Лабораторные по физике. Лабораторные работы по физике Колебания и волны

Материалы по разделу "Механика и молекулярная физика" (1 семестр) для студентов 1 курса (1 семестр) АВТИ, ИРЭ, ИЭТ, ИЭЭ, ИнЭИ (ИБ)

Материалы по разделу "Электричество и магнетизм" (2 семестр) для студентов 1 курса (2 семестр) АВТИ, ИРЭ, ИЭТ, ИЭЭ, ИнЭИ (ИБ)

Материалы по разделу "Оптика и атомная физика" (3 семестр) для студентов 2 курса (3 семестр) АВТИ, ИРЭ, ИЭТ, ИЭЭ и 3 курса (5 семестр) ИнЭИ (ИБ)

Материалы 4 семестр

Перечень лабораторных работ по общему курсу физики
Механика и молекулярная физика
1. Погрешности при физических измерениях. Измерение объема цилиндра.
2. Определение плотности вещества и моментов инерции цилиндра и кольца.
3. Изучение законов сохранения при соударении шаров.
4. Изучение закона сохранения импульса.
5. Определение скорости пули методом физического маятника.
6. Определение средней силы сопротивления грунта и изучение неупругого соударения груза и сваи на модели копра.
7. Изучение динамики вращательного движения твердого тела и определение момента инерции маятника Обербека.
8. Изучение динамики плоского движения маятника Максвелла.
9. Определение момента инерции маховика.
10. Определение момента инерции трубы и изучение теоремы Штейнера.
11. Изучение динамики поступательного и вращательного движения с помощью прибора Атвуда.
12. Определение момента инерции плоского физического маятника.
13. Определение удельной теплоты кристаллизации и изменения энтропии при охлаждении сплава олова.
14. Определение молярной массы воздуха.
15. Определение отношения теплоемкостей Сp/Cv газов.
16. Определение средней длины свободного пробега и эффективного диаметра молекул воздуха.
17. Определение коэффициента внутреннего трения жидкости по методу Стокса.
Электричество и магнетизм
1. Исследование электрического поля с помощью электролитической ванны.
2. Определение электрической емкости конденсатора баллистическим гальванометром.
3. Весы напряжения.
4. Определение емкости коаксиального кабеля и плоского конденсатора.
5. Изучение диэлектрических свойств жидкостей.
6 Определение диэлектрической проницаемости жидкого диэлектрика.
7. Изучение электродвижущей силы методом компенсации.
8 Определение индукции магнитного поля измерительным генератором.
9. Измерение индуктивности системы катушек.
10. Изучение переходных процессов в цепи с индуктивностью.
11. Измерение взаимной индуктивности.
12. Изучение кривой намагничивания железа по методу Столетова.
13. Ознакомление с осциллографом и изучение петли гистерезиса.
14. Определение удельного заряда электрона методом магнетрона.
Волновая и квантовая оптика
1. Измерение длины световой волны с помощью бипризмы Френеля.
2. Определение длины волны света методом колец Ньютона.
3. Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.
4. Изучение дифракции в параллельных лучах.
5. Изучение линейной дисперсии спектрального прибора.
6. Изучение дифракции Фраунгофера на одной и двух щелях.
7. Экспериментальная проверка закона Малю.
8. Исследование линейных спектров испускания.
9 Изучение свойств лазерного излучения.
10 Определение потенциала возбуждения атомов по методу Франка и Герца.
11. Определение ширины запрещенной зоны кремния по красной границе внутреннего фотоэффекта.
12 Определение красной границы фотоэффекта и работы выхода электрона из металла.
13. Измерение температуры спирали лампы с помощью оптического пирометра.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный технический университет»

В.Б. ВЯЗОВОВ, О.С. ДМИТРИЕВ. А.А. ЕГОРОВ, С.П. КУДРЯВЦЕВ, А.М. ПОДКАУРО

МЕХАНИКА. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ГИДРОДИНАМИКА. ЭЛЕКТРОСТАТИКА

Практикум для студентов первого курса дневного и второго курса заочного отделения

всех специальностей инженерно-технического профиля

Тамбов Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ»

УДК 53(076.5)

Р е ц е н з е н т ы:

Доктор физико-математических наук, профессор, зав. кафедрой общей физики ФГБОУ ВПО «ТГУ им. Г.Р. Державина»

В.А. Фёдоров

Президент Международного Информационного Нобелевского Центра (МИНЦ), доктор технических наук, профессор

В.М. Тютюнник

Вязовов, В.Б.

В991 Физика. Механика. Колебания и волны. Гидродинамика. Электростатика: практикум / В.Б. Вязовов, О.С. Дмитриев, А.А. Егоров, С.П. Кудрявцев, А.М. Подкауро. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО

«ТГТУ», 2011. – 120 с. – 150 экз. – ISBN 978-5-8265-1071-1.

Содержит тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных работ в объёме курса, способствующие усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.

Предназначен для студентов первого курса дневного и второго курса заочного отделения всех специальностей инженерно-технического профиля.

УДК 53(076.5)

ВВЕДЕНИЕ

Физика – точная наука. В её основе лежит эксперимент. С помощью эксперимента проверяются теоретические положения физической науки, а иногда он служит основой для создания новых теорий. Научный эксперимент берёт своё начало от Галилея. Великий итальянский учёный Галилео Галилей (1564 – 1642), бросая чугунные и деревянные шары одинаковых размеров с наклонной башни в Пизе, опровергает учение Аристотеля о пропорциональности скорости падения тел силе тяжести. У Галилея шары падают к основанию башни почти одновременно, а различие в скорости он приписал сопротивлению воздуха. Эти опыты имели огромное методологическое значение. В них Галилей ясно показал, что для получения научных выводов из опыта необходимо устранить побочные обстоятельства, мешающие получить ответ на заданный природе вопрос. Надо уметь видеть в опыте главное, чтобы отвлечься от несущественных для данного явления фактов. Поэтому Галилей брал тела одинаковой формы и одинакового размера, чтобы уменьшить влияние сил сопротивления. Он отвлекался от бесчисленного множества других обстоятельств: состояния погоды, состояния самого экспериментатора, температуры, химического состава бросаемых тел и т.д. Простой опыт Галилея по существу явился подлинным началом экспериментальной науки. Но такие выдающие учёные, как Галилей, Ньютон, Фарадей, были гениальными учёнымиодиночками, которые сами готовили свои эксперименты, мастерили приборы к ним и в университетах не проходили лабораторного практикума.

