Ленинградское метро. Конно-спортивный комплекс «Измайлово»

Освящено место установки памятника «Мужеству ленинградцев»

В конце 2017 года в сквере Блокадников, что у площади Мужества, состоялось долгожданное для жителей блокадного Ленинграда событие - по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия было освящено место будущей установки памятника «Мужеству ленинградцев».

Это не просто очередная символическая акция, свидетельствующая о том, что когда-нибудь в мемориальном сквере будет установлен обещанный памятник, а реальное действо, подтверждающее, что памятник практически готов и его установят уже в ближайшее время.

Стоит напомнить, что еще в 2005 году на этом месте был установлен закладной камень с надписью: «Камень заложен в честь 60-летия Великой Победы над фашизмом. Здесь будет памятник славы, мужества, героизма, стойкости ленинградцев, отстоявших великий город». За прошедшие годы монумент так и не появился.

Первая официальная попытка найти возможность все-таки установить монумент памяти была предпринята обществом «Жители блокадного Ленинграда» в Санкт-Петербурге в 2014 году. Тогда председатель общества И. Б. Скрипачева обратилась к петербургскому благотворителю и общественному деятелю Грачье Погосяну с просьбой оказать поддержку в создании мемориала. Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга был объявлен конкурс на выбор эскизного макета памятника. Эскиз, предоставленный Г. М. Погосяном, не прошел отбор. По итогам конкурса победителем был признан макет скульптора, заслуженного художника России Евгения Никитича Ротанова. Но итоговая цена проекта оказалась столь высокой, что из-за отсутствия должного финансирования он не был реализован.

Памятник представляет собой многофигурную скульптурную композицию, состоящую из символических фигур: ленинградцев, плечами поддерживающих город; солдат; рабочих заводов; матери, пытающейся спасти умирающего ребенка; горожан, с надеждой слушающих сводки по радио.

Все же общественники не оставляли надежду увидеть установленный монумент в сквере Блокадников. В мае 2017 года в адрес Грачьи Погосяна вновь пришло официальное обращение от общественной организации г. Санкт-Петербурга «Жители блокадного Ленинграда», в котором они просят благотворителя о помощи в реализации проекта, а именно взять на себя финансирование выбранного населением и утвержденного Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга проекта памятника «Мужеству ленинградцев».

Стоимость проекта была пересмотрена и значительно снижена, и Грачья Погосян дал согласие профинансировать изготовление и установку памятника. Для реализации данного проекта был создан Благотворительный фонд имени Погосяна Грачьи Мисаковича, который официально взял на себя внедрение проекта.

В августе 2017 года стартовали работы по изготовлению макета памятника в натуральную величину. В октябре состоялся художественный совет, на котором присутствовали ведущие художники и скульпторы города, и который одобрил скульптурное решение монумента.

* * *

И вот, 30 ноября в сквере Блокадников собрались председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров , председатель Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Александр Ржаненков , председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Евгений Григорьев, заместитель Генерального секретаря Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, полномочный представитель Национального Собрания Армении Айк Чилингарян , глава администрации Выборгского района Санкт-Петербурга Валерий Гарнец , депутаты Законодательного Собрания города, депутаты Парламента Республики Армения, президент Благотворительного фонда им. Погосяна - Грачья Погосян, скульптор Евгений Ротанов, представители профильных комитетов и ведомств, ветераны-блокадники.

В своем выступлении, открывающем торжественный митинг, Председатель Законодательного Собрания Вячеслав Макаров сказал:

Оборона Ленинграда - уникальное явление в мировой истории. Недаром она стала символом массового героизма, подлинной силы духа и беззаветной любви к Родине. Памятник, который будет установлен в этом сквере, - дань глубочайшего уважения и благодарности защитникам блокадного города. Именно на их примере должно воспитываться новое поколение ленинградцев-петербуржцев. Очень важно, чтобы молодежь унаследовала тот особый культурный код - код победителей, который позволил ленинградцам выдержать самые тяжелые испытания.

Долго мы шли к этому событию. Преодолевали немало трудностей, преград, проводили конкурсы, и наконец, решение было найдено. Нашелся удивительный человек, который так много сделал в городе памятных проектов. И я благодарен ему за то, что он нашел в себе желание и возможность реализовать данный проект во имя нашей памяти, ради наших жителей блокадного Ленинграда. Как сказал поэт: память - наша сила. И она особенно важна сегодня, в непростое время, - отметил председатель Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Александр Ржаненков.

Председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Е. Д. Григорьев подчеркнул, что в России нет ни одной семьи, которой война не принесла горя.

