«Мастерство Н. В

Есть в мировой литературе художественные образы, которые обречены на бессмертие. При яркой индивидуальности характеров они спустя годы и столетия обретают новую жизнь, свежее, неожиданное прочтение. То есть в них воплощена сама сущность человека, которая, в общем-то, остается неизменной, несмотря на неумолимый ход истории, на постоянно меняющиеся внешние атрибуты эпохи. Таковы шекспировские Гамлет и король Лир, гетевский Фауст, мольеровский Тартюф, гоголевский Хлестаков.
На мой взгляд, именно в создании героя комедии Ревизор в высшей степени проявилось неподражаемое мастерство великого сатирика. Это образ необычайной широты обобщения, который явился результатом бескровной революции, совершенной Гоголем в драматургии. Писатель творчески развил достижения своих предшественников (Д. И. Фонвизина и А. С. Грибоедова), выработавших новые принципы раскрытия человеческих характеров, которые стали порождением конкретных исторических обстоятельств, сохраняя при этом свою неповторимую индивидуальность. Драматург считал, что действие в комедии должно развиваться по законам жизни в неожиданной, необычной ситуации. И гоголевские герои, действительно, совершают поступки в полном соответствии со своими характерами.
Создавая образ мнимого ревизора, Гоголь особенно удачно использовал гиперболу. Это прежде всего нелепые фантастические россказни Хлестакова о тридцати пяти тысячах курьеров, об арбузе в семьсот рублей или супе в кастрюльке, который прямо на пароходе приехал из Парижа. Его вдохновенное вранье не знает пределов. Пытаясь поразить собеседников чем-то чрезвычайно эффектным, сверхъестественным, он присвоил себе авторское право и на комедию Бомарше
Женитьба Фигаро, и на журнал Московский телеграф, и даже на оперу Беллини Норма.
Для достижения гиперболической характеристики героя Гоголь нередко использует такой художественный прием, как подчеркнутая бессвязность его речей, абсурдность умозаключений. Фразы часто обрываются на середине, мысль нелепо перескакивает с одного предмета на другой, демонстрируя легкость необыкновенную в мыслях и абсолютную пустоту в душе.
Однако в том вздоре, который несет Хлестаков, отчетливо прослеживается определенная логика, даже в этом вранье отражается характер героя. Начиная рассказ о своей петербургской жизни, герой понятия не имеет, каков будет его финал. Если в начале монолога он гордится лишь тем, что не только переписывает бумаги, но и с начальником на дружеской ноге, то в конце он уже оказывается важным сановником, перед которым трепещут весь департамент и Государственный совет. Но ведь такая русская метаморфоза стала возможной благодаря соответствующей реакции слушателей, которые почтительно внимают каждому его слову. Они же задают ему темы для разговоров, чтобы выведать что-нибудь о нем.
Но тут возникает парадоксальная ситуация. Бесхитростный человек (без царя в голове), который врет не по плану и потому проговаривается, сам того не желая, обводит вокруг пальца видавших виды чиновников, которые принимают вздор Хлестакова за правду, а его истинное лицо за искусную маску. Нечаянно сорвавшаяся с уст Хлестакова реплика: Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: На, Маврушка, шинель, принимается слушателями за искусно разыгранную им роль бедного чиновника.
Таким образом, Гоголь использует здесь гениальный прием: он создает комически нелепую ситуацию, которая служит благодатной средой для взаимной характеристики чиновников и Хлестакова, обнаруживших свои сокровенные мечты о карьере, видном положении в обществе, не имея для этого никаких оснований. Испуганное воображение городской чиновничьей элиты делает возможным поразительное преображение ничтожного коллежского регистратора во всесильного вельможу, который в соответствии с их представлениями то образец тонкого обращения, то грозного начальника, который способен при случае как следует распечь своих подчиненных. А Хлестаков, неожиданно попавший в среду раболепствующих перед ним чиновников, начинает думать, что знаки внимания оказываются ему потому, что в нем есть нечто значительное, что он личность, способная пленять общество своим остроумием и изысканными столичными манерами.
Герой обнаруживает способность, если только позволят обстоятельства, блестяще сыграть любую роль, которую ждут от него зрители. К полному удовольствию чиновников Хлестаков ведет себя как настоящий ревизор. Он может нагнать на всех страху, кое-кого обласкать своим вниманием, благосклонно принимать просителей, величественно выслушивать просьбы и жалобы, просто и естественно брать взятки.
Подчеркивая ничтожность Хлестакова, в котором нет решительно ничего, что заставляло бы принять этого фитюльку за важную персону, Гоголь сатирически обличает личные недостатки этого героя и тем самым вскрывает глубочайшее противоречие российской действительности, когда подобный, несколько приглупо-ватый человек мог стать для провинциального городка сановником, заставляющим хитрить, изворачиваться, трепетать от страха или питать несбыточные мечты. Хлестакова можно назвать образом в событиях, потому что он существует только в испуганном воображении чиновников, боящихся справедливого возмездия за свои большие и малые грешки.
Мастерство Гоголя-реалиста проявилось в том, что он сумел создать живой образ, который будет актуален как для всех эпох, так и для всех времен и народов. Хлестаков воплощение плутовства, но плутовства во многом интеллектуального. Он с блеском приспосабливается к действительности, блестяще изображает роль того, кем не является. Возможно, в этом образе Гоголь и видел типичного представителя эпохи, человека, умеющего одурачить и обмануть окружающих, пусть даже эти люди не меньшие подлецы, чем сам Хлестаков

