Мифы о короле артуре правда и вымысел. Кем был король Артур и где был Камелот? Фильмы и актеры

Король Артур - подлинный король-воин, британский национальный герой, фигура, в которой с легкостью можно узнать как реального исторического персонажа, так и мифического героя. Для многих он луч света в смутные времена истории Британии.

Лишь при упоминании имени короля Артура в воображении появляются картинки рыцарских поединков, образы прелестных дам, загадочных волшебников и вероломства в замках предателей. Но что же скрывается за этими, на первый взгляд, романтическими историями эпохи Средневековья?

Конечно же, король Артур - литературный персонаж. Есть цикл преданий, которые относятся к рыцарским романам об Артуре, например в кельтской литературе. Однако каков же реальный герой? Есть ли основания предполагать, что истории о великом короле Британии, который вел соотечественников в жестокие сражения против саксов, - реальные исторические события?

Легенда о короле Артуре (кратко)

Вкратце, легенда о короле Артуре такова. Артур, первенец короля Утера Пендрагона, был рожден в Британии в тяжелые и смутные времена. Мудрый волшебник Мерлин посоветовал спрятать новорожденного, чтобы никто не знал о его настоящем происхождении. После смерти Утера Пендрагона Британия осталась без короля, и тогда Мерлин с помощью магии создал меч и воткнул его в камень. На оружии золотом было начертано: «Тот, кто сможет вытащить меч из камня, будет правопреемником короля Британии”.

Многие предпринимали попытки это сделать, но только Артур смог вытащить меч, и Мерлин его короновал. Когда в битве с королем Пеллинором Артур сломал свой меч, Мерлин отвел его к озеру, из вод которого показалась волшебная рука с знаменитым Экскалибуром. С этим мечом (который дала ему Владычица озера) Артур был непобедим в битвах.

Женившись на Гвиневре, отец которой (в некоторых версиях предания) подарил ему круглый стол, Артур собрал величайших рыцарей тех времен и обосновался в замке Камелота. Рыцари Круглого стола, как их начали называть, защищали жителей Британии от драконов, великанов и черных рыцарей, а также занимались поиском сокровищ, в частности чаши, из которой пил Христос во время Тайной вечери, легендарный . Артур участвовал во многих кровопролитных сражениях против саксов. Под его предводительством британцы одержали величайшую победу на горе Бадон, после которой в конце концов было остановлено наступление саксов.

Но дома короля Артура ждало неприятное известие. Доблестный рыцарь Ланселот влюбился в его жену Гвиневру. В скором времени об этой интрижке узнали, и Гвиневру приговорили к смерти, а Ланселота изгнали. Но Ланселот возвратился, чтобы спасти королеву, и увез ее в свой замок во Францию. Артур с верными воинами бросился на поиски Ланселота. А тем временем Мордред (сын Артура от его сводной сестры Морганы - ведьмы, с которой у него была связь в юности, когда он не знал, кто она на самом деле) захотел захватить власть в Британии.

Когда Артур вернулся, отец с сыном сошлись в битве при Камлане. Артур убил Мордреда, но и сам получил смертельную рану. Его положили в ладью и пустили вниз по реке. Ладья пристала к острову Авалон, где его раны залечили три удивительные королевы в черных одеждах. Вскорости после того как разнеслась весть о смерти короля Артура. Ланселот и Гвиневра умерли от горя. Но тело Артура так и не было найдено. Говорят, что он дремлет где-то под холмом, дожидаясь своего часа, когда вновь нужно будет собирать своих рыцарей для спасения Британии.

Король Артур – история (упоминания)

О короле Артуре и рыцарях Круглого стола сообщается в ряде источников, при этом их временной спектр довольно широк. Первое известное упоминание имеется в «Истории бриттов», написанной окало 825 года валлийским монахом Неннием. В этом труде король Артур представлен как великий полководец: Ненний назвал двенадцать битв, в которых королем была одержана победа над саксами. Самой важной из них была победа на горе Бадон. К сожалению, географические названия мест, где прошли битвы, описанные Неннием, давным-давно не существуют, потому на сегодняшний день точно определить их местонахождения не удалось.

В «Анналах Камбрии» («Валлийских анналах») сказано о том, что Артур и его сын Мордред были убиты в битве при Камлане в 537 году. Место проведения этой битвы по сей день не известно, однако есть две версии. Предположили, что сражение происходило в деревне Куин-Кэмэл в Сомерсете (недалеко от Саут-Кэдбери, который некоторые исследователи считают знаменитым Камелотом), или несколько северней, возле римского форта Бирдосвальд (в Каслстедс на валу Адриана).

В основном сведения об Артуре исследователи черпают из «Истории королей Британии», написанной валлийским священником Гальфридом Монмутским около 1136 года. Тут впервые упомянуты благородные воины, которых в последствии будут ассоциировать с королем Артуром и его рыцарями, описано соперничество с Мордредом, есть и меч Экскалибур, и волшебник, советник короля, Мерлин, а также рассказывается о последнем пути Артура на остров Авалон.

Но сэр Ланселот, святой Грааль и круглый стол в «Истории» не были упомянуты. Современники Гальфрида Монмутского подвергли критике его работы (им также были опубликованы две книги о пророчествах Мерлина), сочтя их не более чем плодом бурной фантазии. Следует заметить, что и большинство современных ученых разделяют это мнение.

Как это происходило относительно трудов древнегреческого историка Геродота, постепенно появлялись археологические находки, согласующиеся с некоторыми утверждениями Гальфрида. В качестве примера возможно назвать короля Британии Тенвантиуса. До недавних пор единственным источником сведений о нем была «История» Гальфрида. Но в результате археологических раскопок среди артефактов железного века были найдены монеты с надписью «Таскиовантус». Как видно, это и есть упомянутый Гальфридом Тенвантиус. А это означает, произведения Гальфрида требуют переосмысления. Может быть, и другие эпизоды биографии короля Артура, о которых говорится в «Истории королей Британии», когда-то найдут документальное подтверждение.

С появлением книги сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура», вышедшей в 1485 году, история о короле Артуре и рыцарях Круглого стола приобрела тот вид, в каком она дошла до нашего времени. В своей работе Мэлори, который был родом из Варвикшира, опирается на более ранние книги французских авторов - поэта Местра Васа и Кретьена де Труа, которые в свою очередь использовали фрагменты кельтской мифологии, а также труд Гальфрида Монмутского. К недостаткам этих литературных источников надо отнести то, что они писались не менее чем через 300 лет после смерти Артура, приблизительно в 500 году. Как же восстановить этот пробел во времени и выявить реальную основу этой истории?

Любопытны беглые упоминания об Артуре, относящиеся к VI веку, в ранней кельтской литературе, в особенности в валлийских поэмах. Древнейшей из них, как видно, является «Гододдин», авторство которой отдают валлийскому поэту Анейрину: «Он кормил черных воронов на бастионе, хотя и не был Артуром». В «Черной книге Кармартена» есть «Могильные стансы», в которых содержатся такие строки: «Есть могила для Марха, есть могила для Гвитир, могила для Гугауна Алого Меча, о могиле же Артура и помыслить грешно». Эти слова означают, что места захоронения героев из предания известны, могилу же самого короля невозможно найти потому, что король Артур все еще жив.

В «Сокровищах Аннуина» из «Книги Талиесина» Артур вместе с войском отправился в валлийский потусторонний мир Аннун в поисках магического котла, «подогреваемого дыханием девяти дев». Это был не просто волшебный предмет - говорится о реликвии, символе религиозных верований кельтов. Он же упоминается в мифе о верховном боге Ирландии Дагде, у которого хранился котел, который способен возвращать мертвых к жизни. Поиски Артура в потустороннем мире обернулись трагедией: из путешествия возвратились лишь семеро воинов. Очевидна параллель между поисками Артура в кельтской мифологической литературе и поисками святого Грааля, но мифический Артур явно отличается от образа воина, остановившего саксов в 517 году.

Может быть, археологические данные направят исследователей на верный путь и дадут возможность по крупицам восстановить образ реального короля Артура. В литературе с именем Артура более часто связывают западную часть Англии: Тинтагель - поместье, в котором он родился; Камелот, где собирались рыцари Круглого стола, и предположительное место захоронения в Гластонбери. Могилы короля Артура и королевы Гвиневры, которые якобы были найдены в 1190 году монахами аббатства Гластонбери, на сегодняшний день считаются удачной мистификацией. Монахами был придуман этот обман для того, чтобы повысить доходы недавно пострадавшего от пожара аббатства.

Но некоторые из исследователей считают, что Гластонбери в действительности имел отношение к королю Артуру. Территория вокруг Гластонбери -Тора (сегодня курган находится за пределами города) вполне может быть островом Авалоном, куда был отправлен Артур, после получения смертельной раны в битве при Камлане.

