Мытарства блаженной феодоры читать онлайн. Житие преподобной феодоры александрийской

По благословению митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира

Мытарства Блаженной Феодоры

В Священном Предании, согласном со Священным Писанием, мы находим учение о мытарствах (Правосл. Исповед., ч. 2, отв. на вопр. 25). Сущность учения о мытарствах излагает свт. Кирилл Александрийский в слове «О исходе души». Мытарства – это неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной земной жизни к вечному жребию все души человеческие, как злые, так и добрые. На мытарствах душа в присутствии Ангелов и демонов, но и пред оком всевидящего Судии Бога, испытывается во всех делах, словах и помышлениях. Души добрые, оправданные на мытарствах, возносятся Ангелами в райские обители для предначатия вечного блаженства, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, влекутся демонами в их мрачные обители для предначатия вечного мучения.

Таким образом, мытарства являются частным судом, совершаемым над каждой человеческой душой невидимо Самим Господом посредством Своих Ангелов, допуская к тому и злых мытарей-обличителей – демонов. В житии преп. Василия Нового повествуется, что ученику его – преп. Григорию были подробно открыты в видении как обстоятельства смертного часа, так и хождения по мытарствам преп. Феодоры (память 8 дек.). Здесь подробно исчисляются 20 мытарств.

Внимательное ознакомление с мытарствами полезно для более тщательной подготовки к исповеди, испытания своей совести, обретения покаянного настроения.

Вот о чем поведала блаженная Феодора, явившись по смерти ученику преп. Василия Нового преп. Григорию (Ч. М. 26 марта).

«Когда настал для меня час разлучения с телом, то увидела я множество бесов в виде черных эфиопов (негров, черных людей), стоявших около моей постели. Они скрежетали зубами, как будто хотели пожрать меня. Развертывали свитки, в которых были записаны все мои грехи. Бедная душа моя была в страхе и трепете. Вид бесов был для меня лютее самой смерти. Я отворачивалась туда и сюда, но не могла не видеть их и не слышать голосов их. Изнемогши до конца, я увидела, наконец, двух светлых Ангелов Божиих, которые подошли ко мне в виде красивых юношей. Одежды их сияли светом, и препоясаны они были на груди золотыми поясами. Приблизившись к моей постели, они стали с правой стороны, тихо беседуя между собой, а я обрадовалась и весело смотрела на них. При виде их бесы содрогнулись и отступили. Тогда один из Ангелов строго сказал им: «О бесстыдные, проклятые и злобные враги рода человеческого! Зачем всегда спешите вы приходить к умирающим и своим криком смущаете душу, разлучающуюся с телом? Не радуйтесь, тут вы ничего для себя не найдете: Бог помиловал эту душу, и вам нет ничего общего с нею!» Бесы неистово закричали и начали показывать записи о злых делах, от юности мной сделанных, говоря: «Мы не имеем дела до нее? А это чьи грехи? Не она ли творила их?» – крича таким образом, они выжидали смерти моей.

И вот из уст моих излетел последний вздох, светлые Ангелы взяли мою душу на руки свои. Я оглянулась назад и увидела, что тело мое лежит без чувства и движения. Подобно тому, как если бы кто, сбросивши с себя одежду, смотрел на нее, так и я смотрела на тело свое и очень удивлялась этому. Между тем как Ангелы держали меня, бесы окружили нас и кричали: «Эта душа имеет много грехов, пусть отвечает за них!» Святые Ангелы собирали все, что я сделала когда-либо доброго, малейшие добрые дела, одно за другим, Ангелы собирали и готовили, чтобы положить против злых моих дел. Бесы, смотря на это, скрежетали на меня зубами своими, хотели тотчас вырвать меня из рук ангельских и низвести на дно ада. В это самое время внезапно явился преподобный отец Василий (у которого по смерти мужа жила в услужении преп. Феодора, посвятившая себя на служение ближним и молитву и пред кончиной своей принявшая иночество) и сказал Ангелам: «Святые Ангелы! Эта душа много послужила к упокоению старости моей, а потому я молился о ней Богу, и Бог даровал ее мне».

Сказавши это, он вынул из-за пазухи как бы некий мешочек с золотом и отдал его Ангелам со словами: «Вот сокровище моих молитв пред Господом об этой душе. Когда будете проходить воздушные мытарства и лукавые духи начнут истязать ее, то вы искупляйте ее этим от долгов ее». После сего он стал невидим, а Ангелы взяли меня, и мы по воздуху пошли на восток.

Когда мы шли от земли к высоте небесной, то вначале встретили нас воздушные духи 1-го мытарства, на котором истязуются грехи празднословия, т. е. бесед безрассудных, скверных. Мы остановились, и пред нами вынесены были многие свитки, где записаны были все слова, произнесенные мной от юности моей непотребно и безрассудно, а особенно если они выражали что-нибудь срамное или кощунственное, как то нередко бывает на языке людей молодых. Я видела записанными там все свои праздные слова, бесстыдные песни, бесчинные крики, смех и хохот. Всем этим малые духи обличали меня, указывая на время и место, когда, где, с кем занималась я суетной беседой и прогневала Бога своими непристойными словами, не считая это грехом, а потому не исповедовалась духовному отцу и не раскаивалась. Я молчала, как безгласная, не будучи в состоянии отвечать, потому что духи лукавые обличали меня правильно. Когда я молчала, стыдилась и от страха трепетала, святые Ангелы положили нечто из моих добрых дел, а недостающее восполнили из сокровища, данного отцом Василием, и этим выкупили меня. «Когда же Ангелы представят добрые дела к оправданию души, – говорит прп. Иоанн Дамаскин в Слове об усопших в вере, – и злые духи припомнят столько же грехов к ее осуждению и будет равновесие, тогда побеждает человеколюбие Божие. Тем же милосердием Божиим восполняется иногда недостаток добрых дел против преобладающего количества злых».

Оттуда пошли мы выше и приблизились ко 2-му мытарству – лжи, на котором истязуется всякое слово ложное, т. е. клятвопреступление, напрасное призывание имени Божия, лжесвидетельство, неисполнение данных Богу обетов, неискреннее и неистинное исповедание грехов и тому подобное. Духи этого мытарства злы и свирепы; они остановили нас и начали меня подробно испытывать. Но я обличена была ими только в том, что иногда лгала в неважных вещах и не считала того за грех. А клятвопреступлений, лжесвидетельства и других важных беззаконий не нашли во мне.

Достигли мы 3-го мытарства, истязующего осуждение и клевету. Тут остановили нас, и я уразумела, как тяжек грех осуждения ближнего и как велико зло клеветать на кого-либо, бесславить, хулить, браниться и смеяться над чужими недостатками. Таких грешников лютые демоны истязают как противников Христа, предвосхитивших себе право суда над другими. Но во мне, по благодати Христа, немного нашли этих грехов, я во все дни жизни моей старалась удерживаться от них.

