Логопедическое обследование. Логопедическое обследование детей с онр Логопедическая диагностика детей 6 7 лет
Речевая карта
1. Фамилия, имя 2. Дата рождения
3. Дата поступления ребёнка в группу 4. Откуда поступил
5. Домашний адрес
6. Фамилия, имя, отчество мамы, место работы:
Анамнез
1. Как протекала беременность, роды
2. Речевая среда
3. Слух ________________ 4. Зрение__________________ 5. Интеллект
6. Внимание, память, работоспособность__________________
Состояние речевой моторики
2. Зубы, прикус
3. Подвижность языка
4. Состояние нёба и уздечки
Состояние мимической мускулатуры
1. Может ли изолированно закрыть один глаз
2. Равномерно ли поднимает брови
3. Может ли надуть щёки
4. Наличие синкинезий
Состояние общей моторики
1. Координированность движений
2. Какой рукой работает
Общее развитие ребенка
Разговорно-описательная беседа | ||
Как тебя зовут? | ||
Сколько тебе лет? | ||
Где ты живёшь? | ||
Есть ли у тебя друзья? |
Счёт прямой ______________________________________ обратный
Основные цвета ___________________________________ оттеночные
Ориентация во времени (вр. года, части суток)
Ориентация в пространстве
Обследование понимания речи
1. Понимание и выполнение инструкций (в т.ч. предложно-падежных конструкций)
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
2. Понимание числа ____________________ рода ___________________ падежа
Обследование связной речи
1. Составление рассказа по картинке
____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ | ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ |
2. Составление рассказа по серии картин
____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ | ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ |
3. Пересказ
____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ | ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ |
Обследование грамматического строя речи
1. Образование мн. ч. существительных в родительном падеже:
кукла | стул | |||||||
гриб | яблоко | карандаш |
2. Образование уменьшительно-ласкательной формы:
ёлка | Женя | |||||||
стул | гриб | Костя |
3. Согласование прилагательных с существительными:
синий шар | красный флажок | ||||
синяя машина | красное яблоко | ||||
синее ведро | красная звезда |
4. Согласование существительных с числительными:
стул |
5. Употребление предлогов:
Состояние словаря
1. Предметный словарь:
а) объяснение значения слов: | ||
холодильник | ||
пылесос |
б) показ и называние частей предметов: | |||
донышко | |||
носик | |||
крышка | |||
сиденье | |||
спинка | |||
ножки |
в) уровень обобщений: | ||
Свитер, платье, шорты, юбка, колготки | ||
Блюдце, сковорода, ложка, тарелка | ||
Помидор, морковь, репа, капуста | ||
Яблоко, груша, персик, лимон | ||
Кошка, собака, волк, ёж | ||
Голубь, утка, воробей, ласточка | ||
Шкаф, стол, кресло, диван | ||
Автобус, электричка, машина, самолёт |
2. Словарь признаков:
а) подбор прилагательных к существительным: | ||
лимон какой? | ||
платье какое? | ||
лиса какая? |
б) подбор антонимов:
широкий | длинный | высокий | ||||||
весёлый | толстый | больной | ||||||
твёрдый | сухой | холодный |
в) образование прилагательных от имён существительных:
ручка из пластмассы | сумка из кожи | ||||
матрёшка из дерева | стакан из стекла | ||||
сок из клюквы | шуба из меха |
г) образование притяжательных прилагательных:
Чей хвост? | Чья морда? |
3. Глагольный словарь:
а) что делают?
повар | учитель | ||||
врач | шофёр |
кошка | собака | гусь | ||||||
утка | петух | мышь | ||||||
корова | лягушка | свинья |
Звукопроизношение
Фонематический слух
1. Повторение слогов и слов: | |||
ба-па-ба | са-ша-са | ||
па-ба-па | ша-са-ша | ||
да-та-да | ча-тя-ча | ||
та-да-та | тя-ча-тя | ||
ка-га-ка | ща-ся-ща | ||
га-ка-га | ся-ща-ся | ||
том-дом-ком | почка-бочка-точка | ||
кот-год-ход | пашня-башня | ||
почка-бочка | катушка-кадушка |
2. Называние картинок (6 лет):
удочка-уточка мышка-мишка
цапля-сабля коза-коса
Анализ звукового состава слова
1. Выделение первого звука в слове:
Алик_________ | утка ________ | Оля ___________ | эхо __________ | Ира ___________ |
|
волк _________ | мак _________ | топор _________ | каток ________ | носки _________ |
2. Выделение последнего звука в слове (6 лет):
пух ______ сок ______ кот ______ нос ______ суп ______мука ______ руки ______ шары
Произношение слов сложной слоговой структуры
аквариум | экскаватор | ||||
памятник | библиотека | ||||
земляника | велосипед | ||||
сковорода | милиционер | ||||
сквозняк | простокваша |
Логопедическое заключение
Удобная форма речевой карты для заполнения и пользования.