Его просто не было. Развитие физики, техники, промышленности в середине ХIX века привело к осознанию важности подготовки физиков. В это время в развитых странах Европы и Америки создаются физические лаборатории, руководителями которых становятся известные учёные. Так, в знаменитой Кавендишской лаборатории первым руководителем становится основатель электромагнитной теории Джеймс Клерк Максвелл. В этих лабораториях предусматривается обязательный физический практикум, появляются первые лабораторные практикумы, среди них известные практикумы Кольрауша в Берлинском университете, Глейзбрука и Шоу в Кавендишской лаборатории. Создаются мастерские физических приборов

и лабораторного оборудования. Лабораторные практикумы вводятся и в высших технических учреждениях. Общество видит важность обучения экспериментальной и теоретической физике как для физиков, так и инженеров. С этого времени физический практикум стал обязательной и неотъемлемой частью программ подготовки студентов естественнонаучных и технических специальностей во всех высших учреждениях. К сожалению, следует отметить, что в наше время при кажущемся благополучии с обеспечением физических лабораторий университетов практикумов оказывается совершенно недостаточно для университетов технического профиля, особенно провинциальных. Копирование лабораторных работ физических факультетов столичных университетов провинциальными техническими университетами просто невозможно из-за недостаточного их финансирования и количества отводимых часов. В последнее время прослеживается тенденция недооценки важности роли физики в деле подготовки инженеров. Сокращается количество лекционных и лабораторных часов. Недостаточное финансирование делает невозможным постановку ряда сложных

и дорогостоящих работ практикума. Замена их виртуальными работами не имеет такого обучающего эффекта, как непосредственная работа на установках в лаборатории.

Предлагаемый практикум обобщает многолетний опыт постановки лабораторных работ в Тамбовском государственном техническом университете. Практикум включает в себя теорию погрешностей измерений, лабораторные работы по механике, колебаниям и волнам, гидродинамике и электростатике. Авторы надеются, что предлагаемое издание восполнит пробел в обеспечении технических высших учебных заведений методической литературой.

1. ТЕОРИЯ ПОГРЕШНОСТЕЙ

ИЗМЕРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН

В основе физики лежат измерения. Измерить физическую величину – это значит сравнить её с однородной величиной, принятой за единицу измерения. Например, массу тела мы сравниваем с массой гири, которая является грубой копией эталона массы, хранящегося в Палате мер и весов в Париже.

Прямые (непосредственные) измерения – это такие измерения, при которых мы получаем численное значение измеряемой величины с помощью приборов, градуированных в единицах измеряемой величины.

Однако далеко не всегда такое сравнение производится непосредственно. В большинстве случаев измеряется не сама интересующая нас величина, а другие величины, связанные с нею теми или иными соотношениями и закономерностями. В этом случае для измерения необходимой величины приходится предварительно измерить несколько других величин, по значению которых вычислением определяется значение искомой величины. Такое измерение называется косвенным .

Косвенные измерения состоят из непосредственных измерений одной или нескольких величин, связанных с определяемой величиной количественной зависимостью, и вычисления по этим данным определяемой величины. Например, объём цилиндра вычисляется по формуле:

V = π D 2 Н , где D и H измеряются прямым методом (штангенциркулем). 4

Процесс измерения содержит наряду с нахождением искомой величины и погрешность измерения.

Существует много причин для возникновения погрешностей измерений. Контакт объекта измерения и прибора приводит к деформации объекта и, следовательно, неточности измерения. Сам прибор не может быть идеально точным. На точность измерений влияют внешние условия, такие как температура, давление, влажность, вибрации, шумы, состояние самого экспериментатора и множество других причин. Конечно, технический прогресс будет совершенствовать приборы и делать их более точными. Однако существует предел повышения точности. Известно, что в микромире действует принцип неопределённости, который делает невозможным одновременное точное измерение координаты и скорости объекта.

Современный инженер должен уметь оценить погрешность результатов измерений. Поэтому большое внимание уделяется обработке результатов измерений. Знакомство с основными методами расчёта погрешностей – одна из важных задач лабораторного практикума.

Погрешности подразделяются на систематические, промахи и случайные.

Систематические погрешности могут быть связаны с ошибками приборов (неправильная шкала, неравномерно растягивающаяся пружина, стрелка прибора смещена, неравномерный шаг микрометрического винта, не равные плечи весов и т.д.). Они сохраняют свою величину во время экспериментов и должны быть учтены экспериментатором.

Промахи – это грубые погрешности, возникающие вследствие ошибки экспериментатора или неисправности аппаратуры. Грубых ошибок следует избегать. Если установлено, что они произошли, соответствующие измерения нужно отбрасывать.

Случайные погрешности . Многократно повторяя одни и те же измерения, можно заметить, что довольно часто их результаты не в точности равны друг другу. Погрешности, меняющие величину и знак от опыта к опыту, называют случайными. Случайные погрешности непроизвольно вносятся экспериментатором вследствие несовершенства органов чувств, случайных внешних факторов и т.д. Если погрешность каждого отдельного измерения принципиально непредсказуема, то они случайным образом изменяют значение измеряемой величины. Случайные погрешности имеют статистический характер и описываются теорией вероятности. Эти погрешности можно оценить только при помощи статистической обработки многократных измерений искомой величины.

ПОГРЕШНОСТИ ПРЯМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ

Случайные погрешности . Немецкий математик Гаусс получил закон нормального распределения, которому подчинялись случайные погрешности.

Метод Гаусса может быть применён для очень большого числа измерений. Для конечного числа измерений погрешности измерений находят из распределения Стьюдента.

В измерениях мы стремимся найти истинное значение величины, что невозможно. Но из теории ошибок следовало, что к истинному значению измеряемой величины стремится среднеарифметическое значение измерений. Так мы провели N измерений величины Х и получили ряд значений: Х 1 , Х 2 , Х 3 , …, Х i . Среднеарифметическое значение величины Х будет равно:

∑ X i

Х = i = 0 .

Найдём погрешность измерений и тогда истинный результат наших измерений будет лежать в интервале: среднее значение величины плюс погрешность – среднее значение минус погрешность.