Дошли мы до 4-го мытарства – чревоугодия, и тотчас выбежали навстречу нам злые духи. Лица их были похожи на лица сластолюбивых обжор и мерзких пьяниц. Обойдя нас, как псы, они тотчас же показали нам счет всех случаев моего объедения, когда я ела тайно, или сверх нужды, или с утра не помолившись, или хотя бы не оградив себя крестным знамением, когда ела во святые посты до совершения богослужения. Представили и все случаи моего пьянства, даже показывали те самые чаши, рюмки и прочие сосуды, из коих я упивалась в такое-то время, на таком-то пиру, с такими-то собеседниками. И всякое мое чревоугодие до подробности поставили на вид и радовались, как бы уже получив меня в свои руки. Я трепетала, видя мое обличение, и не знала, что отвечать вопреки. Но Ангелы, вынув довольно из даров преп. Василия, положили то против моих грехов и выкупили меня. Увидев выкуп, злые духи вскричали: «Горе нам! Пропали наши труды!» – и бросили на воздух свои записи о моем чревоугодии.

Я осмелилась сказать моим путеводителям: «Мне кажется, святые Ангелы, что никто из живущих на земле не знает того, что здесь происходит и что ожидает душу по смерти». Но Ангелы отвечали мне: «А разве не свидетельствует обо всем этом людям Божественное Писание? Только люди, пристрастившиеся к земной суете, небрегут о нем, забывши страх Божий. Впрочем, кто из них милостив к нищим и убогим помогает, тот легко получает от Бога прощение грехов своих и ради милосердия своего проходит все мытарства без остановки. А кто не старается милостынями очищать грехи свои, тому невозможно избегнуть темных мытарей, которые низводят души согрешивших во ад и держат в узах до страшного Суда Христова».

В такой беседе мы дошли до 5-го мытарства – лености, где истязуются грешники за все дни и часы, проведенные в праздности. Тут же задерживаются тунеядцы, жившие чужими трудами, а сами не трудившиеся, и наемники, берущие плату, но не исполнявшие обязанностей, принятых на себя. Здесь же истязуются и те, которые нерадят о прославлении Бога, ленятся в воскресные и праздничные дни ходить в храм к утрене, литургии и другим службам. Там же испытывается вообще небрежение как мирских, так и духовных людей и нераденье о своей душе, и многие оттуда низводятся в пропасть. И я была там много испытываема, и нельзя бы мне было освободиться от долгов, если бы Ангелы не восполнили моих недостатков дарами преп. Василия.

На 6-м мытарстве – воровства, хотя и были остановлены мы на некоторое время, но, дав немного выкупа, пошли далее, потому что не обрелось на мне воровства, кроме весьма маловажных случаев в моем детстве.

7-е мытарство – сребролюбия и скупости, прошли мы без задержки, потому что я, по милости Божией, никогда в жизни моей не заботилась о многом приобретении и не была сребролюбива, довольствовалась тем, что Бог давал, и не была скупой, но что имела, усердно раздавала бедным.

Поднявшись еще выше, мы встретили 8-е мытарств о – лихоимства, где истязуют дающих деньги за противозаконные проценты и всех наживающихся за счет своих ближних, взяточников и присвоителей чужого. Истязатели, не найдя во мне лихоимства, скрежетали зубами от досады, а мы, благодаря Бога, пошли выше.

9-е мытарство – неправды, где истязуются неправедные судьи, из корысти оправдывающие виновных и осуждающие невинных, также люди, не дающие наемникам условленной платы или в торговле употребляющие неправильно власть или меру, и вообще все делающие какую-либо несправедливость, мы, по милости Божией, прошли благополучно.

10-е мытарство – зависти, мы прошли ничего не заплативши, потому что я никогда не завидовала. Тут же истязуют за нелюбовь, братоненавидение, недружелюбие и ненависть, но, по милосердию Христа Бога, я оказалась невинной в этих грехах, и хотя видела ярость скрежетавших против меня бесов, но уже не боялась их – и мы, радуясь, пошли выше.

11-е мытарство – гордости, где надменные духи истязуют за тщеславие, самонадеянность, презрение к другим и величание, за невоздаяние должной чести родителям, правительству и начальству, поставленным от Бога, и за неповиновение им, мы также прошли свободно.

На 12-м мытарстве – гнева и ярости, воздушные истязатели хотя и очень свирепы, но мало что от нас получили, и мы пошли далее, радуясь о Господе.

На 13-м мытарстве – злопомнения, где без милости испытуются те, которые в сердцах своих питают злобу на ближнего и воздают злом за зло, милосердие Господне спасло меня, потому что во мне не было злопомнения, здесь мы ничего не заплатили и, радуясь о Господе, пошли далее.

Тогда я осмелилась спросить ведших меня Ангелов: «Скажите мне: откуда эти страшные властители воздушные знают так подробно все злые дела людей, не только явные, но и тайные?» «Всякий христианин, – отвечали Ангелы, – после святого крещения получает от Бога Ангела-Хранителя, который наставляет его на всякое доброе дело и записывает все добрые дела его, за которые человек может получить от Бога милость и воздаяние. И князь тьмы также назначает одного из лукавых духов, чтобы он, ходя вслед за человеком, поощрял его своими кознями к злым делам и записывал все худое, что человек сделает. Такой лукавый дух разносит по мытарствам все грехи человека, и оттого они известны демонам. Когда же душа разлучится от тела и хочет идти к Создателю своему на небо, то лукавые духи возбраняют ей на этом пути, показывая ей (как и тебе) содеянные ею грехи. Если душа имеет более добрых дел, чем грехов, то они не могут удержать ее, а если грехов найдется больше, то они удерживают душу на некоторое время, затворяют ее в темнице, дабы не видела Бога, и мучат, сколько сила Божия дозволит им, пока та душа посредством молитв Церкви и милостыни ближних не получит прощения. Если же такая душа окажется такой грешной и нечистой пред Богом, что не будет для нее никакой надежды спасения, то злые духи тотчас низводят ее в бездну ада. Там погибшие души содержатся до второго пришествия Господня и потом, после соединения со своими телами, будут мучиться вместе с диаволами в геенне огненной. Путем мытарств восходят и испытываются на них только просвещенные святой верой и крещением, неверующие же сюда совсем не приходят, потому что, еще до разлучения от тела, душами своими принадлежат аду, и когда умирают, то бесы без всякого испытания берут их души как принадлежащую им добычу и низводят в адскую пропасть».

Беседуя так, мы достигли 14-го мытарства – убийства, на котором истязуют не только за разбой, но и за всякую рану, за всякий удар нанесенный, за пихание с гневом и толчки. Мало что дав тут, мы пошли далее.

Прошли мимо 15-го мытарства – чародейства, обаяния, отравления, призывания бесов. По милости Божией, бесы ничего не нашли во мне здесь, и мы пошли далее, провожаемые злобным криком демонов: «Вот придешь на мытарство блуда, увидим, как освободишься оттуда!»

Когда мы поднимались выше, я осмелилась еще спросить Ангелов: «Все ли христиане проходят через эти мытарства и нет ли возможности пройти их без испытаний?» Ангелы отвечали: «Нет иного пути для душ, восходящих на небо, все идут этой дорогой, но не все бывают так истязаемы, как ты и подобные тебе грешники, которые творят неполное исповедание своих грехов, из ложного стыда утаивая перед духовником срамные дела свои. Кто же чистосердечно рассказывает на исповеди все свои злые дела и жалеет о содеянном, того грехи невидимо заграждаются Божиим милосердием. И тогда всякая покаявшаяся душа приходит сюда, воздушные истязатели, раскрыв свои книги, не находят в них ничего записанного, и такая душа, радуясь, восходит к престолу Божию. Тебе много помогло то, что ты давно уже перестала грешить смертно и последние годы жизни своей проводила добродетельно, и особенно помогли тебе молитвы преп. Василия, коему ты много послужила».

