то наоборот уменьшается, ухудшается или упрощается, то берем обратное к нему. Вот, например, червяк грызет яблоко. Яблоко уменьшается, а дырка увеличивается. Отлично. Называем увеличение дырки "развитием".

2. "Противоположности". Теперь нам надо выбрать так называемые "противоположности". Надо взять еще какие-нибудь два изменяющихся параметра процесса. Или две его части. Можно больше, но как правило на такое дополнительное усилие толкователи диалектики не идут. В нашем случае подходят червяк и яблоко. Или челюсти червяка и мякоть яблока. Главное, чтобы эти части были изменяющимися или подвижными. Хорошо, остановимся на червяке и яблоке.

3. "Борьба". Имея две "противоположности", мы должны теперь обнаружить "борьбу" между ними. Поскольку мы сейчас рассуждаем как философы, то можем себе позволить любое различие между "противоположностями" назвать борьбой. Минимальное различие обнаружится неизбежно, ведь мы изначально взяли два разных параметра процесса. То есть различили их как-то: по месту, по времени и т.п. В примере можно посчитать борьбой то, что червяк толстеет, а яблоко - так сказать, "худеет".

4. "Единство". Теперь надо найти единство между "противоположностями". Поскольку мы работаем под философов, то можем назвать "единством" любое сходство. Какое-нибудь сходство всегда найдется, хотя бы то, что обе "противоположности" изначально взяты из одного общего процесса. Мы назовем единством тот факт, что червяк сидит внутри яблока, а недожеванные кусочки яблока - в червяке.

5. Осталось доказать, что "единство" и "борьба" "противоположностей" являются единственной причиной "развития". Поскольку мы стараемся быть философами, возьмем пример с Гегеля и не станем себя утруждать строгим доказательством. Наш процесс без борьбы наших "противоположностей" не бывает? Скорее всего не бывает. Просто потому, что тогда это будет какой-то другой процесс. Тогда этого достаточно, чтобы объявить одно причиной, а другое - следствием.

Теперь объединим пункты 1-5 и посмотрим, что получится:

"Червяк грызет яблоко. При этом дыра увеличивается, процесс развивается вглубь. Яблоко и червяк противоположны: ужасный хищник и его жертва. Мы видим борьбу между жиреющим червяком и истощением плоти яблока. Однако видим и несомненное единство: жующий червяк в яблоке, а пережеванное яблоко в червяке. Единственная причина того, что процесс роста дыры развивается - это единство и борьба яблока и червяка. В самом деле: где еще увидишь грызущего яблоко червя без самого яблока (тезис), без червя (антитезис) и акта прогрыза (синтез)?"

Что произошло? Получили ли мы какую-то новую информацию? Нет. Как было: "червяк грызет яблоко", так и осталось. Были введены новые понятия ("единство", "борьба", и пр.) Исходный текст был переформулирован с применением этих понятий. Текст стал длиннее и многозначительнее, но смысл его остался прежним: червяк грызет яблоко.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.)

Пример мой: 1. Я хочу, чтобы персонал составлял ежедневное планирование, персонал настаивает на еженедельном. Обе стороны находятся в борьбе за повышение качества работы. 2. Содействие, нейтралитет, союзничество, мутуализм (стороны не могут работать автономно друг от друга)

2.Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Согласно данному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме скачков. Содержание закона раскрывается с помощью следующих категорий:

· Качество – это внутренняя определенность предмета (специфика), а также совокупность существенных свойств предмета, отражающих его коренное отличие от других предметов.

· Свойство – отражает проявление отдельных сторон качества предмета во внешней среде.

· Количество – это степень развития свойств и пространственно-временных границ предмета, а та же его внешняя характеристика качества.

· Мера – характеристика предмета в его качественной и количественной форме, она определяет те количественные границы, в которых качество предмета сохраняется.

· Количественные изменения предмета, то есть прибавление к нему или убавление от него вещества, энергии, информации, непрерывны до тех пор, пока они не перейдут меру предмета.

· Качественные изменения представляют собой коренное преобразование существенных свойств предмета.

· Скачок – это разрыв непрерывности количественных изменений, дающий начало новому качеству.

Пример: Если телу придавать все большую и большую скорость - 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества - мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

Резко, одномоментно;

Незаметно, эволюционно.