Всего в двенадцати милях от Гластонбери находится датируемый железным веком замок Кэдбери, который в темные века вновь приобрел важное стратегическое значение, и именно с ним все чаще связывают Камелот в наши дни. В VI веке крепость превратили в обширную цитадель с огромными защитными бастионами. Тут найден ряд предметов, в том числе кувшины для вина, которые импортировались из стран Средиземноморья, что свидетельствует о том, что на протяжении столетия это место было резиденцией важного и влиятельного вельможи. Мог ли замок быть местом сосредоточения власти короля Артура?

Согласно другой версии, Камелотом называют замок Тинтагель, который принято считать местом рождения Артура. Находится он в графстве Корнуолл, где с именем короля Артура связано довольно много географических названий. Сооружение построено в Средние века, но проведенные в Тинтагеле археологические раскопки показывают, что замок был важным опорным пунктом и торговым центром и раньше: тут обнаружено множество кувшинов для вина и масла из Малой Азии, Северной Африки и побережья Эгейского моря.

1998 год – был найден небольшой кусок плиты, на которой была надпись на латыни: «Артоньон отец потомка Колла это построил». Артоньон - латинский вариант кельтского имени Артну, или Артур. Однако тот ли это Артур, о котором сказано в легенде? К сожалению, этого никто не знает. Как и в версии с замком Кэдбери, мы опять имеем дело с важной крепостью и торговым центром, который, вне всякого сомнения, был резиденцией могущественного британского правителя, жившего в VI веке, когда зарождалась легенда об Артуре. Итак, некоторые факты, которые послужили основой для предания, выяснить удалось, но это и все сведения которые имеются на сегодня.

В наше время ведутся активные дискуссии в отношении того, кем мог быть Артур, если бы это был реальный исторический персонаж. По одной из версий, он был правителем римской колонии в Британии по имени Амброзий Аврелий. Он воевал против саксов, но не в VI веке, а в конце V века, спустя пару десятилетий после того как римские легионы покинули Британию. Другие исследователи, опираясь на материалы исследователя Джеффри Эша, считают Артура военачальником Риотамусом (около V века), который в одном из источников обозначен как «король бриттов». Он сражался на стороне римлян, принимал участие в военной кампании в Галлии (Франция), направленной против короля вестготов Эрика.

Но приблизительно в 470 году на территории Бургундии его следы теряются. Имя Риотамус, вероятно, является латинизированным названием «высочайшего правителя» или «верховного короля», а значит, является титулом, а не именем собственным и не связано с Артуром. Поразительной деталью, свидетельствующей в пользу теории о Риотамусе-Артуре, является тот факт, что этого короля Британии предал некий Арвандус, написавший письмо готтам. Вскорости его казнили за измену.

В одной средневековой хронике имя Арвандус звучит как Морвандус и напоминает латинизированный вариант имени вероломного сына Артура Мордреда. К сожалению, кроме скупых сведений о его деятельности в Галлии, о Риотамусе ничего не известно, потому нельзя с точностью установить, отсюда ли происходит легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Судя по археологическим и текстологическим свидетельствам, наиболее вероятной является версия о том, что образ Артура собирательный. В основе легенды лежит один или несколько реальных персонажей - правителей, которые защищали Британию от грабительских набегов саксов. Легенда вмещает в себе элементы кельтской мифологии и сюжеты средневековых романов, что и составило образ короля Артура, которого мы знаем сегодня. Таким образом, в основе предания об короле Артуре лежат реальные исторические события. А просуществовала легенда об Артуре так долго лишь потому, что этот образ затрагивал глубины сознания людей и отвечал их внутренним потребностям не только в герое, но и в короле, который бы воплощал дух британских земель.

Хотон Брайан

ред. shtprm777.ru

“Ничто так не определяет настоящее, как знание прошлого”

Король Артур… Кому из нас не знакомо это имя? Легендарный герой, повелитель Британии, мудрый и справедливый правитель, разгромивший завоевателей-саксов. Он собрал вокруг себя достойнейших и храбрейших воинов, держал в Камелоте пышный двор и свято чтил идеалы рыцарской чести. Под его рукой измученная войнами Британия пережила “”золотой век” мира и процветания. Красивая и захватывающая история… в которой, увы, нет и доли истины.

Артуровский миф - штука уникальная. Возникнув на Британских островах более полутора тысяч лет назад, он не только бодро промаршировал через столетия, умудрившись не раствориться в тени веков, но и благополучно дожил до наших дней, прочно и органично вписавшись в массовую культуру. Он же, по весьма точному утверждению А. Сапковского (которое разделяет и ваш покорный слуга) послужил в XX в. основой всего жанра фэнтези. Не секрет, что легендами об Артуре как источником вдохновения пользовались Роберт Говард (создатель Конана), Джон Р. Р. Толкин, Урсула Ле Гуин и многие другие признанные классики жанра.

Но ведь миф, как сказал известный философ и религиовед Мирче Элиаде, - это правдивая история, которая случилась в начале времен. Так как же возникла легенда об Артуре? Есть ли у нее какая-то историческая основа? Существовал ли такой человек в реальности? Именно об этом я бы и хотел поговорить в рамках данной статьи. А начнем мы, как водится, издалека.

Чтобы ответить на вышепоставленные вопросы и докопаться до исторических корней, нам нужно сначала проанализировать сам миф. Для чего же, спросите вы? Дело в том, что столь длинный путь, пройденный артурианой, не мог не оставить следа, и то предание о Камелоте, которое мы знаем сегодня, настолько же далеко от своего первоначального варианта, как Зимбабве от статуса ядерной сверхдержавы. И каждый из многочисленных “апдейтов” артуровского канона добавлял все больше и больше деталей, призванных не сохранить историческое наследие, а придать повествованию большую красочность и романтичность. Иными словами, служил не научным, а художественным целям. А потому, если мы хотим понять, каковой же была история знаменитого короля на самом деле, нам сперва нужно, продираясь сквозь столетия, вычленить первоначальный, наиболее древний вариант мифа, ибо из всех он ближе всего к реальным историческим событиям.

Легенды - они как великаны и луковицы, слоеные. Каждый новый автор добавлял к миру Артура свои подробности, сюжеты, вводил новых персонажей. Последовательно снимая один слой за другим, мы можем (при должном усердии) наконец узреть сердцевину, ядро мифа. И что же мы там видим? Не буду утомлять читателя долгим перечислением всех творцов артурианы и списком их нововведений, скажу лишь, что изначальном каноне вы не найдете ни Круглого стола, ни Камелота, ни Грааля, ни Экскалибура, ни уж тем более таких персонажей, как Ланселот или Галахад. Все они появились значительно позднее, хотя сегодня и трудно представить легенду без них. О чем же тогда, спросите вы, говорилось в древнейших версиях мифа? А говорилось там о борьбе, причем борьбе патриотической, а, следовательно, эпичной и геройской. В основе своей Артур - не мудрый король или искатель приключений, а национальный герой, военный вождь, возглавивший сопротивление аборигенов-бриттов захватчикам-англосаксам. Именно патриотический, национальный мотив вынесен в ранних версиях легенды на первое место, ибо предания об Артуре рождались из хаоса и ужасов войны с иноземными завоевателями, когда привычный кельтам мир стремительно рушился под мечами германских агрессоров. Войны, в которой бриттам не суждено было победить. А потому они отчаянно нуждались в герое, чтоб хотя бы сидя по вечерам у костра и слушая песни бардов, в мыслях переноситься в великую и славную Британию, где правит мудрый и справедливый король. Британию, которую они потеряли. Британию, которой никогда не было.

Безусловно, Артур, каким мы его знаем, даже в древнейших вариантах легенды - персонаж вымышленный. Причем за прошедшие столетия мифические и реальные черты переплелись в его образе настолько прочно, что отделить одно от другого стало весьма непросто. Но я возьму на себя смелость и все же попытаюсь. И вот тут ручеек нашего повествования плавно перетекает из мифологического русла в историческое.

Корни легенды

Рассуждения о деяниях того или иного человека невозможны без понимания исторического контекста, в котором ему довелось жить. Поэтому, если мы хотим узнать, каким был реальный Артур, нам необходимо понять его время. Для этого углубимся в историю. Но сначала позвольте вставить ремарку (Донцовой вставь, бл**ь). Большинство письменных источников, которыми мы будем оперировать, во-первых, написаны сильно позднее описываемых событий, а, во-вторых, не сохранились в первоначальной рукописи. Мы знаем их в основном по копиям, составленным два, три и более веков спустя. Безусловно, в них закрадывались ошибки. Безусловно, каждый переписчик мог добавлять что-то свое (из других материалов или из собственной головы). Вопрос о достоверности этих сочинений - тема для отдельной статьи (да чего уж, этому вопросу посвящены целые диссертации), поэтому не вижу смысла зацикливаться на этом. Для удобства примем за данность, что сведениям из приводимых хроник можно доверять, а особо спорные моменты я буду выделять отдельно.