Князь 16-го страшного мытарства – блуда, где истязуются блудные мечты, мысленное услаждение в том, блудные воззрения, порочные осязания и страстные прикосновения, был облечен в нечистую и смрадную одежду, и множество бесов стояло около него. Увидев меня, они удивились, что я прошла уже столько мытарств и, вынеся записки о всех моих блудных делах, обличили меня, указывая на лица и на места, на время, с кем, когда и где я грешила в юности моей. Я молчала и трепетала от стыда и страха, но Ангелы сказали бесам: «Она давно уже оставила блудные дела и последнее время проживала в чистоте, воздержании и посте». А бесы отвечали: «И мы знаем это, но она неискренне исповедовалась в своих блудных грехах перед духовником и не получила от него надлежащей заповеди об удовлетворении за грехи, потому она наша! Или оставьте ее нам, или выкупайте добрыми делами». Ангелы положили много из моих добрых дел, а еще больше от даров преп. Василия, и я едва избавилась от лютой беды.

В 17-м мытарстве – прелюбодеяния, где истязуются грехи людей, живущих в супружестве, но не сохраняющих супружеской верности, оскверняющих свое ложе блудом, также блудные похищения и насилия, строго истязуются блудные грехопадения лиц, посвятивших себя Богу, но не соблюдших чистоты. И я много должна была на этом мытарстве; лукавые духи уже обличили меня и хотели вырвать из рук Ангелов, и Ангелы, долго спорив с ними, едва искупили меня – не столько моими добрыми делами, которые положили здесь все до последнего, сколько сокровищем прп. Василия, которого также очень много положили на весы против моих беззаконий и, взяв меня, пошли далее.

Князь 18-го мытарства – содомских грехов, на котором истязуются все противоестественные грехи, кровосмешение и другие скверные дела, совершаемые тайно, о коих даже и вспомнить человеку стыдно и страшно, был мерзостнее всех бесов, опачкан гноем и смрадом, таковы же и все его слуги, смрад от них был нестерпимый, злообразие невообразимо, ярость и лютость невыразима. Окружив нас, но, по милости Божией, ничего не найдя во мне, они отбежали от нас со стыдом, а мы пошли дальше.

И сказали мне Ангелы: «Ты видела, Феодора, страшные и мерзкие мытарства блудные? Знай же, что мало какая душа проходит их без остановки и выкупа, потому что весь мир лежит во зле соблазнов и скверны, и все люди сластолюбивы. Мало кто бережет себя от нечистот блудных и умерщвляет в себе похоть плотскую. Поэтому весьма многие, достигнув блудных мытарств, здесь погибают. Начальники блудных мытарств хвалятся, что они более всех других истязателей наполняют душами людей огненную пропасть ада. А ты благодари Бога, что прошла блудные истязания, по молитвам духовного отца твоего Василия, и более уже не увидишь страха!»

После сего подошли мы к 19-му мытарству – ересей, где истязуются неправые мудрования о вере, отступничество от православного исповедания веры, неверие, сомнение о вере, порицание святыни.

Я прошла это мытарство без испытания, и вот уже мы были недалеко от врат небесных.

Но нас встретили злобные духи последнего, 20-го мытарства , – немилосердия и жестокосердия. Жестоки тут истязатели, и князь их лют, с виду сухой и унылый. Если бы кто совершал и самые великие подвиги, изнурял себя постами, непрестанно молился и сохранял чистоту телесную, но был немилостив, таковой из этого последнего мытарства низвергается в бездну ада и не получает милости вовеки. Но мы, благодатью Христовой, прошли безбедно через это место, при помощи молитв преп. Василия.

Избавившись от страшных мытарств, мы с радостью приблизились к вратам небесным. Они дивно сияли. В них стояли светлые, как солнце, юноши, которые, увидев меня с Ангелами, радовались, что я милосердием Божиим избавилась от воздушных мытарств, и, приветливо встретив нас, ввели меня внутрь. Но что я там видела и что слышала, чадо Григорий, того нельзя и высказать. Я видела то, чего никогда не видело око человеческое, и слышала, чего никогда не слыхало ухо и чего никому из живущих на земле не представляло желание или воображение.

И приведена я была (в 3-й день по выходе моем из тела) к престолу Божию славы неприступной, окруженному Херувимами, Серафимами и множеством воинств небесных, непрестанно славящих Бога неизреченными песнями. Падши, я поклонилась невидимому и непостижимому Богу, и небесные силы воспели сладкую песнь, прославляя Божие милосердие, не побеждаемое грехами человеческими. И пришел глас от Бога, повелевавший приведшим меня Ангелам показать мне все обители святых и потом все муки грешников, после чего водворили бы меня в обители преп. Василия. Итак, в течение шести дней (по откровению Ангела свт. Макарию Александрийскому) водили меня всюду, и я видела прекрасные обители апостольские, пророческие, мученические, святительские и проч. Все они были красоты неизреченной и пространны, и везде я слышала глас духовной радости и веселья, везде видела торжество святых.

По обхождении светлых обителей (и после вторичного поклонения Богу, в девятый день по моей кончине – по откровению Ангела свт. Макарию Александрийскому) низведена я была в преисподнюю и видела там страшные и нестерпимые муки грешников. Я слышала там вопли, плач и рыдание мучившихся. Иные из них страшно кричали и проклинали день своего рождения, но никто не оказывал им милосердия. По этим разным местам мучений и отделениям ада душа человеческая носится тридцать дней, трепеща и содрогаясь, чтобы и ей самой не быть заключенной в них. В 11-й день хождения по аду, или в 20-й день по кончине человека, – половина времени хождения души. Святая Церковь молится в этот день об усопшем и тем облегчает скорбь его души. Из мрачных темниц ада Ангелы провели меня и, наконец, водворили в обитель отца моего, преп. Василия, сказав мне: «Сегодня преп. Василий творит о тебе память». И поняла я тогда: был сороковой день по разлучении моем от тела, и в этот день пришла я на место упокоения».

Вот почему святая Церковь со времен апостольских творит поминовение усопших в 3-й, 9-й, 20-й и 40-й дни по их кончине и совершает ежедневно в течение сорока дней Божественную литургию об их душах. Особое молитвенное поминовение совершается еще издревле и в годовой день по кончине умершего. День смерти христианина есть день рождения его для вечной жизни. Вот почему мы празднуем память наших братии по истечении года со дня их кончины. Празднуя их второе рождение для неба, мы умоляем благоутробие Божие, да милостив будет Господь к душам их и да сотворит их жителями рая. Что же касается вообще пользы нашей молитвы для душ умерших, об этом свт. Кирилл Иерусалимский в 5-м тайноводственном поучении говорит: «Если какой царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетши златой венец, принесли бы тому царю за терпящих наказание, то не сделал ли бы он им облегчение наказания? Таким образом и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец сплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога».

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

страницы: 1 2 3

Мытарство - это препятствие, которое проходит душа человека после смерти, согласно житию преподобного Василия Нового.