Появление еще одного памятника - это ответ тем людям, которые пытаются либо переписать историю, либо ее забыть. Поэтому мы будем всегда помнить и хранить память о великом подвиге ленинградцев, чтобы никогда больше не было войны, - заключил Евгений Дмитриевич.

Глава администрации Выборгского района Санкт-Петербурга Владимир Гарнец отметил значимость появления памятника именно в Выборгском районе. И выразил надежду, что памятник «Мужеству ленинградцев» станет местом поклонения не только для жителей города Ленинграда - Санкт-Петербурга, но для всего народа России.

Мы знаем, что в годы блокады в Ленинграде погибло 470 тысяч жителей, из которых 20 тысяч - наши братья и сестры армянской национальности. Это свидетельствует о том, что Великая Победа была общая, всех народов Советского Союза. И то, что памятник будет воздвигнут нашим соотечественником - Грачьей Погосяном, живущим в Санкт-Петербурге, говорит о теплых, дружественных связях между нашими народами, - сказал заместитель Генерального секретаря Совета МПА СНГ Айк Чилингарян. Он поблагодарил жителей блокадного Ленинграда и ветеранов Великой Отечественной войны, пожелал им крепкого здоровья, подчеркнув, что этот памятник посвящается и погибшим, и ныне живущим.

Особенно этому событию были рады самые главные его участники - жители блокадного Ленинграда. О своих чувствах и о том, чего стоило им добиться реализации долгожданного проекта, рассказали председатель Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова и председатель отделения Общества Калининского района, депутат МО «Академическое» Жанна Киселева. Обе женщины не скрывали своей радости, что памятник, о котором они так долго мечтали, уже в скором времени будет установлен в сквере Блокадников. Ныне здравствующие жители блокадного Ленинграда, которые в страшные годы были еще детьми, на опыте собственной жизни знают, с какими нечеловеческими трудностями столкнулся их город в годы осады, какие испытания выпали на долю каждого ленинградца.

Для всех стал открытием тот факт, что об установке Блокадного монумента заговорили в правительстве города еще в 1975 году, но дальше предложения дело так и не пошло. Долгие десятилетия жители блокадного города надеялись увидеть обещанный монумент.

С каждым годом нас становится все меньше, мы были должны сделать все возможное, чтобы наши дети, внуки и правнуки видели, что это не просто памятник блокадникам, это памятник героизму, непокоренности ленинградцев, - подчеркнула Жанна Яковлевна. Она, конечно же, выразила огромную благодарность благотворителю, взявшему на себя реализацию проекта, почетному члену их организации - Грачье Погосяну, Комитету по градостроительству и архитектуре города за активную поддержку и реальную помощь.

В свою очередь заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Лариса Канунникова поблагодарила ветеранов и жителей блокадного Ленинграда за их стойкость и пожелала, чтобы таких памятников в нашей стране появлялось как можно больше.

Слово было передано Президенту благотворительного фонда, благодаря которому проект обрел право на жизнь, - Грачье Погосяну. Он выразил благодарность всем тем, кто не только поддержал эту инициативу, но и оказал огромную помощь в ее реализации - Губернатору города Георгию Полтавченко, председателю Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеславу Макарову, градостроительному комитету и в особенности Ларисе Канунниковой, и многим другим.

Все это говорит о большой любви к нашему городу, к его истории, к его ветеранам и жителям блокадного Ленинграда, - подчеркнул в своем выступлении петербургский благотворитель Грачья Погосян. - Реализовать такой проект, о котором много лет мечтали те, кто пережил самые тяжелые годы блокады города, кто ценой собственного здоровья и жизни отстоял Ленинград, для меня, как жителя Петербурга, как почетного члена общества «Жители блокадного Ленинграда», является большой честью.

Церемонию освящения места будущей установки памятника «Мужеству ленинградцев», по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, провел священнослужитель Санкт-Петербургской епархии, ключарь храма Владимирской иконы Божией Матери протоиерей Георгий Шмидт в сослужении священников. В завершение церемонии к закладному камню были возложены букеты красных роз и гвоздик, как напоминание о трагичных страницах истории города, как подтверждение того, что память о подвиге будет сохранена.

Много теплых слов и пожеланий прозвучало в этот день. Но главное, укрепилась надежда жителей блокадного Ленинграда, что скоро они увидят открытие памятника, что оно состоится в дни прорыва и полного снятия блокады Ленинграда. Заказчики заверили, что к этому времени памятник уже будет готов.

Расположена на границе 2-х районов Петербурга: Выборгского и Калининского. Имеет важное историческое значение. Во время Великой Отечественной войны через ее территорию провозили тела погибших людей на Пискаревское кладбище.