Сочинение по литературе на тему: Мастерство Н. В. Гоголя в изображении персонажа (образ Хлестакова в комедии “Ревизор”)

Другие сочинения:

  1. Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков – самый трудный образ в пьесе. Посмотрим, что же представляет собой этот герой. Хлестаков – мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми презираемый. Его не уважает даже собственный слуга Осип, может оттаскать за вихры отец. Он беден Read More ......
  2. Самый яркий образ комедии – это Хлестаков, тот, кто явился виновником необычайных событий. Гоголь сразу же дает понять зрителю, что Хлестаков не ревизор (предваряя появление Хлестакова рассказом о нем Осипа). Однако весь смысл этого персонажа и его отношение к своим Read More ......
  3. Как странно, как непостижимо играет Нами судьба наша! Н. Гоголь. Невский проспект Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор”, несомненно, принадле­жит к классике мировой драматургии. Гоголю удалось не только посмеяться над взяточничеством, чиноугодничеством, карьеризмом и глупостью чиновников России своего вре­мени, но и Read More ......
  4. Главными действующими лицами комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”, без сомнения, являются городничий и Хлестаков. В произведении эти герои выступают как противники. Городничий принимает Хлестакова за ревизора, присланного в их уездный город с проверкой. Задача Сквозник-Дмухановского заключается в том, чтобы скрыть Read More ......
  5. Уважаемый Федор Иванович! Как поживаешь ты? Как кума? Здорова ли? Все ли у нее гладко? Я со своим семейством, славу богу, здоров, живем помаленьку. Тружусь я все в том же месте, на той же должности. Ты знаешь, что по роду Read More ......
  6. Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до него: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над Read More ......
  7. Вместе с незадачливыми государственными чиновниками, живущими и служащими в небольшом провинциальном городке, в “Ревизоре” Гоголь представляет нам заезжего хитреца из Петербурга. Именно этот пройдоха сумел нарушить спокойную жизнь в городе и одурачить всех чиновников. Лжеревизору отведено центральное место в сатирической Read More ......
  8. Вместе с незадачливыми государственными чиновниками – героями комедии, автор представляет нам в “Ревизоре” заезжего хитреца из Петербурга Хлестакова. Именно этот пройдоха сумел нарушить спокойную жизнь в городе и одурачить всех чиновников. Лжеревизору отведено центральное место в этом сатирическом произведении. Хлестаков Read More ......
Мастерство Н. В. Гоголя в изображении персонажа (образ Хлестакова в комедии “Ревизор”)

Технологическая карта урока литературы в 8 классе
Основные сведения об уроке
Дата 23.01.2017
Количество учащихся на уроке 5
Раздел ФГОС по русскому языку Из русской литературы XIX века
Тема урока Мастерство Н.В. Гоголя в создании образа Хлестакова
Тип урока Уроки совершенствования знаний, умений и навыков
Вариант урока Урок формирования умений и навыков
Вид урока Цель деятельности учителя Образовательные: помочь обучающимся целостно представить образ Хлестакова путем знакомства и анализа сцены встречи с городничим, сцены вранья;
Развивающие: способствовать развитию умений критического анализа информации, созданию ситуации успеха;
Воспитательные: способствовать воспитанию личностных качеств обучающихся.
Планируемые образовательные результаты Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка; формулирование собственного отношения к произведению, его оценка; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; ; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
Метапредметные: Коммуникативные:
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполненных действий.
Познавательные:
Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
Основные понятия на уроке Характеристика героя, ревизор, лестница славы
Методы обучения Проблемный, эвристический, поисковый, наглядный, словесный, практический
Формы обучения Фронтальная, индивидуальная, групповая
Аудиовизуальные средства презентация
Оборудование ПК; мультимедийный проектор; экран
Образовательные ресурсы Другое Технология развития критического мышленияОрганизационная структура урока
Этап
урока Обучающие
компоненты.
Виды заданий Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации учебной деятельности Формируемые УУД Контроль
на уроке
Организация начала занятия (1 мин) Словесный Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, присаживайтесь. Настрой на урок фронтальная личностные: внимание, уважение к окружающим; этические нормы поведения: вежливость, точность, собранность;коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;регулятивные: саморегуляция, умения и навыки готовности к уроку Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Словесный, проблемный На слайде эпиграфы: «Он добрая душа, по-своему мечтатель, и наделен неким обманчивым обаянием, изяществом повесы…» - В.В. Набоков
«Хлестакову принадлежит главная роль в действии, около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца». – Ю. Манн
Как вы думаете, о ком сказал Набоков?
О чем мы будем сегодня говорить на уроке? О Хлестакове
О Хлестакове
Фронтальная, коллективная личностные: стремление к речевому самосовершенствованию
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
регулятивные: развитие воли, положительного эмоционального настроя Вызов (5 мин) Словесный, С героями произведения мы уже знакомы. Каким известием потрясены все герои?
Кого больше всего беспокоит приезд ревизора и почему?
Какие советы дает городничий своим подчиненным и в чем смысл этих советов?
Давайте найдем эти слова в тексте и прочитаем по ролям.
Приходилось ли вам наблюдать когда-нибудь подобные картины в нашей жизни?
Почему Гоголь не сразу дает встречу Хлестакова и городничего?
Тогда что же мы должны узнать на уроке? «К нам едет ревизор!»
Городничего, потому что он отвечает за порядок в городе, за все службы. И если там не все хорошо, то главный спрос с него.
Ролевое чтение (Землянике – надеть чистые колпаки, надписать на латыни всякую болезнь, когда кто заболел, какого числа; Ляпкину-Тяпкину – «принять» арапник из здания суда и убрать гусей; Хлопову – предупредить учителей, чтоб не корчили рожи и не ломали стулья; квартальным – вымести улицу. Все распоряжения направлены не на устранение непорядков, а исключительно на то, чтобы прикрыть дурное состояние дел, создать впечатление внешнего порядка.)Отвечают.
Предоставляет читателю узнать, что Хлестаков – не ревизор.
Кто такой Хлестаков. Индивидуальная, фронтальная Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,
познавательные:


