Менеджмент спортивной школой. Что такое «спортивный менеджмент»? Функции спортивного менеджера

В России продолжает функционировать эффективная система подготовки спортивного резерва, которая складывалась на протяжении почти 50 лет. Основу ее составляют спортивные детско-юношеские школы (ДЮСШ), СДЮШОР, ШВСМ. Все вышеперечисленные организации входят в систему или номенклатуру учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Понятие “спортивные резервы” в широком смысле обозначает всю совокупность достижений общества в деле развития массовой физической культуры и спортивного высшего мастерства. В узком смысле - это спортсмены, достигшие определенного уровня мастерства и охваченные современными организационно-методическими формами подготовки, которые обеспечивают дальнейший рост спортивных результатов. В настоящее время принята следующая классификация спортивных резервов.

Действующий резерв - перспективные в возрастном плане спортсмены высокого класса, являющиеся кандидатами в сборные команды страны. Они должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на крупных международных соревнованиях.

Ближний резерв - молодые, одаренные спортсмены, способные в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определении ближнего резерва используют комплекс показателей, определяющий дальнейший рост спортивных результатов, учитывают возрастные требования к спортсменам, стажу тренировочной и соревновательной подготовки.

Потенциальный резерв - юные спортсмены, занимающиеся разными видами спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и т.п.

Спортивная школа, как организация дополнительного образования, призвана способствовать:

  • · самосовершенствованию;
  • · формированию здорового образа жизни;
  • · профессиональному самоопределению;
  • · развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей;
  • · достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Исходя из закономерностей становления спортивного мастерства, установлены этапы многолетней подготовки обучающихся в спортивных школах.

Спортивно-оздоровительный этап рассчитан на весь период подготовки, если это предписано нормативными документами или учредительными. Этап начальной подготовки - 2-3 года, предполагает решение задачи привлечения максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом. Социальные нормы охвата занимающихся таковы - 10-12% от детей в возрасте 6-15 лет. На учебно-тренировочном этапе (4-5 лет) ставятся задачи: улучшение состояния здоровья, физического развития, повышение уровня физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта, а также профилактика вредных привычек и правонарушений.

Этап спортивного совершенствования - 3 года, спортивного высшего мастерства - 3-5 лет. Социальная норма 0,2% от 16-25 летнего возраста. На этих этапах ставится задача привлечения к специализированной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов.

Современная система спортивных школ объединяет 4000 школ различного типа и охватывает все регионы России. На развитие массового спорта ориентировано 3000 ДЮСШ, на подготовку высококвалифицированных спортсменов - 920 специализированных школ. Систематически занимается около 2 млн., из них 34,5 тысячи - спортсмены высокого класса. Количество штатных специалистов составляет - 40 тысяч человек.

Менеджмент в спортивной школе

Деятельность спортивных школ регулируется двумя нормативно-правовыми документами:

  • 1) законом “Об образовании”;
  • 2) документом Минобразования «Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ» №96-ИТ от 25.01.95.

Спортивная школа любого типа и названия создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется органом местного самоуправления в заявительном порядке. Учредителями могут быть:

  • · органы государственной власти, органы местного самоуправления;
  • · отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения;
  • · отечественные и иностранные фонды, общественные и частные;
  • · общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ;
  • · граждане РФ и иностранные граждане.

Статус учредителя определяет организационно-правовую форму спортивной школы. В России более 70% спортивных школ учреждены органами образования, которые и финансируют свои школы.

Для регистрации спортивной школы учредитель представляет заявление о регистрации, решение учредителя о создании спортивной школы, ее устав, документ об уплате госрегистрационной пошлины. Права юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента регистрации. Таким образом, спортивная школа как юридическое лицо имеет устав, расчетный счет в банке, печать, штамп, бланки со своим наименованием. Права на образовательную деятельность возникают у спортивной школы с момента выдачи ей в установленном порядке -- лицензии, в которой фиксируется предельная численность обучающихся, контрольные нормативы и срок действия.

Основой государственных гарантий является государственное и муниципальное финансирование.

Организация учебно-тренировочного процесса

Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года, учитывая специфику вида спорта. Основные формы учебно-тренировочного процесса:

  • · учебно-тренировочные и теоретические занятия;
  • · групповые, работа по индивидуальным планам (СС и ВСМ);
  • · медико-восстановительные мероприятия и медконтроль;
  • · тестирование;
  • · участие в соревнованиях и сборах;
  • · инструкторская и судейская практика.

Внутришкольный менеджмент

Спортивную школу возглавляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначаемый учредителем. Формами самоуправления являются педагогический совет, собрание трудового коллектива, тренерские советы отделений (см.ст.35 закона “Об образовании”).

В оргструктуры спортшкол входят зав. учебной частью, бухгалтер, врач, инструктор-методист, обслуживающий персонал. В случае находящихся на балансе спортсооружений, то и администрация и обслуживающий персонал спортсооружения.

Организационная структура нормативно закрепляется в штатном расписании. Штатное расписание- это перечень должностных наименований и общее количество постоянных должностей в организации, а также должностных окладов по штатной должности. Заработная плата определяется по ЕТС с учетом различных надбавок или по нормативам за одного занимающегося.

Экономическая и предпринимательская деятельность спортивной школы

Школа самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Она имеет самостоятельный баланс и расчетный счет в банке. Деятельность ее финансируется учредителем в соответствии с договором между ними. Спортивная школа вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе и иностранных.

Допустимы любые виды предпринимательской деятельности, предусмотренные уставом.

Эффективность деятельности спортивных школ

Для оценки эффективности работы спортивных школ Комитетом по ФК и туризму установлены педагогические критерии.

На этапе начальной подготовке: стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности, уровень освоения основ техники" видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля. На учебно-тренировочном этапе: состояние здоровья, уровень физического развития, динамика уровня подготовки, освоение объемов нагрузки, теории. На этапе спортивного совершенствования: уровень физического развития, выполнение объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, динамика показателей, результаты выступлений во всероссийских соревнованиях. На этапе спортивного высшего мастерства: стабильность результатов выступления на всероссийских и международных соревнованиях, число спортсменов подготовленных в составы сборных команд России.