История

Изначально у площади не было названия. Она расположилась на пересечении проспекта Непокоренных и улицы Карбышева, проспекта Тореза и Политехнической улицы. В 1960 году площадь назвали Спасской . Еще через 5 лет ее переименовали в Площадь Мужества.

В названии площади увековечили подвиг и память о храбрости защитников города, его сильных граждан в страшные блокадные дни

Архитектура

На месте современной площади раньше располагалась деревянная Преображенская часовня, история которой началась еще в XIX веке.

В 60-х годах XX века площадь претерпела существенные изменения. При ее оформлении выпрямили 2 улицы и снесли несколько домов.

Архитектурный ансамбль был оформлен в 70-80-е годы. Его создателями были Л. Л. Шретер и Л. И. Шимаковский. Монументальность площади добавляют башенные дома, которые попарно выстроили на проспекте Шверника. В сторону Пискаревского кладбища тянется проспект Непокоренных. В его начале были возведены большие жилые дома с удивительными фасадами, благодаря этому создается уникальная цельная композиция.


В 1979 году на площади установили мемориальную композицию «Блокадный колодец» – женщина с ребенком, а в ее руках ведро, стоят они над чашей с водой. Во время блокады водопровод перестал работать, и люди приходили к колодцам, чтобы набрать воды.

На проспекте Шверника располагается кинотеатр «Выборгский». Недалеко, на Болотной улице сохранился старинный дом из дерева. Здесь в 1917 году вела свою деятельность Лесновско-Удельнинская управа. Сейчас в этом здании располагается мемориальный музей Выборгский стороны «Заседание ЦК РСДРП(б) 16 октября 1917 года».

С юга-востока к площади присоединяется территория завода «Красный Октябрь»


Корпус бани цилиндрической формы с юга построили в 1926-1927 годах по проекту Никольского

Площадь Мужества – крупная транспортная развязка. В 80-х годах создали план подземного перехода, но в жизнь его так и не воплотили. Темой станции метро является героизм жителей города в военное время. Такое решение было принято, потому что станция ближе всех расположена к Пискаревскому мемориальному кладбищу.

На перроне станции есть надпись «СЛАВА ГЕРОЯМ ТЕБЯ ЛЕНИНГРАД ОТСТОЯВШИМ», а на стене находится огромная звезда из металла. Освещается станция светильниками, которые имитируют чаши Вечного огня.

К 60-летию Победы был проведен ремонт. Южную сторону стену обшили металлопластиковыми панелями, а надпись отреставрировали и покрыли золотом.

Что находится рядом

  • 2 высотки – высота каждого дома 18 этажей. Это было фактически уникальное решение для эпохи Ленинграда в 70-80 гг. Сверху на зданиях установили цифры: начало и конец войны.
  • Станция метро Площадь Мужества. По мере застройки территории возле станции, ее павильон скрылся из-за жилого дома.
  • Круглые бани.
  • Дом купца Д. А. Котлова. Дом выполнен в стиле модерн с элементами средневекового замка. В 2018 году начались реставрационные работы.
  • Мемориальная композиция, состоящая из пушки «Зис-3» и 4-х противотанковых «ежей». Высаженные цветы образуют надпись «Помни».
  • Сквер блокадников. Это название получила безымянная зеленая зона в 2010 году.

Памятник Мужеству Ленинградцев отстоявших город находится в Сквере Блокадников

Где находится

Адрес

На пересечении проспекта Непокоренных и улицы Карбышева, проспекта Тореза и Политехнической улицы

Романом «Скунскамера» Андрей Аствацатуров открыл новую страницу в «петербургском тексте» русской литературы: никто прежде не описывал столь проникновенно спальные микрорайоны. Для журнала «Собака.ru» писатель провел экскурсию по местам, где прошло его – и его героя – детство.

Школа № 105 Совершенно стандартная бетонная постройка на улице Орбели, 24, всегда напоминала мне тюрьму. Я и сейчас не люблю проходить мимо, гулять в тех местах, где все напоминает учебную рутину. Ужасное место, никаких светлых воспоминаний о нем у меня нет. Хотя из романа может показаться наоборот.

«Пентагон» Дом на проспекте Мориса Тореза, 9, предстает в романе символом империи, которая постепенно превращается в цирк. Я помню, как он был построен и некоторое время стоял голый, пока в 1972 году не наступила разрядка в отношениях между СССР и США и в Ленинград не приехал президент Никсон. Накануне этого судьбоносного события огромное здание было облицовано буквально за неделю, потому что проспект входил в правительственную трассу. Правда, мимо тридцать седьмой президент США так и не проехал. Зато буквально через пять лет плитка стала отваливаться. Это продолжалось еще двадцать лет, по периметру возникли ограждения, за которые запрещалось заходить, пока в 1991 году дом не облицевали заново, но почему-то рыжей плиткой. Он как будто заболел и пошел пятнами.