В середине I в. н.э. Британию завоевывают римляне. Свободолюбивые бритты сопротивлялись упорно и отчаянно, но их разобщенные племена не устояли перед одной из величайших военных машин в истории человечества. Римские легионы победным маршем дошли аж до северного побережья острова, но земли, составляющие нынешнюю Шотландию, были признаны не стоящими усилий, требовавшихся для их покорения и удержания. В результате, на территории теперешних Англии и Уэльса была создана новая имперская провинция. На ее границе, поперек всего острова от моря до моря, был воздвигнут вал Адриана - мощная сеть укреплений, обозначившая не только самую северную границу империи, но и разделившая остров на два мира - к северу земли варваров-пиктов, а к югу - цивилизация, Pax Romana. Деление это оказалось настолько живучим, что и столетия спустя после исчезновения римского государства эта черта продолжала отделять кельтскую часть Британии от некельтской. Современная граница между Англией и Шотландией пролегает примерно по той же линии.

На следующие три с половиной столетия Британия стала частью империи. Надо сказать, что при этом романизация острова носила весьма поверхностный характер. Она имела место только в городах и касалась по большей части высшего сословия. Сельские же жители, по мнению большинства ученых, продолжали сохранять свою культуру и привычных им уклад жизни в течение всего этого времени. Власть Рима на острове держалась по большей части на военном присутствии. Но ничто не вечно под луной, и вот, в начале V в. последние римские войска покидают Британию. Умирающая империя, истекая кровью, корчилась в агонии, а варвары, некогда беспокоившие ее далекие границы, стояли под стенами самого Вечного города. В такой ситуации защищать отдаленную и не слишком значимую в экономическом плане провинцию становилось нецелесообразным. Вместе с легионами покинуло остров и большинство римских чиновников. Образовался вакуум власти, в который тут же ринулись многочисленные клановые вожди и предводители бриттов в надежде урвать кусок пожирнее. Как мы помним, культурное влияние Рима в Британии было не слишком велико, поэтому после ухода римлян на острове начался период кельтского “возрождения”, в некотором смысле возврата к древним обычаям и порядкам.

Но бритты были не единственными, кто обрадовался краху римского господства. С уходом легионов исчезла и единственная сила, до того худо-бедно сдерживавшая их давних врагов - пиктов с севера. Почуяв легкую добычу, их полчища перемахнули через оставленный без защиты Адрианов вал и опустошительной волной хлынули в Британию, грабя и разоряя все на своем пути. К ним не помедлили присоединиться племена скоттов из Ирландии и саксы с континента, проживавшие тогда на территории современной Голландии и юга Дании. Разобщенные вожди бриттов, занятые междоусобными распрями, не могли дать им слаженный отпор. Отчаявшиеся бритты шлют просьбы о помощи в Рим, но в 410 г. получаю от императора Гонория однозначный ответ: “Империя более не в состоянии содержать войска на острове. Отныне провинция Британия должна организовывать оборону своими силами” . Британия начала медленно, но верно погружаться в хаос. И именно из этого хаоса и родилась легенда о короле Артуре.

Следующие два столетия, V и VI века, являются самыми темными в британской истории. Темными не из-за постоянных войн и политического беспорядка, а потому, что о них сохранилось катастрофически мало сведений. До начала это периода мы можем оперировать богатым набором античных источников, а после - уже англосаксонских, но эти две сотни лет окутаны тайной, породившей бесчисленное множество псевдонаучных теорий и мистификаций. Кстати, в английской историографии эта эпоха официально называется “веком Артура”. Современные британцы и впрямь очень гордятся своим национальным героем, в чем лично я вижу немалую иронию. Почему - поясню ниже. Так вот, единственным письменным источником, дошедшим до нас из того смутного времени, является труд “О погибели Британии” (De Excidio Britanniae), написанный в середине VI в. валлийским клериком Гильдой Премудрым. Именно этот труд является ценнейшим источником сведений о “веке Артура”, т.к, судя по всему, написан современником тех событий. Или, по крайней мере, человеком, лично знавшим их участников. И вот что сообщает нам Гильда.

В первой половине V в. в междоусобной борьбе бриттских вождей возвышается один из них. Имя его Вортигерн, и последующая традиция сделала его козлом отпущения, свалив на него вину за все беды британцев того времени. Согласно Гильде (который, правда не называет его по имени и еще не делает “абсолютным” злодеем), именно Вортигерн, контролировавший если не всю Британию, то значительную ее часть, для защиты страны от набегов скоттов и пиктов решил пригласить англосаксов с континента на остров. Им для поселения были предоставлены земли на юго-востоке современной Англии, а в обмен они должны были громить врагов на суше и на море. Т.е, фактически, были наемниками. В такой практике нет ничего странного, Вортигерн лишь воспользовался старым римским приемом - поселить одних варваров-федератов в пределах государства, дабы те воевали с другими варварами. Divide et impera (Разделяй и властвуй, лат.). Но, не фортануло. Исход такого маневра оказался немного предсказуем - в Европе тогда бушевало Великое переселение народов, и саксы, глянув на плодородный, а главное - практически беззащитный остров, быстренько смекнули - а для чего нам, собственно, рисковать жизнью ради какого-то клочка земли, когда мы можем захапать все? И решили захапать. Для этой цели был брошен клич оставшимся на континенте друганам, мол “эй, давайте сюда быстрее, все вкусное съедят!” и без того настрадавшаяся Британия стала жертвой еще одного вторжения.

За такие “успехи” во внешней политике Вортигерн был живо отстранен от занимаемой должности (наверняка, не слишком гуманным способом), а на его место пришел первый полумифический спаситель Британии - “последний истинный римлянин” Амвросий Аврелий. Личность это еще более загадочная и противоречивая, чем сам Артур, так что оставим в стороне вопрос о его существовании, сосредоточившись лишь на известных дениях. Выделяется он среди героев нашего повествования, в первую очередь, своим именем. Какой еще “последний римлянин”, когда римское владычество в Британии давно закончилось? В целом, такое вполне вероятно - уход римских войск и чиновников не означал поголовного исхода всех “лиц латинской национальности”. Власть Рима на острове держалась 350 лет, и за это время большое число переселенцев и колонистов осело в провинции. Легионеры получали земельные наделы по окончании службы, а знатные римские семьи, перебравшиеся в Британию, наверняка роднились с местной, бриттской аристократией (в современной науке жители Британии того времени, несмотря на тезис о слабой романизации, именуются “романо-бритты”). Членом одного из таких родов и мог быть Амвросий. Как говорит нам текст “О погибели...”, он объединяет разрозненных вождей и наносит ряд существенных поражений как пиктам, так и саксам. Однако изгнать последних с острова полностью ему не удается, после чего он умирает, судя по всему, в не очень преклонном возрасте, а корону наследует вроде как его брат - Утер Пендрагон. “Вроде как”, потому что многим исследователям кажется странным, как минимум, тот факт, что родные братья носили один типично римское, а другой - типично бриттское имя. Не исключено, что Утер был посторонним человеком, захватившим власть после смерти Амвросия, а “братьями” их сделала последующая легендарная традиция, дабы обеспечить символическую преемственность власти.

С Утером тоже много непонятного. Начиная с его имени, а вернее, прозвища. Долгие годы считалось, что слово Пендрагон означает “голова дракона”. По легенде, в ночь перед решающей битвой с саксами Амвросий увидел в небе двуххвостую комету, похожую на голову дракона с раздвоенным языком, и, сочтя это за знамение, велел нанести мифического зверя на свои знамена (прям за одну ночь, ага). После него герб и прозвище унаследовал брат. Однако последние исследования показали, что валлийское слово Bendragon или Pendraeg , скорее всего, было хвалебным эпитетом, почетным титулом, означавшим что-то вроде “верховный командир” или “верховный правитель”. Кстати, одним из вероятных исторических прототипов Утера был правитель бриттского королевства Элмет Масгвид Глофф, у которого был сын по имени Артуис. Забавное совпадение, правда? Другим же вероятным прототипом считают Вортимера, сына… того самого Вортигерна. Он, кстати, не в пример папке, действительно неоднократно и весьма успешно громил саксов. Но в конце концов, был отравлен собственной женой - дочерью саксонского вождя. Вот и не верь после этого в гендерные стереотипы. Утер, как и его брат, усмиряет междоусобные распри, наводит порядок, громит врагов и относительно спокойно правит Британией какое-то время. Но затем приходит и его час (правда, в отличие от многих правителей того времени, умирает он все же естественной смертью). И теперь мы, наконец, вплотную подходим к центральному герою нашего повествования.

Король былого и грядущего

Начиная разговор об Артуре, необходимо кое-что прояснить. Как и любой персонаж эпоса, он - образ собирательный. Даже если когда-то и жил человек (возможно, даже с таким же именем), чьи деяния легли в основу последующих артуровских подвигов, на них неизбежно наслаивались свершения других личностей, как его современников, так и живших позднее. Это все, разумеется, не считая моментов, относящихся к чистейшему вымыслу (как мы помним, образ Артура в эпосе рождался как средство поэтического “противоядия” от суровой действительности). Я вовсе не ставлю перед собой цель докопаться до “абсолютной истины” и дать однозначный ответ на вопрос “кто же был реальным Артуром?”. Над этим десятилетиями бьются люди, куда более подкованные в этой теме. Я же лишь хочу познакомить читателя этой статьи (и, смею надеяться, моего грядущего фэнтези-цикла) с основными теориями относительно личности “реального” Артура и сообщить пару любопытных деталей, на которые я наткнулся в процессе изучения материала. Итак, приступим.