Научный анализ результатов работы спортивных школ показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. По оценке специалистов система подготовки спортивного резерва позволяет обеспечить конкурентное пополнение сборной команды России. Расчеты сделаны исходя из того, что по олимпийским видам спорта на единицу стартового состава сборной России приходится 2мсмк, 8мс, 29 кмс.

Для достижения спортсменом мастерства международного уровня его необходимо готовить 10-12 лет. Наглядна и крутизна подъема к вершинам мастерства, которую одолевает соответственно один из 7,28,168 и более 2 тысяч занимающихся на этапах многолетней подготовки. Эти расчеты могут служить основой для прогнозирования показателей подготовки спортивного резерва как источника пополнения сборных команд по разным видам спорта.

Контрольные вопросы

  • 1. Понятие спортивных резервов.
  • 2. Цели и задачи спортивной школы.
  • 3. Организация, формы и этапы подготовки.
  • 4. Организационная структура управления спортивной школой.
  • 5. Критерии эффективности деятельности спортивных школ.

Сегодня среди студентов наблюдается интерес к индустрии спорта и специальностям, связанным с ней. Это связано с развитием международного рынка услуг в сфере спортивного бизнеса. Интерес к спорту возрастает и у рекламодателей, инвесторов и журналистов. Россия была отмечена международным спортивным сообществом, которое доверило проводить в стране ряд крупных международных спортивных мероприятий. Для их организации была проделана титаническая работа: строительство, а затем управление спортивными объектами, встреча и размещение иностранных болельщиков, организация церемоний и стартов на высочайшем уровне, подготовка личного и тренерского состава, развитие спортивной медицины… Аналитики прогнозируют рост потребности в профессиональных кадрах в данной области, так как уже сегодня ощущается их острая нехватка. Это значит, что выпускники такой специальности должны с легкостью найти достойно оплачиваемую работу.

Понятие, суть и задачи профессии «спортивный менеджмент»

Для того чтобы понять, как стать спортивным менеджером, необходимо сначала рассмотреть суть данной специальности. Она включает в себя теорию и практику эффективного управления предприятиями спортивной культуры в условиях современного рынка. Объектом изучения являются организации спортивной направленности (множество ФСО - спортивных школ, клубов, команд, стадионов, центров, федераций и т.п.), деятельность которых направлена на предоставление физкультурно-спортивных услуг. Сам спортивный менеджментнацелен на управление внутренними и внешними отношениями субъектов и объектов ФСО. Его сущность - целенаправленное воздействие субъекта управления на управляемый объект для достижения нового запланированного качественного состояния последнего. Общая цель - обеспечить эффективное функционирование ФСО на современном рынке, а задача - познание закономерностей их функционирования и социального развития в обществе, а также разработка механизма эффективного управления этими процессами.

Функции спортивного менеджера

Изучая вопрос, как стать спортивным менеджером, можно сделать вывод, что не всегда ими становятся но обязательно люди, увлекающиеся спортом и занимающиеся им хотя бы на любительском уровне. Возможно, человек, который мог бы стать успешным управленцем банка, стал спортивным менеджером, и все потому, что он неравнодушен к спорту и в детстве занимался в спортивной секции. Вообще, как профессия спортивныйменеджментпоявился с утверждением должности руководителя ФСО. Для этой специальности важно владеть искусством научного управления спортивной организацией. Отдельные элементы такой деятельности присущи и тренерам, и преподавателям физической культуры.

Но полномочия менеджера как управленца намного шире. Его функции:

  • принятие ответственных решений по направлению деятельности ФСО и распределению ресурсов;
  • сбор информации о ее распространение в виде фактов и нормативных установок, разъяснение персоналу политики, ближайших и перспективных целей;
  • формирование внутренних отношений, мотивация, координация, представительство во внешних отношениях с другими организациями.

Изучая вопрос, как стать спортивным менеджером, можно сделать вывод, что искусство менеджмента заключается в умении использовать принципы, методы и технологии управления в конкретном случае. Ему необходимо обладать специфическими умениями по производству и использованию спортинвентаря, установлению взаимосвязей между физическими нагрузками, диетой и т. п. Итак, традиционно в состав функций входят: планирование, организация, мотивация, руководство, контроль и анализ. Кроме того, работа спортивным менеджером предполагает подопечных, физкультурно-спортивную работу с населением, подготовку высококвалифицированных спортивных кадров в своих видах и резервного состава, проведение соревнований и зрелищных мероприятий, научно-методическое обеспечение физвоспитания, организация производственных ресурсов спорттоваров, международные связи.

Принципы спортивного менеджмента

Когда будущий студент планирует поступление в ВУЗ, он задумывается над выбором профессии. Многие спортсмены ищут специальность, близкую к спорту, и приходят к мысли: «Как статьспортивным менеджером, и что для этого нужно?» Прежде всего необходимо побольше разузнать о самой деятельности такого специалиста. В сфере менеджмента спорта и физической культуры существуют свои принципы и правила, положения и нормативные документы, которые необходимы для осуществления управленческого процесса. К ним относятся принципы:


Методы управления

Профессиональная подготовка спортивных менеджеровпредполагает изучение которые делятся на:

  • организационные;
  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Для достижения высокого профессионализма необходимо уметь формировать психологический климат, давать положительную оценку индивидуальным достижениям каждого сотрудника. Именно такой уровень предполагает подготовка спортивных менеджеров, так как важно быть социально и психологически грамотным специалистом, владеющим методами:

  • проведения совещаний, приучения и упражнения;
  • убеждения, одобрения и поощрения, осуждения и наказания (созидающие и тормозящие методы).

Выбор методов зависит от целей, типа организации и конкретной ситуации. Эффективность применения тех или иных методов требует от спортивного менеджера искусства, постоянного творческого поиска и обучения.