Осмысление содержания (10 мин) Поисковый, эвристический Чтобы вам было проще дать характеристику, вы в течение урока составляете себе опорный конспект.
Что вы знаете о Хлестакове?
Кто же он? Что он собой представляет?
Какая реплика дает возможность принять его за ревизора?
Каким образом Хлестаков оправдывает сове требование обеда? Почему его просительный тон сменяется наглостью?
Какое впечатление создается у окружающих Хлестакова героев?
Давайте с вами посмотрим, как происходит первая встреча городничего и Хлестакова.
Запишите, как ведут себя оба действующих лица, чего ждут они от этой встречи.
Хорошо, ребята. Читают монолог Осипа, отвечают на вопрос.
«в столовой сегодня по утру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще кой-чего…»
Завистливое внимание к содержимому чужих тарелок принято за прозорливую наблюдательность.
Хлестаков утверждает, что он «не такого рода», как другие, намекая на какую-то свою избранность. Просительный тон сменяется грубым, потому что он уже поел и нет угрозы остаться без обеда.
Чиновники от этого выглядят еще смешнее и глупее, потому что боятся «пустейшего» человека и пресмыкаются перед ним.
Просмотр фрагмента из фильма.
Оба – и городничий, и Хлестаков – ждут от этой встречи решения своей судьбы, каждый герой видит перед собой противника, облеченного властью и поддерживаемого законом. Индивидуальная, фронтальная Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,
познавательные:
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Физминутка (3 мин) Наглядный А теперь немного отдохнем с вами. Я включаю вам зарядку, а вы повторяете все движения. Присаживайтесь. Выполняют физминуткуГрупповая Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками Осмысление содержания (10 мин) Эвристический, поисковый Продолжаем нашу работу.
О чем говорят ремарки 7 и 8 явлений?
Когда устанавливается взаимопонимание между героями?
Чтобы разгадать характер и намерения ревизора, городничий повез его осматривать город и предложил комнату в своем доме.
Доволен ли Хлестаков осмотром города и почему?
Давайте посмотрим, как ведет себя Хлестаков в доме городничего. Посмотрите фрагмент фильма и выделите главные ступеньки служебной лестницы и ступеньки светской славы (занятия, развлечения, сто, дом).
Что вы выписали?
Автором каких произведений, по словам Хлестакова, он является? О чем говорит этот набор?
Что дает Хлестакову возможность беспрепятственно подниматься по лестнице славы?
От чего кружится голова у городничего?
Какую оценку дают чиновники Хлестакову?
Ну а теперь давайте подведем итог. Какие главные характеристики можно назвать? Отвечают на вопрос.
Когда городничий дал Хлестакову денег «взаймы». Каждый получил, что хотел: Хлестаков – деньги, городничий – надежду, что его деятельность останется без нареканий и все ему сойдет с рук.
Доволен, удовлетворено его тщеславие и любопытство.
Просмотре фрагмента, заполнение таблицы.
Зачитывают записи.
Хлестаков слышал имена авторов и названия произведений, но даже не знает, о чем речь: в одном ряду оказываются и оперы, и проза, и драматургия, и литературный журнал. Не стесняется присваивать себе произведения гениев.
Страх слушателей, они верят каждому его слову.
От страха, что чиновник высокого ранга заглянул в уездный городок с ревизией, от того, что этот чиновник в его доме и, следовательно, невольно приближает городничего к высшим кругам.
«Вот оно, что значит человек!»
Читают записи в таблице. Индивидуальная, фронтальная Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,
познавательные:
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Рефлексия (7 мин) Практический, словесный Вы сегодня очень хорошо поработали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока.
Что у вас получилось?
Ребята, что вам понравилось сегодня на уроке?
Со всеми задачи мы справились?
Что нового узнали?
Молодцы, ребята! Спасибо вам за урок! Составляют синквейн.
Зачитывают синквейны. Отвечают на вопросы. групповая Коммуникативные: умение полно и чётко выражать свои мысли;
логические: анализ истинности утверждений,
регулятивные: оценка результатов работы. Проверка по эталону.
Домашнее задание (1 мин) Словесный Домашнее задание:
Подготовить ролевое чтение сцен «Чиновники у ревизора» Записывают домашнее задание. коллективная Личностные: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию.

