О концепции создания сети национальных исследовательских университетов. О концепции создания сети национальных исследовательских университетов Основные параметры развития Университета

5. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ВИДЕНИЕ НИУ ВШЭ ДО 2020 г. КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НИУ ВШЭК 2020 г. НИУ ВШЭ должен стать национальным исследовательским университетом международного уровня в области социально-экономических наук, обеспечивающим кадрами, исследованиями, проектными и консультативными разработками решение задач инновационного развития и обеспечения глобальной конкурентоспособности России. Более подробно предлагаемое Программой состояние НИУ ВШЭ в 2020 г. представлено ниже.

5.1. Новое качество образования и исследований

Университет станет интерактивной средой, в которой интегрируются: образовательный процесс, научные исследования и разработки, экспертно-аналитическая деятельность, площадки профессионального и общественного обсуждения и даже непосредственно реализация проектов социально-экономических и технических инноваций.


  • Центральное место займут магистратура и аспирантура (доля студентов магистратуры в общей численности студентов к 2020 г. – не менее 40%). Набор и содержание магистерских программ будут формироваться межфакультетскими (и междисциплинарными) коллективами на проектной основе. Постоянная модернизация существующих и создание новых программ будут происходить как на основе мониторинга российского и мирового рынка труда, так и за счет импорта лучших образовательных программ мирового класса с их последующей адаптацией, а также через международную экспертизу и аккредитацию образовательных программ.

  • Принципиальной особенностью Университета будет предоставление каждому студенту (слушателю) возможности формирования индивидуального профиля компетенций путем выбора курсов и темпов обучения, в том числе из набора курсов дополнительного профессионального образования. Это будет способствовать формированию уникальных квалификаций на стыке направлений подготовки. Для этого будут сделаны максимально прозрачными границы между программами, выстроена система зачета кредитных единиц и система поддержки выбора и самоопределения студентов. Для этого также будет сформирована технология поддержки студентов в построении индивидуальных образовательных траекторий, включая поддержку поиска мест практики и работы.

  • Важнейшими формами обучения на старших курсах бакалавриата и в магистратуре (до 25% учебной нагрузки на старших курсах) станут научные семинары, исследовательские и прикладные проекты (в том числе на реальных рабочих местах), проекты и мастер-классы видных ученых и практиков. Для этого будет достроена сеть научно-учебных (НУЛ) и проектно-учебных (ПУЛ) лабораторий с участием внешних организаций, в которых работают группы исследователей и разработчиков – от студентов младших курсов до профессоров. Сеть лабораторий будет связана с крупными компаниями, государственными органами управления, научными организациями, аналитическими центрами, в том числе через бизнес-инкубаторы и инновационные парки.

  • Научно-исследовательские и проектные институты НИУ ВШЭ будут активно вовлечены в образовательный процесс. Значительную часть научной и аналитической продукции в них будут производить слушатели магистратуры и аспирантуры.

  • Выпускники бакалавриата Университета будут владеть современными аналитическими компетенциями, включающими способность комплексного анализа динамичных социально-экономических процессов, навыки организации и ведения проектной деятельности, компетенции эффективного поиска, обработки и анализа информации. Они будут владеть иностранными языками на уровне, достаточном для продолжения обучения на этом языке.

  • Изменится тип обучения в аспирантуре. Она станет важнейшей ступенью становления высококвалифицированных специалистов (прежде всего, сделавших академический выбор). Аспиранты получат возможность сконцентрироваться на исследовании, не отвлекаясь на работу не по специальности. Программы аспирантуры будут приближены к докторским (PhD) программам в ведущих университетах.

  • Система дополнительного профессионального образования будет строиться на модульной основе, предоставляя совместно с программами основного образования возможность формирования сложных образовательных траекторий для работающих специалистов (в том числе ведущих к получению диплома).

  • Научное лицо Университета в значительной степени будет определяться междисциплинарными исследованиями и разработками на стыках различных научных направлений с вовлечением студентов и аспирантов, а также ученых из других лидирующих университетов. Для участия в решении глобальных междисциплинарных задач будут созданы крупные международные центры «по комплексным проблемам» в партнерстве с международными институтами перспективных исследований. По направлениям, где Университет будет входить в число международных лидеров, будут созданы международные центры перспективных исследований для привлечения выдающихся специалистов мирового класса.

  • В НИУ ВШЭ будет осуществлена масштабная программа последовательного обновления корпуса преподавателей, обеспечения его глобальной конкурентоспособности. Основными ее компонентами будет уменьшение внутреннего преподавательского совмещения за счет расширения занятости исследованиями и экспертно-аналитической работы, деформализация конкурсных процедур, а также перенос до 30% учебной нагрузки на ассистентов и аспирантов и докторантов. В результате большинство преподавателей университета будут активными участниками международных профессиональных сообществ, преподаватели, занимающиеся исключительно преподаванием, сохранятся только на вспомогательных кафедрах.

  • В НИУ ВШЭ будет сформирован инновационный пояс университета, ресурсы которого, включая малые инновационные предприятия, технопарковые зоны, бизнес-инкубаторы, будут объединены корпоративной информационной системой – распределенный виртуальный технопарк. Это позволит создать систему генерации и эффективной коммерциализации инновационных студенческих проектов.

  • Инновации в образовательном процессе и высокая научная и проектная продуктивность будут обеспечены переходом преподавателей и научных сотрудников на эффективный контракт. Такой контракт подразумевает со стороны университета создание возможностей для получения сотрудником совокупного дохода в университете на уровне внешних конкурентных рынков труда и создание условий для получения сотрудником дополнительных компетенций, а со стороны сотрудника – активную исследовательскую работу или работу в практических проектах с группой студентов и аспирантов на правах ассистентов и учеников, участие в конкурсах на поддержку собственных научных и прикладных проектов. В результате Университет станет привлекательным для лучших специалистов и будет набирать не менее 20% преподавателей с международного рынка труда.
5.2. НИУ ВШЭ как федеральный научно-методический центр для системы высшего образования по блоку социально-экономических дисциплин

  • Университет станет центром притяжения для университетов экономико-управленческого (менеджериального) и гуманитарного профиля. Для этого будет развита система интернет-порталов по основным областям деятельности НИУ ВШЭ, через которые все желающие смогут получить бесплатный доступ к ключевым профессиональным и образовательным ресурсам, налажена система регулярного пополнения и рецензирования этих ресурсов, в том числе перевод наиболее значимых материалов на русский язык. Экзаменационные материалы и стандарты подготовки кадров, разработанные в НИУ ВШЭ будут широко использоваться в российских вузах.

  • Будет организовано сетевое взаимодействие НИУ ВШЭ с российскими вузами в сфере реализации программ повышения квалификации, созданы условия для стажировки преподавателей и целевой аспирантуры в НИУ ВШЭ.