В православии все души после смерти проходят воздушные посмертные мытарства. Души проходят эти мытарства в окружении двух Ангелов. После прохождения мытарств душа человека попадает на страшный суд Божий.

После смерти - душа человека проходит 20 мытарств

Какие мытарства проходит душа? Мытарств всего 20, ими управляют нечистые злые духи, которые пытаются забрать душу человека в ад. Мытари - падшие души, которые стараются обличить душу человека в содеянные грехах, стремясь обнаружить в ней страсти.

Бесы дают список грехов, а ангелы - добрые дела, которые были совершены душой при жизни. Если добрые дела перевешивают, то душа проходит к следующему мытарству. Но если же злые дела перевешивают, то бесы уносят душу в ад. Если же на весах будет равновесие между добрыми и злыми делами, то побеждает человеколюбие Божие.

Мытарства проходят по дням? Мытарства душа проходит ровно сорок дней, после чего отправляется туда, куда ей будет предрешено попасть.


В житии преподобного Василия Нового - было видение преподобного Григория блаженной Феодоры

Известным рассказом «Исповедь по мытарствам» в житии преподобного Василия Нового - было видение преподобного Григория, его ученика, о мытарствах Блаженной Феодоры. Мытарства Блаженной Феодоры были известны еще на Руси.


У преподобного Василия была послушница Феодора, она очень хорошо служила. Когда она приняла иноческий постриг, то отошла ко Господу. У Василия же был один ученик - Григорий, который хотел все знать. Он желал разобраться, куда отправилась Феодора.

По молитвам преподобного Василия - Григорий увидел во сне участь Блаженной Феодоры

Григорий часто спрашивал об этом у Василия, потому что был уверен, что тот все знает. Василий не хотел огорчать Григория, поэтому стал молиться Господу, что Он открыл для его духовного сына участь блаженной Феодоры.

Однажды духовный сын Василия - Григорий увидел во сне блаженную Феодору

Однажды Григорий увидел Феодору во сне. Она находилась в светлой обители, полной небесной славы и неизреченных благ. Когда Григорий увидел ее, он очень обрадовался. Тогда же он решил и узнать у нее, как разлучилась душа ее от тела, что она видела. На эти вопросы Феодора отвечала ему так:

«Чадо Григорие, о страшном деле спросил ты, ужасно вспомнить о нем. Видела я лица, которых никогда не видела, и слышала слова, которых никогда не слыхала. Что я могу сказать тебе? Страшное и ужасное пришлось видеть и слышать за мои дела, но, при помощи и по молитвам отца нашего преподобного Василия, мне все было легко…».

Феодора стала говорить ему о том, что очень трудно передать словами то, какой страх и смятение ей пришлось испытать.

«…Итак, когда настал час разлучения души моей от тела, я увидела вокруг моей постели множество эфиопов, черных как сажа или смола, с горящими как уголья глазами…».

Эти эфиопы подняли повсюду страшный крик, одни лаяли как собаки, другие хрюкали как свинья. Все они смотрели на Феодору, грозились, скрежетали зубами. Она чувствовала, что они хотят ее съесть.

«…Они готовили хартии, в которых были записаны все мои дурные дела. Тогда бедная душа моя пришла в трепет; муки смертной как будто не существовало для меня: грозное видение страшных эфиопов было для меня другою, более страшной смертью…».

Они были готовы дать все мои грехи и забрать душу - говорила святая Феодора.


Феодора пыталась отворачиваться, чтобы не видеть ужасных лиц перед собой, но они были просто повсюду. Когда она не могла уже сдерживаться, перед ней появилось двое ангелов.

« …Лица их были светлы, глаза смотрели с любовью, волосы на голове были светлые как снег и блестели как золото; одежды были похожи на свет молнии, и на груди они были крестообразно подпоясаны золотыми поясами…».

Когда они подошли к кровати Феодоры, они стали о чем-то тихо говорить. Эфиопы, увидев их, сразу отошли. Святые же ангелы сказали, что эта женщина принадлежит Богу. Эфиопы же сразу подняли ужасный крик, они показывали список, на котором были записаны злые дела.

«…И сказав это, они стояли и дожидались моей смерти. Наконец, пришла и сама смерть, рыкающая как лев и очень страшная по виду; она похожа была на человека, но только не имела никакого тела и была составлена из одних голых человеческих костей…».

У смерти были с собой различные орудия. Феодора ужаснулась, но Ангелы сказали смерти, чтоб она освободила душу Феодоры от тела.

«…Смерть подошла ко мне, взяла малый оскорд и прежде всего отсекла мне ноги, потом руки, затем постепенно другими орудиями отсекла прочие члены мои, отделяя состав от состава, и все тело мое омертвело. Затем, взявши теслу, она отсекла мне голову, и она сделалась для меня как бы чужая, ибо я не могла ею повернуть. После этого смерть сделала в чаше какое-то питье и, поднеся к моим устам, насильно напоила меня. Питье это было так горько, что душа моя не могла этого вынести – она содрогнулась и выскочила из тела, как бы насильно вырванная из него…».

Тогда светлые Ангелы взяли Феодору себе на руки.

Когда Феодора обернулась, она увидела свое тело, которое лежало бездыханное. Тогда бесы стали кричать, говоря, что у этой души много грехов.

«…Но святые Ангелы стали отыскивать мои добрые дела и, по благодати Божией, находили и собирали все, что при помощи Господней сделано было мною доброго…».

Подала ли когда милостыню, накормила ли голодного и нуждающегося, одела ли нового, служила ли святым, посещала ли больных и хромых, молилась ли ночью, исповедовалась ли перед своим духовным отцом свои грехи.

Преподобный Василий дал Ангелам мешочек с золотом на выкуп души Феодоры

Эфиопы ждали, они очень хотели забрать душу.

«…В это время неожиданно явился там же преподобный отец наш Василий и сказал святым Ангелам: «Господие мои, эта душа много служила мне, успокаивая мою старость, и я молился Богу, и Он отдал ее мне…».

Затем он достал, золотой мешочек, наполненный золотом, и отдал его Ангелам.

«…Когда будете проходить воздушными мытарствами и лукавые духи начнут истязывать эту душу, выкупайте ее этим из ее долгов; я по благодати Божией богат, потому что много сокровищ собрал себе своими трудами, и дарю этот мешочек душе, служившей мне…». После слов святого Василия, он исчез. Бесы были в недоумении.

На протяжении сорока дней после смерти Феодоры, за нее постоянно молился отец Василий

«…Тогда угодник Божий Василий пришел снова и принес много сосудов с чистым маслом, дорогим миром…».

Он стал открывать каждый сосуд и выливать на Феодору. Тогда она и увидела, что стала очень светла. Василий снова обратился к Ангелам:

«…Господие мои, когда вы совершите все, что нужно для этой души, отведите ее в уготованный мне Господом Богом дом и поселите ее там». После чего, отец Василий стал невидимым, Ангелы взяли ее и пошли по воздуху на восток, все выше поднимаясь в небо.

Душе Феодоры - предстояло пройти 20 мытарств души

Душе Феодоры предстояло пройти 20 мытарств души. На первом мытарстве испытывались грехи празднословия и сквернословия. Мытари просили дать ответ во всем, что Феодора сделала дурного. Они стали обвинять ее в неприличном смехе, в насмешках.