Различают абсолютную и относительную погрешности измерений. Абсолютной погрешностью называют разность между средним значением величины и значением, найденным из опыта.

Xi = |

− X i | .

Средняя абсолютная погрешность равна среднеарифметическому абсолютных ошибок:

∑ X i

i = 1

Относительной погрешностью называется отношение средней абсо-

лютной погрешности к среднему значению измеряемой величины Х . Эта погрешность обычно берётся в процентах:

E = X 100%.

Средняя квадратичная погрешность или квадратичное отклонение от среднеарифметического значения вычисляется по формуле:

X i 2

N (N − 1)

где N – число измерений. При небольшом числе измерений абсолютную случайную погрешность можно рассчитать через среднюю квадратичную погрешность S и некоторый коэффициент τ α (N ) , называемый коэффици-

ентом Стьюдента:

X s = τ α , N S .

Коэффициент Стьюдента зависит от числа измерений N и коэффициента надёжности α . В табл. 1 отражена зависимость коэффициента Стьюдента от числа измерений при фиксированном значении коэффициента надёжности. Коэффициент надёжности α – это вероятность, с которой истинное значение измеряемой величины попадает в доверительный интервал.

Доверительный интервал [ X ср − X ; X cp + X ] – это числовой интер-

вал, в который с определённой вероятностью попадает истинное значение измеряемой величины.

Таким образом, коэффициент Стьюдента – это число, на которое нужно умножить среднюю квадратичную погрешность, чтобы при данном числе измерений обеспечить заданную надёжность результата.

Чем большую надёжность необходимо обеспечить для данного числа измерений, тем больше коэффициент Стьюдента. С другой стороны, чем больше число измерений, тем меньше коэффициент Стьюдента при данной надёжности. В лабораторных работах нашего практикума будем считать надёжность заданной и равной 0,95. Числовые значения коэффициентов Стьюдента при этой надёжности для разного числа измерений приведены в табл. 1.

Таблица 1

Число измерений N

Коэффициент

Стьюдента t α (N )

Следует отметить,

метод Стьюдента применяется только для

расчёта прямых равноточных измерений. Равноточные –

это измерения,

которые выполнены одним и тем же методом, в одинаковых условиях и с одинаковой степенью тщательности.

Систематические погрешности . Систематические ошибки закономерным образом изменяют значения измеряемой величины. Наиболее просто поддаются оценке погрешности, вносимые в измерения приборами, если они связаны с конструктивными особенностями самих приборов. Эти погрешности указываются в паспортах к приборам. Погрешности некоторых приборов можно оценить и не обращаясь к паспорту. Для многих электроизмерительных приборов непосредственно на шкале указан их класс точности.

Класс точности прибора g – это отношение абсолютной погрешности прибора X пр к максимальному значению измеряемой величины X max ,

которое можно определить с помощью данного прибора (это систематическая относительная погрешность данного прибора, выраженная в процентах от номинала шкалы X max ).

g = D X пр × 100% .

X max

Тогда абсолютная погрешность X пр такого прибора определяется соотношением:

D X пр = g X max .

Для электроизмерительных приборов введено 8 классов точности:

0,05; 0,1; 0,5; 1,0; 1,5; 2,0; 2,5; 4.

Чем ближе измеряемая величина к номиналу, тем более точным будет результат измерения. Максимальная точность (т.е. наименьшая относительная ошибка), которую может обеспечить данный прибор, равна классу точности. Это обстоятельство необходимо учитывать при использовании многошкальных приборов. Шкалу надо выбирать с таким расчётом, чтобы измеряемая величина, оставаясь в пределах шкалы, была как можно ближе к номиналу.

Если класс точности для прибора не указан, то необходимо руководствоваться следующими правилами:

Абсолютная погрешность приборов с нониусом равна точности нониуса.

Абсолютная погрешность приборов с фиксированным шагом стрелки равна цене деления.

Абсолютная погрешность цифровых приборов равна единице минимального разряда.

Для всех остальных приборов абсолютная погрешность принимается равной половине цены наименьшего деления шкалы прибора.

Для простоты расчётов принято оценивать полную абсолютную погрешность как сумму абсолютной случайной и абсолютной систематической (приборной) погрешностей, если погрешности – величины одного порядка, и пренебрегать одной из погрешностей, если она более чем на порядок (в 10 раз) меньше другой.

Поскольку результат измерений представляется в виде интервала значений, величину которого определяет полная абсолютная погрешность, важное значение имеет правильное округление результата и погрешности.

Округление начинают с абсолютной погрешности. Число значащих цифр, которое оставляют в значении погрешности, вообще говоря, зависит от коэффициента надёжности и числа измерений. Отметим, что значащими цифрами считаются надёжно установленные цифры в записи результата измерения. Так, в записи 23,21 мы имеем четыре значащие цифры, а в записи 0,063 – две, а в 0,345 – три, а в записи 0,006 – одна. В процессе измерений или при вычислениях не следует сохранять в окончательном ответе больше знаков, чем число значащих цифр в наименее точно измеренной величине. Например, площадь прямоугольника с длинами сторон 11,3 и 6,8 см равна 76,84 см2 . В качестве общего правила следует принять, что окончательный результат умножения или деления дол-

6,8 содержит наименьшее число цифр, равное двум. Следовательно, пло-

щадь прямоугольника 76,84 см2 , имеющую четыре значащих цифры, следует округлить до двух, до 77 см2 .

В физике принято записывать результаты вычислений с помощью показателей степени. Так, вместо 64 000 пишут 6,4× 104 , а вместо 0,0031 пишут 3,1× 10–3 . Преимущество такой записи состоит в том, что она позволяет просто указать число значащих цифр. Например, в записи 36 900 неясно, содержит это число три, четыре или пять значащих цифр. Если известно, что точность записи составляет три значащие цифры, то результат следует записать в виде 3,69× 104 , а если точность записи составляет четыре значащие цифры, то результат записывают в виде 3,690× 104 .

Разряд значащей цифры абсолютной погрешности определяет разряд первой сомнительной цифры в значении результата. Следовательно, само значение результата нужно округлять (с поправкой) до той значащей цифры, разряд которой совпадает с разрядом значащей цифры погрешности. Сформулированное правило следует применять и в тех случаях, когда некоторые из цифр являются нулями.