  • Стратегические партнерства с вузами будут включать совместные образовательные программы, совместные исследовательские проекты и программы организационного развития. В каждом федеральном округе у НИУ ВШЭ будет не менее пяти университетов-партнеров

  • Университет создаст систему общедоступных (имеющих электронные версии) реферируемых журналов по всем направлениям своей деятельности, в том числе с англоязычными версиями. Издательская программа НИУ ВШЭ обеспечит возможность издания монографий и учебников, публикации статей и препринтов докладов для каждого ученого из различных вузов России, представившего материал на уровне международных стандартов.
5.3. Университет как центр и участник российских и международных сетей обмена кадрами, знаниями и технологиями

Отличительной чертой Университета будет его открытость, партнерское взаимодействие с государством, работодателями, региональными администрациями, профессиональными сообществами, структурами гражданского общества, выпускниками, школами и вузами, международными организациями. Университет станет лидером сетей обмена ресурсами, знаниями и технологиями с этими партнерами.


  • Стратегическое партнерство с работодателями (передовыми компаниями) позволит совместно модернизировать образовательные программы, строить целевую подготовку студентов, реализовывать профессиональные магистерские программы, имеющие корпоративную направленность, создавать базовые кафедры (кафедры с участием внешних организаций) и учебно-производственные площадки и лаборатории. Стратегические партнеры будут участвовать в управлении Университетом через Попечительский совет и наблюдательные комитеты по отдельным проблемным областям.

  • НИУ ВШЭ станет центром сетей взаимодействия для инновационного бизнеса (в том числе малого и среднего в регионах России) через организацию площадок коммуникации представителей бизнеса, специалистов и студентов НИУ ВШЭ, через систему консультационной поддержки и повышения квалификации кадров. НИУ ВШЭ создаст инфраструктуру и обеспечит поддержку сетей обмена знаниями и виртуальных сообществ специалистов в области социально-экономических и гуманитарных наук, математики, информатики и их приложений.

  • НИУ ВШЭ сформирует новые рабочие партнерства с ведущими мировыми университетами (Лондонская школа экономики и политических наук, Гарвардский университет, Стенфордский университет, Университет Джорджа Мейсона, Пантеон-Сорбонна, Гумбольдтский, Кельнский, Ланкастерский, Манчестерский университеты и др.), международными организациями, исследовательскими консорциумами и научными изданиями, зарубежными компаниями и транснациональными корпорациями, в рамках которых будут реализованы программы академических обменов, совместные исследования и совместные образовательные программы (включая дистанционные), совместные сетевые журналы. При этом НИУ ВШЭ сможет стать центром подготовки социально-экономической элиты и участником научно-аналитических проектов в странах СНГ. Для ведущих университетов таких стран СНГ, как Армения, Молдавия, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Университет будет выступать в качестве партнера, участвующего в повышении качества академических программ и исследований в социально-экономической области.

  • Сетевой характер деятельности Университета будет обеспечиваться развернутой программой поддержки академической мобильности. Не менее 30% преподавателей и исследователей из НИУ ВШЭ каждый год будут преподавать и проходить стажировки в университетах-партнерах. В свою очередь НИУ ВШЭ будет ежегодно принимать сопоставимое количество зарубежных и отечественных специалистов на стажировки и для преподавания продолжительностью не менее двух недель. Каждый пятый студент НИУ ВШЭ за время обучения проведет не менее одного семестра в другом университете. В свою очередь НИУ ВШЭ будет принимать не менее 500 студентов в год на обменные программы. В магистратуре и аспирантуре не менее 50% составят выпускники других российских и зарубежных университетов.

5.4. Содержательные направления деятельности НИУ ВШЭ


  • Для обеспечения подлинной фундаментальности и полидисциплинарности НИУ ВШЭ будет развивать исследования, разработки и подготовку кадров по всем направлениям социально-экономических наук, гуманитарных наук, математики и информатики. При этом будут устранены имеющиеся сегодня пробелы по фундаментальным направлениям, таким как антропология, история, география, словесность, искусствознание.

  • В Университете будет сформирована система управления знаниями, объединяющая собственные, а также международные базы данных в области социальных и экономических процессов. Она будет активно использоваться в образовательном процессе и действовать на основе единого стандарта описания данных, который позволит эффективно интегрировать и использовать результаты разрозненных исследований. Для этого будут расширены и переведены на панельную основу мониторинги экономики образования, государственного управления и гражданского общества, НИУ ВШЭ обеспечит участие России в сопоставительных исследованиях конкурентоспособности предприятий, малого и среднего бизнеса, инновационной активности в экономике, экономического поведения домохозяйств и качества профессионального образования. Будут организованы мониторинговые исследования экономики здравоохранения и экономики культуры, правовой культуры и правовой системы, корпоративной культуры, инноваций и инновационного поведения. Существенное развитие получат комплексные прогностические исследования.

  • В ряде секторов социально-экономических наук, в которых Россия сегодня существенно и опасно отстает от мирового уровня (поведенческая экономика, эконометрика и социометрика, теория контрактов, теория открытой экономики, управление общественным сектором, право и экономика, клиометрика, когнитивные науки и др.), НИУ ВШЭ создаст исследовательские группы и образовательные программы, работающие на уровне мировых стандартов, и обеспечит расширенное производство молодых специалистов в этих областях.

  • Ориентируясь на потребности развития экономики и социальной сферы России,
    НИУ ВШЭ будет разворачивать магистерскую подготовку кадров, исследования и разработки в новых междисциплинарных областях. К таким областям относятся когнитивные науки, дизайн, регионоведение, урбанистика, экология, медиа-менеджмент, управление в образовании, медицине, культуре, науке, инновационной сфере и др. Получит развитие новая группа образовательных направлений, обеспечивающих подготовку специалистов для экономики знаний, экономического анализа права, электронного государства и бизнеса, управления компетенциями и др.

  • Опираясь на реализуемый в рамках Университета полный цикл научных исследований и практического применения их результатов, НИУ ВШЭ сформирует международно-признанные научные школы в таких областях, как прикладная математика, прикладная микроэкономика, институциональный анализ, экономическая социология, исследования рынков труда и демографических процессов, социально-экономическая статистика, форсайт (прогностические) исследования, оптимизация государственного управления, сервисная информатика, геополитика, этносоциология и этнопсихология, социокультурные исследования и т.д.

5.5. Основные параметры развития Университета

5.5.1. Контингент учащихся

Таблица 3

Структура контингента учащихся, человек


Контингент

2009 г.