- Экономия времени и сил логопеда.
- Презентация к речевой карте включает рисунки к заданиям-тестам.
Дата заполнения
1. ФИО:
2. Дата рождения:
3. Адрес:
4. Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость):
Особенности артикуляционного аппарата
Подвижность языка:
Строение неба:
Зубы:
Подъязычная связка:
Губы:
Состояние общей моторики
Координация движения:
Тонкая моторика:
Доминирующая рука:
Экспрессивная речь
1. Предметный словарь.
Назови предметы: Кукла – это что? Дать обобщенное понятие. Например: банан (фрукт).
Кукла Машина Стол Клубника
2. Назови части тела.
Назови части предмета:
3. Назови части машины.
4. Назови детенышей животных:
Свиньи
Лошади
Коровы
Козы
2. Словарь прилагательных.
1) Назови какой, какая, какое? -признак предмета:
Яблоко
Лимон
Малина
2) Скажи наоборот (назвать антонимы) (+ -)
Молодой — старый
Веселый – грустный
Высокий – низкий
3. Исследование уровня обобщения.
Назови одним словом- обобщающие понятия:
Диван, шкаф, кресло-
Гусь, утка, петух-
Капуста, помидор, редька-
Яблоко, груша, апельсин
Куртка, платье, шапка-
Тарелка, ложка, чашка-
Кукла, мишка, машинка
2. Назови профессии по картинке и словесному описанию:
Человек любит ухаживать за цветами. Какая профессия у этого человека?
Цветовод, садовник!
Кто учит детей?
Кто водит самолеты?
4. Автоматизированная речь.
Счет до 10 (+-)
Прямой Обратный
Назови цвета радуги (+-)
Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый
Знание основных геометрических фигур (+-)
Квадрат Ромб Прямоугольник Круг
Выделение четвертого лишнего(+-)
Колокольчик- клевер-ромашка-гриб
Сумка-шапка -рюкзак-пакет
Словообразование.
1. Образование уменьшительно – ласкательной формы(+-)
Попугай- попугайчик Шкаф-шкафчик Стул- стульчик Дом-домик
2. Скажи какой, какая? – образование относительных прилагательных (+-)
Сок из апельсина. Какой сок?….
Сок из вишни. Какой сок?…
Молочко из кокоса. Какое молочко?….
Кастрюля из железа. Какая кастрюля?….
3. Образование множественного числа существительных.
Пример: Одна корзина – много корзинок
Одна рыба- много…
Один шарик- много…
4. Образование притяжательных прилагательных.
Где чей хвост? Пример: Заячий хвост
Лексико- грамматические конструкции.
1. Предложно-падежные конструкции:
Расставь правильно предлоги по картинке.
2. Согласование прилагательных с существительными.
Пример: синий шар- синяя ваза
синее перо- синие брюки
3. Согласование существительных с числительными.
Один листок — три листка
Один стул- два…
Один воробей – три …
Одно дерево- три….
Один пенек-два…
Синтаксические конструкции.
1. Закончи предложение.
Сегодня дует сильный…
Мы на речке ловим…
Связная речь
1. Пересказ.
Пересказ сказки «Курочка Ряба».
Полный Неполный
2. Составление рассказа.
1. По сюжетной картинке.
2. По серии сюжетных картинок.
Внимание.
1.Что перепутал художник?
2. Узнай по контуру.
Звукопроизношение:
С
Сь
З
Зь
Ц
Ч
Ш
Щ
Ж
Л
Ль
Р
Рь
Фонематический слух:
Повтори за мной:
Мишка-миска
Усы-уши
Коза-коса
Анализ звукового состава слова.
1.Выделение первого звука в слове
Аист
Утка
2. Выделение последнего звука в слове.
Кот
Луна
Заключение логопеда.