Специализации

Стоит отметить, что под данной профессиональной подготовкой подразумевают разные специализации с общим названиемспортивный менеджер. Обучениесогласно выбранного направления осуществляется после общей подготовки по программе соответствующего учебного заведения. Типы специализации спортивных менеджеров постоянно развиваются. Наряду с общим, выделяют функциональный менеджмент. Вот основные специализации:

Стили

Каждый профессионал имеет свой стиль деятельности. Не исключение испортивный менеджер. Обучение профессиональному стилю возможно теоретически, а его устойчивое формирование происходит уже с опытом на практике. Согласно теории менеджмента, управленческие отношения делят на демократические и авторитарные. Соответственно формируется :

  • авторитарный - чрезмерная централизация власти, жесткая регламентация деятельности;
  • демократический - использует мотивацию и убеждения;
  • либеральный.

Авторитарным стиль обычно становится тогда, когда по своим личностным качествам и уровню профессиональной подготовленности менеджер ниже подчиненных и когда подчиненные имеют профессиональную культуру, ответственность и дисциплину.

Демократичным менеджер становится при доверии к коллективу, уважении мнения подчиненных, взаимовыручке и поддержке.

Либеральным менеджер будет при отсутствии перспективы и инициативы, масштабности мышления и ожидании указаний «сверху». Такой руководитель слабо контролирует подчиненных и, как следствие, получает низкую результативность.

Бывает так, что стиль работы может изменяться при смене коллектива, места работы или глубоком самоанализе руководителя.

Категории спортивных менеджеров

В конце XX - начале XXI века такая специальность называлась начальник спортивного клуба или администратор школы и т.п. Сегодня все изменилось, и теперь наименование должности звучит как менеджер спортивного клубаили ФСО. Каждая спортивная организация имеет своих управляющих. Они разного уровня и решают разные задачи. Но традиционно есть категории спортивного менеджмента, которые делят всех управленцев на три группы:

  1. Занимающихся стратегией развития (например, президент футбольного клуба).
  2. Тех, кто сам управляет (например, структурными подразделениями).
  3. Нижний уровень исполнителей (например, администраторы спортивных школ).

Обучение

Обучение профессии «менеджер в спортивной организации» осуществляется во многих вузах. Есть московские и региональные университеты, которые дают возможность получить данную специальность. Более всего в этой сфере известно учебное заведение МЭСИ. Здесь на специальном факультете обучаются профессиональные спортсмены и студенты, увлекающиеся спортом. Их планируемая будущая месячная заработная плата должна составить 80 тыс. руб. И это неплохо. В современном мире спорт - это зрелище. В 2010 г. летом организовали Федерацию спортивных менеджеров России. Спортивный менеджер автор бестселлера «Фитнес — это легко», ведет обучение на спортивного менеджера в бизнес-школе RMA. В свое время он занимал должность фитнес-директора, президента фитнес-центра Olympic Star в Москве, управляющего сетью фитнес-клубов MaxiSport и Reebok, редактором соответствующей рубрики журналов Men’s Health и Men’s Fitness, ведущим спортпрограмм и турниров. Он на протяжении долгих лет занимался фитнесом и работал тренером.

нять индивидуальные действия во время развёртывания атаки в середине поля, сделав акцент на его более глубокое взаимодействие с игроками из соседних линий. Индивидуальные действия со стороны нападающего были бы наиболее полезны для команды лишь в завершающей стадии атаки, когда соперник уже прижат к воротам.

Перспективными являются исследования, направленные на поиски закономерностей, которые можно выявить во время применения игроками командных тактико-технических действий.

Литература

1. Варюшин В.В. Игровые упражнения в тренировке взаимодействия футболистов: Метод. разраб. для слушателей Высш. шк. тренеров, фак. повышения квалификации и студентов ГЦОЛИФКа / Варюшин В.В.; ГЦОЛИФК. - М., 1989. - 77 с.

2. Віхров К. Тактика гри у футбол. Групова взаємодія. „ФВ в школі”. - 2004. - №2. - С.23-25.

3. Кучеренко О., Немировский Л. Знаете ли вы футбол? - М.: ФиС., 1980. - 88с.

4. Лебедев Л., Немировский Л. А ваше решение? - М.: Со-в.спорт, 1990. - 95с.

5. Лисенчук ГА. Управление подготовкой футболистов - К.: Олимп. Лит., 2003. - 271с.

6. Лоос Г., Альямани Фади Ахмед Тренер по футболу. - К., 1991. - 112с.

7. Козловский В.И. Подготовка футболистов. - М.: ФиС., 1977. - 173с.

8. Лисенчук ГА. Управление подготовкой футболистов - К.: Олимп. Лит., 2003. - 271с.

9. Лоос Г., Альямани Фади Ахмед. Тренер по футболу. - К., 1991. - 112с.

10. Козловский В.И. Подготовка футболистов. - М.: ФиС., 1977. - 173с.

Поступила в редакцию 10.03.2007г.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ШКОЛОЙ

Приходько И. И., Путятина Г.Н. Харьковская государственная академия физической культуры

Аннотация. В статье авторами предпринята попытка системного подхода к организации управления спортивной школой. Спортивная школа представлена как субъект и объект управления, разработана организационная модель спортивной школы.

Ключевые слова: спортивная школа, управление, объект управления, субъект управления, ресурсы организации, организационная модель.

Анотація. Приходько І.І., Путятіна ГМ. Організація управління спортивною школою. У статті авторами використовується системний підхід до організації управління спортивною школою. Спортивна школа представлена як суб’єкт та об’єкт управління, розроблено організаційну модель спортивної школи.

Ключові слова: спортивна школа, управління, об’єкт управління, суб’єкт управління, ресурси організації, організаційна модель.

Annotation. Prikhodko I.I., Putyatina G.N. Organization of management sporting school. In the article authors are undertake the attempt of approach of the systems to organization of management sporting school. Sporting school is presented as a subject and management object, the organizational model of sporting school is developed. Key words: sports school, management, management object, management subject, resources of organization, organizational model.