2011 г. оценка

2011 г. факт

2012 г. оценка

2012 г. Факт

2015 г. оценка

2020 г. оценка

Бюджетный контингент

9160

11 480

12 734

12 470

14 841

12 680

14 250

Москва

6220

7630

8776

8310

10 439

8150

9600

Филиалы

2940

3850

3958

4160

4 402

4530

4650

БАКАЛАВРЫ

6660

7450

7367

7800

9 197

7690

7060

Москва

4360

4800

4508

5000

5 937

4850

4600

Филиалы

2300

2650

2859

2800

3 260

2840

2460

МАГИСТРЫ

1750

3200

3244

3800

3 863

4990

7190

Москва

1110

2000

2690

2440

3 028

3300

5000

Филиалы

640

1200

554

1360

835

1690

2190

АСПИРАНТЫ

750

830

726

870

784

1000

1500

Москва

750

830

712

870

763

1000

1500

Филиалы

14

21

Внебюджетный контингент

4890

5210

8614

5370

8 636

6680

7350

Москва

3410

3630

5254

3740

6 218

4620

5070

Филиалы

1480

1580

3346

1630

2 418

2060

2280

БАКАЛАВРЫ

4640

4920

4461

5070

5 448

6310

6940

Москва

3160

3360

3325

3460

4 084

4300

4730

Филиалы

1480

1580

1136

1630

1 364

2030

2230

МАГИСТРЫ

250

270

715

280

704

350

390

Москва

250

270

530

280

659

320

340

Филиалы





185



45

30

50

БАКАЛАВРЫ –всего

11 300

12 370

11828

12 870

14 645

14 000

14 000

Москва

7520

8160

7833

8460

10 021

9150

9330

Филиалы

3780

4230

3995

4430

4 624

4870

4690

МАГИСТРЫ–всего

2000

3470

3959

4080

4 567

5340

7580

Москва

1360

2270

3220

2720

3 687

3620

5340

Филиалы

640

1200

739

1360

880

1720

2240

АСПИРАНТЫ – всего

750

830

734

870

882

1000

1500

Москва

750

830

720

870

861

1000

1500

Филиалы





14



21





ИТОГО

14 050

16 690

20608

17 840

20 094

20 360

23 100

Москва

9630

11 260

14030

12 050

14 569

13 770

16 170

Филиалы

4420

5430

7304

5790

5 525

6590

6930

Обучающиеся на программах МВА, EMBA, DBA, ППП (свыше 1000 ч), ПП (свыше 500 ч) и вечерних магистерских программах

1000

1520

1122

1800

2 268

3000

6400

Москва

700

1000

790

1120

1 731

1740

3400

Филиалы

300

520

332

680

537

1260

3000

Обучающиеся на программах дополнительного образования: ПК (от 72 до 500 ч)

20 437

22 664

17838

24 534

31 067

28 435

38 700

Москва

12 500

13 500

11715

15 000

11 672

17 500

20 000

Филиалы

7937

9164

6123

9534

19 395

10 935

18 700

Приведенная к одному студенту очного обучения численность слушателей на программах МВА, EMBA, DBA, ППП (свыше 1000 ч), ПП (свыше 500 ч) и вечерних магистерских программах

500

760

нд

900

нд

1500

3200

Москва

350

500

нд

560

нд

870

1700

Филиалы

150

260

нд

340

нд

630

1500

Приведенная к одному студенту очного обучения численность слушателей на программах дополнительного образования: ПК (от 72 до 500 ч)

4087,4

4532,8

нд

4906,8

нд

5687

7740

Москва

2500

2700

нд

3000

нд

3500

4000

Филиалы

1587,4

1832,8

нд

1906,8

нд

2187

3740

СЛУШАТЕЛИ ДПО (приведенная к студенту очного обучения численность) - всего

4590

5290

3505

5810

6 415

7190

10 940

Москва

2850

3200

2302

3560

3 238

4370

5700

Филиалы

1740

2090

1203

2250

3 177

2820

5240

ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ КОНТИНГЕНТА

18 640

21 980

24853

23 650

26 509

27 550

34 040

Москва

12 480

14 460

16332

15 610

17 807

18 090

21 270

Филиалы

6160

7520

8507

8040

8 702

9460

12 770

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ СЕТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Создание университетов мирового уровня обусловлено масштабными проектами развития высокотехнологичного сектора российской экономики. Идея создания национальных исследовательских университетов является реальным воплощением нового подхода к качественной модернизации сектора науки и образования и логическим продолжением процесса, начало которому положено конкурсом университетских инновационных образовательных программ.

В соответствии с поручением Президента РФ от 04.01.2009 N Пр-26 в 2009 году в рамках приоритетного национального проекта "Образование" будет реализовываться новое мероприятие, основой которого является формирование сети национальных исследовательских университетов.

Департаментом стратегии и перспективных проектов в образовании и науке (далее - Департамент) была разработана концепция выбора и государственной поддержки национальных исследовательских университетов (далее - НИУ).

Исследовательский университет - высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ послевузовской переподготовки и повышения квалификации.

Стратегической миссией НИУ является содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми людскими ресурсами, сбалансированными по численности, направлениям подготовки, квалификационной и возрастной структуре с учетом необходимых темпов их обновления и прогнозируемых структурных преобразований в науке и экономике.

Основной задачей государственной поддержки института НИУ является вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в Российской Федерации высоких технологий.

Государственная поддержка НИУ должна осуществляться на конкурсной основе в рамках специально разрабатываемых и утверждаемых среднесрочных программ развития НИУ (далее - программы развития), предусматривающих в том числе условия осуществления и критерии оценки эффективности научных исследований и образовательного процесса, формы и механизмы, а также конкретные меры по интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизации и совершенствованию материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, переподготовке кадров, интеграции в международное научно-образовательное пространство.

Вузы, претендующие на государственную поддержку, должны обеспечить создание инновационного пояса малых научных компаний с целью коммерциализации широкого спектра изделий и технологий по критическим технологиям Российской Федерации, разработанных научно-образовательными центрами, сформированными на базе НИУ.

В рамках реализации программ развития должна быть выстроена современная система управления университетом, научного и образовательного менеджмента, предложены новые организационные решения.

Конкурс программ развития с целью присвоения вузу статуса НИУ целесообразно проводить в два этапа. На первом этапе оценивается современное состояние и динамика развития вуза за последние несколько лет по группам критериев, в частности, таким как:

1) кадровый потенциал;

2) инфраструктура образовательного процесса и научных исследований;

3) эффективность научно-инновационной деятельности;

4) эффективность образовательной деятельности;

5) эффективность системы подготовки кадров;

6) международное и национальное признание.

На втором этапе экспертизе будут подвергнуты программы развития вузов, прошедших предварительный отбор в рамках первого этапа. Главный принцип на втором этапе отбора - "деньги и статус в обмен на обязательства". Представляется целесообразным определить минимальный набор целевых показателей эффективности реализации программ развития, установленные значения которых должны быть достигнуты вузами к концу реализации программ развития и (или) их этапов, среди которых могут быть:

1) целевые показатели успешности образовательной деятельности;

2) целевые показатели результативности научно-инновационной деятельности;

3) целевые показатели развития кадрового потенциала;

4) целевые показатели роста международного и национального признания;

5) целевые показатели финансовой устойчивости.