Есть в мировой литературе художественные об­разы, которые обречены на бессмертие. При яркой индивидуальности характеров они спустя годы и сто­летия обретают новую жизнь, свежее, неожиданное прочтение. То есть в них воплощена сама сущность человека, которая в общем-то остаётся неизменной, несмотря на неумолимый ход истории, на постоянно меняющиеся внешние атрибуты эпохи. Таковы шекс­пировские Гамлет и король Лир, гётевский Фауст, мольеровский Тартюф, гоголевский Хлестаков. На мой взгляд, именно в создании героя коме­дии «Ревизор» в высшей степени проявилось непод­ражаемое мастерство великого сатирика. Это образ необычайной широты обобщения, который явился результатом бескровной революции, совершённой Гоголем в драматургии. Писатель творчески развил достижения своих предшественников (Д. И, Фонви­зина и А. С. Грибоедова), выработавших новые прин­ципы раскрытия человеческих характеров, которые стали порождением конкретных исторических обсто­ятельств, сохраняя при этом свою неповторимую ин­дивидуальность. Драматург считал, что действие в комедии должно развиваться по законам жизни в неожиданной, необычной ситуации. И гоголевские герои действительно совершают поступки в полном соответствии со своими характерами. Создавая образ мнимого ревизора, Гоголь осо­бенно удачно использовал гиперболу. Это прежде всего нелепые фантастические россказни Хлестако­ва о «тридцати пяти тысячах курьеров», об «арбузе в семьсот рублей» или о супе в кастрюльке, который «прямо на пароходе приехал из Парижа». Его вдох­новенное враньё не знает пределов. Пытаясь пора­зить собеседников чем-то чрезвычайно эффектным, сверхъестественным, он присвоил себе авторское право и на комедию Бомарше «Женитьба Фигаро», и на журнал «Московский телеграф», и даже на опе­ру Беллини «Норма». Для достижения гиперболической характерис­тики героя Гоголь нередко использует такой художе­ственный приём, как подчёркнутая бессвязность его речей, абсурдность умозаключений. Фразы часто об­рываются на середине, мысль нелепо перескакива­ет с одного предмета на другой, демонстрируя «лёг­кость необыкновенную в мыслях» и абсолютную пу­стоту в душе. Однако в том вздоре, который несёт Хлестаков, отчётливо прослеживается определённая логика, даже в этом вранье отражается характер героя. На­чиная рассказ о своей петербургской жизни, герой понятия не имеет, каков будет его финал. Если в начале монолога он гордится лишь тем, что не только переписывает бумаги, но и с начальником на дру­жеской ноге, то в конце он уже оказывается важным сановником, перед которым трепещут весь департа­мент и Государственный совет. Но ведь такая рус­ская метаморфоза стала возможной благодаря со­ответствующей реакции слушателей, которые почти­тельно внимают каждому его слову. Они же задают ему темы для разговоров, чтобы выведать что-ни­будь о нём. Но тут возникает парадоксальная ситуация. Бес­хитростный человек (без царя в голове), который врёт не по плану и потому проговаривается, сам того не желая, обводит вокруг пальца видавших виды чинов­ников, которые принимают вздор Хлестакова за прав­ду, а его истинное лицо - за искусную маску. Нечаян­но сорвавшаяся с уст Хлестакова реплика «Как взбе­жишь по лестнице к себе на четвёртый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель» - принима­ется слушателями за искусно разыгранную им роль бедного чиновника. Таким образом, Гоголь использует здесь гени­альный приём: он создаёт комически нелепую ситу­ацию, которая служит благодатной средой для вза­имной характеристики чиновников и Хлестакова, обнаруживших свои сокровенные мечты о карьере, вид­ном положении в обществе, не имея для этого никаких оснований. Испуганное воображение городской чиновничьей элиты делает возможным поразитель­ное преображение ничтожного коллежского регист­ратора во всесильного вельможу, который в соответствии с их представлениями то образец тонкого об­ращения, то грозного начальника, который способен при случае как следует распечь своих подчинённых. А Хлестаков, неожиданно попавший а среду рабо­лепствующих перед ним чиновников, начинает ду­мать, что знаки внимания оказываются ему потому, что в нём есть нечто значительное, что он личность, способная пленять общество своим остроумием и изысканными столичными манерами. Герой обнаруживает способность, если толь­ко позволят обстоятельства, блестяще сыграть лю­бую роль, которую ждут от него зрители. К полному удовольствию чиновников, Хлестаков ведёт себя как настоящий ревизор. Он может нагнать на всех стра­ху, кое-кого обласкать своим вниманием, благо­склонно принимать просителей, величественно выс­лушивать просьбы и жалобы, просто и естественно брать взятки. Подчёркивая ничтожность Хлестакова, в кото­ром нет решительно ничего, что заставляло бы при­нять этого «фитюльку» за важную персону, Гоголь сатирически обличает личные недостатки этого ге­роя и тем самым вскрывает глубочайшее противо­речие российской действительности, когда подобный, несколько «приглуповатый» человек мог стать для провинциального городка сановником, заставляю­щим хитрить, изворачиваться, трепетать от страха или питать несбыточные мечты. Хлестакова можно назвать «образом в событиях», потому что он суще­ствует только с испуганном воображении чиновни­ков, боящихся справедливого возмездия за свои большие и малые грешки. Мастерство Гоголя-реалиста проявилось в том, что он сумел создать живой образ, который будет актуален как для всех эпох, так и для всех времён и народов. Хлестаков- воплощение плутовства, но плутовства во многом интеллектуального. Он с блес­ком приспосабливается к действительности, блестя­ще изображает роль того, кем не является. Возмож­но, в этом образе Гоголь и видел типичного предста­вителя эпохи, человека, умеющего одурачить и об­мануть окружающих, пусть даже эти люди не мень­шие подлецы, чем сам Хлестаков.

Цель:
1. Получить представление о характере Хлестакова, понять, что такое «Хлестаковщина».
2. Развивающие: развитие творческого воображения учащихся, работа над художественными особенностями пьесы, развитие аналитических умений и навыков учащихся.
3. Воспитательные: формирование положительных нравственных ориентации; знание жизненной основы и обобщающего смысла комедии; воспитание вдумчивого читателя; формирование устойчивой нравственной позиции.
Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, анализ иллюстраций.