Как уже говорилось выше, рассматриваемый период времени крайне скуден на достоверные источники. Те, что имеются, записаны гораздо позднее и содержат множество неточностей. Так как же тогда вообще можно говорить о каких-либо прототипах? Может, признать, что все это - просто красивая сказка, и никакого отношения к реальной истории она не имеет? Но ученые - народ дотошный. Именно благодаря их упорству приоткрылась завеса тайны над исторической подоплекой таких, казалось бы, чисто легендарных событий, как, например, Троянская война. И в истории с Артуром они тоже кое до чего докопались. Там, где бессильно документоведение, на помощь приходит археология. И вот что она сообщает.

В середине V в, как мы помним, начинается массовое вторжение англосаксонских племен в Британию. Поначалу продвигается оно весьма стремительно - к концу столетия большая часть современной Англии уже в руках германских захватчиков. Завершится эта борьба для бриттов довольно безрадостно - к VIII в. они окажутся оттеснены на окраины острова, в Уэльс и Корнуолл, а часть и вовсе сбежит на материк, в нынешнюю французскую Бретань. Но вот что интересно - в конце V - начале VI в. (время жизни Артура по большинству источников) в борьбе наметился перелом. Англосаксонское вторжение словно застопорилось, забуксовало на месте, и снова начало продвигаться только спустя почти 50 лет (для нас, когда речь идет о временах столь древних, подобная цифра кажется смешной, но это, на минуточку, срок жизни двух поколений людей). Об этом говорят многочисленные данные археологических находок - типичные для германцев предметы быта, оружие, украшения, а также остатки их поселений с весьма характерной формой жилищ не встречаются в указанное время западнее определенной линии, проходящей примерно по территории современного графства Гемпшир и далее на север, до рек Хамбер и Трент. Что-то остановило агрессивных саксов, заставило задуматься и не лезть на рожон целых полвека. И это могла быть только порция хорошеньких люлей, полученных на поле боя. Саксы боялись, боялись человека, который сумел собрать силы и впервые дать им серьезный отпор. Так кем же он был?

Обобщая, все теории об Артуре можно разделить на 3 большие группы: Артур-вождь бриттов, Артур-римлянин и все остальные. Начнем по порядку.

Артур - вождь бриттов

Наиболее распространенная и, судя по-всему, наиболее правдоподобная версия говорит нам, что Артур был чистейшим кельтом. Вероятно, одним из тех самых клановых бриттских вождей, что ринулись в борьбу за власть после ухода римлян. Происходил он, скорее всего, из теперешнего Уэльса, местности, которую англосаксам завоевать так и не удалось. Страна эта породила целый ряд достоверно известных исторических личностей, каждый из которых мог быть прототипом легендарного короля.

Первыми в этом списке, безусловно, стоят уже знакомые нам Амвросий Аврелий и Утер Пендрагон. Оба они упоминаются уже в самых ранних записях, связанных с Артуром. Что любопытно, Гильда в своем сочинении Артура не называет по имени, но сообщает о разгромной победе бриттов над саксами при горе Бадон, где отличился предводитель кельтов. Датой битвы он называет год своего рождения, что по более поздним житиям Гильды датируется примерно 516г. (другие версии называют промежуток между 490 и 520г.). А вот Амвросий у него расписан достаточно подробно. Согласно тексту “О погибели Британии”, Аврелий происходил из знатного римского рода и объединил разрозненные силы бриттов, сумев дать отпор захватчикам:

«Остатки несчастных жителей начали собираться с разных сторон… Чтобы не быть окончательно уничтоженными, они взяли оружие и выступили против своих победителей (т.е. саксов - прим. авт.) под началом Амброзия Аврелиана. Он же был почтенным мужем, единственным из народа римлян, пережившим ту бурю, в которую погибли и его родители».

Упоминает Амбросия и хронист IX в. Ненний, автор “Истории бриттов” (Historia brittonum). Он впервые приводит ставшую впоследствии знаменитой историю о двух драконах, спавших под холмом. Вортигерн хотел построить на этом холме крепость, но каждую ночь она загадочным образом рушилась, сводя на нет все усилия строителей. Тогда его придворные прорицатели нагадали, что, дабы строительство завершилось успешно, необходимо принести в жертву на этом месте юношу, рожденного без отца. Таким юношей оказался Амбросий. Но, представ перед королем, он высмеял пророчества чародеев и поведал об истинной причине неудач со стройкой - в пещере под холмом жили два дракона, красный и белый, заключенные туда во времена легендарных правителей Уэльса Ллуда и Лливелиса. Ужасные ящеры постоянно дрались друг с другом, и от их борьбы холм сотрясался, разрушая фундамент крепости. Послушавшись Амвросия, Вортигерн велел раскопать холм, после чего драконы, оказавшись на свободе, вступили в схватку и красный одолел белого и скрылся в неизвестном направлении. По словам юного Аврелиана, красный дракон символизировал бриттов, а белый - саксов, и такой эпизод предрекал победу кельтов в затяжном противостоянии. Впоследствии легендарная традиция заменила в этой истории Амвросия на куда более хорошо знакомого британцам персонажа - волшебника Мерлина. О борьбе с, на мой взгляд, куда более серьезной проблемой в виде вырвавшегося на свободу дракона хроники ничего не сообщают.

Пишем об Амвросии также летописец XI в. Уильям Мальмсберрийский. В своем сочинении “История королей Англии” («Gesta regum Anglorum») он сообщает весьма любопытную подробность:

«…Амвросий, последний из уцелевших римлян, который стал монархом после Вортигерна, подавил самонадеянных варваров при помощи воинственного Артура…»

Вот тебе и раз. К сожалению, никаких уточнений или обоснований своего высказывания Уильям не приводит. Однако, как ни крути, большинство источников относят время жизни и правления Амвросия к середине-концу V в, т.е. несколько раньше предполагаемых дат жизни Артура.

В той же мере прототипом властителя Камелота может считаться и его отец, Утер Пендрагон. Оба этих правителя фигурируют уже в самых ранних источниках о том времени, и прославились примерно теми же деяниями, что и Артур - они объединяют силы бриттов, громят англосаксов и обеспечиваю стране долгий период мира. Их близкие родственные связи (по более поздней версии, ставшей канонической, Амвросий был старшим братом Утера и, таким образом, дядей Артура) также наводят на мысль об участии этих персонажей в формировании образа нашего героя.

Существует также ряд исторических фигур того времени, чьи деяния известны нам благодаря летописям и генеалогиям. Каждый из них мог внести свой вклад в личность легендарного Артура. Среди них стоит упомянуть Кадва́ллона ап Эйниона, правителя королевства Гвинед в северном Уэльсе. Даты его жизни (ок. 450-520 гг.) примерно соответствуют периоду свершений Артура. Кадваллон известен своими победами над ирландцами, заполонившими в ту пору западное побережье Британии, и пиктами. О борьбе с саксами, правда, хроники не упоминают, но по мнению историков, Кадваллон, как правитель одного из крупнейших бриттских королевств того времени, вполне вероятно, участвовал в битве под Бадоном.

Далее по списку у нас несколько человек, на чей статус вероятного прототипа Артура указывает, прежде всего, их имя. Это Артуир мак Айдан, шотландский полководец, сын Айдана, короля Дал Риада, сражавшийся против пиктов и погибший в 582г, Артуис ап Мор, король Пеннинов (ок. 470 - ок. 500), участвовавший в войнах против пиктов и саксов, Атруис ап Меуриг (ок. 502 - ок. 560), правитель Гвента и Артуис ап Масгвид, принц королевства Элмет. Последние два особенно интересны. Первый - тем, что имел жену по имени Гвинефер и племянника Медрауда (каких персонажей артурианы они напоминают, думаю, пояснять не нужно), а второй - тем, что умер около 540г. В этот же год хроники отмечают чрезвычайно высокую смертность среди бриттских правителей - Мелиодас Корнубский, Кинан Майлиэнидский, Брохвайл Поуисский, Мейриг Динодингский, Сервил Кередигионский, Кинир Рыжий, Элиффер Эвраукский, Элидир Южнорегедский, Кинрик Уэссексский. Это, по мнению некоторых историков, может служить доказательством реальности трагической битвы при Камлане, в которой, согласно легенде, погиб Мордред и был смертельно ранен Артур, а также полег весь цвет бриттской знати (сражение датируется как раз этим периодом).