Для устранения эффекта влияния размера вуза на абсолютные величины показателей представляется оправданным в ряде случаев приводить в программах развития как абсолютные, так и удельные характеристики - значения показателей, отнесенные к численности научно-педагогических работников вуза.

Приведенные критерии и целевые показатели явились предметом открытого обсуждения с научной общественностью. Так, проект концепции обсуждался на разных уровнях, в том числе 12 декабря 2008 г. на заседании круглого стола "Национальные исследовательские университеты: вопросы формирования развития сети".

Персональную ответственность за реализацию программы развития и достижение установленных ежегодных значений целевых показателей несет ректор вуза.

Предполагается не менее чем 20 - 25%-ное софинансирование мероприятий программ развития из внебюджетных средств. При этом условии объем ежегодной государственной поддержки оценивается в 400 млн. рублей (в 2009 году - 200 млн. рублей) в адрес одного университета и будет осуществляться в течение пяти лет.

Программа развития, представляемая на конкурс, может охватывать пятилетний период, совпадающий с периодом государственной поддержки НИУ. Вместе с тем программа развития может занимать значительно более продолжительный период, не превышающий десяти лет, но государственная поддержка НИУ оказывается только в первые пять лет ее реализации.

В 2009 году на цели создания сети национальных исследовательских университетов (до 15 университетов, включая пилотный проект) предполагается направить ассигнования в размере 3 млрд. рублей, предусмотренные федеральным бюджетом Рособразованию на внедрение инновационных образовательных программ.

В связи с тем что дополнительного финансирования на решение указанных задач из ассигнований федерального бюджета на период 2010 и последующих годов не предусматривается, Минобрнауки России как субъект бюджетного планирования предполагает перераспределить расходы подведомственных министерству федеральных агентств.

В частности, для финансирования сети национальных исследовательских университетов в 2010 году может быть произведено уменьшение расходов на реализацию федеральных целевых программ, государственным заказчиком-координатором которых является Минобрнауки России.

Так, источником средств в 2010 году могут стать федеральные целевые программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" (ориентировочно в размере 1,9 млрд. рублей), ФЦПРО (ориентировочно в размере 2,8 млрд. рублей) и "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы (ориентировочно в размере 1,3 млрд. рублей). Данные федеральные целевые программы подлежат корректировке в установленном порядке с сохранением (в основном) значений целевых индикаторов. При этом высвободившиеся средства предлагается перевести в ассигнования на содержание подведомственных учреждений с последующим финансированием победителей конкурсного отбора национальных исследовательских университетов через соответствующих главных распорядителей бюджетных средств.

Начиная с 2011 года планируется предусмотреть весь объем расходов на финансирование программ развития сети национальных исследовательских университетов (6 млрд. рублей в год) во вновь разрабатываемой Федеральной целевой программе развития образования.

Одним из важнейших условий успешной реализации программы развития является обоснованный механизм устойчивого функционирования НИУ после окончания бюджетного финансирования, поскольку повышенные требования к университету будут сохраняться и в последующий период. В этом смысле функция государства состоит в создании инфраструктурных предпосылок дальнейшего саморазвития НИУ.

В целях обеспечения общественного контроля и максимальной "прозрачности" расходования средств федерального бюджета представляется целесообразным ежегодное опубликование финансовых отчетов НИУ о направлениях и объемах расходования средств независимо от их источника на реализацию программ развития, а также кратких отчетов о достигнутых результатах. Государственная поддержка реализации программы развития НИУ может быть прекращена в случае ненадлежащего исполнения принятых вузом обязательств.

Основными ожидаемыми результатами от реализации программ развития научно-образовательных центров на базе НИУ являются:

Возросший уровень международного признания российской науки и образования;

Более значительная доля внебюджетной составляющей во внутренних расходах на исследования и разработки;

Дополнительные предпосылки для развития экономики региона размещения НИУ;

Устранение негативных трендов в основных показателях эффективности государственного сектора науки и образования;

Более высокая степень коммерциализации в сфере исследований и разработок;

Достижение адекватного кадрового обеспечения инновационной экономики России.

В настоящее время вступил в силу Указ Президента РФ от 07.10.2008 N 1448 "О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов", в соответствии с которым начато формирование Национального исследовательского ядерного университета и Национального исследовательского технологического университета на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский инженерно-физический институт (государственный университет)" и федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Государственный технологический университет "Московский институт стали и сплавов" соответственно.

Департаментом подготовлены необходимые изменения для внесения в действующее законодательство. В соответствии с Федеральным законом от 10.02.2009 N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" предусмотрено установление новой категории университетов - "национальный исследовательский университет", которая будет присваиваться университетам на конкурсной основе.

Решением конкурсной комиссии 26.04.2010г. по итогам тайного голосования НИУ МГСУ вошел в число 15 победителей конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория “национальный исследовательский университет” 2010г.

Категория “национальный исследовательский университет” устанавливается Правительством Российской Федерации на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий, для университетов в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук.

На реализацию заявленной Программы НИУ МГСУ будет выделено дополнительное бюджетное финансирование.

Предусматривается софинансирование реализации заявленной Программы из собственных внебюджетных средств НИУ МГСУ.

Приказ Минобрнауки РФ от 11 июля 2016 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 июня 2010 года № 602 «Об утверждении программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского государственного строительного университета на 2010-2019 годы»

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2010 год)

Доклад о ходе реализации Программы развития в 2010 году

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных,образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2011 год)

Доклад о ходе реализации Программы развития в 2011 году

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2012 год)

Доклад о ходе реализации Программы развития в 2012 году

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2013 год)

Доклад о ходе реализации Программы развития в 2013 году

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2014 год)

Доклад о ходе реализации Программы развития в 2014 году

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2015 год)

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2016 год)

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2017 год)

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2018 год)


Каждый из вузов, получивший статус НИУ в результате первого и второго этапов конкурса, разработал свою программу развития. Наш университет получил статус НИУ в 2010 году и разработал собственную программу развития на 2010-2019 гг.

Программа охватывает следующие приоритетные направления развития (ПНР):

1. Энергоэффективность и энергосбережение в освоении и использовании углеводородных ресурсов.
2. Наращивание ресурсной базы топливно-энергетического комплекса - разведка и освоение месторождений углеводородов на шельфе, залежей с трудноизвлекаемыми запасами и нетрадиционными источниками углеводородов.
3. Экологическая и промышленная безопасность нефтегазового производства.