«Окно в Африку» Общежитие на Политехнической улице, 21, – массивная сталинская архитектура с признаками большого стиля. Местные жители называли его «обезьянник», потому что в нем жили студенты из развивающихся стран. Африканцы были народом очень живым, из окон даже зимой всегда доносилась музыка. Шумный и крикливый уголок иностранной жизни – такая небольшая заграница в рамках типового микрорайона.

Водонапорная башня Напоминает древний замок и притягивала меня с детства. Эта острая готическая башня 1905 года постройки видна из моего окна, торчит из парка рядом с Политехническим институтом и производит на зрителя сильное впечатление, а на фоне современного новодела выглядит и вовсе роскошно. Когда на нее смотришь, хочется писать стихи, особенно если не знать, что она водонапорная.

Гастроном Забирая меня из детского сада или школы, мама обязательно заходила в гастроном на проспекте Мориса Тореза, 21. Этот магазин был лучшим на весь микрорайон и практически единственным. С ним у меня связана масса приятных воспоминаний. По сравнению с современными супермаркетами магазинчик, вообще-то, крошечный – просто смешно сравнивать. Но тогда он представлялся мне необъятным, просто какой-то гигантской страной. И хотя продуктов было очень мало, мне казалось, что их изобилие. Особенно мое внимание привлекал отдел соков, которые были налиты в сужающиеся книзу конусы с краниками, – это производило колоссальное впечатление.

Серебряный пруд Находится между Институтским проспектом и улицей Орбели, недалеко от школы. Мы убегали туда прогуливать уроки, там дрались, там назначали первые свидания. Зимой пруд замерзал. В романе есть основанный на реальных событиях эпизод, в котором герой съезжает со снежного склона в пруд и проваливается в воду, уходит с лыжами под лед. После этого случая в 1978 году Серебряный пруд утратил для меня свой романтический ореол и стал вызывать скорее страх.

Кинотеатр «Выборгский» Гигантский куб на Втором Муринском проспекте, 36, с фойе, шикарным буфетом, уютными креслами, огромным залом и широкой сценой, в углу которой стояло пианино, напоминавшее о золотых годах немого кинематографа. Каждый поход в кино был отнюдь не рядовым событием, которое потом обсуждалось еще несколько недель. За билетами всегда стояли очереди. Помню, в пубертатный период мне очень нравился фильм «В джазе только девушки».

Площадь Мужества Совершенно не изменилась с годами: все дома остались практически прежними, даже номера автобусов и трамваев те же. В советские годы площадь была охвачена кольцом пивных ларьков, за что и получила название «золотое кольцо». Для меня она – знак постоянства. В романе я вспоминаю ушедшую империю, ее рождение и угасание. И площадь Мужества – яркий символ ее величия и масштаба.

Андрей Аствацатуров. «Скунскамера». Ad Marginem

Перегон между станциями метрополитена "Площадь Мужества" и "Лесная" печально "прогремел" дважды. Первая авария случилась в 1974 году, вторая - в 1995-м. Причина одна и та же: тоннель затапливало подземными водами, да так, что здания на поверхности частично обваливались, проваливались дороги. После второго размыва все строительные работы, проводившиеся тогда, окончательно решено было прекратить. Любые стройки были запрещены. В планах остались подземные переходы, 16-этажные дома. Сам тоннель в итоге решено было затопить, а в 2004 году проложили новый.

В течение нескольких лет после произошедшего территорию исследовали специалисты. Геологи из ВСЕГЕИ имени Карпинского заявили, что на участке, где произошло ЧП, имеет сложное строение, поэтому при возведении домов необходимы специальные инженерно-геологические изыскания. А их коллеги из Института геологии и геохронологии докембрия РАН подтвердили: зона представляет собой область повышенного геологического риска.

Строить в этих местах с тех пор решались не часто. А даже если и брались, после одной-двух "улетевших" в никуда свай, как правило, пугались и планы сворачивали. Однако в последнее время все изменилось. Сейчас горожане борются сразу с несколькими высотными проектами. Причем, строят их не где-то, а в непосредственной близости от зоны происшествия.

Случись что, здания повалятся в радиусе почти километра. Ведь на глубине до 80 метров под землей - ничего, кроме мокрого песка, который выделяет воду, - говорит сопредседатель общественного объединения "Площадь Мужества" Александр Алаханов.