«Переход количества в качество». Когда вы чего-то имеете недостаточно, то вы хотите иметь этого больше, когда вы приобрели этого достаточно, вы удовлетворяетесь, и вам больше этого не нужно, то есть количество перешло в качество.

Пример: хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

Пример мой: Давайте разберём ещё один пример, когда количество переходит качество, но качество уже другого уровня. Если постоянно переедать, то человек становится полнее, то есть сам человек становится качественно другим. Для наглядности приведу другой пример, когда человек долго бежит, он начинает чувствовать усталость, если какое-то время преодолевать чувство усталости, внезапно, через какое-то время открывается второе дыхание, то есть, пройдя какую-то планку, мы делаем скачок в своём состоянии, и можем продолжать движение, затрачивая гораздо меньше усилий. Можно привести ещё и такой пример. Возьмём раствор соли, если мы периодически будем доливать воду, а потом её выпаривать, то раствор будет в зависимости от насыщения его солью солёным, или не очень, при этом он будет оставаться жидкостью, но стоит выпарить воды больше опредёлённой черты, как соль начнёт кристаллизоваться, то есть перейдёт в другое состояние.

Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания объясняет направление развития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний. Основная категория закона – отрицание. Под отрицанием понимается переход объекта в новое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий. При диалектическом отрицании объекта в нем, как правило, осуществляются четыре процесса: что-то уничтожается; что-то преобразуется; что-то сохраняется; что-то создается новое.

Устанавливаемое на основе данного закона направление развития оказывается зависимым от цикличности как способа закономерной связи в цепи отрицаний. Каждый цикл отрицаний состоит из трех стадий: а) исходное состояние объекта; б) его превращение в свою противоположность; в) превращение этой противоположности в свою противоположность.

Условием действия этого закона является рассмотрение прогрессивного развития в аспекте отрицания, а признаком его действия является завершение цикла отрицания, когда обнаруживается преемственность между исходным состоянием объекта и его существованием после второго отрицания.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Пример: исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. Пример мой: 1. Сначала я думала, что мои родители не понимают меня, не знают, что мне нужно для счастья. Теперь я сама – родитель, мой сын теперь говорит, что мы (родители его не понимаем). 2. Мой организм развивался, креп (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие).

Используемые ресурсы

1. http://brpochep.livejournal.com/29845.html

2. http://maxpark.com/user/722174672/content/728846

3. http://www.myline.ru/cntnt/gegel.html

Закон отрицания отрицания является своего рода продолжением и завершением ядра диалектики. Его общий смысл заключается в идее, что всякое диалектическое развитие закономерно проходит три ступени, которые условно можно обозначить как положение, отрицание и отрицание отрицания. Гегель привел ставший классическим пример (скорее образный, чем теоретически значимый) отрицания отрицания: зерно, которое отрицается выросшим из него растением, в свою очередь отрицаемым новыми зернами. Действие закона отрицания отрицания явственно выражено в целостном историческом процессе: развитие общества начинается с общественного характера труда и общественной собственности (первобытно-общинный строй), отрицается серией антагонистических формаций, основанных на частном характере труда и частной собственности, которые подвергаются отрицанию коммунистической формацией с ее общественным характером труда и общественной собственностью, неизмеримо более сложными, чем в примитивном первобытном обществе.

Закон первоначально был сформулирован Гегелем, который рассматривал его в качестве всеобщего закона диалектики. В материалистической диалектике закон отрицания отрицания получил новую интерпретацию на основе материализма и также рассматривался классиками марксизма как всеобщий. В советской философской науке не завершена длительная дискуссия между сторонниками признания всеобщности закона и оспаривающими такую его трактовку 1 .

7.1.3.3.2. Основные элементы закона

Отрицание . Важнейшей категорией закона является отрицание , понимаемое как борьба нового со старым, высшего с низшим. Это, таким образом, не совершенно новая, по отношению к уже рассмотренным, категория диалектики, а категория противоречия, рассматриваемая в особом аспекте. Борьба нового со старым существует в различных формах, связанных с антагонистическими, неантагонистическими и другими формами противоречий. Отрицание - это противоречие, которое развертывается в три ступени развития.