А теперь по поводу современных британцев и Артура. Еще со времен классического средневековья, когда романы о рыцарях Круглого Стола приобрели популярность по всей Европе, Артур стал предметом национальной гордости англичан. Дошло до того, что король Генрих VII назвал своего первенца в честь легендарного короля, дабы подчеркнуть легитимность своей власти. Ирония заключается в том, что англичане, как народ, происходят от племен англосаксов, т.е. именно тех, кому Артур хорошенько всыпал в свое время.

Артур - римлянин

Чуть менее распространенной, но не менее интересной является версия, согласно которой Артур имел римское происхождение. Конечно, чистокровным римлянином в привычном нам понимании он не был, да и не мог быть, по двум причинам. Во-первых, потому что родился и жил он через примерно сто лет после ухода римских войск из Британии. А во-вторых, сама империя в эпоху своего заката уже ничем не напоминала классический Рим Цезаря и Августа, так хорошо знакомый нам по учебникам. Держу пари, если показать среднестатистическому человеку для сравнения, скажем, изображения римских легионеров I-II и IV-V вв, он ни за что не поверит, что это воины одного и того же государства. По меткому выражению одного автора (имя, увы, запамятовал), “когда Западная Римская империя окончательно распалась, в ней давно уже не осталось ничего римского”.

Но тем не менее, как я уже говорил выше, “латинский след” в британской культуре продолжал чувствоваться еще довольно долго. Оно и неудивительно, 350 лет под властью Рима так просто не проходят. Многие римляне остались в Британии и после 410г. Очевидно, что они за прошедшие века переплелись родственными узами с местными, образовав, таким образом, новый класс - романо-бриттскую аристократию. Эта прослойка, очевидно, играла немалую роль в политической жизни пост-римской Британии. К одной из таких семей, вероятно, мог принадлежать и Артур.

Вернемся снова к нашему старому знакомому Амвросию Аврелию. Само имя уже тонко намекает на его национальную принадлежность. Помимо того, самые ранние источники прямо называют его “последним из римлян” (вероятно, последним в Британии, т.к. на континенте этого эпитета от историков удостоился полководец Флавий Аэций). Гильда говорит, что родители Амвросия были «…одеты, бесспорно, в пурпур…» , т.е. принадлежали к императорской фамилии (в Риме только правителям дозволялось носить пурпурные одежды). У Ненния Амвросий сам утверждает, что он - сын римского консула. Галфрид Монмутский впервые вводит в оборот теорию, ставшую впоследствии общепринятой - у него Амвросий, как и его брат Утер, сын Константина III, узурпатора, недолго правившего в начале V в. О его жизни мы знаем из многих позднеантичных источников. Этот Константин, видимо, был простым солдатом, которого британские легионы провозгласили императором в 407 г. (это тогда было модно). Однако, в отличие от многих своих предшественников (Британия в позднеримское время вообще стала настоящим конвейером по производству претендентов на императорскую корону), он сумел добиться немалых успехов - помимо Британии, захватил Галлию и Испанию, успешно оборонял их границы от нападений германцев, чеканил собственную монету, воевал с императором Гонорием и даже добился от того признания себя в качестве соправителя империи. Но он же увел с острова и последние боеспособные римские войска, оставив Британию практически беззащитной. После Константина нога римского солдата уже не ступала на британскую землю. Мог ли Амвросий, а через него Артур, быть потомком этого самого Константина? Вполне возможно.

Другим интересной личностью, связанной с “римской” теорией об Артуре, является Магн Мáксим (лат. Magnus Maximus). И нет, это не персонаж Рассела Кроу из фильма “Гладиатор”, а еще один узурпатор из Британии. Жил он несколько раньше Константина, в конце IV в, и оставил в истории Британских островов куда более заметный след. В отличие от более позднего коллеги, тов. Максим был не простолюдином, а, ни много, ни мало, главнокомандующим римскими войсками в провинции. Видимо, он носил титул Comes Brittaniarum (военный наместник Британии, в отличие от губернатора, возглавлявшего гражданскую администрацию) и происходил из знатного рода. О нем сообщают многие позднеантичные источники. Максим был весьма успешным генералом - реорганизовал оборону Адрианова вала, неоднократно отражал набеги пиктов и скоттов. Как войска, так и население Британии его очень уважали. Возможно, этот успех вскружил полководцу голову, и в 383 г. он решил попытать счастья в борьбе за верховную власть. И поначалу весьма преуспел в этом. Высадившись в Галлии, он нанес ряд поражений войскам Западно-римского императора Грациана, а затем устранил и его самого. Преемник Грациана, его малолетний брат Валентиниан II, испугался и запросил мира. По договору Максиму отошла Британия, Галлия, Испания и, возможно, даже часть Африки, т.е. почти 2/3 Западной империи. Он был провозглашен сенатом как соправитель Валентиниана в титуле Августа и справил триумф в Риме. И правил он своим государством весьма успешно на протяжении 5 лет, но… жадность фраера сгубила. Не насытив свои амбиции верховенством над частью империи, он захотел стать ее единовластным правителем, и двинул войска на Италию. Овладел он ею без особых проблем, а Валентиниан в страхе бежал в Константинополь, под защиту восточного императора Феодосия. И вот тут-то и случился фейл. Феодосий, недаром прозванный историками Великим, уже давно искал повод распространить власть на западную часть империи, а тут повод сам пришел к нему в руки. Собрав армию, он, под предлогом восстановления легитимной власти, в 388 г. вторгся в Италию и разбил Максима, а его самого казнил. После чего стал последним в истории правителем единой Римской империи.

Но нас интересует другое. Британия породила многих узурпаторов, и до Максима, и после него, но именно он оставил в истории и мифологии Британских островов наибольший след. Уже в эпоху раннего средневековья практически все королевские династии Уэльса возводили свою родословную к Максиму, почитая за огромную честь родство с римским императором. В принципе, это не лишено оснований - по некоторым данным, узурпатор, уезжая на континент играть в престолы со старшим сыном Виктором, оставил в Британии младших сыновей, как наместников в различных частях острова. А так как папка из командировки не вернулся, те оказались предоставлены сами себе, и основали собственные небольшие королевства, некоторые из которых просуществовали до XIII в. В валлийской традиции Максим закрепился под именем Мáксен Вледиг (Macsen Wledig, т.е. Максим Великий), он фигурирует даже в цикле “Мабиногион”, наиболее известном сборнике старинных валлийских легенд. Упоминает о Максиме и Гильда, правда, в негативном ключе - у него Магн предстает как самодовольный тиран, который во имя собственной гордыни увел цвет бриттских воинов на чуждую им войну, с которой они уже не вернулись, и оставил Британию беззащитной перед вторжением варваров. И, хотя, как мы знаем, римские войска оставались на острове и после Максима (а по некоторым данным, Рим даже высылал в Британию новые части), это мнение закрепилось и продолжало повторяться всеми последующими летописцами. В Уэльсе, на территории графства Денбишир, сохранилась мемориальная колонна, датируемая IX в. Надпись на ней гласит, что “сына Брита родила Вортигерну Севира, дочь короля Максима, который убил короля римлян” . Этот тезис был с удовольствием подхвачен всеми позднейшими хронистами, и напрямую увязал Максима с артуровской легендой. Вполне вероятно, что эта версия не лишена крупицы исторической истины.

Все вышесказанное хорошо иллюстрирует, что римское наследие было весьма сильно в Британии и после фактического краха политического режима. Очевидно, что в глазах бриттов все связанное с имперским наследием имело огромный вес и придавало +100 очков к “уважухе на районе”. Многие кельтские правители даже более позднего времени старались “подсосаться” к былому величию, принимая римские титулы, устраивая двор по римскому образцу и т.д. Все это придавало их власти больший авторитет и мнимый статус наследников великого государства. Случай это не уникальный - также поступали франки в Галлии, готы в Испании и (особенно) Италии, вандалы в Африке. Это естественный процесс, неизбежно происходящий, когда менее развитая культура сталкивается с более развитой. В этом ключе, такая видная фигура, как Артур, вполне мог быть отпрыском какого-то знатного романо-бриттского рода, имевшего в предках знаменитых деятелей римской эпохи. Я бы даже сказал, он должен был им быть (пусть даже только на словах), иначе вряд ли он смог бы пробиться к вершинам власти. Хорошим подтверждением данного тезиса служит тот факт, что Ненний в “Истории бриттов”, перечисляя битвы Артура, называет его римским титулом Dux Bellorum, что переводится примерно как “главнокомандующий”, “верховный командир”, и говорит, что Артур “бился на стороне британских королей”. Подразумевается, видимо, что сам Артур в таком ключе королем не был. Титул Dux известен с римских времен. Так назывались командующие определенными участками границы империи, например, в Британии Dux Britanniarum отвечал за оборону Адрианова вала и северной части провинции в целом. Именно от этого слова произошел средневековый титул “герцог” во многих европейских языках (англ. duke, итал. doge и duce). Возможно, сообщение Ненния является отголоском того факта, что Британии того времени существовал некий остаточный механизм власти, организованный по римскому образцу, и его рамках Артур был выбран как компромиссная фигура для командования войсками (ведь каждый король хотел занять это место, и назначение одного из них грозило перерасти в очередную междоусобицу).

