Лев Троцкий. Плакаты, карикатуры, портреты

Каким изображали Ленина его современники. Поскольку при жизни Ленина не было нарисовано ни одного его портрета, мы вспоминаем карикатуры на Ильича, к которым сам вождь относился с юмором.

Первую карикатуру на Ленина нарисовали еще однопартийцы - произошло это на II съезде РСДРП, где произошёл раскол членов партии на большевиков и меньшевиков, и статьи Ю. О. Мартова "Вперёд или назад" с подзаголовком "Вместо надгробного слова", обозначающим «политические похороны» Ленина. Автором карикатуры стал П. Н. Лепешинский, изобразивший знаменитый сюжет "Мыши хоронят кота" и Ленина в роли будто бы мёртвого кота, вокруг которого пляшут торжествующие мыши — Мартов, Троцкий, Дан и прочие меньшевики, а также и «премудрая крыса Онуфрий» — Плеханов. Следующие рисунки рассказывают, как Ленин взялся за расправу с меньшевистскими мышами и тем пришлось туго: бойкий мышонок Троцкий, который откалывал канкан, воротился домой без хвоста; Дан вместе с Мартовым достались Мурлыке на завтрак. А «премудрая крыса Онуфрий» — Плеханов, защемив хвост между дверьми, повис над бочонком с диалектикой, где обычно находил себе приют, как только ему приходилось круто. И кончился пир их бедою!"

Лепешинский вспоминал: "Окружающие товарищи нашли идею карикатуры настолько удачной, что потребовали от автора перерисовать карикатуру литографскими чернилами, чтоб в количестве нескольких тысяч экземпляров пустить её в обращение среди партийной публики".

Затем за Ильича взялся Николай Бухарин - будущий главный редактор "Правды".

Даже у белогвардейцев объектом сатиры чаще становился Троцкий нежели Ленин. Чаще - Ленин и Троцкий - похоже, идеологи Белого дела воспринимали Ленина только как марионетку "сионистского" заговора и германского генштаба.


Рисунок из журнала "Сатирикон"

Даже союзники-эсеры воспринимали "ленинцев" как временное явление, как безответственных демагогов и болтунов.


Дмитрий Моор перековался. Рисунок "Ильич выздоровел", 1922 год.

В ответ же Ленин приказал публиковать карикатуры на себя, что бы показать. что он не боится насмешек и сатиры. Правда, нарисовать их не успели - после третьего инсульта в марте 1923 года умирающий Ленин окончательно отошёл от политической деятельности. Началась ожесточенная борьба за власть между ближайшими соратниками Ленина, в которой враждующие стороны широко апеллировали к традиционному среди большевиков авторитету Ленина. Бурный рост культа вокруг его имени с этого времени стал неудержимым; в том же 1923 году впервые появилось понятие "ленинизма" - как цельного учения, идейно развивающего марксизм. И шутить над основоположником "ленинизма" стало смертельно опасно.

"Историческая правда"

Плеханов вскоре после отъезда Носкова поместил в «Искре» открытое письмо в ЦК под заглавием «Теперь молчание невозможно». В этом письме, ссылаясь на тайную информацию Носкова, Плеханов требует от ЦК лишения полномочий Ленина, обвиняя его во всех смертных грехах. Прочитав это возмутительное письмо, мы, по обычаю, собрались у Ильича, чтобы обсудить, как нам реагировать на него. Решили, чтобы кто-нибудь из нас написал открытое письмо к Плеханову. Сейчас же принялись писать несколько человек. Из всех написанных Ильич одобрил мой проект и проект Вольского (Нилова) – недавно приехавшего из России молодого товарища, который, правда, очень скоро после этого отошел от нас к меньшевикам, а затем и совсем от революционной работы. Мы послали наши письма в «Искру». Мое письмо, как участника съезда и старого, всем меньшевикам известного работника, они должны были напечатать. Письмо Нилова, как полученное якобы от неизвестного человека, напечатано не было. Мое письмо было напечатано вместе с плехановским ответом на него. Ответ был написан генеральским тоном, в котором явно сквозило пренебрежение к рядовому работнику, осмелившемуся задавать вопросы признанному генералу от марксизма.