Преемственность в развитии . Противоположностью отрицания является преемственность . Развитие не является отрицанием всего предшествующего, оно сохраняет значительную часть накопленного положительного содержания предшествующей ступени, устраняя все отжившее, устаревшее, не соответствующее потребностям развития. В связи с этим диалектическое отрицание отличают от «зряшного», чрезмерного отрицания. Зерно может прорасти и дать новое растение, но может быть и просто уничтожено. В процессе социалистических преобразований может быть утрачено и то, что должно было бы быть сохранено и развито. Такого рода ошибки были допущены в ходе социалистического строительства в нашей стране: «зряшное» отрицание товарно-денежных отношений, нигилистическое неприятие некоторых направлений культуры, поспешная ломка мелкого крестьянского хозяйства и т.д. Ленин в речи на III Всероссийском съезде Союза молодежи предостерегал против недооценки достижений культуры прошлого, высказал глубокую и обоснованную формулу отношения к мировой культуре. «Коммунистом стать можно лишь тогда, - говорил Ленин, - когда обогатишь свою память знанием всех богатств, которые выработало человечество» 1 . Однако, как мы знаем, многое впоследствии делалось не по Ленину, в противоречии с теорией марксизма. В последние годы возник новый вариант старой ошибки - отрицание положительных достижений советского общества.

Поступательный характер развития . Отрицание старого и преемственность - два противоположных элемента развития, образующие поступательный характер развития. Закон отрицания отрицания, в отличие от двух законов диалектики, в явной форме указывает на направленность развития от низшего к высшему. Каждая последующая ступень развития рассматривается в диалектике как более высокая и сложная, чем предыдущая.

Почему новое

неодолимо?

Выражая поступательный характер развития, закон отрицания отрицания включает в себя, в качестве одной из «составляющих», закон неодолимости нового , высшего. Всякое новое, возникая первоначально в виде слабых ростков, в конечном счете утверждается в жизни и побеждает. Ростки будущего социалистического образа жизни, представленные в виде кооперативных фабрик рабочих, возникавших уже в 40-е гг. XIX в., несмотря на жесточайшую конкуренцию со стороны крупных капиталистических предприятий, не только сохранились в капиталистических странах до наших дней, но и составляют сейчас значительную часть предприятий. (Правда, занимая в западно-европейских странах 45% трудоспособного населения, они дают лишь 2,5% национального дохода). Несмотря на все трудности и ошибки, допущенные в ходе социалистического строительства в нашей стране, идея социализма неодолима, поскольку выражает объективные потребности общественного прогресса.

Новое неодолимо, поскольку оно является более сложным, высшим. Однако это утверждение недостаточно, ибо следует далее ответить на вопрос, почему сложное должно побеждать более простое, низшее? С некоторых позиций, например, II начала термодинамики, следует признать, что сложное, высшее, является менее вероятным, чем простое. Утверждение сложного в природе энергетически обходится намного «дороже», чем переход к более простым, равновесным состояниям. Однако вся картина мира демонстрирует нам явное торжество слишком дорогостоящего прогресса, движения от низшего к высшему. Поэтому в современной науке все более прочно утверждается мысль о существовании в природе и обществе тенденции, противоположной II началу термодинамики, тенденции самоорганизации . Однако самоорганизация - это сторона процесса развития, далеко не исчерпывающая развития в целом. Современные исследования по самоорганизации (синергетика) по существу переоткрыли, в конкретно-научной форме, фундаментальную идею диалектики - идею саморазвития. Свое объяснение идея самоорганизации находит в диалектико-материалистической теории развития. «Конечный» ответ на вопрос почему новое неодолимо в несколько иной форме рассмотрен нами ранее.

Триада, или трехступенчатый характер развития . Наибольший накал дискуссий о всеобщности или невсеобщности закона отрицания отрицания связан с триадичностью развития. Почему развитие должно проходить именно три ступени? Откуда это «каббалистическое» число три? Многие исследователи полагают, что отрицание не ограничено тремя ступенями и может проходить какое угодно число их. В самом деле, история человечества в своей периодизации, казалось бы, весьма редко обнаруживает это загадочное число «три». Развитие общества проходит пять крупнейших ступеней, связанных с пятью общественно-экономическими формациями. Поэтому историческая наука использует весьма многоступенчатую периодизацию исторического процесса.