Прямо по соседству с его домом, на месте снесенного центрального кинотеатра "Выборгский", построили уже 12 этажей будущего апарт-отеля с подземной парковкой. Предполагаемая высота здания - почти 62 метра. В суд жители восьми ближайших домов подали сразу, как только узнали, что учреждение культуры вовсе не собираются переоборудовать под торговый центр, как изначально заявляли. Основных претензий две: от комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) требуют обозначить границы зоны, где дважды происходили аварии природного и техногенного характера, в генплане города, как это предписывает градостроительный кодекс РФ, а от Госстройнадзора - ограничить стройку по высотности. В КГА, правда, говорят, что никакой зоны ЧС они не знают, на слушаниях по внесению изменений в генплан начальник отдела генплана Александр Мюльберг ответил то же самое.

Тем не менее, суд разрешение Госстройнадзора на проведение работ отменил. Выяснилось, что при подсчетах допустимой в районе высотности слишком многое не сходится. В КГА утверждают, что максимальная высота застройки может составлять 39 метров, в Госстройнадзоре, ссылаясь на информацию застройщика, называют цифры, максимально приближенные к планируемым 62 метрам. В результате суд произвел свои подсчеты и выяснил, что допустимый максимум в районе площади Мужества вообще 34 метра, а застройщик намеренно фальсифицировал данные. Конечно, странно, что ни комитет, ни надзорная служба завышения показателей почти в два раза не заметили, притом что методика четко прописана в правилах землепользования и застройки: "максимальная высота зданий, строений, сооружений, расположенных на застроенных территориях, допускается не более чем на 30 процентов выше средней высоты существующих зданий в квартале".

Однако радоваться петербуржцам пришлось недолго.

Определение суда было выдано 6 декабря прошлого года, а позже в полиции нам выдали другое - от 25 декабря. Оно разрешает стройку до 40 метров, в то время как предыдущее уже вступило в силу и никем не было отменено! Дело рассмотрели без вызова сторон, только в присутствии застройщика, - возмущается Алаханов.

Повлиять на ситуацию горожане пытались с помощью заключений метрополитена и МЧС, но первые ссылаются на то, что указанная территория к "подземке" не относится, а спасатели подчеркивают: "зон в районе площади Мужества, подверженных риску возникновения ЧС, в генплане не выделено", а значит, и говорить не о чем. КГА же на уговоры петербуржцев провести экспертизу и эту зону все-таки обозначить, не поддается. Пока активисты бьются с одним проектом, рядом вырастают другие: 25-этажка рядом с Серебряным прудом, еще один отель на Новороссийской улице, прямо над размывом метро... А гарантийный срок действующих конструкций нового тоннеля тем временем близится к завершению...

Оригинал взят у riverpilgrim в Прорыв

Уже давно хотел найти и пересмотреть интересный фильм-катастрофу "Прорыв", 1986 года выпуска, "Ленфильм". Сюжет картины основан на реальных событиях и рассказывает о крупной аварии, произошедшей при строительстве перегонного тоннеля между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества" ленинградского метро, весной 1974 года - из описания фильма.

Вчера случайно коснулись вновь этой темы, правда не из-за метро, а по другом причине и нужно было сделать несколько скриншотов определенного момента. После недолгих поисков нашел то, что искал: скачать можно отсюда , 676 Мб. Качество хорошее, единственное звук не особо сильный.

А под катом интереснейший рассказ об истории аварии и ее ликвидации, как в середине 70-х годов, так и в середине 90-х, когда практически повторилась та же самая история, что привело к "отсечению" части Кировско-Выборгской линии от остальных линий питерского метрополитена.


Размы́в в Петербу́ргском метрополите́не — авария на перегоне между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества», произошедшая в результате разрушительного воздействия плывуна на тоннели.

Вследствие критических просадок перегонных тоннелей и необходимостью их затопления пассажирское движение на участке было прекращено со 2 декабря 1995 по 25 июня 2004 года — момента ввода в эксплуатацию после строительства новых обходных тоннелей.

Предпосылкой аварии стало ускоренное строительство к XXV партийному съезду перегона глубокого заложения. Тоннели между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» (первая на 14 метров ниже второй) протяжённостью 450 метров должны были пройти в толще четвертичных водонасыщенных отложений и водоносных песков с напором воды в несколько атмосфер. Обогнуть этот водоносный слой считали тогда невозможным, объясняя это тем, что слой песка здесь толст и обширен. Сроки также поджимала необходимость открытия первой в стране односводчатой станции глубокого заложения — «Площади Мужества».