Блаженная Феодора забыла об этом, потому что слишком много времени прошло с тех пор. Но Ангелы Божии защитили ее. Второе мытарство - мытарство лжи. Мытари уличили святую в нескольких грехах и уже хотели забрать ее, но Ангелы указали на добрые дела, и покрыли злые.

На третьем мытарстве святую ждали - осуждение и клевета. Она увидела, как вышел один злой дух и стал говорить о том, кого святая оклеветала в своей жизни. Как говорила святая, что только заслугами Василия святые Ангелы смогли освободить ее от этого мытарства.

На четвертом мытарстве - мытарстве объедения, пьянства, злые духи стали говорить о Феодоре, что она ела до обеда и ужина без меры. А также нарушала посты. И снова Феодоре помогла сокровищница добрых дел преподобного Василия, за которой были покрыты грехи ее.

Пятое мытарство - лень. Сюда относились те, кто ленился. Ангелы восполнили дарами святого Василия недостатки Феодоры и отправились дальше. Шестое мытарство - воровство для Феодоры прошло свободно.

Седьмое мытарство - сребролюбие и скупость святая Феодора прошла быстро

Седьмое мытарство - сребролюбие и скупость святая прошла быстро, потому что Феодора всегда довольствовалась тем, что давал ей Господь. Против восьмого мытарства - лихоимства никто ничего не имел против преподобной. На девятом мытарстве - неправды и тщеславия, а также на десятом - зависти, и одиннадцатом - гордости, Ангелы прошли довольно свободно.

Двенадцатое мытарство - гнев. Здесь духи были очень злы и свирепы, но Ангелы дали им то, что покрывало Феодору молитвами преподобного Василия. Тринадцатое мытарство - злопамятство. Здесь злые духи ничего не нашли, и Феодора прошла дальше.


В тот момент, Феодора осмелилась спросить у одного из Ангелов:

«…Господие мои, прошу вас, скажите мне, откуда эти страшные воздушные власти знают все злые дела всех людей, какие только живут в мире, так же, как и мои, и не только въявь сотворенные, но и которые знает только их содеявший…».

Тогда Ангелы ей ответили:

«…Всякий христианин с самого святого крещения получает себе от Бога Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека и во всю его жизнь, даже до смертного часа, наставляет на всякое добро и все эти добрые дела…».

На четырнадцатом мытарстве - убийство истязались не только разбойники, но и требовался отчет за каждый удар по плечам или голове, по шее, по щеке. Это мытарство Феодора прошла беспрепятственно. На пятнадцатом мытарстве - чародейства, колдовства, призвания бесов, духи ходили здесь похожие на змей и скорпионов. Это мытарство святая прошла быстро, потому что не нашлось у нее подобного греха, и затем они отправились далее.

Шестнадцатое мытарство - блуд, истязается человек за всякое любодеяние и за всякие страстные помыслы. Бесы вынесли свиток, на котором было написано, когда святая согрешила, в каком месте, в какое время. Ангелы покрыли душу Феодоры добрыми делами и дополнили делами преподобного Василия. И тогда они прошли дальше.

Семнадцатое мытарство - прелюбодеяние, грешен тот человек, который жил в супружестве и не сохрани верности. На этом мытарстве Феодора оказалась грешной, ее уличили в прелюбодеянии. Тогда бесы хотели забрать ее к себе, но Ангелы много спорили и едва смогли искупить Феодору.

Восемнадцатое мытарство - содомское, здесь смотрятся все противоестественные грехи

Восемнадцатое мытарство - содомское, здесь смотрятся все противоестественные грехи, такие как кровосмешение, тайные грехи. В этом грехе святую не обвинили, поэтому она могла пройти дальше. На девятнадцатом мытарстве - идолослужении и всякой ереси смотрелись грехи за неправильное мнение о предмете веры, но это мытарство Феодора прошла без остановки.

На двадцатом мытарстве Феодора достигла входа в Царствие Небесное. Здесь их встретили духи немилосердия и жестокосердия. Но Феодосия, прошла и это мытарство по молитвам отца Василия.


На этом мытарства Феодоры закончились. Врата были светлы, как кристалл. Словами она не могла описать то, что видела вокруг. Когда она вошла Ангелы стали петь неизреченные песни, Феодора упала и наклонилась к невидимому и неизреченному для ума человеческому Божеству. Феодора обошла все обители, где находились святые, мученики, апостолы. Все это рассказала блаженная Феодора Григорию в его сне.

Существует икона - «Воздушные бесовские стражи»

Существует икона, которая называется «Воздушные бесовские стражи». Икона была, написала после сновидения Григория. На фото ниже можно ее увидеть.


В Священном Предании, согласном со Священным Писанием, мы находим учение о мытарствах (Правосл. Исповед., ч. 2, отв. навопр. 25). Сущность учения о мытарствах излагает свт. Кирилл Александрийский в слове "О исходе души". Мытарства – это неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной земной жизни к вечному жребию все души человеческие, как злые, так и добрые. На мытарствах душа в присутствии Ангелов и демонов, но и пред оком всевидящего Судии Бога, испытывается во всех делах, словах и помышлениях. Души добрые, оправданные на мытарствах, возносятся Ангелами в райские обители для предначатия вечного блаженства, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, влекутся демонами в их мрачные обители для предначатия вечного мучения.

Таким образом, мытарства являются частным судом, совершаемым над каждой человеческой душой невидимо Самим Господом посредством Своих Ангелов, допуская к тому и злых мытарей-обличителей – демонов. В житии преп. Василия Нового повествуется, что ученику его – преп. Григорию были подробно открыты в видении как обстоятельства смертного часа, так и хождения по мытарствам преп. Феодоры (память 8 дек.). Здесь подробно исчисляются 20 мытарств.

Внимательное ознакомление с мытарствами полезно для более тщательной подготовки к исповеди, испытания своей совести, обретения покаянного настроения.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Мытарства Блаженной Феодоры" бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Приходит время, когда все люди начинают задумываться о смерти, том, что ждёт их за последней чертой. Христиане знают, что конец земного пути - это только начало жизни вечной. Но и их страшит этот непознанный потусторонний мир, который одним обещает счастье и блаженства Царства Небесного, а другим - вечные адские муки. О том, что ждёт душу после смерти и как подготовиться к этому моменту рассказывается в книге «Мытарства блаженной Феодоры».

О книге

Книга «Мытарства блаженной Феодоры» написана на основе жития святого преподобного Василия Нового, жившего в Константинополе в X в. Его подробное житие составил в XVIII в. русский святой Дмитрий Ростовский. Оно входит в состав четырехтомного труда «Четьи-Минеи», источником которых были древнейшие житийные тексты.

Книга «Мытарства блаженной Феодоры»

Не исключено, что русский автор знакомился с текстом первого жития Василия Константинопольского, составленного его учеником Григорием. Современные книги, выходящие под этим названием, представляют собой сборники, которые состоят из следующих частей:

  • учение церкви о мытарствах;
  • мытарства блаженной Феодоры;
  • свидетельства современников, прошедших мытарства.

Прочтение этих небольших изданий помогает христианам узнать, что ждёт их после смерти, задуматься о неизбежном конце земного существования и подготовиться к исповеди.