Введение.

Проблемы сохранения и развития системы спортивных школ являются частью целостной системы развития физической культуры и спорта. Приоритетным направлением государственной политики в сфере физической культуры и спорта является развитие детско-юношеского, резервного спорта и привлечение населения к занятиям физической культурой. Один из показателей социально-экономического развития Украины - количественно-качественная характеристика спортивных школ. На данный момент проводится реформирование основ системы детско-юношеского и резервного спорта путем определения организационно-правового статуса деятельности спортивных школ.

Научные исследования последних лет в сфере физической культуры и спорта характерны тем, что они выполнены на основе использования принципов системного подхода. Среди таких работ следует отметить работы Н.В. Жмарева , который дал глубокий системный анализ спорта как социальной системы, работы И.И. Приходько и В. И. Мудрика , которые, опираясь на методы системного подхода, раскрывают организацию совершенствования управления физической культурой и спортом. Системный подход при исследовании организации управления физической культурой и спортом реализуется как системный анализ, программно-целевые методы и моделирование. Моделирование как метод научного исследования широко применяется для изучения информационных процессов при управлении многоуровневыми системами, комплексными экспериментальными исследованиями, проектными разработками, многопроцессорными вычислительными и информационными системами . Теоретические основы моделирования используются для изучения взаимодействия экономической и социальной эффективности .

Моделирование в физическом воспитании и спорте как метод научного исследования и как один из компонентов системы управления подготовкой спортсменов широко применяется при изучении закономерностей динамики состояния спортсмена в ходе подготовки, правил и форм построения тренировочного процесса . Наибольшее распространение получили модели состояния спортсмена (модельные характеристики его соревновательной деятельности, специальной физической, технической подготовленности, морфофункциональных и психических особенностей) и модели различных структур тренировочного процесса . Однако многие аспекты организационного моделирования и его применения в сфере управления физической культурой и спортом разработаны недостаточно. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает целостное представление об организационном моделировании, как методологической основе управления, планирования, организации и контроля эффективности деятельности спортивных школ.

Данная работа выполняется в рамках Свод-

ного плана научных исследований Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта 2006 - 2010 гг. на кафедре менеджмента физической культуры Харьковской государственной академии физической культуры „Організація і технологія удосконалення діяльності суб’єктів та об’єктів управління фізичною культурою і спортом (на прикладі Північно-східного регіону України)”. Шифр: 2.3.5. Номер госрегистрации: 010Ш006475.

Формулирование целей работы.

Цель исследования - систематизировать организацию управления спортивной школой.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать систему управления спортивной школой.

2. Раскрыть организационную модель спортивной школы как субъекта и объекта управления.

Результаты исследования.

Наши исследования основываются на организационном анализе деятельности спортивных школ трех областей Украины (Полтавской, Сумской, Харьковской), а также на результатах опроса директоров и тренеров спортивных школ. Нами выявлена

объективная необходимость систематизации и совершенствования организационной структуры спортивных школ. Системный подход в исследовании спортивных школ как объекта социального управления, на наш взгляд, предполагает рассмотрение спортивной школы в трех аспектах:

■ историческом - с позиции выяснения условий зарождения системы спортивных школ, основных этапов их развития;

■ структурном, который позволяет определить состояние и формы связи компонентов спортивных школ, иными словами организационную структуру;

■ функциональном, который раскрывает способность спортивных школ удовлетворять потребности личности и общества.

Система управления спортивной школой состоит из таких компонентов: механизм управления, организационная структура (субъект! объект) управления и процесс управления. Структурный аспект системного подхода ориентирует исследование деятельности спортивных школ на раскрытие целостности объекта. Спортивная школа как объект уп-

Рис.1. Структурные элементы спортивной школы

равления представляет собой совокупность различающихся между собой элементов: структурных подразделений, занимающихся, тренерско-преподавательский состав (рис. 1).

Общий характер взаимосвязи элементов спортивной школы определяется уровнем развития ее основных составляющих субъектов: учредитель выступает непосредственным создателем объекта; внутришкольное управление осуществляет директор, который несет персональную ответственность за деятельность спортивной школы; заместитель директора и методист являются административными единицами; общественный сектор управления спортивной школой представлен общественными органами внутришкольного управлении (педагогический совет, тренерский совет, родительский комитет); учащиеся и другие структурные подразделения. Необходимо подчеркнуть субъектно-объектную роль элементов системы управления спортивными школами, их способность быть одновременно субъектом и объектом управления, так как каждому элементу системы присущи свой предмет, формы и методы деятельности.

Механизм управления присущ всем без ис-

ключения областям деятельности людей. Механизм управления спортивной школой представляет собой совокупность следующих компонентов: цели управления, принципов, функций, методов и форм управления. Эффективность деятельности спортивных школ по подготовке спортивного резерва обусловлена уровнем государственной политики в системе детско-юношеского и резервного спорта, а именно в совершенствовании взаимосвязей и взаимодействий между субъектами и объектами управления физической культурой и спортом (рис.2).

Кабинет Министров Украины на основе Конституции и законов Украины осуществляет государственное управление реализацией основных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Эффективность организации управления спортивной школы - это создание научно обоснованных организационных форм, методов, техники управления и благоприятных условий для достижения педагогическим коллективом поставленных целей и высоких показателей с использованием имеющихся ресурсов.

Организационную модель спортивной школы мы рассматриваем с двух позиций, как субъект

Рис. 2. Механизм управления спортивными школами

управления и как объект управления. Организационная модель спортивной школы как субъекта управления (управляющей подсистемы) характеризуется следующими блоками параметров:

■ цель и эффективность деятельности;

■ состояние управляемой системы;

■ использование ресурсов в управляемой системе.