Пример . Если при измерении массы тела получен результат m = (0,700 ± 0,003) кг, то писать нули в конце числа 0,700 необходимо. Запись m = 0,7 означала бы, что о следующих значащих цифрах ничего неизвестно, в то время как измерения показали, что они равны нулю.

Вычисляется относительная погрешность Е Х .

Е Х = D X .

X cp

При округлении относительной погрешности достаточно оставить две значащие цифры.

Результат серии измерений некоторой физической величины представляют в виде интервала значений с указанием вероятности попадания истинного значения в данный интервал, т.е. результат необходимо записать в виде:

Здесь D Х – полная, округлённая до первой значащей цифры, абсолютная погрешность и Х ср – округлённое с учётом уже округлённой погрешности среднее значение измеряемой величины. При записи результата измерений обязательно нужно указать единицу измерения величины.

Рассмотрим несколько примеров:

Пусть при измерении длины отрезка мы получили следующий результат: l ср = 3,45381 см и D l = 0,02431 см. Как грамотно записать результат измерений длины отрезка? Сначала округляем с избытком абсолютную погрешность, оставляя одну значащую цифру D l = 0,02431 » 0,02 см. Значащая цифра погрешности в разряде сотых. Затем округляем с поправ-

(Все работы по механике)

Механика

№1. Физические измерения и вычисление их погрешностей

Ознакомление с некоторыми методами физических измерений и вычисление погрешностей измерений на примере определения плотности твердого тела правильной формы.

Скачать


№2. Определение момента инерции, момента сил и углового ускорения маятника Обербека

Определить момент инерции маховика (крестовины с грузами); определить зависимость момента инерции от распределения масс относительно оси вращения; определить момент силы, приводящий маховик во вращение; определить соответствующие значения угловых ускорений.

Скачать


№3. Определение моментов инерции тел с помощью трифилярного подвеса и проверка теоремы Штейнера

Определение моментов инерции некоторых тел методом крутильных колебаний с помощью трифиллярного подвеса; проверка теоремы Штейнера.

Скачать


№5. Определение скорости полета «пули» баллистическим методом с помощью унифилярного подвеса

Определение скорости полета «пули» с помощью крутильного баллистического маятника и явления абсолютно неупругого удара на основе закона сохранения момента импульса

Скачать


№6. Изучение законов движения универсального маятника

Определение ускорения свободного падения, приведенной длины, положения центра тяжести и моментов инерции универсального маятника.

Скачать


№9. Маятник Максвелла. Определение момента инерции тел и проверка закона сохранения энергии

Осуществить проверку закона сохранения энергии в механике; определить момент инерции маятника.

Скачать


№11. Исследование прямолинейного равноускоренного движения тел на машине Атвуда

Определение ускорения свободного падения. Определение момента «эффективной» силы сопротивления движения грузов

Скачать


№12. Исследование вращательного движение маятника Обербека

Экспериментальная проверка основного уравнения динамики вращательного движения твердого тела вокруг закрепленной оси. Определение моментов инерции маятника Обербека при различных положениях грузов. Определение момента «эффективной» силы сопротивления движения грузов.

Скачать

Электричество


№1. Исследование электростатического поля методом моделирования

Построение картины электростатических полей плоского и цилиндрического конденсаторов с помощью эквипотенциальных поверхностей и силовых линий поля; сравнение экспериментальных значений напряжения между одной из обкладок конденсатора и эквипотенциальными поверхностями с его теоретическими значениями.

Скачать


№3. Изучение обобщённого закона Ома и измерение электродвижущей силы методом компенсации

Изучение зависимости разности потенциалов на участке цепи, содержащем ЭДС, от силы тока; расчёт ЭДС и полного сопротивления этого участка.

Скачать

Магнетизм


№2. Проверка закона Ома для переменного тока

Определить омическое, индуктивное сопротивление катушки и емкостное сопротивление конденсатора; проверить закон Ома для переменного тока с различными элементами цепи

Скачать

Колебания и волны

Оптика

№3. Определение длины световой волны при помощи дифракционной решетки

Ознакомление с прозрачной дифракционной решеткой, определение длин волн спектра источника света (лампы накаливания).

Скачать

Квантовая физика


№1. Проверка законов абсолютно черного тела

Исследование зависимостей: спектральной плотности энергетической светимости абсолютно черного тела от температуры внутри печи; напряжения на термостолбике от температуры внутри печи с помощью термопары.

Материал представляет собой комплект к лабораторных занятиям к рабоче программе учебной дисциплины ОДП.02 "Физика". Работа содержит пояснительную записку, критериии оценивания, перечень лабораторных работ и дидактический материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего профессионального образования

Свердловской области

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Свердловской области «Первоуральский политехникум»

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП 02. ФИЗИКА

Первоуральск

2013

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Лабораторные задания разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Физика».

Цель проведения лабораторных работ : формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы базового курса физики.

Задачи проведения лабораторных работ :

№ п/п

Формируемые результаты

Требования ФГОС

Базовые компетенции

Владение навыками учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты

Аналитические

Понимание физической сущности наблюдаемых явлений.

Предметные результаты

Аналитические

Владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами.

Предметные результаты

Регулятивные

Уверенное пользование физической терминологией и символикой

Предметные результаты

Регулятивные

Владение основными методами научного познания, используемыми в физике: измерение, эксперимент

Предметные результаты

Аналитические

Умение обрабатывать результаты измерений.

Предметные результаты

Социальные

Умение обнаруживать зависимость между физическими величинами.

Предметные результаты

Аналитические

Умение объяснять полученные результаты и делать выводы.

Предметные результаты

Самосовершен-ствования

Бланк-отчёт лабораторной работы содержит:

  1. Номер работы;
  2. Цель работы;
  3. Перечень используемого оборудования;
  4. Последовательность выполняемых действий;
  5. Рисунок или схему установки;
  6. Таблицы и/или схемы для записи значений;
  7. Расчётные формулы.

Критерии оценивания :

Демонстрация умений.

Оценка

Сборка установки

(схемы)

Настройка

устройств

Снятие

показаний

Расчёт

значений

Заполнение таблиц, построение

графиков

Вывод

по

работе

«5»

«4»

«3»

Перечень лабораторных работ .