Ответ Плеханова не рассердил нас. Он показал, что Плеханов окончательно потерял самостоятельную линию, оказался уже вполне на поводу у меньшевиков. Первый ответ, который мы дали ему на его выступление, было коллективное письмо 37 большевиков. В нем прямо указывалось на обывательщину, которая сквозит во всей статье Плеханова. На его угрозу при торжестве ленинской точки зрения в партии уйти из партии авторы письма спрашивают его, кто, собственно говоря, собирается уйти из партии, если тамбовский дворянин Плеханов (так назвал он себя в ответе на мое письмо), то скатертью ему дорога. Жалко будет, если уйдет социал-демократ Плеханов. Редакция это письмо не напечатала, ссылаясь на то, что ей неизвестно, состоят ли подписавшиеся товарищи в партии. И это несмотря на то, что подписавшиеся товарищи заявили, что список их настоящих имен имеется в ЦК партии.

В столовой Лепешинских у кого-то явилась мысль изобразить весь этот инцидент в карикатурах. Мы за обедом все коллективно придумали содержание и текст. Лепешинский мастерски нарисовал карикатуру.

Насколько помню, первая карикатура появилась на статью Мартова «Вперед или назад», в которой он в беззубой злости пытался политически похоронить Ильича, критикуя его брошюру «Шаг вперед, два шага назад». В статье Мартова имелся подзаголовок «Вместо надгробного слова». В ответ мы коллективно придумали, а Лепешинский нарисовал карикатуру «Как мыши кота хоронили». Карикатура вышла очень удачной. Ильич, изображенный котом, Плеханов – старой крысой, все остальные лидеры меньшевиков (Мартов, Аксельрод, Троцкий, Дан, Потресов) в виде мышат поразительно удались Лепешинскому. Все дальнейшие карикатуры напоминали отдельные эпизоды из нашей фракционной борьбы.

В ответ на письмо Плеханова и отказ редакции напечатать письмо 37 большевиков получились две карикатуры. Одна под названием «Житие Георгия Непобедоносца» в шести картинах изображала важнейшие моменты из жизни Георгия Валентиновича Плеханова: как он вместе с Лениным боролся сначала с «экономистами», после – с меньшевиками, как он затем испугался съезда лиги, открыл храм «Искры» для меньшевиков, как он начал вместе с этими меньшевиками гадить в этом храме, наконец, как он вспомнил о том, что он «тамбовский дворянин». Последняя заключительная картина представляла, как Ильич в виде атамана разбойников приказал нам, его сподвижникам, разложить Плеханова и всыпать ему горячих. К сожалению, эта карикатура пока не найдена и нигде не была воспроизведена, хотя довольно широко распространена была в литографированном виде за границей. Вторая карикатура изображала участок: Плеханов в качестве исправника или частного пристава, Мартов в виде канцелярской полицейской крысы, Троцкий в виде молодого, готового на всякие услуги околоточного надзирателя, Дан в виде одетого в штатское сыщика, а мы все, большевики, в виде толпы оборванцев, подающих бумагу в «небюрократическое учреждение», т.е. в редакцию «Искры». Стоящие в шкафу «дела» представляли из себя перечень всех спорных и склочных вопросов, выдвигавшихся против нас меньшевиками.

Конечно, эти карикатуры моментально расходились по всей Женеве и по другим заграничным колониям. Меньшевики были возмущены до глубины души. Плеханов выходил из себя от злости. Его жена как-то решилась прийти к одному из большевиков и заявила ему, что пусть не забывают, что Плеханов действительно дворянин и получил военное образование и что, если выведут его из себя, он может вызвать автора карикатуры на дуэль.