История блаженной Феодоры

Святая Феодора жила в византийской столице в X в. Простые христиане часто путают её с другой святой женой, носящей это же имя. Она жила в конце IX в. Будучи правительницей Византии при малолетнем сыне, она восстановила иконопочитание, за что и была прославлена Христианской Церковью. Блаженная Феодора скромно прожила свою земную жизнь, но посмертный дар - бесценен для христиан.

Житие

Феодора родилась в Константинополе. Она вышла замуж, но брак был бездетным. После смерти мужа она приняла монашеский постриг и стала послушницей Василия Константинопольского. Женщина вела тихую благочестивую жизнь, наполненную помощью нуждающимся и больным людям. Она с теплом принимала путников, добрым словом напутствуя их. Старицей умерла она в своей келье в 940 г., проведя большую часть своей жизни рядом со своим духовным отцом Василием.

Посмертное чудо

Почитание блаженной Феодоры основано на посмертном чуде - её явлении ученику святого Василия. Григорий, знавший благочестивую старицу Феодору, захотел узнать, куда попала её душа, ушедшая из земного мира.

Икона преподобной Феодоры Константинопольской

Он попросил своего учителя в молитве Господу, попросить открыть ему посмертную участь монахини. Господь откликнулся на молитву, и через некоторое время во сне молодой человек увидел женщину, которая находилась в светлых покоях.

Рассказ Феодоры

Светлая душа поддалась на уговоры Георгия и рассказала свой путь в Царство Божие.

Смертный час

Пребывая на смертном одре она увидела, что окружена бесами, похожими на людей с черной кожей, которые кричали и готовились забрать её. Женщина испугалась и старалась отвернуться от них. В этот момент появились два ангела, сияющих ярким светом.

При виде их бесы отступили, но продолжали кричать о грехах Феодоры. Стороны света и тьмы сражались за душу христианки, предъявляя её плохие и добрые дела. Их спор прервала Смерть, пришедшая освободить душу из бренного тела. Старица вновь ощутила сильный страх, но уже через некоторое время смотрела на себя со стороны, как на одежду.

Интересно! Её поддерживали пришедшие за ней ангелы, а бесы продолжали требовать отдать им. В этот момент появился святой Василий и протянул ангелам мешочек, наполненный сокровищами, которые он заработал упорным духовным трудом. Увидев преподобного мужа, бесы скрылись.

А духовный отец омыл душу Феодоры миром и елеем, которые преобразили и очистили её. Он попросил ангелов после прохождения всех испытаний, уготованных душе, отнести её в обитель, уготованную ему Отцом Небесным. После этих слов преподобный Василий исчез.

Воздушные мытарства

Ангелы подхватили светлую душу и понесли её по поднебесному миру на восток. На этом пути их уже ждали воздушные духи, в руках которых были свитки с описанием грехов, совершённых Феодорой при жизни. Всего на этом пути стоит 20 мытарей, обвиняющих душу в следующих грехах:


Интересно: на многих мытарствах свитки бесов очищались от записей. Ангелы объясняли это тем, что эти грехи Феодора пригнала на исповеди и покаялась в них.

Путешествие в рай и ад

Пройдя все испытания, ангелы принесли Феодору к воротам Царства Небесного. Здесь их встречали молодые ангелы, которые радовались удачному избавлению женщины от мытарств. Спутники проводили душу монахини к Престолу Господа, окруженного ангелами и небесными воинами. Услышав Глас Божий, она пала на колени. Господь повелел ангелам показать ей рай и ад, а после проводить в обитель, подготовленную для её духовного отца.

Икона Мытарства блаженной Феодоры

Путешествуя с ангелами по раю, святая жена видела прекрасные селения и обители, подготовленные для истинных христиан, стремящихся к единению с Господом. Жили в них радостные и счастливые души, искренне радующиеся избавлению Феодоры от испытаний.

После этого спутники спустились с ней в ад, где показали ей грешников, испытывающих муки и страдания. После этого они препроводили её в обитель преподобного Василия, где рассказали ей, что в этот момент духовный отец творит память по ней.

Утром, послушав рассказ старицы, Григорий пошёл к своему учителю и из его слов понял, что всё увиденное им было правдой.

Интересно: рассказ блаженной Феодоры - одно из оснований православного учения о загробной жизни и необходимости молитвенной помощи умершим со стороны их близких людей. Сокровища, лежащие в мешочке - это молитвы и добрые слова о Феодоре её духовного отца.

Идея и суть

Прочтение повествования о мытарствах Феодоры - повод задуматься о смертном часе, который рано или поздно ждёт любого человека. Оно призвано побудить человека не откладывать признания своих грехов и покаяния в них. Подробно описывая путь в Небесное Царство, автор напоминает, что после смерти христианин уже ничего не может исправить.

Поэтому при жизни он должен позаботиться об облегчении своего загробного пути. Для этого необходимо совершать добрые поступки и признавать все свои грехи, даже те, которые были допущены в мыслях. Священники рекомендуют на основе мытарств строить свои исповедь, честно признавая все нечестивые дела и помыслы.

Также в этом рассказе указывается на важность молитвенной помощи умершему человеку, которую должны оказывать оставшиеся на земле родственники, друзья и просто знакомые люди. Особыми датами считаются 3, 9, 20 и 40 день после кончины христианина. Именно в эти дни происходят важные события в загробном мире.

Православное учение о мытарствах

Отношение к «Мытарствам блаженной Феодоры» в Православной Церкви довольно неоднозначное. Некоторые священнослужители и специалисты в области православия говорят о том, что мытарства вводят людей в заблуждение. В этом повествовании не остаётся места для Божьего Суда.

Православная церковь неоднозначно относится к Мытарствам

При этом отмечается, что они написаны под влиянием католического учения о чистилище, которое повествует о возможности человека самостоятельно изменить свою участь после смерти, откупившись от бесов.

Другие православные священники говорят об ортодоксальности учения о мытарствах. В своих обоснованиях они ссылаются на следующих богословов:

  • Феофана Затворника;
  • Иоанна Златоуста;
  • Ефрема Сирина;
  • Макария Великого.

Сторонники учения о мытарствах говорят, что мытарства - неотъемлемая часть Божественного Суда. Во время мытарств не происходит откупа грехов. Мытарства обнажают страсти и грехи человеческие, помогая ему осознать себя при помощи духовных сил, которые накапливаются в процессе земной жизни и умножаются молитвами близких людей.

Отцы Церкви говорят, что не все люди проходят путь мытарств. Иноверцы и некрещеные люди сразу после смерти оказываются в руках бесов. Чистые же души, при жизни достигшие единения с Господом, минуют ступени испытаний и возносятся к Престолу Господа.

Современные люди часто забывают о том, что готовиться к входу в загробный мир необходимо задолго до смертного часа. «Мытарства блаженной Феодоры» призваны напомнить человеку о необходимости совершать добрые дела и благочестивые поступки. Совершив грех, христианин должен признать это деяние и раскаяться в нём. Это поможет избегать подобных действий в будущей жизни и вычеркнуть их из бесовских свитков мытарств.