Отрицание трехступенчатого характера развития означает отрицание всеобщности рассматриваемого закона. Этот закон предоставляет нам еще один прекрасный случай, позволяющий понять специфику понятия развития, специфику философского мышления вообще, неприменимости обыденного здравого смысла к объяснению развития.

В философской науке подвергалась критике абсолютизация Гегелем триадичности развития, однако эта критика зачастую имела поверхностный характер. В философии Гегеля, как уже говорилось, сделана последняя гигантская по своему размаху попытка подчинения частнонаучного знания логике философии, философским схемам. Рассматривая любые природные и общественные процессы, Гегель стремился уложить их в жесткую схему триад: все частные процессы должны были проходить три ступени развития. Так, в природе это были ступени механики, физики и органики. Коренная ошибка Гегеля заключалась в том, что частное , особенное, он полностью подгонял под логику всеобщего , отрицая по существу специфику частного. Ошибка авторов, оспаривающих всеобщность закона, заключается, по нашему мнению, в том, что они также пытаются обнаружить триады в специфических частных процессах, а когда оказывается, что количество таких ступеней весьма редко равно трем, делают вывод о невсеобщем характере закона отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания действует не в частных процессах, а в глубинной диалектической сущности развития, выражаясь «на поверхности» развития в различном количестве частных ступеней. Выше уже говорилось о том, что развитие не может быть обнаружено при простом «частотном» подходе, методом простой индукции. Оно проявляется только в крупных целостных интервалах процессов. Чтобы обнаружить действие закона отрицания отрицания, необходимо теоретически абстрагировать достаточно крупные и целостные явления, обладающие целостной сущностью. Наивно было бы искать «триады» в движении маятника, работе трактора, индивидуальных поступках и отдельных социальных событиях. Однако если рассматривать крупные области действительности, обладающие своими целостными сущностями, например, человека, человеческое общество, то в глубинной логике их исторического развития явственно обнаруживается логика отрицания отрицания.

Все пять общественно-экономических формаций, со всем многообразием их переходных форм и различных ступеней, укладываются в три крупные ступени развития человеческой сущности, человеческого общества. Первобытно-общинная формация с первоначальным примитивным общественным характером труда и собственности является первой исторической ступенью развития человека, выражающей действительную сущность человека - его общественную природу. Характер примитивного общества совпадает здесь с сущностью человека как общественного существа, однако представляет собой лишь примитивную, простейшую ступень развития этой сущности. Три последующие антагонистические общественно-экономические формации составляют вторую, более высокую ступень развития человеческой сущности. Они основаны на частном характере труда и собственности, т. е. выражают подчиненную сторону общественной сущности человека - индивидуальность человека. На второй ступени исторического развития человеческой сущности на первый план выходит, таким образом, индивидуальное, особенное в человеческой сущности, подчиняющее себе главную, целостную сторону сущности человека - ее общественный характер. Гегель глубоко подметил, что ступень отрицания имеет более узкий (особенный) характер, чем первая и последняя ступени развития. Антагонистические общества, включая капитализм, следовательно, деформируют человеческую сущность, ставят в известном смысле особенное выше всеобщей человеческой сущности.

В сущности человека заложены два противоположных момента - общественный характер человеческой сущности в целом и индивидуальность каждого отдельного человека. Человек несет в себе общественное, главное начало и в то же время является индивидом. Если первобытно-общинный строй становится непосредственным выражением общественной человеческой сущности, то три антагонистические формации, ставя индивидуальное, частное, выше общественного, деформируют человеческую сущность. Эта деформация выражается в разделении общества на классы, разделении умственного и физического труда. Суть деформации человеческой природы, как глубоко подметил Маркс, заключается в том, что существование и развитие одних людей осуществляется за счет ассимиляции жизненных сил других, за счет эксплуатации. «...Развитие способностей рода «человек», хотя оно вначале совершается за счет большинства человеческих индивидов и даже целых человеческих классов, в конце концов разрушит этот антагонизм и совпадет с развитием каждого отдельного индивида...» 1 .