Мы все во главе с Ильичем хохотали самым веселым образом над всей суматохой, которую подняли меньшевики по поводу карикатур. Это оказалось сильным оружием, и на каждую ругательную статью меньшевиков мы отвечали новой карикатурой.

Лядов М. Из жизни партии в 1903-1907 годах (воспоминания). М., 1956. С. 45-47.


03. Ленин и Троцкий (белогвардейская открытка, 1918 год)

Милый Вова, полно ныть,
Ты подумай, где нам жить?
Не признали люди-твари
Нас на этом круглом шаре!
Нет нам места на Руси. Поместимся на оси!


04. Лев Давидович Троцкий - Народный комиссар по военным и морским делам и Председатель Революционного военного совета РСФСР (РСФСР, 1919 год)


* Для справки: ОСВАГ (ОСВедоми́тельное АГе́нтство) было основным информационно-пропагандистским органом белого движения, учрежденное лично Деникиным. На его содержание белое правительство регулярно выделяло весьма и весьма круглые суммы. Например, в январе 1919 года на пропаганду было выделено 25 миллионов рублей. К августу 1919 г. на подконтрольных территориях действовало 232 пункта и подпункта Освага, в подчинении находился ряд газет, журналов и театров; издавались плакаты, брошюры и листовки, проводились фото- и киносъемка.Для передачи информации, кроме обычного телеграфа, использовались установленные союзниками в Гурьеве, Таганроге, Новороссийске, Николаеве и Севастополе радиостанции мощностью до 35 кВт.

Выхлоп от этих трат был весьма сомнителен - между пропагандистами и и целевой аудиторией зияла бездонная пропасть. Даже среди бойцов белых в ходу была фраза: «бей жидов и осважников». Несмотря на махровый антисемитизм (особой любовью художников в этом контексте пользовался товарищ Троцкий) - Осваг упрекали за то, что он якобы переполнен евреями, стремящимися избежать призыва в Добровольческую армию. Придя к власти в 1920 году, генерал Врангель лавочку прикрыл.

Первое впечатление: господи, да ведь "небожители" - такие же грешные люди, как и все. Подшучивали, рисовали дружеские шаржи. Рисовали, посылали в президиум, передавали из рук в руки с пометками и "сопроводительными надписями". Некоторые собирали эти картинки, составляли даже целые коллекции. Особенно увлекался ими Климент Ворошилов, множество картинок нашлось в фондах "всесоюзного старосты" Михаила Калинина, публициста Карла Радека. В бышем Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (ныне РГАСПИ) хранится более тысячи таких рисунков.

Самым увлеченным рисовальщиком был Валерий Межлаук, которого историки величают "интеллигентом с партбилетом". В 1934 году Межлаука назначили председателем Госплана, одновременно он был заместителем председателя Совета Народных Комиссаров Молотова. Но рисовали и сами "вожди". Сталину достоверно принадлежит рисунок с изображением вождя оппозиции Пятакова. Надписи же, сделанные Сталиным, встречаются на многих рисунках.

Большее количество работ сохранилось от Николая Бухарина. Бухарину принадлежит и странный шарж-автопортрет, на котором он изобразил себя с острыми ушами и лисьим пушистым хвостом. В углу рисунка написал: "Свиная лисичка в старости (текущей)". Историки поражаются совпадению: в марте 1938 года, на процессе по делу оппозиции, прокурор Вышинский заявит: "А Бухарин, эта проклятая помесь лисы и свиньи, как он ведет себя по этому вопросу? Как подобает лисе и свинье"...