Блок целей характеризуется эффективностью влияния организации управления на конечные результаты деятельности и включает параметры:

■ эффективность влияния организации управления на результат деятельности и выражается в использовании администрацией спортивной школы основ научной организации труда, внедрении в практику работы результатов научных исследований в сфере физической культуры и спорта, использовании компьютерных технологий в процессе построения учебно-тренировочных занятий;

■ уровень профессиональной компетенции аппарата управления в спортивной школе (директора, заместителя, методиста):

■ повышение квалификации административного и тренерско-преподавательского состава;

■ функционирование общественного сектора внутришкольного управления (педагогический совет, тренерский совет, родительский комитет).

Данный блок характеризует эффективность системы управления в спортивной школе, которая в первую очередь зависит от профессиональных и личностных характеристик директора.

Блок использования ресурсов в системе управления характеризует соотношение общей эффективности деятельности спортивной школы и затрат на управление (наличие полного состава администрации спортивной школы, эффективность принятия управленческого решения).

Организационная модель спортивной школы как объекта управления (управляемой подсистемы) характеризуется такими блоками параметров:

■ цели, которые характеризуют задачи, стоящие перед спортивной школой;

■ состояние учебно-тренировочного процесса, спортивные достижения;

■ использование ресурсов.

В блоке параметров цели раскрываются стороны деятельности спортивной школы. Главная цель и основная задача спортивных школ - обеспечение привлечения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также селекция наиболее одаренных воспитанников в системе подготовки спортивного резерва.

В блоке параметров состояния учебно-тренировочного процесса спортивная школа характеризуется:

■ степенью специализации (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ);

■ количеством занимающихся в группах (по куль-

тивируемым видам спорта);

■ структурой учебно-тренировочного процесса (цикличность построения);

■ внешними и внутренними связями;

■ составом и структурой тренерских кадров и вспомогательного персонала.

В блоке использования ресурсов отражается:

■ использование финансовых средств (основных и дополнительных источников);

■ использование материально-технических ресурсов (наличие собственной или арендованной спортивной базы, спортивного инвентаря, оборудования, использование коммунальных услуг);

■ рациональное использование трудовых ресурсов (педагогическая нагрузка на одного трене-ра-преподавателя, стимулирование труда, повышение квалификации, уровень социальной защищенности).

В результате анализа и обобщения системы управления спортивной школой мы пришли к заключению о том, что:

1. Система управления спортивной школой представляет иерархию организованных подсистем.

2. Уровни иерархии формируются в процессе деятельности спортивной школы.

3. Каждый уровень иерархии обладает собственным ресурсным и информационным полем.

4. Процесс управления происходит на каждом уровне.

5. Управление происходит с учетом имеющихся ресурсов.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает необходимость использования системного комплексного подхода в научном обосновании организации деятельности спортивных школ. Это дает основания разработки Целевой комплексной программы совершенствования управления деятельностью спортивных школ до 2011 г. в региональном масштабе.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем организации управления спортивной школой.

Литература

1. Жмарев Н. В. Системный поход и целевое управление в спорте. - К.: Здоров’я, 1984. - 144с.

2. Исаев А. А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 240с.

3. Кофман Л.Б. Педагогические принципы и модели организации физкультурно-спортивной деятельности детей и молодежи: Дис...д. пед. н.: 13.00.04. - М., 1998. - С. 4456.

4. Круцевич Т. Модельно-целевые характеристики физического состояния в системе программирования физкультурно-оздоровительных занятий с подростками// Наука в Олимпийском спорте. - 2002. - №1. - С. 23-29.

5. Михеев Е.А. Научно-методические основы моделирования информационных процессов для обеспечения подготовки специалистов по управлению многоуровневыми производ-

ственными системами: Дис...канд. тех. наук: 05.13.06. -М., 2005. - С. 22-29, С. 32.

6. Приходько И.И., Мудрик В.И. Комплексный подход к организации совершенствования управления физической культурой и спортом// Материалы научно-практической конференции «Научно-практические проблемы преподавания физической культуры в высших учебных заведениях». -Белгород: БЮИ. - 1999. - С. 27-30.

7. Федулова Л.І. Організаційно-економічні моделі багатофункціонального управління виробничою діяльністю на основі сучасного менеджменту. - Миколаїв: Вид-во УДМ-ТУ, 1997. - 170с.

8. Шкода Р.В. Теоретические основы моделирования взаимодействия экономической и социальной эффективности: Дис.канд. экон. наук: 08.00.01. - Волгоград, 2001. - 162с.

Поступила в редакцию 04.04.2007г.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ТАКТИКЕ БЕГА НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

Рыбковский А.Г.

Донецкий национальный университет

Аннотация. Тактическая подготовка спортсмена во время бега на средние и длинные дистанции включает теорию, методику развития выносливости и на этой базе решение двигательных задач по определению тактических вариантов ведения борьбы на дорожке, как эффективное средство реализации своей готовности. В основу моделирования тактических вариантов положены расчеты скорости бега на дистанциях от 800 м до марафонской (42 км 195 м). На основании чего построен алгоритм управления скоростью во время бега на средние и длинные дистанции.

Ключевые слова: тактическая подготовка, модели, координация движений, специальная выносливость. Анотація. Рибковський А.Г. Технічна підготовка спортсмена та її реалізація в тактиці бігу на витривалість. Тактична підготовка спортсмена під час бігу на середні і довгі дистанції включає теорію, методику розвитку витривалості і на цій базі рішення рухових задач по визначенню тактичних варіантів ведення боротьби на доріжці, як ефективний засіб реалізації своєї готовності. В основу моделювання тактичних варіантів покладені розрахунки швидкості бігу на дистанціях від 800 м до марафонської (42 км 195 м). На підставі чого побудовано алгоритм керування швидкістю під час бігу на середні і довгі дистанції.1

Ключові слова: тактична підготовка, моделі, координація рухів, спеціальна витривалість.

Annotation. Ribkowskii A.G. Technical training of the sportsman and its realization in tactics of run on persistence. The tactical preparation of the sportsman during run on average and long distances includes the theory, procedure of development of persistence and on this base the decision of motorial problems by definition of tactical variants of conducting struggle on a track, as an effective agent of realization of the readiness. In a basis of modeling of tactical variants the accounts of rate of run on distances from 800 m up to marathon (42 km 195 m) are fixed. On the establishment that the algorithm of control of rate is constructed during run on average and long distances. Keywords: tactical preparation, model, coordination of locomotions, special persistence.