Презентация к речевой карте для логопедического обследования ребенка 6-7 лет
Солодухина Юлия Сергеевна,
учитель-логопед МАОУ ДСОШ №2,
г. Дятьково
Марина Лобастова
Обследование речевого развития ребёнка 6–7 лет
1. Состояние фразовой речи :
Оборудование : 4 картинки с изображением серии последовательных
Инструкция : «Рассмотри картинки и разложи их так, чтобы было
понятно, что вначале случилось, что потом и чем
завершилось действие. Составь рассказ».
Отмечается : соответствует возрастной норме, в стадии формирования,
требует развития , не сформирована.
2. Словарный запас :
А) Обобщение предметов по темам
(см. стимульный материал для ,
слайды 1-4)
Дикие животные ___
Домашние животные___
Перелётные птицы ___
Б) Подбор антонимов
Добро___ друг___ горе___
Чистый___ мокрый___ лёгкий___
Тепло___ далеко___ высоко___
Отмечается : словарный запас - достаточный, соответствует возрастной
норме; в пределах обихода; беден; резко ограничен.
3. Грамматический строй :
Состояние словоизменения :
А) Употребление имён существительных в Именительном падеже
множественного числа
(см. стимульный материал для речевого обследования детей 6-7 лет ,
слайды 5-7)
Воробей___ Стул___ Дерево___
Б) Употребление формы Родительного падежа множественного числа
(Много чего)
(см. стимульный матереиал для речевого обследования детей 6-7 лет ,
слайды 8-10)
Карандаш___ Ведро___ Лист___
В) Употребление словосочетаний числительных 2 и 5 с существительными :пень,
карандаш
2 предмета
5 предметов
Г) Предложно – падежные конструкции
Под___ Из-под___ За___ Из-за___
Состояние словообразования :
А) Образование уменьшительно- ласкательной формы с суффиксами
(предметы, детёныши животных)
(см. стимульный материал для речевого обследования детей 6-7 лет ,
слайды 11-16)
Воробей___ Кресло___ Одеяло___
У собаки___ У коровы___ У лошади___
Б) Образование прилагательных от существительных
(см. стимульный материал для речевого обследования детей 6-7 лет ,
слайды 17-18)
(Из чего сделано)
Мех___ Кирпич___ Солома___ Клюква___
(Чей? Чья? Чьи)
Лиса___ Медведь___ Кошка___
В) Приставочные глаголы
Вы___ От___ Под___ Пере___ За___ В___
Отмечается : грамматический строй – сформирован; сформирован недостаточно;
не сформирован.
4. Состояние фонематической стороны речи :
А) Фонематическое восприятие :
Повторение слогов с оппозиционными звуками
ба-ба-па___ га-ка-га___ кот-год-кот___
та-да-та___ ба-бя-ба___ том-ком-дом___
Отмечается : фонематическое восприятие – сохранено, развито недостаточно ,
нарушено.
Б) Фонематический анализ :
Определение первого согласного звука в словах.
Скажи, какой первый звук в слове?
Мак___ дым___ ночь___ кошка___ воробей___
Определение последнего звука в словах.
Дом___ баран___ труба___ пух___ кот___ шары___ руки___
Отмечается : фонематический анализ – сформирован, недостаточен, не сформирован.
5. Слоговая структура слов :
Термометр___ Фотоаппарат ___
Экскаватор___ Водопроводчик___
Виолончелист___ Парикмахерская___
Отмечается :
Слоговая структура не нарушена
Негрубые дефекты слоговой структуры
Нарушение слоговой структуры слов :
* парафазии (замены звуков, слогов)
* элизии (пропуски звуков, слогов)
* итерации (добавление)
* контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)
* персеверации (циклическое повторение)
* перестановки звуков, слогов
* антиципации (замена предшествующих звуков последующими)
6. Логопедическое заключение.
Протокол обследования устной речи
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________
Дата рождения, возраст (лет, мес.)_____________________Время обследования________
Строение и подвижность артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ)_______________________
Зубы(диастема(щель между верхними резцами),кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов), крупные_________________________________________________________________________
Прикус прогнатия(выступание верхней челюсти), прогения(выступание нижней челюсти), боковой открытый прикус, передний открытый прикус, норма_________________________________________
Небо(твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо, уплощенное,»готическое», куполообразное; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка, норма______________________________
Язык: излишне толстый, не уменьшающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка, маленький, норма________________________________________________________________
Подвижность артикуляционного аппарата
Для губ: вытянуть вперед-покой_________________________оскал-покой________________________
Круговое движение губ хоботком_______________________поднять вверх верхнюю губу опустить_________________________________ вниз нижнюю губу_____________________________
Для языка: показать широкий язык________________________узкий язык_______________________
Лакательные движения языком___________________________пощелкать языком________________
Присасать к твердому небу_______________________________________________________________
Состояние общей и мелкой моторики
- Попрыгать на одной ноге, на обеих ногах.