Основные блоки программы:

1. Развитие инфраструктуры и системы управления для повышения научно-педагогического потенциала университета.
2. Развитие научно-исследовательской деятельности по ПНР, повышение результативности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ университета.
3. Повышение качества образовательной деятельности университета
4. Укрепление и развитие международных связей университета
5. Обеспечение тиражирования в высшей школе достижений университета в инновационной деятельности, повышение его роли в нефтегазовой отрасли как центра аккумулирования и распространения новых знаний

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

1. Общие положения

Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «МИЭТ» на период до 2019 года разработана в соответствии с Положением о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. N 550, и требованиями к структуре, содержанию и форме заявки программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет», утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 278 «О сроке проведения в 2009 году конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 октября 2009 г., регистрационный номер 14960), и актуализирована согласно изменениям, внесенным приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июня 2011 г. № 2049 и от 13 сентября 2011 г. № 2290. Программа развития Национального исследовательского университета «МИЭТ» утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 801.

Программа сформирована с учетом целей и задач, представленных в следующих нормативных правовых и стратегических документах:

государственные программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 и № 301, соответственно;

план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 722-р.

Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. № 1540-р;

Программа развития инновационного территориального кластера «Зеленоград» на 2013-2016 г., разработанная на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 № 188 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров».

Программа направлена на использование накопленного за предыдущие 5 лет учебно-методического, научного и материально-технического потенциала для решения актуальных задач, которые стоят перед системой профессионального образования в целом и в рамках программ социально-экономического развития г. Москвы и кластера «Зеленоград».

Перед МИЭТ, как ведущим университетом, стоит задача обеспечения специализированной профессиональной подготовки инженерных кадров и кадров высшей квалификации для предприятий радиоэлектронной промышленности.

Располагаясь в Московском регионе Центрального федерального округа, который обладает наивысшей в стране концентрацией научного и инженерного потенциала и самой развитой производственной инфраструктурой, МИЭТ должен участвовать в ускорении внедрения в экономику результатов научной и инженерной деятельности, в первую очередь в сфере перспективных производственных технологий. Университет на базе созданной современной инфраструктуры производства интеллектуального продукта должен обеспечить требуемое количество квалифицированных кадров для предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию. Развитие сегментов приборостроения и радиоэлектронной промышленности является одним из приоритетов в г.Москве и Московской области. В этих условиях важна интеграция МИЭТ, как базы для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с промышленными и научными организациями, работающими в области информационно-коммуникационных технологий, радиоэлектроники, ядерной энергетики, авиастроения, ракетно-космической и оборонной отраслей.

На территории Зеленоградского административного округа г. Москвы, где распложен МИЭТ, создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Зеленоград» как центр освоения передовых технологий в микросистемной технике и электронной компонентной базы, электронного приборостроения и информационно-телекоммуникационных технологий, нанотехнологий, технологий волоконной оптики, интегральной оптики, лазерной техники, оптоэлектроники и микросистемной техники.

Как участник Инновационного территориального кластера «Зеленоград», МИЭТ участвует в создании условий для устойчивого роста компетенций, научно-технического и технологического уровня, конкурентоспособности и объемов реализации продукции участников кластера. Перед университетом поставлены задачи:

Развитие объектов инновационной инфраструктуры и расширение технологических возможностей инновационной инфраструктуры кластера;

Развитие системы кадрового обеспечения участников кластера, реализация мероприятий по повышению уровня подготовки специалистов;

Развитие сектора исследований и разработок, научно-производственной деятельности и инфраструктуры.

2. Миссия, стратегическая цель и задачи университета

Миссия университета: обеспечение инновационной среды генерации и трансфера новых знаний в разработку технологий и изделий электроники различного назначения, информационных и коммуникационных технологий для развития высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы.

Направления образовательной и научно-исследовательской деятельности МИЭТ на протяжении всей истории университета были сконцентрированы на решении задач подготовки кадров и создания научной продукции для научных учреждений и предприятий разработчиков, изготовителей и потребителей электронной продукции. Наиболее значимые результаты были получены в области электронной компонентной базы, систем-на-кристалле, микро- и наносистемной техники, электронных информационно-управляющих и телекоммуникационных систем.

Из имеющихся предпосылок закономерно сохранение в качестве приоритетов развития университета следующих направлений (далее - ПНР):

· микро- и наноэлектроника,

· радиоэлектронные устройства и системы.

Направления ориентированы на подготовку кадров и создание научно-инновационной продукции в области наноэлектроники, микро- и наносистемной техники, электронной компонентной базы; современных систем связи, информационно-управляющих систем, систем навигации и позиционирования, интеллектуальных систем для энергосбережения и высокотехнологичной медицинской техники.

Указанные ПНР представляют собой технологическую платформу для создания на базе современных технологий электронной компонентной базы конкурентоспособных радиоэлектронных устройств, систем и комплексов различного назначения, в том числе специального.

Актуальность проблем, решаемых в рамках этих направлений, подтверждается объективными предпосылками долгосрочного спроса на высокотехнологичные изделия, которые обеспечивают безопасность страны и направлены на создание продукции для высокотехнологичных секторов экономики.

В целом деятельность МИЭТ в рамках выбранных ПНР направлена на кадровое обеспечение высокотехнологичных секторов экономики страны специалистами в области электроники, развитие научных исследований и коммерциализацию наукоемкой продукции в сфере микро- и наноэлектроники, вычислительной техники, средств связи, систем управления и автоматизации, транспорта, космической и авиационной аппаратуры, медицинской техники, энергосберегающих технологий.

Целью Программы является развитие кадрового, научно-технического и инновационного потенциала в области электроники для высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы.

Достижение поставленной цели будет обеспечено решением следующих взаимосвязанных задач:

· модернизация образовательной деятельности по подготовке кадров;

· развитие и повышение эффективности научно-инновационной деятельности по ПНР;

· развитие кадрового потенциала МИЭТ, обеспечивающее преемственность поколений и повышение квалификации научных и научно-педагогических работников университета;

· совершенствование системы управления МИЭТ, направленное на решение задач Программы и повышение качества образовательной и научно-исследовательской деятельности.

Реализацию Программы предполагается осуществить в 2010 - 2019 годах в один этап.

Показатели оценки эффективности реализации Программы приведены в приложении № 3 к настоящей Программе.

3. Мероприятия программы развития и этапы их реализации

Решение задач Программы будет осуществляться путем скоординированного выполнения следующих взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий, сгруппированных по следующим направлениям:

1. Совершенствование и/или модернизация образовательной деятельности

Мероприятие 1.1. Формирование качественного контингента обучающихся в университете.

В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», одной из основных целей развития профессионального образования и НИУ МИЭТ должно стать существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию Российской Федерации и повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося.

Развитие инженерно-технического образования является важнейшим условием инновационного развития государства, В связи с чем, университет ставит перед собой задачу подготовки выпускников, которые станут интеллектуальным и трудовым ресурсом модернизации российской экономики и повышения конкуренто-способности России в стратегически значимых сферах электроники, наноэлектроники, всокотехнологичных разработок и производства IT-продуктов и технологий.