Коммунистическая формация, основанная на общественном характере труда и общественной собственности, восстанавливает единство человеческой сущности, устраняет ее деформации, ликвидирует эксплуатацию, разделение умственного и физического труда. Таким образом, общественное устройство, социальная структура совпадает с действительной человеческой сущностью, что делает общество действительно гуманным, человеческим обществом. Целью коммунистического общества становится развитие каждого отдельного индивида, «развитие богатства человеческой природы как самоцель » 2 . Коммунизм является наивысшей и в этом смысле «последней формой устройства человеческого рода» 3 , способной к бесконечному развитию.

Закон отрицания отрицания - это закон противоречивого развертывания целостной сущности. Установить его действительную природу, его всеобщность можно только рассматривая целостные и масштабные сущности, а не отдельные фрагменты действительности.

Некоторые ученые считают, что закон отрицания отрицания действует только в конечных процессах. Однако именно в бесконечности этот закон действует особенно явно. Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие («вторая полубесконечность») выступает в качестве отрицания этого конечного: . Таким образом, способ построения бесконечного развития основан на логике отрицания отрицания. Приведенная абстрактная схема отрицания отрицания в бесконечном развитии может быть дополнена более конкретной, если в качестве конечного взять не абстрактную вещь, а человека как итог и вершину бесконечного развития материи, с которым начинается новая ветвь бесконечного развития - человеческая история:Ч.

Возврат якобы к старому . Следующим своеобразным элементом закона является повторение абстрактных черт первой ступени развития на высшей, третьей, ступени, или возврат якобы к старому . Суть закономерности возврата к исходному становится ясной из сказанного выше - третья ступень развития представляет собой возврат к целостной сущности, совпадение с сущностью, которая в первоначальной примитивной форме была выражена на первой ступени развития. Однако это есть возврат к старому на новой, высшей, более содержательной основе, а не простое повторение пройденного. Коммунизм повторяет наиболее абстрактные черты «первобытного коммунизма» - общественный характер труда и собственности, однако и труд, и собственность коммунистического общества наполнены неизмеримо большим содержанием, связанным с гигантски возросшими производительными силами и знаниями, несравненно более развитой человеческой сущностью.

Развивается ли общее?

Здесь следует обратить внимание на одно обстоятельство: с позиций диалектики общее не является мертвым и неподвижным, абстрактно-общее может скрывать под собой совершенно различное по сложности и богатству содержание.

Спиралевидный характер развития . Закон отрицания отрицания совмещает в себе две идеи, которые на первый взгляд представляются исключающими друг друга. С одной стороны, в развитии обнаруживается поступательность, «движение вверх», от низшего к высшему. С другой - круг, повторение пройденного. Эти две черты выражаются идеей спиралевидного характера развития: развитие имеет поступательный характер, однако при этом оно в известном смысле повторяет пройденное.

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН

С т.зр. специфики действия О. о. з. в обществ. развитии наибольшее науч. и практич. значение имеет выявление особенностей формы социального прогресса в условиях коммунистич. формации. Если при капитализме непрямолинейность развития усугубляется наличием классовых антагонизмов, к-рые тормозят переход ко второму отрицанию, то при социализме , затрачиваемое на осуществление полного цикла развития того или иного явления, т.е. двойного отрицания, имеет тенденцию к сокращению до пределов объективно необходимого минимума. Др. особенность второго отрицания в развитии антагонистич. формаций состоит в том, что здесь оно, как , осуществляется за пределами той формации, в к-рой было осуществлено первое отрицание. В этом одна из гл. причин односторонности прогресса в условиях классовых антагонизмов. Коммунистическая же формация сама выступает как отрицание отрицания и снимает оковы односторонности с обществ. прогресса.

О. о. з. подвергался и подвергается нападкам со стороны разного рода критиков марксизма. Нек-рые из них отождествляют понимание этого закона Марксом и Гегелем и на этой основе пытаются приписать Марксу трактовку О. о. з. как простого орудия конструирования доказательств (Дюринг , Михайловский). Другие (напр., Мерло-Понти) жестко связывают О. о. з. с телеологией Гегеля и приписывают Марксу взгляд на как на конец истории либо пытаются найти противоречие в его концепции прогресса (А. Ниль). В такого рода "критике" не учитывается, что материалистич. диалектика не абсолютизирует снятие противоречия, а понимает его как замену одного противоречия другим, т.е. как относительное снятие.