При первоначальном прохождении участка плывуна (до аварии) использовалось стандартное криогенное оборудование — охлажденный водосоляной раствор закачивался перед щитом. Грунт замораживался и щит проходил участок.

После аварии для быстрого прохода через плывун была применена технология замораживания грунта дорогостоящим криогенным оборудованием.

С целью уменьшения количества скважин, которые следовало пробурить, количества труб, необходимых для замораживания грунта, и объема заморозки, инженеры «Ленметростроя» предложили вариант расположения тоннелей один над другим. Несмотря на то, что это значительно сократило число требующихся скважин и труб, часть экспертов считает, что это усугубило ситуацию.

При ликвидации последствий размыва было выделено от 6 до 8 тыс. тонн (по разным данным) жидкого азота. В районе плывуна работали 15 замораживающих станций, было пробурено 2000 специальных скважин, а длина трубопроводов достигла 350 километров.

8 апреля 1974 года около 16 часов 30 минут при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Плывун на глубине 90 метров был обнаружен гораздо раньше, но заморозить его не удалось. Забой начал заполняться водой через появляющиеся трещины. Вскоре и верхний тоннель (у него не было прямого сообщения с забоем) стал заполняться. Аварийные затворы из-за быстрого поступления плывуна полностью закрыть не удалось, но все люди были спасены. Тоннели были затоплены на километр, значительная часть льдогрунтового массива разморозилась.

На площади Мужества и прилегающих городских магистралях образовались провалы, треснули стены домов и наземных сооружений. Следы этого происшествия несут в себе два производственных корпуса НПО «Аврора», которые можно увидеть с Политехнической улицы: часть этих зданий обрушилась, было решено их не сносить, а просто заделать этажи со стороны улицы. Проникновение плывуна в тоннели метро удалось остановить путём сооружения преграды недалеко от станции метро «Лесная». Для того, чтобы остановить разрушения на поверхности, выработки были затоплены — в аварийные тоннели закачали водопроводную воду.

Повторная проходка осуществлялась с применением сверхнизких температур (использовался жидкий азот с температурой кипения минус 196 градусов). Этот способ был применён впервые в мировой практике. Для преодоления размыва азот в Ленинград поставляли все заводы Советского Союза, производящие его. Это позволило быстро провести работы по созданию льдогрунтовой перемычки и по замораживанию породы.

30 ноября 1975 года была проведена сбойка тоннелей. Конструкция тоннелей необычна, как и сама ситуация с размывом: она имела необыкновенную прочность. Журналист Ю. Стволинский в статье «Дорога мужества» писал:
« Шагаешь по гулкой и гладкой металлической трубе, протянувшейся на сотни метров. Под ногами — бетон путевого основания, положенный на металл, за сталью — бетон, за бетоном — чугунные тюбинги. Только за ними — размыв. »

2 декабря на станции «Площадь Мужества» был проведён митинг, посвящённый сбойке. 31 декабря 1975 года весь участок от «Площади Ленина» до «Академической» сдали в эксплуатацию с оценкой «отлично». На тот момент длина всей Кировско-Выборгской линии от «Дачного» до «Академической» была примерно равна длине первой русской железной дороги между Петербургом и Царским Селом.

За всё время эксплуатации участка через дренаж в тоннели поступало большое количество жидкости — около 60 кубометров в сутки.

С начала февраля 1995 года резко увеличилось поступление воды. С февраля обслуживающий персонал потребовал уменьшить скорость поездов, с вечера пятницы до начала движения в понедельник тоннели вообще закрывались для проведения работ.

Полгода усилий требуемых результатов не дали, и 2 декабря 1995 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилась информация:

«В связи с производством неотложных работ на перегоне метрополитена ст. «Лесная» — ст. «Площадь Мужества» с 4 декабря 1995 года по всем дням недели не будет осуществляться движение поездов метро на участке «Площадь Ленина» — «Академическая. «В толстенном металле, которым покрыты тюбинговые кольца внутри тоннелей, кое-где появились трещины. Пошла вода с песком. Эта смесь словно наждаком разрушала металл. Когда поезда оказались „по колено“ в воде, а сверху на скоростные экспрессы полил „душ“, руководители метрополитена ударили в колокола… Монтажники ввинтили в тело верхнего тоннеля более двух тысяч двухметровых анкеров, которые стали своего рода арматурой. Затем за стальной лист, простроченный анкерами, нагнетали бетонную смесь. К осени в верхнем тоннеле, по которому следуют поезда от „Площади Мужества“ к „Лесной“, отремонтировали 60 метров наиболее опасного участка. Почувствовав противодействие, стихия обрушилась на нижний тоннель. Ремонтники явно не успевали строить защитные укрепления… 4 декабря в перегон ворвалось около 18 кубометров водно-песчаной смеси.»