№ работы

Название работы

Название раздела

Определение жёсткости пружины.

Механика.

Определение коэффициента трения.

Механика.

Изучение движения тела по окружности под

действием сил тяжести и упругости.

Механика.

Измерение ускорения свободного падения с

Помощью математического маятника.

Механика.

Опытная проверка закона Гей-Люссака.

Измерение коэффициента поверхностного

натяжения.

Молекулярная физика. Термодинамика.

Измерение модуля упругости резины.

Молекулярная физика. Термодинамика.

Исследование зависимости силы тока от

напряжения.

Электродинамика.

Измерение удельного сопротивления

проводника.

Электродинамика.

Исследование законов последовательного и параллельного соединения проводников.

Электродинамика.

Измерение ЭДС и внутреннего

сопротивления источника тока.

Электродинамика.

Наблюдение действия магнитного поля на

Ток.

Электродинамика.

Наблюдение отражения света.

Электродинамика.

Измерение показателя преломления

стекла.

Электродинамика.

Измерение длины световой волны.

Электродинамика.

Наблюдение линейчатых спектров.

Изучение треков заряженных частиц.

Строение атома и квантовая физика.

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 1.

«Определение жёсткости пружины».

Цель: Определить жёсткость пружины с помощью графика зависимости силы упругости от удлинения. Сделать вывод о характере этой зависимости.

Оборудование: штатив, динамометр, 3 груза, линейка.

Ход работы.

  1. Подвесьте груз к пружине динамометра, измерьте силу упругости и удлинение пружины.
  2. Затем к первому грузу прикрепите второй. Повторите измерения.
  3. Ко второму грузу прикрепите третий. Снова повторите измерения.
  1. Постройте график зависимости силы упругости от удлинения пружины:

Fупр, Н

0 0,02 0,04 0,06 0,08 Δl, м

  1. По графику найдите средние значения силы упругости и удлинения. Рассчитайте среднее значение коэффициента упругости:
  1. Сделайте вывод.

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 2.

«Определение коэффициента трения».

Цель: Определить коэффициент трения с помощью графика зависимости силы трения от веса тела. Сделать вывод о соотношении коэффициента трения скольжения и коэффициента трения покоя.

Оборудование: брусок, динамометр, 3 груза весом по 1 Н, линейка.

Ход работы.

  1. С помощью динамометра измерьте вес бруска Р.
  2. Расположите брусок горизонтально на линейке. С помощью динамометра измерьте максимальную силу трения покоя Fтр 0 .
  3. Равномерно двигая, брусок по линейке измерьте силу трения скольжения Fтр.
  4. Разместите груз на бруске. Повторите измерения.
  5. Добавьте второй груз. Повторите измерения.
  6. Добавьте третий груз. Снова повторите измерения.
  7. Результаты занесите в таблицу:
  1. Постройте графики зависимости силы трения от веса тела:

Fупр, Н

0 1,0 2,0 3,0 4,0 Р, Н

  1. По графику найдите средние значения веса тела, силы трения покоя и силы трения скольжения. Рассчитайте средние значения коэффициента трения покоя и коэффициента трения скольжения:

μ ср 0 = Fср.тр 0 ; μ ср = Fср.тр ;

Рср Рср

  1. Сделайте вывод.

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 3.

«Изучение движения тела под действием нескольких сил».

Цель: Изучить движение тела под действием сил упругости и тяжести. Сделать вывод о выполнении II закона Ньютона.

Оборудование: штатив, динамометр, груз массой 100 г на нити, круг из бумаги, секундомер, линейка.

Ход работы.

  1. Подвесьте груз на нити с помощью штатива над центром круга.
  2. Раскрутите брусок в горизонтальной плоскости, двигаясь по границе круга.

R F упр

  1. Измерьте время t, за которое тело совершает не менее 20 оборотов n.
  2. Измерьте радиус круга R.
  3. Отведите груз на границу круга, с помощью динамометра измерьте равнодействующую силу, равную силе упругости пружины F упр.
  4. Используя II закона Ньютона, рассчитайте центростремительное ускорение:

F = m . а цс ; а цс = v 2 ; v = 2 . π . R ; Т = _ t _ ;

R Т n

А цс = 4. π 2 . R . n 2 ;

(π 2 можно принять равным 10).

  1. Рассчитайте равнодействующую силу m . а цс .
  2. Результаты занесите в таблицу:
  1. Сделайте вывод.

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 4.

«Измерение ускорения свободного падения».

Цель: Измерить ускорение свободного падения с помощью маятника. Сделать вывод о совпадении полученного результата со справочным значением.

Оборудование: штатив, шарик на нити, динамометр, секундомер, линейка.

Ход работы.

  1. Подвесьте шарик на нити с помощью штатива.
  1. Толчком отклоните шарик от положения равновесия.
  1. Измерьте время t, за которое маятник совершает не менее 20 колебаний (одно колебание – это отклонение в обе стороны от положения равновесия ).
  1. Измерьте длину подвеса шарика l.
  1. Используя формулу периода колебаний математического маятника, рассчитайте ускорение свободного падения:

Т = 2.π. l ; Т = _ t _ ; _ t _ = 2.π. l ; _ t 2 = 4.π 2 . l

G n n g n 2 g

G = 4. π 2 . l. n 2 ;

(π 2 можно принять равным 10).

  1. Результаты занесите в таблицу:
  1. Сделайте вывод.

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 5.

«Опытная проверка закона Гей-Люссака».

Цель: Исследовать изобарный процесс. Сделать вывод о выполнении закона Гей-Люссака.

Оборудование: пробирка, стакан с горячей водой, стакан с холодной водой, термометр, линейка.

Ход работы.

  1. Поместите пробирку открытым концом вверх в горячую воду для прогревания воздуха в пробирке не менее 2 – 3 минут. Измерьте температуру горячей воды t 1 .
  2. Закройте большим пальцем отверстие пробирки, достаньте пробирку из воды и поместите в холодную воду, перевернув пробирку. Внимание! Чтобы воздух не вышел из пробирки, палец отвести от отверстия пробирки только под водой.
  3. Оставьте пробирку открытым концом вниз в холодной воде несколько минут. Измерьте температуру холодной воды t 2 . Наблюдайте подъём воды в пробирке.
  1. После прекращения подъёма уравняйте поверхность воды в пробирке с поверхностью воды в стакане. Теперь давление воздуха в пробирке равно атмосферному давлению, т.е. выполняется условие изобарного процесса Р = const. Измерьте высоту воздуха в пробирке l 2 .
  2. Вылейте воду из пробирки и измерьте длину пробирки l 1 .
  3. Проверьте выполнение закона Гей-Люссака:

V 1 = V 2 ; V 1 = _ T 1 .