Лит.: Кедров Б. М., О повторяемости в процессе развития, М., 1961; Мороз К. В., Закон отрицания отрицания, М., 1957; Воробьев Μ. Φ., Закон отрицания отрицания, М., 1958; Руткевич M. H., О сущности закона отрицания отрицания и сфере его действия, "ФН" (НДВШ), 1958, No 4; Лебедев С. П., К вопросу о содержании закона отрицания отрицания, "ВФ", 1958, No 7; Mелюхин С. Т., О диалектике развития неорганич. природы, М., 1960; Борджану К., О науч. характере понятия прогресса, в сб.: Проблемы философии, пер. с рум., М., 1960; Багиров З., Закон отрицания отрицания, Баку, 1960; Морозов В. Д., Закон отрицания отрицания, Минск, 1960; Домрачев Г., Ефимов С., Тимофеева Α., Закон отрицания отрицания, М., 1961. См. также лит. при ст. Прогресс , Развитие, Соответствия принцип .

И. Исаев (Хабаровск),

B. Семенчев (Москва),

C. Шалютин (Курган), А. Минасян (Ростов-на-Дону).

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .



О философии кратко и понятно: ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ. Все основное, самое главное: очень кратко про ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ. Суть философии, понятия, направления, школы и представители.


ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

В мире все конечно, а значит, все имеет свою весну и лето, склоняется к осени и наконец гибнет в леденящей стуже зимы. Такова логика жизни - и всего природного, и всего социального. В бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, сменяются поколения людей, формы общественной жизни. Но без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Этот закон диалектики органически связан с двумя остальными диалектическими законами. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Напр., юность отрицает детство и сама в свою очередь отрицается зрелостью, а последняя - старостью. Различают три вида отрицания:

1) формально-логическое отрицание, в котором что-либо утверждается или отрицается и которое не отражает процесса развития;

2) метафизическое отрицание, в котором отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало;

3) диалектическое отрицание, основным содержанием которого являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию.

Таким образом, отрицание отрицания предполагает: повторяемость в процессе развития; возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; относительную завершенность конкретных циклов развития; несводимость развития к движению по кругу.

В этом заключается сущность рассматриваемого закона.

Внутренний механизм процесса диалектического отрицания включает в себя следующие компоненты:

Две стороны антагонизма - положительную и отрицательную;

Нарастание отрицательной противоположности;

Преобладание отрицательной тенденции над положительной тенденцией;

Отрицание старого, отжившего новым качеством, возникновение нового качества.

Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще остается, ибо последнее сильнее него. Это всегда бывает и в природе, и в общественной жизни.

Но развитие - это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным количеством витков, она предполагает цикличность. Развитие как бы повторяет уже пройденное, но повторяет иначе, на более высокой ступени, в иных условиях и среде.

Закон отрицания отрицания имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и мышлении.

......................................................

Закон отрицания отрицания указывает на направление и формы развития, на единство устойчивости и изменчивости, на возникновение нового на основе определенных моментов старого. Благодаря исследованию соотношения устойчивости, поступательности и повторяемости в процессе развития, Гегелю удалось открыть и осмыслить этот закон.

Однако человечество шло к этому достаточно долго. Первые теории о направлении и формы развития возникли лишь в XVII - XVIII вв., Которые сводились преимущественно к двум концепций: развития по кругу и развития по восходящей линии. Первая обуславливалась тем, что различные изменения в природе часто имеют циклический характер (смена времен года, дня и ночи и т.д.). Один из ее авторов Дж. Вико считал, что и общество проходит три стадии развития: детство, юность и зрелость (после третьей стадии общество стареет, деградирует). Эта концепция игнорировала главную тенденцию развития (движение вперед) и абсолютизировала повторяемость.

Исходя из второй концепции, существует лишь поступательное развитие (по восходящей линии). Этой концепции придерживались Дидро, К.Гельвеций, Ж.Кондорсе и др.

Однако ни одна из них не была научной. Первая не учитывала прогрессивного развития, вторая - многопланового процесса развития, его повторяемости, не понимала роли прыжков, зигзагов, обратных движений и катастроф.

Благодаря правильному пониманию соотношения поступательности (преодоление начального уровня бытия) и цикличности Гегелю удалось решить вопрос направления и формы развития. Он понимал развитие как восходящий, поступательное движение вперед с повторением некоторых пройденных ступеней на новой, высшей основе.