Рисунки 1920-х годов добродушны, шутливы. Но чем ближе конец 1930-х, тем явственнее дыхание террора. Ирония уступает место сарказму, юмор - сатире в рамках "генеральной линии". Каменев на рисунке Межлаука "не то анатомирует себя, не то делает себе харакири". Есть и сопроводительные надписи, сделанные рукой Берия: "Товарищу Анастасу (Микояну. - К.М.). Посылаю работу т. Межлаука", "Тов. Ворошилову. Работа Межлаука". Пишет на чужих рисунках и Сталин, словно накладывает резолюции: "Правильно", "Дополнительно", "Всем членам Пленума".

Один из авторов книги, профессор исторического факультета Московского университета Александр Ватлин, считает коллекцию "рисунков вождей" портретом советской элиты 1920-1930-х годов. Серию рисунков Межлаука он называет "репортажем с петлей на шее". Но, судя по рисункам, с петлей на шее жила вся элита.

Да, это вроде бы нормальные, обычные люди, - рассуждает Ватлин. - Но они живут в ненормальное время. Они словно сдают экзамен. И боятся его не сдать. Какая-нибудь ошибка, недочет - и под рисунком появляется подпись вроде - "Ждите, пока я вас доем". Это подлинная стилистика 1930-х годов.

И в самом деле, "рисунки вождей" интересны тем, как демонстрируют они атмосферу "наверху", восприятие партийных лидеров, в первую очередь Сталина. Бухарин в 1929 году еще позволяет себе изобразить генерального секретаря в виде угрюмого человека с закрытыми глазами. Карл Радек во время дебатов об оппозиции изготовляет коллаж "После дискуссии".

Сталин изображен на нем в виде барина в шубе, вокруг которого суетятся подхалимы; в красной шубе - собачка, лижущая сапоги вождя, - узнается Бухарин. С середины 1930-х карикатуры на Сталина уже не встречаются - авторов ждало нечто более страшное, чем скамья для порки. Справедливости ради заметим, что и вожди оппозиции были к иронии в свой адрес нетерпимы. Тот же Бухарин, после временного примирения со Сталиным в 1928 году, выставил одним из условий наказание автора карикатуры в журнале "Пушка", высмеивавшей избрание Бухарина членом Академии наук. "Если он беспартийный - арестовать, если партийный - предать партийному суду", - требовал Бухарин. Спустя несколько месяцев Орджоникидзе доложил на Пленуме ЦК ВКП(б): "Журнал закрыт, редактор смещен, карикатурист арестован".

Вот такое изобразительное искусство...


Сталин. Рисунок Бухарина, сделанный на заседании Политбюро в апреле 1929 г.

Зиновьев. Таким увидел его Бухарин на заседании Политбюро 3 марта 1926 г.

Дзержинский. Шарж Бухарина. 30 июня 1925 г. Авторская подпись: «Меч разящий пролетарской диктатуры, или Дзержинчик на страже революции». Наверху — надпись рукой Дзержинского: «Надо сбоку нарисовать Бухарина, Калинина и Сокольникова с напильниками, подтачивающими меч».

Ворошилов глазами Бухарина.

Аарон Сольц — «совесть партии» в образе мудрой совы. Шарж Бухарина. Октябрь 1927 г. На обороте автор написал: «Преподобный отче Аарон Александрович».

Нарком иностранных дел Литвинов, вынужденный соблюдать правила политеса в общении с мировой буржуазией. Шарж Межлаука.

Единственный достоверно известный рисунок Сталина. Изображает Пятакова, которого Ленин видел своим преемником. Репрессирован в 1937 г.

Карикатура Межлаука. Авторская подпись: «Эволюция советского работника по теории Дарвина (приспособление видов). Растет: задница для заседаний, брюхо для чая».
Познавательные картинки, о многом говорят....