- По команде логопеда «Раз» одновременно поставить ноги на ширине плеч, руки на пояс_____________________________________________________________________________
- Положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы(«пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе(«Пальчики помирились»). Повторить 5-6 раз;
- Поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Повторить 5-6 раз.____________________________________________________________________________
Состояние звукопроизношения
Инструкция: «Повтори за мной предложение».
Бабушка сушила мокрое белье на веревке.
(если выявляются дефекты звукопроизношения, то предлагаются слова)
Инструкция: «Повтори за мной слова».
Собака – маска – нос_________________щука-вещи-лещ__________________
Сено – василек – высь________________чайка-очки-ночь_________________
Замок – коза________________________рыба-корова-топор_______________
Зима – магазин______________________река-варенье-дверь_______________
Цапля – овца – палец_________________лампа-молоко-пол_______________
Шуба – кошка – камыш______________лето-колесо-соль_________________
Жук – ножи_________________________
Свистящие(характер нарушений) | Шипящие(характер нарушений) |
||
С " | |||
З " | |||
Сонорные (характер нарушений) | Другие звуки (характер нарушений) |
||
Л " | |||
Р " |
Состояние слоговой структуры слова
Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова
- Повтори слова
Светофор _____________________сковорода_____________________фотограф___________________
Вертолет _____________________велосипед_____________________автомобиль_________________
Парикмахер __________________мотоциклист___________________
- Повтори предложение
Мальчики слепили снеговика_____________________________________________________________
Водопроводчик чинит водопровод_________________________________________________________
Волосы подстригают в парикмахерской_____________________________________________________
Саше понравился пластмассовый кораблик_________________________________________________
У девочки Дины котенок Тима.____________________________________________________________
Регулировщик стоит на перекрестке._______________________________________________________
Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений
Проверка состояния фонематического восприятия
- Повтори за мной слоговые ряды и слова
та-да-та ____________________________ да-та-та ___________________________
ка-га-га ____________________________ га-га-ка ___________________________
па-ба-па____________________________ ба-ба-па___________________________
кот-год-кот______________________________ том-ком-гном _____________________________
том-дом-ком____________________________ мак-бак-так _______________________________
Состояние фонематического анализа и синтеза
- Скажи, какой первый звук в слове
А – Аня, аист, астра_____________
О – осы, Оля, окна______________
И – Ира, ива, ил________________
У – улица, уши, Уля_____________
- Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце)
С – сад_____________________фокус______________________лиса_____________________
К – кошка____________________окно______________________мак_____________________
- Определение последовательности звуков в слове САНИ (МАК, СОК)
Какой звук ты слышишь в начале слова сссани?__________
Какой звук ты слышишь после звука с? и т.д_____________
Фонематический синтез
- Составь слова из звуков
[с],[а],[д]__________________[д],[о],[м]___________________[р],[у],[к],[а]_________________
[п],[о],[ч],[к],[а]_______________
- Фонематические представления
Подбери слово на заданный звук. Инструкция: «Назови слово со звуком [с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ]». (отобрать картинки, в названии которых имеется данный звук.
Например, на звук [с ]: самолет, стакан, сыр, сумка, сосна_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности словарного запаса
Исследование номинативного словаря
- Назови, какие ты знаешь?