Введение.

Реализация тактической подготовки как определенных вариантов ведения борьбы в условиях соревнований, позволяет спортсмену более эффективно использовать уровень своей специальной

подготовленности. Возросший уровень конкуренции в беге при равной функциональной готовности показывает, что побеждает спортсмен, который зная свои и соперников достоинства и недостатки, вместе с тренером составляет выигрышные тактические программы, как в активной, так и пассивной форме. В активной форме программа поведения спортсмена составляется заранее, когда известны участники забега и их возможности. Пассивная форма предполагает действия спортсмена, как ответное поведение на маневры соперников. В первом варианте, спортсмен использует, прежде всего, свою предрасположенность к равномерной скорости бега по всей дистанции или на отдельных финишных отрезках. Во втором варианте, спортсмен по уровню своей подготовки может мгновенно реагировать на изменения скорости соперников, предпочитая держаться в «тени» и не показывая заранее свои тактические намерения. Как правило, такие спортсмены имеют универсальный уровень подготовки, одинаково владея несколькими вариантами техники бега и запасом скоростной выносливости.

В этой связи исключительно высокие требования предъявляются к надежности и точности реализации тактических программ в экстремальных ситуациях соревнований. Если спортсмен технически и функционально подготовлен к различным переключениям скорости независимо на каком отрезке дистанции, это необходимо сделать, то не имеет значения выбор варианта тактики бега, как «пассивного», так и «активного», когда на тактические варианты спортсмен отвечает по ходу бега адекватными действиями .

На современном этапе подготовки спортсменов в беге на средние и длинные дистанции выносливость приобретает новое качество - сохранение высокой скорости бега на отрезках финиширования. Это в свою очередь, накладывает отпечаток и на тренировочный процесс спортсменов-средневиков и стайеров, когда значительный объем скоростной работы выполняется на фоне утомления.

Работа выполнена по плану НИР Донецкого национального университета.

Формулирование целей работы.

Цель работы - изучить тактические варианты в беге на средние и длинные дистанции с учетом техники бегового шага.

Результаты исследований.

В основу моделирования тактических вариантов, мы взяли расчеты скорости бега на дистанциях от 100 м до марафонской (42 км 195 м). При построении графика скорости бега рассматривалась средняя скорость пробегания для каждой дистанции. Наиболее высока средняя скорость бега отмечается у женщин на дистанции 100 м, у мужчин на 200 м. Математические расчеты показали, что при сопоставлении средней скорости бега с длиной дистанции отсутствует линейная зависимость между этими параметрами. Например, при увеличении дистанции в 2 раза от 100 до 200 м,

Номенклатура учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, их цели и задачи

В России продолжает функционировать эффективная си­стема подготовки спортивного резерва, которая складывалась на про­тяжении последнего полувека. Основу ее составляют детско-юношес­кие спортивные, спортивно-технические школы (ДЮСШ, ДЮСТШ), специализированные детско-юношеские (спортивно-технические) школы олимпийского резерва (СДЮШОР, СДЮСТШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ).

На основе Закона "Об образовании" все перечисленные спортив­ные школы включены в номенклатуру учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ее дополняют детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП) и структурные подразделения физкультурно-спортивной направленно­сти домов детского творчества и т.п.

Известно, что понятие "спортивные резервы" в широком смысле слова неразрывно связано с социально обусловленными факторами, включающими всю совокупность достижений общества в деле воспи­тания молодежи, развития массовой физической культуры и высшего спортивного мастерства.

В более узком понимании "спортивные резервы" – это спортсме­ны, достигшие определенного уровня спортивного мастерства и охва­ченные современными организационно-методическими формами под­готовки, обеспечивающими дальнейший рост спортивных результатов. В настоящее время принята следующая классификация спортивных резервов.

Действующий резерв – перспективные в возрастном плане спортс­мены высокого класса, являющиеся кандидатами в сборные команды страны. Они должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на крупных меж­дународных соревнованиях.

Ближний резерв – молодые, одаренные спортсмены, способные в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определении ближнего спортивного резерва учи­тывается комплекс показателей, определяющих дальнейший рост спор­тивных результатов, а также возможность успешного выступления на юниорских, юношеских первенствах мира, Европы и других между­народных и всероссийских соревнованиях. В характеристике ближне­го резерва учитываются возрастные требования к спортсменам, стажу тренировочной и соревновательной подготовки, соответствие модель­ным характеристикам.

Потенциальный резерв - юные спортсмены, занимающиеся опре­деленным видом спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, спортивных училищах олимпийского резерва.

Спортивная подготовка детей, подростков, юношей и девушек осу­ществляется в соответствии с такими принципами спортивной трени­ровки, как направленность на максимальные достижения; углубленная специализация и индивидуализация; единство общей и специальной подготовки спортсмена; непрерывность тренировочного процесса; взаимосвязь постепенности нагрузки и тенденция к "предельным" нагрузкам: волнообразность динамики нагрузок; цикличность трени­ровочного процесса.


На основе охарактеризованной выше философии Федеральные ор­ганы государственного управления физической культурой и спортом в стране и органы образования сформулировали конкретные задачи спортивных школ на этапах многолетней подготовки. Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования, призва­на способствовать:

Самосовершенствованию;

Формированию здорового образа жизни;

Профессиональному самоопределению;

Развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей;

Достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Исходя из закономерностей становления спортивного мастерства, установлены этапы многолетней подготовки обучающихся в спортив­ных школах (табл. 2).

Таблица 2. Этапы многолетней подготовки обучающихся в спортивных школах и детско-юношеских клубах

Номенклатура учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, их цели и задачи

В России продолжает функционировать эффективная си­стема подготовки спортивного резерва, которая складывалась на про­тяжении последнего полувека. Основу ее составляют детско-юношес­кие спортивные, спортивно-технические школы (ДЮСШ, ДЮСТШ), специализированные детско-юношеские (спортивно-технические) школы олимпийского резерва (СДЮШОР, СДЮСТШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ).