Оборудование: иллюстрации к комедии, эпиграф.

Эпиграф
Хлестакову принадлежит главная роль в действии, около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца.

Ю. Манн.

Ход урока.

I. Организационный момент.
II. Опорное повторение.

В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, может быть, сотни лиц за день, начиная с собственного отражения в зеркале по утрам. О чём говорят эти лица? Большинство из них наша память стирает даже раньше, нежели они исчезнут из поля зрения, некоторые задерживают внимание, возбуждают любопытство, приязнь или, напротив, антипатию — в зависимости от нашего характера, темперамента, настроения минуты.
А между тем личность — это сложное переплетение индивидуального и общего. Эти два противоречивые свойства в жизни выступают в неразрывном единстве, порождая своим противоборством неисчислимые тонкости человеческого поведения, а, следовательно, и внешних признаков его — мимики, жестов, даже характера причёски и одежды. Именно по этим неисчислимым тонкостям поведения, по внешним признакам мы и узнаём человека.
Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Викторина « Угадай героя»
1. Издаёт при разговоре звук, похожий на букву «и» и несколько на «е». По-русски не знает ни слова и считает, что если человеку суждено выздороветь, то он и так выздоровеет, а если умереть, то и так умрёт. (Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.)
2. Считает, что жить на деревне лучше, так как там публичности и заботности меньше. А в Питере жизнь тонкая и политичная. Купцы его называют «почтенный», а он сам себя считает простым человеком. (Осип, слуга Хлестакова.)
3. Толстый, неповоротливый человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. О себе говорит, что «не жалеет ничего и ревностно исполняет службу». (Артемий Филиппович Земляника.)
4. Считает, что нет человека, который бы за собою не имел каких — нибудь грехов, так как это уже так самим Богом устроено. Поэтому он сам с удовольствием берёт и даёт взятки. (Антон Антонович Сквозник- Дмухановский, городничий.)
5. Этот герой говорит: «Не приведи Бог служить по учебной части! Всего боишься: всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.)
Я думаю, что вы убедились: по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другим в силу индивидуальности и неповторимости.
Целевая установка
Сегодня на уроке я предлагаю вам остановиться около портрета главного героя комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Ивана Александровича Хлестакова, вникнуть в его суть, выявить положительные и отрицательные стороны. В этом нам поможет бессмертный текст комедии. Попробуем определить те самые крупинки, из которых складывал писатель своего героя. Мы узнаем, в чем заключено мастерство Н. В. Гоголя в создании образа Хлестакова.

III. Проверка домашнего задания
1. Чтение монолога выразительно.

Первым полную характеристику Ивану Александровичу Хлестакову даёт его слуга Осип. Кто, как ни слуга, знает о барине всё. Поэтому ему и слово. Внимательно послушайте монолог Осипа (Д. II, явл. 1), отметьте положительное и отрицательное в Хлестакове. (Один заранее подготовленный ученик читает выразительно монолог Осипа, весь класс работает с текстом, карандашом отмечает «+» и » — » Хлестакова.)
— О каких положительных и отрицательных свойствах Хлестакова говорит Осип?
(«+»: «каждый день доставай билеты в кеятр»; «-«: «профинтил денежки, сидит и хвост подвернул; кутит на батюшкины деньги; делом не занимается; гуляет по прешпекту», в картишки играет; не платит в трактире). (Эти признаки записываются на доске учителем в две колонки).
-Какова роль этого монолога? (Гоголь изображает ревизора через рассказ Осипа. Мы понимаем, что Хлестаков не ревизор, а ничтожный «елистратишка», прожигающий бессмысленно жизнь)
— С какой целью дан? (Познакомить с истинным Хлестаковым. Мы знаем, а город — нет.)
Это был Хлестаков, представленный слугой Осипом.
2.Анализ сцены. Хлестаков в трактире.
— А как раскрывается характер Хлестакова в его поведении, речи, жестах, мимике в трактире?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание на Хлестакова в трактире. Дома вы подготовили сообщение на эту тему.
Примерная творческая работа.
На главной улице уездного города расположено здание с огромными буквами «Трактиръ». Именно здесь две недели назад поселился Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.
Ему отвели тёмную низенькую комнатку, так что, когда в неё заходишь, нужно пригнуть голову. В углу комнатёнки, под лестницей, покосившаяся кровать, вся всклоченная, застеленная кое-как покрывалом серо-зелёного цвета. В единственное окошечко, расположенное на уровне пола, не поступают солнечные лучи. В комнате темно.
Входит Хлестаков, молодой человек 23-24 лет, одетый по моде: чёрный фрак, узенькие белые брючки, шикарный бант украшает его шею, цилиндр и тросточка в руках. На лице — тоска, скука, в голодных глазах — огромное желание есть. Не снимая ботинок, он ложится на кровать. Жёлтые обои с незатейливыми картинками, наклеенными на стенах, создают впечатление безысходности и печали героя на данный момент его жизни. Долго он не может лежать, так как чувство голода не даёт ему покоя. Он вскакивает, ходит по комнате, разнообразно сжимает свои губы и, наконец, говорит громким и решительным голосом: «Эй, Осип!». Но Хлестаков настолько унижен безденежьем и боязнью оказаться на улице, его настолько мучит голод, что уже не столь решительным голосом он способен на робкую просьбу: » Ты ступай туда…». При этих словах Хлестаков прячет глаза, отворачивается от Осипа. Ему не ловко, он не решается уточнить «куда», поскольку там скорее всего откажут. Хлестаков видит, что Осип не хочет никуда идти, и тогда ему ничего не остаётся, как умолять слугу, поэтому голос его звучит тихо и вовсе не решительно. Он с трудом поизносит каждое слово. Фраза его изобилует долгими паузами, в голосе звучат извинительные интонации. Здесь мы понимаем, что хозяином положения становится слуга, что барин у него под каблуком! Но как преображается Хлестаков, когда в его комнату заходит слуга с тарелками и салфетками. Голос его вновь зазвучал громко и решительно, он подпрыгивает от радости на стуле, прихлопывает в ладоши, речь насыщена восклицательными предложениями. Хлестаков располагается за столом, как знатный господин в дорогом трактире на Невском. Теперь всё чаще звучит в адрес слуги не просьба, не мольба, а «дурак!», «канальи!», «подлецы, бездельники Хлестакова.
— Какие «+» и » — » качества Хлестакова нашли отражение в этой работе? («+»: молодой человек лет 23-24, одет по моде; «-«: труслив, высокомерен, нагл, груб со слугой)..