Последним римлянином, прямо или косвенно связанным с артуровским мифом, является человек по имени Луций Арторий Каст. Этот персонаж особенно интересен, и вот почему. Ну, во-первых, имя. Сторонники бриттского происхождения титульного героя статьи выводят его имя от кельтского arto, означающего “медведь”. А вот приверженцы римской версии настаивают на латинской этимологии. Но господин Луций примечателен не только этим. Из сохранившихся войсковых записей известно, что он являлся командиром кавалерийского подразделения в составе VI Победоносного легиона. Легион этот был расквартирован в северной части Британии и принимал участие в строительстве, а затем обороне Адрианова вала. Пожалуй, этот легион можно назвать самым “британским”, т.к, прибыв на остров в конце II в, он оставался там до самого вывода римских войск. А теперь внимание. Кавалерийские части VI легиона формировались из сармат, кочевого народа, жившего в Северном Причерноморье. В свое время сарматы доставили римлянам немало хлопот, но в итоге все же были побеждены. В качестве контрибуции, помимо золота, римляне потребовали от побежденных предоставить им рекрутов в армию. Сарматы очень ценились за свои боевые качества. Вопреки распространенным стереотипам, это были вовсе не легкие конники с луками, наподобие монголов, а тяжеловооруженная кавалерия верхом на закованных в такую же броню конях, наподобие персидских катафрактариев. Ну чем не рыцари? Именно сарматы познакомили римлян с понятием тяжелой кавалерии. И вот отряд таких бронированных конников отправляется императором Марком Аврелием на самый дальний рубеж империи, в Британию, под начало командира Артория. Добавьте к этому традицию сарматов биться под знаменем с изображением красного дракона, их мифического покровителя, и - вуаля! Упакованная в броню кавалерия во главе с Артуром Луцием Арторием под стягом с драконом летит на пиктов, втаптывая их в землю! Казалось бы, какие могут быть варианты? К чему иные толкования легенды? Все так, но есть один нюанс… Луций Арторий Каст жил в конце II - начале III в, за три столетия до Артура, и с саксами сражаться никак не мог. Не мог он перед смертью и отправиться на Авалон, потому что был после службы в Британии был назначен губернатором в Далмацию (современная Хорватия), где и скончался в преклонном возрасте. Годы его жизни известны нам благодаря надгробной плите.

Сторонники теории в качестве аргумента приводят рассуждение о том, что сарматы, служившие под началом Артория, с их диковинным вооружением и необычным внешним видом (этнически они принадлежали к народам иранской группы, и более всего близки персам и скифам) наверняка произвели сильное впечатление на жителей Британии, что могло найти отражение в народной памяти и послужить основой для будущих легенд. В целом, такое не исключено. Самые упоротые прожженные исследователи нашли в сармато-иранской мифологии сюжеты, повествующие о мече, воткнутом в камень, чудодейственной чаше, дарующей бессмертие и другие элементы, по их мнению, указывающие на сарматские корни артуровского мифа. Однако, это утверждение не выдерживает критики хотя бы потому, что все вышеперечисленные эпизоды появились в каноне достаточно поздно, и совершенно неизвестны из древнейших вариантов легенды.

Именно теория об полководце Артории и его сарматах легла в основу художественного высера фильма 2004 г. “Король Артур” с Клайвом Оуэном в заглавной роли и Кирой Найтли в роли Гвиневры. Не вижу смысла утомлять читателя списком всех огрехов этого опуса, скажу лишь, что к истории он имеет такое же отношение, как стоимость экспорта нефти к цене на бензин в современной России. Т.е. вроде связь должна быть прямая и очевидная, но проследить ее решительно невозможно.

Иные теории

Большая часть исследователей придерживается одной из приведенных выше теорий. Как ни крути, они имеют в разы больше убедительных доказательств. Но существуют и другие версии, разной степени экзотичности - начиная от уже упомянутой связи с сармато-иранской мифологией, и заканчивая утверждением, что Артур был путешественником во времени или пришельцем с другой планеты (я сейчас не про фэнтези). Оставив подобные фантазии для телеканала Рен ТВ, приведу одну из нестандартных теорий, которая лично мне кажется очень занятной.

Согласной ей, Артур мог быть… аланом. Звучит странновато, но у этой версии есть аргументы, как минимум, заслуживающие внимания. Автором ее является советский и российский историк В.Х. Тменов, описавший теорию в своей книге “Аланы. Западная Европа и Византия” (1992г.). Алáны - это кочевой народ иранского происхождения, ближайшие родственники скифов и сарматов. В начале новой эры они проживали в Предкавказье, в степной зоне между Черным и Каспийским морями. Когда в конце IV в. из-за Волги хлынули орды гуннов, часть алан отступила в горные районы Северного Кавказа, позднее образовав раннесредневековое государство Алания, просуществовавшее до монгольского нашествия. Другая же их часть влилась в гуннские полчища, была подхвачена лавиной Великого переселения народов и, спустя полвека, оказалась у границ Римской империи. Сама империя на тот момент доживала свои последние годы, и у нее уже практически не было собственных войск. В качестве солдат в римской армии сражались различные варвары-наемники, в основном германцы. Многие из этих варваров для пущей надежности расселялись на территории империи и получали статус федератов (союзников). Так произошло и с аланами. Примерно в 430-е годы римский генерал и фактический правитель государства Флавий Аэций расселил алан во главе с царем Гоаром (Эохаром) в Галлии, в районе современного Орлеана. В 447-448 гг. в Арморике (ныне полуостров Бретань во Франции) вспыхнуло восстание, подавить которое Аэций повелел аланам, дав им при этом полный карт-бланш в плане методов.

Жители Арморики, прекрасно понимая перспективы вторжения плохо контролируемых кочевых орд, обратились за помощью к епископу Герману Осерскому. Тот вступил в переговоры с царем и убедил его отложить карательную экспедицию, пока епископ съездит в столицу и лично будет ходатайствовать перед Аэцием о прощении населения Арморики. В житии св. Германа, составленном около 480 г, Гоар описан как “свирепейший царь, стоящий во главе закованной в железо конницы” . Ничего подобного, вне сомнения, жители империи до того не видели. А ведь, как мы помним, Арморика была заселена кельтами-выходцами из Британии. По мнению В.Х. Тменова, память о Гоаре и его тяжеловооруженных “рыцарях” могла проникнуть в кельтский фольклор и послужит основой для позднейших сказаний об Артуре.

Кстати, св. Герман ничего не добился в ходе переговоров с Аэцием и умер в Равенне. Гоар же, пожав плечами, прошелся по Арморике огнем и мечом, подавив восстание, а заодно и обогатившись за счет местного населения и, весьма довольный собой, вернулся восвояси. Возможно, наказав при этом армориканцам, аки Артур, что “I’ll be back”. Ну, чтоб не безобразничали больше.

Заключение

Все вышесказанное - лишь краткое изложение основных теорий о происхождении артуровского мифа. Всех желающих ознакомиться с темой подробнее я могу проконсультировать и предоставить список литературы для более глубокого изучения вопроса. А в качестве бонуса прилагаю замечательную иллюстрацию Анастасии Смирновой, очень наглядно показывающую основные этапы формирования артуровского канона.

Знал ли, думал ли реальный Артур, кем бы он ни был на самом деле, что истории о его приключениях будут помнить и пересказывать спустя полторы тысячи лет? Возможно, догадывался, недаром ведь его назвали Королем былого и грядущего. Значение легенды об Артуре для мировой культуры сложно переоценить. И пускай в наиболее известном варианте она является чистейшим вымыслом, мы все равно нуждаемся в ней. Нуждаемся потому, что она напоминает каждому из нас, что истинный герой - не тот, кто победил больше всех врагов, а тот, кто сумел победить самого коварного противника - самого себя. А значит, героем может стать каждый. И каждый может найти Грааль.

Эпос мрачной средневековой Англии озарила прекрасная эпоха правления короля Артура. Благородный рыцарь, мудрый правитель и доблестный полководец подарил стране годы мира и стабильности. Персонаж стал воплощением рыцарских идеалов, объединив за Круглым столом под эгидой чести, отваги и верности королевству лучших воинов. Легенде кельтских преданий посвящены десятки книг, фильмов, театральных постановок и даже мюзиклы.

История

Мифология Англии столь же богата, как и копилка преданий о славных героях древних Скандинавии, Германии, Руси и Финляндии. Король Артур, впервые показавшийся в 600 годах, занял прочное место в народном и литературном творчестве.

Договориться о том, кто был прототипом Артура, исследователям до сих пор не удается, выдвигают три основные версии. Одни видят происхождение персонажа в валлийских легендах, в которых рожденный в Уэльсе воин хоть и был замечен в схватках с саксами, но никогда не занимал трон. Другие утверждают, что прообразом послужил Луций Арторий Каст, римский полководец. Третьи ссылаются на личность победителя саксов в схватке у Бадона Амвросия Аврелиана, тоже римлянина.