С целью обоснования и осмысления этой проблемы Гегель вводит категорию "диалектическое отрицание", которая отражает момент связи, момент развития (замену старого качества новой). Как отмечалось, он исходил из того, что дело является противоречием, поскольку содержит в себе свою противоположность, а потому и несет в себе свое отрицание. Оно проявляется в "противостоянии" подчиненной стороны определяющей, в форме которой существует сама вещь. Отрицание является моментом (результатом) "борьбы" между этими противоположностями. Ф.Энгельс в свое время называл отрицание движущим началом развития. "Истинное, естественное, историческое и диалектическое отрицание... и есть именно движущее начало всякого развития - разделение на противоположности, их борьба и решения" 1.

Любая из противоположностей предмета является носителем возражения. Поскольку каждая вещь, кроме основных (ведущих), имеет еще и неосновные противоположности, а следовательно, и противоречия, является их совокупности, то это значит, что и возражений внутри предметов, процессов, явлений тоже много. Однако исследуя направление развития важно установить отношение той стороны принадлежности к своей противоположности, которая является носителем будущего.

Как уже подчеркивалось, материалистическая диалектика считает развитие саморазвитием, а отрицание - самоотрицанием. Ф.Энгельс указывал, что внешние силы приводят к отрицанию, а процессы, которые происходят в сущности вещей, их имманентные законы развития. Каждая вещь содержит в себе свое отрицание, которое является зародышем нового. Последнее предопределяет превращение данной вещи в нечто иное.

Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс: деструкции (разрушения, преодоления и т.д.) предыдущего, кумуляции (частичное сохранение, преемственность, преемственность) и конструкцию (формирование, создание нового) 2.

Первый момент обеспечивает создание необходимых основ для будущей фазы данного процесса. И хотя этот момент является ведущим, однако не сплошным, не единственным, и поэтому разрушает предпосылки развития для следующих фаз. Продолжение этого процесса (его связь, единство, целостность) обеспечивается вторым моментом (наследственностью, преемственностью). Без него не было бы движения вперед. И нарастание процесса, его движение к новым формам требует и третьего момента (формирование новых связей, функций и т.д.). Так, в каждом обществе на определенном этапе можно наблюдать преодоление всего того, что мешает его нормальному функционированию. Однако этот процесс был бы недостаточным без выявления и поддержки всего здорового, ценного, что есть в обществе. Этот процесс включает принципиально качественное обновление во всех сферах общественной жизни.

В каждой сфере материальной и духовной реальности возражения проявляются по-разному. Ф.Энгельс по этому поводу писал: "Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений и понятий, существует свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что при этом получается развитие". Понимание того или иного типа возражения предусматривает как знания возражения в общем, так и знания конкретной сферы реальности.

Отрицание происходит внутри вещи. Оно существует до тех пор, пока существует сама вещь. В конечном итоге это возражение приводит к превращению вещи в свою противоположность, к появлению новой вещи. На основе этой вещи тоже может возникнуть и возникает следующее (второе) возражения. И так далее. Например, когда зерно попадает в благоприятные условия (в грунт), происходит процесс добавления определенного количества материи и энергии, "активной" становится противоположность под названием "ассимиляция". Она и способствует замене зерна стеблем (первое диалектическое отрицание). Но это продолжается и дальше, то есть в результате второго возражения стебель превращается в колос с зерном. Происходит синтез, появляется зерно, но не предыдущее, а новое и в большем количестве. Если роль первого возражения выполняет одна из противоположностей самой вещи, постоянно меняется, развивается, то роль второго - одна из противоположностей вещи, которая только образовалась. Направление развития ярче проявляется во втором отрицании, хотя это заметно и раньше.

Каждая противоположность, функционирующий в вещи, выполняет роль не только возражения, но и включает в себя определенное утвердження2. После гибели старого она выступает тем стержнем, на основе которого осуществляется синтез жизнеспособных элементов отжившей вещи. Что касается второго возражения, то оно служит и формой утверждения следствий развития соответствующего объекта.

Возражения, что происходит в объективной реальности, фиксируется с помощью категорий возражения, преемственности и конструкции, находящиеся в диалектической взаимосвязи. Категория утверждения вводится для обозначения внутренне необходимой связи между вещами (старого и нового, которые являются взаимосвязанными стадиями развития одного и того же). Этим "одним и тем же" есть объективная реальность.