В основе достижения этой цели лежит формирование качественного контингента обучающихся в университете. Мероприятие включает:

· Развитие инновационных форм довузовского образования на основе научно-образовательного комплекса, в который включены научные школы, выпускающие и базовые кафедры НИУ МИЭТ, инновационный и производственный комплексы МИЭТ, школы – партнеры МИЭТ, с которыми подписаны договоры и соглашения о сотрудничестве, высококвалифицированные вузовские преподаватели во взаимодействии с ведущими школьными учителями.

· Разработку и реализацию новых направлений работы с одаренными детьми и учащимися, склонными к творческой, исследовательской деятельности.

Мероприятие 1.2. Актуализация содержания образовательных программ.

В деятельности по обеспечению актуального содержания образовательных программ НИУ МИЭТ реализует акцентированную государством необходимость структурных, содержательных, технологических изменений на уровне основных образовательных программ (ООП) вуза, которые во многом задают основные параметры качества образовательного процесса и определяет конкуренто-способность, как самого вуза, так и выпускников, которых он готовит.

Разработка и реализация ООП будет осуществляться на основе ФГОС ВО, с учетом профессиональных стандартов и требований работодателей, что позволит в полной мере отразить в ООП логику тесной взаимосвязи формируемых в ходе образовательной деятельности компетенций и компетентностной модели выпускника с будущей профессиональной деятельностью выпускника. В соответствии с ФГОС ВО при проектировании и реализации ООП в Национальном исследовательском университете «МИЭТ» будет осуществляться стратегия дальнейшей актуализации задачи оценки качества образования.

Кроме того, в ближайшие годы университет планирует активно развивать обучение разных категорий слушателей по дополнительным образовательным программам, создавая новые и модернизируя действующие в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», утвержденным приказом Минобрнауки России № 499 от 1 июля 2013 г.

Будет внедряться приобретенный университетом положительный опыт не только совместной с ведущими сотрудниками предприятий разработки дополнительных профессиональных программ (ДПП), но и опыт их совместной реализации. Такие программы будут предлагаться для обучения, как сотрудников предприятия – партнера, так и для сотрудников других предприятий. Альянс преподавателей НИУ МИЭТ, владеющих теорией и практикой предмета, применяющих передовые образовательные технологии и методики обучения, и ведущих специалистов-практиков из реального сектора экономики позволил уже создать программы, представляющие большой интерес для предприятий – производителей микроэлектронной и радиоэлектронной продукции в стране. Модульный характер построения программ позволяет мобильно конструировать на их базе новые - под требования конкретного заказчика. Для удобства заказчиков обучения по ДПП и увеличению аудитории обучающихся в уже разработанные программы будут в обязательном порядке включены дистанционные модули. Для распространения опыта, накопленного учеными МИЭТ, планируется внедрение повышения квалификации сотрудников предприятий в форме стажировок.

В вопросах переподготовки будет продолжать развиваться система обеспечения предприятий отрасли высококвалифицированными специалистами через заказную подготовку магистров.

Мероприятие направлено на создание образовательных программ опережаю-щей подготовки и переподготовки, модернизацию образовательной деятельности для обеспечения кадровых потребностей отечественной электроники и включает:

· развитие системы практико-ориентированного обучения для целевой подготовки кадров с учетом квалификационных требований заказчиков и развивающихся международных профессиональных стандартов по направле-ниям, востребованным современным производством: разработка и внедрение образовательных программ прикладного бакалавриата и магистратуры;

· сертифицирование ООП через процедуры внешних экспертиз со стороны общественно-профессионального сообщества и бизнеса;

· создание профильно-ориентированных дополнительных образовательных программ формирования компетенций исследователя и разработчика с целью увязки базисных знаний с опытом современной инженерии;

· совершенствование системы взаимодействия с корпоративными заказчиками в области подготовки кадров по ПНР в рамках развития частно-государственного партнерства;

· привлечение кадров из сферы науки и бизнеса к разработке и модернизации учебных программ и учебно-методических комплексов.

Мероприятие 1.3. Разработка и внедрение современных образовательных методик и технологий.

Мероприятие включает:

· Реализацию образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: представление методического обеспечения в электронной образовательной среде; проведение он-лайн консультаций и обсуждения результатов проектов в формате видеоконференций и др.;

· Внедрение мобильных технологий в очное обучение студентов: проведение экспресс - опросов с использованием специализированного программного обеспечения и др.;

· Перевод на электронное обучение по направлениям подготовки бакалавриата: «Прикладная информатика» и «Программная инженерия», и программы магистратуры по направлению «Прикладная информатика».

Мероприятие 1.4. Внедрение сетевой формы реализации образовательных программ с различными образовательными и научными учреждениями и предприятиями реального сектора экономики.

Разработка и внедрение сетевых образовательных программ является важнейшим направлением обеспечения гибкости и открытости научно-образовательной среды университета, понижения барьеров между монодисциплинарными направлениями исследований, которые оформляются со временем в научные школы, различающиеся по уровню и подходам от вуза к вузу. Объединение ресурсов в рамках сети позволяет повысить эффективность их использования и оптимизировать работу участников сети.

Сетевое обучение позволяет более эффективно использовать ресурсы НИУ МИЭТ: расширить контингент студентов и улучшить его качество без дополнительных затрат на его отбор, повысить качество выпускников, повысить эффективность использования научного оборудования; развивать новые междисциплинарные направления исследований; расширить круг компаний-работодателей и заказчиков; углубить практикоориентированность получаемых студентами знаний и навыков. Привлечение к участию в сетевом взаимодействии аспирантов и молодых сотрудников университета позволит подготовить для учебного заведения преподавателей новой формации – «европейский преподаватель инженерного вуза».

Мероприятие включает:

Проектирование сетевых образовательных программ, подписание протоколов о намерениях с участниками сети, разработку комплекта локальных нормативных актов для реализации сетевых программ, подготовку макетов 2 образовательных программ (2015г.); создание реестра кадров и ресурсов для реализации программ (2016г.); реализация программы сетевого обучения магистров, подготовка аналитических отчетов о реализации программ (2017г. -2018г.); доработка программ (2019г.).

2. Совершенствование и/или модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности

Мероприятие направлено на развитие материально-технической базы научных исследований, создание лабораторий мирового уровня и повышение эффективности научно-инновационной деятельности. Мероприятие включает:

· развитие и оснащение научных лабораторий вуза, центров коллективного пользования современным, в том числе уникальным, оборудованием, приведение парка научного оборудования в соответствие с мировыми требованиями с целью создания условий для генерации знаний мирового уровня, расширения спектра и повышения качества научных исследований по ПНР;

· интеграция научной и образовательной деятельности в рамках проведения исследований по приоритетным научным направлениям;

· реализация инновационных проектов, развитие инновационной инфраструктуры и создание исследовательских лабораторий мирового уровня;

· расширение эффективного взаимодействия с предприятиями и организациями реального сектора экономики.