Зыбким, но все же доказательством является то, что на 6 век пришелся пик популярности имени Артур, то есть тогда, скорее всего, жила легендарная личность, вызвавшая симпатию у современников. Несмотря на гипотезы по поводу корней героя, принято считать, что британский король – образ собирательный, объединивший биографии разных военных и правителей.


Детали жизни самодержца у авторов тоже разнятся, но в целом основные вехи общие. Артур – плод прелюбодеяния короля Британии Утера Пендрагона с герцогиней Игрейной (другая вариация имени - Эйгир). Разделить ложе с чужой женой королю помог волшебник , обратив Утера в супруга дамы в обмен на то, что заберет ребенка на воспитание.

Волшебник передал младенца добросердечному и мудрому рыцарю Эктору, который вырастил мальчика как родного сына, обучив военному мастерству.

Утер женился на возлюбленной Игрейне, но у коронованной четы не получилось родить еще одного сына. После отравления самодержца Англии встал вопрос, кто займет его место. Хитрый волшебник Мерлин выдумал «тест» - заточил меч в камень. Кто вытащит его, тому и быть королем. Артур, прислуживавший оруженосцем старшему брату, с легкостью достал оружие и неожиданно для себя взошел на престол. Впрочем, правду о своем царском происхождении юноша узнал тут же, от Мерлина.


Король Артур обосновался в легендарном замке Камелот. Здание до сих пор ищут поклонники «артурианы», однако это вымысел чистой воды – замок выдумал в 13 веке поэт и писатель Кретьен де Труа. Камелот объединил около сотни прославленных рыцарей со всего мира. Список друзей правителя пополнили воины Гавейн, Персиваль, Галахад и, конечно, Ланселот.

Славные мужчины вошли в историю как защитники слабых и обездоленных, покровители дам, освободители земель подвластного государства от варваров и захватчиков, победители мифических существ и злых магов. Знамениты они еще и тем, что были одержимы идей отыскать Чашу Грааля, дарующую хозяину бессмертие. В итоге найти святую вещицу, из которой пил , удалось сыну Ланселота.


Рыцари собирались за Круглым столом. По одной версии, идея создания предмета мебели такой формы принадлежит супруге короля Артура, по другой – стол, уравнивающий в правах и сословиях всех, кто за него садился, подарил правителю Мерлин. Волшебник часто приезжал в Камелот, не только для поднятия боевого духа рыцарей, но и в воспитательных целях – настраивал на добрые дела, призывал избегать лжи и предательства.

Правление благородного короля Артура, который сумел спасти государство от междоусобных войн, затянулось на долгие годы. Но жизнь героя оборвалась из-за предательства собственной семьи.

Образ

В литературе король Артур предстает главным положительным героем, идеальным правителем и справедливым рыцарем. Персонаж наделен благородными качествами: в его характере гармонично сочетаются отвага, доблесть, доброта. Он спокойный и рассудительный, даже медлительный, никогда не позволит казнить человека без суда и следствия. Артур преследует цель объединить государство, вывести на новый уровень развития.

Внешность трактуют по-разному, даже средневековым художникам не удалось прийти к единому взгляду в этом вопросе – то самодержец изображен луноликим, с кудрявыми седыми волосами, то худощавым темноволосым старцем. Хочется верить авторам романов и кинофильмов, где Артур – высокого роста и крепкого телосложения, с мудрым взглядом.


Демонстрировать богатырскую силу коронованному рыцарю помогал волшебный меч Экскалибур, пришедший на смену «мечу из камня». Однажды в поединке с Перинором (противником, ставшим впоследствии союзником) Артур сломал оружие, благодаря которому взошел на престол. Волшебник Мерлин обещал чудесный подарок и слово исполнил – юный король получил из рук Озерной феи меч, выкованный эльфами озера Вателин.

Магическое оружие поражало противника без промаха, но новый обладатель обязался использовать меч только во имя благих дел, а когда настанет время – вернуть его озеру, что и было сделано после смерти Артура.

Завоевания Артура

По преданиям Артур участвовал во множестве кровавых сражений. Автор первых хроник о короле валлийский монах Ненний описывает 12 самых ярких битв с завоевателями. Главным триумфом самодержца стало сражение на горе Бадон, где бритты под предводительством короля разгромили саксов. В этом бою Артур с помощью Экскалибура поразил 960 рыцарей противоборствующей стороны.


Повелителю бриттов удалось разгромить войско Глимори в Ирландии, и Англия потом получала дань. Трое суток Артур осаждал саксов в Каледонском лесу и в итоге выпроводил врагов обратно в Германию. Битва в Придине тоже принесла победу – на норвежский трон сел зять Артура.

Семья

Надев корону, Артур решил жениться. Выбор пал на красавицу, непорочную и женственную «прекрасную даму» Гвиневру, дочь короля Лодегранса, некогда спасенного руками самодержца Британии. Сердце юноши растаяло от чар девушки с первого взгляда. Супружескую жизнь омрачало лишь отсутствие детей – Гвиневра носила проклятие бесплодия, полученное от злой колдуньи, о чем чета не подозревала.


Впрочем, у короля Артура был внебрачный сын Мордред, причем от сводной сестры. Волшебник Мерлин на пару с Девой Озер наложили чары на юношу и девушку, чтобы те не узнали друг друга и вступили в любовную связь. Воспитывали бастарда злые чародеи, вложив в мальчика коварство, злость и мечты о власти.

Артур пережил измену любимой жены с другом Ланселотом. Предательство положило начало падению прекрасной эпохи правления справедливого короля. Пока правитель Британии решал личные вопросы, гоняясь за беглецами Ланселотом и Гвиневрой, Мордред захватил власть в свои руки. В битве на Каммланском поле пало все воинство Англии. Артур сразился с бастардом, но вышла ничья – пораженный копьем сын нанес смертельную рану отцу.

Книги

Время правления славного короля Артура воспето в стихах и романах. Благородный самодержец впервые появился в валлийских поэмах в 600 годах н.э. как главный персонаж народных преданий Уэльса. Латинская хроника «История бриттов» нашла продолжение в сборнике «Истории королей Британии» под авторством Гальфрида Монмутского. Так свет увидела полноценная повесть о жизни Артура.


Начиная со Средневековья, легенды о короле Артуре и доблестных рыцарях Круглого стола стали обретать современную форму, выходя из-под пера Кретьена де Труа, Вольфрама фон Эшенбаха, а затем и Томаса Мэлори. Персонаж вдохновлял , Альфреда Теннисона, Мэри Стюарт и даже со . Считается, что именно от британской мифологии отталкивались создатели жанра фэнтези.

Отметим самые знаковые книги, основанные на артуровском эпосе:

  • 1590 – «Королева фей», Эдмунд Спенсер
  • 1856-1885 – «Королевские идиллии», Альфред Теннисон
  • 1889 – «Приключения янки при дворе короля Артура», Марк Твен
  • 1938-1958 – цикл повестей «Король былого и грядущего», Теренс Уайт
  • 1982 – «Туманы Авалона», Мэрион Зиммер Брэдли
  • 1975 – «Зеркало Мерлина», Андре Нортон
  • 2000 – «За далью волн»,

Фильмы и актеры

Вслед за писателями образ Артура подхватил кинематограф. Первый фильм с властелином бриттов снял режиссер Ричард Торп в 1954 году. Работа «Рыцари Круглого стола», где костюм Артура носит Мел Феррер, снискала похвалы критиков и была номинирована на «Оскар» и Гран-При Каннского фестиваля.


Телезрители конца 70-х годов с интересом наблюдали за жизнью предводителя рыцарей и игрой актера Эндрю Берта в приключенческом сериале «Легенда о короле Артуре».

Киноиндустрия до начала нового тысячелетия подарила поклонникам «артурианы» еще семь лент, где снялись разные актеры:

  • 1981 - «Экскалибур» (Найджел Терри)
  • 1985 - «Король Артур» (Малкольм Макдауэлл)
  • 1995 - «Приключения янки при дворе короля Артура» (Ник Манкузо)
  • 1995 - «Первый рыцарь» (Шон Коннери)
  • 2004 - «Король Артур» (Артура сыграл Клайв Оуэн, грим и платье Гвиневры примерила Кира Найтли, а в роли Ланселота предстал Йоан Гриффит)

Затем режиссеры решили передохнуть, а к 2017 году с новыми силами взялись за воплощение короля бриттов в кино. Боевик «Король Артур: Возвращение Экскалибура» представил в начале весны Энтони Смит. На главные роли руководитель съемочного процесса пригласил Адама Байарда, Николу Стюарт-Хилл, Саймона Армстронга.