IV. Анализ 3 действия.

Но более всего, на мой взгляд, человек раскрывается в действии, в поступках. Поэтому кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова является речь и действия Хлестакова в доме городничего. (Д. III,явл. 6.)

III. Чтение по ролям 6 явления. Сцена вранья.
IV. Вопросы для анализа.

— Какой Хлестаков был сейчас перед нами? (Бессознательный врун, фантазер)
-Скажите, Хлестаков врет сознательно, преследуя какую-то цель?
(нет)
— Каковы средства создания образа Хлестакова? Как вранье характеризует скудость его воображения?
Действие в эпизоде вранья Хлестакова (в 6-ом явлении III действия) развивается со всё нарастающей энергией. С одной стороны, россказни Ивана Александровича постепенно теряют всякую правдоподобность; с другой стороны, слушатели приходят в большой испуг от речи гостя. Их переживания выразительно передают ремарки (учащиеся приводят примеры). В конце сцены городничий, «походя и трясясь всем телом, силится выговорить» что-то, но с перепугу не может произнести ни слова.
Хлестаков не просто глуп, а «идеально» глуп. Ведь ему далеко не сразу приходит в голову, почему его так принимают в этом городе. Он так и не смог понять, за кого его принимают: в письме Тряпичкину он уверяет, что его «по петербургской физиономии и по костюму» приняли за генерал- губернатора (а отнюдь не за ревизора). Такое простодушие и не¬преднамеренность позволяют ему никого не обманывать: он просто играет те роли, которые навязываются ему чиновниками.
— Назовите, какие роли играет Хлестаков. Только ли это роль ревизора? Почему, не осознав, что он в глазах чиновников представляется ревизором, он все же смог сыграть эту роль?
За несколько минут мираж Хлестакова (действие третье, явление VI) вырастает до неимоверных размеров. На глазах чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру. — Какую оценку дают чиновники Хлестакову?
(Ответ на этот вопрос можно найти в 7-ом явлении III действия: «Вот оно, что значит человек!» и другие примеры).
(«+»: знаком с русской и зарубежной литературой, умеет увлечь слушателей; «-«: преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы).

V. Работа над 4 действием.

Гимном Хлестакову, на мой взгляд, звучит Д. IV, явл. 3-7, где герой, войдя в роль генерал-губернатора, берёт взятки, или, как он говорит, взаймы.
— Внимательно посмотрите отрывок, вслушайтесь в речь героев, всмотритесь в характеры и найдите не только плохое, но и хорошее в Хлестакове.
Учащиеся читают по ролям этот эпизод комедии.
— Какие положительные и отрицательные стороны героя проявляются в этой сцене?
(«+»: Хлестаков понял сущность всех чиновников; «-«: берёт взаймы, заведомо зная, что никогда не отдаст, т.е. берёт взятки).
- Портрет Хлестакова был бы не полным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщине.
Было дано творческое задание — от лица Хлестакова рассказать об Анне Андреевне и Марье Антоновне.

Примерная творческая работа.
Я теперь живу в доме у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой, не решился только, с которой начать, — думаю, прежде всего, с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги. Она не дурна и даже аппетитна, но кокетка и ветрена. Переодевается за день четыре раза, тает от моих комплиментов и рассказов о Петербурге. Когда я объяснялся ей в любви, кажется, превзошёл самого себя. И не было мне разницы, кому говорить эти слова — Анне Андреевне или Марье Антоновне.
Дочка городничего — полная дурочка, просила меня написать стишки ей в альбом, влюбилась в меня по уши, наговорил я ей красивые слова о её платочке, шейке, губках, и поверила она в мою любовь. Хорошо, что к маменьке не приревновала.
— Какие качества Хлестакова открыли для себя?
(«+»: нравится женщинам; «-«: волочится и за Анной Андреевной и за Марьей Антоновной; цинично, несерьёзно относится к женщинам).
Характер Хлестакова раскрылся глубоко.
— Отчего это произошло, отчего перед ним стоят все на вытяжку? (Ему до этого нет дела: чтобы понять, надо подумать, а думать он не умеет. В его полупьяной голове при обремененном желудке всё передвоилось, всё перемесилось. Он не помнит, о чем он только что говорил.)
В результате нашей работы на уроке мы составили по ключевым словам словесный портрет, «паспорт» этого героя.

Хлестаков И.А

— Может ли человек, обладая таким набором «+» и » — » быть генерал- губернатором, сановником, ревизором? (Нет!)
— А почему его принимают за ревизора?
(Пустейшего человека, в котором не было и не могло быть ничего похожего на ревизора, приняли без тени сомнения за такового, так как сами чиновники этого хотели!).