Старый, как правило, исчезают не бесследно, а концентрируется в новом, испытывает в нем переработки, то есть "снятия" (преодолевается и вместе с тем сохраняется). Жизнеспособные элементы старого содержатся, синтезируются в новом.

В процессе развития категория "отрицание" фиксирует момент прерывности, а категории "преемственности" и "утверждение" - моменты непрерывности Поэтому в целом развитие составляет диалектическое единство прерывности и непрерывности. Утверждение (конструкция) имеет внутренний характер, является следствием постоянной борьбы противоположностей в самой вещи.

Однако замена одного явления другим не всегда является развитием. "Другое" может оказаться не новым, а даже менее развитым от предыдущего. И все же в конечном итоге новое прокладывает себе дорогу через множество случайностей и поэтому является непреодолимым.

Считая главной тенденцией развития прогресс, материалистическая диалектика же время не отрицает и наличия таких изменений, которые не приводят к возникновению нового - регресса. Это противоположные категории, отражающие существенные стороны развития. Если прогресс можно изобразить восходящей линии, а регресс - нисходящей, то их единство в абстрактные виде можно изобразить одной восходящей линией. При конкретном схематическом его изображении, когда регресс выступает подчиненным моментом, развитие напоминает собой спираль.

Названные категории в их диалектической взаимосвязи описывают закон отрицания отрицания. Двойное отрицание в названии закона объясняется триадным характером возражения (хотя и не всегда), а также означает бесконечность возражения.

Таким образом, структура этого закона раскрывает, во-первых, непрерывность процесса развития, определяется тем, что любая качество "стареет" и входит в противоречие с новым. Во-вторых, отрицание первого возражения указывает на то, что вторым отрицанием качество, подвергшаяся отрицанию в исходном пункте, что возобновляется на новом, более высоком ступени1. Поэтому отрицания отрицания в ходе развития является выражением непреодолимости нового и поступательного характера развития.

Данный закон отражает развитие в его форме и результате. Полностью он проявляется только в отношении законченном цикле развития объекта. Благодаря этому закону вырисовывается общая картина развития объекта (от его противоречивого единства, через борьбу и разрушение к синтезу в новой, высшей единства).

Возражения вещи своей противоположностью приводит к решению соответствующей противоречия путем разрушения и преобразования ии в свою противоположность. И развитие на этом не останавливается. С возникновением новой вещи рождается и новая противоречие, новое возражение, которое и будет выступать движущей силой дальнейшего развития.

Закон отрицания отрицания имеет большое методологическое значение, поскольку позволяет понять внутреннюю логику и общее направление развития. Подчеркивая преходящий характер всего существующего, он указывает на перспективу событий.

Осознание тенденции поступательного процесса позволяет понять, в каком направлении развиваются события, и поэтому имеет большое теоретическое и практическое значение.

Диалектическое отрицание - это критический метод освоения и развития всего накопленного человечеством опыта. Как метод он дает возможность понять, куда идет развитие, что обречено на гибель, а имеет свою перспективу, что является новым. Несмотря на определенные отступления, новое побеждает.

Закон нацеливает на бережное отношение к предыдущему опыту, на борьбу против отживших порядков, за утверждение нового. И здесь важно выявить новое и поддержать его. Каждый должен стремиться овладеть чувством нового, видеть в нем перспективу.

Закон позволяет понять противоречивый характер исторического процесса, видеть то, что поступательный характер развития иногда прерывается отступлениями, зигзагами, поворотами. И все же прогрессивная тенденция в конечном итоге побеждает, человечество движется по восходящей линии. Знание этого служит нам основой оптимизма.

Итак, законы диалектики выражают существенные связи и отношения объективного мира. Действуя в единстве и взаимосвязи, они характеризуют сложный многогранный процесс развития объективной реальности. Так, процесс перехода количественных изменений в качественные и наоборот, включает в себя и противоречивость, и диалектическое отрицание. Единство и борьба противоположностей, безусловно, включает в себя количественно-качественные отношения и отрицания отрицания. В процессе отрицания единственное раздваивается на старое и новое, между ними происходит борьба, переход количественных изменений в качественные.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.