Мытарства преподобной Феодоры


Преподобная Феодора жила в Константинополе в первой половине X века. Она была замужем, но овдовела и вела благочестивую жизнь, служа бедным и странникам, затем приняла монашество и жила под руководством пре подобного Василия Нового (память 26 марта). Скончалась она в преклонном возрасте. Ученик же святого Василия, Григорий, с мольбой стал просить старца открыть ему загробную жизнь святой старицы Феодоры. И вот ради его неотступных просьб, по молитве старца, во сне открылось Григорию чудное видение: он оказался в святом, прекрасном саду, где встретил Феодору и мог расспросить ее о том, как она рассталась с телом и как пришла в эту святую обитель. Преподобная отвечала: «Как я могу, дорогое чадо Григорий, рассказать тебе все? После того, что я в страхе и трепете испытала, я многое забыла, тем более что видела такие лица и слышала такие голоса, каких не приходилось, никогда видеть и слышать в течение всей своей жизни. Что я могу сказать, так это то, что лютая мне встретилась бы смерть за мои неправые дела, совершенные на земле, если бы не молитвы отца нашего Василия. Одни молитвы его сделали мою смерть легкой». После этого преподобная Феодора рассказала, как устрашили ее при кончине множество вдруг явившихся злых духов. Они принесли большие книги, в которых были записаны грехи всей ее жизни, и пересматривали их в нетерпении, как будто ожидая с минуты на минуту прихода какого-то судьи. Видя это, она пришла в такой трепет и ужас, что совершенно изнемогла, и, в страдании оглядываясь по сторонам, желала увидеть кого-нибудь, кто смог бы отогнать бесов. Находясь в таком мучительном состоянии, преподобная увидела двух ангелов, ставших рядом с ней, злые духи тут же отошли подальше. «Зачем вы, мрачные враги рода человеческого, смущаете и мучите душу умирающей? Не радуйтесь, здесь вашего ничего нет»,— проговорил один ангел. Тогда бесстыдные духи начали вспоминать все, что святая сделала от юности словом ли, делом ли или помышлением. При этом они многое прибавляли от себя, стараясь оклеветать преподобную. Наконец пришла смерть, она налила что-то в чашу и поднесла святой испить, а после, взяв нож, отсекла голову. «Ах, чадо мое,— продолжала рассказ преподобная Феодора,— как мне тогда стало горько, горько! В эту-то минуту смерть исторгла мою душу, которая быстро отделилась от тела, подобно тому, как птица быстро отскакивает от руки ловца, если он выпускает ее на свободу». Светозарные ангелы приняли душу преподобной и стали отходить с ней на Небо, тело же святой осталось лежать на земле, словно сброшенная одежда. Когда святые ангелы держали душу преподобной, злые духи, опять приступив, сказали: «Мы имеем многие ее грехи, отвечайте нам за них». И тогда ангелы стали вспоминать все добрые дела, которые сотворила святая: ее милосердие, миролюбие, любовь ко храму Божию, терпение, смирение, пощение и многие другие подвиги, которые преподобная понесла в жизни. Затем явился и преподобный старец Василий и стал говорить ангелам: «Покровители мои, эта душа много мне послужила, успокаивая мою немощь и старость. Я молился о ней Господу, и Он даровал мне благостыню эту». При этом преподобный Василий дал ангелам какой-то ковчежец, добавив: «Когда хотите мытарства воздушные миновать, искупайте ее, взяв из этого ковчежца и отдавая лукавым и злым духам». Ангелы взяли преподобную Феодору и направились вверх на Небеса, восходя как бы по воздуху. И вот на пути внезапно встретилось первое мытарство, которое называется мытарством Празднословия и Сквернословия. Истязатели требовали дать ответ во всем, что преподобная Феодора когда-либо дурно говорила, обвиняли за неприличный смех, насмешки, дурные песни. Все это святая забыла, ибо много времени прошло с тех пор, как она начала вести жизнь, угодную Богу. Но ангелы защитили ее.

Выше находилось мытарство Лжи. Находившиеся там злые духи были очень мерзки, противны и свирепы. Они с яростью начали клеветать на святую, но ангелы дали им из ковчежца и миновали их. Когда преподобная достигла третьего мытарства — Осуждения и Клеветы, от злых духов вышел более старый и начал рассказывать, какими дурными словами преподобная оклеветала кого-либо в своей жизни. Много он показывал ложного, но удивительно было, с какой подробностью и точностью запомнили бесы то, что забыла сама преподобная.

Слуги четвертого мытарства — Объядения и Пьянства, словно хищные волки, готовы были поглотить святую, вспоминая, как она ела утром, не помолившись Богу, ела до обеда и ужина и без меры, нарушала посты. Стараясь вырвать душу Феодоры из рук ангелов, один из злых духов сказал: «Не ты ли обещала при святом крещении Господу Богу своему отречься от сатаны и всех дел его и от всего, что принадлежит сатане? Дав такой обет, как ты могла совершить то, что совершила?» И бесы пересчитали даже все чаши вина, которые выпила преподобная Феодора в течение всей жизни. Когда она сказала: «Да, это было, и это я помню», ангелы снова дали часть из ковчежца святого Василия, как это они делали на каждом мытарстве, и отправились дальше.

«Знают ли находящиеся на земле люди, что ждет их здесь и с чем они встретятся по своей смерти?» — спросила преподобная Феодора ангелов. «Да, они знают,— ответил ангел,— но наслаждения и прелести жизни так сильно действуют на них, так поглощают их внимание, что они невольно забывают о том, что их ждет за гробом. Добро тем, которые помнят Священное Писание и творят милостыню или делают какие-либо другие благодеяния, которые впоследствии могут искупить их от вечных мук ада. Но горе тем, которые живут небрежно, как будто бессмертные, думая только о благах чрева и гордыни. Если внезапно постигнет их смерть, то окончательно погубит, так как они не будут иметь в защиту себя никаких добрых дел; души тех людей темные князья этих мытарств, сильно измучив, отведут в темные места ада и будут держать их до пришествия Христова. Так и ты, Феодора, пострадала бы, если бы не получила от угодника Божия Василия дарований, которые тебя спасли здесь от всего дурного». В такой беседе они достигли пятого мытарства — Лености, где истязуются грешники за все дни и часы, проведенные в праздности. Тут же задерживаются тунеядцы, ленящиеся в праздничные дни ходить в храм Божий. Там же испьггуется уныние и небрежение как мирских, так и духовных людей и разбирается нерадение каждого о своей душе. Многие оттуда низвергаются в пропасть. Ангелы восполнили недостатки преподобной дарами св. Василия и отправились дальше.

Шестое мытарство —Воровство —они прошли свободно. Также и седьмое мытарство — Сребролюбия и Скупости — ангелы прошли без задержки, потому что, по милости Божией, преподобная всегда довольствовалась тем, что давал Бог, и усердно раздавала имеющееся нуждавшимся.

Духи восьмого мытарства— Лихоимства, истязующие взяточничество и лесть, заскрежетали от злости зубами, когда ангелы прошли от них, ибо они ничего не имели против преподобной.

Девятое мытарство — Неправды и Тщеславия, десятое — Зависти, и одиннадцатое — Гордости — ангелы прошли свободно.

Вскоре на пути встретилось двенадцатое мытарство — Гнева. Старейший из духов, исполненный гнева и гордости, приказал слугам мучить и истязать преподобную. Бесы повторили все подлинные слова преподобной, сказанные ею в гневе, припомнили даже, как она с гневом смотрела на своих детей или строго наказывала их. На все это ангелы ответили, дав из ковчежца.