На базе Закона "Об образовании" всœе перечисленные спортив­ные школы включены в номенклатуру учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ее дополняют детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП) и структурные подразделœения физкультурно-спортивной направленно­сти домов детского творчества и т.п.

Известно, что понятие "спортивные резервы" в широком смысле слова неразрывно связано с социально обусловленными факторами, включающими всю совокупность достижений общества в делœе воспи­тания молодежи, развития массовой физической культуры и высшего спортивного мастерства.

В более узком понимании "спортивные резервы" - ϶ᴛᴏ спортсме­ны, достигшие определœенного уровня спортивного мастерства и охва­ченные современными организационно-методическими формами под­готовки, обеспечивающими дальнейший рост спортивных результатов. Сегодня принята следующая классификация спортивных резервов.

Действующий резерв – перспективные в возрастном плане спортс­мены высокого класса, являющиеся кандидатами в сборные команды страны. Οʜᴎ должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на крупных меж­дународных соревнованиях.

Ближний резерв – молодые, одаренные спортсмены, способные в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определœении ближнего спортивного резерва учи­тывается комплекс показателœей, определяющих дальнейший рост спор­тивных результатов, а также возможность успешного выступления на юниорских, юношеских первенствах мира, Европы и других между­народных и всœероссийских соревнованиях. В характеристике ближне­го резерва учитываются возрастные требования к спортсменам, стажу тренировочной и соревновательной подготовки, соответствие модель­ным характеристикам.

Потенциальный резерв - юные спортсмены, занимающиеся опре­делœенным видом спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, спортивных училищах олимпийского резерва.

Спортивная подготовка детей, подростков, юношей и девушек осу­ществляется в соответствии с такими принципами спортивной трени­ровки, как направленность на максимальные достижения; углубленная специализация и индивидуализация; единство общей и специальной подготовки спортсмена; непрерывность тренировочного процесса; взаимосвязь постепенности нагрузки и тенденция к "предельным" нагрузкам: волнообразность динамики нагрузок; цикличность трени­ровочного процесса.

На базе охарактеризованной выше философии Федеральные ор­ганы государственного управления физической культурой и спортом в стране и органы образования сформулировали конкретные задачи спортивных школ на этапах многолетней подготовки. Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования, призва­на способствовать:

Самосовершенствованию;

Формированию здорового образа жизни;

Профессиональному самоопределœению;

Развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей;

Достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Исходя из закономерностей становления спортивного мастерства, установлены этапы многолетней подготовки обучающихся в спортив­ных школах (табл. 2).

Таблица 2. Этапы многолетней подготовки обучающихся в спортивных школах и детско-юношеских клубах

Условные обозначения: + - основная функция; х - по решению учредителя; * - в неспециализированных отделœениях СДЮШОР.

В нормативно-правовых основах, регулирующих деятельность спор­тивных школ, указывается, что перед спортивными школами, деятель­ность которых направлена на развитие массового спорта͵ на этапе на­чальной подготовки ставятся задачи привлечения максимально воз­можного числа детей и подростков к систематическим занятиям спор­том, ориентированным на развитие их личности, утверждение здоро­вого образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.

На учебно-тренировочном этапе подготовки ставятся задачи:

Улучшения состояния здоровья, включая физическое развитие;

Повышения уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований про­грамм по видам спорта;

Профилактики вредных привычек и правонарушений.

Перед спортивными школами, деятельность которых направлена на развитие спорта высших достижений, на этапах спортивного совер­шенствования и высшего спортивного мастерства ставится задача при­влечения к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабиль­ных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России.

Современная система спортивных школ объединяет около 4000 школ различного типа, принадлежащих 9 ведомствам и спортивным общест­вам, и охватывает всœе регионы России. На развитие массового спорта ориентировано около 3000 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), на подготовку высококвалифицированных спортсменов - 920 специализированных школ. В спортивных школах и детско-юношеских клубах физической подготовки систематически занимаются более 2 млн. детей, подростков, юношей и девушек, из которых 34,5 тыс. - спортсме­ны высокого класса. Доля занимающихся массовым спортом и спортом высших достижений соответствует социальным нормам и нормативам по физической культуре и спорту Российской Федерации. В спорте высших достижений задействовано 2,1% от общего количества занимающихся и около 10% тренеров. В спортивных школах и детско-юношеских клубах физической подготовки трудятся около 40 тыс. штатных специалистов.

Деятельность спортивных школ и детско-юношеских клубов фи­зической подготовки как учреждений дополнительного образования регулируется двумя нормативно-правовыми документами: 1) Законом "Об образовании" и 2) документом Министерства образования и Госкомспорта РФ от 25.01.95 ᴦ. под названием "Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ" (№ 96-ИТ от 25.01.95).

Создание спортивной школы. Спортивная школа любого вида и наименования создается учредителœем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом местного самоуправления в заявительном порядке.

Учредителями спортивной школы как учреждения дополнительного образования в соответствии со статьей 11 Закона "Об образовании" бывают:

Органы государственной власти, органы местного самоуправ­ления;

Отечественные и иностранные организации всœех форм собст­венности, их объединœения (ассоциации и союзы);

Отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

Общественные и религиозные организации (объединœения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

Граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Статус учредителя (учредителœей) определяет организационно-пра­вовую форму спортивной школы или клуба физической подготовки.

Обобщение опыта свидетельствует, что в настоящее время учредите­лями более 70% спортивных школ России являются органы образова­ния, которые и финансируют свои школы. В спортивных школах орга­нов образования занимается около 80% от общего контингента школ, и на их долю приходится 75 % тренерско-преподавательских кадров.

Для регистрации спортивной школы учредитель представляет в соответствующий регистрирующий орган: заявление о регистрации; решение учредителя о создании спортивной школы; ее устав; документ об уплате государственной регистрационной пошлины.