Первую карикатуру на Ленина нарисовали еще однопартийцы - произошло это на II съезде РСДРП, где произошёл раскол членов партии на большевиков и меньшевиков, и статьи Ю. О. Мартова "Вперёд или назад" с подзаголовком "Вместо надгробного слова", обозначающим «политические похороны» Ленина. Автором карикатуры стал П. Н. Лепешинский, изобразивший знаменитый сюжет "Мыши хоронят кота" и Ленина в роли будто бы мёртвого кота, вокруг которого пляшут торжествующие мыши — Мартов, Троцкий, Дан и прочие меньшевики, а также и «премудрая крыса Онуфрий» — Плеханов. Следующие рисунки рассказывают, как Ленин взялся за расправу с меньшевистскими мышами и тем пришлось туго: бойкий мышонок Троцкий, который откалывал канкан, воротился домой без хвоста; Дан вместе с Мартовым достались Мурлыке на завтрак. А «премудрая крыса Онуфрий» — Плеханов, защемив хвост между дверьми, повис над бочонком с диалектикой, где обычно находил себе приют, как только ему приходилось круто. И кончился пир их бедою!"

Лепешинский вспоминал: "Окружающие товарищи нашли идею карикатуры настолько удачной, что потребовали от автора перерисовать карикатуру литографскими чернилами, чтоб в количестве нескольких тысяч экземпляров пустить её в обращение среди партийной публики".

Затем за Ильича взялся Николай Бухарин - будущий главный редактор "Правды".


Карикатура из журнала "Стрекоза", май 1917 года.

Возвращение Ленина из эмиграции в апреле 1917 года не прошло незамеченным - на него тут же обрушились едкие перья карикатуристов. Впрочем, по сравнению с злобными шаржами на других политических деятелей того времени, можно сказать, что Ленина почти и не замечали - карикатуры на него можно пересчитать на пальцах одной руки.


Рисунок Дмитрия Мора.


Рисунок из журнала "Пугач", 1917 год.

Точно также Ленина не замечали и на Западе, хотя "свободолюбивые художники" извели цистерны чернил и красок обличая Государя Николая II - своего союзника по Антанте. Даже февральский военный переворот и смещение императора стали поводом для злобных шуток. Приход же к власти большевиков бывшие "союзники" России постарались поначалу не заметить.

Карикатура из американского "Liberator Magazine", июль 1918 года.


Карикатура из американского "Liberator Magazine": большевики - они же как дети!


После Гражданской войны западные карикатуристы прозрели: оказывается, власть большевиков держится на штыках!


Рисунок 1920 года: оказывается, Ленин хочет захватить весь мир!


Карикатура из журнала "Панч": Ленин и Благотворительность. Ленин: - А! так вы прошли на мой призыв спасти Советскую республику! Благотворительность: - Нет, я пришла спасти жителей Советской республики - от вас самих и вопреки вашему призыву!"

Даже у белогвардейцев объектом сатиры чаще становился Троцкий нежели Ленин. Чаще - Ленин и Троцкий - похоже, идеологи Белого дела воспринимали Ленина только как марионетку "сионистского" заговора и германского генштаба.


Плакат Ростовского-на-Дону отдела пропаганды Добровольческой армии.


Рисунок из журнала "Сатирикон"

Даже союзники-эсеры воспринимали "ленинцев" как временное явление, как безответственных демагогов и болтунов.


Дмитрий Моор перековался. Рисунок "Ильич выздоровел", 1922 год.

В ответ же Ленин приказал публиковать карикатуры на себя, что бы показать. что он не боится насмешек и сатиры. Правда, нарисовать их не успели - после третьего инсульта в марте 1923 года умирающий Ленин окончательно отошёл от политической деятельности. Началась ожесточенная борьба за власть между ближайшими соратниками Ленина, в которой враждующие стороны широко апеллировали к традиционному среди большевиков авторитету Ленина. Бурный рост культа вокруг его имени с этого времени стал неудержимым; в том же 1923 году впервые появилось понятие "ленинизма" - как цельного учения, идейно развивающего марксизм. И шутить над основоположником "ленинизма" стало смертельно опасно.

А потом из него сделали икону вождя трудового пролетариата...

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.