Словно разбойники, подскочили злые духи тринадцатого мытарства — Злопамятства, но, ничего не найдя в своих записях, горько заплакали. Тогда преподобная осмелилась спросить одного из ангелов, откуда злые духи знают, кто и что сделал в жизни дурного. Ангел отвечал: «Всякий христианин при святом крещении приемлет ангела-хранителя, который невидимо оберегает его от всего дурного и наставляет на все доброе, который записывает все добрые дела, совершенные этим человеком. С другой стороны, злой ангел в течение всей жизни следит за злыми делами людей и их записывает в своей книге. Он записывает все грехи, в которых, как ты видела, испытываются люди, проходящие мытарства и направляющиеся на Небо. Грехи эти могут возбранить душе вход в рай и привести прямо в бездну, в которой злые духи сами живут. И там эти души будут жить до Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, если не имеют за собой благих дел, которые бы могли вырвать их из рук диавола. Люди, верующие во Святую Троицу, приобщающиеся как можно чаще Святых Тайн Тела и Крови Христа Спасителя, прямо восходят на Небо без всяких препятствий. И святые ангелы Божии являются защитниками, и святые угодники Божии молятся о спасении душ праведно живших людей. О злочестивых же и зловерных еретиках, которые не совершают в своей жизни ничего полезного, никто не заботится, и в защиту их ничего ангелы не могут сказать».

В четырнадцатом мытарстве — Разбойничества, которого достигли ангелы, испытывались все, кто кого нибудь толкнул с гневом, бил по щекам или каким-либо орудием. И это мытарство ангелы миновали свободно. Внезапно они очутились в пятнадцатом мытарстве — Чародеяния, обаяния (колдовства), отравления, призывания бесов. Здесь находились змееобразные духи, цель существования которых — вводить людей в соблазн и разврат. По благодати Христовой преподобная скоро миновала это мытарство. После этого она спросила, за всякий ли грех, который человек совершит в жизни, он истязуется в мытарствах или возможно еще при жизни загладить грех, чтобы очиститься от него и не мучиться при мытарствах. Ангелы отвечали преподобной Феодоре, что не всех так подробно испытывают на мытарствах, но только тех, кто, подобно ей, не исповедовался чистосердечно перед смертью. «Если бы я исповедала отцу духовному без всякого стыда и страха все греховное и получила прощение,— сказала преподобная Феодора,— то я перешла бы беспрепятственно все эти мытарства и ни в одном грехе мне не пришлось бы быть истязуемой. Но как я не хотела чистосердечно исповедовать отцу своих грехов, то здесь и истязуют меня за это. Конечно, мне много помогло то, что я в течение всей своей жизни старалась и желала избегать греха. Тот, кто с усердием стремится к покаянию, всегда получает от Бога прощение, а через это и свободный переход от этой жизни в блаженную загробную жизнь. Злые духи, которые находятся в мытарствах вместе со своими писаниями, раскрывши их, ничего не находят написанным, ибо Святой Дух делает невидимым все написанное. И видят это они и знают, что все записанное ими изглажено благодаря исповеди, и очень скорбят тогда. Если человек еще живет, то они стараются на этом месте снова вписать какие-либо другие грехи. Велико поистине спасение человека в исповеди! Она спасает его от многих бед и несчастий, дает возможность беспрепятственно пройти все мытарства и приблизиться к Богу. Иные не исповедуются, надеясь, что будет еще время и для спасения, и для оставления грехов. Иные просто стыдятся на исповеди высказать духовнику свои грехи — вот такие-то люди будут испытаны в мытарствах строго. Есть и такие, которые стыдятся высказать одному духовному отцу все, а избирают нескольких и открывают одни грехи одному, другие другому и так далее. За такую исповедь они будут наказаны и не мало претерпят при переходе из мытарства в мытарство».

Незаметно приблизилось шестнадцатое мытарство — Блуда. Истязатели изумились тому, что святая беспрепятственно достигла их и, когда начали говорить, что она сделала в жизни, дали много ложных показаний, приводя в подтверждение имена и места. Так же поступили и слуги семнадцатого мытарства — Прелюбодеяния.

Восемнадцатое мытарство — Содомское, где истязуются все противоестественные блудные грехи и кровосмешения, все сквернейшие, тайно совершаемые дела, о которых, по слову апостола, стыдно и говорить, преподобная Феодора миновала скоро. Когда поднялись выше, ангелы сказали ей: «Ты видела страшные и отвратительные блудные мытарства. Знай, что редкая душа минует их свободно. Весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все почти люди сластолюбивы, помышление сердца человеческого— зло от юности его (Быт. 8, 21). Мало умерщвляющих плотские похоти и мало таких, которые свободно прошли мимо этих мытарств. Большая часть, дошедши сюда, погибает. Власти блудных мытарств хвалятся, что они одни более всех прочих мытарств наполняют огненное родство во аде. Благодари Бога, Феодора, что ты миновала этих блудных истязателей молитвами отца твоего. Уже более не увидишь страха».

На девятнадцатом мытарстве — Идолослужения и всякой ереси — преподобную ни в чем не испытывали. В последнем, двадцатом мытарстве — Немилосердия и Жестокосердия — были записаны все немилостивые, жестокие, суровые и ненавидящие. Душу человека, неследовавшего заповеди Божией о милосердии, сбрасывают отсюда в ад и затворяют до общего воскресения. Словно назойливые пчелы, подлетели слуги жестокого беса, но, не найдя ничего в преподобной, отошли. Радостные ангелы провели святую сквозь Небесные врата. Когда они вошли внутрь Неба, вода, бывшая над землей, расступилась, а позади снова соединилась. Ликующий сонм ангелов встретил святую и повел ее к Престолу Божию. Когда они шли, то на них спустились два Божественных облака. На необъяснимой высоте стоял Престол Божий, такой белый, что освещал всех предстоящих пред ним. «Все там находится такое, что невозможно ни понять, ни объяснить; ум омрачается недоумением, и память исчезает, и я забыла, где я нахожусь»,— так рассказывала преподобная Феодора. Она поклонилась Невидимому Богу и услышала голос, повелевший показать ей все души праведных и грешных и после этого дать покой.

После рассказа Феодора провела Григория по Небесной обители, ввела во дворец, в сад, где он, пораженный благами, хотел узнать о них подробнее, но преподобная лишь сказала, что все это неземное и достается тому, кто в земной жизни переносит много скорбей и напастей, кто оберегает заповеди Господни и в точности выполняет их. Итак, поклонившись святой, Григорий вернулся домой и в это время проснулся и стал размышлять о виденном. Боясь — не бесовское ли это наваждение, он поспешил к учителю, преподобному Василию, но тот, предупредив его, сам рассказал все то, что видел Григорий и просил его записать виденное и слышанное на пользу ближним. Думаем, что каждый кающийся христианин найдет в этом рассказе огромную пользу для себя, со страхом вдумается в то, что ждет его после упокоения, и возжелает, пока есть время, трезво переоценить свою жизнь, свои поступки, слова, мысли, скорее исповедовать все греховное без утайки, отвергнув нерешительность.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.