Тоннели спасти не удалось: в ночь с 5 на 6 декабря в штабе по ликвидации аварии приняли решение затопить двухкилометровый перегон «Лесная» — «Площадь Мужества». Последним использованием тоннеля был перегон из депо «Северное» в «Автово» нескольких поездов. Поезда тащил мотовоз — напряжение с контактного рельса в целях безопасности было снято. Несколько составов ушли в депо «Невское», но уже по железной дороге.

Газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщила:

«9 декабря в 21 час был закрыт и обварен затвор в нижнем конце тоннеля, обращенном к станции „Лесная“. Сразу началось усиление его с помощью бетонной пробки.»

Снова тоннели были заполнены водопроводной водой под давлением для предотвращения осадок земной поверхности в районе площади Мужества и разрушения близлежащих строений.

На время прекращения движения было изменено движение городского транспорта: по распоряжению А. А. Собчака был организован бесплатный маршрут автобуса (№ 80); трамвайный маршрут № 32 был значительно укорочен и ему был присвоен № 38. За станцией «Лесная» к 14 февраля 1996 г. был восстановлен оборотный съезд, использовавшийся ранее до 1975 г, когда станция была конечной. Станция «Площадь Мужества» была тупиковой, на ней использовался только один путь, соединительный тоннель между первым и вторым путями располагался севернее станции, то есть в сторону станции «Политехническая», причём надо заметить, что до 1995 г. этот оборотный съезд никогда не существовал, но благодаря конструкции станции его прокладка через служебные помещения станционного комплекса завершилась относительно быстро. Первый поезд пришёл на станцию 22 декабря.

Несмотря на введение бесплатного автобусного маршрута, он не смог в полной мере заменить затопленный перегон, из-за чего сильно возросла нагрузка на некоторые виды наземного транспорта, а также на станции метрополитена Московско-Петроградской линии «Проспект Просвещения», «Озерки» и «Пионерская». Последняя в период размыва даже работала в особом режиме в утренние и вечерние часы «пик»: утром — только на вход, вечером — на выход.

На северном участке Кировско-Выборгской линии использовались только два состава, они доезжали от станции «Девяткино» до станции «Площадь Мужества» и там отправлялись с того же пути, на какой прибывали, и ехали обратно. Поезда ходили по расписанию со средним интервалом 10-15 минут днём и 15-20 минут в вечернее время после часа «пик»; расписание висело на каждой станции метро отрезанного участка.

Специалисты «Ленметрогипротранса» подготовили ряд проектов по восстановлению аварийного участка, главным образом включавшие в себя строительство обходных тоннелей. Из предложенных вариантов ликвидации аварии был выбран проект строительства новых тоннелей с участием итальянской фирмы Impregilo NCC (гарантия дана на 20 лет, что немного, поскольку почти столько же продержался первый тоннель). Проходческий щит «Виктория» стал сооружать новую трассу примерно в 200 метрах в сторону от старой трассировки и на 20 метров выше неё.

При ликвидации «размыва» были трудности с финансированием. «Размыв» оказался инструментом политической борьбы, обещания по ликвидации проблемы давали все — от депутатов всех уровней до губернатора Петербурга (В. А. Яковлев). Новый губернатор (В. И. Матвиенко) назвала срок: конец июня 2004 года, и ликвидация последствий размыва была осуществлена.

Ликвидация «размыва» отняла значительные ресурсы федерального и городского бюджета и фактически затормозила развитие Петербургского метрополитена на несколько лет. (По некоторым данным общая стоимость работ составила более $145 млн, половину из которых внес федеральный бюджет, вторую половину город.)

Новый тоннель называют «гусеницей»: он имеет резиновые сочленения и способен колебаться вместе с почвой.

Участок «размыва» находится под постоянным мониторингом, предпосылок для беспокойства по поводу того, что где-то в метро возможна ситуация подобная той, что сложилась на Кировско-Выборгском направлении в 1995 году, по словам служащих метро, нет.