T 1 T 2 V 2 T 2

Отношение объёмов можно заменить отношением высот столбиков воздуха в пробирке:

l 1 = T 1

L 2 T 2

  1. Переведите температуру из шкалы Цельсия в абсолютную шкалу: Т = t + 273.
  2. Результаты занесите в таблицу:
  1. Сделайте вывод.

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 6 .

«Измерение коэффициента поверхностного натяжения».

Цель: Измерить коэффициент поверхностного натяжения воды. Сделать вывод о совпадении полученного значения со справочным значением.

Оборудование: пипетка с делениями, стакан с водой.

Ход работы.

  1. Наберите воду в пипетку.
  1. По капле выливайте воду из пипетки. Отсчитайте количество капель n, соответствующих определённому объёму воды V(например, 0,5 см 3 ), вылившейся из пипетки.
  1. Рассчитайте коэффициент поверхностного натяжения: σ = F , где F = m . g; l = π .d

σ = m . g , где m = ρ .V σ = ρ .V. g

π .d n π .d . n

ρ = 1,0 г/см 3 – плотность воды; g = 9,8 м/с 2 – ускорение свободного падения; π = 3,14;

d = 2 мм – диаметр шейки капли, равный внутреннему сечению носика пипетки.

  1. Результаты занесите в таблицу:
  1. Сравните полученное значение коэффициента поверхностного натяжения со справочным значением: σ спр. = 0, 073 Н/м.
  1. Сделайте вывод.

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 7.

«Измерение модуля упругости резины».

Цель: Определить модуль упругости резины. Сделать вывод о совпадении полученного результата со справочным значением.

Оборудование: штатив, кусок резинового шнура, набор грузов, линейка.

Ход работы.

  1. Подвесьте резиновый шнур с помощью штатива. Измерьте расстояние между метками на шнуре l 0 .
  2. Прикрепите к свободному концу шнура грузы. Вес грузов равен силе упругости F, возникающей в шнуре при деформации растяжения.
  3. Измерьте расстояние между метками при деформации шнура l.
  1. Рассчитайте модуль упругости резины, используя закон Гука: σ = Е. ε, где σ = F

– механическое напряжение, S = π . d 2 - площадь сечения шнура, d – диаметр шнура,

ε = Δl = (l – l 0 ) – относительное удлинение шнура.

4 . F = E . (l – l 0 ) E = 4 . F . l 0 , где π = 3,14; d = 5 мм = 0,005 м.

π . d 2 l π.d 2 .(l –l 0 )

  1. Результаты занесите в таблицу:
  1. Сравните полученное значение модуля упругости со справочным значением:

Е спр . = 8 . 10 8 Па.

  1. Сделайте вывод.

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 8.

«Исследование зависимости силы тока от напряжения».

Цель: Построить ВАХ металлического проводника, с помощью полученной зависимости определить сопротивление резистора, сделать вывод о характере ВАХ.

Оборудование: Батарея гальванических элементов, амперметр, вольтметр, реостат, резистор, соединительные провода.

Ход работы.

  1. Снять показания с амперметра и вольтметра, регулируя напряжение на резисторе с помощью реостата. Результаты занести в таблицу:

U, В

I, А

  1. По данным из таблицы построить ВАХ:

I, А

U, В

0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2 1,4 1,6 1,8

  1. По ВАХ определить средние значения тока Iср и напряжения Uср.
  1. Рассчитать сопротивление резистора, используя закон Ома:

Uср

R = .

Iср

  1. Сделать вывод.

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 9.

«Измерение удельного сопротивления проводника».

Цель: Определить удельное сопротивление никелинового проводника, сделать вывод о совпадении полученного значения со справочным значением.

Оборудование: Батарея гальванических элементов, амперметр, вольтметр, никелиновая проволока, линейка, соединительные провода.

Ход работы.

1) Собрать цепь:

А V

3) Измерить длину проволоки. Результат занести в таблицу.

R = ρ. l / S – сопротивление проводника; S = π . d 2 / 4 – площадь сечения проводника;

ρ = 3,14 . d 2 . U

4.I . l

d, мм

l, м

U, В

I, А

ρ , Ом. мм 2 / м

0,50

6) Сравнить полученное значение со справочным значением удельного сопротивления никелина:

0,42 Ом.. мм 2 / м.

7) Сделать вывод.

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 10.

«Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

Цель: Сделать вывод о выполнении законов последовательного и параллельного соединения проводников.

Оборудование : Батарея гальванических элементов, амперметр, вольтметр, два резистора, соединительные провода.

Ход работы.

1) Собрать цепи: а) с последовательным и б) параллельным соединением

Резисторов:

А V A V

R 1 R 2 R 1

2) Снять показания с амперметра и вольтметра.

R пр = ;

А) R тр = R 1 + R 2 ; б) R 1 .R 2

R тр = .

(R 1 + R 2 )

Результаты занести в таблицу:

5) Сделать вывод.

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 11.

«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

Цель: Измерить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, объяснить причину отличия измеренного значения ЭДС от номинального значения.

Оборудование: Источник тока, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.

Ход работы.

1) Собрать цепь:

А V

2) Снять показания с амперметра и вольтметра. Результаты занести в таблицу.

3 ) Разомкнуть ключ. Снять показания с вольтметра (ЭДС). Результат занести в таблицу. Сравнить измеренное значение ЭДС с номинальным значением: ε ном = 4,5 В.

I . (R + r) = ε; I . R + I . r = ε; U + I . r = ε; I . r = ε – U;

ε – U

5) Результат занести в таблицу:

I, А

U, В

ε, В

r, Ом

6) Сделать вывод.

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 12.

«Наблюдение действия магнитного поля на ток».

Цель: Установить направление тока в витке, используя правило левой руки. Сделать вывод, от чего зависит направление силы Ампера.

Оборудование: Проволочный виток, батарея гальванических элементов, ключ, соединительные провода, дугообразный магнит, штатив.