Развитие сектора исследований и разработок, научно-производственной деятельности и инфраструктуры будет проводиться в рамках проектов Российского научного фонда, Фонда перспективных исследований, Российского фонда фундаментальных исследований, Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», программы развития Центра коллективного пользования «Микросистемная техника и электронная компонентная база».

Основными инфраструктурными проектами развития должны стать:

Инфраструктурный проект «Создание Центра расширенного доступа к новейшим базовым технологиям 3D–интеграции изделий микро- и наноэлектроники и электронных устройств на их основе»

Инфраструктурный проект «Создание специализированного диагностико-метрологического центра общего доступа для оказания услуг по исследованиям, диагностике, измерениям и испытаниям ЭКБ, в том числе в нанометровом диапазоне»

Центр расширенного доступа к новейшим базовым технологиям 3D–интеграции изделий микро- и наноэлектроники и электронных устройств на их основе (Центр) организован в 2013 году и реализуется на базе инновационного комплекса Национального исследовательского университета «МИЭТ». Для развития Центра предоставлена современная научно-производственная инфраструктура, реализующая полный цикл создания современной наукоемкой продукции в области микроэлектроники, микросистемной техники, информационно-телекоммуника-ционных систем и радиоэлектронной аппаратуры - от проектирования электронной компонентной базы до выпуска опытных партий изделий конечной продукции.

В Центре сконцентрированы инфраструктурные возможности, научно-технические заделы, ресурсы и компетенции Национального исследовательского университета «МИЭТ» и других участников проекта. Проект реализуется в рамках консорциума, в составе которого МИЭТ, Зеленоградского нанотехнологического центра, Зеленоградского инновационно-технологического центра, предприятия города Москвы «Корпорация развития Зеленограда», ОАО «Росэлектроника», Фонд «РОСНАНО» и Fraunhofer Institute IZM на принципах партнерства и экономической целесообразности.

В структуру создаваемого специализированного диагностико-метрологи-ческого центра общего доступа для оказания услуг по исследованиям, диагностике, измерениям и испытаниям ЭКБ Национального исследовательского университета «МИЭТ» войдут профильные центры и лаборатории: Центр коллективного пользования «Диагностика и модификация микроструктур и нанообъектов», Научно-исследовательская лаборатория электронной микроскопии, Научно-технологический центр «Нано- и микросистемной техники», в том числе лаборатория по исследованию изделий нано- и микросистемной техники, Центр «Технологии и испытания электронных компонентов».

Проект направлен на создание условий беспрепятственного доступа к новейшим техническим средствам исследований, диагностики, измерений и испытаний электронной компонентной базы, в том числе в нанометровом диапазоне, для участников кластера «Зеленоград».

Заинтересованность в услугах Специализированного диагностико-метрологического центра в письменном виде продемонстрировали ключевые участники кластера. Услуги центра будут в перспективе распространены на предприятия города Москвы.

Создание Специализированного диагностико-метрологического центра будет способствовать расширению возможностей исследований, диагностики, измерений и испытаний электронной компонентной базы (ЭКБ) для участников кластера за счет предоставления услуг в режиме коллективного доступа к оборудованию и взаимным услугам участников кластера.

3. Развитие кадрового потенциала университета

Мероприятие 3.1. Развитие академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников университета.

Мероприятие направлено на реализацию возможностей перемещения студентов и аспирантов, педагогических и научных работников в другие образовательные, научные и иные, обладающие ресурсами для реализации академической мобильности, российские и зарубежные организации с целью осуществления всех видов академического обмена, в рамках учебной и научно-образовательной деятельности, на определенный академический период. Мероприятие включает:

· участие в программах поддержки академической мобильности, партнерства и международного сотрудничества научно-педагогических работников, студентов и аспирантов;

· направление студентов университета в партнерские вузы для обучения в рамках совместных программ двойных дипломов или включенного обучения в рамках межвузовского сотрудничества (без выдачи второго диплома), в том числе в рамках программ академического обмена;

· направление студентов и аспирантов университета в сторонние организации для прохождения различных видов стажировок, участия в летних школах по направлениям подготовки, в конференциях и семинарах;

· направление научно-педагогических работников в партнерские вузы и организации для чтения лекций, проведения занятий и консультаций, проведения научных исследований в рамках совместных тем, участия в программах повышения квалификации, прохождения стажировок, участия в конференциях и семинарах.

Мероприятие 3.2. Создание гибких форматов привлечения перспективных сотрудников для работы в университете.

Мероприятие предусматривает:

· проведение университетом целенаправленной кадровой политики с использованием возможностей конкурсного отбора на должности научно-педагогических работников с целью привлечения наиболее квалифицированных специалистов;

· расширение практики привлечения перспективных преподавательских и научных кадров с квалификацией международного уровня, успешных ученых, выпускников аспирантур ведущих зарубежных университетов, а также ведущих отечественных преподавателей и ученых, путем установления различных форм сотрудничества - включение в штат университета, чтение курса лекций, проведение цикла практических занятий, мастер-классов;

· расширение практики привлечения квалифицированных практикующих специалистов для ведения преподавательской и научной деятельности из отечественных и зарубежных компаний, научно-исследовательских и проектных институтов;

· подготовка кадров высшей квалификации – направление для обучения в аспирантуру зарубежных университетов лучших выпускников магистратуры, с последующим привлечением их к работе по ключевым позициям в университете;

· разработка и реализация программ поддержки выпускников аспирантуры МИЭТ и других отечественных и зарубежных университетов, показавших успехи в исследовательской деятельности, с последующим их закреплением для работы в университете, в том числе по результатам успешно пройденных стажировок.

Мероприятие 3.3. Создание конкурентоспособной системы оплаты труда, мотивации и развития персонала, формирование и обучение кадрового резерва университета.

Мероприятие направлено на повышение мотивированности работников к эффективному труду и к профессиональному и личному развитию. В том числе через внедрение эффективного контракта, устанавливающего прямую зависимость назначения стимулирующих выплат от результативности труда работника, способствующего повышению ответственности работника как за качество своей работы, так и эффективность деятельности университета в целом. Мероприятие включает:

· поэтапное внедрение и дальнейшее совершенствование механизмов эффективного контракта с научно-педагогическими и иными категориями работников;

· создание системы оценки и стимулирования научно-педагогических работников, внедряющих инновационные методики преподавания и успешно ведущих научную деятельность по приоритетным для университета направлениям развития;

· установления конкурентоспособной заработной платы научно-педагогических работников университета относительно заработной платы местных рынков труда;

· проведение работ по совершенствованию структуры, а также численного и качественного состава административно-управленческого и вспомогательного персонала университета;

· разработку и реализацию программы формирования кадрового резерва педагогических, научных и управленческих кадров;

· формирование единой корпоративной культуры университета и развитие системы интеграции трудовых ресурсов (поддержка программ и проектов, реализуемых сотрудниками разных структурных подразделений совместно).