Хронология строительства

* 21 ноября 2001 года в шахту был опущен проходческий щит «Виктория».
* февраль 2002 началась проходка.
* март (?) 2002 года щит «Виктория» осел в тоннеле на полметра, а итало-шведский подрядчик — консорциум в составе компаний Impregilo и NCC — попал под огромные штрафные санкции, ввод тоннеля к 300-летию города был поставлен под большие сомнения.
* 11 апреля 2002 года работы по проходке тоннеля остановлены.
* июнь 2002 посещение работ правительственной комиссией Госстроя
* 26 июня 2002 правительство Италии на заседании рассматривало вопрос о неудовлетворительном ведении работ фирмой «Импреджило» в Санкт-Петербурге и был назначен правительственный куратор — фирма «Rocksoil» (Италия).
* июль 2002 года Тоннельная ассоциация России завершила экспертизу измененной части проектной документации и выдала положительное заключение (изменения потребовались после апрельского инцидента). Консорциум вносит изменения в конструкцию щита и проводит его доработку.
* август 2002 проходческий комплекс проходит тестовые испытания после остановки в апреле и модернизации.
* 4 сентября 2002 испытания вновь остановлены.
* 20 сентября 2002 испытания наконец-то закончены.
* 6 декабря 2002 проходческий комплекс на высокой проходческой скорости натолкнулся на «твердые подземные образования» (по одним данным — на бетонный коллектор, по другим — на валуны ледникового периода). В результате было сломано большое количество проходческих буров. В результате пришлось вызывать французских водолазов, которым пришлось работать под давлением более 5 атмосфер. Работы пришлось остановить на несколько месяцев.
* январь (?) 2003 окончание ремонта и возобновление проходки.
* 5 мая 2003 завершен проход тоннеля в одном направлении. Ремонт Виктории и подготовка к рытью второго тоннеля.
* 27 августа 2003 начало рабочей проходки обратного тоннеля от станции «Площадь Мужества» к «Лесной».
* 27 ноября 2003 года были завершены проходческие работы.
* 26 мая 2004 года по новому участку прошёл первый пробный поезд.
* 5 июня закрылись станции «Выборгская» и «Лесная».
* 12 июня были закрыты станции севернее «размыва».

Для обеспечения пассажирских перевозок был удлинен маршрут бесплатного автобуса № 80 до «Площади Ленина» и Финляндского вокзала. Также была задействована автобусная линия № 100 до железнодорожной станции Ручьи. Стройку планировалось завершить к 300-летию Санкт-Петербурга, однако восстановление сквозного движения по 1-й линии заняло большее время.

26 июня 2004 года президент РФ В. В. Путин торжественно открыл участок, проехав по тоннелю бывшего размыва на специальном поезде, состоящем из двух вагонов. Как обещают метростроители, проблема размыва закрыта не менее чем на 50 лет. В 19 часов 20 минут пассажирское движение на аварийном участке было полностью восстановлено.

Интересные факты

* Метростроевцы, работающие на ликвидации размыва, были вынуждены проходить аварийный участок замороженный до сверхнизких температур. В забое температура опускалась до минус 50 градусов. Метростроевцы работали в валенках и нескольких парах штанов.

* Когда над домами на площади Мужества нависла реальная угроза разрушения, чувства жителей зачастую слишком подогревала пресса. Так, всю Россию поставили «на уши» в связи с затоплением Политехнической улицы водой вследствие прорыва трубопровода, который задел проезжавший грузовик. Когда вода из трубы стала заливать поверхностный участок размыва, люди подумали о подземной катастрофе.

* Проходческий щит «Виктория» создавался специально для данного проекта: подобных тоннелей строить больше не будут. Поэтому его хотели установить где-нибудь в качестве памятника (спорное утверждение, по другим данным «Виктория» уже был б/у. Его просто модернизировали для данной работы).

* Проходческий щит «Виктория» был на 0.5 м в диаметре шире стандартных проходческих щитов, в связи с этим были опасения специалистов за надежность получившегося тунеля.

* Проект «замораживания» плывуна был разработан ГИПХ (Ленинград, Государственный институт прикладной химии). По итогам успешного прохождения аварийного участка его сотрудникам должны были присваиваться награды. Однако руководство ГИПХ в грубой форме отказалось от дальнейшего сотрудничества с метростроем. Составленные наградные листы были аннулированы.

* До сих пор в парке Лесотехнической академии можно наблюдать остатки труб, по которым закачивался жидкий азот.

* На время проведения операции, в связи с тем, что пары азота тяжелее воздуха, были эвакуированы местные жители. При помощи специальных установок избыток газа выбрасывался на высоту 100 м.

* В Санкт-Петербурге в память о «Размыве» больше никогда не будут использоваться автобусные маршруты № 80 и № 100. Бесплатный автобус № 80 курсировал между станциями метро «Площадь Мужества» и «Лесная» с декабря 1995 года и совершил последний символический рейс 29 июня 2004 года. Автобус № 100 (также бесплатный) курсировал с 12 по 20 июня 2004 года между железнодорожной станцией Ручьи и станцией метро «Площадь Ленина — 2».

Дополнительную информацию по теме

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.