Ход работы .

1) Собрать цепь:

2) Поднести магнит к витку без тока. Объяснить наблюдаемое явление.

3) Поднести к витку с током сначала северный полюс магнита (N), затем – южный (S). Показать на рисунке взаимное расположение витка и полюсов магнита, указать направление силы Ампера, вектора магнитной индукции и тока в витке:

4) Повторить опыты, поменяв направление тока в витке:

S S

5 ) Сделать вывод.

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 13.

«Наблюдение отражения света».

Цель: наблюдать явление отражения света. Сделать вывод о выполнении закона отражения света.

Оборудование: источник света, экран с щелью, плоское зеркало, транспортир, угольник.

Ход работы.

  1. Начертите прямую линию, вдоль которой расположите зеркало.
  1. Направьте луч света на зеркало. Отметьте двумя точками падающий и отражённый лучи. Соединив точки, постройте падающий и отражённый лучи, в точке падения пунктиром восстановите перпендикуляр к плоскости зеркала.

1 1’

2 2’

3 3’

α γ

в центре листа).

  • С помощью экрана получите тонкий луч света.
  • Направьте луч света на пластину. Отметьте двумя точками падающий луч и луч, вышедший из пластины. Соединив точки, постройте падающий луч и вышедший луч. В точке падения В пунктиром восстановите перпендикуляр к плоскости пластины. Точка F – место выхода луча из пластины. Соединив точки В и F, постройте преломленный луч ВF.
  • А Е

    α

    В

    β

    D С

    F

    1. Для определения показателя преломления используем закон преломления света:

    n = sin α

    sin β

    1. Постройте окружность произвольного радиуса (взять радиус окружности как можно больше ) с центром в точке В.
    2. Обозначьте точку А пересечения падающего луча с окружностью и точку С пересечения преломленного луча с окружностью.
    3. Из точек А и С опустить перпендикуляры на перпендикуляр к плоскости пластины. Полученные треугольники ВАЕ и ВСD – прямоугольные с равными гипотенузами ВА и ВС (радиус окружности).
    4. С помощью решётки получите изображения спектров на экране, для этого рассматривайте нить накаливания лампы через щель в экране.

    1 max

    b

    φ а

    0 max (щель)

    дифракционная

    решётка b

    1 max

    экран

    1. C помощью линейки на экране измерьте расстояние от щели до красного максимума первого порядка.
    2. Аналогичное измерение сделайте для фиолетового максимума первого порядка.
    3. Рассчитайте длины волн, соответствующие красному и фиолетовому концам спектра, с помощью уравнения дифракционной решётки: d . sin φ = k . λ, где d – период дифракционной решётки.

    d = 1 мм = 0,01 мм = 1 . 10 -2 мм = 1 . 10 -5 м; k = 1; sin φ = tg φ = a (для малых углов).

    100 b

    λ = d.b

    а

    1. Сравните полученные результаты со справочными значениями: λк = 7,6 . 10 -7 м; λф = 4,.0 . 10

      Лабораторная работа № 16.

      «Наблюдение линейчатых спектров».

      Цель: наблюдать и зарисовать спектры инертных газов. Сделать вывод о совпадении полученных изображений спектров со стандартным изображениями.

      Оборудование: источник питания, высокочастотный генератор, спектральные трубки, стеклянная пластина, цветные карандаши.

      Ход работы.

      1. Получите изображение спектра водорода. Для этого рассматривайте светящийся канал спектральной трубки через непараллельные грани стеклянной пластины.
      1. Зарисуйте спектр водорода (Н) :

      400 600 800, нм

      1. Аналогично получите и зарисуйте изображения спектров:

      криптона (Кr)

      400 600 800, нм

      гелия (Не)

      400 600 800, нм

      неона (Nе)

      1. Переведите треки частиц в тетрадь (через стекло), располагая их по углам страницы .
      2. Определите радиусы кривизны треков R I , R II , R III , R IV . Для этого проведите две хорды из одной точки траектории, постройте серединные перпендикуляры к хордам. Точка пересечения перпендикуляров – центр кривизны трека О. Измерьте расстояние от центра до дуги. Полученные значения занесите в таблицу.

      R R

      О

      1. Определите удельный заряд частицы, сравнив его с удельным зарядом протона Н 11 q = 1.

      m

      На заряженную частицу в магнитном поле действует сила Лоренца: Fл = q . B. v. Эта сила сообщает частице центростремительное ускорение: q . B . v = m. v 2 q пропорционален 1 .

      R m R

      -

      1,00

      II

      Дейтрон Н 12

      0,50

      III

      Тритон Н 13

      0,33

      IV

      α – частица Не 24

      0,50

      1. Сделайте вывод.

      ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ

      В соответствии с Рабочей программой дисциплины «Физика» студенты очной формы обучения изучают курс физики в течение первых трех семестров:

      Часть 1: Механика и молекулярная физика (1 семестр).
      Часть 2: Электричество и магнетизм (2 семестр).
      Часть 3: Оптика и атомная физика (3 семестр).

      При изучении каждой части курса физики предусматриваются следующие виды работ:

      1. Теоретическое изучение курса (лекции).
      2. Упражнения по решению задач (практические занятия).
      3. Выполнение и защита лабораторных работ.
      4. Самостоятельное решение задач (домашние задания).
      5. Контрольные работы.
      6. Зачет.
      7. Консультации.
      8. Экзамен.


      Теоретическое изучение курса физики.


      Теоретическое изучение физики проводится на поточных лекциях, читаемых в соответствии с Программой курса физики. Лекции читаются по расписанию кафедры. Посещение лекций для студентов обязательно.

      Для самостоятельного изучения дисциплины студенты могут воспользоваться списком основной и дополнительной учебной литературы, рекомендованной для соответствующей части курса физики, или учебными пособиями, подготовленными и изданными сотрудниками кафедры. Учебные пособия по всем частям курса физики имеются в открытом доступе на сайте кафедры.