VI. Обобщение. Выводы урока. Итак, давайте подведем итоги нашего урока. Давайте обобщим, что же необходимо, чтобы образ, созданный писателем, был целостным, являл собой написанный характер? (Показать разные грани характера героя, как бы показать читателю его с разных сторон).
— В чем мастерство Н.В Гоголя в создании образа Хлестакова?
Гоголю удалось создать образ, приближенный к жизни. Вспомните фразу
Хлестакова! « Я везде, я везде» Как вы ее понимаете? (Хлестаков живет во многих из нас).
— Есть ли Хлестаковы среди вас? (Гоголь писал: « Всякий хоть на минуту, если не несколько минут, делался или делается Хлестаковым». Гоголь создал типичный образ, который в литературе (да и в жизни) встречается.)
— Как вы понимаете слово «Хлестаковщина»?
Таким образом, в комедии Гоголь смеется не только над тем, что елистратишку приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека. Мы увидели в нём расчётливого хвастуна, жалкого честолюбца, чуть ли не создающего себе рекламу, красавца-франта и жалкого нищего.

VII. Домашнее задание: подготовить устное сочинение на тему: «Иван Александрович Хлестаков — чиновник из Петербурга ». Прочитать 5 действие.

No related posts.

♦ Рубрика: .

Вариант 1:

Хлестаков… Принято считать его мошенником и обманщиком. Но так ли это на самом деле? Человек всю жизнь свою куда-то опаздывает, не успевает, все у него нескладно, ничего-то он не умеет, во всем он неудачник… При этом он мечтает. И в мечтах своих он силен, умен, богат, властен и неотразим для женщин.

Реальность печальна – проигрался Хлестаков в пух и прах. Только чудо спасет нашего мечтателя от голодной смерти и долговой ямы.

И чудо происходит. Обстоятельства складываются настолько благоприятно, что Иван Александрович не может удержаться от соблазна. И власть имущие лебезят перед ним, и первые красавицы N-ска готовы упасть в его объятия – или предоставить своих дочерей. И нет сил и желания уже остановиться и задуматься о последствиях – несет, несет круговерть льстивая и продажная…

Сам Хлестаков, впрочем, глуп и труслив. И единственное, что оправдывает его в наших глазах – еще большая глупость и трусость окружающих его персонажей. Однако он умеет ловко подстроиться под ситуацию, выдать желаемое за действительное. Хотите видеть важного чиновника – будет вам важный чиновник. Хотите давать взятки – он их примет. Хотите выгодного брака или влиятельного любовника – и это он вам пообещает. Остановиться в потоке лжи невозможно, только – уехать, что Хлестаков и делает. Весьма своевременно.

Хлестаков – не главный герой пьесы. Он, скорее, явление природы, как пурга или засуха. Он просто своим существованием позволяет остальным показать себя во всей красе. Выставить на обозрение свои пороки и страсти. Вывернуться наизнанку под светом рампы.

Хлестаков пассивен на протяжении всего действия, он плывет по течению. Он не действует - он всего лишь побуждает окружающих скинуть маски. Самим своим существованием здесь и сейчас.

Хлестаков – лишь катализатор.

Вариант 2:

Именно такая непобедимая уверенность в своем праве на заботу других людей и приводит к тому, что Хлестаков легко втягивается в предложенную ему игру и не выводит из заблуждения других участников этой игры. Он настолько естественно держится в образе напыщенного болтуна, что чиновники не сомневаются: эта роль придумана нарочно для маскировки ревизии.

Модель поведения всех взяточников при этом примерно одинакова – они тоже прикидываются глупенькими. Поэтому события пьесы разворачиваются очень предсказуемо. Сочетание страха с надеждой на быстрый успех приводит к потере бдительности, в том числе и у дам.

Хлестаков - не положительный герой, хотя у него не было никаких дурных намерений. Этот образ особенно актуален в наше время, когда общество нацелено на потребление, а не на развитие личности.

Вариант 3:

Гоголь – один из самых беспощадных критиков моральных принципов и устоев тогдашней общественности. Примечательно, что всё описанное автором, все характеристики и жизненные сюжеты актуальны и по сей день. Как говорится: «все мы вышли из гоголевской шинели». То же самое, можно сказать и про комедию «Ревизор», в частности про Ивана Александровича Хлестакова, персонаж которого является центральным в произведении. Черты его характера, манера поведения, приключения в которые он ввязывался настолько жизненны и натуральны, что появилось собирательное название для подобного рода происшествий – «хлестаковщина».

Если разобраться с тем, кто же такой Хлестаков, станет очевидным, что – это, по сути, не злой персонаж, но чрезвычайной изворотливый, хитрый и умелый обманщик. Он даже близок к лицедейству. По прибытию в маленький городок, ему было тяжело сводить концы с концами. Оставшись в комнате один и послав слугу выпрашивать обед у хозяина трактира, вот какие мысли его посещают: «Ужасно как хочется есть! Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, - нет, черт возьми, не проходит. Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой». Очевидно, что иногда, очень редко, у Хлестакова проскальзывают мысли здравого рассудка, проступает раскаяние. Подобное происходит не из-за высокой нравственности, а из-за ужасов нужды. Герой промотал в карты почти все отцовские деньги. Ему остается искать пути заработка, но наш персонаж не так благорассуден. Вместо этого он просто воспользовался ситуацией, притворился важным чиновником и обвел вокруг пальца жителей маленького городка. «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