Мероприятие 3.4. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников университета.

Мероприятие направлено на развитие и совершенствование кадрового потенциала университета, создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений, на развитие системы непрерывного обучения и повышения квалификации сотрудников, позволяющей им приобретать дополнительные профессиональные навыки, необходимые для успешного выполнения корпоративных задач. Мероприятие включает:

· развитие ведущих научных школ, включая организацию специальных семинаров для молодых преподавателей с привлечением ведущих ученых и специалистов в области электроники, организацию целевых стажировок и повышения квалификации членов коллективов научных школ в ведущих российских и зарубежных научных центрах;

· повышение квалификации и профессиональную переподготовку научно-педагогических работников, административного и управленческого персонала университета;

· повышение квалификации и обучение персонала для эксплуатации уникального оборудования в лабораториях мирового уровня;

· развитие системы управления кадрами, направленной на повышение компетентности и улучшение качественного состава научных и научно-педагогических кадров, развитие системы привлечения талантливой молодежи к педагогической и научной деятельности и создание системы их профессионального роста.

4. Совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры

Мероприятие 4.1. Развитие социально-культурных и спортивных объектов университета.

Мероприятие направлено на развитие университетского регионального центра науки, спорта и культуры, интеграцию социально-культурной инфраструктуры университета и близлежащего региона. Мероприятие включает:

· создание регионального центра здорового образа жизни и внедрения физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» – модернизацию открытых спортивных сооружений и спортивного комплекса университета до соответствия требованиям к приему норм «ГТО» во всех возрастных группах;

· разработку и внедрение инновационных методик ведения социально-культурной деятельности, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы, развития органов студенческого самоуправления, повышения корпоративной культуры университета;

· привлечение представителей общественности, бизнеса и промышленных партнеров к совместному участию в процессе интеграции социально-культурной и спортивной инфраструктуры университета и близлежащего региона;

· организацию просветительских и культурных мероприятий, направленных на выявление и профилактику негативных социальных явлений в молодежной среде, содействие решению проблем социального и культурного развития региона.

Мероприятие 4.2. Создание доступной среды для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Мероприятие включает:

· развитие инфраструктуры учебных корпусов, общежитий, спортивных и культурных объектов университета с целью формирования безбарьерной среды обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

· разработку инновационных научно-образовательных, физкультурно-реабилитационных технологий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

5. Повышение эффективности управления университетом

Мероприятие 5.1. Формирование критериев результативности академической деятельности.

Мероприятие направлено на обеспечение высоких целевых показателей эффективности деятельности университета. Мероприятие включает:

· создание и реализацию организационно-экономического механизма управления университетом, разработку и внедрение системы бюджетирования деятельности университета с учетом инновационной составляющей развития;

· создание комплексного механизма управления информационным обеспечением инновационной подготовки специалистов;

· реформирование системы управления воспитательной работы с приоритетом повышения творческой активности студентов и созданием студенческой инновационной среды;

· совершенствование системы управления качеством образовательной и научной деятельности.

Мероприятие 5.2. Развитие системы поддержки бизнес-процессов административной, учебной и научно-исследовательской деятельности.

Мероприятие направлено на повышение эффективности деятельности и сокращение сроков принятия управленческих решений. Мероприятие включает:

· развитие системы управления основными процессами образовательной и научной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий и сетевой инфраструктуры взаимодействия университета с вузами, организациями-партнерами и всеми заинтересованными в деятельности университета сторонами;

· внедрение в деятельность университета передовых технологий целевой доставки разнородной информации на мобильные устройства;

· развитие информационных ресурсов и информационно-коммуникационной среды университета на основе внедрения корпоративных информационно-технологических решений и систем.

Сроки реализации мероприятий и их основные результаты представлены в приложении 1.

4. Финансовое обеспечение программы развития

Ассигнования федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий Программы не предусмотрены. Внебюджетное финансовое обеспечение мероприятий Программы составляет всего 610,0 млн. рублей, в том числе: 2015 г. – 110 млн.руб.; 2016 г. – 120,0 млн.руб.; 2017 г. – 120,0 млн.руб.; 2018 г. – 130,0 млн.руб.; 2019 г. – 130,0 млн.руб.;

Объемы финансового обеспечения Программы приведены в к настоящей Программе.

Внебюджетные средства на реализацию Программы привлекаются от стратегических партнеров университета, а также со стороны ОАО «Особые экономические зоны» и ОАО «Зеленоградский инновационно-технологический центр».

5. Ожидаемые результаты и риски реализации программы развития

Реализация Программы позволит:

· создать современную интегрированную многоуровневую систему проектно-исследовательского и практико-ориентированного обучения для непрерывной целевой профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области электроники для высокотехнологичных секторов экономики и социальной сферы за счет формирования для каждого обучающегося системного развивающего пространства, реализации новых методических подходов при формировании компетенций разработчика-исследователя на основе интеграции учебной, научной и инновационной деятельности, обеспечивающей профессиональную адаптацию выпускников к требованиям современного производства и перспективным потребностям рынка труда;

· создать совместно со стратегическими партнерами новую инновационную, конкурентоспособную и импортозамещающую научно-техническую продукцию для обеспечения паритетных позиций страны в области электронной компонентной базы, систем-на-кристалле, микро- и наносистем для современных отечественных радиоэлектронных устройств и систем электронной техники, электронных интеллектуальных систем управления транспортом, авиационной, ракетно-космической и специальной техникой;

· способствовать снижению зависимости страны от зарубежных поставщиков электронной компонентной базы и изделий электроники, которые во многом определяют тактико-технические характеристики современной военной техники, уровень безопасности информационно- телекоммуникационных систем государственного значения, а также перспективы создания новой продукции массового потребления;

· создать эффективную систему коммерциализации и трансфера технологий в области электроники;

· создать основу кадрового обеспечения развития технико-внедренческой зоны «Зеленоград» как регионального кластера электроники на основе опережающей подготовки специалистов по актуальным направлениям развития;

· организовать новые рабочие места путем существенного расширения инновационного пояса университета за счет создания стартовых высокотехнологичных малых и средних предприятий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также образования совместных предприятий с зарубежными компаниями - лидерами в области электроники.

Реализация Программы приведет к существенному изменению облика МИЭТ как научно-образовательного учреждения нового типа за счет более глубокой интеграции в мировое научно-образовательное пространство и формирования прочных связей с высокотехнологичным сектором экономики. В результате выполнения Программы МИЭТ станет одним из мировых центров науки и образования в области электроники, реализующим международные учебные, научные, инновационные проекты и программы с привлечением иностранных обучающихся и специалистов. Вместе с тем, основной акцент в деятельности МИЭТ будет сделан, прежде всего, на подготовку национальных российских кадров, имеющих опыт участия в международных проектах, что будет способствовать реализации государственной политики по переводу экономики на инновационные рельсы развития.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.