      Практические занятия

      Параллельно с изучением теоретического материала студент обязан освоить методы решения задач по всем разделам физики на практических занятиях (семинарах). Посещение практических занятий обязательно. Семинары проводятся в соответствии с расписанием кафедры. Контроль текущей успеваемости студентов осуществляется преподавателем, ведущим практические занятия по следующим показателям:

      • посещаемости практических занятий;
      • эффективности работы студента в аудитории;
      • полноте выполнения домашних заданий;
      • результатам двух аудиторных контрольных работ;

      Для самостоятельной подготовки студенты могут воспользоваться учебными пособиями по решению задач, подготовленными и изданными сотрудниками кафедры. Учебные пособия по решению задач по всем частям курса физики имеются в открытом доступе на сайте кафедры.


      Лабораторные работы

      Лабораторные работы имеют целью ознакомить студента с измерительной аппаратурой и методами физических измерений, проиллюстрировать основные физические законы. Лабораторные работы выполняются в учебных лабораториях кафедры физики по описаниям, подготовленным преподавателями кафедры (имеются в открытом доступе на сайте кафедры), и согласно расписанию кафедры.

      В каждом семестре студент должен выполнить и защитить 4 лабораторные работы.

      На первом занятии преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности, сообщает каждому студенту индивидуальный перечень лабораторных работ. Студент выполняет первую лабораторную работу, заносит результаты измерений в таблицу и делает соответствующие вычисления. Итоговый отчет о лабораторной работе студент должен подготовить дома. При подготовке отчета необходимо воспользоваться учебно-методической разработкой «Введение в теорию измерений» и «Методическими указаниями для студентов по оформлению лабораторных работ и расчету ошибок измерений» (имеются в открытом доступе на сайте кафедры).

      К следующему занятию студент обязан предъявить полностью оформленную первую лабораторную работу и подготовить конспект следующей работы из своего перечня. Конспект должен соответствовать требованиям к оформлению лабораторной работы, включать в себя теоретическое введение и таблицу, куда будут заноситься результаты предстоящих измерений. В случае невыполнения этих требований к выполнению следующей лабораторной работы студент не допускается.

      На каждом занятии, начиная со второго, студент защищает предыдущую полностью оформленную лабораторную работу. Защита заключается в объяснении полученных экспериментальных результатов и ответе на контрольные вопросы, приведенные в описании. Лабораторная работа считается полностью выполненной при наличии подписи преподавателя в тетради и соответствующей отметки в журнале.

      После выполнения и защиты всех лабораторных работ, предусмотренных учебным планом, преподаватель, ведущий занятия, ставит отметку «зачет» в лабораторном журнале.

      Если по какой-либо причине студент не смог выполнить учебный план по лабораторному физическому практикуму, то это можно сделать на дополнительных занятиях, которые проводятся по расписанию кафедры.

      Для подготовки к занятиям студенты могут воспользоваться методическими рекомендациями по выполнению лабораторных работ, имеющимися в открытом доступе на сайте кафедры.

      Контрольные работы

      Для текущего контроля успеваемости студента в каждом семестре на практических занятиях (семинарах) проводится две аудиторные контрольные работы. В соответствии с балльно ‑ рейтинговой системой кафедры каждая контрольная работа оценивается из расчета 30 баллов. Полная сумма баллов набранных студентом при выполнении контрольных работ (максимальная сумма за две контрольные работы равна 60), используется для формирования рейтинга студента и учитывается при выставлении итоговой оценки по дисциплине «Физика».


      Зачет

      Зачёт по физике студент получает при условии, что выполнены и защищены 4 лабораторные работы (в лабораторном журнале имеется отметка о выполнении лабораторных работ) и сумма балов текущего контроля успеваемости больше или равна 30. Зачёт в зачётную книжку и ведомость проставляет преподаватель, ведущий практические занятия (семинары).

      Экзамен

      Экзамен проводится по билетам, утвержденным на кафедре. В каждый билет включены два теоретических вопроса и задача. Для облегчения подготовки студент может воспользоваться списком вопросов для подготовки к экзамену, на основании которых сформированы билеты. Список вопросов экзамена имеется в открытом доступе на сайте кафедры физики.

      1. полностью выполнены и защищены 4 лабораторные работы (в лабораторном журнале имеется отметка о зачете по лабораторным работам);
      2. общая сумма баллов текущего контроля успеваемости за 2 контрольные работы больше или равна 30 (из 60 возможных);
      3. отметка "зачтено" проставлена в зачётной книжке и зачётной ведомости

      При невыполнении п. 1 студент имеет право участвовать в дополнительных занятиях по лабораторному практикуму, которые проводятся по расписанию кафедры. При выполнении п. 1 и невыполнении п. 2 студент имеет право набрать недостающие баллы на зачётных комиссиях, которые проводятся в период сессии по расписанию кафедры. Студенты, набравшие при текущем контроле успеваемости 30 баллов и более, на экзаменационную комиссию для увеличения рейтингового балла не допускаются.

      Максимальная сумма баллов, которую может набрать студент при текущем контроле успеваемости, равна 60. При этом максимальная сумма баллов за одну контрольную 30 (за две контрольные 60).

      Студенту, посетившему все практические занятия и активно на них работавшему, преподаватель имеет право добавить не более 5 баллов (полная сумма баллов текущего контроля успеваемости, при этом, не должна превышать 60 баллов).

      Максимальная сумма баллов, которую может набрать студент по результатам экзамена равна 40 баллов.

      Итоговая сумма баллов, набранная студентом за семестр, является основой для выставления оценки по дисциплине «Физика» в соответствии со следующими критериями:

      • если сумма баллов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (экзамена) менее 60 баллов, то ставится оценка «неудовлетворительно» ;
      • 60 до 74 баллов, то ставится оценка «удовлетворительно» ;
      • если сумма баллов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (экзамена) попадает в диапазон от 75 до 89 баллов, то ставится оценка «хорошо» ;
      • если сумма баллов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (экзамена) попадает в диапазон от 90 до 100 баллов, то ставится оценка «отлично».

      Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» выставляются в экзаменационную ведомость и зачётную книжку. Оценка «неудовлетворительно» выставляется только в ведомость.

      ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

      Ссылки для скачивания лабораторных работ *
      *Чтобы скачать файл, нажмите на ссылку правой кнопкой мыши и выберите пункт "Сохранить объект как..."
      Для чтения файла необходимо скачать и установить программу Adobe Reader



      Часть 1. Механика и молекулярная физика


























      Часть 2. Электричество и магнетизм



















      Часть 3. Оптика и атомная физика
















      Похожие статьи

    © 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.