Права юридического лица спортивной школы в части ведения ус­тавной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момен­та ее государственной регистрации. Спортивная школа как юридичес­кое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учрежде­ниях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наиме­нованием.

Права на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством РФ образовательным учреждениям, возникают у спортивной школы с момента выдачи ей в установленном порядке ли­цензии (разрешения). В лицензии, выдаваемой учреждению дополнительного образования, фиксируются предельная численность контингента обучающихся в школе, контрольные нормативы и срок дей­ствия этой лицензии.

Основой государственных гарантий получения детьми России возможности заниматься в спортивной школе является государствен­ное и муниципальное финансирование.

Организация учебно-тренировочного процесса. Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года, на­чало и окончание которого зависят от специфики вида спорта. Основ­ными формами учебно-тренировочного процесса в спортивной шко­ле являются:

Групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;

Работа по индивидуальным планам (обязательна на этапах СС и ВСМ);

Медико-восстановительные мероприятия и медицинский кон­троль;

Тестирование;

Участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах;

Инструкторская и судейская практика учащихся.

В целях повышения эффективности работы спортивных школ Госкомспорт России утвердил "Типовой план-проспект учебной програм­мы для ДЮСШ и СДЮШОР.

Зачисление в спортивную школу осуществляется на добровольной базе по заявлению желающего заниматься спортом в установлен­ном для соответствующего вида спорта возрасте и не имеющего для этого медицинских противопоказаний. Комплектование учебных групп производится с учетом выделœенных в таблице этапов подготовки.

"Нормативно-правовые основы" устанавливают минимальную наполняемость учебных групп и максимальный объём учебно-трениро­вочной работы (часов в неделю) дифференцированно по этапам подго­товки занимающихся. Регламентируются и порядок перевода занима­ющихся в спортивной школе на последующий год обучения, и этап многолетней подготовки. С этой целью установлены критерии оценки деятельности спортивных школ на этапах многолетней подготовки, которые подробнее будут рассмотрены в последнем разделœе главы.

Самоуправление в спортивной школе. Статья 35 Закона "Об образо­вании" устанавливает, что управление государственными и муници­пальными образовательными учреждениями, к числу которых отно­сятся и спортивные школы, строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Исходя из принципов единоначалия и самоуправления, спортив­ную школу возглавляет прошедший соответствующую аттестацию ди­ректор, назначаемый ее учредителœем.

Формами самоуправления в спортивной школе как учреждении дополнительного образования являются педагогический совет, общее собрание трудового коллектива, тренерские советы отделœений и дру­гие формы.

Рис. 3. Организационная структура управления спортивной школой

В организационную структуру спортивной школы входят заведую­щий учебной частью, старший инструктор и инструктор-методист, бух­галтер и врач школы, обслуживающий персонал (рис. 3).

В структуру спортивной школы входят также администрация и обслуживающий персонал спортивных сооружений, находящихся на балансе или в непосредственном подчинœении школы.

Организационная структура спортивной школы нормативно закрепляется в ее штатном расписании. Штатное расписание - ϶ᴛᴏ перечень должностных наименований и общее количество постоянных должностей в организации с указанием ее структурных подразделœений, а также должностных окладов по штатной должности. Штатное распи­сание спортивной школы определяется ее администрацией самостоя­тельно, исходя из целœей и задач, объёма учебно-тренировочной нагрузки, финансовых возможностей и других факторов.

Должностные обязанности работников спортивной школы регламентируются соответствующими тарифно-квалификационными характеристиками и должностными инструкциями. В качестве примера можно привести тарифно-квалификационную характеристику замес­тителя директора спортивной школы:

Заместитель директора спортивной школы (примерная должностная инструкция)

Должностные обязанности. Организует учебно-тренировочную, вос­питательную и методическую работу в спортивной школе. Несет от­ветственность за организацию учебно-тренировочного процесса, ком­плектование школы, отбор и спортивную ориентацию занимающих­ся, повышение квалификации тренеров-преподавателœей по спорту. Обеспечивает проведение внутришкольных спортивных соревнований. Принимает меры по совершенствованию методики обучения и трени­ровки спортсменов-учащихся. Осуществляет контроль за содержани­ем учебно-тренировочного процесса, выполнением спортсменами-учащимися требований учебных программ, качеством знаний, умений и навыков, уровнем физического развития и подготовленности, свое­временным прохождением ими углубленного медицинского осмотра. Возглавляет работу по пропаганде физической культуры и спорта͵ обоб­щению и внедрению передового опыта работы.

Должен знать: нормативные и методические документы, опре­деляющие направления развития физической культуры и спорта

в стране; достижения отечественной и зарубежной науки в органи­зации занятий физической культурой и спортом и подготовки спор­тивных резервов; опыт передовых спортивных школ; основы граждан­ского и трудового законодательства; основы экономики, организации труда и управления; правила охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы в физкультурно-спортивных организациях не менее 5 лет.

Тарифно-квалификационные характеристики заместителя ди­ректора спортивной школы определяются на базе характеристик директора. Должностные оклады заместителœей устанавливаются на 10-20% ниже оклада соответствующего руководителя.

Заработная плата. Месячные ставки заработной платы тренеров спортивных школ как государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования определяются по Единой тарифной сет­ке с учетом различных надбавок или по нормативам за одного занима­ющегося.

Экономическая и предпринимательская деятельность спортивной школы. Спортивная школа самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Она имеет самостоятельный баланс и расчетный счёт в банковских учреждениях. Деятельность спортивной школы (клуба) финансируется ее учредителœем в соответствии с дого­вором между ними.

Спортивная школа вправе привлекать дополнительные финансо­вые средства за счёт предоставления платных услуг, а также за счёт добровольных пожертвований и целœевых взносов физических и юриди­ческих лиц, в т.ч. иностранных. Спортивная школа вправе вес­ти любые виды предпринимательской деятельности, предусмотренные ее уставом.

Менеджмент в спортивной школе - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Менеджмент в спортивной школе" 2017, 2018.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.