Овощи_____________________________________________________________________
Фрукты ____________________________________________________________________
Одежда ____________________________________________________________________
Обувь ______________________________________________________________________
Мебель_____________________________________________________________________
Времена года _______________________________________________________________
Транспорт __________________________________________________________________
Дикие животные_____________________________________________________________
Домашние животные _________________________________________________________
Птицы _____________________________________________________________________
Цветы______________________________________________________________________
Деревья ____________________________________________________________________
Грибы _____________________________________________________________________
Ягоды _____________________________________________________________________
Профессии _________________________________________________________________
- Назови предмет по его описанию
Инструкция: «Как называется предмет, в котором варят суп?_________________________
Как называется предмет, которым копают землю?__________________________________
Как называют место, на котором выращивают овощи?_______________________________
- Знание обобщающих слов
Яблоко, груша,банан, слива_____________________________________________________
Картофель, помидор, огурец_____________________________________________________
Платье, кофта, юбка, майка______________________________________________________
Кеды, сапоги, тапки, кроссовки___________________________________________________
Диван, кровать, шкаф, кресло______________________________________________________
Зима, весна, лето, осень__________________________________________________________
Автобус, мотоцикл, машина, ______________________________________________________
Лиса, заяц, волк, медведь_________________________________________________________
Корова, лошадь, коза, свинья______________________________________________________
Сорока, дятел, воробей___________________________________________________________
Мак, роза, василек_______________________________________________________________
Береза, сосна, рябина____________________________________________________________
Маслята, подберезовик, сыроежка__________________________________________________
Малина, земляника, смородина, ежевика____________________________________________
Повар, маляр, врач_______________________________________________________________
- Подбор синонимов
Радость ________________________печаль___________________________________________
Врач___________________________шофер____________________________________________
Исследование атрибутивного словаря
- Подбор определений к словам:
Например: Туча черная
Лес _____________________________________дом____________________________________
Небо ___________________________________дорога___________________________________
Мама __________________________________книга____________________________________
- Подбор относительных прилагательных
Стол какой(деревянный), а стакан?»
Вата_________________________________замок_______________________________________
Ранец _______________________________шуба________________________________________
Ваза ________________________________снег_________________________________________
Ремень______________________________море________________________________________
Мед________________________________лист_________________________________________
- Подбор антонимов
широкий ____________________ длинный _________________ высокий ___________________
весёлый _____________________ светлый _________________ больной ___________________
прямой _____________________ сухой ____________________ холодный _________________
Исследование предикативного словаря
- Называет действия. Кто как передвигается?
Собака _________________________лошадь__________________________________________
Ворона _________________________человек_________________________________________
Червяк __________________________бабочка________________________________________
Рыба ___________________________черепаха________________________________________
- Кто как голос подает?
Собака __________________утка________________________петух________________________
Гусь_____________________ворона_____________________лошадь______________________
Жук_____________________кошка______________________волк_________________________
- Действия людей различных профессий
Маляр___________________________портной_________________________________________
Врач_____________________________парикмахер_____________________________________
Летчик___________________________тракторист______________________________________
Исследование грамматического строя речи
- Исследование способности словоизменения
- образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:
множ.число им.пад. | множ.число родит.пад. |
|
стул | ||
ведро | ||
воробей | ||
дом | ||
пчела | ||
ухо | ||
утёнок | ||
окно |
- Образование существительных множественного числа
Дом-дома-домов
Дерево-________________________________________________________________________
Яблоко_________________________________________________________________________
Окно-окна-окон
Марка_________________________________________________________________________
Стол___________________________________________________________________________
Шар___________________________________________________________________________
Книга_________________________________________________________________________
Вишня_________________________________________________________________________
- Согласование прилагательных с существительными
(используются предметные картинки. Образец: шар-красный, чашка-красная, платье-красное.)
Шарф____________________________Шапка_________________________________________
Пальто___________________________
- Образование названий детенышей
у кошки ____________________ у собаки __________________ у свиньи ___________________
у медведя ___________________ у зайца _________________ у лисы_____________________
у коровы ___________________ у лошади __________________ у овцы_____________________
у мыши ____________________ у лягушки _________________ у курицы __________________
Исследование способности словообразования
- образование уменьшительно-ласкательной формы:
дом______________________ ёлка ______________________ Женя _______________________
стул_____________________гриб _______________________ Костя _______________________
кровать__________________ложка______________________кукла________________________
- образование прилагательных от существительных
Дерево-деревянный
Резина________________________стекло__________________хрусталь___________________
Кожа_________________________железо__________________шелк______________________
Бумага_______________________кружево_________________
- образование глаголов префиксальным способом
Инструкция: «Покажи где мальчик пришел……..?!»
Шел (пришел, ушел, подошел, дошел)
Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит)
Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает)
стул
ручка
Обследование связной речи
- составление рассказа по картинке__________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- составление рассказа по серии картин ________________________________________________________________________________
Похожие статьи