Хлестаков опьянен ситуацией, мнимой властью и выпавшей ролью. У такого человека нет стержня, он плывет туда, куда его несет течение. Хитрит, чтобы выкрутиться, напускает пыли в глаза, хочет казаться, а не быть. К сожалению, как прежде, так и в наши дни, человек получивший высокий пост, не достигнув этого собственным трудом, а по воле случая, так и ведет себя. Мнит себя великим человеком, вершащим судьбы людей, замеливает глаза ложными достижениями, превозносится до небес, не замечая, что нет ничего из того, чтобы поддерживало его полёт. И нужно ответить честно каждому из нас, самому себе, не соблазнились ли бы мы, сорвать большой куш, когда он сам идет в руки? Как бы поступили, когда каждый из жителей спешил бы нам угодить, чествовать и «руку целовать». Не поддались бы? «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» - говорит нам, пословица к произведению.

Вариант 4:

Ключевой фигурой в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" является Иван Александрович Хлестаков.

Писатель характеризует главного героя своего произведения отрицательно. Почему? Потому, что Хлестаков ведет себя настолько нагло и безответственно, что даже у читателя возникает чувство неприязни к этому персонажу.

При знакомстве с Хлестаковым мы узнаем, что он умудрился потратить все свои деньги из-за любви к азартным играм. Теперь он находится в уездном городе N, не имея возможности оплатить проживание в гостинице, в которой остановился. Городничий, принявший этого проходимца за ревизора, создает Хлестакову все условия, где мнимый ревизор может проявить свои "таланты" - вранье, честолюбие, стяжательство. Все это приводит к тому, что число обманутых Хлестаковым людей увеличивается с каждым днем, а сам анти-герой без зазрения совести пользуется тем, что никогда не могло принадлежать ему по праву.

Образ этого отрицательного героя стал нарицательным и сегодня мы можем наблюдать немалое количество таких "Хлестаковых", окружающих нас в повседневной жизни.

Вариант 5:

Одним из главных героев, а также самым ярким образом комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» является Иван Хлестаков, он молод, худосочен и глуповат. О таких людях часто говорят: «без царя в голове».

Хлестаков служит в канцелярии, получая мизерное жалование и, мечтая о невероятных высотах, которые от рождения ему недоступны. Он фантазирует о том, как будет вести шикарную жизнь и станет любимцем дам, хотя этого, конечно, никогда не произойдет.

По воле случая он, проиграв все, что у него имелось, оказывается в гостинице уездного города N, где сталкивается с городничим. Тот принимает его за ревизора, и для фантазера и лгуна Хлестакова открываются недоступные прежде возможности. Он начинает чувствовать свою значимость, пусть даже и мнимую, и неудержимо врет о себе, своих достижениях и положении в обществе. При этом он даже не догадывается с кем конкретно его спутали, герою не хватает сообразительности использовать свое временное положение для собственной выгоды. Хоть и несознательно, но Хлестаков, исполняя роль, которую ему навязали, сумел подпитать всеобщий страх перед «большим человеком». Во время своей службы в канцелярии он не раз примерял на себя роль серьезных чиновников, наблюдая за их поведением. И вот ему выпала возможность почувствовать себя значительным и важным, и герой, конечно же, ею воспользовался, ведь его поверхностность не дает ему предугадать неприятности, которые могут за этим последовать. Стоит заметить, что Хлестаков не был аферистом по натуре, он просто принимал чужие почести и был уверен, что заслужил их, уже начиная верить в собственную ложь.

Городничий не смог распознать подлог, потому что Иван выдал себя за чиновника ненамеренно, без цели наживы, он простодушно считал себя тем, кем считали его окружающие. Но все, же спасла его случайность, он вовремя уехал из города и благодаря этому избежал расплаты за свое вранье.

Образа Хлестакова иллюстрирует пустого и никчемного человека, который ничего не давая обществу, хочет получать всевозможные блага и почести просто так.

Вариант 6:

Хлестаков Иван Александрович – один из ключевых персонажей комедии Гоголя «Ревизор». Сам по себе он – человек самый что ни на есть посредственный, не выделяющийся из толпы какими-либо положительными качествами, типичный «маленький человек». Волей судьбы он оказывается на гребне жизненной волны – по чистой случайности жители уездного городка Н принимают его за важного человека – столичного ревизора. И вот тут у нашего героя начинается настоящая жизнь - жизнь, о которой он так давно мечтал: первые лица городка приглашают его на званые обеды, лучшие женщины обращают на него внимание, а чиновники трепещут перед «значимой персоной».

И вот тогда, когда Хлестаков дорывается до жизни, о которой мечтал, начинает явственно проявляться его истинное лицо. Хлестаков безудержно лжет, представляя себя великим писателем и общественным деятелем, бессовестно берет взятки, морочит голову одновременно двум женщинам. В середине произведения мы видим его уже не безликим «маленьким человеком», а личностью по-настоящему безнравственной. В его характере мы видим легкомысленность и лживость, безответственность и глупость, поверхностность и просто-напросто отсутствие порядочности. Не зря все эти качества в комплексе окрестили хлестаковщиной.

Интересно и то, что по мере развития действия произведения развивается и характер основного героя – отрицательные черты его характера проявляются все больше и больше. Неизвестно, до чего бы дошел Хлестаков, если бы не опять-таки счастливая случайность – как раз перед тем, как обман героя был раскрыт, он уезжает из города. Вероятно, именно везение – это тот единственный ценный природный дар, которым наделила Хлестакова природа.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.