Вслед за этой премьерой вышел финальный трейлер к новому фильму от режиссера «Меч короля Артура», который презентовали зрителю в мае 2017 года. В облике Артура на сей раз оказался . Картина не имеет почти ничего общего с оригинальной концепцией легенд о рыцарях. Главный герой надевает маску предводителя банды разбойников, который стремится свергнуть самодержца Вортигерна. Саундтреки для картины писал Дэниэл Пембертон, обладатель «Золотого глобуса-2016» за лучшую музыку к фильмам.


Персонаж также занял достойное место в анимационном наследии. Мультфильм «Меч в камне» по одноимённой книге Теренса Уайта о детстве Артура сняли на студии «Disney». А 30 лет спустя героя изобразили художники «Warner Bros» в мультике «Волшебный меч: В поисках Камелота».

  • В XII веке при реставрации аббатства Гластонбери в графстве Сомерсет (Англия) наткнулись на могилу, на кресте которой якобы выгравировано имя короля Артура. В XVI веке монастырь упразднили, а захоронение скрылось под руинами. Сегодня туристам напоминает о возможной могиле великого правителя табличка.
  • В начале 80-х годов в честь короля Артура назвали кратер на Мимасе – спутнике планеты Сатурн.
  • Статистика последнего фильма о доблестном рыцаре впечатляет. В «Мече короля Артура» задействовано 40 Экскалибуров, причем только 10 выкованы из металла, остальные созданы из пластика. В главной битве участвовали 130 лошадей, а в Камелот построили мост длиною 60 метров, настолько крепкий, что выдерживал десяток всадников, скачущих по нему одновременно.

Ким Вячеслав, студент 101 группы

Король Артур - одна из величайших фигур, рожденных западным миром. Он является героем тысячи историй, пробуждает миллионы детских мечтаний и служит образом нации. Столетие за столетием вновь возрождается он в мире - пером, кистью и фантазией многочисленных писателей, художников, поэтов и политиков. Почти тысячу лет живет его дух в истории, но до сих пор нет точных сведений о том, кем же был король Артур. И до сих пор этот вопрос остается без ответа. Существовал ли Артур как историческая фигура, если да, то когда и где? Кем он был – королем, полководцем или вождем? Может, он был просто легендарной фигурой, которую, как не ищи, не найдёшь? Именно ответы на эти вопросы были бы интересны многим из нас.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

«Амурский медицинский колледж»

Индивидуальный проект

Король Артур: мифы, легенды и реальность

студент 101 группы

Руководитель: Деркач И.С.,

преподаватель иностранных языков

Благовещенск

2016

Король Артур. Мифы и реальность.

2.1. Мифологические корни образа Артура

Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; мифология – наука о мифах.

Кельтская мифология известна в настоящее время лишь частично. Главным образом сведения о ней содержатся в ирландских и валлийских эпических произведениях, которые стали записываться уже в христианскую эпоху, поэтому в большинстве случаев функции древних богов можно представить лишь приблизительно.

«Явление» короля Артура, его внезапное вторжение в ход мифологической истории, представляет собой одну из многочисленных загадок кельтской мифологии. Артур не упоминается в валлийском произведении «Четыре ветви Мабиногион» (записано в конце XI в.), повествующем о богах древних бриттов.

Однако вскоре после этого мы видим Артура вознесенным на небывалую высоту, так как он именуется королем богов. В истории под названием «Сон Ронабви», входящей в состав Красной Гергестской книги, вассалами Артура считаются многие персонажи, считавшиеся в старину богами, - сыны Нуаду, Ллира, Брана, Гофанона и Аранрода.

В другой истории из той же Красной книги, озаглавленной «Куллох и Олвен», его вассалами объявляются еще более высокие божества. Так, сыновья прародительницы богов Дану (Дон) работают на него: Амаэтон пашет землю, а Гофаннон кует железо; двое сыновей солнечного бога Беленуса, Нинниау и Пейбоу, «превращенные им в быков во искупление грехов», впряжены в одну упряжку и заняты тем, что сравнивают с землей гору, чтобы урожай мог созреть за один день. Именно Артур созывает богов на поиски «сокровищ Британии», и на его зов спешат божество потустороннего мира Манавидан, сын Ллира, Гвин, сын Нуаду, и Придери, сын Пуйла.

Я считаю, что Артура так же можно сравнить с Гераклом, потому что легенды об Артуре создавались в обществе, которое испытало на себе влияние Рима, особенно на юге острова. Сами римляне взяли образ Геркулеса из греческой мифологии, соответственно бритты также могли заимствовать этот образ и приписать Артуру черты Геркулеса (Геракла). В этой связи, вполне сопоставимы 12 знаменитых битв Артура и 12 подвигов Геракла.

Король Артур, Мерлин, рыцари круглого стола – эти слова знакомы очень многим. И в наше время об этом слышали не только профессиональные историки, исследователи истории Британии, но и обыватели из многочисленных художественных книг, фильмов и сериалов, посвящённых знаменитой легенде. Но являются ли истории о короле Артуре выдумкой? И этот правитель существовал на самом деле?

Первое упоминание об Артуре встречается в валлийской поэме 600 года под названием «Гододдин». Первое и более или менее достоверное упоминание об Артуре встречается в рукописи безымянного монаха около 900 года. Там рассказывается, что во время битвы при Бадоне «Артур носил на своих плечах крест Господа… три дня и три ночи». С этого времени мифы начали множится и распространятся. Так появилась легенда о рыцарях Круглого стола, Гвиневре, Мерлине и Модреде.

Согласно легенде, Артур является сыном короля Британии Утера Пендрагона, брата Амброзия Аврелиана, действительно существовавшего военачальника бритонов. Утер полюбил герцогиню Игрейну и на поединке убил её престарелого мужа. Затем в облике покойного мужа Утер провёл ночь с Игрейной, и тогда был зачат Артур. Эта интрига была организована с помощью Мерлина. В качестве оплаты чародей потребовал отдать младенца ему на воспитание. Затем маг отдал Артура на воспитание старому рыцарю сэру Эктору.

Мерлин – это, наверное, первое имя, которое приходит в голову, когда речь заходит о средневековых колдунах, магах, волшебниках и чародеях. Он был реальной фигурой. Мерлин был бардом, друидом при дворе языческого принца в конце 6-го века. После гибели в сражении своего покровителя, согласно историческим документам, Мерлин сошёл с ума, прятался в лесу и, в конце концов, его взял к себе бритонский король, союзник Артура. Не исключено, что реальные Артур и Мерлин могли встречаться.

Жил Артур со своей любимой Гвиневрой и верными товарищами-рыцарями в прекрасном замке Камелот. Это название было введено французским поэтом Кретьеном де Труа, жившем при дворе Элеоноры Аквитанской. Он ввел в легенду об Артуре тему рыцарской любви и культа прекрасной дамы. Камелот был символом благородства, мужества и рыцарской чести. Согласно некоторым трактовкам легенды, этот замок находился вне пространства и времени, в волшебном мире магии и чародейства.

Легенда о короле Артуре получила распространение в ХII веке благодаря историку Джеффри Монмутскому. По его мнению, Камелот находился в Карлеоне, в Южном Уэльсе. Согласно другим источникам, Камелотом мог быть замок Кэдбери в местечке Саут-Кетбери, графство Сомерсетшер или замок Тинтаджел на северном побережье Корнуолла, где, как предполагается, и появился на свет Артур. Самое известное в наши дни повествование о короле Артуре – «Смерть Артура», принадлежащее перу Томаса Мэлори, появилось в 1485 году. Он считал, что Камелот находится в Винчестере, потому что с 849 по 1066 год там была столица саксов. Согласно другой версии, Артур жил на севере Британии, в королевстве под названием Далриада. Сведения о каждой из этих построек восходят к V веку, поэтому любым из этих замков мог быть славный Камелот.

Загадками и тайнами овеяно место, где великий король нашёл свой покой – таинственный и туманный остров Авалон. Согласно древним источникам, на острове жили жрицы древней религии, помогавшие правлению могучих королей, в том числе и Артуру.

В наши дни считается, что Авалон находится в центре графства Сомерсет, рядом с городом Гластонберри. Поиски захоронения Артура и Гвиневры связаны с историей Аббатства Гластонбери. Как место упокоения великого короля монастырь приобрёл известность в XII веке. В 1184 году в Аббатсве произошёл страшный пожар, уничтоживший монастырь почти до самого основания. Во время реконструкции монахи занялись поисками могилы Артура. Захоронение было найдено в 1190 году.

Уже в XX веке останки Артура и Гвиневры были отправлены на медицинское обследование. Оно датировало скелеты V-VI веком нашей эры. Значит, в полне возможно, что это и есть гробница знаменитых героев мифов.

В наши дни вряд ли получится найти точные и достоверные сведения о волшебной легенде и её героях. Мы можем лишь догадываться, где они жили, где родились, где происходили их знаменитые сражения и где они нашли свой покой. Так почему просто не погрузиться в сказку, прочитав сказания об Артуре ещё раз и почувствовав себя благородным рыцарем или прекрасной дамой, за которую герой готов отдать свою жизнь.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.